"Здоровое общество" как проект воплощения идей позитивной свободы: политико-философская концепция Эриха Фромма тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.01, кандидат наук Зарипов, Дмитрий Андреевич

  • Зарипов, Дмитрий Андреевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Москва
  • Специальность ВАК РФ23.00.01
  • Количество страниц 147
Зарипов, Дмитрий Андреевич. "Здоровое общество" как проект воплощения идей позитивной свободы: политико-философская концепция Эриха Фромма: дис. кандидат наук: 23.00.01 - Теория политики, история и методология политической науки. Москва. 2012. 147 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Зарипов, Дмитрий Андреевич

Оглавление

Введение

Глава 1. Политико-философская концепция Э. Фромма: теоретико-методологические основания и основные положения

§1 Эрих Фромм как политический мыслитель: основные вехи творческого пути

§2 Методологическая база и основные положения политико-философской концепции Э. Фромма

§3 Проблематика свободы в политико-философской концепции Э. Фромма

Глава 2. Политические импликации идеи свободы в контексте политико-философской концепции Э. Фромма

§ 1 Негативная свобода и отчуждение: соотношение понятий в контексте «больного общества»

§2. Политическая актуализация идей позитивной свободы в концепции «здорового общества» Э. Фромма

§3 Политические идеи Э. Фромма в контексте западной политико-философской мысли конца XX - начала XXI вв

Заключение

Список литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория политики, история и методология политической науки», 23.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «"Здоровое общество" как проект воплощения идей позитивной свободы: политико-философская концепция Эриха Фромма»

Введение

Настоящая работа посвящена политико-философскому рассмотрению анализа и нормативной разработки концепта человеческой свободы выдающимся интеллектуалом XX века Эрихом Зелигманом Фроммом.

Актуальность темы исследования. Актуальность затронутой проблематики в каком-то смысле непреходяща, ведь она обусловлена проблемой границ и путей реализации человеком собственной свободы. Весьма остро данная проблема, в частности, встает в рамках так называемого современного общества потребления, когда в условиях относительного материального благополучия сохранить критическое восприятие действительности и стремление к наиболее полной свободной самореализации становится все более сложной задачей. Сложилась парадоксальная ситуация, когда при кажущейся свободе действия индивид является объектом тотального манипулирования, когда с помощью различных технологий, таких как, к примеру, современный институт медиа, человеком потребляется и воспроизводится некритичный образ действительности. Проблема истинности и ложности человеческой свободы и путей ее реализации в таком контексте представляет собой достаточно актуальный материал для современной теории и философии политики.

Весьма интересное, нетривиальное преломление указанная проблематика получила в работах Эриха Фромма. Собственно, вопросы сущности, форм и причин зависимости человека в условиях внешней свободы, а также неизбежно пролегающие через область общественной жизни и политики пути достижения свободы подлинной являются в какой-то степени основными смыслообразующими сюжетами его творчества.

Несмотря на то, что основные идеи Фромма были сформулированы не менее полувека назад, они, очевидным образом не теряют своего объяснительного и прогностического потенциала. Более того, для современной России исследованные Фроммом проблемы актуальны,

пожалуй, как никогда. Ведь именно сейчас становится понятным, что, став, наконец, политически и экономически свободным и приступив к реализации этих свобод, человек так и не обрел до нынешней поры свободы настоящей. И если постиндустриальные общества во многом свыклись с наличием этой глобальной проблемы условного «общества потребления», то для России вопросы ненасильственного манипулирования и эксплуатации, технократической мобилизации личности, скрытой репрессии, «автоматизирующего конформизма» и «технологического фашизма» (термин Фромма) представляют определенную новизну.

Осуществленная мыслителем комплексная критика «индустриального общества», продуктом производства которого является совершенно особый тип человека, не просто не утратила своей актуальности. Проблема манипулирования человеческим поведением и все, что с ней связано, актуальны сегодня, пожалуй, еще больше, чем во время написания Фроммом его знаменитых работ. Проблема подлинной свободы человека и путей ее достижения и сегодня является одним из главнейших предметов политико-философского дискурса. А выдвигаемая Фроммом концепция «здорового общества» как актуализация идей позитивной свободы ставит конкретно политический вопрос о возможности глубоких социально-политических преобразований в рамках динамично меняющейся действительности современного мира.

Степень научной разработанности проблемы. Говорить о недостаточной изученности творчества Э. Фромма, взятого в общих его чертах, не приходится.

Прежде всего нужно упомянуть о Международном обществе Эриха Фромма (http://www.erich-fromm.de). Это, в некотором роде, самая крупная международная тематическая дискуссионная площадка, посвященная жизни и творчеству Эриха Фромма, вокруг которой, собственно, и сконцентрировано главным образом исследование и комментирование обширного творческого наследия мыслителя.

