Эстетическое развитие личности как составной компонент целостного учебно-воспитательного процесса школы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Торговкин, Михаил Юрьевич
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 174
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Торговкин, Михаил Юрьевич
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследуемой проблемы
1.1. Аксиологические аспекты проблемы эстетического развития личности в современной отечественной философии и педагогике
1.2. Психологические основы эстетического развития
1.3. Этические аспекты эстетического развития личности
Глава 2. Формы и методы эстетического развития личности в системе воспитательной деятельности школы
2.1. Цель, принципы и ведущие идеи эстетического развития личности
2.2. Формы и методы осуществления программы эстетического развития личности в целостном педагогическом процессе школы
2.3. Критерии (показатели) результативности исследуемого процесса
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Эмоционально-ценностное самоопределение старшеклассников в школе художественно-эстетического направления1998 год, кандидат педагогических наук Кашекова, Ирина Эмильевна
Совершенствование художественного образования младших школьников средствами интегрированного художественно-эстетического курса2003 год, кандидат педагогических наук Шакмаева, Адиля Рафиковна
Педагогическое руководство процессом ознакомления младших школьников с элементами мировой художественной культуры1999 год, кандидат педагогических наук Корепина, Людмила Владимировна
Эстетическое воспитание школьников 1-7 классов общеобразовательной школы средствами декоративно-прикладной композиции2006 год, кандидат педагогических наук Мальцева, Людмила Валентиновна
Чувашское народное декоративно-прикладное искусство в формировании эстетической культуры подростков1997 год, кандидат педагогических наук Никитин, Геннадий Андреевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эстетическое развитие личности как составной компонент целостного учебно-воспитательного процесса школы»
В современных условиях гуманизации и гуманитаризации образовательной деятельности отечественной школы, протекающей слоушо и противоречиво, одним из важнейших направлений данного процесса, несомненно, является эстетическое воспитание и развитие личности.
В работах отечественных философов искусствоведов, специалистов в области эстетического воспитания глубоко раскрыты места и функциональная роль различных видов искусства в развитии современного художественного образования учащихся эстетического развития личности. Так, профессор В. Разумный в своих работах отмечает, что именно в детском возрасте необходимо начинать воспитание правильного и вдумчивого понимания искусства, формирование грамотного ценителя прекрасного. В этом случае может быть достигнуто "богатство чувств, их развитость, утонченность". Автор акцентирует внимание на творчестве человеком "самого себя", подчеркивая тем самым глубинные связи нравственного и эстетического развития личности.
Наряду с этим среди психолого-педагогических исследований выполнен значительный объем работ по проблемам эстетического воспитания школьников. В них рассматриваются теоретико-методологические аспекты данной проблематики. /Столович JT.H. " Эстетическая и художественная ценность: сущность, специфика, соотношение". М. 1994-1995; Сборник статей по теории и практике эстетического воспитания "Эстетическое воспитание: проблемы, поиски, находки " М. 1994./ Как известно, в процессе длительного периода исследования в области педагогики в основном ориентировались на разработку общих вопросов образовательно-воспитательной деятельности, которые имеют в том числе и проблемы эстетического воспитания. Такие работы посвящались вопросам, связанным с конкретными формами и методами организации процесса воспитания / Киященко Н. "От
Образованщины" к образованности". Искусство в школе, 1992 № 1 ; Воронов В.А. "Воспитание красотой" Нач. школа 1992 № 2; Квятковский Е.В. " Искусство в нравственном воспитании школьников" Сб. научн. тр. НИИ худож. воспит. М. 1986. "Искусство - фактор эмоционально-нравственного развития школьников"/. В некоторых исследованиях этого периода уже заметными становились тенденции к личностно-ориентированному подходу в разработке отдельных проблем эстетического воспитания /Кудина Г.Н. " Как развивать художественное воспитание у школьников" М. Знание, 1988; Аминов " Искусство в школе или школа искусств? Приоритет художественного воспитания и личности педагога". Искусство в школе, 1993 № 5/.
Психологи уделяли известное внимание исследованию эмоциональной жизни личности, в частности школьника /Мелик-Пашаев А.А., Якобсон, Додонов Б.Н. "Психологические проблемы эстетического воспитания школьников". Вопросы психологии, 1989 № 1; Беркин Н.В. "Психолого-педагогическая специфика художественного образования школьников". Педагогика, 1995 № 5/ что, несомненно, позволяет более углубленно раскрыть сущностные аспекты эстетического развития личности.
Однако, в целостном ее видении с акцентом на раскрытие личностного потенциала ребенка в процессе воспитания эта проблема не получила основательного развития в психолого-педагогических исследованиях. Как видно из сделанного нами краткого обзора, эстетическое развитие личности и соответствующие специфические педагогические технологии осуществления этого процесса освещены в немногих работах /"Роль искусства в развитии способностей школьников". М. Педагогика, 1985; Клейменова Н.С. "Взаимосвязь художественного слова, музыки и рисования, как средства эстетического и нравственного развития школьников". Нач. школа, 1990 №8/.
В конце 1980-х и первой половины 1990-х годов социальные перемены в стране, демократизация общественной жизни и .деятельности социальных институтов, сферы образования востребовали новые методологические подходы в научных исследованиях и педагогическом творчестве в целом. Смысл этих инноваций определился необходимостью ориентации науки и педагогической практики на углубленное изучение доминантной роли личности, особенностей ее интеллектуального, нравственного, эстетического развития в целостном образовательно-воспитательном процессе. Отсюда и обусловлен выбор темы нашего исследования: "Эстетическое развитие личности как составной компонент целостного учебно-воспитательного процесса школы".
Изложенное выше дает основание считать, что избранный нами предмет изучения нуждается в системной и обоснованной разработке.
Объективная потребность возникает в раскрытии теоретико-методологических аспектов и технологии эстетического развития личности в целостном учебно-воспитательном процессе школы, что и составляет проблему данного исследования. Решение этой проблемы является целыо данной работы.
Объект исследования - воспитательная система школы.
Предмет исследования - процесс эстетического развития личности как сущностный компонент целостной воспитательной системы школы.
Задачи исследования
1. Определить исходные теоретические позиции исследуемого процесса.
2. Раскрыть психологические факторы эстетического развития личности.
3. Выявить особенности и значимость взаимосвязей эстетического и нравственного развития личности в учебно-воспитательном процессе.
4. Обосновать и систематизировать формы и методы эстетического развития личности в системе воспитательной деятельности школы.
5. Экспериментально проверить ведущие идеи и основное содержание программы школы по эстетическому развитию личности.
6. Разработать основные показатели /критерии/ эффективности реализации этой программы школы.
