Идейные истоки национал-социализма тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.03, кандидат исторических наук Артамошин, Сергей Викторович
- Специальность ВАК РФ07.00.03
- Количество страниц 310
Оглавление диссертации кандидат исторических наук Артамошин, Сергей Викторович
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА ПЕРВАЯ. ВОЗДЕЙСТВИЕ ФИЛОСОФСКО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИДЕЙ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - ПЕРВЫХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ XX В. НА ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ.
§ 1. Влияние философских учений на нацистскую идеологию.
§2. Расово-фёлькишеское мировоззрение.
§ 3. От политической географии к геополитике.
ГЛАВА ВТОРАЯ. РЕАКЦИОННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ИДЕЙНОЙ ЖИЗНИ ВЕЙМАРСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ И НАЦИЗМ.
§ 1. Фёлькишеское движение в Германии - предтеча национал-социализма.
§ 2. Идеология "консервативной революции".
§ 3. Заимствование представлений немецкой школы геополитики нацистами.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ.
§1 Мировоззренческие основы нацистской идеологии.
§2 Идеи строительства нацистского государства.
§ 3. Внешнеполитическая концепция национал-социализма.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК
Интеллектуальное течение "консервативной революции" в политической жизни Веймарской республики2011 год, доктор исторических наук Артамошин, Сергей Викторович
Германская историография национал-социализма: проблемы исследования и тенденции современного развития: 1985 - 2005 гг.2007 год, доктор исторических наук Корнева, Лидия Николаевна
Государственная политика Третьего рейха в области воспитания и образования немецкой молодежи2005 год, кандидат исторических наук Шагалова, Ольга Глебовна
Политика германского фашизма в области культуры в 1929-1945 гг.1998 год, доктор исторических наук Есипов, Владислав Витальевич
Пропагандистское обеспечение внешней политики национал-социалистической Германии: на примере региональных конфликтов в Западной и Центральной Европе 1936 - 1939 гг.2013 год, кандидат исторических наук Крупская, Светлана Юрьевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Идейные истоки национал-социализма»
В этом году отмечается 55-я годовщина со дня победы над нацистской Германией. Миллионы жизней унес фашистский режим в годы второй мировой войны и до сих пор память об этом не покидает сердца. Цивилизованный мир вынес уроки из ужасного нацистского эксперимента и создал механизм для предотвращения его повторения в будущем. Во многом этому способствовало широкое распространение демократических норм в общественной жизни, отстаивание прав и свобод личности, гуманизма.
Осмысление нацистского периода германской истории ведется уже не один десяток лет и не потеряло своей актуальности и по сей день. Это выражается в разноплановости рассмотрения данного феномена, его структурных компонентов и теоретических конструкций. Определенное внимание уделяется поиску идейных корней, из которых вырос нацизм. Рассматривается воздействие разнообразных, подчас далеких друг от друга мыслей на духовный мир и умонастроения немцев, которое в момент острого политико-экономического кризиса нашло свое отражение в радикальной нацистской идеологии.
Предметом данной диссертационной работы являются идейные истоки национал-социализма. Автор стремит ся выявить, какие именно тенденции в политической мысли конца XIX - первых десятилетий XX веков оказали влияние на формирование нацистского мировоззрения.
Методологическими основами исследования являются принцип историзма, следование объективности при изучении материала и стойкое неприятие различных аспектов фашистского мировоззрения.
По исследуемой теме существуют неопубликованные и опубликованные источники. Неопубликованные источники, позволяющие прояснить деятельность фёлькишеских обществ Германии в период первой четверти XX века, обнаружены нами в Российском государственном военном архиве. Нами обстоятельно изучен фонд 577, фондообразователь: Мёллер фон Гаузен. "Общество по борьбе с влиянием евреев" и "Общество по борьбе с масонством". Материалы данного фонда позволяют выявить социальный состав обществ, а также их взаимоотношения с "Пангерманским союзом", "Германским орденом", "Немецко-фёлькишеским союзом защиты и отпора". Между обществами существовали договоренности о совместной деятельности в области антисемитской и антимасонской пропаганды. Архивные материалы указывают на нюансы разногласий в фёлькишеском лагере. Автору удалось установить членство Мартина Бормана в 1923 году в "Обществе по борьбе с влиянием евреев". Фонд богат коллекцией периодической печати праворадикальных движений1.
Коллекцию опубликованных источников можно разделить на две группы:
1) сочинения мыслителей, чьи идеи оказали влияние и были заимствованы нацизмом;
2) мировоззренческие и программные произведения фашистских теоретиков.
Среди работ,, оказавших влияние на политическую идеологию национал-социализма ] следует выделить сочинения расовых теоретиков и представителей "консервативной революции". Влияние расистских постулатов на нацистское учение велико. Оно выразилось в заимствовании положений Ж.А. де Гобино и Х.С.Чемберлена нацистскими идеологами. В сочинении Гобино "Опыт о неравенстве человеческих рас" формулировался тезис о расово-исторической миссии арийцев в мире. Черберлен в работе "Основы XIX столетия" синтезировал фёлькишескую мысль и расовые положения. При этом доминирующими признаками выступали расовые характеристики2.
Фёлькишеские идеи нашли свое системное изложение в сочинениях П. де
Лагарда и Ю.Лангбена. Сборник произведений Лагарда "Сочинения для немецкого народа" свидетельствовал о религиозном антисемитизме автора. Лагард выступил с идеей создания новой немецкой народной церкви, которая обеспечила бы духовное единство всех немцев в объединенной Германии. В произведении
Лангбена "Рембрандт как воспитатель" обращалось внимание на исконную духовную связь немца с почвой, на которой он живет, пропагандировался культ германского крестьянского духа. Лангбен указывал также на появление нового типа руководителя, определенного им как "тайный кайзер", вышедший из з народной среды и представляющий германский народ в его единстве .
Большое внимание критике либеральной системы уделял А.Мёллер ван ден
Брук в своей работе "Третий рейх". Он выразил идею народной "консервативной революции", которая приведет к возрождению германского государства. Определяющее влияние на теоретиков "консервативной революции" оказало политическое сочинение немецкого философа О.Шпенглера "Пруссачество и социализм". В нем он вывел формулу национального социализма, соединявшую немецкую государственную традицию и социалистические взгляды4.
Существенное воздействие на формирование внешнеполитических представлений национал-социализма оказала геополитика. Её идеи способствовали созданию агрессивной концепции внешней политике, делавшей ставку на войну. В данной связи следует отметить работы А.Т.Мэхэйа, Х.Макиндера, Ф.Науманна, н
Ф.Ратцеля и Р.Челлена. Мэхэм и Макиндер предлагали соответственно морскую и континентальную стратегию государств в экспансионистской внешней политике. Ратцель, Челлен и Науманн считали, что Германии принадлежит решающее слово в международных делах и оправдывали:; . её гегемонистские устремления5.
Вторую группу источников составляют произведения нацистских идеологов. Мы сконцентрировали внимание на изучении творческого наследия признанного идеолога нацистской партии А.Розенберга и его окружения. Анализ этих работ позволяет выявить связь реакционных идей XIX- первой четверти XX веков и национал-социалистического мировоззрения6.
Изучение идейных истоков национал-социализма уходит корнями в 1930-е годы. В англо-американской историографии эта проблема рассматривается в б контексте политической философии и духовной истории Германии. Ей была выдвинута формула "от Лютера до Гитлера". Тем самым прокламировалось, что чуть ли не столбовая дорога германской истории с XVI века вела к фашизму.
