Апокалипсические представления в европейской культуре XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Могилевич, Мария Николаевна
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 162
Оглавление диссертации кандидат философских наук Могилевич, Мария Николаевна
Введениес.
Глава 1. Апокалипсис как мифологемас.
§1.1 Апокалипсические представления в системе куль турыс . 1 б
§1.2 Понятие мифологемы. Формы существования и функционирования мифологем в культурес.
§1.3 Характериситка христианской мифологемы
Апокалипсисас.
Глава 2. Формы существования мифологем в современной культуре и особенности их взаимодействияс.
§2.1 Центрированный и серийный способы конституирования мифологем в культурес.
§2.2 Серийная мифологема апокалипсиса и концепции времени и истории: способы взаимодействияс.
Глава 3. Структура и анализ апокалипсических концепций в европейской культуре XX векас.
§3.1 Образы апокалипсиса в европейской культуре XX века. Классификацияс.
§3.2 Апокалипсические образы-условияс.
§3.3 Апокалипсические образы-событияс.
§3.4 Апокалипсические образы-следствияс.
§3.5 Общая характеристика и специфика европейской эсхатологии XX векас.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Онтология мифа в текстах В.Розанова как генезис "другой" литературы2012 год, доктор филологических наук Кашина, Наталия Константиновна
"Записки из подполья" Ф.М. Достоевского в контексте авторского мифа о богоборчестве2010 год, кандидат филологических наук Кулибанова, Ольга Сергеевна
Новый Завет и Псалтирь в русской поэзии2013 год, кандидат наук Барышникова, Ирина Юрьевна
Апокалиптические темы и мотивы в русской культуре конца XIX - первой половины XX вв.2007 год, кандидат культурологии Ткаченко, Ирина Александровна
Эсхатологические мотивы современной мифологии в России конца XX-начала XXI вв.2004 год, кандидат филологических наук Ахметова, Мария Вячеславовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Апокалипсические представления в европейской культуре XX века»
Актуальность темы исследования
Процессы и изменения современной культуры находятся в тесной взаимосвязи с соответствующими структурами и формами сознания. Фиксация и анализ структурных единиц современного культурного сознания и механизмов взаимовлияния искомых единиц способны прояснить текущий момент дрейфа культурной ситуации в целом. Одним из таких значимых образований является апокалипсическая мифологема, структурному анализу которой и посвящено данное диссертационное исследование.
Образ апокалипсиса, как одной из наиболее значимых мифологем в христианской культуре, не теряет свой статус и для пост-христианского, секулярного сознания. Ведущая роль апокалипсической мифологемы в структуре современного сознания определяется тем, что данная мифологема была включена в европейское сознание в момент его формирования, в эпоху превалирования христианского религиозного компонента. Образ апокалипсиса, будучи включенным в основополагающую для мировосприятия христианина мифологическую систему, продолжает существовать как структура, «архетип» европейского сознания, поскольку тесно связан с такими базовыми априорными и смысловыми конструктами как время и история. Особенность современного состояния мифологемы конца света определяется тем, что «современный апокалипсис» будучи уже не связанным ни с единым «священным» текстом, ни с христианским мифом, распадается на множество различных форм проявления.
Все сказанное определяет необходимость анализа апокалипсической мифологемы, прояснения ее связей с целым классом сходных феноменов современной культуры, а также выработки комплексной стратегии, методологии исследования казалось уже исторически устаревших конструктов культуры и сознания. Данные образования, несмотря на то, что они лишены своей основы в виде цельных мифологических систем, , продолжают закрепляться в «языке» культуры и тиражироваться в устойчивых образах искусства, массмедиа и практиках повседневности.
Изучение апокалипсических представлений как целостного феномена и структурной единицы сознания в европейской культуре XX века не только углубляет понимание особенностей конкретного периода в истории культуры, но и открывает возможности прогностических исследований развития современной культуры и социума, поскольку проясняет способы функционирования структур сознания в культуре и факторы, влияющих на эти структуры.
Степень научной разработанности темы
До недавних пор проблема апокалипсиса не входил в круг вопросов, занимавших научную мысль. Вплоть до XIX века эта проблематика оставалась предметом христианской экзегетики или герменевтики. Однако и в трудах Отцов Церкви, таких как Ориген или блаженный Августин, «Откровение Иоанна Богослова», т.е. Апокалипсис, рассматривалось не только в качестве предвестия грядущей катастрофы, но как важнейшее духовное событие в жизни каждого христианина. В трудах Иоанна Златоуста появляются попытки сопоставления реалий современного автору мира и пророчеств, описываемых в священном тексте.
Наследовавшая христианское понимание апокалипсиса, российская философская традиция расширяет проблематику апокалипсиса, трактуя его как одну из базовых форм мировосприятия, прежде всего - восприятия переломных исторических и жизненных этапов. Идея эта развита в работах таких мыслителей как В. В. Розанов, JI. Шестов,
Н.А. Бердяев. В работах Н.А. Бердяева, кроме того, подчеркнута базисная для сформированного храстианством сознания взаимосвязь апокалипсического события и категорий «времени» и «смысла истории». В современной отечественной теософской мысли дальнейшее развитие этой традиции толкования апокалипсиса дали С. Тихомиров и А. Мень .