Гипотеза исследования состоит в том, что эффективный результат в эстетическом развитии личности может быть достигнут при следующих условиях: е интеграции эстетического развития личности в качестве компонента в целостную систему воспитательной деятельности школы; в обеспечение функциональной взаимосвязи эстетического воспитания и развития личности с другими сторонами формирования ее интеллектуальных и нравственных качеств, гражданского самосознания; ® преодолении известного противоречия в понимании приоритетности задач школы между преподавателями общеобразовательных дисциплин и педагогами, ведущими предметы эстетического цикла; © создании в школе атмосферы творческого отношения учителей и учащихся к реализации задач эстетического воспитания в целом, когда основой такого отношения и самой деятельности общешкольного коллектива станет система действенных стимулов, отражающих реальные интересы и потребности учащихся в этой области обучения, воспитания и развития. Методологическую основу исследования составляют современные труды философов /эстетиков и этиков/ по вопросам эстетического развития личности, исследования психологов и педагогов, посвященные данной проблеме.
Методы исследования: изучение и систематизация основных источников по проблеме; ©теоретический анализ реального школьного опыта по исследуемой теме, его обобщение и систематизация; конструктивно-генетический метод; ©культурологический подход к проблеме исследования; ©опытно-экспериментальная работа по реализации программы школы, имеющей своей целью эстетическое развитие личности. Эмпирическая база исследования - общеэстетическая гимназия № 26 г. Йошкар-Олы Республики Марий Эл.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит: ©в теоретико-педагогическом обосновании сущностных системообразующих компонентов эстетического развития личности в целостном воспитательном процессе школы;
•раскрытии ведущих идей и принципов педагогической стратегии школы, составляющих ее программу по эстетическому развитию личности; есистематизации и определенной модернизации технологии, форм и методов эстетического развития личности; выявлении критериев эффективности реализации программы эстетического развития личности в массовой практике общеобразовательной школы.
Практическое значение исследования заключается в том, что оно способствует обеспечению руководителей и педагогов общеобразовательных школ программой эстетического развития личности, содействует содержательному дополнению, обновлению и развитию соответствующих разделов курса теории педагогики в педагогических учебных заведениях; углубляет теоретическую и эмпирическую основу подготовки будущих учителей к решению важнейших задач гуманизации школы, связанных с эстетическим развитием личности; материалы исследования могут быть также использованы в системе повышения квалификации учительских кадров.
Достоверность научного исследования обеспечивается обоснованностью исходных методологических позиций, применением охарактеризованных в диссертации методов исследования, соответствующих его методологическим положением, цели и задачам работы.
Основные положения , выносимые на защиту: 1. Эстетическое воспитание и развитие личности в современных условиях гуманизации и гуманитаризации образовательной деятельности отечественной школы являются одним из важнейших направлений данного процесса.
2. Эстетическое развитие личности в общеобразовательной школе в значительной мере обеспечивается предметами эстетического цикла, которые активно способствуют гуманистическому воспитанию личности, поскольку "искусству в высшей степени присущ гуманизм".
3. Эстетическое воспитание, художественные интересы и вкус обладают способностью к развитию, которое возможно наиболее полно осуществить в целостном учебно-воспитательном процессе школы.
Структура диссертации определилась логикой исследования, его целью и поставленными задачами. Она включает введение, две главы, заключение, библиографию и приложения.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Художественно-эстетическое образование будущих учителей начальных классов в контексте народной культуры: На материале Республики Дагестан2000 год, доктор педагогических наук Казилов, Гаджиахмед Насрутдинович
Формирование основ духовности младших школьников средствами эстетических ценностей фольклора2004 год, кандидат педагогических наук Яковлюк, Светлана Михайловна
Адаптирование младшего школьника к окружающему миру средствами искусства и культуры1997 год, кандидат педагогических наук Тараскина, Галина Степановна
Формирование творческой личности в интегрированной художественной деятельности учащихся2006 год, доктор педагогических наук Назарова, Светлана Ивановна
Эстетическое воспитание подростков средствами этнохудожественной культуры карачаевцев2005 год, кандидат педагогических наук Чомаева, Лариса Мурадиновна
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Торговкин, Михаил Юрьевич
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Кардинальные изменения во всех сферах жизни современного общества, техническое перевооружение производства, внедрение принципиально новых технологий поставили общее образование перед необходимостью воспитания личности, способной самостоятельно воспринимать и оценивать новую информацию, принимать решения, генерировать новые идеи. Это обусловливает актуальность проблемы формирования гармонично развитой творческой личности, обладающей таким важным качеством как продуктивное (творческое) мышление.
Необходимость развития такой формы мышления обосновывается в исследованиях философов (B.C. Библер, Э.В. Ильенков, А.И. Субетто), психологов (Т.В. Кудрявцев, М.М. Пейсахов, А.Э. Эсаулов), педагогов (Р.Н. Андрианов, В.Д. Путилин и др.). В ряде работ (Н.А. Бердяев, B.C. Библер и др.) обращается внимание на важность обладания высоким духовно-нравственным потенциалом личности, способной творчески мыслить. Изучение источников, их анализ и обобщение опытно-экспериментальных материалов нашего исследования позволили сформулировать задачу комплексного подхода к формированию ведущих качеств творческой личности школьника в процессе его целостного развития. В арсенале возможностей среднего образования с точки зрения решения этой проблемы всегда были предметы эстетического цикла. Задачей эстетического воспитания традиционно являлось - содействие созданию гармоничной, творчески развитой личности.
В центре системы эстетического воспитания, в том числе воспитания средствами искусства, по мнению А.И. Бурова, находится человек, поскольку "искусству в высшей степени присущ гуманизм. Красота искусства - это необходимое условие воспроизведения диалектики человеческих переживаний от интимнейшего до высокого гражданского пафоса и основа формирования красоты человека, в первую очередь - его духовного облика"1 . В работе З.И. Равкина и В.Г. Пряниковой "Теоретические вопросы исследования приоритетных национальных ценностей образования"2 авторы подчеркивают, что в плане их исследования особое место в качестве одной из его исходных методологических позиций занимает положение о том, что осознание абсолютных ценностей (и приоритетных в значительной мере тоже) объединяет людей, живущих в разных странах и частях света, принадлежащих, порой к различным слоям общества. Эта объединительная, интегратив-ная функция такого рода ценностей придает им общечеловеческое значение, но и не умаляет их национальное своеобразие, а наоборот, требует внимания к его выяснению и раскрытию.
В осуществленном нами исследовании доказывается, что развитие творческих возможностей школьников, художественное образование в процессе обучения, воспитание будущего читателя, зрителя, обладающих необходимой культурой, - одна из главных задач школы и важный фактор эстетического развития юной личности.