Общество было основано биографом и крупнейшим исследователем творчества Фромма Райнером Функом в 1985 году, базируется в Тюбингене, Германия. В Уставе организации зафиксировано, что основной ее целью является сохранение, исследование, дальнейшее развитие и изложение научных достижений и мыслей Эриха Фромма. Главной ценностью Общества является упорядоченный архив Фромма, располагающийся в личном доме Райнера Функа. Точнее, часть архива. Известно, что довольно обширная часть библиотеки мыслителя находится в Публичной библиотеке

о

Нью-Йорка, другая часть - в Мексиканском институте психоанализа, основанном самим Эрихом Фроммом. В связи со строгим соблюдением законодательства об авторском праве, лишь очень незначительная часть архива находится в открытом доступе.

Если говорить об исследованиях, посвященных жизни Эриха Фромма, то наиболее фундаментальными, безусловно, являются работы уже упоминавшегося Райнера Функа.1

Что же касается отечественной научной среды, то Фромм, без сомнения, не является для нее незнакомой фигурой. Тем не менее, нельзя с определенностью утверждать, что его интеллектуальное наследие изучено и проанализировано всесторонне.

Большой массив работ был написан исследователями еще в советский период, начиная с конца 60-х и заканчивая 80-ми гг. XX века. Естественно, говорить об официальной публикации работ Фромма в то время практически не приходится.

В основном, работы начального периода освоения идей Фромма нельзя отнести к категории глубоко критичных, их целью было ознакомление читателя с основными положениями оригинальной концепции мыслителя, изложение содержания его работ. В частности, отечественных

1 См. Функ Р. Э Фромм: страницы документальной биографии // Э. Фромм, Мужчина и женщина, М., 1998;

Funk, R., Erich Fromm - His Life and Ideas. An Illustrated Biography, New York, 2003; Funk, R., Erich Fromm: The Courage to Be Human, New York, 2004

исследователей привлекали такие стороны творчества Э. Фромма, как ревизия психоанализа и критика западного индустриального общества. Все это нашло свое отражение в публикациях таких авторов, как: К.А. Шварцман2, А.И. Титаренко3, В.А. Куркин4, JI.H. Верченов5.

Тем не менее, можно назвать несколько работ, отличающихся, на наш взгляд, более глубокой степенью научной проработанности. Это, прежде всего, работы В.И. Добренькова «Критика неофрейдистской концепции Э. Фромма»6, «Неофрейдизм в поисках истины»7; «Психоанализ и философия неофрейдизма» В.М. Лейбина8. В данных работах происходит более детальный, критически ориентированный анализ основных положений концепции мыслителя.

Практически все работы начального периода отличаются, в силу понятных причин, некоторым субъективизмом и тенденциозностью. Это, в общем, не удивительно, ведь Фромм, так или иначе, воспринимался отечественной общественной наукой как мыслитель, принадлежащий к «буржуазной науке».

Десятилетие спустя можно констатировать пробуждение более предметного интереса к творчеству Эриха Фромма, исследователей стали волновать антропологические, гуманистические, культурологические и религиозные аспекты творчества мыслителя. Этот этап связан с трудами таких ученых, как П.С. Гуревич, A.M. Руткевич9, C.B. Кузнецова10, Л.Н. Верченов11.

2

Шварцман К.А. Гуманистическая этика Э. Фромма // Вопросы философии. 1971. №6.

3 Титаренко А. И. Эрих Фромм в оковах иллюзий // Вопросы философии. 1964. №10.

4 Куркин В.А. Гуманистические утопии Э. Фромма // Вопросы философии. 1983. №2.

5 Верченов Л.Н. Критика социальной теории Э.Фромма М., 1969.

6 Добреньков В.И. Критика неофрейдистской концепции Э.Фромма. М., 1972

7 Добреньков В.И. Неофрейдизм в поисках истины. М., 1974.

о

Лейбин В.М. Психоанализ и философия неофрейдизма. М., 1977.

9 Руткевич A.M. «Анатомия деструктивности» Э.Фромма» // Вопросы философии, №9, 1991

10 Кузнецова C.B. Концепция «социального характера» Э.Фромма // Проблемы человека в современной религиозной и мистической литераьуре. М., 1988

11 Верченов Л.Н. Социальная теория Э.Фромма. М., 1980.

Постсоветский период исследования творчества Фромма связан с довольно активным изданием его работ в России. Эти издания сопровождались серьезными вступительными статьями уже сложившихся исследователей, как, например, многочисленные работы П.С. Гуревича12. Также появляются отдельные основательные монографии13.

