Особенности социокультурных процессов в адыгской этносреде во второй половине XIX - начале XX века: по материалам публицистики адыгских писателей-просветителей тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.06, кандидат социологических наук Чамокова, Эмма Туркубиевна
- Специальность ВАК РФ22.00.06
- Количество страниц 166
Оглавление диссертации кандидат социологических наук Чамокова, Эмма Туркубиевна
Введение.
Глава I. Парадигмы этносоциологии и теоретические аспекты социологического исследования просветительской публицистики.
1.1. Социологические аспекты этнокультуры в контексте динамики социологической мысли.
1.2. Социальная стратификация традиционного адыгского общества и параметры просветительской публицистики.
Глава II. Отражение общественных и культурных процессов в социуме адыгов в публицистике адыгских писателей-просветителей «первой волны» (50-70 годы XIX века).
2.1. Социокультурные аспекты . адыгского просветительства переходной эпохи и основные тенденции его развития.
2.2. Социокультурная проблематика в публицистике С.К.-Г.Инатова, А.-Г.Кешева (Каламбия), К.М.Атажукина.
Глава III. Этносоциологические аспекты публицистики адыгских писателей-просветителей «второй волны» (конец XIX - начало XX века).
3.1. Социальная публицистика Т.П.Кашежева и преодоление вульгарного социологизма в оценке наследия П.М.Тамбиева.
3.2. Социальная структура адыгского общества и вопросы просвещения адыгов в этносоциологических исследованиях С.Х.Сиюхова.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК
Закономерности развития русскоязычной адыгской литературы XIX - начала XX века: этнокультурная специфика творческой индивидуальности писателя и литературный процесс2006 год, доктор филологических наук Шиков, Кошмазук Муссович
Адыгская интеллигенция, конец ХIХ - начало ХХ вв.1999 год, кандидат исторических наук Емтыль, Зарема Январбиевна
Педагогические идеи и воззрения адыгских просветителей, вторая половина XVIII - первая половина XIX века2000 год, кандидат педагогических наук Османова, Бэла Назировна
Общественно-политическая мысль народов Северного Кавказа: XIX век2003 год, доктор исторических наук Айларова, Светлана Ахсарбековна
Этноментальные основы творчества адыгских писателей-просветителей XIX века: К проблеме художественного этнографизма2002 год, кандидат филологических наук Меремукова, Марина Газизовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Особенности социокультурных процессов в адыгской этносреде во второй половине XIX - начале XX века: по материалам публицистики адыгских писателей-просветителей»
Актуальность исследования. В условиях интенсивной демократизации и гуманизации общества, ускорения в нем трансформационных процессов, приведших к кардинальной перемене идеологических ориентиров и переоценке социальных и историко-культурных ценностей, в современной отечественной науке большую актуальность приобрели социологические исследования. Социология сегодня - одна из динамично развивающихся, передовых отраслей российской гуманитарной науки. Ученые определяют современный этап развития общества как постиндустриальное или информационное общество. В этой связи следует отметить чрезвычайно усилившееся влияние публицистики на мировоззрение людей, на формирование их общественного сознания. В последнее десятилетие заметно возрос интерес исследователей к становлению национальной публицистики и отражению в ней социальных проблем.
Обращение к просветительской публицистике как к объекту социологического исследования продиктовано рядом причин. Одной из них является типологическая схожесть ее целей и задач с самой социологией. Выбор жанра публицистики в творчестве адыгских писателей-просветителей как предмета социологического анализа не случаен. Именно универсальные возможности просветительской публицистики открыли пути к показу ими социокультурных процессов в адыгской этносреде во второй половине XIX- начале XX века.
Социологические параметры просветительской публицистики еще не изучены. «Публицистика (от лат. publicus - общественный) - род литературы и журналистики; рассматривает актуальные политические, экономические, литературные, правовые, философские и другие проблемы современной жизни с целью повлиять на общественное мнение и существующие политические институты, укрепить или изменить их в соответствии с определенным социальным и нравственным идеалом»1.
1 Краткая литературная энциклопедия. T.6. 1971. С.75.
Такие понятия, как «социальная структура общества», «социальная политика», «социальное положение» являются основополагающими в публицистике. Ее главное ядро - социальный анализ общества, показ взаимосвязи и взаимодействия общественно-социальных процессов и духовной жизни личности. Ее интересует актуальность социокультурных проблем, самой социодинамики общества, связанной с вопросами развития культуры этноса.
В социальном анализе публицистики важен показ взаимосвязи личности и общества, процесса социализации и интеграции человека в обществе. В нем отражается не только жизнь этноса, но и характер взаимодействия между социальными группами (индивидами, общностями), рассматривается выполнение человеком определенных социальных ролей, его место и роль в духовной жизни народа. Так же, как социологии, публицистике присущи принципы системности и широкого охвата социальных процессов, она рассматривает важные явления человеческой жизни. Социологический вектор публицистики адыгских писателей-просветителей был направлен на общественное сознание людей, как на русскоязычного, так и на адыгоязычного читателя. Цель их писательской деятельности - конструктивное воздействие на сознание всего общества, нации, на широкого читателя, на его здравый смысл и эмоции.
Таким образом, изучение этносоциологических аспектов адыгской просветительской публицистики, в частности, ее роли в отображении социокультурных процессов в адыгской этносреде XIX - начала XX вв. в контексте развития культуры других этносов является кардинальной зачадей. Актуальность ее решения предопределяется следующими обстоятельствами:
- недостаточной изученностью типологии социокультурных процессов в этносреде и своеобразия их отражения в публицистике;
- социологической неразработанностью проблемы национального просветительства в регионе;
- неизученностью процесса социализации личности как основы социодинамики культуры и национального самосознания этноса;
- важностью преодоления идеологических рецидивов нормативного социологизма в оценке культурного наследия прошлого;
- отсутствием специальных теоретических и прикладных исследований, которые позволили бы изучить отражение в просветительской публицистике социокультурных процессов.
Еще в XIX веке в России был накоплен определенный опыт в исследовании социологии общества, его интеллектуальной и духовной жизни. Большой вклад в мировую социологическую мысль внесли работы П.Л. Лаврова, Н.К. Михайловского, А. Петражицкого, М.М. Ковалевского, А. Богданова, П.А. Сорокина, П.Н. Сакулина и др. Негативное отношение советской идеологической системы к социологии как самостоятельной сфере науки привело к забвению идей и традиций русских мыслителей-социологов. На большой исторический период прервалась «связь времен» для отечественной социологии.
В 70-90-е годы XX века в отечественной науке были проведены отдельные исследования в области теории и методологии изучения социальных процессов в обществе (Л.П. Буева, Ф.И. Минюшев, А.Г. Дмитриев, Р.Я. Мирский, Ж.Т. Тощенко, Ю.Г. Волков и др.). Положения и выводы, содержащиеся в их трудах, создали благоприятную почву для новых социологических исследований эпохи демократизации общества.
В изучение социологических аспектов развития национальных культур весомый вклад внесли видные ученые северокавказского региона (А.Г. Агаев, В.Х. Болотоков, А.К. Тхакушинов, Х.М. Казанов, А.Ю.Шадже, З.А. Налоев, В.Ш. Нахушев, Р.А. Ханаху, С.И. Эфендиев и др.). А также работы, посвященные проблемам духовной жизни общества, социализации личности (Г.А. Чередниченко, Р.Г. Гурова, В.Н. Шубина); вопросам формирования личности в связи с новыми социокультурными процессами в обществе (Б.А. Смирнова, М.Э. Ильчикова, А.Г. Харчева и др.).
Ученые Адыгеи внесли значительный вклад в развитие современной социологической науки. В монографиях и диссертационных исследованиях А.А. Хагурова, Р.Д. Хунагова, А.К. Тхакушинова, Т.И. Афасижева, К.И. Ашхамафа, Р.А. Ханаху, Х.М. Казанова, А.Ю. Шадже -решены важные проблемы социальной философии, социологии духовной жизни, вопросы управления социальными и политическими процессами региона. Весомым вкладом в развитие социологии в северокавказском регионе явилось издание в АРИГИ научно-информационного сборника «Философия и социология в республике Адыгея» (Майкоп, 1991, № 1; 1995, № 3) и сборника научных статей социологов Адыгеи «Социология и современность: актуальные проблемы» (Майкоп, 1997). Важным событием в научной и культурной жизни Адыгеи стал выход в свет книги «Мир культуры адыгов» (коллектив авторов) в 2002 году. Большой интерес вызвали также материалы научно-практических конференций, проходивших в АГУ и МГТУ в последние годы2.
