Эсхатологический миф в пространстве медиакультуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Павлич Динара Ильдаровна
- Специальность ВАК РФ00.00.00
- Количество страниц 170
Оглавление диссертации кандидат наук Павлич Динара Ильдаровна
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основания осмысления эсхатологического мифа
1.1 Концептуальные подходы к рассмотрению роли мифа в социальной реальности
1.2 Мифологическое сознание в контексте реальности постмодерна и метамодерна
1.3 Эсхатологические представления как мифологема. Темпоральные
трансформации эсхатологической мифологемы
Глава 2. Эсхатологический миф в пространстве медиа
2.1 Медиапространство, как пространство формирования эклектического мировоззрения
2.2 Манифестации эсхатологической мифологемы в кино и рекламных текстах
2.3 Анализ эсхатологических сюжетов
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Неомифологизм как этнорелигиозный феномен культуры Дальневосточного Зарубежья2014 год, кандидат наук Дябкин, Игорь Анатольевич
Мифопоэтика в современном кино: на примере творчества Эмира Кустурицы2010 год, кандидат философских наук Починина, Наталья Евгеньевна
Мифологическая модель Америки в творчестве Дона Делилло2017 год, кандидат наук Ломакина Ирина Николаевна
Трансформации христианского эсхатологического мифа в современном медиакультурном пространстве2016 год, кандидат наук Пожаров Алексей Игоревич
Постмодернистские схемы мифомышления в современной русской прозе2019 год, кандидат наук Львова Катерина Алексеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эсхатологический миф в пространстве медиакультуры»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Эсхатологический миф, как один из основных элементов, формирующих систему архетипических представлений, прочно вошел в религиозное мировоззрение и в сюжетные паттерны культуры, которые, в свою очередь, отразились в контенте постмодерна и метамодерна.
Феномен эсхатологического мифа представляется в культурологии как вариант «картины универсума» [204, с. 24]. В современной культуре стали привычными предания о гибели мира и его возрождении или спасении, как в христианской традиции, в новом качестве. Способность мифа примирить противоречия (Ф. Шеллинг), даже такие острые, как активное формирование религиозных индивидуальных интенций в условиях секуляризации европейской цивилизации, детерминирует востребованность ярких манифестаций эсхатологического мифа в окружающем человека пространстве медиакультуры.
Пространство медиакультуры зачастую воздействует на сферу бессознательного, основываясь на инстинктивных реакциях индивида. Поскольку эсхатологический миф, как форма «обращения к всеобщей памяти» (М. Фуко), удовлетворяет базовую потребность в безопасности и чувстве защищенности, то его распространение в медиапространстве создает продуктивные условия увеличения значимости медиапродукта в сознании индивида. Идеология общества потребления формирует возможности для проникновения медиа в досуговую область бытия, возрастающая роль которой в жизни современного человека способствует усилению значимости эсхатологического мифа. При этом основная смысловая часть эсхатологического мифа остается неизменной, целостной и обеспечивает уверенное распознавание эсхатологического сюжета, независимо от формы его подачи.
Таким образом, необходимость исследования аспектов архетипических фабул эсхатологического мифа в пространстве медиакультуры составляет проблему настоящего исследования.
Генезис эсхатологического мифа в современном медиапространстве определяет актуальность работы и дает возможность изучить модификационные процессы внутри эсхатологического мифа и его влияние на формирование культурных процессов постмодерна и метамодерна.
Степень разработанности. Антология научных исследований, посвященных теме эсхатологического мифа, стала образовываться в XIX в.
С институализацией, наряду с философией, самостоятельных отраслей гуманитарного знания, таких как культурная антропология, лингвистика, психология, религиоведение, этнология и др., возникают различные направления интерпретации мифов и эсхатологического мифа, как категории мифологии.
Ф. Шеллинг определил миф как первичный материал основных форм культуры и обосновал положение о мифе как способе воплощения представлений о всеохватывающем единстве - об Абсолюте [181, с. 356].
Эволюционистская концепция культуры (Ф. Р. С. Рэглан, Э. Б. Тайлор, Дж. Фрейзер, С. Хьюман) осмыслила миф как основу её становления. В отечественной историографии это направление изучения мифа нашло отражение в трудах А. К. Байбурина, В. Н. Нечипуренко и В. Н. Топорова.
Рассмотрение мифа, как механизма разрешения фундаментальных противоречий базовых общественных структур, проводилось в рамках структурной антропологии К. Леви-Стросса.
Связь мифа с социальными функциями, поддержанию которых он способствует в обществе, раскрыта в функционалистской теории культуры: прежде всего в исследованиях Б. К. Малиновского и А. Рэдклифф-Брауна.
Интерпретация мифа в рамках «коллективных представлений» изучена в работах Э. Дюркгейма и Л. Леви-Брюля. Миф, по Э. Дюркгейму, возникает
как первая ступень общественного сознания, а стимулом к данному развитию является само общество [52, с. 186]. Л. Леви-Брюль приходит к выводу, что дологическое мышление существует в современной культуре наряду с логическим и вводит понятие «сопричастности» как важнейшую характеристику дологического мышления [77, с. 430].
Миф, как символическая форма взаимодействия субъекта с окружающим миром, порождающая другие формы (религия, наука, политика и др.), изучена Э. Кассирером, С. Лангер.
Трактовка мифа, как «нуминозного опыта», нашла отражение в ряде работ отечественных и зарубежных философов (С. Н. Булгаков, А. Ф. Лосев, Н. О. Лосский, Э. Дюркгейм, Я. Торкильд, К. Хюбнер, М. Элиаде и др.). Так, в трудах А. Ф. Лосева, который трактует миф как чудо, которое приобщает индивида к первообразам, то есть к Богу [86, с. 558]. К. Хюбнер называл единое целое в мифе, где частное несет характер проявления целого, другими словами, является «нуминозной субстанцией»: миф постулируется в рамках божественного, идеального начала, представляя собой нуминозные явления [175, с. 448].
В рамках лингвистической теории, миф связывается с базовыми понятиями языка, чье семантическое пространство было утрачено. (А. Н. Афанасьев, И. М. Дьяконов, М. Мюллер и др.).
В концепции психоанализа миф определялся как сублимация либидо (З. Фрейд), архетип коллективного бессознательного, лежащий в основе общечеловеческой психики (К. Г. Юнг). Психоаналитическая концепция изучения мифа представлена в работах Ж. Лакана, Э. Ноймана, Э. Эдингера и др.
Роль мифа в манипуляции общественным сознанием общества потребления описана Г. Маркузе.
Комплексный анализ проблемы мифа в философии культуры принадлежит М. Элиаде. Согласно М. Элиаде, основное свойство мифа -
повторение тех или иных образцовых действий посредством архетипов. Румынский философ применяет линейный и цикличный подход к рассмотрению событий внутри мифа и делает вывод о том, что эсхатологический миф тесно связан с концептом времени: «миф о вечном возвращении» [189, с. 285].
Изучению эсхатологии и эсхатологического мифа посвятили работы такие исследователи, как С. С. Аверинцев, М. В. Ахметова, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, Д. В. Гусев, И. В. Желтикова, А. Г. Иванова, М. Н. Могилевич, Ф. Н. Петров, А. И. Пожаров, С. Н. Трубецкой, А. Б. Санданов, П. де Лобье, К. Манхейм и др.
Исследования роли мифа в контексте различных аспектов постмодернистской и метамодернистской культурной реальности отражены в работах А. Ю. Григоренко, О. С. Пугачева, Г. А. Шулугиной, Ж. Бодрийяра, Ж. Делёза, Ф. Гваттари, Ж-Ф. Лиотара, М. Фуко, и др.
Богатый корпус литературы посвящен анализу мифологии отдельных этносов в контексте изучения их культуры. Например, работы И. А. Зеткиной, В. Я. Петрухина, Н. Г. Юрченковой и др.
Характеристики культуры постмодерна и метамодерна даны в трудах Д. Л. Быкова, О. А. Митрошенкова, Д. А. Ольшанского, Р. Аккера, Д. Бьюта, Т. Вермюлена, Ф. Джеймисона, Р. Пфаллера, Ж.-Ф. Лиотара, У. Эко и др.
Изучение сущностных характеристик медиакультуры проводилось представителями отечественной науки (Г. Я. Засурский, Г. С. Мельник, И. В. Рогозина, и др.) и западными учеными, такими как Р. Барт, П. Бурдье, Ю. Кристева, Н. Луман, М. Маклюэн, Г. Маркузе, Х. Ортега-и-Гассет и др.
Роль современного кино, воплощающего собой значительную часть визуальной культуры медиапространства, в формировании ценностных ориентиров рассмотрена в работах О. М. Замолодской, Е. Г. Якимовой и др.
