Духовная музыка в творчестве Владимира Мартынова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Кушнир, Ольга Владимировна

  • Кушнир, Ольга Владимировна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2006, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 259
Кушнир, Ольга Владимировна. Духовная музыка в творчестве Владимира Мартынова: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Ростов-на-Дону. 2006. 259 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Кушнир, Ольга Владимировна

Введение.

I глава. Взгляды В. Мартынова на сущность духовной музыки.

II глава. Текст и его интерпретация в духовных произведениях композитора.

III глава. Техника композиции.

IV глава. Музыкальная стилистика и ее истоки.

V глава. Некоторые вопросы музыкального содержания в духовных сочинениях композитора.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Духовная музыка в творчестве Владимира Мартынова»

Владимир Мартынов один из интереснейших людей своего времени. Его творчество - яркая, своеобразная и пока еще малоисследованная страница современной отечественной музыки. Это подтверждают его сочинения, взгляды и размышления, весь его личностный опыт, который удивительно многообразен. Дар композитора соединился в В. Мартынове со многими иными талантами: писателя, музыковеда-ученого, философа, занимающегося проблемами культуры, вопросами богословия. Он автор более семидесяти музыкальных сочинений, а также семи масштабных книг и значительного ряда статей.

Музыка В. Мартынова популярна, она регулярно звучит на концертах, форумах, фестивалях. К сочинениям композитора проявляют интерес выдающиеся музыканты конца XX начала XXI веков - Г. Кремер, Т. Гринденко, А. Любимов, Д. Джеймс; оригинальные и прославленные исполнительские коллективы - ансамбль ударных инструментов М. Пекарского, уникальный хоровой ансамбль «Сирин», популярный мужской хор «Древнерусский распев», известный детский хор под управлением В. Попова. Сочинениями композитора дирижируют крупнейшие музыканты, стремящиеся открыть современную музыку широкому слушателю - Г. Рождественский, Ю. Башмет, В. Гергиев, Т. Гринденко. Произведения В. Мартынова исполняются в России, Англии, Франции, Италии, Германии, Голландии, Австрии, Швейцарии, Люксембурге, Финляндии, Венгрии, США. Его творческие планы, взгляды на вопросы искусства, культуры освещаются в передачах на радио и телевидении.

Высокую оценку произведениям композитора дают знаменитые музыкальные деятели Надя Буланже и Альфред Шнитке. Услышав раннее сочинение начинающего композитора - серийный квартет (1966), Н. Буланже высказалась об авторе следующим образом: «Это талант международного класса» [цит. по: Ка-тунян, 1996, 45]. В середине 70-х годов А. Шнитке выделил имя В. Мартынова среди трех наиболее перспективных, по его мнению, композиторов молодого поколения [Шнитке, 1992, 27-29]. И сейчас мы встречаем высокую оценку авторской деятельности В. Мартынова как «композитора широкого диапазона творчества» [Гуляницкая, 1999, 131], в чем находим подтверждение интуитивным высказываниям Н. Буланже и А. Шнитке. Но, как часто бывает со значительными явлениями культуры, музыка В. Мартынова вызывает и критические замечания [Денисов, 1992, 225].

Духовная музыка составляет значительную часть композиторской деятельности В. Мартынова и характерна для этапа его творческой зрелости. Произведения на духовную тематику отличаются масштабностью и жанровым многообразием, значительная группа этих сочинений написана в 90-е годы. Среди них «Апокалипсис» для двух хоров и солистов a'cappella (продолжительность звучания 110 минут), «Плач Иеремиев. Книга "Плач Иеремии", положенная на пение» для смешанного хора (90 минут), «Magnificat quinti toni» для контрате-нора, скрипки и струнного ансамбля (34 минуты), «Stabat Mater» для смешанного хора и струнного ансамбля (32 минуты), «Реквием» для хора, солистов и струнного ансамбля (54 минуты)1.

Примечательно также, что В. Мартынов часто соприкасается с разными видами духовной музыки через всевозможные формы многосторонней творческой деятельности. Большая часть научных трудов посвящена вопросам церковной музыки. В период своего творческого и духовного становления он шесть лет провел в монастыре Троице-Сергиевой Лавры (1978-1984), некоторое время преподавал в Московской Духовной Академии. Разносторонние занятия и контакты с духовной музыкой были органичны для него, ставшего на определенном этапе верующим человеком. О своем приходе в церковь он рассказывает так: «Я никогда не был атеистом, но и православным в то время тоже. <. .>Я стал церковным человеком, начал жить церковной жизнью, у меня появился духовный отец. Вначале я пел на клиросе, преподавал в регентской школе в Духовной Академии, интересовался богослужебным пением.» [цит. по: Кушнир,

1 В дальнейшем сочинение «Плач Иеремиев. Книга "Плач Иеремии", положенная на пение» мы будем именовать как «Плач Иеремии».

2005, 757]. Таким образом, становится очевидным, что религиозные чаяния композитора отражаются и в его творчестве, и в жизни, что возрождает почти забытое представление о цельной личности.

