Экологическая культура молодежи современной России: социологический анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.06, кандидат социологических наук Хапай, Нафисет Асхадовна

  • Хапай, Нафисет Асхадовна
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 2009, Майкоп
  • Специальность ВАК РФ22.00.06
  • Количество страниц 158
Хапай, Нафисет Асхадовна. Экологическая культура молодежи современной России: социологический анализ: дис. кандидат социологических наук: 22.00.06 - Социология культуры, духовной жизни. Майкоп. 2009. 158 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Хапай, Нафисет Асхадовна

Введение

Глава I. Теоретико-методологические основы исследования феномена экологической культуры

1.1. Экологическая культура в процессе социогенеза

1.2.Современные концепции исследования экологической культуры

1.3. Экологическая идеология как важный аксиологический аспект экологической культуры

Глава П. Особенности экологической культуры в процессе развития современного общества

2.1. Экологическая культура молодежи в глобализирующемся обществе

2.2. Роль средств массовой информации в формировании экологической культуры

2.3. Здоровый образ жизни как фактор экологической культуры

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Экологическая культура молодежи современной России: социологический анализ»

Актуальность темы исследования.

Социально-экологические проблемы на мировом, общенациональном, региональном и территориальном уровнях более чем актуальны. Они продолжают оставаться в сознании человека во многом новыми и неоднозначными, их социальные аспекты оказываются в фокусе социальных и экономических интересов различных слоев и групп социально-дифференцированного общества.

Серьёзнейший экологический кризис, поразивший нашу планету, внёс существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации. Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые так остро встала проблема уничтожения всего живого, в связи с промышленной деятельностью, оформилась новая наука - экология и как следствие этого возникновения появилась экологическая культура. Экологическая культура - это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру. В связи с глобальным экологическим кризисом необходимо прояснить, какие отношения человека и природы можно считать гармоничными, как человеческая деятельность влияет на окружающую среду, и отметить, почему экологическая культура так важна сегодня. Также немаловажно выяснить, как уровень экологической культуры соотносится с положением дел в мире, в каких корреляционных отношениях он состоит с глобальным экологическим кризисом. Вследствие этого следует показать, что уровень экологической культуры пропорционален экологической обстановке в мире, находится в прямой зависимости от восприятия биосферы. Варианты решения проблемы экологического кризиса, прежде всего, лежат в плоскости повышения уровня экологической культуры молодежи, который на настоящий момент, как показывает практика, крайне низок.

История исследования проблем экологического кризиса насчитывает уже. почти сто лет, но лишь недавно пришло осознание того, что экологический кризис - это во многом мировоззренческий, философско-идеологический кризис, что решение экологических проблем в глобальном масштабе невозможно без изменения господствующего в настоящее время антропоцентрического общественного экологического сознания, s ставящего во главу угла человека и его интересы в ущерб интересам окружающей его природы.

Поиск причин деградации природной среды и решение экологических проблем начались в истории человеческого общества довольно поздно, лишь во второй половине XX в. Однако, как показывает жизнь, исследование экологического равновесия не увеличило возможностей его восстановления. К тому же ответы, которые даются на вопрос, почему возникают экологические нарушения, часто различны и неполны, а некоторые из них носят националистический или классовый характер, и их вообще нельзя считать научными. Например, центральная проблема, из-за которой специфические трудности природной среды являются только симптомами, состоит в том, что человечество систематически уменьшает возможности природной среды, губит то, чем оно располагает. Однако такой ответ неполный, т.к. не раскрывает сущность социально-экономических отношений, в которых осуществляется производство, особенности s технологий, приводящих к экологическим нарушениям, ибо деградация природной среды возникает не только как последствие «освоения» природы с развитием производительных сил, но и при использовании этих производительных сил в рамках определенных социально-экономических отношений. Производство, с самого начала руководствуясь только прибылью, показывало свое деструктивное отношение и к природной среде, и к самому человеку.

Степень научной разработанности проблемы.

Проблемы экологического кризиса являются общеизвестными и широко обсуждаются в современном обществе, несмотря на это конкретной проблеме экологической культуры уделяется недостаточное внимание, научной литературы по этому вопросу очень немного. К сожалению, связь между состоянием природы и уровнем экологической культуры в мире не является очевидной. Можно назвать лишь несколько фамилий ученых, затрагивающих эту проблему в своих исследованиях. Мысль о том, что человек - составная часть природы разрабатывалась отечественными философами Н.А.Бердяевым, В.С.Соловьевым, Н.Ф.Федоровым. Особое значение в экологической науке имеют исследования В.И.Вернадского, создавшего учение о ноосфере, однако современных фундаментальных исследований, посвященных экологической культуре, пока не проведено. Во многом это связано со сложностью объекта исследования, ведь экология -единственная наука, объектом изучения которой является все существующее на Земле во всех своих сложных взаимодействиях.

В теоретических работах западных исследователей, таких как Р.Парк, Р.Э.Дэнлап, Д.Г.Гэллап, Э.Райденбах, Н.В.Реймерс и др., основное внимание уделялось проблеме ответственности за экологический кризис.1

В отечественной экологической науке наиболее разработанной является проблема экологического воспитания, рассматриваемая в исследованиях Д.С.Ермакова, И.Д.Зверевой, В.Б.Калинина, Д.Ж.Марковича, Ю.П.Петрова, Н.А.Рыкова, И.С.Семененко, И.Т.Суравегиной, О.Н.Яницкого, В.А.Ясвина и др.

В аксиологическом аспекте проблемы формирования экологического сознания рассматривали Р.К.Баландин, И.А.Василенко, Э.В.Гирусов, В.Г.Горшков, М.В.Гусев, В.А.Зубаков, М.С.Коган, К.Я.Кондратьев,

1 Дэнлап Р.Э., Гэллап Д.Г., Гэллап A.M. Здоровье планеты // Социол. исслед. 1992, № 12.- С 11-32.

А.О.Лагутин, А.Г.Маслеев, Н.Н.Моисеев, Е.В.Никонорова, Ю.П.Ожегов, С.Т.Шерман и др.

Все более востребованными в последние два десятилетия становятся исследования, посвященные изучению социальных аспектов экологических рисков и катастроф, разрабатываемые Г.М.Денисовским, Н.Н.Моисеевым, Б.Н.Порфирьевым, Ю.В.Саенко, В.АДдовым, И.А.Халий и др.