При значительном корпусе работ, исследующих разные аспекты мифа, необходимо отметить недостаток работ, посвященных изучению
современного эсхатологического мифа и его манифестаций в пространстве медиакультуры постмодерна и метамодерна.
Гипотеза исследования. Современный эсхатологический миф остается одним из базисных культурных паттернов. Изменяясь в культурном пространстве постмодерна и метамодерна, он обрел специфические характеристики при сохранении смыслообразующего ядра, в основе которого лежат бинарные оппозиции (жизнь - смерть, добро - зло, герой - злодей).
Модификация эсхатологического мифа привела к утрате его сакральности в культуре и одновременно расширению его онтологического наполнения. Онтологическая сущность и экзистенциальная значимость постулируется в сюжетах эсхатологических мифов, представленных в пространстве медиакультуры.
Объект исследования: миф как явление культуры.
Предмет исследования: эсхатологический миф в пространстве медиакультуры.
Цель исследования: выявить сущностные характеристики современного эсхатологического мифа в пространстве медиакультуры.
Задачи исследования:
- изучить концептуальные подходы к исследованию роли мифа в социальной реальности;
- показать особенности мифологического сознания в контексте постмодернистской и метамодернистской реальности;
- рассмотреть эсхатологический миф как мифологему и ее темпоральные трансформации;
- исследовать медиапространство как пространство формирования эклектического мировоззрения;
- изучить манифестации эсхатологической мифологемы в кино и рекламных текстах;
- проанализировать эсхатологические сюжеты, представленные в современном медиапространстве.
Теоретико-методологические основания диссертационного исследования.
Теоретико-методологической основой исследования является совокупность взглядов, концепций, положений, разработанных в рамках различных школ изучения мифов, применительно к исследованию философии культуры.
Социокультурный подход (А. С. Ахиезер, В. С. Библер, М. С. Каган, Н. И. Лапин, П. Сорокин и др.) обеспечил интерпретацию эсхатологического мифа в пространстве социокультурных ценностей изучаемого периода.
Осмысление мифа в рамках «нуминозного опыта» (А. Ф. Лосев, К. Хюбнер, М. Элиаде, и др.) позволило рассмотреть миф в рамках божественного, идеального начала.
Основные методологические принципы психоаналитической концепции использовались при изучении мифа в рамках теории Архетипа.
Положения теории структурализма дали возможность анализа объективных, не зависящих от воли человека, сущностных характеристик мифа, а также осуществления перекодировки бинарных оппозиций, заложенных в мифе, на локальные манифестации.
Постструктуралистский подход (Р. Барт, Ж. Делез, М. Фуко и др.) позволил обратиться к проблеме человека в эсхатологическом мифе как ведущей проблеме культуры постмодерна и метамодерна.
Культурные парадигмы постмодерна и метамодерна дают автору возможность прочтения эсхатологического мифа и его отражений в контексте современного медиапространства (А. В. Павлов,
О. Ю. Цендровский, Р. ван ден Аккер, Т. Бьюз, Ж. Бодрийяр, Т. Вермюлен, Ф. Джеймисон, У. Эко и др.).
Методы исследования. Многообразие эсхатологических сюжетов в пространстве медиакультуры детерминировало использование комплекса междисциплинарных методов, обеспечивающих решение исследовательских задач. Герменевтический метод позволил интерпретировать эсхатологические визуальные тексты. Семиотический метод применялся при изучении эсхатологических мифов в иерархии знаковых систем культуры. Феноменологический метод помог установить сущностные эсхатологические манифестации в содержании современных мифологических сюжетов. Классификация нарративов мифологических материалов и их научный анализ потребовали применение аксиологического метода. Автор использовал общенаучный метод системности при описании предмета исследования как системного целого с точки зрения его структурных элементов, функций и целей. Сравнительно-исторический метод обеспечил необходимое компаративное сравнение эсхатологических мифов в контексте хронотопа и выявление модификации эсхатологического мифа.
Ключевые понятия исследования.
Понятие «эсхатологический миф» - миф о грядущем конце мира и последующем возрождении миропорядка - введено в гуманитарное знание в рамках выделения видов мифов по сюжетно-тематическому признаку.
Группа «эсхатологический миф» присутствует в классификациях мифов различных научных школ (А. Апинян, Л. Н. Воеводина, Е. М. Мелитинский, Э. Элиаде и др.) «как центральная группа мифов» [156, с. 10]. В работе используется описание эсхатологического мифа, предложенное Ф. Н. Петровым: уничтожение привычного миропорядка, связанные с этим бедствия людей; открытие истинной сущности гибнущего мира; изображение будущего [131, с. 46 - 55].
Понятие «медиапространство» используется в работе как измерение культуры, образуемое потоком симулякров информации [219, с. 160].
Как информационное и коммуникационное пространство, использующее электронные технические средства, медиапространство обладает разнообразным контентом, исходящим от разных авторов.
Исследование обращается к художественным фильмам и рекламным текстам, которые, по мнению автора, предоставляют источник изучения архетипа эсхатологического мифа в пространстве медиакультуры постмодерна и метамодерна.
Хронологические рамки охватывают период конца ХХ - начала XXI вв., включающего культурные парадигмы постмодерна и метамодерна, в которых благодаря развитию информационных технологий происходит обмен содержанием национальных культур, смещение пластов элитарной и массовой культур при превалировании визуальных форм ее воплощения. Развитие медиапространства периода детерминировало возможность общности интериоризации современных манифестаций эсхатологических мифов представителями разных культур.
Научная новизна диссертационного исследования:
- гносеологически объединены фундаментальные категории в триаду: «архетип - архе - мифологема», и обоснована константная роль мифа в культурном пространстве постмодерна и метамодерна;
- выявлены трансформационные процессы внутри пространственно-временного континуума эсхатологического мифа, специфическими характеристиками которых выступают цикличность и тиражируемость;
- показаны особенности функционирования эсхатологического мифа в контексте постмодернистской и метамодернистской культуры: с одной стороны, вольное отношение к сюжетам, смешение библейского и обыденного, сакрального и профанного, с другой - возвращение к базовым ценностям, где на первый план выходит личная ответственность и рефлексия участников;
- раскрыты доминантные функции современного эсхатологического мифа: развлекательная, компенсаторная и идентификационная;
- проанализировано присутствие эсхатологического мифа в кино и рекламных текстах с заключением о том, что отсутствие «легитимного» эсхатологического мифа вызывает его серийность, порождая множество равнозначных версий эсхатологического сюжета и различных манифестаций триады: архетип - архе - мифологема;
- проведен анализ эсхатологических сюжетов на основании теории архетипа и бинарных оппозиций К. Леви-Стросса, при которой медиация как снятие заложенного эсхатологическим мифом противоречия, происходит через Путь Героя.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Понятие «архе» и рассмотрение мифа как «нуминозного опыта» позволяет:
- раскрыть сущностные характеристики современной эсхатологической мифологемы, сохраняющей в себе архетипы и обладающей дуалистической природой;
- выявить механизмы серийности и воспроизведения, с помощью которых эсхатологическая мифологема участвует в формировании мировоззренческих структур, даже при отсутствии базисного мифа в качестве смыслового ядра.
2. Современные эсхатологические представления можно определить как мифологему - гносеологический образ, безошибочно дешифруемый носителями разных культур.
Мифологема формируется из архетипа как прообраза, имеющего внекультурный статус и архе - онтологической структуры, представляющей последовательность событий и сюжетов.
Темпоральность современного эсхатологического мифа может быть представлена как цикл «жизнь - смерть - жизнь». Этот цикл являлся
доминантным и для древних культур, таких как шумеро-акадская, древнегреческая, индуистская, скандинавская. При этом серийность свойственна только современному эсхатологическому мифу в связи с отсутствием объективизации сакрального в профанное с помощью ритуала, табу, обряда.
3. Эсхатологический миф функционирует в рамках как постмодерна, так и метамодерна. Это проявляется в вольном отношении к сюжетам, смешении библейского и обыденного, сакрального и профанного при обращении к базовым ценностям, где на первый план выходит личная ответственность участников.
Метамодерн несет функцию объединения «Хаоса» постмодерна и энтузиазма модерна, поставив искренность во главе смыслообразующего ядра, что приводит к модификации манифестаций онтологической сущности эсхатологического мифа.
4. Доминантными функциями современного эсхатологического мифа выступают компенсаторная, развлекательная, идентификационная функции. Преобладание функции определяется реципиентом, но идентификационная функция выступает инструментом для поиска экзистенциального пути.