Интерес к духовным темам в конце XX столетия не является частным фактом, а вписывается в значительную тенденцию в искусстве и культуре. Два последних десятилетия ушедшего века для России были ознаменованы приходом многих людей к религии, которая для православного народа стала официально разрешенной. Русская Православная Церковь отметила в 1988 году тысячелетие принятия христианства. Реакцией, последовавшей на это событие, явилось открытие и строительство новых монастырей, храмов, воскресных школ. Появилось много разноплановой духовной литературы: с одной стороны, связанной с религиозным культом и бытом верующего человека, с другой - объясняющей библейские и догматические тексты. Распространились труды, рассматривающие вопросы веры, сравнения православия и других христианских конфессий, иных религий и различных новоявленных сект. Увидели свет исследования мыслителей XX века (Н. Андреева, JL Успенского, П. Озолина, А. Лосева, протоиерея А. Меня, диакона А. Кураева, архимандрита Василия (Кривошеина)). Широко распространились репринтные издания духовной прозы Н. Гоголя, Ф. Достоевского, В. Соловьева, а также трудов Е. Барсова, В. Арсеньева, В. Розанова, В. Кожевникова, И. Соловьева, А. Ремизова, Е. Трубецкого, П. Флоренского, С. Булгакова, И. Ильина.

В современной концертной практике все чаще исполняется русская духовная музыка: литургии и всенощные бдения П. Чайковского и С. Рахманинова, произведения на религиозную тематику А. Алябьева, М. Глинки, М. Балакирева, Н. Римского-Корсакова, А. Лядова, А. Архангельского, С. Смоленского, М. Ипполитова-Иванова и других композиторов. Появились специальные хоровые ансамбли, исполняющие только церковную музыку, проводятся фестивали, посвященные духовному музыкальному наследию, в которых наравне с церковными песнопениями звучит и авторская музыка на тексты и сюжеты религиозной направленности.

Получили распространение труды таких литургических музыковедов (термин И. Гарднера), как Д. Разумовский, В. Металлов, М. Лисицин, А. Никольский, С. Смоленский. За последние десятилетия большой вклад в изучение проблем духовной музыки внесли многие отечественные музыковеды: А. Кандинский, В. Протопопов, А. Тевосян, Н. Гуляницкая, И. Дабаева, Ю. Евдокимова, С. Зверева, Е. Левашов, Ю. Паисов, М. Рахманова и многие другие исследователи. Издано немало сборников: «Сергиевские чтения - I. О русской музыке», «Методы изучения старинной музыки», «Музыкальная культура Средневековья», «Гимнология» в двух книгах и т. д. Например, в Ростове-на-Дону только за 10 лет уже прошло несколько конференций, по материалам которых выпущены сборники - «Отечественная культура XX века и духовная музыка» (1990), «Музыкальное искусство и религия» (1994), «Музыкальная культура христианского мира» (2001). В 2002 году вышло в свет масштабное исследование Н. Гуляницкой «Поэтика музыкальной композиции. Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века», посвященное религиозной музыке в творчестве композиторов начала и конца века. Даже само перечисление примеров, которое можно продолжать еще долго, указывает, что случаи подобного рода не единичны, и демонстрируют религиозное возрождение в отечественной культуре последнего времени.

Почему в конце XX века возникла потребность в создании музыки на религиозные тексты? Как духовная тематика заинтересовала многих людей и приверженность ей отразилась во многих областях искусства? Ответы на столь глобальные вопросы будет легче найти, двигаясь от частного к общему. Так, в жизни и творчестве В. Мартынова они сокрыты в фактах биографии, в авторских книгах и статьях и, конечно, в музыке. Изучение духовных произведений композитора и писателя В. Мартынова в силу этих причин нам кажется актуальным. В различных работах, посвященных вопросам духовной музыки, о В. Мартынове отзываются как о знатоке православной церковной музыкальной традиции2. И это, как нам кажется, правомерно: его научные позиции, изложен

2 См. об этом: Ектения, 1996, Степанова, 1999, и другие источники . ные в трудах, устойчивы. Во многом мнение композитора опирается на взгляды значительных религиозных деятелей. Таким образом, наша заинтересованность в творчестве В. Мартынова - духовно мыслящего человека, создателя литературных и музыкальных произведений не случайна. У нас есть возможность поразмышлять над заинтересованностью современных людей к возврату религии на примере творчества именно этого композитора, тем более, что оно почти не изучено.

Музыке В. Мартынова на сегодняшний день посвящено: две статьи (М. Катунян, В. Грачев) и глава «Владимир Мартынов» в книге Т. Чередниченко «Музыкальный запас. 70-е. Проблемы. Портреты. Случаи» (Чередниченко, 2002,540-560). В солидных теоретико-практических изданиях рассматриваются некоторые его сочинения и особенности композиторского письма. Чаще публикуются отзывы музыкальных критиков на премьеры композитора (в основном, на страницах различных сайтов). Наиболее полная публикация, обозревающая творчество и некоторые биографические факты жизни В. Мартынова, появилась в сборнике «Музыка из бывшего СССР». Ее автор М. Катунян подчеркивает сосуществование и взаимопроникновение в композиторской деятельности В. Мартынова разных явлений - параллельных миров: авангарда и рок культуры, электронной музыки и минимализма. В статье раскрываются авторские приоритеты, внимание к определенным музыкальным эпохам. Некоторым сочинениям М. Катунян дает аналитическую характеристику. Исследователь обращает внимание на вопросы стилевой и жанровой специфики произведений, пишет об истории их создания. В конце статьи прилагается список основных музыкальных произведений композитора, написанных до 1996 года. Вскользь упомянуты миогие, по нашему мнению, значительные темы. В частности не затронуты литературные труды В. Мартынова.