В самой общей форме сущность эстетического воспитания состоит в формировании и развитии у ребенка образного, идейно-эмоционального восприятия и отношения к явлениям искусства и действительности, способности к творчеству, художественного вкуса, умений и навыков деятельности и поведения "по законам красоты"3 . Можно полагать, что во всем этом и состоит сущность эстетического развития личности. Внимательно анализируя труды авторов, чьи имена представлены в данной работе, можно определить основную задачу эстетического развития личности средствами искусства, которая заключается в том, чтобы создать в массе определенный тип личности с широкими художественными запросами, высокой куль
1 Буров А.И. Эстетическая сущность. - М., 1956 с.138
2 Равкин З.И. Национальные ценностные приоритеты сферы образования и воспитания. /Под ред. члена-корр. РАО, д.п.н. проф. З.И. Равкина. - М., 1997
3 Лихачев Б.Т. Общие проблемы воспитания школьников. - М., //Просвещение. - 1979 с. 123 турой эстетических потребностей и способностью к активной творческой общественной деятельности, сообразуя ее с законами красоты. Тот, кто^в течение ряда лет руководит приобщением подрастающего человека к искусству, может легко убедиться, что эстетическое восприятие действительности и качества, связанные с ним, не являются только привилегией отдельных, избранных людей, - писателей, поэтов, артистов, музыкантов, а представляют собой естественные особенности интеллигентных людей, в какой бы сфере они не трудились.
В исследовании на основе проведенной опытно- экспериментальной работы утверждается, что необходимо обращать особое внимание на комплексное развитие творческого потенциала ребенка, продуктивное (творческое) мышление. Задача эстетического развития видится нам в содействии созданию гармоничной, творчески развитой личности, в воспитании думающего, творчески переосмысляющего эстетический материал человека. Красота в искусстве, всесторонне исследуемая философами, трактуется ими как важнейший фактор эстетического развития личности. Красота окружающего мира, природы, познания, музыки, живописи, художественного слова подводит к обобщенному человеческому чувству красоты, ведет к созиданию человеческого в человеке. А это одна из актуальных и важных задач эстетического воспитания и развития ребенка. Таким образом, есть основание сделать вывод о том, что для современных отечественных философов категория "Красоты" представляет один из основных в научном и практическом отношении предмет исследования, а результаты осмысления ее сущности создали базу для серьезных поисков в области педагогической аксиологии, содействующих ее становлению как самостоятельной отрасли знаний.
В основу совершенствования процесса воспитания школьников в целом, эстетического развития юной личности средствами искусства в частности, могут быть положены такие принципиальные выводы, получившие отражение в рассмотренных выше работах философов и педагогов: широкое использование разнообразных произведений искусства, как национального, так и мирового, в которых с наибольшей полнотой воплощены отечественные и общечеловеческие ценности; упрочение и развитие в школьниках через культуротворческую линию искусства таких аксиологически приоритетных человеческих качеств, как свобода, достоинство, осмысление красоты, стремление к созиданию культуры; формирование у школьников понимания того, что высшей степенью красоты является красота человека; стимулирование учащихся к созиданию красоты не только как внешнего явления, но и достояния внутреннего духовного мира человека; развитие у них умения воспринимать прекрасное и создавать его, овладевать гуманным стилем жизни.
В нашем исследовании доказывается, что эстетическое восприятие, художественные интересы и вкус обладают способностью к развитию, их воспитание, возможно, осуществить в целенаправленном педагогическом процессе.
Специальные психологические и социологические исследования показывают, что большинство выпускников школы в массе своей либо остаются на дошкольном наивно - реалистическом уровне восприятия искусства, либо воспринимают художественные произведения неэмоционально и стандартно, не выходя на уровень сопереживания автору и осмысления его художественной позиции. Это является прямым следствием действия существующих школьных программ по предметам эстетического цикла. Они недостаточно учитывают различия в отношении учащихся к искусству на разных возрастных этапах, не обеспечивают подлинное и полноценное переживание искусства детьми определенного возраста.
Основываясь на трудах известных психологов, представленных в данной работе, в своем исследовании мы подчеркиваем, что самыми важными, неотложными и трудными задачами школы в области воспитания растущего человека являются формирование его духовного облика, развития у него действенных идеалов и ценностей, творческого отношения к жизни.
В процессе гуманизации школы предметы общеэстетического цикла должны переместиться с далекой периферии школьной жизни в самый ее центр, изменить школьную атмосферу и оказать гуманизирующее влияние на преподавание других циклов предметов. При этом развитие эстетического отношения к окружающему не решит все конкретные задачи воспитания человека, но оно создаст его общую духовно-нравственную основу, т.к. формирует у человека чувство сопричастности с окружающим миром и неутилитарной ценностью жизни.
В исследовании установлено, что наиболее значительный сдвиг во внутреннем мире школьника под влиянием эстетического воспитания произойдет тогда, когда можно будет отчетливо определить, что у него сформировалась внутренняя потребность в значимых впечатлениях эстетического характера.
В психологическом аспекте - это уже в какой-то мере завершение процесса эстетического развития личности. Если впечатления эстетического характера стали стойкой потребностью ученика, поскольку они отвечают его запросам, возникающим при размышлениях о жизни, о себе, о своем будущем, то мы можем утверждать, что в его внутреннем мире эстетическое начало, сфера искусства заняли существенное место. Это приводит к изменению структуры интересов, к изменению мотивации поведения, так как действия и поступки (характер занятий, проведение досуга, общение с окружающими людьми) в известной мере определяются тем, в какой степени это служит удовлетворению эстетических запросов личности. Такой вывод, с которым нельзя не согласиться, сделан П.М. Якобсоном в работе
Психологические предпосылки эстетического воспитания школьника"1 .
Решая задачу эстетического развития личности, нельзя забывать об этических аспектах, без которых полноценное эстетическое развитие невозможно. Этика человека, по нашему мнению, необходимый фундамент, на котором в дальнейшем строится весь процесс эстетического развития ребенка. Это очень важно, поскольку без прочного усвоения учащимися этических норм работа по эстетическому развитию может превратиться в формальность, что, к сожалению, часто и происходит в школах.
Этика не может обойтись без понятий и категорий общей теории ценностей, не может ограничиться лишь социологическим и гносеологическим подходами в философском анализе явлений нравственности. Моральные ценности, их специфика, релятивность моральных ценностей и оценок, их границы, общечеловеческое и национальное в иерархии моральных ценностей, критерии моральной оценки поступков и поведения людей, их мотивов, нравственный идеал общества, взаимоотношение ценности и истинности, ценности и нормы - вот далеко не полный перечень вопросов, которые обсуждались и обсуждаются в отечественной этической литературе в последние годы.
Современная педагогическая практика свидетельствует о том, что элементы социальной коррозии самым негативным образом сказались на духовности нашей молодежи, на ее становлении и развитии. Потребительская психология, жажда легкой наживы, стремление к сомнительным по своей направленности развлечениям, опасный интерес к наркотикам, неприятие положительных идеалов, снижение романтического пафоса для части молодых людей - нередко характеризуют их жизнедеятельность. Назрела необходимость в создании целенаправленной системы духовного воспитания школьников, учащейся молодежи в целом.