5. Медиатором в современных эсхатологических сюжетах выступает Путь. Путь в современном эсхатологическом мифе предстает в дискурсе, содержащем черты постмодерна и метамодерна, со смещением от функции компенсаторной (в рамках которой миф дает ответы) в сторону функции идентификационной (в рамках которой миф выступает инструментом поиска смысла бытия личности).
6. Современные эсхатологические мифы обладают следующими сущностными характеристиками:
- цикличность, где цикл выступает пространством развертывания сюжета;
- наличие архе-образа;
- превалирование в герое мифа архетипа Самости над архетипом Персоны.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в обосновании специфики современного эсхатологического мифа и его функций. Результаты исследования имеют значение для философской и культурологической науки. Выявленные в диссертации тенденции функционирования эсхатологического мифа и анализ его манифестаций в пространстве медиакультуры предполагают новый подход к осмыслению сущностных характеристик современного эсхатологического мифа.
Настоящее исследование может способствовать развитию теоретической базы изучения эсхатологического мифа: ряд, впервые вводимых в работе англоязычных источников, расширяет историографическую базу философско-культурологического исследования.
Практическая значимость диссертационной работы состоит в возможности использования ее результатов в процессе расширения содержания и разработки учебно-методического наполнения следующих дисциплин: теория культуры, культурология, философия культуры, история культуры.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры философии ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева»; на Международных конференциях: «Научный форум: инновационная наука» (Москва, 2020), «Наука сегодня: теоретические и практические аспекты» (Вологда, 2016), «Наука сегодня: проблемы и пути решения» (Вологда, 2017); в работе Всероссийских научно-практических конференциях: «Вопросы образования и науки» (Тамбов, 2016), «Киберпанк и постапокалиптика: будущее уже наступило?» (Москва, 2018). Результаты работы нашли отражение в экспертной работе автора в научно-просветительском фильме «Киноапокалипсис» Института кино и
1 2 телевидения (Москва, 2022) . Основные положения исследования
опубликованы в четырех статьях в рецензируемых изданиях ВАК.
Соответствие диссертации паспорту научной специальности.
Содержание диссертационной работы соответствует следующим пунктам паспорта научной специальности 5.10.1. Теория и история культуры, искусства (философские науки): 2. Теоретические концепции культуры, 3. Исторические аспекты теории культуры, мировоззренческие и ментальные аспекты теории культуры, 21. Миф в системе культуры, 64. Культура постмодерна, 91. Концепции визуальной культуры, 90. Концепции культуры как знаковой и символической системы, 85. Исследования культурных форм и практик средствами психоанализа, 86. Антропологические подходы к изучению культуры, 75. Медиакультура. Цифровая культура.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 221 наименование и приложения. Объём диссертационного исследования составляет 170 страниц.
1 Автономная некоммерческая организация высшего образования ГИТР.
2 https://disk.yandex.rU/i/3aYLd_hUQERzmw
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ ЭСХАТОЛОГИЧЕСКОГО МИФА
1.1 Концептуальные подходы к рассмотрению роли мифа в социальной реальности
Философско-культурологический анализ концепций мифа выступает в качестве теоретической базы для последующего исследования эсхатологического мифа и его репрезентаций в современном медиа пространстве.
Богатая научная традиция изучения мифа складывалась и развивалась с XIX в., продолжает обогащаться и на современном этапе развития гуманитарного знания. В теории мифа сегодня принято выделять десять парадигмальных направлений: от теории эвгемеризма до символической концепции [103].
Осмысление теории мифа в рамках периодов демифологизации и ремифологизациии, как это было предложено в работах Е. М. Мелетинского [104], позволяет выявить основные подходы культурно-философского осмысления мифа в различные исторические эпохи, а также способствует пониманию эсхатологического мифа с позиций ремифологизации и демифологизации общественного сознания.
Демифологизация, как подход к осмыслению мифа, берет начало в эпохе Просвещения. Неслучайно Г. Г. Гадамер называл тот период «проектом критики мифа» и «мужеством самостоятельно мыслить» [38, с. 92]. Просвещение, как парадигма, всегда было устремлено на освобождение от иллюзий, предрассудков, на стремление к чистому Разуму. Просвещение в данном контексте мыслится как мировоззренческая установка, утверждающая знание как онтологическую истину (Р. Декарт), а не как исторический период.
Базовый принцип периода демифологизации - принцип тождества. Так, исходным пунктом философии Г. Гегеля стало положение о субстанциональном единстве мира: тождество диалектики, логики и теории познания [39]. Субъект, сознание человека, изучая материальный мир, постигает абсолютный дух. Абсолютный дух обнаруживает себя в природе, являющейся неотъемлемой частью духа. Саморазвитие духа проходит три ступени:
- «субъективный дух» - индивидуальное человеческое сознание;
- «объективный дух» - человеческое общество и три главные его формы: право, нравственность, государство;
- «абсолютный дух» - включает искусство, религию, философию.
Рассматривая диалектику как истинную силу познания, Г. Гегель,
разрабатывает три закона диалектики:
- закон перехода из количественных изменений в качественные;
- закон взаимопроникновения противоположностей вскрывает в развитии его внутренний источник, импульс, то есть происходит борьба противоположностей;
- закон отрицания, раскрывающий преодоление старого, переход к новому, преемственность в развитии.
Мифология, по Г. Гегелю, преодолевалась высшими формами сознания.
Демифологизация, как осмысление сущности, присутствует в рамках эволюционистского и позитивистского подходов, сформировавшихся в XIX в. в рамках культурной антропологии.
В эволюционизме, прежде всего, в трудах Э. Б. Тейлора и Дж. Фрезера, миф предстает как ранняя ступень развития общества, после которой наступают более «совершенные» стадии культуры: переход «от мифа к логосу».
Подробно это раскрывается в работе Э. Б. Тайлора «Первобытная культура» (1871 г.). Центральная идея книги заключается в том, что в основе мифа лежит анимизм (от лат. Animus- дух, душа): одушевление природы и природных явлений. Анимизм интерпретируется как первоисточник архаических религий. Из первичной идеи души развились более сложные представления о Боге, о загробном мире. Таким образом, миф трактуется как древнейшая форма познания мира. Э. Б. Тайлор писал: «те обряды, обычаи, воззрения и прочее, которые, будучи в силу привычки, перенесены из одной стадии культуры, свойственной ей, в другую, более позднюю, остаются живым свидетельством или памятником прошлого» [155, с. 6-7].
Общие черты в явлениях культуры, выделяемые Э.Б. Тайлором, впоследствии получат название типологического сравнения и лягут в основу сравнительно-исторического метода.
В трудах Дж. Фрезера впервые был полно проанализирован эсхатологический сюжет в мифологии.
Дж. Фрейзер уделял значительное внимание фактологическим данным, представляя в своих исследованиях богатый нарратив, что нашло отражение, прежде всего, в работе «Золотая Ветвь» (1890 г.). В книге ученый провёл связь мифа и ритуала, в рамках которой ритуал выступает элементом мифологического сознания.
В начальной трактовке эволюционистов миф представал как одна из простейших форм человеческой деятельности. То есть, миф, являясь элементом структуры ритуальных действий, не является при этом важным элементом «цивилизованных культур». Но в дальнейшем исследования Б. Малиновского, К. Леви-Стросса и В. У. Тернера подведут к идее экзистенциальной значимости ритуала, как части любой мифологической системы и их важности в становлении бытия личности.
Основа позитивистского подхода (М. Мюллер), как направления демифологизации, заключалась в вере в прогресс разума: поступательное развитие от мифологии к науке.
Демифологизация, в качестве обличения незрелости сознания, была характерна для мыслителей XIX века. Примером демифологизации в философии ХХ в. могут быть работы немецкого протестантского теолога Р. К. Бультмана. В интерпретации Нового Завета он опирается на антропологический подход, который приводит к демифологизации Нового Завета через наполнение мифологической составляющей экзистенциальным смыслом, при этом трактовка эсхатологического сюжета приобретает характер кризисного явления в жизни каждого человека [30].
Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
"Записки из подполья" Ф.М. Достоевского в контексте авторского мифа о богоборчестве2010 год, кандидат филологических наук Кулибанова, Ольга Сергеевна
Мифологема смерти в проблемном поле визуальной культуры2010 год, кандидат культурологии Рыльская, Тамара Петровна
Апокалипсические представления в европейской культуре XX века2009 год, кандидат философских наук Могилевич, Мария Николаевна
Священное пространство мифа: Философско-культурологический анализ2005 год, кандидат философских наук Куликова, Марина Евгеньевна
Биографический миф о Пушкине в русской литературе советского и постсоветского периодов2011 год, доктор филологических наук Шеметова, Татьяна Геннадьевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Павлич Динара Ильдаровна, 2023 год
Список использованных источников
1. Аверинцев С. С. «Аналитическая психология» К.-Г. Юнга и закономерности творческой фантазии / С. С. Аверинцев // Вопросы литературы. - 1970. - № 3. - С. 113-143.
