Этико-философский анализ наследия Иоанна Златоуста тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.05, кандидат философских наук Грыжанкова, Марина Юрьевна

  • Грыжанкова, Марина Юрьевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1999, Саранск
  • Специальность ВАК РФ09.00.05
  • Количество страниц 152
Грыжанкова, Марина Юрьевна. Этико-философский анализ наследия Иоанна Златоуста: дис. кандидат философских наук: 09.00.05 - Этика. Саранск. 1999. 152 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Грыжанкова, Марина Юрьевна

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Социо-культурные и духовные основы

формирования мировоззрения Иоанна Златоуста

1.1. Истоки этико-философских взглядов мыслителя

1.2. Понятия достоинства и добродетели в системе ценностей Иоанна Златоуста

ГЛАВА 2. Философско-этические воззрения

Иоанна Златоуста

2.1. Система добродетелей

2.2. Понятие «греха» и «порока» в философии проповедника

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этико-философский анализ наследия Иоанна Златоуста»

ВВЕДЕНИЕ

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ определяется:

во-первых, возрастанием потребности общества в решении целого ряда экономических, социальных, политических проблем, которые невозможно разрешить, рассматривая их в отрыве от духовно-нравственной основы;

во-вторых, в последние годы предприняты попытки осмысления особенностей духовных ценностей России, и с этой целью воссоздаются пробелы в наследии исторической памяти (педагогики, философии, этики и др.). Однако целый ряд выдающихся мыслителей, внесших свои вклад в духовное укрепление нашего Отечества, остается вне пристального изучения педагогов и философов.

В-третьих, необходимость этико-педагогических, этико-психологических разработок становится все более актуальной задачей, как в теоретическом так и в практическом отношении, ряд философов, психологов, педагогов заявляют о значимости единения этики, педагогики, психологии.

Диссертант разделяет мнение, что в основе кризиса гуманитарного знания лежит отрыв педагогических концепции от мировоззренческих установок, уход в безликую парадигму «естественно-научности». Не отсюда ли проистекает размывание предметов педагогики и психологии?

В-четвертых, становится все более очевидным, что существующее кризисное состояние современной педагогики, в какой-то мере обусловлено, ставшей в течение длительного времени традиционной, проблемой духовности в ее этико-философском аспекте. Развитие гуманитарного знания, включая педагогику, немыслимо без глубокого изучения природы

жизни, менталитета русского человека. Нужна концепция духовной системы образования и воспитания.

К сожалению, значительная часть философско-педагогических трудов и исследований безвозвратно потеряна. Однако и оставшаяся часть полностью не изучена, а многие концептуальные идеи и выводы искажены идеологическими установками. Более того, инерция заидеологи-зированного сознания мешает целостному исследованию. В то время как истинное возрождение России возможно лишь через познание, переосмысление и объективную оценку собственного опыта. Именно поэтому мы обращаемся к неистощимому кладезю святоотеческого наследия великого учителя Церкви, философа, педагога, проповедника - Иоанна Златоуста с целью выявления основополагающих философских этических и педагогических идей, специфических для той эпохи и универсальных тенденций развития концепции духовно-нравственного воспитания, которая обозначена в трудах великого мыслителя.

Во-первых, анализ богатейшего наследия Иоанна Златоуста с позиций современного философско-этического знания представляет новые возможности понимания и осмысления нравственной философии проповедника, которая представляет интерес своей практической направленностью и глубоким осмыслением проблем эпохи через призму своего видения.

Во-вторых, проповеди Златоуста представляют собой яркий пример активной «злободневной» публицистики, в основе которых глубочайшее внимание к общественно-политическим вопросам своего времени.

В-третьих, феноменальность его произведений в том, что они всегда имели в своей основе этическую направленность, нравственное переживание смысла бытия. Иоанн был сторонником евангельского идеала государственного устройства, в основу которого он закладывал «совершенствова-

ние внутреннего человека» . Этот идеал великого учителя нравственности нашел свое отражение в «теории добродетелей».

В-четвертых, мировоззрению Златоуста свойственна глубина исторического видения мира. В этой связи непреходящий интерес представляет факт причастности святителя к христианскому просветительству древней Руси, его миссионерская деятельность. В этом мы видим одно из свидетельств преемственности и взаимопроникновении культур, говоря о наследии Византии как об интернациональном. Ибо оно, взаимодействуя с культурами народов Древнего и Средневекового мира, принимало и сосредотачивало в себе их духовные богатства и одновременно обогащало эти народы, стимулировало формирование их собственных культур. Отсюда русская национальная культура, глубоко православная в своей основе и существе, прежде всего связана с фактом приобщения Руси к жизни мирового христианства.

В-пятых, представляется логически оправданным обращение к истокам становления Святой Руси, так как они явились фундаментально основой для последующего возникновения философской мысли. Учение Иоанна Златоуста имеет с своей сущности этико-философские концепции раскрывающие «целостное понимание истины». Этот яркий антропоцентризм, базирующийся на теме «судьбы человека» в смысле и целях истории, четко прослеживается и в воззрениях русских философов. Отсюда, на наш взгляд, безусловная близость учения Златоуста и основных направлении русской философии - антропоцентризма и сотериологии.

В-шестых, необходимость философско-этического исследования проблемы нравственного воспитания в России и изучения философско-этических концепции, оказавших влияние на становление отечественной философии образования заставила нас исследовать творения Иоанна Златоуста с точки зрения их педагогической направленности. Следует отме-

тить, что взгляды на воспитание в наследии святителя представлены в четкой систематичности и последовательности. Они представляют собой синтез древневосточной (библейской и античной традиций, базирующихся на евангельском мировидении, которое выражается в интенции на первичность религиозного (духовного) воспитания личности. Концептуальной направленностью педагогических воззрений Златоуста является интенция на воспитание «внутреннего человека», формирующая его нравственные убеждения.

