Экзистенциальный тип мышления в романах Г. Грина 1940-х годов: "Сила и слава" и "Суть дела" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат филологических наук Королева, Мария Эдуардовна
- Специальность ВАК РФ10.01.03
- Количество страниц 243
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Королева, Мария Эдуардовна
Введение.3
Глава первая. Формирование экзистенциального типа художественного мышления.20
1.1. Типология романного мышления XX века.20
1.2. Экзистенциальный тип художественного мышления как метасодержательная категория.43
Глава вторая. Структура художественного мира в романах
Г.Грина.54
2.1. Историко-философская концепция Г.Грина романе «Сила и слава».54
2.2. Структура повествования в романе «Сила и слава».71
2.3. Особенности композиции романа «Суть дела».135
Глава третья. Онтолого-гносеологический аспект.152
3.1. Одиночество персонажей как форма бытия.152
3.2. «Порог сознания» как форма самопознания персонажей.163
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК
Романы г. Грина 1930-х - 40-х годов: Творческая эволюция2001 год, кандидат филологических наук Кытманова, Екатерина Александровна
Самоубийство в английской литературе 20-го века2005 год, кандидат филологических наук Галактионова, Ольга Викторовна
Принципы художественного обобщения в прозе А. Грина: развитие символической образности2004 год, кандидат филологических наук Козлова, Елена Анатольевна
Формы художественной условности в современном романе Великобритании1999 год, доктор филологических наук Владимирова, Наталия Георгиевна
Романы Ф.М. Достоевского "Идиот" и Б.Л. Пастернака "Доктор Живаго": типологическое сходство художественных систем2011 год, кандидат филологических наук Камельянова, Флида Фанавиевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Экзистенциальный тип мышления в романах Г. Грина 1940-х годов: "Сила и слава" и "Суть дела"»
Имя признанного английского классика Грэма Грина (Graham Greene) (1904 - 1991) широко известно в мировой литературе. Его романы переводились на многие языки мира, писатель неоднократно выдвигался на получение Нобелевской премии, лишь сложные отношения с властительными структурами помешали ее присуждению. Писателю принадлежит более двадцати романов1, литературные эссе о писателях, публицистические заметки, сборник стихов, автобиографическая проза, путевые очерки, он проявил себя и в качестве драматурга, и в качестве новеллиста, и как сценарист.
Г.Грин родился в графстве Хартфордшир в семье школьного учителя. В 1925 г. окончил Оксфордский университет, несколько лет работал помощником редактора в «Тайме», был сотрудником британского министерства иностранных дел. Много путешествовал, несколько раз приезжал в Советский Союз. С 1965 г. жил во Франции.
За роман «Сила и слава» в 1940 году писатель был удостоен американской премии Готорна для католических писателей. Роман «Суть дела» принес ему мировую известность (1948).
В 1956 году в журнале «Иностранная литература» впервые был опубликован роман Грэма Грина «Тихий американец». Именно с этого романа начинается знакомство российского читателя с творчеством английского писателя. Отечественное литературоведение сразу откликнулось на появление неизвестного до того в России писательского таланта, и с тех пор интерес к писателю не утихает. Каждое новое поколение литературоведов пытается заново осмыслить феномен этого необычного дарования, непохожего на своих современников своей неоднозначностью, сомнительной принадлежностью к какому-либо одному литературному направлению, своеобразием художественного мышления, которое формировалось в самые «перекрестные» в XX веке 30-е годы.
В отечественном литературоведении можно выделить несколько этапов в осмыслении творческого наследия Г.Грина.
С первых лет публикации романов Г.Грина в России к творчеству писателя обратились исследователи В.В.Ивашева, С.Н.Филюшкина,
А.Аникст, А.Елистратова, И.Анисимов, Т.Ланина, П.Палиевский, Н.Эйшискина, Г.В.Аникин, Л.Г.Танажко, В.Зорин, Л.Копелев,
A.Лебедев и др.
Большая заслуга в исследовании творчества Г.Грина принадлежит
B.В.Ивашевой. Исследования ученой становятся основополагающими в подходе к творчеству Грина в отечественном литературоведении 60-70-х г. В работах «Легенда о Грине» (1961г.), «Английский роман последнего десятилетия (1950-1960)» (1962г.), «Современная английская литература» (1963г.), «Английская литература. XX век» (1967г.) исследовательница отмечает, что «назвать реалистом автора таких книг, как «Человек внутри» или «Власть и слава», было бы искаженил ем истины» , но в то же время Грин как писатель с самого начала «шел к реализму»: «уже в 30-х годах в творчестве Грина проявились мотивы социального критицизма, социальной сатиры, хотя они и не определяли тогда основную его тенденцию. В послевоенные годы эти мотивы усилились»3. Роман «Тихий американец» (1955г.) позволяет говорить о «новом этапе» в творчестве Г.Грина, утверждает исследовательница, так как в романе возникает «общественно-политическая»4 проблематика, роман этот «политический по своему смыслу»5. В работах В.В.Ивашевой впервые утверждается Грин как критический реалист, который «продолжает и развивает в Англии лучшие традиции критического реализма классической поры - реализм Диккенса и Тек-керея, Бронте и Харди. можно уже говорить о реализме в творчестве Грина, создавшего романы «Англия меня создала», «Суть дела» и «Тихий американец»6. В этом свете рассматриваются приемы гринов-ской типизации: В.В.Ивашева отмечает, что многое в творчестве Грина проходило «очень близко от границ модернизма»7, и все же в романах Грина «порочен не человек вообще», а человек, «обязанный чертами своего характера, логикой своего поведения конкретному порядку вещей, условиями своей жизни или воспитания. .»8.
Думается, что данная трактовка творчества Г.Грина страдает идеологической односторонностью и во многом определена методологией отечественного литературоведения того времени - это метод марксистской социологии. Безусловно, пафос социального критицизма присутствует в романах Грина, но недостаточно обоснованными представляются выводы о Грине как критическом реалисте «классической поры». Грин, на наш взгляд, действительно развивает и продолжает традиции писателей - классических реалистов XIX века, однако это не делает его «классическим реалистом»: так, Грин, например, не ставит целью исследование конкретных социально-исторических взаимоотношений в обществе, объектом его изображения не являются «типические характеры» в «типических обстоятельствах». Более детальный подход к таким романам Грина как «Сила и слава», «Суть дела» позволяет говорить об этих романах как о явлениях единой художественной системы, единого типа художественного мышления, а так же выявляет связь гриновского романного повествования не только с пи-сателями-классическими реалистами ХЗХ в., но со всеми этапами истории литературного развития: и с мифологической эпохой в литературе, и с эпохой Средневековья, и с эпохой Возрождения, и с эпохой Классического рационализма, и с романтической эпохой, и с современным Грину этапом развития английской литературы - с модернистским этапом. Представления о мире и человеке в различные периоды истории литературного развития и обусловленные этими представлениями формы и принципы изображения действительности вплетаются в ткань романного повествования Грина и служат определенным инструментом для изображения гриновской концепции мира и человека.
Поэтому представляются более справедливыми замечания В.В.Ивашевой о Г.Грине, сделанные позднее, в 1984 г., в книге «Литература Великобритании XX века»: «не все, созданное Грином, может быть безоговорочно отнесено к реализму. Писатель чрезвычайно сложный, он не переставал тревожиться о человеке, стремился понять те силы, которые управляют его поступками и определяют его судьбу (курсив наш - М.К.)»9. Произведения Г.Грина, если иметь в виду художественный метод и манеру автора, «написаны на традиционной основе европейского и английского реализма»10.
Таким образом, в 60-е годы в центре внимания отечественного литературоведения стоял вопрос о творческом методе Г.Грина. Все исследователи этого периода концентрировали внимание на развитии реалистических тенденций в произведениях писателя, на связи проблематики его романов, характерологии образов с социальными про
1 -I г-л 1 п блемами времени (Л.Копелев , А.Аникст , В.В.Маевский , А.Лебедев14, Н.Сергеева15, В.Зорин16). За Г.Грином была утверждена репутация критического реалиста, хотя раннее творчество (30-40х гг.) рассматривалось как испытывающее влияние модернистских тенденций и идеалистических философий. Исследователи обращались if. формированию идейно-эстетической позиции писателя, указывали на шаткость и запутанность мировоззрения Г.Грина, но гуманистическое отношение к человеку, по мнению литературоведов, сближало писателя с убежденными критическими реалистами Англии - Ч.П.Сноу, Н.Льюисом, Д.Стюартом (Н.М.Соловьева17). В эти годы были сделаны первые шаги в систематизации творчества английского писателя - в определении этапов творческого пути Грина (в основу выделения этапов был положен принцип развития реалистических тенденций писателя) (С.Н.Филюшкина18, Л.Г.Танажко19). В этот период литературоведы определили жанровую разновидность его романов. Было отмечено, что романы Грина - это, прежде всего, социально-психологические романы; начиная с романа «Тихий американец» - это романы социально-политические. Всеми литературоведами отмечается драматический характер творчества Грина. Было отмечено, что драматические коллизии романов Г.Грина обусловлены «мрачными обстоятельствами ка
У Л питалистического мира» (Г .В .Аникин ).
Несколько необычен по сравнению с другими литературоведами 60-х годов подход к проблемам гриновской типизации у П.В.Палиевского в статье «Фантомы. Человек буржуазного мира в ро
91 манах Грэма Грина» (1962 г.). Проблема типизации представлена автором, скорее, как проблема типологизации: герои в романах Грина, по мнению автора, делятся на типы, выступающие как результат «соединенной работы всех общественных институтов», как штамповка системы22, поддающиеся «общему» правилу, «универсалии»23 (эт<р Пайл из «Тихого американца», Паркинсон из «Ценой потери»), и на типы, которые «продвигаются сквозь отвлеченности»24. Этим героям свойственно «чувство личной ответственности» и совести25. Таков Скоби в романе «Суть дела». Думается, что автор совершенно точнр определил принципы типизации (а точнее, типологизации) персонажей в художественной системе Грина.
