Экзистенциальные основания отечественного рок-андеграунда 1980 - х годов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.09, кандидат наук Смирникова, Елена Владимировна
- Специальность ВАК РФ17.00.09
- Количество страниц 201
Оглавление диссертации кандидат наук Смирникова, Елена Владимировна
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Социокультурные аспекты отечественного рок-андеграунда 1980-х
годов
1.1 Отечественная рок-музыка как объект научного исследования
1.2 «Социальное» и «музыкальное» в отечественном рок-андеграунде 1980-х годов
1.3 Экзистенциальные основания отечественного рок-андеграунда 1980-х
Глава 2. Экзистенциальные основания рок-андеграунда в жизнетворчестве
отечественных рок-музыкантов 1980-х годов
2.1 Экзистенциальное противостояние в жизнетворчестве Константина Кинчева 1985-1990-х годов
2.2 Экзистенциальный поступок как основа жизнетворчества Александра Башлачёва
2.3 Категория бунта в интерпретации Егора Летова и группы «Гражданская Оборона»
2.4 Концептуализация свободы в отечественном рок-творчестве 1980-х
годов
Заключение
Библиография
Список проанализированных аудиоматериалов
Приложения
Приложение 1: тексты песен А.Башлачёва и К.Кинчева
Приложение 2: ноты песни А.Башлачёва «Ванюша»
Приложение 3: описание компьютерного СО-диска
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК
Базовая тематика русской рок-поэзии в творчестве авторов мейнстрима2013 год, кандидат наук Кожевникова, Татьяна Сергеевна
Рок-альбом 1980-х годов как синтетический текст: Ю. Шевчук "Пластун"2008 год, кандидат филологических наук Иванов, Дмитрий Игоревич
Российская рок-музыка 1970-х - 1980-х гг. как социокультурное явление: Опыт культурологического анализа1999 год, кандидат культурол. наук Васильева, Анастасия Аркадьевна
Базовая тематика русской рок-поэзии в творчестве авторов мейнстрима2012 год, кандидат наук Кожевникова, Татьяна Сергеевна
Рок-культура в публичном пространстве Санкт-Петербурга 1990-х годов2003 год, кандидат социологических наук Алексеев, Илья Сергеевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Экзистенциальные основания отечественного рок-андеграунда 1980 - х годов»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Рок-музыка как социомузыкальный феномен (термин А.Цукера) возникла во второй половине XX века в США и сразу же стала неотъемлемой частью молодёжной культуры. Отечественный рок начал формироваться в 1960-е годы, продолжил своё развитие в сложной для СССР политико-идеологической ситуации (хрущёвская «оттепель» 1960-х, период застоя 1970-х-начала 1980-х, перестройка второй половины 1980-х), что обусловило неразрывную связь музыкально-поэтической и мировоззренческой составляющих. Достигнув расцвета в 1980-е годы, отечественная рок-музыка проявила себя как сложное и многомерное явление, объединяющее в себе поэзию, музыку, нонконформистское мировидение и образ жизни.
Отечественный рок существует в многообразии музыкальных и поэтических модификаций, наиболее самобытной из которых нам представляется так называемый русский рок - явление неакадемического искусства, сформировавшееся в начале 1980-х годов в среде андеграунда («подполья»). Изучение феномена русского рока обретает актуальность в конце 1970-х годов в сфере рок-самиздата, а во второй половине 1980-х годов - в научном мире.
Работы рок-журналистов и музыковедов, посвященные рок-музыке, раскрывают разные грани этого явления, по-новому прочитывая текст и контекст формирования и развития отечественного рок-андеграунда. Под текстом разумеется слово и музыка рока, а контекст есть связь рок-культуры как с традициями русской поэзии и литературы, фольклором разных национальностей, так и с социокультурной, политической и идеологической ситуацией в СССР и России второй половины XX века.
Объектом диссертационного исследования является отечественная рок-музыка последней четверти XX века, часто именуемая «русский рок».
Русский рок конца 1970-х-начала 1990-х выражал гуманистические, морально-нравственные, гражданственные идеалы, формирующие отношение цело-
го поколения к социальному и бытийному мироустройству. Для значительной части интеллектуалов последней четверти XX века рок сыграл решающую роль в понимании мира1. Духовному развитию личности слушателя способствовали идейно-мировоззренческие доминанты русского рока (честность, искренность, бескорыстие, стремление к обретению внутренней свободы, к самовыражению) [128, с.110], ярче всего выраженные в творчестве тех музыкантов, которые принадлежали к «подпольной» среде (андеграунду). В данном исследовании часть культуры, к которой относились «подпольные», неодобряемые властью рок-музыканты и рок-группы, мы обозначаем термином рок-андеграунд.
Проблемное поле диссертационного исследования формируют два научных подхода. Первый из них указывает на основополагающую роль музыки рока (Е.Мякотин, Е.Савицкая, В.Сыров), второй подчёркивает особую важность слова как выражения идейно-мировоззренческих установок (Г.Кнабе, В.Конен, А.Цукер). На наш взгляд, именно второй подход позволяет актуализировать сущность рок-музыки как одного из способов духовного поиска, а также выявить, осознать и постигнуть имманентно присутствующие в роке внутренние идейно-мировоззренческие установки. Установки эти являются одним из важнейших компонентов «кодекса чести» рок-музыканта (термин Г.Кнабе), обусловливают особый тип существования - экзистенцию, в которой на первый план выступает тождество принципов жизни и творчества. Экзистенция как осмысленное существование здесь и сейчас, осознание смертности (Dasein в терминологии М.Хайдеггера) проецируется и на бытийный уровень человеческой жизни рок-музыкантов, и на их творчество.
Предметом исследования является экзистенциальная составляющая отечественного рок-андеграунда.
Мировоззренческий аспект рока озвучен современным писателем Захаром Прилепиным. Рок стал для него не только основой мировоззрения, но и определил «некоторые важные психические реакции и ещё что-то, чему прозванья ещё не придумал» [29, с.5].
Цель - исследовать явление отечественного рок-андеграунда с позиций философии экзистенциализма2. Достижение этой цели предполагает постановку и решение следующих задач:
1. Систематизировать различные научные подходы к исследованию русского рока.
2. Проанализировать социокультурную и музыкально-поэтическую сферы отечественной рок-музыки 1980-х.
3. Выявить экзистенциальные основания отечественного рок-андеграунда.
4. Раскрыть истоки и проявления свободы как одной из существенных ценностей отечественного рока.
5. Определить доминанты жизнетворчества Константина Кинчева, Александра Башлачёва и Егора Летова, соотнести их с экзистенциальными основаниями рок-андеграунда.
6. Прояснить принципы функционирования свободы в творческом поведении отечественных рок-музыкантов.
Материалами исследования послужили аудио-альбомы Константина Кинчева и группы «Алиса», Егора Летова и группы «Гражданская Оборона» 1980-х годов, а также весь корпус стихотворений-песен Александра Башлачёва, созданных в 1980-е годы. Перечисленные рок-авторы представляют различные мировоззренческие и музыкально-поэтические концепции, определяющие облик отечественной рок-сцены.
Для более объёмного представления о рок-музыке 1980-х нами избраны также тексты рок-композиций Б.Гребенщикова, В.Цоя, М.Борзыкина, Д.Ревякина, Я.Дягилевой. Содержание рок-песен отражает экзистенциальные основания рок-
"у
Правомерность обращения к этой ветви философского знания применительно к отечественной рок-музыке обусловлена тем, что многие рок-музыканты в своих интервью отмечали важную роль экзистенциальной философии в формировании их мировоззрения и жизнетворчества.
андеграунда, интерпретированные каждым из музыкантов в соответствии с его мировоззрением.
Степень изученности темы. Исследованию творчества отечественных рок-музыкантов посвящен ряд научных и журналистских публикаций, освещающих различные грани феномена рок-музыки. Если в конце 1970-х-начале 1980-х «рок в Союзе»3 оценивался как сугубо неформальное, неофициальное, «подпольное» течение (андеграунд), как некая «патология» и проявление максимализма 15-20-летних, то с рубежа 1980-90-х годов рок-музыка стала осознаваться как часть отечественной и мировой культуры и вызывать интерес исследователей различных специальностей.
В 1970-80-е годы события и лицк отечественного рока освещаются, главным образом, в публикациях рок-журналистов - на страницах изданий «Fuzz», «Ухо», «УрЛайт», «Контркультура», «РИО». В статьях А.Бурлаки, А.Кушнира, И.Смирнова, А.Троицкого и других рок-критиков представлен анализ творческой деятельности рок-групп, интервью с исполнителями, рецензии на наиболее яркие концерты и рок-альбомы. Именно эти работы можно назвать первыми образцами аналитического осмысления отечественного рока, во многом предвосхитившими более поздние научные исследования.
