Этнографические аспекты высокогорного земледелия Западного Памира и сопредельных областей (XIX - начало XX веков) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, доктор исторических наук Мухиддинов, Икромиддин

  • Мухиддинов, Икромиддин
  • доктор исторических наукдоктор исторических наук
  • 1984, Москва
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 443
Мухиддинов, Икромиддин. Этнографические аспекты высокогорного земледелия Западного Памира и сопредельных областей (XIX - начало XX веков): дис. доктор исторических наук: 00.00.00 - Другие cпециальности. Москва. 1984. 443 с.

Оглавление диссертации доктор исторических наук Мухиддинов, Икромиддин

ВВВДЕНИЕ .3

I глава ПРИРОДНЫЕ УС310ШЯ И НАСЕЛЕНИЕ .38

Природные условия .••.•••.•.•. 38

Поселения .•••••.••.«*•#«♦»♦.*•«.««••••••• 43

Этнический состав и характер расселения . 46

Общественные отношения «•«•««••*•••«•*••**#• 50

П глава ЗШЛВДЕДЬЧЕСКИЕ ОРУДИЯ . 93

Ручные землекопные орудия *.• 93

Пахотное орудие . 107

Прочие ручные земледельческие орудия . *. 126

Приспособления и способы переноса снопов. 144

Ш глава ТИП ИРРИГАЦИИ. СПОСОБЫ ОРОШЕНИЯ И ПРИШЫ

ПОЛИВА ПОЛЕЙ.«♦♦♦.♦.*.•.165

Источники орошения . 170

Традиционная оросительная система. Водораспределительные устройства .••«•»•«•.•,•.•• 171-181 Способы орошения и приемы полива *.•.•«•• 18М

II глава ВОЗДЕЛЫВАНИЕ ЗЕШВДЕЛЪЧЕСКИХ КУЛЬТУР .251

Народный земледельческий календарь.251

Возделываемые культуры и земледельческие работы .260

Посевные площади .260

Возделываемые культуры 267

Система земледелия ••••.«*•.••*«.•••.•••.» 282

Земледельческие работы •.••.•••••.•••••«• 295

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этнографические аспекты высокогорного земледелия Западного Памира и сопредельных областей (XIX - начало XX веков)»

Исследования в области агроэтнографии в последние годы приобрели особую актуальность,

Агроэтнографические исследования в наше время имеют важное значение, что показала широкая дискуссия, развернувшаяся в 1967-1976 годах на страницах журнала "Советская этнография" в бвязи со статьей Г.Г.Громова и Ю.Ф.Новикова "Некоторые вопросы агроэтнографических исследования" (Громов, Новиков,1967,-с.80-92). Эти авторы и А.А.Шенников (Шенников, 1968, с,99-106, 1973, с.76-77) считают только физико-географические и социально-экономические условия определяющими факторами в развитии и дифференциации типов сельскохозяйственных, главным образом, пахотных орудий, почти не учитывая этническую традицию в земледелии. Другие участники дискуссии, на наш взгляд, неоправданно преувеличивали ее значение. Поэтому оцределение функции этнической традиции в земледелии на основании изучения конкретного материала весьма своевременно.

Характерные особенности в хозяйстве и культуре народа, сформировавшиеся в определенных природных и социально-экономических условиях, передавались из поколения в поколение,закреплялись и становились этнической традицией.

В диссертации уделено большое внимание одной из актуальных проблем агроэтнографии - определению роли этнической традиции в земледелии. Без агроэтнографических исследований на данном этапе развития этнографии невозможно решение широких проблем хозяйственно-культурной типологии народов мира* Исследуя эту проблему нельзя не учитывать разработанную советскими этнографами С.П.Толстовым, М.Г.Левиным, Н.НЛебоксаровым, Б. В. Андриановым и другими концепцию хозяйственно-культурных типов и историко-этнографических (историко-культурных) областей (Толстов, 1932, с.31-32; Левин, Чебоксаров, 1955, с. 10. Андрианов, Чебоксаров, 1972, с.3-16).

Этническая специфика форм народной культуры рассматривается советскими этнографами в рамках хозяйственно-культурных типов и историко-этнографических областей. Эта концепция позволяет более отчетливо выявлять связи тех или иных ареалов культуры (систем земледелия, способов и приемов орошения, типов земледельческих орудий и т.п. ) с территориальными группами населения. Она дает возможность сочетать ареальные исследования этнических явлений и традиционно-бытовых культур с учетом , как местных, так и широких хозяйственно-культурных общностей.

Концепция хозяйственно-культурных типов обосновывает объединен ние в ареале определенного хо зяйственно-кулътурного типа различных по языковой и антропологической принадлежности народов (этносов), но характеризующихся близким уровнем социально-экономического развития и живущих в сходных природных условиях* Исследования, углубляющие и конкретизирующие разработанную советскими этнографами концепцию хозяйственно-культурных типов и ис торико-этнографических (историко-культурных) областей, имеют особую актуальность на современном этапе развития этнографии* Поэтому определение функции этнической традиции в земледелии на основании изучения конкретного материала весьма своевременно*

При изучении этнографической специфики в задачи исследователя, как отмечает Ю.В.Вромлей, Ъходит изучение не только особенного, но и того общего в образе жизни, культуре, и психологии народов, которое определяется их принадлежностью к одной социально-экономической формации, одному хозяйственно-культурному типу, одной историко-этнографической области и т*п." (Бромлей, 197В, с.264)*

В соответствии с целью и задачами исследования его объектом является орошаемое земледелие оседлого населения высокогорных аридных долин Западного Памира, Гиндукуша, Северных Гималаев и Каракорума. Автор диссертации на конкретном материале стремился доказать, что этническая традиция в зешеде-лии изучавшегося региона взаимосвязана с социально-экономическими и физико-географическигли факторами и многие черты хозяйственно-культурной общности у населяющих изучаемый регион народов обусловлены принадлежностью их к одному хозяйственнокультурному типу.

Научная новизна исследований автора диссертации закжн чается во-первых в планомерном исследовании хозяйственных традиций, проведенном впервые для крупного региона ~ Западного Памира, что представляет значительный вклад в этнографию Средней Азии, Во-вторых, это исследование впервые проведено при широком сопоставлении с соцредельными народами* Диссертантом обобщены этнографические особенности традиционной ирригации и земледелия в специфическом природном регионе - Западный Памир, Гиддукуш, Северные Гималаи и Каракорум - у населения высокогорных засушливых долин этого края. Все эти народы - оседлые зешедельцы-ирригаторы, сочетающие свое основное занятие со скотоводством в разной степени в зависимости от природных условий и особенно от вертикальной зональности» Таких исследований до настоящего времени не проводилось, В рамках общих проблем хозяйственной-культурной типологии народов и в агроэтнографии методические вопросы сбора материала, научного его анализа и практического значения мало разработав ны.