В выборе теоретических и методологических ориентиров исследования поставленной проблемы в рамках заявленной темы мы опираемся на капитальные труды по социологии культуры, изданные А.Н. Коганом, Л.Г. Иониным, Л.И. Михайловой, Ф.И. Минюшевым в 1992 - 2005 годы, а также учебное пособие «Социокультурное исследование» / Под ред. Минюшева Ф.И. - М., 1994. Большую помощь нам оказали источники: П. Сакулин. Филология и культурология. - М., 1990; Р. Арон. Этапы развития
2 Материалы III, IV и V Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы обшей и адыгской филологии». - Майкоп, 2001,2003,2005 гг.; Неделя науки. Материалы научно-практической конференции. - Майкоп: МГТУ, 1998-2005 гг.; Материалы X недели науки МГТУ: Всероссийская научно-практическая конференция студентов, аспирантов, докторантов и молодых ученых «Наука - XXI веку». -Майкоп: Качество, 2005; Материалы II региональной научной конференции молодых ученых АНУ «Наука. Образование. Молодежь». - Майкоп: АГУ, 2005.
Из научных публикаций последних лет, на наш взгляд, необходимо выделить: А.Ю. Шадже. Социокультурные сценарии будущего: судьба национальных ценностей. // Вестник АГУ. - Майкоп, 1998, № 1; Северный Кавказ в условиях глобализации. // Социально-гуманитарные знания. - М., 2001, № 6; Кавказский фактор в современной России. // Социологические исследования. - М., 2001, № 3 (соавтор Хунагов Р.Д.). А также сборники: Очерки кавказской культуры. - Майкоп, 2001.; Становление государственности Адыгеи (1989-2001). - Майкоп, 2001. Т.2.; Динамика социокультурных изменений на Северном Кавказе. // Социально-гуманитарные знания. - М., 2002, № 5.
Интересные сведения о социокультурной структуре адыгского общества в прошлом содержатся в изданиях: Кажаров B.X. Адыгская хаса. - Нальчик, 1992; Хапачева Р.В. Адыгские народные собрания, истоки, развитие, функции. - Майкоп, 2000; Лонгворт Дж. А. - Год среди черкесов (в книге Казанова Х.М. «Культура адыгов (по свидетельствам европейских авторов)». - Нальчик, 1993. социологической мысли. - М., 1993; В. Иванов. Социология сегодня. Опыт и проблемы социологических исследований. - М., 1998; журналы «Социологические исследования», «Социология сегодня» с 1990 по 2006 гг. и др.
Нами использован опыт, накопленный в процессе исследования отдельных аспектов социокультурного развития адыгского этноса, его культурного наследия. Имеются в виду диссертационные исследования последних лет: докторская диссертация А.К. Тхакушинова «Социокультурная среда и социальные процессы в художественной литературе (социологический аспект») (1995), кандидатские диссертации Ф.А. Шебзуховой «Социокультурные процессы и их отражение в черкесской художественной литературе» (1999) и И.К. Брантовой «Черкесия в свете этносоциологических исследований Султана Хан-Гирея» (2001). Социокультурные вопросы в историческом аспекте затронуты и в кандидатских диссертациях Э.Н. Панеш «Этносоциальная история адыгов в X -XIII вв. (1983), А.А. Тыковой «Социальный статус адыгской женщины в обществе (социокультурный аспект). (2001) и др.
В русле исследуемой нами социокультурной проблемы следует выделить монографии, изданные в Адыгее в последнее десятилетие: А.К. Тхакушинов. «Общественные процессы и их отражение в адыгейской поэзии (опыт социологического анализа)». Майкоп, 1994; он же. «В зеркале социологии. Социологические истоки зарождения и формирования адыгейского новописьменного слова» (1995); а также его книга «Очерки социологии культуры» (2004); Р.А. Ханаху. «Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени» (1997); А. Хагуров, А. Тхакушинов, А. Ахиджаков. «Социальные проблемы образования: Запад и Россия (обзор концепций и фактов)». - М.-Краснодар, 1999 и др.
В исследовании социологических аспектов адыгского просветительства мы опирались также на монографические труды Т.Х. Кумыкова3, Р.Х.
3 Кумыков T.X. Казы-Гирей. - Нальчик, 1978.
Хашхожевой4, А.Х. Хакуашева5. Интересные материалы мы нашли в материалах Сафербия Сиюхова и Ибрагима Цея. Имеются в виду изданные в Майкопе, Краснодаре и Нальчике: Сиюхов Сафербий - адыгский просветитель (составители К.И. Бузаров и А.К. Бузаров, (1991); Сафербий Сиюхов. Избранное (сост. Р.Х.Хашхожева). Нальчик, (1997); Ибрагим Цей. Избранные произведения (сост. А.А. Схаляхо), (2000); Шаги к рассвету. Избранные произведения адыгских просветителей (предисловие и сост. Хута Ш.Х.). - Краснодар, 1978. Основное внимание обращено в работе на анализ особенностей социокультурных процессов в адыгской этносреде во второй половине XIX - начале XX века, нашедших отражение в публицистике С. Крым-Гирея Инатова, Адыль-Гирея Кешева (Каламбия), Кази Атажукина, Талиба Кашежева, Паго Тамбиева, Сафербия Сиюхова.
При всей очевидности их художественного дарования, писатели-просветители, начиная с Султана Хан-Гирея (начало XIX века) и кончая Сефербием Сиюховым (начало XX века), были прекрасными публицистами. Присущая их стилю социальная и духовная целеустремленность, открытая тенденциозность, эмоциональность и достоверность интонации так высоко ценимой адыгами ораторской речи, опора на фольклорную мудрость придавали их произведениям социально направленную, общественно-актуальную публицистичность. Современные методы социологического анализа позволяют определить своеобразие художественной публицистики адыгских просветителей.
Развитие общественной мысли в России непостижимо без истории публицистики, противоборства ее различных течений (западничества и славянофильства, либерализма и революционной демократии, марксизма и народничества и т.д.), одержимых поисками пути России к идеалу общественного устройства. Развитие просветительства в России
4 Хашхожева Р.Х. Адыгские просветители второй половины XIX - начала XX вв. - Нальчик, 1983.
5 Хакуашев А.Х. Адыгские просветители. - Нальчик, 1978. стимулировалось» самой атмосферой ее внутренней жизни, лишенной традиций политической демократии, народного представительства.
Исследователями отмечено, что понятие о социальном является «ядром», ключевым моментом самого предмета социологии, являющейся «наукой о формах и изменениях их совместной жизни, людей. Социология как устойчивая система охватывает социальные образования и социальные процессы, исследует всю совокупность общественных явлений, таких, как народ, сословие, племя, союзы мужчин и женщин, род, семья, брак, различные виды общественных образований, их основы, формы, развитие, их возникновение и исчезновение»6.
Как известно, в любом обществе формируются и функционируют определенные нормы и принципы жизнедеятельности людей, т.е. создается общими усилиями образ жизни. Можно говорить об образе жизни целой эпохи, рода, племени, социальных групп, концессий, семьи и т.д. Одной из важных современных социологических парадигм является понимание общества как универсальной социокультурной системы. Сама социальная структура предполагает наличие конкретных культурных и духовных компонентов. «Структура социальная, - отмечается в толковом словаре «Социальная политика», - относительно устойчивое строение общества как целостной системы, включающее состав (множество устойчивых элементов) и структурные отношения (отношения целостности, придающие частям п общества свойства элементов целого)» .
Положение социальное - устойчиво воспроизводимый в данном обществе тип жизнедеятельности людей, который определяет фактические возможности, направленность развития личности и, в конечном счете, социальный тип личности. В жизнедеятельности социальных слоев общества проявляются результаты социальной политики государства. Каждому типу общества (феодальное, буржуазно-демократическое, тоталитарное,
6 Краткий словарь социологических терминов. Составитель Т.И. Афасижев. Майкоп: изд-во АГУ, 2002. -С. 85-86.
7 Социальная политика. Толковый словарь. Под общ. ред. Н.И.Волгина. - М.: Изд-во РАГС, 2002. - С. 386. колониально-зависимое) соответствует качественно определенное социальное положение населения в целом и определенный характер дифференциации населения по социальному положению - определенная социальная структура.
Велика роль власти (властных отношений) в обществе как способа поддержания социальной устойчивости. Как известно, во властных отношениях находятся определенные социальные силы, господствующие в обществе, и остальное население как подчиненные.
Понятия «Культура и власть», «Искусство и власть», «Интеллигенция и власть», «Литература и власть» - это очень актуальные и сложные вопросы, заслуживающие специального изучения. Мы их в данной работе касаемся лишь только в рамках поставленной проблемы социологии адыгской просветительской публицистики второй половины XIX - начале XX вв.
В советский период деятели культуры литературы и искусства стали играть определенную нормированную и ангажированную социальную роль. Они получили определенный социальный статус. Партийные органы целенаправленно способствовали рождению новой прослойки национальной интеллигенции - писателей, призванных через литературу проводить в жизнь коммунистическую идеологию («литература должна стать частью общепролетарского дела, колесиком и винтиком.»). Однопартийная система управления всеми сферами жизни страны подминала под себя все многообразие национальной художественной культуры, литературы. И адыгейская культура, литература находились в полной зависимости от власти как и вся интеллигенция страны. По вопросам «культура и власть», «интеллигенция и власть», «литература и власть» рекомендуем, источники8. Несколько слов о менталитете народа (этноса, личности). Менталитет (ментальность) как термин стал часто употребляться и в современных
8 Овчинников В.Ф. Творческая личность в контексте русской культуры. - Калининград, 1994; Попов A.B. Власть и ценности. - М: МГУ, 2001; Рахаев B.A. Регулирование сферы культуры в условиях перехода к рыночным отношениям. - Л, 1991; Белова T.B. Культура и власть. - М.: МГУ, 1991; Барбакова К.Г., Мансуров В.А. Интеллигенция и власть. - M., 1991; Бугай Н., Мекулов Дж. Народы и власть. социологических исследованиях, имея в виду «внутренний, интеллектуальный мир индивида, уровень его духовности, способ мышления, характерный для личности или социальной группы, мировосприятие»9. Менталитет народа служит основой неповторимого национального облика культуры, духовной жизни в целом. Внутренний мир народа, ментальность этноса передается посредством культуры из поколения в поколение.