Нельзя сказать, что литературная область творчества композитора и его духовные сочинения вообще не интересуют музыковедов, как раз наоборот: ведутся дискуссии о его научных взглядах (А. Рогачевым, И. Степановой и Ю. Евдокимовой). Появляются работы, где делаются первые попытки изучить духовные сочинения композитора [Гуляницкая, 1999, 9], дебаты вокруг произведений В. Мартынова не умолкают. Их исполнение и постановка, вызывают неоднозначные реакции и никого не оставляют равнодушным.

Современная духовная музыка — новый культурный пласт, существование которого порождает много вопросов: жанровой дифференциации духовных произведений, специфики их музыкального содержания, интерпретации церковных традиций в композиторском творчестве, трактовки религиозного текста и т. д. С учетом сказанного, главная цель диссертации - исследование духовной музыки В. Мартынова как важнейшей области творчества композитора. Обозначим ряд задач:

- изучение изложенной в трудах композитора научной позиции и взглядов на сущность духовной музыки;

- формирование метода анализа текста в церковной музыке;

- раскрытие специфики воплощения текста в духовных сочинениях В. Мартынова;

- выявление музыкально-стилистических особенностей духовных произведений композитора;

- рассмотрение вопросов техники композиции и связь последней со стилем духовной музыки В. Мартынова;

- определение своеобразия музыкального содержания религиозных произведений композитора.

В основе методологии работы - комплексный подход. Вырабатывая методы исследования музыки композитора, мы опирались на эстетические, музыкально-исторические и музыкально-теоретические работы. Базой нам послужили труды В. Апеля, Б. Асафьева, В. Бычкова, Г. Вагнера, В. Васиной-Гроссман, Г. Григорьевой, Н. Гуляницкой, И. Дабаевой, 10. Евдокимовой, Н. Ефимовой, JL Казанцевой, М. Катунян, Б. Каца, И. Лаврентьевой, И. Лозовой, В. Медушевского, Ю. Москвы, Е. Назайкинского, Р. Поспеловой, Е. Ручьевской, А. Сохора, И. Степановой, 10. Холоиова, В. Холоповой, Т. Чередниченко, Е. Чигаревой. С учетом особенностей темы диссертации нам потребовалось привлечь труды богословские, богословско-практические, истолковывающие различные церковные службы, и работы из сферы литургического музыковедения: И. Гарднера, священника Игнатия (Брянчанинова), святителя Иоанна Златоуста, архимандрита Киприана (Керна), А. Лопухина, протоиерея А. Меня, архимандрита Никифора (Бажанова), Т. Скабаллановича, П. Юнгерова. В центре нашего внимания постоянно были труды, интервью, аннотации к сочинениям самого В. Мартынова.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Кушнир, Ольга Владимировна

Заключение

Владимир Мартынов — сегодня, как и прежде, остается в непрестанном творческом труде и поиске. Он сочиняет музыку, пишет книги, участвует в постановке своих сочинений. Своими действиями он по-прежнему вызывает споры и дискуссии, и, конечно, окончательная оценка его творчества - дело будущего. И все-таки, некоторые обобщения необходимо сделать.

Взгляды и музыкальное духовное творчество В. Мартынова тесно взаимодействуют между собой. Можно с уверенностью сказать, что композитор декларирует многие свои идеи, объясняя не столько принципы собственной композиторской техники, сколько возможность их правомерного существования в истории.

Характеризуя творчество и личность В. Мартынова, нужно говорить о том, что автор тонко чувствует мир и тесно связан с его проблемами. Музыкальными сочииениями любого автора, как и картинами художника, конечно, нельзя остановить процессы, которые разрушают мир и лишают человека чувства гармонии. Но можно направить внимание своих современников в необходимое русло. Именно этим и занимается В. Мартынов как композитор, творчески мыслящий человек. Он действует как своего рода «жрец», который обдумывает художественный образ ритуальных акций и «проводит их в жизнь» постановками своих музыкальных сочинений. Апеллируя в своей музыке к искусству прошлого и устоявшимся в веках художественным формам, переосмысливая их сквозь призму современного сознания, он стремится выстроить модель гармонии в настоящем мире. Он умеет найти органичный сплав традиций далеких эпох, которые, несмотря на свою разность в отношении друг к другу, выражают гармонию = красоту. Таким образом, В. Мартынов стремится найти общий эквивалент между далеким, созданным предками искусством, и идеалом гармонии, который мог бы быть воспринят и понят современным человеком.

Погружение композитора в традиции музыкальных культур разных времен говорит об осознанном методе, который характеризует творческое кредо композитора. Несмотря на многообразие стилевых аллюзий, В. Мартынов так выстраивает сочинение, что мы в любых опусах всегда узнаем почерк их создателя — композитора, который не изобретает, а отбирает и комбинирует совершенные и универсальные музыкальные знаки, оплодотворенные духовно-музыкальным опытом многих поколений анонимных авторов.