Германская историография обратилась к изучению этой проблемы после второй мировой войны. Известный немецкий историк Ф.Мейнеке в книге "Немецкая катастрофа" в 1946 году указывает на нацизм, как на "прорыв сатанинского принципа в мировую историю". Давая оценку прошедшему времени, историк уделяет внимание и предшественникам Гитлера. Он подчеркивает взаимосвязь между нацизмом и фёлькишеским движением, идеи и политическая практика которого была им заимствованы.
В работе западногерманского историка Э.Нольте "Фашизм в его эпоху", опубликованной в 1963 году; автором отводится небольшое место и идейным истокам нацизма. Историк отмечает роль расового и фёлькишеского мировоззрения, оказавшего серьезное влияние на формирование фашистского учения. Он обращает внимание на сильное воздействие на нацистских теоретиков сочинений Х.С.Чемберлена и его антисемитской концепции, которые внесли свой вклад в идейное вдохновление политики уничтожения8.
В вышедшем в 1969 году итоговом сочинении известного западногерманского историка К.Д.Брахера "Немецкая диктатура. Происхождение, структура, последствия национал-социализма", посвященном фашистскому режиму. Большое место уделяется изучению духовно-политического положения Германии накануне появления нацистского движения. Автор указывает на духовную преемственность кайзеровской Германии и нацизма. Брахер отмечает, что в начале XX века были созданы политические условия и интеллектуальная атмосфера, питавшие нацизм. Империалистически окрашенный национализм, консервативно-авторитарное обожествление государства, националистически-этатиЙсая особая форма социализма, а также фёлькишеская и расистская общественная идеология, прошедшая путь от ксенофобии к радикальному биологическому антисемитизму, составили основные идеи германского фашизма. О том, как и насколько полно эти мысли воспринимались нацизмом и происходила ли под их воздействием корректировка его мировидения, автор не сообщает9.
Появление специальных работ по различным компонентам, оказавшим идейное влияние на формирование национал-социалистической идеологии, относится к началу 1950-х годов. Исследователи обращают пристальное внимание к периоду Веймарской республики, приуменьшая влияние кайзеровской эпохи. Вместе с тем, начинается осмысление роли радикальных, антидемократических движений и идей, содействовавших складыванию фашистского мировоззрения, и определение степени вины, лежащей на них.
В 1950 году немецкий журналист А.Молер публикует книгу "Консервативная революция в Германии. Очерки её мировоззрения". Автором проделана большая работа по систематизации источников по данной теме. В своей книге он стремится к реабилитации консерватизма и снятию с него ответственности за нацистское правление. "Они (нацизм и "консервативная революция" - С.А.) обладают своей собственной жизнью и своими собственными законами и граница между ними проведена кровью". Молер некритично относится к интеллектуальному влиянию консервативных мыслителей на национал-социализм. Он считает, что борьба некоторых из них против нацизма является основным доказательством их различия. Однако, политическое участие идеологов "консервативной революции" в антигитлеровском движении не снимает с них интеллектуальной ответственности за создание атмосферы, способствовавшей восприятию праворадикальных взглядов10.
Книга французского историка Ж.Неурора "Миф из третьего рейха: к духовной истории национал-социализма" отмечает преемственность идеи "третьего рейха" с германской историей XIX столетия. Он указывает на ответственность консервативных кругов за утверждение в Германии фашистской идеологии. По его мнению, национализм в век масс "должен был влиться в национал-социализм и консервативные идеи способствовали фа"^шистской идеологии"11.
Большой интерес представляет работа западногерманского историка К.Зонтхаймера "Антидемократическая мысль в Веймарской республике", вышедшая в 1962 году. Автор предпринимает проблемное изучение представлений противников демократии. Он отмечает, что "это исследование антидемократической мысли в Веймарской республике не является основой духовной предистории национал-социализма". Зонтхаймер всесторонне изучает младоконсервативные, национально-революционные, фёлькишеские и схожие идеи, не связывая их с нацистской идеологией. Он лишь полагает, что антидемократизм, антилиберализм этих течений создал интеллектуальные предпосылки для адаптации фашистского учения в германском обществе12.
Книга западногерманского историка Г.-И. Швирскотта "Артур Меллер ван ден Брук и революционный национализм в Веймарской республике", опубликованная в 1962 году; посвящена деятельности лидера младоконсер-вативного движения Мёллера ван ден Брука. Автор рассматривает его теоретический вклад в "консервативную революцию" и политическую активность ведомого им младоконсервативного движения Германии. Большое внимание уделяет Швирскотт деятельности "Июньского клуба", который был детищем Мёллера ван ден Брука и распался после его смерти. Историк указывает на несоответствие идей младоконсерватизма нацизму. Он считает, что младоконсерваторы были потенциальной силой в борьбе против нацизма13.
В 1970 году вышло обстоятельное исследование У.Лохальм "Фёлькишеский радикализм. История Немецко-фёлькишеского союза защиты и отпора. 19191923". Автор отмечает идейно-политическую преемственность фёлькишеского движения и национал-социализма, которая выражается не только в том, что фашистское движение вышло из фёлькишеской организации^ но и в следовании его антисемитской пропаганде и тактике действий. Показательно, что после запрещения Немецко-фёлькишеского союза защиты и отпора его члены влились в НСДАП. Прежде чем гитлеровские отряды вышли на улицы и привлекли в свои ряды молодежь, молодое поколение уже участвовало в политических акциях в немецких городах под символом свастики Немецко-фёлькишеского союза защиты и отпора14.
Книга Б.Йеншке "К критике консервативно-революционной идеологии в Веймарской республике. Мировоззрение и политика Эдгара Юлиуса Юнга", вышедшая в 1971 году, посвящена творчеству и политической деятельности одного из влиятельных теоретиков "консервативной революции" Э.Ю.Юнга. Отношение к Веймарской республике как к негерманской, чуждой немецкой традиции характерно для всего творчества Юнга. Он воспринимает демократическую систему как "господство неполноценных" над немецким обществом и призывает к созданию широкого антилиберального фронта, победа которого приведет к утверждению новой германской эры. Йеншке отмечает, что юнговские предложения по созданию антидемократического государства, основывающегося на фюрерском принципе, а также отказ от человеческих прав и свобод в пользу тоталитарной тенденции переустройства общества содействовали национал-социализму. Это указывает на его "духовное отцовство" по отношению к гитлеровской системе. Проводя такую параллель, Йеншке обращает внимание на то, что после прихода Гитлера к власти консервативные взгляды Юнга, основанные на христианской природе, выступают в качестве альтернативы нацизму, против его притязаний на тотальное господство. Однако стремление Юнга к реорганизации политики коалиционного правительства 1933 года на основе консервативного мировоззрения закончились полным провалом15.
В 1969 году опубликована книга западногерманского историка Э.Иёкеля "Гитлеровское мировоззрение. Эскиз одного господства". Автор анализирует гитлеровскую программу нацистской идеологии, опираясь на его книгу "Моя борьба". Иёкель отмечает антисемитизм, антилиберализм, антибольшевизм, присущий мировоззрений Гитлера, но указывает только на фёлькишеские истоки нацизма16.
Вышедшая в Штутгарте работа А.Куна "Гитлеровская внешнеполитическая программа: происхождение и развитие 1919-1939" дает генезис взглядов фюрера НСДАП на вопросы внешней политики. На основе анализа большого круга неопубликованных и опубликованных источников автор отмечает процесс эволюции гитлеровских взглядов на внешнеполитические перспективы будущего развития Германии. В своей работе А.Кун не уделяет внимание рассмотрению влияния политических идей предшественников на мировоззрение Гитлера17.