Что касается раскрытия политологической проблематики творчества Фромма, являющейся предметом настоящего исследования, то здесь, прежде всего, необходимо обратить внимание на работы Д.М. Азми «Политико-правовые взгляды Э. Фромма»14 и Л.А. Прибытковой «Социальная утопия Э. Фромма»15. В работе Д.М. Азми основное внимание уделяется описанию и анализу взглядов Фромма на ставшие уже классическими в контексте творчества мыслителя сюжеты авторитаризма, демократии и свободы, осуществлен сравнительно-правовой анализ данных явлений. Что касается работы Л.А. Прибытковой, то здесь, бесспорно, можно говорить о предметном интересе автора к теме настоящего исследования. Тем не менее, термин «здоровое общество» не концептуализируется, акцент сделан на социалистическо-утопической направленности размышлений Фромма в вопросе гуманизации общественных отношений.

Если же говорить о соотношении видения Фроммом проблемы человеческой свободы и общего политико-философского дискурса вокруг данной проблематики, то можно констатировать, что мыслитель, в общем, следует ставшему традиционным разделению свободы на негативную и позитивную16.

12 Гуревич П.С. Видный мыслитель XX столетия // Фромм Э. Душа человека, М., 1992; Гуревич П.С. Разрушительное в человеке как тайна // Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.

13 Егорова И.В. Философская антропология Э.Фромма. М., 2002.

14 Азми Д.М. Политико-правовые взгляды Э.Фромма. М., 2001.

15 Прибыткова Л.А. Социальная утопия Э.Фромма. Иркутск, 2000.

16 Абрамов М. Воздух свободы // О свободе. Антология мировой либеральной мысли (I половина XX века). М., 2000; Баумгартнер Х.М. Свобода и человеческое достоинство как цели государства // Политическая философия в Германии: Сб. ст. Изензее Й. и др. М., 2005; Берлин И. Два понимания свободы // Философия свободы. Европа. М., 2001; Геллнер Э. Условия свободы. Гражданское общество и его соперники. М., 2004; Гобхауз

Цель и задачи исследования. Цель работы - на основе реконструкции концепта человеческой свободы в учении Эриха Фромма раскрыть существо политико-философских взглядов мыслителя на проблемы свободы человека и проанализировать их конкретные политические интерпретации в концепции «здорового общества».

Достижение указанной цели потребовало решения ряда исследовательских задач:

изучение теоретико-методологических оснований политико-философской концепции мыслителя;

- выявление и критический анализ основных положений его политико-философской концепции;

- рассмотрение проблематики и специфики понимания человеческой свободы как смыслообразующего сюжета в творчестве Э. Фромма;

- реконструкция и критический анализ сформулированной мыслителем концепции «здорового общества» как воплощения идеи позитивной свободы, выявление, интерпретация и оценка входящих в ее содержание политических идей;

- рассмотрение политических идей Э. Фромма в контексте политико-философской традиции западной политической мысли конца XX - начала XXI вв.

Методологическая база исследования. В основу настоящей работы положены традиционные методы конкретно-исторического и сравнительного анализа, реконструкции историко-политологического и историко-

Л.Т. Либерализм // О свободе. Антология мировой либеральной мысли (I половина XX века). М., 2000; Де Руджеро Г. Что такое либерализм // О свободе. Антология мировой либеральной мысли (I половина XX века). М., 2000; Земляной С. Философия несвободы в современном мире // http://www.intertrends.ru/sixth/007htm; Келли Д.Ф. Появление свободы в современном мире. СПб., 2005; Крингс Г. Цена свободы // Политическая философия в Германии: Сб. ст. Изензее Й. и др. М., 2005; Криле М. Свобода и освобождение. К вопросу о субординации прав человека // Политическая философия в Германии: Сб. ст. Изензее Й. и др. М., 2005; МакКаллум Д. Отрицательная и положительная свобода // Неприкосновенный запас, №1, 2003; Межуев В.М. Свобода как ценность // http://alternativy.ru/ru/node/1479; Скиннер Кв. Идея негативной свободы: философские и исторические перспективы // Политическая концептология, № 3, 2011.

философского контекстов, структурный метод, элементы критического подхода.

Научная новизна исследования.

1. Показано, что проблематика человеческой свободы является одним из основополагающих сюжетов учения Э. Фромма, обусловливающим политическое и политико-философское содержание его творчества.

2. Обосновывается тезис, что Э. Фромма можно рассматривать как

/» и о

мыслителя, создавшего на основе анализа проблем истиннои и ложной свободы человека оригинальную политико-философскую концепцию.

3. Показано, что предложенная Э. Фроммом концепция «здорового общества» основывается на последовательной разработке мыслителем проблематики человеческой свободы. Выявлено и исследовано вызревание основных идей этой концепции в последовательном ряде его основополагающих работ, в особенности в «Бегстве от свободы», «Здоровом обществе» и книге «Иметь или быть».