Проблемы экологии города, урбанизации и влияния экологических изменений на образ жизни людей исследовались О.В.Аксеновой,

A.С.Ахиезером, М.С. Ельчаниновым, Е.О. Новожиловой, Б.Б. Родоманом, И.А.Сосуновой и др.

Различные аспекты социальной экологии раскрыты в работах С.А.Алексеева, Е.В. Краснова, В.В.Кривошеева, Л.М.Яо, А.Д.Урсула,

B.И.Омигова, Г.И.Осипова и др.

Особое значение для раскрытия темы нашего- исследования имели также работы российских ученых Ю.Н.Бирюковой, Н.Н.Изосимова, С.А.Усковой, посвященные социальным аспектам природоохранной деятельности на юге России, и исследования авторов Северо-Кавказского региона А.А.Агирова, Т.И.Афасижева, М.С.Багова, З.К.Жанэ, А.Ю.Шадже, Э.А.Шебзуховой и др., раскрывающие вопросы экологической культуры населения и охраны окружающей среды Республики Адыгея.

Объект исследования — экологическая культура в системе взаимодействия современного общества и природы.

Предмет исследования - социологический фактор формирования экологической культуры современной молодежи.

Гипотеза- исследования. Экологическая деградация является следствием духовно-идеологического кризиса. Идеология потребления, получившая широкое распространение в современном обществе, не отвечает насущным требованиям развития человеческого социума, а ведет к его духовному и физическому уничтожению. Формирование новой парадигмы экологической культуры молодежи является не только непременным условием оздоровления современной экологической ситуации, но и условием выхода из общего мировоззренческого кризиса современного общества.

Цель исследования: провести анализ состояния экологической культуры современной молодежи на основе раскрытия антигуманного характера экологического мировоззрения в современном обществе; предложить пути и механизмы формирования экологической культуры современной молодёжи.

В целях достижения поставленной цели автором предпринята попытка решить следующие задачи: рассмотреть теоретические предпосылки исследования экологической культуры в социологической науке; провести анализ современных социокультурных концепций исследования экологической культуры в обществе;

- изучить аксиологический аспект экологической культуры;

- определить уровень экологической культуры современной молодежи в Республике Адыгея методами социологического исследования;

- дать оценку роли средств массовой информации в формировании экологической культуры школьной и студенческой молодежи;

- определить место экологического образования в системе экокультуры.

Методологическую основу составляют анализ литературы и комплексные социологические исследования, которые дали возможность целостного представления о формировании сложившегося в настоящее время типа экологической культуры. Исследования классических представлений о природе от античности до современного периода позволили раскрыть сущность процесса становления экологического сознания и определить роль экологической культуры в современном глобализирующемся обществе. Методологическими ориентирами в работе являются структурно-системный, аксиологический и культурологический подходы.

Исследование основано на принципах комплексного интегративного подхода в изучении социально-духовной сферы и опирается на идеи гуманизации и оптимизации общественного развития.

Для изучения способов формирования экологической культуры молодежи в современном обществе использовались различные эмпирические методы: анкетирование, мониторинг, контент-анализ газетно-журнальных публикаций, рейтинговые методики, метод экспертных оценок.

Решение поставленных задач осуществлялось с помощью следующих общенаучных и научно-социологических методов исследования.

Методы исследования. теоретические: сравнительно-сопоставительный анализ, теоретическое обобщение результатов исследования, метод экспертных оценок;

- эмпирические: наблюдение, мониторинг;

- общенаучные, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне: абстрагирование, анализ, синтез, логический метод;

- специальные: анкетирование, ранжирование, лонгитюдный метод, контент-анализ.

При обработке результатов исследования использовались статистическо-математические методы.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились респонденты Адыгейского государственного университета, Института физической культуры и дзюдо, Майкопского государственного технологического университета, Адыгейского педагогического колледжа им. Х.Андрухаева и общеобразовательных школы №5 и №10 г. Майкопа. Всего исследованием было охвачено 1200!человек.

Научная новизна исследования. • - выявлен ряд теоретических предпосылок исследования экологической культуры на современном этапе развития социологической науки; рассмотрена экологическая идеология в контексте аксиологического аспекта экологической культуры;

- выявлен потенциал воздействия и ресурсы средств массовой информации в формировании современной экологической культуры молодежи;

- отмечена экологическая составляющая здорового образа жизни;

- выявлена определяющая роль экологического образования в системе экокультуры;

- введен в научный оборот новый эмпирический материал по формированию экологической культуры современной молодежи.

На защиту выносятся следующие основные положения.

1. С развитием человеческой цивилизации происходит процесс отчуждения человека от природы. В этом движении определяющее значение имело развитие науки. В целом, наука вобрала в себя религиозное представление об избранности человека. В настоящее время концепция человека и обслуживающей его окружающей среды изжила себя. Идея о непрагматической ценности природы обусловливает необходимость единства общества и природы. Для преодоления экологического кризиса человек должен преодолеть психологическую и социокультурную противопоставленность с природой, вновь прийти к пониманию своей неразделимости с ней, восприятию природных объектов как полноправных субъектов по взаимодействию.

2. Сущность экологической культуры в ту или иную эпоху устанавливает сложившийся тип экологического сознания. В последние два десятилетия наукой был признан социальный характер экологических проблем, началось тесное взаимодействие и взаимовлияние между социальной экологией и социологической теорией, в формировании экологической культуры. Становление экологической культуры открывает путь к созданию экологически ориентированного общества, т.е. общества, построенного на экологических принципах. Экологическая культура процесс осознания человеком своего природного и одновременно социального бытия. Усвоение социокультурных норм, стандартов, образцов поведения проходит через формирование отношения человека к среде обитания, а социокультурные практики, преломляясь через субъективный мир личности, влияют на состояние социального и природного пространства.

3. Многосторонний процесс формирования экологической культуры складывается из национальных и общечеловеческих, материальных и духовных ценностей, образовательной, информационной, правовой жизни общества. Экологическая культура определяет характер и закономерности социоприродных взаимодействий, уровень экологического благополучия, физического и социального здоровья людей, помогает найти способы оптимизации качества социально-экологического пространства на глобальном, региональном и локальном уровнях, в конечном счете, она становится катализатором качества окружающего пространства.