Впервые в этнографической литературе автором для этого региона разработан ряд типологий разных элементов земледелия, классификация пахотных и других орудий земледельческого трупа, определены ареалы выявленных им двух форм (ваханской и шут-нано-рушанской) пахотного орудия и других земледельческих орудий, Также впервые по данному региону автор предложил оригинальную классификацию способов орошения, характерных для высокогорного типа ирригации и практикуемых при этих способах традиционных технических приемов полива полей. Выявлены аре-I алы бытования этих способов и приемов. Составлены карты-схемы как оросительной сети высокогорного типа, так и выявленных способов орошения и технических приемов распределения воды на поле во время полива.

В-третьих новизна исследования проявляется также и в выявлении автором особого хозяйственно-культурного типа, распространенного на стыке крупных историко-этнографичеоких (или историко-культурных) областей л Концепция хозяйственно-культурных типов обосновывает объединение в границах-определенного хозяйственно-культурного типа различных по языковой и антропологической принадлежности народов (этносов), но живущих в сходных природных условиях и стоящих на одинаковом уровне социально-экономического развития. Концепция историко-этног-рафических областей обосновывает отличие традиционно-бытовой культуры разных народов друг от друга не отдельными деталями, "а прежде всего комплексами" компонентов культуры (Андрианов, 1976, 0.96-96).

Исследования, углубляющие и конкретизирующие разработанную советскими этнографами концепцию о хозяйственно-культурных типах и концепцию об историко-этнографических или историко-культурных областях, имеют особую актуальность на современном этапе развития этнографии. Это - важная часть общей теории современной этнографической науки. Создатели этих концепций М.Г. Левин и Н.Н.Чебоксаров, дав характеристику многим конкретным хозяйственно-культурным типам, подчеркнули, что "Этим, конечно, далеко не исчерпывается все разнообразие хозяйственно-культурных типов земного шара. Мы вовсе не касались таких, географически более ограниченных типов, как типы высокогорных земледельцев и скотоводов (Тибет, Памир, Кавказ и др.), кочевни-1 ков-охотников степей (прерии и пампасы Америки), примитивных ' рыболовов-собгфателей морских побережий (Огненная Земля, Андаманские острова) и др." (Левин, Чебоксаров, 1955, с.Ю)*

В диссертации характеризуется один из таких неизученных до настоящего времени типов, отсутствующий в глобальной классификации хозяйственно-культурных типов мира. Проведенное автором исследование этнографических особенностей земледельческого хозяйства в высокогорном регионе, объединяющем по природным условиям Западный Памир, Гивдукуш, Северные Гималаи и Каракорум, дало возможность доказать, что в высокогорных долинах этого региона в XIX - начале XX веков жшш народности, различающиеся по языковой и расовой цринадлежности, но имев« шие одинаковый уровень развития социально-экономических отношений и характеризовавшиеся одинаковым типом хозяйства - оседлым пашенным земледелием, основанным на искусственном орошении и сочетавшемся в той или иной мере со скотоводством в зависимости от вертикальной зональности» Сходство важнейших элементов материальной и духовной культуры обусловило правомерность выделения особого хозяйственно-культурного типа (или подтипа), названного автором "оседлые пашенные земледельцы-ирригаторы и скотоводы высокогорных зон Западного Памира, Гиндукуша, Северных Гималаев и Каракорума" (см. карту-схему ареала этого типа, рис.1).

В диссертации на основании методов, разработанных автором, определена возможность развития нового научного направления в решении ряда проблем хозяйственно-культурной типологии народов и в исследовании роли этнической традиции в земледелии. Результаты исследования млеют научно-практическое значение для развития сравнительной этнографии в свете задач хозяйственно-■ культурной типологии* Большой интерес для практики полевых исследований представляют разработанные автором методы фиксации этнографических особенностей традиционного орошаемого земледелия, в том числе способов орошения и технических приемов полива полей. Разработанные автором типологии способов и приемов орошения, орудий труда и составленные им карты ареалов их распространения имеют большое научно-практическое значение для составления региональных Историко-этнографических атласов, особенно Историко-этнографического атласа Средней Азии и Казахстана, Эти карты по региону Западного Памира составлены автором, Научно-практическая значимость результатов данного исследования - важный вклад в сложную теоретическую проблему определения роли этнической специфики земледельческой хозяйственной деятельности. Выводы, сделанные автором при сопоставлении материалов да народностям изучаемого региона позволяют выявить этническую специфику, в характере орудий земледельческого труда (способах работы с ними, различия в элементах конструкции, в приемах их изготовления), а также в навыках хозяйствования, способах орошения и приемах полива ,в земледельческих работах и т,п. Материалы эти дают возможность показать этническую специфику каждого отдельного народа, а также обменяют общность этнических традиций, проявляющуюся в основных элементах материальной культуры (жилище, од езда, пшца) и духовной (главным образом в календарной обрядности) у народов одного хозяйственно-культурного типа,

С,П#Толстов, учитывая, что хозяйственная деятельность определяется взаимодействием человеческого общества с природной средой его обитания, обосновал важное положение о неравномерности "темпа социального развития у обществ различных гео. графических зон, коренящегося в различии характера естественных ХЗ — г ресурсов производства", что лежит в основе хозяйственно-культурной типологии (Толстов, 1932, с,31-32).

Вслед за Н. И. Вавиловым С.П.Толстов особо подчеркивал то, что горное земледелие, основанное на террасированных полях с регулярным их орошением предшествовало дальнейшей стадии развития орошаемого земледелия, связанного со сложным ирригационным хозяйством речных долин (Толстов, 1932, с.32).

Древность и самостоятельность развития горно-террасовой земледельческой культуры, основанной на орошении, подтверждает и сама интенсивная система земледелия высокогорных зон. Н.И.Вавилов даже у такой изолированной народности, как нури-станцы (кафиры) Гивдукуша отметил наличие интенсивной культуры земледелия. (Вавилов, 1959, с.136). На протяжении столетий здесь сложились особые технические способы орошения и приемы полива полей, агротехнические навыки, система земледелия,которую следует считать весьма интенсивной. Все это результат многовекового развития орошаемого земледелия в условиях высокогорных засушливых долин.

Хорошо известно, что орудия труда и трудовые навыки.ладей, использующих определенный хозяйственный опыт своих предков -исторические категории. Они изменялись в процессе истории и теперь являются объектом историко-этнографического изучения для выявления общих и локальных черт культуры каждого этноса*

Истоки орошаемого земледелия на Памире восходят к глубокой древности. Мы полагаем, что в высокогорных долинах Западного Памира, Гималаев и Гиндукуша мог сложиться самостоятельный очаг ирригации именно высокогорного типа и земледелия,основанного на нем.