Заметным явлением в историографии ГДР стала вышедшая в, 1978 году книга восточногерманского историка Й.Петцольда "Консервативные теоретики немецкого фашизма", изданная также и в ФРГ под названием "Предшественники немецкого фашизма. Младоконсерваторы в Веймарской республике"18. Работа историка построена на основе очерков, посвященных отдельным представителям характеризуемого течения. Речь в этом труде идет также о консервативных политических организациях, Петцольд рассматривает творчество О.Шпенглера, А.Мёллера ван ден Брука, Э.Штадтлера, Э.Ю.Юнга, Э.Юнгера. Историк детально исследует сочинения вышеуказанных авторов и отмечает их связь с нацизмом. Петцольд отмечает сотрудничество представителей консервативных организаций Веймарской республике с фашизмом после 1933 года. Он улавливает влияние младоконсерватизма на формирование теоретического фундамента фашистской идеологии. Вместе с тем, представляется спорным утверждение Петцольда о том, что "младоконсерватизм был не только идеологическим предшественником нацистского государства. Он берет на себя ответственность за происхождение фашизма в Германии. Вначале был переход от консервативной к фашистской мысли. Позднее консервативно-фашистская концепция была реализована политически". Автор отождествляет консервативные идеи и нацистское V мировоззрение, не учитывая их сущностных отличий, консерваторы выступают с критикой либерализма и его проявлений в германском обществе, национал-социализм концентрирует внимание на расизме и антисемитизме. о
Младоконсерваторы оказали существенное влияние на нацистское мировоззрение, но не могут нести вины за происхождение нацизма, который вырос из фёлькишеского движения. Нацизм не основывался на консервативных идеях, а заимствовал их и подстраивал под свое расистское мировоззрение.
В 1982 году Й.Петцольд опубликовал книгу "Демагогия гитлеровского фашизма: политическая функция нацистской идеологии на пути к фашистской диктатуре", в которой обращается и к идейным истокам нацизма. Автор считает, что нацистская идеология состоит из элементов реакционной идеологии предшествующих времен. Петцольд считает, что предтечами нацизма в XIX веке были Х.С.Чемберлен, Ю.Лангбен, П. де Лагард, Ф.Ницше, И.Г.Гердер, И.Г.Фихте, Э.М.Арндт, И.В.Ф.Гегель, А.Шопенгауэр. Историк отмечает влияние антисемитского и фёлькишеского движений на нацизм. Петцольд указывает на связь НСДАП с "Германским орденом" и "Обществом Туле" как политическими предшественниками гитлеровской партии. Справедливо оценивая роль предтеч нацистской идеологии, автор не видит отличия нацизма от них, его расовой природе, что приводит Петцольда к приоритету антикоммунистического аспекта над расово-биологической сущностью19.
Попытку систематизации нацистской идеологии предпринял западногерманский историк Т.Клепш, опубликовавший в Мюнстере в 1990 году книгу "Нацистская идеология. Характеристика её структуры до 1933 года". Историк вычленяет её внутриполитические и внешнеполитические аспекты. В своей работе Клепш отводит место и освещению предшественников нацистской идеологии, останавливаясь на трех фигурах - Гобино, Чемберлене, П. де Лагарде.
Историк указывает на восприятие нацистской идеологией их идей, но не отмечает
20 конкретные стороны заимствования.
Большой интерес вызывает вышедшая в 1979 году исследовательскодокументальная двухтомная работа известного западногерманского специалиста по истории нацизма Г.-А. Якобсена "Карл Хаусхофер: жизнь и дело". Историк публикует ключевые геополитические работы К.Хаусхофера, а во втором томе эпистолярное наследие, отражающее развитие геополитики и её место в нацистской системе. Якобсен отмечает влияние геополитики на нацистскую внешнеполитическую программу, а также схожесть их целей - создание Великогерманской империи. Вместе с тем, историк отмечает охлаждение Хаусхофера к нацизму с середины 1930-х годов и последующее устранение его от активной политической деятельности. Противоречие между концепцией евроазиатского континентального блока К.Хаусхофера и гитлеровской политикой, достигшей апогея в агрессии против СССР, по мнению Якобсена, является наглядным примером своеобразия его идей, их отличие от нацистской политической практики21.
Близким по тематике к сочинению Якобсена является обстоятельное исследование Ф.Ебелинга "Геополитика: Карл Хаусхофер и его учение о пространстве. 1919-1945", вышедшее в 1994 году в Берлине. Оно затрагивает проблему заимствования геополитических концепций нацистской идеологией. Книга историка основывается на анализе трудов представителей немецкой геополитической школы и её лидера К.Хаусхофера. Работа Ф.Ебелинга отражает идейное развитие геополитики и их взаимосвязь с нацизмом. Автор констатирует отличие геополитического и нацистского подходов к разрешению внешнеполитических проблем. Первый основывался на стратегии геополитических союзов в противоположность авантюристической линии Гитлера. Ебелинг делает акцент на трагической судьбе К.Хаусхофера, которая оказывается неразделимой с крахом немецкой геополитики. Автор считает, что различие в использовании средств между геополитикой, базировавшейся на тактике государственных соглашений, и нацистской внешнеполитической концепцией, основывавшейся на стратегии войны, не позволяет отождествлять их. Тем не менее, Ф.Ебелинг указывает на одинаковые цели геополитики и нацизма и отмечает существенное заимствование геополитических конструкций гитлеровской внешней политикой22.
Проблеме взаимосвязи идей К.Хаусхофера и нацизма специально посвящена работа Б.Хиплера "Гитлеровский наставник: Карл Хаусхофер как отец нацистской идеологии"23. Историк обращается к проблеме политических отношений К.Хаусхофера и нацизма, которые, по мнению автора, начинаются в 1919 году. Хиплер указывает на преемственность империалистических воззрений К.Хаусхофера с нацистским учением, и считает его "духовным отцом нацизма, а также духовным отцом гитлеровского мифа". Для укрепления своей позиции Хиплер отмечает присущий Хаусхоферу антисемитизм и считает его "антисемитским скандалистом". При этом он не приводит достаточно убедительных доводов в подтверждении своей позиции. Автор, в своем стремлении представить К.Хаусхофера духовным отцом нацизма, мало опирается на его геополитическую теорию, что, конечно же, принижает объективный характер сочинения, но не уменьшает его значимости.
Следует отметить, что несмотря на обстоятельные специальные исследования, посвященные тем или иным аспектам проблемы идейных истоков национал-социализма в германской историографии отсутствует комплексное исследование духовных предшественников нацистского учения. Не была предпринята попытка соотнести все концепции идейных предтеч германского фашизма и собственно нацистское мировоззрение, осмыслить степень их влияния на него.
Советская историография уделяет большое внимание изучению истории нацистского движения и режима. По итогам исследований историками опубликованы монографии и статьи, освещающие различные стороны фашистского правления24. Однако проблемам идейных истоков нацизма уделяется явно недостаточное внимание. Да и сама фашистская идеология нуждается в более глубоком и систематическом освещении.
