Движения "третьего пути" в западноевропейском политическом процессе XX века: базовые концепты, традиционалистские идеологии и инновационные технологии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.02, доктор политических наук Кабешев, Роман Владимирович
- Специальность ВАК РФ23.00.02
- Количество страниц 430
Оглавление диссертации доктор политических наук Кабешев, Роман Владимирович
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Особенности становления и развития идеи «третьего пути» в общеевропейском политическом континууме
1.1. К проблеме типологии движений «третьего пути»
1.2. Кризис европейского модернизма
1.3. Идейные истоки движений «третьего пути»
ГЛАВА 2. Идеология и политическая практика движений «третьего пути»: французский вариант
2.1. Доктрина интегрального национализма Шарля Морраса
2.2. Жорж Сорель и революционный синдикализм во Франции
2.3. Жорж Валуа и французский фашизм
2.4. Французский нонконформизм 1930-х годов
ГЛАВА 3. Германская «консервативная революция» как особая разновидность идеологии и практики «третьего пути»
3.1. Освальд Шпенглер и закат Европы
3.2. Идеи «Третьего Рейха» Меллера ван ден Брука
3.3. Вернер Зомбарт и «немецкий социализм»
3.4. Политическая теология Карла Шмитта
3.5. Э. Юнгер и немецкий национал-болыпивизм
ГЛАВА 4. Итальянский национализм, синдикализм и футуризм
4.1. Энрико Коррадини и Габриэль Д'Аннунцио и итальянский «пролетарский» национализм
4.2. Идеи революционного синдикализма в Италии
4.3. Томмазо Маринетти и политический футуризм
ГЛАВА 5. Иберийская версия «третьего пути»
5.1. Доктрина «Испанидад»
5.2. Хосе-Антонио Примо де Ривера и «Испанская Фаланга»
5.3. Идеология «нового государства»Антониу ди Оливейра Салазара
ГЛАВА 6. Закономерности и тенденции развития движений «третьего пути» в Западной Европе после второй мировой войны
6.1. ГРЕСЕ и движение европейских «новых правых»
6.2. Жан Тириар и европейский национал-коммунотаризм ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИМЕЧАНИЯ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК
Политическая философия итальянского фашизма. Становление и развитие доктрины2016 год, кандидат наук Моисеев, Дмитрий Сергеевич
Идейные истоки национал-социализма2000 год, кандидат исторических наук Артамошин, Сергей Викторович
Немецкий романтизм и формирование консервативной идеи2006 год, кандидат философских наук Милиев, Вадим Анварович
Интеллектуальное течение "консервативной революции" в политической жизни Веймарской республики2011 год, доктор исторических наук Артамошин, Сергей Викторович
Германская историография идеологии "консервативной революции" как феномена интеллектуальной истории Веймарской республики2012 год, доктор исторических наук Терехов, Олег Эдуардович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Движения "третьего пути" в западноевропейском политическом процессе XX века: базовые концепты, традиционалистские идеологии и инновационные технологии»
Актуальность темы исследования. Прошедший XX век может по праву претендовать на особое место в истории человечества, и не столько потому, что события этого века свежи в нашей памяти, сколько по скорости, тотальности и радикальности процессов и явлений, развернувшихся за эти сто лет. Век, с которым связывали надежды на процветание и прогресс человечества, на искоренение проблем голода и болезней, оказался' разрушительным и безжалостным. Его завершение- оставило в, наследство-людям больше вопросов и сомнений, нежели оптимистической уверенности в будущем человеческой цивилизации.
Безудержный технический прогресс столкнулся сегодня с проблемой «пределов роста», обусловленной конечностью земных ресурсов и участившимися экологическими катастрофами. Крушение мировой социалистической системы, повсеместное распространение либеральных ценностей, экспорт демократии в американском варианте, устанавливающей абсолютный примат прав и свобод индивидуума, вызвали эскалацию насилия, военных конфликтов, появление разного рода радикальных идеологий, породили социокультурный кризис,.выразившийся в разрушении традиционных ценностей и институтов, атомизации и обезличивании человека. Исчезновение одного вектора- напряженности по линии Восток-Запад выявило новое противостояние богатого Севера и обездоленного Юга. Налицо сегодня и кризис идентичности, характеризующийся ростом национализма и этносепаратизма. Кризисное мироощущение вновь становится доминирующим не только в обывательской среде, но и в научном, интеллектуальном сообществе.
В связи с вышесказанным все более актуальной становится проблема альтернативы в истории. Не случайно- сегодня в поисках ответов на «проклятые» вопросы современности можно наблюдать повышенное внимание к изучению истории, идейного наследия и политических проектов прошлого века - времени, когда Европа вступила в период глубокого кризиса, который одни связывают с «эпохой модернизации», другие — с «восстанием масс», третьи - с кризисом «проекта Просвещения», затронувшего' все стороны европейской жизни: экономические отношения, политический строй, социальный порядок и сами ценностные основы европейского общества. Сама критика либеральных ценностей эпохи Просвещения в трудах традиционалистов, европейских романтиков, сторонников «философии жизни», религиозных мыслителей, представляемая ранее как продукт реакционности, недальновидности, «предательства интеллектуалов», в свете развернувшихся в XX веке событий оборачивается первыми попытками глубокого и всестороннего осмысления новых европейских реалий. Не меньший интерес представляют такие сложные исторические феномены, как фашизм, большевизм, а также целый ряд других оригинальных идейных комплексов и возникших на их базе движений, таких как социальная доктрина Католической, церкви (различные аспекты которой использовали политический режим А. ди О. Салазара, а также организации «Католическое действие», «Аксьон франсез» и др.), персонализм, Э.Мунье, анархо-синдикализм Ж.Сореля, идеи немецких «консервативных революционеров», идеология европейских «новых правых», идеи «национал-коммунотаризма» и т.д., объединенных неприятием модерна, марксистских и либеральных ценностей, стремлением найти историческую альтернативу буржуазному или социалистическому (в его марксистском варианте) развитию.
Можно утверждать, что в конце XIX века в Европе начинает формироваться, а затем на протяжении XX века развивается мировоззренческий концепт «третьего' пути»- - концепт, раскрывающий образ направления социально-политического развития европейской цивилизации, альтернативного буржуазному и социалистическому.
1 Учитывая всю сложность и неопределенность концепта «третий путь», в данной работе под этим термином мы будем подразумевать по преимуществу совокупность политических идеалов, ценностных ориентаций, установок и стиля действия различных социальных общностей.
Идея «третьего пути», подразумевающего отказ от ценностей модернизма и стремление к актуализации традиции, была обоснована в творчестве широкого круга мыслителей, стала затем смыслообразующим ядром национальных идеологий и программной целью общественных движений, а также нашла практическое воплощение в политических режимах ряда стран Западной Европы.
Особую актуальность в этом контексте^ приобретает изучение движений и идеологии «третьего пути» не столько с позиций их социально-классового состава, организационной структуры, политической техники, сколько с позиций выявления и анализа их фундаментальных, ценностных установок, их роли и места в западной политической культуре.
Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования являются общая эволюция и закономерности мировоззренческого концепта «третьего пути» в широком историческом континууме. Предметом исследования являются конкретные идеологии, технологии и политическая практика движений «третьего пути» ведущих западноевропейских стран в XX веке.
Хронологические рамки исследования определяются спецификой изучаемого предмета и этапами эволюции концепта «третьего пути». Он возникает и начинает формироваться в качестве самостоятельного идейного, интеллектуального феномена примерно в последней четверти XIX века, когда ведущие европейские страны вступают в период империализма и усиленной модернизации, а идеологическое первенство начинают оспаривать либерализм, во многом утративший свою былую привлекательность, и марксизм, ставший знаменем борьбы широкого социального движения.