Действительно, как известно, население долины Инда в эпоху бронзы (от середины Ш до середины П тысячелетия до н.э*) уже занимались пашенным земледелием* Исследователи этой древ-неиндской культуры считают, что к этому времени можно отнести и применение плуга, и строительство первых ирригационных сооружений (Типы традиционного сельского жилища народов Юго-Западной и Южной Азии» 1981, с Л 2). Этому не противоречит и точка зрения С* А* Семенова на происхождение орошаемого земледелия, Он считает, что оно имеет несколько самостоятельных центров происхождения и в горных условиях возникло в глубокой древности (Семенов, 1974, с,158), Археологические материалы подтверждают и данные вед - священных гимнов древних индийцев, свидетельствующих, что в ХП-Х веках до н.э. индоарийские племена "были оседлыми пашенными земледельцами и скотоводами. Они выращивали ячмень, пшеницу, различные просяные, а позднее наг» чали культивировать рис, сахарный тростник и хлопок* Тягловой силой служил крупный рогатый скот. Более широкое распространение получила ирригация" (Типы традиционного сельского жилища народов Юго-Западной и Южной Азии, 1981, с.13)* Арийские племена появились в этот период на северо-западе Индии, и, возможно, их тип хозяйства оказал влияние и на хозяйство местного населения. К сожалению, состояние археологической изученности высокогорных долин Западного Памира, Гиндукуша, Северных Гималаев и Каракорума, подтверждающее заселение этих местностей человеком в глубокой древности (Ранов, 1975, сЛ36-157), не дает возможности точно определить время возникйовения здесь земледелия. В,А.Ранов считает, что часть племен гиссарской культуры (УМУ тысячелетие до н.э.), основой хозяйства которых было земледелие и скотоводство,.могли принести на Памир навыки этого хозяйства (Ранов, 1981, с,373-374). А.Н.Бернштам датирует памятники оседлого населения на Западном Памире да-ваньским периодом (греко-бактрийское время) (Бернштам, 1949, сЛ29)* Он считает носителей даваньской культуры (Ш-1 века до н.э.) земледельцами и скотоводами (Бернштам, 1947, с.87).

Археологические материалы свидетельствуют о том, что в сопредельных с Западным Памиром областях существовали древние земледельческие культуры, начиная с упоминавшейся нами Гиссар-ской (УМУ тысячелетия до н.э.), земледельческие культуры, объединяемые Б,В.Авдриановым в "ирано-среднеазиатском ареале"-У1-У тысячелетия до н.э. (Андрианов, 1968, с.25). Древнезем-леделъческие культуры в Афганистане датируются" В.М.Массоном У1-У тысячелетиями до н.э. (Массон, 1982, с.9-14, 17-21) и В.И.Сарианвди - 1У-П тысячелетиями до н.э. (Сарианвди, 1977, с, 17-21), а упоминавшаяся нами выше земледельческая культура долины Инда (Мохенджо-Даро и Хараппы) характеризуется сохранившимися памятниками ирригационных сооружений Ш-П тысячелетий до н.э. Археологические материалы при раскопках французскими археологами в бассейне Кокчи памятника Ай-Ханум позволили им предположить, что первоначальное устройство ирригационной сети относится к эпохе бронзы - Ш-П тысячелетия до н.э. (Сгвп-ЬеНе, 1978, с.71). Эта местность расположена в непосредственной близости к Западному Памиру, на севере афганского Бадахшана.

Археологические раскопки последних лет в Афганистане доказали, что Южный Афганистан в 1У тысячелетии до н.э. входил в зону распространения древнеземледельческих культур, а во П тысячелетии до н.э. оазисы дельты р.Балх населяли древние земледельцы (Сарианвди, 1977, с.4).

Следует учесть то обстоятельство, что в УП-Л веках до н.э. иранские земледельческие племена северного Афганистана, южного Узбекистана и южного Таджикистана входили в древнюю Бактрию, а в УМУ вв* до н.э. Бактрия в составе ахеменвд-окого государства укрепила в числе других свои связи с Индией (Мандельштам, 1957). Созданное после походов Александра Македонского Греко-Бактрийское государство расширило свои границы за счет южных областей Афганистана и северо-западной части Индии (в т.ч. современной территории Пакистана)» Для нас важно то, что предки современных народов этого региона были объединены в рамках Кушанского царства (Гафуров, 1972, 0.37,73,77-79, 97, 108-109, 127 ; Отависский, 1977, с.8-9), Кушанское государство объединило народы Средней Азии, Северной Индии,/Пакистана, Афганистана и Восточного Ирана.

Я.Г.Гулямов подчеркивает, что "экономическое, политическое и культурное наследие древней Бактрии времени тохаров (Греко-Бактрия) и Кушанского царства, а также дальнейшее развитие античной экономики и культуры Среднего Востока и Средней Азии составили ту основу, на которой развилась хозяйственная, государственная и духовная жизнь народов этого региона в эпоху феодализма" (Гулямов, 1974, сД21), Исторические, в т.ч. и археологические источники говорят о развитом здесь орошаемом земледелии (Гафуров, 1972, с.159)»

Рассматривая проблему воздействия человека на природные . условия, в которых он живет и ведет хозяйство, результаты взаимосвязи-человека с окружающей географической средой, А.Е&лиев отмечает, что ранние этапы кушанского периода характеризуются интенсивной хозяйственной политикой цроведения ирригационных систем и создания новых оазисов. Поливное земледелие.здесь основано было на самотечных каналах (Валиев, 1976, с,117).

Памятники Кушанского времени известны не только на территории центра государства, но они есть на Западном Памире и хорошо исследованы археологами А,Бабаевым (Бабаев, 1973) и А*Н. Зелинским (Зелинский, 1964а, 19646). Это подтверждается и мнением В. А. Ранова, полагающего, что возникшая на Западном Памире в Ш в. до н.э. система щюпостей служила защитой земледельческих поселений от набегов кочевников, Он особо подчеркивает, что "само появление крепостей на скалах" - яркое свидетельство существования земледелия по крайней мере со второй половины первого тысячелетия до н.э., хотя у нас есть все основания думать о том, что возникло оно здесь значительно раньше" (Ранов, 1981, с.368). Подтверждением этому, возможно, может служить бытование у земледельцев Западного Памира особых форм зерновых культур, в том числе "до недавнего црошлого встречалась компактная пшеница "тгх-Ысит СошрасЪша Нозъ",по-таджикски "киляк". Эта пшеница является самой древней формой пшеницы, находимой в остатках свайных построек в Европе" (Баранов, Гурский, Остапо-вич, 1964, с.65), а также "такое зерно было найдено и в пирамиде Дашура в Египте, относящейся к 3359 г. до н.э." (Баранов, Гурский, Остапович, 1964, с.78). Древнюю традицию земледелия на Западном Памире отмечал крупный ученый в области ботаники и растениеводства П.А,Баранов (Баранов, 1936, с.84).