4. Впервые исследуются существо и эволюция политических аспектов разработанной Э. Фроммом концепции «здорового общества».

5. Показано, что идеи Фромма об «автоматизирующем конформизме» лежат в основе позднейших критических концепций политического манипулирования.

6. Показано, что идеи политической составляющей «здорового общества», разработанные в принципиальных чертах Фроммом еще в 1950-е годы, во многом предвосхищают сформулированные впоследствии концепции «демократии участия» и « делиберативной демократии», сохраняющие значение для нашего времени.

7. Концепция «здорового общества» впервые исследуется не только как авторская социальная утопия, но и как комплекс политических мер, направленных на трансформацию социально-политической реальности.

Положения, выносимые на защиту.

1. В рамках весьма разнообразного творческого наследия Э. Фромма можно выделить предельно общий, смыслообразующий сюжет, связанный с проблематикой человеческой свободы. Последовательная разработка этого сюжета приводит Фромма к созданию оригинальной политико-философской концепции.

2. Предложенная Фроммом концепция «здорового общества» выступает в качестве актуализации идей позитивной свободы и является политической по своей сути, так как ее реализация с неизбежностью привела бы к изменению вектора общественного развития, что является необходимым условием реализации потребности индивида к изменению собственного бытийного статуса, к смене своей жизненной ориентации в соответствии с императивом позитивной свободы.

3. Сформулированная Фроммом идея «автоматизирующего конформизма» раскрывает, по существу, универсальные основания возможности и принципиальный механизм манипулирования человеческим сознанием, которые ложатся затем в основу созданных позднее многобразных концепций политического манипулирования.

4. Концепция «здорового общества» не является попыткой конструирования социальной утопии в строгом смысле этого слова. В системе обозначенных мыслителем шагов не заложена априорная нереализуемость условного утопического проекта.

5. В рамках концепции «здорового общества» мыслитель формулирует во многом новаторские для своего времени предложения по формированию нового (в существе своем коммуникативного) механизма политического участия, децентрализации системы управления производством, дает весьма глубокий и новаторский анализ сложившемуся институту медиа, предвосхищая созданные впоследствии концепции.

6. Сформулированные в рамках концепции «здорового общества» предложения Фромма по реформированию социально-политического

универсума нашли свое дальнейшее развитие в работах влиятельных представителей политико-философской мысли конца XX - начала XXI вв.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Сформулированные в исследовании положения и выводы могут быть использованы для дальнейшей разработки политико-философской проблематики человеческой свободы и политического манипулирования.

Материалы диссертации могут быть использованы в подготовке учебных планов и преподавании таких политологических дисциплин, как история политических учений, философия политики и смежных дисциплин.

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии политики и права философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.

Структура исследования. Цель и задачи исследования определяют ее структуру. Работа состоит из введения, двух глав (по три параграфа в каждой) заключения и списка литературы.

Глава 1

Политико-философская концепция Э. Фромма: теоретико-методологические основания и основные положения.

Первая глава работы посвящена изучению ключевых моментов личной и, главным образом, творческой биографии Э. Фромма, ретроспективе основных идей, оказавших первостепенное влияние на формирование неординарного научного метода философа и раскрытию основных положений его оригинальной политико-философской теории,

и • с* и 1 и

представляющей собой комплекс идеи, сформированный под влиянием, главным образом, критически воспринятого фрейдизма и творчески осмысленного марксизма. В этой части мы попытаемся показать, что своеобразным смысловым стержнем творчества Фромма является проблема человеческой свободы, являющаяся органичной частью политико-философской концепции мыслителя. Важно подчеркнуть, что свобода мыслится философом как неотъемлемая часть его общей гуманистической ориентации, как предельно широкое понятие, включающее в себя как общие экзистенциальные моменты, так и конкретное, в частности, политическое воплощение. Таким образом, Эриха Фромма можно назвать не только теоретиком психоанализа и социальной психологии, но и политическим мыслителем, одной из центральных проблем интеллектуальных поисков которого является важнейшая для политической философии проблема человеческой свободы в современном «свободном обществе».

§1 Эрих Фромм как политический мыслитель: основные вехи творческого пути

Эриха Фромма зачастую называют наиболее влиятельным и популярным психоаналитиком США (важно оговориться, что данное утверждение основано на анализе индекса цитирования). Тем не менее,

представление о Фромме как исключительно о психоаналитике или о психологе является, на наш взгляд, в некотором смысле весьма поверхностным. Дело в том, что практически в каждой из своих работ Фромм «звучит» по-разному, прочитывается по-разному. В его трудах на удивление мало собственно «психологического» в научном понимания этого слова. Да, он действительно фокусирует свое внимание на некоем психологическом феномене, но затем начинает исследовать не столько сам феномен, сколько его широко понимаемые последствия. Именно поэтому в его работах столь большое внимание уделено социологии, политике, антропологии, религии, культурологии и общефилософской проблематике. Поэтому представление о Фромме как исключительно психологе и психоаналитике вытесняется его многогранностью и разносторонностью.