В 70-е годы литературоведы, опираясь на основополагающие выводы о Грине, сделанные в 60-е годы, выявляют место и особенности его творческих исканий в контексте развития английской литературы XX века. Более глубоко и детально начинают исследоваться отдельные его произведения, их структура, особенности гриновского психологизма. Исследуются традиции русских писателей (Ф.М.Достоевского) в его произведениях (Ф.А.Нарсулаева ), обнаруживается сходство в тематике и проблематике романов писателей; гриновская концепция личности, как она представлена в его литера
77 турно-критических статьях (И.Н.Полосухин ): Г.Грин «утверждает абстрактную концепцию человеческого существования», заключает И.Н.Полосухин. В этот период литературоведы начинают подробно исследовать религиозно-философский аспект творчества Грина ло
В.П.Колесников ). Были сделаны выводы о том, что романы Г.Грина направлены против «канонов догматического католицизма». В эти годы меняется представление о жанровой природе романов Грина - все чаще звучит определение «социально-философские» романы (Е.И.Подлипская29).
Восьмидесятые годы можно назвать «переломными» в отечественном литературоведении относительно восприятия творческого наследия Г.Грина. Лучше всех об этом, пожалуй, сказал О.Алякринский в статье «Опыт о человеке», опубликованной в журнале «Новый мир», справедливо называя вторую половину восьмидесятых годов «гринов-ским ренессансом»: «Долгое время мы были вынуждены читать Грина выборочно. Многократно переиздававшиеся у нас «Тихий американец», «Наш человек в Гаване», «Комедианты» запечатлели в нашей памяти образ писателя, наделенного даром чутко реагировать на острейшие социально-политические конфликты эпохи. И книги его прочитывались едва ли не как развернутые комментарии к тревожной хронике дня. Последние годы стали для нас своеобразным гриновским ренессансом. когда наступила наконец пора узнать прозу Грина в полном объеме, приходится заново оценивать смысл и пафос творчества этого крупнейшего писателя современного Запада. И мы уже можем убедиться, что наше представление о Грине как о язвительном обличителе «тихих американцев» и «великих диктаторов» Карибского бассейна узко, неполно и нуждается в серьезном уточнении. Выясняется: книги Грина были названы политическими романами скорее по недоразумению» . Литературовед обращается к повести Г.Грина «Десятый», роману «Суть дела» и по-новому, по сравнению с предшествующим опытом отечественного литературоведения, определяет жанровую специфику гриновского романа: «И если попытаться определить жанровую принадлежность его романов, то точнее всего следовало бы назвать их не политическими, а экзистенциальными. Ибо в каждом из них Грин старается подтолкнуть своих персонажей к «опасному пределу вещей» с одной только целью: познать нравственную суть человеческого деяния - подвига или преступления - и выяснить ис
3 1 тинную цену личности» . Экзистенциальная природа романа «Сила и слава», по справедливому мнению О.Алякринского, облекается в форму притчи. Грин - «не бытописатель, но философ»: «Сила и слава» - притча, явленная в обличье социально-политического романа»32.
Как притчу определяет роман Грина «Сила и слава» и С.Аверинцев. Он справедливо отмечает философскую направленность интереса Г.Грина к социально-исторической и политической конкретике: «Грина интересовала не история классов, общественных групп, партий, а история людей - складывавшаяся в определенных условиях человеческая атмосфера, которая, оставаясь очень конкретной, могла бы в то же время послужить материалом для создаваемой им притчи. (Характеризующая роман притчеобразность подчеркнута, в частности, такой внешней чертой, как почти полное отсутствие имен)»33. Мнение С.Аверинцева разделяет и И.Левидова34.
В этот период отечественного литературоведения вопрос о методе Грина не является первостепенным. Большая часть литературоведов сохраняет взгляд на Г.Грина как на писателя реалистического направления (Н.Ю.Жлуктенко, Т.Ф.Разумовская, А.Зверев, В.Днепров, С.И.Бэлза, П.В.Палиевский, Е.И.Подлипская), и все же взгляд на творчество Г.Грина меняется. В центре внимания этого периода - вопрос о жанровой сущности гриновских романов, связанный с особенностями философской проблематики и структуры повествования (А.Зверев,
В.Днепров, С.И.Бэлза). Чаще всего литературоведы этого периода определяют романы Грина как философские, философско-психологические или как притчу, не употребляя жанрового определения «экзистенциальный роман», но отмеченные ими проблематика романов Г.Грина, типология героев, характер конфликта, художественный строй произведений писателя позволяет говорить об экзистенциальной природе гриновских романов. В этот период встает вопрос о единстве художественной системы гриновских романов, об их типологической общности (Н.Ю.Жлуктенко, Т.Ф.Разумовская). Такой подход к творчеству Г.Грина видится более плодотворным.
Так, например, Н.Ю.Жлуктенко35 справедливо отмечает единство художественной системы романов Грина: это единый принцип изображения исторической действительности (сквозь призму обыденного существования), единый тип конфликта, сконцентрированный на ситуации нравственного выбора личности, свойственное всем романам Г.Грина своеобразие постановки философских проблем: магия Г.Грина «в поразительной достоверности. индивидуального опыта и в то же время в универсальном, общечеловеческом значении каждой истории душевной борьбы его непростых героев». Н.КХЖлуктенко называет модель гриновского философско-психологического романа «конрадовской», но по сути выявляет сущностные типологические черты экзистенциальной модели романа.
Схожее мнение (о типологической общности гриновских романов) высказывает Т.Ф.Разумовская: «на уровне идейно-тематическом и «формальном» (стилевом) обнаруживается преемственность или «повторяемость» Грина, устойчивый интерес писателя к определенному комплексу проблем, типу героев, конфликту и принципам поэтики»36. Т.Ф.Разумовская отмечает, что Г.Грин всегда ставит своих героев в «пограничную ситуацию».
С.И.Бэлза и П.В.Палиевский подчеркивают, что географическая прикрепленность в романах Г.Грина не играет существенной роли, для писателя важен онтологический круг проблем: «Если «Гринленд» существует, то это понятие скорее философско-этическое. и определяется оно не географическими, а нравственными координатами. Координаты же эти близки тем. идеалам, что веками вынашивались человечеством»37.
Данной оценке проблематики романов Г.Грина близки рассуждения А.Зверева38, В.Днепрова39, Е.ИЛодлипской40.
Исследования литературоведов в 90-е годы сопрягаются с основополагающими выводами, сделанными литературоведами 80-х годов. Так, в работах Г.Анджапаризде и А.Д.Михилева рассматривается проблематика гриновских романов, исследователи приходят к выводу, что в своих романах Г.Грин размышляет «об уделе человеческом»41, в центре его внимания вопрос о том, «как сопрягаются человек и история»42; при этом герои Грина, как и сам писатель, «неизменно делают ставку на общечеловеческие ценности»43. Г.Анджапаридзе подчеркивает единство художественной системы писателя, его обращенность к универсальным проблемам человеческого существования: «Грин всегда творит свой единый и неповторимый мир, объединенный типами героев и общностью поставленных проблем - тех самых вечных или «проклятых» вопросов, которые актуальны в любую эпоху и на любом краю земли»44.
90-е годы отмечены пристальным вниманием к поэтике гриновско-го повествования. С.Н.Филюшкина справедливо отмечает своеобразие структуры гриновского романа, которая основывается на ситуативном начале, гриновских форм типизирования: «Известно стремление Грина к обобщению изображаемых ситуаций и человеческого поведения. к их своеобразному типизированию, моделированию. типизация здесь особого рода, она строится отнюдь не по принципу Бальзака, сообщающего нам, что Растиньяк поступил так, как в его случае поступили бы тысячи юношей его положения. В отличие от французского реалиста, Грин не стремится подвести частный факт под общую закономерность. Грин. воссоздает. модель поведения, психологического состояния»45. С.Н.Филюшкина обращается к исследованию реминисценций и аллюзий в художественной системе Г.Грина и делает справедливое заключение о том, что реминисценции расширяют пространство реальности в романе, включают происходящее в культурный, мировоззренческий контекст мировой истории: «Они создают в произведении как бы особую реальность. Эта реальность, о которой напоминают нам образы Шекспира и Скотта, Троллопа и Гарди, Теннисона и Браунинга. производит впечатление чего-то относительно устойчивого, логичного, опирающегося на прочность понятий о добре и зле, на веру в четкие законы бытия. А персонажи Грина живут в другой реальности, в мире XX века, где. царствуют абсурд и парадокс. Именно в подтексте повествования сталкиваются две отмеченные нами реальности, оттеняя друг друга, связывая общечеловеческое и конкретно-историческое, вечное и временное»46. Обращается к исследованию повествовательной техники в романах Грина (повествование ведется «из мира героя»47), формам раскрытия авторского сознания в романах Г.Грина: этими формами являются сюжетно-композиционная организация произведения, соотношение субъектов сознания в повествовании, судить об авторской позиции следует так же на основании отбора ситуаций и «даже деталей». Подобной деталью становится и «литературная реалия, призванная активизировать воображение читателя»48.