К началу XX века концепт «третьего пути», как альтернатива либеральной демократии и социализму марксистского типа, продолжает развиваться, главным образом, в рамках интеллектуального течения, состоящего из разного рода кружков, групп, редакций печатных изданий. Зачатки политического движения в это время только начинают формироваться. Ситуация меняется после первой мировой войны, когда, благодаря поддержке и участию демобилизованных фронтовиков, в Италии, Германии, Франции и других странах Европы появляются массовые политические движения, взявшие на вооружение идеи «третьего пути». Организационные и идеологические установки, влияние, степень радикализма этих движений значительно разнятся, но с этого момента можно говорить о «третьем пути» как полноценном политическом движении.
Следующий этап в развитии идеи «третьего пути» связан с периодом между двумя мировыми войнами. «Третий путь» реализуется как политический режим. Первым, в 1922 году, с приходом к власти Муссолини, сумело реализовать себя как политический режим фашистское движение, дав толчок развитию близких политических движений и партий в других странах. Вг 1933- году в Германии к власти пришли национал-социалисты. Годом раньше в Португалии установился-режим Салазара, в основу которого были положены принципы католической социальной доктрины. С помощью Германии и Италии были установлены консервативно-националистические режимы генерала Франко и маршала Петена в Испании и во Франции.
После второй мировой войны идея «третьего пути» больше реализуется в рамках интеллектуальных течений, представленных последователями немецкой «консервативной революции», сторонниками франкизма, обновленным «Аксьон франсез», европейскими «новыми правыми».
Все это обуславливает необходимость обращения к фактам и событиям, относящимся к широкому временному диапазону. Отсюда достаточно условные и широкие хронологические рамки исследования, охватывающие не только весь XX, но и конец XIX века.
Степень изученности проблемы.
В отечественной- исторической и политической науке пока не существует работ, в которых в комплексе рассматривались идейные истоки, идеологические и организационные аспекты движений «третьего пути». В? советской историографии данная проблематика не имела самостоятельного характера и изучалась,, главным образом, в рамках общего исследования фашизма и правого экстремизма, часто отождествляясь с последними. В этой связи, несмотря на огромный круг работ, посвященных исследованию самых разных сторон этих сложных исторических явлений, степень изученности обозначенных в работе проблем остается крайне низкой: Тем не менее, следует отметить целый ряд фундаментальных, глубоких работ, в которых^ рассматриваются конкретно-исторические, формы фашизма и дается его анализ как единого общественно-политического явления? эпохи империализма. Они позволили диссертанту сформировать общие методологические подходы к исследованию движений и идеологий «третьего; пути». Среди них работы Варги E.G., Галкина А.А., Рахшмира П.Ю., Лопухова Б.Р., Филатова Г.С., Жигалова И.И., Бланка Л.С., Михаиленко В.И. и др.[1] Несмотря на то, что значительное: внимание в данных работах уделяется анализу фашизма как политического режима и участию фашистских партий- в политической борьбе конкретных стран, в. них содержится анализ и оценка его ранних форм, так называемого протофашизма.
Идейные истоки фашизма довольно подробно изучены в работах одного из крупнейших отечественных исследователей консерватизма Рахшмира П.Ю., монографиях и статьях Одуева С.Ф, Бессонова Б.Н., Богомолова А.С., Филатова М.Н., Федотова А.В. и др.[2] Идейные и теоретические основания фашистской идеологии. рассматривались данными авторами в рамках общей марксисткой критики европейской* буржуазной философии и общественногполитической мысли. Но, несмотря? на крайне высокую степень идеологизации данного круга вопросов, считаем важным подчеркнуть, что названными авторами, в целом, признается тесная связь фашизма (понимаемого в самом широком смысле слова, как альтернатива западной либеральной демократии и идеям марксистского социализма) с полноценным, самодостаточным,, хорошо разработанным и внутренне целостным комплексом идей и воззрений, глубоко укорененным в западной философии и культуре XIX-XX веков.
Начиная с конца 1980-х годов, тематика и методы исследований проблем фашизма становятся более разнообразными и диверсифицированными. Значительная часть работ, вышедших в последние два десятилетия, посвящена анализу фашизма с позиций теории тоталитаризма, в частности, следует назвать коллективный труд под руководством Драбкина Я.С. и Комоловой М.П., работы Кара-Мурзы С., Белоусова JI.C. [3] Однако данный подход мало что добавил в изучение такого феномена, как фашизм, а также идеологий и движений «третьего пути», кроме замены одних идеологических установок другими.
Еще одной темой, в рамках которой затрагиваются рассматриваемые в работе проблемы, является изучение коллаборационизма в межвоенный' период и в годы Второй мировой войны. Здесь следует отметить многостраничную монографию Семиряги М.И., хотя, на наш взгляд, причины и истоки коллаборационизма, указанные исследователем: «сложная и противоречивая ситуация между мировыми войнами», «политическая нестабильность и нарушение моральных устоев в обществе» представляются нам слишком общими и поверхностными.[4]
Поскольку исследование идеологической компоненты тесным образом I связано с философией и историей идей, большое внимание при написании данной работы было уделено анализу монографий и статей, посвященных истории зарубежной философии, философии культуры, философии истории. Среди наиболее значимых следует отметить работы Панарина А.С., Гулыги А.В., Сидориной Т.Ю., Караулина Т.Б., Гарина Э., Федоровой М.М., Фененко А.В., Кудрявцева В.А. и др. [5]
В последнее время появился ряд работ и статей, посвященных исследованию организационных и идейных основ крупных течений и движений «третьего пути»: «Аксьон франсез», немецкой «консервативной революции», среди них исследования Петрова В.А., Вульфсон Б.Л.,
Коваленко В.Т., Степанова Н.И., Солонина K)iH., Руткевича A.M., Алленова С.Г. и др.[6] Однако большинство этих работ представляют собой небольшие журнальные статьи и эссе, сопровождающие переводы и издания работ идеологов названных движений.
Богатый фактологический материал и ценные наблюдения содержатся в работах отечественных ученых по истории и общественно-политическому развитию отдельных европейских стран, таких как Драбкин Я.С., Ратиани Г.М., Наринский М:М., Кульбакин В.Д., Борисов Ю.В., Смирнов В.П., Рубинский Ю.И., Коломиец Г.Н. и др.[7] Они позволяют рассмотреть социально-экономические, политические и идейные процессы в рамках отдельных государств на протяжении всего- рассматриваемого периода, выявить общие и особенные черты их развития и проследить изнутри складывание и действие кризисных тенденций.
В силу того, что одним из важнейших идейных фундаментов идеологий и движений «третьего пути» является религия и, в частности, католицизм, значительную помощь при написании работы имели л исследования, посвященные различным аспектам деятельности Католической церкви, роли и влиянию социальной доктрины католицизма. Среди них можно выделить работы Григулевича И.Р., Великовича JI.H., Буниной З.Б., Гарнова В.А., Бургетте А.Р, Овсиенко В.Р., Пономаревой JI.B., Ковальского Н.А. и др.[8]
В целом, характеризуя степень изученности проблемы в отечественной исследовательской литературе, можно сделать следующие выводы.
Во-первых, значительная часть работ, особенно советского периода, носит идеологизированный характер, что порой мешает формированию объективных оценок рассматриваемых в них явлений и процессов. В то же время нельзя не отметить, что последние по времени работы, посвященные вышеуказанным проблемам, продолжают эту традицию, заменив марксистский подход на более современные, модные теории того же тоталитаризма.
Во-вторых, отечественные исследователи, весьма расширительно трактуя фашизм, часто отождествляли и жестко увязывали с ним целый ряд самостоятельных, оригинальных идейно-политических течений, возникших в XX веке, что приводило к крайнему упрощению и обеднению подходов и-научных результатов.