2. Аверинцев С. С. София-Логос. Словарь [Электронный ресурс] / С. С. Аверинцев. - URL : https://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averincev/sofija-logos-slovar/207/ (дата обращения: 07.06.2020). - Режим доступа: свободный.
3. Аверинцев С. С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от Античности к Средневековью / C. С. Аверинцев // Из истории культуры Средних веков и Возрождения. - М., 1976. - С. 17-64.
4. Автомонова Н. С. Миф : хаос и логос / Н. С. Автономова // Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. - М., 1990. -С. 30-57.
5. Аккер Р. ван ден Метамодернизм. Историчность, аффект и глубина после постмодернизма [Электронный ресурс] / Р. ван ден Аккер. -М. : РИПОЛ классик, 2019. - 496 с. - URL : https://www.litmir.me/br/?b=680898&p=1 (дата обращения: 22.09.2021). -Режим доступа: свободный.
6. Аккер Р. ван ден на философском факультете МГУ [Электронный ресурс]. - URL : https://metamodernizm.ru/robin-van-den-akker-at-msu/ (дата обращения: 22.09.2021). - Режим доступа: свободный.
7. Апинян Т. А. Aesthesis et mythos : эстетика перед лицом неомифологизма / Т. А. Апинян // Серия «Symposium». Эстетика сегодня : состояние, перспективы : материалы науч. конф. - СПб., 1999. - Вып. 1. -C. 10-13.
8. Апинян Т. А. Художественная мифология ХХ века - парадигма культуры [Электронный ресурс] / Т. А. Апинян. - URL : https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvennaya-mifologiya-hh-veka-paradigma-kultury/viewer (дата обращения 26.04.2022). - Режим доступа: свободный.
9. Армстронг К. Краткая история мифа / К. Армстронг. - М. : Открытый мир, 2005. - 160 с.
10. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу : опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. В 3 т. Т. 1 / А. Н. Афанасьев. - М. : Современный писатель, 1995. - 257 с.
11. Ахиезер А. С. Об особенностях современного философствования / А. С. Ахиезер // Вопросы философии. - 1995. - № 12. - С. 3-20.
12. Ахметова М. В. Конец света в одной отдельно взятой стране : Религиозные сообщества постсоветской России и их эсхатологический миф / М. В. Ахметова. - М. : ОГИ, 2011. - 336 с.
13. Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре / А. К. Байбурин. - М. : Наука, 1993. - 240 с.
14. Барт Р. Избранные работы : Семиотика. Поэтика / Р. Барт. - М. : Прогресс : Универс, 1994. - 615 с.
15. Барт Р. Миф сегодня / Р. Барт // Барт Р. Избранные работы : Семиотика. Поэтика. - М., 1994. - С. 72-130.
16. Барт Р. Мифологии / Р. Барт / вступ. ст. и коммент. С. Н. Зенкина. - 2-е изд. - М. : Изд-во им. Сабашниковых, 2004. - 314 с.
17. Баховен И. Я. Материнское право. Исследование гинекократии древнего мира в соответствии с ее религиозной и правовой природой / И. Я. Баховен // Классики мирового религиоведения : антология. В 2 т. - М., 1996. - Т. 1. - С. 216-267.
18. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе / М. М. Бахтин // Вопросы литературы и эстетики. - М., 1975. - С. 234-407.
19. Бахтин М. М. Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М. М. Бахтин. - М. : Худож. лит., 1990. - 543 с.
20. Бердяев Н. А. Опыт эсхатологической метафизики : Творчество и объективация / Н. А. Бердяев. - М. : Республика, 1995. - 285 с.
21. Бердяев Н. Философия свободного духа / Н. Бердяев. - М. : Республика, 1994. - 112 с.
22. Библер В. С. На гранях логики культуры : Кн. избр. очерков /
B. С. Библер. - М. : Рус. феноменол. о-во, 1997. - 440 с.
23. Бодрийяр Ж. Америка / Ж. Бодрийяр ; пер с фр. Д. Калугина. -СПб. : Владимир Даль, 2000. - 50 с.
24. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / Ж. Бодрийяр; пер. с фр., послесл. и примеч. Е. А. Самарской. - М. : Культурная революция ; Республика, 2006. - 269 с.
25. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла / Ж. Бодрийяр ; пер. с фр.: Л. Любарской, Е. Марковской. - М. : Добросвет, 2006. - 38 с.
26. Бодрийяр Ж. Реквием по масс-медиа / Ж. Бодрийяр // Поэтика и политика : альманах Российско-французского центра социологии и философии Института социологии РАН. - М.,1999. - С. 193-226.
27. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть / Ж. Бодрийяр. - М. : Добросвет, 2000. - 387 с.
28. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция / Ж. Бодрийяр. - Тула : Тульский полиграфист, 2013. - 204 с.
29. Булгаков С. Н. Сочинения. В 2 т. Т. 2. Избранные статьи /
C. Н. Булгаков; вступ. ст., сост., подготовка текста и примеч. И. Р. Бородянской. - М. : Наука, 1993. - 751 с.
30. Бультман Р. Новый Завет и мифология / Р. Бультман // Социально-политическое измерение христианства. - М., 1994. - С. 302-339
31. Бурдье П. Начала / П. Бурдье; пер. с фр. Н. А. Шматко. - М. : Sorio-Logos, 1994. - 288 с.
32. Бурдье П. Социальное пространство : поля и практики / П. Бурдье. - СПб. : Алетейя, 2014. - 576 с.
33. Бьюз Т. Цинизм и постмодерн / Т. Бьюз. - М. : ИД КДУ, 2016. -
270 с.
34. Вермюлен Т. Заметки о метамодернизме [Электронный ресурс] / Т. Вермюлен, Р. Аккер ван ден // Metamodern : Журнал о метамодернизме. -2015. - URL : http://metamodernizm.ru/ notes-onmetamodernism (дата обращения: 20.03.2022). - Режим доступа: свободный ; Тернер Л. Метамодернизм : краткое введение : пер. с анг. А. Устинова / Л. Тернер [Электронный ресурс]. - URL : http ://contemporary-artists.ru/Metamodernism A Brief Introduction.html (дата обращения: 23.04.2022). - Режим доступа : свободный.
35. Винарская Л. С. Информационная структура рекламного текста : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Л. С. Винарская. - М., 1995. - 196 с.
36. Водопьянов П. А. Великий день гнева. Экология и эсхатология / П. А. Водопьянов, В. С. Крисаченко. - Минск : Изд-во БГТУ, 1993. - 284 с.
37. Воеводина Л. Н. Мифология и культура : учеб. пособие / Л. Н. Воеводина. - М. : Ин-т общегуманитарных исследований, 2002. - 356 с.
38. Гадамер Г. Г. Миф и разум / Г. Г. Гадамер. - М. : Искусство,
1991. - 368 с.
39. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. В 3 т. Т. 1-3 / Г. Гегель. - М. : Мысль, 1974-1977.
40. Гильгамеш и Агга [Электронный ресурс] / пер. В. К. Афанасьевой. - URL : http://skazanie.info/gilgamesh-i-agga (дата обращения: 09.03.2017). - Режим доступа: свободный.
41. Грейвс Р. Мифы Древней Греции / Р. Грейвс. - М. : Прогресс,
1992. - 624 с.
42. Григоренко А. Ю. Колдовство под маской науки : (Магия в прошлом и настоящем) / А. Ю. Григоренко. - М. : Знание, 1988.- 63 с.
43. Грицанов А. А. Жан Бодрийяр / А. А. Грицанов, Н. Л. Кацук. -Минск : Книжный дом, 2008. - 256 с.
44. Дебор Э. Г. Общество спектакля / Э. Г. Дебор; пер. с фр. C. Офертаса, М. Якубович. - М. : Логос, 1999. - 224 с.
45. Делёз Ж. Различие и повторение / Ж. Делёз. - СПб. : Петрополис, 1998. - 384 с.
46. Джеймисон Ф. Постмодернизм и общество потребления / Ф. Джеймисон // Логос. - 2000. - № 4 (25). - С. 63-77.
47. Джеймисон Ф. Постмодернизм, или культурная логика позднего капитализма / Ф. Джеймисон; пер. с анг. Д. Кралечкина; под ред. А. Олейникова. - изд. 2-е, испр. - М. : Изд-во ин-та Гайдара, 2019. - 808 с.
48. Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика : системный подход к изучению языка СМИ : современная английская медиаречь / Т. Г. Добросклонская. - М. : Флинта: Наука, 2008. - 264 с.