Н.Г.Владимирова обращается к выявлению типологических особенностей гриновских романов на основе романа «Меня создала Англия»: «Роман «Меня создала Англия» (1935) стоит у истоков зрелого творчества Грина и уже содержит характерные черты индивидуальной творческой манеры писателя»49. Н.Г.Владимирова справедливо отмечает особенности гриновской проблематики, связанной с актуальными проблемами эпохи и одновременно имеющей универсальный характер: «Романы Г.Грина посвящены, как правило, морально-этическим проблемам. которые придают универсальный характер остро волнующим писателя современным социальным конфликтам.»50. Н.Г.Владимирова подчеркивает важнейшие черты гриновской писательской манеры: сконцентрированность повествования на ситуативном начале, на создании Грином поведенческих моделей персонажей; эпизодически-фрагментарное строение повествования, обращенность автора к судьбам героев: «Внутри частей повествование распадается на ряд эпизодов, своеобразных фрагментов-очерков судьбы и внутреннего мира героев»51. Своеобразие изображения персонажей: «Грин не показывает ни эволюции своих персонажей, ни процесса становления их характеров. Перед нами сложившиеся герои»52.
Н.Г.Владимирова исследует функции реминисценций и аллюзий в романах Г.Грина. Одна из важнейших функций в том, что (стихотворные) аллюзии (в романе «Меня создала Англия») «универсализуют с о противопоставленность образов его героев» . «Образы литературы в литературе» помогают так же создать «своеобразное поле памяти о культуре. раздвинуть интеллектуальные горизонты камерного произведения»; создают смысловую многозначность произведения: «Реминисценции способствуют не только переходу культурного прошлого в настоящее, они создают многозначность идейного плана, концепции произведения. .»54.
В зарубежном литературоведении, посвященном исследованию творчества Г.Грина, на наш взгляд, отсутствует системно-типологический анализ. Чаще всего литературоведы опираются на биографический, описательный или сравнительно-описательный методы исследований.
В зарубежном литературоведении за Грином прочно утвердилась слава «католического писателя»55, который переосмысляет «ортодоксы от католической религии»: многие исследователи рассматривают его творчество в католическом ключе. Как говорит Д. Бейли, все произведения Г.Грина пронизывает «контекст религиозной тематики»56. По сути, все исследователи рассматривают Г.Грина как модернистского писателя, освещая различные аспекты гриновского творчества.
Например, Фрэнк Уиндем, обращаясь к структуре романов Г.Грина, утверждает его в качестве писателя-католика, рассматривает романы Г.Грина 40-х гг. как сугубо католические, свидетельствующие о глубоком религиозном мировоззрении писателя: «Главная тема романов Г.Грина. - католическая вера»57.
Дональд Грин освещает творчество писателя через сопоставление Г.Грина и И.Во. Автор рассматривает их дружбу, отношение к религии, к политике, сравнивает степень освещенности их творчества в критических работах и приходит к заключительному выводу о мировоззренческой основе писателей: несмотря на то, что писателей часто «смешивают» как католических писателей, их «различие более существенно, чем сходство»: «Грин принадлежит к Янсенистской или Ав-густианской традиции в католической церкви. а Ивлин Во принадлежит к противостоящей ей правоверной ортодоксальной традиции, которую Протестанты обычно характеризовали как приспособленческую» .
Юджин Гудхат обсуждает гриновские эссе о Г.Джеймсе, Ф.Мориаке, Моэме, Бернаносе, Диккенсе и обнаруживает религиозные основы его критических взглядов. Он утверждает, что именно «религиозные представления с их навязчивой идеей греха и терпения привлекают гриновский критический взгляд» и заключает, что в религиозном фокусе гриновского восприятия «сила его литературной мыс
59
ЛИ» .
Джефри Мейерс обращается к книгам путешествий Грина и анализирует пространство, назначение и атмосферу, возникающих в книгах Грина ландшафтов. Он заключает, что «Путешествие без карты» - это поиски первобытных корней и самопознания, «Дороги беззакония» -это зрелище мира без Бога. В обеих книгах страдания и ужасы, описанные в путешествиях, становятся метафорой вселенского зла»60. Подобно конрадовскому «Сердцу тьмы», гриновские книги путешествий - это одновременно и «самоочищение и путешествие внутрь себя»61.
Роджер Шарок выявляет соотношение между проблематикой основных пьес Грина и его романов. «Столкновение между ценностями католической религии и секуляризованной моралью, - заключает Р.Шарок, - доводит одних персонажей до отчаяния или суицида, других - к моральному или духовному безразличию»62. Но в пьесах, пишет Р.Шарок, возникает «ощущение манипулирования автором основным противоречием сцен и характеров, чего мы не обнаруживаем в романах»63.
Джон Бейли рассматривает соотношение между новеллами и романами Грина в плане развития тем и техники повествования. В психологических новеллах Грина, замечает Д. Бейли, как и во всех его романах, подчеркивается «неискупленная и падшая природа окружающего мира. Возникает представление об авторе как о проклятой душе, которая берет на себя ответственность за грехи своих персона- 64 жеи» .
Роулэнд Смит рассматривает патриотическую тематику в творчестве Г.Грина военного времени («Министерство страха» (1943), «Суть дела» (1948), «Конец одной любовной связи» (1951)) в социальном, политическом и идеологическом контекстах. Он заключает, что в гри-новских романах отражено «характерное для того времени ощущение компромиссности и расколотости окружающей обстановки по сравнению с довоенной прозой, что успешно воплощено в романе «Министерство страха», написанном в течение военных лет, одновременно с ощущением живости и возбуждения, которые стали частью Британской жизни с июня 1940 года до следующей весны. В романах, написанных после войны, активность и возбуждение сменяются разочарованностью, утратой веры в себя»65.
Алан Уоррен Фридман придерживается мрачного взгляда на романы Г.Грина «Брайтонский леденец», «Сила и слава», «Конец одной любовной связи» и сопоставляет их с автобиографической прозой. Он концентрируется на теме смерти в его произведениях и утверждает, что «произведения Грина - это литература смерти: его романы в большинстве начинаются со смерти или с предположения о смерти и затем кольцевое движение направляется к порождающему концу в обратном направлении как если бы. только репетиция судьбы была возможна»66. Источник силы гриновских произведений в «его скептицизме по поводу загробной жизни, такой же прекрасной, как эта; в мучительном интересе к обыденному его литературных исследований; в сомнениях, которые он швыряет вере»67.
Уильям М. Чейс анализирует тему преследований в развлекательных романах Г.Грина. Он утверждает, что «слежка - акт добывания и завладения знанием тайными методами, процесс достижения преимущества над другими посредством пребывания в обособлении от них и осведомленности об их деятельности; борьба за дружеские отношения, в которых одна сторона держит эксклюзивные права на скрытую информацию об этой дружбе - в центре гриновских рома-нойЭ^ельно можно выделить работы литературоведов, которые считают, что эстетическая программа Грина отмечена философией экзистенциализма, а также те работы, в которых литературоведы обращаются к сопоставительному анализу творчества Г.Грина и Ф .М.Достоевского.
Так, Дэвид Лодж, справедливо определяя значение католической проблематики в романах Г.Грина, приближается к экзистенциальному восприятию писателя: «Католицизм как общественная система законов и догматов не является ключом к гриновским произведениям. это система общих представлений, источник моделирования ситуаций. с помощью которых автор исследует прозрения опытной человеческой интуиции, которые были достигнуты до и независимо от официального принятия католической веры»69. В схожем аспекте рассматривает романы Г.Грина Джон Аткинс70.
А.А. Де Витис рассматривает произведения Г.Грина как религиозные притчи о добре и зле. Де Витис пишет о романе «Брайтонский леденец», что это - «последовательная аллегория на тему о добре и зле, иносказание в религиозной форме»71.
Натан А. Скотт в статье «Грэм Грин - христианский трагик» видит в романах Г.Грина синтез христианства и трагедии, а героизм персонажей рассматривает как способность грешного человека услышать зов бога. Аристотелевское понятие hamartia (ошибка героя) трактуется критиком как слабость человека, который в своей жалости к другим, в своем «подражании Христу» не может охватить всего и потому трагически впадает в грех72.
Фрэнк Кункель, исследуя тематику и проблематику «католических романов» Г.Грина, приходит к выводу, что «у истоков творчества Грина находятся Достоевский и Фрейд»73.
Фредерик Р. Карл считает, что Грин «ближе к Достоевскому и Мориаку, чем к какой-либо англо-американской традиции религиозных романов»74.
Жак Мадоль так же отрицает родство романов Грина с произведениями писателей-католиков Бернаноса, Жюльена Грина, Ф.Мориака и сближает английского романиста с Достоевским: «отблеск бездны випс ден иногда в его творениях» . Французский литературовед Р.М.Аль-берес видит влияние Достоевского в таких романах Г.Грина как «Человек внутри» и «Сила и слава» . Ричард Вурхиз высказывает мнение, что было бы преувеличением считать Г.Грина английским Достоевским. Хотя атмосфера в романах Г.Грина напоминает произведения Достоевского, а герои также страдают в мире зла и ищут решение проблемы нравственной вины, есть существенная разница между этими писателями. В болезненной атмосфере романов Достоевского светится здоровое начало, наряду с патологической меланхолией есть и радость, среди изломанных эмоций есть здоровое чувство любви. У Г.Грина слишком мало этих положительных моментов77.
Мари-Беатрис Месне пишет, что произведения Грина кажутся по близкими к христианскому экзистенциализму Габриэля Марселя» .
Джеймс Ноксон анализирует роман «Ценой потери» с точки зрения теории Кьеркегора о трех стадиях существования79.