Идеи апокалипсиса как мифологемы восприятия переломных моментов культуры представлены также и в западной философской традиции в работах таких авторов как Ж. Бодрийяр и Ж. Батай.
Отдельно следует упомянуть концепцию «тотального» и «бесконечного» времени, предложанную Э. Левинасом, для которого наличие или отсутствие в сознании категории апокалипсиса (в христианском понимании данной мифологемы) является основным фактором, формирующим понимание времени как основополагающей структуры сознания.
Ещё одно направление в исследовании проблематики апокалипсиса существует в рамках культурной антропологии и представлено рядом исследований, посвященных альтернативным христианской мифологемам конца света. Такие исследователи как М. Элиаде, Дж. Кэмбелл, Ю. Березкин дают свои трактовки апокалипсическим мифам различных культур Южной и Северной Америки, Азии и Африки, высказывая идеи о влиянии этик мифов на циклическое прочтение времени и истории, принятое у изучаемых народов.
Следует отметить, что перечисленные работы лишь частично перекликаются с проблематикой диссертации. Исследование апокалипсических представлений в европейской культуре как целостного феномена предпринимается впервые.
Цели и задачи исследования
Целью диссертационного исследования является анализ структуры, генезиса и основных черт апокалипсических представлений в европейской культуре XX века и их влияния на мировоззрение.
В соответствии с вышеуказанной целью сформулированы следующие задачи исследования:
- рассмотреть разнообразные концепции конца света, характерные для европейской культуры XX века, в рамках единой апокалипсической мифологемы, аргументировать правомерность такого подхода;
- классифицировать и систематизировать представления об апокалипсисе, распространенные в европейской культуре XX века; провести сравнительный анализ христианской и современной, секулярной, апокалипсических мифологем, как с точки зрения их содержания, так и в аспекте способов существования этих мифологем в культуре;
- продемонстрировать взаимозависимость апокалипсических представлений и мифологем времени и истории в культуре; выявить механизмы взаимовлияния мифологем апокалипсиса, времени и истории и дать характеристику современного состояния этих мифологем.
Методология исследования
В ходе исследования использовались различные методики на разных этапах работы. В процессе изучения разнообразных представлений об апокалипсисе в культуре XX века были применены методы классификации и сравнительного анализа, с целью выявления специфических черт изучаемого материала. Семиотический метод был применен при интерпретации различных форм существования мифологемы апокалипсиса, что позволило выявить семантику и прагматику исследуемых текстов. Структурно-функциональный метод был использован, чтобы определить место концепции апокалипсиса в культуре как целостности, а также при анализе её влияния на идеи времени и истории в культуре. В процессе систематизации разнообразных эсхатологических представлений в культуре- XX века был использован метод классификации на основе сюжетных доминант. Данный подход позволил выявить специфические черты исследуемого материала. При исследовании современных форм существования мифологемы апокалипсиса использовались методы психоанализа по обнаружению образов коллективного бессознательного в различных способах их проявлений.
Источниковедческая база исследования
Круг источников, использованных в процессе написания диссертации, состоит из нескольких групп работ представляющих различные традиции в исследовании феномена апокалипсиса, и группы источников составляющих содержание объекта исследования: апокалипсической мифологемы XX века.
Первая группа источников представлена трудами, посвященными толкованию различных форм апокалипсического мифа в истории культур. При изложении христиансткой мифологемы апокалипсиса использовались работы представителей христианской герменевтики - Оригена, Августина Блаженного, Григория Нисского, Иоанна Златоуста. Среди, источников сведений и интерпретаций апокалипсических мифов цивилизаций с циклическим видением времени стоит выделить работы С. С. Аверинцева, Ю. Березкина, К. Гирца, Дж. Кзмбелла, Э. Тайлора, М. Элиаде.
Вторую группу источников составляет круг авторов, разработавших и активно применявших в анализе различных явлений культуры мифологемный подход. Необходимо упомянуть здесь литературоведческие работы М.М. Бахтина, Р. Веймана, В.М. Жирмунского, В.Е. Хализева, труды по фольклористике и исследования мифов А.Ф. Лосева, Е.М. Мелетинского, В.Я. Проппа, О.М. Фрейденберг, и психоаналитическую трактовку роли мифологем в культуре, представленную в работах К.Г. Юнга и его последователей И. Якоби, Е. Ньюманна, С.С. Аверинцева.
В третью группу входят философские исследования проблемы апокалипсиса таких авторов как Э. Левинас, Ж. Бодрийяр, Ж. Батай. Отдельно следует выделить ряд представителей российской философской традиции, глубоко исследовавших проблему апокалипсиса в философии и культуре. Это Н.А. Бердяев, В. В. Розанов, JI. Шестов.