Во второй половине 1980-х наряду с рок-прессой появляются и научные статьи, связанные с различными направлениями западной рок-музыки. Исторический ракурс изучения избирает В.Конен, рок как часть контркультуры анализирует Г.Кнабе. В работах И.Чижовой в качестве одного из истоков рок-музыки предлагается рассматривать дионисийский обряд. Музыкально-стилистическое многообразие рока раскрыто в работах Е.Овчинникова, Л.Переверзева, В.Сырова, Д.Ухова, А.Цукера. Основные аналитические принципы, сформулированные и апробированные перечисленными авторами в работах, посвященных западному
3 «Рок в Союзе: 60-е, 70-е, 80-е» - название книги А.Троицкого [165].
року, могут послужить основой для целостного анализа отечественных рок-композиций.
В 1990-х-2010-х годах велись активные научные изыскания, направленные на всестороннее исследование русского рока. Наиболее значительным представляется корпус филологических трудов, что обусловлено логоцентричностью русской рок-музыки, определяющей ее самобытность.
Проблеме вариативности рок-текста посвящены работы Ю.Доманского и А.Ярко. Интертекстуальный подход к изучению рок-поэзии осуществлён Е.Ерёминым, К.Западной, Т.Ивлевой. Связь рок-поэзии и традиций русской и современной литературы выявлена Ю.Доманским, С.Жоговым, Т.Цвигун и А.Черняковым. Вопрос о статусе автора в русской рок-музыке освещался в статьях Д.Давыдова, Е.Козицкой. Всесторонний анализ рок-текстов позволил авторам выйти за пределы узко филологических проблем и проанализировать феномен рок-музыки с позиций, граничащих с социологией (Н.Нежданова, Т.Логачёва), философией (И.Кормильцев, О.Сурова), музыковедением (С.Константинова, А.Константинов, А.Щербенок), фольклористикой (И.Назарова, С.Петрова), медициной (А.Корабельников).
Социологический анализ (Г.Квятковский) позволил исследовать влияние рока на формирование стиля жизни (И.Ковальчук), обозначил место рок-культуры в публичном пространстве большого города 1990-х (И.Алексеев). Актуальной темой для исследования становится взаимосвязь рок-музыки и молодёжных субкультур (Е.Шевцов, Т.Кириленко), а также осмысление рок-культуры как средства социализации подростков (Н.Гончарова).
Культурологические труды дают представление о роке как феномене культурной жизни Советского Союза (Д.Осташев, М.Цапко) и явлении квазикультуры (Л.Власова). Ракурс социокультурного взаимодействия неформальных сообществ художников и рок-музыкантов предложен А.Шевердяевым. Заметим, что боль-
шинство авторов сконцентрировали своё внимание на рок-сообществе Ленинграда-Петербурга.
В начале 2000-х годов рок-музыка стала объектом исследования философских работ: Г.Власова и Е.Касьянова анализируют рок как часть современной культуры. И.Набок на основе философско-эстетического анализа выявляет эстетические и социокультурные предпосылки молодёжной рок-культуры, её эстетическую природу и функции, обозначает статус рока в сложном культурном контексте современности. В.Доронин предлагает рассматривать рок-музыку как один из возможных способов познания мира, самопознания и самовыражения. Обозначению и характеристике этапов эволюции рок-культуры посвящены труды С.Красинского, Т.Невской.
Основные принципы целостного музыковедческого анализа рока предложены в трудах В.Конен, Е.Мякотина, Е.Савицкой, В.Сырова, А.Цукера. Авторы актуализируют стилевые истоки рок-музыки, её тембровый аспект, формообразование, ладо-гармонические своеобразие.
А.Житинский, О.Никитина, А.Троицкий, Е.Федоров, А.Козлов раскрывают социокультурный и идейно-мировоззренческий аспекты русского рока в их тесной взаимосвязи. Специфика работ названных авторов заключается в том, что анализ рок-музыки сочетает объективистский и субъективистский подходы, оценку рока как явления культуры и как части биографии названных авторов.
В качестве методологической основы исследования рок-музыки как сложного, многогранного явления избрано сочетание различных подходов - философского, филологического, культурологического, искусствоведческого, музыковедческого.
Обращение к основополагающим работам мыслителей-экзистенциалистов позволило проанализировать функционирование в сфере рок-творчества таких категорий, как свобода (Н.Бердяев, Ж.П.Сартр, М.Хайдеггер), бунт (А.Камю), поступок (Ж.П.Сартр), коммуникация экзистенций (К.Ясперс). Феномен свободы
нашёл всестороннее и многомерное осмысление в работах И.Ильина, С.Левицкого, Г.Маркузе, Г.Тульчинского, М.Уварова, Ф.Шеллинга. В русле философии экзистенциализма находится и учение о человеке М.Бахтина, в котором бытие представлено как взаимодействие (диалог) личности, её духовной экзистенции и поступков.
Предметным выражением экзистенции, зашифрованной в поэтических образах, является слово, поэтому особую важность приобретает интерпретация рок-поэтических текстов. Основой для анализа «слова рока»4 стали положения герменевтического учения В.Дильтея и Х.-Г.Гадамера о произведении как «непосредственной внутренней реальности автора» [55, с.235]. Герменевтическое прочтение рок-текстов позволило приблизиться к постижению {разумению, в терминологии
B.Дильтея) личности автора и его экзистенции. Синтез герменевтических и филологических принципов, достигнутый в работах Ю.Доманского, Е.Егорова,
C.Жогова, Т.Ивлевой, Н.Неждановой, О.Никитиной, Г.Нугмановой, А.Чернякова, Т.Цвигун, помог раскрыть образно-смысловую специфику рок-текстов.
Отечественная рок-музыка - одна из составляющих культурного пространства Советского Союза 1980-х годов. В работах Н.Дмитриевой, И.Кормильцева, О.Суровой, Ф.Лемэра, Д.Ухова освещен социокультурный контекст второй половины XX века, в рамках которого рок-андеграунд явился продолжателем традиций прошлого (русской словесности Х1Х-начала XX века, революционных песен-маршей, театра 1920-х) и наметил перспективы дальнейшего развития (интеграция с академическим искусством). Специфика информационного общества середины XX века, явившегося контекстом для существования рок-культуры, была обозначена в трудах М.Маклюэна, Э.Тоффлера.
4 Термин Владимира Рекшана - ленинградского рок-музыканта, лидера одной из первых в Советском Союзе рок-групп - «Санкт-Петербург».
Рок - часть контркультуры, механизмы возникновения и функционирования которой освещены в публикациях Ю.Давыдова, И.Роднянской, Ю.Каграманова, А.Мельвиля, К.Разлогова, К.Мяло, Т.Кашмэна, Ч.Рэйча, Т.Роззака. Социальные, психологические, поведенческие и идейные установки контркультуры (Ю.Давыдов, И.Роднянская, А.Мельвиль, К.Разлогов) оказываются тесно связанными с политическими молодёжными радикальными движениями 1960-70-х годов (К.Мяло, Ч.Рэйч, Т.Роззак). Следует подчеркнуть, что материалом для исследований этих авторов является, прежде всего, история молодёжного бунта на Западе. Поэтому мы опираемся на анализ механизмов возникновения и функционирования контркультуры в западном обществе, которые во многом сходны с принципами существования контркультурных сообществ в Советском Союзе и России.
Изучение роли художника в обществе (М.Горностаева, Т.Латышева) сосуществует с исследованием влияния рок-музыки на формирование стиля жизни молодёжи (И.Ковальчук), состав слушательской аудитории, ориентированной на восприятие рока (Т.Адорно, Л.Горюнова, И.Сергеева). Специфика массовой культуры конца 1980-х-начала 2000-х годов в её неразрывной связи с историко-политической ситуацией в СССР и России проанализирована в работах А.Костиной, Т.Чередниченко. Значение массовой культуры и ее место в поликультурном контексте конца XX века также стало важным аспектом исследования отечественного рока.
В человеческих и творческих судьбах определённой части отечественной интеллигенции рок-музыка сыграла решающую роль. Мы можем видеть это на примере высказываний о роке академических композиторов (В.Мартынов,
A.Шнитке), писателей (А.Житинский, З.Прилепин), джазовых и рок-музыкантов (А.Козлов, М.Борзыкин, Б.Гребенщиков, К.Кинчев, Е.Летов, Д.Ревякин,
B.Рекшан, В.Цой, Ю.Шевчук).
В размышлениях поэтов и писателей, принадлежавших к «подпольной» культуре (М.Айзенберг, Ю.Арабов, Н.Байтов, Б.Гройс, И.Жданов, В.Паперный,
Г.Сапгир, Л.Файбисович, А.Цветков), дана попытка не только осмысления и определения феномена андеграунда, но и воссоздание атмосферы отечественного литературно-поэтического «подполья» 1950-80-х.