Развернутое определение менталитета мы находим в работе Ф.И. Минюшева «Социология культуры». «Менталитет (от лат. mens - ум, мышление, образ мыслей, душевный склад) - это совокупность установок индивида или социальной группы воспринимать мир определенным образом, т.е. мыслить, чувствовать, следовательно и, действовать. В этом случае внутренний мир людей выступает посредником между обществом и действующим субъектом. Можно также сказать, что ментальность есть не только отражающее, но и порождающее сознание. Ее место в человеческом сознании - это «зазор» между архетипами культуры («коллективное бессознательное» - Юнг) и высокорациональными формами общественного сознания такими, как наука, философия, искусство, политическая идеология, мораль и правосознание, изменяющимися исторически»10.
Наряду с понятиями «менталитет», «ментальность» в научной литературе (социологии и культурологии особенно) часто употребляется термин «парадигма». Что он означает? Данный термин введен в науку американским ученым Т. Куном. Под парадигмой он понимал «признанное всеми научное достижение, которое в течение определенного времени дает научному сообществу модель постановки проблем и их решений».
В работах отечественных социологов отмечается, что социология как наука поливалентна: она принадлежит к социальным и гуманитарным дисциплинам, т.е. у нее как бы двойной статус. В поле внимания социолога находится поведение людей как представителей больших социальных групп;
Социалистический эксперимент». - Майкоп, 1994; История адыгейской литературы. Том 1. - Майкоп, 1999.-С. 9-46; 188-262.
9 Краткий словарь социологических терминов. Составитель Т.И. Афасижев. - Майкоп, 2002. - С. 54. она прослеживает объективные закономерности функционирования социальной структуры общества (истоки, состояние, тенденции и перспективы его развития). Общепризнанно, что основными сферами общественной жизни являются: экономическая, социальная, политическая и духовная.
Как область гуманитарного знания социология изучает социокультурные процессы в обществе, социокультурную сущность человека (индивида). Здесь важно то, что социолог рассматривает конкретное человеческое поведение в контексте определенной этнокультуры, т.е в связи с тем национальным духовным миром, породившим ценностные идеалы, традиции, обычаи, нравственные принципы, этические нормы поведения и т.д. Из этих положений мы исходим при рассмотрении вопросов социодинамики просветительской публицистики адыгов второй половины XIX - начала XX вв.
Можно утверждать, что духовная жизнь людей советского периода была жестко ограничена марксистскими идеологическими нормами, т.е. она находилась под постоянным давлением целенаправленной партийно-тоталитарной социальной организации. В мировой научной практике существует понятие «система социальной организации» как «способ совместной жизнедеятельности людей, при котором она принимает форму жестко упорядоченного, регулируемого, скоординированного и направленного на достижение конкретных целей взаимодействия»11. Однако в советский период в нашей стране этот всеобщий принцип принял самые канонизированные, политизированные и тенденциозные формы.
Опыт общественного и социального развития показывает, что власть, какой бы она сильной ни была, не в состоянии решать генеральные задачи социального управления без опоры на культуру, просвещение, художественную литературу. Об этом красноречиво свидетельствуют факты
10 Минюшев Ф.И. Социология культуры. - М., 2004. - С. 22.
11 Кравченко А.И. Социология. - М., 2005. - С. 204. общественной практики в эпоху тоталитарного «сталинского режима» 20-50-х годов XX века, поднявшего страну на человеческих костях через репрессии и ГУЛАГ. Социалистическая культура и литература в неблагоприятнейших условиях выражали идеи порочности этого режима, подготавливая почву для его неизбежного распада.
В настоящее время роль духовной культуры, литературы остается весьма актуальной. Не случайно философы, социологи, культурологи, писатели отмечают, что сегодня только культура, духовные ценности способны вывести наше общество из беспрецедентного, глубокого кризиса. Культура охватывает сегодня все стороны жизнедеятельности людей, все общество, включая и саму культуру власти, культуру управления обществом на основе демократии, гуманизма и социальной справедливости. На новый уровень культуры и интеллекта должна подняться и отечественная художественная литература, в том числе и адыгейская.
Успехи современного адыговедения, достигнутые за последнее десятилетие очевидны, они, можно сказать, впечатляют. Они касаются таких областей знания, как история, социология, культурология, литературоведение, археология, фольклористика. Учеными Адыгеи освоены новые рубежи во всех отраслях науки. Одной из важных областей науки является всестороннее изучение духовной культуры адыгов в социологическом аспекте. Ведущей тенденцией в современном адыговедении является переход от описательных, фактографических методов к целостному системному анализу проблем на уровне современных достижений мировой науки.
Коллективный научный труд «Мир культуры адыгов» (Майкоп, 2002) -фундаментальное исследование духовной культуры адыгов в ее историческом развитии и идейно-эстетической целостности. Это уникальное издание закрепляет достижения адыгской науки в сфере искусствоведения, культурологии, философии, социологии. Осмысление адыгской духовности и культуры ведется на основе широкого охвата материала, включая сведения, полученные из источников, касающихся и адыгской зарубежной диаспоры. Данный труд закрепляет и развивает социологические исследования, проведенные за последние десятилетия в Адыгее, Кабардино-Балкарии и Черкесии. Привлечены также материалы северокавказского региона. В предисловии к книге доктор философских наук, профессор Р.А. Ханаху отмечает: «В представляемой работе преобладает методологическая установка, сформировавшаяся в период становления современной социокультурной антропологии (этнологии). В отличие от социальной антропологии, для антропологии социокультурной (этнологии) характерно большее внимание к духовным образованиям, чем к материальным артефактам и системам социальных отношений. В использованной методике преобладают описательность и историзм. Адыги, как индивидуальный и коллективный субъекты социальных отношений, почти не рассматриваются. Иными словами, предпочтение отдается не социальному дискурсу, а духовно-культурному. .»12.
Довольно широкая тематика этого труда, разноплановость отдельных включенных в него разделов определяют дискурс, в котором просматриваются процессы генезиса и эволюции духовной жизни адыгов. Многие авторы вышли за рамки собственно культурной антропологии с ее преимущественно традиционными описательными методами и задали аналитическую целостность изучаемым величинам - «духовности», «культуре», «адыгской цивилизации». Научный труд по-своему фиксирует ситуацию в современном адыговедении, - как переход от чисто описательных методов к целостному системному анализу».
Историко-культурные и социальные процессы в адыгском обществе в разные годы были рассмотрены в изданиях: История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII века. - М., 1988; В.К. Гарданов Общественный строй адыгских народов (XVIII - первая половина XIX в.).
11 Мир культуры адыгов (проблемы эзолюции и целостности). Составитель и научны;"! редактор Р.А.Ханаху. -Майкоп, 2002.-С. 7-8.
М., 1967; Черкесия в XIX веке. - Майкоп, 1991; Б. Бгажноков. Очерки этнографии общения адыгов. - Нальчик, 1983. Социологические и этнокультурные вопросы затронуты в книгах: «Общественно-политическая мысль адыгов, балкарцев и карачаевцев в XIX - начале XX века». - Нальчик, 1976; Джимов Б. Общественно-политическое развитие Адыгеи во второй половине XIX в. - начале XX в. - Майкоп, 1987; Чирг А. Социально-экономическое и внешнеполитическое положение Черкесии в XVIII в. -начале 60-х гг. XIX вв. - Майкоп, 2000; Меретуков М. Культура и быт адыгов. - Майкоп, 1989; Напсо М. Адыгская художественная культура. -Майкоп, 1997; Болотоков В. Нация и ее национально-психологический мир. -Нальчик, 1996 и др.
Изучение этносоциологических аспектов адыгского просветительства, в частности, публицистики в контексте развития отечественной культуры является весьма важной, еще не решенной актуальной проблемой.
Объектом исследования является социум адыгов второй половины XIX - начала XX века, а предметом - своеобразие социальной жизни и динамика социокультурных процессов на материале публицистики адыгских писателей-просветителей указанного периода.
Цель и задачи исследования. Целью работы является выявление особенностей социокультурных процессов в адыгской этносреде через отражение их в просветительской публицистике адыгских писателей-просветителей второй половины XIX - начала XX века. В связи с этим рассматриваются публицистическое наследие К.-Г. Инатова, А.-Г. Кешева (Каламбия), К.М. Атажукина, Т.П. Кашежева, П.И. Тамбиева, С.Х. Сиюхова.