Проблема идеологии нацизма была поднята крупным специалистом по германскому фашизму А.А.Галкиным, посвятившим этому вопросу шестую главу своей монографии " Германский фашизм", вышедшей в 1967 году. Историк указывает на необходимость учитывать фактор национальной природы, из которой произрастает нацистское учение. Галкин считает, что "множество напластований и полное отсутствие какой бы то ни было логической системы взглядов крайне затрудняет выявление всех истоков и составных частей нацистской идеологии. Тем не менее, важные из них легко поддаются определению", он включает в их состав пангерманский шовинизм, фёлькише, расовую теорию, антисемитизм, "реакционную философию", младоконсерватизм, геополитику. Однако, предметом непосредственного исследования не являются учения идейных предшественников нацизма, что сказывается на выводах историка. А.А.Галкин справедливо отмечает взаимосвязь идей Х.С.Чемберлена и нацизма, без взглядов которого "национал-социалистскую идеологию просто невозможно себе представить". Однако ученый не останавливается на идеях Лагарда и Лангбена, оказавших не меньшее влияние на нацистского идеолога А.Розенберга, чем Х.С.Чемберлен. Нельзя согласиться с утверждением Галкина о расизме Мёллера ван ден Брука, в работах которого слово "раса" выступает в качестве синонима слова "народ". В целом, монография А.А.Галкина была шагом вперед в деле изучения национал-социалистической идеологии и её предшественников25.
Отечественный исследователь А.С.Бланк в книге "Из истории раннего фашизма в Германии. Организация. Идеология. Методы." некоторое внимание уделяет духовным предтечам фашизма. Он считает, что идеология нацизма "подготовлена всем ходом развития реакционной общественно-политической мысли в прошлом, в особенности в конце XIX- начале XX столетия". Но Бланк специально не разрабатывал рассматриваемую тему и поэтому часть его оценок носит поверхностный характер .
Вскользь касается проблемы идейных истоков и П.Ю.Рахшмир в работе "Происхождение фашизма" и в изданной им в соавторстве с А.А.Галкиным книге "Консерватизм в прошлом и настоящем". В последней идейной преемственности консерватизма и национал-социализма посвящена отдельная глава. Авторы считают, что младоконсерватизм является идеологическим базисом нацизма и фактически привел его к власти27.
Вопросам внешнеполитической концепции нацизма посвящены монографии доктора исторических наук В.А.Буханова "Европейская стратегия германского фашизма. 1933-1939." и "Гитлеровский "новый порядок" в Европе и его крах.
28
1939-1945.(идейно-политические проблемы)" . В них впервые в отечественной историографии на высоком научном уровне дается системное исследование нацистской идеологии в её внешнеполитическом аспекте. Буханов концентрирует внимание на изучении мировоззренческих и политических идей А.Розенберга и его окружения.
Проблеме идейных предшественников идеологии нацизма посвящены статьи Ю.Я.Орлова, в которых проводится сравнение творческого наследия
29 идеологических предтеч и положений национал-социалистического учения
Споры вызвала книга О.Ю.Пленкова "Мифы нации против мифов демократии", в которой автор предпринимает попытку переосмысления роли немецкой политической традиции в формировании нацистского движения. С этой задачей историк справился не вполне. Работа носит эклектичный характер. О.Ю.Пленков, порой, заменяет основательное изучение идейных истоков нацизма купированным пересказом сочинений отдельных авторов. Он неправомерно и бездоказательно заявляет, что "национал-социализм был силой без действительного исторического прошлого, спонтанным движением, порожденным уникальными социально-экономическими факторами,. его моральная и идейная пустота не дают возможности отыскать в немецком прошлом что-нибудь похожее на континуитет нацизмом". Историк утверждает, что нацизм был только "результатом трагического стечения обстоятельств". О.Ю.Пленков упрощенно трактует и собственно идеологию национал-социализма, у которой, по его словам, заметно "совершенное отсутствие хотя бы минимума, определенности. смыслового
ТА единства, ее чисто инструментальный характер" .
В целом, отечественная историография продвигается, но пока достаточно медленно в исследовании идейных истоков национал-социализма. Из степени изученности рассматриваемого вопроса в германской и отечественной историографии проистекают задачи нашего исследования.
Цель его - дать системное изложение идейных истоков нацистского учения.
Отсюда проистекают и основные задачи предпринятой диссертационной работы.
1). Выяснить, какие направления общественной мысли, какие теоретические конструкции и чьи непосредственно труды оказали влияние на формирование идеологии национал-социализма.
2). Понять, какие традиции идейно-политической жизни Германии получили свое продолжение в нацизме.
3). Разобраться в том, что общего между нацистским мировоззрением и представлениями "учителей" и предшественников, а в чем те и другие принципиально расходились.
В истории идей хронологические рамки обычно более расплывчаты. И все же неправомерно слишком далеко уходить вглубь веков в поисках идейных истоков нацизма. Видимое воздействие на него оказали некоторые философско-политические идеи ушедшего XIX столетия. Большую роль сыграли и реакционные сочинения времен заката кайзеровской Германии и эпохи Веймарской республики.
Хронологические моменты нашли отражение и в структуре диссертационной работы. В первой главе речь идет о концепциях, сформулированых во второй половине XIX - начале XX веков и повлиявших на формирование нацистской доктрины. Во второй главе анализируются труды, написанные позднее, в том числе, в годы появления и начала функционирования НСДАП. В третьей главе рассматривается уже непосредственно складывание нацистского учения.
Похожие диссертационные работы по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК
Нацистские девичьи и женские организации в системе гендерных отношений Третьего рейха2010 год, доктор исторических наук Ермаков, Александр Михайлович
Школьная политика германского национал-социализма2001 год, кандидат исторических наук Васильченко, Андрей Вячеславович
Германский офицерский корпус и НСДАП: эволюция отношений: 1933-1939 гг.2010 год, кандидат исторических наук Хамидуллин, Руслан Рашитович
Влияние идеологии национал-социализма на реализацию европейского направления внешней политики Германии, март 1938 - август 1939 гг.2003 год, кандидат исторических наук Исаков, Михаил Юрьевич
Германская историография идеологии "консервативной революции" как феномена интеллектуальной истории Веймарской республики2012 год, доктор исторических наук Терехов, Олег Эдуардович
Заключение диссертации по теме «Всеобщая история (соответствующего периода)», Артамошин, Сергей Викторович
Заключение.
Формированию облика нацистского движения способствовала не только современная эпоха, но и предшествующий период германской истории. В германской политической мысли XIX века существовали консервативные и либеральные идеи. Существовавшая философская традиция генерировала идеи пруссокого духа и исключительности германской политической системы. Критика рационализма и обращение философии к иррациональным категориям ставила на передний план понятие "воли". Ницше выдвигал концепцию сверхчеловека как высшей ступени нравственного развития. Однако, вырванный из контекста сверхчеловек оказался притягательным символом нового типа немца. Наблюдавшаяся в германской философии долгое время филлиация идей воли, сверхчеловека способствовала представлениям о священной немецкой душе, наделенной сакральными чертами мессианства.
Параллельно с этим в политической мысли развивалось расово-фёлькишеское направление. Почвеннические идеи фёлькише намекают на духовное родство между народом и землей, на которой он живет. Однородная немецкая общность должна была оградиться от влияний других наций, которые были ей чужды. В этой связи фёлькишеской мыслью культивировался антисемитизм. Подобное видение, основанное на националистических ценностях и иррационализме, противостояло либерализму. Слитое в Германии с расистской трактовкой общественных процессов фёлькишеское мировоззрение приняло агрессивный характер. Идеи обретения чистой расы, постоянное апеллирование к защите крови от смешения создавали то основание, на котором мираж расового превосходства, сакральность кровного единства нации соединялись с превратно толкуемым естественно-научным познанием природы. В результате, "борьба за существование" связывалась с мыслью о прогрессе или регрессе рас, об особом типе человека, о биологическом сверхчеловеке, который, подобно Прометею, спасет человечество.