4. Экологическая культура определяется экологической идеологией общества, основанной на трансляции идеи солидарности человека и природы. Экологическая идеология — это учет во всех сферах человеческой деятельности реакции природной среды на вносимые в нее изменения. Поиск альтернативных путей экологического развития общества свидетельствует о необходимости коренных изменений в области экологической идеологии общества, его ценностной переориентации.

5. Средства массовой информации являются главным источником распространения экологической идеологии, играют важную роль в распространении экологических знаний • среди населения. Качество экологической культуры в значительной , степени характеризуется совокупностью деятельностных составляющих: уровнем экологической грамотности и природоохранной активности, напрямую зависящих от экологической информированности населения и его заинтересованности в такой информации.

6. Уровень экологической культуры современной учащейся молодежи недостаточен и нуждается в немедленном повышении. Оценка экологического восприятия природы показала, что среди современной молодежи очень мало тех, кто относится к ней как наивысшей социокультурной ценности. В то же время высокая всеобщая озабоченность состоянием окружающей среды, заинтересованность всех категорий населения, особенно юношества, в экологической информации свидетельствуют о высоких социокультурных резервах и потенциальной готовности современной молодежи к природоохранной деятельности, формирующей стандарты и образцы экологической культуры. Однако это сознание обеспокоенности реализуется лишь в самом общем виде, оно не связывает существующее положение с действиями конкретных социальных групп своими поведенческими актами. Определяющая роль в формировании экоцентрического экологического мировоззрения принадлежит экологическому образованию.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения и выводы исследования обсуждались и докладывались на региональных и общероссийских конференциях: «Наука. Образование. Молодежь». Научная конференция молодых ученых АГУ (Майкоп, 2007); Всероссийская научно-практическая конференция «Образование - наука - технологии» (МГТУ, Майкоп, 2007); «Наука. Образование. Молодежь». Научная конференция молодых ученых АГУ (Майкоп, 2008).

Материалы исследования > обсуждались на кафедре философии и социологии Адыгейского государственного университета.

Основные положения и результаты исследования нашли отражение в девяти научных публикациях общим объемом 3,2 п.л., в том числе в журнале, рекомендованном ВАК РФ.

Практическая значимость результатов исследования.

Итоги исследования могут быть использованы при дальнейшем изучении проблемы становления экологической культуры в современных социокультурных условиях.

Выводы исследования представляют интерес для экологов, биологов, политиков, экономистов и социологов.

Материалы работы найдут применение в специальных курсах по социологии.

Результаты исследования направлены на поиск оптимального пути развития современного общества.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социология культуры, духовной жизни», Хапай, Нафисет Асхадовна

Выводы по II главе: Современное экологическое образование нацелено, главным образом, на изучение природных ресурсов и их использование для нужд народного хозяйства. Чрезмерная эксплуатация природы, распространение потребительского образа жизни убедительно показали ошибочность такого подхода. Общество нуждается в разработке концепции природоохранительного просвещения, основная задача которого -формирование экологической культуры, как стержневого условия гармоничного образа жизни.

Как показывают результаты исследований, подавляющее большинство школьников и студентов не готовы проявлять личную активность в практическом решении экологических вопросов.

Конкретные предложения и рекомендации по формированию экологической культуры молодежи республики Адыгея, которые сводятся к следующему:

- разработать и реализовать региональные проекты, ориентированные на повышение эффективности воспитания экологической культуры молодежи РА;

- осуществлять контроль за разработкой природных ресурсов республики, с целью предотвращения ущерба окружающей среде; повысить уровень информированности населения путем предоставления широкого доступа к постоянно публикуемой экологической информации;

- воспитывать экологическую культуру у детей и молодежи РА, расширить ознакомление молодежи с принципами устойчивого развития и природными особенностями республики;

- сосредоточить внимание на исследовании антропогенного влияния на окружающую среду в предгорных и горных районах РА; привлечь научное сообщество республики к разработке рекомендаций по рациональному, экологически безопасному природопользованию, охране природных ресурсов;

- перенимать опыт соседствующих регионов по использованию новых природосберегающих технологий для достижения высокого уровня экологической культуры у молодежи;

- усилить законодательно-нормативный контроль за использованием природных ресурсов. поддерживать на федеральном и региональном уровне самобытность, культуру и экологические традиции коренных народов в Адыгее;

- повысить эффективность экологической культуры через создание специализированной комиссии в одном из Комитетов Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея;

- органам и учреждениям культуры (библиотеки, музеи, театры), обеспечить духовно-нравственную и информационную поддержку экологических проектов.

Заключение

В настоящее время между государствами стираются границы, уничтожается культурная спецификация, а поскольку природа и её ресурсы общие и принадлежат всему человечеству, постольку проблема глобального «экокризиса» стоит перед всеми людьми без исключения. Если погибнет Земля, то никто не сможет спастись: ни биосферные, ни потребительские государства. Ни у кого нет альтернативы покинуть Землю, основав цивилизацию на какой-либо пригодной для жизни планете (как таковая не существует), поэтому каждый должен решить для себя, как ему относиться к природе, окружающему миру, выработать в себе «экологическую культуру», только тогда станет возможной решение проблемы деградации планеты. Поэтому сейчас, практически в спешке, люди создают экологические дисциплины, вводят преподавание экологии в школе, приучают молодых членов сообщества уважать природу, не вмешиваться в естественные процессы, любить окружающий мир, бережно относиться к её богатствам. Но, несмотря на это, уровень экологической культуры остаётся крайне низким. Во многом ресурсы растрачиваются нерационально, мало возвращается обратно в природу. Во многом человек воспринимает природу как бездонный сосуд, из которого можно брать бесконечное количество богатств и ресурсов. Вместо рационального подхода господствует потребительский. Например, огромное количество древесины идёт на изготовление бумаги, а используется она особенно в России крайне не рационально. Возможно также, что потребительское отношение в нашей стране к природе происходит оттого, что территория России имеет необозримые просторы, люди думают, что богатств хватит на всех, что их бесконечное количество, поэтому их можно не беречь, однако это неверное отношение.

От уровня экологической культуры зависит вопрос выживания человечества: сможет ли человек остаться на нашей планете, или его ждёт вымирание? Именно на такую дисциплину как «экологическая культура» сегодня возложена миссия спасения человечества, выработки механизмов противодействия вымиранию и гибели. Поэтому необходимо внимательнейшим образом подойти к проблеме экологического кризиса, и противодействовать ему посредством образования и путём пересмотра, как достижений цивилизации, так и всего законодательства. Становление экологической культуры открывает путь к созданию экологически ориентированного общества, т.е. общества, построенного на экологических принципах. Новый тип общества, основанный не на изменении внутрисоциальных отношений, как было ранее при замене одной общественно-экономической формации на другую, а на изменении взаимоотношений человека с природой, требует принципиально новых представлений о том, что считать критерием лучшего, прогрессивного. Человек живет с природой. Природа для человека не может быть лишь исходным пунктом, который должен быть им преобразован.

