Традиционное земледелие горной Осетии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.07, кандидат наук Кулумбегов, Роберт Петрович
- Специальность ВАК РФ07.00.07
- Количество страниц 240
Оглавление диссертации кандидат наук Кулумбегов, Роберт Петрович
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА Г.Орудия обработки почвы, жатвы и обмолота
1.1. Пахотные орудия
1.2. Ручные и вспомогательные сельскохозяйственные орудия
1.3 .Орудия уборки и обмолота урожая
ГЛАВА II. Трудовые процессы
2.1. Системы земледелия
2.2.Подбор и удобрение пашен
2.3. Пахота, сев и уход за посевами
2.4. Жатва, обмолот и складирование урожая
2.5. Фенология и метеорология
ГЛАВА III. Аграрный культ и связанный с ним праздничный мир
3.1. Зимний цикл аграрного календаря
3.2. Весенний цикл аграрного календаря
3.3. Летний цикл аграрного календаря
3.4.0сенний цикл аграрного календаря
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Библиография
Список информантов (полевой материал)
Принятые сокращения
Приложение (рисунки и фотографии)
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК
Этнографические аспекты высокогорного земледелия Западного Памира и сопредельных областей (XIX - начало XX веков)1984 год, доктор исторических наук Мухиддинов, Икромиддин
Земледелие западных бурят в XVII - начале XX века2000 год, кандидат исторических наук Михайлов, Виктор Анциферович
Социальная структура осетинских обществ в XVIII - первой половине XIX в.2000 год, доктор исторических наук Бзаров, Руслан Сулейманович
Поземельные отношения у горских народов Северного Кавказа (с начала пореформенного периода до 1917 г.)1984 год, Тройно, Федор Петрович
Земледельческий календарь азербайджанцев1998 год, кандидат исторических наук Исмаилова, Лала Ариф-кызы
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Традиционное земледелие горной Осетии»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В сфере изучения этнографической науки важнейшие отрасли хозяйственной деятельности человека. Это позволяет раскрыть жизнь народа в культурно - историческом и этносоциальном аспектах.
Земледелие, как и скотоводство, имело важное значение в жизни осетин. После ухода в горы по причине падения равнинной Алании в результате монголо-татарского нашествия ХШ-Х1У вв. во многом были утрачены возможности для развития этих важных отраслей хозяйственной жизни. Однако и в стесненных горных ущельях, с их сложными почвенно-климатическими условиями осетинский народ не только продолжал выращивать хлеб и разводить скот, но и сумел вывести земледелие и скотоводство на высокий уровень интенсивности.
Этнографическое изучение Осетии всегда было в центре внимания ученых и охватывает большие временные и тематические рамки. Однако объектом изучения являлись и являются сегодня преимущественно вопросы общественного строя, социальной сферы, культурных традиций и религиозных воззрений. При этом хозяйственный быт в научных исследованиях, посвященных Осетии, по нашему мнению, освещался по большей части в общих чертах, либо был представлен как иллюстративный фон для отдельных тематических исследований.
Не получило своего развития в трудах, посвященных земледелию Осетии, изучение полеводства горной ее части. Научные исследования касались, либо земледелия всей Осетии, либо изучались исключительно вкупе с общими традициями земледелия Кавказа. Однако такой подход не дает возможности выявить в полной мере традиционные формы земледельческой культуры осетин, сформировавшейся в ее горной части. Именно здесь мы находим массив понятий, представлений и терминов,
которые избежали трансформации от стороннего языкового и культурного влияния, оставаясь неизменными на протяжении веков.
В научных изысканиях, посвященных земледелию, лишь обобщенно рассматривалось земледелие в южной части горной Осетии. Представленные данные по ущельям Южной Осетии носили фрагментарный характер и служили, прежде всего, вспомогательным, сравнительным материалом отдельных исследований. А ведь земледелие в этой части Осетии сохранило не только традиционные формы, но и имело определенные отличия в своем бытовании.
Агроэтнография как часть этнографической науки опирается на богатый полевой и исследовательский материал. Важность этого направления была доказана и в ходе дискуссий, которые периодически разворачивались на страницах журнала «Советская этнография» [67; 157; 175; 176 и др.]. Абсолютный приоритет развития элементов земледелия в зависимости от уровня социально-экономического развития общества и особенностей почвенно-географических условий противопоставлялся этнической обусловленности форм земледельческой культуры. Открытая дискуссия о месте и роли агроэтнографии показала верность тезиса Н.И.Вавилова о том, что «культура полей неотделима от общей культуры народа» [47,с.79]. Важность определения этнических традиций в земледелии народа отмечается и зарубежной этнологией [217].
Поэтому считаем важными выявить в настоящем исследовании, в первую очередь, этническую составляющую хозяйственной жизни осетинского народа. Этому важному аспекту обычно не уделялось должного внимания исследователями, хозяйственная деятельность была представлена перечнем трудовых процессов, описанием орудий труда и возделываемых культур. Но особенности, присущие каждому народу и осетинам, в частности, не определялись. Поэтому определению этнической
обусловленности в земледелии горной Осетии мы видим, в частности, и актуальность нашего исследования.
В последнее время растет интерес современного общества к своей истории и традициям. В общеобразовательных учебных учреждениях, в творческих коллективах предпринимаются попытки реконструкции быта осетинского народа. Данное исследование дает фактический материал для практической реконструкции хозяйственной деятельности осетин, их религиозных воззрений в историческом прошлом. В самом обществе усиливается общий интерес к этнологии, к вопросам, касающихся культурных традиций, истории народов [178, с.9].
Степень разработанности темы исследования. Кавказ - часть древнего мирового очага земледелия, об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки орудий труда и остатков зерновых злаков [91,с.6].Каменные орудия труда, относящиеся ко второй половине III тысячелетия до н.э. археологи находят на территории современной Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Чечни и Ингушетии. В перечне древних орудий земледелия кремневые вкладыши, зернотерки, теречники [107,с.312;179,с.18].
Дальнейшее развитие земледелие на Кавказе получило в эпоху меди и бронзы. В результате археологического изучения края установлены два крупных очага металлургии: Кобанский и Прикубанский [ 84; 170].
Распространение железа на Кавказе относится к первой половине I тысячелетия до н.э. эпохе, характеризующейся переходом от мотыжного земледелия к плужному. При этом плужное земледелие на Северном Кавказе в скифо-сарматскую эпоху наличествует не только на равнинах, но и в горной полосе, где земледелие в силу неблагоприятных природных и почвенных условий находилось на более низком уровне развития [170,с. 313]. Немало свидетельств существования развитого земледелия и у аланских племен. Среди предметов, обнаруженных на Змейском городище и
в аланских катакомбах (Х-ХП вв), были железные мотыги, серпы, лемехи, большое количество мельничных жерновов [28,с.19].В верховьях Кубани, где было раскопано аланское городище Гиляч, были найдены части тяжелого деревянного передкового плуга. Свидетельством занятия аланами земледелием в горной полосе Южной Осетии являются находки серпов на городище «Царциаты калак» [75,с.125].Территория Южной Осетии, по данным археологический исследований с древних времен является зоной активного земледелия [55с.21-23; 134,с.18-19].
Начальные сведения о занятии осетинами земледелием мы находим в «Статейных списках посольства стольника Толочанова и дъяка Ивлева» (XVII в). В этом документе говорится, что осетины Дигории от каждого селения в качестве подати кабардинцам, наряду с определенным количеством скота, дают пшеницу и просо [6,с.120].
С XVIII века сведения о хозяйственной деятельности осетин становятся многочисленнее и многообразнее. В 1746 году член осетинской духовной комиссии, грузинский иероманах Ефрем, находящийся с миссионерской деятельностью в Осетии, писал, что здесь «сеют больше белый хлеб, есть и черный, однако больше белый хлеб сеют. Овса довольно много» [11,л.281].