В. Мартынов осуществляет поиски «совершенного мироздания» не только в музыкальной стилистике, но и в индивидуально подобранном для каждого произведения сценическом пространстве. Свои сочинения он изначально задумывает для определенных исполнителей и музыкальных коллективов. Он также часто пишет музыку на заказ, сотрудничает с двумя известными современными режиссерами А. Васильевым и Ю. Любимовым. В их спектаклях роль музыки не ограничена характеристикой героев, а является самостоятельным звеном, несущим значительную смысловую нагрузку, формирующим представление об общей идее.

В. Мартынов-ученый ярко выразил в своих трудах новую концепционно целостную систему взглядов на сущность церковной музыки. Он одним из первых во всеуслышанье стал декларировать забытую традицию отношения к богослужебному пению, основанную прежде всего на понимании его как аи-гелогласного, произошедшего на небе. Человек широкого кругозора и глубоких знаний, В. Мартынов в своих трудах разделил и сопоставил богослужебное пение и светскую музыку, показал всю историю их параллельного сосуществования. Подобная научная позиция и деятельность продолжили работы В. Металлова, А. Преображенского, Д. Разумовского и многих других авторов, чьи труды на длительное время перестали быть по-настоящему доступными после 1917 года.

По-новому В. Мартынов осмысливает и роль музыки в различных исторических эпохах в книге «Конец времени композиторов» (2002), рассматривая музыку разных цивилизаций и эпох - через позиционирование в человеческом сознании роли Бога и индивидуальной человеческой личности по отношению к мирозданию, истории. От решения этого вопроса зависит выбор творческой позиции - индивидуально-новаторской или традиционной, авторской или внеавторской.

С XVII века, по мнению В. Мартынова, главенствующей общественной культурной ценностью становится человеческая индивидуальность: «Еще в XV веке Пико дела Мирандола ввел понятие "третьего царства" - царства свободы человеческого творчества» [Мартынов, 2002, 48]. «Весь комплекс идей, а именно сущее, раскрывающееся, как история свободы творчества, вера в прогресс, революция как оптимальная форма преобразования мира - все это и все с ним связанное, сформулировано и переведено в жизнь только в Европе, переступившей порог Нового времени» [там же, 2002, 49-50]. Именно в этой атмосфере появилась и развивалась фигура композитора, чья свобода творчества путем постоянных революций и новаторств стала близиться к закату уже в начале XX века (со времени изобретения 12 тоновой техники), а к концу минувшего века наступает «эпоха нового бриколлажа»., брикол-лажа, о природе которого можно говорить пока лишь гадательно, но черты которого уже проступают, быть может в таких явлениях «постмодернизма, как "интертекст", "эхокамера", "смерть автора", "смерть субъекта", и в связанных с ними концепциями» [Мартынов, 2002, 55].

В целом, книга «Конец времени композиторов» является своего рода автобиографией, объясняющей причины, породившие творческие установки В. Мартынова, также она дает возможность составить представление о его приходе к минимализму и идее анонимного творчества. Он утверждает, что конец композиторства состоялся из-за полного и принципиального разрыва с богослужебно-певческой системой (вплоть до абсолютного вытеснения памяти о ней, как о недостижимом идеале), приводящей к чудовищной гипертрофии структуры, оборачивающейся заведомой «нечленораздельностью классических серийных произведений» [Мартынов, 2002, 220].

Автор уже с первых страниц книги заявляет: «Музыка может свободно продуцироваться и без содействия композитора. наряду с непосредственно окружающей нас композиторской музыкой существует огромный массив музыки внеавторской» [там же, 11]. Он отмечает, что эти два типа существовали всегда параллельно, также как и два типа человека, характеризующие, в понимании композитора, определенные типы музыки. Это «человек традиционных культур» и «исторически ориентированный» человек. Разница между ними в осознании роли своей жизни и отношении к истории, бытию. Первый признает себя реальным лишь когда повторяет, имитирует действия, признанные архетипом, то есть в принципе отказывается от индивидуального воплощения своего авторского начала. Второй - стремится к неповторимости, оригинальности своих собственных действий и окружающих предметов, выражая тем самым свою индивидуальность и утверждая себя путем революции. Человек традиционных культур «рассматривает процесс музицирования как ритуал», смысл которого в воссоздании какой-либо архетипической модели. Человек исторически ориентированный рассматривает музицирование, как революцию, факт достижения принципиально повой структуры. Действие подобного человека - произвол, и композиторская музыка есть произвол. А внеавторская музыка порождена «каноническим творчеством анонима» [там же, 17].

В. Мартынов пытается предсказать и возможную в будущем роль творчества других композиторов, заявляя «о конце времени композиторов». Согласны ли мы с этим утверждением?. Скорее нет, чем да, но ценность книги В. Мартынова в возможности по-новому взглянуть на композитора и важные проблемы современной культуры. Пытаясь найти ответ на основные качественные характеристики современной культуры, композитор вновь обращает свой взгляд в прошлое. Он заявляет, что есть «холодные» и «горячие» общества. «Фундаментальное различие "холодных" и "горячих" обществ заключается в их отношениях к космосу и истории» [Мартынов, 2002, 29]. Так, человек традиционных культур принадлежит к «холодному» обществу, где исполнение ритуала в жизни и в музыке является необходимостью для осмысления своего существования.