Дэвид X. Хезла рассматривает самоубийство Скоби как подтверждение экзистенциалистских теорий. Он пишет: «Покой нельзя обрести в этом адском мире;. нет средства прекратить неуверенность и страдание в нашем существовании, кроме самоубийства»80. «Самоубийство может быть бегством из безобразного, безнадежного мира или может быть неизбежным следствием страдательной любви - это
81 почти определенный конец для тех, кто существует» .
Отечественное литературоведение на протяжении ряда лет сталкивалось с трудностями в однозначном определении метода Г.Грина, с трудностями жанровой классификации его романов , затруднялось причислить Г.Грина к определенной школе писателей. На наш взгляд, для выявления специфики гриновских романов более плодотворным является исследование типа художественного мышления писателя. Тип художественного мышления определяет все аспекты повествования: стиль писателя, мировоззренческую основу, концепцию человека, своеобразие поэтики. На наш взгляд, Г.Грин принадлежит к писателям экзистенциального типа художественного мышления. Данный тип мышления проливает свет на многие «парадоксы» Г.Грина, лежит в основе единства художественной системы писателя, единства его художественного мира, объединяет его романы, синтезирующие разные жанровые начала. К сожалению, до сих пор в отечественном литературоведении нет работ, посвященных системному анализу экзистенциального типа мышления писателя и исследующих, в какие художественные формы оно преломляется. Между тем в отечественном литературоведении все чаще появляются работы, посвященные изучению экзистенциальных проблем в творчестве писателей XX века, исследующие художественный мир писателей в комплексном анализе всех составляющих этого мира. Например, это работа А.К.Никулиной «Хуоо дожественный мир романов Торнтона Уайлдера» (2005г.); диссертационное исследование И.И.Лукичевой «Экзистенциальные проблемы в творчестве Г.Белля»84 (2000г.); Г.А.Субботиной «Психологизм М.Пруста и Ж.-П. Сартра в «Повествованиях о личности» («В поисках
Of утраченного времени», «Тошнота», «Слова»)» (2003г.). Все это подчеркивает актуальность изучения творчества писателей XX века в их отношении к важнейшему течению мировой философии и эстетической мысли - экзистенциализму, с позиции исследования единства художественного мира писателя.
Цель данной работы состоит в рассмотрении экзистенцального типа художественного мышления в романах Г.Грина 40-х годов - «Сила и слава» и «Суть дела». По справедливому замечанию О.Алякринского, «безымянный священник - архетипический герой Грэма Грина»86; на наш взгляд, роман «Сила и слава» - архетипический роман Грина, этому роману в работе уделяется наибольшее внимание.
Поставленная цель работы определяет решаемые в ходе исследования задачи:
- дать характеристику экзистенциальному типу художественного мышления, определить точки соприкосновения данного типа мышления с предшествующими ему в литературе типами художественного мышления;
- рассмотреть историко-философскую концепцию Г.Грина как основополагающий момент мироощущения художника, выявить, как данная концепция влияет на художественный строй произведения;
- определить структуру повествования в исследуемых романах Г.Грина; выявить гриновскую концепцию человека;
- исследовать, как представлены в романах онтологический и гносеологический аспекты, являющиеся важнейшими моментами для характеристики экзистенциального типа мышления.
Методы исследования: сложность поставленных задач, а также неоднозначность предмета исследования обусловили комплексность использованных в работе методов. Наряду с традиционным структурно-семантическим анализом, автор использовал метод сравнительно-типологического литературоведения.
Актуальность исследования определяется тем, что впервые в отечественном литературоведении предпринята попытка исследования экзистенциального типа мышления в романах Г.Грина 40-х гг. - «Сила и слава» и «Суть дела».
Материалом диссертационного исследования являются романы Г.Грина «Сила и слава», «Суть дела».
Теоретическая значимость работы заключается в том, что ее материал может быть полезен для дальнейшего исследования экзистенциального типа художественного мышления в романах вообще, в романах Г.Грина в частности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его выводы и фактический материал могут быть использованы в подготовке курсов по истории зарубежной литературы, культурологи, при написании курсовых и дипломных работ, при чтении специальных курсов по истории английской литературы.
Данная работа имеет следующую структуру: введение, три главы, заключение, примечание и библиография (библиография содержит 334 наименования, из них 52 на английском языке). Общий объем работы 243 страницы.
Апробация диссертационного исследования прошла на заседаниях кафедры зарубежной литературы и журналистики факультета славянской филологии Российского государственного университета им. И.Канта. Основные положения диссертации докладывались: на международной конференции «Славянский мир и литература» научного семинара «Романтизм: два века осмысления» в г. Зеленоградске в октябре 2002 г.; на второй международной литературоведческой конференции «Русская, белорусская и мировая литература: история, современность, взаимосвязи» в г. Новополоцке в апреле 2003 г.; на третьей международной литературоведческой конференции «Русская, белорусская и мировая литература: история, современность, взаимосвязи» в г. Новополоцке в апреле 2004 г.; на четвертой международной литературоведческой конференции «Русская, белорусская и мировая литература: история, современность, взаимосвязи» в г. Новополоцке в апреле 2005 г.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:
1. Королева М.Э. «Философский камень» Грэма Грина (по роману «Суть дела») // Проблемы филологических наук: Материалы постоянных научных семинаров. Калининград: Изд-во КГУ, 2000. С. 54-58.
2. Королева М.Э. Фрагмент как форма психологического раскрытия главного героя в романе Г.Грина «Суть дела» // Романтизм: два века осмысления. Материалы межвуз. науч. конференции. Калининград: Изд-во КГУ, 2003. С. 170-178.
3. Королева М.Э. О некоторых принципах композиции и формах художественного мышления в романе Г.Грина «Суть дела» // Проблемы истории литературы: Сборник статей. Вып. 17 / Под ред. А.А. Гутнина. М.; Новопо-лоцк, 2003. С. 73-79.
4. Королева М.Э. Экзистенциальный тип мышления как метасодержательная категория // Проблемы истории литературы: Сборник статей. Вып. 18 / Под ред. А.А. Гуг-нина. М.; Новополоцк, 2004. С. 213-221.
5. Королева М.Э. Историко-философская концепция Г.Грина в романе «Сила и слава» // Проблемы истории литературы: Сборник статей. Вып. 19 / Под ред. А.А. Гугнина. М.; Новополоцк, 2005 (в печати).
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК
Поэтика трилогии Дэвида Лоджа: Романы "Академический обмен", "Мир тесен", "Прекрасная работа"2001 год, кандидат филологических наук Масляева, Ольга Юрьевна
Проблемы повествования в романах Генри Грина2006 год, кандидат филологических наук Авраменко, Иван Александрович
Автор и герой в структуре психологического повествования: Г. Джеймс и И.С. Тургенев2012 год, кандидат наук Николенко, Мария Павловна
Традиция пушкинской прозы и русские романы середины 1840-х гг.2010 год, кандидат филологических наук Карпов, Денис Львович
Идейно-философская основа и культурно-художественные контексты ранних романов Ивлина Во2006 год, кандидат филологических наук Бердникова, Ирина Владимировна
Заключение диссертации по теме «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», Королева, Мария Эдуардовна
Заключение
1. См. об этом: Лурье М.М. Достоевский в Англии (Достоевский и английский роман 20-х начала 30-х годов). Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Л., 1971.
2. Владимирова Н.Г. Образ литературы в зеркале романа (Г.Грин) // Владимирова Н.Г. Условность, созидающая мир. Интертекстуальность и поэтика условных форм. Великий Новгород, 2001.
3. Неслучайно роман «Сила и слава» Грин Г. назвал «теологией освобождения». См. об этом: Грэм Грин в редакции журнала и новый взгляд на «Силу и славу» // Иностранная литература. 1987. №11. Запись бесед и комментарий Т.Ланиной. С. 221.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Королева, Мария Эдуардовна, 2006 год
1. Greene, Graham. The Power and the Glory. London: Heinemann, 1959.
2. Greene, Graham. The Heart of the Matter. London: Heinemann, 1951.
3. Greene, Graham. Ways of escape. London: The Bodley Head, 1980.
4. Greene, Graham. A Sort of Life. New York: Simon & Schuster, 1971.
5. Greene, Graham. Yours: Letters to the Press (1945-1989) / Graham Greene; Sel. a introd. by Cristopher Hawtree. London: Penquin & Reinhardt, 1991.
6. Greene, Graham. The Lawless Roads. London: Heinemann, 1955.
7. Greene, Graham. The Lost Childhood and Other Essays. London: Eyre & Spottiswoode, 1951.
8. Greene, Graham. Carving a Statue. London: The Bodley Head, 1964.
9. Greene, Graham. Collected Essays. London: The Bodley Head, 1969.
10. Грин Грэм. Собр. соч.: В 6 т. М., 1993.
11. Грин Грэм. Путешествие без карты. М.: Прогресс, 1979.
12. Абэ Кобо. Женщина в песках. Чужое лицо. М., 1969.
13. Аверинцев С.С. «Аналитическая психология» К.-Г. Юнга и закономерности творческой фантазии // Вопросы литературы. 1970. №3.
14. Аверинцев С.С. Древнегреческая поэтика и мировая литература // Поэтика древнегреческой литературы / Отв. ред. С.С. Аверинцев. М., 1981.
15. Аверинцев С.С. Послесловие к роману Г.Грина «Сила и слава» // Иностранная литература. 1987. № 2.
16. Алексеев М.П. Английская литература. Очерки и исследования. JL: Наука, 1991.
17. Аллен Уолтер. Традиция и мечта. М., 1970.
18. Алякринский О.А. Опыт о человеке // Новый мир. 1988. № 5.
19. Андреев Л.Г. Жан-Поль Сартр. Свободное сознание и XX век. М., 1994.
20. Андреев Л.Г. Марсель Пруст. М.: Высшая школа, 1968.
21. Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. М.: Высшая школа, 1975.
22. Анастасьев Н.А. Обновление традиций: Реализм XX века в противоборстве с модернизмом. М., 1984.
23. Аникин Г.В. Современный английский роман. Свердловск, 1971.
24. Аникин Г.В. Социально-политическая основа трагического фарса в романах Грэхема Грина // Вопросы литературы. Материалы филологической конференции Уральского государственного университета. Свердловск, 1969. С. 113-129.
25. Аникин Г.В. Проблемы современного английского романа. Диссертация на соискание степени доктора филологических наук. Свердловск, 1971.
26. Атарова К. Вызов самому себе // Грин Г. Капитан и враг. Вступит. статьяМ., 1991. С. 5-11.
27. Анисимов И. Романы Грэхема Грина // Иностранная литература. 1964. № 10. С. 221-226.
28. Ассулин П. Грин, хвала нелояльности! // Литературная учеба. 1990. № 1.С. 174-179.
29. Аникст А. Грэм Грин и его роман «Тихий американец» // Грин Г. Тихий американец. Послесловие. Свердловск, 1958.
30. Аникст А. Грэм Грин и его роман «Суть дела» // Грин Г. Суть дела. Послесловие. М., 1961.
31. Анджапаридзе Г. Мастер // Грин Г. Комедианты. Послесловие М., 1997. С. 553-558.
32. Анджапаридзе Г. Возможен ли ответ на вечные вопросы бытия? (Г.Грин и его романы) // Грин Г. Сила и слава. Путешествие с тетушкой. Почетный консул. Вступит, статья. М., 1990. С. 5-19.
33. Ауэрбах Э. Мимесис: Изображение действительности в западноевропейской литературе: В 2 т. Благовещенский Гуманитарный Колледж им. И.А. Бодуэна де Куртенэ. Благовещенск, 1999.
34. Барт Ролан. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994.
35. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1975.
36. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худож. литература, 1975.
37. Белая Г.А, Павлова Н.С. О позиции писателя в современном критическом реализме // Критический реализм XX века и модернизм. М., 1967.
38. Белкин А. Предисловие // Достоевский в русской критике. М., 1956.
39. Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990.
40. Бердяев Н.А. Самопознание. М.: ЭКСМО-Пресс; Харьков: Фолио, 2001.
41. Бердяев Н.А. Философия свободы. Харьков: Фолио; М.: ACT, 2002.
42. Бергсон А. Собр. соч.: В 4 т. Опыт о непосредственных данных сознания. Материя и память. М.: Московский клуб, 1992. Т. 1.
43. Библейская энциклопедия: В 2-х книгах. Труд и издание Архимандрита Никифора. Репринтное воспроизведение издания 1891 г. М, 1990.
44. Бондарев А. Французский плутовской роман // Лесаж А.Р. Похождения Жиль Бласа. Вступит, статья. М.: Правда, 1990. С. 5-12.
45. Бобылева Л.К. Сказ в английском романе (С.Моэм, Р.Олдингтон, Г.Грин) // Бобылева Л.К. Очерки по языку английского романа XX века. Владивосток, 1984. С. 85-102.
46. Брутян Г.А. У английских аналитиков // Вопросы философии. 1968. №2. С. 136-143.
47. Буало Н. Поэтическое искусство. М., 1957.
48. Булгаков С.Н. Чехов как мыслитель // Булгаков С.Н. Соч.: В 2 т. М.: Наука, 1993. Т. 2. Избранные статьи. С. 131-161.
49. Бэлза С.И. Новое «Евангелие от Дон Кихота» // Грин Г. Монсеньор Кихот. Послесловие. М.: Молодая гвардия, 1984. С. 230-239.
50. Бэлза С.И. В поисках сути дела // Грин Г. Собр.соч.: В 6 т. М.: Худож. лит, 1992. Т. 1. С. 5-32.
51. Бэлза С.И. Новые путешествия по «Гринленду» // Литературная газета. 19 октября. 1983.
52. Бэлза С.И. Политика, любовь и геометрия // Грин Г. Тихий американец. Послесловие. М, 1986. С. 172-184.
53. Бэлза С.И. Грэм Грин о нас и о себе // Литературная газета. 1987. № 48. 25 ноября.
54. Бэлза С.И., Палиевский П.В. Грэм Грин // Английская литература 1945-1980. М., 1987. С. 102-117.
55. Ванслов В.В. Эстетика романтизма. М.: Искусство, 1996.
56. Великовский С.И. Грани несчастного сознания. М., 1973.
57. Великовский С.И. В поисках утраченного смысла. Очерки литературы трагического гуманизма во Франции. М., 1979.
58. Великовский С.И. Путь Сартра-драматурга // Сартр Ж.-П. Пьесы: В 2-х книгах. Книга 1. Вступит, статья. М.: Гудьял-Пресс, 1999.
59. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление // Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.
60. Верной В.В. Проза современных японских писательниц // Реферативный журнал. Общественные науки за рубежом. Серия 7. Литературоведение. 1989. №. 1.
61. Верцман И. Ницше и его наследники // Вопросы литературы. 1962. № 7. С. 49-73.
62. Владимирова Н.Г. Условность, созидающая мир. Великий Новгород, 2001.
63. Владимирова Н.Г. Формы художественной условности в литературе Великобритании XX века. Новгород, 1998.
64. Владимирова Н.Г. Становление жанра романа в творчестве Г.Грина // Жизнь и судьба малых литературных жанров. Иваново, 1996. С. 277-284.
65. Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. М., 1978.
66. Вулф В. Избранное. М.: ТЕРРА TERRA, 1996.
67. Гаврилова Ю.Ю., Гиршман М.М. Миф автор - художественная целостность: аспекты взаимосвязи // Филологические науки. 1993. №3.
68. Гайденко П.П. Трагедия эстетизма. Опыт характеристики миросозерцания Серена Кьеркегора. М., 1970.
69. Гайденко П.П. Кьеркегор и философско-эстетические истоки экзистенциализма // Вопросы литературы. 1967. № 7. С. 133-157.
70. Ганн Ж. Культура литературно-художественной критики и критика культуры // Реферативный журнал. Общественные науки за рубежом. Серия 7. Литературоведение. 1989. №. 1.
71. Гарднер Э. Джордж Оруэлл // Реферативный журнал. Общественные науки за рубежом. Серия 7. Литературоведение. 1989. №. 1.
72. Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм. Эпос, лирика, драма. М.: Просвещение, 1968.
73. Гвардини Р. Конец Нового времени // Вопросы философии. 1990. № 4.
74. Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. М.: Искусство, 1968.
75. Гессе Г. Братья Карамазовы, или Закат Европы // Зарубежная литературы XX века. Практикум / Составление и общая редакция Н.П. Михальской и Л.В. Дудовой. М.: Флинта: Наука, 1999.
76. Гинзбург Л. О психологической прозе. Л.: Сов. писатель, 1970.
77. Голсуорси Д. Собр. соч.: В 16 т. М., 1962. Т. 16.
78. Голос автора и проблемы романа // Иностранная литература. 1987. № 3-4.
79. Гомер. Илиада. Одиссея / Пер. с древнегреч. В.В. Вересаева. М.: Просвещение, 1987.
80. Горбунов A.M. Зарубежный роман XX в. Рекомендательный библиографический указатель. М., 1982.
81. Грешных В.И. Мистерия духа. Художественная проза немецких романтиков. Калининград: КГУ, 2001.
82. Грешных В.И., Яновская Г.В. Вирджиния Вулф: Лабиринты мысли. Калининград, 2004.
83. Григорьева Т.П. Дао и Логос: Встреча культур. М.: Наука, 1992.
84. Губман Л.Б. Западная философия культуры XX века. Тверь, 1997.
85. Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы. М.: Соратник, 1995.
86. Гулыга А.В. Искусство романа в век науки. М., 1978.
87. Гуревич А .Я. Средневековый мир: Культура безмолвствующего большинства. М.: Искусство, 1990.
88. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972.
89. Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Кризис европейского человечества и философии. Философия как строгая наука. Минск: Харвест; М.: ACT, 2000.
90. Давыдов Ю.Н. Эстетика нигилизма. М., 1975.
91. Деке П. Семь веков романа. М., 1962.
92. Джесперс Д. Новый завет и литературное воображение // Реферативный журнал. Общественные науки за рубежом. Серия 7. Литературоведение. 1989. №. 1.
93. Днепров В. Черты романа XX века. М.; Л., 1965.
94. Днепров В. Литература и нравственный опыт человека. Л., 1970.
95. Днепров В. Идеи времени и формы времени. Л., 1980.
96. Днепров В. Легко ли быть добрым человеком // Днепров В. С единой точки зрения. Л., 1989. С. 311-327.
97. Днепров В. Вера и безверие // Звезда. 1969. № 4. С. 202-210.
98. Долгополов Л. На рубеже веков. Л.: Сов. писатель, 1985.
99. Долгополов Л. Когда люди становятся ближе // Комсомольская правда. 17 февраля. 1988.
100. Достоевский Ф.М. Собр. соч.: В 10 т. М., 1956. Т. 4, 9.
101. Достоевский Ф.М. Полн. собр.соч.: В 12 т. СПб, 1895. Т. 11.
102. Дубинская А. Во имя человечности // Октябрь. 1957. № 2.
103. Дьяконова Н.Я. Лондонские романтики и проблемы английского романтизма. Л., 1970.
104. Дьяконова Н.Я. Английский романтизм: Проблемы эстетики. М., 1978.
105. Евтушенко Е. Не старайтесь стать священником // Литературная газета. 5 августа. 1981.