В-третьих, следует отметить, что большая часть работ посвящена, рассмотрению идеологии и практики фашистских режимов в Германии и Италии, тогда как ранние формы фашизма в этих государствах и других странах Европы и особенно широкое «антимодернистское» течение конца XIX начала XX веков, в котором фашизм был лишь одним из направлений, остаются слабо изученными.
В-четвертых, отечественная историография, очень подробно и обстоятельно разрабатывающая социально-классовую и организационную структуру фашистских партий и движений и их аналогов после второй мировой войны, экономические, политические и идеологические аспекты возникновения и развития фашистских режимов, гораздо меньшее внимание уделяла их духовно-ценностным, культурным основаниям. Это в полной мере относится и к оценке роли церкви и религии в формировании личностных и общественных парадигм поведения. Тем не менее, в последнее время появляется целый ряд работ, пытающихся отойти от жестких детерминистских установок в исследовании фашизма и близких ему идеологий и движений. Это предопределило особенность современной литературы по данной проблематике, имеющей междисциплинарный характер.
В этих условиях можно констатировать, что, несмотря на усиливающееся внимание к рассматриваемым в работе проблемам, серьезных исследований и особенно новых подходов пока еще не появилось. Целый ряд тем остается очень слабо изученными, в частности, французский нонконформизм 1930-х годов и послевоенная идеология европейского национал-коммунотаризма.
Цель и основные задачи исследования. Основная цель диссертационного исследования состоит в комплексном анализе и концептуально-целостном осмыслении развития идейно-политического содержания и организационных форм движений "третьего пути" как субъекта и участника западноевропейского политического процесса XX века. Для осуществления этой цели была предпринята попытка решить не только конкретно-теоретические, но и методологические вопросы обоснования эвристических возможностей социокультурного1 подхода к исследованию феномена "третьего пути".
Достижение этой цели потребовало решения следующих задач:
• рассмотреть понятие "третий путь как концепт политологического исследования, определить конкретные методологические приемы и установки в анализе движений "третьего пути", их типологию и историческую периодизацию, охарактеризовать социально-исторические предпосылки и идейно-теоретические истоки формирования движений "третьего пути";
• исследовать сущность идеологии и политики движений "третьего пути" во Франции;
• выявить особенности "консервативной революции" в Германии как проекта "третьего пути";
• показать специфику итальянского варианта "третьего пути";
• раскрыть характерные черты иберийской версии "третьего пути";
• охарактеризовать закономерности и тенденции развития движений "третьего пути" в Западной Европе после Второй мировой войны. Постановка проблемы.
Решение этих задач предполагало исследование методологических оснований концепта "третий путь" как совокупности политических идеалов, ценностных ориентаций, установок и стиля действия различных социальных общностей; генезиса идейно-мировоззренческого комплекса "третьего пути", главных черт относительного единства движений "третьего пути".
Кроме того, важно было дать обобщенную характеристику базовых для движений "третьего пути" парадигм - неприятия идейного наследия Просвещения, либерализма, марксистского социализма. Неизбежна более детальная классификация основных целерациональных установок и ориентации социальных групп и общественных движений "третьего пути" -органицизма, элитизма, традиционализма и т.д. В уточнении нуждаются масштабы политического участия движений "третьего пути" в социально-политических трансформационных процессах в Западной Европе XX века.
В триаде: идейное течение - политическое движение - политический режим, основной акцент в работе сделан на анализе первых двух этапов и форм реализации концепта "третьего пути". Это обусловлено, во-первых, высокой степенью изученности в исторической и политической науках фашистских и близких к ним политических режимов, а, во-вторых, формы и методы их функционирования мало что дают для решения поставленных нами задач, являясь универсальными и весьма распространенными в политической практике того времени, в том числе и демократических государств. Учитывая широкий временной диапазон, масштаб и сложность задач исследования, в работе главное внимание сконцентрировано на наиболее крупных и самодостаточных идеологиях и движениях XX века, внесших наибольший вклад в развитие идейно-мировоззренческого комплекса и политической практики "третьего пути", а география исследования ограничена ведущими континентальными западноевропейскими державами: Францией, Италией, Германией, Испанией, Португалией.
Методологической основой диссертации являются:
• общетеоретические политологические положения о системно-структурном подходе в познании сложных общественных реалий;
• идеи взаимосвязанности и взаимообусловленности политических, социальных, идеологических факторов в политических процессах;
• комплексное рассмотрение исторических обстоятельств формирования и эволюции политических идеологий и движений;
• принцип временной дискретности, отвергающий жесткий детерминизм в развитии общества и восходящей линии» его развития;
• принцип реактивности, в котором выражается специфическая динамика культуры, предполагающая развитие последней по законам контраста в системе «вызов-ответ», нежели экстраполяции и преемственности;
• принцип альтернативности, носящий объективный характер и обуславливающий равную возможность развития истории и политических систем по различным сценариям.
В диссертации использованы такие методы исследования как:
• метод восхождения от абстрактного к конкретному;
• принцип единства объективного и субъективного;
• анализ и синтез источников и материалов;
• историко-генетический подход, позволяющий проследить эволюцию изучаемого процесса во временной протяженности;
• сравнительный метод;
• структурализация, позволяющая выделить в изучаемом явлении системообразующие факторы;
• различные приемы методологического анализа и классификации;
• систематизация и обобщение полученных выводов и результатов.
Эмпирическая база исследования представлена теоретическими трудами представителей философских и идейно-политических течений, внесших вклад в развитие идеи «третьего пути», такими, как: Ж.де Мэстр, JI. де Бональд, Э.Ренан, И.Тэн, Ф.Ницше, А.Бергсон, Доносо Кортес и др. Анализ данной группы источников дает возможность выявить и рассмотреть идейные истоки и общие теоретические, философские основания «идеи третьего пути». В рамках этой группы следует особо выделить документы и материалы Католической церкви и, в частности, энциклики и буллы, касающиеся ее социальной доктрины. Важность этих источников обусловлена местом и ролью религии в идеологии «третьего пути», а также в силу того, что христианская социальная мысль была одним из принципиальных источников ее появления, передав ей такие фундаментальные идеи, как «корпоративизм» и «солидарность».
Работы и статьи Ш.Морраса, М.Барреса, Ж.Сореля, Ж.Валуа, Э.Мунье, Рамира де Маэсту, М. Унамуно, М. ван ден Брука, О.Шпенглера, К.Шмитта, Э.Юнгера, Э.Некиша, Маринетти, Г. Д'Ануннцио, Э.Коррадини, А. де Бенуа, Ж.Тириара и др. дают возможность проследить пути эволюции концепта «третьего пути», ее конкретные национальные формы.
Программные документы и периодические издания движений и организаций, возникших на базе концепта «третьего пути» или взявших его*в качестве политической программы: «Аксьон франсез», революционный синдикализм, «молодые правые», «новые правые», «консервативная революция», футуризм и др., позволяют рассмотреть политические формы, реализации концепта «третьего пути» и проследить его трансформацию на стадии политического движения, а также выявить организационные формы и методы политического действия.
Политические доктрины и программные документы ведущих политических сил, правящих партий, правительств и парламентских фракций позволяют выявить роль и место идеологий и движений «третьего пути» в политической системе рассматриваемых государств и Европы в целом, дают возможность рассмотреть механизмы и степень влияния на последнюю.
Научная новизна настоящего диссертационного исследования состоит в том, что автор впервые на основе обширного эмпирического материала осуществил комплексный политологический анализ идеологии и практики движений «третьего пути» в Западной Европе в XX веке. В' диссертации представлены новые способы обоснования их единства, включающие, в частности, выделение фундаментальных мировоззренческих установок, как главного элемента такого единства. На основе сравнительного анализа широкого круга конкретных политических доктрин в области рассматриваемой проблематики сделан вывод об их специфике и. взаимодополняющем характере. В работе уточняются некоторые не'совсем корректные подходы и оценки, существующие в отечественной литературе; и вводятся в научный оборот целый ряд оригинальных источников.
