Эмпатия как атрибутивное свойство культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Слесаренко, Зарина Ринатовна
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 170
Оглавление диссертации кандидат наук Слесаренко, Зарина Ринатовна
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Философско-онтологический дискурс эмпатии
1.1. Концепция художественной деятельности человека:
от мимесиса к эмпатии
1.2. Неклассическое понимание эмпатии - становление эмпатии в границах сознания
1.3. Постнеклассическое понимание эмпатии
Глава 2. Феномен эмпатии как способность, основополагающая для творчества
2.1. Феномен эмпатии в контексте гуманитарных наук
2.2. Феномен культурной эмпатии в философском и культурологическом дискурсе
2.3. Культурная эмпатия как способоность, основополагающая для творчества
Заключение
Список использованной литературы и источников
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Феномен эмпатии в контексте современной западной философии2001 год, кандидат философских наук Пузыревский, Валерий Юрьевич
Специфика и возможности эмпатического познания2011 год, кандидат философских наук Бочкарёва, Светлана Владимировна
Эволюция понятия "эмпатия" в психологии2013 год, кандидат психологических наук Карягина, Татьяна Дмитриевна
Кросс-культурные особенности эмпатии: на примере студентов из России и Китая2017 год, кандидат наук Лебедева, Юлия Владимировна
Античная литература как философский дискурс: идеи софистов в трагедиях Еврипида и комедиях Аристофана2020 год, кандидат наук Юрина Екатерина Сергеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эмпатия как атрибутивное свойство культуры»
Введение
Актуальность исследования эмпатии как атрибутивного свойства культуры обусловлено следующими причинами:
Во-первых, обострение экологических, этнокультурных и образовательных проблем, утрата человеком межличностных и коммуникативных способностей в настоящее время обусловливают интерес к изучению духовно-ценностной стороны творчества. В современном обществе во взаимоотношениях между людьми ощутимо ослабевает способность к сопереживанию, что приводит к обеднению культуротворческой способности, ее постепенному обесцениванию и исчезновению. Однако именно благодаря духовно-нравственно обусловленному творчеству человек достигает духовной, общечеловеческой гармонии и устремляется к высотам своего совершенства. В связи с этим последние два десятилетия эмпатия как способность быть другим, одновременно оставаясь самим собой, нуждается в особом внимании современных исследователей.
Во-вторых, количество исследований, посвященных эмпатии в области таких наук как психология, педагогика, этнология, социология, эстетика, постоянно увеличивается. Однако эти работы с силу специфики их аспекта несколько односторонни и не дают целостного философско-культурологического понимания данного феномена.
В-третьих, изучение эмпатии как широкого философско-культурологического феномена остается не только недостаточным, но еще не выяснен его онтологический дискурс.
В-четвертых, актуальным для современного философского, культурологического, антропологического знания становится изучение и аксиологического аспекта феномена эмпатии как одного из сущностных свойств культуры. Исследовательские перспективы позволят определить
содержание концепта «культурная эмпатия» и выявить особенности его репрезентации в культуре.
Степень разработанности проблемы. Имеющиеся исследования эмпатии как таковой содержат серьезные предпосылки для его изучения как свойства культуры, поэтому в этом контексте в данной работе были изучены результаты исследований эмпатии в области философии, эстетики, культурологии, социологии и психологии.
Первые попытки обоснования феномена эмпатии наблюдаются в размышлениях античных мыслителей: Сократа, Платона, Аристотеля, Луция Аннея Сенеки, Марка Аврелия Антония, Тита Лукреция Кара, Цицерона, Горация, Плотина. В их творчестве сам феномен не назывался, но мы видим его присутствие благодаря механизмам эмпатии (страдание, катарсис, мимесис, очищение, подражание). Искания средневековых философов Августина Блаженного, Пьера Абеляра, Гуго Сен-Викторского, Витело, Фомы Аквинского имели особую значимость для дальнейшего понимания феномена эмпатии. Несмотря на религиозную направленность их работ, впервые появляются исследования психологического (исповедального) характера, мыслителей данной эпохи интересует человек, его душа, внутреннее состояние. Работы представителей эпохи Ренессанса Леонардо да Винчи, Марсилио Фичино, Альберти, Микеланджело Буонарроти, Уильяма Шекспира, Лодовика Костельветро также внесли существенный вклад в осмысление феномена эмпатии. Характерным было то, что все внимание мыслителей эпохи Возрождения было направлено на творческую личность. Значительными стали исследования и достижения в области философии Нового времени. Односторонний субъективизм (антропоцентризм) в работах таких представителей, как Э.Берк, И.Винкельман, Г.Гегель, К.Гельвеций, Ж.Дюбо, И.Кант, Г.Лейбниц свидетельствует признании роли интроекции и присутствии проекции эмпатии.
В конце XIX - начале XX века в эстетике и психологии широко распространяется теория вчувствования Т.Липпса1. Позднее Т.Фишер будет акцентировать внимание на таком понятии, как «пассивное вчувствование», а К.Гросс, Р.Фишер, И.Фолькельт — на «активном вчувствовании». Психологическая теория Т.Липпса в последующем станет ориентиром для дискуссий об эмпатии.
К изучению природы феномена эмпатии обращались философы следующих направлений: философия жизни, феноменология, герменевтика, экзистенциализм. Например, А.Бергсон анализировал природу интуиции; Э.Гуссерль исследовал феномен интерсубъективности; Г.Гадамер - эмпатию и язык; М. Хайдеггер анализировал концепцию понимающего бытия-друг-с-другом, К.Ясперс исследовал особенности рационального познания и некоторые аспекты познания через вчувствование.
В современной философии феномен эмпатии рассматривается в работах Э.В.Ильенкова - как способность для творчески-человеческого отношения к окружающему миру и Е.Я.Басина 3 , который анализирует «точки' соприкосновения» художественного творчества и эмпатии. Этапы признания, дискредитации и реабилитации эмпатии в современной западной философии были представлены в исследованиях В.Ю.Пузыревского4 . С.В.Бочкарева рассматривает «эмпатическое познание», которое представляет собой «когнитивный процесс, сформировавшийся в сфере субъект-субъектного взаимодействия и открывающий познавательные возможности, принципиально недоступные сенсорному и рациональному познанию» 5 .
1 Липпс Т. Руководство по психологии. СПб., 1907. 394 с.
2 Ильенков Э. Об эстетической природе фантазии // Вопросы эстетики. 1964. Вып. 6. С. 46-92.
3 Басин Е. Я. Творчество и эмпатия // Вопросы философии. 1987, № 2. С. 54-66.
4 Пузыревский В.Ю. Эмпатия как предмет исследований в современной западной философии // URL: http://www.scorcher.ru/neuro/neuro_sys/empaty/empaty2.php.
5 Бочкарева C.B. Истинность диалога: соционическое исследование или эмпатическое познание другого // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Культурология. 2011. №2(217). С. 115.
С.Г.Афанасьев 1 подробно анализирует и разбирает эмпатические теории художественного восприятия на Западе.
