Духовно-нравственное воспитание человека в трудах святителя Игнатия Брянчанинова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Гатилова, Наталья Николаевна

  • Гатилова, Наталья Николаевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2006, Курск
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 163
Гатилова, Наталья Николаевна. Духовно-нравственное воспитание человека в трудах святителя Игнатия Брянчанинова: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Курск. 2006. 163 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Гатилова, Наталья Николаевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СЛУЖЕНИЕ СВЯТИТЕЛЯ ИГНАТИЯ БРЯНЧАНИНОВА.

1.1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СВЯТИТЕЛЯ ИГНАТИЯ БРЯНЧАНИНОВА.

1.2. УЧИТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР СОЧИНЕНИЙ СВЯТИТЕЛЯ ИГНАТИЯ БРЯНЧАНИНОВА.

ГЛАВА II. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА В БОГОСЛОВСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ СВЯТИТЕЛЯ ИГНАТИЯ БРЯНЧАНИНОВА.

2.1. ДУХОВНОСТЬ КАК СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА.

2.2. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ТРУДАХ СВЯТИТЕЛЯ ИГНАТИЯ БРЯНЧАНИНОВА.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Духовно-нравственное воспитание человека в трудах святителя Игнатия Брянчанинова»

Актуальность и постановка проблемы исследования. Исследования ведущих педагогов и практиков в последнее время обращены к проблеме духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Это обусловлено все возрастающим осознанием негативных последствий неблагоприятного социального фона для воспитания детей, интенсивной перестройкой мира детства под воздействием отрицательных факторов внешней среды, культивированием не лучших стратегий семейного воспитания. Поэтому возникла необходимость восстановления подлинного духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи.

В связи с этим последние полтора десятилетия, стали временем восстановления в нашей стране системы духовно-нравственного воспитания, построенной на традиционных культурных и религиозных ценностях. Это нашло свое выражение в открытии новых православных учебных заведений, во введении курсов традиционной российской православной культуры в образовательную среду, в широком использовании православных духовных ценностей в разных учебных дисциплинах, в подготовке и переподготовке учителей основ православной культуры, функционировании в светских вузах факультетов теологии и религиоведения. Это сделало актуальным и востребованным теоретические поиски в этой сфере. Поэтому в настоящее время активно проводятся исследования, посвященные анализу духовности, нравственности, духовно-нравственного воспитания учеными К.А. Абульхановой-Славской (1), Д.А. Авдеевым (2; 3), A.C. Арсеньевым (10), H.H. Барковой (16), Л.Б. Блиновым (25), Т.П. Грибоедовой (42), М.Я. Дворецкой (46), Н.И. Лифинцевой (134), Б.В. Ни-чипоровым (159), В.В. Прокошевым (179), B.C. Безруковой (17), Е.П. Белозерцевым (21), Н.В. Белых (22), Б.С. Братусем (152), Б.Г.Бобылевым (26), С.Ю. Дивногорцевой (47), О.В.Долженко (48), В.В. Знаковым (63), С.Ф. Ивановой (185), В.И. Ильченко (105,106), И.М. Ильичевой (104), Г.М. Коджаспи-ровой (51), A.A. Корольковым (125), М.Н. Костиковой (126), Т.А. Костюковой

127), В.Н. Катасоновым (117), Л.Ф. Логиновым (138), Б.Т.Лихачевым (135), В.В. Медушевским (145), В.М.Меньшиковым (146; 147), H.A. Нарочницкой (151), Н.Д. Никандровым (153; 154; 155; 156), В.А. Никитиным (157),

A.Г.Пашковым (164), C.B. Перевезенцевым (165), Т.И.Петраковой (167; 168), H.A. Петрук (169), Л.Н.Погодиной (186), И.М. Подушкиной (171; 172), А.И. Половинкиным (174), Л.Н.Селивановой (190), Т.В. Скляровой (192),

B.А. Сластениным (193; 194; 195), В.И. Слободчиковым (196; 197, 198), Е.Т. Смирновой (199), Л.В. Суровой (209; 210), В.Ю. Троицким (214; 215; 216; 217) А.Н. Стрижевым (207), В.М.Филипповым (218), В.Д. Шадриковым (224), Ю.А. Шичалиным (229), А.И. Шпеко (231) и др., и богословами Патриархом Московским и всея Руси Алексием И, митрополитом Калужским и Боровским Климентом, митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Иоанном, митрополитом Смоленским и Калиниградским Кириллом, схимитрополитом Иувенали-ем (Тарасовым), архиепископом Тобольским и Тюменским Димитрием, архиепископом Верейским Евгением, архиепископом Курским и Рыльским Германом, архимандритом Зиновием (Корзинкиным), игуменом Георгием (Шестуном), игуменом Петром (Пиголем), иеромонахом Киприаном (Ященко), священниками Артемием Владимировым, Владимиром Воробьёвым, Алексеем Сысоевым и др. В их трудах обосновываются теоретические подходы к пониманию духовности и нравственности, выявляются социально-педагогические условия их успешной реализации, определяются содержание и технологии духовно-нравственного воспитания.

В свою очередь, эта работа востребовала изучение практического и теоретического опыта духовно-нравственного воспитания, накопленного святыми отцами и учителями Православной Церкви, в том числе и Русской Православной Церкви. За последние годы религиозно-педагогическое наследие святителей Тихона Задонского, Феофана Затворника, Иннокентия Херсонского, святого Иоанна Кронштадтского, архиепископа Иоанна Сан-Францисского (Шаховского), архиепископа Василия (Кривошеина) и других деятелей православной педагогики стало предметом всестороннего изучения в трудах Г.Н. Аловой (7), свящ. Валентина Асмуса (11), М.Б. Багге (15), Н.М. Белых (22), З.В. Видова (31), З.В. Видяковой (32), архимандрита Георгия (Тертышникова) (39), Н.С. Гордиен-ко (41), М.М. Громыко (43), В.Н. Духанина (49), А. В. Зайцевой (58),

A.B. Иванова (64), A.A. Игнатова (102), А.Ф. Киселева (30), Д. Конюхова (124), М.Н. Костиковой (113), В. Котельникова (128), Д.Н. Кравченко (129), В.Н. Кри-волапова (130), схиархимандрита Иоанна (Маслова) (107; 109; 110), Н.В. Мас-лова (144), А.К. Мищенко (149), А.И. Осипова (188), игумена Петра (Пиголя) (166; 219), Т.И. Петраковой (189), А.Ю. Полунова (175), Н.И. Пономаревой (176), Л.В. Попова (177), C.B. Римского (182), Т.Д. Румянцевой (184), Н.П. Рязанцевой (187), Т.В. Скляровой (192), Г.Н. Стариковой (204), А.Н. Стрижева (207), М.С. Стародубцевой (206), В.И. Супруна (208), В.Н. Торопова (213), В.Ф. Федорова (178), А. Худошина (212), Т.Г. Человенко (220), H.J1. Чупахиной (223) и др.

Между тем в педагогической науке до сих пор остаются малоизученными ценные идеи православных мыслителей и опытнейших воспитателей российского народа, внесших значительный вклад в развитие российского общества и образования.

Одним из них был святитель Игнатий Брянчанинов - крупнейший российский богослов, педагог, подвижник благочестия, православный философ, религиозный антрополог, духовный просветитель и наставник, художник слова, общественный деятель XIX века.

Значимость личности святителя Игнатия, его трудов для нашей Родины велика. По словам А.Н. Стрижева, духовное творчество святителя Игнатия имеет общенациональное значение: «Духовные писания выдающегося деятеля Православия, ныне уже канонизированного, имеют общенациональное значение, представляя великий памятник русской культуры в целом и культуры русского языка в том числе» (60,6).

