Этнокультурное образование хакасов в общеобразовательной национальной школе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Елисеева, Антонина Петровна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 196
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Елисеева, Антонина Петровна
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Специфика этнической культуры хакасов
1.2. Этнокультурная и поликультурная направленность образования
1.3. Обоснование модели этнокультурного образования в Республике Хакасия 62 ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Условия построения программы для национальной школы в Республике Хакасия
2.2.Технология реализации этнокультурного образования школьников
2.3. Опытно-экспериментальная работа по этнокультурному образованию в школах Хакасии 124 ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 156 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 161 БИБЛИОГРАФИЯ 165 ПРИЛОЖЕНИЕ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Подготовка старшеклассников к профессиональному самоопределению на основе идей народной педагогики2010 год, кандидат педагогических наук Чаптыкова, Ольга Юрьевна
Профессиональная подготовка учителей начальных классов к работе в национальной школе в поликультурном регионе: На материале Республики Хакасия2003 год, кандидат педагогических наук Мирошниченко, Влада Валерьевна
Патриотическое воспитание младших школьников средствами музейной педагогики2010 год, кандидат педагогических наук Макарчук, Яна Владимировна
Этнокультурное образование русских школьников в полиэтническом регионе: На материале Республики Бурятия2005 год, доктор педагогических наук Солодухина, Татьяна Константиновна
Воспитание гуманности у младших подростков на этнокультурных традициях хакасов1999 год, кандидат педагогических наук Сагоякова, Наталья Федоровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этнокультурное образование хакасов в общеобразовательной национальной школе»
Актуальность темы исследования. В современных условиях система национальных школ Российской Федерации переживает один из наиболее сложных и острых этапов своего развития. Поставленная перед необходимостью поиска адекватных ответов на глубочайшие изменения и запросы кризисной и переходной эпохи, национальная школа России развивается весьма неоднозначно и противоречиво. Сегодня накоплено значительное число опытно-практических и научно-технических разработок, пытающих решить проблемы национальной школы как органичного звена российской государственной системы образования, определить цели и ресурсы необходимых изменений.
Однако, отсутствие четкого понимания места и роли национальных институтов образования в проходящих в России современных социокультурных процессах, необходимость теоретического осмысления предлагаемых моделей образования, оценка их практической значимости, выдвигают в число актуальных проблем научный анализ национальной школы и ее соответствия требованиям поликультурного общества.
Национальная школа в своем развитии отражала всю сложность, противоречивость происходящих в стране экономических, социальных процессов. Централизованное управление и контроль, создание единой экономики в стране объективно вызвали политику русификации. Вся идеологическая работа в области народного образования направлялась на реализацию этой политики.
Как одна из деформаций сложившейся системы народного образования явилось то, что она не проявляла должной заботы о сохранении национальных языков, слабо приобщала учащихся к культуре родного народа, его традициям, не способствовала формированию у молодых людей национального самосознания. Под угрозой оказались материальные, духовные, интеллектуальные, нравственные ценности народов.
В результате появилось поколение людей, которые слабо владеют родным языком, не знают обычаев, истории и культуры своего народа. Идет тенденция отхода молодежи от традиционного образа жизни, происходит утрата сформированных веками нравственно-эстетических понятий, духовных ценностей народа. Происходит разрыв связей времен и поколений. Известно, что человек без прошлого, не знающий истории своего народа, оказывается нравственно бесперспективным.
Говоря о национальной школе в Хакасии, следует отметить следующее. До создания письменности и выхода первых учебников обучение хакасских детей проводилось на русском языке. С созданием алфавита были организованы школы, обучение в которых велось на родном языке. С 1930 года обучение на родном языке проводилось уже в объеме семи классов. В последующие годы родной язык и литература преподавались и в старших классах национальной школы. В начальных классах русский язык стал предметом изучения с первого класса, а родной язык остался языком обучения. В старших же классах хакасские дети обучаются на русском языке, а родной язык и родная литература изучаются как предмет.
Закон 1958 г. «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», предоставив родителям во-избежании языковых перегрузок у детей - право выбора школы, не отменяя формально принципа «школа на родном языке», решительно повернул ситуацию для массового перевода большей части национальных школ РСФСР на русский язык обучения, для превращения их в обычные русские школы с дополнительным родным языком как учебным предметом. С этого времени национальные школы быстро утрачивают остатки национального качества, переходя на русский язык обучения не только в среднем, но и в начальном звене и переводя родной язык в статус рядового учебного предмета.
Деятельность национальной школы Хакасии привела к тому, что к 1997 - 1998 учебному году хакасский язык изучали около 70 % школьников, а в пределах начальной школы на родном языке обучались только 22% детей хакасской национальности.
Исторический опыт национального образования в России и в частности в Хакасии свидетельствует, что национальная школа отразила в своем развитии все существенные деформации национальных отношений на протяжении всей истории страны. В результате в 30-80-е годы она перестала удовлетворять этнокультурные потребности более шестидесяти этносов РСФСР. Формально-бюрократическая модель национального образования создала ассимилирующий или же компенсирующий тип национальной школы, в котором этнический компонент стал простой «добавкой» к обычной русской школе, а не системообразующим фактором, определяющим, в конечном счете, как образ мира, так и образ жизни субъектов образовательного процесса. В то же время стало ясно, что решение назревших проблем национальной школы в рамках старой образовательной системы невозможно. В современных условиях возникла необходимость в разработке новых концепций национального образования, предусматривающих этнокультурную модель национальной школы и основывающихся на личностно ориентированной образовательной парадигме.
Сегодня поиск направления и способов реформирования национальной школы является одной из важных задач модернизации российского образования. Наиболее значимой тенденцией этого процесса является переход от единой школы на русскоязычной основе к широкому многообразию национальных школ с восстановлением преподавания на родном языке и расширением в содержании образования представительства национальной культуры.
Необходимость возрождения национальных языков, расширения сферы их функционирования, развития национальных культур, сохранения самобытности народов Сибири требует разработки основных положений развития национальных школ.
Анализ изученной нами литературы позволил выявить следующие подходы к исследованию.
Вопросы этнических отношений рассматриваются в работах Ю. В. Бромлея, JL Н. Гумилева, С. И. Королева, Н. М. Лебедевой и др.
Изучению этнической культуры народов посвящены работы
A. И. Арнольдова, М. М. Бахтина, JI. Н. Гумилева, Д. С. Лихачева, Ю. М. Лотман.
Пути реализации этнокультурной направленности образования мы находим в работах Г. Н. Волкова, С. И. Гессена, М. Н. Кузьмина, Б. Т. Лихачева, В. Д. Шадрикова, В. К. Шаповалова и др.
Значительный вклад в разработку проблемы национальных школ внесли Д. М. Бурхинов, А. Я. Данилюк, Е. П. Жиркова М. Н. Кузьмин,
B. И. Матис, С. Д. Намсараев и др.
Существует значительное количество публикаций по формированию этнопедагогической культуры учителя. К ним относятся работы Ш. М.-Х Арсалиева, С. П. Беловоловой, Т. И. Березиной, Е. П. Белозерцева, Г. Ю. Нагорной, А. Н. Орлова, О. И. Пономарева, М. Г. Харитонова и др.
Особенности этнической культуры хакасов отражены в работах Л. В. Анжигановой, В. Я. Бутанаева, Н. Ф. Катанова, Б. М. Ховратовича, и др.
В связи с современным развитием межнациональных отношений, обострением этнических противоречий, основная задача образования состоит в духовном возрождении национальных традиций. Одним из приоритетных направлений совершенствования многонационального общества является развитие этнокультурного образования.