В отечественной и зарубежной психологии существует огромное количество исследований, специально посвященных эмпатии или затрагивающих проблему этого феномена в различных его проявлениях. Особое внимание следует уделить работам К.Роджерса , который создает и использует термин «эмпатия» и «эмпатическое понимание». Такие исследователи, как У.Бронфенбреннер, Р.Даймонд, Дж.Мид анализировали
л
эмпатию «как способность принять роль другого человека» . Эмпатию как регулятор межличностных отношений рассматривали следующие отечественные и зарубежные психологи: Р.Адлер, А.А.Бодалев, Л.С.Выготский, Т.П.Гаврилова, Ю.Б.Гиппенрейтер, Т.Д.Карягина, Е.Н.Козлова, А.Б.Орлов, М.А.Хазанова4. Феномен эмпатии с точки зрения взаимосвязи аффективных и когнитивных процессов в психотерапии исследовался в работах таких авторов, как К.Роджерс, В.Франкл, Э.Фромм, КЛОнг5, с позиции понимающей психологии - в трудах Г.Этчегоена, К.Ясперса6, с позиции гуманистической психологии - в исследованиях Дж.Игана, А.Маслоу, К.Роджерса, В.Франкла7.
1 Афанасьев С.Г. Эмпатия и художественное восприятие // Вопросы культурологии. 2010. № 2. С. 11-15.
2 Роджерс K.P. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. С. 106.
3 См.: Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1975. № 2. С. 150.
4 Адлер А. Понять природу человека. СПб., 2000. 256 е.; Бодалев A.A. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982. 200 е.; Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте // Л.Выготский. Мышление и речь. M., 2008. С. 497-596; Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии. С. 147158; Гиппенрейтер Ю.Б., Карягина Т.Д., Козлова E.H. Феномен конгруэнтной эмпатии // Вопросы психологии. 1993. № 4. С. 61-68; Орлов А.Б., Хазанова М.А. Феномены эмпатии и конгруэнтности // Вопросы психологии. 1993. №4. С. 68-71.
5 Роджерс К. Эмпатия // Психология эмоций. М., 1894. С. 148-150; Франкл В. Человек в поисках смысла. M., 1990. 368 е.; Фромм Э. Искусство любить. М., 1990. 503 е.; Юнг К.Г. Психологические типы. М., Минск, 2006. 528 с.
6 Этчегоен Г. Эмпатия // URL: http: // www.psyjournal.ru / psyjournal/authors/detail.php?ID=2586; Ясперс К. Общая психопатология. M., 1997. 1056 с.
7 Иган Дж. Базисная эмпатия как коммуникативный навык // URL: http: // www.psyjournal.ru /j3p/pap.php?id=20000105; Маслоу А. По направлению к психологии бытия. М., 2002. 272 е.; Роджерс К. Эмпатия // Психология эмоций. М., 1894. С. 148-150; Франкл В. Человек в поисках смысла: сборник статей. М., 1990.368 с.
Роль эмпатии в решении социальных конфликтов исследуется в работах Б.Х.Бгажнокова, И.О.Елеференко, А.Самарина 1 . Их интересует проблема нравственности и толерантности в эмпатии.
А.А.Бодалев впервые вводит термин «эмпатическая культура», а Б.Х.Бгажноков исследует культуру, сформировавшуюся под влиянием сопереживания, которую он называет «культурой эмпатии».
Таким образом, проведенный анализ работ предшественников, исследования которых имеют непосредственное отношение к выбранной диссертантом теме, дают основу для развития трактовки концепции культурная эмпатия.
Проблемная ситуация состоит в том, что на сегодняшний день недостаточные, но разнообразные и противоречивые точки зрения относительно сущности эмпатии не дают целостного философско-культурологического осмысления эмпатии как культурного феномена и его роли в культуротворчестве.
Рабочая гипотеза состоит в том, что эмпатия взятая как интеграция образно-чувственного и логического аспектов познания позволит обосновать, что данный феномен является атрибутивным свойством культуры и < основанием для духовно-эстетической и культуротворческой активности человека.
Объект диссертационного исследования - эмпатия как феномен культуры.
Предмет исследования — специфические свойства, структура и форма проявления эмпатии в культуротворчестве.
Цель диссертационной работы: проанализировать сущность и целостность культурной эмпатии в философско-культурологическом аспекте.
1 Бгажноков Б.Х. Основания гуманистической этнологии. М., 2003; Елеференко И.О. Синергизм эмпатии // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А.Шолохова. Педагогика и психология. 2009. № 1. С. 27-40; Самарин A.H. Социальная эмпатия: у истоков солидарного сознания // URL: http://www.prospekts.ru/rus/nashe/socialnaya_empatiya_u_istokov_solidarnogo_soznansoz2008-10-17-55-46.htrn.
Достижение данной цели в диссертации предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть процесс зарождения и эволюцию представлений об эмпатии в философском, культурно-историческом контексте;
- выявить и обозначить дефиниции эмпатии;
- обосновать необходимость рассмотрения эмпатии как философско-культурологического понятия;
- сформулировать определение феномена культурной эмпатии;
- обосновать, что эмпатия является необходимым условием духовно-эстетического творчества;
- определить специфику феномена эмпатии как одного из сущностных свойств культуры.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили сочетание системного, структурно-функционального и исторического подходов; принцип детерминизма; психологические и философские концепции по проблемам эмпатии, а также теоретический анализ зарубежной и отечественной научной литературы в сфере культурологии, философии, психологии, эстетики.
В диссертации использовались философские идеи Е.Басина, Э.Ильенкова, В.Пузыревского; эстетические и психологические идеи Л.Выготского, Т.Гавриловой, Т.Липпса, С.Маркуса, К.Роджерса; культурологические и этнологические идеи Б.Х.Бгажнокова о культуре эмпатии; экзистенциальная культурологическая концепция Р.Г.Нугманова, суть которой — понимание культуры как стремления личности к всестороннему гуманистическому самосовершенствованию.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Процесс зарождения эмпатии обнаруживается на самом раннем этапе развития человеческого бытия посредством ее механизмов - проекции и интроекции. Можно выделить основные этапы историко-логического процесса становления эмпатии:
- этап генезиса эмпатии в исторической философской рефлексии (начиная с Античности вплоть до эпохи Возрождения);
- этап возникновения дефиниций эмпатии;
- современный период формирования представлений о феномене эмпатии как философско-культурологического понятия.
2. Философско-культурологическое осмысление эмпатии предполагает ее рассмотрение в рамках одной из основных проблем культурологии — «природа и культура». Эмпатия имеет две грани: природную и культурную. Природная эмпатия есть феномен человеческой природы, как неосознанная реакция на психическое состояние другого, а культурная эмпатия представляет осознанную продуктивную эмоциональность, выступающую условием культуротворческой активности человека.
3. Культурная эмпатия представляет в собой основополагающую способность к творческой деятельности, к эффективному взаимодействию в общественно-исторической сфере;
4. Проникновение в современный мир человека новых технических устройств способствует возникновению нового культурного явления — виртуальной эмпатии, представляющей собой взаимоотношение в системе техники и человека, предполагающей одностороннюю эмоционально-чувственную связь.
Научная новизна результатов исследования определяется самим предметом исследования. Диссертация является первой попыткой целостного философско-культурологического анализа сущности культурной эмпатии. К новым результатам можно отнести следующее:
- на основе подробного анализа эмпатии в границах классической, неклассической и постнеклассической философско-культурологических парадигм рассмотрено зарождение культурной эмпатии как понятия и как феномена культуры;
- в область зарождения и развития эмпатии попадают обширные исторические периоды. При максимально широком понимании феномена в
исторической философской рефлексии, минимальная ситуация присутствия эмпатии заключается в наличии ее механизмов (проекции и интроекции), а результативное выражение процессов - идентификации.