Последнюю группу источников составляет содержательная база европейской апокалипсической мифологемы XX века. При работе с этой группой, мы лишь частично использовали источник, вычленяя из предоставленного материала искомую апокалипсическую проблематику. В группу вошли: художественне текстах таких авторов как Г. Узллс, Д. Лондон, К. Воннегут, Р. Шекли, С. Кинг, Д. Кристофер, С. Лем, К. Чапек, Д. Бирн, Г. Гаррисон, Ф. Дик, Р. Желязны и многих других, кинематографические работы У. Рагона и С. Салкова, К. Маркера, Т. -Гиллиама, Ф. Шеффнера, Н. Мейера, К. Рейнолдса, А. Пьюна, Э. и Л. Вачовски, Д. Бойла, Дж. Ромеро и других.
Научная новизна исследования
Данное исследование представляет собой систематизированный культурологический анализ апокалипсиса в европейской культуре XX Апокалипсическая мифологема XX века первый образов века. впервые рассматривается как цельный феномен. В исследовании предложена оригинальная классификация этих способов проявления этого феномена, а также предпринята попытка выявления характерных черт, присущих всем разновидностям апокалипсических воззрений представителей европейской культуры исследуемого периода.
Научная новизна работы заключается также в разделении способов существования мифологем в культуре на «центрированный» и «серийный», и характеристике особенностей мифологем этих видов. Новым является и анализ влияния апокалипсических воззрений, присущих европейской культуре XX века, на такие категории сознания представителя европейской культуры как «время», «история» и её «смысл».
Результаты диссертационного исследования
Продемонстрирована правомерность рассмотрения в рамках единой мифологемы многообразия апокалипсических представлений, характерных для европейской культуры XX века.
- Выявлена преемственность основных черт современной мифологемы апокалипсиса по отношению к более ранним формам апокалипсических мифологем. Указаны особенности апокалипсической мифологемы XX века, перекликающиеся с мифологемами-предшественницами.
Классифицированы и систематизированы различные концепции апокалипсиса, распространенные в европейской культуре XX века.
Дана характеристика апокалипсических концепций исследуемого периода.
- Произведен сравнительный анализ христианской и секулярной апокалипсической мифологем.
Выявлен «серийный» или «децентрированный» способ существования и функционирования мифологемы апокалипсиса в европейской культуре XX века, отличный от христианского «центрированного» способа.
- Продемонстрирована взаимозависимость мифологем апокалипсиса и концепций времени и истории.
Положения, выносимые на защиту
1. Мифологема «конца света» остается одной из важнейших в европейском сознании, несмотря на ослабление значимости христианской мифологемы «Апокалипсиса».
2. Современная мифологема апокалипсиса имеет отличный от христианской, «серийный» способ существования: лишенная базиса в виде единой для представителей культуры мифологической системы, она продуцирует различные образы и концепции апокалипсиса в культуре, каждый из которых равноценен, и ни один не может считаться более значимым, чем другие.
3. Мифологема, существующая серийным способом, легко встраивается в иные мифологические системы.
4. Механизмы транслирования и тиражирования в массовой культуре темы конца человеческой истории имеет целью размывание апокалипсической проблематики и, в конечном итоге, обессмысливания образа апокалипсиса в сознании представителя культуры.
5. Серийная мифологема апокалипсиса, в отличие от центрированной, не может служить основой для образования иных мифологем.
6. Изменение формы существования апокалипсической мифологемы влечет за собой разрушение традиционных для европейского сознания «априорных форм» времени и истории.
Теоретическая и практическая значимость исследования
Исследование современной эсхатологической мифологемы представляется значимым с общекульторологической точки зрения как пример анализа способов функционирования образа - мифологемы в культуре и её взаимовлияния на другие мифологемы.
Также работа представляется значимой для понимания характерных черт культуры XX века. Теоретические заключения и результаты работы могу быть использованы в исследовании значимых образов и явлений современной культуры.
Основные положения диссертационного исследования могут быть использованы при чтении общих и специальных курсов по культурологии, философии культуры, теории культуры, истории культуры и истории культуры XX века.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Эсхатологический сюжет в русской прозе рубежа XX - XXI веков2006 год, кандидат филологических наук Рыжков, Тимур Валерьевич
Эсхатологические мотивы в творчестве М.А. Булгакова: на примере романов "Белая гвардия" и "Мастер и Маргарита"2008 год, кандидат филологических наук Орлова, Ольга Анатольевна
Русская философская проза после 1917 года, символика мысли: А. П. Платонов, М. М. Пришвин, Л. М. Леонов2001 год, доктор филологических наук Дырдин, Александр Александрович
Эсхатологические мифы и учения как социальный феномен: Опыт соц.-филос. анализа1997 год, кандидат философских наук Нечипуренко, Виктор Николаевич
Сравнительно-культурологический анализ эсхатологических представлений в древнеегипетской и раннехристианской духовных культурах2012 год, кандидат культурологии Воробьёв, Александр Викторович
Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Могилевич, Мария Николаевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью нашей работы было выявить специфику эсхатологической мифологемы XX века и охарактеризовать её влияние на культуру в целом и мировосприятие её представителей.