Несмотря на значительное количество работ, по интересующей нас проблеме, вопросы этнокультурного образования хакасов изучены недостаточно. В частности не исследованы многие аспекты этнической культуры хакасского народа ее роль и место в современном воспитании учащихся. Не определено содержание этнокультурного образования хакасов, условия и особенности процесса формирования их национального самосознания в общеобразовательной школе.
Таким образом, прослеживается противоречие между потребностью в этнокультурном образовании хакасов и отсутствием теоретических моделей, содержания и технологий его осуществления в условиях общеобразовательной национальной школы.
Проблема исследования заключается в определении теоретических оснований содержания и технологии этнокультурного образования хакасов в общеобразовательной школе.
Вышеизложенное определило выбор темы нашего исследования: «Этнокультурное образование хакасов в общеобразовательной национальной школе».
Объект исследования: процесс этнокультурного образования хакасов в общеобразовательной национальной школе.
Предмет исследования: влияние этнокультурных факторов и условий на формирование содержания и технологии этнокультурного образования хакасов в национальной школе.
Цель исследования: разработать и обосновать модель, программу, адаптировать личностно ориентированную технологию (И. С. Якиманской) к этнокультурному образованию школьников, выявить условия их эффективного функционирования.
Задачи исследования: проанализировать этнокультурные и этнолингвистические традиции хакасского народа, определить их влияние на педагогический процесс в общеобразовательной национальной школе Республики Хакасия; разработать и обосновать модель этнокультурного образования школьников в общеобразовательной национальной школе; определить содержание и составить программу этнокультурного образования для учащихся начальных классов национальной школы Республики Хакасия; адаптировать технологию личностно ориентированного обучения (И. С. Якиманской) к специфике этнокультурного образования учащихся начальных классов хакасской национальной школы; провести экспериментальную проверку модели, содержания и технологии этнокультурного образования в национальной хакасской школе, выявить условия их эффективной реализации.
Гипотеза исследования: реализация этнокультурного образования хакасов будет проходить эффективно, если: процесс этнокультурного образования хакасских школьников будет смоделирован на основе внешних (окказиональных, институциональных, внеинституциональных) и внутренних (этнопсихологических, возрастных и индивидуальных) условий; содержание этнокультурного образования хакасов будет включать сведения об истории Хакасии, родного языка, фольклоре, бытовых традициях коренного населения республики, их материальной и духовной культуре, семейно-бытовой обрядности и т. д., что позволит корректировать влияние окказиональных факторов и определить роль и место этнокультурной идентичности в системе общемировых ценностей; технология этнокультурного образования учащихся, будет построена на принципах личностно ориентированного обучения, и обеспечивать: вариативность содержания, способов и форм его усвоения, стимулирование и поддержку образовательной активности обучающихся, с учетом их этнопсихологических и индивидуальных особенностей.
Методологической основой исследования является этнокультурный подход, характеризующий образование как важнейший компонент культуры, что позволяет определить образование не только как средство трансляции, формирования у обучающихся знаний, умений и навыков, но и путь достижения более высокой цели - становление личности растущего человека как носителя и творца культуры, представителя этноса бережно относящегося к не только к наследию своего народа, но и к общечеловеческим ценностям. Данный подход находит отражение в работах Г. Н. Волкова, С. И. Гессена, К. Б. Жарикбаева, П. Ф. Каптерева, Б. Т. Лихачева, Ж.Ж. Наурызбая, В. А. Полякова, В. Д. Шадрикова, В. К. Шаповалова и др.
Исследование процесса этнокультурного образования осуществлялось с опорой на принципы объективности и историзма. Данные принципы позволили нам понять современное состояние проблемы и наметить перспективы ее исследования на будущее. Этнокультурное образование хакасов рассматривается нами как органическое целое, которое в процессе своего развития претерпевает определенные изменения.
Теоретической базой нашего исследования явились работы, раскрывающие культурологические основания образования и проблемы национальной школы (Д. М. Бурхинов, С. И. Гессен, П. Ф. Каптерев, В. И. Матис, С. Д. Намсараев, В. В. Розанов, Э. Г. Скибицкий, В. Н. Сорока-Росинский, К. Д. Ушинский, В. К. Шаповалов и др.); этнокультурные особенности образования (С. П. Беловолова, Т. И. Березина, Г. Н. Волков, В. А. Зверев, В. И. Матис, В. В. Модорова, Т. Н. Петрова и др.); проблему этнопедагогической подготовки учителя (Г. П. Вайгульт, В. В. Мирошниченко, М. А. Николаев, М. Г. Харитонов и др.); этнографические и этнопедагогические исследования этнической культуры хакасов (В. Я. Бутанаев, Н. П. Дыренкова, Н. Н. Козьмин, Я. И. Линденау, Г. Ф. Миллер, К. М. Патачаков и др.); этапы этнопедагогической подготовки учителя (И. А. Арабов, Е. П. Белозерцев, Г. Ю Нагорная, А. Н. Орлов, и др.), реализацию национально-регионального компонента образования (Л. Н. Беленчук, А. Я. Данилюк, М. Н. Кузьмин, М. Н. Хасанов и др.).
Методы исследования. В процессе исследования применялись следующие группы методов: общенаучные методы — теоретического анализа, обобщения, абстрагирования научно-педагогических, этнографических, культурологических источников;
- педагогические методы - анкетирование, беседа, тестирование, изучение и обобщение педагогического опыта, констатирующий и формирующий эксперимент;
- методы математической обработки данных. С помощью критерия G знаков проводилась проверка гипотезы: HQ - сдвиг в сторону глубокого знания этнической культуры хакасов является случайным. В качестве альтернативной гипотезы выступало Hj: сдвиг в сторону глубокого знания этнической культуры хакасов является неслучайным. Было определено эмпирическое значение (G3M„ = 0), критические значения GKp = 38 (при уровне значимости р < 0,05); GKp = 35 (при уровне значимости р < 0,01), т. к. G3Mn < GKp, то принимается гипотеза Нь'сдвиг достоверен (р < 0,01).
Экспериментальной базой исследования явились средняя общеобразовательная школа № 22 (с национальными классами) и основная общеобразовательная национальная школа № 28 г. Абакана Республики Хакасия. В эксперименте участвовало 106 человек.
Источники исследования: труды отечественных и зарубежных философов, культурологов, этнологов, социологов, педагогов, историков педагогики; законодательные, нормативные и программно-методические документы, научные труды по вопросам этнокультурного образования.
Исследование проводилось в несколько этапов:
Первый этап (2000—2001 гг.) - поисково-аналитический. На данном этапе проводился анализ литературы по проблеме исследования; разработка теоретических и методических основ этнокультурного образования; уточнение целей, задач и содержания экспериментальной работы.
Второй этап (2002-2005 гг.) - экспериментальный. Проведение эксперимента на базе общеобразовательных школ г. Абакана. Определение критериев эффективности системы этнокультурного образования школьников.
Третий этап (2006-2008 гг.) - обобщающий. Систематизация и теоретическое обобщение результатов опытно-экспериментальной работы. и
Оформление и публикация полученных результатов в диссертационное исследование.