Осуществленный нами анализ сущности эстетического развития личности убеждает, что фактически - это уровень отношения человека к явлениям жизни, тот высший уровень, когда общая польза и истина трансформируется в глубоко личное, свободное, бескорыстное эстетическое наслаждение, а ложь - в столь же личное непреоборимое отвращение.
Этот уровень эстетического воспитания достижим практически в любой сфере. И в сфере нравственности - когда дурных поступков избегают не из-за боязни кары, а потому, что они "сами по себе" вызывают решительное неприятие (именно в этом смысле М. Горький и назвал эстетику "этикой будущего"). Достижим он и в труде - когда человек забывает о выгоде, славе и труд сам по себе, своим процессом начинает доставлять высокую радость.
Самая квалифицированная научно-техническая подготовка без соответствующего нравственно-эстетического развития не может не привести к профессиональной узости, прагматизму, нравственному цинизму, идеологической неустойчивости и, даже в своей профессии, к бескрылой ординарности.
Важно осознать, что в школе необходимо воспитывать у учеников интерес и понимание всего богатства духовной культуры народа, всех сложных, присущих искусству аспектов познания жизни, а значит, и средств их выражения.
Необходимо стремиться к тому, чтобы из средней школы выходил гражданин, полностью подготовленный к самостоятельному, квалифицированному и чуткому восприятию всей многогранной культуры народа. И таким должна его сделать именно школа, независимо от того, какую профессию он изберет в дальнейшем - врача, инженера, агронома, токаря, доярки или учителя.
Развитие мышления, в частности мышления ребенка, осуществляется на основе сочетания логико-научного и эмоционально-художественного начал. Это существенное условие для формирования гармонического, творческого отношения к труду, к искусству, к жизни в целом. И именно поэтому нетерпимо нарушение гармонии образования. Развитие логического мышления за счет эмоционального сказывается отрицательно и на мировоззренческом, духовном, нравственном и на профессиональном становлении молодежи.
В соответствии с целью и задачами исследования, в нем выделены следующие условия, обеспечивающие эстетическое развитие личности в целостном учебно-воспитательном процессе школы: эстетическое развитие личности может обеспечить желаемый эффект, если оно будет органически вписано в качестве существенного компонента в целостную систему воспитательной деятельности школы; е если будет обеспечена естественная связь эстетического развития юной личности с другими сторонами ее полноценного формирования, в особенности с умственным и нравственным воспитанием; если будет преодолено известное противоречие в понимании приоритетности задач школы, имеющее место в реальной практике между преподавателями общеобразовательных дисциплин и педагогами, ведущими предметы эстетического цикла; если в школе будет создана атмосфера творческого отношения учителей и учащихся к задачам эстетического воспитания в целом, и основой такого отношения станет система соответствующих стимулов (побудителей) нравственно-педагогического значения.
В исследовании установлено, что имеется ряд принципов, без которых работа школы по эстетическому развитию личности не может достичь желаемого результата:
Первый принцип: эстетическое воспитание надо начинать с первого класса и целенаправленно осуществлять все десять лет школьного детства.
Вероятнее всего, что сразу не обнаружатся результаты усилий. Может показаться, что ошибок больше, чем побед. Но отступать нельзя. Ведь дети поверят и увлекутся, нельзя разрушать их надежд и бросать начатого дела.
Может смениться руководитель, но делу изменить нельзя.
Второй принцип: эстетическое развитие нельзя отрывать от художественного воспитания - только в сумме они дают нужный результат.
Сочетание эстетической направленности деятельности (учимся видеть, воспринимать прекрасное в жизни и искусстве) и художественной (учимся, сами создавать красоту) только и обеспечивают успех.
Основываясь на результатах нашей экспериментальной деятельности, мы полагает, что исследование эстетической воспитанности учащихся на интеллектуальном уровне с внимательным учетом их психолого-возрастных возможностей предполагает: выявление степени приобщения к ценностям эстетической культуры общества, характеризующейся информированностью в области искусства и эстетики, глубиной, всесторонностью и идейной содержательностью эстетических знаний, высоким уровнем художественных и эстетических предпочтений, определяющих эстетический вкус человека.
В процессе исследования мы не раз убеждались, что единство между разумом и чувством, интеллектом и эмоциями достигается лишь в том случае, когда эстетические интересы, вкусы, потребности детей носят действенный характер. Для эстетически развитой личности характерны стремление и умение, вносить красоту в общение с людьми, в общественно полезную, трудовую, учебную, природоохранительную и другие виды деятельности, в свой досуг.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Торговкин, Михаил Юрьевич, 2000 год
1. Абдулян Э.Б. Музыка в начальных классах. - М., 1975.
2. Аболина Т.Г., Миропльская Н.Е. Эстетическое воспитание в школе. Киев, 1996.
3. Аксиологические приоритеты в сфере образования и воспитания (история и современность // Материалы XYIII сессии Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки / Под ред. З.И. Равкина М., 1997.
4. Альтшуллер Г.С. Верткин И.М. Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности. Минск, 1994.
5. Аминов Н. Искусство в школе или школа искусств? // Искусство в школе. 1993. - №5.
6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Советская педагогика. -1965. №1.
7. Анисимов С.Ф. Теория ценностей в отечественной философии XX века // Вестник Московского университета. Философия. 1994. - №4.
8. Апраксина О.А. Музыкальное воспитание в русской общеобразовательной школе. М., 1948.
9. Апраксина О.А. Очерки по истории художественного воспитания. М., 1956.
10. Апраксина О.А. Становление и развитие музыкального воспитания в советской общеобразовательной школе // Автореферат (к.п.н.) М., 1971.
11. Араямов Г.В. Эстетическое воспитание школьников на уроках художественного цикла. М., АПН, 1989.
12. Афанасьев А.В. Прекрасное и безобразное // Педагогика. 1997. - №6.
13. Бакушииский А.В. Исследования и статьи. М., 1981.
14. Балл Г.А. Концепция самоактуализирующейся личности в гуманистической психологии. Киев, 1993.
15. Балясная JI.К. О дальнейшем развитии инициативы и самодеятельности. М., 1960.
16. Беляева В.А., Черных А.П., Певчева Т.В. Духовно-нравственное становление будущего учителя // Педагогика. 1998. - №5.
17. Бархаев Б.П. Применение видеотехнологии в развивающем обучении // Педагогика. 1998. №3.
18. Баркова Н.Н. Нравственный идеал в русской педагогике // Педагогика. 1998. №2.
19. Берне Р.Я. Развитие Я концепции и воспитание. - М., 1986.
20. Берхин Н.Б. Психолого-педагогическая специфика художественного образования школьников // Педагогика. 1995. - №5.
21. Бим-Бад Б.М. Теоретические основы буржуазной педагогики (основные тенденции и направления развития педагогической науки в конце XIX-начале XX века). М., 1980.