Для создания наиболее полного представления о рок-андеграунде нами были востребованы исторические факты из жизни рок-музыкантов, воспоминания об истории создания и творческого развития отечественных рок-групп. Источником фактологического материала стал масштабный корпус литературно-документальных (Н.Барановская, А.Житинский, М.Журинская, А.Кан, Л.Наумов, И.Смирнов, О.Сурова, А.Троицкий) и журналистских публикаций о рок-музыке (А.Бурлака, А.Кушнир, А.Старостин, А.Троицкий и многие другие), воссоздающих атмосферу 1970-80-х годов и раскрывающих мировоззрение и творческие принципы рок-музыкантов.
В ходе целостного анализа рок-композиций мы следовали принципам интонационного анализа Б.Асафьева, В.Бобровского, Ю.Холопова; исследовали жанровую специфику и тембро-звуковую природу рока, основываясь на теоретических положениях М.Бонфельда и Е.Назайкинского.
Основные этапы целостного анализа рок-музыки представлены в работах В.Конен, Е.Мякотина. Е.Овчинникова, Е.Савицкой, В.Сырова, Д.Ухова, А.Цукера. В анализе жанрово-стилевого (В.Конен, Е.Овчинников, В.Сыров, А.Цукер), тембрового (Е.Мякотин) аспектов рок-музыки, взаимодействия формы и содержания (Е.Савицкая) авторами учитывается специфика выразительных средств рока. Для нас особую ценность представляет то, что авторы музыковедческих исследований обозначают специфику музыкальных и немузыкальных (цветовая символика, сценические костюмы, оформление сцены) выразительных средств, определяющих самобытность рока как сложного синтетического искусства второй половины XX века.
Образцами интеграции анализа средств музыкальной выразительности (лад, ритм, жанр, форма) и философии стали труды Г.Кнабе, Г.Коломиец,
В.Мартынова, Ю.Свистуновой, З.Фоминой, в которых авторы исследуют онтологический, гносеологический, аксиологический планы музыки.
Выявление психологических типов рок-авторов, специфики их творческой деятельности потребовало обращения к концепциям Р.Ассаджоли, М.Блиновой, Э.Фромма, К.Хорни, К.Юнга, благодаря которым стало возможным прояснить психологические причины поступков, действий рок-музыкантов, а также обосновать причины их творческого бунта, противостояния, стремления к свободе.
Наряду с публикациями, посвященными научному осмыслению рок-музыки, существуют исследования, в которых важное значение приобретают оценочные суждения о ней. Так, религиозные деятели воспринимают рок двояко: как одну из форм миссионерства в III тысячелетии (иеромонах Сергий (Рыбко), протодиакон Андрей Кураев) [71, 72, 98] и как служение культу сатаны5 (архимандрит Лазарь [130]).
В.Медушевский противопоставляет рок-музыку как «язык наркотиков и сексуальной революции, силу отступления от этических норм христианства» музыке классической («высокой») понимаемой им как «онтология, догматика сердца» [115]. Суть рока исследователь видит в призыве, обращенном к молодому поколению: «забудь о вечности, ... думай об удовольствиях и не помышляй ни о чём высоком»6 [115]. Рассматривая рок как «орудие глобализма», направленное
5 Архимандрит Лазарь, приводя в пример образцы западной рок-музыки («Битлз», «Роллинг Стоунз», «Блэк Саббат»), аргументирует свою точку зрения на рок как на открытое поклонение сатане. По мнению священнослужителя, обращения к сатане можно услышать при обратном (от конца к началу) прослушивании определённых фрагментов некоторых рок-композиций. На наш взгляд, подобные примеры достаточно субъективны, тенденциозны и не соответствуют научной методологии целостного анализа музыкально-поэтической сферы рок-музыки.
6 Высказанное мнение, на наш взгляд, не соответствует специфике отечественной рок-музыки, анализируемой в данном диссертационном исследовании. Рок-музыка, как одна из форм современного искусства, заключает в себе два уровня - актуальный и архетипический, временной и вечный. Большинство сюжетов рок-композиций раскрывают сложный процесс самоопределения человека в мире, но, на наш взгляд, не содержат явного или скрытого призыва думать об удовольствиях и не помышлять о высоком. Сосредоточенность на удовольствиях характерна скорее для поп-музыки, основная цель которой - развлекать.
на молодёжь и содействующее ее деградации, В.Медушевский воспринимает рок-музыку в целом, не дифференцируя западную и отечественную рок-традиции.
Медицинский аспект изучения рока представлен в работе Г.Забродина и Б.Александрова. По их мнению, негативное воздействие рок-музыки связано с гипертрофией громкостной и ритмической основы, а также с низкой частотностью звучания [66, с.90-91], вызывающей состояние своеобразного «звуковог о опьянения» [66, с.87].
На наш взгляд, и научные, и публицистические работы о роке раскрывают новые грани этого сложного и противоречивого явления современного искусства.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
• впервые отечественный рок-андеграунд 1980-х годов рассмотрен в ракурсе философии экзистенциализма, концепциях ее важнейших представителей (Н.Бердяев, А.Камю, Ж.П.Сартр, М.Хайдеггер, КЛсперс);
• уточнена и обоснована интерпретация русского рока как «авторского фольклора»;
• впервые выявлены экзистенциальные основания отечественного рок-андеграунда 1980-х годов;
• определён ряд специфических музыкально-поэтических средств выразительности, поведенческих стратегий рок-музыкантов, выражающих экзистенциальную направленность рок-андеграунда.
Основные результаты и положения, выносимые на защиту: 1. Экзистенциальными основаниями отечественного рок-андеграунда являются противостояние, поступок и бунт. Триада этих понятий универсальна и характеризует «подпольную» культуру вне зависимости от эпохи и типа государственного строя, вида искусства и принадлежности к академической / неакадемической сфере. В жизнетворчестве рок-исполнителей три названных экз и-
стенциальных составляющих присутствуют в слитности, синтезе. Тем не менее, одно или два качества в творчестве конкретного рок-музыканта могут доминировать.
2. Категория свободы выступает в качестве фундамента триады экзистенциальных оснований, являясь необходимой и значимой составляющей жизнетворче-ства отечественных рок-музыкантов
3. Противостояние, поступок, бунт и свобода находят своё выражение в поэтической (образный строй) и музыкальной (sound) сферах рок-творчества, а также в поведенческих стратегиях рок-музыкантов (эксперимент и экстремизм).
4. Рок-музыка синтезирует два типа мышления: фольклорное и композиторское. Закономерности фольклорного мышления проявляются на этапе создания рок-композиции и акцентируют установку на коллективное творчество. Композиторское мышление доминирует на этапе исполнения рок-произведений, когда в центре внимания оказывается творческая индивидуальность автора-исполнителя, лидера группы.
5. Установка на тождество жизни и творчества является существенной характеристикой культуры отечественного рок-андеграунда.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Предложенные в диссертации приёмы анализа рок-композиций могут быть использованы для исследования творчества отечественных и зарубежных рок-исполнителей. Материалы данной работы могут быть включены в курс учебных дисциплин «Современная отечественная музыка», «Массовая музыкальная культура», «Социология музыки», «Культурология», предназначенных для учреждений среднего и высшего профессионального образования культуры и искусства.
Апробация работы. Работа обсуждалась на заседаниях кафедры гуманитарных дисциплин Саратовской государственной консерватории (академии) им. Л.В.Собинова. Основные положения исследования были представлены автором в виде докладов на следующих Всероссийских и Международных конференциях:
Всероссийская научно-практическая конференция аспирантов «Слово молодых учёных» (Саратов, 2011, 2012), Всероссийская научно-практическая конференция студентов и аспирантов «Актуальные вопросы искусствознания: музыка-личность-культура» (Саратов, 2011, 2012, 2013), Международная научно-практическая конференция «Саратовская консерватория в контексте отечественной художественной культуры» (Саратов, 2012), Областная научно-практическая конференция «Российская художественная культура и образование: история и современность» (Саратов, 2013).
Структура работы. Диссертационная работа состоит из Введения, двух глав, включающих в себя семь параграфов, Заключения, Библиографии, Приложений.
Во Введении обосновывается актуальность темы диссертации, обозначаются проблемное поле, объект, предмет, цель и задачи, раскрывается методологическая основа исследования, анализируется литература по избранной теме, формулируются положения, выносимые на защиту, а также научная новизна и практическая значимость работы.
В Первой главе диссертационного исследования {«Социокультурные аспекты отечественного рок-андеграунда 1980-х годов») отечественное рок-«подполье» представляется как объект научного исследования, фундаментом которого является взаимодействие социальных и музыкальных факторов. Раскрывается сложившаяся в отечественной рок-музыке экзистенциальная картина мира, которая базируется на ряде внутренних идейно-мировоззренческих оснований (противостояние, поступок, бунт, свобода).