Расизм вкупе с колониализмом способствовал выработке соответствующей стратегии развития государства в эпоху империализма. Геополитические теории превозносили экспансионистский дух и характеризовали войну как наилучшее средство достижения общественного благополучия. Речь шла о приоритете государственной целесообразности, а не нравственности в политике, духа экспансии. Выработанные Мэхэном и Макиндером идеи морской и континентальной экспансии были далеки от германофильства, но, воспринятые немецкими мыслителями, были использованы для оправдания стремления Германии к гегемонии. В работах Ратцеля, Науманна, Челлена высказывалась мысль о геополитически обусловленном господстве германского рейха в Европе.
В начале XX века либеральная традиция в германской идейной жизни подвергается все большим атакам со стороны консерваторов. Война усилила эту тенденцию. Эйфория "духа 1914 года" создала иллюзию национального единства, однако уже очень скоро это воодушевление стало угасать. "Рывок к мировому господству" обернулся немецкой катастрофой. Проиграв войну, Германия изменила и свой внутриполитический облик. Ноябрьская революция привела к утверждению демократической системы в стране. Однако веймарский политический режим был воспринят в штыки лагерем реакции. Появился тезис об "ударе ножом в спину", предполагавший, что гибель германского рейха явилась следствием предательства, а не военных поражений. Отрешенные от власти, враждебные ей и новым либерально-демократическим ценностям консерваторы стали все более использовать радикальную и консервативно-"революционную" риторику.
Антивеймарское движение быстро набирало обороты. Дух возрождения германской мощи и национальное унижение активизировали направленную против демократии деятельность консервативно-фёлькишеских организаций. Фёлькишеские общества и союзы до предела обострили антисемитскую борьбу. При этом она уже вышла за пределы газетных полос и книжных страниц и переносилась на улицы немецких городов. Еврейские погромы, срывы театральных постановок "еврейских авторов", акции устрашения, травля, дискриминация в обыденной жизни стали реальностью.
Произошла трансформация консервативных представлений, и на этой основе возникало консервативно-"революционное" движение, главным объектом борьбы которого становится либерализм. Представители нового движения выдвинули идею национального социализма. В этой связи речь шла о приоритете общественных интересов над личными, о формировании гармоничной немецкой общности. Либерализм считался проявлением английского духа, не имеющим под собой в Германии устойчивой почвы. Вообще, либерализм и либеральные институты представлялись силой, разрушающей сущность немецкой народной души. Прогресс германского общества связывался с успешным осуществлением "консервативной революции".
Внешнеполитическая ревизия Версальского мирного договора пропагандировалась представителями немецкой школы геополитики. Предлагаемая ими сеть союзов должна была позволить Германии прорвать внешнеполитическую изоляцию и осуществить "немецкую миссию". Хаусхофер и его последователи указывали на необходимость восточной ориентации и расширение германской территории за счет их земель.
Различные направления, имеющие самостоятельное развитие и собственный путь, как бы соединились в нацистском мировоззрении. Националистическое движение немецкого духа как альтернатива либерализму заимствовалась германским фашизмом, который объявил себя его наследником. Однако, это не означает, что возникновение гитлеровской партии было обязательным итогом развития националистического движения в Германии. "Консервативная революция" могла привести и к иным результатам; многое зависило от конкретных обстоятельств политической борьбы.
Нацистское мировоззрение основывалось на иррациональной природе. Апеллирование к категориям воли, душе, духу, к сакральному значению крови делали нацистское учение несколько эклектичным. Но в этом была и притягательность. Иллюзорный мир выполнял амортизационную функцию для выброшенных из политической жизни людей. Нацизм предлагал им упрощенную картину политической борьбы, как отражения всемирной расовой борьбы, и указывал на конкретного виновника всех их несчастий - еврея.
Национал-социалистическая идеология впитала в себя некоторые идейно-политические традиции предшествующего времени. Она восприняла иррациональный дух, германское преклонение перед государством, которое культивировала философия. Определяющее влияние на формирование нацистской идеологии оказала расово-фёлькишеское мировоззрение. Фашистское движение объявило себя арийским и перенесло расовое противостояние в политическую сферу. Почвеннические идеи фёлькише и национализм были привязаны к расовой доминанте. Нацисты заявили о себе как о партии национального социализма, что нашло свое отражение в ее названии. Однако между третьей партией Меллера ван ден Брука и нацизмом существовало большое отличие. Но это не преуменьшает "вклада" теоретиков "консервативной революции " как предшественников национал-социалистической идеологии. Проведенная ими работа по разрушению либеральных институтов явилась необходимым условием для утверждения тиранического нацистского господства.
Далекие на первый взгляд от крайнего радикализма геополитические учения оказали существенное воздействие на внешнеполитическую программу нацизма. Фашизм ввел понятийную базу науки в идеологический оборот и заимствовал соответствующие концепции при проведении внешней политики. При этом геополитические конструкции оказались подчиненными политическим нуждам правящего фашистского режима. Нацизм довел до предела метод использования войны как средства решения политических проблем, сделав его фактически единственным орудием международной политики.
Национал-социалистическая идеология явилась воплощением крайних, право-радикальных тенденций в немецкой идейно-политической традиции. В этом смысле нацизм не был случайным явлением. Он явился также своеобразным прорывом прусской агрессивности. Вместе с тем, его приходу к власти способствовала благоприятная политическая конъюнктура.
Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Артамошин, Сергей Викторович, 2000 год
1. Российский государственный военный архив Фонд 577. Мюллер фон Гаузен, "Общество по борьбе с влиянием евреев",
2. Общество по борьбе с масонством". ОПУБЛИКОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ.
3. Гитлер А. Моя борьба. / Пер. с нем.- Ашхабад, 1992. 598 с.
4. Макиндер X. Географическая ось истории // Дугин А.Г. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. Мыслить пространством.-М,1999.-С.491-506.
5. Мэхэн А.Т. Влияние морской силы на историю. 1660-1783./ Пер. с англ. М.-Л,1941. 440 с.
6. Науманн Ф. Срединная Европа./Пер. с нем. Пг,1918. 136 с.
7. Ницше Ф. Сочинения в 2-х т. /Пер. с нем. М.,1990.- T.I. 829 с, Т.2. 829 с.
8. Шпенглер 0. Закат Европы./Пер. с нем. М.,1993.- T.I. 663 с, М.,1998,-Т.2. 606 с.
9. Шпенглер 0. Прусская идея и социализм./ Пер. с нем. Берлин,б.г. 163 с.
10. Best W. Grundfragen einer deutschen Grossraum-Verwaltung// Festgabe für Heinrich Himmler, hrsg. F.W.Zipperer. Darmstadt, 1941 .S.33-54.
11. Chamberlain der Seher des dritten Reiches: Das Vermächtnis Houston Stewart
12. Chamberlains an das Deutsche Volk. In einer Auslese aus seine Werken von GSchoff.-Munchen,1934. 120 S.
13. Chamberlain H.S. Die Grundlagen des XIX. Jahrhunderts. 14. Aufl.-München,1922. 1-2 Hälfte. 1148 S.
14. Chamberlain H.S. Ideal und Macht. 3.Aufl.- München, 1917. 38 S.
15. Chamberlain H.S. Neue Kriegsaufsatze. 4.Aufl.- München,1915. 102 S*
16. Chamberlain H.S. Richard Wagner.- München, 1901. 526 S.
17. Daitz W. Der Weg zur Volkswirtschaft, Grossraumwirtschaft und Grossraumpolitik. Dresden,1943. Teil 1-3. T.I. 144 S., T.2. 95 S. T.3. 140 S.