Сведения о состоянии земледелия в горной полосе Осетии мы находим и в труде грузинского царевича и географа Вахушти Багратиони: «Плодородность этой страны незначительна, ибо никакие другие зерна не родятся, кроме пшеницы, ячменя и овса, по причине холода, позднего лета и ранней осени, но и это засевается изобильно по малоземелью и скалистой местности, а что сеют, дает весьма обильный и большой урожай, и если ударит град, что бывает тут часто, терпят сильный голод» [46,с.86].
Данные специальных исследований проливают свет на длительную историю развития земледелия на Кавказе, на его общие и локальные характерные черты у кавказских народов. Среди основных отраслей земледелия Кавказа важное место принадлежит полеводству.
Земледельческий быт и, в первую очередь, производственные традиции отражают исторически сложившуюся общность конкретных и естественно-производительных условий и хозяйственной деятельности человека.
Полеводство - одно из древних и важных отраслей хозяйства населения горной части Осетии, охватывающей северный и южный горные склоны Главного Кавказского хребта. Именно поэтому важное значение имеет выявление и научное осмысление традиционных форм этой отрасли хозяйствования у осетин, их влияние на формирование особенностей хозяйственного быта, отражение в социальной культуре и народных представлениях.
Древность культуры земледелия у осетинского народа подтверждается и фольклором. В осетинских нартовских сказаниях находим широкое бытование этой формы хозяйственной деятельности народа. В сказаниях «Как появилось пиво», «Чем небожители одарили нарта Сослана», «Сослан в стране мертвых» и др. представлены все стороны деятельности древних земледельцев: вспашка, сев, боронование, жатва [1]. Широко тема земледелия представлена в обрядовой поэзии и сказках [2;4;5].
Природно - хозяйственные условия формируют производственные навыки и особенности трудового опыта, создавая тем самым специфическую форму отрасли хозяйства при определенном уровне социального развития. Это положение позволяет нам выделить в горной полосе Осетии типичную разновидность горного земледелия, представленную исключительно полеводством, так как для других отраслей земледелия (садоводство, виноградарство, бахчеводство) не существовало требуемого для этого минимума естественных условий.
Мы должны учитывать то обстоятельство, что историко-хозяйственное развитие горной Осетии, наблюдавшееся на протяжении веков, изменили самобытные элементы земледелия настолько, что восстановление первоначальной картины достаточно сложно. Этнографические материалы,
отражающие хозяйственный быт и культуру осетин, относятся преимущественно ко второй половине XIX и началу XX веков. Имеются и более ранние материалы, главным образом, археологические, частью фольклорные, однако главный источник в понимании предмета исследования - это полевые этнографические данные.
Земледелие как одно из отраслей хозяйствования народов Кавказа описывается многочисленными исследователями быта кавказских народов.
В трудах Н.Вавилова рассматриваются вопросы горного земледелия, применительно к Кавказу определяются центры происхождения культурных растений, проблемы происхождения земледелия на основе материалов земледельческой деятельности кавказских народов [47].
Исследования Н.Крупнова дают фундаментальную базу в понимании развития земледельческой культуры не только Северного Кавказа, но и мирового земледелия. В его работах рассматривается древняя история земледелия северокавказского региона от каменного века до нового времени [107]. Важная роль в изучении пахотных орудий принадлежит Ю.А.Краснову. Необходимо отметить исследование ученого, посвященное древнейшим упряжным пахотным орудиям, где он убедительно показывает сходство орудий обработки почвы народов Кавказа с пахотными орудиями древней Италии, Греции и Северного Причерноморья И 06].
Крайне ограниченное количество земель, пригодных для хлебопашества в горах Северного Кавказа, привело к развитию здесь наиболее интенсивных форм земледелия. Широко распространенная в кавказоведческой литературе точка зрения, что земледелие в горах было примитивнее, чем на плоскости, не подтверждается фактическими данными. Именно в горных районах широко применялось удобрение, орошение, террасирование горных склонов, севооборот [86; 113].
Развитие систем земледелия и их влияние на формирование земледельческой культуры народов Кавказа рассматривал в своих работах
Семенов С.А. [151].Вопросы искусственного орошения и его применение на Кавказе изучали многие исследователи хозяйственного быта горцев [15; 50; 123].
В значительном объеме представлены исследования, посвященные развитию полеводства у отдельных народов Кавказа. Традиционные формы земледельческой культуры адыгов — прогресс в развитии систем земледелия, орудий обработки почвы и наборе возделываемых сельскохозяйственных культур,традиционнеы верования - отражены в трудах Покровского М.В., Алибердова Т.Д., Гарданова В.К., Мамбетова Г.Х отмечавших значительный прогресс народа в земледельческой сфере [23:59; 122:, 140]. В трудах Пожидаева В.П. мы находим интересный материал по хозяйственному быту Кабарды [141]. Рассматриваются особенности ведения земледелия в Большой и Малой Кабарде, с попеременным преобладанием этой отрасли хозяйствования над коневодством и скотоводством.
Земледелие у чеченцев изучалось Иваненковым Н.С., который дает характеристики этого региона, отмечая все стороны земледельческих занятий народа [83]. Иллюстрацию хозяйственного быта чеченцев мы находим и у других авторов, посещавших Чечню [53; 121].
Экономический и домашний быт жителей горского участка Ингушского округа описан в отдельном труде Грабовского Н.Ф.[66]. Земледельческим трудом в горной Ингушетии интересовался и Христианович В.П., который указывал на преимущественное распространение в этой зоне ярового ячменя и значительную высоту его произрастания, отмечал бытование определенного набора сельскохозяйственных орудий обработки почвы [171]. Из более поздних исследований необходимо отметить исслепование Хасиева С.М «Земледелие чеченцев и ингушей в XIX- первой четверти XX вв.» [210].
Традиционное земледелие у балкарцев и карачаевцев нашло отражение в трудах Алиева У.А., Лаврова Л.И., Шаманова И.М., отмечавших наличие у
них развитого орошения, как важного элемента повышения урожайности пашен[24;114; 195]. Из исследований последних лет следует отметить работу Кучмезова Б.Х. «Земледелие у балкарцев», в которой рассматривается весь комплекс земледельческой культуры народа: удобрение и орошение пашен, использование пахотных и ручных орудий обработки почвы, аграрный культ [112]. Отдельные исследования посвящены этнокультурным связям, в том числе и в земледельческой сфере среди народов Кавказа: осетин, балкарцев, карачаевцев [202].
В Дагестане широкое бытование получило террасное земледелие, в его рамках развивался отдельный специализированный комплекс земледельческих орудий и трудовых процессов, что стало предметом специального исследования [16;206].
Вопросы земледелия абхазского народа также не остались в стороне от внимания исследователей. В трудах Бжания ТД.Н, Званба С.Т. Чурсина Г.Ф., рассматривается этнографический быт народа во всем разнообразии материальной и духовной культуры [40;80;192]. Отдельно отметим исследование хозяйственной деятельности абхазского народа, проведенное в рамках работы «Земледелие и скотоводство у абхазов» (под ред. А.Робакидзе и Л.Акаба). Здесь рассматриваются вопросы бытования земледелия в Абхазии: системы полеводства, возделываемые культуры, сельскохозяйственные орудия и инвентарь [82].
Земледелие, как отдельная форма хозяйственной деятельности у осетин получило отражение в трудах многочисленных путешественников и естествоиспытателей, побывавших в Осетии в XVIII — XIX веках. Штедер Л.Л., посетивший Осетию в 1781 году, отмечал здесь не только факты развитой обработки почвы, но и наличие в предгорных районах страны садов и огородов. Особенно он выделил Куртатинское ущелье, где по его наблюдениям, «земледелие вполне обеспечивает жителей» [198,с.50].