В соответствии с целью диссертант ставит следующие задачи:
- проследить эволюцию социологической мысли в отношении просветительства и жанров публицистики;
- проанализировать социальные процессы в традиционном адыгском обществе;
- выявить особенности социодинамики духовной жизни адыгов рассматриваемого периода;
- исследовать отражение в публицистике адыгских писателей-просветителей социокультурных процессов в адыгской этносреде во второй половине XIX - начале XX века;
- определить специфику этносоциального анализа в их творчестве в русле эволюции от романтического этнографизма и идей утопического просветительства к тенденциозной, политически заостренной реалистической публицистике начала XX века;
- выявить своеобразие отображения просветителями традиционного общества адыгов и процесса смены культурно-исторического типа его социальной организации;
- обобщить их осмысление и воспроизведение принципиальных изменений социально-экономических и общественно-политических условий жизнедеятельности адыгов, повлекших за собой кардинальные перемены в их социальной и духовной жизни в первые десятилетия XX века.
В ходе исследования поставленной проблемы нами также рассмотрены и уточнены некоторые понятия: «социология просветительства», «социология публицистики», «этносоциальные процессы», «социализация этнокультуры», «этнокультурный слой» и «этнокультурная среда». В работе нами приводятся графические схемы, отражающие взаимосвязь и взаимодействие общественно-политических факторов и социокультурных процессов, социализацию творческой личности и этнокультуры в целом. Предпринята попытка создания графической схемы функционирования адыгской просветительской публицистики XIX - начала XX века как социокультурного процесса. Безусловно, работа рассчитана на внимание специалистов - социологов и культурологов, интересующихся социальными и историческими судьбами отечественной духовной культуры, в частности, вопросами социологии адыгской просветительской публицистики второй половины XIX - начала XX века.
Теоретические и методологические подходы к изучению поставленной проблемы определены концептуальными идеями выдающихся зарубежных13 и российских14 ученых. Мы опирались на фундаментальные исследования М. Вебера, Т. Парсонса, Н. Бердяева, П. Сорокина и др., установивших типологические закономерности возникновения и функционирования культуры в обществе, заложивших основы современного осмысления общества как динамично развивающейся цельной социокультурной системы. В ходе исследования мы опираемся на философские концепции - исторический детерминизм, диалектический подход, структурно-функциональный анализ, а также на достижения современной социологической мысли, открывающей новые возможности изучения этносоциологических проблем. Все это позволило нам проследить взаимосвязь общественно-исторических, социально-политических факторов и прогрессирующих социокультурных процессов в адыгском обществе второй половины XIX - начала XX века и специфику их отражения в публицистике адыгских писателей-просветителей. Таким образом, концепция работы основывается на методологии, которой пользуется современная этносоциология.
В центре внимания адыгских писателей-просветителей всегда находились вопросы функционирования общественной жизни адыгского этноса, организация его социальной и духовной жизнедеятельности.
13 Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990. Ле Гофф Цивилизация средневекового Запада. - M., 1992. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. - М., 1991. Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем. - M., 1996. Смелзер H. Социология. - M., 1994. Спензер Г. Социология как предмет изучения. - СПб., 1996.
14 Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности. - М., 1999. Сорокин П.А. Границы и предмет социологии // Новые идеи в социологии. - СПб., 1913. Он же. Общедоступный учебник социологии. -Ярославль, 1920. Он же. Социальная и культурная динамика. В 4-х томах. Хвостов B.M. Основы социологии. Учение о закономерностях общественного процесса. - М., 1923. А также издания 60-90-х годов XX века: Гуревич А.Я. Время как проблема культуры // Вопросы философии, 1969. - № 3. - С. 105-116. Он же. От истории ментальности к историческому синтезу // Споры о главном. - M., 1993. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. - Екатеринбург, 1994. Дудина В.И Социологический метод: от классической к постклассической точке зрения // Журнал социологии и социальной антропологии. - 1999, том II, № 3. Зарипов А.Я. Общие проблемы этногенеза и научная теория // Журнал социологии и социальной антропологии. - 1999, том И, № 4. Козловский В.В. Утраты и обретения социологии // Журнал социологии и социальной антропологии. - 1998, том I, № 1. Романов П.В. Социальная антропология организаций: история, эпистемология и основные методологические принципы // Журнал социологии и социальной антропологии. - 1999, том II, № 4. Савельева И.М., Полетаев А.В. История и время. В поисках утраченного. -М., 1997.
Сложившийся веками традиционный образ жизни адыгов, выражавшийся в национальных обычаях, традициях, верованиях, а также их представления о самих себе и окружающем мире стали предметом осмысления и анализа в их публицистике. В связи с этим основным источниковым материалом служит в диссертации творческое наследие адыгских писателей-просветителей указанного периода. Оно позволило нам увидеть особенности социокультурного процесса переходной эпохи в организации жизнедеятельности этноса, когда еще не были созданы необходимые условия для глобального «прорыва» адыгов, как и всех народов Северного Кавказа, к мировой цивилизации. Сами писатели-просветители составляли немногочисленный русскоязычный культурный слой в условиях полного отсутствия национально-письменной культурной среды. Вот почему все просветители с большим энтузиазмом брались за решение первоочередной задачи - просвещение народа, введение письменности на родном языке.
В диссертации применены принципы историзма и преемственности, системности и сравнительного типологического анализа. Принципы историзма и преемственности помогли нам рассмотреть социокультурные аспекты публицистики адыгских просветителей в их исторической и эстетической эволюции. Применение принципа системности помогло осмыслить отражение этносоциальных явлений в публицистике просветителей как целостный историко-культурный процесс. Согласно принципу преемственности мы обнаружили связь между этносоциологическими исследованиями первого поколения русскоязычных адыгских писателей-просветителей с публицистикой второй половины XIX века. Связь эта прослеживается в продолжение 60-90-х годов XIX века в условиях ускоренной социализации всех сфер жизни в первые десятилетия XX века и в углублении и всестороннем развитии русско-адыгских культурных связей.
В процессе работы с источниками и литературой нами были использованы методы теоретического и эмпирического исследования. Среди теоретических были применены следующие методы исследования: конкретно-исторический; проблемно-хронологический; сравнительно-типологический; ретроспективный; логический анализ.
Данные методы исследования позволили нам обозначить проблематику диссертации, выявить различные подходы и степень научной разработанности проблемы, провести исследования и изложить собственную концепцию.
Эмпирические методы исследования, такие как традиционный анализ документов, в качестве которых выступают публицистические произведения адыгских просветителей. Сравнение разных литературных источников, изданий позволили, автору установить достоверность источников и выработать целостное представление о социокультурных процессах в адыгском социуме и его отражении в творчестве просветителей.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что нами проводится специальное исследование особенностей социокультурных процессов в адыгской этносреде через комплексный анализ публицистики адыгских писателей-просветителей второй половины XIX -начала XX века. Работа носит историко-социологический характер, предполагающий комплексный анализ широкого круга вопросов, связанных с системным изучением творчества адыгских просветителей указанного периода как целостного социокультурного процесса: рассмотрен новый этап творчества адыгских писателей-просветителей, связанный с ускоренным вхождением Черкесии в административно-политическую систему России второй половины XIX века;
- установлена преемственность связи русскоязычного творчества писателей-публицистов второго поколения с социокультурными традициями первого поколения просветителей (С. Хан-Гирей, С. Казы-Гирей, С. Адыль-Гирей);
- изучены особенности осмысления и отображения в публицистике просветителей новых социокультурных процессов в адыгском обществе;
- показано отражение социальной структуры традиционного адыгского общества и сложности его перехода к европейским формам жизнедеятельности (особенно в творчестве К.Г. Инатова и А.-Г. Кешева (Каламбия);
- рассмотрдны^с^слени^и отображение социокультурных процессов переходной эпохи в творческой деятельности К. Атажукина, Т. Кашежева, П. Тамбиева, С. Сиюхова;
- проанализирована публицистика адыгских просветителей в русле их эволюции от романтических и просветительских идей к социальному анализу;
- представлен социологический анализ публицистики С. Сиюхова, отразивший новую социокультурную ситуацию и тотальную социализацию этнокультуры в первые десятилетия XX века.
Тезисы, выносимые на защиту:
1. Публицистика адыгских писателей-просветителей второй половины
XIX - начала XX века является не только своеобразным художественно-этнографическим отображением народной жизни, но и серьезной попыткой целостного анализа социальной жизни адыгов второй половины XIX - начала
XX века.
2. Показывая начало перемен образа жизни адыгского общества как единой социально-культурнной системы, просветители поддерживают прогрессивную роль России в формировании европейских форм жизнедеятельности адыгского этноса.
3. Своей подвижнической просветительской, литературной и общественно-политической деятельностью К.-Г. Инатов, А.-Г. Кешев (Каламбий), К.М. Атажукин, Т.П. Кашежев, П.М. Тамбиев, С.Х. Сиюхов заметно ускорили социокультурную динамику духовной жизни адыгов второй половины XIX - начала XX века.