18. Fichtes Reden an die deutsche Nation. B.,1912. 268 S.
19. Frymann D. Wenn ich der Kaiser war. Politische Wahrheiten und Notwendigkeiten.-Leipzig, 1912. 235 S.
20. Gobineau A. de. Versuch über die Ungleichheit der Menschenrassen. 5. Aufl.-Stuttgart,1939/1940. Bd.l, 240 S+, Bd.2. 254 S., Bd.3. 268 S., Bd.4. 280 S.
21. Griesdorf H. Unsere Weltanschauung. Gedanken Über Alfred Rosenberg: Der Mythus des 20. Jahrhunderts.- B.,1941. 212 S.
22. Gunther H.F.R. Herkunft und Rassengeschichte der Germanen.- München 1935. 180 S.
23. Haushofer K. Der Kontinentalblock. Mitteleuropa-Euraisen-Japan// Jacobsen H.-A. Karl Haushofer: Leben und Werk.- Boppard /R.,1979. Bd.l. S.606-634.
24. Haushofer K. Geopoiitik in Abwehr und auf Wachu/Zeitschrift fUr
25. Geopolitik. 1932. S.591-594.
26. Haushofer K. Geopolitik und Presse// Bausteine zur Geopolitik,hrsg. v. K.Haushofer u.a.- B.,1928. S.259-269.
27. Haushofer K. Grundlagen, Wesen und Ziele der Geopolitik//Bausteine zur Geopolitik,hrsg. v. K.Haushofer u.a.- B.,1928. S.29-48.
28. Haushofer K. Pflicht und Anspruch der Geopolitik als Wissenschaft// Zeitschrift für Geopolitik. 1935. S.443-448.
29. Haushofer K. Politische Erdkunde und Geopolitik// Jacobsen H.-A. Karl Haushofer: Leben und Werk.- Boppard 7R.1979. Bd.l. S.508-524.
30. Haushofer K. Weltpolitik von heute. B.,1934. 276 S.
31. Haushofer K. Zwei Jahrzehnte Geopolitik//Zeitschrift für Geopolitik. 1943. S.183-184.
32. Hitler A. Adolf Hitlers Reden.hrsg. v. E.Boepple.- München,1933. 227 S.
33. Hitlers zweites Buch. Ein Dokument aus den Jahre 1928. Stuttgart, 1961.286 S.
34. Hunke H. Grundzuge der deutschen Volks- und Wehrwirtschaft.- B., 1940.102 S.
35. Kjellen R. Der Staat als Lebensform. B.,1924. 240 S.
36. Lagarde P. de. Ich mache und künde. Mit einem Titelbild.- Breslau, 1936. 871. S.
37. Lagarde Rae. Schriften für aas deutsche Volk.- München,1934. Bd.l. 5201. S.,Bd.2. 336 S.
38. Langbehn A. Rembrandt als Erzieher. Von einem Deutschen.- Leipzig, 1922.380 S.
39. Mackinder H.J. Democratic ideals and reality. A Study in the Politics of Reconstruction. L., 1919. p.272
40. Moeller van den Bruck. Das dritte Reich. 3. Aufl. Hamburg-Berlin, 1931.324 S.
41. Moeller van den Bruck. Das Recht der jungen Volker.- München, 1919. 120 S.
42. Ratzel F. Politische Geographie. Leipzig, 1897. 707 S.
43. Rödel H. Moeller van den Bruck:Standort und Wertung.- B., 1939.175 S
44. Rosenberg A. An die Dunkelmanner unserer Zeit. Eine Antwort auf die Angriffe gegen den "Mythus des 20.Jahrhunderts". München,1935. 112 S.
45. Rosenberg A. Blut und Ehre. Bd.l. Eine Kampf für deutsche Wiedergeburt. Reden und Aufsätze von 1919-1933. München, 1936. 384 S.
46. Rosenberg A. Blut und Ehre. Bd.2. Gestaltung der Idee. Reden und Aufsätze von 1933-1935,- München,1937. 400 S.
47. Rosenberg A. Blut und Ehre. Bd.3. Kampf um die Macht. Aufsätze von 1921-1933.-München, 1938. 808 S.
48. Rosenberg A. Blut und Ehre. Bd.4. Tradition und Gegenwart. Reden und Aufsatze-von 1936-1940.-München, 1941. 512 S.
49. Rosenberg A.-Das Parteiprogramm. Wesen, Grundsatze und Ziele der
50. NSDAP.- München, 1942. 64 S.
51. Rosenberg A. Das Wesensgefuge des Nationalsozialismus. Grundlagen der deutschen Wiedergeburt.- München, 1934. 80 S.
52. Rosenberg A. Der Mythus des 20.Jahrhunderts. Eine Wertung der seelischgeistigen Gestaltenkampfe unserer Zeit.- München, 1934. 712 S.
53. Rosenberg A. Der Staatsfeindliche Zionismus. Auf Grund judischer Quellen eriautert.- Hamburg, 1922. 64 S.
54. Rosenberg A. Der Sumpf. Querschnitte durch das "Geistes"-Leben der November-Demokratie. München,1939. 281 S.
55. Rosenberg A. Der völkische Staatsgedanke.- München,1924. 34 S.
56. Rosenberg A. Der Zukunftsweg einer deutschen Aussenpolitik. München, 1927. 144 S.
57. Rosenberg A. Die Entwicklung der deutschen Freiheitsbewegung.-München. 1933. 30 S.
58. Rosenberg A. Europa und sein Todfeind. Vier Reden über das bolschewistische Problem. München, 1938. 48 S.
59. Rosenberg A. Krisis und Neubau Europas. B., 1936. 23 S.
60. Rosenberg A. Pest in Russland. Der Bolschewismus, seine Haupter, Handlander und Opfer. München, 1936. 48 S.
61. Rosenberg A. Protokolle der Weiaen von Zion und die judische Weltpolitik. -Mtlnchen,1933. 143 S.
62. Stadtler E. Als politische Soldat. 1914-1918.- Düsseldorf, 1935. 181 S.
63. Stadtler E. Bolschewismus und Wirtschaftsleben,- B.,1919. 40 S.
64. Stadtler E. Der einzige Weg zum Weltfrieden. B.,1919. 59 S.
65. Stadtler E. Die Revolution und das alte Parteiwesen.- B,1919.20 S.
66. Stadtler E. Ist Spartacus besiegt? Der Bolschewismus als weltpolitisches Problem.-B.,1919. 20 S.
67. Stadtler E. Weltkrieg, Welttragödie und Weltbolschewismus. B, 1919. 22 S.
68. Stadtler E. Weltrevolutionskrieg.- Dusseldorf, 1937. 304 S.
69. Schmitt C. Der Begriff des Politischen. Hamburg, 1933. 61 S.
70. Schmitt C. Position und Begriffe in Kampf mit Weimar-Genf-Versaills :1923-1939. Hamburg,1940. 322 S.
71. Spengler 0. Der Mensch und die Technik. Beitrag zu einer Philosop-hie des Lebens. München, 1931. 89 S.
72. Spengler 0. Jahre der Entscheidung. Erster Teil. Deutschland und die weltgeschichtliche Entwicklung. München, 1933. 166 S.
73. Spengler 0. Politische Schriften. München, 1932. 349 S.
74. Андрианова T.B. Геополитические теории XX в. (Социально-философское исследование).-М., 1996. 178 с.
75. Арендт X. Истоки тоталитаризма / Пер. с англ. М.,1996. 672 с.
76. Афанасьев В.В. Философия политики Освальда Шпенглера.- М.,1999. 190с.
77. Бернадинер Б. Философия Ницше и фашизм. М.-Л.Д934. 142 с.