Вторая глава («Экзистенциальные основания рок-андеграунда в жизне-творчестве отечественных рок-музыкантов 1980-х годов») освещает музыкально-поэтическое выражение экзистенциальных оснований в жизнетворчестве отечественных рок-музыкантов - Константина Кинчева, Александра Башлачёва,
Егора Летова. Категория свободы интерпретируется как стратегия поведения рок-музыкантов на сцене и в жизни.
В Заключении подводятся итоги исследования, формулируются выводы, намечаются перспективы исследования культуры отечественного рок-андеграунда второй половины XX - начала XXI века.
ГЛАВА 1
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО РОК-АНДЕГРАУНДА 1980-Х ГОДОВ
Появившись в США в 1950-х годах, впитав в себя средства выразительности афро-американских песенно-танцевальных традиций (госпел, соул, спиричуэле, рокабилли, рок-н-ролл, кантри), рок-музыка оформилась как сложное и многомерное явление и стало частью музыкальной культуры второй половины XX века. Вместе с тем свободолюбие, протест, неприятие социально-политической ситуации и утвердившегося жизненного уклада, выраженные рок-музыкантами, во многом повлияли на формирование идейных платформ радикальных молодёжных движений и субкультур 1960-70-х годов. Именно в этот период рок распространился в других странах: сначала - в модусе подражания, а затем как творческая ассимиляция в контексте различных национальных музыкальных традиций. Самобытностью отличается отечественная рок-музыка в целом и рок-андеграунд 1980-х как ее составляющая. Синтез музыки, поэзии и специфической мировоззренческой основы в рок-андеграунде обусловил интерес к нему исследователей и обозначил множество научных подходов к его изучению.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК
Стратегии освоения библейского текста в творчестве Б. Гребенщикова2010 год, кандидат филологических наук Еремин, Евгений Михайлович
Романтическое жизнетворчество как стратегия субъективации человека в современном обществе2013 год, кандидат философских наук Малахаева, Светлана Карловна
Поэтика А.Л. Хвостенко: язык-миф-литературный код2015 год, кандидат наук Дробинин Григорий Дмитриевич
Джаз в произведениях европейских композиторов первой половины XX века: к проблеме влияния джаза на академическую музыку2006 год, кандидат искусствоведения Светлакова, Наталья Игоревна
Поэтика романа В. Маканина "Андеграунд, или Герой нашего времени": Проблема героя2005 год, кандидат филологических наук Шилина, Ксения Олеговна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Смирникова, Елена Владимировна, 2013 год
Библиография:
1. Адорно, T.B. Избранное: Социология музыки / Т.В.Адорно. - М.-СПб.: Университетская книга, 1999. -445 с.
2. Адорно, Т.В. Философия новой музыки / Т.В.Адорно, пер. с нем. Б.Скуратова; вступит, ст. К.Чухрукидзе. - М.: Логос, 2001. - 352 с.
3. Айзенберг, М.Н. К определению подполья / М.Н.Айзенберг // Знамя. -1998.-№6.-С.172-175.
4. Акопян, Л.О. Анализ глубинной структуры музыкального текста / Л.О.Акопян. - М.: Практика, 1995. - 256 с.
5. Акопян, Л.О. Музыка как отражение человеческой целостности / Л.О.Акопян // Музыка как форма интеллектуальной деятельности: ред.-сост. М.Г.Арановский. - М.: Книжный дом ЛИБРОКОМ, 2009. - С.70-81.
6. Аксютина, O.A. Панк в России 90-х: протест или товар? / О.А.Аксютина // Философские науки. - М., 2003. - № 4. - С.32-50.
7. Алексеев, A.C., Бурлака, А.П. Кто есть кто в советском роке. Иллюстрированная энциклопедия отечественной рок-музыки / А.С.Алексеев, А.П.Бурлака. -М.: Изд-во МП Останкино, 1991.-320 с.
8. Алексеев, A.C., Бурлака, А.П. Энциклопедия российской поп- и рок-музыки / А.С.Алексеев, А.П.Бурлака. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 432 с.
9. Альтернатива. Опыт антологии рок-поэзии; сост. П.А.Бехтин. - М.: Объединение Всесоюзный молодёжный книжный центр, 1991. - 238 с.
10. Антонова, Ю. Рок-н-ролл становится религией / Ю.Антонова // Fuzz. - 2002. - №3. - С.14-18.
11. Арабов, Ю.Н. Шинель андеграунда / Ю.Н.Арабов // Знамя. - 1998. -С.175-176.
12. Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс. Книга первая / Б.В.Асафьев. - М.: Музсектор, 1930. - 190 с.
13. Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс. Книга вторая. Интонация / Б.В. Асафьев // Избранные труды. - М.: Издательство Академии наук СССР, 1954. Т.5.-388 с.
14. Ассаджоли, Р. Психосинтез / Р.Ассаджоли; пер. с англ. А.П.Хомик. - М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 1997. - 320 с.
15. Байтов, Н.В. Андеграунд вечен - как вечны новации и поиск / Н.В.Байтов // Знамя. - 1998.-№6.-С.176-180.
16. Барановская, Н. Константин Кинчев. Жизнь и творчество. Стихи. Документы. Публикации [Электронный ресурс] / Н.Барановская. - Режим доступа: http://www.kibitka.net/print:biblioteca.html (дата обращения: 10.10.12).
17. Бахтин, М.М. К философии поступка [Электронный ресурс] / М.М.Бахтин. -Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov-Buks/Philos/Arti (дата обращения: 17.05.13).
18. Бачинин, В.А. Антропосоциология и метафизика портрета / В.А.Бачинин// Человек. -2004. -№4.-С. 124-134.
19. Бачуров, В. Вся эта суета... [Некролог о Сергее Курёхине] / В.Бачуров // Fuzz.- 1996. - №7-8.-С. 1.
20. Бергер, П. Лукман, Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П.Бергер, Т.Лукман. - М.: Медиум, 1995. - 323 с.
21. Бердяев, H.A. Философия свободного духа / Н.М.Бердяев. - М.: Республика, 1994.-480 с.
22. Беседы с Альфредом Шнитке / Сост. и предисловие А.В.Ивашкина. - М.: Классика-ХХ1, 2003. - 320 с.
23. Блинов, Н.М. Социология молодёжи: достижения, проблемы / Н.М.Блинов // Социологические исследования. - 1982. -№ 2. - С.7-15.
24. Блинова, М.П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности / М.П.Блинова. - Л.: Музыка, 1974. - 144 с.
25. Бобровский, В.П. О тематизме И.С.Баха / В.П.Бобровский // Статьи. Исследования; сост. Е. Скурко, Е. Чигарёва. - М.: Советский композитор, 1988. - С.38-59.
26. Болдырева-Блейки Н., Егорова, Т.И. «Шедевры Русского Underground'а» в Нью-Йорке / Н.Болдырева-Блейки, Т.И.Егорова // Проблемы художественного творчества: Сб. статей по материалам Научных чтений, посвящённых Б.Л.Яворскому (25-26 ноября 2003 г.). - Саратов: Саратовская государственная консерватория им. Л.В.Собинова, 2005. - С. 157-170.
27. Бонфельд, М.Ш. Семантика музыкальной речи / М.Ш.Бонфельд // Музыка как форма интеллектуальной деятельности; ред.-сост. М.Г. Арановский. Изд. 2-е. - М.: Книжный дом ЛИБРОКОМ, 2009. - С.82-141.
28. Борев, Ю.Б. Эстетика / Ю.Б.Борев. - М.: Политиздат, 1981.-399 с.
29. Борзыкин, М.В. Сыт по горло. Песни, стихи, интервью / М.В.Борзыкин. -СПб.: ИЦ Гуманитарная Академия, 2009. - 320 с.
30. Бродский, И.А. Набережная неисцелимых: Тринадцать эссе / И.А.Бродский; пер. с англ., сост. В.Голышев. - М.: СП Слово, 1992. - 256 с.
31. Волошко, C.B. Массовая музыкальная культура: уч.-методич. пособие / С.В.Волошко. - Саратов: СГК им.Л.В.Собинова, 2010. - 24 с.
32. Гадамер, Х.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики: Пер. с нем. / Х.-Г.Гадамер; общ. ред. и вступ. ст. Б.Н.Бессонова. - М.: Прогресс, 1988. -704 с.
33. Гессе, Г. Братья Карамазовы, или Закат Европы [Электронный ресурс] / Г.Гессе. - Режим доступа: http://www.hesse.ru/books/articles/?ar=41 (дата обращения: 15.03.2011).
34. Головинский, Г.Л. Композитор и фольклор / Г.Л.Головинский. - М.: Музыка, 1981.-279 с.
35. Горелов, A.A., Горелова, Т.А. «Расщеплённый» человек и идея всеединства / А.А.Горелов, Т.А.Горелова // Человек. - 2004. - № 5. - С.39-46.