К наиболее существенным результатам работы относятся:
• Определение места и роли концепта «третьего пути» и построенных на его основе движений и идеологий в западноевропейском политическом процессе и политической культуре XX века. На целом ряде репрезентативных примеров автор показывает, что данный концепт несет в себе комплекс воззрений и духовно-ценностных оснований, определяющих миссию, цель и характер существования и развития европейской цивилизации, явившись ответом на те кризисные явления, с которыми, последняя столкнулась на рубеже XIX-XX веков.
• Выявление и анализ основных направлений и этапов эволюции исследуемых движений и идеологий, а также факторов, определяющих этот процесс в широком временном континууме. В частности, отмечается отказ данных движений от политики «прямого действия» и перенос основной своей деятельности в плоскость идейной борьбы, а также создание единой сети организаций, выходящих за. рамки не только национальных государств, но и европейского континента.
• Анализ целого ряда идейно-политических течений, таких как французский нонконформизм, европейский* национал-коммунотаризм и т.д., которые оставались слабо или совершенно неизученными в отечественной политической науке.
В" научный оборот введены оригинальные документы деятельности идейно-политических течений и движений «третьего пути». Среди них - ранние политические работы, Ю.Эволы, А.Марка, Э.Некиша, Ж.Тириара; периодические издания организаций «Новый, порядок», «Молодая Европа», «Кружок Прудона» и т.д.
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
• теоретическое осмысление идей и концепций1 «третьего пути» позволит осознать пределы, и логику протекания фундаментальных политических процессов в рамках современной цивилизации;
• его-результаты могут быть использованы в процессе практической разработки альтернативных сценариев и парадигм развития отдельных государств и целых сообществ;
• результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе в виде специальных курсов и включения отдельных тем в основные курсы, читаемые на гуманитарных факультетах вузов;
Положения; выносимые на защиту.
1. Вводимый диссертантом, термин «третий путь» обозначает не движения и идеологии, эклектично- вобравшие элементы марксизма и. либерализма (социал-демократия) или уклоняющиеся от данного противостояния, а те движения, которые вместо выбора между двумя полюсами данной дилеммы выносят их за. скобки, стремятся проникнуть к первичной реальности; или первичной интенции. Третий путь - это разрыв с философией модерна, полагающейся на прогресс, это путь, «возвращения», который не следует понимать в буквальном историческом смысле и связывать с определенным порядком, а скорее нормативно, как постижение законов предустановленного порядка.
2. Идеология «третьего пути» является самостоятельным, целостным и концептуально оформленным комплексом различных идей и воззрений, базирующимся на ряде общих духовно-ценностных оснований, определяющих миссию, цель и характер существования и развития1 европейской цивилизации, явившись во многом ответом на те вызовы, с которыми столкнулась последняя на рубеже XIX-XX веков.
3. Главным источником, отправной точкой и методом ее формирования является глубокая, всесторонняя, радикальная критика всего комплекса идей Просвещения, того социального, экономического, политического и идеологического порядков, которые на нем основаны. Однако данная критика не отрицает такие базовые для человеческого общества категории, как свобода, труд, собственность и др., наполняя их собственным содержанием.
4. Несмотря на многообразие форм и методов реализации идей «третьего пути», обусловленных национальными особенностями и конкретной исторической ситуацией, существует ряд общих мировоззренческих принципов, к которым относятся: органицизм, элитизм, признание абсолюта, предустановленного порядка вещей, примата традиций и т.д.
5. В своем развитии идея «третьего пути» проходит ряд последовательных этапов: идейное течение до первой мировой войны, политическое движение и политический'режим в межвоенный период. После второй мировой войны, с крушением фашистского и национал-социалистического режимов, идеология «третьего пути» существует, главным образом, как идейно-политическое течение в лице европейских «новых правых».
6. Идеологии «третьего пути» на современном этапе не теряют своей значимости, продолжая пополнять и совершенствовать свой идейный багаж, определяя свою цель как выработку альтернативных путей развития современной цивилизации.
7. Из двух парадигм современной духовной истории мира -культурологической, связанной с реабилитацией, богатейшего наследия
1 17 существующих цивилизаций, и духовно-религиозной, нравственной; связанной со спасением мира - рассматриваемые нами движения «третьего пути» наибольшее значение придают первой.
8. Социал-дарвинизм, расизм и антисемитизм не являются, определяющими для характеристики данных движений и идеологий.
Апробация работы.
Основные положения и результаты исследования были представлены диссертантом в докладах и выступлениях на международных и российских научных и научно-практических конференциях и семинарах: Актуальные проблемы американистики (ННГУ, Нижний Новгород 1999г., 2001г., 2002г., 2003г., 2005г.); «Регион в составе Федерации: политика, экономка, право»(Нижний Новгород, 1997г.), «Международные отношения в XXI веке: новые действующие лица, институты и процессы» (Москва 2000г.), «Изменяющаяся роль государства и международных организаций в современном, мире» (ННГУ, Нижний Новгород 2003 г.); IV Российский философский конгресс (Москва 2005 г.); «Место России в трансформирующейся системе международных отношений» (Москва 2002г.), XVIII международный семинар по проблемам регионализма (Сен-Венсент, Италия 1997), XXIX сессия Академии Мира и Международной Безопасности (Монако, 1997 г.), «Диалог культур и цивилизаций в современном мире» (Париж, Франция, 2002 г.).
Работа была апробирована в процессе преподавания общих и специальных дисциплин на историческом факультете Арзамасского государственного педагогического* института им. А.П. Гайдара, факультете1 международных отношений ННГУ им. Н.И. Лобачевского, в рамках международных европейских летних школ (Арзамас 1998 г., Пермь 2001 г.,-Ростов на Дону 2002г.). Материалы диссертации обсуждались на кафедре международных отношений ННГУ им. Н.И Лобачевского.
Основные положения диссертации получили отражения в четырех монографиях, ряде учебных пособий и статей, опубликованных, в том числе, в изданиях, рекомендованных ВАК.
Структура работы находится в соответствии с поставленными исследовательскими задачами. Она состоит из введения, шести глав и заключения.
Похожие диссертационные работы по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК
Идеология правомонархических организаций в России в начале XX века2012 год, доктор исторических наук Размолодин, Максим Львович
Консервативная революция в Японии: политика и идеология2004 год, доктор политических наук Молодяков, Василий Элинархович
Политический национализм в современной России (1990-2005 гг.): тенденции и противоречия2007 год, кандидат политических наук Лаптева, Юлия Игоревна
Христианские церкви в Германии и нацистское государство: 1933-1945 гг.2012 год, доктор исторических наук Бровко, Людмила Николаевна
Политика германского фашизма в области культуры в 1929-1945 гг.1998 год, доктор исторических наук Есипов, Владислав Витальевич
Заключение диссертации по теме «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», Кабешев, Роман Владимирович
Заключение
Ситуацию в Европе на рубеже XIX-XX веков определяли два важнейших, взаимосвязанных процесса: технологическая и интеллектуальная революции. К концу XIX века именно финансовый капитал, вложенный в торговлю и промышленность, занял преобладающую, руководящую роль в экономической и политической жизни передовых капиталистических держав. Причиной чего стала реализация экономических теорий либерализма, приведших к широкой экспансии богатства и власти, которая разрушила традиционные социальные нормы и подорвала традиционные нравственные ценности.