Экологическая культура - процесс осознания человеком своего природного и одновременно социального бытия. Усвоение социокультурных норм, стандартов, образцов поведения проходит через формирование отношения человека к среде обитания, а социокультурные практики, преломляясь через субъективный мир личности, влияют на состояние социального и природного пространства. Многосторонний процесс формирования экологической культуры складывается из национальных и общечеловеческих, материальных и духовных ценностей, образовательной, информационной, правовой жизни общества.

Экологическая культура' определяет характер и закономерности социоприродных взаимодействий, уровень экологического благополучия, физического и социального здоровья людей, помогает найти способы оптимизации качества социально-экологического пространства на глобальном, региональном и локальном уровнях, в конечном счете, она становится катализатором качества окружающего пространства.

Основная проблема экологической культуры сфокусировалась на существующих противоречиях между неблагоприятным состоянием окружающей природной среды и требованиями, предъявляемыми к ней со стороны общества, между растущими социальными потребностями, запросами, нуждами человека и характером его социокультурной активности, массового поведения. Человек начинается с сознания и поведения, а также их взаимодействия в соответствии с требованиями окружающей среды и общественных отношений. Качество экологической культуры в значительной степени характеризуется совокупностью деятельностных составляющих: уровнем экологической грамотности и информированности населения, их заинтересованности в такой информации, уровнем природоохранной активности.

Оценка экологического восприятия природы показала, что среди современной молодежи очень мало тех, кто относится к ней как наивысшей социокультурной ценности. Кроме того, наиболее важный в воспитании и социализации граждан социальный институт - семья - оказался полностью непричастным к формированию экологической культуры.

Ухудшение качества естественной среды обитания и, как следствие, состояния здоровья населения уже не позволяет рассматривать проблемы экологии и здравоохранения изолированно друг от друга, а диктует потребность их осмысления в целях сохранения общественного здоровья. Между ухудшением экологической ситуации и состоянием здоровья населения давно выявлена прямая зависимость. Превышение смертности-над рождаемостью в современной России также во многом связано с экологическим неблагополучием нашей страны.

В то же время высокая всеобщая озабоченность состоянием окружающей среды, заинтересованность всех категорий населения, особенно юношества, в экологической информации, признание обязательности и регулярности экологических рейдов и субботников свидетельствуют о высоких социокультурных резервах и потенциальной готовности современной молодежи к природоохранной деятельности, формирующей стандарты и образцы экологической культуры. Однако это сознание обеспокоенности реализуется лишь в самом общем виде, оно не связывает существующее положение с действиями конкретных социальных групп своими поведенческими актами. Новое поколение привыкло жить в состоянии экологической угрозы и уже не воспринимает ее как таковую.

Время противопоставления общества и природы прошло. Общество нельзя более воспринимать как нечто автономное, независимое от природы. Экологические проблемы в большей мере следует рассматривать не как относящиеся к окружающей среде, а во взаимодействии с развитием человеческой цивилизации. Экстремальные погодные явления, когда температуры приземного воздуха, виды и объёмы выпадающих осадков продолжают бить рекорды за все время метеорологических наблюдений, участившиеся природные и техногенные катастрофы заставляют по-новому оценивать перспективы так называемых глобальных изменений - то ли наступления нового ледникового периода, то ли устрашающего потепления. Весьма примечательна в этом отношении разноголосица специалистов разных отраслей естествознания, что передает, на наш взгляд, растущую растерянность науки перед наступлением действительных природных катаклизмов.

Примечательно и другое - наблюдается все более полная связь между действиями человека, способами освоения природы и её состоянием. Поэтому важно отрешиться от сознания, что модернизационные риски и опасности могут быть решены в рамках исследования лишь сугубо социальных процессов. Природа ныне уже не может быть мыслима вне взаимодействия с обществом, вне учета его состояния, степени рационализации принимаемых решений и реальной деятельности человека, их последствий. Слепая вера в прогресс, в возможность постепенного и систематического овладения человеком своей внутренней и внешней природой - миф, который может быть выгоден лишь сиюминутному интересу политиков.

Нельзя не видеть явной тенденции, свойственной современному российскому социуму, которая состоит не только в дефиците гуманизма, отражающего реальную потребность в снижении опасности и рисков, связанных с варварским отношением к природе, но и в отсутствии заметного продвижения на пути обретения новой экологической культуры нашим обществом. Необходимы не только мониторинговые социально-экологические исследования, но и реальные шаги по формированию социоэкосистемы, состоящей из природной, социально-экологической и социально-экономической подсистемы. Процент раскрываемости экологических преступлений в России крайне низок. Причины этого разнообразны - от несовершенства уголовного законодательства и отсутствия достоверных методик оценки причиненного ущерба до прямого игнорирования нормативных требований руководителями предприятий, загрязняющих окружающую среду токсичными отходами, наносящими вред здоровью населения.

Победа экологической модернизации вызывает ряд сомнений и вопросов. Постмодернизм, информационное общество, экологическая модернизация оказываются не совсем тем, чего от них ожидали в начале 1990-х годов. «Смена дискурса от экологической угрозы к устойчивому развитию, произошедшая примерно в 90-е годы XX века давала надежду преодолеть, наконец, противостояние общества pi природы. Идея устойчивого развития содержала в себе понятия глобального равенства, справедливости и прав человека- как внутренних аспектов решения экологических проблем. В принципе, это соотносилось с культуролистским убеждением в том, что экологические проблемы есть в. первую очередь проблемы человеческих отношений, культуры и политики. Однако эта идея не была признана культурной и не была встречена революцией в современной культуре, но была заменена грандиозной идеей «управления планетой Земля посредством технологического знания». То же самое происходит не только в теории, но и на практике. Европейский союз ответил на экологический вызов глобального потепления изъятием из этой проблемы всякого социального и культурного смысла, рассматривая ее только с позиций новых энергетических технологий и устанавливая общеевропейские стандарты. Успехом прошедших десятилетий можно считать экологически ориентированного потребителя, о чем свидетельствует возникновение и развитие «зеленых» рынков и рост заинтересованности компаний в производстве экологически чистой продукции. Однако новая экологическая парадигма так и не сложилась до конца, а доминирующей постепенно становится инструменталистская, менеджерская, стандартизирующая парадигма, лишенная человеческого смысла. Пока основные проблемы загрязнения во многом решаются за счет развивающихся стран, куда переносят наиболее грязные виды производства. Последние события, например, отказ США от подписания Киотского протокола, говорят о том, что экономические интересы снова выдвигаются на приоритетные позиции, отодвигая интересы охраны среды на второй план. А согласно концепции экомодернизации, экономические и экологические интересы стали взаимозависимыми, взаимодополняющими и неотделимыми друг от друга. Вопросы взаимодействия общества и среды и проблемы общественных отношений, связанные с этим взаимодействием (или вызванные им), остаются открытыми и требуют дальнейших исследований.