Необходимо отметить, что в творениях Иоанна Златоуста представлено глубокое религиозное и философско-этическое осмысление таких понятий как «грех», «порок», «добродетель», «достоинство», «свобода самоопределения», «совесть» и др. Именно у него, по мнению многих исследователей, наиболее ярко во всей патристике дается раскрытие нравственной красоты, придающей творческий динамизм всему нравственному пути каждого человека.

СТЕПЕНЬ НАУЧНОЙ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ.

Тема ценностной ориентации человека в мире, философско-этического аспекта нравственного воспитания, проблема добра и зла в свете духовно-нравственного совершенствования личности крайне обширна: ей прямо или косвенно посвящено значительное количество научной, популярной, публицистической литературы. Надо сказать, что и наследие великого Златоуста не было обойдено вниманием исследователей , ведущих научные изыскания в этом направлении. К нему обращались богословы и философы, историки и словесники.

Автор работы опирался на идеи, содержащиеся в литературе и исторических источниках, которые послужили основанием исследования.

Первые источники, относящиеся к жизнеописанию Иоанна Златоуста относятся к концу IV началу V века. Фактографическое описание было сделано его другом Палладием, дальнейшие упоминания о святителе присутствуют в работах историков Созомена и Феодорита.

В Европе творения Златоуста были известны в многочисленных латинских переводах. В 1609-1633 г. были изданы в Париже Фронтоном, затем Савеллием в 8 томах в 1612 г., Монфоконом - в 13 томах - в 17181738, это издание немного дополненное, перешло в патрологи Миня, которую переиздавали в Париже, Афинах в 1878-1874 и сравнительно недавно - в 1976 г., в Фессалониках - в 1978 г. Русский перевод по частям начал появляться еще с 11 века, сначала на славянском наречии, а потом в русском тексте. С 1894 г. петербургская духовная академия выпустила полное издание творений Иоанна Златоуста, которое состоит из 12 томов.

В творениях святителя нашли отражение многие научные направления: философия, экзегетика, этика и др. Среди наиболее известных исследователей наследия следует выделить таких ученых как Ф.С.Владимирский, П.Белодед, В.И.Лебедев, И.В.Попов, Г.Прозоров, Э.Пюш, С.Никольский, Н.Кудрявцев, В.И.Экземплярский, М.Григоревский, Т.А.Миллер. Однако надо сказать, что несмотря на большую работу, проделанную исследователями, наследие великого мыслителя нельзя назвать широко известным в современной России. В ряде случаев творения Златоуста изучались довольно однобоко - интерпретировалась только их богословская значимость, и совершенно упускалась философская направленность большинства из его проповедей.

В годы «социалистического строительства» сокровищница свято отеческих творении была незаслуженно забыта, как бы потеряла свою актуальность. Обличающие идеи и мораль святоотеческой проповеди не вписывались в «восторженные речи» на пленумах и съездах, в эти годы

лишь немногие ученые продолжали исследования святоотеческого наследия. Среди них Г.Ибрагимов, С.С.Аверинцев, С.И.Радциг.

В 1993 году в Журнале «Вопросы экономики» было опубликовано несколько статей современных ученых экономистов, в которых вопрос традиционности христианских принципов в деле предпринимательства и хозяйственной деятельности. Речь шла о возрождении православных принципов в российской экономике. Доминантой выдвигаемых гипотез были концепции Филарета (Дроздова) и Иоанна Златоуста, утверждающие евангельский принцип социальных отношений. Названные вопросы освещались в статьях Э.Афанасьева, В.Симонова, Д.Нлатонова, А.Соболевской.

Если говорить о полном объеме изучения наследия Иоанна Златоуста, то пожалуй следует выделить ученых богословов, обращавщихся к его творчеству, среди них Г.Флоровский, прот.Иоанн Мейендорф, прот. Александр Мень, архим. Киприан (Керн).

Неоспоримую ценность представляют труды Златоуста с литературоведческой точки зрения. Отечественные литературоведы занимались исследованием богатейшего наследия проповедника, анализировали стиль, языковые особенности и обороты, выражения, заимствованные из школы риторов, последователем которой был св. Иоанн. Среди многих других ученых следует назвать имена Д.В.Рождественского, В.Горского, И.Благоразумова, С.И.Радцига, И.К.Белодеда, К.Е.Скурата.

По единодушному заключению языковедов, сила речи Златоуста проявлялась не только в содержании, но и в языке, который отличался необычайной оригинальностью, свойственной ему одному. Многие проповеди содержат такие филологические приемы, какие не применяли другие св. отцы и учители церкви. Гармоничный язык святителя и до настоящего времени считается образцом красноречия.Яо словам Д.В.Рождественского:

«Плавная и ясная выразительная речь Златоуста, больше всего похожа на язык Лукиана, который можно определить словами Гомера: «Речи из уст его вещих сладчайшие меда лились» [198, 683].

Основополагающие идеи, изложенные в трудах святителя, были исследованы как явление в общественной мысли. Представители такого подхода анализируют мировоззрение проповедника, его политические и философско-этические взгляды. Среди дореволюционных исследователей следует назвать П.Дударова, Д.Азаревич, И.Малыпевского, И.В.Попова, И.Николина, Э.Пюша, В.Д.Кудрявцева-Платонова.