Близость ареала древних земледельческих культур к изучаемым высокогорным зонам Западного Памира, Гиццукуша, Северных Гималаев и Каракорума позволяет сделать предположение о возможном периодическом проникновении носителей этих культур, сочетающих земледелие со скотоводством, в изучаемый регион. Много поколений земледельцев-ирригаторов изучаемых высокогорных долин сохраняли и приумножали опыт своих предков в ведении земледельческого хозяйства, основанного на террасировании склонов гор и самотечном арычном орошении.

Наши этнографические материалы, характеризующие чрезвычайно архаический облик традиционных орудий труда, традиционных земледельческих навыков и традиционную оросительную систему со сложными техническими приемами распределения воды на поле во время полива также дают основание предполагать,что земледелие и ирригацию цредки современных памирских таджиков освоили еще в глубокой древности, и зачатки их земледельческо-скотоводческого хозяйства возникли, вероятно, несколько тысяч лет тому назад в границах выделенного Б. В, Андриановым в его трудах по истории ирригации "иранско-среднеазиатского ареала", характеризующегося преобладанием горного рельефа* Ирригационное земледелие в этом ареале появилось в У1-У тысячелетии до н.э.

Носители древнеземледельческих культур - цредки современных народов этого высокогорного региона, конечно, принесли с собою навыки ведения земледельческого ирригационного хозяйства. .Археологические материалы, как мы видели, подтверждают заселение этих местностей человеком в глубокой древности - в каменном веке (Ранов, 1975, с.138-140, 142-154), 0 давности заселения Памира свидетельствуют и лингвистические данные, в частности, топонимика: "Названия большинства местностей и населенных пунктов Западного и Южного Памира не могут быть объяснены и расшифрованы с помощью современных языков; это указывает на архаичность этих названий, которая еще раз свидетельствует о давности заселения Памира, Не исключено, что какие-то из памирских названий могут быть субстратными, унаследованными пришедшими сада иранцами - предками нынешних памирцев - от неизвестного нам, но, возможно, автохтонного населения ; другие - явно иранского происхождения, как это видно из их построения. Однако и в том, и в другом случае их древность говорит о давности заселения Памира" (Эдельман,1975, с,51), К сожалению, подтверждая давность освоения этих высокогорных местностей человеком, у нас нет данных с достоверностью датировать зарождение в этом регионе ручного мотыжного, затем и пашенного плужного земледелия, основанного на ирригации, как и возникновение последней. Несомненно, что навыки горного земледелия с террасированием склонов и использованием принципа самотечного арычного орошения либо принесены разновременными волнами переселенцев, либо развивались автохтонно аборигенным населением, но в любом случае высокогорное земледелие имеет в этих высокогорных зонах давнюю традицию. Эта давняя традиция плужного земледелия, на наш взгляд, находит подтверждение в бытовании в долинах Западного Памира, Гиддукуша, Северных Гималаев и Каракорума пахотного орудия только одного типа - одно-рукояточного прямогрядильного рала в двух его формах Свахам ской и шугнано-рушанской), являющихся, если судить по предложенной Ю, А, Красновым схеме развития этого типа пахотного орудия, исходными его формами, тогда как в других местностях наряду с исходными существовали и более поздние, видоизмененные варианты этих форм, Ю»А,Ераснов подчеркивает "факт непрерывного бытования однорукояточных прямогрядильных рал в наиболее ранней (по археологическим данным) разновидности в Средней Азии, начиная со П тысячелетия до н.э. вплоть до наших дней. При этом такие орудия являются здесь единственной самобытной формой, вполне вероятно и древнейшей" (Краснов, 1975, с,84).

Проблема происхождения земледелия в изучаемом регионе еще мало изучена» Однако представляет большой интерес возможность привлечения для ее изучения не только археологических данных, но и исследований Н#И* Вавилова - выдающегося советского ботаника, генетика и селекционера, основателя науки географии культурных растений,

Н.И.Вавилов, внесший огромный вклад в развитие учения о происхождении культурных видов растений, стоял на позиции полицентризма в этом вопросе* Им были определены 8 основных очагов - мировых центров самостоятельного формообразования видов культурных растений и 3 второстепенных очага* Регионы Припа-мирья, Цригиндукушья и "Трансгималаи", по классификации Н.И, Вавилова, входят в Среднеазиатский очаг. (Вавилов, 1960, с*42; Вавилов, 1932, с*?)*

Среднеазиатский очаг является родиной мягкой, карликовой и круглозернистой пшениц, ржи, льна, люцерны, персидского клевера. .

Для этнозтрафов очень важно положение Н*И. Вавилова о том, что ".первобытные земледельческие культуры, основанные на разных родах и видах растений, возникли автономно, одновременно или разновременно. Им свойственны весьма различные этнические и лингвистические группы народов* Им свойственны разные типы сельскохозяйственных орудий и домашних животных" (Вавилов, 1932, с*14)*

В границах Среднеазиатского очага для автора особенно интересны варианты земледельческой культуры высокогорных долин указанных выше регионов, определяемые , высотою над уровнем моря, рельефом и этническими традициями.

Г.Н.Лисицина и Л.В.Пршцепенко, на наш взгляд, своевременно обращают внимание исследователей на то, что "В печати нередг ко проскальзывает мнение о том, что очаги, выделенные Н,И.Ва-виловым, должны соответствовать древнейшим областям возникновения оседлых земледельческих культур,.« Это не совсем так, ибо Н.И.Вавилов не отождествлял свои очаги с областями древнейших цивилизаций, он считал, что о каждом из них можно говорить лишь как о самостоятельном центре "введения в культуру различных растений*, т.е. в каждом регионе земледелие возникает на определенном этапе и характеризуется своими специфичен скими чертами" (Лисицина, Црищепенко, 1974, с.21)*

Н. И, Вавилов считал, что за необходимость объединения Пен«-дяеаба, Кашмира и восточной части советской Средней Азии говорит единство экологических условий, единство дикой и культур« ной флоры. Он считает, что несмотря на барьер Гималаев и Гин-дукуша, приходится объединить в единый очаг значительную часть Средней Азии с северо-западной Индией (Вавилов, 1960, с,42)*

Следует обратить внимание на близость культур народов Ирана, Средней Азии, Афганистана и соседних районов Индии и Паки« стана, характеризовавшуюся многими общими чертами этнокультурного наследия и тесными контактами еще в предахеменидскую эпоху (Гафуров, 1968, с,4 ; Йскавдаров, 1968, с.5, 7-18, 4СМ1), Это положение подтверждает высказывание Н.Н.Чебоксарова и М.Г.Левина о том, что один и тот же хозяйственно-культурный тип может быть представлен в совершенно различных историко-этнографических областях, у народов различных по происхождению и языку, даже разделенных такими природными границами,как высочайшие хребты Гиндукуша, Каракорума, Гималаев,