Задаваясь вопросом о стиле композитора мы не можем ограничиться только характеристикой музыкально-стилистических решений, нам кажется важным отметить особый подход к содержательному наполнению его произведений. И здесь мы опять возвращаемся к книге «Конец времени композиторов»

Как мы уже писали, апеллирование к стилистическим моделям разных эпох является одной из констант индивидуального авторского почерка В. Мартынова. Сам принцип обращения к внеавторским моделям перекликается со средневековым анонимным творчеством. Самым первым сочинением, где проявилась подобная тенденция, была «Рождественская музыка» (1973), впоследствии мысли об анонимном творчестве выросли и были провозглашены также в литературной форме.

Другим фактором, влияющим на существо стиля В. Мартынова, становится поиск новых форм синкретической включенности музыки в художественное целое. Цель своего сочинения композитор видит в достижении слушателями некоего состояния, подготавливающего к мыслям о сущности Бытия. Произведение композитора и его творчество - это путь, по не цель.

В телепередаче о поэте В. Хлебникове, композитор, характеризуя его взгляды, фактически объясняет собственную творческую позицию: «Искусство не может быть самоцелью. Это только некое средство передвижения, которое может вас доставить к истине, к которой мы хотим приблизиться, и когда мы приближаемся к этой истине, это средство может быть оставлено, на нем не надо акцентировать внимание. Очень характерно, что Хлебников, читая свои стихи говорил: «И так далее». Он подошел к такому барьеру бытия, вышел на такие глубинные пласты, куда не то, что поэзия или музыка — ничто умопостигаемое и чувственно-воспринимаемое не может проникнуть <.>. Музыка, поэзия, философия - это виды ремесла. Хлебников разбивал все «скорлупы» отдельных деятельностей. Это и философия, и поэзия, и музыка, и магия, то есть синкретизм» [цит. по: Катунян, 1996, 48]. Идеи синкретизма - попытка выйти за рамки чисто эстетической музыкальной сферы -проявились в творчестве В. Мартынова еще в 70-е годы, и далее автор не отказывался от них.

Таким образом, мы видим сложившиеся четыре главных, по нашему мнению, принципа творческого мышления композитора:

- стремление создавать сочинения, несущие миссию ритуала, обряда, который поможет вернуть в жизнь «исконный» порядок;

- понимание искусства как средства, которое приводит к определенной, называвшейся выше цели, но не является собственно самой целью;

- синкретическая включенность музыки и других видов искусства в разные виды деятельности;

- обращение к виеавторскому материалу, как наиболее адекватному для достижения поставленной цели творчества.

Исконный порядок, как можно понять из всей творческой деятельности, мировоззрения и научной позиции В. Мартынова, предполагает восстановление связи человека и Бога, связи между жизнью человека и природой, не-мыслимость раздельного существования человека и Космоса. «И так далее.».

Итак, взгляды на сущность музыки, в том числе и духовной музыки, в целом, научная и творческая позиция В. Мартынова являются оригинальными и новаторскими для нашей «исторически ориентированной» эпохи. Хотя подобная позиция скорее была бы нормой для человека «традиционных культур». Главным фактором, соединяющим в себе две стороны творчества В. Мартынова - духовную и светскую является незыблемость позиций автора в том, что он не представляет творчества вне его ориентации на вечные ценности и символы, а также вне обусловленности конкретных элементов творчества определенными временными рамками, встроенными в общий контекст Бытия. Вселенная, различные исторические рамки, рамки человеческой жизни для него как художника открыты, и в то же время он в своем творчестве является одной из строительных единиц культуры современной эпохи, не претендуя на роль «двигателя прогресса».

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Кушнир, Ольга Владимировна, 2006 год

1. Аверинцев, 1987 Аверкий, 20021. Александр, 20001. Алексеева, 19911. Алексеева, 19941. Андреев, 2004

2. Андреев А. К истории европейской музыкальной интонационности: Ч. 2. Грегорианский хорал. М.: Музыка, 2004. - 480 с.1. Апель, 1998ч1. Асафьев, 19711. Баева, 20041. Байер, 19911. Баранова, 19891. Баранова, 19901. Барсов, 20031. Бершадская, 1972

3. Бершадская, 1978 Библия, 1973

4. Апель. В. Григорианский хорал // Григорианский хорал: Сб. науч. тр. МГК им. П. И. Чайковского. Вып. 20.-М., 1998.-С. 8-37. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. JL: Музыка, 1971.-379 с.

5. Баева А. Русская оперная драматургия конца XX века // Музыка России: от средних веков до современности. Сб. статей. Вып. 1. М.: Композитор, 2004.-С. 346-371.

6. Байер К. Репетитивная музыка // Сов. музыка. -1991.-№ 1.-С. 106-111.

7. Баранова Т. О французской художественной концепции начала XVIII века («Letjons de tenebres» Франсуа Куперена) // Аспекты теоретического музыкознания. Вып. 2 / Сб. пауч. тр. / ЛГИТМиК -Л., 1989.-С. 61-78.

8. Бражников, 1967 Бражников, 1972 Бражников, 1974 Бражников, 1984 Бусева-Давыдова, 2000

9. Бражников М. Древнерусская теория музыки. JL: Музыка, 1972.-424 с.

10. Памятники знаменного распева. Вып. 2. Л.: Музыка, 1974.-79 с.