Философско-этические, религиозные, и педагогические идеи, которыми так богаты произведения Златоуста, нашли свое отражение в практическую значимость в трудах русских ученых-богословов и подвижников: св. Дмитрия Ростовского, св. Кирилла Туровского, св. Феофана Затворника, св. Тихона Задонского, св. Иоанна Кронштадского, Игнатия Брянчанинова, Иоанна Санкт-Пвтербургского и Ладожского, Иоанна Кре-стьянкина, прот. Глеба Каледы, А.Шмемана и др.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

Учитывая необходимость изучения духовного наследия России в контексте диалога культур, и делая акцент на современной духовно-нравственном кризисе общественных отношений, автор предполагал провести анализ философско-этических концепций Иоанна Златоуста. Следует обратить внимание на другую грань таланта проповедника - его педагогические взгляды, основания которых уходят своими корнями в традиции общественного образования. В связи с этим совершенно необходим, на наш взгляд, возврат к духовно-нравственным традициям образования, укладу жизни и формам национального опыта. Автор стремился уяснить ме-

сто и роль Иоанна Златоуста в культурно-историческом пространстве России, ее философской и педагогической мысли.

В связи с этим ставятся следующие задачи:

1. Выяснение места Иоанна Златоуста в истории русской религиозной философско-этической мысли и его влияние на формирование духовных, нравственных ценностей древней Руси, истоков ее миросозерцания.

2. Определение основных истоков мировидения Златоуста и этапы их формирования.

3. Раскрытие сущности понятий «добродетель», «порок», «грех» в системе ценностей Златоуста. Определение влияния нравственных категорий на нормирование чувства самоценности человека по учению мыслителя.

4. Выработка метода классификации добродетелей, представленных в наследии великого проповедника, на основании анализа существующих вариантов систем.

5. Выявление принципов духовно-нравственного становления личности как основы воспитания в рамках педагогических воззрений Иоанна Златоуста.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА

В качестве исходных теоретических предпосылок в диссертационном исследовании использованы работы Апресяна Р. Г., Балицкого В. П., Гусейнова A.A., Дробницкого О.Г., Коваля Т.Б., Мчедлова М.П., Никанд-рова Н.Д, Немировского А., Перевезенцева С., Степанянца М., Трофимчу-ка H.A., Титаренко А.И. В работах названных авторов отражены сущность и значимость нравственного идеала, исторически показана динамика развития морали, а также сделан акцент на понятийном аппарате некоторых

этических категорий, таких как совесть, долг, ответственность, честь, честность, благочестие, свобода.

В своей работе автор опирался на выводы и идеи С.С.Аверинцева, Р.И.Александровой, В.Н.Шердакова, Д.С.Лихачева, П.А.Гагаева, А.А.Гагаева.

Диссертант обращался к историко-философским трудам Н.А.Бердяева, В.В.Зеньковского, В.О.Ключевского, Н.О.Лосского, П.Н.Милюкова, С.Н.Булгакова, И.А.Ильина, А.Ф.Лосева, В.В.Розанова, Вл.Соловьева, П.А.Флоренского, Г.В.Флоровского, С.Л.Франка, С.И.Гессена, раскрывающие взаимозависимость религиозности и нравственности человека.

При анализе религиозно-философского аспекта мировоззрения Иоанна Златоуста автор обращался к трудам историков церкви А.К.Бороздина, Е.И.Смирнова, А.Н.Бахметевой, архиеп. Сергия Спасского, в которых отражен историко-культурный процесс, развивающийся в нескольких направлениях: философском, этическом, эстетическом, теологическом.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА.

Методологическую основу исследования составляет аксиологический подход, позволяющий вести исследование в рамках культурно-исторической парадигмы,способствующей выявлению смыслов и значимости наследия Иоанна Златоуста.

Метод исторической реконструкции, позволяющий проследить развитие этических проблем не в частичном, а в целостном ее рассмотрении с помощью научных теорий в онтологическом и конструктивном аспекте.

Метод сравнительного анализа философско-этических концепций направлен на выяснение сущностного содержания религиозно-

нравственных

воззрений Иоанна Златоуста и структурирования материала исследования.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ДИССЕРТАЦИИ.

Существенным элементом новизны работы является попытка систематизации и классификации добродетелей, в большом спектре представленных в наследии Иоанна Златоуста. Проводилось сопоставление таких этических категорий как «добродетель», «порок», «грех» в том соотношении как они даны в учении святителя.

Впервые рассматриваются в целостном восприятии религиозные, философские, этические воззрения мыслителя и проповедника. Акцентируется внимание на подвижническом образе жизни Иоанна Златоуста , его общественной и церковной деятельности, дается представление о его социальных идеалах, выявленных в процессе анализа творений и предпринимается попытка восстановления утерянных исторических и культурных связей в области философии, этики и педагогики.

Автором предпринята попытка определения места, роли и значимости Иоанна Златоуста в деле формирования русской философской мысли и национального менталитета, в основе которого был заложен принцип «жизни по евангельским законам добродетели», проповедуемый мыслителем.

Существенным элементом, представляющим, на наш взгляд, безусловную важность, является обращение к педагогическим взглядам Иоанна Златоуста, которые раскрывают целостное и творческое мировоззрение святителя, помогающее формулировать концептуальные принципы воспитания на основе святоотеческого наследия. Следует отметить, что педагогические воззрения в данной диссертации представлены лишь фрагмен-

тарно, т.к. автору не представляется возможным подробного раскрытия этой темы, требующей отдельного исследования.

НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Иоанн Златоуст как философ, экзегет, проповедник и педагог оказал величайшее влияние на формирование русской философской мысли и духовно-нравственного мировоззрения раннехристианской Руси.