36. Горностаева, М.В. Художник как социальный актор: современный научный дискурс / М.В.Горностаева//Социологические исследования. - 2008. - №1.-С. 97-105.
37. Гройс, Б.Е. За литературный профессионализм / Б.Е.Гройс // Знамя. -1998.-№ 6.-С. 180-182.
38. Гройс, Б.Е. Комментарии к искусству / Б.Е.Гройс. - М.: Художественный журнал, 2003.-342 с.
39. Громов, М.Н. Вечные ценности русской культуры: к интерпретации отечественной философии / М.Н.Громов // Вопросы философии. - 1994. - № 1. -С.54-61.
40. Гроф, С. Величайшее путешествие: Сознание и тайна смерти / С.Гроф. -М..: ACT, 2008.-475 с.
41. Гроф, С. За пределами мозга [Электронный ресурс] / С.Гроф. - Режим доступа: http://rovallib.ru/book/grof_stanislav/za_predelami_mozga.html (дата обращения: 15.06.12).
42. Давыдов, Д.М. Статус автора в русской рок-культуре [Электронный ресурс] / Д.М.Давыдов // Русская рок-поэзия: текст и контекст: сб. научных трудов. Вып. 2. - Тверь, 1999. - Режим доступа: http:// www.fedy-diary.ru/Gold/books-r/poeza2.htm (дата обращения: 17.05.13).
43. Давыдов, Ю.Н. Бегство от свободы. Философское мифотворчество и литературный авангард / Ю.Н.Давыдов. - М.: Художественная литература, 1978. -365 с.
44. Давыдов, Ю.Н. Искусство как социологический феномен. К характеристике эстетико-политических взглядов Платона и Аристотеля / Ю.Н.Давыдов. - М.: Наука, 1968.-285 с.
45. Давыдов, Ю.Н. Эстетика нигилизма: искусство и «Новые левые» / Ю.Н.Давыдов. -М.: Искусство, 1975.-271 с.
46. Давыдов, Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия (проблемы нравственной философии) / Ю.Н.Давыдов. - М.: Молодая гвардия, 1989. - 317 с.
47. Давыдов, Ю.Н., Роднянская, И.Б. Социология контркультуры (инфантилизм как тип мировосприятия и социальная болезнь) / Ю.Н.Давыдов, И.Б.Роднянская. - М.: Наука, 1980. - 264 с.
48. Долгов, А. Мне хочется магии [Интервью с Ю.Шевчуком] / А.Долгов // Fuzz. - 2001. - № 8. - С22-21.
49. Доманский, Ю.В. Вариантообразование в русском роке / Ю.В.Доманский // Русская рок-поэзия: текст и контекст: сб. науч. Трудов. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2005. - Вып.8. - С.75-119.
50. Доманский, Ю.В. «Провинциальный текст» ленинградской рок-поэзии / Ю.В.Доманский // Русская рок-поэзия: текст и контекст. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 1998. - С.70-87.
51. Доманский, Ю.В. «Тексты смерти» русского рока: пособие к спецсеминарам [Электронный ресурс] / Ю.В.Доманский. - Твер. гос. ун-т. -Тверь, 2000. - 109 с. - Режим доступа: http://www.fedv-diarv.ru/Gold/books-r/domanski.htm (дата обращения: 15.01.13).
52. Доманский, Ю.В. Циклизация в русском роке / Ю.В.Доманский // Русская рок-поэзия: текст и контекст: сб. науч. трудов. Вып. 3. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2000. - С.99-122.
53. Диденко, Т.А. Рок-музыка: на пути к «большой форме» / Т.А.Диденко // Советская музыка. - 1987. - № 7. - С.23-29.
54. Дидуров, A.A. Четверть века в роке. Записки из андеграунда /
A.А.Дидуров. - М.: Эксмо, 2005. - 352 с.
55. Дильтей, В. Герменевтика и теория литературы. Собрание сочинений в 6 т.т. / В.Дильтей; под ред. А.В.Михайлова и Н.С. Плотникова; пер. с нем.
B.В.Бибихина и Н.С.Плотникова, - М.: Дом интеллектуальной книги, 2001. - Т.4. - 522 с.
56. Дмитриева, Н.А Живое прошлое. Судьбы искусства: век XIX, век XX / Н.А.Дмитриева // Иностранная литература. - 1988.- № 1. - С.197-206; № 2. -С.198-208.
57. Дубова, М. Егор Летов: ответы на все ваши вопросы [Электронный ресурс] / М.Дубова // Калейдоскоп-Тусовочка (Санкт-Петербург), 05.09.1998. - Режим доступа: http:// www.gr-oborona.ru/pub/pub/881269200.html (дата обращения: 15.07.13).
58. Дунаев, М.М. Преступление перед будущим / М.М.Дунаев. - М.: Издательский Дом Святая Гора, 2007. - 64 с.
59. Егоров, Е.А. Проблема целостности рок-произведения / Е.А.Егоров // Русская рок-поэзия: текст и контекст: сб. науч. трудов. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2002.-Вып. 6.-С.114-118.
60. Жданов, И.Ф. Игра на понижение / И.Ф.Жданов // Знамя. - 1998. - № 6. -С.182-183.
61. Жижова, O.A. Власть и контркультура в 1980-1990-е годы. Панк как этика и эстетика противостояния в условиях СССР, России и Беларуси [Электронный ресурс] / О.А.Жижова. - Режим доступа: http://osbook.net>...kontrku1tura...l 980...pank.. .yestetika.html (дата обращения: 15.02.2012).
62. Житинский, А.Н. Путешествие рок-дилетанта / А.Н.Житинский. - СПб.: Амфора, 2007. - 486 с.
63. Житинский, А.Н. Второе путешествие рок-дилетанта, или Альманах рок-дилетанта / А.Н.Житинский. - СПб.: Амфора, 2007. - 496 с.
64. Жогов, С.С. Концептуализм в русском роке («Гражданская Оборона» Егора Летова и Московская концептуальная школа) / С.С.Жогов // Русская рок-поэзия: текст и контекст: сб. науч. трудов.- Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001. - Вып. 5. -С. 190-201.
65. Журинская, M.А. Дети минут, или Письмо священнику о культуре / М.А.Журинская // Фома. - 2011. - № 8. - С.53-70.
66. Забродин, Г.Д., Александров, Б.А. Рок: искусство или болезнь? / Г.Д.Забродин, Б.А.Александров. -М.: Сов. Россия, 1990. - 96 с.
67. Зинкевич, В. Константин Кинчев и группа «Алиса» / В.Зинкевич // Музыкальная жизнь. - 1988. - № 24. - С.28-29.
68. Золотое десятилетие рок-поэзии / Сост. А.А.Дидуров. - М.: Молодая гвардия, 1992.- 158 с.
69. Зубок, Ю.А., Чупров, В.И. Молодёжный экстремизм. Сущность и особенности проявления / Ю.А.Зубок, В.И.Чупров // Социологические исследования. -2008. - № 5 - С.37-47.
70. Ивлева, Т.Г. Пушкин и Достоевский в творческом сознании Бориса Гребенщикова / Т.Г.Ивлева // Русская рок-поэзия: текст и контекст: сб. науч. трудов. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 1998. - С.87-91.
71. Игумен Сергий (Рыбко). Проповедь вместо осуждения / Сергий (Рыбко) // Апостолы среди нас? Особенности миссии III тысячелетия. - М.: Даниловский благовестник, 2012. - С.27-37.
72. Иеромонах Сергей (Рыбко). Не может древо злое приносить плоды добрые / Сергий (Рыбко) // Музыка в школе. - 2002. - №5. - С. 13-18.
73. Ильин, И.А. Одинокий художник: Статьи, речи, лекции / И.А.Ильин. - М.: Искусство, 1993. -347 с.
74. Ильин, И.А. О свободе [Электронный ресурс] / И.А.Ильин. - Режим доступа: http:// www.gumer.info (дата обращения: 15.03.13).
75. Ионин, Л.Г. Культура на переломе (механизмы и направление современного культурного развития в России) / Л.Г.Ионин // Социологические исследования. -
1995. - №2. - С.41-48.
76. Ионин, Л.Г. Социология культуры: учеб. пособие / Л.Г.Ионин. - М.: Логос,
1996.-280 с.
77. История философии: учебник для высших учебных заведений / под ред. В.П.Кохановского, В.П.Яковлева. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 731 с.
78. Каграманов, Ю.М. Ищут «утраченное будущее». О так называемом альтернативизме в США / Ю.М.Каграманов // Иностранная литература. - 1988. -№ 2. - С.179-188.
79. Каграманов, Ю.М. Фуга о свободе (историософия Пьера Шоню) / Ю.М.Каграманов // Вопросы философии. - 1993. - № 4. - С.166-179.
80. Кадцын, Л.М. Массовое музыкальное искусство XX столетия (эстрада, джаз, барды и рок в их взаимосвязи): учебное пособие / Л.М.Кадцын. -Екатеринбург, 2006. - 424 с.