Для этого в диссертационном исследовании проведено сравнение способов функционирования мифологем в религиозной (в нашем случае -христианской) культуре и в секулярной массовой культуре, которую мы, по преимуществу, наблюдаем в Европе и Америке XX века. Были обозначены два способа существования мифологем в культуре центрированный и децентрированный (или серийный). Была доказана правомерность рассмотрения серийной мифологемы как мифологемы, на основе единства функций обоих способов существования, а также единстве занимаемой ими в позиции среди других мифологем культуры.
В то же время были выявлены специфические черты серийного способа функционирования мифологемы, как то :
- отсутствие некого прообраза мифологемы в культуре, который был бы легитимирован как истинный постоянно прирастающая серия замещающих его образов, ни один из которых ценностно не отличается от другого
- неспособность серийной мифологемы порождать новые смежные мифологемы или связи с ними (при сохранении связей, оставшихся от центрированной мифологемы)
- Расслоенность внутри самой мифологемы, дробление единого образа на составные части
Получив представление о серийном способе существования мифологемы, мы также обосновываем специфику современной эсхатологической мифологемы её взаимовлиянием на ряд смежных мифологем, таких как «время» и «история». Для этого проведен краткий анализ современного состояния этих мифологем.
В ходе исследования разработан и применен новый способ классификаций множества эсхатологических сюжетов, порожденной серийной мифологемой. Это способ классификации сюжетов по основной сюжетной доминанте. Он позволил разделить на небольшое количество групп великое множество материала по современной эсхатологии, но также способствовал выявлению способов превращения этого множества сюжетов в единую (пусть и серийную) мифологему.
На основе выбранной классификации проведен анализ современных апокалипсических сценариев и названы их основные черты:
- отсутствие в мифологеме «событийной» составляющей.
- бесконечное умножение числа гипотетических причин апокалипсиса. возвращение архаики и героического образа в утопических формах пост-апокалипсических сценариев.
- принципиальная обратимость апокалипсического события или непосредственно во время катастрофических событий, или в любой последующий момент.
Вышеуказанные выводы подтвердили ранее выдвинутую в работе гипотезу о радикальной смене типа и принципов построения эсхатологической мифологемы в современной культуре по сравнению с культурой христианской.
На основе представлений о способе функционирования серийной мифологемы, дается характеристика современного состояния мифологемы апокалипсиса как безосновной, с легкостью встраиваемой в любые другие мифологические системы и, как следствие, бесконечно умножающей собственное содержание посредством различных форм культурного творчества.
На основе анализа разнообразных эсхатологических концепций в европейской культуре XX века сделаны выводы о том, что современная апокалипсическая мифологема:
1) оказывается фактически лишенной своей событийной части. Апокалипсис получает статус события, непричастного к человеческому опыту;
2) имеет бесконечное число вариантов собственных причин. Это делает процедуру опознания в явлении причины апокалипсиса всё более и более привычной, возможным следствием чего следует ожидать исчезновение какой-либо реакции на это опознание;
3) однозначно трактует пост-апокалипсическое будущее как возвращение к «изначальным», декларируемым в качестве базовых для культуры, ценностям. Наиболее характерно в этой связи сохранение, или даже упрочение в пост-апокалиптике ценности и значимости человека, что резко отличает её от христианской эсхатологии, где после Страшного Суда миссия человека заканчивается.
Предпринтый анализ позволяет? сделать выводы о попытке возвращения циклического виденья времени посредством современной эсхатологии, а также о невозможности возвращения этой мифологемы в прежнем её виде в виду отсутствия фундирующих её мифов и ритуалов.
К сожалению, объем работы не позволил нам более детально проанализировать внутреннюю структуру современных эсхатологических сюжетов, а также подробно описать составляющие их образы. Подробное рассмотрение этих образов, их отсылок к другим значимым для культуры мифологемам, могут стать темой для дальнейшего исследования.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Могилевич, Мария Николаевна, 2009 год
1. Августин Аврелий Беседы души с Богом. — М.: Фонд содействия образованию 21 века, 2002. 159 С.
2. Августин Аврелий О бессмертии души. М.: Аст, 2004. 511 С.
3. Аверинцев, С.С. София-Логос. Киев: Дух и литера, 2001. 461 С.
4. Аверинцев, С.С., Франк-Каменский, И.Г., Фрейденберг, О.М. От слова к смыслу. Проблема топогенеза. М. УРСС, 2001.121 С.
5. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Изд. группа «Прогресс», 1994.615 С.
6. Барт Р. Мифологии. М.: Издательство им. Сабашниковых, 2000. 314 С.
7. Батай, Ж. Теория религии; Литература и зло. — Минск: Современный литератор, 2000.351 С.
8. Бердяев, Н.А. Смысл истории; Новое средневековье. М.: Канон+: Реабилитация, 2002.446 С.
