Экзистенциальное содержание петербургской прозы конца XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Сипко, Юлия Николаевна
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 224
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Сипко, Юлия Николаевна
Специальность 10.01.01. — Русская литература
Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Научный руководитель — зав. кафедрой истории новейшей отечественной литературы, доктор филологических наук, профессор Бропская JI. И.
Ставрополь
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ МИРОВОСПРИЯТИЕ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА.
1.1. Проблема экзистенциального мировосприятия в контексте русской культуры.
1.2. Образы юродивого и «лишнего человека» через призму экзистенциального мышления.
1.3. Экзистенциальный компонент в русской литературе начала и конца XX века.
ГЛАВА II: ИДЕЙНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ИСКАНИЯ ПЕТЕРБУРГСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ КОНЦА XX ВЕКА.
2.1. Петербургский текст русской литературы XX века.
2.2. Традиции модернистской эстетики в творчестве петербургских писателей конца XX века.
2.3. Особенности воплощения экзистенциального сознания в структуре художественного произведения.
2.3.1. Жизненное пространство «маленького человека» и «человека из подполья» в повести Р. Погодина «Дверь».
2.3.2. Сюжет и приемы композиции в рассказах М. Веллера.
2.3.3. Способ организации текста и система персонажей в романах М. Климовой «Голубая кровь» и С. Арно «Роман о любви, а еще об идиотах и утопленницах .».
ГЛАВА III. ПРЕЛОМЛЕНИЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ ПИСАТЕЛЯ-ПЕТЕРБУРЖЦА.
3.1. Модель Богочеловека как образующее начало Единого текста произведений Александра Житинского.
3.2. Творчество Марины Палей: Расщепленное сознание в лабиринтах человеческой несвободы (Модель Человекобога).
3.3. Попытка синтеза моделей Богочеловека и Человекобога в произведениях Ильи Стогова.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Художественный мир Ю.В. Трифонова в контексте городской прозы второй половины XX века2009 год, доктор филологических наук Селеменева, Марина Валерьевна
Художественная мистификация как прием текстопорождения в русской прозе 1980-1990-х гг.: А. Битов, М. Харитонов, Ю. Буйда2006 год, кандидат филологических наук Гулиус, Наталья Сергеевна
Поэтика новой петербургской прозы конца XX - начала XXI веков2008 год, кандидат филологических наук Ермоченко, Тамара Константиновна
Блез Сандрар и русская литература: Пути становления творческой индивидуальности писателя2004 год, кандидат филологических наук Панкова, Ирина Александровна
Философско-эстетическая система Владимира Набокова и ее художественная реализация: период американской эмиграции2005 год, доктор филологических наук Романова, Галина Романовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Экзистенциальное содержание петербургской прозы конца XX века»
Актуальность исследования. XX век как историко-литературный цикл завершен. И этот факт завершенности большого периода принуждает литературоведов все чаще искать адекватные метаязыки по его описанию, так как традиционные понятия и категории (художественный метод, направление, стиль) представляются недостаточными для раскрытия сложных историко-политических и философско-эстетических отношений внутри прошедшего столетия.
В этом смысле видится актуальным и перспективным изучение современной русской литературы с помощью категории «тип художественного сознания», интенсивно разрабатываемой в исследованиях исторической поэтики 1980 - 1990-х гг. Так, С.С. Аверинцев, M.JI. Андреев, M.JT. Гаспаров, А.В. Михайлов в книге «Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания» (1994 г.) выделяют три устойчивых типа художественного сознания: архаический (мифопоэтический), традиционалистский (нормативный), индивидуально-творческий (исторический). При этом главными категориями, определяющими специфику каждого художественного типа, исследователи считают категории стиля, жанра и автора [1].
Продолжает исследование русской литературы с точки зрения функционирования в ней типов художественного сознания В.И. Тюпа. В книге «Постсимволизм: теоретические очерки русской поэзии XX века» (1998) ученый акцентирует внимание на состоянии художественного сознания и выделяет его типы (модусы, или модальности ментальных актов) в соответствии с диахронией развертывания этих состояний в истории человеческого общества («роевое»; «авторитарное», или «личностно-ролевое»; «уединенное»; «конвергентное») [266].
Исследования категории «художественного сознания» все чаще происходят на стыке философии и литературоведения. Так, Е.К. Созина в диссертации «Динамика художественного сознания в русской прозе 1830 -1850 годов и стратегия письма классического реализма» (Екатеринбург, 2002) рассматривает художественное сознание через призму концепций А. Пятигорского и М. Мамардашвили [239].
Однако для нашего исследования принципиально важное методологическое значение имеет термин «экзистенциальное сознание» как доминантный тип художественного мышления в русской литературе XX века. Понятие «экзистенциальное сознание» было введено и разработано В.В.Заманской.
Следуя логике рассуждений В.В. Заманской, под экзистенциальным содержанием будем понимать особенности воплощения экзистенциального сознания в философско-эстетических поисках литературной эпохи, в художественном мире писателя, а также в феномене текста и его структуры.
Надо отметить, что на сегодняшний день термин «экзистенциальное сознание» разрабатывает ряд ученых: А.П. Власкин, Н.А. Кузнецов, Н.А. Панфилов-Макаричев, Т.А. Таянов, С.А. Кибальник, С.Г. Семенова, Спивак Р.В. Однако большинство из них опирается на труды магнитогорского исследователя.
В то же время исследование русской литературы конца XX века через призму категории «экзистенциальное сознание» видится наиболее продуктивным и обоснованным, так как позволяет решить ряд актуальных литературоведческих проблем. В частности, проблемы, связанные с рассмотрением литературного процесса как некой единой и преемственной системы.
Проблемность изучения русской литературы конца XX века видится исследователями в ее дискретности, мозаичности [106]. При этом литература конца XX столетия трактуется как явление, принципиально не вбирающее в себя единую стилевую и художественную доминанту, как совокупность разнонаправленных и неравномерных процессов [57].
На сегодняшний день существует ряд монографий, в которых предпринята попытка рассмотрения современной литературы в ее системности (например, работы Г.Л. Нефагиной [178], М.Н. Эпштейна [296, 297], М.Н. Липовецкого [149], Н.Б. Маньковской [159], И.С. Скоропановой [234]). Однако большинство из них строятся по стилевому принципу классификации и анализа литературы. В этом контексте период конца XX века осмысливается либо в динамике стилевых течений, либо в контурах постмодернизма как универсальной модели развития современной литературы.
Столь полярные концепции анализа явлений современной словесности вызваны переходностью, неустойчивостью всех традиционных жизненных парадигм. Именно в переходные эпохи экзистенциальное сознание становится приоритетным. В современной литературе и культуре, на наш взгляд, вновь актуализируется экзистенциальный тип сознания. Иными словами, в конце XX века «новый духовный опыт превращает реальность в экзистенциальное вещество существования, выходит за ее пределы, заявляет себя чем-то более подлинным и действительным» [184, с: 24].
Поэтому категория «экзистенциальное сознание» представляется наиболее продуктивной в конструировании русской литературы конца XX столетия как целостной динамической системы, открытой к диалогу с собственной традицией.
Наша работа посвящена конкретному феномену современной словесности - творчеству петербургских писателей конца XX века. Их типологическая общность позволяет обнаружить еще один пласт культурологических и филологических контекстов. В этом смысле становятся актуальными и востребованными современные исследования городского текста. Тем более «открытие» этой темы в литературоведении напрямую связано с исследованиями «Петербургского текста». Создатель же концепции Петербургского текста В.Н. Топоров, протестуя против глобальной текстуалнзации городов России, назвал Петербург единственным городом, порождающим особый текст [261].
Введение в структуру исследования термина Петербургский текст вызвано необходимостью типологического рассмотрения специфики петербургской прозы. Следует отметить, что в литературоведении существует острая проблема, связанная с открытостью / закрытостью Петербургского текста. Иными словами, перед нами возникает вопрос соотнесения петербургской прозы конца XX века с так называемым «ядром» Петербургского текста, с произведениями, написанными до переименования Петербурга в Ленинград.
Однако в свете последних исследований эта проблема не представляется острой. Появилось достаточное большое количество работ о Ленинградском тексте как главе Петербургского текста, обоснована возможность анализа творчества «ленинградской школы» прозаиков с позиций семантики города, ряд статей и исследований посвящен рок-поэзии как современной репрезентации Петербургского текста.
Под петербургской прозой конца XX века будем понимать блок художественных текстов, созданных петербургскими писателями различных литературных поколений в приблизительный период с 1985 г. по 2000 г. и испытывающих на себе в той или иной степени влияние Петербургского текста.
Таким образом, актуальность данного исследования обоснована тем, что анализ экзистенциального содержания русской литературы позволяет рассмотреть явления современной словесности в их целостности, установить преемственные и контекстные связи в философско-эстетических поисках литературной эпохи, в индивидуально-художественном мире писателей, а также в феномене современного текста и его структуры. Надо отметить и тот факт, что попыток анализа экзистенциального сознания как типа художественного мышления в рамках современной литературы еще не предпринималось.
Объект исследования - петербургская проза конца XX века, в частности произведения С. Арно, М. Веллера, А. Житинского, Н. Катерли, М. Климовой, А. Мелихова, М. Палей, Р. Погодина, И. Стогова.
Рамки данной работы не позволяют подробно исследовать весь массив петербургской прозы конца XX века, поэтому мы проанализируем основные типологические черты воплощения экзистенциального сознания в творчестве петербургских писателей, а также остановимся более подробно на тех текстах, в которых оно представлено наиболее репрезентативно. При выборе объекта исследования мы учитываем и фактор литературного поколения.
Предмет исследования - особенности художественного воплощения экзистенциального сознания в петербургской прозе конца XX века.