В настоящее время духовное наследие святителя Игнатия получило широкое и плодотворное изучение в трудах Н.В. Алексеевой (5), В. Аринина (9),

B.И. Афанасьева (12; 13), З.И. Афанасьевой (14), Н.К. Беловой (18; 19), Г. Беловолова, A.C. Воскресенского (36), архимандрита Георгия (Тертышникова) (38), Н.С. Гордиенко (41), Ш.А. Гумерова (44), Н. Гусева (45), В.Н. Духанина (49), H.H. Ельчанинова (55), Н. В. Живолуповой, мон. Игнатии (Петровской) (101), митр. Иоанна (Снычева) (111), Ф.Я. Коновалова (123), В. Курнатовской (131), Ю. Лебедева, А. Лисичкиной (133), Г.К. Лукомского (139), A.M. Любому дрова (140; 141), игумена Марка (Лозинского) (142; 143), А. Михайлова (148), Д. Моисеева (150), Л. Паншева (162; 163), К. Рашмановой (181), А.И. Осипова (188), Н. Серовой (191), Л. Соколова (200; 201), Л.Д.Соколовой (202), В.В. Старикова (203), В. Старковой (205), Р. Чемус (221), Г. П. Чиняковой, О. Шафрановой (225; 226) и др.).

Однако недостаточно изученными остаются педагогические идеи и практический опыт святителя Игнатия. Между тем глубокое знание сущности духовной природы, основополагающих принципов, факторов, средств и методов развития и воспитания человека позволили святителю Игнатию достичь значительных результатов в педагогической практике и внести существенный вклад в развитие отечественной педагогики, что имеет важное значение и для современного воспитания.

С учетом этого нами была выбрана тема исследования: «Духовно-нравственное воспитание человека в трудах святителя Игнатия Брянчанинова».

Проблема исследования: каковы основополагающие принципы духовно-нравственного воспитания человека в трудах святителя Игнатия Брянчанинова и педагогические условия их осуществления в практике духовно-нравственного воспитания?

Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования: религиозно-педагогическое наследие святителя Игнатия Брянчанинова.

Предмет исследования: концепция духовно-нравственного воспитания человека в учении святителя Игнатия Брянчанинова и ее реализация в практике воспитания.

В соответствии с проблемой, целью и предметом исследования поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать духовно-нравственную и педагогическую деятельность святителя Игнатия.

2. Изучить характер литературного наследия святителя Игнатия.

3. Раскрыть понятие духовности в антропологическом учении святителя Игнатия.

4. Выявить цель, принципы, содержание, средства и методы духовно-нравственного воспитания человека, разработанные в трудах святителя Игнатия.

Теоретико-методологическую основу исследования составили современные богословские и научные идеи об органическом единстве духовного и материального бытия мира и человека; общенаучные принципы историзма, объективности и системности в исследовании; антропологическая обоснованность духовности и нравственности как основополагающих начал в формировании личности человека; интегральный подход к современному переосмыслению целостной природы человека и его применение в воспитательной деятельности; понимание духовности как приоритетного компонента человеческой цивилизации и ее роли в развитии образования и воспитания.

Методы исследования: религиозно-философский, логико-теоретический и теоретико-исторический анализ богословского, педагогического наследия святителя Игнатия Брянчанинова, ретроспективный и перспективный анализ историко-педагогических и теоретико-педагогических источников, систематизация и классификация.

Источниковедческая база исследования: религиозно-педагогические сочинения святителя Игнатия Брянчанинова; Священное Писание и Священное Предание Православной Церкви; богословско-философские и богословско-исторические труды, письма, дневники учеников и исследователей творчества святителя Игнатия Брянчанинова: архимандрита Пимена (Мясникова), архимандрита Игнатия (Малышева), архимандрита Иустина (Татаринова), игумена

Дамаскина (Кононова), игумена Марка Лозинского и др.; творения св. отцов и учителей церкви, труды исследователей их творчества - отечественных и зарубежных богословов; сочинения философов, психологов, педагогов по проблемам духовно-нравственного воспитания; документальные и литературные материалы; издания периодической печати.

Положения, выносимые на защиту:

• Святитель Игнатий Брянчанинов - крупнейший российский богослов, педагог и общественный деятель XIX века. Осуществляя служение на благо православной церкви и русского народа, святитель Игнатий совершал непрерывный подвиг духовного совершенствования души, в основу которого полагал осмысление и тщательное исполнение Евангельских заповедей, наставлений святых отцов, что способствовало накоплению бесценного педагогического опыта, реализованного в его плодотворной воспитательной деятельности. Педагогическая деятельность святителя Игнатия была направлена на духовное развитие и формирование высоких личностных качеств человека, его морали и нравственности. Успешность духовно-педагогической деятельности святителя Игнатия, проявившаяся в достижении высоких результатов его деятельности, объясняется последовательным осуществлением евангельского учения о воспитании, основанного на принципах любви и заботы о воспитанниках. Его педагогическая деятельность осуществлялась во время управления монастырями, в духовно-просветительской деятельности в Кавказской епархии, в организации работы по духовно-нравственному образованию юношества в Кавказской духовной семинарии и духовных училищах, их реформировании и их непосредственном руководстве. Святитель расширил понимание педагогики как процесса цело-жизненного, что в современном образовании отражено в концепции непрерывного образования. Одним из основных принципов педагогической деятельности святителя был его подход к воспитанию каждого человека как уникальной и неповторимой личности.

• Педагогическая деятельность святителя Игнатия отражена в его бого-словско-педагогическом наследии. Труды святителя Игнатия тесно взаимосвязаны с патриотической византийской, древней и средневековой русской учительной литературой. В них восстанавливается традиция духовного учительства и наставничества предшествующих времен. Основным содержанием его трудов является опытно-познанное православно-христианское учение о человеке, его спасении и достижении совершенств. В трудах подробно изложены теория и практика духовно-нравственного воспитания человека, рассмотрены его средства и методы, по-новому системно раскрыты моральные принципы христианской аскезы в педагогической практике воспитания. Выявлено значение аскетического самосовершенствования учителя как важнейшее условие его успешной педагогической деятельности. Труды святителя отвечали педагогическим требованиям его времени и являются актуальными в духовно-нравственном воспитании в настоящее время.

• Сущностной основой бытия человека является его духовность, которая заключается в субъективности человека, причастной к божественной реальности в онтогенезе как подлинный объект духовной рефлексии. Проявляется духовность в личностной причастности к духовной жизни, когнитивной способности постижения духовной феноменологии человека. Она имеет атрибутивный и потенциальный характер и присуща всем без исключения индивидам. Духовность человека является личностной сферой бытия. Духовность имеет мировоззренческое, жизнеориентирующее значение. Она отражает индивидуальную выраженность в ценностной системе мотивов. Путь духовного развития в религиозно-антропологическом наследии святителя Игнатия транслировался в двух формах: догматико-богословской и опытно-аскетической. Высокие моральные принципы и духовно-нравственные качества человека формируются на христианском (религиозном) аксиологическом основании.

• Духовно-нравственное воспитания человека - одна из главных проблем, теоретически и опытно исследованная и решенная святителем Игнатием. Последовательное изучение человека в его соотнесенности с божественной реальностью дает возможность святителю раскрыть и конкретизировать понятие духовности и на этой основе определить цель воспитания, его принципы, содержание, методы и результаты. Цель воспитания заключается в духовно-нравственном совершенствовании человека. Принципы духовно-нравственного воспитания: духовно-антропологический принцип, принцип евангельской обоснованности, приоритет духовного воспитания над обучением, личностный подход, послушание (как принцип ученичества и дисциплины духа), системность (целостность, последовательность), меры и правила. Содержание воспитания - сама религиозная жизнь человека во всех ее компонентах или средствах: евангельские заповеди, таинства, молитва, пост, милосердие, жертвенность, сострадание и т.д. Методы воспитания - исполнение евангельских заповедей, молитв, поста и т.д. Результаты воспитания - морально-этические принципы, нормы и нравственные качества (добродетели): любовь, смирение, кротость, послушание, милосердие и т.д.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

• осуществлена попытка целостного осмысления богословско-педагогического наследия святителя Игнатия Брянчанинова; представлены его концептуальные основания;

• изучена педагогическая деятельность святителя Игнатия и выявлена ее специфика;

• показан учительный характер его религиозно-литературного наследия;

• раскрыто содержание антропологической концепции святителя Игнатия Брянчанинова, рассматривающей человека как целостную сущность;

• выявлены фундаментальные принципы, содержание и методы духовно-нравственного воспитания человека в педагогике святителя Игнатия Брянчанинова;

• проанализировано влияние духовно-педагогической деятельности святителя Игнатия на развитие духовной, общественной и педагогической жизни России XIX века.