81. Камю, А. Бунтующий человек / А.Камю // Бунтующий человек. - М.: Политиздат, 1990. - С.119-356.
82. Кан, А. Курёхин: Шкипер о Капитане / А.Кан. - СПб.: Амфора, ТИД Амфора, 2012.-287 с.
83. Кнабе, Г.С. Рок-музыка и рок-среда как формы контркультуры / Г.С.Кнабе // Избранные труды. Теория и история культуры. - М. - СПб.: Летний сад; М.: РОССМЭН, 2006. - с.20-50.
84. Кнабе, Г.С. Феномен рока и контр-культура / Г.С.Кнабе // Вопросы философии. - 1990. -№ 8. - С. 39-61.
85. Ковальчук, И.В. Влияние рок-музыки на формирование стиля жизни российской молодёжи: автореф. дис. ... канд. социол. наук: 24.00.01 / Ковальчук Инна Валерьевна . - М., 2002. - 27 с.
86. Козицкая, Е.А. Статус автора в русском роке / Е.А.Козицкая // Русская рок-поэзия: текст и контекст: сб. науч. трудов. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2002. - Вып. 6. - С.139-145.
87. Козицкая, Е.А. «Чужое» слово в поэтике русского рока / Е.А.Козицкая // Русская рок-поэзия: текст и контекст: сб. науч. трудов. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 1998. - С.49-56.
88. Козлов, A.C. Рок: истоки и развитие [Электронный ресурс] / А.С.Козлов. -Режим доступа: http://koob.ru>kozlov a/rok istoki i razvitie (дата обращения: 10.05.2012).
89. Коломиец, Г.Г. Ценность музыки: философский аспект / Г.Г.Коломиец. -М.: Книжный дом ЛИБРОКОМ, 2012. - 532 с.
90. Конен, В.Д. Об истоках рок-музыки / В.Д.Конен // Советская музыка. -1986.-№ 7.-С.101-109.
91. Конен, В.Д. Третий пласт. Новые массовые жанры в музыке XX века / В.Д.Конен. -М.: Музыка, 1994. - 160 с.
92. Константинова, С.Л., Константинов, A.B. Дырка от бублика как предмет «русской рокологии» [Электронный ресурс] / С.Л.Константинова, А.В.Константинов // Русская рок-поэзия: текст и контекст: сб. науч. трудов. Вып. 2. - Тверь, 1999. - Режим доступа: http:// www.fedy-diary.ru/Gold/books-ir/po€za2Jitm (дата обращения: 17.05.2013).
93. Корабельников, A.A. Влияние употребления наркотиков на творчество русских рок-поэтов (предварительные заметки из серии) / A.A.Корабельников // Русская рок-поэзия: текст и контекст: сб. науч. трудов. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001.-Вып. 5. - С.215-223.
94. Кормильцев, И.В., Сурова, О.Ю. Рок-поэзия в русской культуре: возникновение, бытование, эволюция [Электронный ресурс] / И.В.Кормильцев, О.Ю.Сурова // Русская рок-поэзия: текст и контекст: сб. науч. трудов. Вып. 1. -Тверь, 1998. - Режим доступа: http://uchcom.botic.ru/az/lit/coll/rock 1 / (дата обращения: 10.05.2012).
95. Королев, O.K. Краткий энциклопедический словарь джаза, рок- и поп-музыки. Термины и понятия / О.К.Королёв. - М.: Музыка, 2006. - 168 с.
96. Костина, A.B. Массовая культура как феномен постиндустриального общества / А.В.Костина. - М.: Издательства ЛКИ, 2011. - 352 с.
97. Кузьмина, В.А. Психоделия: новое искусство или «расширение сознания» / В.А.Кузьмина // Обсерватория культуры. - 2007. - №3. - С.50-54.
98. Кураев, А. Рок и миссионерство / А.Кураев. - М.: Эксмо: Яуза, 2004. -384 с.
99. Латышева, Т.В. Феномен молодёжной субкультуры: сущность, типы / Т.В.Латышева// Социологические исследования. -2010. -№ 6. -С.93-101.
100. Лебон, Г. Психология народов и масс / Г.Лебон. - СПб.: Издательство «Макет», 1995.- 179 с.
101. Левицкий, С.А. Трагедия свободы / С.А.Левицкий; составление, послесловие и комментарии В.Сапова - М.: Канон, 1995. - 512 с. - (История философии в памятниках).
102. Лемэр, Ф. Ш. Музыка XX века в России и в республиках бывшего Советского Союза /Ф.Ш.Лемэр; пер. с франц. Г.А.Серовой. - СПб.: Гиперион, 2003. -528 с.
103. Летов, Е. Автографы. Черновые и беловые рукописи. Том 1. 2002-2007 / Е.Летов. -М.: Культурное наследие, 2009. - 191 с.
104. Летов, Е. Я не верю в анархию: сб. статей / Е.Летов. - М.: Издательский центр (г. Москва) совместно с ООО Лист Нью, 1994. - 271 с.
105. Лётин, Н.Ю. Мифопоэтический контекст поэзии Егора Летова / Н.Ю.Лётин // Русская рок-поэзия: текст и контекст: сб. науч. трудов. - Екатеринбург; Тверь, 2011. - Вып. 12. - С. 195-203.
106. Лосский, И.О. Свобода воли / Н.О.Лосский // Избранное. - М.: Правда, 1991. - С.481-597.
107. Лукьянов, В.Г. Проблемы социологии музыки в контексте теории интонации Б.В.Асафьева / В.Г.Лукьянов // Социологические исследования. - 2012. -№10. - С.60-69.
108. Максимов, В.И. Антонен Арто, его театр и его двойник / В.И.Максимов // Арто А. Театр и его Двойник. - СПб.: Симпозиум, 2000. - С.5-34.
109. Маркузе, Г. Критическая теория общества; Избранные работы по философии и социальной критике / Г.Маркузе. - М.: ACT: Астрель, 2011. -
382 с.
110. Маркузе, Г. Одномерный человек / Г.Маркузе. - М.: ACT: ACT МОСКВА, 2009.-331 с.
111. Мартынов, В.И. Зона opus posth, или Рождение новой реальности / В.И.Мартынов. - М.: Издательский дом Классика-ХХ1, 2011. - 288 с.
112. Мартынов, В.В. Конец времени композиторов / В.И.Мартынов; послесл. Т.Чередниченко. - М.: Русский путь, 2002. - 296 с.
113. Мартынов, В.И. Музыка и письмо [Электронный ресурс] / В.И.Мартынов. - Режим доступа: http://polit.ru/article/20Q7/10/05/martynov/ (дата обращения: 15.09.12).
114. Мартынов, В.И. Сейчас невозможно решать узкоцеховые вопросы / В.И.Мартынов // Музыкальная академия. - 2008. - № 2. - С. 1-7.
115. Медушевский, В.В. Рок-музыка как орудие глобализма, направленное на молодёжь [Текст доклада на секции «Глобализация: векторы разрушения и пути защиты» XIV Рождественских чтений] [Электронный ресурс] / В.В.Медушевский. - Режим доступа: http://moral.ru/rock_globalizm.htm (дата обращения: 15.08.13).
116. Мельвиль, А.Ю., Разлогов, К.Э. Контркультура и «новый» консерватизм / А.Ю.Мельвиль, К.Э.Разлогов. - М.: Искусство, 1981. - 264 с.
117. Митропольский, М.М. Реальность российского джаза в мировом контексте (к постановке проблемы) [Электронный ресурс] / М.М.Митропольский. -Режим доступа: http://iournal.iazz.ru/2012/12/24/russian-jazz-work (дата обращения: 20.02.2013).
118. Митрохина, К. Самиздат: неподцензурная журналистика в СССР (19501980-е годы) [Электронный ресурс] / К.Митрохина. - Режим доступа: http://his.lseptember,ru>2003/ll/7 htm (дата обращения: 07.01.13).
119. Михайлов, H.H. Теория художественного текста: учеб. пособие для студентов высш. учеб. завед., обучающ. по направлению Филология / Н.Н.Михайлов. - М.: Издат. Центр Академия, 2006. - 220 с. - (Высшее профессиональное образование).
120. Музыкальный энциклопедический словарь / Ред. Г.В.Келдыш. - М.: Сов. Энциклопедия, 1991. - С.467-468.
121. Мякотин, Е.В. Рок-музыка. Опыт структурно-антропологического подхода: атореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Мякотин Евгений Владимирович. - Саратов, 2006. - 22 с.
122. Мякотин, Е.В. Тембровая структура рок-музыки / Е.В .Мякотин // Проблемы художественного творчества: сб. статей по материалам Научных Чтений, посвященных Б.Л.Яворскому (25-26 ноября 2003 г.) - Саратов: Саратовская государственная консерватория им. Л.В.Собинова, 2005. - С.150-157.