4. Писатели-просветители первыми осмыслили и отобразили процесс социального расслоения внутри традиционного адыгского общества; в живых художественно-этнографических картинах воссоздали социокультурные явления в образе жизни и психологии горцев пореформенного периода.
5. Просветители показали историческую закономерность разрушения старой модели традиционного общественного устройства адыгов; они заметили обостряющиеся социальные противоречия, зарождение в массовом сознании новых представлений об иерархичности социальной структуры, наступивший кризис феодально-княжеской власти. Картина мира адыгов ^ меняется в сторону капитализации человеческих отношений, рождаются новые слои общества, новые профессии. Усиливается тяга трудового народа к просвещению.
6. На рубеже двух веков произошла смена культурно-исторических типов общества горцев, которая привела к европеизации их социального статуса. Принципиальные изменения социально-экономических и политических условий вызвали глобальные изменения в общественном и духовном сознании людей. Их движение к образованию, культуре, прогрессу стало необратимым. Этому во многом способствовала творческая деятельность просветителей, писателей-первопроходцев.
7. Попытки просвещения народа, распространения письменности на родном языке, овладение русским языком открывали новые возможности для культурного развития адыгов. Сами русскоязычные писатели-просветители составили немногочисленный культурный слой общества, т.е. выделились в системе социальной стратификации как слой культурной элиты. Таким образом, именно они осуществили первый культурный «прорыв» адыгского этноса к мировой цивилизации через освоение русской культуры; своей подвижнической деятельностью адыгские писатели-просветители способствовали формированию новой национальной социокультурной среды.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что в нем осуществлено системное социологическое исследование публицистики адыгских писателей-просветителей второй половины XIX начала XX века. Материалы и выводы диссертационной работы могут быть использованы при изучении духовно-культурных аспектов социальной жизни других этносов, при разработке и проведении спецкурсов и спецсеминаров по этносоциологии в гуманитарных вузах.
Научная апробация. Представленная диссертационная работа обсуждалась на расширенном заседании кафедры философии и социологии Майкопского государственного технологического университета в феврале 2007 года.
Результаты исследования докладывались на ежегодных региональных и Всероссийских научно-теоретических конференциях в Майкопском государственном технологическом университете и Адыгейском государственном университете в 2003-2007 годах.
По теме диссертации опубликованы статьи общим объемом - 2,00 п.л. и монография - 7,55 п.л.
Структура и краткое содержание работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы. Общий объем диссертации 166 с.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК
Социокультурные аспекты развития просветительства на Северном Кавказе (вторая половина XVIII - начало XX вв.)2009 год, доктор исторических наук Блейх, Надежда Оскаровна
Деятельность просветителей в национальных округах Кубани и Терека в XIX - начале XX вв.2009 год, кандидат исторических наук Психомахова, Аминат Рашидовна
Становление адыгской историографии: Ш. Ногмов и Хан-Гирей: первая половина XIX в.2006 год, кандидат исторических наук Цикушева, Саньят Январбиевна
Историческая действительность и эволюция художественного сознания писателей черкесского зарубежья: Сравнительно-типологический анализ2006 год, доктор филологических наук Тимижев, Хамиша Тарканович
Художественный мир Тембота Керашева в контексте развития адыгских литератур: проблемы исторической поэтики2005 год, доктор филологических наук Хачемизова, Мира Нуховна
Заключение диссертации по теме «Социология культуры, духовной жизни», Чамокова, Эмма Туркубиевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный в данной работе социологический анализ публицистики адыгских писателей- просветителей второй половины XIX - начала XX века позволяет нам сделать обобщения, позволяющие обозначить целостную картину социальной динамики этнокультурных процессов в адыгском обществе указанного периода. Все существенные стороны этносоциальных, этнокультурных процессов рассмотренного исторического периода нашли свое яркое отражение в творчестве адыгских писателей-просветителей, стоявших у истоков духовного возрождения адыгов в составе России.
В работе отмечается, что всестороннее, глубокое изучение творческого наследия адыгских писателей-просветителей по существу только начинается. Научное исследование их наследия как социокультурного явления в русле этносоциологии стало возможным только в последнее десятилетие. В эпоху господства тоталитарной системы и социалистической идеологии наследие писателей-просветителей рассматривалось в рамках теории классовой борьбы исходя из утвердившегося положения о двух культурах в каждой национальной культуре. Просветителям приписывались не свойственные им односторонние социально-политические революционно-большевистские взгляды. Имело место искусственное расчленение единой адыгской этнокультуры; об объективном социологическом ее исследовании не могло быть и речи. Все определялось партийной идеологической установкой.
Рецидивы пролеткультовских, рапповских лозунгов, особенно вульгарного социологизма 20-30-х годов в течение многих десятилетий вплоть до начала 60-х годов XX века негативно сказывались на развитии духовной культуры народов, в том числе и адыгов. Творчество адыгских просветителей как единый социокультурный процесс, как самостоятельный национальный духовно-творческий феномен отвергалось. Все это нанесло большой урон с трудом рождающейся адыгской новописьменной культуре. Особенно пострадала арабоязычная адыгская интеллигенция. Почти все ее представители были репрессированы как служители исламской религии. Партийные функционеры и слышать не хотели о «Хан-Гиреях и Крым-Гиреях», считая их «проводниками феодально-княжеской, дворянско-помещичьей идеологии, враждебной народу». Они видели в старой интеллигенции, в образованном слое своих потенциальных оппонентов насилию власти, называя их то «попутчиками», а затем и объявив их «врагами народа». Таковой была реальная картина социально-политической атмосферы подозрительности и открытых репрессий.
В ходе исследования поставленной проблемы затрагивались и некоторые вопросы историко-теоретического и методологического характера, рассматривающие проблему социодинамики отечественной культуры, в особенности просветительства и жанров публицистики. Такой подход позволил нам выбрать оптимально объективный «ракурс» исследования типологии и национальных особенностей отражения социокультурных процессов в творчестве адыгских писателей-просветителей. На наш взгляд, в работе удалось воспроизвести целостную картину эволюции социокультурных процессов в адыгском обществе в восприятии и осмыслении просветителей-энтузиастов; удалось показать специфику их этносоциального анализа в русле поступательного развития их публицистики от социально-романтического этнографизма и идей утопического просветительства второй половины XIX к социально активной, политически заостренной публицистике начала XX века. Социодинамику этих процессов мы попытались воспроизвести в графических схемах, отражающих взаимосвязь и взаимодействие общественно-исторических и социокультурных, этносоциальных процессов, а также своеобразие параметров функционирования социологии адыгской просветительской публицистики второй половины XIX - начала XX века.
В осмыслении основополагающих ключевых социологических понятий и положений мы исходили из концептуальных идей Макса Вебера и Питирима Сорокина, установивших закономерности развития и функционирования культуры в обществе, заложивших основу понимания общества как динамично развивающейся цельной социокультурной системы. Мы опирались на достижения современной социологической мысли, открывающей новые возможности изучения проблем этносоциологии конкретных национальных культур. Проведенный анализ подтверждает верность мысли о том, что общественно-социальное бытие и духовная жизнь конкретного народа (этноса) является основой неповторимого пути развития национальной культуры. Она всегда традиционна в хорошем смысле слова, всегда социализирована благодаря тому, что она формируется и развивается в результате совместной жизнедеятельности людей определенного этноса.
В работе прослежена взаимосвязь общественно-исторических, социально-политических факторов и социокультурных процессов в адыгском обществе рассматриваемого периода. При этом само понятие социальное осмыслено нами как выражение конкретных общественных отношений в системе традиционной жизнедеятельности и культуры адыгов второй половины XIX - начала XX века. Особенностью социодинамики духовной жизни адыгов указанного периода явилось постепенное усиление процесса социализации личности, ее интеграции в обществе в новых условиях. Важной стороной становится трансформация традиционного адыгского общества в сторону освоения европейских форм жизнедеятельности, что нашло свое яркое отражение в творчестве адыгских писателей-просветителей второй половины XIX - начала XX века - С.К.-Г. Инатова, А.-Г. Кешева (Каламбия), К.М. Атажукина, Т.П. Кашежева, П.М. Тамбиева, С.Х. Сиюхова.
Закономерное внимание привлекали социокультурные процессы в адыгском обществе второй половины XIX века, претерпевающем существенные перемены, изменяющие не только саму этносоциальную среду, но и всю структуру традиционной жизнедеятельности этноса, несмотря на крепость и устойчивость вековых родо-племенных связей, обычаев и традиций, неписанных этических законов горцев. Адыгские писатели-просветители хорошо понимали, что изменившиеся общественно-экономические, социально-политические условия, особенно ускоренное вхождение Черкесии в административно-политическую систему России создают новое, европейское направление социокультурных процессов. Разрушалась традиционная этнокультурная замкнутость, делались первые шаги к просвещению.