Теоретическое значение исследования состоит в том, что:

• определены теоретико-методологические основы изучения богословско-педагогического наследия святителя Игнатия Брянчанинова;

• представлено и проанализировано его педагогическое учение;

• введены в научно-педагогический оборот теоретико-богословские труды святителя Игнатия Брянчанинова, которые могут быть использованы в современной психолого-педагогической науке и, прежде всего, в изучении духовности человека и проблем духовно-нравственного воспитания человека;

• полученные результаты могут стать теоретической основой научных работ, посвященных дальнейшему освоению религиозно-педагогического наследия святителя Игнатия Брянчанинова.

Практическое значение исследования состоит в том, что:

• показаны пути практического решения проблем духовно-нравственного воспитания с позиции православной педагогики, что способствует совершенствованию проектирования содержания, методов и форм организации духовно-нравственного воспитания;

• теоретические обобщения, сделанные в ходе исследования, обогащают курс истории педагогики и образования, ряда дисциплин психолого-педагогического цикла, а также могут быть использованы при разработке спецкурсов и спецсеминаров по психологии и педагогике, ориентированных на сохранение традиций российской педагогической мысли;

• опыт воспитания учителя, наставника, духовника, представленный в трудах святителя Игнатия Брянчанинова, может быть использован в профессиональной подготовке учителя, в целях усиления ее направленности на духовно-нравственное воспитание и самосовершенствование;

• фундаментальные идеи и принципы религиозно-педагогического наследия святителя могут быть использованы в современных дисциплинах при подготовке специалистов религиоведов и теологов.

Организация исследования. Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе (2002-2003 гг.) была проанализирована степень научной разработанности исследуемой проблемы, определены методы, способствующие раскрытию содержания темы, осуществлён поиск источников и материалов.

На втором этапе (2004-2005 гг.) были определены основные параметры исследования; изучались и анализировались литературные источники, полученные при этом данные уточнялись и обобщались.

На третьем этапе (2006 г.) были систематизированы полученные результаты; материалы диссертации корректировались с учётом современных тенденций развития науки; одновременно осуществлялась их апробация и внедрение в образовательную и воспитательную практику.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена методологической обоснованностью исходных позиций исследования; применением системы методов, адекватных его задачам и логике; репрезентативностью и разнообразием источниковедческой базы, разнообразием документальных и литературных данных, убедительно подтверждающих основные теоретические положения и выводы диссертации.

Апробация и внедрение результатов работы осуществлялись посредством:

• выступлений с докладами на научно-практических конференциях;

• проведения занятий в Щигровском центре социальной помощи семьи и детям и в работе по реабилитации несовершеннолетних;

• проведения научно-практического семинара для учителей православной культуры г. Щигры и Щигровского района;

• подготовки учителей православной культуры Курской области;

• чтения лекций по учебным дисциплинам «История христианской письменности и патристики», «Христианская теология» и др. на факультете теологии и религиоведения Курского государственного университета.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения, списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Гатилова, Наталья Николаевна

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ

Проанализировав антрополого-педагогическое учение святителя Игнатия Брянчанинова, мы сможем утверждать, что он определяет важнейшие характеристики человека и решает актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания.

1. Учение святителя открывает новые фундаментальные принципы в осмыслении религиозной антропологии, меняет существующий до него богословский подход к человеку как творению, т.е. существу «вторичному» в целостном бытии мира и при неоспоримых приоритетах божественной реальности поставляет человека в центре тварного бытия, которого (человека) надмирный Бог любит, которому служит вся сотворенная Богом вселенная, которого Сам Сын Божий пришел в этот мир спасти. В силу этого меняется аксиологическая значимость самого человека во вселенной и его ответственность за нравственное и духовное развитие и бытие. Понятие о человеке у святителя непротиворечиво раскрыто в двух аспектах: теоцентричном и антропоцентричном, и в этой непротиворечивости заключена новация святителя. Человек, как главное действующее лицо мировой эсхатологии, своим падшим или восстановленным состоянием несет личностную ответственность за судьбы мира. Поэтому меняются антропологические приоритеты и подходы в их решении.

2. Антропология святителя раскрывает триединую природу человека, неслитно объединившую дух, душу и тело. От «образа» к «подобию» человека возводят божественные энергии - благодать Духа Святого с непременным си-нергийным ответом человека в его катарсисе и агапии. Очищение, освящение требует от всех сил человека (словесной, желательной, волевой) цело-жизненного подвига совершенствования. Духовность для человека как причастность, как развитие и как бытие в Боге возводится святителем в сверхнормативную задачу и сущность его бытия.

3. Апостасия (отпадение) приводит человека к утрате целостности его бытия в Боге и мироздании, а с ней утрачивается духовность как венец природной иерархии человека. Для того чтобы восстановить полноту достоинств и совершенств человека, необходимо его новое творческое божественное воссоздание. В Иисусе Христе человечности возвращается полнота богозданности и святости, а также возможность обретения его духовности. Для осуществления этой цели от человека требуется цело-жизненное воспитательное усилие.

4. Духовно-нравственное воспитание человека, которое рассматривается святителем в контексте понимания его природы, по утверждению святителя Игнатия, является существенной необходимостью для человека. Оно направлено на выявление и развитие высшего достоинства человека - его духовной природы. Святитель принципиально по-новому сформулировал святоотеческую систему воспитания совершенных качеств человека, выдвигая на первый план нравственного развития духовно-религиозный нравственный императив, влекущий человека к свободе от греха, к свободе от самозамкнутости, к свободной самореализации в Божественном Духе.

5. Целью духовно-нравственного воспитания является духовно-нравственное совершенствование человека, направленное на формирование и развитие религиозно-мотивированных добродетелей, а значит, высших духовно-нравственных качеств человека: любви, смирения, кротости и т.д. Цель обусловливает принципы, содержание и методы духовно-нравственного воспитания. Главными принципами духовно-нравственного воспитания святитель Игнатий признает духовно-антропологический, принцип евангельской обоснованности, приоритет духовного воспитания над обучением, личностный подход, послушание (как принцип ученичества и дисциплины духа), системность (целостность, последовательность), меры и правила. Содержание духовно-нравственного воспитания составляет осуществление теозиса данного в религиозной жизни человека, что возможно только в живой деятельной вере. Поэтому содержание духовно-нравственного воспитания составляет вера, а его средства - таинства Православной церкви, Евангелие, Евангельские Заповеди, молитва, сочинения святых отцов. Содержанию соответствуют методы духовно-нравственного воспитания: участие в таинствах Православной Церкви, чтение Евангелия, исполнение Евангельских Заповедей, занятия молитвой, чтение трудов святых отцов. Организация воспитания подчиняется требованиям последовательности, непрерывности, постепенности.

Определяющее значение для успешного воспитания имеет личность педагога - воспитателя: воспитательная деятельность для него должна быть высшим служением.

6. Святитель Игнатий разработал систему духовно-нравственного воспитания как целостный и последовательный процесс, призванный обеспечить развитие главных потребностей и способностей духовной природы человека.

7. Истинность антрополого-педагогического учения Игнатия Брянчанино-ва, подтвержденная его огромным и успешным педагогическим опытом, является доказательством необходимости его использования в наши дни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив жизнь и богословско-педагогические труды святителя Игнатия Брянчанинова, мы пришли к следующим выводам.