— выявлены сущностные характеристики культурной эмпатии, что позволило дать расширенное определение данного явления, в котором оно осмысленно как эмоционально-чувственное восприятие культуры, совокупность выработанных человеком ценностей, ориентированных на эстетическую рационализацию мира и идею культуры творчества сочувственного, понимающего и сопереживающего сознания;
— предложено собственное определение феномена «виртуальная эмпатия», выработанное на основе анализа исследовательских работ;
— определена специфика репрезентации культурной эмпатии как одного из сущностных свойств культуры, главными чертами которой являются: духовно-нравственные переживания человека, его целенаправленная активная культуротворческая деятельность, восприятие другой культуры, сочувствие, понимание, сопереживание и сострадание к другому человеку или к другой культуре.
Теоретическая и практическая значимость диссертации. Обращение к ' работам ведущих исследователей в области философских, культурологических и других гуманитарных наук является важным этапом в изучении феномена культурной эмпатии. Эти материалы составляют определенную теоретико-методологическую базу для дальнейших исследований автора и других ученых в рамках различных направлений и дисциплин (по философии науки, философии культуры, эстетики). Выработанное понимание феномена «культурная эмпатия» как сущностного свойства позволит провести всестороннее исследование данного явления в области современных гуманитарных наук. Выводы и положения, предложенные в диссертации, могут быть использованы при разработке общих лекционных курсов, а также спецкурсов по таким дисциплинам как философия, история философии, теория культуры, культурология, эстетика, этика, психология, в процессе
профессиональной подготовки студентов гуманитарных специальностей. Результаты исследования могут быть полезны для гуманитариев различного профиля, а также для специалистов СМИ, сферы образования и управления, а также медицины, социальной защиты.
Соответствие диссертации паспорту научной специальности.
Диссертационное исследование, посвященное анализу эмпатии как атрибутивного свойства культуры, соответствует п. 2. 1. «Философия или теория культуры как специфический вид знания о культуре; п. 2. 9. «Становление теории культуры» паспорта специальности: 24.01.00. - Теория и история культуры (культурология).
Апробация диссертационной работы. Основные выводы и положения работы получили предварительную апробацию на международных, региональных, межвузовских научно-теоретических, научно-практических конференциях и конгрессах, а также на Всероссийской научно-практической конференции: «Человек в мире культуры», Казань, 2007; «Гуманитарная составляющая профессионального образования», Казань, 2010; Актуальные проблемы социально-экологической и экономической безопасности Поволжского региона», Казань, 2011; в том числе в трех изданиях, рекомендованных ВАК. Результаты исследования по теме диссертации изложены в 9 работах.
Структура диссертации обусловлена логикой рассмотрения проблемы и состоит из введения, двух глав, включающих в себя параграфы, заключения и библиографического списка.
Глава 1. Философско-онтологический дискурс эмпатии
Эмпатия - относительно молодая категория, однако ее глубинное становление отражает характер развития всей философии и культуры начиная с древних времен вплоть до нашего времени. Феномен «эмпатия» обязан своим появлением феноменологии, экзистенциализму и психологии, именно в рамках этих направлений в 50-х годах XX века был сформулирован научный термин «эмпатия». Однако истоки обоснования явления эмпатии и ее процессов мы можем обнаружить на самом раннем этапе развития человечества в качестве одушевления и отождествления. В этом случае эмпатия и эмпатические процессы являют собой необходимо важные компоненты отношения человека к окружающей действительности.
Таким образом, приступая к экспликации зарождения эмпатии как таковой, мы выделяем два этапа философско-онтологической рефлексии: процесс становления эмпатии, то есть, начиная с момента выявления и определения явления эмпатии и эмпатических процессов вплоть до определения конкретного научного термина; и - выработка дефиниции самого феномена.
1.1. Концепция художественной деятельности человека: от мимесиса к эмпатии
Эмпатия начинается с ее механизмов - проекции и интроекции, а результатом этих процессов является идентификация. Проекция - это мысленное перенесение себя (своего реального «Я») в ситуацию того объекта, в образ которого вживаются, это создание для реального «Я» воображаемой ситуации «предполагаемых обстоятельств». Проекция способствует идентификации «Я» с образом объекта. Скульптор, оперируя глиной, одновременно мысленно переносится в воображаемую ситуацию с моделью,
которую он лепит. Если при проекции субъект в другом видит себя, то при идентификации в себе - другого.
Одновременно с проекцией осуществляется обратный, диалектически связанный с ней процесс интроекции - перенесение воображаемого «Я» в реальную ситуацию творческого субъекта. Для воображаемого «Я» эта ситуация выступает не просто как реальная, а как игровая, условная, символическая, знаковая ситуация. Например, герой пьесы на сцене видит не просто веревку, а изображаемую с ее помощью змею1.
Генезис зарождения эмпатии, на наш взгляд, обнаруживается в философии Античности в теории подражания. Говоря о подражании, мы подразумеваем не ремесленное копирование, а процесс вживания художника в произведения других больших мастеров и идентификации себя с их художественной индивидуальностью, не теряя при этом своего «Я». Однако понимание подражания в ранний период Античности сильно отличается от того понимания теории подражания, которое возникнет в последующие времена. Мыслители раннего периода Античности применяли этот термин ко всему космосу, который наделялся живыми чертами, то есть одушевлялся, в результате чего в момент творчества возникала эмпатия.
Напомним, что теория подражания ранней Античности носила совершенный характер. То есть то подражание, в результате которого возникала какая-либо реальная вещь целиком применялась та идея, воплощением которой по сути становилась создаваемая вещь. Именно поэтому ремесло, в отличие от поэтического подражания в этот период, расценивалось как более высокое подражание. А.Лосев приводит такой пример: «если плотник создавал какую-нибудь деревянную вещь, то это он мог делать только путем воплощения идеи этой вещи, причем воплощение это было не только теоретическим, не только мыслимым и созерцательным, но
1 Басин Е.Я. Творчество и эмпатия // Вопросы философии. 1987. № 2. С. 61.
реально вещественным»1. Таким образом, искусство или ремесло как один из видов подражания представляет собой реально-физическое воспроизведение. Мастер, создавший скамью, осуществляет идею в реальной жизни. В данном случае мы видим, что в процессе творчества мастер вживается в предмет своего подражания, копирует, осмысливает и реализует свою идею. Здесь можно обнаружить проекцию, посредством которой художник творит.
В связи с растущей рефлексей и с ростом цивилизации в научной литературе ранней Античности термин подражание, понимаемый как мимесис, носит более рациональный, обывательски-практический характер. Так, например, по Демокриту: «путем подражания мы научились от паука ткачеству и штопке, от ласточки - постройке домов, от певчих птиц - лебедя и соловья — пению»2.
На наш взгляд, проекция эмпатии наиболее ярко проявляется в период средней классики Античности в трудах софистов. Ими разрабатывается проблема душевного волнения, которое возникает в результате воздействия искусства на психику воспринимающего. В виде образца приведем речь Горгия, посвященную восхвалению Елены. В этом примере впервые изображается глубокое и натуральное психическое волнение под влиянием переживаемого предмета: «Теми, кто слушает ее, овладевает то трепет ужаса, то слезы сострадания, то печаль тоски; по поводу счастья и несчастья чужих дел и тел душа посредством речей испытывает некоторое собственное чувствование... То же самое значение имеет сила слова в отношении к настроению души, какое сила лекарства относительно природы тел. Ибо подобно тому, как из лекарств одни изгоняют из тела одни соки, другие -другое и одни из них устраняют болезнь, а другие прекращают жизнь, точно так же и из речей одни печалят, другие радуют, третьи - устрашают, четвертые ободряют, некоторые же отравляют и околдовывают душу, склоняя
1 Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития: 2 кн. Кн. 2. Харьков, М., 2000. С.73-74.
2 Там же. С.78.