Общие сведения Штедера Л.Л. о состоянии земледелия у осетин дополнены подробным и интересным отчетом Гюльденштедта И.А. Во время путешествия по Северной и Южной Осетии он сделал много содержательных зарисовок о жизни осетин. В частности, у него мы впервые находим описание деревянного рала[214,8.541] .
В труде об Осетии Гакстгаузена А. встречается упоминание о существование у осетин террасного земледелия, имеется описание широкого набора возделываемых зерновых злаков, навыков обработки почвы [60].
Отдельного внимания заслуживает и труд Клапрот Ю. В записках, сделанных им во время путешествия по Осетии в 1807-1808 гг., мы находим богатый фактологический материал. Здесь также встречаем детальное описание горного рала, которое, как указывает автор, применяется и другими народами Кавказа. Клапрот отмечает., что в горах Осетии хлеба жнут маленькими зазубренными серпами; приводит описание осетинской косы, способы молотьбы и веяния; использование для получения муки водяных мельниц. Из его труда узнаем, что осетины сеют пшеницу, шестирядный ячмень и овес [99].
В сведениях путешественников, побывавших в Осетии, мы находим указание на приемущественное развитие полеводства в горной полосе региона. Использование комплекса орудий труда по обработке почвы и снятию урожая, трудовые традиции, религиозные воззрения - все это не осталось без внимания наблюдательных путешественников [41;61;105;116].
В отличие от многих авторов, писавших об Осетии, представитель российской администрации на Кавказе Яновский А. несколько лет провел среди осетин. Об этом свидетельствуют его подробные и разносторонние свидетельства. Он описывает природные условия страны., народонаселение, пути сообщения, социальные отношения и, конечно же. хозяйственные занятия осетин [201].
Ценное свидетельство о полеводстве горной Осетии мы находим в труде Скачкова А. «Опыт статистического исследования горного уголка». Автор обобщает демографические данные Дагомского прихода Алагирского ущелья, социальную структуру осетинского общества, хозяйственный уклад. Особый интерес представляет описание земледельческого труда, в том числе, орошение пашен [152].
В исследовании Чурсина Г.Ф. «Осетины» находим богатые сведения о социальных отношениях народа, элементах материальной культуры и быта. Без внимания ученого не остались орудия земледельческого труда и религиозные воззрения, связанные с земледелием [109].
Отдельные вопросы хозяйственного быта осетин рассматривались и осетинскими исследователями дореволюционного периода Баевым М., Кокиевым С., Хетагуровым К. [30; 104; 169]. При этом в этнографическом очерке «Особа» К.Хетагурова мы находим описание практически всех сторон хозяйственного быта горцев.
Однако собственно научное изучение земледелия как отдельной отрасли хозяйствования осетин начинается сравнительно недавно. Начало было положено профессором Гаглоевой З.Д. [57].На основе изучения земледельческих орудий южных осетин ею рассматриваются локальные особенности орудий обработки почвы. Описываются пахотные орудия горной и равнинной части Южной Осетии, трудовые процессы, формы взаимопомощи, используемые в земледелии южными осетинами.
Конструктивные особенности орудий труда земледельца, трудовые процессы становятся предметом исследования и в трудах академика Читая Г.С.[187].Ученый рассматривает общие закономерности бытования пахотных орудий у народов Кавказа, в том числе и у осетин.
Описание земледелия как важного элемента хозяйственного быта осетинского народа находим в исследовании Магометова А.Х. «Культура и быт осетинского народа» [118]. Автор предлагает общий обзор земледелия в
Северной Осетии, давая описание конструкции и способов применения сельскохозяйственных орудий горной, предгорной и равнинной части региона. Традиция возделывания культурных растений дана как в территориальной зависимости, так и в связи с изменением социальной обстановки в Осетии. В последнем случае развитие товарных отношений приводит к выводу ряда зерновых культур из оборота, и внедрением земледельцами других культур.
Дается описание сельскохозяйственных работ, которые земледелец осуществлял в течение года, Орудия жатвы, обмолота, помещения для хранения урожая, так же не остались без внимания Магометова А.Х. В отдельном исследовании автора есть сведения и о земледельческом культе осетин [119].
Терминология, связанная с трудовыми процессами, отражена в лингвистическом исследовании Тедеева Г.З. [158].3десь на языковом материале дается описание не только элементов конструкции орудий труда, но и рассматриваются термины, определяющие названия трудовых процессов, форм трудовых объединений, названий земельных угодий и их категорий, народных мер площадей - одним словом, всего земледельческого комплекса осетин.
Некоторые вопросы земледельческого быта горной Осетии были изучены и грузинской этнографической наукой. Предметом этнографических исследований стали земельные отношения, орудия труда, формы взаимопомощи и грузино-осетинские параллели в полеводстве [95; 148].
Земледелие у осетин и его связь со скотоводством рассматривается в исследовании Калоева Б.А. [89]. Этот автор наиболее тщательно подходит к вопросу изучения хозяйственного быта осетин и, прежде всего, земледелия. Бытование этой традиционной отрасли прослеживается на материале, собранном в Северной и Южной Осетии. Насколько позволяли особенности исследования общего характера, Б.Калоев разбирает ареалы распространения
пахотных орудий у осетин, их конструктивные и функциональные особенности. Отдельной темой стали вопросы удобрения полей, организация пахоты и сева, жатвы урожая, его обмолот и складирование.
Позже богатый материал, собранный по этой теме по всему Северному Кавказу, позволил Калоеву Б.А. проследить рассмотреть традиционное земледелие осетин в рамках земледельческой культуры народов Северного Кавказа [91]. Развитие земледелия дается у него в исторической ретроспективе, в которой отразились системы земледелия, орудия обработки почвы, зерновые культуры, орудия и способы уборки хлебов, молотьбы, веяния, помещения для хранения зерна, устройство мельницы. Отдельной темой исследования стали верования и обряды, связанные с земледелием.
Надо отметить, что со временем элементы аграрного культа у осетин, обычно представляемые как дополнение к общей теме, становятся предметом специального изучения. Исследования охватили как локальное бытование аграрного культа у южных осетин [58], так и верования, легшие в основу общего земледельческого календаря осетин [182; 183].
Традиционная духовная культура осетин рассматривается в одноименном фундаментальном исследовании Чибирова JI.A. одного из авторитетных знатоков этой стороны жизни народа [183]. В работе «Традиционная духовная культура осетин» находим сведения о ранних формах народных верований народа; место времени в контексте праздничной обрядности; исчисление народного календаря ;обзор этнокультурных связей осетин с соседними народами.
Праздничный мир осетин, связанный,в частности, и с земледельческим трудом, находит свое отражение в трудах Уарзиати B.C. [163].
Вопросы хозяйственного быта и религиозных воззрений рассматриваются и в фундаментальном исследовании «Осетины» [133].
Таким образом, несмотря на обилие исторических свидетельств и научных изысканий, земледелие осетин не стало предметом специального
исследования. Однако изучение отдельных сторон мира земледельца, без территориального обобщения, без анализа взаимовлияния элементов хозяйственного быта и религиозных воззрений, невозможно создание целостной картины традиционного земледелия у осетин. Объект исследования - традиционное земледелие горной Осетии, как ее центральной, так и южной и северной частей в общих и локальных особенностях.
Предметом исследования являются традиции земледельческого хозяйства горной Осетии в развитии их составляющих: орудий труда, систем земледелия, возделываемых культур, трудовых процессов, аграрного культа, народной фенологии и метеорологии.