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Хапай, Нафисет Асхадовна, 2009 год

1. Агиров, А.Х. Биоэкологический мониторинг в республике Адыгея: состояние и перспективы / А.Х. Агиров // Экология и мы: материалы Республиканской конф. по охране природы / под. ред. Н.Г. Березкина. -Майкоп: Изд-во газеты «Сов. Адыгея», 1995. С. 19-23.

2. Аксенова, О.В. Генезис социально-экологической рефлексии на западе во второй половине XX века / О.В. Аксенова // Социс. 2004. - № 9. - С. 6876.

3. Аксенова, О.В. Централизация власти локализация экологической политики / О.В. Аксенова // Социс. - 2007. - № 8. - С. 18-25.

4. Афасижев, Т.И. Социология: учеб. пособие / Т.И. Афасижев. Майкоп: Аякс, 2005.-134 с.

5. Афасижев, Т.И. Феномен единства человека и природы / Т.И. Афасижев, А.Х. Агиров. Майкоп: Изд-во АГУ, 2000. - 87 с.

6. Афасижев, Т.И. Человек и окружающая среда: причинно-следственные связи / Т.И. Афасижев, А.Х. Агиров. Майкоп: Изд-во АГУ, 1997. - 116 с.

7. Афашагова, А.А. Экологический потенциал адыгского эпоса «Нартхэр» («Нарты») и его познавательно-воспитательное значение в национальной системе образования: дис. . канд. пед. наук / А.А. Афашагова. Майкоп,1999.- 184 с.

8. Афонин, А.В. Внимание экологическому воспитанию / А.В. Афонин, А. Демкина // Специалист. 1996. - № 5. - С. 18-19.

9. Багов, М.С. Естественнонаучные основы и национально-региональные аспекты экологического образования и' воспитания учащихся средней профессиональной школы: дис. . канд. пед. наук / М.С. Багов. Майкоп,2000.- 184 с.

10. Ю.Багов, М.С. Концепции естествознания и основы экологии / М.С. Багов.

11. Нальчик: Эльбрус,1997. -287 с. 11.Багов, М.С. Этно-региональный компонент экологического образованияучащейся молодежи Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии / М.С. Багов. Нальчик, 1999. - 136 с.

12. Банников, А.Г. Основы экологии и охрана окружающей среды / А .Г. Банников, А.А. Вакулин, А.К. Рустамов. — 4-е изд., перераб. и доп. М.: Колос, 1999.

13. Бауман, 3. Глобализация. Последствия для человека и общества: пер. с англ. / 3. Бауман. М.: Весь Мир, 2004.

14. Бек, У. Общество риска. На пути к другому модерну: пер. с нем. / У. Бек. — М.: Прогресс-Традиция, 2000.

15. Белозеров, B.C. Этнодемографические процессы на Северном Кавказе / B.C. Белозеров. Ставрополь, 2000.

16. Бородин, А.И. управление предприятием и экология: перспективы экомаркетинга и экоаудита / А.И. Бородин // Общественные науки и современность. 2006. - № 2. - С. 89-97.

17. Бродман, Б.Б. Экологическая специализация России в глобализирующемся мире: проект стандартного решения / Б.Б. Бродман // Общественные науки и современность. 2006. - № 2. - С. 78-87.

18. Будыко, М.И. Глобальная экология / М.И. Будыко. М.: Мысль, 1977. -327 с.

19. Вайнер, Д. Экология в советской России. Архипелаг свободы: заповедники и охрана природы / Д. Вайнер. М.: Прогресс, 1991.

20. Василенко, И.А. Диалог культур, диалог цивилизаций / И.А. Василенко // Вестник РАН. 1996. - Т. 66, № 5. - С. 5-7.

21. Вернадский, В.И. Проблемы биогеохимии / В.И. Вернадский // Труды биогеохимической лаборатории. 1980. — Вып. XVI.

22. Водопьянов, П.А. Глобальные проблемы современности / П.А. Водопьянов // Социология: энциклопедия / сост. А.А. Грицанов и др. Минск: Книжный дом, 2003. — С. 227.23 .Вознесенский, А. Экология культуры / А. Вознесенский. Ростов н/Д: Учитель, 2006.-318 с.

23. Гирусов, Э.В. Устойчивое экоразвитие путь к ноосфере / Э.В. Гирусов, Г.В. Платонов // Вестник Московского университета. Сер. 7. - 1997. - №3.

24. Глазычев, B.JI. Социально-экологическая интерпретация городской среды / В Л. Глазычев. М.: Наука, 1991. - 192 с.

25. Данилов-Данилян, В.И. Исследования проблем в семье, рождаемости и воспроизводство / В.И. Данилов-Данилян, В.М. Карев и др. М.: Энциклопедия, 2003. - С. 158-174.

26. Дежникова, Н.С. Экологическая культура: грани восприятия / Н.С. Дежникова // Биология в школе. 1995. - № 3. - С. 20-23.

27. Демина, Т.А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды: пособие для учащихся старших классов общеобразовательных учреждений / Т.А. Демина. М.: Аспект Пресс, 1998.

28. Дэнлап, Р.Э. Здоровье планеты / Р.Э. Дэнлап, Д.Г. Гэллап, A.M. Гэллап // Социс. 1992. - № 12. - С. 11-32.

29. Ельчанинов, М.С. Природная среда и модернизация / М.С. Ельчанинов // Социс. -2007.-№ 8.-С. 12-17.