2. Существенными чертами мировосприятия мыслителя является практическая ориентированность, стремление к поиску прямого исторического смысла Священного Писания, уход от абстрактного теоретизирования ^четкая интенция на нравственные выводы. Для него было свойственно сильно развитое социальное чувство, отсюда неослабеваемый интерес к общественным проблемам и стремления дать им свое осмысление через собственный «государственный идеал», в основу которого он закладыва- ! лись «евангельские заповеди блаженств».

3. Добродетель как высшая этическая ценность, обосновывается в наследии Иоанна Златоуста с точки зрения «вечного» назначения человека. Критерием нравственности в системе ценностей проповедника определена категория достоинства, раскрываемая в трех аспектах: религиозно-духовном, этическом, аскетическом.

4. Понятие «греха» и «порока» в трудах святителя находятся в прямой экзистенциональной зависимости и представляют динамическую направленность личности к определенным ценностным полюсам существования. Порок, по определению мыслителя, предстает как одна из стадий в процессе неправильной личностно-ценностной ориентации.

5. В качестве одного из вариантов духовно-нравственного совершенства Златоуст рассматривает педагогический процесс в его целостности и обращенности к «внутреннему человеку». Отсюда следует трактова-

ние святителем воспитания как методапреодоления порочности и достижения духовно-нравственного совершенства путем «стяжания добродетелей».

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ РАБОТЫ

Проведенное исследование предусматривало целостный подход к проблеме анализа творчества Иоанна Златоуста в философском, этическом и религиозном аспекте.

Теоретические и методологические положения, сформулированные в диссертации, могут быть использованы в разработке проблем философии, этики, религиоведения и педагогики. Кроме того, воззрения, рассмотренные в работе могут играть определенную положительную роль в возвращении из небытия святоотеческого наследия как ценности национальной культуры в рамках духовного возрождения России.

Обращение к педагогическому, наследию мыслителя позволяет говорить о духовно-нравственном аспекте воспитания, основанном на традициях русской педагогики, которая,в свою очередь,всегда опиралась на творения святых отцов.

Положения и выводы диссертационного исследования, на наш взгляд, могут быть полезны при разработке образовательно-воспитательных программ, а также в процессе преподавания курсов педагогики, истории, этики, религиоведения, аксиологии, истории философии и др.

Похожие диссертационные работы по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Этика», Грыжанкова, Марина Юрьевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

На основе проведенного анализа философско-этического аспекта наследия Иоанна Златоуста, следует отметить назревшую необходимость осмысления тех духовных ценностей которые мы имеем в святоотеческом наследии. Пример высокой жизни преподобных отцов, их устные и письменные наставления, в которых выражалась высокая степень духовной образованности, оказывали воспитательное действие на современников. Святые подвижники были не только теоретиками-богословами, но, проникнув в тайны человеческого духа, открыв его свойства, они указали на высшие цели существования, представили целостную картину жизни. На основе этого создавались новые духовно-нравственные начала, воспитывались новые люди.

Неоценимую роль в деле формирования «духовно-нравственного пространства России» сыграли труды великого проповедника нравственности - Иоанна Златоуста. Анализ его религиозно-этических воззрении говорит о разнообразии и в то же время целостности мировоззрения святителя. Надо сказать, что мировидение Златоуста формировалось под влиянием происходящих общественных процессов того времени. Характеризуя IV в., Г.В.Флоровский пишет о начале трудного процесса духовного перерождения античного общества. Этот век был переходной эпохой - в этом его историческое своеобразие. Однако наряду с этим следует отметить и обилие святоотеческих творении, разнообразие их содержания.

Миропонимание Златоуста, сформированное в данный период,отражает его общественно-политические и экономические особенности. Существование как бы двух религий - язычества и христианства (двоеверие) порождало противопоставление принципов, форм, идеалов. Иоанну Златоусту было присуще социальное видение происходящих событий, отсюда активный публицистический характер его проповедей и письменных наV ставлении, философское осмысление социальных проблем, повышенное внимание к общественно-политической проблематике. Социальным идеалом святителя являлось «государство, в основание которого положены евангельские заповеди», аскетизм, основанный на принципах служения и послушания, именно такое концептуальное направление прослеживается в учении Златоуста.

Богословские воззрения святителя носят нравственный характер^основополагающими постулатами его вероучения провозглашаются такие этические категории как достоинство, совесть, свобода воли и самоопределения, добродетель, сострадание и др. Целью всей жизни святителя было исправление нравов каждого и всего общества. Эти же общечеловеческие принципы, которыми руководствовался Златоуст стали традиционными в духовной жизни русского народа и в его национальной культуре. Уже в древней Руси, в ее христианском сознании четко проступает примат морального и социального начала, получивший свое полное формирование в русской философской мысли 19 века.

В творениях мыслителя заложено глубокое христианское осмысление добродетели, наиболее яркое во всей патристике раскрытие нравственной красоты, спасительного смысла, придающего творческий динамизм всему духовному пути каждого человека. На основании проанализированных произведений проповедника, совершенно неоспоримым является то, что сущность христианской этики, ярким представителем которой является Златоуст, заключается не в отдельных нормах, а в целостности нравственного совершенства, т.е. в общей связи и соотношении всех моральных принципов - единстве «стяжания добродетелей».

Доминирующей моральной установкой, имеющей место в большей части трудов святителя, является акцент на безусловную ценность, уникальность и достоинство человека, которое рассматривается как в онтологическом так и в нравственном аспекте. В о многих беседах раскрываются такие важные моменты как нравственное самосознание, значение добродетели в процессе духовного совершенствования.