Цель исследования - в выявлении общих черт и региональных особенностей полеводства горной Осетии в сравнении с другими природно-хозяйственными зонами Осетии и с соседними регионами. Задачи исследования определяются объектом, предметом и целью исследования и заключаются в следующем:
- проследить генезис земледельческих орудий труда. Определить степень соотношения в этом процессе традиций и инноваций;
- рассмотреть формы бытования систем земледелия и их влияние на формирование трудового годичного цикла;
- изучить место и роль аграрного культа в хозяйственном быту земледельца;
- выявить степень влияния почвенно-климатических условий на формирование земледелия;
- определить практическую значимость фенологических и метеорологических знаний народа.
Методологическая основа исследования:
- принцип объективности, исходя из которого, достигается непредвзятость, и обоснованность в оценке процессов, протекавших на протяжении истории в хозяйственном быте и деятельности осетин;
- комплексный подход в изучении полеводства горной полосы Осетии, основывающийся на данных истории, этнографии, археологии, фольклора и мифологии;
- принцип всеобщей связи явлений и событий, позволяющий рассматривать развитие процессов в земледелии осетин вместе с соседними регионами. Географические рамки исследования определяются понятием природно-хозяйственных зон, определенных вертикальной градацией. Всего определено три такие зоны: горная, предгорная, равнинная.
Объект нашего исследования горная зона Осетии начинается с высоты в 1500 метров над уровнем моря, простираясь к основанию альпийских лугов, и характеризуется, как, впрочем, и другие зоны, климатическими и почвенными условиями. Территориально включает в себя ущелья Центральной Осетии и примыкающие к ней селения горной полосы южных и северных склонов Главного Кавказского хребта. Это исторические районы Куртатинского, Тагаурского и Алагирского ущелий, горная Дигория, верховья реки Большая и Малая Лиахва, Ксанская зона и Кударское ущелье. Хронологические рамки диссертации охватывают период с середины XIX века по первую треть XX века. В этом временном отрезке мы имеем возможность получить достаточный объем этнографических источников и разносторонний полевой материал. Что дает нам возможность выявить традиционные формы, присущие объекту исследования. После указанного периода в регионе начинается коллективизация, которая приводит к постепенной утрате традиционного характера земледелия Осетии. Научная новизна. Диссертационная работа является первой попыткой специального и всестороннего изучения полеводства горной Осетии. С учетом этнографических материалов, собранных автором, в исследовании представлена комплексная характеристика горного полеводства рассматриваемого региона: природно-хозяйственный условия, народные
Похожие диссертационные работы по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК
Народная поэзия в системе традиционной культуры осетин2010 год, доктор филологических наук Бекоев, Владимир Исламович
Социально-культурные проблемы скотоводства горцев Центрального Кавказа1983 год, доктор исторических наук Гамкрелидзе, Бахва Вахтангович
Традиционное земледелие у алтайцев: Конец XIX - первая треть XX в.2006 год, кандидат исторических наук Торушев, Эркем Геннадьевич
Погребальный обряд осетин как этнокультурный феномен2015 год, кандидат наук Кокоева, Аза Багратовна
Эволюция осетинской семьи и межсемейных отношений: Этносоциол. анализ1998 год, доктор социологических наук Дзуцев, Хасан Владимирович
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Кулумбегов, Роберт Петрович, 2015 год
Литература
12. Абаев В.И. Осетинский язык и фольклор - М.: Издательство АН СССР, 1949.Т.1 -495 с.
13. Абаев В.И. Историко-этимологический словарь осетинского языка - М. -Л.: Издательство АН СССР, 1958.-655 с.
14. Абаев В.И.Скифо-европейские изоглоссы.- М.: Издательство АН СССР. - 470 с.
15. Абесадзе Н.Орошаемое и неорошаемое земледелие/ИЭАГ,1980.
1 б.Агаширинова С.С. Материальная культура лезгин XIX - начала XX века - М.: Наука,1978- 304 с.
17.Агларов М.Очерки этнографии земледелия Южного Дагестана// ДЭС. - Махачкала, 1974.Т.1-С.67-75.
18. Агларов М.А.Террасная система земледелия в зоне доместикации растений//В сб: Хозяйство народов Дагестана в Х1Х-ХХ вв. - Махачкала: АН СССР, 1979.-С.З-7
19.Айларов И.Х. Ирон фарн. - Владикавказ: «Ир», 1996 (на осет.языке).- 519 с.
20.Аламшоев М.М, Каландаров Т.С.Об одном ирригационном празднике шуганцев долины Ф.Шахдары// Э0,2000,№4- С.71-73.
21.Алборов Б.А. Ингушское «Гальерды» и осетинское «Аларды»// ИИНИИК, Вып 1,-Владикавказ, 1928.
22.Алибердов Т.Д. Адыгейские земледельческие орудия XIX- начала XX вв.//УЗ АНИИЯЛИ, 1965,Т.4.
23.Алибердов Т.Д. Из истории земледелия у адыгов в XIX веке// УЗ АНИИЯЛИ, 1966.Т.8.
24. Алиев У.М.Карачай - Ростов-на Дону. 1927- 248 с.
25. Андрианов Б.В. К изучению агроэтнографии //СЭ, 1976, № 3.
26.Андроникашвили М. Очерки по иранско-грузинским языковым взаимоотношениям-Тб.:Мецниереба, 1966.-342 с.
27.Андрианов Б.В.Земледелие наших предков - М.: Наука, 1978.-156 с.
28.Археологические раскопки в районе Змейской Северной Осетии// ТАЭ - Орджоникидзе: Северо-Осетинское книжное издательство, 1961. - 135 с.
29.Арцыбашев Д.Д. Орудия и машины сельского хозяйства-Петроград,1915-450 с.
ЗО.Баев М. Несколько слов об осетинах Владикавказского округа//ТВ, 1887,Вып.5.
31 .Баранов Е. Очерки земледелия в горах//ТВ, 1892. Вып. 14.
32.Бараташвили И.Г. Агропочвенное районирование автономной области Юго-Осетии.-Цхинвал: Госиздат, 1962 - 123 с.
33. Бардавелидзе В.В. Древнейшие религиозные верования и обрядовое графическое искусство грузинских племен.-Тбилиси: Мецниереба, 1957 — 220 с.
34. Бардавелидзе В.В. Земельные владения древнегрузинских святилищ// СЭ, 1949, №1.- С.34-45.
35. Батчаев В.М. Из истории традиционной культуры балкарцев и карачаевцев-Нальчик: Эльбрус, 1986.-151 с.
36. Берзенов Н. Очерки Кавказа // Кавказ, 1850. № 5.
37.Бериашвили Л.К. К вопросу о террасном земледелии в Грузии//МЭГ, 1975,Вып. 18 (на груз.языке) - С.67-87.
38.Бериашвили Л.К.Традиции освоения и защиты почвенного покрова в Грузии/МЭГ, 1981,Вып.21 (на груз.языке) - С.56-71.
39.Бдоян В. А. Армянские солонки с фигуркой женщины, как конспирация статуи богини Ана Нит // МЭГ. 1972.Вып.16-17 - С.34-40.
40.Бжания Ц.Н. Из истории хозяйства и культуры абхазов (исследования и материалы). - Сухуми: Алашара, 1973. - 219 с.
41 .Бларамберг И. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа/Перевод с французского, предисловие и комментарии И.М. Назаровой.- М.: Изд. Надыршин, 2010 — 670 с.
42.Брегадзе H.A. Горное земледелие Западной Грузии — Тб.: Мацне, 1969.-348 с.
43.Брегадзе Н.А.Очерки по агроэтнографии Грузии. - Тб.: Мецниереба, 1982.-262 с.
44.Богаевский Б.А. Земледельческая религия Афин, - СПб. 1916.Т.1.
45.Булат В.Л.Оптические явления в природе-М.: Просвещение, 1974150 с.
46.Вахушти Багратиони. Описание царства грузинского// в сб: Алано-Георгика.-ВладикавказгИр, 2007 - 236 с.
47.Вавилов Н.И. Горное земледелие Северного Кавказа и перспективы его развития //Избранные труды. - М-Л.: Издательство АН ССС, 1965.Т.5-480 с.