Народы, как было отмечено выше, живущие в высокогорных засушливых зонах изучаемого региона, занимались земледелием, основанным на искусственном орошении в сочетании со скотоводством оседлого типа и в зависимости от природных условий с преобладанием одной из его форм: яйлажной (крупный и мелкий рогастый скот), отгонной (яки, лошади, молодняк крупного и мелкого рогатого скота, верблвды) или в сочетании - яйлажно-отгонной, яйлажно-выгонной, яйлажно-стойловой. Отгонная форма практиковалась там, где было много пастбищ, при яйлажной существенную роль играли вертикальные перегоны скота на весенние, летние и осенние пастбища. На отгонных пастбищах выпасали яков (у бар* тангцев верховьев Бартанга, у шугнанцев верховьев Гунта и Шах-дары, у ваханцев, буришков, шина и ладакхов в Каракоруме) и верблюдов (у части бартангцев, рушанцев, кхо и нуристанцев). Разведение 1фупного рогатого скота - в том числе яков, мелкого рогатого скота - коз и овец, в меньшей степени лошадей, ослов и верблюдов оседлыми пашенными земледельцами-ирригаторами высокогорных зон изучаемого региона имело важное значение в их хозяйстве. Крупный рогатнй скот - быки (волы) и помесь яка с коровой - служили тягловой силой при пахоте. Использовали крупный рогатый скот и при обмолоте, прогонял его по снопам (галагоу). Помет скота, особенно собиравшийся в хлевах во время содержания его там зимой, использовали для удобрения каменистых и песчаных почв, которые без этого не давали желаемого урожая. Причем, как будет показано ниже, поле, в заг-висимости от культуры, которую на нем возделывали, удобряли пометом определенного скота. Осенью, после жатвы, крупный рогатый скот, а иногда овец и коз выпасали на стерне с целью лучшего удобрения пашни, причем в данном случае поля выполняли функцию общинного пастбища и весь скот членов сельской (кишлачной) общины выпасался на стерне, независимо от того, кому данное поле принадлежало.

От окота в условиях натурального хозяйства семья получав ла необходимые продукты: мясо, масло, молоко, сыр и т*п. Скот давал сырье для домашних промыслов: шкуры, кожу, шерсть и прочее*

При отсутствии колесного транспорта в специфических высокогорных условиях вьючными животными служили лошади, ослы,яки и верблюды*

В изучаемом высокогорном регионе большую часть стада у всех народов составлял мелкий рогатый скот, причем в XIX и начале XX веках у црипамирских народностей и у нуристанцев (кафиров) безлесных зон преобладали козы, у буришков « овцы (Snoy, 1975, с,99, 101 {Вавилов, Букинич, 1959, с. 109,136; ЙСкацдаров, 1968, С.47,49 ; Tisser imd Visser-Hooft, 1935, I, c,63 ; Пуляркин, 1956, с»215 ; Кудрявцев, 1963а, 0,369» 19636, с*782 ; Серебрянников, 1896, с,411 ; Андреев, 1927,с.27 ; Моногарова, 1971, с*68-70).

Скотоводство у земледельцев высокогорных зон играет шаг-чительную роль в хозяйстве* Эта тема, безусловно, заслуживает серьезного специального исследования. В данной работе нам хотелось бы лишь отметить, что в зависимости от природных условий в той или иной высокогорной долине и даже в разных частях той же долины соотношение земледелия и скотоводства в хозяйстве крестьян было различно.

В хозяйстве изучаемых народов удельный вес земледелия и скотоводства различается и у большинства из них скотоводство занимает второе место после земледелия, у кхо (читральцев) и у шина долины Багрота земледелие и скотоводство одинаково значимы. (Snoy, 1975). Однако у одного и того же народа, живущего в высокогорной долине в ее верховьях скотоводство несколько преобладает: у бартанщев верховьев Бартанга, части шугнанцев верховьев Гунта и Шахдары, части ваханцев и части кохистанцев долины Инда, таджиков долины Павджшнра, т.е. там, где много хороших пастбищ и мало пригодной для обработки земли. Но у всех этих народов в целом земледелие является основой хозяйства.

О Западном Памире Н.И.Вавилов писал; "меня, как агронома, привлекал Западный ПрипамирскиЙ район, так называемый Горный Бадахшан - область верховий Аму-Дарьи - Пявджа и впадающих в него рр»Гунта, Ванча, Бартанга и Шах-Дары, где в узких горных долинах издавна приютилось оседлое арийское земледельческое население, и где можно ознакомиться с первобытной высокогорной земледельческой культурой" (Вавилов, 1964,с.10)* Н.И.Вавилов подчеркнул, что "зона начального развития главнейших культурных растений приурочена в основном к полосе между 20° и 45° с.ш., где сосредоточены величайшие горные массивы Гималаев, Гиндукуша, Передней Азии, Балкан, Апденин" (Вавилов, 1960, с.59-60). Н.И.Вавилов накануне Великой Октябрьской социалистической революции посетил Западный Памир (Ругаан, Шугнан) и Дарваз. Здесь "впервые Н.И.Вавиловым было установлено, что горше области Советского Бадахшана и соседнего Афганистана являются одним из важных центров происхождения и многообразия мягкой пшеницы. Как раз на Памгфе у Н.И. Вавилова зародилась идея о значении горных стран^изоляторов в эволюции сельскохозяйственных культур, о возникновении культурной ржи из сорной в горных странах" (Баранов, Гурский, Остапович, 1964, о.5). Таким образом, древность земледелия на Западном Памире/в Гиндукуше и Гималаях доказана трудами ученых ботаников, генетиков и агрономов, в первую очередь, выдающимся исследователем - Н.И*Вавиловым, что ясно из вышеприведенных его высказываний.

При изучении земледельческого хозяйства и систем земледелия основополагающее значение имеет учение В*И.Ленина об общественно-экономических укладах, особенно у народов, живших в XIX - начале XX веков в условиях патриархально-феодальных отношений и патриархального натурального хозяйства (Ленин, Полн* собр. соч., т.39 ; т.41, с*244-246 ; т.43, с Л57-158 ; 207, 220« 223« См. также: Андрианов, Моногарова, 1970),

Земледельцы высокогорных зон Западного Памира, Гиндукуша и Гималаев в XIX - начале XX веков принадлежали к различным этническим общностям, но социально-экономические условия в это время у них всех определялись патриархально-феодальными отношениями, господством натурального хозяйства* Это обстоятельство в сочетании со сходными природными условиями обусловили у каждого из этих народов высокогорных зон возникновение и развитие основных черт вышеупомянутою единого хозяйственно-культурного типа* х х х

Специальных этнографических работ, посвященных традиционному орошаемому земледелию и ирригации на Западном Памире, кроме книг автора диссертации (Мухдддинов, 1975, 1984) нет, но все этнографы»публиковавшие исследования по этнографии населения Западного Памира и сопредельных с ним высокогорных областей,о . той или иной степенью подробности характеризовали и хозяйственную деятельность земледельцев. Однако этнографических исследований о населении этого региона, к сожалению, опубликовано мало.