Безусловность антропоцентрической и сотериологической интенции учения великого проповедника не оставляет сомнении, и на этих же принципах базируется русская философия, выдвигая на первое место в решении вопросов постулат свободы и всеобщей любви, которая должна стать основой всечеловеческого единения.

Многие идеи , над которыми в свое время размышлял Иоанн Златоуст, имеют значение не для одного только века, не для одной какой-либо эпохи, а для всех времен, а совокупность этих идеи может служить сокровищницей и источником действительного просвещения, истинного гноси-са, возвышающего Дух и воспитывающего нравственную личность человека.

Каждая цивилизация обязательно имеет свое лицо, уходя корнями в язык, культуру и нравственные принципы общества. Основанием цивилизации является духовная культура, имеющая в свою очередь, нравственные истоки. Ослабление моральных устоев, потеря духовности, исторической памяти несет в себе деградацию и постепенное вырождение. Поэтому проблемы этического характера требуют пристального внимания философов, культурологов, психологов, социологов и педагогов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Грыжанкова, Марина Юрьевна, 1999 год

БИБЛИОГРАФИЯ

1.Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М.,

1977.С.303.

2.Августин, блаженый. Исповедь. Богословские труды. - №19. -

1978.

3.Александрова Р.И. Перестройка: духовно-нравственный потенциал. Саранск. 1990 .141С.

4.Азаревич Д. Античный мир и христианство. Ярославль. 1880.

5.Азбука православного воспитания. Сборник составлен по творениям святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова. М., 1997. 223 с.

6.Агапит, архимандрит. Жизнь св. Иоанна Златоуста архиепископа константинопольского, его пастырская деятельность. Изд. 2-е, СПб, 874,45 с.

7.Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986.

8.Бердяев H.A. Русская идея. Судьба России. М., 1997, 540 с.

9.Бердяев H.A. О назначении человека. М., 1993.

Ю.Богданова А., Задорожная Ф., Глухов А. Великий проповедник: 1590 лет памяти Иоанна Златоуста // Библиотека.-1997,- №12. - с. 52 - 53.

11.Балицкий В.П. Православная мораль и богатство.// Русский путь в развитии экономики. - М.- 1993. - С 40 - 41.

12..Белодед.П. Святой Иоанн Златоуст. Православная богословская энциклопедия, СПб, 1905. Т.6. С. 910

13.Благоразумов Н., прот. Святоотеческая хрестоматия. Изд.2 - М.,

1851.

14-Борисов Н. Этика и политика. Опыт древней Руси // Коммунист.-1991. -№1. - С. 97-107.

15.Бажанов М., прот. Св. Иоанн Златоуст и его пастырская деятельность в Антиохии. Казань, 1907.

16..Блум Антоний, митр. О созерцании и подвиге // Вестник русского западно-европейского патриаршего экзархата.- №15. - С. 140.

17.Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М.: Сергиев Посад, 1917, 418 с.

18.Бахметева А.Н. Рассказы из русской церковной истории. М., 1904,

455с.

19.Бирюков П., игумен. Нравственное совершенствование христианина по заповедям блаженств. Основы христианской нравственности. 1997, 205 с.

20.Брянчанинов Игнатий, святитель. Слово о смерти. Т.З. М., 1993,

315с.

21 .Брянчанинов Игнатий. Аскетические опыты. СПб, 1905. Репринт. Изд. Московской Патриархии, 1991.

22.Волченко Л.Б. Добро и зло как этические категории . М.: Знание. 1975, 64с.

23.Вельтистов Грех, его происхождение, сущность и следстствия. М., 1885, С. 203.

24.Варнава (Беляев), епископ. Малая аскетика. Н.Новгород. 1997,126

с.

25.Варсонофий (Судаков), епископ саранский и мордовский. Увещание к духовному исправлению. Послания, проповеди, поучения. Саранск.:. Красный Октябрь, 1995, 225 с.

26.Василий Великий. Творения. ч.4. М., 1862, С. 27.

27.Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. М.: Республика. 1994,367 с.

28.Громов М.Н. Козлов И.С. Русская философская мысль 10-17вв. МГУ. 1991,285 с.

29.Гусейнов A.A. Социальная природа нравственности. - Изд. МГУ, 1974. 158 с.

30.Гусейнов A.A. О совести // Человек. - 1995. - №4. - С. 108-111.

31.Гусев.А. Религиозность как основа нравственности. Изд. 2-е испр. и доп., Казань, 1894.

32.Гнедич П.В. Догмат искупления в русской богословской науке последнего пятидесятилетия. Диссерт., л., 1953.

33.Гагаев П.А. История философско-педагогических исканий в России в 18-20 века // Саранские епархиальные ведомости.-1998. -№3 - 4, С. 77-101.

34.Гагаев A.A. Архетип русской духовности // Саранские епархиальные ведомости.-1998.- №3 - 4, С. 54 - 66.

35.Гагаев A.A., Скипетров В.П. Философия А.Л.Чижевского. Саранск, 1999, 285 с.

36.Гагаев A.A. Понятие и модель космопсихологоса в русской и западной науке (философия, языкознание, педагогика). Общество, личность, язык. Мат. Вс. Н.К., Пенза, 1996. М.: ИН. ЯЗ. РАН, ПГПУ им.

B.Г.Белинского, вып.1, 1996.

37.Дударев П. Сборник проповеднических образцов. СПб, М., 1912.

38.Добротолюбие. Т. 1-4 М., 1884.

39.Дюбуа Жан. Педагогика, Брюссель, 1997, 100 с.

40.Дробницкий О.Г. Понятие морали. - М.: Наука, 1974. 338 с.

41.Дорнер И.А. Система христианского нравоучения. - М., 1913.