Наряду с этим адыгские просветители не упускали из виду то обстоятельство, что адыгская традиционная культура в течение веков выработала свои формы организации общества, свои пути трансляции исторического, духовного опыта. Традиционное адыгское общество выработало своеобразный демократический социально-политический тип управления - народное Хасэ, оно отшлифовало нормы социального поведения - адыгский этикет. Таким образом, имели место унаследованные от предков социально ориентированные законы и нормы организации жизнедеятельности адыгского общества.
Выработанные в течение длительного исторического опыта неписанные законы адыгагъэ (адыгство) и адыгэ хабзэ (адыгского этикета) гибко сочетались с социальными различиями слоев общества, в котором всегда было сильно воздействие на личность традиций, обычаев, нравственно-этических норм поведения. В традиционном адыгском обществе индивид всецело подчиняется неписанным законам общества, он - часть национального социума; его интересы и потребности не разрушают общепринятый архетип традиций. Передаваемые из поколения в поколение социокультурные нормы и образцы этнического поведения, построенные на их основе тип общественного мироустройства и духовные потребности личности (индивида), ее ментальность в данном случае совпадают. Всеми поддерживалось то, что способствовало сохранению и упрочению единства и целостности этноса. Начало разрушения этой целостности, социокультурного единства адыгского этноса и запечатлели в своем творчестве адыгские писатели-просветители второй половины XIX - начала XX века. Они выразили этот внутриэтиический раскол на всех уровнях социальной иерархии, вызванный разрушением традиционного адыгского общества. Просветители в своей творческой деятельности отразили как позитивные, так и негативные стороны европеизации жизни горцев, своеобразие социокультурного процесса, вызванное общественно-историческими, административно-политическими переменами.
Социокультурные процессы осмысливаются и оцениваются писателями-просветителями не отвлеченно, а в художественно выразительных картинах человеческой жизни. В данном аспекте особенно преуспели Султан Крым-Гирей Инатов в своих «Путевых заметках» и Адыль-Гирей Кешев (Каламбий) в «Записках черкеса», в статьях и повести «На холме», а также в статьях и историко-этнографических очерках Сафербия Сиюхова 20-х годов XX века «Адыги-черкесы (историко-бытовой набросок» и «Адыгея (историко-этнологический и культурно-экономический очерк».
Рассматривая творчество второй половины XIX - начала XX века адыгских писателей-просветителей как целостный социокультурный процесс, мы пришли к выводу о том, что они первыми осмыслили и запечатлели начавшуюся смену культурно-исторического типа общества у кавказских горцев, их постепенный переход от традиционных законов и обычаев к европейским формам жизнедеятельности. Писатели-просветители запечатлели в своем творчестве принципиальные изменения социально-экономических и политических условий в адыгском обществе, вызвавшие кардинальные изменения не только в социальной и духовной жизни, но и психологии людей. Таким образом, в работе мы рассмотрели отражение социокультурных процессов в творчестве адыгских писателей-просветителей второй половины XIX века. Опираясь на идейно-эстетический опыт русской литературы, используя богатые этнокультурные традиции адыгов, писатели-просветители отразили в своих произведениях и фольклористике животрепещущие общественные и социокультурные проблемы своего времени. Они впервые представили мировому читателю своеобразие социального обустройства адыгов, их образ жизни, обычаи, традиции. Просветители второй половины XIX века развивали литературные традиции, заложенные еще в начале XIX века С. Хан-Гиреем и С. Казы-Гиреем. Особенно плодотворными были для них историко-этнографические, художественно-публицистические труды Султана Хан-Гирея, проложившего путь к этносоциологическим исследованиям жизни адыгов.
Однако во второй половине XIX века, отмеченного трагической военно-политической развязкой «черкесского вопроса», возникли новые общественно-социальные, культурно-эстетические проблемы, которые стремились решить писатели-просветители второго поколения. Они трудились уже над разрешением конкретных социокультурных задач, связанных с мирным обустройством соотечественников, с их образованием и приобщением к русской и мировой культуре.
Социологический анализ этого историко-культурного процесса позволяет установить некоторые социокультурные закономерности. Это, прежде всего своеобразное русскоязычное творчество адыгских просветителей в сочетании с постоянными усилиями по созданию национальной письменности и обучения детей на родном языке (в данной сфере особенно преуспели Кази Атажукин и Паго Тамбиев). Вторая закономерность связана с особенностями общественно-исторической и социально-культурной обстановки переходной эпохи, когда еще не были созданы необходимые условия глобального «прорыва» адыгов, как и всех других народов Северного Кавказа к мировой культуре. Это был период, когда началось формирование национальной литературы на другом (в данном случае на русском) языке в своеобразных социокультурных условиях, когда еще не было своего национального читателя, так как еще не было национальной (адыгоязычной) письменности, культурной среды. А, как известно, отсутствие культурной среды тормозит развитие любой литературы. Тем не менее, адыгские писатели-просветители представляли собой уже состоявшуюся художественно-творческую культурную элиту, получившую европейское образование. В последующий исторический период новописьменная культура и литература адыгов вышла на новые рубежи, опираясь и на публицистические традиции писателей-просветителей XIX - начала XX века, которые стали первопроходцами адыгской науки и культуры.
Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Чамокова, Эмма Туркубиевна, 2007 год
1. Авалиани С. А. Зависимые сословия на Северном Кавказе. Одесса, 1914.
2. Авксентьев А.В., Авксентьев В.А. Краткий этносоциологический словарь-справочник. Ставрополь, 1994.
3. Агрба Б.С., Хотко С.Х. Островная цивилизация Черкесии. Майкоп, 2001.
4. Адыги. Культурно-исторический журнал. № 1 Нальчик, 1991.
5. Адыги, балкарцы, карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. -Нальчик, 1974.
6. Актуальные проблемы общей и адыгской филологии. Материалы III-V научно-практической конференции АГУ. Майкоп, 2001,2003,2005.
7. Актуальные проблемы теории социологии // Социс. 2003.- №9.- С.3-9.
8. Актуальные проблемы феодальной Кабарды и Балкарии. Нальчик, 1992.
9. Арон Р. Этапы развития социологической мысли: Пер. с фр./ Предисл. Л. С. Гуревича, М., 1993.
10. Арская Л.П. Социальное будущее России: идеи и перспективы // Социс. -2007. №3. - С.132-133.
11. Афасижев Т. И., Тхакушинов А. К. Гуманизация образования. Социс, 1995, №5.
12. Бабич И.Л. Взаимодействие адыгских традиций и этнополитических изменений на Северном Кавказе // Философия и социология в Республике Адыгея. Майкоп, 1995, № 2.
13. Бакиев А. Ш. Адыгская цивилизация. Нальчик, 1997.
14. Бгажноков Б. X. Адыгский этикет.-Нальчик, 2001.
15. Бгажноков Б. X. Образ жизни адыгской феодальной знати. Нальчик, 1980.
16. Бердяев Н.А. Духовные основы русской революции. Опыты 1917-1918 гг. -СПб, 1999.
17. Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности. Избранные труды. М., 1999.
18. Бердяев Н.А. Судьба России. Сочинения. М., 1998.
19. Берзег Н. Изгнание черкесов. Майкоп, 1995.
20. Бетрозов Р. Ж. Этническая история адыгов. Нальчик, 1966.
21. Бетрозов Р. Ж. Адыги: возникновение и развитие этноса. Нальчик, 1996.
22. Бижев А. Адыги Северо-Западного Кавказа и кризис восточного вопроса в конце 20-х, начале 30-х гг. XIX века. Майкоп, 1994.
23. Болотоков В.Х. Нация и ее национально-психологический мир. Нальчик, 1996.
24. Брантова И. К. Черкесия в свете этносоциологических исследований Султана Хан-Гирея. Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Майкоп, 2001.
25. Бромлей Ю.В. Очерки истории этноса. М., 1983.
26. Вебер М. Избранное. Образ общества. М. 1994.
27. Вебер М. Избранные произведения. М. 1990.
28. Вебер М. Основные понятия стратификации // Социологические исследования. 1994, № 5. С. 147-156.
29. Вестник Адыгейского госуниверситета. Майкоп, 2002-2007.
30. Габдрахманова Г.Ф. Этничность и миграция: становление исследовательских подходов в отечественной этносоциологии // Социс. -2007. №1. — С.116-121.
31. Гарданов В. К. Общественный строй адыгских народов (XVIII первая половина XIX вв.) - М., 1967.
32. Гатагова Д. С. Правительственная политика и народное образование на Кавказе в XIX веке. -М., 1991.
33. Гегель В. Г. Философия духа // Энциклопедия философских наук. М., 1977.-Т. 3.
34. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности./ Пер. с англ. идр.-М., 1990.
35. Григорьев С.И. Смена научных картин мира и социология // Социс. 2000. -№9.-С. 13-21.
36. Гуревич А. М. Ментальность. М., 1989.
37. Гутов А. М. Слово и культура. Нальчик, 2003.
38. Деятели Адыгской культуры дооктябрьского периода. Избранные произведения. Нальчик, 1991.
39. Джимов Б. М. Социально-экономическое и политическое положение адыгов в XIX веке. Майкоп, 1986.
40. Дзамихов К. Ф. Адыги в политике России на Кавказе. Нальчик, 2003.