Цель диссертационного исследования - в свете художественного опыта последнего столетия определить своеобразие воплощения экзистенциального сознания в петербургской прозе конца XX века.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Установить различие и сходство в воплощении экзистенциального сознания в русской литературе начала и конца XX века.
2. Проследить специфику реализации экзистенциального мышления в Петербургском тексте русской литературы XX века.
3. Выявить особенности воплощения экзистенциального сознания в произведениях петербургских авторов конца XX века на идейно-эстетическом уровне.
4. Проанализировать способы реализации экзистенциального мышления в структуре художественного произведения петербургской прозы конца XX века.
5. Отразить специфику преломления экзистенциального сознания в художественном мире писателя.
Методологическая и теоретическая основа диссертации
В.В. Заманская видит «в категории экзистенциального сознания перспективную методологию и методику анализа» [103, с. 19] и обосновывает особенности категории экзистенциального сознания в философско-эстетическом дискурсе эпохи. Концепция данного исследователя представляется принципиально важной в контексте нашей работы: в методологическом смысле мы будем опираться на категорию экзистенциального типа художественного сознания, а также на контекстно-герменевтический метод, который позволит вскрыть литературные связи творчества современных авторов, не соотносимых на сегодняшний день типологически.
Теоретическую основу работы составляют труды В.В. Заманской, М.М. Бахтина, B.J1. Каганского, Ю.М. Лотмана, М.С. Уварова, В.Г. Щукина, М.М. Голубкова. Исследования специфики экзистенциального сознания в петербургской литературе велись с опорой на работы М.Ф. Амусина,
A.IO. Арьева, Н.П. Анциферова, М. Берга, С. Бломберг, В.В. Вейдле, И.З. Вейсман, И.И. Евлампиева, Б.В. Иванова, М.В. Рождественской,
B.Н. Топорова.
Суть стратегии и методологии диссертационного исследования составил комплексный подход, реализующий возможности структурно-семиотического, контекстно-герменевтического и сравнительно-типологического подходов к изучению литературного произведения, позволяющих привлечь обширный философский, культурологический и собственно литературоведческий материал в тесном их переплетении.
Основные приемы исследования - анализ, синтез, аналогия, классификация, моделирование.
Научная новизна работы определяется впервые предпринятой попыткой анализа специфики воплощения экзистенциального сознания в петербургской прозе конца XX века, а также в комплексном рассмотрении таких категорий, как экзистенциальное сознание, петербургский текст, культурно-географическая среда.
Мы акцентировали внимание на внутринациональных особенностях реализации экзистенциального мышления как типа художественного сознания (тогда как В.В. Заманская рассматривает русскую литературу как органическую часть общеевропейского культурного пространства XX века). Это позволило выявить два устойчивых типа экзистенциального сознания русской литературы XX века, условно названных в работе моделью Богочеловека и моделью Человекобога.
Разграничение в рамках экзистенциального сознания данных моделей не противоречит концепции В.В. Заманской, но в то же время дает возможность, во-первых, включения оппозиции «экзистенциальное -диалогическое» в одну экзистенциальную систему, а во-вторых, более детально рассмотреть специфику воплощения национального типа экзистенциального сознания на философско-эстетическом, художественно-индивидуальном и структурном уровнях художественного произведения.
Полученные автором в процессе исследования схемы позволили подойти к современным художественным текстам с концептуальной точки зрения, выявить механизмы развития современной русской словесности в тесном сопоставлении с предшествующими периодами развития литературы, рассмотреть явления современной художественной словесности в их целостности.
Новизна работы обусловлена и тем фактом, что творчество рассматриваемых писателей не было исследовано ранее в науке. Их произведения затрагивались лишь в отдельных критических статьях, в связи с текущими проблемами литературы конца XX века. Однако попыток анализа творчества А. Житинского, М. Палей, И. Стогова как самостоятельного и индивидуального художественного мира еще не предпринималось.
Практическая значимость диссертации состоит в том, что предлагаемый в работе подход к анализу русской литературы может быть использован для дальнейшего осмысления творчества отечественных и писателей XX - XXI вв., при создании авторских программ по истории литературы, при разработке спецкурсов и спецсеминаров, посвященных проблемам петербургской литературы, духовной парадигме современной словесности. Выводы и схемы исследования могут быть использованы в курсе Истории русской литературы XX века, в рамках спецкурса Технология обучения филологическим дисциплинам, а также при анализе конкретных художественных произведений современной литературы.
Положения, выносимые на защиту:
1. Петербургская проза конца XX века рассматривается нами через призму понятий «Петербургский текст русской литературы» и «Ленинградский текст русской литературы». Термин «Петербургский текст» позволяет рассмотреть петербургскую литературу как особую и индивидуальную целостность в плане содержания произведений и в плане их стилевого оформления.
2. Исследование петербургской прозы конца XX века показало, что в ней существует два достаточно устойчивых типа художественного воплощения экзистенциального сознания, соотносимых с религиозным и атеистическим экзистенциализмом. В рамках нашей работы эти типы названы моделью Богочеловека и моделью Человекобога. Каждая из моделей обнаруживает специфические черты как на идейно-эстетическом уровне произведений, так и в жанровой структуре художественного текста.
При анализе преемственности эстетики модернизма в петербургской прозе второй половины XX века было выявлено, что традиции экспрессионизма функционально подчинены модели Богочеловека, а традиции импрессионизма - модели Человекобога.
3. Линией демаркации между моделями Богочеловека и Человекобога в петербургской прозе конца XX века являются модели общения «Я - Он» и «Я - Я», соотносимые между собой как две противоположные стихии проповеди и исповеди. Различие моделей экзистенциального сознания отражается также и в выборе вида пафоса - трагического или комического. Следует оговориться, что в рамках художественной модели Богочеловека комический вид пафоса парадоксальным образом сочетается с трагическим.
Антиномичность эмоционально-ценностной ориентации двух типов экзистенциального сознания реализуется и в жанровых предпочтениях. Так, художественный текст, репрезентирующий модель Человекобога, тяготеет к исповедальным, мемуарным, автобиографическим жанрам. Текст же, реализующий модель Богочеловека, часто обладает карнавальным, соборным мироощущением, предпочитая жанры авантюрные, приключенческие, стремится к фантастическим, сказочным формам своего воплощения.
4. Различия моделей Человекобога и Богочеловека обнаруживаются и на уровне структуры художественного текста. Так, в модели Человекобога чаще используется адинамический тип сюжета, форма повествования -собственно-прямая (дневниковая) или несобственно-прямая. Композиция часто кольцевая, воспроизводящая нелинейную модель времени, подчеркивающая замкнутость жизненных форм. Художественное пространство отличается высокой степенью наполненности. Ведущим типом проблематики становится романный, что акцентирует внимание на изображении характеров, внутренней жизни человека.
В модели Богочеловека, напротив, воспроизводится динамический тип сюжета. Здесь редко можно встретить прямую речь (обычно она реализуется в форме диалогов). Портреты персонажей поверхностны, форма художественной условности фантастическая (мистическая), наполненность художественного пространства скудна, однако хронотоп часто наделен сакральным значением. Интенсивность формы художественного времени весьма насыщена, а модель времени линейна. Внимание актуализируется на ситуациях. Ведущим типом проблематики является мифологический («фантастико-генетическое осмысление тех или иных явлений природы или культуры»[87, с. 46]).
Наиболее востребованными персонажами в петербургской прозе конца XX века становятся образы «маленького человека» и «человека из подполья», которые также соотносятся с моделью Человекобога и Богочеловека соответственно.
5. Специфика преломления экзистенциального сознания в художественно-индивидуальном мире Александра Житинского реализуется, прежде всего, в частом использовании жанра мениппеи, как наиболее подходящем для реализации модели Богочеловека. Идиостиль А.Житинского характеризуется использованием резких контрастов, оксюморонов, злободневной публицистичностью текста, присутствием элементов социальной утопии, свободой сюжетного и философского вымысла. Карнавальное мироощущение как неотъемлемая часть модели Богочеловека ведет к пародийному и сатирическому характеру повествования.
В прозе Марины Палей нашла свое яркое воплощение экзистенциальная модель Человекобога. Аутентичность как основная черта данной модели ведет к тому, что в произведениях М. Палей воспроизводится ирреальное пространство снов, воспоминаний, интертекстовых вставок (как воспоминаний классических сюжетов и образов). Ирреальность художественного пространства позволяет автору свободно обращаться с формой художественных произведений. Тексты Палей часто синестезийны, образная же система в них практически разрушается, так как смысл текста передается на основе ассоциативных связей.
Главными категориями, организующими идиостиль М. Палей, мы считаем категории «Двойного круга несвободы», «Диалога», «Двойника», «Расщепленного сознания».
Творчество Ильи Стогова представляет собой симбиоз моделей Человекобога и Богочеловека, что происходит благодаря укрупнению экзистенциального субъекта (говорящий мыслит себя в качестве представителя поколения). Происходит смешение моделей общения «Я - Я» и «Я - Он» за счет однопоставленности субъекта и объекта речи. Стихия исповеди отдельного человека обретает черты самоидентификации целого поколения, превращаясь в проповедь диктующего сознания целостной группы людей. Принадлежность персонажа к культуре Примитива определяет его внутренние характеристики: диктат собственного мнения, неумение воспринять чужое слово (в данном случае - слово русской культуры), потребность судить и выносить приговор, утверждение права произвола.
Подобные литературные установки сближают произведения Стогова с текстами Лимонова и Бегбедера. Однако более тесная связь творчества рассматриваемого писателя прослеживается с так называемым «новым реализмом» как результатом эстетического примитивизма 90-х годов.