22. Благонадежина А.В. Вопросы восприятия театрального спектакля // Вопросы психологии. 1973. - №1.
23. Богоявленская Д.Б. О путях к творчеству. М., 1975.
24. Богуславский М.В. Общечеловеческие и национальные ценностные ориентации отечественной педагогики // Педагогика. 1998. - №7.
25. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
26. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1983.
27. Бодалев А.А., Кондратьева С.В. О комплексном подходе к изучению коммуникативной и предметной деятельности людей // Социально-психологические проблемы в условиях развитого социалистического общества. М., 1977.
28. Бодалев А.А. Школьникам о внутреннем мире человека // Педагогика. 1998. - №2.
29. Боженко Л.Ф. Досуг школьников: Социалистические исследования. М., 1990.
30. Божович Е.Д. Практико-ориентированная диагностика учения: проблемы и перспективы // Педагогика. 1997. - №2.
31. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
32. Божович Л.И., Конникова Т.Е. Возрастной подход в работе пионерской организации. М., 1969.
33. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика. 1997. - №4.
34. Борев Ю. Эстетика. М., 1988.
35. Бурова И.И. Проблемы эстетического развития школьника. М., 1987.
36. Валицкая А. П. Философские основания современной парадигмы образования // Педагогика. 1997. - № 3.
37. Валицкая А.П. Культуротворческая школа: концепция и модель образовательного процесса // Педагогика. 1998. - №4.
38. Вашкявичене С.С., Забулис Г.К. Роль искусства в развитии личности // Педагогика. 1992 - №7, 8.
39. Виноградова Н.Д. Привычка основа нравственного воспитания // Педагогика. - 1997. - № 5.
40. Воронов В.А. Воспитание красотой // Начальная школа. 1992. - №5, 6.
41. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учебное пособие. М., 1997.
42. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967.
43. Выготский Л.С. Проблема периодизации детского развития // Вопросы психологии. 1972. - №2.
44. Газман О.С. Базовая культура и самоопределение личности. М., 1989.
45. Газман О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы // Новые ценности образования. М., 1995.
46. Газман О.С. Ответственность школы за воспитание детей // Педагогика.- 1997. №4.
47. Газман О.С. Социальные аспекты развития // Советская педагогика., -1988. №2.
48. Гершунский Б.С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры. М., 1997.
49. Гирусов Э.В., Никитин Е.Д. Проблема творчества и биосферы // Педагогика. 1998. - № 2.
50. Глазычев В.Л. Постижение действием (теоретические вопросы эстетического воспитания школьников) // Магистр. 1993. - №1.
51. Годфруа Ж. Что такое психология. М.} 1996.
52. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М., 1993.
53. Голованова Н.Ф. Социализация школьников как явление педагогическое // Педагогика. 1998. - №5.
54. Гончаров Н.К. Педагогическая система К.Д. Ушинского. М., 1974.
55. Гончаров И.В. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. М., 1986.
56. Григорьев В.М. Педагогическое руководство игровой деятельностью подростков: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1984.
57. Губарев А.В. Вопросы психологии восприятия изобразительного искусства школьниками. М., 1973.
58. Гуманистические идеи в педагогической теории и практике образования и воспитания / Под ред. И.А. Чурикова, В.Л. Дубининой, В.А. Лоскутова, Л.Ф. Панфиловой. Йошкар-Ола, 1999.
59. Гуревич К.М. Психологическая диагностика. М., 1993.
60. Гуревич К.М. Психологическая диагностика проблемы и исследования. -М., 1981.
61. Гуркова В.В. Душа обязана трудиться: опыт эстетического воспитания школьников // Начальная школа. 1992. - №11, 12.
62. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения М., 1996.
63. Давыдов В.В., Ломпшер И., Маркова A.IC. Формирование учебной деятельности школьников. М., 1982.
64. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1996.
65. Добринская Е. И. Свободное время и развитие личности. Л., 1983.
66. Дондурей Д.В. Особенности восприятия искусства школьниками // Советская педагогика. 1975. - № 8.
67. Дьюи Д. Введение в философию воспитания. М., 1921.
68. Дьюи Дж., Дьюи Э. Школы будущего. Берклин, 1922.
69. Егорова Т.С. О системе эстетического воспитания в начальной школе // Начальная школа. 1995. - №2.
70. Жукова А.С. Оранжевый лев: заметки об эстетическом воспитании в США. М., 1971.
71. Загвязинский В.И. Инновационные проблемы в образовании и педагогическая наука // Инновационный проект в образовании. Тюмень, 1990.
72. Зейгарншс Б.В. Теория личности в зарубежной психологии. М., 1982.
73. Зинченко В.П. Как возникает чувство доверия // Педагогика. 1998. -№6.
74. Зосимовский А.В. Нравственное воспитание и учитель в условиях социальных перемен // Педагогика. 1998. - №7.
75. Зубатюк В.И. Воспитание эстетической восприимчивости у детей // Начальная школа. 1993.- №6.
76. Иванова Л.М. Сердце, ум, характер. М., 1986.
77. Игры и экологическое образование детей. Пущино, 1994.
78. Из истории музыкального воспитания. Хрестоматия / Под ред. О.А. Апраксиной. М., 1991.
79. Из опыта формирования эстетического отношения к искусству в подростковом возрасте // СНТ. М., 1987.
80. Инновационное обучение: стратегии и практика / Под. ред. В.Я. Лияу-дие. М., 1994.
81. Искать сердцем: воспитание экологической культуры / Сост. И.В. Цвет-кова. М., 1997.
82. Ирхин В.Н., В.П. Кащенко: здоровье учителей и учащихся приоритетная ценность // Педагогика. - 1997. - №3.
83. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: книга для учителей. М. 1984.
84. Кабалевский Д.Б. Сила искусства. М., 1984.
85. Каган М. О месте искусства в школе // Искусство в школе. 1992. - №1.
86. Кан-Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. -Грозный, 1976.
87. Квятковский Е.В., Бурова И.И. Проблемы эстетического развития школьников. М., 1987.
88. Квятковский Е.В. Искусство в нравственном воспитании школьников // Советская педагогика. 1989. - №8.
89. Квятковский Е.В. Возвращение к отвергнутому. Педология и современное эстетическое воспитание // Детская литература. 1991. - №7.
90. Квятковский Е.В., Фохт-Бабушкин Ю.И. Исследования художественных интересов школьников. М., 1974.
91. Килпатрик У. Воспитание в условиях меняющейся цивилизации. М., 1930.
92. Киященко Н. От "образованщины" к образованности // Искусство в школе. 1992. - №2.
93. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994.
94. Клейменова Н.С. Взаимосвязь художественного слова, музыки и рисования как средства эстетического и нравственного развития школьников // Начальная школа. 1990. - №8.
95. Ковалев А.Г. Психология личности. М., 1970.