106. Елистратова А.А. Английский роман эпохи Просвещения. М., 1996.
107. Елистратова А.А. Наследие английского романтизма и современность. М., 1960.
108. Ершов Л.Ф. Современная социально-философская проза. Л.: Знание, 1989.
109. Жан Поль. Приготовительная школа эстетики. М., 1981.
110. Жак Деррида в Москве. Деконструкции путешествия. М., 1994.
111. Жантиева Д.Г. Английский роман XX века. М., 1965.
112. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977.
113. Жлуктенко Н.Ю. Обретение целостности. Герой и конфликт в романах Дж.Конрада, Э.М.Форстера, Г.Грина // Жлуктенко Н.Ю. Английский психологический роман XX века. Киев, 1988. С. 17-56.
114. Журавлев К.И. Грэм Грин и Фланнери О'Коннор как католические писатели // Тезисы 56-й научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава (13-17 апр., 1992). Уральск: УПИ, 1995. С. 107-108.
115. Заманская В.В. Экзистенциальная традиция в русской литературе XX века. Диалоги на границах столетий: Учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2002.
116. Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX веков. М., 1987.
117. Затонский Д.В. Искусство романа и XX век. М.: Худож. литература, 1973.
118. Затонский Д.В. Что такое модернизм // Контекст. М., 1975.
119. Зверев A.M. Дворец на острие иглы. М., 1989.
120. Зверев A.M. Лица сквозь маски // Грин Г. Комедианты. Послесловие. Л., 1985. С. 283-288.
121. Зверев A.M. Гриновский парадокс // Литературное обозрение. 1984. №1.
122. Зонина Л. Альтонские узники Сартра // Иностранная литература. 1960. №9.
123. Зорин В. Временщики и книги // Грин Г. Комедианты. Вступит, статья. М, 1967. С. 5-18.
124. Зотов А.Ф. Современная западная философия. М.: Высшая школа, 2001.
125. Ивашева В.В. Век нынешний и век минувший. Английский роман XIX века в его современном звучании. М.: Худож. литература, 1990.
126. Ивашева В.В. Судьбы английских писателей: Диалоги вчера и сегодня. М.: Сов. писатель, 1989. С. 36-84.
127. Ивашева В.В. Большой художник и необыкновенный человек // Г.Грин. Избранные произведения: В 2 т. М., 1986. Т.1. С. 5-24.
128. Ивашева В.В. Литература Великобритании XX века. М.: Высшая школа, 1984.
129. Ивашева В.В. Эпистолярные диалоги. М.: Сов. писатель, 1983.
130. Ивашева В.В. Парадоксы сознания. Грэм Грин // Ивашева В.В. Что сохраняет время. М.: Сов. писатель, 1979. С. 136-160.
131. Ивашева В.В. На переднем крае комедии. Грэм Грин // Ивашева В.В. Английские диалоги. М., 1971. С. 309-351.
132. Ивашева В.В. Виднейшие мастера критического реализма. Чарльз Перси Сноу, Грэм Грин // Ивашева В.В. Современная английская литература. М., 1963. С. 27-40.
133. Ивашева В.В. Английский роман последнего десятилетия. (19501960). М., 1962.
134. Ивашева В.В. Легенда о Грине // Вестник Московского университета. Серия 7. Филология, журналистика. 1961. № 4. С. 18-29; № 5. С. 32-45.
135. Изаков Б. Английские встречи (о встречах с Б.Расселом, Ш.О'Кейси, Г.Грином и Дж.Олдриджем) // Знамя. 1965. № 2. С. 161178.
136. Изаков Б. Вечер с Грэмом Грином // Неделя. 1963. № 26. С. 1415.
137. Ионкис Г.Э. Английская поэзия XX века. М., 1980.
138. История эстетической мысли: В 6 т. Институт философии АНСССР / Под ред. М.Ф. Овсянникова и др. М.: Искусство, 1986.
139. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.
140. Камю А. Посторонний. Чума. Харьков, 1998.
141. Карбанова И.Ю. Жанровая специфика раннего романа Грэма Грина «Восточный экспресс» // Сюжет и фабула в структуре жанра. Калининград, 1990. С. 75-80.
142. Карпушин В.А. Серен Кьеркегор предшественник экзистенциальной антропологии // Вопросы философии. 1967. № 12. С.103-113.
143. Кеттл Арнольд. Грэм Грин. Суть дела // Кеттл Арнольд. Введение в историю английского романа. М, 1966. С. 388-394.
144. КлейстГ. Избранное. М.: Худож. литература, 1977.
145. Ковалев В. В парадоксах ищу истину (Беседа корреспондента «ЛО» с Грэмом Грином) // Литературное обозрение. 1987. № 1. С. 1012.
146. Коваленко Ю. Последнее интервью с Грином // Известия. 5 апреля. 1991.
147. Кожинов В.В. Происхождение романа. М.: Сов. писатель, 1963.
148. Кожинов В.В. Теория литературы: В 3 кн. М, 1964.
149. Колесников В.П. Грэм Грин и католицизм. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Киев, 1975.
150. Копелев Л.З. О «Тихом американце» и человеколюбии без кавычек // Копелев Л.З. Сердце всегда слева. М.: Сов. писатель, 1960. С. 310-329.
151. Косиков Г.К. Жан-Поль Сартр: искусство как способ экзистенциальной коммуникации // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 1995. № 3. С. 163-168.
152. Краткая история этики / Под ред. А.А. Гусейнова, Г. Иррлитца. М.: Мысль, 1987.
153. Кытманова Е.А. Романы Г.Грина 1930-х 40-х годов. Творческая эволюция. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М, 2001.
154. Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993.
155. Кьеркегор С. Наслаждение и долг. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
156. Лабрюйер Жан. Познание мира. М.; Санкт-Петербург, 2000.
157. Ланина Т. Маска и лицо человеческое // Иностранная литература. 1966. № 10. С. 192-202.
158. Ларошфуко Франсуа. Мемуары. Максимы и моральные размышления. Минск, 1999.
159. Лебедев А.А. Путешествие к людям // Лебедев А.А. Чтобы быть человеком ( о путевых заметках Г.Грина «Путешествие без карты» ). М., 1969. С. 96-124.
160. Левин Ю.И. Зеркало как потенциальный семиотический объект // Зеркало. Семиотика зеркальности. Труды по знаковым системам. Тартуский государственный университет. Ученые записки. Вып. 831. Тарту, 1988.
161. Левитан Л.С., Цилевич Л.М. Основы изучения сюжета. Рига, 1990.
162. Леонова Е.А. Введение // История зарубежной литературы (вторая половина XIX начало XX веков). Минск, 1997.
163. Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В.М. Кожевникова, П.А Николаева. М., 1987.
164. Лихачев Д.С. О филологии. М., 1989.
165. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1982.
166. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма. М.: Мысль, 1993.
167. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек. Текст. Семиосфера. История. М., 1996.
168. Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. Таллинн, 1992.
169. Лукичева И.И. Экзистенциальные проблемы в творчестве Г.Белля. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Нижний Новгород, 2000.
170. Лурье М.М. Достоевский в Англии (Достоевский и английский роман 20-х начала 30-х годов). Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Л., 1971.
171. Льоса М.В. Правда в вымыслах // Иностранная литература. 1997. №5.
172. Маевский В.В. Преображение Африки // Грин Г. Путешествие без карты. Вступит, статья. М., 1961.
173. Маймин Е.А., Слинина Э.В. Теория и практика литературного анализа. М.: Просвещение, 1984.
174. Мамардашвили М.К. Проблема человека в истории // О человеческом в человеке. М., 1991.
175. Манн Т. Собр. соч.: В 10 т. М, 1960. Т. 9.
176. Маркес Габриэль Г. «Русская рулетка» Грэма Грина / Пер.с исп. И.Скачковой и Г.Орехановой //Неделя. 1982. № 15. С. 17.
177. Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. М.: РГГУ, 1994.
178. Мень А. Трудный путь к диалогу // Иностранная литература. 1989. №1.
179. Минкявичус Я.В. Место и роль культуры во взаимодействии общества и природы // Философия и культура. М., 1987.
180. Михайлов А.В. О некоторых проблемах современной теории литературы // Известия РАН. Серия литературы и языка. Т. 53. 1994. № 1.С. 15-23.
181. Михайлов А.Д. Роман и повесть высокого средневековья // Средневековый роман и повесть. М., 1974.
182. Михальская Н.П. Пути развития английского романа 1920-1930-х годов. М., 1966.
183. Михальская Н.П. Английский роман XX века. М., 1982.
184. Михилев А.Д. С поправкой на человека // Грин Г. Наш человек в Гаване. Послесловие. Харьков, 1990. С. 473-478.
185. Мотылева Т. JI. Роман свободная форма. М.: Сов. писатель, 1982.
186. Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западноевропейской литературы XX века. М.: Прогресс, 1986.
187. Нарсулаева Ф.А. Ф.Достоевский и Г.Грин (традиции Ф.Достоевского в творчестве Г.Грина 1940-х гг.) // Известия СевероКавказского Научного центра: Высшая школа. Серия общественных наук. 1975. №2. С. 90-94.
188. Нарсулаева Ф.А. Трагический конфликт в романах Г.Грина и Дж. Олдриджа //Советский Дагестан. 1975. № 1. С. 68-71.
189. Немецкая классическая философия. Соч.: В 2 т. М.: ЭКСМО-Пресс; Харьков: ФОЛИО, 2000.
190. Никулина А.К. Художественный мир романов Торнтона Уайлдера. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Екатеринбург, 2005.
191. Ницше Ф. Собр. соч.: В 2 т. М.: СИРИН; Л., 1990.