Этнографическое изучение Советского Бадахшана подробно освещено в докторской диссертации Н.М.Акрамова (Арамов, 1975) и статье Л.Моногаровой и И.Мухщщинова (Моногарова, Мухщщинов, 1981, с.309-342). В книге И.й^хвддинова (Мухвддщюв, 1984) дан довольно полный обзор литературы, в которой содержатся сведения по высокогорному земледелию. Поэтому в диссертации автор дает краткий обзор источников и литературы по теме, определяющий степень ее разработанности, тем более, что основным источников диссертации служат полевые материалы автора, собранные им за время его ежегодных экспедиций и командировок в долины Западного Памира.

Работая в 1972-1974 и 1976-1980 годах в плане регионального Историко-этнографического атласа, автор проводил этнографические исследования во всех высокогорных долинах Западного Памира. Он совершил многократные экспедиционные маршруты в правобережной части долины верхнего Пянджа и его цритоков» Автор собрал полевой материал у всех памирских таджиков (язгу-лемцев, рушанцев, бартангцев, шутнанцев и их локальных групп, ваханцев и ишкашимцев, а также для сравнения - и у таджиков-ванчцев, горонцев и дарвазцев (у последних в Калаи-Хумбском районе ГВАО). Полевые материалы включают интересные сведения по высокогорному земледелию, народный опыт ведения орошаемого земледелия, устройства различных традиционных гидротехнических и водораспределительных сооружений, сезонных земледельческих работ, скотоводства. Уникальный материал собран по земледельческим орудиям, многие из которых используются и в наши дни, там, где по микрорельефу применить машины невозможно. Среди большого иллюстративного материала, собранного за время командировок много рисунков, фотографий, схем (ирригационной сети и схем поливов полей), выполненных автором. Для более точного составления схем поливов (от первого и до третьего, четвертого включительно) автор сам под руководством опытных крестьян проводил полив, нанося на карту поля очередность его полива по участкам, а в них - по валикам, бороздам или полосам, т.е. в зависимости от приема полива. Автор участвовал во всех земледельческих работах, при которых применялись традиционные орудия и приемы, на обрабатываемых площадях, расположенных на крутых горных склонах, где невозможно применять новую сельскохозяйственную технику.

Таким образом, автор цроводшг исследования в кишлаках, расположенных на всем протяжении долин по верхнему, среднему и нижнему течению соответствующих рек, так как необходимо было установить этнографические особенности традиционного земледелия и ирригации, обусловленные вертикальной зональностью, В своем библиографическом обзоре Н,А,Кисляков отмечает, что русские исследователи начали интересоваться культурой и бытом таджиков и соседних с ними народов с конца 60-х и начала 70-х годов XIX века, т,е, с момента присоединения Средней Азии к России (Кисляков, 1951, с,53),

Этнографические сведения о населении этого региона древних античных, китайских, арабских и европейских путешественников и ученых обобщены в трудах крупных русских исследовате^ лей-востоковедов (фистов, 1902, кн,1Х, кн.Х, кн,Х1 ; Бичурин, 1950, т,П; Минаев, 1879 ; Мандельштам, 1957),

Сводный труд И,Д,Минаева подвел итог научным знаниям о Памире и Црипамирье на конец 70-х годов XIX века.

Первыми европейцами, посетившими Вахан и Памир и по рас, опросным сведениям описавшими сопредельные црипамирские владения в ЗОН веке, были венецианские купцы Николло и Маффео Поло и сын Николло - Марко Поло (Кунин, 1941), первым из европейцев рассказавший о странах, которые он посетил, и правдиво описавший свои впечатления*

Впервые в 188Ы882 гг. Общество любителей естествознания субсидировало первого русского ученого доктора А.Э„Регеля для осуществления его экспедиции в верховья Пянджа* К сожалению, об этом своем путешествии А.Э.Регель опубликовал только две краткие заметки (Рагель, 1882, т*17, в*П;1884, т#20,в#3).

Для теш диссертации интересны объективные, хотя и фрагментарные описания хозяйства, сделанные военными и чиновниками колониальной администрации, публиковавшиеся в журналах, военных и статистических сборниках и газетах (см.библиографические обзоры: Биснек, Зельдович, 1940, в*П; Кисляков, 1951, с,53-66 ; Хайтун, Шибаева, 1955, с,47-66 ; Е^шов, 1968, с.87-92).

Особый интерес для этнографии представляют материалы экспедиций капитана генерального штаба Путяты (Путята, 1884, вД, с.1-88) и участника его экспедиции горного инженера Д.Л.Иванова (Иванов, 1884, т.XX, в.З; 1885а, Т.У1, № 23,24 ; 18856,т.Ш, кн.6; т.1У, кн.7). Б.Л.Громбчевского (Аярамов, 19746, Тромб-чевский, 1886; 1891а; 18916, т.27, в.2; агаьсгеигзк!, 1925 ; 1958), С.П.Банковского (Ванновский, 1892, в*56), С.И#Коржин-ского (йоржинский, 1897, серия 5, т.7, с.Ь Й-ЬШ ; 1898), Н.Л.Корженевского и А.Г. Серебрянникова (Серебрянников, 1894, № 1,12 ; 1895, т.226, В 11,12 ; 1896, Ш 55-60 ; 1900). Но ученых, занимавшихся собственно этнографией населения Западного Памира - памирских таджиков, было очень немного: А.А.Бобрин-ской, А,Е,Снесарев (Аццрей Евгеньевич Снесарев, 1973), А.А. . Семенов (Акрамов, Литвинский, 1971 ; Акрамов, 1974а,т.95,1975

М. С.Андреев (Писарчик, I960; Абрамова, Акрамов, 1973 ; Писарчик, 1977, в.УП), Й.И.Зарубин (Гафферберг, Кисляков,1963, с.17-21 ; Расторгуева, 1963, 1964, с.273-275 ; Розенфельд,1975, с.296-297), продолжавшие (кроме А.А.Бобринского) успешную научную деятельность и в советском востоковедении, этнографии и лингвистике.

Первая этнографическая работа по Западному Памад-, содержащая полезные сведения по земледелию опубликована М.С.Андреевым в соавторстве с А.А.Половцевым (Андреев, Половцев»19П). А.А.Бобринокой впервые описал распространенный в прошлом на?« родный календарь, по которому счет времени велся по частям тела мужчины. К сожалению, у него очень мало сведений по хозяйству. (Бобринской, 1902, кн.I ; 1908). Материальная и духовная культура, в т.ч. календарная сельскохозяйственная и семейная обрядности цредставлены в общих чертах. В XIX веке по этнографии весьма краткие сведения находим и у зарубежных ученых; Дж.вуда (Wood , 1872), Т.Гордона (Gordon » 1876), Свена Гедина (HedinSwen, 1894, v.XXIX j 1898, v. 1-П;1899), О.Олуфсена (Olufsen, в., 1897, ъа. 24 ; 1900, bd. 27 ; 1904).Для нас интерес представляют материалы о путешествии Б.Л.Громбчев-ского (Акрамов, 1974$, с.60-61, 66-69) в долине Ванча. Он 1фатко описывает внешний вид селений и перечисляет возделываемые культуры, технику земледелия, сообщает, что после уборки пшеницы эти же поля засевают просом; после уборки урожая землю перепахивают, чтобы корни сгнили и удобрили почву до следующего посева. Он отметил, что в Ванче не занимались скотоводством. В этом Б.Л.Громбчевский ошибался, скот разводили, без него было невозможно пашенное земледелие.