Новый технологический порядок, в свою очередь, породил глубокие социальные изменения. Перемена баланса власти и огромный рост богатства и конъюнктуры обострили конкурентную борьбу, породили социальную напряженность между индивидами, классами и государствами. Происходит повсеместное разрушение основополагающих структур традиционного общества (семья, сельская община, профессиональные и другие корпорации и ассоциации). Все отчетливее стала проявляться неспособность правящих классов интегрировать колоссально выросший качественно и количественно пролетариат, а также огромную массу «маргиналов». Одновременно с этим разворачивается мощный идейный кризис, затронувший сами основы философского и морального наследия эпохи Просвещения.
В этих условиях в конце XIX века в Европе начинает формироваться, а затем на протяжении XX века развивается мировоззренческий концепт «третьего пути», как самостоятельный, целостный и концептуально оформленный комплекс идей и воззрений, базирующихся на ряде общих духовно-ценностных оснований, определяющий миссию, цель и характер существования и развития европейской цивилизации.
Главным источником, отправной точкой и методом формирования концепта «третьего пути» и возникшего на его основе идеологий является глубокая, всесторонняя, радикальная критика всего комплекса идей
Просвещения, того социального, экономического, политического и идеологического порядков, которые на нем основаны. Это обусловило значительное число заимствований из самых разных источников: марксизма и немарксисткого социализма, анархизма и немецких романтиков, «организованного» национализма, критического либерализма и христианского традиционализма, «философии жизни» и Социальной доктрины католицизма, русской религиозной мысли, позитивизма и т.д.
Основными чертами этой критики в содержательном плане стала критика либеральных доктрин, основанных на идее «естественного права» (доктрины «естественного договора», народного суверенитета, неотъемлемых прав человека); в методологическом - критика рационализма (Разум заменяется Историей, Жизнью, Нацией и т.д.); противопоставление дедуктивным наклонностям школы «естественного права» - иррационализма действительности; введение понятия общественного организма; критика построения целого из изолированных индивидуумов и факторов, которому противопоставляется тип мышления, где понятие целого, не является простой суммой всех частей.
Однако данная критика пе отрицала такие базовые для человеческого общества категории, как свобода, труд, собственность. В действительности, этим важнейшим категориям дается иное содержание. Так, идея прогресса, как автоматического, линейного, однонаправленного процесса, заменяется идеей развития, которое имеет циклический характер и сопряжено с неким внутренним преодолением.
Таким образом, термин «третий путь» обозначает не движения и идеологии, эклектично вобравшие элементы марксизма и либерализма (социал-демократия) или уклоняющиеся от данного противостояния, а те движения, которые вместо выбора между двумя полюсами данной дилеммы, стремятся проникнуть к первичной реальности или первичной интенции. Третий путь - это разрыв с философией модерна, полагающейся на прогресс, это путь «возвращения», который не следует понимать в буквальном историческом смысле и связывать с определенным порядком, а скорее нормативно, как постижение законов предустановленного порядка.
Несмотря на многообразие форм и методов реализации идеи «третьего пути», обусловленных национальными особенностями и конкретной исторической ситуацией, существует ряд общих мировоззренческих принципов, к которым относятся органицизм, элитизм, признание абсолюта, предустановленного порядка вещей, примата традиций и т.д., позволяющих говорить о существовании идеологии «третьего пути».
В своем историческом развитии идея «третьего пути» проходит ряд последовательных этапов: идейное течение до первой мировой войны, политическое движение и политический режим в межвоенный период. Первая мировая война заставила значительное число европейцев дать оценку современного порядка и с новой силой осознать всю глубину европейского кризиса. И, наконец, она значительно увеличила и укрепила ряды сторонников идеи «третьего пути». В это время влияние движений «третьего пути» на политику европейских государств возрастает.
После второй мировой войны, с крушением фашистского и национал-социалистического режимов, идеология «третьего пути» существует, главным образом, как идейно-политическое течение в лице европейских «новых правых». Такая ситуация обусловлена, с одной стороны, дискредитацией данного ансамбля идей фашизмом и, с другой - бесспорным доминированием идей модерна в послевоенном мире, основывающимся на силе великих держав.
Идеология «третьего пути» на современном этапе не теряет своей значимости, продолжая пополнять и совершенствовать свой идейный багаж, определяя свою цель как выработку альтернативных путей развития современной цивилизации. Процесс глобализации, попытки создания однополярпого мира, разрушение государств-наций, переход современного либерализма к расизму и социал-дарвинизму заставляют искать созидательные альтернативы совместного проживания.
Из двух парадигм современной духовной истории мира культурологической, связанной с реабилитацией богатейшего наследия существующих цивилизаций, и духовно-религиозной, нравственной, связанной со спасением мира, рассматриваемые нами движения «третьего пути» наибольшее значение придают первой. Это свидетельствует о том, что секуляризация и богоборчество сделали западноевропейские народы, обладающие огромной технико-экономической мощью, неспособными к духовно-нравственному очищению во спасение себя и человеческого социума.
Социал-дарвинизм, расизм и антисемитизм не являются определяющими для характеристики данных движений и идеологий, так как были широко представлены в общественной жизни и политической практике европейских держав. Так, колониальная политика последних, которую поддерживали и либералы, и социал-демократы, и часть сторонников марксизма, базировалась во многом на идеях расизма и социал-дарвинизма. Антисемитизм был распространен в марксисткой среде, где евреи ассоциировались с угнетателями и пролетариата. И, наконец, многие сторонники идеологии «третьего пути» поддерживали и выражали симпатии сионистскому движению и не принимали расизм и антисемитизм германского национал-социализма.
Из двух парадигм современной духовной истории мира культурологической, связанной с реабилитацией богатейшего наследия существующих цивилизаций, и духовно-религиозной, нравственной, связанной со спасением мира, рассматриваемые нами движения «третьего пути» наибольшее значение придают первой. Это свидетельствует о том, что секуляризация и богоборчество сделали западноевропейские народы, обладающие огромной технико-экономической мощью, неспособными к духовно-нравственному очищению во спасение себя и человеческого социума.
Список литературы диссертационного исследования доктор политических наук Кабешев, Роман Владимирович, 2005 год
1. Источники. 1 Труды и издания «Аксьон франсез»
2. Моррас. Ш. Будущее интеллигенции М.: Праксис, 2003. - 160 с.
3. Maurras, Ch. Un debat sur le romantisme P.: E. Flammarion, 1928.- 272 p.
4. Maurras. Ch. Kiel etTanger- P.: Nouvellc Librairie Nationsle. 1921.- 401 p.
5. Maurras. Ch. Mes idees politiques P.: Fayard, 1968. - 317p.
6. Maurras. Ch. L'ordre et le desordre, les idees politique et la revolution P.: Ed. Seuil. 1948. - 235p.
7. Maurras. Ch. Romantisme et Revolution P.: Nouvelle Librairie Nationale. 1922. -29 8p.
8. Maurras. Ch. L'Action francaise et la question social P.: Difusion, SNPF. 1983. -223p.
9. Maurras. Ch. Dictateur et Roi. Manuel de l'Enquete sur la Monarchie. P. 1928.
10. Bainvillc J. Reflexions sur la politique P.: Plon, 1941. - 120p.
11. Massis. I I. Defence de la Occident P. 1927.
12. Massis. H. Maurras et notre temps P. 1961.
13. Источники немецкой «консервативной революции»
14. Шмитт. К. Политическая теология М.: «КАНОН-пресс-Ц», 2000.- 336 с.
15. Шпенглер, О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории М.: Мысль. 1993. - 663 с.
16. Шпенглер, О. Пруссачество и социализм М.:Праксис. 2002. - 240 с.
17. Шпенглер. О. Пессимизм? М.: «Крафт+», 2003. - 304 с.
18. Юнгер. Ф. Ницше М.: Праксис, 2001. - 256 с.
19. Юнгер. Ф.Г. Восток и Запад СПб.: Наука, 2004. - 369 с.
20. Юнгер.г). Рабочий. Господство и гештальт СПб.: Наука, 2002,- 539 с.