11. Бражников М. Лица и фиты знаменного распева. — Л.: Музыка, 1984.-304 с.

12. Былинин, 1991 Былинин В. Древнерусские плачи (XI-XVII вв.) //

13. Музыкальная культура Средневековья. Вып. 2 / Центр, музей Древнерусской культуры им. Андрея Рублева, МГДОЛК им. П. И. Чайковского. М., 1991.-С. 138-141.

14. Васина-Гроссман, 1972 Васина-Гроссман В. Музыка и поэтическое слово.

15. Ч. 1: Ритмика. -М.: Музыка, 1972. 152 с.

16. Васина-Гроссман, 1978 Васина-Гроссман В. Музыка и поэтическое слово.

17. Ч. 2: Интонация. Ч. 3: Композиция. М.: Музыка, 1978.-365 с.

18. Герасимова, 1995 Гимнология, 20001. Грачев, 20041. Григорьева, 2005

19. Всесвятая. Православное догматическое учение о почитании Божией Матери. Сб. работ / Сост. и общ. ред. иер. Вадим (Леонов) - М.: Паломник, 2001.-256 с.

20. Григорьева Г. Новые эстетические тенденции музыки второй половины XX века. Стили. Жанровые направления // Теория современной композиции: Учебп. пособие / Отв. ред. В. С. Цепова. М: Музыка, 2005.-С. 23-39.

21. Грубер, 1956 Грубер, 1959 Гуляницкая, 1999

22. Гуляницкая, 2002 Дабаева, 1985

23. Дауноравичепе, 1992 Дворецкая, 20001. Денисов, 1991-1992

24. Грубер Р. Всеобщая история музыки. М.: Музгиз, 1956.-414 с.

25. Грубер Р. История музыкальной культуры. Т. 2. Ч. 1.-М.: Музгиз, 1959. 492 с.

26. Денисов Э. Беседа с композитором Э Денисовым // Традиционные жанры русской духовной музыки и современность: Сб. статей, исследований, интервью / Ред.-сост. 10. И. Паисов. М.: Композитор, 1999. - С. 223-232.1. Дивергенция, 20011. Долинская Е. 2000

27. Духовная музыка, 1976 Дьячкова, 1994 Евдокимова, 1983

28. Евдокимова, 2000 Екимовский, 1997 Ектения, 1996 Енпесен, 1982

29. Ерохин, 1997 Ефимова, 2001а

30. Дивергенция: Новейший словарь иностранных слов и выражений / Отв. ред. Ю. Г. Хацкевич. -Минск: Харвест, М.: ООО Изд-во ACT, 2001. С. 281.

31. Евдокимова Ю. Учебник полифонии. Вып. 1. М.: Музыка, 2000.- 158 с.

32. Екимовский В. Автомонография. М.: Композитор, 1997.-432 с.

33. Ектения / Сост. Евдокимова Ю., Конотоп А., Ко-репьков Н. -М.: Композитор, 1996. 97 с. Еппесеп. Контрапункт // Войченко О. Книга К. Еп-песена «Контрапункт» - перевод с немецкого с комментариями: Дипл. работа. - Ростов н/Д.: РГМПИ, 1982. - Рукопись.

34. Ерохин В. De musica instrumentalis: Германия. -1960-1990. Аналитические очерки. -М.: Музыка, 1997.-400 с.

35. Ефимова Н. Формульная модальность. Проблема регламентации псалмодической практики в каролингскую эпоху // Музыкальная культура христианского мира. Материалы междунар. науч. конф. -Ростов н/Д: Изд-во РГК им. С. В. Рахманинова, 2001.-С. 164-169.

36. Ефимова Н. Раннехристианское пение в Западной Европе VIII-X столетий. К проблеме эволюции модальной системы средневековья. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. - 284 с.

37. Земцовский И. Проблема варианта в свете музыкальной типологии (Опыт этпомузыковедческой постановки вопроса) // Актуальные проблемы современной фольклористики. Л.: Музыка, 1980. -36-49.

38. Иеремия: Энциклопедический словарь / Брокгауз и Ефрон. Т. XIHa. СПб., 1891.

39. Казанцева Л. Основы теории музыкального содержания: Учебн. пособие. Астрахань: ИПЦ Факел, ООО Астрахань Газпром, 2001. - 368 с.. "XJ1. Казанцева, 20051. Кандинский, 1999

40. Катунян, 1992 Катунян, 19961. Катунян, 1999 г,о1. Катунян, 2001а1. Катунян, 20016

41. Кандинский А. Хоровые циклы Рахманинова // Традиционные жанры русской духовной музыки и современность: Сб. статей, исследований, интервью / Ред.-сост. 10. И. Паисов. М.: Композитор, 1999.-С. 66-117.

42. Катунян М. Откровение в звуках. «Апокалипсис» Мартынова: эстонско-русский проект. // Музыка в школе. 2001. - № 4. - С. 15-19.1. Катунян, 2005а1. Катунян, 20056

43. Каретников, 1994 Кац, 1997

44. Катунян, 2001 в Катунян М. Слушая «Апокалипсис»: Интервью с о.

45. Антонием Ильиным (Отдел внешних сношений Русской Православной Церкви) // Музыка в школе.- 2001. -№ 4. С. 19-21.