9. Бердяев, Н.А. Я и мир объектов// Философия свободного духа. М.: 1994. 256 С.
10. Бердяев, Н.А. О человеке, его свободе и духовности. — М. Флинта, 1999. 311 С.
11. Бодрияйр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000. 389 С.
12. Бодрияйр Ж. Система вещей. М.: Рудомино, 1995. 168 С
13. Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994. 702 С.
14. Вебер М. Работы по социологии, религии и культуре. М.: ИНИОН, 1991. 301 С.
15. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Издательство современного гуманитарного университета, 2001. 209 С.
16. Гирц К. Интерпретация культур. М.: РОССПЭН, 2004. 557 С
17. Гурвич И.Н. Социальная психология здоровья. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1999. 1023 С.
18. Гуссерль Э. Собрание сочинений. М.: Гнозис, 1994. - Т.1. Феноменология внутреннего сознания времени. 351 С.
19. Делёз Ж. Логика смысла. Екатеринбург: "Деловая книга", 1998. 187 С.
20. Делёз Ж. Различие и повторение. СПб.: Петрополис, 1998. 384 С.
21. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. — М.: Мысль, 1994. 399 С.
22. Зенкин B.C. Жан Бодрийяр: время симулякров //Бодрийяр, Жан Символический обмен и смерть, М.: 2000
23. Иоанн Златоуст Избранные поучения. — М.: Изд-во правосл. Братства св. Ап. Иоанна Богослова, 2002. 589 С.
24. Кереньи К., Юнг К.Г. Введение в сущность мифологии. Москва Киев, 1997
25. Кинг, С. Противостояние -М.2006- 751 С.
26. Кнабе Г.С. Материалы по общей истории культуры и истории культуры Древнего Рима. М., 1991.
27. Косидовский 3. Когда солнце было богом . М., 1991
28. Ле Бон Г. Психология народов и масс. М.: 1999
29. Левинас Э. Избранное. Тотальность и Бесконечное. М.; СПб.: Университетская книга, 2000
30. Леви-Стросс, К. Мифологики. Т.1: Сырое и приготовленное. М: 2000
31. Лиотар Ж.Ф. Что есть истина?//Керни Р. Диалоги о Европе. М.: Весь Мир, 2002. 318 С.
32. Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. -Ростов на Дону: Феникс, 1997. 537 С.
33. Лотман Ю. Семиосфера: Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. — СПб.: Искусство-СПб, 2001. 703 С
34. Маркузе Г. Одномерный человек. М.: REFI-book, 1994. 341 С.
35. Маслоу А. Психология бытия. М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 1997. 300 С.
36. Мелетинский. Е.М. Мяндаш// статья из: Мифологичекий словарь. М:, 1992
37. Мелетинский. Е.М. От мифа к литературе. М.: РГГУ, 2000 - 167 С.
38. Мелетинский. Е.М. Поэтика мифа. М.: Вост. Лит., 2000 — 406 С.
39. Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988. 429 С.
40. Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1980. - Т. 1 — 874 С.
41. Московичи С. Век толп. М.: Центр психологии и психотерапии, 1996. 478 С.
42. Московичи С. Машина, творящая богов. М.: Центр психологии н психотерапии, 1998. 556 С.
43. Мосс М. Общество. Обмен. Личность. — М.: Восточная литература, 1996. 401 С.
44. Ориген О началах. СПб.: Амфора, 2000. 380 С.
45. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. М.: Ермак, 2003. 269 С.
46. Ортега-и-Гассет, X. Идеи и верования// Избранные труды М. 2000
47. Пропп, В.Я. Морфология волшебной сказки; Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 1998. 512 С.
48. Розанов, В.В. Апокалипсис нашего времени. -СПб.: Азбука, 2001. 404С.
49. Розанов, В.В. Религия и культура. -М.: ACT; Харьков: Фолио, 2001. 631 С.
50. Розенберг, А. Миф XX века. Оценка духовно-интеллектуальной борьбы фигур нашего времени. Таллин: Shildex, 1998.-512С.
51. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологи. М: Прогресс, 1993. 654 С.
52. Уитроу, Дж. Дж. Структура и природа времени. М: Знание, 1984 - 64 С.
53. Уитроу, Дж. Дж. Естественная философия времени. М: УРСС, 2003 - 401 С.
54. Уэльбек, М. Мир как супермаркет. М.: Ad marginem, 2003. 156 С.
55. Уэльбек, М. Элементарные частицы. М.: 2004 - 527 С.
56. Франкл Л. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 336 С.
57. Фрезер Дж. Золотая ветвь. М.: Политиздат, 1983. 703 С.
58. Фрейд 3. Неудовлетворенность культурой. СПб.: Алетейя, 1998. 252 С.
59. Фрейд 3. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии. — СПб.: Алетейя, 1997. 222 С.
60. Фрейд 3. Я и Оно. М.: Эксмо-пресс, 2001. 859 С.