- Святитель Игнатий Брянчанинов - крупнейший русский богослов, общественный деятель XIX века, педагог, органично сочетавший в своей жизни религиозно-подвижническое, богословско-научное, общественное и педагогическое служение. Жизнь святителя Игнатия - это живое свидетельство реальности «духовного созидания души», возможности достижения человеком личностных совершенств на пути деятельного богопознания и высокой нравственности. Осуществив в личной жизни исполнение евангельских заповедей, идеалов и учения святых отцов, он достиг высоких духовно-нравственных совершенств и тем самым доказал существенную необходимость духовного формирования и развития человека в православной церковной традиции.

- Духовно-педагогическая деятельность, которую осуществлял святитель в течение своей жизни, свидетельствует о нем как об опытнейшем педагоге. Педагогическое служение святитель рассматривал как величайшее дело своей жизни. Высокий уровень духовности святителя, глубокое знание природы человека и сущности его воспитания позволили, с одной стороны, реформировать ряд духовных и светских учебных заведений, воспитать истинных подвижников православного монашества, а с другой - воспитать многих светских людей: государственных деятелей, деятелей культуры, простых людей, что позволило осуществлять полезное душепопечение о русском обществе и тем самым сохранять традиции отечественной культуры.

- Педагогическая деятельность святителя Игнатия отражена в его бого-словско-педагогическом наследии. Основным содержанием трудов святителя является опытно-познанное православно-христианское учение о человеке, его спасении и достижении им личностных совершенств, духовно-антропологическое учение и теория духовно-нравственного воспитания человека. Труды святителя Игнатия тесно взаимосвязаны с патристической византийской, древней и средневековой русской учительной литературой, пэтому духовная педагогика святителя Игнатия - это педагогика практическая, где все должно быть осмыслено, пережито, духовно исследовано, преображено и поставлено на службу жизни и вечности. Она объясняет, как правильно развивать и совершенствовать человека в течение его земной жизни, чтобы за чертой физического существования он достиг идеального состояния и был готов к вечной жизни в Боге как источнике всякого блага. Тем самым, его педагогика несет в себе эсхатологическую перспективу. Поэтому его труды способны удовлетворять запросам любого человека, ищущего духовного роста и совершенства, и поэтому они актуальны и востребованы и в настоящее время.

- Учение святителя содержит богатейшее религиозно-антропологическое знание о человеке, его взаимоотношении с окружающим его миром, другими людьми и Богом. В этом учении представлено определение сущности человеческой природы, которая раскрывается в феноменах духовного опыта и его постижения. Концепция святителя по-новому раскрывает содержание религиозных морально-этических добродетелей и категорий, изложенных в христианском учении, и их формирование. Эта система носит фундаментальный характер базовых религиозно-антропологических ценностей, на которых формируется строй духовных установок, имеющих ключевое значение в экзистенции человека. Потенциально и актуально представлен религиозный опыт как взаимодействие личного фидеизма (как верифицируемый когнитивный компонент личностного опыта) и аскетического праксиса, который раскрыт в герменевтике религиозного опыта. Достижению духовной нравственности как смысла цело-жизненного бытия подчиняется индивидуальный путь развития человека.

- Духовно-нравственное начало в человеке нуждается в постоянном развитии, что осуществляется в процессе воспитания. Поэтому целью духовно-нравственного воспитания является духовно-нравственное совершенствование человека, направленное на формирование и развитие религиозно-мотивированных добродетелей, а значит, высших духовно-нравственных качеств человека: любви, смирения, кротости и т.д.

- Цель обусловливает принципы, содержание и методы духовно-нравственного воспитания.

Главными принципами святитель Игнатий признает: духовно-антропологический, принцип евангельской обоснованности, приоритет духовного воспитания над обучением, личностный подход, послушание (как принцип ученичества и дисциплины духа), системность (целостность, последовательность), меры и правила. Эти принципы тесно взаимосвязаны между собой, так как обусловлены природой человека и полностью соответствуют ее потребностям. Цель обусловливает содержание духовно-нравственного воспитания, которое должно соответствовать сущностным потребностям души человека, каковым является живая христианская религиозная жизнь. Ее компоненты, средства: таинства Православной Церкви, Евангелие, евангельские заповеди, молитва, сочинения святых отцов. Содержанию соответствуют методы: участие в таинствах Православной Церкви, чтение Евангелия, исполнение евангельских заповедей, занятия молитвой, чтение трудов святых отцов и т.д. Организация духовно-нравственного воспитания направлена на его оптимальное построение. Его важнейшие требования: непрерывность, последовательность, постепенность.

- Определяющую роль в организации правильного духовно-нравственного воспитания имеет личность педагога-воспитателя. Уровень педагогического опыта учителя обеспечивает результативность воспитательного процесса. Учительство святитель возводит в высокий ранг великого служения, доказывая, что только педагог, сам в своей личности воплотивший исполнение христианских идеалов, может правильно воспитывать других людей.

- Результаты духовно-нравственного воспитания выражаются в системе духовно-нравственных добродетелей, каковыми являются внутренне присущие каждому человеку, вступившему на путь духовного развития, добродетели или качества: любовь, смирение, кротость, послушание, терпение, милосердие и т.д. Процесс духовно-нравственного воспитания имеет ценностно-ориентированный характер осуществления и определяется аксиологической вовлеченностью человека в реализацию высоких религиозно-ориентированных морально-этических перспектив развития личности человека.

Таким образом, святитель Игнатий разработал систему духовно-нравственного воспитания как жизненный процесс, направленный на развитие духовных и нравственных сущностных потенций человека. Это позволило святителю достичь значительных результатов в воспитании многих людей — как монахов, так и мирян. А в связи с тем, что сущностные основания духовно-нравственного воспитания едины в любое историческое время, педагогическое наследие Игнатия Брянчанинова, его идеи и установки, подтвержденные его опытом, могут с успехом использоваться и в наши дни.

Перспективы нашего исследования мы видим в дальнейшем изучении концептуальных основ богословско-педагогического наследия святителя Игнатия; в исследовании иерархии духовно-нравственных ценностей как содержательной основы воспитательного процесса и в разработке путей реализации его педагогических принципов в современном образовании и воспитании.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Гатилова, Наталья Николаевна, 2006 год

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. -299 с.

2. Авдеев Д.А. Беседы с православным психиатром. Вопросы и ответы. Святые Отцы о болезнях и здоровье. М.: Русский Хронограф, 1998. -95 с.

3. Авдеев Д.А. Из дневника православного психиатра. М.: Русский Хронограф, 1999.-236 с.

4. Актуальные понятия современной педагогики: «Круглый стол» // Педагогика. 2002. - № 3. - С. 44-60.

5. Алексеева И. В поисках духовной опоры: О сохранении памяти святителя Игнатия в Вологде // Крас. Север. 1996. - 18 мая.

6. Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Церковь и духовное возрождение России: Слова, речи, послания, обращения 1990-1998 гг. / Под ред. еп. Бронницкого Тихона. М., 1999. - 912 с.

7. Алова Г.Н. Православная педагогика в средневековой Руси: Уроки для современности // Магистр. 1997. - № 4. - С.37-46.

8. Андреев О. А. Духовное возрождение личности через анализ мировых религий. Ростов н/Д., 2003. - 320 с.

9. Аринин В. Подвижник // Русский Север. -1991.-7, 16 февраля.

10. Ю.Арсеньев А. С. Философские основания понимания личности: Циклпопулярных лекций-очерков с приложениями: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001. - 592 с.

11. И.Асмус В., прот. Архиепископ Илларион (Троицкий) и православное богословие // Богословские труды. Вып. 7. М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского богословского ин-та, 2001. - С. 56-81.

12. Афанасьев В. Златокрылый Феникс: Монашеский подвиг святителя Игнатия (Брянчанинова). Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2000. -224 с.

13. И.Афанасьев В., Воропаев В. Святитель Игнатий Брянчанинов и его творения // Лит. учеба. 1991. - № 4. - С. 109-118.

14. М.Афанасьева 3. «Со всею прямотою и любовью.» // Сел. правда. Гря-зовец, 1995. - 28 сент., 12 окт.; 21 нояб.