96. Кадол Ф.В. Честь и достоинство: критерии их развития у старшеклассников // Педагогика. 1997. - №6.
97. Коломиец В.П. Становление индивидуальности: Социологический аспект. М., 1993.
98. Колоцца Д.А. Конвенция о правах детей. Положение детей в мире ЮНИСЕФ. Нью-Йорк, 1991.
99. Колесникова И.А. Воспитание человеческих качеств // Педагогика. -1998. №8.
100. Комаровский Б.Б. Педагогика Дьюи. Баку, 1926.
101. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. 1984.
102. Конвенция о правах ребенка // Шкатулла В. Положение учителя и ребенка в современном мире. М., 1992.
103. Королева Т. Что такое справедливое сообщество // Народное образование. 1992. - №11, 12.
104. Коротков В.М. Воспитательные аспекты педагогического процесса. -М., 1978,
105. Коротков В.М. Воспитывающее обучение. М., 1980.
106. Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения. М., 1977.
107. Краевский В.В. Соотношение педагогической науки и педагогической практики. М., 1977.
108. Краевский В.В. Состав, функции и структура научного обоснования обучения. М., 1975.
109. Краисмова Н.Н. Система эстетического воспитания. М., 1983.
110. Кудинов В.А. Большие заботы маленьких граждан. М., 1990.
111. Кудрявцев Т.В. Система проблемного обучения // Проблемное и программированное обучение. М., 1973.
112. Кудина Г.Н. Как развивать художественное восприятие у школьников. -М., 1988.
113. Кузнецова Т.В. Об эстетическом отношении к действительности // Вестник Московского университета. 1994. - №5.
114. Кулалаев К.В. Специфика эстетического воспитания в коммерческом колледже // Педагогика. 1998. - №1.
115. Кулалаев К.В. Проблемы саморазвития личности // Педагогика. 1998. - №8.
116. Кумбс Ф.Х. Кризис образования в современном мире: Систематический анализ. М., 1970.
117. Кушаева М.П. Основы эстетического воспитания: пособие для учителей. М., 1986.
118. Левин В.М. Воспитание творчеством. М., 1977.
119. Левшина И.С. Художественное воспитание сегодня. М., 1981.
120. Лейтес Н.С. К проблеме сензитивных периодов психического развития человека. М., 1978.
121. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
122. Леонтьев А.Н. Философия психологии. М., 1994.
123. Липман М. Обучение с целью ненасилия и развития миролюбия // Вопросы философии. 1995. - №2.
124. Лихачев Б.Т. Введение в историю и теорию воспитательных ценностей: Теоретико-исторический анализ воспитательных ценностей в России XIX и XX веках. Самара, 1997.
125. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: учебное пособие по спецкурсу. М., 1985.
126. Лихачев Б.Т., Бурова И.И. Эстетическое воспитание школьников. М., 1974.
127. Лихачев Б.Т. Сущность, критерии и функции научной педагогики // Педагогика. 1997. - №6.
128. Лихачев Б.Т. Педагогика противления злу насилием // Педагогика. -1998. №4.
129. Лияудие В. Инновационное обучение и наука. М., 1992.
130. Макаренко А.С. // Сочинения. М., 1958. - T.V.
131. Манакова И.Л., Салмина Н.Г. Дети, мир звуков, музыка. Свердловск, 1991.
132. Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. - №6.
133. Мелик-Пашаев А.А. Психологические проблемы эстетического воспитания школьников и художественно-творческого развития школьников // Вопросы психологии. 1989. - №1.
134. Мирецкая Н.В. Сопряжение: комплексная работа по эстетическому воспитанию в школе. М., 1989.
135. Морозова С.Н. Основные направления и приемы развития детского творчества в педагогике Б.Л. Яворского и его учеников / Под ред. О.А. Апраксиной. М., 1990.
136. Мудрик А.В. Педагогика о психологии // Педагогика. - 1998. - №2.
137. Мурашов А.А. Речевой этикет школьного урока // Педагогика. 1998. -№8.
138. Неменская Л.А. Эстетический характер самосознания // Советская педагогика. 1990. - №12.
139. Никандров Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века. М., 1997.
140. Никандров Н.Д. Современная школа западных стран: вопросы дидактики. М., 1978.
141. Никандров Н.Д. Школьное дело: перспектива 2000 года // Советская педагогика. 1991. - №11.
142. Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика. 1998. - №3.
143. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика. 1998. - №4.
144. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. М., 1990.
145. Никитина Б.А. Экологическая культура и ее формирование у современных школьников: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1995.
146. Никитина Л.Е. Социальное воспитание детей фактор стабилизации общества // Педагогика. - 1998. - №7.
147. Никольская А.А. Фундаментальные проблемы психологии: А.С. Выготский и П.П. Блонский // Педагогика. 1997. - №1.
148. Новикова Л.И. Коллектив и личность ребенка: Методологический аспект проблемы // Материалы для международного семинара по проблеме "Роль опыта и деятельности в формировании личности школьника". М., 1972.
149. Новикова Л.И. Теория и практика воспитательных систем. М., 1993.
150. Новые исследования в психологии / Под ред. Давыдова В.В. М., 1980.
151. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л., 1979.
152. Оконь В. Введение в общую дидактику. М., 1990.
153. Орлов А.Б. Перспективы гуманизации обучения // Вопросы психологии обучения. 1988. - №6.
154. Орлов А.С. Социология рекреации. М., 1995.
155. Орлов В.И. Активность и самостоятельность учащихся // Педагогика. -1998. №3.
156. Острогорский В. Письма об эстетическом воспитании. М., 1908.
157. Отдых и развитие детей и подростков сегодня: Методическое пособие. -М., 1995.
158. Осухова Н. Развитие и воспитание личности // Педагогика. 1998. -№3.
159. Педагогика / Под ред. В.А. Сластенина, Н. Ф. Исаевой и др. М., 1998.
160. Перов Ю.В. Эстетическое воспитание в сфере непосредственного общения. Л., 1973.
161. Перова Ю.В. Искусство в сфере общения: эстетическая культура человека. Л., 1980.
162. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х томах. -М., 1981. Т.1.
163. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985.
164. Пилиповский В.Я. Критика современных буржуазных теорий формирования личности. М., 1985.
165. Подымова J1.C. Введение в инновационную педагогику. Курск, 1994.
166. Положение детей в Российской Федерации. Государственный ежегодный доклад. М., 1994.
167. Поляков С.Д. В поисках педагогической инноватики. М., 1993.
168. Помелов В.Б. Подвижники российского просвещения как нравственный образец // Педагогика. 1998. - №2.
169. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М., 1976.
170. Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. М., 1987.
171. Поташник М.М. Право на эксперимент // Народное образование. -1989. №9.
172. Права человека // Сборник международных документов. М., 1986.
173. Праздников Г.А. Психологическая теория коллектива / Под ред. В.А. Петровского. М., 1979.