123. Мяло, К.Г. Под знаменем бунта (очерки по истории и психологии молодёжного протеста 1950-1970-х годов) / К.Г.Мяло. - М.: Молодая гвардия, 1985. -
287 с.
124. Набок, И.Л. Рок-музыка: эстетика и идеология / И.Л.Набок. - Л.: Знание, 1989.-32 с.
125. Назайкинский, Е.В. Звуковой мир музыки / Е.В.Назайкинский. - М.: Музыка, 1988.-254 с.
126. Наумов, Л. Александр Башлачёв: человек поющий / Л.Наумов. - СПб.: Амфора, ТИД Амфора, 2010. - 440 с.
127. Нежданова, Н.К. Русская рок-поэзия в процессе самоопределения поколения 70-80-х годов / Н.К.Нежданова // Русская рок-поэзия: текст и контекст: сб. науч. трудов. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 1998. - С.33-49.
128. Никитина, О.Э. Биографические мифы о русских рок-поэтах / О.Э.Никитина. - СПб.: ИЦ Гуманитарная Академия, 2011. - 350 с.
129. Новейший философский словарь / В.А.Кондрашов [и др.]; под ред. А.П.Ярещенко. - Ростов-н/Дону: Феникс, 2006. - 672 с.
130. Новые дороги в ад. Рок-музыка, наркомания / Сост. архимандрит Лазарь. -М.: AHO Развитие духовности, культуры и науки совместно с ООО Аксиос, 2002. -32 с.
131. Овчинников, Е.В. Рок-музыка. История. Стили: лекция по курсу Массовые музыкальные жанры (Специальность № 17.00.02 Музыковедение) / Е.В.Овчинников. - М., 1985. - 48 с.
132. Ортега-и-Гассет, X. Дегуманизация искусства. Бесхребетная Испания: сб.: перевод с исп. / X. Ортега-и-Гассет. - М.: ACT: ACT МОСКВА, 2008. - 189 с.
133. О'Хара, К. Философия панка: больше чем шум / К.О'Хара. - М.: НОТА-Р, 2008. - 206 с.
134. Паперный, В.З. Подпольный андеграунд / В.З.Паперный // Знамя. -1998.-№6.-С.183-184.
135. Перспективы метафизики: классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков / Под ред. Г.Л.Тульчинского, М.С.Уварова. - СПб.: Алетейя, 2000.-415 с.
136. Петрова, С.А. Фольклорная традиция в цикле «Чёрный альбом» группы «Кино» / С.А.Петрова // Русская рок-поэзия: текст и контекст: сб. науч. трудов. - Екатеринбург; Тверь, 2011. - С.79-84.
137. По-домашнему [Рецензия] // Fuzz. - 2003. - № 11. - С.10.
138. Полищук, А. Читающийся [Интервью с К.Кинчевым] / А.Полищук // Fuzz. - 2003. - № 11. - С.46-54.
139. Попов, Е.А. Социология духовной жизни: проблемы концептуализации / Е.А.Попов II Социологические исследования. - 2012. - № 4. - С.122-126.
140. Ревякин, Д.А., Чилап, О.В., Сурова, О.Ю. Калинов Мост / Д.А.Ревякин, О.В.Чилап, О.Ю.Сурова; под ред. О.Ю.Суровой. - М.: Антао, 2001. - 638 с.
«
141. Савицкая, Е.А. KING CRIMSON. Великие обманщики: музыковед, ис-след. / Е.А.Савицкая. - М.: Галина Е.Г., 2008. - 368 с.
142. Савицкая, Е.А. «Философия ухода» в творчестве отечественных рок-музыкантов (На материале альбомов группы «Крематорий») / Е.А.Савицкая // Между обществом и властью: Массовые жанры от 20-х к 80-м годам XX века / Гос. институт искусствознания; ред.-сост. Е. Дуков. - М.: Индрик, 2002. -С.231-250.
143. Савицкий, С.А. Андеграунд. История и мифы ленинградской неофициальной литературы / С.А.Савицкий. - М.: Новое литературное обозрение, 2002. -153 с.
144. Сапгир, Г.В. Андеграунд, которого не было / Г.В.Сапгир // Знамя. -1998. - № 6. - С.188-190.
145. Сартр, Ж.П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Ж.П.Сартр. -М.: Республика, 2004. - 639 с.
146. Сартр, Ж.П. Экзистенциализм - это гуманизм /Ж.П.Сартр // Ницше Ф., Фрейд 3., Фромм Э., Камю А., Сартр Ж.П. Сумерки богов. - М.: Издательство политической литературы, 1989. - С.319-344.
147. Свистунова, Ю. Музыка. Философское эссе / Ю.Свистунова // Проблемы культуры и искусства в мировоззрении современной молодёжи: преемственность и новаторство: сборник научных статей по материалам IV Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов - Саратов: СГК им. Л. Собинова, 2006. - С. 180-184.
148. Святое Евангелие. - М.: Ковчег, Новая книга, 2004. - 576 с.
149. Сергеева, И.В. Особенности коммуникационных процессов массовой музыкальной культуры: автореф. дис. ... канд. социологических наук: 22.00.06/ Сергеева Ирина Владимировна. - Саратов, 2004. - 16 с.
150. Смирнов, И.В. Время колокольчиков. Жизнь и смерть русского рока [Электронный ресурс] / И.В.Смирнов. - М.: ИНТО, 1994. - Режим доступа:
httD://russrock.ru/books/764-ilia-smirnov-vrernja-kolokolchikov.zhizn-i-srnert (дата обращения: 25.10.2011).
151. Смирнов, И.В. Цветочки и ягодки. К 40-летию «молодёжной революции» / И.В.Смирнов // Россия-XXI. - 2008. - № 3. - С.142-169.
152. Старостин, А. Спешит в цеха рабочий люд [Российский индастриал] / А.Старостин // Fuzz. - 2002. - № 3. - С.26-29.
153. Сунягин, Г. Эстетическая культура советского человека / Г.Сунягин,
A.Пирадов, Э.Краинская. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1976. - 168 с.
154. Сурова, О.Ю. «Самовитое» слово Дмитрия Ревякина / О.Ю.Сурова // Новое литературное обозрение. - 1997. - №28. - С.304-321.
155. Сыров, В.Н. Блюз и ладовое мышление рока / В.Н.Сыров // Музыкальная академия. - 1996. - № 3. - С.78-83.
156. Сыров, В.Н. О многообразии «музыкально-творческих видов» / В.Н.Сыров // Диалогическое пространство музыки в меняющемся мире: сборник по материалам Международной научно-практической конференции 20-22 ноября 2009 г. -Саратов: Сар. Гос. консерватория им. Л.Собинова, 2009. - С.298-303.
157. Сыров, В.Н. Рок и классическая музыка / В.Н.Сыров // Музыкальная академия. - 1998. - № 2. - С. 141-147.
158. Сыров, В.Н. Старые и новые реалии массовой культуры / В.Н.Сыров // История отечественной музыки второй половины XX века; отв. ред. Т.Н.Левая. - СПб.: Композитор, 2005. - С. 514-540.
159. Сыров, В.Н. Стилевые метаморфозы рока или путь к «третьей музыке» /
B.Н.Сыров,- Н. Новгород, Изд-во Нижегородского университета, 1997. - 209 с.
160. Тихвахтов, А. Отдых на Камчатке [Интервью с С.Чиграковым] / А.Тихвахтов // Fuzz. - 2003. - № 11. - С.35-37.
161. Ткачёв, А. Не звуком единым / А.Ткачёв // Музыкальная жизнь. - 2001. -№ 8. -С.45-47.
162. Тоффлер, Э. Война и антивойна: что такое война и как с ней бороться. Как выжить на рассвете XXI века / Э.Тоффлер. - М.: ACT; Транзиткнига, 2005. -416 с.
163. Тоффлер, Э. Шок будущего / Э.Тоффлер. - М.: ACT, 2002. - 558 с.
164. Троицкий, А.К. Back in USSR / А.К.Троицкий. - СПб.: Амфора, 2007. -263 с.
165. Троицкий, А.К. Рок в Союзе: 60-е, 70-е, 80-е... /А.К.Троицкий. - М.: Искусство, 1991.-207 с.
166. Тэрнер, В. Символ и ритуал / В.Тэрнер - М.: Наука, 1983. - 277 с.
167. Уилсон, Э. Жизнь Шостаковича, рассказанная современниками / Э.Уилсон. - СПб.: Композитор, 2006. - 536 с.
168. Устинов, А. Этот русский рок-н-ролл / А.Устинов. - СПб.: Амфора, 2009. -304 с.
169. Ухов, Д.П. Вокруг рок-музыки / Д.П. Ухов // В.Д.Конен. Третий пласт. Новые массовые жанры в музыке XX века. - М.: Музыка, 1994. - С.144-158.