49. Дугин А. Обществоведение для граждан Новой России / А. Дугин. - М. : Евразийское движение, 2007. - 780 с.
50. Дьяконов И. М. Архаические мифы Востока и Запада / И. М. Дьяконов. - М. : УРСС, 2004. - 248 с.
51. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни / Э. Дюркгейм. - М. : Изд. дом Дело, 2018. - 732 с.
52. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда / Э. Дюркгейм. -М. : Изд. Дом Метод социологии, 1991. - 433 с.
53. Евангелие от Матфея 24:36 [Электронный ресурс]. - URL : https://azbyka.ra/bibHa/in/?Mt.24:36&r~c/ (дата обращения: 02.02.2020). -Режим доступа: свободный.
54. Желтикова И. В. Ожидание будущего : утопия, эсхатология, танатология / И. В. Желтикова, Д. В. Гусев. - Орел : ОГУ, 2011. - 194 с.
55. Замолодская О. М. Капиталистическая социальность и киноапокалиптика [Электронный ресурс] / О. М. Замолодская . - URL : http://pravaya.ru/experiments/21486 (дата обращения: 09.08.2018). - Режим доступа : свободный.
56. Зеткина И. А. Национальное просветительство в культуре народов Поволжья / И. А. Зеткина. - Саранск : Референт, 2005. - 166 с.
57. Золотухин А. В. Общественное мнение как социально-психологический феномен / А. В. Золотухин // Молодой ученый. - 2013. - № 4 (51). - С. 483-490.
58. Иванов А. Архаическое и современное мифологическое сознание: социально-философский аспект [Электронный ресурс] / А. Иванов. - URL : https://www.dissercat.com/content/arkhaicheskoe-i-sovremennoe mifologicheskoe-soznanie-sotsialno-filosofskii-aspekt (дата обращения: 20.01.2016). - Режим доступа: свободный.
59. Каган М. С. Философия культуры / М. С. Каган. - СПб. : Петрополис, 1996. - 414 с.
60. Кайуа Р. Миф и человек. Человек и сакральное / Р. Кауйа. - М. : ОГИ, 2003. - 296 c.
61. Калиев Ю. А. Этнокультурный статус мифологического сознания : генезис, функционирование и эволюция традиционного мировосприятия на примере марийской мифологии : дис. ... д-ра филос. наук / Ю. А. Калиев. -Чебоксары, 2004. - 315 c.
62. Кассирер Э. Сила метафоры / Э. Кассирер // Теория метафоры : сб. / под ред. Н. Д. Арутюновой, М. А. Журинской. - М., 1990. - С. 33-44.
63. Кассирер Э. Философия символических форм. Т. II. Мифологическое мышление / Э. Кассирер. - СПб. : Университетская книга, 2002. - 288 c.
64. Кикель П. В. Краткий энциклопедический словарь философских терминов / П. В. Кикель, Э. М. Сороко. - 2-е изд. - Минск : БГПУ, 2008. -266 с.
65. Книга пророка Даниила. Гл. 2 [Электронный ресурс]. - URL : https://azbyka.ru/biblia/in/?Dan.2:44&r (дата обращения: 19.04.2020). - Режим доступа: свободный.
66. Книга пророка Исаии 24 [Электронный ресурс]. - URL : https://azbyka.ra/biblia/?Is.24&r~c (дата обращения: 22.04.2020). - Режим доступа: свободный.
67. Кобылко Н. А. Мифологема как ключевое понятие мифокритики : современные подходы / Н. А. Кобылко // Современная филология : материалы III Междунар. науч. конф. - Уфа, 2014. - С. 4-6. - URL : https://moluch.ru/conf/phil/archive/108/5817/ (дата обращения: 21.10.2018). -Режим доступа: свободный.
68. Констаниноу Л. Четыре лица постиронии [Электронный ресурс] / Л. Констаниноу. - URL : https://metamodernizm.ru/four-faces-of-postirony/ (дата обращения: 20.08.2019). - Режим доступа: свободный.
69. Коренев А. М. Семантические проблемы теоретического познания в эпоху постмодернизма в философии Ф. Джеймисона / А. М. Коренев // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. - 2008. - № 6. - С. 3-12.
70. Красных В. В. Структура коммуникации в свете лингво-когнитивного подхода : дис. ... д-ра филос. наук / В. В. Красных. - М., 1999. - 188 c.
71. Кристева Ю. Бахтин : слово, диалог и роман / Ю. Кристева // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. - 1994. - № 5. - С. 427-457.
72. Кубрякова Е. С. О понятиях дискурса и дискурсивного анализа в современной лингвистике (обзор) / Е. С. Кубрякова // Дискурс. Речь. Речевая деятельность. Функциональные и структурные аспекты : сб. обзоров. - М., 2000. - С. 5-13.
73. Кэмбелл Дж. Маски Бога : Изначальная мифология. Т. 1.Ч. 1 / Дж. Кэмбелл. - М. : Касталия, 2019. - 508 с.
74. Кэмпбелл Дж. Мифы, в которых нам жить / Дж. Кэмпбелл. - Киев : София ; М. : Гелиос, 2002. - 252 с.
75. Кэмпбелл Дж. Пути к блаженству : мифология и трансформация личности / Дж. Кэмпбелл. - М. : Открытый мир, 2006. - 320 с.
76. Лапин Н. И. Социокультурный подход и социетально-фунциональные структуры / Н. И. Лапин // Социс. - 2000. - № 7. - С. 3-12.
77. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное и природа в первобытном мышлении / Л. Леви-Брюль. - М. : Педагогика-Пресс, 1994. - 608 с.
78. Левинас Э. Избранное : тотальность и бесконечное / Э. Левинас. -М. ; СПб.: Университетская книга, 2000. - 416 с.
79. Леви-Строс К. Миф, ритуал и генетика / К. Леви-Строс // Природа. - 1978. - № 1.
80. Леви-Строс К. Мифологики. В 4 т. Т. 3 / К. Леви-Строс. - М. ; СПб. : ЦГНИИ ИНИОН РАН, 2000. - 416 с.
81. Леви-Строс К. Структурная антропология / К. Леви-Строс. - М. : Академический проект, 1983. - 512 с.
82. Леднева А. В. Современная социальная теория : Бурдьё, Гидденс, Хабермас : учеб. пособие / А. В. Леднева. - Новосибирск : Изд-во Новосиб. ун-та, 1995. - 119 с.
83. Лиотар Ж. Ф. Состояние постмодерна / Ж. Ф. Лиотар. - М. : Ин-т экспериментальной социологии; СПб. : Алетейя, 1998. - 160 с.
84. Лобье П. де Эсхатология / П. де Лобье: пер. с фр. Н. Зубкова. - М. : Астрель : АСТ, 2004. - 158 с.
85. Лосев А. Ф. Античная философия истории / А. Ф. Лосев. - СПб. : Алетейя, 2001. - 256 с.
86. Лосев А. Ф. Диалектика мифа / А. Ф. Лосев. - М. : Мысль, 2001. -
558 с.
87. Лосев А. Ф. Миф. Число. Сущность. В 9 т. Т. 1 / А. Ф. Лосев. - М. : Мысль, 1994. - 920 с.
88. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура / А. Ф. Лосев. - М. : Политиздат, 1991. - 525 с.
89. Лосский Н. О. Условия абсолютного добра : Основы этики; Характер русского народа. - М. : Политиздат, 1991. -368 с.
90. Лотман Ю. М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики / Ю. М. Лотман. - Таллин : Александра, 1973. - 92 с.
91. Луман Н. Медиа коммуникации / Н. Луман. - М. : Логос, 2005. -
280 с.
92. Луман Н. Решения в «информационном обществе» / Н. Луман // Проблемы теоретической социологии. - СПб., 2000. - Вып. 3. - С. 29-43
93. Маклюэн М. Галактика Гуттенберга : Становление человека печатающего / М. Маклюэн. - М. : Академический проект, 2005. - 443 с.
94. Малиновский Б. Магия, наука и религия / Б. Малиновский. - М. : Рефл-бук , 1998. - 304 с.
95. Малиновский Б. Научная теория культуры / Б. Малиновский. - М. : ОГИ, 2005. - 184 с.
96. Мамардашвили М. К. Лекции по античной философии / М. К. Мамардашвили. - М. : Аграф, 2002. - 320 с.
97. Мамардашвили М. К. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке / М. К. Мамардашвили, А. М. Пятигорский. - М. : Шк. «Языки рус. культуры», 1997. - 190 с.
98. Мамардашвили М. Философия и личность / М. Мамардашвили // Человек. - 1994. - Вып. 5. - С. 5-19.