15. Багге М. Б. Школа С.А. Рачинского как педагогическая система: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 1999. - 18 с.

16. Баркова H.H. Понятие «личность» в российской педагогике // Педагогика. 2002. - № 3. - С. 74-77.

17. Белова Н. Автограф Дмитрия Брянчанинова? // Лад. Вологда, 1993. -№4.-С. 30-31.

18. Белова Н. Святитель Игнатий Брянчанинов: Вологодские страницы жизни // Лад. Вологда, 1993. - № 4. - С. 4-11.

19. Беловолов Г. Стихи святителя Игнатия // Держава. М., 2000. - № 1.

20. Белозерцев Е. П. Онтологическая реальность современного педагогического образования // Педагогика. 2003. - № 2. - С. 81-88.

21. Белых Н.М. Особенности обучения и воспитания в церковноприходской школе России второй половины XIX века: Дис. . канд. пед. наук. М., 1998. - 16 с.

22. Беляева В.А. Духовно-нравственное становление и развитие личности учителя в контексте светской и православной педагогической культуры.-Рязань, 1998.- 134 с.

23. Беляева В.А. Подготовка будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию молодежи на основе опыта православной педагогики // Общепедагогические проблемы образовательного процесса в высшей школе. Рязань, 1996. - С. 11-13.

24. Блинов Л.Б., Фишбейн М.Х. Срединность как ценность цель, формирующая духовное в человеке и в человеческом сообществе // Педагогическое образование и наука. - 2005. - №5. - С. 9-14.

25. Бороздин Ю.А. Трудовое воспитание в педагогической системе К.Д. Ушинского: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Курск, 2001. - 20 с.

26. Василий (Кривошеин), архиеп. Преподобный Симеон Новый Богослов. Н.Новгород, 2000. - 448 с.

27. Вейт М.А., Вейт С.М. Современные тенденции развития образования в России // Теория и практика образования: История и современность. Вып. 1.-Липецк, 1997.-С. 3-11.

28. Великие духовные пастыри России / Под ред. А.Ф. Киселева М.: ВЛАДОС, 1999.-496 с.

29. Видов С. В. Философско-педагогические идеи святителя Тихона Задонского в контексте современных проблем духовно-нравственного воспитания: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Рязань, 2006. - 20 с.

30. Видякова З.В. Педагогика и антропология в учении святителя Тихона Задонского. М., 2004. - 48 с.

31. Владимиров А., прот. Душа педагога и педагогическое делание: Матер. докл. седьмых Междунар. Рождеств. чтен. М.: Отдел религиозного образования и катехизации, 1999. - С. 207-217.

32. Владимиров А., прот. О новых подходах к преподаванию духовно-нравственных дисциплин: Матер, докл. восьмых Междунар. Рождеств. чтен. М.: Отдел религиозного образования и катехизации, 2000. -С.189-194.

33. Владимиров А., прот. О рождении и воспитании ребёнка // Свет православия: Христианский собеседник. 1997. - Вып. 26-27. - С. 32.

34. Воробьев В., прот. Современные задачи образования и духовного просвещения // Культура. Образование. Православие. Ярославль, 1996. -С. 3-8.

35. Воскресенский А. Николо-Бабаевский святитель преосвященный епископ Игнатий (Брянчанинов) // Благовест. - Кострома, 1990. - № 7 (семг.). - С. 9.

36. Георгий (Тертышников), арх. Святитель Игнатий (Брянчанинов) воз-родитель духовной жизни в России // Москва. - 1992. - № 9-10. -С.202-206.

37. Георгий (Тертышников), арх. Святитель Феофан Затворник и его учение о спасении. М., 1996. - 569 с.

38. Гончаров И.Ф., Филиппов В.Н. Философия образования в условиях духовного обновления России. Барнаул: БГПУ, 1996. - 376 с.

39. Гордиенко Н. С. Ради умножения богословских авторитетов: (Игнатий Брянчанинов и Феофан Затворник) // Гордиенко Н.С. Новые православные святые. Киев, 1991. - С.211-235.

40. Грибоедова Т.П. Светский и религиозный подходы к понятию духовности // Современные образовательные стратегии и духовное развитие личности. Томск, 1996. - Ч. 1. - С. 37-39.

41. Громыко М.М., Буганов A.B. О воззрениях русского народа. М.: Паломник, 2000.-541 с.

42. Гумеров Ш.А. Игнатий (в миру Брянчанинов Дмитрий Александрович) // Русские писатели. 1800-1917: Биогр. словарь. Т.2. М., 1992. -С. 396-397.

43. Гусев Н., Рогалев А. «.Человек, понимавший дело своей жизни» // Сел. Правда. Грязовец, 1992. - 21, 23, 25, 28, 30 янв.; 1 февр.

44. Дворецкая М. Я. Святоотеческая психология: Программа и конспект лекций. СПб., 2000.- 112 с.

45. Дивногорцева С. Ю. Теоретическая педагогика: Учеб. пособ. для студ. вузов: В 2 ч. Ч. 1. Введение в педагогическую деятельность. Теория и методика воспитания. М., 2004. - 195 с.

46. Долженко О.В. Очерки по философии образования. М: ПРОМО-МЕДИА, 1995.-240 с.

47. Духанин В. Сокровенный дар: Восхождение к Богу по учению святителя Игнатия (Брянчанинова). М., 2004. - 400 с.

48. Духовность // Большой толковый словарь русского языка / Авт.-сост., гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб., 2001. - С. 289.

49. Духовность // Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. 2-е изд., стер. -М., 2005.-С. 40.

50. Духовность // Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М., 2002. - С. 81.

51. Духовность человеческого бытия / Под ред. Ф. В. Цанн-кай-си и др. -Владимир, 1998.-208 с.

52. Евгений, архиепископ Верейский. Религия и наука: Путь к знанию: Матер, докл. восьмых Междунар. Рождеств. чтен. М., 2000. - С. 123— 130.

53. Ельчанинов H.H. Брянчаниновы // Ельчанинов H.H. Материалы для генеалогии ярославского дворянства. Т. 2. Ярославль, 1913. - С. 150— 154.

54. Живолупова Н.В. Антиномия духовного и телесного в художественном сознании русских писателей. Достоевский и И. Брянчанинов. Проблема смерти // Русская философия: новые решения старых проблем.-СПб., 1993. I.

55. Жизнеописание Епископа Игнатия (Брянчанинова). М.: Изд-во им. Свт. Игнатия Ставропольского; Российская Национальная Библиотека. - 2002.

56. Знаков В. В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры // Вопросы психологии. 1995. - № 6. - С. 14-19.

57. Иванов А. В. Наследие святителя Тихона Задонского: Педагогическая система: Монография. Елец, 2002. - 139 с.

58. Игнатий (Брянчанинов), святитель. Аскетическая проповедь. Мн., 2002.-480 с.

59. Игнатий (Брянчанинов), святитель. Аскетические опыты // Игнатий (Брянчанинов), святитель. Полное собрание творений. Т.1 / Сост. и общ. ред. А.Н. Стрижева. М.: Паломник, 2001.

60. Игнатий (Брянчанинов), святитель. Видение Христа // Игнатий (Брянчанинов), святитель. Полное собрание творений. Т.1 / Сост. и общ. ред. А.Н. Стрижева. М.: Паломник, 2001.

61. Игнатий (Брянчанинов), святитель. Зрение греха своего // Игнатий (Брянчанинов), святитель. Собрание сочинений. Т.2. М., 2001.

62. Игнатий (Брянчанинов), святитель. Иосиф //Игнатий (Брянчанинов), святитель. Собрание сочинений. Т.2. М., 2001.

63. Игнатий (Брянчанинов), святитель. Истина и Дух // Игнатий (Брянчанинов), святитель. Полное собрание творений. Т.1 / Сост. и общ. ред. А.Н. Стрижева. М.: Паломник, 2001.