21. Schmitt С. Terre et mer. Un nouveau point de vue sur lTiistoirc mondiale. P.: Le Labyrinthc. 1985.
22. Schmitt, C. Du politique Puseaux: Pardes, 1991,- 258p.
23. Sombart, V. Le socialisme allemand. Une teorie nouvelle de la societe -Puseaux: Pardes. 1990.- 371 p.
24. Труды французских нонконформистов
25. Дрие Ля Рошель. П. Фашистский социализм СПб.: Владимир Даль, 2001.248 с.
26. Дрпе Ля Рошель, П. Дневник 1939-1945 СПб.: Владимир Даль. 2000. - 608с.
27. Мунье. Э. Манифест персонализма М.: Республика. 1999. - 559 c.
28. Marc. A. Peguy et le socialisme P.: Press d'Europe. 1973. - 184p.
29. Andrcu. P. Notre maitre M. Sorel P.: Grassel, 1953. - 338p.
30. Berdeche. M. Qu"est-ce que le Faseisme? P.: Ed. des sept couleurs, 1961.- 107p
31. Dandieu. A. Aron, R. Decadence de la nation francaise P.: Rieder. 1931. - 245p
32. Dandieu, A., Aron, R. La revolution necessaire P.: B.Grasset, 1933. - 296p
33. Maulnier, Th. La revolution du XX siecle P.: Plon, 1958.-238p.
34. Maulnier. Th. Mythes socialistes P.: Gallimard, 1936. - 198p.1. Труды Ж. Валуа.
35. Valois. G. L'homme qui vient: philosophic de l'autorite P.: Nouvelle Librairie Nationale. 1906,- 269p.
36. Valois G. Un nouvelle age de l'hummanite P.: Valois, 1929. - I87p.
37. Valois. G. Le Fascisme P. Nouvelle Librairie Nationale. 1927.- 196p.
38. Valois G. La revolution national P. Nouvelle Librairie Nationale. 1926. - 214p.
39. Труды идеологов «третьего пути»
40. Дрюмоп. Э. Еврейская Франция Краснодар: Пересвет. 2001.- 448с.
41. Маритен. Ж. Избранное: Величие и нищета метафизики М.: РОССПЭ11, 2004. - 608 с.
42. Маритен. Ж. Человек и государство М.: Идея-Пресс. 2000. - 196 с.
43. Оргега-и-Гассет, X. Этюды об Испании Киев: Новый Круг-Пор-Рояль. 1994.320 с.
44. Пеги. Ш. Наша Юность. Мистерия о милосердии Жанны Д'Арк СПб.: Наука. 2001.- 410 с.
45. Прудон. П.Ж. Что такое собственность М.: «Республика». 1998. - 367 с.
46. Унамуно, М. де О трагическом чувстве жизни Киев: Символ, 1996,- 416 с.
47. Устрялов. Н. Германский национал-социализм М.: Вузовская книга. 1999. -144 с.
48. Эвола Ю. Оседлать тигра СПб.: Владимир Даль. 2005.- 512 с.
49. Эвола Ю. Языческий империализм. М.: Арктогея. 1994.
50. Эвола. Ю. «Рабочий» в творчестве Эрнста Юнгсра СПб.: Владимир Даль. 2005. - 192 с.
51. Barres. М. Les deracines P.: Bibliotheque-Charpentier, 1897. - 491р.
52. Barres. M. Scenes et doctrines du nationalisme P.: Plon-Nourril. 1925.
53. Primo dc Rivera X.-A. Antologie. Madrid. 1954. 275p.
54. Источники теоретиков революционного синдикализма
55. Materiaux d'une theorie du proletariat. P.: Marcel Riviere, 1921.
56. Sorel G. Reflexions sur la violence. P.: Marcel Riviere. 1950.
57. D'Arislote a Marx. P.: Marcel Riviere, 1935.
58. Sorel G. Preface a Essais sur la conception materialiste de FHistoire. P.:V.Griard et E. Briere. 1897.
59. Sorel G. La Decomposition du marxisme. P.: PUF, 1982.
60. Sorel G. Introduction a l'economie moderne. P.: Marcel Riviere. 1935.
61. Berth. E. Du «Capital» aux Reflexions sur la violence P.: H. Riviere. 1932. -272p.
62. Труды и издания «новых правых»
63. Бенуа, А. де Как можно быть язычником М.: «Русская Правда». 2004. - 240 с.
64. Benoist A. de Le troisieme monde. P.: Labyrint 1987.
65. Benoist A. de Les idees endroites. P.:Copernic. 1979.
66. Benoist A. de. Les idees a I'endroite. P.: Copernic. 1979.
67. Benoist A. de. Vue de droite. P.:Copernic. 1977.
68. Breviaire anti-americain. P.: GRECE. 1992.
69. Elements pour la civilisation europeenne. 1969-1997.
70. Etudes et reeherches, 1971-1995.
71. GRECE. Dix ans de combat culturel pour une renaissance. P.: Copernic, 1977.
72. Ilebert J. Race et intelligence. P.: Copernic. 1977.
73. Julien F. Les Etats-Unis contre LEuropc. L'impossible alliance. P.: Le Labyrinthe. 1987.68. Krisis. 1988-1996.
74. Des elites pour quoi laire? (X-e colloque national). P.: GRECE. 1976.
75. Pour un gramchisme de droite (XVI-e colloque national). P.: Le Labyrinthe. 1982.
76. Le Dell de Disneyland (XX-e colloque national). P.: Le Labyrinthe. 1987.
77. Grepusculc des blocs, aurore des peuples (XXIII-e colloque national). P.: GRECE. 1990.
78. Nation et empire. Histoire et concept
79. La Troisieme Voie (XVII colloquc national). P.: Le Labyrinthe. 1984.
80. Etats-Unis: danger (XXV-e colloque national). P.:GRECE. 1992.
81. Europe: lc nouveau monde (XXVI-e colloque national). P.: GRECE. 1993.
82. Lohausen J. von Les Empires et la puissance. La geopolitiquc aujourd'hui. P.: Le Labyrinthe. 1985.
83. Maiastra: Renaissance de l'Occident? P.: Copernic. 1979.
84. Nouvclle Ecole, 1968-1996.80. Orientations. 1987-1996.
85. Panorama des idees actuelles, 1986-1995.
86. Rougier L. Celse contre les Chretiens. P.: Copernic. 1977.
87. Spengler O. Ecrits historique et philosophiques. Pensees. P.: Copernic. 1980.
88. Stcuckers R. Discours et reponses. Bruxelles: Resistance et Intervention. 1990.
89. Steuckcrs R. L'ennemi americain. Bruxelles: Resistance ct Intervention. 1995.
90. Vial P. Pour une renaissance culturelle: le GRECE prend la parole. P.: Copernic. 1977.87. Vouloir. 1987-1996.
91. Генон P. Кризис современного мира. M.: Арктогся. 1994.
92. Дугин А.Г. Мистерии Евразии. М.: Арктогея 1992.90. Милый Ангел, 1992-1993.
93. Элементы. Евразийское обозрение. 1992-1997.
94. Conscience europeenne 1985-1994.
95. Troisieme Voie, 1987-1995.
96. Les forces nouvelles, 1990-1995.
97. Les racines du iutur: Domain la France. P.: Copernic. 1977.
98. Lcsquen H. La politique du vivant. P.: Copernic. 1977.
99. Cahiers universilaires. 1962-1966.
100. Nationalisme et Republique, 1990-1995.
101. Partisan europeen, 1990-1995.
102. Монографии и сборники работ
103. Агурский. М. Идеология национал-большевизма М.: Алгоритм. 2003.- 320 с.
104. Арендт. X истоки тоталитаризма М.: ЦентрКом, 1996. - 672 с.