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации были изложены и обсуждены на заседании кафедры истории новейшей отечественной литературы Ставропольского государственного университета. Работа прошла апробацию на международных, всероссийских и региональных научных конференциях. Автор ежегодно участвовал в Международных научных конференциях студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов - 2002», «Ломоносов - 2003», «Ломоносов - 2004», «Ломоносов - 2005». Выводы научного исследования были изложены в докладах на Международной научной конференции «Восток — Запад: Пространство русской литературы» (Волгоград, 2004), V Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов «Молодежь и наука XXI века» (Красноярск,2004). Материалы исследования широко представлены на 48, 49, 50, 51 научно-методических конференциях преподавателей и студентов «Университетская наука - региону» (Ставрополь, 2004 -2006 гг.), региональной научной конференции «Круг детского чтения сегодня: герои, сюжеты, поэтика» (Ставрополь, 2005).
Результаты исследования были апробированы также на занятиях со студентами и магистрами филологического факультета, основные проблемы работы обсуждались на заседаниях литературного клуба в рамках лаборатории «Русская литература XXI века: Проблемы духовности».
Структура диссертации. Работа состоит из Введения, трех глав, Заключения и Библиографии, которая насчитывает 302 источника. Структура работы определена темой исследования: в первой главе определяется специфика воплощения национального экзистенциального сознания в русской литературе XX века. Во второй главе петербургская проза конца XX века рассматривается через призму экзистенциального сознания на идейно-эстетическом и структурном уровнях. В третьей главе выявляются особенности взаимодействия экзистенциального и художественно-индивидуального сознаний. Объем диссертации - 224 с.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Мифопоэтика кризисной антропологии в малой прозе русских декадентов2011 год, кандидат филологических наук Виноградова, Виктория Викторовна
Русская философская проза после 1917 года, символика мысли: А. П. Платонов, М. М. Пришвин, Л. М. Леонов2001 год, доктор филологических наук Дырдин, Александр Александрович
Поэтика С.Д. Довлатова в контексте традиций русской литературы XIX–XX веков2012 год, доктор филологических наук Доброзракова, Галина Александровна
Традиции Андрея Платонова в философско-эстетических исканиях русской прозы второй половины XX - начала XXI вв.2010 год, доктор филологических наук Серафимова, Вера Дмитриевна
Экзистенциальные "уроки" Ф. М. Достоевского в русской литературе первой трети XX века2000 год, кандидат филологических наук Панфилова, Наталья Александровна
Заключение диссертации по теме «Русская литература», Сипко, Юлия Николаевна
1. Итак, под экзистенциальным содержанием мы понимаем
особенности воплощения экзистенциального сознания в философско эстетических поисках литературной эпохи, в художественном мире писателя,
а также в феномене текста и его структуры,
2. В русской культуре Лотман вычленил две достаточно устойчивых
модели: «центрическую» и «эксцентрическую». Представляется, что на
уровне художественного мышления эти две модели базируются на
противопоставлении троичных и двоичных структур, центростремительного
и центробежного начал. На уровне же образного мышления «центрическая» и
«эксцентрическая» модели воплош,аются в образах юродивого и «лишнего человека». В рамках экзистенциального мышления как типа художественного
сознания мы обозначили эти модели терминами «Человекобог» и
«Богочеловек» (религиозный и атеистический типы экзистенциального
мышления). ' ••••••
Надо отметить, что сами термины «Богочеловек» и «Человекобог»
обладают обширной семантической валентностью, затрагивая религиозный,
философский, и культурологический дискурсы. Так, в рамках православной
традиции образ Богочеловека - это, прежде всего, воплош;ение Бога на земле,
то есть Иисус Христос. Однако в диссертации мы придерживаемся трактовки Богочеловека и
Человекобога, характерной для рефлексий «серебряного века». Данные
образы впервые нашли свое яркое воплош,ение в произведениях
Ф.М. Достоевского, в которых как раз и происходит четкое разграничение
типов «сверхчеловека». С одной стороны, это тип человека своевольного, не ограниченного в
своих поступках никакой моралью и лишенного божественного присутствия
- Человекобог, с другой стороны - это человек с высокими нравственными
устоями, человек, во всем ориентирующийся на план трансцендентного -
Богочеловек. В этом смысле возможно сопоставление модели Богочеловека с
образом юродивого как притворного безумца с религиозными целями,
В XX веке экзистенциальное мышление становится доминирующим в
так называемых культурно-исторических «узлах» собственного развития: в
начале XX века, порождая феномен «серебряного века», и в конце XX века,
когда «новый духовный опыт превращает реальность в экзистенциальное вещество существования, выходит за ее пределы, заявляет себя чем-то более
подлинным и действительным» [184]. Исследование русской литературы конца XX века показало, что каждая
из моделей обнаруживает специфические черты как на идейно-эстетическом
уровне произведений, так и в жанровой структуре художественного текста. 3. Петербургская проза конца XX века рассматривается нами через
призму понятий «Петербургский текст русской литературы» и
«Ленинградский текст русской литературы». Петербургский текст выдвигает на первый план свою главную
смысловую установку («путь к нравственному спасению, к духовному возрождению в условиях, когда жизнь гибнет в царстве смерти, а ложь и зло
торжествуют над истиной и добром» [261, с. 279]), экзистенциальную по
своей сути. Термин «Петербургский текст» позволяет рассмотреть петербургскую
литературу как особую и индивидуальную целостность в плане содержания
произведений и в плане их стилевого оформления. Главной отличительной чертой Ленинградского текста исследователи
считают, с одной стороны, его аутентичность по отношению к советской
культуре, а с другой, - ориентацию на ценности прошлой (досоветской)
культуры, что, например, находит свое отражение в продолжении традиций
модернизма. , , i \>i .. Традиционность петербургской культуры в советский период
реализуется, прежде всего, в преемственности основных тенденций
экспрессионизма и импрессионизма как главных течений модернизма,
художественные принципы и приемы которых и легли в основу поэтики так
называемой «литературы подполья» 70-х - 80-х гг. XX века. При анализе преемственности эстетики модернизма в петербургской
прозе второй половины XX века было выявлено, что традиции
экспрессионизма функционально подчинены модели Богочеловека, а
традиции импрессионизма - модели Человекобога. Усвоение традиций
модернизма идет в тесной взаимосвязи с культурой Примитива, внутри
которой свободно перерабатываются основные идиомы советского общества. 4. Линией демаркации между моделями Богочеловека и Человекобога в
петербургской прозе конца XX века являются модели общения «Я - Он» и «Я - Я», соотносимые между собой как две противоположные стихии проповеди
и исповеди. Различие моделей экзистенциального сознания отражается также
ив выборе вида пафоса - трагического или комического. Модель Человекобога наполнена трагическим пафосом, который
предполагает, с одной стороны, неразрешимость конфликта, с другой -
гибельность и утрату жизненных ценностей (человеческой жизни, свободы,
любви, дружбы, счастья, культуры). Отсюда - повышенная степень аутентичности «лишнего человека» по
отношению к окружающей действительности, что влечет особое
позиционирование Человекобога в системе: его внутренний статус всегда
ниже внешнего. Для модели Богочеловека главным пафосом становится юмор,
базирующийся на основе комического. Смех как освобождающее начало
ведет к тому, что внутренний статус персонажа становится выше внешнего. Поэтому не случайно к сфере комического типологически относится
образ юродивого, шута, чудака, обладающего внутренней мудростью и
шизоидной цельностью мировосприятия на фоне «простых» людей. Следует оговориться, что в рамках художественной модели
Богочеловека комический вид пафоса парадоксальным образом сочетается с
трагическим. Антиномичность эмоционально-ценностной ориентации двух типов
экзистенциального сознания реализуется и в жанровых предпочтениях. Так, художественный текст, репрезентирующий модель Человекобога,
тяготеет к исповедальным, мемуарным, автобиографическим жанрам. Текст же, реализующий модель Богочеловека, часто обладает
карнавальным, соборным мироощущением, предпочитая жанры авантюрные,
приключенческие, стремится к фантастическим, сказочным формам своего
воплощения. 5. Однако предпочтение того или иного типа экзистенциального
сознания индивидуально, оно отнюдь не отражает поколенческой
идентификации авторов. В каждом отдельном поколении мы можем
встретить примеры воплощения разных типов экзистенциального мышления. Так, к «поколению отставших» относятся А. Мелихов (модель
Человекобога) А. Житинский (модель Богочеловека) и М. Веллер (смешанная
модель), в «перестроечном» поколении модель Богочеловека ярко выражена
в творчестве Арно, модель Человекобога - в произведениях М. Палей, а
смешанный тип - в творчестве Маруси Климовой и так далее. Поколенческая стратификация связана с социальной
самоидентификацией. Различия здесь - в смысловых центрах наполнения
экзистенциального мировосприятия. Если в творчестве «поколения отставших» заостряются проблемы
взаимоотношений человека и тоталитарной системы, то для «перестроечного поколения» более характерен метафизический смысл конфликта человека и
действительности, а в «поколении next» намечается тотальная перекодировка
системы духовных ценностей. 6. Различия моделей Человекобога и Богочеловека обнаруживаются и
на уровне структуры художественного текста. Так, в модели Человекобога
чаще используется адинамический тип сюжета, форма повествования -
собственно-прямая (дневниковая) или несобственно-прямая. Композиция
часто кольцевая, воспроизводящая нелинейную модель времени,
подчеркивающая замкнутость жизненных форм. Художественное
пространство отличается высокой степенью наполненности. Ведущим типом
проблематики становится романный, что акцентирует внимание на
изображении характеров, внутренней жизни человека. В модели Богочеловека, напротив, воспроизводится динамический тип
сюжета. Здесь редко можно встретить прямую речь (обычно она реализуется
в форме диалогов). Портреты персонажей поверхностны, форма
художественной условности фантастична (мистическая), наполненность
художественного пространства скудна, однако хронотоп часто наделен
сакральным значением. Интенсивность формы художественного времени
весьма насыщена, а модель времени линейна. Внимание актуализируется на
ситуациях. Ведущим типом проблематики является мифологический
(«фантастико-генетическое осмысление тех или иных явлений природы или культуры» [87, с. 46]). Наиболее востребованными персонажами в петербургской прозе конца
XX века становятся образы «маленького человека» и «человека из подполья»,
которые также соотносятся с моделью Человекобога и Богочеловека
соответственно. В то же время рассматриваемые образы обладают спецификой
хронотопа. Так, сакрализация пространства на уровне модели Человекобога
(«маленького человека», чаще всего) характерна для произведений А.