46. Катунян М. Минимализм и репетитивная техника // Теория современной композиции: Учебн. пособие.- М.: Музыка, 2005. С. 465-488. Катунян М. Новый звук и новая нотация // Теория современной композиции: Учеби. пособие. - М.: Музыка, 2005. - С. 50-70.

47. Каретников II. Готовность к бытию. М.: Композитор, 1994.-159 с.

48. Кац Б. Музыкальные ключи к русской поэзии: Исследовательские очерки и комментарии. СПб., Композитор, 1997. - 269 с. К истории, 1995 - 1996 К истории создания спектакля. А. Васильев, В.

49. Клочкова Е. Алемдар Караманов. Симфонический цикл «Бысть» по Апокалипсису. (К проблеме влияния религиозного источника на симфоническое мышление композитора) // Музыкальная культура Христианского мира: Материалы между1. Киприан,20001. Клочкова, 2001 V

50. Кушнарев, 1958 Кушнир, 2002 too Кушнир, 20041. Кушнир, 2005

51. Юорегян, 1998а Юорегян, 198861. Юорегян, 20051. Лаврентьева, 1978

52. Ламентазио, 1986 Ламентация, 1979

53. Кушнарев X. Вопросы истории и теории армянской моподической музыки. Л.: Музгиз, 1958. -626 с.

54. Кушнир О. Паралитургическая музыка В. Мартынова: Дипл. работа. Ростов н/Д: РГК. 2002. - Рукопись.

55. Юорегян Т., Москва Ю. Нотные приложения // Григорианский хорал: Сб. науч. тр. / МГК им. П. И. Чайковского. М, 1998. - С. 103-184. Юорегян Т. Музыкальная форма // Теория современной композиции: Учебн. пособие. - М.: Музыка, 2005.-С. 266-312.

56. Лаврентьева И. Вокальные формы в курсе анализа музыкальных произведений. М.: Музыка, 1978. -79 с.

57. Ламентазио: Энциклопедический словарь. Брокгауз и Ефрон. Т. XVI б. С-Пб., 1896. Ламентация: Словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1979. - С. 277.

58. Ламентация, 1990 Ламентация. Музыкальный энциклопедическийсловарь / Глав. ред. Г. Келдыш. М.: Советская энциклопедия, 1990. - С. 293.

59. Лебедев, Поспелова, 2000 Лебедев С. Поспелова P. Musica latina: Латинские / /Отексты в музыке и музыкальной науке. СПб.: Композитор, 2000. - 256 с.

60. Левая, 1991 Левая Т. Русская музыка начала XX века в художественном контексте эпохи. М.: Музыка, 1991.- 166 с.

61. Литания, 1976 Литания: Музыкальная энциклопедия: В 6 т. Т. 3.- М.: Советская энциклопедия, 1976. Стб. 298.

62. Лихачев, 1979. Лихачев Д. Поэтика древнерусской литературы.1. М.: Наука, 1979.-352 с.

63. Лобанов, 1979 Лобанов М. Междустрофное импровизационноеварьирование в русской народной песне. (Традиция и обучение) // Традиционный фольклор и современные народные хоры и ансамбли. Фольклор и фольклоризм. Вып. 2. Л.: ЛГИТМиК, 1979. -С. 62-79.

64. Лобанова, 1994 Лобанова М. Западноевропейское музыкальноебарокко: проблемы эстетики и поэтики. М.: Музыка, 1994.-320 с.

65. Лозовая И. Русское осмогласие знаменного распева как оригинальная ладовая система // Музыкальная культура Средневековья. Вып. 2 / Центр, музей Древнерусской культуры им. Андрея Рублева, МГДОЛК им. П. И. Чайковского. М., 1991. - С. 65-69.

66. Лозовая И., Шевчук Е. Церковное пение // Православная энциклопедия. Русская Православная Церковь / Общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. М.: Православная энциклопедия, 2000.-С. 599-610.

67. Лопухин А. П. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания Ветхого и Нового Заветов: В 12 т. СПб., 1904-1913 / Репринтное издание (преемников А. Лопухина) Стокгольм: Ин-т перевода Библии, 1987.-Т. 1 -502 е., Т. 2-341 е., Т. 3 - 609 с.

68. Лопухин А. Иеремия // Толковая Библия в десяти томах / комментарии к тексту. «Плачь Иерем1евъ»: Книга «Плач Иеремии», положенная на пение: <Партитура.> Театр, школа драматического искусства. М., 1995. С.55-56.1. Лосский, 1994

69. Маклыгин А. О формообразовании в вокальной музыке эпохи Возрождения. Казань: КГК 1990. -36 с.

70. Мартынов В. Время и пространство как факторы музыкального формообразования // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. JL, 1974.-С. 143-159.

71. Беседы с композиторами. С В. Мартыновым // Традиционные жанры русской духовной музыки и современность: Сб. статей, исследований, интервью / Ред.-сост. Ю. И. Паисов. М.: Композитор, 1999. -190-197.

72. Мартынов В. О различении понятий богослужебное пение и музыка в Священном Писании // Методы изучения старинной музыки. Сб. науч. тр. / МГДОЛК им. П. И. Чайковского. М., 1992. -С.3-13.

73. Мартынов В. История богослужебного пения. М.: РИО Федеральных активов; Русские огни, 1994. -240 с.