192. Новые художественные тенденции в развитии реализма на Западе, 70-е годы. М., 1982.
193. Обсуждение романа Грэхема Грина «Тихий американец» (Сокращ. стенограмма обсуждения в Союзе писателей СССР.) // Иностранная литература. 1956. № 7. С. 198-206.
194. Оруэлл Д. Рецензия на «Суть дела» Грэма Грина // Оруэлл Д. «1984» и эссе разных лет / Пер. Г. Злобина. М., 1989. С. 352-355.
195. Олдингтон Р. Смерть героя. М.: Худож. литература, 1988.
196. Остальский А. «Гринландия» осталась без короля // Новое время. 1991. № 15. С. 42-43.
197. Павлова Н.С. Типология немецкого романа. 1900-1946. М., 1982.
198. Палиевский П.В. Фантомы. Человек буржуазного мира в романах Грэма Грина // Палиевский П.В. Литература и теория. М., 1978. С. 182-210.
199. Паскаль Б. Мысли. СПб.: Азбука, 1999.
200. Переверзев В.Ф. Гоголь. Достоевский. Исследования. М., 1982.
201. Пестерев В.А. Фрагментарная форма романа Ж.-Ф. Туссена «Фотоаппарат» // Балтийский филологический курьер. Научный журнал КГУ. № 4. Калининград, 2004.
202. Подлипская Е.И., Грачева Д.М. О некоторых композиционных и жанровых особенностях романа Г.Грина «Комедианты» // Проблемы стиля, метода и направления в изучении и преподавании художественной литературы. Материалы докладов. М., 1969. С. 329330.
203. Подлипская Е.И. Проблема «выбора» и личной ответственности в романе Г.Грина «Тихий американец» // Вопросы зарубежного литературоведения. Сборник научных трудов. № 659. Ташкентский государственный университет, 1981. С. 10-22.
204. Подлипская Е.И., Садыкова Д. Трагедия личности в мире буржуазной цивилизации (по роману Грэма Грина «Ценой потери») // Вопросы истории и литературы. Ученые записки. Т. 78. Ташкент, 1970. С. 341-361.
205. Подлипская Л.И. К проблеме социально-философского романа в английской литературе 1950-60-х гг. Автореферат на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1975.
206. Полосухин И.Н. Концепция человека в литературно-критических работах современных английских романистов // Проблемы зарубежной литературы XIX XX вв. Сборник научных трудов. М., 1974. С. 132-144.
207. Полосухин И.Н. Проблемы психологизма современной английской прозы. Автореферат на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1975.
208. Поспелов Г.Н. Типология литературных родов и жанров // Введение в литературоведение. Хрестоматия / Под ред. П.А. Николаева. М.: Высшая школа, 1997.
209. Поспелов Т.Н. Искусство и эстетика. М., 1984.
210. Пруст М. В поисках утраченного времени / Пер. с фр. Н.М. Любимова М.: КРУС, 1992.
211. Разумовская Т.Ф. К вопросу о традициях Сервантеса в романе Г.Грина «Монсеньор Кихот» // Традиции и новаторство в литературе стран Западной Европы и Америки XIX-XX вв. Горький, 1989. С. 5564.
212. Резник Р.А. Достоевский и Бальзак // Реализм в зарубежных литературах XIX-XX веков. Межвузовский научный сборник. Вып. 4. Изд-во Саратовского университета, 1975.
213. Реизов Б.Г. Французский роман XIX века. М.: Высшая школа, 1977.
214. Реизов Б.Г. О методах типотворчества // Реизов Б.Г. Историко-литературные исследования. Л.: ЛГУ, 1998.
215. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М., 1995.
216. Рикер П. Какого рода высказывания о человеке могут принадлежать философам // О человеческом в человеке. М., 1991.
217. Руднев В.П. Словарь культуры XX века. М.: Аграф, 1999.
218. Рыкунов В.М. Свет и тень философии Сартра // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 1990. № 6.
219. Рымарь Н.Т. Введение в теорию романа. Воронеж, 1989.
220. Рымарь Н.Т. Поэтика романа. Саратов, 1990.
221. Сабов А. Беспокойный человек в неспокойном мире // Литературная газета. 17 октября. 1984.
222. Сабов А. Нежелательное лицо // Литературная газета. 15 декабря (№50). 1993. С. 7.
223. Самосознание европейской культуры XX века. Мыслители и писателя Запада о месте культуры в современном обществе. М., 1991.
224. Сартр Ж.-П. Что такое литература? Слова / Пер. с фр. Минск: Попурри, 1999.
225. Сартр Ж.-П. Бытие и Ничто. М., 2000.
226. Сартр Ж.-П. Тошнота. Стена. Роман. Новеллы. Харьков: Фолио, 1998.
227. Сартр Ж.-П. Пьесы: В 2-х книгах. М.: Гудьял-Пресс, 1999.
228. Сахарный Н. Гомеровский эпос. М., 1976.
229. Седин Л. Маленький человек делает выбор // Литературная газета. 16 апреля (№ 75). 1959. С. 4. (Рецензия на книгу: Грэм Грин. Наш человек в Гаване. Тихий американец. М., 1959).
230. Сергеева Н. Предисловие // Грин Г. Суть дела. М., 1961.
231. Скосырев В. Бой в одиночку: Грэхем Грин обвиняет мафию // Неделя. 1982. №5. С. 12-13.
232. Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник / Под ред. И.П. Ильина, Е.А. Цургановой. М.: Интрада -ИНИОН, 1996.
233. Современный роман. Опыт исследования. М.: Наука, 1990.
234. Соловьева Н. А. У истоков английского романтизма. М., 1988.
235. Соловьева Н.М. Гуманизм Грэхема Грина (о творческой эволюции писателя) //Радуга. 1969. № 4. С. 153-161.
236. Соловьева Н.М. Творческий путь Грина-реалиста. Автореферат на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Черновцы, 1970.
237. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. Очерки по истории философии и культуры. М., 1991.
238. Сорокина В. Я был автором рассказов // Литературная учеба. 1984. №6. С. 214-218.
239. Страда В. Антон Чехов // История русской литературы: XX век: Серебряный век / Под ред. Жоржа Нива, Ильи Сермана, Витторио Страды и Ефима Эткинда. М.: Прогресс-Литера, 1995. С. 48-72.
240. Субботина Г.А. «Психологизм М.Пруста и Ж.-П. Сартра в «Повествованиях о личности» («В поисках утраченного времени», «Тошнота», «Слова»)». Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Санкт-Петербург, 2003.
241. Судленкова О.А. Грэм Грин: статья, библиографический справочник // Судленкова О.А, Кортес Л.П. 100 писателей Великобритании. Минск, 1997. С. 62-65.
242. Танажко Л.Г. «Суть дела» первый послевоенный роман Г.Грина // Русская и зарубежная литература. Труды зонального объединения литературоведов Западной Сибири. Омск, 1965. С. 189-206.
243. Танажко Л.Г. Психологические проблемы в «развлекательных историях» Грэма Грина // Проблемы метода и стиля в прогрессивной литературе Запада XX в. Ученые записки Пермского университета. №188. Пермь, 1968. С. 245-261.
244. Танажко Л.Г. Английский антиколониальный роман и послевоенные романы Г.Грина // Проблемы прогрессивной литературы Запада XVIII-XX вв. Ученые записки Пермского университета. № 270. Пермь,1972. С. 310-326.
245. Танажко Л.Г. Эволюция творческого метода Грэма Грина. Автореферат на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Донецк, 1972.
246. Томашевский Н. Испанский плутовской роман // Плутовской роман. Вступит, статья. М.: Правда, 1989. С. 5-20.
247. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М, 1999.
248. Топоров В.Н. О структуре романа Достоевского в связи с архаическими схемами мифологического мышления («Преступление и наказание») // Из работ Московского семиотического круга. М.: Языки русской культуры, 1997. С. 590-660.
249. Топоров В.Н. Пространство и текст // Из работ Московского семиотического круга. М.: Языки русской культуры, 1997. С. 455-515.
250. Тронский И.М. История античной литературы. М, 1988.
251. Тураев С.В. От Просвещения к романтизму. М.: Наука, 1983.
252. Урнов М.В. На рубеже веков. Очерки английской литературы. М.: Наука, 1970.
253. Успенский Б.А. Семиотика искусства. М.: Языки русской культуры, 1995.
254. Федоров Ф.П. «Неоромантизм» как культура // Пространство и время в литературе и искусстве. Сборник научных материалов Даугавпилсского педагогического университета. Вып. 8. Даугавпилс, 1997.
255. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Е.Ф. Губского, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. М.: ИНФРА-М, 1998.
256. Филюшкина С.Н. Роман Г.Грина «Человек внутри» (к вопросу об особенностях художественного метода) // Проблемы метода и стиля в прогрессивной литературе Запада XX в. Ученые записки Пермского университета. № 188. Пермь, 1968. С. 227-244.
257. Филюшкина С.Н. Искусство Грина-романиста // Вестник Московского университета. Серия 10. Филология. 1969. № 4. С. 18-29.
258. Филюшкина С.Н. Грэм Грин романист. Автореферат на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1969.
259. Филюшкина С.Н. Деталь в романах Грэма Грина // Вопросы поэтики, литературы и фольклора. Воронеж, 1974. С. 139-151.
260. Филюшкина С.Н. Автор и рассказчик: полемика или согласие? (роман Г.Грина «Комедианты») // Филюшкина С.Н. Современный английский роман. Воронеж, 1988. С. 114-135.
261. Филюшкина С.Н. Литературные аллюзии и реминисценции в художественной системе Грэма Грина // Вестник Воронежского университета. Серия1. Гуманитарные науки. 1996. № 1. С. 68-76.