61. Фрейденберг, О.М. Миф и литература древности. М.: Вост. Лит., 1998. 800 С.
62. Фромм Э. Здоровое общество. М.: Транзиткнига, 2005. 571 С.
63. Фуко М. Воля к истине: По ту сторону знания, власти и сексуальности. М.: Магистериум, 1996. 446 С.
64. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. — М.: Прогресс: Ювента, 2000. 78 С.
65. Шпенглер О. Закат Европы. М.: Исскуство, 1993. 298 С.
66. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. — СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998.431 С.
67. Эко, У. — Средние века уже начались// Иностранная литература. 1994. N 4.
68. Элиаде М. Аспекты мифа. М.: Академический проект, 2001. 239 С.
69. Элиаде М. Мифы, сновидения, мистерии. — М., 1996
70. Юнг К.Г. Бог и бессознательное. Назрань: ACT, М.: Олимп, 1998. 477 С.
71. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. СПб.: Питер, 2002. 352 С.
72. Юнг К.Г. Психологические типы. -М.: ЭКСМО-пресс, 2001. 478 С.
73. Apocalypse theory and the ends of the world. Oxford & Cambridge: Blackwell, 1995.298 P.
74. Benedict R.F. Patterns of Culture. Boston: Mariner Books, 1959. 320 P.
75. Benjamin, M. Living at the End of the World. Trans-Atlantic Publications, 1998 - 305p.
76. Berger, J. After the End: Representations of Post-Apocalypse. Minnesota, 1998 - 248p.
77. Brown, D J. Conversations on the Edge of the Apocalypse: Contemplating the Future with Noam Chomsky, George Carlin, Deepak Chopra, Rupert Sheldrake, and Others. -Palgrave Macmillan, 2005 288 p.
78. Brown, D.J. The Apocalypse : Its structure and Primary Predictions. Washington, 2007 -238 p.
79. Brown, N.O. Apocalypse and/or Metamorphosis. University of California Press, 1992 -250 p.
80. Bull, M. Apocalypse Theory and the Ends of the World. Blackwell, 1995 - 350 p.
81. Bynum, C.W., Freedman, P. Last Things: Death and the Apocalypse in the Middle Ages. University of Pennsylvania Press, 1999 - 376 p.
82. Capek, M. The Concepts of Space and Time: Their Structure and Their Development. -Boston, 1975-640 p.
83. Capek, M. The New Aspects of Time: Its Continuity and Novelties. Boston, 1991 - 380 P
84. Christian, D. Maps of Time: An Introduction to Big History. Berkeley: University of California Press, 2005 - 664 p.
85. Collingwood, R.G. The idea of history. — Oxford: Oxford University press, 1994. 510 P.
86. Consolmagno, G. God's Mechanics: How Scientists and Engineers Make Sense of Religion. Jossey-Bass, 2007 - 256 p.
87. Coogan, M.D. The Oxford History of the Biblical World. Oxford, 2001 - 508 p.
88. Corcoran, P.E. Awaiting Apocalypse. Palgrave MacMillan, 2000-212 p.
89. Craiq, W.L. God, Time, and Eternity: The Coherence of Theism II: Eternity. — Boston, 2001-334 p.
90. Craiq, W.L. Time and the Metaphysics of Relativity. Boston, 2000 - 292 p.
91. Cunningham, A., Grell O. P. The Four Horsemen of the Apocalypse: Religion, War, Famine and Death in Reformation Europe. Washington: Cambridge University Press, 2001 - 376 p.
92. Cunningham, A.M., Fitzpatrick, M. Future Fire: Weapons for the Apocalypse. -Washington, 2000 276 p.
93. Davis-Floyd, R. Cyborg Babies: From Techno-Sex to Techno-Tots, Routledge, 1998 -368 p.
94. Dellamora, R. Postmodern Apocalypse: Theory and Cultural Practice at the End. -Harrispourg: University of Pennsylvania Press, 1995 316 p.
95. Dennett D.C. Darwin's dangerous idea. Evolution and the meanings of life. NY: Simon & Schuster, 1995. 587 P.
96. Dewey, J. Freedom and culture. — NY: Prometheus books, 1989. 134 P.
97. Encyclopedia of Time: Science, Philosophy, Theology, & Culture. Sage Publications, Inc, 2008 - 1632 p.
98. Eco, U., Lumley, R. Apocalypse Postponed. London, 1994 - 240 p.
99. Friedman, M. Foundations of Space-Time Theories: Relativistic Physics and Philosophy of Science. Princeton University Press, 1986 — 408 p.
100. Friedrich, O. The End of the World: A History. Fromm International, 1994 -384 p.
101. Follett, K. World Without End. NAL Trade, 2008-1024 p.
102. Gimpel, J. The End of the Future: The Waning of the High-Tech World. NY: 1995-144 p.
103. Goolrick, R. The End of the World as We Know It: Scenes from a Life. -Algonquin Books, 2008 227 p.
104. Jeans, J. Physics and Philosophy. Cambridge, 2008 - 232 p.
105. Jensen, D. Endgame, Vol. 1: The Problem of Civilization. Seven Stories Press, 2006 - 528 p.
106. Halpern, P. Countdown to Apocalypse: A Scientific Exploration of the End of the World. NY: Basic Books, 2000 - 296 p.