Житинского («Лестница», «Старичок с Большой Пушкарской», «Фигня»,
«Спросите Ваши души» и другие), С Арно («Роман о любви, а еще об идиотах и утопленницах ...», «Диво», «Квадрат для покойников»), М. Палей
(Евгеша из повести «Евгеша и Аннушка» придает сакральное значение
порядку в квартире) и так далее. Стесненность жизненного пространства . «маленького человека»
актуализируется в творчестве большинства рассматриваемых авторов. Схема
перевоплощения «маленького человека» в экзистенциального человека тоже
часто повторяется (А. Житинский, М. Веллер, Арно, И. Стогов). Конструирование ирреального варианта бытия как выражение аутентичности
персонажа используется в творчестве Палей. Образ сильной женщины,
порабощающей волю человека воспроизводит Варламов в романе «Купол». 7. Специфика преломления экзистенциального сознания в
художественно-индивидуальном мире Александра Житинского реализуется,
прежде всего, в частом использовании жанра мениппеи, как наиболее
подходящем для реализации модели Богочеловека. Идиостиль А. Житинского характеризуется использованием резких
контрастов, оксюморонов, злободневной публицистичностью текста,
присутствием элементов социальной утопии, свободой сюжетного и
философского вымысла. Карнавальное мироощущение как неотъемлемая
часть модели Богочеловека ведет к пародийному и сатирическому характеру
повествования. В прозе Марины Палей нашла свое яркое воплощение
экзистенциальная модель Человекобога. Аутентичность как основная черта
данной модели ведет к тому, что в произведениях М. Палей воспроизводится
ирреальное пространство снов, воспоминаний, интертекстовых вставок (как
воспоминаний классических сюжетов и образов). Ирреальность художественного пространства позволяет автору
свободно обращаться с формой художественных произведений. Тексты
Палей часто синестезийны, образная же система в них практически
разрушается, так как смысл текста передается на основе ассоциативных
связей. Главными категориями, организующими идиостиль М. Палей, мы
считаем категории «Двойного круга несвободы», «Диалога», «Двойника»,
«Расщепленного сознания». . . . .. , , i : • '
Творчество Ильи Стогова представляет собой симбиоз моделей
l^ i Человекобога и Богочеловека, что происходит благодаря укрупнению
экзистенциального субъекта (говорящий мыслит себя в качестве
представителя поколения). Происходит смешение моделей общения «Я - Я» и «Я - Он» за счет
• однопоставленности субъекта и объекта речи. Стихия исповеди отдельного
человека обретает черты самоидентификации целого поколения, превращаясь
I в проповедь диктующего сознания целостной группы людей. Принадлежность персонажа к культуре Примитива определяет его
внутренние характеристики: диктат собственного мнения, неумение
воспринять чужое слово (в данном случае - слово русской культуры),
потребность судить и выносить приговор, утверждение права произвола. Подобные литературные установки сближают произведения Стогова с
^ текстами Лимонова и Бегбедера. Однако более тесная связь творчества
рассматриваемого писателя прослеживается с так называемым «новым реализмом» как результатом эстетического примитивизма 90-х годов. В результате цель исследования - выявление своеобразия воплощения
Ц экзистенциального сознания в петербургской прозе конца XX века - была
достигнута в наиболее полном и развернутом виде. Экзистенциальное
содержание петербургских произведений было рассмотрено в парадигме
философско-эстетических поисков литературной эпохи, в художественном
мире писателя, а также в феномене текста и его структуры. В то же время были привлечены актуальные культурологический,
т социологический и философский дискурсы, что позволило подойти к
решению проблемы исследования концептуально и наметить альтернативный
вариант метаязыка описания русской литературы XX века, в частности
петербургской литературы конца XX столетия. Вместе с тем рассмотрение категории экзистенциального сознания в
^) рамках Петербургского текста позволило выдвинуть новую
литературоведческую проблему - проблему соотношения терминов «тип к. художественного сознания» и «городской текст», их взаимосвязи и
взаимоотталкивания. : ;/
Концептуальность исследования предполагает довольно обширную
сферу применения его результатов. Так, модели экзистенциального сознания
могут быть применены не только в литературоведческих, но и в
междисциплинарных исследованиях. J Проблемы современной русской словесности также могут быть
рассмотрены в рамках предложенной парадигмы, что позволит выйти
исследователю на позиции анализа, логически обоснованные. В работе также намечаются решения в подходе к анализу творчества
таких петербургских писателей, как Арно, М. Веллер, Н. Катерли,
М. Климова, А. Мелихов, Р. Погодина. •
' Конкретный анализ репрезентации экзистенциального сознания в
тексте расширяет возможности исследователей в трактовке творчества
писателя как целостной системы. Так, результаты исследования произведений А. Житинского могут
быть продолжены в перспективе в следующих аспектах: востребованность
^ жанра мениппеи в современной словесности и ее причины, проблема
фантастики, ее социокультурной значимости и художественных функций. В
этом ряду также интересны будут сопоставительные исследования
литературы и сетературы. !
Рассмотренная нами система творчества М. Палей может быть
продолжена в таких аспектах, как развитие традиций Нового романа. Театра
у' абсурда в рамках современной русской литературы, исследование
метатекста, интертекста в прозе Палей, синестезия ее творчества, законы
организации хронотопа, место и значения звука, цвета, жеста в текстах
данного писателя. Актуальны также исследования по соотношению
• введенных нами категорий Двойного круга несвободы, Диалога, Двойника,
Расщепленного сознания в рамках произведений Палей периода до и после
ч(к миграции. Анализ творчества И. Стогова может быть продолжен в плане
исследования причин возникновения «нового реализма» и перспектив его
развития. Интересным и безусловно важным будет анализ
функционирования культуры Примитива в современной литературе, а также
форм трансформации художественного текста под ее влиянием.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Сипко, Юлия Николаевна, 2006 год
1.
2. Причинные параметры. Поступки героя часто мотивируются его принадлежностью к той или иной социальной среде.
3. Семантические параметры группируются вокруг западнической культуры Примитива как символа безграничной Свободы.
4. Итак, под экзистенциальным содержанием мы понимаем особенности воплощения экзистенциального сознания в философско-эстетических поисках литературной эпохи, в художественном мире писателя, а также в феномене текста и его структуры.
5. Аверинцев С.С., Андреев М.Л., Гаспаров М.Л., Гринцер П.А., Михайлов А.В. Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. Сб. статей. М.: Наследие, 1994.
6. Аверинцев, С.С. Бахтин и русское отношение к смеху // От мифа к литературе: Сборник в честь 75-летия Е.М. Мелетинского. М., 1993.
7. Аверинцев, С.С. Бахтин, смех и христианская культура// М.М. Бахтин как философ. М., 1992.
8. Александров, Н. Вольные-заметки о-литературном процессе // «Старое литературное обозрение», 2001, №2 (http://magazines.russ.ru/authors/a/naleksandrov/)
9. Амусин, М. Город-текст и текст города // NOTA BENE №5 / Monitor Media Israel, 2004.
10. Андреев, 10. О новом этапе советской литературы // Перспектива -89: Советская литература сегодня: Сборник. -М.: Советский писатель. 1989.
11. Аничков мост. Сборник. СПб.: Фатум, 1996.
12. Анкудимов, К. Внутри после // «Октябрь», 1998, №4.
13. Анциферов, Н.П. Душа Петербурга. СПб., 1990.
14. Арно, С.И. Роман о любви, а еще об идиотах и утопленницах // «Нева» 2003, №7 (http://magazines.russ.ru/authors/)
15. Арьев, А. Петербургская nay3a/http://magazines.russ.ru/authors/a/arev/
16. Балакин, А. Презревшие печать // «Знамя» 2004, №7.http://magazines.russ.ni/authors/b/balakin/)
17. Барзах, А.Е. Изгнание знака (Египетские мотивы в образе Петербурга у О.Э. Мандельштама) // Метафизика Петербурга / Отв. Ред. Л. Морева. СПб.: Эйдос, 1993.
18. Барков, А. Теория литературы, семиотика, философская эстетика. (http://literarvtheorv.narod.ru/index.html#dn. ■■>
19. Бахтин В., Лурье А. Писатели Ленинграда. Биобиблиографический справочник. 1934-1981.-Л., 1982.
20. Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худож. лит.,1975.
21. Бахтин, М.М. Проблемы творчества Достоевского. М.: «Художественная литература», 1972.
22. Башляр, Г. Избранное: Поэтика пространства / Пер. с франц. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004.
23. Беззубцев-Кондаков, А. Наш человек в коммуналке // ТОПОС: Литературно-философский журнал.
24. Белинский, В.Г. Петербургская литература // Физиология Петербурга.-М., 1991.
25. Белинский, В.Г. Полное собрание сочинений в 13-ти томах. Том XI.
26. Белинский, В.Г. Статьи о классиках. М.: Художественная литература, 1970.