ее к чему-нибудь дурному»1. Следует заметить, что Горгий вместо понятия мимесис употребляет термин «мнение», то есть субъективное воображение», близкое, с нашей точки зрения, к пониманию феномена эмпатии.
Греческие софисты представляют собой первую ступень самосознания духа, которая переходила от космологизма к субъективному антропологизму (к Сократу). В качестве основного такого интереса софистов следует выделить риторику, которая позволяла выражать субъективные идеи. Так, в результате анализа основных трудов софистов об искусстве, в частности о риторике, выясняется, что мастер, владея словом, выражает пережитую мысль. Если переживает, значит, проецирует свое «Я» в образ.
В трактате Ксенофонта «Воспоминания» тоже обнаруживается проекция эмпатии. Представленные в работе речи Сократа, способствуют тому, чтобы слушатели эмоционально реагировали на задаваемые Сократом вопросы. К примеру, объясняя влияние искусства на человека, мыслитель говорит, что поэт, живописец или скульптор, подражая природе, в акте творчества «выражает состояние своей души»2. Тем самым, воздействуя на эмоциональное состояние зрителя-слушателя, дает возможность прочувствовать созданное им творение. По мнению Сократа, мастер мысленно переносит себя в ситуацию вымышленного образа. А так как он подражает всему живому, жизни, человеческой жизни, то результат его творчества представляется зрителю как живое воплощение реальности. Значит, у софистов и Сократа в разработанной ими проблеме душевного волнения, которое возникает в результате разнообразных воздействий подражаемой предметности на психическое состояние того, кто пытается подражать воспринимаемому, выявляется механизм эмпатии - проекция.
Вслед за Сократом, опровергая рациональную природу творческого акта и разъясняя учения об одержимости как источнике и условии творчества, Платон доказывает необходимость сопереживания для художника-
1 Горгий. Похвала Елене. URL: http://simposium.ru/ru/node/10202.
2 Ксенофонт. Воспоминание о Сократе. М., 1993. С. 102.
исполнителя, необходимость «соприсутствующей» фантазии, наделяющей образы вымысла жизнью, реальностью. Он подчеркивает, что в момент творческого акта мастер способен «перевоплощаться» и «вчувствоваться» в изображаемый объект. В «способности произведений искусства действовать на людей, «заражать» их теми чувствами и аффектами, которые запечатлены в произведении автором и передаются публике исполнителем, - пишет С.Асмус, - Платон видит основу для утверждения, будто художественный акт -иррационален, а его источник — действие потусторонних божественных сил»1. Именно поэтому в творчестве Платона чувствуется двойственность акта исполнительства. Другими словами, исполнитель доносит до своего слушателя, зрителя образ и замысел автора. Для этого он проецирует свое «Я» в образ для того, чтобы более точно передать авторское видение жизни. Таким образом, передать это видение, донести до сознания публики авторскую волю исполнитель может лишь благодаря проекции эмпатии и идентификации, отождествляя свое «Я» с мыслителем (автором).
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Формирование эмпатии будущих педагогов средствами филологического образования2004 год, кандидат педагогических наук Козина, Анна Владимировна
Эмпатия как профессионально важное качество врача: на примере врачей-терапевтов и врачей-хирургов2014 год, кандидат наук Богачева, Ольга Юрьевна
Актуализация эмпатии личности средствами кинотренинга: на примере студентов гуманитарного профиля2011 год, кандидат психологических наук Ахмедзянова, Айгуль Эльвировна
Эмпатия как личностная черта и профессиональное качество психологов-консультантов с различным стажем практической деятельности2018 год, кандидат наук Сизикова, Маргарита Владимировна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Слесаренко, Зарина Ринатовна, 2013 год
Список использованной литературы и источников
1. Абеляр П. История моих бедствий / П.Абеляр. - М.: Издательство Академии наук СССР, 1959.-256 с.
2. Августин Аврелий. Исповедь/ Аврелий Августин // Августин Аврелий. Исповедь. А. Абеляр. История моих бедствий. - М.: Республика, 1992. - С. 8222.
3. Аврелий Марк Антоний. Наедине с собой. Размышления / Марк Антоний Аврелий. - Ростов н / Д.: Книжное издательство, 1991. — 176 с.
4. Адлер А. Понять природу человека / А.Адлер. — СПб.: Академический проект, 2000. - 256 с.
5. Адорно Т. Эстетическая теория / Т.Адорно. - М.: Республика, 2001. - 527 с.
6. Аквинский Ф. Сумма теологии // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли в 5 т. Античность. Средние века. Возрождение. - М.: Академия художеств СССР, 1962. Т. 1. - С. 461-471.
7. Альберти Леон-Баттиста. Три книги о живописи // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли в 5 т. Античность. Средние века. Возрождение. -М.: Академия художеств СССР, 1962. Т. 1. — С. 523-532.
8. Аникст А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга / А.Аникст. - М.: Наука, 1967.-456 с.
9. Аристотель. Об искусстве поэзии / Аристотель. — М.: Государственное издательство художественной литературы, 1967. - С. 39-141.
10. Аристотель. Поэтика / Аристотель // Аристотель Поэтика. Риторика. -СПб.: Азбука, 2000. - С. 21-81.
11. Аристотель. Риторика / Аристотель // Аристотель Поэтика. Риторика. -СПб.: Азбука, 2000. - С. 81-347.
12. Артамонов М.И. Опять «герой» и «толпа» / М.И.Артамонов // Природа. -1971. -№ 2. - С. 75-77.
13. Асмус С. Платон - философ-художник античного мира / С.Асмус // Асмус С. Платон. Избранные диалоги. - М.: Художественная литература, 1965. - С. 5-43.
14. Афанасьев С.Г. Тайны эмпатии / С.Г.Афанасьев // Вопросы культурологи. -2010. —№ 1.-С. 3-14.
15.Афанасьев С.Г. Эмпатия и художественное восприятие / С.Г.Афанасьев // Вопросы культурологии. - 2010. — № 2. - С. 11-15.
16. Багдасарьян Н.Г., Силаев B.J1. Виртуальная реальность: попытка типологизации / Н.Г.Багдасарьян, В.Л.Силаев // Философские науки. - 2005. -№6.-С. 39-58.
17. Бажанова Р.К. Театральные разновидности артистизма // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2009. - №
2.-С. 9-19.
18. Бажанова Р.К. Феномен артистизма: автореф. дис... канд. филос. наук: 24.00.01 / Бажанова Римма Кашифовна. - Казань, 2003. - 17 с.
19. Байдачная Е.В., Слесаренко З.Р. О теоретической актуальности категории «эмпатия» // Управление качеством профессионального образования: от проблемы к системе: Междунар. науч.-метод. конф. / Е.В.Байдачная,
3.Р.Слесаренко. - Казань, КГЭУ, 2007. - С. 27-28.
20. Барт Р. Удовольствие от текста / Р.Барт // Р. Барт. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. - М: Прогресс, 1989. - С. 462-519.
21. Басин Е.Я. Двуликий Янус: (о природе творческой личности) / Е.Я.Басин. - М.: Гуманитарий, 2009. - 240 с.
22. Басин Е.Я. Искусство и коммуникация (очерки из истории философско-эстетической мысли) / Е.Я.Басин. - М.: Издательский центр научных и учебных программ, 1999. - 240 с.
23. Басин Е.Я. Искусство и эмпатия / Е.Я.Басин. - М.: БФРГТЗ «СЛОВО», 2010.-294 с.
24. Басин Е.Я. Творчество и эмпатия / Е.Я.Басин // Вопросы философии. -1987.-№.2.-С. 54-66.