41. Дубровин Н. Черкесы. Краснодар, 1927.
42. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. -М., 1991.
43. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.
44. Емельянов Ю. Введение в культурологию. СПб., 1992.
45. Ерасов Б.С. Социальная культурология. В 2-х частях. -М., 1994.
46. Жуков В.И. Модернизация социальных отношений в России: замыслы, итоги, возможности // Социс. 2005. - №6. - С.25-34.
47. Зиммель Г. Избранное. В 2-х т. -М., 1996. Т. 1. Философия культуры.
48. Иванов В. И. Социология сегодня. Опыт и проблемы социологических исследований.-М., 1998.
49. Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Спецвыпуск. Социология. Ростов-на-Дону, 2006. - 110 с.
50. Ильенков Э. В. Философия и культура. М., 1991.
51. Ионин Л. Г. Социология культуры. 3-е изд. М., 2002.
52. История Адыгеи с древнейших времен до конца XIX в. Майкоп, 1991.
53. История адыгейской литературы. Майкоп, 1999, Т. 1,2.
54. История Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1995.
55. История народов Северного Кавказа (конец XVIII в. 1917 г.). - М., 1988.
56. История просветительской литературы дореволюционного периода. -Нальчик, 1982.
57. Кавказский сборник. Тифлис, 1900. - Т. 21.
58. Кажаров В. X. Традиционные общественные институты кабардинцев и их кризис в конце XVIII первой половине XIX в. Нальчик, 1992.
59. Казанов X. М. Культура адыгов. Нальчик, 1993.
60. Казанов X. М. Адыгский этикет. Нальчик, 1994.
61. Калмыков И.Х. Черкесы (историко-этнографический очерк). Черкесск, 1974.
62. Карлгоф Н. О политическом устройстве черкесских племен // Русский вестник. СПб, 1860.
63. Касумов А. X., Касумов X. А. Геноцид адыгов. Нальчик, 1992.
64. Кешев А.-Г. (Каламбий). На холме. В кн. «Шаги к рассвету. Адыгские писатели-просветители XIX века. Избранные произведения». Краснодар, 1986. С. 214-266.
65. Кешев А.-Г. (Каламбий). Два месяца в ауле. В кн. «Шаги к рассвету. Адыгские писатели-просветители XIX века. Избранные произведения». -Краснодар, 1986. С. 305-338.
66. Кешев А.-Г. Характер адыгских песен // Избранные произведения адыгских просветителей. Нальчик, 1980.
67. Кобахидзе Е.И. Интеграционные и дезинтеграционные процессы в межэтническом взаимодействии на Северном Кавказе // Социс. 2005. -№2. - С.66-74.
68. Козлова О. О методах анализа социокультурных явлений // Социологические исследования. 1993, № 10.
69. Колесин И.Д. Подходы к изучению социокультурных процессов // Социс. -1999. -№1.-С.131-132.
70. Кон И. С. Социология личности. М., 1967.
71. Конт О. Вступительные лекции.// Социология Конта. СПб, 1889.
72. Конт О. Дух позитивной философии. СПб, 1910.
73. Косвен М. О. Этнография и история Кавказа. -М., 1961.
74. Костанов Д. Г. Рождение адыгейской советской литературы и ее первые шаги // Вопросы адыгейской советской литературы. В 2-х кн. - кн. 1. -Майкоп, 1979.-С. 35-57.
75. Кошев М. А. Из истории просвещения горцев Северного Кавказа в XIX -начале XX века. Нальчик, 1991.
76. Кравченко А. И. Социология. -М., 2005.
77. Кравченко С.А. Куда идет развитие мировой социологии // Социс. 2007. -№1.-С.6-12.
78. Кравченко С.А. Социологическая теория: дискурс будущего // Социс. -2007.-№3.-C.3-12.
79. Краткая литературная энциклопедия. В 9 т. - М., 1962-1978.
80. Краткий очерк истории социологии. М., 1990.
81. Краткий словарь по социологии. Под общ. Ред. Д. И. Гвишиани, Н. И. Лапина. М., 1989.
82. Краткий словарь социологических терминов. Составитель проф. Т. И. Афасижев. Майкоп, 2002.
83. Крупное Е.И. Древняя история Северного Кавказа. М., 1960.
84. Кубов Ш. Избранное. На адыг. яз. Майкоп, 1993.
85. Кумыков Т. X. Экономическое и культурное развитие КАбарды и Балкарии в XIX веке. Нальчик, 1965.
86. Кумыков Т.Х. Казы Атажукин. Жизнь и деятельность. Нальчик, 1969.
87. Кумыков Т. X. Казы-Гирей. Нальчик, 1978.
88. Кумыков Т.Х. Культура и общественно-политическая мысль Кабарды второй половины XIX века. Нальчик, 1991.
89. Культура адыгов (сост. Казанов X. М.) Нальчик, 1993.
90. Культура и быт адыгов. Вып. 1-8-Майкоп, 1977-1991
91. Культурология. XX век. Антология. -М., 1995.
92. Кцоева Т.У. Кавказский суперэтнос // Эхо Кавказа. 1994, № 2.
93. Кюэн Ш.-А. В каком состоянии находится социология? // Социс. 2006. -№1.-С.45-53.
94. Лапин И.И. Регион, его статус и функции в российском обществе: теоретико-методологические основы исследования // Социс. 2006. - №8. -С.25-34.
95. Линден В. Высшие классы коренного населения Кавказского края и правительственные мероприятия по определению их сословных прав. Тифлис, 1914
96. Литература и социология. М., 1977.
97. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. СПб., 1994.
98. Луман Н. Понятие общества // Проблемы теоретической социологии. -СПб., 1994.
99. Люлье Я. Черкесия. Краснодар, 1927.
100. Макаров Т. Племя адыге // Кавказ. 1882. - № 29.
101. Мальбахов Б., Эльмесова А. Средневековая Кабарда. Нальчик, 1994.
102. Мамбетов Г. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 1994.
103. Мансуров В. А. Интеллигенция и власть. -М., 1991.
104. Маркович Д. Общая социология. Учебник для ВУЗов. Ростов-н/Д., Изд-во ун-та, 1993.
105. Меретуков М. Культура и быт адыгов. Майкоп, 1989.
106. Меретуков М. Положение адыгской семьи в пореформенный период // Культура и быт адыгов. Майкоп, 1981.- Вып. IV.
107. Миллс Р. Властвующая элита. М., 1959.
108. Минюшев Ф. И. Социология культуры. М., 2004.
109. Мир культуры адыгов (проблемы эволюции и целостности). Майкоп, 2002.
110. Митрощенков О.А. Пространство российской духовной культуры: испытание переменами // Социс. 2006. - №11. - С.37-46.
111. Михайлова Л. И. Социология культуры. Часть 1 М., 1999.
112. Моисеева Н.А., Сороковикова В.И. Менталитет и национальных характер // Социс. 2003. - №2. - С.45-54.
113. Моль О. Социодинамика культуры. М., 1979.
114. Мурзина Н.Я. Методологические аспекты изучения региональной культуры. 2004. - №2. - С.60-64.
115. Налоев 3. М. Из истории культуры адыгов. Нальчик, 1978.
116. Наука Адыгее. - Майкоп, 1994.
117. Непсо М. Адыгская художественная культура. Майкоп, 1997.
118. Общественно-политическая мысль адыгов, балкарцев и карачаевцев в XIX начале XX века. - Нальчик, 1976.
119. Опост Конт. К 200-летию со дня рождения / Под ред. А.О. Бороноева и И.А. Голосенко. СПб., 1998.
120. Осипов Г. В. Социология. М., 1990.
121. Основы социологии. Курс лекций / Под ред. Эфендиева А.Г. М., 1994.
122. Очерки истории Адыгеи. В 2-х томах. Майкоп, 1957,1981.
123. Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1997.
124. Петров В.Н. Иноэтничные мигранты и принимающее общество. Особенности проблемного взаимодействия // Социс. 2005. - №9. - С.74-82.
125. Покровский М.В. Из истории адыгов в конце XVIII первой половине XIXв.-Краснодар, 1989. .
126. Покровский М.В. Дипломатия и войны царской России в XIX столетии. -М, 1924.
127. Попов Е.А. Культурология и современная социология // Социс. 2006. -№12.-С.64-71.
128. Правовые нормы адыгов и балкаро-караевцев в XV XIX вв. - Майкоп: АРИГИ, 1997.
129. Проблемы конкретно-социологических исследований искусства. М., 1968.
130. Радугин А. А., Радугин Д. А. Социология: Курс лекций. М.:Владос, 1995.
131. Романовский Н.В. О современном этапе развития социологии // Социс. -2007. -№1.-С.29-31.
132. Российская ментальность: методы и проблемы изучения. М., 1999.
133. Россия и Черкесия (вторая половина XVIII XIX вв.). Майкоп, 1994
134. Россия на рубеже веков. СПб., 1999.
135. Руднев В. П. Словарь культуры XX века. М., 1999.
136. Савв P. X. Мудрость адыгского этикета. Майкоп, 1995
137. Сакулин П. Филология и культурология. М., 1990.