Научная новизна: модель этнокультурного образования школьников разработана на основе воздействия этнокультурного образовательного пространства Хакас-сии, включающего: институциональное, внеинституциональное и окказиональное образование, на процесс становления этнокультурной идентичности хакасского школьника; в содержание этнокультурного образования введены новые сведения о культурных ценностях, истории, языке, фольклоре, обычаях, традициях, обрядах, промыслах, условиях быта хакасского народа; технология этнокультурного образования хакасов разработана на основе адаптации технологии личностно ориентированного обучения (И. С. Якиманской) с учетом этнопсихологических особенностей хакасских школьников; определены и охарактеризованы организационные, содержательные и технологические условия этнокультурного образования в национальной общеобразовательной хакасской школе.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что: — уточнена структурно-содержательная часть понятия «этнокультурное образование»; теория этнокультурного образования дополнена характеристиками модели этнокультурного образования школьников в общеобразовательной национальной школе, учитывающей взаимосвязь окказиональных и институциональных факторов; технология личностно ориентированного образования дополнена положениями, отражающими особенности ее реализации в процессе этнокультурного образования младших школьников национальной хакасской школы; информация об этнокультурных ценностях хакасского народа адаптирована к содержанию этнокультурного образования в начальной национальной хакасской школе; организационные, содержательные и технологические условия этнокультурного образования раскрывают особенности подготовки этнопедаго-гических кадров и процесса этнокультурного образования младших школьников.
Практическая значимость: разработана программа этнокультурного образования «Культура и быт хакасов» для учащихся начальных классов. Даны методические рекомендации по реализации данной программы. Разработанная модель положена в основу организации процесса этнокультурного образования в средней общеобразовательной школе № 22 (с национальными классами) и основной общеобразовательной школе № 28 г. Абакана Республики Хакасия. Результаты исследования в дальнейшем могут быть использованы в этнопедагогических и этнопсихологических исследованиях.
Основные положения выносимые на защиту:
1. Этническая культура хакасов определяет основы и содержание этнокультурного образования в национальной школе. Необходимо учитывать, что влияние окказиональных факторов может давать как положительный, так и отрицательный эффект в становлении этнокультурной идентичности личности, поэтому оно должно корректироваться институциональными факторами, в частности работой национальной школы. Эффективность этой работы во многом зависит от влияния внеинституцио-нальных факторов. Это определяет необходимость всемерно развивать и задействовать учреждения национальной культуры, дополнительного образования и др. Только на этой основе можно определить роль и место этнокультурных ценностей в системе общечеловеческих.
2. Содержание этнокультурного образования включает этнокультурные и региональные компоненты, способствующие формированию объективной картины мира. Оно знакомит с историей и бытом этноса, языком и фольклором, традициями, обычаями, обрядами, промыслами хакасского народа. Выступая связывающим звеном социального опыта, школа обеспечивает целостность и преемственность культурных традиций, их развитие и обогащение.
3. Реализация этнокультурного образования хакасов предусматривает использование технологии личностно ориентированного обучения. В данной системе образования принцип индивидуализации является основополагающим для построения образовательной среды. При организации учебно-воспитательного процесса необходимо учитывать ментальность и этнопсихологические особенности учащихся. В связи с этим необходима подготовка педагогических кадров, способных в конкретных региональных условиях организовать процесс обучения и воспитания детей в тесной связи с традициями и обычаями народа, на основе многовековой этнопедаго-гической культуры.
4. При организации этнокультурного образования важно, чтобы школьники участвовали в подготовке и проведении различных этнокультурных мероприятий, в организации и осуществлении посильных этнографических исследований, сборе фольклора, создании музеев, инсценировок, создании предметов быта, что будет способствовать формированию активной жизненной позиции.
Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечена научной методологией, системой методов адекватных целям исследования, проведением опытной апробации в практике обучения и воспитания учащихся начальных школ Республики Хакасия. Использованием математической обработки результатов эксперимента. Репрезентативностью полученных данных результатам аналогичных исследований.
Апробация и внедрение в практику результатов и выводов исследования.
Результаты исследования нашли свое отражение в докладах, методических рекомендациях автора. Материалы исследования обсуждались на межрегиональной научно-практической конференции (Абакан, 2004), всероссийской научно-практической конференции (Пенза, 2004), международных научно-практических конференциях (Новосибирск, 2005, Пенза, 2005).
Материалы исследования апробированы и внедрены в учебный процесс общеобразовательных школ № 22 (с национальными классами) и № 28 г. Абакана Республики Хакасия.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. Ее структура подчинена целям и задачам исследования.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Развитие этнического самосознания русскоязычных старшеклассников: на примере общеобразовательной школы Республики Казахстан2010 год, кандидат педагогических наук Нидерер, Наталья Васильевна
Осетинские этнокультурные традиции как содержательная основа нравственного воспитания младших школьников2005 год, кандидат педагогических наук Бесаева, Аза Герсановна
Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса в национальной школе: На материале Республики Калмыкия2005 год, кандидат педагогических наук Чокаева, Зоя Цеденовна
Этнокультурная направленность развития общего образования в Республике Алтай: 90-е гг. XX в. - начало XXI в.2003 год, кандидат педагогических наук Модорова, Валентина Васильевна
Формирование основ этнической культуры у младших школьников в учебном процессе: На примере башкирских школ2005 год, кандидат педагогических наук Гумерова, Фарида Фатхулловна
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Елисеева, Антонина Петровна
Выводы, сделанные нами в ходе исследования, показывают необходимость дальнейшего изучения проблем этнокультурного образования применительно ко всем ступеням образовательной системы.
165
Заключение
В ходе диссертационного исследования, проведенного нами, были изучены условия и средства реализации этнокультурного образования школьников. Нами был проведен анализ философской, фольклористической, психолого-педагогической, этнографической литературы по теме исследования. При исследовании мы основывались на работах М. М. Бахтина Д. М. Бурхинова, Ю. В. Бромлея, Г. Н. Волкова, С. И. Гессена, JI. Н. Гумилева, М. Н. Кузьмина, Д. С. Лихачева, В. И. Матиса, С. Д. Намсараева, В. Д. Шадрикова, В. К. Шаповалова и др., что позволило проанализировать проблему этнокультурного образования.
В процессе проведения исследования нами получены следующие научные результаты.
Мы проанализировали различные подходы авторов к понятиям «эт-нокультура», «поликультура», «мультикультура», «полиэтническая культура». Под этнической культурой мы понимаем компоненты материальной и духовной культуры, присущие определенному этносу и отражающие его ментальность, которая служит его отличительным признаком от культуры других сообществ. Она формируется под влиянием этнической письменности, фольклора, литературы, искусства, традиций и обычаев, в некоторых формах материальной культуры и служит средством их дальнейшего развития. Данный анализ позволил сделать вывод, что этнокультура является составной частью поликультуры.
Это позволило нам уточнить структурно-содержательную часть понятия этнокультурного образования, под которым мы понимаем совместную деятельность участников образовательного процесса, направленную на овладение богатствами этнокультуры, интегрирующуюся в общечеловеческие ценности и имеющую результатом этнокультурную идентичность личности.
Этнокультурная личность в нашем понимании — личность, знающая свою культуру, владеющая цельным мировоззрением и взаимодействующая с другими культурами.
Реализация этнокультурного образования будет протекать наиболее эффективно в условиях национальной школы. Нами охарактеризованы тенденции и условия развития национальной школы. Под национальной школой мы понимаем социокультурный институт, обеспечивающий реализацию этнокультурного образования школьников и формирование этнокультурной личности. Нами спроектирована и апробирована модель школы, занимающаяся этнокультурным образованием.
Охарактеризованы особенности осуществления этнокультурного образования в Республике Хакасия. Охарактеризованы тенденции в изменении содержания, форм и методов образования. Были определены условия реализации системы этнокультурного образования хакасов, дано обоснование средств и методов реализации этнокультурного подхода в образовании хакасов.