C.14.

42.Деяния апостолов. Апостол Павел. Послания. М., 1985.

43.Новый Завет (Евангелие) М., 1989. 130 с.

44.Жаков К.Ф. Принципы эволюции в гносеологии, метафизике и морали. СПб. 1907, 92 с.

45.Зарин С. Аскетизм по православному христианскому учению. Изд. СПб. 1907. С. 27.

46.3еньковский В.В. Основы христианской философии. М.: Канон,1996. 559 с.

47.3еньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.: Школа-Пресс, 1996. 271 с.

48.3еньковский В.В. История Русской философии Изд. 2-е Париж. В 2-х томах. 1989.

49.Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустого архиепископа константинопольского Творения в русском переводе. С-Петербургская Духовная Академия В 12 томах. Т.1. 1898-1906 гг.

50.Там же. Т.2. 1898 г.

51 .Там же Т.3. 1899 г.

52.Там же. Т.4. 1898 г.

53.Там же. Т.5. 1899 г.

54.Там же. Т.6. 1900 г.

55.Там же. Т.7. 1901 г.

56.Там же. Т.8. 1902 г.

57.Там же. Т.9. 1903 г.

58.Там же. Т. 10. 1904 г.

59.Там же. Т.П. 1905 г.

60.Там же. Т. 12. 1906 г.

61.Святитель Иоанн Златоуст. Избранные творения. Т.1. Толкование на святого Матфея евангелиста. М.: Посад. 1993-94. 471 с.

62.Святитель Иоанн Златоуст. Беседы на деяния апостольские. Изд. Посад. 1993. 479 с.

63.Святитель Иоанн Златоуст. Беседы на книги Бытия. М.: Посад. 1993 В 2-х томах.

64.Святитель Иоанн Златоуст. Собрание Поучений. М.: Посад. В 2-х томах. 1993.

65.Святитель Иоанн Златоуст. Беседы на Послание к Римлянам. М.: Посад. 1994. 859 с.

66.Иерофей (Влахос), митроп. Православная духовность. Свято-троицкая Сергиева Лавра, 1998. 133 с.

67.Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М., 1993. 448 с.

68.Иоанн (Крестьянкин), архим. Опыт построения исповеди на тему 9-ти заповедей Блаженств. Ред. Воронежской епархии.

69.Иоанн Мейендорф, прот. Введение в святоотеческое богословие. Нью-Йорк,1985. 359 с.

70.Избранное чтение для любителей истинной философии СПб. Кн.1. 1819,315 с.

71.Иоанн Кронштадский. Христианская философия. Изд. отдел московского патриархата, 1992, 212 с.

72.Иоанн Лествичник. Лествица. М.: Лествица, 1997. 671 с.

73 .Иоанн Санкт-Петербургский и Ладожский. Самодержавие духа. Очерки русского самосознания. С-Петербург.1994. 349 с.

74.Ибрагимов Г. Святой Иоанн Златоуст. Духовные бисеры о святых отцах. София. 1942.

75.Иннокентий (Кременский), епископ. Нагорная проповедь Христа Спасителя. Ев. Мф. 7 гл. Астрахань, 1915. С.37-38.

76.Иустин (Попович).архимандрит. Жития святых за месяц январь. Белград, 1972. С. 843.

77.Исаак Сириянин. Творения в русском переводе. М., 1854, С. 258.

78.Иоанн (Экономцев), игумен. Православие. Византия. Россия. М.: Христианская литература, 1992.

79.Каптерев П.Ф. История русской педагогики. СПб, 1915.

80.Каптерев П.Ф. Характер отношения России к православному Востоку в 16- и 17вв. М., 1994.

81.Карташов A.B. Очерки по истории русской церкви I и II. Париж, 1959 569 с.

82.Ключевский В.О. Сочинения Т 1- 8.- М., 1956 - 59 г.

83.Ключевский В.О. Курс русской истории в 8 томах. Т.З.- М., 1957.

84.Круглов А. В. Вселенские учители Св. Иоанн Златоуст. Очерки жизни и деятельности. Изд. В.Спиридонова и Ф.Постникова.-М., 1900. 205 с.

85.Карамзин Н.М. История государства Российского. М.; Книга, Кн. II. Т. 6. 1989.

86.Карсавин JI. П. Философия истории. СПб:АО Комплект, 1993.351

с.

87.Кологривов И. Очерки по истории русской святости. Бельгия, 1991.413 с.

88.Киприан (Керн), архим. Золотой век святоотеческой письменности. М.: Паломник, 1995. 276 с.

89.Карнеги Дейл. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Москва - Баку.

90.Кирилл (Иерусалимский). Оглашение к новопросвященным // Христианское чтение. - №2 - 4. 4.1. - 1848. - С. 269.

91.Коваль Т.В. Православная этика труда // Мир России. - 1994. -Т.З. - №2. - С. 5-96.

92.Кудрявцев-Платонов. М.: Посад, 1898.

93.Лосский Н.О. Бог и мировое зло. - М.: Республика, 1995. 432 с.

94.Лосский В.Н. Очерк мистического богословия восточной церкви. Догматическое богословие. М., 1991. 287 с.

95.Лосский Н.О. История русской философии. М.: Высшая школа 1991. 559 с.

96.Лосев А.Ф. История античной эстетики. М., 1980. Т.6. 615 с.

97.Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1982. 623 с.

98.Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. М.: Детская литература, 1989. 237 с.

99.Лихачев Д.С. История русской литературы 10-17 вв.-М., 1980.374

с.

ЮО.Малыпевский И. Святитель Иоанн Златоуст в звании чтеца, в сане диакона и пресвитера // Труды киевской духовной академии. Киев, 1890.