170. Ухов, Д.П. Рок-музыка. Взгляд из 80-х / Д.П.Ухов // Иностранная литература. - 1988. - № 4. - С. 228-238.
171. Файбисович, С.Н. Три андеграунда / С.Н.Файбисович // Знамя. - 1998. -№ 6. - С.195-198.
172. Фёдоров, Е.В. Рок в нескольких лицах / Е.В.Фёдоров. - М.: Молодая гвардия, 1989.-248 с.
173. Фомина, З.В. Философия музыки: учеб. пособие для студентов и аспирантов музыкальных вузов / З.В.Фомина. - Саратов: Саратовская государственная консерватория им.Л.В.Собинова, 2011. - 208 с.
174. Фомина, З.В. Человеческая духовность: бытие и ценности / З.В.Фомина. -Саратов: Издательство Саратовского ун-та, 1997. - 190 с.
175. Франк, С.Л. Духовные основы общества / С.Л.Франк. - М.: Республика, 1992.-551 с.
176. Фромм, Э. Душа человека / Э.Фромм. - М.: Республика, 1992. - 430 с.
177. Фромм, Э. Бегство от свободы [Электронный ресурс] / Э.Фромм. - Режим доступа: http://www.RovalLib.ru>book/fromm...begstvo ot_sbobodi.htm (дата обращения: 10.01.13).
178. Фуко, М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук / М.Фуко. - М.: Прогресс, 1977.-488 с.
179. Хайдеггер, М. Бытие и время / М.Хайдеггер; пер. с нем. В.В.Бибихина. - М.: Академический Проект, 2011. - 460 с.
180. Хайдеггер, М. Исток художественного творения / М.Хайдеггер; пер. с немецкого А.В.Михайлова. - М.: Академический Проект, 2008. - 528 с.
181. Хёйзинга, Й. Homo ludens / Й.Хёйзинга; пер. с нидерландского Д.Сильвестрова - СПб.: Издательский Дом Азбука-классика, 2007. - 384 с.
182. Холопов, Ю.Н. О формах постижения музыкального бытия / Ю.Н.Холопов// Вопросы философии. - 1993. - № 4. - С. 106-114.
183. Хорни, К., Фромм, Э. Психоанализ и культура: Избранные труды К.Хорни и Э.Фромма / К.Хорни, Э.Фромм. -М.: Юристъ, 1995. - 632 с.
184. Хренов, H.A. Культура в эпоху социального хаоса / Н.А.Хренов. - М.: Еди-ториал УРСС, 2002. - 448 с.
185. Цапко, М.С. Рок как социокультурный феномен: автореф. дис. ... канд. культуролог, наук: 24.00.01 / Цапко Мирослава Сергеевна . - М., 1998. - 23 с.
186. Цветков, А.П. Ультимативный конформизм / А.П.Цветков//Знамя. - 1998. - № 6. - С.198-199.
187. Цой, М.И., Житинский, А.Н. Виктор Цой: Стихи, документы, воспоминания /М.И.Цой, А.Н.Житинский. - Л.: Новый Геликон, 1991.-367 с.
188. Цукер, A.M. И рок, и симфония / А.М.Цукер. - М.: Композитор, 1993. -304 с.
к
189. Цукер, A.M. От советской массовой песни к советской рок-музыке / А.М.Цукер // Единый мир музыки. - Ростов-на/Дону, Изд-во Ростовской гос. консерватории им. С.Рахманинова, 2003. - С.335-359.
190. Цукер, A.M. Рок в контексте современной музыки / А.М.Цукер // Единый мир музыки. - Ростов-на/Дону, Изд-во Ростовской гос. консерватории им. С.Рахманинова, 2003. - С. 306-334.
191. Чередниченко, Т.В. Кризис общества - кризис искусства: Музыкальный «авангард» и поп-музыка в системе буржуазной идеологии / Т.В.Чередниченко. -М.: Музыка, 1987.-187 с.
192. Чередниченко, Т.В. Россия 90-х в слоганах, рейтингах, имиджах. Актуальный лексикон истории культуры / Т.В.Чередниченко. - М.: Новое литературное обозрение, 1999. -416 с.
193. Черняков, А.Н., Цвигун, Т.В. Поэзия Е.Летова на фоне традиции русского авангарда (аспект языкового воздействия) [Электронный ресурс] / А.Н.Черняков, Т.В.Цвигун // Русская рок-поэзия: текст и контекст: сб. научных трудов. Вып. 2. -Тверь, 1999. - Режим доступа: http:// www.fedv-diarv.ru/Gold/books-r/poeza2.htm (дата обращения: 17.05.13).
194. Шапарь, В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б.Шапарь, В.Е. Россоха, О.В.Шапарь. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 807 с.
195. Шеллинг, Ф.В. Философские исследования о сущности человеческой свободы и связанных с ней предметах / Ф.В.Шеллинг // Сочинения в 2-х т. - М.: Мысль, 1989. - Т.2. - С.86-158.
196. Шлейермахер, Ф. Герменевтика / Ф.Шлейермахер; пер. с нем. А.Вольского. - СПб.: Европейский Дом, 2004. - 241 с.
197. Штайнер, Р. Философия свободы / Р.Штайнер / Истина и наука: пролог к «Философии свободы». Философия свободы: основные черты одного современного мировоззрения. - СПб.: Деметра, 2007. - С.67-437.
198. Щербенок, А.В. Слово в русском роке [Электронный ресурс] /А.В.Щербенок // Русская рок-поэзия: текст и контекст: сб. научных трудов. Вып. 2. - Тверь, 1999. - Режим доступа: http://www.fedy-diarv.ru/Gold/books-r/poeza2.htm (дата обращения: 17.05.2013).
199. Эко, У. Открытое произведение. Форма и неопределённость в современной поэтике / У.Эко. - СПб.: Symposium, 2006, - 411 с.
200. Эпштейн, М.Н. Парадоксы новизны: О литературном развитии XIX-XX века / М.Н.Эпштейн. - М.: Советский писатель, 1988. - 414 с.
201. Юнг, К.Г. Архетип и символ / К.Г.Юнг. - М.: Ренессанс, 1991. - 304 с.
202. Юнг, К.Г. Психологические типы / К.Г.Юнг. - М.: ACT: ACT МОСКВА: Хранитель, 2006. - 761 с.
203. Янка: Сборник материалов; авторы-составители: Е.Борисова, Я.Соколов. -СПб.: Издательство ЛНПП «Облик», 2001. - 607 с.
204. Ясперс, К. Общая психопатология / К.Ясперс. - М.: Практика, 1997. -1056 с.
205. Cushman, Т. Notes from the Underground: Rock Music Counterculture in Russia / T. Cushman . - SUNY Press, 1995. - 403 pp.
206. Johnson, A., Stax, M. From Psychotic to Psychedelic: The Garage Contribution to Psychedelia / A. Johnson, M. Stax // Popular Music and Society. Vol.29, No.4, October 2006.-PP. 411-425.
207. Reich, C. The Greening of America / C. Reich. - U.S. A, Random House, 1970. -332 pp.
208. Roszak, T. The Making of a Counter Culture. Reflections on the Technocratic Society and Its Youthful Opposition / T. Roszak. - New York: Anchor Books, Double-day Company, Inc., 1969. - 303 pp.
209. Strong, K. Grange, Riot Grrrl and the Forgetting of Women in Popular Culture / K. Strong // The Journal of Popular Culture. Vol. 44. No. 2, 2011. - PP.398-416.
210. Wickstrom, D.-E., Steinholt, Y.B. Visions of the (Holy) Motherland in Contemporary Russian Popular Music: Nostalgia, Patriotism, Religion and Russkii Rok / D.-E. Wickstrom , Y.B. Steinholt // Popular Music and Society. Vol.32, No.3, July 2009. -PP.313-330.
Список проанализированных аудиоматериалов:
Альбомы группы «Гражданская Оборона»:
1. «Оптимизм» (1985)
2. «Песни в пустоту» (1986)
3. «Хорошо» (1987)
4. «Тоталитаризм» (1987)
5. «Так закалялась сталь» (1988)
6. «Боевой стимул» (1988)
7. «Всё идёт по плану» (1988)
8. «Война» (1989)
Альбомы группы «Алиса»:
1. «Энергия» (1985)
2. «Блокада» (1987)
3. «Шестой лесничий» (1989)
4. «Шабаш» (1990)
Альбомы группы «ДДТ»:
1. «Свинья на радуге» (1982)
2. «Компромисс» (1983)
3. «Периферия» (1984)
4. «Время» (1985)
5. «Кочегарка» (Шевчук и Башлачёв) (1985)
6. «Я получил эту роль» (1988)
7. «Оттепель» (1990)
«Таганский концерт» Александра Башлачёва
(запись «живого» концерта в Театре на Таганке 22 января 1986 года)
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.