48.Вертепов Г.А.Осетины. Историко-статистический очерк // ТС, Вып.2 ,кн.2,1892,№81
49.Вильямс В. Р. Почвоведение. Земледелие с основами почвоведения-М.: Сельхозгиз, 1946.-460 с.
50.Воейков А.И. Искусственное орошение и его применение на Кавказе и Средней Азии//Русский вестник - 1884,Вып. 10.
51 .Возникновение и развитие земледелия/под редакцией В.Д.Блаватского и А.В.Никитина.- М.: Наука, 1967- 231 с.
52.Врата небесные. Словарь осетинской мифологии и быта/сост.Х.Ф.Цгоев.- Владикавказ: Ир,2005.-230 с.
53.Вроцкий Н.А.Чечня как хлебный оазис-канализация ее//ССТО, 1878,вып. 1.
54.Габниа С.С., Смыр Г.В.,Чеснов Я.В., Ритуально-обрядовые функции абхазских посохов/Полевые исследования института этнографии, 1982-М.:Наука,1986- С. 119-127.
55.Гаглоев Р.Х.Земледелие на территории Южной Осетии в древности/ИЮОАО. - Тб. : Мецниереба,1990.Вып.ЗЗ - С.21-25.
56.Гаглоева З.Д. О пережитках аграрного культа в Джавском районе Юго-Осетинской АО// ВЭК.- Тб: Издательство АН ГССР,1952.- С.319-326.
57.Гаглоева 3. Земледельческие орудия южных осетин//ИЮОНИИ, 1957.Вып.8 - С.78-83.
58.Гаглоева З.Д. Составные элементы праздника «Ног бон»// ИЮОНИИ, 1958.вып 9.- С.81-90.
59.Гарданов B.K. Земледелие у адыгов в XVIII- первой половине XIX века// СЭ, 1965, №4.
60.Гактсгаузен А. Закавказский край. Заметки о семейной и общественной жизни - СПб. 1857.4.11.
61.Ган К.Ф.Поездка к верховьям Большой Лиахвы и Ксанки (предпринятая летом 1903 г.)// СМОМПК, 1905 № 35
62.Гассиев А.Осетины. Древнейший культ и позднейший религиозный индефиринтизм /ТВ, 1886, №1.
63.Гатиев Б. Суеверия и предрассудки у осетин//ССКГ, 1889.Т.11.
64.Гегешидзе К.Орошаемое земледелие в Грузии. -Тб. :Мецниереба, 1990 - 294 с.
65.Головин А. Топографические и статистические заметки об Осетии//Кавказский календарь на 1854. - Тифлис, 1853.
66.Грабовский Н.Ф.Экономический и домашний быт жителей горского участка Ингушского округа//ССКГ,1870,Вып.З.
67.Громов Г. Некоторые вопросы агроэтнографических исследований// СЭ, 1967, №1.
68.Громыко М.Трудовые традиции русских крестьян Сибири-Новосибирск: Наука, 1975.-395 с.
69.Гревенс H.H. Культовые предметы адыгейцев и осетин.// ЕМИРА. М.-Л.1961. Вып.5.
70.Гурвич И.С. Религия сельской общины у черкесов-шапсугов// Религиозные верования у черкесов - шапсугов, - М.1940 - 478 с.
71.Джавадов Г.Д.Народный земледельческий календарь и метеорология азербайджанцев в XIX - начале XX в.// СЭ, 1984, №3.
72.Джавадов Г.Д. Народная земледельческая техника Азербайджана. Баку: Элм,1989.-303 с.
73.Джалабадзе Г.В. Из истории земледельческих орудий Восточной Грузии.- Тб.: Мецниеребе,1960. (на груз.яз). - 389 с.
74.Джалабадзе Г.В.Полеводческая культура Восточной Грузии — Тб: Мецниереба,1986. (на груз.яз). - 309 с.
75.Дзаттиаты Р.Г. Царциатские памятники: Едысское городище и могильники - Владикавказ: «ИР», 2006- 175 с.
76.Дмитриев Н. Переход через Рокский и Мамисонский перевалы// СМЭДЭМ - Тифлис, 1894. Вып.5.
77.Дубровин Н.История войны и владычества русских на Кавказе. СПб, 1871. Том 1,книга 1.-64 с.
78.Ермолов А.С.Организация полевого хозяйства. Системы земледелия.- СПб, 1891.- 479 с.
79.3аседателева Л.Б. Хозяйство русского и украинского населения Северного Кавказа/ Полевые исследования Института этнографии—М.: «Наука», 1986.- С.28-36.
80.3ванба С.Т. Этнографические этюды./под ред. и с предисл. Г.А. Дзидзария. - Сухум:Абгиз ,1955.-81 с.
81.3ернова А.Б.Материалы по сельскохозяйственной магии в Дмитриевском крае //СЭ, 1932, №3.
82.Земледелие и скотоводство у абхазов/материалы к историко -этнографическому атласу Грузии//под редакцией А.И.Робакидзе.— Тб.: «Мецниереба»,1986 - 300 с.
83 .Иваненков Н.С. Горные чеченцы//ТС. Вып. 7.1910.
84.Иессен A.A. Прикубанский очаг металлургии и металлообработки в конце медно-бронзового века // МИА 1951. № 23.
85.Инал-Ипа Ш.Д. Абхазы/ Историко-этнографические очерки — Сухум: Алашара, 1965.-694 с.
86.История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIIIb./под редакцией академика Б.Пиотровского.-М.: «Наука», 1988—544 с.
87.Кармышева Дж.Х.Древние обряды, верования и культы народов Средней Азии/Историко-этнографические очерки//под редакцией В.Н.Басилова.- М.: «Наука», 1986.- С.47-70.
88.Кальвейт Э. Очерки сельского хозяйства Верхней Сванетии// ЗКИРГО-Тифлис,1911. Т. 26.
89.Калоев Б.А. Осетины. Историко-этнографическое исследованиеМ.: Наука, 1967.- 247 с.
90.Калоев Б.А. Материальная культура и прикладное искусство осетин-М.:Наука, 1973.-146 с.
91.Калоев Б.А. Земледелие народов Северного Кавказа.- М: «Наука», 1981.- 247 с.
92.Калоев Б.А. Осетинские историко-этнографические этюды. - М.: «Наука», 1999.-389 с.
93.Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы.Х1Х— начало XX в. - М.: Наука, 1973.-349 с.
94.Кантария М.В. Некоторые вопросы земледельческого быта горной Осетии/КЭС — Тб.:«Мецниереба», 1980,Вып. 5.-С.92-174.
95.Кантария М.В.Агрикультурные способы полеводства в Чечено-Ингушетии//КЭС,1986,Вып.6- С.45-51.
96.Кантария М.В. Грузино-осетинские этнокультурные контакты в земледелии/ТПроблемы исторической этнографии осетин-Орджоникидзе. 1988.- С.71 -91.
97.Кануков И. В осетинском ауле. - Орджоникидзе, 1963- 270 с.
98.Канукова З.В. Осетинская крестьянская семья в условиях развития капиталистических отношений // Проблемы исторической этнографии осетин,- Орджоникидзе. 1988- С. 134-148 .
99.Клапрот Ю. Путешествие по Кавказу и Грузии// ОГРИП-Орджоникидзе, 1967-С.105-180.
ЮО.Кипиани М.З. От Казбека до Эльбруса (Путевые заметки о Нагорной полосе Терской области) // Живая старина. - Нальчик, 1993. № 3.
101.Киквидзе Я.А. Земледелие и земледельческий культ в древней Грузии.-Тб.,: «Мецниереба», 1988.-262 с.