27. Берг, М. Несколько тезисов о своеобразии петербургского стиля // http://litpromzona.narod.ru/reflections/bergl.html
28. Бердяев, Н.А. Миросозерцание Достоевского. М., Захаров, 2001.
29. Бердяев, Н.А. О характере русской религиозной мысли XIX века //. Бердяев Н. Собр. сочинений. Том 3. Типы религиозной мысли в России / Под ред. Н.А. Струве. Париж, Ymca-Press, 1989.
30. Бердяев, Н.А. Самосознание. (Опыт философской автобиографии). -М.: «Книга», 1991.
31. Бердяев, Н.А. Философия свободного духа. М., 1994.
32. Бердяев, Н.А. Царство Духа и Царство Кесаря. М., Республика,1995.
33. Берков, П.Н. Петербург Петроград - Ленинград и русская литература // Нева, 1957, №7:
34. Бломберг, С. «Петербургский миф» в наши дни (Попытка обзора) // «Сетевая словесность», 2001.
35. Богемская, К. Историческое прошлое и сегодняшний день примитива // Примитив в искусстве. Грани проблемы. М., 1992.
36. Больнов, О.Ф. Философия экзистенциализма. СПб, Издательство «Лань», 1999.
37. Боровиков, С. Неизвестная заря // «Новый Мир» 1998, №12.
38. Бронская, Л.И. Русская идея как идеология русского зарубежья // Этнонациональная ментальность в художественной литературе: Материалы Всероссийской научной конференции / Под ред. проф. Л.П. Егоровой. -Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999.
39. Брусиловская, Л.Б. «Философия повседневности» эпохи «оттепели»: Культурологические истоки // Человек в контексте культуры: Сборник научных статей. Вып. 1. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998.
40. Будовниц, И.У. Юродивые Древней Руси // Вопросы истории религии и атеизма. 1964. Т. 12.
41. Буйда, Ю. Над // «Знамя», 1999, №2.
42. Буланов, В.В. Ф. Ницше и русская экзистенциальная философия культуры: Дис. канд. филос. наук: 09.00.03 Тверь, 2004.
43. Быков, Д. Хорошее место в поисках времени // «Новый Мир» 1999,6.
44. Варава, В.В. Типология русских философских сюжетов // Минувшее и непреходящее в жизни и творчестве B.C. Соловьева: Материалы международной конференции 14-15 февраля 2003 г. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003.
45. Варламов, А. Купол // http://bookz.ru/authors/varlamov-aleksei.htinl
46. Вейдле, В. Петербургская поэтика // Вейдле В. Умирание искусства. -М., 2000.
47. Вейдле, . В. Петербургские пророчества // Современные записки. Париж, 1939. Т. 69.
48. Вейсман, И.З. Ленинградский текст Сергея Довлатова: Дис. канд. филол. наук: 10.01.01. Саратов, 2005.
49. Веллер, М. Все о жизни. СПб, 2003.
50. Веллер, М. Приключения майора Звягина. СПб: «Объединенный капитал», 1997.
51. Веллер, М. Разбиватель сердец: Книга рассказов. СПб., 2003.
52. Веллер, М. Хочу быть дворником: Книга рассказов. СПб., 2003.
53. Вергун, Т.В. Этнокультурная маргинальность: философские аспекты анализа: Автореф. канд. филос. наук: 09.00.13. Ставрополь, СГУ, 2001.
54. Виноградов, И. По живому следу: Духовные искания русской классики: Литературно-критические статьи. -М.: Сов. писатель, 1987.
55. Власкин, А.П. Экзистенциальный тип сознания как проблема русской классики. Пятые Ручьевские чтения. Русская литература XX века: Типы художественного сознания: Сб. материалов, Магнитогорск, 1998.
56. Вяльцев, А. Красные башни Содома Взгляд из диаспоры и взгляд на литературу диаспоры// «Независимая Газета»: «НГ-Кулиса», 20.10.2000.
57. Галина, М. Пока смерть не разлучит // «Литературная газета» -2000, № 36 (5802).
58. Гартман, Н. Старая и новая онтология // Историко-философский ежегодник, 1988, -. М., 1988.
59. Гачев, Г. Национальные образы мира. М., 1998.
60. Гашева, Н.В. Художественная оптика Марины Палей («Long distance, или славянский акцент») // Материалы международной научно-практической конференции «Современная русская литература: проблемы изучения и преподавания». Пермь, РИО ПГПУ, 2005.
61. Генис, А. Вавилонская башня. М.: Независимая газета, 1997.
62. Гладких, Н.В. Шутовство и юродство как культурный феномен и творчество Даниила Хармса // Проблемы литературных жанров: Материалы X Международной научной конференции, посвященной 400-летию г. Томска. Часть 2. Русская литература XX века. Томск, 2001.
63. Гладких, С.В. Этнические стереотипы как феномен духовной культуры: Автореф. канд, филос. наук: 09.00.13. Ставрополь, 2001.
64. Голубков, М.М. Русская литература XX века: После раскола. М.: Аспект Пресс, 2001.
65. Гольдштейн, А. Расставание с Нарциссом: Опыты поминальной риторики.-М.: Новое литературное обозрение,1997.
66. Гордович, К.Д. Русская литература конца XX века: СПб: Изд-во «Петербургский институт печати», 2003.
67. Гордон, А. Пунктирный человек / Архив программы «Антропология». ОАО «Телекомпания НТВ», 02.04.2002.
68. Горичева, Т.М. Православие и постмодернизм. Л., 1991.
69. Гориченский, А. Илья Croroff герой поколения, которого нет // «Невское время». - 2001, № 111(2571).
70. Гумилев, Л. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990.
71. Гумилев, Л. Этносфера: История людей и история природы. М., 1993. ;
72. Гуревич, Л. Неофициальные художники 70-х: время натиска // «Звезда», 1998, №8 (http://magazines.russ.ru/authors/)
73. Дейниченко, П. Исчисленья философических таблиц // «Книжное обозрение», 2002, № 19.
74. Декун, И.А. Идея существования человека (Опыт русской экзистенциальной философии): Дис. . канд. филос. наук: 09.00.11. -М., 1994.
75. Демин, И.Л. Художественная жизнь России 70-80-х гг. -М.: Альфа и Омега, 1992.
76. Детское сердце Марины Палей // Информационное агентство Cursor: Культура // http://cursorinfo.co.il/culture/2004/12/14/paley/
77. Добренко, Е. Формовка. советского читателя. Социальные и эстетические предпосылки рецепции советской литературы. Спб.: Академический проект, 1999.
78. Долгов, К.М. От Кьеркегора до Камю: Философия. Эстетика. Культура. М., 1990.
79. Долгополов, JI. Миф о Петербурге и его преобразование в начале века. // Долгополов Л.: На рубеже веков, 2 изд. Л., 1985.
80. Дрягин, К. Экспрессионизм в России (Драматургия Леонида Андреева) Вятка. 1928 / Цит. по: Голубков М.М. Русская литература XX века: После раскола. М.: Аспект Пресс, 2001.
81. Евангельский текст в русской литературе XV111-XX веков: Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. Сборник научных трудов / Отв. ред. В.Н. Захаров. Петрозаводск, Издательство Петрозаводского университета, 1994.
82. Евлампиев, И.И. На грани вечности. Метафизические основания культуры и ее судьба // Метафизика Петербурга / Отв. Ред. Л. Морева. -СПб.: Эйдос, 1993.
83. Евнина, Е. Проблема литературного импрессионизма и различные тенденции его развития во французской прозе конца XIX начала XX // Импрессионисты: Их современники, их соратники. - М., 1976.
84. Егорова, Л.П. Русская литература первой трети XX века. Общая характеристика // История русской литературы XX века. Первая половина: В 2 кн. Кн. 1: Общие вопросы / Под ред. Л.П. Егоровой. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2004.
85. Егорова, Л.П. Постмодернизм в искусстве и действительности. // Русский постмодернизм: Материалы межвузовской научной конференции / Под ред. проф. Егоровой Л.П. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999.
86. Елистратова, А. Лоренс Стерн / Лоренс Стерн. Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена. Сентиментальное путешествие. М.: «Художественная литература», 1968.
87. Ермилова, Н. Интервью с писателем, киносценаристом и издателем Александром Житинским // «Радио Мария» СПб, 24:04:2003.
88. Есаулов, Е.А. Юродство и шутовство в русской литературе // «Литературное обозрение», 1998, № 3.
89. Есин, А.Б. Принципы и-, приемы анализа литературного произведения: Учеб. пособие. -М., Флинта: Наука, 2003.
90. Живов В.М., Иванов С.А. Юродивые. Тема № 221. // ОАО «Телекомпания НТВ», 26.02.03 .(http://doktora.nm.ru/26.02.03 .htm)
91. Житинский, А.Н. Лестница. Повести и рассказы. СПб, Амфора,2000.
92. Житинский, А.Н. От первого лица. Повести. Л.: Лениздат 1982.
93. Житинский, А.Н. Потерянный дом, или Разговоры с милордом. Роман. СПб, Амфора, 2001.
94. Житинский, А.Н. Путешествие рок-дилетанта. Музыкальный роман. -Л., Лениздат, 1990.
95. Житинский, А.Н. Седьмое измерение. Повести и рассказы. Л., Смарт 1990.
96. Житинский, А.Н. Снюсь. Повести и рассказы. СПб: Амфора, 2000.
97. Житинский, А.Н. Старичок с Большой Пушкарской. Повести и рассказы. СПб: Геликон Плюс, 2002.
98. Житинский, А.Н. Фигня. Роман-буфф. СПб: Геликон Плюс, 1998.