30. Еляков, А. Д. Информатизация общества (философско-экономический анализ внедрения информационных технологий) / А.Д. Еляков. — Самара: Изд-во СГЭА, 1999. 203 с.

31. Ермаков, Д.С. Анализ детских экологических рисунков / Д.С. Ермаков, Н.Н. Ермакова // Между школой и университетом: тез. докл. 2-й Междунар. конф. по непрерывному экологическому образованию. Тула, 1996. - С. 192-193.

32. Ермаков, Д.С. Учимся решать экологические проблемы / Д.С. Ермаков, И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина. — М.: Школьная пресса, 2002.

33. Ермаков, Д.С. Экологическое образование: мнение экспертов и школьников / Д.С. Ермаков, Ю.П. Петров // Социс. 2004. - № 9. - С. 6467.

34. Жидков, В. Культура как «генетический код человечества» / В. Жидков // Общество и экономика. — 2001. — № 9.

35. Ильин, В.И. Общество потребления. Теоретическая модель и российская реальность / В.И. Ильин // Мир России. 2005. - № 2. С. 3-39.

36. Историческая экология и историческая демография: сб. науч. ст. / под ред. Ю.А. Полякова. М.: РОССПЭН, 2003. - 384 с.

37. Казанов, Х.К. Культура адыгов / Х.К. Казанов. Нальчик: Эльбрус, 1993. -256 с.

38. Казанов, Х.М. Ценностные ориентации студенчества Республики Адыгея / Х.М. Казанов, И.Г. Дагамук // Известия ЦСИ МГТИ. 1998. - С.40-44.

39. Калинин, В.Б. Формула экологического образования / В.Б. Калинин // Экология и жизнь. 1996. - № 1. - С. 38-44.

40. Кинг, А. Первая глобальная революция: доклад Римскому клубу / А. Кинг, Б. Шнайдер.-М., 1994.

41. Коган, JI.A. Закон сохранения бытия / JI.A. Коган // Вопросы философии. -2001.-№4.

42. Комаров, М.С. Социология: учеб. пособие / М.С. Комаров. М.: Аспект Пресс, 2003.-462 с.

43. Коммонер, Б. Замыкающийся круг. Природа, человек, технологии / Б. Каммонер. — Л.: Гидрометеоиздат, 1974.

44. Коробкин, В.И. Экология / В.И. Коробкин, JT.B. Предельский. Ростов н/Д: Феникс, 2001.

45. Кравченко С.А., Красиков С.А. Социология риска: полипарадигмальный подход. М.: Анклл, 2004.

46. Краснов Е.В., Кривошеев В.В. Социальная экология: от науки к реальности

47. Социс. 2006. - № 7. - С. 93.

48. Кузнецов, В. Российская идеология: Опыт социологического исследования формирования российской идеологии XXI века / В. Кузнецов. М.: Книга и бизнес, 2004. - 552 с.

49. Кульпин, Э.С. Социоестественная история: предмет, метод, концепция / Э.С. Кульпин. -М.: Открытый университет, 1992.

50. Культурология XX век: словарь. СПб., 2007.

51. Кун, Т. Структура научных революций: пер. с англ. / Т. Кун. М.: ACT, 2003.-605 с.

52. JIanno, А.В. Следы былых биосфер / А.В. Jlanno. М., 1979.

53. Лаптев, И.Д. Экологические проблемы современности / И.Д. Лаптев. М., 2008.

54. Левин, В.А. Формирование экологической культуры как приоритет региональной экологической политики / В. А. Левин // Развитие региональных систем экологического образования: материалы Всерос. конф. Пермь: Изд-во ПГПУ, 2000. - С. 3-26.

55. Лурье, С.В. Психологическая антропология: история, современное состояние, перспективы: учеб. пособие / С.В. Лурье. — М.; Екатеринбург: Акад. проект: Деловая книга, 2003. 624 с.

56. Лызь, Н.А. Экологическое образование как средство развития экологического сознания личности студентов технического вуза: автореф. дис. . канд. пед. наук / Н.А. Лызь. Таганрог, 1998. - 20 с.

57. Львова, В.Ю. Формирование экологическое культуры у подростков в учебно-воспитательном процессе средней общеобразовательной школы: автореф. дис. канд-. пед. наук / В.Ю. Львова. — Чебоксары, 1998. 17 с:

58. Майерс, Д. Социальная психология: интенсивный,курс: пер. с англ. СПб.; М.: Прайм-ЕВРОЗНАК: ОЛМА-Пресс, 20041 - 512 с.

59. Макаров, Е.Д. Педагогические основы формирования экологической культуры учащихся якутской школы: дис. канд. пед. наук / Е.Д. Макаров. -Якутск, 1994.-135 с.

60. Маркович, Д.Ж. Глобализация и экологическое образование / Д.Ж. Маркович // Социс. 2001. -№ 1. - С. 17-23.

61. Маркс, К. Немецкая идеология / К. Маркс и Ф. Энгельс. М.: Политиздат, 1933.-612 с.

62. Маслеев, А.Г. Антропологический смысл русского космизма / А.Г. Маслеев. Екатеринбург, 2001.

63. Массовая культура: учеб. пособие для вузов / К.З. Акопян и др. М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2004. - 304 с.

64. Медоуз, Д.Х. За пределами роста / Д.Х. Медоуз, Д.М. Медоуз, Й. Рандерс. -М.: Прогресс: Пангея, 1994.

65. Межжерин, В. Человек экологический / В. Межжерин // Зеркало недели. -2001. -23 авг.-1 сент.

66. Межуев, В.М. Культура и история / В.М. Межуев. М.: Мысль, 1977.

67. Моисеев, В.И. Логика добра: нравственный голос Владимира Соловьева / В.И. Моисеев. М.: УРСС, 2004. - 400 с.

68. Моисеев, Н.Н. Человек и биосфера / Н.Н. Моисеев. М.: Просвещение, 2005.

69. Мэмфорд, Т. Техника и природа человека / Т. Мэмфорд. — М., 1989.

70. Наука Адыгее: материалы науч.-практ. конф. ученых Адыгеи, 14-16 апреля 1993 г. - Майкоп: Меоты, 1994.-271 с.

71. Национальная стратегия экологического образования в Российской Федерации // Приложение к журналу «Вестник экологического образования в.России».- 2000. -№ 1.

72. Новая постмодернистская волна на Западе: антология / под ред. В.Л. Иноземцева.-М.: Academia, 1999.