Нами была проведена опытно-экспериментальная работа по формированию национального самосознания школьников, которая показала эффективность предложенной нами модели этнокультурного образования школьников и технологии внедрения экспериментальной программы. Нами разработана программа этнокультурного образования для младших школьников. Диагностика результатов показала, что этнокультурное образование школьников имеет положительный результат.
Анализ проделанной работы приводит нас к следующим выводам:
1. Национальные обычаи и традиции являются эффективными регуляторами социального поведения и отражают психологический облик конкретного народа. Этнопедагогика хакасов олицетворяет собой думы и чаяния народа, отражает его идеалы, воззрения, представления о человеке, семье, детях, обществе, об их месте в мироздании, о воспитании подрастающего поколения. Для возрождения национальных, культурных ценностей необходимо создание системы этнокультурного образования.
2. Школа является центром реализации задач этнокультурного образования. Для удовлетворения этнокультурных потребностей школьников необходимо создание этнокультурного образовательного пространства.
3. Эффективность этнокультурного образования в регионе определяет необходимость создания следующих условий: организационные: изучение и анализ основных правовых документов, этнокультурных потребностей населения республики, на основе этого провести корректировку регионального компонента образования с учетом внешних и внутренних факторов; подготовка педагогических кадров должна происходить на основе изучения этнопедагогической культуры, с учетом требований личностно ориентированного подхода; разработать учебно-методические комплексы для национальных школ; модель этнокультурного образования должна учитывать влияние внешних и внутренних факторов, предполагать создание школьных этнокультурных центров, определять содержание и технологию образовательного процесса; содержательные: включают разработку программы этнокультурного образования для школьников Республики Хакасия, с учетом их этнопсихологических особенностей; отбор содержания материала должен соответствовать целям и задачам этнокультурного образования, использование национально-регионального компонента содержания образования обеспечит формирование системы знаний и усвоение этнокультурных ценностей. технологические: моделируют процесс осуществления этнокультурного образования в регионе, оптимальные формы, методы и средства образовательной деятельности; обеспечивают включение учащихся в активную творческую деятельность по усвоению знаний этнической культуры; способствуют формированию стереотипов поведения, обусловленных традициями и особенностями этнокультуры.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Елисеева, Антонина Петровна, 2008 год
1. Аврорин, В. А. Двуязычие и школа. «Проблемы двуязычия и многоязычия» / В. А. Аврорин, - М.: «Наука», 1972. - 62 с.
2. Аксиологические аспекты историко-педагогического обоснования стратегии развития отечественного образования: Тез. докл. и выступл. На XV сес. научн. совета по пробл. истории образования и пед. науки. / Под ред. 3. И. Равкина, М.: 1994. - 280 с.
3. Аксиологические основы педагогического образования: Матер, межрегион, науч.-практ. конф. / 26-27 марта 2002 г. под общей ред. А. М.Булынина, Н. М. Новичковой, Ульяновск, УлГПУ, 2002. 150 с.
4. Актуальные проблемы сохранения и развития языков, культур и истории народов Саяно-Алтая. / Под ред. JI. И. Ултургашева, Чебодаевой, -Абакан, 2001.-262с.
5. Албынжи: Хакасские героические сказания. Пер. И. Кычакова. -Красноярск: Кн. Изд-во, 1984. 110 с.
6. Алексеев, Н. и др. Философия образования. // Высш. образ, в России. 1997. №3. - С. 88 - 95.
7. Алтын Арыг: Хакасский героический эпос. Перевод В. Е. Майнага-шевой, М.: «Наука», 1988. 592 с.
8. Ананьев, Ю. В. Культура как интегратор социума / Ю. В. Ананьев, Нижегор. гос. ун-т им. Н.И. Лобачевского. Нижний Новгород: ННГУ, 1996. - 174 с.
9. Ангархаева, Е. А. Этнокультурное образование как детерминант личностного развития учащихся (региональный компонент) / Е. А. Ангархаева. Автореферат дисс. канд. пед. наук. - Улан-Удэ: ИИПКРО, 2003.-21 с.
10. Анжиганова, Л. В. Традиционное мировоззрение хакасов: Опыт реконструкции / Л. В. Анжиганова. Абакан: «Роса», 1997. - 128 с.
11. Анжиганова, JI. В. Эволюция мировоззрения этноса (на примере хакасского народа) / JI. В. Анжиганова. Автореферат дисс. канд. пед. наук. - М.: МГПУ, 1999. - 46 с.
12. Анжиганова, О. П. Двуязычие и функциональное взаимодействие хакасского и русского языков / О. П. Анжиганова // Актуальные проблемы национальных школ Хакасии в условиях развития двуязычия — Абакан, 1990.-С. 22
13. Аникин, Б. А. Национальная идея России: Учеб. Пособие / Б. А. Аникин, В. В. Ефимова, и др.; под ред. Б. А. Аникина; Гос. ун-т упр., Моск. пед. ун-т М.: Дашков и К, 2002. - 325 с.
14. Арабов, И. А. Этнопедагогика (культурологический аспект) / И. А. Арабов, Г. Ю. Нагорная. — Карачаев. Черкес, гос. пед. ун-т, Рос. Акад. Образования (Юж. Отд-ние), Карачаевск, КЧГПУ, 1999. 213 с.
15. Аракелян, О. В. Поликультурное образование и этнопсихология / О.
16. B. Аракелян, А. Н. Бибалаев. М.: Грааль, 2002. - 188 с.
17. Артеменко, A. JI. Начало создания хакасской письменности / A. JI. Артеменко. Ученые записки ХАКНИИЯЛИ. Вып. XII. Абакан, 1966.1. C. 141-145
18. Арутюнян, Ю. В. Этносоциология / Ю. В. Арутюнян, JI. М. Дроби-жева, А. А. Сусоколов. — М.: Аспект Пресс, 1998. — 271 с.
19. Афанасьев, В. Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока / В. Ф. Афанасьев Якутск: Кн. изд-во, 1979. - 154 с.
20. Ахияров, К. Ш. Народная педагогика и современная школа / К. Ш. Ахияров. Уж. - Урал. науч. центр Рос. Акад. образования. Науч. Совет по педагогике и психологии. Башк. гос. пед. ун-т. АН Респ. Башкорта-стан, Уфа. 2000. - 327 с.
21. Бацын, В. К. Интересы этносов и государства: на пути к гармонии / В. К. Бацын, М. Н. Кузьмин // Народное образование. 1994. - №4. - С. 4-8.
22. Бацын, В. К. Национальные проблемы образования в Российской Федерации / В. К. Бацын, М. Н. Кузьмин. М.: Наука, 1994. - 21 с.
23. Белинская, Е. П. Этническая социализация подростка / Е. П. Белинская, Т. Г. Стефаненко. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. - С. 151-152.
24. Беловолова С. П. Этнопедагогическая культура алтайцев. / С. П. Беловолова. Автореферат дисс. докт. пед. наук. - М., 2001. - 34 с.
25. Беляев, А. П. //Русская старина т.31, СПб. 1881, 329 с.
26. Березина, Т. И. Русская народная педагогическая культура в практике управления в современной школой. (На материале истории Сибири) / Т. И. Березина. Дис. .д-ра . пед. наук: 13.00.01. Новосибирск, 1998 -443 с.
27. Бесаева, А. Г. Осетинские этнокультурные традиции как содержательная основа нравственного воспитания младших школьников: авто-реф. дисс. канд. пед. наук / А. Г. Бесаева. Сев.-Осет. гос. ун-т. - Владикавказ, 2005. - 22 с.
28. Библер, В. С. Целостная концепция школы диалога культур. Теоретические основы программы / В. С. Библер // Психологическая наука и образование. — 1996. № 4. С. 66-73.