Как бы там ни было, Эрих Фромм является по-настоящему значимой фигурой для интеллектуальной истории XX века, оказавшей большое влияние не только на развитие психологической науки, но и на многие другие отрасли гуманитарного знания: антропологию, социологию, философию, историю, политологию, политическую философию. Фромм создал не просто частный вариант некоей психотерапевтической доктрины, он создал своеобразную социальную и политическую философию.

Перед непосредственным рассмотрением и анализом обширного творческого наследия мыслителя представляется целесообразным совершить небольшой биографический экскурс, сфокусировавшись на важных, значимых моментах личной и творческой биографии Э.Фромма. Наиболее полно биография философа изложена в работах Райнера Функа (Rainer Funk), президента Всемирного общества памяти Эриха Фромма, одного из крупнейших и авторитетнейших исследователей его творчества.

Итак, Э. Фромм родился 23 марта 1900 года в Германии, во Франкфурте-на-Майне, в ортодоксальной еврейской семье. Как мать, так и отец Фромма происходили из семей потомственных раввинов. Во Франкфурте юный Эрих Фромм посещает национальную школу. В силу

своего окружения и воспитания будущий философ начинает активно и серьезно интересоваться изучением текстов Ветхого Завета. Атмосфера традиционного еврейства, в общем, и, соответственно, традиционный иудаизм, в частности, в огромной степени повлияли на мировосприятие будущего философа. В этой связи можно говорить о большом влиянии на юного Фромма двух учителей Торы - раввине Нехемии Антоне Нобеле (18711922) и (в особенности) раввине Залмане Барухе Рабинкове (1882-1941).

В 1918 году Фромм оканчивает школу и почти через год поступает в Гейдельбергский университет, где изучает философию, социологию и психологию на кафедре социологии у Альфреда Вебера, брата знаменитого

социолога Макса Вебера. Именно там он начинает посещать лекции

11

Рабинкова . На протяжении пяти лет под его руководством Фромм главным

1 8

образом изучал Тору, а также учение Маймонида о Божественных атрибутах и хасидизм.

По прошествии четырех лет обучения, Эрих Фромм в 1922 году защищает диссертацию на тему «Об иудейском законе. К социологии еврейской диаспоры», и ему присуждается степень доктора философии. И сам Вебер, и социологическая ориентированность его курса, безусловно, повлияли на Фромма, задав его мышлению своеобразный социологический вектор.

По свидетельствам Функа, Фромм никак не отзывался о его университетских курсах по философии и психологии. Хотя примечательно, что психологию молодому Фромму читал не кто иной, как Карл Ясперс, а философию - Генрих Риккерт. Вообще, философская проблематика в чистом виде мало трогала мыслителя на всем протяжении его жизни. Философия ради философии была ему не интересна. Эта проблематика интересовала

1 п

См. ПортноваН. «Господин Рабинков»/Лехаим, №1, 2010.

1 о

Маймонид (также известен как Рабби Моше бен Маймон, Абу Имран Муса Ибн Маймун, Моисей Египетский, 1135-1204) - еврейский философ, раввин, врач и ученый, кодификатор Торы. Был хорошо знаком с философским учением Аристотеля, пытался применить его положения для толкования Торы. У неоплатоников заимствовал идею определения Бога через отрицательные атрибуты.

Фромма лишь постольку, поскольку она касалась человека как действующего существа. Именно поэтому наиболее близкими по духу философами для него были Аристотель и Спиноза в силу «глубокой этичности их мышления».19 Позже к ним добавился Карл Маркс. Свою роль в таком восприятии философии сыграли параллельные занятия психоанализом. Как психоаналитика Фромма не интересовали проблемы человеческого мышления. Его интересовала область подсознательного, условия и факторы его функционирования и формирования. Поэтому взгляд Фромма на философию был направлен сквозь призму психологии и социологии.

Психоанализом Фромм начал заниматься не в университете. В 1924 году Фрида Райхман, будучи знакомой Фромма с 1920 года, открывает в Гейдельберге санаторий по уходу за детьми «Терапойтикум», где начинает

практиковать психоанализ. Санаторий становится своеобразным «еврейским

10

психоаналитическим пансионатом и отелем» . Не только непосредственные пациенты, но и прочие постояльцы данного заведения подвергались психоаналитическим сеансам. Не стал исключением и молодой Эрих Фромм.