99. Манхейм К. Структурный анализ эпистемологии / К. Мангейм; [сокр. пер. и предисл. Е. Я. Додина]. - М. : ИНИОН, 1992. - 38 с.
100. Маньковская Н. Б. Эстетика постмодернизма / Н. Б. Маньковская. - СПб. : Алетейя, 2000. - 346 с.
101. Маркузе Г. Одномерный человек / Г. Марузе. - М. : ACT : ЕРМАК, 2003. - 331 с.
102. Мелетинский Е. М. Аналитическая психология и проблема происхождения архетипических сюжетов / Е. М. Мелетинский // Бессознательное. Многообразие видения : сб. ст. - Новочеркасск, 1994. - Т. 1. - С. 41-48.
103. Мелетинский Е. М. От мифа к литературе / Е. М. Мелетинский. -М. : РГГУ, 2001. - 168 с.
104. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа / Е. М. Мелетинский. - М. : Наука, 1976. - 408 с.
105. Мелетинский Е. М. Скандинавская мифология как система / Е. М. Мелетинский // Труды по знаковым системам. - Тарту, 1975. - Вып. 7. - С. 38-52.
106. Меликов В. В. Введение в текстологию традиционных культур (на примере «Бхагавадгиты» и других индийских текстов) / В. В. Меликов. - М. : Рос. гос. гум. ун-т, 1999. - 304 с.
107. Милашенков О. А. Что придет на смену постмодернизму? [Электронный ресурс] / О. А. Милашенков. - URL : https://metamodernizm.ru/chto-pridet-na-smenu-postmodernizmu/ (дата обращения: 10.09.2021). - Режим доступа: свободный.
108. Милле Ж. Ф. Опыт как само-техника (читая Фуко) / Ж. Ф. Милле; пер. с фр. Е. Д. Вознесенской // Социо-Логос постмодернизма : альманах Российско-французского центра социологических исследования Ин-та социологии РАН. - М., 1996. - С. 98-121.
109. Минский М. Фреймы для представления знаний / М. Минский; под ред. Ф. М. Кулакова. - М. : Энергия, 1979. - 154 с.
110. Могилевич М. Апокалиптические представления в европейской культуре XX века [Электронный ресурс] / М. Могилевич.- URL : http://www.dslib.net/teoria-kultury/apokalipsicheskie-predstavleniia-vevropeiskoi-kulture-xx-veka.html (дата обращения: 12.02.2017). - Режим доступа: свободный.
111. Мотрошилова Н. В. История философии : Запад - Россия - Восток. В 4 кн. Кн. 4 Философия XX в. / Н. В. Мотрошилова, А. М. Руткевич. - 2-е изд. - М. : «Греко-латинский кабинет» Ю. А. Шичалина, 2000. - 448 с.
112. Найдыша В. М. Философия мифологии. XIX - начало XXI вв. / В. М. Найдыша. - М. : Альфа, 2004. - 544 с.
113. Нечипуренко В. Н. Эсхатологические мифы как социальный феномен (Опыт социально-философского анализа) : дис. ... канд. филос. наук / В. Н. Нечипуренко. - Ростов-на-Дону, 1997. - 329 с.
114. Нисхождение Инанны в Нижний Мир [Электронный ресурс] / пер. В. К. Афанасьевой - URL : https://wisdomlib.ru/story/4983/ (дата обращения: 10.06.2018). - Режим доступа: свободный.
115. Ницше Ф. Полное собрание сочинений : В 13 т. Т. 5: По ту сторону добра и зла. К генеалогии морали. Случай «Вагнер»/ Ф. Ницше; Ин-т философии. - М. : Культурная революция, 2005. - 480 с.
116. Нойман Э. Глубинная психология и новая этика. Человек мистический. Гл. Старая этика / Э. Нойман. - СПб. : Академический проект, 1999. - 206 с.
117. Обрядовая теория мифа : сб. науч. тр. / Д. Фонтенроуз [и др.]; под. ред. А. Ю. Рахманина. - СПб. : Изд-во СПб. ун-та, 2003. - 216 с.
118. Ольшанский Д. А. По ту сторону принципа современности // Vita Cogitans : альманах - СПб., 2003. - Вып. 3, № 3. - C. 205-217.
119. Ортега-и-Гасет X. Восстание масс / Х. Ортега-и-Гасет. - М. : АСТ, 2001. - 509 с.
120. Откровение Иоанна Богослова. - М. : Белый город, 2012. - 168 с.
121. Отто Р. Священное. Об иррациональном в идее божественного и его соотношении с рациональным / Р. Отто; пер.с нем. А. М. Руткевич. -СПб. : Изд-во СПб. ун-та, 2008. - 272 с.
122. Павлич Д. И. Аксиология метамодерна на примере кино /Д. И. Павлич // Научный форум : Инновационная наука : сб. ст. по материалам XXX Междунар. науч.-практ. конф. - М., 2020. - № 1(30). - С. 8-12.
123. Павлич Д. И. Апокалипсис в современном массовом кино / Д. И. Павлич // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2017. - № 1 (75). - С. 77-82.
124. Павлич Д. И. Апокалиптический миф как способ формирования «культурного другого» в средствах массовой информации / Д. И. Павлич // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств: научный журнал. - 2016. - № 6 (74). - С. 62- 68.
125. Павлич Д. И. Диалектика мифа психоаналитической школы / Д. И. Павлич // Научный альманах. - 2016. - № 12-3. - С. 367-370. - ЦКЬ : Ы1р://исот.тМос/па.2016.12.03.367^£ - Режим доступа: Научная электронная библиотека eLibrary.RU.
126. Павлич Д. И. Миф в пространстве массовой коммуникации / Д. И. Павлич // Наука сегодня : проблемы и пути решения : материалы Междунар. науч.-практ. конф. - Вологда, 2017. - С. 90-92.
127. Павлич Д. И. Хронотоп апокалиптического мифа в постмодернизме / Д. И. Павлич // Наука сегодня : теоретические и практические аспекты : материалы Междунар. науч.-практ. конф. В 2 ч. -Вологда, 2017. - Ч. 2. - С. 137-140.
128. Павлич Д. И. Эсхатологический миф в контексте эклектического мировоззрения / Д. И. Павлич // Культура и цивилизация. - Ногинск, 2018. -Т. 8, № 5А. - С. 250-258.
129. Павлов А. В. Образы современности в XXI веке : диджимодернизм / А. В. Павлов // Философия. Журнал Высшей школы экономики. - 2018. - Т. 2, № 2. - С. 197-212.
130. Пайн Б. Джозеф II Экономика впечатлений : работа - это театр, а каждый бизнес - сцена / Б. Джозеф Пайн II, Джеймс Х. Гилмор ; [пер. с анг. и ред. Н. А. Ливинской]. - М. : Вильямс, 2005. - 299 с.
131. Петров Ф. Н. Универсальная структура эсхатологического мифа / Ф. Н. Петров // Религиоведение. - 2004. - № 4. - С. 46-55.
132. Петрухин В. Я. Мифы финно-угров / В. Я. Петрухин. - М. : АСТ : Транзиткнига, 2003. - 463 с.
133. Пожаров А. И. Трансформации христианского эсхатологического мифа в современном медиакультурном пространстве : дис. ... канд. филос. наук / А. И. Пожаров. - М, 2016. - 156 с. - URL : https://www.dissercat.com/content/transformatsii-khristianskogo-eskhatologicheskogo-mifa-v-sovremennom-mediakulturnom-prostran (дата обращения: 12.06.2018). - Режим доступа: свободный.
134. Потебня А. А. Слово и миф / А. А. Потебня. - М. : Правда, 1989. -
260 c.
135. Почепцов Г. Г. Информационные войны. Психолингвистические проблемы массовой коммуникации / Г. Почепцов. - М. : Наука, 1974. - 343 с.
136. Почепцов Г. Г. Послекоммуникативные процессы [Электронный ресурс] / Г. Г. Почепцов // Рациональность и семиотика дискурса : сб. науч. тр. -Киев, 1994. - URL : https://rusneb.ru/catalog/004796_000040_TVERS-RU%7C%7C%7CT0UNB%7C%7C%7CEK0LD%7C%7C%7C5-12-003913-8/ (дата обращения: 15.06.2019). - Режим доступа: свободный.
137. Почепцов Г. Г. Теория коммуникации / Г. Г. Почепцов. - М. : Рефл-бук : Ваклер, 2001. - 651 с.
138. Пропп В. Исторические корни волшебной сказки / В. Пропп. - М. : Лабиринт, 2010. - 336 с.
139. Пугачев О. С. Человек и природа в нравственно-правовом континууме / О. С. Пугачев, Н. П. Пугачева. - Пенза : РИО ПГАУ, 2018. -183 с.