107. Heller, S.F. Apocalypse Soon?: Wagering on Warnings of Global Catastrophe, -McGill-Queen's University Press, 2002 160 p.
108. Hanafi, Z. The Monster in the Machine : Magic, Medicine, and the Marvelous in the Time of the Scientific Revolution. Duke University Press, 2000 - 288 p.
109. Harris, E.E. Apocalypse and Paradigm: Science and Everyday Thinking. -Praeger, 2000 168 p.
110. Hasker, W. God, Time, and Knowledge. Cornell University Press, 1998 - 209 p.
111. Heinberg, R. The Party's Over: Oil, War and the Fate of Industrial Societies. — Gabriola Island: New Society Publishers, 2005 288 p.
112. Holton, G. Einstein, History, and Other Passions: The Rebellion Against Science at the End of the Twentieth Century. Harvard University Press, 2000 - 256 p.
113. Horwich, P. Asymmetries in Time: Problems in the Philosophy of Science. The MIT Press, 1987-234 p.
114. Ions, V. History of Mythology: A Thematic Comparison from Primal Chaos to the End of the World. - Bounty Books, 2000 - 192 p.
115. Joseph, L.E. Apocalypse 2012: An Investigation into Civilization's End. -Broadway, 2008 272 p.
116. Kelly, K. Out of Control: The New Biology of Machines, Social Systems, & the Economic World. NY: 1995, - 258 p.
117. Kirsch, J. A History of the End of the World: How the Most Controversial Book in the Bible Changed the Course of Western Civilization. HarperOne, 2007 - 352 p.
118. Lappe, F.M., Collins, J., Rosset, P. World Hunger: Twelve Myths. -Grove Press, 1998 224 p.
119. LaViolette P.A. Earth Under Fire: Humanity's Survival of the Apocalypse. NY: Starlane Pubns, 1997 - 416 p.
120. Leeming, D.A. The World of Myth: An Anthology. Boston: Oxford University Press, 1992-362 p.
121. Leftow, B. Time and Eternity. Cornell, 2009 - 392 p.
122. Levinas, E. God, death, and time. — Stanford: Stanford University press, 2000. 296 P.
123. Leslie, J. The End of the World: The Science and Ethics of Human Extinction. -Routledge;, 1998 - 336 p.
124. Levy, J. The Doomsday Book Scenarios for the End of the World. - Vision Paperbacks, 2007 - 256 p.
125. Malina, B.J. The New Testament World: Insights from Cultural Anthropology. -London: Westminster John Knox Press, 2001 277 p.
126. Malinowski B. A Scientific Theory of Culture, and Other Essays. — N.Y.: Routledge, 2001. 240 P.
127. Mead G. H. Mind, Self and Society: From the Standpoint of a Social Behaviorist. Chicago: University of Chicago Press, 1962. 201 P.
128. McCartney, A. The End of the World Book: A Novel. Wisconsin, 2008 - 320 p.
129. McGinn, B. Visions of the end. Columbia University Press, 1998 - 390 p.
130. McGuire, B. A Guide to the End of the World: Everything You Never Wanted to Know. Oxford, 2004 - 216 p.
131. McGuire, В., O'Hanlon, M. Apocalypse. Blandford, 2000 - 256 p.
132. McLure, R. The Philosophy of Time: Time Before Times. Routledge, 2005 -224 p.
133. Mc.Neill, J.R., Kennedy, P. Something New Under the Sun: An Environmental History of the Twentieth-Century World. NY: 2001 - 416 p.
134. Morris, H.M. The Revelation Record: A Scientific and Devotional Commentary on the Prophetic Book of the End of Times. Tyndale, 1983 - 521 p.
135. Morrow, J. This Is the Way the World Ends. -NY: 1995 336 p.
136. Nur, A.; Burgess, D. Apocalypse: Earthquakes, Archaeology, and the Wrath of God. Princeton, 2008 - 324 p.
137. Milne, A. Doomsday: The Science of Catastrophic Events. -Praeger, 2000 208p.
138. CTLeary, S.D. Arguing the Apocalypse: A Theory of Millennial Rhetoric. -Oxford, 1998-336 p.
139. O'Neill, B.E. Insurgency and Terrorism: From Revolution to Apocalypse. -Potomac Books Inc., 2005 216 p.
140. Oaklander, L.N. The Ontology of Time (Studies in Analytic Philosophy). -Prometheus Books, 2004 366 p.
141. Parfrey, A. Apocalypse Culture. Feral House, 1990 - 362 p.
142. Parfrey, A. Apocalypse Culture II. Feral House, 2000 - 468 p.
143. Parrish, T. From the Civil War to the Apocalypse: Postmodern History and American Fiction. University of Massachusetts Press, 2008 - 308 p.