В первые десятилетия XX века интересные для нашей темы исследования краткие сведения мы находим в трудах крупных учетных ботаников; Б.А.Федченко (Федченко, 1902, т. 38, в.З; 1909, т. 30, вД), который описывает некоторые орудия, перечисляет возделываемые земледельческие культуры и Н.И. Вавилова (Вавилов, 1964, сЛО-25), совершившего в 1916 году свою первую экспедицию в эти районы Азии, в том числе на Западный Памир*

В своей работе Н.И. Вавилов нарисовал общую картину земледельческого освоения трех высотных зон Западного Памира и охарактеризовал основные земледельческие культуры, некоторые приемы традиционной селекции и агротехники. Он подчеркнул, что "наряду с различием в языке и некоторых бытовых явлениях, состав культурной флоры памир ских таджиков иной, чем у рядом живущих дарвазцев и кулябцев. Рожь возделывается только памирс-кими таджиками, и название ржи здесь совершенно другое» Ее называют здесь лошак, а солому ржи называют кальк" (Вавилов,1964, с.20), Н.И.Вавилов кратко описал земледельческие процессы,орудия труда, отметил бытование наряду с плужным и мотыжного земледелия, виды полей, упомянул об орошении, общинных работах (Вавилов, 1964, с.24-25).

Среди иностранных ученых, занимающихся одновременно со своими основными задачами и некоторыми этнографическими исследованиями среди населения этого высокогорного региона, в том числе и Западного Памира, следует назвать А.Гамильтона (НанХГЬоп, 1906, р.81-109, 165, 175, 242-268, фото на с.298). В его труде приведены 1фаткие сведения по хозяйству, фотография полей с ирригационной сетью1, некоторые сведения по одежце,

I На этой фотографии, сделанной Олуфсеном, изображен кишлак Вранг в Вахане, Подпись под рисунком - хлопковые поля, орошаемые из Аму-Дарьи. В этом Гамильтон ошибается, потому что быту населения Афганского Бадахшана и Вахана, автором использованы хорошие фотографии, сделанные Олуфсеном. Большое значение в накоплении этнографических материалов имеют работы А«Шульца (Schuitz, 1914, 1916), особенно изданная в 1916 году, где автор в целом характеризует хозяйство, материальную культуру, общественные и семейные отношения, религиозные верования» А«Шульц только упоминает о календаре по частям тела мужчины, в общих чертах характеризует ирригационное земледелие«

В 1926 г« был издан на русском языке интересный труд Бурхан-уд-Дин-хана Кушкеки (Бурхан-уд-Дш^хан Кушкеки, 1926), в котором довольно подробно рассматривается расселение народов Бадахшана и Каттагана, дается характеристика их хозяйства, перечисляются виды скота, приводится состав семей и другие материалы, интересующие нас в сравнительном плане«

Необходимо отметить важную статью о памирском сельскохозяйственном календаре Л,Майского (Майский, 1934) и интересную статью по верованиям П.Майского (Майский П« 1935),

Из иностранных ученых очень полезные этнографические материалы опубликовал в своих трудах немецкий востоковед и лингвист Вольфганг Ленц (Lenta, 1931, 1933, 1939)* Он уделяет особое внимание язгулемцам, перечисляет возделываемые культуры, отмечает, что земледелие поливное. В.Ленц приводит сведения о древнем календаре по частям тела мужчины. орошение полей вдет от горного ручья в ущелье фанг, а поля эти не хлопковые. В Вахаяе хлопок никогда не сеяли, а возделывают бобы; когда они цветут, то похожи на хлопок«

М.С. Андреев продолжал изучение памирских таджиков и в тяжелые годы Великой Отечественной войны. В 1943 г* он организовал экспедицию, в которой приняла участие и А.К.Писарчик в долину Хуф на Западном Памире. В результате полевых исследований М.С.Андреевым написана первая после Великой Октябрьской социалистической революции большая историко-этнографи-ческая монография в двух выпусках, посвященная одной из локальных групп памирских таджиков - хуфцам (Андреев, 1953, в#1 ; 1958, в.П).

Во втором выпуске этнографическим аспектам хозяйства -земледелию, скотоводству и народному календарю уделено основ*« ное внимание - как в материалах Андреева, так и в "Примечаниях и дополнениях" к этому трупу А.К,Шсарчик. Орошению - основе высокогорного земледелия в прщюдных условиях Памира, автор, к сожалению, уделяет мало внимания, но эти материалы являются фундаментом для дальнейших углубленных исследований этнографических особенностей традиционной ирригации* Пахота и сев, удобрение, прополка, жатва, перенос сжатых хлебов и трав в селение, молотьба, уборка зерна с гумна и т.п., характеризуемые М.С.Андреевым - все дает направление для дальнейших изысканий.

Большой заслугой является развитие исследований, продолжающих впервые начатые А.А.Бобринским по существовавшему у памирских таджиков календарному счету времени по отрезкам,называемым по частям тела мужчины. Серьезным вкладом в науку было установление зависимости размеров и лвдности селений в горах от расположения на них полей.

Так же тщательно рассмотрены скотоводство, промыслы,обычаи и обряды, и так же они намечают пути дальнейших исследований традиционной культуры у других дамирских таджиков.

Вторым после вышеупомянутого труда М. С.Андреева моногрги-фическим историко-этнографическим исследованием был труд Л.Ф.Моногаровой, посвященный этнографии язгулемцев (Моногаро-ва, 1959). Автор в общих чертах характеризует особенности зем~ леделия и скотоводства в прошлом и современные условия для ведения хозяйства в колхозах. В работе перечисляются возделываемые в прошлом и в настоящее время земледельческие культуры и виды скота, характеризуется кустарное ремесло.

Для нас представляет интерес в связи с описанием кишлачной общины социальная характеристика каумов в Язгулеме.

Впервые в науку введен материал о распределении мирских и факирских каумов по кишлакам долины (с указанием количества хозяйств в каждом на 1948 год) и доказано, что эти семейно-родственные группы представляют собою патронимию*

Книга Л.Ф.Моногаровой "Преобразования в быту и культуре припамирских народностей" СМоногарова, 1972). Для нас важны сведения второй главы "Социалистические праобразования хозяй** ства и материальной культуры припамирских народностей", в которой земледелию, к сожалению, на наш взгляд, уделено мало внимания. Однако автор характеризует в общих чертах основные традиционные приемы земледелия, традиционные сельскохозяйственные культуры, кратко описывает земледельческие орудия, традиционную ирригацию. Л.Ф.Моногарова характеризует в целом традиционное высокогорное земледелие, основанное на искусственном орошении, не останавливаясь на этнографической специфике земледелия у различных припамирских народностей (язгулемцев, ру-шанцев, шугнанцев и других).