29. Богоявлинский, Д. Н. Формирование приемов умственной работы учащихся как путь развития мышления и активизации учения / Д. Н. Богоявлинский // Вопросы психологии, 1962, №4, С. 36
30. Боднева, Н. Ф. Через этническое — к общечеловеческому / Н. Ф. Бо-диева // Директор школы. 1996, №1, С. 55- 59.
31. Боков, X. X. О национальной цели России / X. X. Боков. М: ВИУ -2002.-15 с.
32. Бондаревская, Е. В. Личностно-ориентированное образование: опыт разработки парадигмы / Е. В. Бондаревская. Ростов-н-Д., 1997, С. 6-21.
33. Бромлей, Ю. В. К вопросу о выделении этносов среди других человеческих общностей / Ю. В. Бромлей // Этнос и политика: Хрестоматия. М.: Изд-во УРАО, 2000. С. 13-20.
34. Бурхинов, Д. М. и др. Народная педагогика и современная национальная школа / Д. М. Бурхинов. — Улан-Удэ: Белиг, 1993. 134 с.
35. Бутанаев, В. Я. Воспитание маленьких детей у хакасов / В. Я. Бу-танаев // Традиционное воспитание детей у народов Сибири. — JL, 1988. — С. 206.
36. Бутанаев, В. Я. Социально-экономическая история Хонгорая (Хакасии) в XIX начале XX вв. / В. Я. Бутанаев. - Абакан, 2002. - 212 с.
37. Бутанаев, В. Я. Традиционная культура и быт хакасов / В. Я. Бутанаев. Абакан: Хакас, кн. изд-во. 1996. — 223 с.
38. Бутанаев, В. Я. Этническая культура хакасов / В. Я. Бутанаев. -Абакан, 1998.-335 с.
39. Бутанаев, В. Я. Этническая культура хакасов и проблемы реконструкции основных этапов их исторического развития / В. Я. Бутанаев. -Новосибирск, 1993. ~ 39 с.
40. Бурна ков, В. А. «Мир невидимых» по традиционным воззрениям хакасов (духи среднего Мира в хакасских традиционных представлениях XIX-XX вв.) / В. А. Бурнаков. Автореферат дис. Новосибирск: 2002. -24с.
41. Вавилин, В. Ф. Оценка факторов и условий функционирования компонентов этнической культуры / В. Ф. Вавилин // Социол. исследования. 1993. - № 1 - С. 93 - 96.
42. Вендровская, Р. Б. Проблемы русской национальной школы / Р. Б. Вендровская, В. М. Сорока-Росинский // Педагогика. 1996. - №3. - С. 77.
43. Верник А. А. История Хакасии (с древнейших времен до нач. XX в.): учеб. пособие /А. А. Верник. Абакан: Изд-во Хакас, гос. ун-та, 2006.- 130 с.
44. Видт И. Е. Образование как феномен культуры /И. Е. Видт; М-во образования и науки Рос. Федерации, Тюмен. гос. ун-т. Тюмень: Печатник, 2006. - 199 с.
45. Волков, Г. Н. Основные пути развития национальной школы и ее современные проблемы / Г. Н. Волков / Проблемы двуязычая в национальной школе Ижевск, 1998. - С. 33-34
46. Волков, Г. Н. Этнопедагогика / Г. Н. Волков. М.: Академия, 2000. - 176с.
47. Волков, Г. Н. Концепции национальных школ РСФСР./ Г. Н. Волков, Е. П. Жирков М., 1991. - 14 с.
48. Вопросы этнографии Хакасии / Отв. ред. Л. И. Сунчугашев. Абакан, 1981.-205 с.
49. Габдулхаков, Р. Р. Аксиологические императивы образования / Р. Р. Габдулхаков. — Башк. ин-т разв. обр. Уфа: БИРО, 1999. — 86 с.
50. Гессен, С. И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. Учеб. Пособие для вузов / С. И. Гессен. М.: Школа - Пресс, 1995 -477 с.
51. Гессен, С. И. Педагогические сочинения / С. И. Гессен. Саранск: Красный окт. — 2001. — 566 с.
52. Гумерова Ф. Ф. Формирование основ этнической культуры у младших школьников в учебном процессе (на примере башкирских школ)/ Ф. Ф. Гумерова. автореф. дисс. канд. пед. Наук. - Чуваш, гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева. - Чебоксары, 2005. - 19с.
53. Гумилев, Л. Н. Древнемонгольская религия / Л. Н. Гумилев // Доклады отделений и комиссий. Вып.5. Этнография / гл. ред. А. М. Архангельский. Л, 1968. - с. 31-38.
54. Гумилев, Л. Н. Этносфера.: История людей и история природы / Л. Н. Гумилев. М.: Эконрос, 1993. - С. 39 - 56, 285 - 298.
55. Данилюк, А. Я. Понятие и понимание русской национальной школы / А. Я. Данилюк // Педагогика. 1997. - №1. - С. 68-71.о
56. Дмитриев, Г. Д. Многокультурность как дидактический принцип / Г. Д. Дмитриев // Педагогика. 2000. - №10. - С. 3 - 11
57. Дмитриев, Г. Д. Многокультурное образование / Г. Д. Дмитриев. -М.: Народное образование. 1999. 205 с.
58. Днепров, Э. Д. Школа и общество / Э. Д. Данилюк // Новое педагогическое мышление. М.: Педагогика, 1989. - С. 48
59. Дыренкова, Н. П. Шорский фольклор / Н. П. Дыренкова. М. -Л., 1940.-393 с.
60. Есовцева, Н. Н. Народная игра как средство формирования культуры общения у младших подростков / Н. Н. Есовцева: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Курган, 2000. 148 с.
61. Жиркова, Е. С. Педагогические условия приобщения учащихся национальной школы к традиционному мировоззрению Саха. / Е. С. Жиркова. Автореф. Дисс. Канд. пед. наук. Якутск, 1999, — 16 с.
62. Журнал «Русская Старина» т.З. СПб. 1881 С. 329
63. Закон Республики Хакасии «Об образовании»// Хакасия. — 1992. —№ 11
64. Закон Республики Хакасии о внесении изменений в Закон Республики Хакасии «О языках народов Республики Хакасии «30 сентября 2002г. № 55// Хакасия. 2002. - 8 октября.
65. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Вестник образования. Справочно-информационное издание МОРФ. 1992. - № 11
66. Залевский, Г.В. Предубеждения, этнические стереотипы как проблемы психологической антропологии / Г. В. Залевский // Сибирский психологический журнал. 1996. - №2. - С. 19-27
67. Занков, Л. В. Избранные педагогические труды / Л. В. Занков. — 3-е изд. дополн. — М: Дом педагогики, 1999. 607 с.
68. Иванова, Н. С. Народная педагогика как средство экологического воспитания подростков в условиях обновления современного образования \ Н. С. Иванова. — Дисс. канд. пед. наук: Чебоксары, 1998. — 229 с.
69. Инкижекова, А. И. «К истории развития хакасской письменности. «Записки» / А.И. Инкижекова. ХакНИИЯЛИ вып. 2. Абакан, 1951.-121 с.
70. История Хакасии с древнейших времен до 1917г. / Под. ред. Л. Р. Кызласова. М.: Наука. Изд. фирма Восточная лит-ра, 1993г. - 525 с.
71. Каптерев, П. Ф. Избр. пед. соч. / П. Ф. Каптерев-М., 1982. 421 с.
72. Каптерев, П. Ф. История педагогики: Курс лекций / П. Ф. Каптерев. — Ижевск: Изд. Удмуртского университета, 1996. 188 с.