25. Басин Е.Я., Крутоус В.П. Философская эстетика и психология искусства / Е.Я.Басин, В.П.Крутоус. - М.: Гардарики, 2007. - 287 с.
26. Баумгартен А. Философские размышления // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли в 6 т. Эстетические учения Европы и США 1789-1871. -М.: Академия художеств СССР, 1962. Т.З. - С. 461-466.
27. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М.Бахтин. - М.: Искусство, 1979.-423 с.
28.Бгажноков Б.Х. Культура эмпатии / Б.Х.Бгажноков // Этнографическое обозрение. - М. - 2003. - №. 1. - С. 55-68.
29.Бгажноков Б.Х. Основания гуманистической этнологии / Б.Х.Бгажноков. -М.: Издательство РУДН, 2003. - 215 с.
30. Бергсон А. Непосредственные данные сознания / А. Бергсон // А.Бергсон. Творческая эволюция. Материя и память. — Минск: Харвест, 1999. — С. 670866.
31. Бергсон А. Творческая эволюция / А.Бергсон // А.Бергсон. Творческая эволюция и память. - Минск: Харвест, 1999. — С. 8-413.
32. Бердяев H.A. Смысл творчества (опыт оправдания человека) / Н.А.Бердяев. - М.: Аст-Астрель, 2011. - 672 с.
33. Берк Э. Философские исследования о происхождении наших идей о возвышенном и прекрасном // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли в 5 т. Эстетические учения Европы и США 1789-1871. -М.: Академия художеств, 1962. Т. 3. - С. 106 -111.
34. Бескова И.А. Проблема творчества и буддийская традиция / И.А.Бескова // Вопросы философии. - 1999. -№ 7 - С. 158-173.
35. Бодалев A.A. Восприятие и понимание человека человеком / А.А.Бодалев. -М.: МГУ, 1982.-200 с.
36. Бодрийар Ж. Фантомы современности / Ж.Бодрийар // Ясперс К., Бодрийар Ж. Призрак толпы. - М.: Алгоритм, 2008. - С. 186-270.
37. Больнов О.Ф. Философия экзистенциализма: философия существования / О.Ф.Больнов. - СПб.: Лань, 1999. - 222 с.
38. Бочкарева C.B. Истинность диалога: соционическое исследование или эмпатическое познание другого / С.В.Бочкарева // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Культурология. - 2011. - № 2 (217). - С. 111-115.
39. Бочкарева C.B. Специфика возможности эмпатического познания: автореф. дис... канд. филос. наук: 09.00.01 / Бочкарёва Светлана Владимировна. - Курган, 2011. - 24 с.
40. Бруно Дж. О героическом энтузиазме / Дж.Бруно. - Киев: Новый Акрополь Бронт, 1996.-288 с.
41. Буало. Поэтическое искусство / Буало. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957.— 231 с.
42. Бубер М. Я и Ты / М.Я.Бубер. - М.: Высшая школа, 1993.- 175 с.
43. Бычков В.В., Маньковская Н.Б. Искусство техногенной цивилизации в зеркале эстетики / В.В.Бычков, Н.Б.Маньковская // Вопросы философии. -2011.-№ 4.-С. 62-73.
44. Бэкон Ф. О втором важном разделе - о поэзии / Ф.Бэкон // Ф.Бэкон Сочинения в 2-х т. - М.: Академия наук СССР. Инст-т философии из-во социально-экономической литературы «Мысль», 1977. Т. 2. - 590 с.
45. Вакенродер В.-Г. Фантазии об искусстве / В.-Г.Вакенродер. - М.: Искусство, 1977. — 263 с.
46. Ванслов В.В. Проблема реализма в эстетике Дидро / В.В.Ванслов // Эстетика Дидро и современность: сб. статей. — М.: Изобразительное искусство, 1989. - С. 55-82.
47. Винкельман И.И. История искусства древности / И.И.Винкельман. - М.: Огиз, 1933.-432 с.
48. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.Выготский // Л.Выготский. Мышление и речь: сборник. — M.: АСТ Москва: Хранитель, 2008. - С. 497-596.
49. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатия в зарубежной психологии / Т.П.Гаврилова // Вопросы психологии. - 1975. - № 2. - С. 147-158.
50. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного / Г.-Гадамер // Г.-Г. Гадам ер. Актуальность прекрасного. - М.: Искусство, 1991. - С. 266-323.
51. Гадамер Г.-Г. О круге понимания / Г.-Г.Гадамер // Г.-Г. Гадамер Актуальность прекрасного. - М.: Искусство, 1991. - С. 72-82.
52. Гегель. Влияние музыки на человека / Гегель // Гегель. Сочинения в 14 т. -M.-JL: Государственное социально-экономическое издательство, 1958. Т. 14. — 440 с.
53. Гельвеций К.А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании / К.А.Гельвеций. -М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1938. - 484 с.
54. Гельвеций К.А. Об уме / К.А.Гельвеций. - М.: Огиз, 1938. - 396 с.
55. Гердер И.П. Идеи к философии истории человечества / И.П.Гердер. - М.: Наука, 1977.-703 с.
56. Гете. О Лаокооне / Гете // Гете. Собрание сочинений в 13 т. - М.: Художественная литература, 1937. Т. 10. - С. 431 - 483.
57. Гиппенрейтер Ю.Б., Карягина Т.Д., Козлова E.H. Феномен конгруэнтной эмпатии / Ю.Б.Гиппенрейтер, Т.Д.Карягина, Е.Н.Козлова // Вопросы психологии. - 1993.-№4.-С. 61-68.
58. Гоббс Т. Основы философии / Т.Гоббс // Т.Гоббс Сочинения в 2-х т. - М.: Мысль, 1989. Т. 1.-С. 66-506.
59. Гораций. Об искусстве и поэзии / Гораций // Гораций. Оды и сатиры Квинта Горация Флакка. - СПб.: В типографии королева и комп, 1856. - С. 3590.
60. Гофф Ле.Ж. Цивилизация Средневекового Запада / Ле.Ж.Гофф. -Екатеринбург: У-Фактория, 2005. - 568 с.
61. Гросс К. Введение в эстетику / К.Гросс. - СПб.: Искусство, 1899. - 312 с.
62. Грязнова Е.В. Виртуальная реальность: анализ смысловых элементов понятия / Е.В.Грязнова // Философские науки. - 2005. - № 2. - С. 125-143.
63. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало: популярные лекции по народоведению / Л.Н.Гумилев. - М.: Айрис-пресс, 2012.-384 с.
64. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли / Л.Н.Гумилев. - М.: Айрис-пресс, 2013. - 560 с.
65. Гуссерль Э. Логические исследования. Исследования по феноменологии и теории познания / Э. Гуссерль // Э.Гуссерль Избранные работы. - М.: Издательский дом «Территория будущего», 2005. - С. 75-184.
66. Данте Алигьери. О народном красноречии / А.Данте // А.Данте Малые произведения. - М.: Наука, 1968. - С. 270-304.
67. Делез Ж. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения / Ж. Дилез, Ф. Гваттари. -Екатеринбург: У-Фактория, 2008. - 672 с.
68. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия / Ж.Делез, Ф.Гваттари. - М.: АЛЕТЕИЯ, 1998.-286 с.
69. Деррида Ж.О О грамматологии / Ж.Деррида. - М.: Ас1 Маг§тет, 2000. -508.
70. Дидро Д. О прекрасном // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли в 5 т. Эстетические учения Европы и США 1789-1871. — М.: Академия художеств СССР, 1962. Т. 3. - С. 313-326.