102.Кисляков H.A. Старинные приемы земледельческой техники и обряды, связанные с земледелием, у таджиков бассейна р. Хингоу/СЭ, 1947,№ 1
103 .Ковалевский М.М.Современный обычай и древний закон. Обычное право осетин в историко-сравнительном отношении. -СПб,1886.Т.2.-415 с.
104.Кокиев С.В.Записки о быте Осетин//Материалы по истории Осетии - Джауджикау, 1960,Т.З.
105.Кох К.Путешествие через Россию к Кавказскому перешейку в 1837-1838 гг.// ОГРИП.- Орджоникидзе, 1967.- С.222-274.
Юб.Краснов Ю.А.Древнейшие упряжные пахотные орудия- М.: Наука, 1975.-182 с.
107.Крупнов Е.И. Древняя история Северного Кавказа - М.: Издательство АН СССР,i960 - 520 с.
Ю8.Кулумбегов Р.П. Гуджаретские осетины //Ф. 1985. № 12 - С. 12-16.
109.Кулумбегов Р.П. Народная агротехника южных осетин»//Ф.1990.№ 8 - С.23-28.
110.Кулумбегов Р.П. Земледельческие орудия южных осетин» .//ИЮОНИИ,2014.вып.40 - 400с.
111 .Кучеревский С.Осетинский праздник Хор-хор//ППКОО,1981,кн.1
112.Кучмезов Б.Х.Земледелие у балкарцев//ЭО,2001,№1- С.34-42.
11 З.Лавров Л.И.Развитие земледелия на северо-западном Кавказе с древнейших времен до середины XVIII в .// МИЗ,1952.Т.1
114. Лавров Л.И. Карачай и Балкария до 30-х годов XIX века// КЭС. 1969/Г.4.
115.Лавров Л. И. Карачаевцы. - Черкесск, 1978.— 179 с.
116.Лавров Л.Я. Заметки об Осетии и осетинах// ППКОО,1989,кн.4-С.76.-82.
117.Магометов А.Х. Культура и быт осетинского крестьянства/ Историко-этнографический очерк- Орджоникидзе: Северо-Осетинское книжное издательство, 1963- 224 с.
118.Магометов А.Х. Культура и быт осетинского народа-Орджоникидзе: «Ир», 1968 - 568 с.
119.Магометов А.Х. Общественный строй и быт осетин (XVIII - XX вв.) - Орджоникидзе, 1974- 260 с.
120. Макалатия С.И. Хевсурети. - Тб.:Мацне, 1940 ( на груз.языке). -
276 с.
121.Максимов Е. Чеченцы (историко-экономический очерк)//ТС,1893, вып.З, кн.2.
122.Мамбетов Г.Х.Праздники и обряды адыгов, связанные с земледелием//УЗ КЕНИИ, 1967.Т.24.
123.Маруашвили Л.И. Физическая география Грузии-Тб.:Мецниереба, 1969. Ч.1.-480 с.
124.Материальная культура /под редакцией С.А.Арутюнова.- М.: «Наука», 1989.-221 с.
125.Мачабели C.B. Экономический быт государственных крестьян Горийского уезда, Тифлисской губернии// МИЭБКЗ. - Тиф.,1887. Т.6.
126.Максимов Е. Осетины. Историко-статистический очерк//ТС. -СПб, 1892. Вып.2.
127.Миллер В.Ф. Осетинские этюды. - СПб, 1881. Часть 2.
128.Мухитдинов И.Жатва и связанные с ней обряды в Вахане и Ишкашиме (XIX-XX вв)// СЭ,1975,№5.
129.Надария М. Пережитки аграрного культа в горной части Западной Грузии// ВИРА, - Т6Д968. Вып 1.
130.Народы Кавказа /под редакцией М.О.Косвена—М.:Издательство АН СССРД960.Ч.1.- 611с.
131 .Никольская З.А.Шиллинг Е.М. Горное пахотное орудие терассовых полей Дагестана//СЭ, 1952,№4.
132.Новиков Ю.В.Генезис плуга и этнография/СЭ,1963, №2.
133.Осетины/ под редакцией З.Цаллаговой и Л.Чибирова//Серия «Народы и культура».- М.:Наука, 2012 - 604 с.
134,Очерки истории Юго-Осетинской автономной области.-Тб.:Мецниереба, 1985.- 296 с.
135.0чиаури Т.Удобрение почвы//ИЭАГ. - Тб.:Мецниереба, 1980369 с. (на груз.яз).
136.0сновы земледелия/ под редакцией И.С.Соколова. - М.: Издательство сельскохозяйственной литературы, 1951.— 399 с.
137.0сетинская этнографическая энциклопедия/ составитель Л.Чибиров - Владикавказ: ООО « Проект-пресс», 2012 - 686 с.
138. Панек Л. Скотоводческий праздник Тевдороба у мтиул// СЭ, 1936, №4.
139.Петров В.П. Подсечное земледелие. - Киев: Издательство АН УССР,1968.-179 с.
140.Покровский М.В.Адыгейские племена в конце XVIII — первой половине XIX вв.//КЭС,1958,Т.2.
141.Пожидаев В.П. Хозяйственный быт Кабарды/ ТЕИЭОК,1925,Т.З,
Вып.1.
142.Почвозащитное земледелие на склонах. /А. Н. Каштанов, Г. И. Швебе, А. Д. Орлов и др.// под ред. А. Н. Каштанова - М.: Колос, 1983 - 390 с.
143 .Путилов Б.Н. Земледельческий труд - обряды, мифология, фольклор/Ранние земледельцы(Этнографические очерки)// под редакцией Н.А.Бутинова и А.М.Решетова.- М.: Наука,1980 - С.158-178.
144.Пчелина Е.Г. Избранные труды по истории, этнографии и археологии осетинского народа. - Владикавказ: ООО «Золотое сечение»,2013 — 326 с.
145.Рамазанова З.Б. Пахотные орудия лакцев в конце XIX - начале XX вв.//В сб: Хозяйство народов Дагестана в XIX - ХХвв. Махачкала: Дагестанский филиал АН СССР, 1979, - С. 29-36.
146.Рейнегс Я. Общее историко-топографическое описание Кавказа// ОГРИП- Орджоникидзе: Североосетинское книжное издательство, 1967 — С.99-105.
147.Робакидзе А.И. Супряги как форма эксплуатации в дореволюционной Грузии - Тб.: Мецниереба, 1951- 259 с.
148.Робакидзе А.И.Некоторые черты горского феодализма на Кавказе//СЭ, 1978, №2.- С.69-75.
149.Розенфельд А.З. Материалы по этнографии и пережиткам древних верований таджикоязычного населения современного Бадахшана //СЭ, 1970, №3.-С.76-81.
150.Руднев В.В. Этнометеорология. К вопросу изучения традиционных народных знаний // СЭ,1990,№4.
151.Семенов С. Происхождение земледелия- Ленинград: Наука. 1974.-318 с.
152.Скачков А.Опыт статистического исследования горного уголка. Экономический очерк/ ППКОО, том 6 - Владикавказ: «Ир», 2003.- С.285-317.
153.Слободин В.М. К вопросу о развитии и смене систем земледелия (от времени возникновения на территории СССР до 1 тыс. н. э.). - М.: Наука, 1952М69 с.
154.Смирнов А.П.Скифы-М.:Наука,1966 -349 с.
155.Снегирев И. Русские простонародные праздники и суеверные обряды -М.,1857-600 с.
156.Снесарев Г.П. Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма-М.: Наука, 1969.-358 с.
157.Суринов В.М. К определению этнических традиций в земледелии //СЭ, 1971, №3.
158.Тедеев Г.Термины, связанные со вспашкой./ТИЮОНИИ. 1969. Вып. 16 - С.133-155.
159.Тульчинский Н.П. Пять обществ Кабарды//ТС - СПб, 1903. Вып.5
160.Токарев С.А. Религия в истории народов мира - М.: Политиздат, 1967.-559 с.