78. Бланк A.C. Из истории раннего фашизма в Германии. Организация. Идеология. Методы. ~ м.,1978. 208 с.
79. Борозняк А.И. Историки ФРГ о нацизме// Новая и новейшая история.-199?.-№1. -0.62-74.
80. Борозняк А.И. "Третий рейх" в современной историографии ФРГ // Вопросы истории. 1999. -№10. - 0.150-157.
81. Буллок А. Гитлер и Сталин: Жизнь и власть: Сравнительное жизнеописание./ Пер. с англ. Смоленск, 1994. - T.I. 528 е., Т.2. 672 с.
82. Буханов В.А. Гитлеровский "новый порядок" в Европе и его крах. 19391945. (идейно-политические проблемы).- Екатеринбург, 1994. 168 с.
83. Буханов В.А. Европейская стратегия германского фашизма. 1933-1939. Свердловск, 1991. 164 с.
84. Вернеке А. Биологизм и идеологическая борьба / Пер. с нем.- М., 1981.254 с.
85. Галкин A.A. Германский фашизм. 2-е изд.- М.,1989. 352 с.
86. Галкин А.А.,Рахшмир П.Ю. Консерватизм в прошлом и настоящем. -М.,1987. 192 с.
87. Галкин A.A. Размышления о фашизме // Социальные трансформации в Европе XX века. -М., 1998. С. 157-173.
88. Гейден Г. Критика немецкой геополитики./ Пер. с нем. М.,1960. 308 с.
89. Дашичев В.И. Банкротство стратегии германского фашизма. Исторические очерки. Документы и материалы. М.,1973. T.I. 766 с.
90. Кон Н. Благословение на геноцид: Миф о всемирном заговоре евреев и "Протоколах сионских мудрецов" / Пер. с англ. М.,1990. 247 с.
91. Макарова JT.M. Буржуазная историография 60-80-х годов о теоретических основах идеологии германского фашизма // Буржуазная историография Западной Европы и США проблем новой и новейшей истории XIX-XX вв.-Сыктывкар, 1986. С.30-38.
92. Мерцалова JI.А. Германский фашизм в новейшей историографии ФРГ.-Воронеж,1990. 208 с.
93. Одуев С.Ф. Метаморфозы иррационализма. (Иррационализм в немецкой философии Х1Х-ХХ веков). М.,1997. Вып. 1-2. 202 е., Вып.З. 188 с.
94. Одуев С.Ф. Тропами Зарату^тры. (влияние ницшеанства на немецкую буржуазную философию). М.,1971. 429 с.
95. Опитц Р. Фашизм и неофашизм./ Пер. с нем. М.,1988. 280 с.
96. Орлов Ю.Я. К значению философии Шопенгауэра, Ницше и Шпенглера для методологии немецко-фашисдской пропаганды// Вестник МГУ. Серия 10. Журналистика. 1993. - №.1. 0.51-69.
97. Орлов Ю.Я. Международно-пропагандистский смысл расовых концепций Жозефа Артюра де Гобино и Хьюстона Стюарта Чемберлена// Вестник МГУ Серия 10. Журналистика.- 1993. №.2. С.63-80.
98. Орлов Ю.Я. Первые немецкие пропагандисты "советологи" Артур Мёллер ван ден Брук и Эдуард Штадтлер// Вестник МГУ Серия 10. Журналистика. 1992. - №.5. - С.63-81.
99. Орлов Ю.Я. Религиозность как методологическая и содержательная предпосылка немецко-фашистской пропаганды// Вестник МГУ. Серия 10. Журналистика. 1994. - №.1. С.67-75.
100. Патрушев А.И. Жизнь и драма Фридриха Ницше// Новая и новейшая история. 1993. - №.5. С.120-151.
101. Патрушев А.И. Миры и мифы Освальда Шпенглера// Новая и новейшая история. 1996. - №.3. С. 122-144.
102. Пленков О.Ю. Мифы нации против мифов демократии: немецкая политическая традиция и нацизм. СПб.,1997. 576 С.
103. Поляков Л. Арийский миф. Исследование истоков расизма./ Пер. с франц. СПб., 1996. 355 С.
104. Поляков Л. История антисемитизма. Эпоха знаний. /Пер. с франц. -М.Иерусалим, 1998. 448 С.
105. Рахшмир П.Ю. Проблема взаимосвязи нацизма и "революционного консерватизма" в буржуазной историографии// Ежегодник германской истории. 1972. -М.,1973. С. 409-431.
106. Рахшмир П.Ю. Происхождение фашизма. М.,1981. 168 с.
107. Свасьян К.А. Освальд Шпенглер и его реквием по Западу// Шпенглер 0. Закат Европы,- М.,1993. Т.1. С.5-122.
108. Свасьян К.А. Фридрих Ницше: мученик познания// Ницше Ф. Сочинения в 2-х т. М.,1990. - Т.1. С.5-46.
109. Тоталитаризм в Европе XX века. Из истории идеологии, движений, режимов и их преодоления. М.,1996. 540 с.
110. Фест И. Гитлер. Биография./ Пер. с нем.- Пермь,1993. Т.1. 368 е., Т.2. 480 е., Т.З. 544 с.
111. Хайзе В. В плену иллюзий. Критика буржуазной философии в Германии/
112. Пер. с нем. М.,1968. 672 с.
113. Ширер У. Взлет и падение третьего рейха/ Пер. с англ. М.,1991. T.I. 574с.
114. Biddiss M.D. Father of Racist Ideology: The Social and Political Thought of Count Gobineau. L.,1970. p.314.
115. Bracher K.D. Die Deutsche Diktatur: Entstehung, Struktur, Folge des Nationalsozialismus.-Koln-Berlin, 1969. 580 S.
116. Bracher K.D. Tradition und Revolution im Nationalsozialismus// Hitler, Deutschland und die Machte, hrsg. v. M.Funke. 2.Aufl.-Dusseldorf,1977. S. 17-29.
117. Bracher K.D. Zeit der Ideologien: Eine geschichte politischen Denkens im 2O.Jahrhunderts- Stuttgart, 1982. 414 S.
118. Broszat M. Der Staat Hitlers. Grundlegung und Entwicklung seiner inneren Verfassung. 12.Aufl. - München, 1989. 475 S.
119. Dann 0. Nation und Nationalismus in Deutschland: 1770-1990.- 3.Aufl. München, 1993. 438 S.
120. Diner D. "Grundbuch des Planeten". Zur Geopolitik Karl Haushofer// Viertelfttielshefte für Zeitgeschichte. 1984. Heft 1. S.l-28.
121. Ebeling F. Geopolitik: Karl Haushofer und seine Raumwissenschaft. 19191945. В.,1994. 272 S.
122. Field G.G. Evangelist of Germanic Vision of Houston Stewart Chamberlain. -N.Y.,I981.p.565.
123. Franz-Willing G. Die Hitlerbewegung. Der Ursprung 1919-1922. -Hamburg-Berlin,1962. 256 S.
124. Gruchmann L. Nationalsozialistische Grossraumordung. Die Konstruktion einer "deutschen Monroe-Doktrin". Stuttgart, 1962. 166 S.
125. Hildebrand K. Deutsche Aussenpolitik. 1933-1945. Kalkül oder Dogma? Stuttgart, 1971. 186 S.
126. Hildebrand K. Hitlers "Programm" und seine Realisierung. 1939-1942. // Hitler, Deutschland und die Machte, hrsg. v. M.Funke. 2.Aufl.-DÜsseldorf,1977. S.63-93.