71. Дидро Д. Парадокс об актере / Д.Дидро // Д. Дидро. Собрание сочинений в 10 т. -М.-Л.: Академия, 1942. Т. 10. - С. 565-637.
72. Дильтей В. Наброски к критике исторического разума / В.Дильтей // Вопросы философии. - 1988. -№ 4. - С. 135-153.
73. Дюби Ж. Куртуазная любовь и перемены в положении женщин во Франции XII в. / Ж.Дюби // Одиссей. Человек в истории. Личность и общество. - М.: Наука, 1990. - С. 90-96.
74. Дюбо Ж.-Б. Критические размышления о поэзии и живописи / Ж.-Б. Дюбо. - М.: Искусство, 1975. - 767 с.
75. Елеференко И.О. Синергизм эмпатии / В.А.Елеференко // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А.Шолохова. - 2009. - № 1. - С. 27-40.
76. Емелин В.А. Постиндустриальное общество и культура постмодерна / В.А.Емелин // Философские науки. - 1998. - № 1. - С. 3-17.
77. Желудова Н. Эмпатия в межличностных и межгрупповых проявлениях в современных обществах // Право и управление. XXI век. - 2012. — № 1. — С. 66-68.
78. Зиммель Г. Гете / Г.Зиммель // Г.Зиммель Философия культуры. - М.: Юрист, 1996.-С. 160-175.
79. Зинченко В.П. Таинство творческого озарения / В.П.Зинченко // Вопросы психологии. - 2004. - № 5. - С. 96-120.
80. Иган Дж. Базисная эмпатия как коммуникативный навык [Электронный ресурс] / Дж. Иган // Журнал практической психологии и психоанализа. -2000. — № 1. - Режим доступа: ЬИр:// www.psyjournal.ru /]3р/рар.р11р?1с1=20000105.
81. Ильенков Э. Об эстетической природе фантазии / Э.Ильенков // Вопросы эстетики. -1964. - Вып. 6. - С. 46-92.
82. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли в 5 т. Эстетические учения Европы и США 1789-1871 гг. / гл. ред. М.Ф. Овсянников. - М.: Академия художеств СССР, 1964. Т. 3. - 836 с.
83. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли в 5 т. Античность. Средние Века. Возрождение / гл. ред. М.Ф. Овсянников. - М.: Академия художеств СССР, 1962. Т. 1. - 682 с.
84. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли в 5 т. Эстетические учения XVII - XVIII в / гл. ред. М.Ф. Овсянников. - М.: Академия художеств СССР, 1964.Т. 2. - 836 с.
85. История эстетической мысли: Становление и развитие эстетики как науки: в 6 т. Средневековый Восток. Европа XV-XVIII веков / Ю.М.Алиханова, Е.В.Завадская, Т.П.Григорьева и др. - М.: Искусство, 1987. Т. 2. - 456 с.
86. История эстетической мысли: Становление и развитие эстетики как науки: в 6 т. Европа и Америка, конец XVIII - первая половина XIX в. / М.Ф.Овсянников, Т.Б.Любимова, В.П.Неустроев и др. - М.: Искусство, 1987. Т.3.-494 с.
87. История эстетической мысли: Становление и развитие эстетики как науки: в 6 т. Вторая половина XIX века / М.Ф.Овсянников, Т.Б.Любимова и др. - М.: Искусство, 1987. Т. 4. - 522 с.
88. Кант И. Критика способности суждения / И.Кант. - М.: Искусство, 1994. -367 с.
89. Карягина Т.Д. Проблемы формирования эмпатии / Карягина // Консультативная психология и психотерапия. - 2012. - № 1. — С. 38-54.
90. Карягина Т.Д. Эволюция понятия «эмпатия» в психологии: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / Карягина Татьяна Дмитриевна. - М., 2013. -34 с.
91. Кесарийский П. О постройках // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли в 5 т. Античность. Средние века. Возрождение. - М.: Академия художеств СССР, 1962. Т. 1. - С. 331-334.
92. Ковальзон М.М. Эмпатия как метод воссоздания душевного мира человека и социума / М.М.Ковальзон // Философские науки. - 2011. - № 5. - С. 71-82.
93. Колесников A.C. Постмодерн или трансфилософия: современная зарубежная философия в конце 20 века и производство субъективности / А.С.Колесников // Вестник СПбГУ: серия 6. - 1997. - № 20. - С. 26-32.
94. Корнель П. Рассуждения о трагедии и о способах трактовать ее согласно законам правдоподобия или необходимости / П.Корнель // П.Корнель. Пьесы. -М.: Московский рабочий, 1984. - С. 352-377.
95. Кристева Ю. Силы ужаса: эссе об отвращении / Ю.Кристева. - СПб.: Алетейя, 2003. - С. 36-67.
96. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе / Ксенофонт. - М.: Наука, 1993. -382 с.
97. Кузанский Н. О видении бога / Н.О.Кузанский // Н.Кузанский. Сочинения в 2 т. - М.: Издательство «Мысль», 1980. Т. 2. - С. 33-95.
98. Кузанский Н. Об уме / Н.О.Кузанский // Н.Кузанский. Сочинения в 2 т. -М.: Издательство «Мысль», 1980. Т. 2. - С. 96-112.
99. Кутырев В.А. Осторожно, творчество! / В.А.Кутырев // Вопросы философии. - 1994. - № 8. - С. 72-80.
100. Кучиньская А., Голенищев — Кутузов И.Н. Барокко // История эстетической мысли в 5 т. Средневековый Восток. Европа XV-XVIII веков. — М.: Академия художеств СССР, 1985. Т. 2. - С. 231-235.
101. Лакан Ж. Семинары. Книга 1: Работы Фрейда по технике психоанализа (1953/54) / Ж.Лакан. - М.: Издательство, 1998. - 432 с.
102. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении / Л.Леви-Брюль. - М.: Педагогика-Пресс, 1994. - 608 с.
103. Левинас Э. Время и Другой / Э.Левинас // Э.Левинас Время и Другой. Гуманизм Другого человека. - СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 1989.-С. 21-123.
104. Лейбниц Г.В. Размышления о познании, истине и идеях / Г.В.Лейбниц // Г.В.Лейбниц. Избранные философские сочинения. - М.: Типо-литогр. Т - ва И. Н. Кушнерева и К. Пименовская ул., собственный дом, 1908. - С. 38-47.
105. Леонардо да Винчи. Суждения о науке и искусстве / Леонардо да Винчи. - СПб.: Азбука-классика, 2006. - 224 с.
106. Лессинг Г.-Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии / Г,-Э.Лессинг // Г.-Э. Лессинг. Избранное. - М.: Художественная литература, 1980.-С. 379-500.
107. Липпс Т. Руководство по психологии / Т.Липпс. - СПб.: Издательство Д.Попова, 1907.-394 с.
108. Липпс Т. Эстетика / Т.Липпс // Т.Липпс Философия в систематическом изложении. - М.: Территория будущего, 2006. — С. 364-403.
109. Лосев А.Ф. История античной эстетики / А.Ф.Лосев // А.Ф.Лосев Итоги тысячелетнего развития в 2 кн. - Харьков: Фолио, М.: ООО «Издательство ACT», 2000. Кн. 2. - 688 с.
110. Лосев А.Ф. История античной эстетики. / А.Ф.Лосев // А.Ф.Лосев Ранний эллинизм. - Харьков: Фолио, М.: ООО «Издательство ACT», 2000. -960 с.
111. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения / А.Ф.Лосев. - М.: Мысль, 1982. -623 с.
112. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма / Н.Б.Маньковская. -СПб.: Алетейя, 2000. - 347 с.
113. Марков М.Е. Искусство как процесс. Основы функциональной теории искусства. - М.: Искусство, 1970. - 239 с.
114. Марсель Г. Онтологическое таинство и конкретное приближение к нему / Г.Марсель // Г.Марсель Трагическая мудрость философии: избранные работы. - М.: Изд - во гуманит. лит., 1995. - С. 72-106.
115. Марсилио Фичино О наслаждении // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли в 5 т. Античность. Средние века. Возрождение. — М.: Академия художеств СССР, 1962. Т. 1. - С. 501-505.
116. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / А.Маслоу. - М.: Смысл, 1990.-425 с.
117. Маслоу А. По направлению к психологии бытия / А.Маслоу. - М.: Издательство ЭКСМО - Пресс, 2002. - 272 с.
118. Мендельсон М. Письма об ощущении // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли в 6 т. Эстетические учения Европы и США 1789-1871.-М.: Академия художеств, 1962.-Т. 3.-С. 491 -495.
119. Меньчиков Г.П. О смысле творчества человека / Г.П. Меньчиков // Человек и смысл его бытия. - Казань: КГУ, 1996. - С. 47-50.
120. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия / М.Мерло-Понти. — СПб.: «Ювента» «Наука», 1999. - 606 с.
121. Монтень М. Опыты // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли в 5 т. Средневековый Восток. Европа XV-XVIII веков. -М.: Академия художеств СССР, 1962. Т. 2. - С. 635 - 639.
122. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. Как давать и обретать душевное здоровье / Р.Мэй. - М.: Апрель Пресс, Издательство ЭКСМО - Пресс, 2002. - 256.
123. Нарский И.С. Артур Шопенгауэр - теоретик вселенского пессимизма / И.С.Нарский // А.Шопенгауэр: сборник произведений. - Минск.: ООО «Попурри», 1999.-С. 3-47.
124. Науменко И.А. Философия жизни (В.Дильтей, Г.Зиммель) // История эстетической мысли 6 т. Вторая половина XIX века. - М.: Искусство, 1987. Т. 4. - 522 с.
125. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки / Ф.Ницше // Ф. Ницше Сочинение в 2 т. -М.: Мысль, 1990. Т. 1. - С. 57-158.
126. Нугманов Р.Г. Идеи нравственной культуры: монография / Р.Г.Нугманов.
- Мирас. - № 9-12. - Казань: Идельпресс, 2005, 2006.
127. Нугманов Р.Г. Некоторые культурологические постижения в гуманитарном знании 1999-2009 гг. // Вестник Петровской академии. -2011. -№ 19 (2).-С. 147-150.
128. Нугманов Р.Г. Философия культуры / Р.Г.Нугманов. - Казань: Школа, 2006.- 155 с.
129. Нугманов Р.Г., Слесаренко З.Р. Роль эмпатии в гуманитаризации высшего профессионального образования // Гуманитарная составляющая профессионального образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции: в 2 ч. / Под науч. ред. Г.В.Мухаметзяновой / Р.Г.Нугманов, З.Р.Слесаренко. - Казань: ГУ «НЦ БЖД», 2010. Ч. 2. - С. 113115.
130. Овсянников М.Ф. История эстетической мысли / М.Ф.Овсянников. - 2-е изд. - М.: Высшая школа, 1984. - 336 с.
131. Орлов А.Б., Хазанова М.А. Феномены эмпатии и конгруэнтности / А.Б.Орлов, М.А.Хазанов // Вопросы психологии. - 1993. - № 4. - С. 68-73.
132. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства / Х.Ортега-и-Гассет // Х.Ортега-и-Гассет. Эстетика. Философия культуры. — М.: Искусство, 1991. — С. 218-260.
133. Патрици Ф. Поэтика / Ф.Патрици // Эстетика Ренессанса: Антология в 2 т.
- М.: Искусство, 1980. Т. 2. - С. 124 -149.
134. Пико дела Мирандола Д. Речь о достоинстве человека // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли в 5 т. Античность. Средние века. Возрождение. - М.: Академия художеств, 1962. Т.1. - С. 506-509.
135. Платон. Государство / Платон // Платон. Государство. Законы. Политика. - М.: Мысль, 1998. - С. 63-382.
136. Платон. Ион / Платон // Платон. Избранные диалоги. - М.: Художественная литература, 1965. - С. 256-274.
137. Пришвин М. М. Собрание сочинений: в 8 т.: Дневники, 1905-1954 / М.М.Пришвин. - М.: Художественная литература, 1986. Т. 8. - 759 с.
138. Пузыревский В.Ю. Эмпатия как предмет исследования в современной западной философии [Электронный ресурс] / В.Ю.Пузыревский. - Режим доступа: http://www.scorcher.ru/neuro/neuro_sys/empaty/empaty2.php.
139. Рикер П. Конфликт интерпретаций / П.Рикер. Очерки о герменевтике. — М.: «КАНОН-пресс-Ц»; «Кучково поле», 2002. - 624 с.
140. Роджерс K.P. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К.Р.Роджерс. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. - 480 с.
141. Роджерс K.P. Эмпатия /К.Р.Рджерс //Психология эмоций. -М., 1984. - С. 248-250.
142. Рорти Р. Случайность, ирония и солидарность / Р.Рорти. - М.: Русское феноменологическое общество, 1996. - 280 с.
143. Руссо Ж.Ж. Письмо к Д.Альберти // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли в 6 т. Эстетические учения Европы и США 17891871. - М.: Академия художеств СССР, 1962. Т. 3. - С. 398-403.
144. Савранский И.Д., Роговин М.С. Психологическая эстетика // История эстетической мысли в 6 т. Вторая половина XIX века. - М.: Искусство, 1987. Т. 4. - 522 с.
145. Сайкина Г.В. Метафизика человека в горизонте социально-философского дискурса // Ученые записки Казанского университета. - Т. 154. кн. 1. Гуманитарные науки. -2012. - С. 142-152.
146. Самарин А.Н. Социальная эмпатия: у истоков солидарного сознания [Электронный ресурс] / А.Н. Самарин // Конфликтология. - 2008. - № 3. - С. 45 - Режим доступа: http://www.prospekts.ru/rus/nashe/socialnaya_empatiya_u_istokov_solidarnogo_so гпашог 2008-10-17-55-46.htm.
147. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм / Ж.-П.Сартр // Ж.П.Сартр Сумерки богов: сборник. М.: Изд-во иностр. лит., 1990. - С. 319-344.
148. Сартр Ж.-П. Первичное отношение к другому: любовь, язык, мазохизм / Ж.-П.Сартр // Проблема человека в западной философии: сборник. - М.: Прогресс, 1988. - С. 207-228.
149. Сен-Викторский Гуго. Семь книг назидательного обучения, или Дидаскалион / Гуго Сен-Викторский // Антология Средневековой мысли. Теология и философия европейского средневековья в 2 т. / под ред. С.С.Неретиной. - СПб.: РХГИ, 2001. - Т. 1. - С. 298-341.
150. Сенека Луций Анний Письма к Люцилию // Античность. Средние века. Возрождение // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли в 5 т. - М: Академия художеств СССР, 1964. - Т. 1. - С. 143-152.
151. Сент-Эвремон О древней и новой трагедии // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли в 5 т. Эстетические учения Европы и США 1789-1871.-М.: Академия художеств СССР, 1962. - Т. 3. - С. 251-255.