101.Митрохин И.Н. Философия религии. - М., 1993. 415 с.

102.Мень А. Библия древнерусской литературы/ / Мировая духовная культура. Христианство. Церковь. - 1995. С.254

ЮЗ.Мочалов Е.В. Философский анализ религиозно-этических воззрений Аввакума. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.ф.н. Саранск, 1997. - 23 с.

104.Мчедлов М.П. Социальное учение церкви. Новые аспекты // Свободная мысль.-1998.- №3.- С. 47 - 537.

105.Магдалина (монахиня) Мысли о детях в православной церкви сегодня. Отв. Ред. Н.В.Сахарова. М., 1992. 48 с.

Юб.Мартинсен Христианское учение о нравственности. Т.1. СПб. 1980. С.547.

107.Миллер Т.И. Заповеди Блаженства в истолковании свт. Иоанна Златоуста // Альфа и омега. - М. - 1997. - С. 71 - 72.

108.Макарий Великий, преп. Творения, духовные беседы, послания, слова. М., 1880. С. 250.

109.Марк (Лозинский), игумен. Отечник проповедника. Свято- Троицкая Сергиева Лавра, 1997. 672 с.

1 Ю.Никольский Н.М. История русской церкви. - М., 1983. 363 с. 111 .Никандров Н.Д. Нравственные уроки православия // География в школе. - 1997. - №5. - С. 43 - 50.

112.Немировский А. К историческому содержанию Бытия // Вестник Ёвроп. Ун-та в Москве. - 1997.- №2,- С. 4 - 25.

113.Настольная книга священослужителя. М., 1988. Т.8 С. 95.

114.Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологиш М: Школа-Пресс., 1994. С.

115.Невярович В. Терапия души: Святоотеческая психотерапия. Воронеж. Изд. НПО «МОДЕК» 1997.

Пб.Невзоров Мораль стоицизма и христианское нравоучение. Казань. 1892. С. 52.

117.Ольшевский А.// Богословские чтения. В вере ли вы? (к вопросу о переоценке ценностей у интеллигентных христиан). Изд. 2-е доп., Полтава. - 1990.

118.Орлова О.В. Крестный путь Иоанна Златоуста. М.: Рарог., 1996.

379с.

119.Пюш Эме. Святой Иоанн Златоуст и нравы его времени. Пер с франц. Измайлова A.A.. СПб. 1897.

120.Попов И.В. Святой Иоанн Златоуст и его враги. - Сергиев Посад,

1908.

121.Попов И.В. Учение св. Иоанна Златоуста о воспитании детей // Христианские чтения, 1897, ч. II. - С. 41 - 42.

122.Позов А. Основы древне-церковной антропологии. Сын человеческий, Мадрид, 1965. - С. 15 - 19.

123.Поснов М.Э. История христианской Церкви до разделения Церквей 1054 г. Брюссель, 1964. Репринт. Киев, 1961.

124.Пимен, Патриарх Московский и Всея Руси. Слова, речи, послания, обращения. 1957-1977 гг., М., 1977.

125.Платон (Игумнов), архимандрит. Нравственное богословие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1994. 240 с.

126.Полонский А. Православная церковь в истории России (Синодальный период), М., 1995.107 с.

127.Перевеэенцев С.... Мудрость бо велика есть... русская философия как явление национальной культуры // Бежин луг. - 1995.- №6.- С. 117 - 128.

128.Панченко A.M. Русская культура в конце петровских реформ -Л., 1984.-366 с.

129.Покровский П.Н. Русская история с древнейших времен ( при участии И.М. Никольского). Т.1 - 4. М., б. г., 1910.

130.Православное обозрение II полугодие, июль, М., 1873. С.183.

131.Псалтирь. М., 1996. 242 с.

132.Рогов А. Златоуст 20 века (О митрополите Крутицком и Коломенском Николае // Слово.-1994.- №№1 - 5. - С. 88 - 91.

133.Рождественский Дм. Элемент современности в словах и беседах Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго. Сергиев Посад. 1908.

134.Розанов В.В. Религия,Философия. Культура. М., 1992. - 398 с.

135.Розанов В.В. Соч. в 2-х томах, т.2.- М ., 1990.

136.Радциг С.И. История древне-греческой литературы. М., 1982.

137.Россия перед вторым пришествием. Материалы к очерку русской эсхатологии. Сост. Фомин С. Тифлис., 1995. 480 с.

138..Рождественские чтения. Сборник докладов. М., Отдел религиозного образования и катехизации. 1998. 407 с.

139.Степун Ф.А. Прошлое и будущее славянофильства // Северные записки. - 1913.-№11.- С.123.

НО.Скрипник А.П. Моральное зло. - М.: Политиздат. 1992. - 353 с.

141.Сагомонов Ю.В. Добро и зло .- М.: Политиздат. 1965.- 96 с.

142.Соловьев С.М. История России с Древнейших времен. Кн.7 М.,

1962.

143.Соловьев Вл. Собр. соч. Т.2, М., С. 309.

144.Сарычев В.Д. Святоотеческое учение о богопоэнании // Богословские труды. М., 1964. С. 34-63.

145.Скэнлан Дж. П. Нужна ли России русская философия // Вопросы философии, 1994. - №1. - С.61 - 66.

146.Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. 543 с.

147.Сокровища духовной мудрости. Сборник. Троице-Сергиева Лавра. Т.З. 1979.

148.Служебник. М., 1977. 235 с.

149.Серафим (Роуз), иером. Человек против Бога. М., 1995. 93 с.