262. Филюшкина С.Н. Испанские мотивы в романе Г.Грина «Монсеньор Кихот» // Английская литература в контексте мирового литературного процесса. Киров, 1996. С. 104.
263. Филюшкина С.Н. Литературные взаимосвязи и литературные реминисценции (из наблюдений над творчеством Грэма Грина) // Всемирная литература в контексте культур. VIII Пуришевские чтения. М., 1996. С. 99.
264. Филюшкина С.Н. Грэм Грин и Вальтер Скотт // Эйхенбаумские чтения. Воронеж, 2000. С. 66-67.
265. Филюшкина С.Н. Ф.Достоевский и Гр.Грин // Филологические записки. Вестник литературоведения и языкознания. Вып. 21. Воронеж, 2004. С. 74-80.
266. Хейзинга Й. В тени завтрашнего дня. М., 1992.
267. Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Ad Marginem, 1997.
268. Хализев В.Е. Теория литераггуры. М.: Высшая школа, 2000.
269. Хализев В.Е. Драма как явление искусства. М.: Искусство, 1978.
270. Хоружий С.С. «Улисс» в русском зеркале // Джойс Джойс. Собр. соч: В 3 т. М.: ЗнаК, 1994. Т. 3.
271. Хемингуэй Э. По ком звонит колокол // Хемингуэй Э. Собр. соч.: В 4 т. М., 1968. Т. 4.
272. Чирков Н. О стиле Достоевского. Проблематика. Идеи. Образы. М, 1967.
273. Чичерин А.В. Возникновение романа-эпопеи. М.: Сов. писатель, 1975.
274. Чехов А.П. Рассказы. Пьесы. Серия «Школа классики». М.: ACT: Олимп, 1996. ^
275. ШарденП.Т. Феномен человека. М.: Наука, 1987.
276. Шардыко С.М. Своеобразие характеров в романе Г.Грина «Тихий американец» // Проблема характера в художественной литературе. Минск, 1983. С. 85-95.
277. Шахова К.А. Грэхем Грин. Антиколониальные романы // Литература Англии. XX век. Киев, 1987. С. 210-237.
278. Шекспир Н. Грэм Грин // Иностранная литература. 1992. № 7. С. 242-245.
279. Шеллинг Ф.В. Философия искусства. М., 1996.
280. Шестов Л. Сочинения. М.: Раритет, 1995.
281. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика: В 2 т. М.: Искусство, 1983. Т. 1.
282. Шталь И.В. Художественный мир гомеровского эпоса. М., 1983.
283. Щипанов М. Как спецагент Филби завалил писателя Грэма Грина // Российская газета. 10 января. 1997. С. 6.
284. Элиот Т.С. Назначение поэзии. Статьи о литературе. Киев; М., 1997.
285. Эйшискина Н. Романы Грэма Грина // Вопросы литературы. 1961. № 6. С. 149-169.
286. Эшенбах В. Парцифаль // Средневековый роман и повесть. М., 1974.
287. Юнг К.Г. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее. М.: Мартис, 1995.
288. Ярхо В.Н. На рубеже двух эпох // Эсхил. Трагедии. М.: Наука, 1989.
289. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994.
290. Alberes, R.M. Histoire du roman moderne. Paris: Albin Michel, 1967.
291. Allain, Marie-Francoise. The Other Man: Conversations with Graham Greene. New York: Simon & Schuster, 1981.
292. Allen, Walter. Tradition and Dream. The English and American Novel from the Twenties to Our Time. London: Phoenix House, 1964.
293. Allott, Kenneth and Miriam Farris. The Art of Graham Greene. New York: Russell & Russell, 1963.
294. Atkins, John Alfred. Graham Greene. London: John Calder, 1957.
295. Bayley, John. Graham Greene: The Short Srories // Graham Greene: A revaluation: New essays. Ed. By Jeffrey Meyers, Prof. New York: St. Martin's Press, 1990.
296. Boardman, Gwen R. Graham Greene: The Aesthetics of Exploration. Gainesville: University of Florida Press, 1971.
297. Brierre, Annie. Non ni Mauriac ni Bernanos ne m'ont influence nous dit Graham Greene. Les Nouvelles Litteraires. 4 octobre. 1956.
298. Chace, William M. Spies and God's Spies: Graham Greene's Espionage Fiction // Graham Greene: A revaluation: New essays. Ed. By Jeffrey Meyers, Prof. New York: St. Martin's Press, 1990.
299. De Vitis, A.A. Graham Greene. Purdue University. New York: Twayne, 1964.
300. De Quenetain, Tanneguy. Faut-il bruler Graham Greene // Realite. Numero 203. Desember, 1962.
301. Don Vann, J. Graham Greene. A Checklist of Criticism. Kentucky; Ohio: University of Kentucky Press, 1970.
302. Friedman, Alan Warren. The Dangerous Edge: Beginning with Death // Graham Greene: A revaluation: New essays. Ed. By Jeffrey Meyers, Prof. New York: St. Martin's Press, 1990.
303. Gleanings from Greeneland. Lectures of the Summer school on Graham Greene, held by the Univ., of New England from 14-th to 16-th Jan., 1972.Ed. by J.S. Ryan. Armidale, 1972.
304. Goodheart, Eugene. Green's Literary Criticism: The Religious Aspect // Graham Greene: A revaluation: New essays. Ed. By Jeffrey Meyers, Prof. New York: St. Martin's Press, 1990.
305. Greene, Donald. Graham Greene and Evelyn Waugh: «Catholic Novelists» // Graham Greene: A revaluation: New essays. Ed. By Jeffrey Meyers, Prof. New York: St. Martin's Press, 1990.
306. Helsa, David H. Theological Ambiguity in the «Catholic Novels» // Graham Greene. Some Critical Considerations. Ed. By Robert O. Evans. Lexington: University of Kentucky Press, 1963.
307. Hoggart, Richard. The Force of Caricature: Aspects of the Art of Graham Greene, with Particular Reference to «The Power and the Glory» // Essays in Criticism. Vol. III. № 4. October, 1953. P. 447-462.
308. Hoskins, Robert. Graham Greene: An Approach to the Novels. New York; London: Garland, 1999.
309. Hynes, Samuel ed. Graham Greene. A Collection of Critical Essays. Englewood Cliffs. New York: Prentice-Hall, 1973.
310. Karl, Frederick R. The Contemporary English Novel. New York: Farrar, Straus & Cudahy, 1962.
311. Kunkel, Francis L. The Labyrinthine Ways of Graham Greene. New York: Scheed& Ward, 1959.
312. Lodge, David. Graham Greene. New York; London: Columbia University Press, 1966.
313. Martin, Graham. Novelists of Three Decades: Evelyn Waugh, Graham Greene, C.P. Snow // The Modern Ade. Ed. by Boris Ford. Harmondsworth: Penguin Books, 1969.
314. Madaule, Jacques. Graham Greene. Paris: Editions du Temps Present, 1949.
315. Mesnet, Marie-Beatrice. Graham Greene and The Heart of the Matter. London: Cresset Press, 1954.
316. Meyers, Jeffrey. Greene's Travel Books // Graham Greene: A revaluation: New essays. Ed. By Jeffrey Meyers, Prof. New York: St. Martin's Press, 1990.
317. Miller, Robert Henry. Graham Greene: A Descriptive Catalog. Forew. by Harvey Curtis Webster. Lexington: University of Kentucky Press, 1979.
318. Noxon, James. Kierhegaard's Stages and «А Burnt-Out Case» // A Review of English Literature. Vol. Ill № 1. January, 1962. P. 90-101.
319. Price, Alan. Brighton Rock. Oxford: Blackwell, 1969.
320. Pryce-Jones, David. Graham Greene. Edinburgh: Oliver & Boyd, 1963.
321. Ratcliffe, Michael. The Novel Today. London: Longmans, 1968.
322. Scott, Nathan A. Graham Greene: Christian Tragedian // Graham Greene. Some Critical Considerations. Ed. By Robert O.Evans. Lexington: University of Kentucky Press, 1963. P. 37-38.
323. Smith, Rowland. A People's War in Greeneland // Graham Greene: A revaluation: New essays. Ed. By Jeffrey Meyers, Prof. New York: St. Martin's Press, 1990.
324. Sharrock, Roger. Unhappy Families: The Plays of Graham Greene // Graham Greene: A revaluation: New essays. Ed. By Jeffrey Meyers, Prof. New York: St. Martin's Press, 1990.
325. Stratford, Philip. Faith and Fiction: Creative Process in Greene and Mauriac. Notre Dame, Indiana: Notre Dame University Press, 1964.
326. Traversi, Derek. Graham Greene: The Later Novels // The Twentieth Century. CXLIX . April, 1951. P. 231-240; 319-328.
327. Voorhees, Richard J. The World of Graham Greene // The South Atlantic Quarterly. Vol. 50. № 3. July, 1951.
328. Wolfe, Peter. Graham Greene The Entertainer. With a pref. by Harry T. Moore. (2d print.). Carbondale-Edwardsville: Southern Illinois University Press; London-Amsterdam: Farrar & Simons, 1973.
329. Woolf, Virginia. The Common reader. Second ed. London, 1925.
330. Wyndham, Francis. Graham Greene. London: Longmans, 1955.
331. Zalite, Tamara. Some Observations on Graham Greene's Method of Writing. Ученые записки Латвийского государственного университета им. П.Стучки. Т. 80. Рига, 1966.
332. Zalite, Tamara. Graham Greene: A Selective Study. P. Stuckas Latvijas Valsts Universitate. Riga, 1987.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.