64. Игнатий (Брянчанинов), святитель. О молитве Иисусовой. Беседа старца с учеником // Игнатий (Брянчанинов), святитель. Полное собрание творений. Т.1 / Сост. и общ. ред. А.Н. Стрижева. М.: Паломник, 2001.

65. Игнатий (Брянчанинов), святитель. О молитве // Игнатий (Брянчанинов), святитель. Полное собрание творений. Т.1 / Сост. и общ. ред. А.Н. Стрижева. М.: Паломник, 2001.

66. Игнатий (Брянчанинов), святитель. О монашестве. Разговор между православными христианами // Игнатий (Брянчанинов), святитель. Полное собрание творений. Т.1 / Сост. и общ. ред. А.Н. Стрижева. -М.: Паломник, 2001.

67. Игнатий (Брянчанинов), святитель. О Образе и подобии Божиих в человеке // Игнатий (Брянчанинов), святитель. Собрание сочинений. Т.2. -М., 2001.

68. Игнатий (Брянчанинов), святитель. О покаянии // Игнатий (Брянчанинов), святитель. Полное собрание творений. Т.1 / Сост. и общ. ред. А.Н. Стрижева. М.: Паломник, 2001.

69. Игнатий (Брянчанинов), святитель. О рассеянной и внимательной жизни // Игнатий (Брянчанинов), святитель. Полное собрание творений. Т.1 / Сост. и общ. ред. А.Н. Стрижева. М.: Паломник, 2001.

70. Игнатий (Брянчанинов), святитель. О смирении // Игнатий (Брянчанинов), святитель. Полное собрание творений. Т.1 / Сост. и общ. ред. А.Н. Стрижева. М.: Паломник, 2001.

71. Игнатий (Брянчанинов), святитель. О чистоте // Игнатий (Брянчани-нов), святитель. Полное собрание творений. Т.1 / Сост. и общ. ред. А.Н. Стрижева. М.: Паломник, 2001.

72. Игнатий (Брянчанинов), святитель. О чтении Евангелия // Игнатий (Брянчанинов), святитель. Полное собрание творений. Т.1 / Сост. и общ. ред. А.Н. Стрижева. М.: Паломник, 2001.

73. Игнатий (Брянчанинов), святитель. О чтении святых Отцов // Игнатий (Брянчанинов), святитель. Полное собрание творений. Т.1 / Сост. и общ. ред. А.Н. Стрижева. М.: Паломник, 2001.

74. Игнатий (Брянчанинов), святитель. Отечник. Владимир: Изд-во Владимирской епархии, 2002. - 512 с.

75. Игнатий (Брянчанинов), святитель. Письма о подвижнической жизни (555 писем). 3-е изд. - Мн., 2004. - 608 с.

76. Игнатий (Брянчанинов), святитель. Письма // Игнатий (Брянчанинов), святитель. Собрание сочинений. Т. 7. М., 2003.

77. Игнатий (Брянчанинов), святитель. Пишу к вам прямо из сердца: Сборник писем / Сост. Е. А. Смирновой. М., 2005. - 544 с.

78. Игнатий (Брянчанинов), святитель. Плач мой // Игнатий (Брянчанинов), святитель. Полное собрание творений. Т.1 / Сост. и общ. ред. А.Н. Стрижева. М.: Паломник, 2001.

79. Игнатий (Брянчанинов), святитель. Полное собрание творений. Т.1 / Сост. и общ. ред. А.Н. Стрижева. М.: Паломник, 2001.

80. Игнатий (Брянчанинов), святитель. Послание к братии Сергиевой Пустыни из Бабаевского монастыря // Игнатий (Брянчанинов), святитель. Собрание сочинений. Т.2. М., 2001.

81. Игнатий (Брянчанинов), святитель. Приношение современному монашеству // Игнатий (Брянчанинов), святитель. Полное собрание творений. Т. 5 / Сост. и общ. ред. А.Н. Стрижева. М.: Паломник, 2003.

82. Игнатий (Брянчанинов), святитель. Размышление о вере // Игнатий (Брянчанинов), святитель. Полное собрание творений. Т.1 / Сост. и общ. ред. А.Н. Стрижева. М.: Паломник, 2001.

83. Игнатий (Брянчанинов), святитель. Размышление о смерти // Игнатий (Брянчанинов), святитель. Полное собрание творений. Т.1 / Сост. и общ. ред. А.Н. Стрижева. М.: Паломник, 2001.

84. Игнатий (Брянчанинов), святитель. Размышление // Игнатий (Брянчанинов), святитель. Собрание сочинений. Т.2. М., 2001.

85. Игнатий (Брянчанинов), святитель. Слово о различных состояниях естества человеческого по отношению к добру и злу // Игнатий (Брянчанинов), святитель. Собрание сочинений. Т.2. М., 2001.

86. Игнатий (Брянчанинов), святитель. Слово о спасении и о христианском совершении // Игнатий (Брянчанинов), святитель. Собрание сочинений. Т.2. М., 2001.

87. Игнатий (Брянчанинов), святитель. Слово о страхе Божием и о любви Божией // Игнатий (Брянчанинов), святитель. Собрание сочинений. Т.2.-М., 2001.

88. Игнатий (Брянчанинов), святитель. Слово о человеке // Игнатий (Брянчанинов), святитель. Полное собрание творений. Т.1 / Сост. и общ. ред. А.Н. Стрижева. М.: Паломник, 2001.

89. Брянчанинов Игнатий, святитель. Судьбы Божии // Игнатий (Брянчанинов), святитель. Собрание сочинений. Т.2. М., 2001.

90. Игнатий (Брянчанинов), святитель. Таинственное объяснение 99 псалма // Игнатий (Брянчанинов), святитель. Собрание сочинений. Т.2. -М., 2001.

91. Игнатий (Брянчанинов), святитель. Чин внимания себе для живущего посреди мира // Игнатий (Брянчанинов), святитель. Полное собрание творений. Т.1 / Сост. и общ. ред. А.Н. Стрижева. М.: Паломник, 2001.

92. Игнатий (Брянчанинов). Блажен муж // Игнатий (Брянчанинов), святитель. Собрание сочинений. Т.2. М., 2001.

93. Игнатий Брянчанинов, святитель. Аскетические опыты. В 5 ч. Ди-веево, 2004.

94. Игнатия (Петровская), монахиня. Святитель Игнатий Богоносец Российский // Альфа и Омега: Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России. - М., 2000. - № 3 (25). -С. 279-297; № 4 (26). - С. 225-244.

95. Игнатов A.A. Педагогические воззрения и практика духовного воспитания святителя Феофана Затворника: Дис. . канд. пед. наук. -Курск, 2004.- 144с.

96. Изучение православной культуры в школах Курской области / Отв. ред. и сост. В.М. Меньшиков. Курск, 2004. - 82 с.

97. Ильичёва И.М. Духовность в зеркале философско-психологических учений (от древности до наших дней). М. - Воронеж, 2003. - 208 с.

98. Ильченко В.И. Система идеалов в наследии П.И. Новгородцева и Украина в третьем тысячелетии от Рождества Христова // Вершины творчества: Сб. науч. ст. / Под ред. С.Я. Харченко и О.Ол. Левченко. -Луганск: Изд-во ЛГПУ, 1999. С. 11-16.

99. Ильченко В.И., Проказа А.Т. Духовно-гуманитарный потенциал естественно-научных дисциплин // Педагогика. 2005. - № 3. - С. 117122.

100. Иоанн (Маслов), схиарх. Глинская пустынь: История обители и её духовно-просветительная деятельность в XVI-XX вв. М.: Издательский отдел Московского патриархата, 1994. - 587 с.

101. Иоанн (Маслов), схиарх. Лекции по пастырскому богословию. М., 2001.-406 с.

102. Иоанн (Маслов), схиарх. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. М.: Мир Отечества, 1993. - 523 с.

103. Иоанн (Маслов), схиарх. Симфония: По творениям святителя Тихона Задонского. М.: Самшит, 1996. - 1180 с.