161.Топонимия Южной Осетии/составители З.Д.Цховребова, Ю.А. Дзиццойты. - М.: «Наука», 2013.Т.1- 598 с.
162.Трутнев А.Г. О системе земледелия. - JL: Ленииздат, 1956.-238 с.
163.Уарзиаты В. Праздничный мир осетин - Владикавказ, 1995.- 231 с.
164.Феоктистова Л.Х. Земледелие у эстонцев XXIII — начало XX вв.-М.: Наука, 1980- 190 с.
165.Орудия труда в сказках и преданиях/сост.А.Биазырти //Ф.1957,вып 10.
166.Халиков H.A. Земледелие у татар Среднего Поволжья и Приуралья XIX - начала XX в.- М.,: Наука, 1981.- 123 с.
167.Харузин Н. Заметки о юридическом быте чеченцев и ингушей// СМЭДЭМ- СПб,1888.Т.З.
168.Хаханов А. Обычаи крестьян при пахании в Кахетии // К. - 1893,
№ 205.
169. Хетагуров К. Л. Собрание сочинений- Владикавказ: Ир, 2000.Т. 1.-483 с.
170.Хозиев Ф. Через Алагирское ущелье в Туалетию - Орджоникидзе: Ир,1990.-216 с.
171.Христианович В.П. Горная Ингушия./К материалам по экономике альпийского ландшафта // Труды Северо-Кавказской ассоциации научно-исследовательских институтов - Ростов-на-Дону, 1928. Вып. 2 — С 34-54.
172.Цагаева А.Дз. Топонимия Северной Осетии- Владикавказ: Ир, 2010.- 620 с.
173..Цховребова З.Д. Материалы по топонимике и гидронимике Южной Осетии//ИЮОНИИ. 1969. Вып. 16.
174. Чанба Р.К.Земледелие и земельные отношения в дореволюционной Абхазии (XIX - начала XX вв.) - Тб. : Мецниереба, 1977. - 138 с
175.Чебоксаров Н. Некоторые проблемы агроэтнографии Юго-Восточной Азии//СЭ, 1967,№3
176.Чеснов Я. Социально-экономические уклады и этнические традиции в агроэтнографии//СЭ, 1972,№4
177.Черенцов А. К изучению генезиса восточнославянских пахотных орудий //СЭ, 1975,№3.
178.Чешко C.B. От советской этнографии к российской этнол огии/Э0.2005,№ 2- С.8-13.
179.Чеченов И.М. Древности Кабардино-Балкарии-Нальчик: Эльбрус, 1969.-158 с.
180.Чибиров Л.А.Материалы по топонимике и гидронимике верховьев реки Большая Лиахва// УЗЮОГПИ,1968.Т.12- С. 200-227.
181.Чибиров Л.А. Обряды вызывания дождя у кавказских народов// Тезисы докладов Всесоюзной научной сессии, посвященной итогам полевых археологических и этнографических исследований - Тб.: Мецниереба, 1971.
182.Чибиров Л.А. Народный земледельческий календарь осетин-Цхинвал:Ирыстон,1976 - 280 с.
183.Чибиров Л.А. Традиционная духовная культура осетин-Владикавказ: «Ир», 2008.- 599 с.
184.Чиджавадзе Н.Ш.Террасное земледелие в Грузии. - Батуми. 1976 — 341 с.(на груз.яз).
185.Читая Г. Рачинское пахотное орудие //ИЯИМК-1937.Т.1 - с.290 (на груз, языке)
186.Читая Г.С. Земледельческие системы и пахотные орудия Грузии//ВЭК - Тбилиси: Издательство АН ГССР,1952 - С. 99-112.
187.Читая Г.С. Горное земледелие на Кавказе//МЭГ. — Тбилиси, 1960-вып. 11.
188.Чичеров В.И. Зимний период русского народного земледельческого календаря ХУ1-Х1Х вв.- М.: Издательство АН СССР, 1957 - 237 с.
189.Чочишвили Г. Праздник в Осетии // К. - 1884, №24.
190.Чурсин Г.Ф. Осетины. Этнографический очерк - Тифлис, 1925-
100с.
191 .Чурсин Г.Ф. Фигурные обрядовые печения у кавказских народов // БКИАИ - Ленинград, 1930, №6.
192.Чурсин Г.Ф. Материалы по этнографии Абхазии- Сухуми, 1956.-359 с.
193 .Шаликов К.Р. Описание Ксанского участка, Душетского уезда Тифлисской губернии //ЗКИРГО,1894,кн.16 .
194.Шаманов И.М.Народный календарь карачаевцев/СЭ, 1971, №5
195.Шаманов И.М. Земледелие и земледельческий быт карачаевцев //в сб: Из истории сельского хозяйства Карачаево- Черкессии .- Черкесск, 1972.
196.Шегрен А.Религиозные верования осетин, ингушей и их соплеменников при разных случаях // ППКОО. - СПб, 1843.кн.1.
197.Шелекенов У. Быт каракалпакских крестьянства Чимбайского района в прошлом и настоящем/Материалы и исследования по этнографии каракалпаков//под редакцией Т.А.Жданко- М.,: Издательство АН СССР,1958.-С.269-373.
198.Штедер А.Дневник путешествия из пограничной крепости Моздок во внутренние местности Кавказа, предпринятого в 1781 году//ОГРИП, 1967— С.27-69.
199 .Штернберг Л.Я. Первобытная религия в свете этнографии/Исследования, статьи, лекции - Л.: Издательство Академии наук СССР, 1936.-540 с.
200.Этнография и мифология осетин/составители А.Б.Дзадзиев, Х.В.Дзуцев, С.М.Караев.-Владикавказ: «Терек», 1994.-281 с.
201.Яновский А. Осетины. -Цхинвал. 1993.-56 е..
Авторефераты диссертаций
202.Битирова Н.Х. Этнокультурное взаимодействие карачаевцев, балкарцев и осетин: автореф.дисс...канд.истор.наук- Нальчик, 2011 -17 с.
203.Волкова Л.А.Земледельческая культура удмуртов XIX - начала XX в: автореф.дисс...канд.истор.наук-Москва, 1991.-22 с.
204.Корнева В.Ю.Земледельческий код в календарной обрядности русских: автореф. дисс... канд.истор.наук.-Томск, 2010.-18 с.
205.Кузнецов C.B. Хозяйственные традиции в земледелии русских крестьян Нечерноземного центра. Вторая половина XIX в.: автореф.дисс...канд.истор.наук-Москва, 1992.-45 с.
206.Мусаев Г.М. Культура и быт рутулов во второй половине XIX-начале XX вв : автореф.дисс...канд.истор.наук. - Тбилиси, 1981.- 23 с.
207.Наниев В.И. О природе и населении верховья долины реки Джоджора: автореф.дисс.. .канд.истор.наук - Орджоникидзе, 1984 - 30 с.
208.Сефербеков Р.И. Пантеон языческих божеств народов Дагестана: автореф.дисс...канд.истор.наук-Махачкала, 2009.-24 с.
209. Тотров В.К. Семья и семейный быт крестьян Юго-Осетии в конце XIX - начале XX вв.: автореф.дисс.. .канд.истор.наук - Тбилиси, 1965 — 23 с.
210.Хасиев С.М.Земледелие чеченцев и ингушей в XIX - первой четверти XX вв: автореф.дисс...канд.истор.наук.-Москва, 1973.-35 с.
Электронные ресурсы
211 .Кулумбегов Р.П.Годовой цикл полевых работ в традиционном земледелии горной Осетии» [Электронный ресурс]//Журнал «Фундаментальные исследования» - 2013.№.10 (частьЗ) -С. 1847-1851. -Режим flOCTyna:www.rae.ru/fs/section-content&op-shovv_article&article_id 10001896.