73. Новожилова, Е.О. Социология глобальных экологических процессов / Е.О. Новожилов // Социс. 2008. -№ 9. - С. 59-67.780 средствах массовой информации: Закон РФ // Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации. — М., 1996. С. 7.

74. Образование для решения экологических проблем: программа развития АСЭКО // Вести СОЭС. 2000. - № 3. - С. 3-6.80.0мигов, В.И. Экологическая преступность / В.И. Омигов // Социс. 2005. -№7.-С. 104-106.

75. Осипов, Ю.С. Лицом к науке: о научно-технологической стратегии России в XXI в. / Ю.С. Осипов, С.М. Рогов. М.: Наука, 2004. - 32 с.

76. Отношение школьников к природе / под ред. И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной. М.: Педагогика, 1988.

77. Печчеи, А. Человеческие качества / А. Печчеи. М.: Прогресс, 1989.

78. Плахов, В. Д. Западная социология XIX-XX вв.: от классики до постнеклассической науки: эпистемологическое обозрение: учеб. пособие / В.Д. Плахов. СПб.: Изд-во юрид. ин-та, 2003. - 384 с.

79. Поганева, Е.А. Глобальные экологические изменения на современном этапе / Е.А. Поганева. — Краснодар: Учитель, 2006. 129 с.

80. Программа действий. Повестка для XXI века. Документы в Рио-де Жанейро. — Женева, 1993.

81. Проект концепции Программы биосферных и экологических исследований АН СССР на период до 2015 г. // Вестник АН СССР. 1988. - № 11. - С. 516.

82. Проскурина, В. Под угрозой — здоровье нации / В. Проскурина // Правда. -1993.-29 января.

83. Райков, Б.Е. Пути и методы натуралистического просвещения / Б.Е. Райков. -М.: Изд-во АПНРСФСР, 1960.

84. Раймс, Д. Смешанная экономика в здравоохранении: проблемы и перспективы / Д. Раймс. — М., 2006.

85. Реймерс, Н.Ф. Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология / Н.Ф. Раймерс. М.: Россия Молодая - Экология, 1992.

86. Реймерс, Н.Ф. Охрана природы и окружающей человека среды / Н.Ф. Реймерс. М.: Просвещение, 2001.

87. Ремизов, И.Н. Экологическая сфера общества: современные тенденции и перспективы развития / И.Н. Ремизов. Краснодар, 1999.

88. Российская газета. 2007. - 15 ноября.

89. Рузалин, Г.И. Концепция современного естествознания / Г.И. Рузалин. -М., 1997.

90. Рыков, Н.А. Охрана природы и школа / Н.А. Рыков. Л.: Лениздат, 1961.

91. Свод статистических сведений: Россия Электронный ресурс. // Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. М., 2002. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM). - Загл. с экрана.

92. Свод статистических сведений: Россия. Южный федеральный округ. Адыгея. Экология Электронный ресурс. // Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2008. М., 2002. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM). - Загл. с экрана.

93. Скрипка, А.П. Формирование экологической культуры личности: социально-философский аспект: автореф. дис. . канд. филос. наук / А.П. Скрипка. Киев, 1990. 25 с.

94. Сосунова, И.А. социально-экологическая напряженность: методология и методика оценки / И.А. Сосунова // Социс. 2005. - № 7. - С. 94-104.

95. Социология власти // Человек и власть. 1998. - № 1.

96. Социология: энциклопедия / сост. А.А. Грицанов и др. Минск., 2003. -1312 с.

97. ЮЗ.Тысячнюк, М.С. Сценарии экологической модернизации целлюлозно-бумажных комбинатов / М.С. Тысячнюк, С.А. Тулаева, И.П. Кулясов // Социс. 2008. - № 9. - С. 68-77.

98. Угрожаемые виды // Живой мир: энциклопедия. М., 1994. - 114 с.

99. Халий, И.А. Защита Байкала / И.А. Халий // Социс. 2007. - № 8. - С. 2634.

100. Халий, И.А. Социально-экологические проблемы: научно-теоретический поиск и направления исследований: «круглый стол» / И.А. Халий // Социс. -2005.-№3.-С. 88-96.

101. Хрустал ев, В.П. Эколого-географический словарь / В.П. Хрусталев; науч. ред. Г.Г. Матишов. Батайск, 2000. - 198 с.

102. Цыганков, П.А. Тенденции классических парадигм в западной теории международных отношений / П.А. Цыганков // Общественные науки и современность. 2004. - № 2. - С. 119-130.

103. Шадже А. Ю. Национальные ценности и человек (социально-философский аспект) / А.Ю. Шадже. Майкоп, 1996. - 168с.

104. ИО.Шамилева, И.А. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России: учеб. пособие / И.А. Шамилева, В.Ф. Протасов. М.: Финансы и статистика, 1999.

105. Шевцов, А.Г. Экологическое сознание как категория социальной экологии / А.Г. Шевцов // Философские проблемы естествознания. Свердловск, 1978.-Вып. 307. - С. 33-36.

106. Шишкина, Е.А. Социокультурные практики как фактор формирования экологической культуры / Е.А. Шишкина // Социс. 2008. — № 9. - С. 7984.

107. ИЗ.Шмидхейни, С. Смена курса: пер. с англ. / С. Шмихдейни. М.: Междунар. ун-т, 1994.

108. Шухатович, В.Р. Здоровый образ жизни / В.Р. Шухатович // Социология: энциклопедия / сост. А.А. Грицанов и др. Минск., 2003. - С. 330.

109. Экология и мы: материалы республ. конф. по охране природы / под ред. Н.Г. Березкина. Майкоп: Изд-во газеты «Сов. Адыгея», 1995. - 392 с.

110. Экология: учеб. пособие для студентов пед. вузов. М.: ВЛАДОС, 2004.

111. Яницкий, О.Н. Россия как экосистема / О.Н. Яницкий // Социс. 2005. -№7.-С. 84-93.

112. Яницкий // Социс. 2005. - № 3. - С. 90.

113. Яницкий, О.Н. Факторы и ресурсы социально-экологической модернизации / О.Н. Яницкий // Социс. 2007. - № 8. - С. 3-11.

114. Яницкий, О.Н. Экологическая парадигма как элемент культуры / О.Н. Яницкий // Социс. 2006. - № 7. - С. 83-93.

115. Яницкий, О.Н. Экологическое движение в России. Критический анализ / О.Н. Яницкий. М.: Ин-т социологии РАН, 1996.