104. Иоанн (Снычев), митр. Санкт-Петербургский и Ладожский. Русь Соборная. СПб., 1995. - 248 с.

105. Иоанн (Шаховской), архиеп. Сан-Францисский. Избранное: Собрание сочинений: В 2 т. Н.Новгород, 2000. - Т.1. - 398 е.; Т.2. - 496 с.

106. История образования и Русская Православная Церковь: Хрестоматия: В 2 ч. / Авт.-сост. М.Н. Костикова. Белгород, 2000. - 164 с.

107. Иувеналий, архиепископ Курский и Рыльский. Проблемы современного православного воспитания: (Доклады, выступления, размышления). Курск, 1999. - 139 с.

108. Каледа Г., прот. Задачи, принципы и формы православного образования в современных условиях // Журнал Московской патриархии. -М., 1994.-№7-8.-С. 29-49.

109. Каледа Г., прот. Очерки духовно-нравственных основ создания и построения семьи в современных условиях. М., 1997. - 149 с.

110. Катасонов В.Н. Боровшийся с бесконечным: Философско-религиозные аспекты генезиса теории множеств Г. Кантора. М., 1999.-207 с.

111. Киприан (Ященко), арх. Православная культура: Экспер. учебн. по-соб. для начальных классов общеобраз. школ, лицеев, гимназий: 1-й год обучения: Кн. 2. М.: Покров, 2004. - 112 с.

112. Кирилл, митр. Смоленский и Калининградский. Проблемы духовного образования в контексте современных вызовов Церкви, России и Миру // Aima mater: Вестник высшей школы. 2006. - № 2. - С. 23-35.

113. Кирилл, митрополит Смоленский и Калининградский. Через религиозное образование к православному образу жизни: Матер, докл. седьмых Междунар. Рождеств. чтен. - М., 1999. - С. 48 - 64.

114. Климент, митр. Калужский и Боровский. Школа должна научить делать добро. М.: Изд-во Московской Патриархии, 2006. - 8 с.

115. Ключ к Отечнику святителя Игнатия Брянчанинова / Сост. митр. Иоанн (Снычев). СПб., 2003. - 656 с.

116. Коновалов Ф. Я., Панов J1. С., Уваров Н. В. Брянчанинов Дмитрий Александрович (в монашестве Игнатий) // Коновалов Ф. Я. и др. Вологда, XII начало XX века: Краевед, словарь. - Архангельск, 1993. -С. 150.

117. Конюхов Д., свящ. Школьное православное образование. М., 1999.- 120 с.

118. Корольков А. А. Русская духовная философия. СПб., 1998. -576 с.

119. Костюкова Т.А. Об актуальности проблемы духовного просвещения в системе светского образования // Современные образовательные стратегии и духовное развитие личности. Томск, 1996. - Ч. 1. -С. 10-12.

120. Котельников В. Православные подвижники и русская литература: На пути к Оптиной. М.: Прогресс-Плеяда, 2002. - 384 с.

121. Кравченко Д.Н. Классические педагогические системы Ж.-Ж. Руссо и И.Ф. Гербарта в аспекте православной педагогики: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Курск, 2004. - 24 с.

122. Курнатовская В. «Он вернулся в родное Покровское»: Воспоминания о святителе Игнатии Брянчанинове. // Сел. Правда. Грязовец, 1993.-29 июля; 26,31 авг.

123. Лебедев Ю. Русская классическая литература XIX века и Православие: В контексте «Писем о подвижнической жизни» святителя Игнатия (Брянчанинова) // Духов, собеседник. Самара, 2000. - № 2.

124. Лисичкина А. Икона Брянчанинова: О передаче иконы «Святитель Игнатий, епископ Кавказский» вологод. церкви Покрова на Торгу // Вологод. новости. 1995. - 28 янв.

125. Лифинцева Н.И. Душа как феномен и предмет воспитания в педагогике К.Д. Ушинского // Реализация идей К.Д. Ушинского в практике современного образования: Матер. VI Всеросс. науч.-практич. конф. -Курск, 2003. С. 55-60.

126. Лихачев А.Е. Воспитание и духовность (заметки православного педагога) // Педагогика. 2003. - № 3. - С. 33-36.

127. Лихачев Б. Т. Философия воспитания: Спец. курс: Учеб. пособ. для студ. вузов. М., 1995. - 282 с.

128. Лукомский Г.К. «Покровское»: Усадьба Брянчаниновых // Луком-ский Г.К. Вологда в ее старине. СПб., 1914. - С. 303-310: ил.

129. Любомудров A.M. Святитель Игнатий (Брянчанинов) в полемике с либеральной интеллигенцией о христианском понимании свободы // Литература и история. СПб., 1997. - № 2.

130. Любомудров A.M. Святитель Игнатий (Брянчанинов) и проблемы творчества // Христианство и русская литература: Сб. 2. СПб., 1996. -С. 24-31.

131. Марк (Лозинский), игумен. Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам святителя Игнатия (Брянчанинова). М., 2003. -336 с.

132. Марк (Лозинский), иеромонах. Симфония: По творениям святителя Игнатия епископа Кавказского и Черноморского: С предметным и именным указателями. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2001. -480 с.

133. Маслов Н.В. Православное воспитание как явление русской педагогической культуры: (на материале трудов схиархимандрита Иоанна (Маслова)): Автореф. дисс. докт. пед. наук. Курск, 2004. - 42 с.

134. Медушевский В.В. Христианизация светского образования // Русская школа. M., 1996. - С. 32-46.

135. Меньшиков В.М. Нужна ли сегодня России реформа образования? / Отв. ред. C.B. Перевезенцев М.: Фонд святого Всехвального апостола Андрея Первозванного, 2006. - 64 с.

136. Михайлов А. Святитель Игнатий Брянчанинов делатель и учитель покаяния // Москва. - 1993. - № 7. - С. 196-200.

137. Моисеев Д. «Выбранные места из переписки с друзьями» Н. В. Гоголя в оценке Святителя Игнатия (Брянчанинова) // Лепта. 1994. -№21.-С. 227-230.

138. Нарочницкая Н. А. Россия и русские в мировой истории. М., 2004. -536 с.

139. Начала христианской психологии: Учеб. пособ. для вузов / Б.С. Братусь, В.Л. Воейков, С.Л. Воробьев и др. М: Наука, 1995. -236 с.

140. Никандров Н. Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика. 1998. - № 4. - С. 3-8.

141. Никандров Н. Д. Нравственные уроки православия // Педагогика. -1997.-№ З.-С. 3-10.

142. Никандров Н. Д. Российская национальная идея и воспитание в духе православия // Духовное наследие Глинской пустыни в современной системе образования. М., 1999. - С. 21-30.

143. Никандров Н.Д. Национальные духовные традиции и будущее русского образования // Педагогика. 1998. - № 2. - С. 3-7.

144. Никитин В.А. Основы православной культуры. М., 2001. - 488 с.

145. Никон (Воробьев), игумен. Письма духовным детям. Сардоникс, 2003.- 150 с.

146. Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию: Размышления священника-психолога. М., 1994. - 192 с.

147. Основы человековедения: Человек как микрокосм: Учеб. пособ. -СПб.: Химиздат, 2001. С. 103.

148. Отец современного иночества: Воспоминания современников о святителе Игнатии Ставропольском. М., 1996.

149. Паншев Jl. Житие Игнатия Брянчанинова // Крас. Север. 1992. -13 мая.

150. Паншев Л. Святитель Игнатий (Брянчанинов) // Губ. новости. -1995.- 12 мая.

151. Пашков А.Г. Мировоззренческие основы педагогики К.Д. Ушин-ского, их современное значение // Человек в педагогической системе К.Д. Ушинского: Матер. Всеросс. науч.-практ. конф. Курск: Изд-во КГУ, 1995.-С. 4-19.

152. Перевезенцев С. Россия. Великая судьба. М., 2005. - 704 с.

153. Петракова Т. И. Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания: Автореф. дис. докт. пед. наук. -М., 1999.-36 с.