144. Pearce, F. When the Rivers Run Dry: Water—The Defining Crisis of the Twenty-first Century. Beacon Press, 2007 — 324 p.
145. Pearce, F. With Speed and Violence: Why Scientists Fear Tipping Points in Climate Change. Beacon Press, 2008 - 304 p.
146. Perkowitz, S. Hollywood Science: Movies, Science, and the End of the World. -Columbia University, 2007 272 p.
147. Plait, P. Death from the Skies!: These Are the Ways the World Will End. NY: 2008-336 p.
148. Plimer, I. Heaven and Earth: Global Warming, the Missing Science. Taylor Trade Publishing, 2006 - 504 p.
149. Primavesi, A. From Apocalypse to Genesis Ecology, Feminism & Christianity. -San Francisco, 1994 336 p.
150. Quinby, L. Millennial Seduction: A Skeptic Confronts Apocalyptic Culture. -Cornell University Press, 1999 192 p.
151. Rabinbach, A. In the Shadow of Catastrophe: German Intellectuals Between Apocalypse and Enlightenment. — San Francisco, 2001 252 p.
152. Ray, D.W. The God Virus: How religion infects our lives and culture. IPC Press, 2008-241 p.
153. Rees, M. Our Final Hour: A Scientist's Warning. Basic Books, 2004 - 240 p.
154. Reichenbach, H. The Philosophy of Space and Time. Dover, 1957 295 p.
155. Reilly, J.J. Apocalypse & Future. Boston: Xlibris Corporation, 2000 — 292 p.
156. Rhodes, R. The Making of the Atomic Bomb. Simon & Schuster, 1995-928 p.
157. Rotenstreich, N. Time and Meaning in History. — Boston, 1987 — 236 p.
158. Roth, A.A. Science Discovers God: Seven Convincing Lines of Evidence for His Existence. Autumn House Publishing, 2008 - 251 p.
159. Rubinsky, Y., Wiseman, I. A History of the End of the World (An Invisible Book). William Morrow & Co, 1982 - 191 p.
160. Science and Religion: A Historical Introduction. The Johns Hopkins University Press, 2002-416 p.
161. Science and Religion: Some Historical Perspectives. Cambridge, 1991 - 434 p.
162. Schneider, S. Science Fiction and Philosophy: From Time Travel to Superintelligence. Wiley-Blackwell, 2008. - 368 p.
163. Schwarz, H. Theology In A Global Context: The Last Two Hundred Years. Wm. B. Eerdmans Publishing Company, 2005 - 597 p.
164. Sitchin, Z. The End of Days: Armageddon and Prophecies of the Return. NY: 2008-320 p.
165. Smith, Q. Language and Time. Oxford, 2002 - 272 p.
166. Spencer, R. Climate Confusion: How Global Warming Hysteria Leads to Bad Science, Pandering Politicians and Misguided Policies that Hurt the Poor. -NY: Encounter Books, 2008 184 p.
167. Speth, J.G. The Bridge at the Edge of the World: Capitalism, the Environment, and Crossing from Crisis to Sustainability. Yale University Press, 2008 - 320 p.
168. Stenger, V.J. The New Atheism: Taking a Stand for Science and Reason. NY: 2007-250 p.
169. Tarnas, R. The Passion of the Western Mind: Understanding the Ideas that Have Shaped Our World View. Ballantine Books, 1993 - 560 p.
170. The Philosophy of Time. Oxford University Press, 1993 - 230 p.
171. Typler, F.J. The Physics of Christianity. Doubleday Religion, 2008. - 336 p.
172. Updike, J. Toward the end of time. NY: Fawcett Columbine, 1997. 334 P.
173. Vargas Llosa, M. The War of the End of the World. Picador, 2008 - 576 p.
174. Waugh, A. Time: Its Origin, Its Enigma, Its History. Basic Books, 2001 - 288 p.
175. Weber, E. Apocalypses: Prophecies, Cults, and Millennial Beliefs through the Ages. Harvard University Press, 2000 - 302 p.
176. Wells, W. Apocalypse When?: Calculating How Long the Human Race Will Survive. NY: 2006 - 200 p.
177. Williamson, A.H. Apocalypse Then: Prophecy and the Making of the Modern World. NY: 2008 - 368 p.
178. Wojcik, D. The End of the World As We Know It: Faith, Fatalism, and Apocalypse in America. NY: 1999 - 324 p.
179. Wright, R. The Evolution of God. Little, Brown and Company, 2009 - 576 p.
180. Young, D.A., Stearley, R.F. The Bible, Rocks and Time: Geological Evidence for the Age of the Earth. IVP Academic, 2008 - 510 p.
181. Yourgrau, P. A World Without Time: The Forgotten Legacy of Godel and Einstein. Basic Books, 2006 - 224 p.
182. Zoellner, T. Uranium: War, Energy and the Rock That Shaped the World. -Washington, 2008 352 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.