212.Кулумбегов Р.П.Системы земледелия в полеводстве горной Осетии» [Электронный ресурс] // Журнал «Современные проблемы науки и образования.2013. № 5-Режим доступа: www.science-education.ru/111-10373
213.Кулумбегов Р.П.Зимний цикл аграрного календаря в традиционном земледелии горной Осетии// Журнал «Фундаментальные исследования». — 2014. №.6 (часть 3). - С.628-631.
Литература на иностранном языке
214.Guldenstadt А., Reisen durch Russland und im kaukasischen Geburge.- St.Peterburg, - 1791, B.II.
215.Worterbuch 1980: Das Grosse Deutsch - Russische WorterbuchMoskau. Nauka, 1980.-267 s.
216.Klix F. Erwachendes Denken-Berlin: Deutscher Verlag der Wissenschaften, 1982.-301 s.
217.Der Problem der «Volkershaft» eine völkerkundliche Kontroverse// Ethnographisch zeitschrift.-l990, №2 - S.33-45
Список информантов (полевой этнографический материал)
Республика Южная Осетия:
218.Бегизова Ольга Додзыгоевна,70 лет, с.Едыс,материал 1989 года. 219..Битиев Тембол Кузьмич, 83 года, с.Цон, 1989 г.
220.Демеев Митуша Иванович,74 года,с.Рук,1990 г.
221.Дзукаев Сергей Ильич,72 года, с. Едыс. 1989 г.
222.Джиоева Бабуца Хахаевна, 73 года, с.Ерцо, 1989 г.
223.Джуссоев Виктор Давидович, 79 лет, с.Коз, 1990 г..
224.Келехсаев Василий Герасимович,86 лет,пос.3наур,1990 г.
225.Кулумбегов Георгий Политович,82 года, с.Гдулет, 1997 г.
226.Макиев Сергей Томаевич,82 года, с.Челиат,1989 г.
227.Маргиев Коста Николаевич,76 лет, с.Тли.1989 г.
228.Мамиев Данил Пирузович 71 год, с.Ходз,1989 г.
229.Плиев Серож Николаевич,82 года,с.Рук.1990 г.
230.Сланов Илья Иванович,81 год,с.Брытат. 1990 г.
231.Хозиев Данел Сикоевич,72 года, с.Абреу, 1997 г.
232.Танделов Лексо Иванович ,77 лет, с.Теделет, 2012 г.
233.Танделова Дарья Сергеевна, 71 год, с.Теделет, 2012 г.
234.Тибилова Вера Михайловна, 82 года, с.Кроз, 1989 г.
235.Тотраев Амырхан Беттоевич, 74 года, с.Ходз, 1989 г.
236.Фарниев Ника Петрович,69 лет, с.Ерман,1989 г.
237.Хугаев Шалико Падоевич, 89 лет, с.Цон, 1989 г.
238.Цховребов Баграт Кавдинович, 70 лет, с.Шихантур, 1989 г.
239.Шавлохов Георгий Дмитриевич, 62 года, с.Ерман.1989 г.
240.Шавлохов Георгий Васильевич, 71 год, с.Згубир 1989 г.
Республика Северная Осетия-Алания:
241.Агузаров Николай Кимаевич, 68 лет, с.Згид, 2003 г.
242.Балаев Бутуз Ханджерович, 78 лет, с.Нар 2003 г.
243.Бекурты Грис Хайманович, 64 года, с.Дзинага, 1985 г.
244.Бекузарова Гигида Хамбевна, 77 лет, с.Ног-кау, 1985 г.
245.Бдаева Мадина Урузмаговна, 89 лет, с.Стур-Дигора, 1985 г.
246.Гаппуаты Хадзыбечыр Тамбиевич , 76 лет, с.Цмыти,2004 г.
247.Гацоев Николай Алексеевич ,71 год с.Тиб, 1983 г.
248.Костанов Ефим Григорьевич, 72 года, с.Дзинага, 1985 г.
249.Малиева Разиат Коколаевна, 73 года, с.Моска, 1985 г.
250.Малиева Зарадина Ирахмановна, 69 лет, с.Одола, 1985. 251 .Моуравов Валодя Таабиевич, 72 года, с.Згил, 2003 г.
252.Налдыхъуаты Хадзымурат, 68 лет с.Цмыти, 2004 г.
253.Персаева Раизат Ивановна ,79 лет, с. Дзинага, 1985 г.
254.Салагаева Дарья Дзамболовна, 77 лет, с.Стур-Дигора, 1985 г.
255.Салагаева Саниат Туйгановна, 80 лет, с.Куссу, 1985 г.
256.Токаев Чермен Кавдинович, 75 лет,с.Даргавс,2003 г.
257.Томаев Барис Пидоевич, 74 года с.Дзивгис, 2003 г.
258.Худалов Саханджери Махаматович,90 лет, с.Архон. 2003 г .
259.Цегаева Маро Харитоновна ,72 года, с.Куссу, 1985 г.
260.Цоколаев Насырбег Николаевич, 69 года, с.Дзивгис, 2003 г.
Грузия. Боржомский район.Гуджаретское ущелье:
261.Санакоев Тома Сардионович, 88 лет, с.Гвердисубани, 1985 г.
262.Битаров Бетто Томаевич, 96 лет, с.Гинтури, 1985 г.
Принятые сокращения.
БКИАИ - Бюллетень Кавказского историко-археологического института в Тифлисе. Ленинград.
ВИРА - Вопросы истории, религии и атеизма. Москва. ВЭК - Вопросы этнографии Кавказа К - Газета «Кавказ».Тифлис.
ДЭС - Дагестанский этнографический сборник. Махачкала.
ЕМИРА - Ежегодник музея истории религии и атеизма.Москва.
ЗКИРГО - Записки Кавказского отдела императорского русского
географического общества. Тифлис.
ИЭАГ - Историко-этнографический атлас Грузии.
ИИНИИК - Известия Ингушского научно - исследовательского института краеведения. Владикавказ.
ИЯИМК - Известия института языка, истории и материальной культуры.Тбилиси.
ИСОНИИ - Известия Северо-Осетинского научно исследовательского института. Орджоникидзе.
ИЮОНИИ — Известия Юго-Осетинского научно-исследовательского института. Цхинвал.
КЭС - Кавказский этнографический сборник. Москва.
МИА - Материалы и исследования по археологии СССР.Москва.
МИЭБКЗ - Материалы для изучения экономического быта крестьян
Закавказского края. Тифлис.
МИЗ - Материалы по истории земледелия СССР. Москва. МЭГ - Материалы по этнографии Грузии. Тбилиси.
НАСОИГСИ — Научный архив Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований. Владикавказ.
ОГРИП - Осетины глазами русских и иностранных путешественников, Орджоникидзе.
ППКОО - Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах.Цхинвал. СМОМПК - Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис.
СМЭД - Сборник материалов по этнографии, издаваемых при Дашковском этнографическом музее. Москва.
ССКГ - Сборник сведений о кавказских горцах.Тифлис. СЭ - Советская этнография. Москва.
ТАЭ - Труды археологической экспедиции. Орджоникидзе. ТВ - Терские ведомости. Владикавказ.
ТЕИЭОК - Труды Естественно-историко-экономического обследования
Кабарды. Воронеж.
ТС - Терский сборник. Владикавказ.
УЗ АНИИЯЛИ - Ученые записки Адыгейского научно-исследовательского института языка, литературы и истории. Майкоп.
УЗ КЕНИИ - Ученые записки Кабардино-Балкарского научно-исследовательского института.Нальчик.
УЗ ЮОГПИ - Ученые записки Юго-Осетинского педагогического института. Цхинвал.
Ф - Журнал «Фидиуазг». Цхинвал.
ЭО - Журнал «Этнографическое обозрение»
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.