73. Кастрен, М. А. Путешествие Александра Кастрена по Лапландии, северной России и Сибири. (1838-1844), (1845-1849) / М. А. Кастрен // Магазин землеведения и путешествий. — М., 1860. Т. 6. — Ч. 2
74. Катанов, Н. Ф. Избранные научные труды. Тексты хакасского фольклора и этнографии / Н. Ф. Катанов. Абакан: Айра, 2000. - 547 с.
75. Катанов, Н. Ф. Толкование снов, благословения, загадки, пословицы и поговорки / Н. Ф. Катанов. Абакан: «Роса», 1997. - 56 с.
76. Катанов Н. Ф. Избранные научные труды. Тексты хакасского фольклора и этнографии /Н.Ф. Катанов. Абакан: Айра, 2001. - 567 с.
77. Кикеева, С. А. Формирование эстетического вкуса у учащихся начальных классов этнокультурно ориентированной школы/ С. А. Кикеева. автореф. дисс. канд. пед. наук: / Чуваш, гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева. - Чебоксары, 2005. - 23 с.
78. Киселев, С. В. Краткий очерк древней истории хакасов / С. В. Киси-лев.-Абакан, 1957.-91 с.
79. Кларин, М. Средство профилактики межэтнических конфликтов / М. Кларин // Народное образование. 1992. -№6. - С. 80-93.
80. Козьмин, Н. Н. Хакасы. Историко-этнографический и хозяйственный очерк Минусинского края / Н. Н. Козьмин. — Иркутск, изд. Иркутской секции Рабпроса, 1925. 186 с.
81. Коменский, Я. А. Великая дидактика. Избранные педагогические сочинения. Т. 1. / Я. А. Коменский. — М.: Учпедгиз, 1939. 320 с.
82. Кон, И. С. Традиционное воспитание детей у народов Сибири. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая перспектива) / И. С. Кон / Ан СССР Ин-т этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. М.: Наука. 1988.-271 с.
83. Конституция национальной школы РСФСР // Вестник образования. -1991. -№3.- С. 24-30.
84. Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации: одобрена приказом Минобрнауки России от 3.08.2006г. № 201 // Администратор образования (ОвД). 2006. — № 26. - С. 11- 20.
85. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы: распоряжение от 3 сент. 2005 г. № 1340- р / Правительство РФ // Бюл. М^-ва образования и науки РФ. 2006. - № 1. - С.З - 36;
86. Журнал Министерства внутренних дел. СПб, 1847. - Ч. 18. - С. 255284
87. Котожеков, Г. Г. Культура народов Саяно-Алтайского нагорья / Г. Г. Котожеков. Абакан, 1992. - 47 с.
88. Крупская, Н. К. Избр. пед. соч. / Н. К. Крупская М.: «Просвещение», 1965.-С. 155-63.
89. Крылова, Н. Б. Культурология образования / Н. Б. Крылова. М.: Народное образование, 2000. - 269 с.
90. Крысько, В. Г. Этнопсихология и межнациональные отношения: курс лекций / В.Г. Крысько. Гос. универ. упр. - М.: Экзамен, 2002. -447 с.
91. Кузнецова, А. А. и Кулаков, П. Е. Минусинские и Ачинские инородцы (материалы для изучения) / А. А. Кузнецова, П. Е. Кулаков. -Красноярск, 1898. С. 298
92. Кузьмин, В. Абыс. Рассказ из жизни инородцев Минусинского края / В. Кузьмин. — Минусинск, 1916. — 42 с.
93. Кузьминым. Н. Концепция национальной школы: цели и приоритеты содержания образования / М.Н. Кузьмин, А. А. Сусоколов, В. К. Бацын, М. Б. Ешич. М.: ИНПО, 1994. - 64 с.
94. Кузьмин, М. Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России. // Педагогика. 1999. -№ 6. - с. 3 - 12
95. Кулмагамбетова, С. С. Развитие проективных технологий этнокультурного образования студентов в Вузах Казахстана / С. С. Кулмагамбетова. — Автореф. Дис. канд. пед. наук. М., 2001. — 16 с.
96. Кульневич, С. В. Личностная ориентация методологической культуры учителя / С. В. Кульневич // Педагогика, 1997. № 5. - С. 108 - 115
97. Культура. Советский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1989. 678 с.
98. Культуры. Диалог народов мира. // UNESKO. 1984. - № 3. - С. 78 -82
99. Культурологические традиции российского образования и перспективы их развития в начале третьего тысячелетия: материалы гор. Науч.-практ. конф. 22 апреля 1998г./ Ред. Видт И. Е. г. Тюмень: ТюмГУ 1998. - 73 с.
100. Кустова Ю. Г. Ребенок и детство в традиционной культуре хака-coB=Child and childhood in the traditional culture of khakass /Ю.Г. Кустова. -СПб.: Петерб. востоковедение, 2000. 159 с.
101. Кызласов, JI. Р. О присоединении Хакасии к России / Л. Р. Кызла-сов. — Абакан.: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 1996. 64 с. / Страницы истории и современность. Вып. 2
102. Юб.Кышпанакова, О. Н. Игра и мир детства в хакасской народной педагогике / О. Н. Кышпанакова // Поиск. Абакан, 1994. — № 1. — С. 11
103. Левкович, В. П. Формирование этнического сознания подростка / В. П. Левкович, Л. Д. Кузмицкайте // Психологический журнал. — 1992. -№6.-С. 12-21
104. Левкович, В. П., Проблема формирования этнического самосознания у детей в работах зарубежных ученых / В. П. Левкович, Н. Г. Панко-ва // Советская этнография. 1973. - №3. - С. 5-14
105. Линденау, Л. И. Описание народов Сибири (первая половина XVII века) / Л. И. Линденау. Магадан, 1988. - 155 с.
106. Ю.Лихачев, Б. Т. Методологические основы педагогики. Педагогика. Курс лекций: Учеб. Пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б. Т. Лихачев. М.: Прометей, Юрайт, 1998. - 464 с.
107. Ш.Личностно-ориентированное образование: феномен, концепция, технология / В. В.Сериков, В. И. Данильчук, В. М. Симонов и др. Волгоград: Перемена, 2000. — 147 с.
108. Майнагашев, С. Д. Загробная жизнь по представлениям турецких племен Минусинского края / С. Д. Майнагашев // Живая старина, 1915. -С. 5
109. З.Макеев, В. В. Поликультурное образование актуальная проблема современной школы / В. В. Макеев, 3. А. Малькова, Л. Л. МСупрунова // Педагогика. 1999. - №4. - С. 5
110. Малиновский, И. В. Теоретические основания и педагогические условия этнокультурного образования (на материале томской области) / И. В. Малиновский. Автореферат дисс. канд. пед. наук. — Томск: ТГПУ, 2004. - 22 с.
111. Марфусалова В. П. Этнос. Культура. Образование /В. П. Марфусало-ва; М-во образования Респ. Саха (Якутия), НИИ нац. школ. М.: Academia, 2005. - 111 с.
112. Матис, В. И. Проблема национальной школы в поликультурном обществе / В. И. Матис. Барнаул, гос. пед. ун-т. — Изд. испр. и доп. -Барнаул, 1997.-327 с.
113. ЛИ. Кафедра культурологии ХГУ им. Н.Ф. Катанова и др./ Научн. ред. Г. Г. Котожеков, Л. В. Анжиганова / М.; Абакан, 1997. 51 с.
114. Мид. Культура и мир детства / Мид. М.: Наука. 1988. - С. 48 - 49.