105. Арзакапян М.Ц. Де Голль и голлисты па пути к власти. М.„ 1990.
106. Аркан. ЮЛ. Очерки социальной философии романтизма. Из истории немецкой консервативно-романтической мысли СПб.: Наука. 2003. - 380с.
107. Белоусов, J1.C. Режим Муссолини и массы М.: Изд-во МГУ, 2000. - 368с.
108. Бессонов, Б.Н. Фашизм: идеология, политика М.: Высшая школа. 1985. -279с.
109. Бирнбаум М. Французский правящий класс. М. 1981.
110. Борисов Ю.В. Новейшая история Франции 1917-1964 М. 1966.
111. Бунин М.И. Буржуазия в современном французском обществе. М., 1978.
112. Бурдье, П. Политическая онтология Мартина Хайдеггера М.: Праксис. 2003. 272с.
113. Вебер, М. Политические работы (1895-1919) М.: Праксис. 2003,- 424 с.
114. Виппермаи. В. Европейский фашизм в сравнении 1922-1982 Новосибирск: Сибирский хронограф, 2000. - 230с.
115. Вышеслаавцев. Б.П. Сочинения М.: Раритет. 1995. - 461с.
116. Гаврилюк В.В. Распад Французской колониальной империи (1945-1959). М. 1962.
117. Гулыга. А. Русская идея и ее творцы М.: Эксмо. 2003. - 448с.
118. Данн. О. Нации и национализм в Германии 1770-1990 СПб.: Наука. 2003. -472 с.
119. Доусон, К.Г. Боги революции СПб.: «Алетейя», 2002. - 332с.
120. Желев. Ж. Фашизм. Тоталитарное государство М.: Новости. 1991. - 336с.
121. Завалько. Г.А. Понятие «революция» в философии и общественных науках:проблемы, идеи, концепции М.: АВИАРУС-ХХ1, 2003. - 272с. 1 19. Загладим В.В. Алжирская проблема. М., 1957.
122. Интеллигенция. Властью Народ. М.: Наука. 1993. -336с.
123. Ионг. Л. де Пятая колонна в Западной Европе М.: Вече. 2004. - 384с.
124. Кёмецм Б. Неоконсерватизм и «новые правые». М., 1986.
125. Кирей П.И. Алжир и Франция 1962-1971. М., 1973.
126. Ковлер А.И. Франция: партии и избиратели. М., 1984.
127. Колбов О.А. Политика США по отношению к Израилю и арабскому миру. Нижний Новгород: Издательство Нижегородского университета. 1995.
128. Коркопосенко. К. Мигель де Унамуно и русская культура СПб.: Европейский дом. 2002. - 400с.
129. Коукер, К. Сумерки Запада М.: Московская школа политических исследований. 2002,- 272с.
130. Кудрявцв. В.А. Философия пораженного духа М.: Гранд Форум. 2004. -200с.
131. Ламда Р.Г. Кризис колониального режима в Алжире 1931-1954. М., 1962.
132. Ланда Р.Г. Национально-освободительное движение в Алжире 1939-1962. М.Л962.
133. Левые в Европе XX века: люди и идеи М.: ИВИ PAII. 2000. - 466е.
134. Лобье. П. де Три града. Социальное учение христианства СПб.: Алетейя. 2001. - 412с.
135. Люкс, Л. Третий Рим? Третий Рейх? Третий путь? Исторические очерки о России Германии и Западе М.: Московский философский фонд. 2002. - 304с.
136. Матвеева. А.Г. Германская империя 1870-1914 М.: ИВИ РАН. 2002. - 162с.
137. Молчанов Н.Н. Генерал Де Голль. М., 1988.
138. Мочкин. А.Н. Рождение «зверя из бездны» неоконсерватизма М.:ИФ РАН. 2002 - 138с.
139. Наринский М.М. Борьба классов и партий во Франции. 1944-1958. М. 1983.
140. Нации и национализм М.: Парксис, 2002. - 416с.
141. Новиков Г.Н. Голлизм после де Голля. Идейная и социально-политическая эволюция. 1969-1981. М„ 1984.
142. Нольте. Э. Фашизм в его эпохе Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001. -568с.
143. Общественно-политическая мысль европейского Просвещения /Под ред. Н.М.Мещеряковой М.: «Университет». 2002. - 384с.
144. Панарин Л.С. Стратегическая нестабильность в XXI веке М.: Алгоритм. 2003. - 560с.
145. Панарин. А.С. Православная цивилизация в глобальном мире М.: Эксмо. 2003. - 544с.
146. Пономарева, J1.B. Испанский католицизм XX века М.: Наука. 1989 - 288с.
147. Проблемы экономики и политики Франции после Второй мировой войны. М. 1962.
148. Прокопов. А.Ю. Фашисты Британии. Союз Освальда Мосли: идеологи и политика (1932-1940 гг.) СПб.: Алетейя, 2001. - 474с.
149. Рамопс. И. Геополитика хаоса М.: ТЕИС. 2001. - 128с.
150. Россия между Европой и Азией: евразийский соблазн М.: Паука. 1993. -368с.
151. Рубинский Ю.И. Пятая Республика М., 1964.
152. Рубинский Ю.И. Французы у себя дома. М., 1989.
153. Руткевич. А. М. Что такое консерватизм? М.: Университетская книга. 1999. - 224с.
154. Семиряга. М.И. Коллаборационизм. Природа, типология и проявления в годы второй мировой войны М.: РОССПЭН. 2000. - 863с.
155. Смирнов В.П. Новейшая история Франции. М., 1979.
156. Смирнов В.П. Франция: страна, люди, традиции. М. 1988.
157. Степун. Ф.А. Сочинения М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН). 2000. -1000 с.
158. Токарева. Е.С. Фашизм, церковь и католическое движение в Италии 19221943 М.: ИВИ РАН, 1999 - 366с.
159. Тоталитаризм в Европе XX века. Из истории идеологий, движений, режимов и их преодоления М.: ИВИ РАН, 1996.
160. Тоталитаризм как исторический феномен М., 1989.
161. Тоталитаризм: Что это такое? М.:ИНИОН, 1993.
162. Устрялов. 11. Итальянский фашизм М.: Вузовская книга. 1999. 192 с.
163. Устрялов. Н. Национал-большевизм М.: Эксмо, 2003,- 656 с.
164. Фадеева Т.М. Стратегия буржуазного реформизма в современной Франции. М., 1975.163. Феньо Б. О АС. М., 1962.
165. Фокин. С.Л. «Русская идея» во французской литературе XX века СПб.: Издательский дом С.-Петербургского госуниверситета, 2003. - 211с.
166. Хсфнср Й. Христианское социальное учение М.: Духовная библиотека. 2001. - 324с.
167. Черкасов П.П. Распад колониальной империи Франции. М., 1985.
168. Чернега В.Н. Буржуазные партии в политической системе Франции. Третья -Пятая республики. М.? 1987.
169. Чернега В.Н. Республиканская партия в политической жизни Франции. (1962-1981). М.; 1982.
170. Лопухов Б.Р. История фашистского режима в Италии М.: Наука, 1971.-254с.
171. Гарсия-Каселсс К. Генезис испанского фашизма (1931-1936) Киев: Киевский госуниверситет. 1981.171. Гарсия -Каселес К. Испанский фашизм: истоки и особенности - М.:
172. Университет Дружбы народов, 1989. 124с.
173. Одуев С.Ф. Метаморфозы иррационализма М.: РАГС, 1997.
174. Петров В.А. «Аксьон франсез» в общественно-политической жизни Франции 1918-1940 СПб. 1998.