Для нас большее значение имеют ее исследования общественных отношений в кишлачной общине дамирских таджиков, соотношение в ней патронимических (родственных) и кишлачных (соседских) общинных начал (Моногарова, 1972, с. 29-50,103-Щ),

Для анализа материалов по этнографическим аспектам социальных отношений большое значение имеют труды Б.И.Исканда-рова (Искандаров, 1960 ; 1962, ч.1 ; 1963, ч.П; 1968, 1983) , Н.А,Халфина (Халфин, 1965 ; 1975), а также З.Бахрамова (Бахра-мов, 1957, т,1 ; 1959, т.П), Т.Г.Абаевой (Абаева, 1964), А*Мад-жлисова (Маджлисов, 1967), Б.Г.Гафурова (Гафуров, 1972), А.Д. Давыдова (Давыдов, 1969, 1979) и археологов В,А.Литвинского (Литвинский, 1972), АД.Бабаева (Бабаев, 1973) и А.Н.Зелинского (Зелинский, 1964 а и б, в.З).

При изучении этнографических аспектов хозяйства, особенно земледелия в высокогорных долинах Западного Памира большую помощь оказывают труды крупных ученых Н.И.Вавилова и Д.Д.Буки-нича (Вавилов, 1964, 1936 | Вавилов, Букинич, 1959, т*1) П.А. Баранова (Баранов, 1940 ; "Земледелие Горного Бадахшана и пути его улучшения" - рукопись в архиве Управления сельского хозяйства ГБАО),

В трудах этих ученых характеризуются ареалы земледельческих культур, придается большое значение очагам происхождения культурных растений, в определении которых заслугу Н.Й. Вавилова трудно переоценить. Для этнографических аспектов изучения конструкции земледельческих орудий, особенно пахотных, в сравнительном плане полезна глава УП, написанная Д.Д.Букиничем в совместном о Н. И. Вавиловым упомянутом выше труде "Земледельческий Афганистан".

Для сравнительной характеристики при классификации способов традиционного орошения очень важны сведения Д,Д.Буки-нича (Вавилов, Букинич, 1959, с.140-170), где он предлагает классификацию способов орошения, практикуемую земледельцами в Афганистане,

Полезные сведения о земледелии памирских таджиков при выделений этнографических аспектов этой древней отрасли хозяйства содержит коллективный труд П.А.Баранова, А,В,Гурского, Л.Ф.Остапович (Баранов, Гурекий, Остапович, 1964), помогающий уточнить полевые материалы об ареалах поливных и неполивных культур, высотные пределы земледельческих культур, их соотношение в различных местностях Западного Памира, а также данные о давности земледельческого освоения его высокогорных долин, йз иностранных этнографов в наше время памирских таджиков в сопредельных странах изучают западногерманские этнографы Ф.Куссмауль (KuBmaul, 1965) и П.Сной (Snoy , 1965), К,Йет-тмар (lettnar, 1961, v. 105, "Й I, 1975) (в сравнительном плат-не),

Ф.Куссмауль и И, Сной довольно подробно описывают и занятия, и материальную, и духовную культуру, В общем, памирские таджики афганского Бадахшана в настоящее время сохраняют многое в быту и культуре от XIX - начала XX века, что уже изжито у памирских таджиков Советского Бадахшана. В трудах этих ученых даны довольно подробные описания занятий, материальной и духовной культуры зарубежных памирских таджиков и земледельцев высокогорных долин Гиндукуша, Северных Гималаев и Каракорума.

По теме диссертации интересные материалы получены в ар« хиве востоковедов при Ленинградском отделении Института Востоковедения Ш СССР (фонд 115 - личный архив А,Е#Снесарева, фонд 121 - личный архив И.И*Зарубина), а также в архивах Гор-но-Бадахшанской автономной области Таджикской ССР (фонд 25), Всесоюзного географического общества СССР (фоцц 45), Управления сельского хозяйства Горно-Бадахшанской области Таджикской ССР,

Для объективного решения ряда вопросов этнографии, в т.ч. земледельческих работ у памирских таджиков значение имеют и труды лингвистов, в которых привлекаются этнографические ма>-териалы, особенно с текстами, фольклором, например, статьи

Зарубина (Зарубин, 1937, i960), А,3,Розенфельд (Розенфельд, 1970а, 19706, 1975а, 19756), А.Л.Грюнберга (Грюнберг, 1972, 1980), И,М# Стеблин-Каменского (Стеблин-Каманский, 1975,1982) и других.

Важной задачей для всех этнографов Советского Союза является составление региональных историко-этнографических атласов. В программе сбора материалов к Историко-этнографическому атласу народов Средней Азии и Казахстана (Кисляков, Сазонова, 1967,.о,32) обосновано требование показа наиболее характерных черт земледельческой культуры, как общих для народов Средней Азии и Казахстана, так и специфически присущих отдельным народам и их локальным группам, расселенным в разных природно-хозяйственных зонах.

Для полевых сборов материалов к Историко-этнографическому атласу Средней Азии и Казахстана на Западный Памир были организованы экспедиции Институтом этнографии АН СССР им.Н.Н. Миклухо-Маклая и Институтом истории им.А.Дониша АН ТаджССЗР.

Результаты специальных полевых сборов материалов освещаются в статьях Л«Ф*Моногаровой (Моногарова, 1971| 1975а), Б. В. Андрианова (Андрианов, 1971) и автора настоящей работы (Мухвддинов, 1971а, 19716, 1972, 1973, 1975а, 19756, 1975в, 1978, 1979а, 19796, 1979в, 1980, 1982, 1984), но главным образом легли в основу данной диссертации, в которой обобщены многолетние исследования автора, стремившегося внести свой вклад в разработку проблем агрозтнографии и хозяйственно-культурной типологии народов мира»

Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования доктор исторических наук Мухиддинов, Икромиддин, 1984 год

1. По наблюдениям автора, оставление под паром ж залежью очень широко применялось в Кулябской области, в Каратегине и Гис-сарской долине.

2. Бартанг 9 338 2 332 4 28512, Рушан 8 332 ** 12 320 3050

3. Шугнан (долина Пянджа) 5 228 I 27 194 6 2121 14# Шугнан (долина Тунт) 6 148 ет 73 75 1610 со ел сл

4. Шугнан (долина Шахдара) 36 146 21 84 41 1919 1

5. Ишкаишм и Горон (участок Наматгут-Андароб) 15 107 3 35 56 13 10527, Вахан (от Лянгара до Наматгута) 18 128 12 49 50 17 1525Всего: 57 1427 37 282 1062 40 14128

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.