99. Зайцев, В.А. История русской литературы второй половины XX века.-М.: Высшая школа, 2004. ^ ,
100. Зайченко, О.М. Поиски новой парадигмы образования: концепция отношений между поколениями М. Мид // Вестник Новгородского государственного университета. Новгород, 1998, № 6.
101. Закс, JI.A. Художественное сознание. Свердловск, 1990.
102. Заманская, В.В. Русская литература первой трети XX века: проблемы экзистенциального сознания / Дисс.док. филол. наук: 10.01.01. -Екатеринбург, 1997.
103. Заманская, В.В. Русская литература первой трети 20 века: проблема экзистенциального сознания. Екатеринбург, 1996.
104. Заманская, В.В. Пути художественного воплощения характера в русской литературе к 19 начала 20 вв. - Магнитогорск, 1995. ;
105. Заманская, В.В. Экзистенциальная традиция в русской литературе XX века. Диалоги на границах столетий. М.: Флинта: Наука, 2002.
106. Замятин, Д.Н. Гуманитарная география: Пространство и язык географических образов. СПб.: Алетея, 2003.
107. Замятин, Е. О литературе, революции, энтропии и прочем // Е. Замятин. Мы. Роман, повести, рассказы, пьесы, статьи и воспоминания. -Кишинев, 1989.
108. Золотоносов, М. Отдыхающий фонтан: Маленькая монография о постсоциалистическом реализме // Октябрь, 1991, №4.
109. Золян, С: Между взрывом и застоем Постсоветская история как культурно-семиотическая проблема / http://www.ruthenia.ru/logos/number/1999
110. Зорин, А. Идеология «православие самодержавие - народность» // «Новое литературное обозрение», 1997, №26.
111. Ибатуллина, Г. Исповедальное слово и экзистенциальный «стиль» (Экзистенциальное сознание как неосуществленная исповедальность) // http://www.philosophy.ru/library/misc/ibatul/02.html
112. Иванов, Б.В. Кривулин поэт Российского Ренессанса // HJIO, 2004, №68. : . ■ * ! .
113. Иванов, Б.В. Литературные поколения в ленинградской неофициальной литературе: 1950 1980-е гг. // Самиздат Ленинграда. 1950 -1980-е. Литературная энциклопедия. / Под общей редакцией Д. Северюхина. -М.: НЛО, 2003.
114. Иванов, В. «Маленький человек» в русской литературе // http://malchel.narod.ru/
115. Иванов, В.В. Безобразие красоты: Достоевский и русское юродство. Петрозаводск, 1993.
116. Иванов, С.А. Византийское юродство. М.,1994.
117. Изотов, А. Путешествие со CToroffbiM в поисках дороги домой // «Сетевая Словесность», 2006.
118. Иоффе, И. Культура и стиль: Система и принципы социологии искусств. (1927) / Цит. по: Голубков М.М. Русская литература XX века: После раскола. М.: Аспект Пресс, 2001.
119. Ипполитов, А. Мой Ленинград. К 300-летию Петербурга // http://www.globalrus.ru/all actions/peterburg/132448/
120. История философии: Запад Россия - Восток. Книга третья: Философия XIX-XX вв. -М: «Греко-латинский кабинет», 1999.
121. Исупов, К.Г. Историческая мистика Петербурга // Метафизика Петербурга / Отв. Ред. Л. Морева. СПб.: Эйдос, 1993.
122. Иорген. Коловращение литературы. Вечерний Гондольер. http://gondola.zamok.net/064/64iorgen 2.html
123. Каганский, В.Л. Вопросы о пространстве маргинальное™ // «Новое литературное обозрение», 1999, №37.
124. Каганский, В.Л. Пространство России и Миф России // «Неприкосновенный запас», 1999, №5.
125. Кайгородова, В.Е. «Бедные, мы все бедные». Марина Палей сегодня. «Луджи» // Материалы международной научно-практической конференции «Современная русская литература: проблемы изучения и преподавания». Пермь, РИО ПГПУ, 2005. ,
126. Камю, А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М., 1990.
127. Кара-Мурза, А. Между «градом Китежем» и «городом Глуповым» // Философско-антропологический альманах. -М., 1997.
128. Катаев, В.Б. Игра в осколки: Судьбы русской классики в эпоху постмодернизма. М.: Изд-во МГУ, 2002.
129. Катерли, Н. Чудовище. Рассказ // Окно. Сборник. JL, «Советский писатель», 1981.
130. Кессиди, Ф.Х. О парадоксе России // «Вопросы философии», 2000, №6. " '
131. Кибальник, С.А. Гайто Газданов и экзистенциальное сознание в литературе русского зарубежья // Русская литература,- 2003, №4.
132. Ким, А. Стена. Повесть невидимок // Ким А. Избранное. М., Терра- Книжный клуб, 2002.
133. Кирсанова, Л.И. Семейный роман «невротика» (Опыт психоаналитического прочтения романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание») // Метафизика Петербурга / Отв. Ред. Л. Морева. СПб.: Эйдос, 1993. ■ -г.- «••■,-■' -'■■•'п 1
134. Киссель, М.А. Дороги свободы Ж. П. Сартра // «Вопросы философии», 1994, № 11.
135. Климова, М. Голубая кровь: Роман. СПб.: «Митин журнал»,1996.
136. Кобина, Ю.Е. Антропологизация духовных ценностей в современной русской культуре: Автореф. . канд. филос. наук: 09.00.13. -Ставрополь, 2004.
137. Ковалевский, И. Юродство о Христе и Христа ради юродивые восточной и русской церкви. -М., Репринт, 1991.
138. Коллекция: Петербургская*проза (ленинградский период). Т. 1: 1960-е годы. СПб., 2002.
139. Коллекция: Петербургская проза (ленинградский период). Т. 2. 1970-е годы.-СПб., 2003.
140. Коллекция: Петербургская проза (ленинградский период). 1970-е.- СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2003.
141. Коллекция. Петербургская проза (ленинградский период). 1980-е.- СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2004.
142. Комов, А. Рецензия. Колонка читателя// http://www.liveiournal.com 141. Копелев, Л. Драматургия немецкого импрессионизма./ Цит. по: Голубков М.М. Русская литература XX века: После раскола. М.: Аспект Пресс, 2001. i. ■ ' . .
143. Кристева, Ю. Разрушение поэтики // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму / Пер. с фр. и вступ. ст. Г.К. Косикова.- М.: Издательская группа «Прогресс», 2000.
144. Кузнецов, И.И. Святые блаженные Василий и Иоанн, Христа ради московские чудотворцы. М., 1910 / Цит. по: Живов В. М., Иванов С. А. Юродивые. Тема № 221. // http://doktora.nm.ru/26.02.03.htm, ОАО «Телекомпания НТВ», 26.02.03.
145. Курицын, В. Русский литературный постмодернизм. СПб: ОГИ,2000.
146. Лапенков, В. Форматирование андеграунда// «Звезда», 2002, №1.
147. Ларягин, С. Эклектика фундаменталитета // «Литературная газета» -20.05.2005.
148. Лейдерман, Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература (в трех книгах). -М., Эдиториал УРСС, 2001.
149. Лейдерман, Н.Л. Периодизация русской литературы XX века и текущий литературный процесс // Материалы международной научно-практической конференции «Современная русская литература: проблемы изучения и преподавания». Пермь, РИО ПГПУ, 2005.
150. Липовецкий, М.Н. Русский постмодернизм. (Очерки исторической поэтики): Монография / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1997.
151. Лихачев, Д.С. Заметки о русском // Лихачев Д. С. Избранные работы в трех томах. Том 2. Л.: Худож. лит., 1987.
152. Лотман, Ю.М. Избранные статьи в 3-х томах. Том 1: Статьи по семиотике и топологии культуры. Таллин: «Александра», 1992.
153. Лотман, Ю.М. Семиотика Петербурга и проблемы семиотики города» // Труды по знаковым системам. XVIII. Тарту, 1984.
154. Лотман, Ю.М. Семиосфера. Механизмы диалога // Лотман Ю. Внутри мыслящих миров. Человек. Текст. Семиосфера. История. М.: Языки русской культуры, 1999.
155. Лотман, Ю.М. Современность между Востоком и Западом // «Знамя», №9, 1997.
156. Лотман, Ю.М., Успенский Б.А. Отзвуки концепции «Москва -Третий Рим» в идеологии Петра Первого // Художественный язык средневековья. М., 1982.
157. Маканин, В. Андеграунд, или Герой нашего времени. М.: Вагриус, 2003.
158. Макогоненко, Г.П. Тема Петербурга у Пушкина и Гоголя. Проблемы преемственного развития // Нева, 1982, №8.
159. Максимов, Н. Илья Стогов научит жизни. Известный автор запустил новую серию // «Смена», 23.07.2003.
160. Маньковская, Н.Б. Эстетика постмодернизма. Спб.: Алетейя,2000.
161. Марков, Б.В. Психосемиотические структуры философского дискурса // Язык и текст: онтология и рефлексия. СПб., 1992.
162. Марков, Б.В. «Сайгон» и «Слоны» институты эмансипации? // Метафизика Петербурга / Отв. Ред. Л. Морева. - СПб.: Эйдос, 1993.
163. Маркова, Т.Н. Мениппейная игра в новой русской прозе // Материалы международной научно-практической конференции «Современная русская литература: проблемы изучения и преподавания». -Пермь, РИО ПГПУ, 2005. ■ i
164. Маркович, В.М. Вопрос о литературных направлениях и построение истории русской литературы XIX века // Освобождение от догм. Истрория русской литературы: состояние и пути изучения. В 2-х томах: Том 1.-М., 1997. с
165. Мартьянов, А. Восплачем по Конану или Российское fantasy как символ смутного времени // Конан и камень желаний. Сборник. М.: ООО «Изд-во ACT»; СПб: «Северо-Запад Пресс», 2003.