154. Петракова Т. И. Ценностный потенциал базового образования в духовно-нравственном воспитании учащихся. М., 1998. - 94 с.

155. Письмо святителя Игнатия князю А.И. Барятинскому, наместнику Кавказскому // Игнатий (Брянчанинова), святитель. Собрание сочинений. Т.2. М., 2001. - С. 521-522.

156. Подушкина И.М. О поисках духовной опоры в развитии российского образования: Тез. докл. и выступл. Всеросс. науч.-практ. конф. -Курск, 1999.-С. 253 с.

157. Подымова Л.С., Ткачева Е.Д. Использование идей К.Д. Ушинского в воспитании творческой индивидуальности // Реализация идей К.Д. Ушинского в практике современного образования: Матер. VI Всеросс. науч-практ. конф. Курск, 2003. - С. 202-204.

158. Половинкин А.И. Пробуждение России: Преодоление барьера неверия и маловерия. Волгоград: Государственное учреждение «Издатель», 2000. - 248 с.

159. Полунов А.Ю. Церковная школа для народа в конце XIX века // Журнал Московской патриархии. 1993. - № 6.

160. Попов Л.А. Воспитательный потенциал религии // Педагогика. -1992.-№7-8.-С. 28-32.

161. Православие: Pro et contra: Осмысление роли Православия в судьбе России со стороны деятелей русской культуры и Церкви / Сост. В.Ф. Федоров. СПб., 2001. - 792 с.

162. Прокошев В.В. Об основании духовного развития и воспитания человека // Современные образовательные стратегии и духовное развитие личности. Томск, 1996.-Ч. 1.-С. 12-14.

163. Пушкарев C.B. Святитель Игнатий (Брянчанинов) как экзегет // Сборник научно-богословских трудов преподавателей Белгородской Православной Духовной семинарии (с миссионерской направленностью). Белгород, 2006. - С. 77-88.

164. Римский C.B. Православная церковь и государство в XIX веке: Донская епархия: от прошлого к настоящему. Ростов н/Д.: Ростовское книжное издательство (Ростиздат), 1998. - 336 с.

165. Розов Н.С. Философия гуманитарного образования. М.: ИЦПКПС, 1993.- 190 с.

166. Румянцева Т.Д. Воспитание как восхождение к свободе в философ-ско-педагогических взглядах христианско-гуманистических мыслителей России конца XIX начала XX вв. // Проблемы культуры, языка, воспитания. Архангельск, 1994.-С. 141-146.

167. Русская православно-ориентированная школа: Традиции, настоящее и будущее / Сост. и науч. ред. С.Ф. Иванова. М., 1999. - 256 с.

168. Русская школа: Духовно-нравственные проблемы воспитания / Сост. Л.Н. Погодина. М., 1996. - 224 с.

169. Рязанцева Н.П. Педагогические основы построения церковноприходской школы в религиозно-педагогическом наследии С.И. Ми-ропольского: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Курск, 2002. - 21 с.

170. Святитель Игнатий об основах духовной жизни // Осипов А.И. Православное понимание смысла жизни. Киев, 2001. - С. 97-126.

171. Святоотеческое наследие в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи: Материалы из опыта работы /Общ. ред. Т.И. Петраковой; Рук. проекта Е.Б. Евладова. М., 2001. - 148 с.

172. Селиванова Л.Н. Педагогические взгляды С.Л. Рубинштейна: Авто-реф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1999. 16 с.

173. Серова Н. Краса русского православного иночества: (К 190-летию со дня рождения святителя Игнатия) // Крас. Север. 1997. - 18 февр.

174. Склярова Т.В. Традиции и современное состояние православного воспитания в России: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1995 -16 с.

175. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб. пособ. для вузов / Под общ. ред. В.Г. Щур. -М., 2000.-416 с.

176. Смирнова Е. Т. Введение в религиозную психологию: Учеб. пособ. -Самара, 2003.- 160 с.

177. Соколов Л. Святитель Игнатий: Его жизнь, личность и морально-аскетические воззрения. М., 2003.

178. Соколова Л.Д. Родословие семьи Брянчаниновых // Городок на Московской дороге: Ист.-краевед. сб. Вологда, 1994. - С. 34-56. -Прим.: С.52-56.

179. Стариков В. В честь святого Игнатия: (Об открытии выставки в филиале Вологод. музея-заповедника) // Вологод. новости. 1994. -11 июня.

180. Старикова Г.Н. О роли церкви в деле народного образования в России // Культура Отечества: Прошлое, настоящее, будущее. Томск, 1994.-Вып. 2.-С. 52-55.

181. Старкова В. Святитель Игнатий Брянчанинов // Источник. Вологда, 1994. - № 3-4 (май-авг.). - С. 93-95.

182. Стародубцева М.С. Теория и практика церковно-приходской школы России во второй половине XIX начале XX века. - Курск, 2004. - 155 с.

183. Стрижев А., Фомин С. Опыты православной педагогики. М.: Литературная учеба. Кн. 5-6. - 1993. - 239 с.

184. Супрун В.И. Православия святые имена. Волгоград: Книга, 1996. -176 с.

185. Сурова Л. В. Методика православной педагогики. Ч. 1. Педагогика. Школа. Человек. Клин, 2000. - 64 с.

186. Сурова Л. В. Православная школа сегодня. Владимир, 1996. -495 с.

187. Тихон Задонский, святитель. Духовный посох: Избранные места из трудов архипастыря / Сост. А. Худошин. М., 2003. - 576 с.

188. Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т.1. Первый век христианства на Руси. М., 1995. - 875 с.

189. Троицкий В. Ю. Духовность слова: Слово в филологическом образовании и воспитании. М., 2001. - 184 с.

190. Троицкий В. Ю. Пути русской школы. М., 1994. - 96 с.

191. Троицкий В.Ю. Национальные духовные традиции и будущее русского образования // Педагогика. 1998. - № 2. - С. 3-7.

192. Троицкий В.Ю. Русская школа и современное состояние образования // Педагогика. 2001. - № 7. - С. 22-26.

193. Филиппов В.М. Гуманистическая роль образования: православие и воспитание // Педагогика. М., 1999. - № 3. - С. 65-68.

194. Церковное Предание и Святоотеческое наследие: XII Международные Рождественские образовательные чтения / Сост., ред. игумен Петр (Пиголь). М., 2004. - 224 с.

195. Чемус Р. Сердечная молитва у Игнатия Брянчанинова // Страницы: Богословие. Культура. Образование: Журнал Библейско-богословского института св. апостола Андрея. 1998. - Т. 3. Вып. 4. -С. 510-518.

196. Чинякова Г.П. Епископ Игнатий Брянчанинов о духовной культуре русских монастырей // Монастыри России. Можайск, 2000. - № 7.

197. Чупахина Н.Л. Взаимосвязь нравственного и эстетического воспитания в церковно-приходской школе России второй половины XIX века: Дис. канд. пед. наук. М., 1999. - 16 с.

198. Шадриков В. Д. Происхождение человечности: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2001. -296 с.

199. Шафранова О. «От горячей любви моей к Отечеству.»: Неизданные письма святителя Игнатия к Н.Н.Муравьеву. // Губ. новости. -1996.- 12янв.-С. 6.

200. Шафранова О. Знаменитый род Святителя: (О предках святителя Игнатия Брянчанинова боярине Михаиле Бренко, дворянских родах Челищевых и Брянчаниновых) // Рус. Север. - 1994. - 26 июля.

201. Шестун Е., прот. Православная педагогика: Учеб. пособ. 2-е изд. -М., 2001.-559 с.

202. Шестун Е., прот. Православная школа. Самара, 2004. - 368 с.

203. Шичалин Ю.А. Пути российского образования и Православие: Сб. ст.-М., 1999.-96 с.

204. Школа православного воспитания: Сб. / Сост. А.Н. Стрижев. М., 1999.-576 с.

205. Школа православной России: Сб. / Сост. А.И. Шпеко. М., 1998. -200 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.