152. Сержвеладзе Н.И. О балансе проекции и интроекции в процессе эмпатического взаимодействия / Н.И.Сержвеладзе // Н.И.Сержвеладзе. Бессознательное: природа, функции, методы исследования. - Тбилиси: Мениереба, 1978. - Т. 4. - С. 485-489.
153. Слесаренко З.Р. Эмпатия как условие культуротворческой активности человека / З.Р.Слесаренко // Вестник Чувашского университета. Гуманитарные науки.-2011.-№. 4.-С. 143-147.
154. Слесаренко З.Р., Нугманов Р.Г. Эмпатия как сущностное свойство культуры наряду со стремлением к идеалу и духовной свободе // Вестник
Казанского государственного университета культуры и искусства. — 2013. - №. 3. -С. 19-22.
155. Тютяева О.В. Функциональные механизмы эмпатийного взаимодействия / О.В.Тютяева // Ярославский педагогический Вестник. - Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д.Ушинского, 2005. - С. 57-65.
156. Фейербах Л. Эвдемонизм / Л.Фейербах // Л.Фейербах. Избранные философские произведения в 2 т. / под общ. ред. М.М. Григорьян. - М.: Государственное издательство Политической литературы, 1955. - Т. 1. - С. 578-641.
157. Фихте И.Г. Основа наукоучения / И.Г.Фихте // И.Г.Фихте. Сочинения в 2 т. - СПб.: Мифрил, 1993. - Т. 1. - С. 65-337.
158. Фолькельт И. Современные вопросы эстетики / И.Фолькельт. - СПб.: Типография Исидора Гольдберга, Екатерин канн., 91. — 237 с.
159. Франкл В. О смысле жизни / В.Франкл // В.Франкл Человек в поисках смысла: сборник статей. -М.: Прогресс, 1990.-С. 157-191.
160. Франкл В. Общий экзистенциальный анализ / В.Франкл // В.Франкл Человек в поисках смысла: сборник статей. -М.: Прогресс, 1990. - С. 157-283.
161. Фрейд 3. Психология масс и Я / З.Фрейд // 3. Фрейд. Психоаналитические этюды. - Мн.: Беларусь, 1991. - С. 422-481.
162. Фрейд 3. Тотем и табу / З.Фрейд. - СПб.: Азбука-классика, 2005. - 256 с.
163. Фромм Э. Искусство любить / Э.Фромм. - М.: Педагогика, 1990. - 160 с.
164. Хайдеггер М. Бытие и время / М.Хайдеггер. - Харьков: Фолио, 2003. -503 с.
165. Хатчесон Ф. Исследования о происхождении наших идей о красоте и добродетели // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли в 5 т. Эстетические учения Европы и США 1789-1871. - М.: Академия художеств СССР, 1962. - Т. 3.-С. 135-139.
166. Цицерон М.Т. Три трактата об ораторском искусстве / Марк Туллий Цицерон / под редакцией М.Л.Гаспарова. - М.: Наука, 1972. - 265 с.
167. Черных А. Мир современных медиа / А.Черных. - М.: Территория будущего, 2007. - С. 180-194.
168. Шатунова Т.М. Особые чувства как феномен современности // Ученые записки казанского государственного университета. Т. 132. кн.1. Гуманитарные науки. - 2010. - С. 188-198.
169. Шелли П. В защиту поэзии. // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли в 6 т. Эстетические учения Европы и США 1789-1871. — М.: Академия художеств СССР, 1962. - Т. 3. - С. 784-786.
170. Шеллинг Ф.В.Й. Система трансцендентального идеализма / Ф.В.Й.Шеллинг // Сочинение в 2 т. - М.: Мысль, 1987. - Т. 1. - С. 227-490.
171. Шестаков В.П. Очерки по истории эстетики. От Сократа до Гегеля / В.П.Шестаков. - М.: Наука, 1979. - 372 с.
172. Шестаков В.П. Становление эстетической теории в XIV-XV веках // История эстетической мысли. В 6 т. Средневековый Восток. Европа XV-XVIII веков. - М.: Искусство, 1985. - Т.2. - С. 128-166.
173. Шефтсбери А. Характеристики людей, нравов, мнений и времен // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли в 5 т. Эстетические учения Европы и США 1789-1871. - М.: Академия художеств, 1962. - Т. 3,-С. 133-135.
174. Шиллер Ф. Статьи по эстетике / Ф.Шиллер // Ф.Шиллер. Собрание сочинений в 7 т. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957.-Т. 6.— С. 115-171.
175. Шлегель Фр. Об изучении греческой поэзии // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли в 6 т. Эстетические учения Европы и США 1789-1871. -М.: Академия художеств СССР, 1962. - Т. 3. С. 244-247.
176. Шлейермахер. Герменевтика [Электронный ресурс] / Шлейермахер // Цифровая библиотека по философии. - Режим доступа: http://filosof.historic.ru/books/item/ro0/s00/z0000840/index.shtml.
177. Шоню П. Цивилизация Просвещения / Пьер Шоню. - Екатеринбург: У-Фактория; М.: ACT МОСКВА, 2008. - 688 с.
178. Шопенгауэр А. Основные идеи эстетики / А.Шопенгауэр. Сборник произведений. -Мн.: ООО «Попурри», 1999. - С. 389-460.
179. Эко У. Поэтика открытого произведения / У.Эко Открытое произведение. - СПб.: Симпозиум, 2006. - С. 67-136.
180. Эко У. Эволюция средневековой эстетики / У.Эко. - СПб.: Азбука-классика, 2004. - 288 с.
181. Эпикур Письма к Менекею // Античность. Средние века. Возрождение // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли в 5 т. - М: Академия художеств СССР, 1964. - Т. 1. - С. 352-356.
182. Этчегоен Г. Эмпатия [Электронный ресурс] / Г. Этчегоен // Журнал практической психологии и психоанализа. — 2003. — № 1. — Март. - Режим доступа: http: // www.psyjournal.ru / psyjournal/authors/detail.php?ID=2586.
183. Юм Д. Исследования о принципах морали / Д.Юм // Д. Юм. Сочинения в 2х т. / под общей ред. И.С.Наского. - М.: Мысль, 1965. - Т. 2. - С. 209-368.
184. Юнг К.Г. Психологические типы / К.Г.Юм. - М.: ACT: Минск: ООО Харвест, 2006. - 528 с.
185. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания / И.М.Юсупов. - Казань: Татарское книжное издательство, 1992. - 203 с.
186. Ягнюк К.В. Природа эмпатии и ее роль в психотерапии [Электронный ресурс] / К.В.Ягнюк // Журнал практической психологии и психоанализа. -2003. - №. 1. - Март. - Режим доступа: http: // www.psyjournal.ru /public/x728.htm.
187. Ясперс К. Истоки истории и ее цель / К.Ясперс // К.Ясперс Смысл и назначение истории. - М.: Политиздат, 1991. - 527 с.
188. Ясперс К. Общая психопатология / К.Ясперс // К.Ясперс Общая психопатология. -М.: Практика, 1997. - 1056 с.
189. Горгий. Похвала Елене. [Электронный ресурс] / Горгий // Об антчной литературе, античной истории и античных людях. - Режим доступа: http://simposium.ru/ru/node/10202.
190. Плотин. Эннады. [Электронный ресурс] / Плотин. - Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/ploti01/index.htm.
191. Hoffman, М. Empathy and moral development / M. Hoffman. — Cambridge: CambridgeUniversity Press, 2000. - 26 p.
192. Marcus S. Empatia (cercetari experimentale). Ed.Acad. RSR, Bucuresti, 1971.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.