138. Сиюхов Сафербий адыгский просветитель. Составители Бузаров К. И., Бузаров А. К. - Майкоп, 1991.
139. Сиюхов Сафербий. Избранное. Составитель Хашхожева P. X. Нальчик, 1997.
140. Смелзер Н. Социология. М., 1994.
141. Смирнов Н. А. Политика России на Кавказе в XVI-X XIX веках. М., 1958.
142. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998.
143. Словарь-справочник по социологии и политологии. М., 1996
144. Сорокин П. А. Система социологии. В 2-х т.- М., 1993.
145. Сорокин П. А. Социологические теории современности. М., 1992.
146. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. / Пер. с анг. М., 1992
147. Социальная политика. Толковый словарь. М., 2002.
148. Социологическая мысль в России. Под ред. В. Н. Чагина. JL, 1978
149. Социология и современность: актуальные проблемы. Майкоп, 1997.
150. Социология на пороге XXI века: основные направления и современность: актуальные проблемы. Майкоп, 1997.
151. Социология современности / под ред. К. О. Магомедова. М., 1996.
152. Социология. Под. ред. Г. В. Осипова. М., 1990
153. Спенсер Г. Личность и государство. СПб., 1908.
154. Спенсер Э. Путешествия в Черкесию. Майкоп, 1994.
155. Сталь К. Этнографический очерк черкесского народа // Кавказский сборник. Тифлис, 1910.
156. Схаляхо А. А. Писатели-публицисты конца XIX начала XX века. - В кн. История адыгейской литературы. Т. 1.-Майкоп, 1999. С. 175-187.
157. Тернер Дж. Структура социологической теории.-М., 1986.
158. Типология основных элементов традиционной культуры. М., 1984.
159. Тощенко Ж. Т. Социология. Общий курс. М., 1994.
160. Трагические последствия Кавказской войны для адыгов. Нальчик, 1999.
161. ТрахоР.Черкесы.-Мюнхен, 1956.
162. Тураев Е.В. Исторический урок просветителей // Филолог. Науки. 1967, №3.
163. Тхагазитов Ю. М. Эволюция художественного сознания адыгов. -Нальчик, 1996.
164. Тхакушинов А. К. В зеркале социологии. Майкоп, 1995.
165. Тхакушинов А. К. Культура и власть. Майкоп, 1997.
166. Тхакушинов А. К. Очерки социологии культуры. Майкоп, 2004.
167. Унежев К. X. Феномен адыгской (черкесской) культуры. Нальчик, 1997.
168. Услар Н.К. О распространении грамотности между горцами // Этнография Кавказа. Тифлис, 1887. - Отд. 2.
169. Филипов Ф. Р. Социология образования//Соц. исследования, 1994, № 8/9.
170. Философия и социология в Республике Адыгея. Майкоп, 1995. -№2.
171. Хабермас Ю. Когда мы должны быть толерантными? О конкуренции видений мира, ценностей, теорий // Социс. 2006. - №1. - С.45-53.
172. Хагуров А. А. Социальный эксперимент. Ростов-н/Д., 1991.
173. Хагуров А. А., Тхакушинов А. К. Реформа и социокультурная среда. Майкоп, 1995.
174. Хакуашев А. X. Адыгские просветители. Нальчик, 1978.
175. Ханаху Р.А. Национальный менталитет: этнокультурологический анализ// Этническая культура: проблема самосохранения в современном контексте. -М., 1997.
176. Ханаху Р. А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени. (Социально-философский анализ). Майкоп, 1997.
177. Хан-Гирей. Избранные произведения. Нальчик, 1974.
178. Хапсироков X. X. Черкесская литература в дооктябрьский период. -Черкесск, 1990.
179. Хацукова М. М. Духовная вселенная адыгов. Нальчик, 2004.
180. Хашхожева P. X. Некоторые спорные и неизвестные страницы биографии Хан-Гирея // Вопросы кавказской филологии и истории. Вып. 2. -Нальчик, 1994.
181. Хашхожева P. X. Поиски и находки. Избранные статьи. Нальчик, 2000.
182. Хашхожева P. X. Адыгские просветители второй половины XIX начала XX века. - Нальчик, 1983.
183. Хоретлев А. О. Влияние России на просвещение в Адыгее (XIX в. -начало XX века). Майкоп, 1957.
184. Хунагов Р. Д. Социология организаций. Спецкурс. Майкоп, 1996.
185. Хунагов Р. Д. О проблеме рациональности социальных институтов и организаций // Философия и социология в Республике Адыгея. Майкоп, 1995.-№2.
186. Хут Ш. X. Адыгские писатели-просветители XIX века. Избранные произведения. -М., 1986. С. 5- 20.
187. Цветаева Н.И. Ценности в биографическом дискурсе: от романтизма к прагматизму // Социс. 2005. - №9. - С.116-122.
188. Цветков О. Социокультурная динамика адыго-славянских отношений (к постановке проблемы) // Философия и социология в Республике Адыгея. -Майкоп, 1995,-№2.
189. Цей Ибрагим. Избранные произведения. (Ред. и сост. доктор филол. н., проф. Схаляхо А. А.). Майкоп, 2000.
190. Чамоков Т. Н. В созвездии сияющего братства. М., 1976.
191. Чамоков Т. Н. В ритме эпохи. Нальчик, 1986.
192. Черкесия в XIX веке. Майкоп, 1991.
193. Чирг А. Ю. Развитие общественно-политического строя адыгов Северо-Западного Кавказа (конец XVIII 60-е гг. XIX в.). - Майкоп, 2002.
194. Чирг А. Ю. Общественно-политическое развитие адыгов (XVIII в. 1860-е годы). - Майкоп, 2003.
195. Шаги к рассвету. Избранные произведения адыгских просветителей (предисл. и сост. Хут Ш. X.). Краснодар, 1978.
196. Шадже А.Ю. Динамика социокультурных трансформаций на Северном Кавказе / А.Ю.Шадже, О.Н.Дамениа // Социально-гуманитарные знания. -М., 2002. №5. - С.59-71.
197. Шадже А. Ю. Национальные ценности и человек. (Социально-философский аспект). Майкоп, 1995.
198. Шадже А.Ю. Северо-Кавказское общество: опыт системного анализа / А.Ю.Шадже, Э.А.Шеуджен. М.-Майкоп, 2004.
199. Шевкуленко Д. А. Межнациональные отношения в России: Вторая пол. XIX начало XX века. - Самара, 1998.
200. Энциклопедический социологический словарь. / Общ. ред. Г. В. Осипова. -М., 1995.
201. Эсадзе С. Покорение Западного Кавказа и окончание Кавказской войны.-Тифлис, 1914.
202. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995.
203. Ядов В.А. Стратегии и методы качественного анализа данных // Социология. М., 1991. - № 1.
204. Яценко Н. Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. СПб, 1999.1. И.
205. Диссертации и авторефераты
206. Бгажноков Б. Х.Культура общения и этнос. Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. истор. наук. М., 1984.
207. Брантова И.К. Черкесия в свете этносоциологических исследований Султана Хан-Гирея. Диссерт. на соиск. уч. степ. канд. социол. наук. -Майкоп, 2001.
208. Овсянникова Т.А. Социальные и этно-этические аспекты культуры общения адыгов (опыт социолого-философского анализа). Автореферат дис. на соиск. уч. ст. канд. социол. наук. М., 1999.
209. Панеш Э. Этносоциальная история адыгов в X XIII вв. Автореферат дис. на соиск. уч. степ. канд. истор. наук. - Л., 1983.
210. Тхакушинов А.К. Социокультурная среда и отражение социальных процессов в художественной литературе (социологический аспект). Автореферат дис. на соиск. уч. ст. доктора социол. наук. М., 1995.
211. Тыкова А. А. Социальный статус адыгской женщины в обществе (социокультурный аспект). Дис. на соиск. уч. ст. канд. социол. наук. -Майкоп, 2001.
212. Хапачева Р.В. Общественное управление у адыгов (20-60-е гг. XIX в.). Автореферат дис. на соиск. уч. степ. канд. истор. наук. -М., 2001.
213. Чамокова С.Т. Религия адыгов: история, динамика развития (IV-XVI вв.). Диссерт. на соиск. уч. степ. канд. истор. наук. Майкоп, 1997.
214. Шебзухова Ф. А. Социокультурные процессы и их отражение в черкесской художественной литературе. Диссерт. на соиск. уч. степ. канд. социол. наук. Майкоп, 1999.1. УСЛОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
215. АНИИ Адыгейский научно-исследовательский институт.
216. АРИГИ Адыгейский республиканский институт гуманитарных исследований.
217. КБНИИ Кабардино-Балкарский научно-исследовательский институт.4. КС Кавказский сборник.5. РВ Русский вестник.
218. ССК Сборник сведений о Кавказе.
219. ССКГ Сборник сведений о кавказских горцах.
220. СМОМПК Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа.9. ТВ Терские ведомости.
221. ФМЦ АРИГИ Фонд материальных ценностей Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований.
222. ЦГВИА Центральный государственный военно-исторический архив.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.