174. Прасолова E.JI. В союзе с красотой (эстетическое воспитание во внеклассной работе). М., 1987.
175. Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе // СНТ. М., 1991.
176. Ренанский A.J1. Эстетическое воспитание учащихся (Литературно-музыкальная композиция, беседа). Минск, 1978.
177. Рубинштейн М.М. Об эстетическом воспитании детей. М., 1914.
178. Сенько Ю.В. Учебный процесс: сотворчество педагога и учащегося // Педагогика. 1997. - №3.
179. Себар Т.В. Школьникам о мировой художественной культуре // Педагогика. - 1998. - №7.
180. Сиземская И.Н., Новикова Л.И. Проблемы современного воспитания в философском контексте // Педагогика. 1998. - №7.
181. Сокольникова Н.М. Живые ценности отечественной культуры // Педагогика. 1998. - №8.
182. Спиридонов В.Ф. Роль эвристических средств в развитии процесса решения творческой задачи // Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1992.
183. Степашко Л.А. Духовность как доминанта педагогического образования // Педагогика. 1997. - №6.
184. Столетнев B.C. Оперирование пространственными образами при решении творческих задач // Новые исследования в психологии. 1979. - №1.
185. Столович Л.Н. Эстетическая и художественная ценность: сущность, специфика, соотношение. М., 1994-1995.
186. Структура и уровни эстетического сознания у старшеклассников // СНТ. М., 1989.
187. Стюарт Ливайн и Майкл Кром. Лидер в тебе. М., 1995.
188. Субетто А.И. Творчество, жизнь, здоровье, гармония. М., 1992.
189. Субетто А.И. Синтетическая теория и проблема творческого долгожнтельства. Л., 1989.
190. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1974.
191. Тарроу Н. Язык, межкультурализм и права человека // Перспективы. -1993. №4.
192. Теоретические проблемы психологии личности / Отв. ред. Е.В. Шолохова. М., 1974.
193. Теплов Б.М. Избранные психологические труды. М., 1985.
194. Трофимова Н.М. Нравственные ориентиры младшего школьника // Педагогика. 1997. - №6.
195. Филонов Г.Н. Социально-педагогическая теория: сущность и тенденции развития // Педагогика. 1997. - № 6.
196. Филонов Г.Н. Школа творчества и духовности // Педагогика. 1998. -№1.
197. Филонов Г.Н. Воспитательный процесс как открытая система // Педагогика. 1998. - №8.
198. Филонов Г.Н. Педагогика для многих. // Педагогика. 1998. - №3.
199. Фридман JI.M. Опыт оценки воспитанности учащихся // Педагогика. -1997. №4.
200. Харысин В.Н. Педагогическая импровизация: Теория и методика. М., 1992.
201. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. Москва-Рига, 1995.
202. Чучин-Русов А.Е. Образование и культура // Педагогика. 1998. - № 1.
203. Шварцман К.А. Философия и воспитание. М., 1989.
204. Шевеленкова Т.Д. Методологический анализ гуманистического направления в зарубежной психологии: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1989.
205. Шевченко Г.П. Эстетическое воспитание в школе. Клев, 1985.
206. Шестопал Е.Б. Личность и политика: критический очерк современных западных концепций политической социализации. М., 1988.
207. Школьник Г. И. От единого мировоззрения к личностным ценностям // Педагогика. 1994. - №5.
208. Шнекендорф З.К. Воспитание учащихся в духе культуры мира, взаимопонимания, прав человека // Педагогика. 1997. - №2.
209. Шнекендорф 3. К. К идеалам мира через культуру и образование // Педагогика. 1998. - №4.
210. Щебланова Е.И., Аверина И.С. Краткий тест творческого мышления:пособие для школьных психологов. М., 1995.
211. Щербакова В. И это тоже им интересно // Искусство в школе. 1992. -№2.
212. Экология плюс этика // Мир образования. 1996. - №5.
213. Эллис А. Педагогические инновации. М., 1993.
214. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., I960.
215. Эстетическое воспитание: проблемы, поиски, находки / Сборник статей по теории и практике эстетического воспитания. М., 1994.
216. Юсов Б.П. К проблеме взаимосвязи искусств в детском художественном развитии. М., 1975.
217. Якобсон П.М. Психология и художественное восприятие личности. Л., 1971.
218. Яковлева Е.Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся. М., 1997.
219. Янковская В.А. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. -М., 1986.
220. Тематический план уроков этики в начальной школе.
221. Принципы поведения. Понятие принципа. Вежливость как категория этики. Тактичность основа взаимоотношений. Деликатность. Пословицы и поговорки. Русское народное творчество о принципах.
222. Обычаи, традиции, нравы, особенности культуры поведения и общения марийского народа, народов суверенных республик, США, Востока и Западной Европы.
223. Общение. Понятие общения. Выдающиеся люди об общении. Речевой этикет. Жаргон, слова "паразиты", нецензурная брань можно ли это назвать общением. Знакомство, беседы, телефонные разговоры.
224. Здоровый образ жизни. Личная гигиена часть общей культуры человека. Несколько слов о культуре одеваться. Физическое совершенство. О культуре питания.
225. Конспект урока по этике в 1 классе1. Тема: Речевой этикет.1. Урок 1. Приветствие
226. Цель: Гармоничное развитие личности.
227. Задача: 1. Показать многообразие форм приветствия
228. Показать мотив приветствия.
229. Выработать на практике целесообразность навыка приветствия.
230. Игровая ситуация с куклой шутом)
231. Здравствуйте , ребята! Салют! Салам Алейкум! Хау ду ю ду! А знаете , что я вам сказал? (ответы учащихся). Правильно. Приветствия.
232. Важное в приветствии: 1. Интонация.
233. Самое обычное "Здравствуйте" можно сказать таким тоном, что человек, с которым ты здороваешься, обидится. Приветствовать людей нужно тепло и дружелюбно.2. Улыбка.
234. Представь, что приятель здоровается с тобой сквозь зубы, нахмурив брови и поджав губы. Если ты хочешь улучшать, а не портить отношения с людьми, здоровайся с ними приветливо, с улыбкой. 3. Жесты.
235. Приветствие принято сопровождать поклоном, кивком головы, рукопожатием, объятиями, поцелуем руки.
236. Мужчине во время приветствия нужно снять шляпу. Зимнюю шапку, берет, кепку снимать не обязательно!
237. Во время приветствия не следует опускать глаза, нужно встретиться взглядом с тем, кого ты приветствуешь.
238. Во время приветствия неприлично держать руки в карманах.
239. Да и сейчас. Посмотрите вокруг. Как приветствуют друг друга военные? (отдают честь). А мужчины? (рукопожатие). А девочки?
240. Знакомство ребят со стихотворением В. Солоухина, посвященному слову "Здравствуйте!"1. Здравствуй!