140. Пфаллер Р. Ради чего стоит жить. Начала материалистической философии / Р. Пфаллер. - М. : Изд-во ин-та Гайдара, 2018. - 384 с.
141. Ранк О. Миф о рождении героя / О. Ранк; пер. с нем. А. Хомик, М. Коблинская. - М. : Рефи-бук, 1997. - 238 с.
142. Розин В. М. Визуальная культура и восприятие : Как человек видит и понимает мир / В. М. Розин. - 2-е изд. - М. : УРСС, 2004. - 224 с.
143. Рорти Р. Философия и будущее / Р. Рорти // Вопросы философии. -1994. - № 6. - С. 29- 34.
144. Рэдклифф-Браун А. Р. Структура и функция в примитивном обществе. Очерки и лекции / А. Р. Рэдклифф-Браун. - М. : Вост. лит., 2001. -304 с.
145. Санданов А. Б. Постапокалиптический сюжет в американском кино : история развития и место в современном кинематографе : автореф. дис. .канд. искусствоведения / А. Б. Санданов. - М., 2013. - URL : https://new-disser.ru/ avtoreferats/01006741937.pdf (дата обращения: 25.04.2018). - Режим доступа: свободный.
146. Серова М. Метамодернизм - выход из здания суда? [Электронный ресурс] / М. Серова. - URL : https://metamodernizm.ru/metamodern-interview/ (дата обращения: 11.09.2019). - Режим доступа: свободный.
147. Силичева О. В. Личность и миф : становление мифологической компоненты сознания современной личности : дис. ... канд. филос. наук / О. В. Силичева. - Волгоград, 2001. - 181 c.
148. Словарь русского языка. В 4 т. Т. 1. А-Й / РАН, Ин-т лингв. исследований; под ред. А. П. Евгеньевой. - 4-е изд., стер. - М. : Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999. - 702 с.
149. Слышкин Г. Г. Кинотекст (опыт лингвокультурологического анализа) / Г. Г. Слышкин, М. А. Ефремова. - М. : Водолей, 2004. - 153 с.
150. Солганик Г. Я. К определению понятий «текст» и «медиатекст» / Г. Я. Солганик // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика - 2005 - № 2. - С. 7-16.
151. Соловий Р. Появляющаяся церковь / Р. Соловий. - М. : Коллоквиум, 2014. - 352 с.
152. Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика : исслед. изм. в больших системах искусства, истины, этики, права и обществ. отношений / Питирим Сорокин; пер. с анг. В. В. Сапова. - СПб. : Изд-во Рус. Христиан. гуманитар. ин-та, 2000. - 1054 с.
153. Сорокин Ю. А. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция / Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов // Оптимизация речевого воздействия. - М., 1990. - С. 16.
154. Сэндидж Ч. Реклама. Теория и практика / Ч. Сэндидж, В. Фрайбургер, К. Ротцолл. - М. : Прогресс, 1989. - 236 с.
155. Тайлор Э. Б. Первобытная культура / Э. Б. Тайлор. - М. : Полит. лит., 1989. - 573 с.
156. Токарев С. А. Мифология / С. А. Токарев, Е. М. Мелетинский // Мифы народов мира : энциклопедия. - М., 2008 - С. 9-16.
157. Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ : Исследования в области мифопоэтического : Избранное / В. Н. Топоров. - М. : Прогресс : Культура, 1995. - 624 с.
158. Топоров В. Н. Пространство и текст / В. Н. Топоров // Из работ московского семиотического круга. - М., 1997.
159. Тоффлер Э. Шок будущего / Э. Тоффлер. - М. : АСТ, 2002. - 557 с.
160. Трубецкой С. Н. Метафизика в Древней Греции / С. Н. Трубецкой - М. : Мысль, 2010. - 589 с.
161. Улыбина Е. В. Путь в никуда или третье пространство массовой
литературы : [детектив. жанр в творчестве А. Марининой и Д. Донцовой в контексте традиций массовой лит.] / Е. В. Улыбина // Массовая культура на рубеже веков : сб. ст. / ред.-сост. Е. В. Дуков, Л. И. Левин. - СПб., 2005. - С. 115-134.
162. Усманова А. Р. Умберто Эко : парадоксы и интерпретации / А. Р. Усманова. - Минск. : Пропилен, 2000. - 200 с.
163. Философия : учеб. пособие для вузов. Ч. 1 / под ред. В. И. Кириллова, С. И. Попова, А. Н. Чумакова. - М. : Юристъ, 1996. - 376 с.
164. Флиер А. Я. Глобализация как культурная тенденция / А. Я. Флиер // Обсерватория культуры. - 2005. - № 1. - С. 38-42.
165. Фрай Н. Анатомия критики / Н. Фрай // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. Трактаты, статьи, эссе. - М., 1987.
166. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого «Я» / З. Фрейд.
- М. : Современные проблемы, 1925. - 98 с.
167. Фрейд З. Тотем и табу / З. Фрейд. - М. : АСТ, 2004. - 220 с.
168. Фрейзер Д. Золотая ветвь : исследование магии и религии? / Д. Фрейзер. - 2-е изд. - М. : Полит. лит., 1983. - 703 с.
169. Фрумкин К. Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста [Электронный ресурс] / К. Г. Фрумкин // Ineternum. - 2010. - № 1. - URL : http://nounivers.narod.ru/pub/kf clip.htm от 02.01.2012/ (дата обращения: 20.01.2020). - Режим доступа: свободный.
170. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы [Электронный ресурс] / М. Фуко - URL : https://litmir.me/br?b=98365p=1 (дата обращения: 12.04.2018). - Режим доступа: свободный.
171. Харт К. Постмодернизм / К. Харт. - М. : Гранд-Фаир, 2006. - 272
c.
172. Хейзинга Й. Homo ludens. Человек играющий / Й. Хейзинга. - М. : ЭКСМО-Пресс, 2001. - 352 с.
173. Хейзинга Й. Осень Средневековья / Й Хейзинга. - М. : Айрис-пресс, 2004. - 544 с.
174. Хрестоматия по истории философии. Западная философия. От Шопенгауэра до Дерриды. В 3 ч. Ч. 2 / отв. ред. Л. А. Микешина. - М. : ВЛАДОС, 1997. - 672 с.
175. Хюбнер К. Истина мифа / К. Хюбнер. - М. : Республика, 1996. -
448 с.
176. Цендровский О. Ю. Между Ницше и Буддой / О. Ю. Цендровский.
- М. : АСТ, 2021. - 448 с.
177. Шакирова Е. Ю. Общее представление о динамике и строении современного социокультурного пространства / Е. Ю. Шакирова // Вестник ВГУ. Серия: Философия. - 2013. - Т. 21, № 12. - C. 108-124.
178. Шапинская Е. Н. Избранные работы по философии культуры. Философия культуры в новом ключе / Е. Н. Шаписнкая. - М. : Согласие : Артем, 2014. - 454 с.
179. Шеллинг Ф. В. Введение в философию мифологии / В. Ф. Шеллинг // Шеллинг Ф. В. Сочинения : В 2 т. - М., 1989. - Т. 2. - С. 159-374.
180. Шеллинг Ф. В. Система трансцедентального идеализма / Ф. В. Шеллинг. // Шеллинг Ф. В. Сочинения. В 2 т. - М., 1987. - Т. 1. - С. 227-490
181. Шеллинг Ф. В. Философия искусства / Ф. В. Шеллинг. - М. : Мысль, 1989. - 496 с
182. Шинкаренко В. Д. Смысловая структура социокультурного пространства. Миф и сказка / В. Д. Шинкаренко. - М. : URSS, 2005. - 208 с.
183. Шулугина Г. А. Нравственные проблемы христианского мистицизма : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Г. А. Шулугина. - Саранск, 2000. - 18 с.
184. Эванс-Притчард Э. Теории примитивной религии / Э. Эванс-Притчард. - М. : ОГИ, 2004. - 142 с.
185. Эко У. Заметки на полях «Имени Розы» / У. Эко. - СПб. : Симпозиум, 2007. - 92 с.
186. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / У. Эко. - СПб. : Симпозиум, 2004. - 544 с.
187. Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста / У. Эко; пер. с анг. и итал. С. Серебряного. -М. : АСТ : CORPUS, 2016. - 502 с.
188. Элиаде М. Аспекты мифа / М. Эллиаде. - М. : Академический проспект, 2000. - 256 с.
189. Элиаде М. Миф о вечном возвращении / М. Элиаде. - М. : Ладомир, 2000. - 412 с.
190. Элиаде М. Мифы. Сновидения. Мистерии / М. Эллиаде. - М. : Ваклер, 1996. - 288 c.