150.Степанянц М. Образ женщины в религиозном сознании: прошлое, настоящее, будущее // Феминизм: Восток, Запад, Россия. М.-1993,-С. 66-76.

151.Скурат К.Е. Святитель Иоанн Златоуст - боголюбезнейшей Олимпиаде: (эпистолярное наследие) // Журнал Московский Патриархии. -1997.- №8.- С. 72-79.

152.Скурат К.Е. Заповеди блаженства - лествица духовного совершенствования.// Богословские труды. - №30. - М. - 1990. - 325 с.

153.Смирнов Е.И. История христианской церкви. Свято-Троицкая Сергеева Лавра. 1997.- 456 с.

154.Словарь . Христианство. Под ред. Аверинцева С.С. Т.1 М.: Большая российская энциклопедия, 1993. 861 с.

155.Словарь церковно-славянского языка (полный). Г. Дьяченко, прот. М.: Посад, 1993.

156.Советский энциклопедический словарь М.: Советская энциклопедия. - 1985. 1600 с.

157.Словарь. Христианство. Под ред. Митрохина Л.Н. М.: Республика, 1994. - 559 с.

158.Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов E.H.. Педагогика. Учебное пособие.М.: Школа-Пресс, 1997. - 512 с.

159.Сабиров В.Ш. Русская идея спасения. Жизнь и смерть в русской философии. Изд. С.-Петербургского ун-та, 1995. 151 с.

160.Симеон Новый Богослов. Гимны. М., 1917. - С.

161.Сурова Л.В. Православная школа сегодня. Изд. Владимирской епархии. 1996. - 495 с.

162.Трофимчук H.A.. Нравственная роль религии в гражданском обществе // Религия, национальное согласие и возрождение России. - М.-1993. -С.35 -40.

163.Титаренко А.И. Структуры нравственного сознания. М.: Мысль 1974.-278 с.

164.Трифон, епископ. Святитель Иоанн Златоуст - страдалец и друг страждущих. М.,1914.

165.Трофимов А. Святые жены Руси. М., 1994. - 229 с.

166.Трубецкой E.H. Избранное. М.: Канон, 1997. - 475 с.

167.Тареев М. Евангелие. Собр. соч. Т. , 1908. - С. 23.

168.Устюгов И.В., Чаев И.С. Русская церковь и русское государство в 17 веке. Ред И.В.Устюгова. - М, 1961.

169.Успенский Н.Д. Святой Роман Сладкопевец и его кондаки // Московская Патриархия. - №!. - 1967.

170.Филарет (Дроздов), митроп. Историческое учение об отцах Церкви. СПб, 1859.

171.Флоровский Г.В., прот. Восточные отцы 4 века. Париж,

1931.

172.Флоровский Г.В., прот. Пути русского богословия. Париж, 1937.-600 с.

173.Флоренский П. Столп и утверждение истины. М.: Путь, 1914. -812 с.

174.Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1990. -448 с.

175.Филарет, епископ Черниговский и Нежинский. Историческое учение об отцах Церкви. Т.1. СПб, 1882. - С.2 15.

176.Фиолетов H.H. Очерки христианской апологетики М., 1992 192

с.

177.Феофан Затворник. Наставления в духовной жизни. Изд. Моск. патриархата: Посад, 1994. - 187 с.

178.Феофан затворник. Путь к спасению., М., 18??.

179.Феодорит блаж. Историческое учение об отцах Церкви. СПБ, 1882. - С. 226.

180.Фромм Эрих. Здоровое общество // Психоанализ и культура (Серия «Лики культуры»). М., 1995. - С. 565.

181.Филарет, архиеп. Черниговский. Православное догматическое богословие. 1882, СПб. ч.1. - С. 96..

182.Феодосии, иеромонах. Святитель Иоанн Златоуст, его жизнь и деятельность. Спб, 1897. - С. 5.

183.Федотов Г.П. Судьба и грехи России. - СПБ, 1991. - 350 с.

184.Христианское воспитание детей. Сборник. М., Синодальная типография. Репринт. 1905. - 73 с.

185.Царевский А. Святитель Иоанн Златоуст. Публичное чтение в день 1500-летия памяти святого.

186.Чельцов М., прот. Христианское миросозерцание. М., 1997.- 175

с.

187.Шарипова Л. Культура как возделывание души: (о нравственном воспитании) // Татарстан. - 1996. - №7. - С. 15 - 18.

188.Шестун Е. Православная педагогика. Исторические психолого-педагогические очерки. Самара, 1998. - 575 с.

189.Шостромм Эверетт. Анти-Карнеги или человек-манипулятор. Минск. Моск. изд. группа, 1992.

190.Шредингер Э. Мое мировоззрение // Вопросы философии, 1994.

229с.

191.Шмеман А. прот. Исторический путь православия. Нью-Йорк, 1954. Репринт. М., 1993.

192.Эрн В.Н. Православие // История религии. - М.: центр «Родник», 1991.-225 с.

193.Экземплярский В. Граф Л.Толстой и св. Иоанн Златоуст в их взглядах на жизненное значение заповедей Христовых. Киев, 1911.

194.Юркевич П.Д. Соч. М., 1990. С. 70.

195.Яковенко Б. Очерки русской философии. Берлин: Русское ун-версальное издательство, 1922. 128 с.

196.Thomas Spidik si la spiritnutite de l'Orient Chretien - Orientalia Chistiana Analecta, 206, Roma, 1978. С. 283.

197.Свт. Дмитрий Ростовский. Уроки благочестия. М., 1997, 156 с.

198.Рождественский Д.В. Сатирические элементы в Беседах св. Иоанна Златоуста // Богословский вестник. - 1907. - Ч.З. - С. 683.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.