166. Маслин, JI.A., Андреев A. Л. О русской идее. Мыслители русского зарубежья о России и ее философской культуре // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. -М„ 1990.
167. Мелихов, А. Горбатые атланты, или Новый Дон Кишот. Роман. -СПб: Лимбус-Пресс, 1995.
168. Мелихов, А. Роман с простатитом. Роман. СПб.: Лимбус-Пресс,1997.
169. Метафизические исследования. Выпуск 9. Альманах Лаборатории Метафизических Исследований при философском факультете Санкт-Петербургского государственного университета. СПб.: Издательство «Алетейя», 1999.
170. Минералов, 10. Новейшая русская литература (1990-е годы — начало XXI века). -М.: Владос, 2004.
171. Минин, П. Свободное поколение или поколение маргиналов? Молодежь и молодежная политика в Санкт-Петербурге // «Пчела», 2000, №26-27.
172. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. \ Гл. ред. С.А. Токарев. М.: Сов. энциклопедия, 1992. - Т. 2. К - Я.172. .Могильнер, М. Мифология «Подпольного человека». -М.: Новое литературное обозрение, 1999.
173. Мотеюнайте, И.В. Юродство и литература в XX веке // Материалы международного конгресса «Русская словесность в мировом культурном контексте» // http://www.dostoevsky-fund.ru/sites/krs/doc text.htm
174. Немзер, А. Замечательное десятилетие. О русской прозе 90-х // «Новый Мир», 2000, №1.
175. Немзер, А. Творимая легенда, или Лирика в прозе // Литературное сегодня. О русской прозе. 90-е. — М.: Новое литературное обозрение, 1998.
176. Неупокоева, И.Г. История всемирной литературы. Проблемы системного и сравнительного анализа. -М.: «Наука», 1976.
177. Нефагина, Г.М. Динамика стилевых течений второй половины 80-х годов: Монография. Минск: изд-во БГУ1998.
178. Нефагина, Г.Л. Русская проза второй половины 80-х начала 90-х годов XX века: Учебное пособие. - Минск: Экономпресс, 1998.
179. Ницше, Ф. По ту сторону добра и зла; Казус Вагнер; Антихрист; Ессе Homo: Сборник. Минск: ООО «Попурри», 1997.
180. О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли 1881 — 1931 годов. Сборник статей. М., «Книга», 1990.
181. Новый Завет. Послания апостола Павла. Второе послание к Коринфянам. Глава 10. Стих 190.
182. Орлицкая Ю.В., Гаврилов А.Ф. Циклизация малой прозы: некоторые проблемы истории и теории // Организация и самоорганизация текста. СПб.; Ставрополь, 1996.
183. Ортега-и-Гассет, X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.
184. Павлов, О. Остановленное, время. О прозе 90-х годов// «Континент», 2002, № 13 (http://magazines.russ.rU/authors/p/opavlov/)
185. Палей, М. Вода и пламень. Рассказ // «Новый Мир», 2003, № 6.
186. Палей, М. Выход // «Вестник Европы», 2003, № 9.http://magazines.mss.ru/authors/p/mpalei/)
187. Палей, М. Два рассказа // «Знамя», 2005, № 2.
188. Палей, М. Кабирия с Обводного канала. Сборник. -М., 1991.
189. Палей, М. Клеменс. Роман // «Нева», 2005, №2-3.
190. Палей, М. Ланч//«Волга», 2000, № 4.
191. Палей, М. Луиджи. Рассказ // «Знамя», 2004, № 9.
192. Палей, М. Месторождение ветра: Повести и рассказы. СПб.: Лимбус-Пресс, 1998.
193. Палей, М. Отделение пропащих. Сборник М.: Московский рабочий, 1991.
194. Палей, М. Рассказы // «Литературное обозрение», 1991, №3.
195. Палей, М. Хутор. Повесть // «Новый Мир», 2004, № 9.
196. Палей, М. Long Distance, или Славянский акцент. Сценарные имитации // «Новый Мир», 2000, № 1 5:
197. Палей, М. The Immersion. Трагикомедия в 3-х действиях // «Урал», 2001, №4.
198. Парамонов, Б. Конец стиля. С-ПБ.: Алетейя, М.: Аграф,1999.
199. Панченко, A.M. Смех как. зрелище // Лихачев Д. С., Панченко А. М., Понырко Н. В. Смех в Древней Руси. М., 1984.
200. Пенкина, Е.О. Мифопоэтика и структура художественного текста в философских произведениях М.А. Булгакова: Дис. канд. филол. наук: 10.01.01.-М.,2002.
201. Петров, А.А. Мифы религиозной идеи. (Миф как проблема в творчестве русских религиозных философов «серебряного века») // Вестник Омского университета, Вып. 4. Омск, 1997.
202. Пирогов, Л. Дополнения к курсу теории культурологии. -Ставрополь, 1999.
203. По дорога, В. А. Метафизика ландшафта: Коммуникативные стратегии в философии и культуре XIX-XX вв. М., 1993.
204. Погодин, Р. Повести. Л.: Лениздат, 1986.
205. Погребная, Я.В. Синэстезия в романах В. В. Набокова // История русской литературы XX века. Первая половина: В 2-х кн. Кн. 2:PERSONALIA / Под ред. Д-ра филол. Наук, проф. JI. П. Егоровой. -Ставрополь: Изд-во СГУ, 2004.
206. Подопрпгора В.Н., Краенопевцева Т.Н. Русский вопрос в современной России//«Вопросы философии», 1995, №6.
207. Полторацкий, Н.П. Русская религиозная философия // «Вопросы философии», 1992, №2.
208. Пономарев, Е. Россия, растворенная в вечности. Жанр житийной биографии в литературе русской эмиграции // «Вопросы литературы» 2004, №1.
209. Попов, А. Философия поколения: новые карты страны // Антропологический Форум Поколений «Дети Декабря». Томск, 2001.
210. Пригодич, В. Разговоры с Лоуренсом Стерном, или Отменная книга // Пригодич В. Кошачий ящик: Избранные заметки для газеты «London Courier», литературного интернет-журнала «Русский Переплет» сетевого альманаха «Лебедь» СПб, 2002.
211. Пригодич, В. Сетевая литература («сетература») // Пригодич В. Кошачий ящик: Избранные заметки для газеты «London Courier», литературного интернет-журнала «Русский Переплет» сетевого альманаха «Лебедь» СПб, 2002.
212. Притула, В. Поколение Y Путешествия дилетантов, или Идущие за Стоговым // «Овал», 2005, № 16.
213. Прокофьев, В.Н. Примитив и его место в художественной культуре Нового и Новейшего времени (К проблеме примитива в изобразительных искусствах) // Примитив и его место в культуре Нового и Новейшего времени. М., 1983.
214. Пумпянский, Л.В. Классическая традиция. М., 2000.
215. Ремизова, М. Детство героя. Современный повествователь в попытках самоопределения // «Вопросы литературы», 2001, №2.
216. Ремизова, М. От кутюр до купюр: Взгляд на Букеровскую шестерку 2000 года// «Независимая Газета», 19.10.2000.
217. Ремизова, М. По поводу Мертвого моря: Новая проза Марины Палей в журнале «Волга» // «Независимая Газета» Культура: 18.05.2000.
218. Рождественская, М.В. «Ленинградский текст» петербургского текста // Материалы XXXI всероссийской научно-методической конференции преподавателей и аспирантов. Выпуск 9. СПб: Изд-во СПб унта, 2002.
219. Рубинштейн, Л. // Школа злословия. ОАО «Телекомпания НТВ», 13.02.2006.
220. Русская литература XX века: школы, направления, методы творческой работы / В.Н. Альфонсов, В.Е. Васильев, А.А. Корбянский и др. Под ред. С.И. Тиминой. СПб: Logos, М: Высшая школа, 2002.
221. Русская литература рубежа веков (1890-е начало 1920-х годов). Книга 1. ИМЛИ РАН. - М., «Наследие», 2000.
222. Русская литература XIX века и христианство. М.: Изд-во МГУ,1997.
223. Рындина, И.Н. Эволюция религиозного самосознания в постсоветском российском обществе: Автореф. . канд. филос. наук: 09.00.13.-Ставрополь, 2002. \ ^
224. Савицкий, С. Андеграунд История и мифы ленинградской неофициальной литературы. М.: НЛО, 2002.
225. Сартр, Ж.-П.Тошнота. М., 1994.
226. Сартр, Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов.М., 1989. -. i ■ ■ . . и :
227. Семенова, С.Г. Два полюса русского экзистенциального сознания. Проза Георгия Иванова и Владимира Набокова-Сирина // «Новый Мир» 1999, №9.
228. Серкова, В. Неописуемый Петербург// Метафизика Петербурга / Отв. Ред. Л. Морева. СПб.: Эйдос, 1993.
229. Сидякина, А. Маргиналы. Уральский андеграунд: живые лица погибшей литературы / Автор-составитель А. Сидякина. Челябинск: Издательский дом «Фонд Гелерея», 2004.
230. Синеокая, Ю.В. Рубеж веков: русская судьба Сверхчеловека Ницше // Фридрих Ницше и философия в России (сборник статей). СПб, Изд-во Русского Христианского ин-та, 1999.
231. Силард, JI.K вопросу об иерархии семантических структур в романе XX века // Hungaro Slavica. - Будапешт, 1983.
232. Сипко, Ю.Н. Коммунистическая концепция как альтернатива религиозного сознания в поэме А. Блока «Двенадцать» // Ломоносовские чтения. Студенческие работы. М.: Изд-во «Университет. Гуманит. Лицей», 2003.