116. Яо, JT.M. Опыт создания модели экологического сознания российского общества / Л.М. Яо // Социс. 2004. - № 9. - С. 59-62.

117. A Blueprint for Survival. Harmons worth. Penguin, 1972.

118. Beck, U. Rick Society. Toward a New Modernity / U. Beck. L.: Sage, 1992.

119. Bookchin, M. Ecology and revolutionary thought / M. Bookchin // Anarchy. -1966.-Vol. 6.-P. 18-29.

120. Bookchin, M. Post Scarcity Anarchism / M. Bookchin. L.: Wildwood House, 1971.

121. Bookchin, M. Remaking society. Pathways to a green future / M. Bookchin. -Boston: South End Press, 1990.

122. Canon, W.R. Environmental Sociology: A New Paradigm / W.R. Canon, R.E. Dimlap // American Sociologist. 1978. - Vol. 13. - P. 41-49.

123. Carson, R. Silent spring / R. Carson. -N. Y.: Houghton-Miffm. 1962.

124. Catton, W.R. Environmental sociology and new paradigms / W.R. Catton, R.E. Danlop // The American Sociologist. 1978. - Vol. 13. - P. 41-49.

125. Commoner, B. The Ecology of Freedom. The Emergence and Dissolution of Hierarchy / B. Commoner. Palo Alto: Cheshire Books, 1982.

126. Corgrove, S.E. Catastrophe or Cornucopia: The Environment, Politics and the Future / S.E. Corgrover. -N. Y.: Wiley and Sons, 1982.

127. Dunlap, R.E. Struggling with human exemptionalism: the rise, decline, andrevitslization of environmental sociology / R.E. Dunlap, W.R. Catton // American Sociologist. 1994. - № 25 (1) (Spring). - P. 25-30.

128. Dunlap, R.E. Environmental Sociology / R.E. Dunlap // Organizaiton and Environment. 2002. - Vol. 15, № 1. - P. 10-29.

129. Giddens, A. The consequences of modernity / A. Giddens. Cambrige: Polity Press, 1990.

130. Gore, A. Earth in the Balance. Forging a New Common Purpose / A. Gore. -L.: Earthcan Publications, 1992.

131. Grover, F. Deep Ecologyand Subjectivity / F. Grover // Society and Nature. -1992. № 2, September-December. - P. 91.

132. Hardin, G. Tragedy of Commons / G. Hardin // Science. 1968. - № 162. - P. 1243-1248.

133. Risk, environment and modernity / S. Lash, B. Szerszynsk. B. Wynne (eds.). -L.: Sage/TCS, 1996.

134. The Limits to Growth: A Report for the Club of Rome's Project of the Predicament of Mankind / D.H. Meadows, D.L. Meadows, J.Randers, W. Willams. L.: Earth Island, 1972.

135. Meadows, D.H. Beyond the Limits: Global Colapseor Sustanable Future / D.H. Meadows, D.L. Meadows, J. Randers. — L.: Earthcan Publications Ltd., 1992.

136. Milbrath, L. Environmentalists: Vanguard for a New Society / L. Milbrath. N. Y.: State University Press, 1984.

137. Ecological modernization around the world: perspective sand critical debates / A.P.J. Mol, D.A. Sonnenfeld (eds.). -L.: Frank Cass Publishers, 2000.

138. Mol, A.P.J. The Refinement of Production. Ecological modernization theoiy and the chemicalindustry / A.P.J. Mol. Utrecht: Van Arkel, 1995.

139. Mol, A.PJ. Environment, modernity and the risk-society. The apocalyptic horizonof environmental reforms / A.P.J. Mol, G. Spaargaren // International Sociology. 1993. -№ 4. - P. 431-459.

140. Naess, A. The Deep Ecological Movement: Some Philosophical Aspects / A. Naess // Philosophical Inquiry. 1986. - № 8. - P. 10-29.

141. Naess, A. The shallow and the deep, long-range ecology movement: A summary Inquiry / A. Naess // Philosophical Inquiry. 1973. - № 16 (1). - P. 95-100.

142. Dunlap, R. Paradigmatic Change in Social Science: From Human Exemption to an Ecological Paradigm / R. Dunlap // American Behavioral Scientist. 1980. -Vol. 24, № l.-P. 5-14.

143. Park, R.E. Conflict and the Marginal Man / R.E. Park // Theories of society. -2000.-Vol. 2.-P. 945.

144. Pearce, D.W. Economic of natural resources and the environment / D.W. Pearce, R.K. Turner. Greate Britain: Wheatons Ltd., 1990.

145. Pepper, D. Eco-socialism. From deep ecology to social justice / D. Pepper. -London: Rosefledge, 1993.

146. Pepper, D. The roots of modern environmentalism / D. Pepper. Australia: Croom Helm, 1984.

147. Perrow, Ch. Normal accidents. Living with high-risk technologies / Ch. Perrow. USA: Basic Books, 1984.

148. Pirages, D. A Framework for Analyzing Paradigm Maintenance and Change: Paper presented at the World Congress of the International Political Science Association / D. Pirages, Rio de Janeiro, 1982.

149. Pirages, D. Ark II: Social Response to Environmental Imperatives / D. Pirages, P. Ehrlich. — San Francisco: W.H. Freeman Press, 1974.

150. Global ecology: a new arena of political conflicts / ed. by W. Sashs. L.; New Jersy: Zed Books, 1993.

151. Shumacher, F. Small is Beautiful: Economica as if people really Mattered / F. shumacher. -L.: Abacus, 1973.

152. Sszerszynsky, B. On knowing what to do: environmentalism and modem problematic / B. Sszerszynsky // Risk, environment and modernity / S. Lash, B. Szerszynsk, B. Wynne (eds.). -L.: Sage TCS, 1996.

153. Timasheff, N. Sociological Theory: Its Nature and Growth / N. Timasheff. N. Y.: Random House, 1967.

154. Van der Straaten, J. The Dutch National Environmental Policy Plan: To Choose or to Lose / J. Van der Straaten // Environmental Politics. Spring, 1992. - Vol, 1,№ l.-P. 45-71.

155. Weale, A. The new politics of pollution / A. Weale. Manchester; N. Y.: Manchester University Press, 1992.

156. White, L. The Historical Roots of Our Ecological Crisis / L. White // Science. -1967.-Vol. 155.-P. 1203-1207.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.