127. Hildebrand K. Vom Reich zum Weltreich. Hitler, NSDAP und koloniale Frage. 1919-1945. München, 1969. 274 S.
128. Hillgruber A. Die "Endlosung" und das deutsche Ostimperium als Kernstuck des rassenideologischen Prograrams des Nationalsozialismus // Hitler, Dautschland und die Machte, hrsg. v. M.Funke. 2.Aufl.-Dusseldorf.l977. S.94-114.
129. Hillgruber A. Kontinuität und Diskontinuität in der deutschen Aussenpolitik von Bismarck bis Hitler. 3.Aufl. - Düsseldorf, 1971. 28 S.
130. Hipler B. Hitlers Lehrmeister: Karl Haushofer als Vater der NS-Ideologie. -St.Ottilien.1996. 240 S.
131. Jackel E. Hitlers Weltanschauung. Entwurf einer Herrschaft. Tübingen. 1969. 160 S.
132. Jacobsen H.-A. Karl Haushofer: Leben und Werk.- Boppard /R.,1979. Bd.l.660 S,Bcl.2. 629 S.
133. Jenschke B. Zur Kritik der konservativ-revolutionären Ideologie in der Weimarer Republik. Weltanschauung und Politik bei Edgar Julius Jung.-Munchen,1971. 200 S.
134. Jetis H. Der Mythus von Blut und Rasse. Wien, s.a.(1936). 80 S.
135. Kelly A. The Descent of Darwin. The Popularization of Darwinism in Germany. 1860-1914. Chapel Hill,1981 .p. 185.
136. Klepsch T. Nationalsozialistische Ideologie. Eine Beschreibung ihrer Struktur vor 1933. Munster, 1990. 296 S.
137. Koch H.W. Der Sozialdarwinismus. Seine Genese und sein Einfluss auf das imperialistische Denken. München, 1973. 179 S.
138. Krück A. Geschichte des Alldeutschen Verbandes. 1890-1939. Wiesbaden,1954. 258 S.
139. Kuhn A. Hitlers aussenpolitisches Programm: Entstehung und Entwicklung 1919-1939. Stuttgart, 1970. 286 S.
140. Kuusisto S. Alfred Rosenberg in der nationalsozialistische Aussenpolitik. 1933-1939. Helsinki, 1984. 436 S.
141. Laack-Michel U. Albrecht Haushofer und der Nationalsozialismus. Ein Beitrag zur Zeitgeschichte. Stuttgart, 1974. 407 S.
142. Lohalm U. Volkischer Radikalismus. Die Geschichte des Deutschvolkischen Schutz-und Trutz-Bundes. 1919-1923. Hamburg, 1970. 488 S.
143. Lübbe H. Oswald Spenglers "Preussentum und Sozialismus" und Ernst Jungers "Arbeiter" // Der Fall Spengler: Eine kritische Bilanz, hrsg.v. A. Demand! u.J.Farrenkopf.- Köln, 1994. S. 129-151.
144. Lukacs G. Die Zerstörung der Vernunft. Der Weg des Irrationalismus von Schelling zu Hitler. B.,1955. 692 S.
145. Lutzhoft H.-J. Der Nordische Gedanke in Deutschland. 1920-1940. Stuttgart, 1971. 440 S.
146. Meinecke F. Die deutsche Katastrophe. Betrachtung und Erinnerungen. 3.Aufl. Wiesbaden, 1947. 180 S.
147. Michalka W. Vom Antikominternpakt zum euro-asiatischen Kontinentalblock: Ribbentrops Alternativkonzeption zu Hitlers aussenpolitischem "Programm"// Nationalsozialistische Aussenpolitik, hrsg.v. W.Michalka- Darmstadt, 1978.S.471-492.
148. Möhler A. Die Konservative Revolution in Deutschland 1918-1932: Grundriss ihrer Weltanschauungen. Stuttgart, 1950. 287 S.
149. Mohrmann W. Antisemitismus. Ideologie und Geschichte im Kaiserreich und in der Weimarer Republik. B.,1972. 220 S.
150. Mosse GL. Die Geschichte des Rassismus in Europa. Frankfurt A/M. 1990.280 S.
151. Mosse G.L. Ein Volk, ein Reich, ein Führer: die volkischen Ursprünge des Nationalsozialismus. Konigstein,1979. 368 S.
152. Neurohr J. Der Mythus vom Dritten Reich: zur Geistesgeschichte des
153. Nationalsozialismus. Stuttgart, 1957. 287 S
154. Noack P. Carl Schmitt: Eine Biographic.- B.,1993. 360 S.
155. Nolte E. Der Faschismus in seiner Epoche, Die Action française. Der italienischer Faschismus. Der Nationalsozialismus. München, 1963. 634 S.
156. Nolte E. Die faschistischen Bewegung. Die Krise des liberalen Systems und die Entwicklung der Faschismus.- München,1966. 334 S.
157. Nolte E. Die Krise des liberalen System und die faschistischen Bewegungen. -München, 1968. 475 S.
158. Nolte E. Nietzsche und die Nietzscheanismus. Frankfurt A/M., 1990. 303 S.
159. Nolte E. Streitpunkte: heutige und künftige kontroversen umn den Nationalsozialismus. B.,1993. 496 S.
160. Patzold K.Weissbecker M. Hakenkreuz und Totenkopf: Die Partei des Verbrechens. B., 1981. 432 S.
161. Penzo G. Zur Frage der "Entnazifizierung" Friedrich Nietzsches// Vierteljahtshefte fur Zeitgeschichte. 1986. Heft 1. S. 105-116.
162. Petzold J. Die Demagogie des Hitlerfaschismus: Die politische Funktion der Naziideologie auf dem Wege zur faschistischen Diktatur. B.,1982. 444 S.
163. Petzold J. Konservative Theoretiker des deutsche Faschismus. Jungkonservative Ideologen in der Weimarer Republik als geistige Wegbereiter der faschistischen diktatur. 2.Aufl. - B., 1982. 311 S.
164. Schemann L. Gobineau und die deutsche Kultur. Leipzig, 1910. 168 S
165. Schemann L. Gobineaus Rassenwerk: Aktenstücke und Betrachtungen zur Geschichte und Kritik des Essai sur l'inegalite des races humaines. Stuttgart, 1910. 544 S.
166. Schwierskott H.-J. Arthur Moeller van den Bruck und der revolutionäre Nationalismus in der Weimarer Bepublik. Gottingen, 1962. 202 S.
167. Sontheimer K. Antidemokratisches Denken in der Weimarer Republik. Die politische Ideen des deutschen Nationalismus zwischen 1918 und 1933. 2.Aufl. -München, 1964. 414 S.
168. Stern F. Kulturpessimismus als politische Gefahr: Eine Analyse nationaler Ideologie in Deutschland. Bern, 1963. 420 S.
169. Taureck B.H.F. Nietzsche und der Faschismus. Eine Studie über Nietzsches politische Philosophie und ihre Folgen. Hamburg, 1989. 222 S.
170. Volkov S. Kontinuität und Diskontinuität in deutschen Antisemitismus. 1878-1945.//Vierteljahtshefte für Zeitgeschichte. 1985. Heft 2. S.221-243.
171. Vollnhals C. Praeceptor germaniae. Spenglers politische Publizistik // Der Fall Spengler: Eine kritische Bilanz, hrsg.v. A.Demandt u. J.Farrenkopf.- Koln.1994. S.171-197.
172. Zischka J. Die NS-Rassenideologie: machttaktisches Instrument oder handlungsbestimmendes Ideal? Frankfurt A/M., 1986. 194 S.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.