233. Скоропанова, И.С. Русская постмодернистская литература: новая философия, новый язык: Монография. Минск, 2000.
234. Скоропанова, И.С. Эстетическая парадигма современной русской литературы // Материалы международной научно-практической конференции «Современная русская литература: проблемы изучения и преподавания» -Пермь, РИО ПГПУ, 2005.
235. Славникова, О. К кому едет ревизор? Проза «поколения next» // «Новый мир», 2002, №9. !.;.
236. Славникова, О. Стрекоза, увеличенная до размеров собаки // http://bookz.ru/authors/slavnikova-ol ga.html
237. Созина, Е.К. Сознание и письмо в русской литературе. -Екатеринбург, 2001. i v : с
238. Созина, Е.К. Динамика художественного сознания в русской прозе 1830 1850-х годов и стратегия письма классического реализма: Дисс. . докт. филол. наук: 10.01.01. Екатеринбург, 2002.
239. Соловьев, В. Стихотворения, эстетика, литературная критика / Сост. Н.В. Котрелев. М., 1990.
240. Соловьева, В. Заметки о стиле Вс. Иванова // «Новый мир», 1970,2.
241. Спивак, Р.В. Л.Андреев и экзистенциализм // Материалы Международной научной конференции «Изменяющийся языковой мир». -Пермь, Пермский госуниверситет, 2001.
242. Степун, Ф.А. Дух, лицо и стиль русской культуры // «Вопросы философии», 1997, №1.
243. Стогофф, И. Камикадзе: Роман. — СПб.: Амфора, 1998.
244. Стогофф, И. Мачо не плачут: Роман. — СПб.: Амфора, 1999.
245. Стогофф, И. Отвертка. — СПб.: Амфора, 2002.
246. Стогофф, И. Псы Господни: Сборник рассказов. . — СПб.: Амфора, 2003.
247. Стогофф, И. Революция сейчас!: Документальный роман. — СПб.:IАмфора, 2000.
248. Стогофф, И. Череп императора. — СПб.: Азбука—Кн. клуб «Терра», 1997 — (Под псевдонимом Виктор Банев; переиздано в 2002 г. под названием «Отвертка»).
249. Стогофф ,И. mASIAfiicker. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.
250. Сузи, В.Н. О «подражании Христу» в русской литературе // Материалы международного конгресса «Русская словесность в мировом культурном контексте» // http://www.<iostoevsky-fund.ru/sites/krs/doc text.htm
251. Султанов, К.К. Национальная идея и национальная литература // Нация. Личность. Литература. Вып. 1. -М., 1996.
252. Супа, В. Ментальность русского крестьянина в прозе В. Белого // Этнонациональная ментальность в художественной литературе: МатериалыВсероссийской научной конференции/ Под ред. Л.П. Егоровой. Ставрополь, Изд-во СГУ, 1999.
253. Тагер, Е.Б. Избранные работы о литературе / Сост. В.А.Келдыш. -М., 1988. у
254. Текст. Узоры ковра: Сборник статей. Вып. 4. - Ч. 2. Общие проблемы исследования текста. / Под ред. К.Э. Штайн. - Санкт- Петербург -Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999.
255. Тектус, А. Первая ласточка: Илья Стогов. Камикадзе. Роман. // «Знамя», 2000, №1.
256. Тименчик, Р.Д. Петербург в поэзии русской эмиграции // Октябрь, 2003. № 8.
257. Тименчик, Р.Д., Топоров В.Н., Цивьян Т.В. Сны Блока и «петербургский текст» начала XX века // Тезисы I Всесоюзной конференции «Творчество А.А. Блока и русская культура XX века. Тарту, 1975.
258. Типсина, А.Н. Немецкий экзистенциализм и религия. Л., 1990.
259. Томашевский, Б.В. Пушкин: Материалы к биографии. Кн.2. М.-Л., 1961.
260. Топоров, В. Литература в четыре четверти // Собака.ги, 2000, №2.
261. Топоров, В.Н. О структуре романа Достоевского в связи с архаическими схемами мифологического мышления // Structure of Texts and Semiotics of Culture Hugue. Paris, 1973.
262. Топоров, В.Н. Петербург и «Петербургский текст русской литературы» (Введение в тему) / Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М.: Издательская группа «Прогресс» - «Культура», 1995.
263. Топоров, В.Н. Петербургский текст русской литературы. СПб, 2003. s
264. Тульчинский, Г.Л. Город — испытание // Метафизика Петербурга / Отв. Ред. Л. Морева. СПб.: Эйдос, 1993.
265. Тульчинский, Г.Л. Российский потенциал свободы // «Вопросы философии», 1997, №3.
266. Тюпа, В.И. Постсимволизм: Теоретические очерки русской поэзии XX века. Самара, 1998.
267. Тюпа, В.И. Парадокс уединенного сознания ключ к русской классической литературе // Парадоксы русской литературы. Сборник статей / Под ред. В Марковича и В. Шмида. - СПб, 2001.
268. Textus. Принципы и методы исследования в филологии: Конец 20 века. Вып. 6. / Под ред. К. Э. Штайн. - Санкт- Петербург - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001.
269. Уваров, М.С. Бинарный Архетип. Эволюция идеи антиномизма в истории европейской философии и культуры СПб, 1996.
270. Уваров, М.С. Петербургское время русской ментальности // Русская культура: теоретические проблемы исторического генезиса: сборник статей / научный редактор В.А. Щученко СПб: СПбГУКИ, 2004.
271. Уваров, М.С. Религиозная антропология в ситуации постмодерна // Наука и вера: Проблема человека в науке и богословии. Т.2. СПб., 2001.
272. Уваров, М.С. Русский коммунизм как постмодернизм // Отчуждение человека в перспективе глобализации мира. СПб., 2000.
273. Урицкий, А. «Роман» в конце века // «Гуманитарный фонд» N 39 (142) 1992.
274. Урицкий, А. Эстетика не сдается // «НЛО», 2004, №65.
275. Успенский, Б.А. Роль i дуальных^моделей в динамике русской культуры // Б.А. Успенский. Избранные труды. В 3-х томах. Том 1.Семиотика истории. Семиотика культуры. М.: Языки русской культуры, 1996.
276. Федотов, Г.П. Россия и свобода // «Знамя», 1989, №12.
277. Филлипов, Б.Ленинградский Петербург в русской поэзии и прозе.-л., 1974.
278. Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильечев и др. 2-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1989.
279. Флоровский, Г.В. Восточные отцы церкви. М.: Изд-во ACT,2005.
280. Франк, С.А. Сочинения. -М.: ACT, Минск: Харвест, 2000.
281. Хайдеггер, М. Бытие и время. М., 1997.
282. Хачатрян, Е. О явлении юродства в христианстве и исламе // Суфий http://cepvictorv.freenet.
283. Цимбаев, Н.И. До горизонта земля! (К пониманию истории России) // «Вопросы философии», 1997, №1.
284. Чайковская, В. Проза М. Палей // «Литературная газета». http://www.lgz.ru/about lg/redac.htm '!
285. Чанцев, А. Эстетический фашизм: Смерть, революция и теория будущего у Ю. Мисимы и Э. Лимонова // «Вопросы литературы», 2005, №6.
286. Черепанов, С.Г. Русские версии экзистенциализма. Историко-философский анализ: Дис. . канд. филос. наук: 09.00.03. -Екатеринбург, 2002.
287. Черняк, М.А. Современная русская литература. СПб, Москва: САГА: ФОРУМ, 2004.
288. Шевченко, Л.И. На злам1 тоталитаризму. Еволющя концепцп особистоеп в росшськш проз1 останшх десятил1ть. К.: Кшвський ушверситет, 1994.
289. Шмалько, А. Экзистенциальный кризис и его разрешение / Лавка языков / http://spintongues.msk.ru/studies.htm
290. Шпаковский, И.И. К вопросу о специфике «оксюморонных» жанровых форм в современной русской новеллистике // Материалымеждународной научно-практической конференции «Современная русская литература: проблемы изучения и преподавания». Пермь, РИО ПГПУ, 2005.
291. Шубинский, В. Город мертвых и город бессмертных Об эволюции образов Петербурга и Москвы в русской культуре XVIII — XX веков // «Новый Мир», 2000, №4.
292. Шульженко, В.И. «Кавказский текст» русской литературы: история и современность. // Материалы международного конгресса «Русская словесность в мировом культурном контексте» // http://www.dostoevsky-fund.ru/sites/krs/doc text.htm
293. Шульженко, В.И. Мемуаристика в «кавказском тексте» русской литературы // Классическое лингвистическое образование в современном мультикультурном пространстве - 1 // http://pn.pglu.ru/index.php
294. Щукин, В.Г. Социокультурное пространство и проблема жанра // «Вопросы философии», 1997, №6.
295. Щукин, В.Г. Христианский Восток и топика русской культуры // «Вопросы философии», 1995, №4.
296. Эпштейн, М. Прото или конец постмодернизма // Знамя. - 1996.3.
297. Эпштейн, М. De'but de siecle, или От пост к прото. Манифест нового времени // Знамя, 2001, №5.
298. Ясперс, К. Смысл и назначение истории. М., 1991.
299. Lapeyrouse, S.L. Towards the spiritual convergence of America and Russia. Santa-Crus, 1990.
300. Kononen, M. Four ways of writing the City: St. Petersburg-Leningrad As a Metaphor of Joseph Brodsky. Helsinki, 2003.
301. Pekka, P. Semiotics of a City: The Myth of St. Petersburg in Andrey Bely's novel "Petersburg" // Pesonen Pekka. Texts of Life and Art. Helsinki, 1997.
302. Slonim, M. Soviet Russian Literature: Writers and Problems. 1917 — 1977.-New-York, 1977.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.