241. Поклонившись, мы друг другу сказали,
242. Хотя были совсем незнакомы.1. Здравствуйте!
243. Что особого тем мы друг другу сказали?
244. Просто "здравствуйте", больше ведь мы ничего не сказали.
245. Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
246. Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
247. Отчего же на капельку радостей сделалась жизнь?
248. Вот видите, вы поздоровались с человеком, и "на капельку радостей сделалась жизнь".
249. А как приветствуют люди друг друга в разных странах?
250. Это интересно! ( Дети работают в парах). "Я вас вижу!" говорят друг другу при встрече зулусы. "Как поживаете!" - спрашивают англичане. Русские, англичане, американцы в качестве приветствия пожимают друг другу руку.
251. Китайцы в прежние времена, встречаясь с кем-то, пожимали руки сами себе.1. Лапландцы трутся носами.
252. Молодой американец приветствует приятеля, хлопая его по спине. Латиноамериканцы обнимаются. Французы целуют друг друга в щеку.
253. Самоанцы (это жители островов Самоа в Тихом океане) обнюхивают друг друга.
254. Тибетцы снимают шляпу, высовывают язык, левую руку держат при этом за ухом, словно прислушиваясь. Вопросы классу:
255. Нужно ли приветствовать друг друга? Что мы желаем во время приветствия? Как нужно приветствовать? Вывод: здороваться желать здоровья, удачи, успеха. Домашнее задание: выписать пословицы и поговорки о приветствии.
256. Программа уроков хореографии1 класс изучает:1. Поклон;2. Разминка;3. "Стартинка"4. Позиции рук и ног;5. "Вару-вару";6. "Полька";7. "Рок-н-ролл";8. Балансе.
257. Battement tendu ( с нажимом, с plie )9. Battement tendu jete10. Прыжки11. "Полька"12. "Вару-вару"13. Фигурный вальс
258. Задача: еще более развить чувство ритма, музыкальность, пластику, координацию. Научить танцевать в паре, используя визуальное и контактное ведение.3 класс изучает:1. Поклон2. Разминка3. "Стартинка"4. Demi, grand plie
259. Ill Рог de bras (перегибами корпуса)6. Releve7. Battement tendu8. Battement tendu jete9. Rond de jamb par terre10. Allegro11. Фигурный вальс12. Ча-ча-ча13. Джайв14. Вращения.
260. Середина в позах комбинации в tandu11. Allegro12. Фигурный вальс13. Вращения
261. Задача: увеличивается сложность вариации, музыкальность, техничность. В течении всего курса учащиеся знакомятся со следующими понятиями: © позиция ног, руг ® позиции рук в линия танца в направление движения © углы поворотов
262. Движения на развитие координации, элементы гимнастики, движения по линии танца:е на носках, каблуках; о перекаты стопы; © высоко поднимая колени; © выпады;ход лицом и спиной; © бег с подскоками;галоп лицом и спиной в центр и со сменой ног;
263. Ставится задача через образное восприятие обогатить набор движений, развить их координацию, разработать мышцы стопы, научить ориентироваться в зале, выполнять команды.
264. Разминка проводится на каждом уроке в виде "статического танца" в стиле аэробики. Проводится под современную и популярную музыку, что создает благоприятный эмоциональный фон и повышает интерес к упражнениям.
265. Ставится задача отработки корпусного движения, правильного и полного переноса веса, точной работы стопы, гармоничной позиции в паре, ведение в паре.
266. Основные принципы: "от простого к сложному", "от медленного к быстрому", "посмотри и повтори", "вместе с партнером", "осмысли и выполни".
267. Важнейший вопрос постановка в пары, научить двигаться в паре, т.к., только ощущая себя "вместе", можно справится с техническими рекомендациями.
268. С 1999 года в нашей гимназии произошли изменения и в названии предмета, и в программе этого курса. Если раньше предмет назывался "Ритмика", то сейчас мы называем его "Хореография", т.к. в программу курса включен новый раздел "Классический танец".
269. Непременные условия классического танца выворотность ног, большой танцевальный шаг, гибкость, устойчивость, свободное и пластическое владение руками, четкая координация движений и, наконец, выносливость и сила.
270. Построение урока одинаково как для первого, так и для последующих классов, с той лишь разницеи, что в первом классе движения исполняются в отдельности, медленнее, спокойнее.
271. Все упражнения исполняют поочередно с правой и левой ноги. Для правильного усвоения выворотности ног ряд упражнений сначала изучается в сторону, позднее вперед и назад.
272. Упражнения начинают изучать стоя лицом к станку, держась за него обеими руками. Потом постепенно переходят к тем же упражнениям, стоя к станку боком и держась за него одной рукой.
273. Основные задачи первого класса постановка корпуса, ног, рук и головы на простейших упражнениях классического тренажа, развитие элементарных навыков координации движений.
274. Далее: развитие силы стопы упражнениями на полупальцах, развитие устойчивости, развитие силы ног путем увеличения количества пройденных движений, учащиеся вырабатывают правильность и чистоту исполнения.
275. Формирующая беседа с учащимися начальной школы
276. На детали сценографии (Вы запомнили, что было на сцене?) (Вариант: какую декорацию придумала художник Е. Луценко?)
277. А сам балаган, вы обратили внимание, каким его придумал художник?
278. Очень интересно придумал художник! Сначала хозяин был кукла, как Жеребенок, потом хозяин стал огромным, как дом.(Ира 3.)
279. Нет, не как дом, а как палатка такая. Внутри ничего не было, а голова, как у куклы и руки огромные (Даша С.)
280. Хозяин потом стал как сам балаган, только с руками такими страшными. А очень похож был на куклу, только огромный (Света С.) и т.д.
281. Какая музыка звучала в спектакле? Например, в спектакле "Куда ты, Жеребенок?"
282. Сначала кони скакали, такие куклы-кони, у них гривы развевались, и музыка была, как ветер (Игорь В.)
283. Это ты хорошо сказал, Игорь, в музыке было движение, стремительность.
284. Потом грустная была музыка, когда жеребенок понял, что его обманули (Витя К.).
285. Выдержки из школьных сочинений
286. Эта девочка была такая сильная, что когда она заплетала косички, они торчали в разные стороны. Мне хочется еще посмотреть много таких спектаклей."
287. ЛИСА: Здравствуй, косой, давно не виделись.
288. ЗАЙКА: А ну, Лиса Патрикеевна, проваливай-ка отсюда пока жива.
289. ЛИСА: Ты с ружьем не очень-то балуйся.
290. ЗАЙКА: Я тебе сказал. Не ясно?!
291. Такого диалога в спектакле не было. Ребенок его сочинил и назвал "Отзывом о спектакле "Зайка-Зазнайка". Отчетливо негативное отношение к зазнавшемуся Зайке проявляется в рисунке и диалоге. Интересен и другой отзыв Олега М.:
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.