После начала психоаналитической терапии у Фромма не было другого выхода, кроме как стать практикующим психоаналитиком. В некоторый момент Фромму пришлось прервать терапию и продолжить уже в Мюнхене, у Вильгельма Виттенберга. Виттенберг был непосредственным учеником Фрейда и имел репутацию «фрейдиста-экстремиста». Впоследствии Фромм рассказывал, что именно у Виттенберга он почерпнул много важного в плане психоанализа.

Свое дальнейшее психоаналитическое образование Фромм продолжил во Франкфурте, у Карла Ландауэра, являвшегося членом Немецкого психоаналитического общества. Завершил он его в 1929-1930 гг. в Берлинском институте. По завершении обучения он открывает в Берлине собственный кабинет для частной психоаналитической практики.

19 См. Функ Р. Э. Фромм: страницы документальной биографии//Э. Фромм, Мужчина и женщина, М., 1998.

20 См. там же.

В начале 30-х Фромм начинает предметно интересоваться марксизмом. Все в том же Берлинском институте, академический вес которого значительно увеличивается именно в этот период, Фромм знакомится с Вильгельмом Райхом. В результате этого не очень продолжительного общения Фромм всерьез обратил свой взор на марксистскую социологию. К слову, именно в Берлинский период он начинает общаться с Маркузе и Хоркхаймером. Но, как практикующий психоаналитик, Фромм примерно до 1932 года в своих публикациях и публичных научных выступлениях остается приверженцем ортодоксального фрейдизма и полностью разделяет основные положения теории влечений Фрейда. Впоследствии, однако, он отошел от традиционного фрейдизма и даже выступил с его обстоятельной критикой.

Несмотря на то, что психоанализ занимал значительное место в творческой эволюции Фромма, не стоит забывать, что состоялся он в основном как, в общем и целом, социально-политический мыслитель. И реализация им этого своего призвания неразрывно связана с Институтом социальных исследований во Франкфурте-на-Майне.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория политики, история и методология политической науки», 23.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Зарипов, Дмитрий Андреевич, 2012 год

Список литературы

1. Абрамов М. Воздух свободы // О свободе. Антология мировой либеральной мысли (I половина XX века). М., 2000.

2. Азми Д. М. Политико-правовые взгляды Э.Фромма. М., 2000.

3. Баталов Э.Я. Философия бунта. М., 1973.

4. Берлин И. Два понимания свободы // Философия свободы. Европа. М., 2001.

5. Бессонов Б.Н. Эрих Фромм: «Нам нужна гуманистическая наука о человеке»//Философская антропология и гуманизм Эриха Фромма. М., 1995.

6. Бодрийяр Ж. Общество потребления. М., 2006.

7. Браун К.-Х. Критика фрейдо-марксизма. М., 1982.

8. Венгеренко H.A. Концепция «продуктивной ориентации» Э. Фромма // Критика современной буржуазной философии. М., 1982.,

9. Верченов JI. Н. Критика социальной теории Э. Фромма (авт.). М., 1969.

10. Верченов JI.H. Социальная теория Э.Фромма. М., 1980.

11. Верченов JI.H. Человек и общество: антропологическая интерпретация общественного развития Эрихом Фроммом//Современные буржуазные теории общественного развития. М., 1984.

12. Витевская Т. В. «Новая религия» Э. Фромма// Наука и религия, №6, 1971.

13. Гуревич П.С. «День человека» в идеальном обществе//Фромм Э. Мужчина и женщина. М., 1998.

14. Гуревич П.С. Величие и ограниченность самого Фромма//Фромм Э. Величие и ограниченность теории Фрейда. М., 2000.

15. Гуревич П.С. Видный мыслитель XX столетия//Фромм Э. Душа человека, М., 1992.

16. Гуревич П.С. Разрушительное в человеке как тайна//Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.

17. Давыдов Ю. H. Очерки по истории теоретической социологии XX столетия: от М. Вебера к Ю. Хабермасу. М., 1994.

18. Давыдов Ю. Н. Социальная философия франкфуртской школы. М., 1978.

19. Дамье В. Философия Франкфуртской школы // http://avtonom.org

20. Добреньков В. И. Искания и заблуждения Э.Фромма // Вступительная статья к работе «Иметь или быть». М., 1986.

21. Добреньков В. И. Критика неофрейдистской концепции Э.Фромма. М., 1972.

22. Добреньков В.И. Неофрейдизм в поисках «истины». М., 1974.

23. Егорова И.В. Философская антропология Э.Фромма. М., 2002.

24. Закс В.А. Э. Фромм. Пути из больного общеетва // Право и политика, № 7, 2000.

25. Ирхин Ю.В. Значение гуманистической парадигмы Э. Фромма для критического анализа постиндустриального общества // Философская антропология и гуманизм Эриха Фромма. М. 1995.