115. Миллер, Г.Ф. История Сибири / Г. Ф. Миллер. В 2-х Т. - М.: Изд. фирма Восточная лит-ра РАН, 1999. - 630 с.Т. 1. - Т. 2.
116. Мирошниченко, В. В. Профессиональная подготовка учителей начальных классов к работе в национальной школе в поликультурном регионе (на материале Республики Хакасия) / В. В. Мирошниченко. Дис . канд. пед. наук: 13.00.08. Барнаул, 2003. - 198 с.
117. Мифы и легенды хакасов. Сост. П. А. Трояков. Абакан , 1995 - С. 36
118. Молодцова, Т. В. Приобщение детей и юношества к истокам национальной культуры как эффективное средство их воспитания и адаптации / Т. В. Молодцова. Архангельск: АО ИППК РО, 2001.-281 с.
119. Мохов, А. Н. Развитие народного образования в Хакасии. Ученые записки Абаканского пединститута. Вып. 2. / А. Н. Мохов. — Абакан, 1956.- 102 с.
120. Мудрое слово. Хакасские пословицы, поговорки и загадки. /Пер. Я.А. Козловского. Абакан: Хак. отд. Краен, кн. изд-ва, 1976. — 127 с.
121. Мухамеджанова, Н. М. Особенности самоорганизации этнических культур России в условиях модернизационных преобразований /Н. М. Мухамеджанова; Федер. агентство по образованию, Оренбург, гос. ун-т. -Оренбург: ОГУ, 2006.- 229 с.
122. Намсараев, С. Д. Национально-региональная система образования: теория и практика / С. Д. Намсараев. -Рос. акад. наук. сиб. отд-ние. Бурят. науч. центр. Ин-т общест. наук. Удан-Удэ: Бэлиг, 1996. - 241 с.
123. Наурызбай, Ж. Ж. Этнокультурное образование / Ж. Ж. Наурызбай. -Алматы: Былым, 1997. 152 с.
124. Наушабаева, С. У. Проблема поликультурного образования в американской педагогике (анализ концепци Д. Бенкса) / С. У. Наушабаева // Педагогика. 1993. - №1. - С. 104-109
125. Национальная идея: образование и воспитание: (филосов.-методол. и регион, аспекты). Чита, материалы науч.-практ. конф. /Ред. кол. В. А. Кобылянский дфн - отв. ред. 1998. - 244 с.
126. Национальная идея России: Учеб. пособие / Б. А. Аникин, О. Б. Аникин, В. В. Ефимова и др. М.: Дашков и К, 2002. - С. 325
127. Национальная доктрина России (проблемы и приоритеты) /РАУ Корпорация М.: Агентство «Обозреватель» ,1994. - 501 с.
128. Национальная школа: поиск, опыт, поблемы. /Под ред. О.В. Захаровой и др./ Омск: Омский обл. инс-т усовер. учителей ,1990. - 45 с.
129. Национальная школа: социально-педагогические проблемы / Под ред. С. Г. Вершловского. С-Петерб.: Гос. ун-т пед. мастерства - СПб, 1997.-87 с.
130. Национальная школа: концепция и технология развития: Междунар. Конф./ Тез. и тексты выступлений/ — Якутск, 1993. — 70 с.
131. Образование и культура в Западно-Сибирском регионе: история, перспективы и проблемы взаимодействия. Тюмень-Тобольск-Тара: материалы межрегион, науч.-практ. конф. (20-21 янв. 2006, г. Тара). Тара: ОмГАУ, фил. и др.. - 2006. - 189 с.
132. Патачаков, К. М. Культура и быт хакасов в свете исторических связей с русским народом (X VIII XIX вв.) / К. М. Патачаков. - Абакан: Хакас, кн. изд. 1958. - 104 с.
133. Перепись-2002: проблемы и суждения: Сб. ст. /Рос. акад. наук. Ин-т этнологии и антропологии; [Отв. ред. Тишков В.А.]. М., 2000.- 31 с.
134. Петрова, Т. Н. Отстаивание национальной идеи: история этнопеда-гогики / Т. Н. Петрова. М: Просвещение, 2000. — 201 с.
135. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. Вузов / И. П. Подласый: В 2 кн. М.: Гуман. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.-576 с.
136. Поляков, С. Д. Управление развитием индивидуальности в учении / С. Д. Поляков, А. И. Резник, Г. В. Морозова, И. Г. Егорова. М.: Сентябрь, 1999. - 144 с.
137. Потапов, JI. П. Краткие очерки истории и этнографии хакасов (XVII XIX вв.) / Л. П. Потапов. - Абакан: Хакоблгосиздат, 1952. - 218 с.
138. Поштарева Т. В. Теория и практика формирования этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде /Т. • В. Поштарева; Ставроп. гос. ун-т. Ставрополь, 2006. — 299 с.
139. Радлов, В. В. Из Сибири. Страницы дневника / В. В. Радлов. М., 1989.-214 с.
140. Реальность этноса национально-региональный компонент в образовании: содержание, структура, функции: Материалы второй междунар. науч.-практ. конф. (25-28 апреля 2000г.) / Науч. ред. И. Л. Набок и др. СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 2001.- 281 с.
141. Республика Хакасия как субъект Российской Федерации: опыт, проблемы, перспективы: Материалы 3-й респ. науч.-практ. конф., посвящ. десятилетию Респ. Хакасия (Абакан, 29-30 июня 2001 г.) /Редкол.: Салата
142. Г.А. (отв. ред.) и др.. Абакан, 2001. - 219 с.
143. Рэй, Д. Политика Канады в области обучения языкам / Д. Рей // Педагогика. 1993. №3. С. 108 112.
144. Сагалаев, A.M. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири: Вещный мир. Человек и общество / А. М. Сагалаев, И. В. Октябрьская — Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990. -209 с.
145. Сандитова И. Н. Нравственное воспитание младших школьников: эт-нопедагогический аспект /И. Н. Сандитова; Федер. агентство по образованию, Бурят, гос. ун-т. Улан-Удэ: Изд-во Бурят, госуниверситета, 2006. -101 с.
146. Сериков, В. В. Личностно-ориентированное образование: к разработке дидактической концепции / В. В. Сериков // Педагогика. 1994. — № 5. -С. 16-21
147. Сковородкина, И. 3. Национальное образование на Архангельском Севере: историко-педагогический аспек / И. 3. Сковородкина. Помор, гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Архангельск, 1999. - 193 с.
148. Смокотин, В. И. О некоторых проблемах этнокультурного возрождения малочисленных народов: культуротворческая деятельность и традиции. / В. И. Смокотин. // Вопросы этнокультурной истории народов Западной Сибири. Томск: Изд-во ТГУ, 1992. - 130 с.
149. Снежкова, И. А. К проблеме изучения этнического самосознания у детей и юношества / И. А. Снежкова // Советская этнография. 1981. -№2.-С. 8-17
150. Собольников, В. В. Межэтноконфессиональные отношения в Сибирском суперрегионе: социально-психологический анализ / В. В. Со-больников. Новосибирск, 2003. - 279 с.
151. Совершенствование форм и методов преподавания русского и родного языков в Хакасской школе. Абакан, 1974. 148 с.
152. Солодухина, Т. К. Этнокультурное образование школьников Бурятии: структура и содержание / Т. К. Солодухина // Этнокультурное образование детей и молодежи Бурятии. — Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2000. -С. 5-14
153. Спасский, Г. И. Словарь языка, употребляемого кызыльцами, ка-чинцами и сагайцами, собранный в 1804 г. / Г. И. Спасский // Диалекты хакасского языка. — Абакан, 1973. С. 136 - 154
154. Стефаненко, Т. Г. Этнопсихология: Учебник для вузов по направлению подготовки специальности «Психология» / Т. Г. Стефаненко: 3-е изд. испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2003. — 368 с.