191. Элиаде М. Оккультизм, колдовство и моды в культуре / М. Элиаде. - Киев : София; М. : ИД Гелиос, 2002. - 224 с.
192. Эпос о Гильгамеше «Все о видавшем» / под ред. В. Струве. - М. : Наука, 2015. - 216 с.
193. Юнг К. Г Воспоминания, сновидения, размышления / К. Г. Юнг. -М. : АСГ-ЛТД, 1998. - 496 c.
194. Юнг К. Г. Аналитическая психология : теория и практика : Тавистокские лекции / К. Г. Юнг. - СПб. : Азбука-классика, 1994. - 136 c.
195. Юнг К. Г. Архетип и символ / К. Г. Юнг. - М. : Ренессанс, 1991. -
297 с.
196. Юнг К. Г. О природе психического / К. Г. Юнг // Юнг К. Г. Структура и динамика психического. - М., 2008. - С. 185-268.
197. Юнг К. Г. Психология бессознательного / К. Г. Юнг. - М., 1995. -
320 с.
198. Юнг К. Г. Психология и алхимия / К. Г. Юнг. - М. ; Киев, 1997. -
608 c.
199. Юнг К. Г. Собрание сочинений. Ответ Иову / К. Г. Юнг. - М. : Канон, 1995. - 351 с.
200. Юнг К. Г. Структура и динамика психического / К. Г. Юнг; пер. с анг. В. В. Зеленского. - М. : Ин-т общегуманитар. исслед., 2021. - 600 с
201. Юрченкова Н. Г. Мифология мордовского этноса : генезис и трансформации / Н. Г. Юрченкова. - Саранск : НИИ ГН при Правительстве РМ, 2009. - 411 с.
202. Якимова Е. Основные принципы классификации эсхатологических сюжетов в мировом художественном кинематографе [Электронный ресурс] / Е. Якимова. - URL : http://vestnik-rzi.ru/2014/02/1387/ (дата обращения: 10.05.2017). - Режим доступа: свободный.
203. Якобсен Т. Сокровища тьмы : История месопотамской религии / Т. Якобсен. - М. : Вост. лит., 1995 - 293 с.
204. Ясперс К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. - М. : Республика, 1994. - 527 с.
205. Baudrillard J. The Transparency of Evil. Essays on Extreme Phenomena / J. Baudrillard. - New York, 1996. - 183 p.
206. Berman M. All that is Solid Melts into Air / M. Berman. - New York: Simon & Schuster, 1982. - 196 p.
207. Daniel Bell. The Cultural Conradictions of Capitalism / Bell Daniel. -New York : Basic Books, 1976. - 333 p.
208. Jung C. G. Concerning Rebirth / C. G. Jung // Collected Works of C. G. Jung. The Archetypes and the Collective Unconscious. - Princeton, NJ : Princeton University Press, 1959. - Vol. 9,P. 1. - P. 113-149.
209. Kongaes-Maranda E. Structural Models in Folklore and Transformational Essays / E. Kongaes-Maranda, P. Maranda. - Paris : Mouton, 1971. - 146 p.
210. Minsky М. A Framework for representing knowledge / M. Minsky, P. H. Winston // the Psychology of Computer Vision. McGraw-Hill. - New York, 1975. - 306 p.
211. Pearson C. S. Awakening the Heroes Within: Twelve Archetypes to Help Us Find Ourselves and Transform Our World / C. S. Pearson. - San Francisco : Harper One, 1991. - 333 p.
212. Perniola М. Enigmas: The Egyptian Moment in Society and Art, Christopher Woodall (trans.) / M. Perniola. - London : Verso, 1995. - 158 p.
213. Pfaller R. On the Pleasure Principle in Culture: Illusions Without Owners / R. Pfaller. - New York : Verso, 2014. - 288 p.
214. Raglan. The Hero: A Study in Tradition, Myth and Drama, Methuen, 1936, reprinted by Dover Publications, 2011. - 336 p.
215. Rustad G. C.The Joke That Wasn't Funny Anymore: Reflections on the Metamodern Sitcom / G.C. Rustad , K.H. Schwind [Электронный ресурс]. - URL : https://www.metamodernism.com/2011/02/10/the-joke-that-wasnt-funny-anymore/ (дата обращения: 13.05.2019). - Режим доступа: свободный.
216. Scheiermacher F. Hermeneutics : The Handwritten Manuscriptsyedited by Heinz Kimmerle / F. Scheiermacher // Translated by James Duke and Jack Fortsman. - Mis-soula, 1977. - 252 p.
217. Tewksbury D. The Interaction of News and Advocate Frames: Manipulating Audience Perceptions of a Local Public Policy Issue / D. Tewksbury [et al] // Journalism and Mass Communication Quarterly. - 2000. - Vol. 77, № 4.
218. Van Gorp B., Graber, D. A. Processing the news: How people tame the information tide / B. Van Gorp., D. A. Graber // New York .:Longman, 1988. - P. 64.
219. Vermuelen T. Notes of metamodernism / T. Vermuelen, R. Akker // Journal of AESTHETICS & CULTURE. - 2010. - Vol. 2. - P. 1-12.
220. Waters M. Globalization / M. Waters. - L. : Routledge, 1995. - 160 p.
221. Wiisler An introduction to the social anthropology / Wiisler. - New York : Massachusetts Institute, 1929. - 15 p.
Приложение Фильмография
1. «2012». Режиссер Р. Эммерих. Сценарий: Р. Эммерих.США, 2009 г.
2. «28 дней спустя» (28 Days Later). Режиссер Д. Бойл. Сценарий: А. Гарленд. Великобритания. 2002 г.
3. «Война миров» (War of the Worlds). Режиссер С. Спилберг. Сценарий: Дж. Фридман, Д. Кепп (по мотивам романа Г. Дж. Уэллса). США, 2005 г.
4. «Война Миров Z» (World War Z). Режиссер М. Форстер. Сценарий: М. М. Карнахан, Д. Годдард, Д. Линделоф (на основе романа М. Брукса «Мировая война Z»). США, 2013 г.
5. «Игра престолов» (Game of Thrones). Режиссеры Д. Наттер, А. Тейлор, А. Грейвз. Сценарий: Д. Бениофф, Д. Б. Уайсс, Дж. Р. Р. Мартина (по мотивам цикла «Песнь льда и огня» Дж. Р. Р. Мартина) США, Великобритания, 2011 - 2019 гг.
6. «Извне» (From). Режиссеры Дж. Бендер, Б. Тернер, Дж. Ренфро, Дж. Лиао. Сценарий: Дж. Гриффин, Х. Грилло-Марсуа, В. Ли. США, 2022 г. (первый сезон)
7. «Конан Варвар» (Conan The Barbarian). Режиссер Дж. Милиус. Сценарий: О. Стоун, Дж. Милиус. США, 1982 г.
8. «Люди Икс: Апокалипсис» (X-Men: Apocalypse). Режиссер Б. Сингер. Сценарий: С. Кинберг, Б. Сингер, М. Догерти США, 2016 г.
9. «Люси» (Lucy). Режиссер Л. Бессон. Сценарий: Л. Бессон. Франция, Германия, Тайвань, Канада, США, Великобритания, 2014 г.
10.«Меланхолия» (Melancholia). Режиссер Л. фон Триер. Сценарий: Л. фон Триер. Дания, Швеция, Франция, Германия, 2011 г.
11.«Послезавтра» (The Day After Tomorrow). Режиссер Р. Эммерих. Сценарий: Дж. Ничманоф, Р. Эммерих. США, 2004 г
12.«Притяжение». Режиссер Ф. Бондарчук. Сценарий: О. Малокович, А. Золотарев, О. Ларионова. Россия, 2017 г.
13.«Птичий короб» (Bird Box). Режиссер С. Бир. Сценарий:Э. Хайссерер, Дж. Малерман. США, 2018 г.
14.«Сосны» (Wayward Pines) Режиссеры Дж. Т. Томаса и З. Батманглиджа. Сценарий:Б. Крауч, М. Фридман, М. Р. Перри. Канада, 2015 - 2018 гг.
15.«Судная ночь-2» (The Purge: Anarchy). Режиссер Дж. Демонако. Сценарий: Дж. Демонако. США, Франция, 2014 г.
16.«Теорема Зеро» (The Zero Theorem). Режиссер Т. Гиллиама. Сценарий: П. Рашин, Т. Гиллиама. Великобритания, Румыния, Франция, 2013 г.
17.«Ходячие мертвецы» (The Walking Dead). Режиссеры Г. Никотеро, М. Е. Сатраземис, Д. Бойд. Сценарий: С. Хоффман, Г. Маззара, И. Т. Рейли. США, 2010 - 2022.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.