26. Кагарлицкий Б. Марксизм: не рекомендовано для обучения. М:, 2006.

27. Келли Д.Ф. Появление свободы в современном мире. СПб., 2005.

28. Константинов А. Радикальный гуманизм Эриха Фромма // http://noogen.narod.ru/humanism.htm

29. Кузнецова C.B. Концепция «социального характера» Э.Фромма // Проблемы человека в современной религиозной и мистической литературе. М., 1988

30. Куркин В.А. Гуманистические утопии Э. Фромма // Вопросы философии, №2, 1983.

31. Лейбин В.М. Психоанализ и философия неофрейдизма. М., 1977.

32. Лубутин К.А. Человек в философском измерении: от Фейербаха к Фромму. Псков, 1994.

33. Мазаник М.Н. Проблема человека в психоаналитической социологии Эриха Фромма// Социология, №4, 1999.

34. МакКаллум Д. Отрицательная и положительная свобода // Неприкосновенный запас, №1, 2003.

35. Маркс К. Классовая борьба во Франции // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 7. М., 1956.

36. Маркс К. Нищета философии.

37. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. З.М., 1955.

38. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956

39. Маркузе Г. К ситуации новых левых (Перевод Е.А. Деревянченко, 2006) // http ://philos. omsk. edu/sub/markuse.html

40. Маркузе Г. Конец утопии // Логос №6, 2004

41. Маркузе Г. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества // Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества / Г. Маркузе. М., 2003.

42. Маркузе Г. Разум и революция Спб., 2000.

43. Маркузе Г. Эрос и цивилизация // Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества /Г. Маркузе. М.,2003.

44. Мещерякова Л.Ю. Неклассические социологические теории М., 2003.

45. Одуев С.Ф. Э. Фромм как мыслитель и критик современной цивилизации // Философская антропология и гуманизм Эриха Фромма. М., 1995.

46. Петренко Е.Л. Эрих Фромм и Франкфуртская школа // Философская антропология и гуманизм Эриха Фромма. М., 1995.

47. Попов А.И. Фромм о единстве и различии взглядов Фрейда и Маркса на человеческую природу // Философская антропология и гуманизм Эриха Фромма. М., 1995.

48. Портнова Н. «Господин Рабинков» // Лехаим, №1,2010.

49. Посконин В.В., Посконина О.В. Делиберативная модель демократии как один из путей её совершенствования (концепция Ю.Хабермаса) // Ьир://ргауоуе8йпк.ги/?р= 15

50. Прибыткова Л. А. Социальная утопия Э. Фромма. Иркутск. 2000.

51. Руткевич А. М. «Анатомия деструктивности» Э. Фромма // Вопросы философии, №9, 1991.

52. Скиннер Кв. Идея негативной свободы: философские и исторические перспективы // Политическая концептология, № 3, 2011.

53. Современная буржуазная философия. М., 1972.

54. Социальная философия франкфуртской школы. М., 1975.

55. Степнов П.П. Э. Фромм как реформатор гуманистической этики // Философская антропология и гуманизм Эриха Фромма. М. 1995.

56. Степнова Л.А. Концепция социального характера Э. Фромма и особенности русского национального характера // Философская антропология и гуманизм Эриха Фромма. М., 1995.

57. Телятникова Э. М. Радикальный гуманизм Эриха Фромма и его подход к проблеме деструктивности // СоцИс: Социальные исследования. № 6, 1992.

58. Тарасов Н. Е. «Фрейдо-марксизм» о человеке. М., 1989.

59. Титаренко Г. А. Э. Фромм - психоаналитик и экзистенциалист // Философские науки, №3,1985.

60. Титаренко А. И. Эрих Фромм в оковах иллюзий // Вопросы философии, №10, 1964.

61. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1995.

62. Фрейд 3. Тотем и табу. СПб, 2005.

63. Фрейд 3. Я и Оно // Фрейд 3. Я и Оно: Сочинения. М., 1999.

64. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1998.

65. Фромм Э. Бегство от свободы // Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя. М., 2004.

66. Фромм Э. Величие и ограниченность теории Фрейда. М., 2004.

67. Фромм. Э. Здоровое общество // Фромм Э. Здоровое общество. Искусство любить. Душа человека. М., 2006.

68. Фромм Э. Избавление от иллюзий. М., 2005.

69. Фромм Э. Искусство любить // Фромм Э. Здоровое общество. Искусство любить. Душа человека. М., 2006.

70. Фромм Э. Иметь или быть. М., 2004.

71. Фромм Э. Марксова концепция человека // http ://scepsis .ru/library/id_642.html

72. Фромм Э. Революция надежды // Фромм 3. Психоанализ и этика. М., 1998.

73. Фромм. Э. Человек для себя // Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя. М., 2004.