155. Сукунов, X. X. Вопросы дальнейшего развития национально-русского двуязычая в условиях реформы школы / X. X. Сукунов \\ Проблемы двуязычая в национальной школе. Ижевск, 1989. - С. 60
156. Сунчугашев, Я. И. Краткие очерки истории Хакасии / Я. И. Сунчу-гашев. — Абакан: Хак. отд. Красноярского кн. изд-ва, 1968. — 68 с.
157. Тайчинов, М. Г. Развитие национального образования в поликультурном, многонациональном обществе / М. Г. Тайчинов // Педагогика. -1999,-№2.-С. 30-35
158. Тишков, В. А. Этничность, национализм и государство в посткоммунистическом обществе / В. А. Тишков // Вопросы социологии. — 1993.1/2. С. 3-38
159. Традиционное мировоззрение хакасов: прошлое, настоящее, будущее. Материалы международного семинара «Традиционное мировоззрение хакасов: прошлое, настоящее, будущее» / Отв. ред. Г. Г. Котожеков. -Абакан, 1997.-115 с.
160. Тощенко, Ж. Т. Диаспора как объект социологического исследования / Ж. Т. Тощенко, Т. И. Чаптыкова // Социологическое исследование.- 1996.-№ 12.-С. 39
161. Тхитлянова, А. 3. Адыгейская народная педагогика о воспитании ответственного отношения к учению / А. 3. Тхитлянова. — Дисс . канд. пед. наук: 13.00.01. Майкоп, 1997. 197 с.
162. Урусова, 3. М. Традиционная педагогическая культура карачаевской семьи как фактор формирования личности младшего школьника: автореф. дисс. канд. пед. наук. Карачаево-Черкес. гос. ун-т. - Карача-евск, 2005. - 21 с.
163. Ушинский, К. Д. Собр. Соч. M.JI. / К. Д. Ушинский, Изд-во худ. лит-ры, 1949. С. 482 , (6) С. 161 ,(7) С. 557
164. Файзуллин Ф. С. Этничность и этническая идентичность /Ф. С. Файзуллин, Р. Р. Асылгужин; Акад. наук Респ. Башкортостан, Отд-ние соц. наук. Уфа: Гилем, 2005. - 141 с.
165. Федеральный закон об утверждении Федеральной программы развития образования. 2000. — 10 апреля.
166. Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской федерации «Об образовании» // Учительская газета. 1996. - 30 января.
167. Федеральная программа развития образования. Приложение к проекту Федерального закона Российской Федерации «О реализации Федеральной программы развития образования. // Учительская газета. 1996. — 22 апреля.
168. Философия и история культуры: национальный аспект: (Сб. ст.) / Рос. Акад. Наук. Сиб. отд-ние. Бурят, науч. центр, ин-т обществ, наук; -Улан-Удэ, 1992. 177 с.
169. Философия, культура, человек: ( Сборник 1 / АНГССР, Ин-т философии; (Отв. ред. Н.З. Чавчавадзе 1. Тбилиси: Мецниереба, 1988. - 120 с.
170. Философия образования. Серия. Новосибирск. Т.З. / Исакова Н. В. Культура и человек в этническом пространстве: этнокультурологический подход к исследованиям социальных процессов. 2001. — 343 с.
171. Фролова, А. Н. Этнопедагогика детства коренных народов Северо-востока России / А. Н. Фролова. Магадан: Кордиг, 2001. - 231 с.
172. Хакасские пословицы, поговорки и загадки. /Сост. и пер. У. Н. Ир-бижекова. /Ред. А. Г. Кызласова. Абакан, 1960. - 147 с.
173. Фундаментальные науки и образование: материалы всерос. науч.-практ. конф. (Бийск, 1 -4 февр. 2006 г.): посвящ. памяти Ю. В. Кондратюка (1897-1942)/отв. ред. И. В. Старовикова. Бийск: БГПУ, 2006. - 392 с.
174. Харитонов М. Г. Этнопедагогическое образование учителей национальной школы /М. Г. Харитонов; М-во образования и науки Рос. Федерации, Чуваш, гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева, НИИ этнопедагогики. -Чебоксары: ЧГПУ, 2004. 329 с.
175. Харитонова, С. А. Развитие полиэтнической культуры учащихся средствами фольклора в образовательном процессе начальной школы /
176. С. А. Харитонова. Дис . канд. пед. наук: 13.00.01. Улан-Удэ, 2003. -168 с.
177. Ховратович, Б. М. Нравственный идеал в хакасской народной педагогике / Б. М. Ховратович. Новосибирск, 1972. - С. 20
178. Ховратович, Б. М. Хакасская народная педагогика о роли личности старших в формировании нравственных идеалов подрастающего поколения / Б. М. Ховратович. В кн.: Вопросы истории педагогики. Томск, 1976.- С. 116-117
179. Хотяновский, В. К. Из прошлого Хакасии. (Историко-экономический очерк) / В. К. Хотяновский. Новосибирск. - 1934. - 76 с.
180. Храпченков, В. Г. Тенденции и особенности развития всеобщего среднего образования в Казахстане. / В. Г. Храпченков. Алматы: Гы-лым, 1996.-224 с.
181. Шадриков, В. Д. Философия образования и образовательные политики. Philosophy of education and educational policies / В. Д. Шадриков. -M.: исслед. центр пробл. и кач-ва подготовки специалистов. 1993. — 181 с.
182. Шаповалов, В. К. Этнокультурная направленность Российского образования / В. К. Шаповалов. Дис . доктора пед. наук. - Ставрополь, 1997.-311 с.
183. Щерба, Л. В. Новейшие течения в методике преподавания родного языка. «Избранные работы по русскому языку» / Л. В. Щерба. — М., 1957. 53 с.
184. Щуркова Н. Е. Воспитание как вхождение ребенка в культуру. /Н. Е. Щуркова // Воспитание школьников. 1994. - № 5. - С. 5 - 8 197.Этнонациональное в истории: сб. науч. тр. /Науч. ред. А. А. Герман. -Саратов: Науч. кн., 2006. - 62 с.
185. Этнокультурное пространство региона и языковое сознание: материалы науч.-практ. конф., Тюмень, 11 окт. 2005 г. Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та. Ч. 2. - 2006. - 187 с.
186. Этнические процессы в современном мире. / Под. Ред. Бромлея Ю.
187. B. М.: Наука, 1987. - 446 с.
188. Якиманская, И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе,/ И. С. Якиманская. М.: Сентябрь. 1996. - 96 с.
189. Яковлев, Е. К. Этнографический обзор долины Южного Енисея / Е. К. Яковлев. Минусинск, 1900. - 243 с.
190. Banks G. Teaching Strategies for Ethnic Studies/ Newton, 1987. 201 p.
191. Maarschalk J. Scietific Literacy through Informal Science Teadung // European Journal of Science Education. 1986/ Vol.8 N 4. P. 353—360.
192. Messershmidt d.Y. Forshungreise durch Sibirien 1720-1727. Berlin. -1962; Миллер Г.Ф. История Сибири. M., Л., 1937. - Т.1.; М.-Л., 1941. -Т.2; Линденау Я.И. Описание народов Сибири (первая половина XVIII века). — Магадан, 1983. - 351 с.
193. Multi-cultural education: Towards good practice / Ed. By R.K. Arpra,
194. C.G. Duncan. London e.a.: Routledge and Kegan Paut, 1986. -XIII, 221 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.