175. Algazy J. L/extreme droite en France de 1965 a 1984. P.: L'Harmattan. 1989.
176. Approches de la philosophie politique du general de Gaulle a partde sa pensee et de son action. P.: Sorbonne. 1983.
177. Attali J. Les lignes d'horisont P.: Fayard. 1993.
178. Berstein. S. Milza. P. Histoire de la France au XX -c siccle 1930-1945 -Bruxcllcs: Editions Bruxelles, 1991. 278p.
179. Birtnbaum G. Le Front national en politique. P.: Balland. 1992.
180. Brunn J. La Nouvelle droite. P.: Nouvelle Editions Oswald. 1979.
181. Calderon D. La droite francaise: formation et projet. P.: Messidor/Editions sociales. 1985.
182. Capitan-Peter. C. Charles Maurras et l'idcologie d'Action francaise: etude sociologique d"une pensee de droite P.: Ed. du Seuil. 1972. - 220p.
183. Chebel d'AppoIIonia A. L'extreme droite en France. De Mauras a Le Pen. Bruxclles:Complexe. 1988.
184. Chenaux, Ph. Entre Maurras et Maritain: une question intelleetuelle catholique (1920-1930) P.: Editions du Cerf. 1999. -220p.
185. Chiroux R. L'extreme droite sous la Cinquieme Republique. P.: Ed. du Seuil. 1984.
186. Chombart de Lauwe M.-J. Vigilance: vieilles traditions extrimistes et droite nouvelle. P.: Editions Ouvriers. 1986.
187. Coston H. Dicnonnaire de la politique francaise, Publications Henry Coston: La Librerie francaise. 1979. Vol III.
188. Defarges Ph.-M. L'Europe et son identite dans le monde. P. 1985.
189. Desbuisson G. La Nouvelle droite (1968-1984). doctorat en science politique, lnstitut d'etudes politiques, Universite des sciences sociales de Grenoble. 1984.
190. Dumont S. Les brigades noires. Berchem: EPO. 1984.
191. Dumont S. Les mercenaires. Bruxelles: EPO. 1986.
192. Dumont S. Lorien J., Criton K. Le Systeme Le Pen. Bruxelles: EPO. 1986.
193. Dupeaux L. Strategie communiste et dinamique concervatrice. Essai sur les differents sens de l'expression le bolchevisme en Allemagne sous la Republique de Weimar. P.: Presses de la FNSP. 1976
194. Dupral F. Les mouvements d'extreme droite en France depuis 1944. P.: Albatros. 1972.
195. Duranton-Crabol A.-M. Le GRECE de 1968 a 1984: Doctrine et politique. These de III cycle. Paris-X/Nanterre. 1986.
196. Duverger M. Demain la Republique. P., 1958.
197. Duverger M. La V-e Republique. P., 1959.
198. Hamilton, A. L'illusion fasciste. Les intellectuels et le fascisme 1919-1945 P.: Gallimard, 1971. - 235p.
199. Harris A. Sedouy A. De Qui n'esVpas de droite? P.: Le Seuil. 1978.
200. Havard de la Montagne R. Histoire de Г Action Francaise P.: Amiot-Dumont. 1950. - 25lp.
201. Histoire des droites en France. P.: Gaillard. 1991-1992. 3 vol.
202. Jamet M. L'alternative liberale: la droite paradoxale dc Raymond Bourgin. P.: Table ronde. 1986.
203. Kauffer R. OAS: histoire d'une organisation secrete P.: Fayard.1974.
204. Kennedy P. The Rise and Faull of the Great Powers: Economic Change and Millitary Conflict from 1500 to 2000. N.Y. 1987.
205. Kessler. N. Histoire politique de la jeune droite (1929-1942): une revolution concervatrice a la Francaise P.: L'Harmattan, 2001. - 492p.
206. L'Eternel retour: contre la democratic l'ideologie de la decadence P.: Presses de la Fondation Nationale des Sciences Politiques - P.: 1994. - 255p.
207. L"extreme droite en questions: acles du colloque/ organise par le Cercle Condorcet et la Ligue des droits de Fhomme. 3-4 fevricr 1989. P.:Etudes et documentation internationalcs. 1991.
208. Laurent F. L'Orchestre noir. P.: Stock. 1978.
209. Maricourl T. Les nouvelles passerelles de l'extreme droite: idees et mouvements passerelles entre la gauche et l'extreme droite. Levallois-Perret:Manya 1993.
210. Milza P. Le Fascisme italien et le presse francaise 1920-1940 Bruxelles: Complex, 1987.- 282p.
211. Milza P. Les Fascismes. P.:Imprimerie nationale. 1985.
212. Milzat P. Berstein S. Histoire du XX siecle. P.: Hatier. 1985-1986. 3 Vol.
213. Monchablon A. Histoire de l'UNEF de 1956 a 1968. P: Presse universitaire de France. 1983.
214. Moreau P. Die neue Religion der Rasse Muenchen: Beck. 1983.
215. Morin E. Pencer a 'Europe. P.: Gellimard. 1987.
216. Ory P. Les collaborateurs 1940-1945. P.: Ed. du Seuil. 1977.
217. Petitfils J.-Ch. L'extreme droite en France. P.: Presses Universitaires de France. 1983.
218. Pfister T. Dans les coulisses du pouvoir: la comedie de la cohabitation. P.:A. Michel. 1986.
219. Poliakov L. Le racisme. mithes et sciences. Bruxelles: Complcxe. 1981.
220. Poniatovski M. Que survive la France. Monaco: Ed. du Rocher. 1993.
221. Pujo. P. Demi-siecle d'Action francaise (1944-1999) P.: G. De Bouillon, 1999. -142p.
222. Remond R. Les nouvelles ideologies. Lyon: Presses Universitaires de France 1982: Les droites en France. P.: Aubier-Montaigne. 1982.
223. Remond. R. Les catholiques dans le France des annces 30 P.: Ed. Cana, 1979.-273p.
224. Remond. R. Les droites en France P.: Aubier Montagne, 1982. - 544p.
225. Rollat A. Les Homines de I'extreme droite: Le Pen. Marie. Ortiz et les autres. P.:Calmann-Levy. 1987.
226. Roussel E. Le cas Le Pen: les nouvelles droites en France. P.: J.-C. Lattes. 1985.
227. Rudel. Ch. Salasar P.: Mcrcure de France, 1969. - 276p.
228. Shlomo. S. L'lllusion du politique: Georges Sorel et le debat intcllectuel 1900 P.: Decouverte. 1985. - 277p.
229. Sirinelli J.-F. Les droites francaises. De la revolution a nos jours. P.: Gallimard. 1992.
230. Smith A. D. The ethnic revival. Cambridge: Cambridge univ. press, 1981. XIV.
231. Sternhell. Z. La droite revolutionnaire 1885-1914: les origines francaises du fascisme P.: Ed. du Seuil. 1978. - 441p.
232. Sternhell. Z. Maurice Barres et le nationalisme francais P.: A.Colin. 1972. -395p.
233. Sternhell. Z. Naissance dc l'ideologie fasciste P.: Fayard. 1989. - 424p.
234. Sternhell. Z. Ni droite ni gauche: l'ideologie fasciste en France Bruxelles: Ed. Complex. 2000. - 539p.
235. Tagieff P.-A. La strategie culturelle de la «Nouvelle droite». P: Arthaud/Montalba. 1984.
236. Tagieff P.-A. Les fins de l'antiracisme. P.: Editions Michalon 1995.
237. Touchard, J., Loubet del Bayle, J.-L. Les non-conformistes des annees 30 P.: Ed.du Seuil, 1969. -276p.
238. Toulemon R. La construction europeenne. P.: Ed. de Fallois. 1994.
239. Winock M. Histoire de I'extreme droite en France. P.: Ed. du Seuil. 1994.
240. Winock, M. Histoire politique de la revue «Esprit» 1930-1950 P.:
241. Winock, M. La France politique XIX-XX siecle
242. Ysmal C. Demain la droite. P.: Grasset. 1984.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.