74. Функ Р. Э. Фромм: страницы документальной биографии // Э. Фромм, Мужчина и женщина, М., 1998.

75. Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика просвещения. Философские фрагменты. М., 1997.

76. Чесноков Г.Д. Э. Фромм о проблеме личности и общества // Философская антропология и гуманизм Эриха Фромма. М., 1995.

77. Шварцман К. А. Гуманистическая этика Э. Фромма // Вопросы философии, № 6, 1971.

78. Шитов АН. Проблема демократии в трудах Э. Фромма // Философская антропология и гуманизм Эриха Фромма. М., 1995.

79. Штейгервальд. Р. Третий путь. Герберта Маркузе. М., 1971.

80. Эреш JI. Очерк концепции Э. Фромма // Вопросы философии, № 6, 1970.

81. Юдин А. Парадоксы великого отказа // Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества/Г. Маркузе. М., 2003.

Литература на иностранном языке

82. Barber Benjamin. Strong democracy: participatory politics for a new age. University of California Press, 2003.

83. Biancoli R. Erich Fromm and His Criticism of Sigmund Freud, .in: Erich Fromm - Life and Work, Symposium of the International Erich Fromm Society 1988 in Locarno, Tübingen (Private Print), 1988.

84. Biancoli R. The Search for Identity in the Being Mode, in: Fromm Forum (English Edition), 10/2006.

85. Bierhoff B. From Pathogenic Consumerism to Sustainable Consumption, in:Fromm Forum (English Edition), 10/2006.

86. Bronner S. E. Fromm in America. In: M. Kessler and R. Funk (Eds.), Erich Fromm und die Frankfurter Schule. Akten des internationalen, interdisziplinären Symposions Stuttgart-Hohenheim vom 31. 5. bis 2. 6. 1991, Tübingen (Francke Verlag) 1992.

87. Buechler S. Why We Need Fromm Today: Fromm's Work Ethic, in: Fromm Forum(English Edition), 10/2006.

88. Chrzanowski G. Erich Fromm's 'Escape' from Sigmund Freud, in: Fromm Forum (English edition) No. 2 (1998).

89. Friendenberg E. Neo-Freudism and Erich Fromm. - In: Psychoanalysis and contemporary American culture. N.Y.,1964.

90. Fromm E. Autobiographical Sidelights by Erich Fromm. International Forum Psychoanal, Vol. 9.

91. Fromm E. Human Nature & Social Theory. International Erich Fromm Society. 4/2000.

92. Fromm E. The Psychological Aspects of Guaranteed Income. Social Welfare. 1966.

93. Funk R. Erich Fromm - His Life and Ideas. An Illustrated Biography, New York, 2003.

94. Funk R. Erich Fromm: The Courage to Be Human, New York, 2003.

95. Funk R. Fromm's Method of Social Psychology. Presentation given at the 34th Winter-Meeting of the American Academy of Psychoanalysis, December 9, 1990, in San Antonio/Texas in Commemoration of Erich Fromm's 90th Birthday, 1990, 7 S.

96. Funk R. The Relevance of Erich Fromm for Today, in: Fromm Forum, Tübingen No. 4, 2000 (English edition), S. 9-14.

97. Funk R. Young People and the «Post-modern» Character, in: Fromm Forum (English version) 8/2004, Tuebingen (Selbstverlag) 2004, pp. 15-20

98. Hausdorff D. Erich Fromm. N.Y., 1981.

99. Kellner D. American National Biography: Herbert Marcuse //http://www.uta.edu/english/dab/illuminations/kelll2.html

100. Maccoby M. Toward a Science of Social Character. Paper presented at the IFPS XI International Forum in New York, May 4-7, 2000.Typoscript 15 p.

101. Marcuse H. Aggressiveness in Advanced Industrial Society // Negations: Essays in Critical Theory by Herbert Marcuse. Boston., 1967.

102. Marcuse H. Socialist Humanism? // Socialist Humanism, An International Symposium. Garden City, New York: Anchor Books, Doubledav & Company, incorporated.

103. Noam Chomsky, Peter Rounds Mitchell, and John Schoeffel, Understanding Power: The Indispensable Chomsky. The New Press, New York, 2002.

104. Sahler B. Erich Fromm's Dissertation from 1922 on the Jewish Law. A Presentation, in: Erich Fromm - Life and Work, Symposium of the International Erich Fromm Society 1988 in Locarno, Tübingen (Private Print) 1988, 12 S.

105. Suzuki D.T., Fromm E., De Martino R. Zen Buddism & Psychoanalisis. London: Souvenir Press. 1977.

106. Wolff R.P., Moore B., Marcuse H. A Critique of Pure Tolerance//Repressive Tolerance. Boston., 1969.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.