74. Мартынов, 20006 Мартынов, 2001

75. Мартынов В. Проблемы интерпретации современных хоровых сочинений // Художественные жанры: история, теория, трактовка. Красноярск,1996.

76. Мартынов В. Пение, игра и молитва в русской богослужебной певческой системе. М.: Филология,1997.-208 с.

77. Мартынов В. Культура, иконосфера и богослужебное пение Московской Руси. М.: Прогресс - Традиция, Русский путь, 2000. - 224 с. Мартынов В. Литании Деве Марии // http:// www. Sirin.ru/ Lit Text Ru. htm.

78. Мельник Е. Песенный тип и вариант в локальной традиции // Русская народная песня. Стиль, жанр, традиция. Сб. науч. статей. J1., ЛГК, 1985. С. 28 -45.

79. Мень А. протоиерей. История религии: В Поисках Пути, Истины и Жизни: В 7 т. Т. 5: Вестники Царства Божия: Библейские пророки от Амоса до Реставрации (VIII—IV вв. до н. э.). М.: Слово, 1992. -426 с.

80. Минимализм: Большой энциклопедический словарь. Искусство. Серия БЭС. М.: Внешсигма, ООО Изд-во ACT. - 2001. - С. 314. Минимализм: Новейший словарь иностранных слов и выражений. - Минск: Харвест, М.: ООО Изд-во ACT, - 2001. - С. 531.

81. Молитвослов. — М.: Православное братство святого апостола Иоанна Богослова, 2001. Москва Ю. Оффиций // Григорианский хорал: Сб. 20.-М., 1998.-С. 66-102.1. Москва, 199861. Мохова, 19801. Назайкинский, 19881. Назайкинский, 20035о

82. Назаренко А., Назаренко И., 19921. Никитина, 20041. Никифор, 1891-18921. Никольский, 1997

83. Назайкинский Е. Стиль и жанр в музыке: Учебн. пособие для студ. высш. учебн. заведений. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2003. - 248 с.

84. Никольский А. Краткий очерк истории церковного пения в период 1-Х веков // О церковном пении / Сост.О. В. Лада. М.: Талан, 1997. - С. 27-61.

85. Новый Завет, 1989 Паисов, 19991. Пенчук, 19971. Петров, 1990г ' о1. Пожидаева, 19981. Поспелов, 19921. Поспелова, 19941. Поспелова, 2003

86. Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа. -Брюссель, 1989.

87. Петров Ю. Символика и диалектика чисел в «Хорошо темперированном клавире» И. С. Баха (I том) // Интерпретация клавирных сочинений И. С. Баха: Сб. тр. Вып. 109 / ГМПИ им. Гнесиных. М., 1990. С. 42-63.

88. Ручьевская, 1960 Савельева, 19991. Самаров, 20021. Сеидова, 19941. Селицкий, 1997 V?1. Сергий, 1991

89. Русская духовная музыка в документах и материалах. Т 3. Церковное пение пореформенной России в осмыслении современников (1861-1918) М.: Языки славянской культуры, 2002. - 904 с. Ручьевская Е. Слово и музыка. JI.: Музгиз, 1960. -56 с.

90. Савельева Н. Музыкально-поэтическая строфика русских народных песен. Региональная стилистика // Музыка устной традиции. Материалы междунар. науч. конф. памяти Рудневой М.: МГК им П. И. Чайковского, 1999.

91. Сеидова Т. Плач Богородицы в древнерусском певческом искусстве // Музыкальная культура православного мира: традиции, теория, практика: Материалы пауч. копф. / РАМ им. Гнесипых. М., 1994. С. 151-161.

92. Сидорова, 2004 Симакова, 20021. Скабалланович, 20041. Смоляков, 19911. Смоляков, 1993иеромонах Сергий (Троицкий). От составителя // Святротеческая христология и антропология. Сб. статей. М.: Просветительский центр «Пересвет», 2003. С. 4-12.

93. Степанова И. Полемические заметки о русской духовной музыке // Отечественная музыкальная культура XX века. К итогам и перспективам: Сб. науч. тр. / МГК им. П. И. Чайковского. М., 1993. -С. 144-152.

94. Степанова И. Слово и музыка: Диалектика семантических связей. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1999.-288 с.1. Тальберг, 19971. Тараева, 20041. Тараканов, 19931. Требник, 2002 Х°с1. Трубин, 20041. Успенский, 19651. Успенский, 20041. Ухов, 1992

95. Трубин Н. Духовная музыка. Смоленск: Смя-дынь, 2004.-229 с.

96. Ухов Д. Филипп Гласс, Альберт Эйнштейн и другие // Муз. академия. 1992. -№ 3. - С. 74-82.1. Федосова, 2001н1. Федорова, 19911. Федорова, 19921. Феофилакт, 18971. Филадельф, 19921. Харлап, 19861. Хитрук, 19951. Холл, 2004

97. Федосова Э. Жанр стихиры в современном творчестве (на примере сочинения П. Б. Ривилиса «Стихира»). // Музыкальная культура Христианского мира. Ростов н/Д: Изд-во РГК им. С. В. Рахманинова, 2001.-С. 473-479.

98. Федорова Г. Обиходные лады в песнопениях южнорусской певческой традиции // Музыкальная культура Средневековья. Вып. 2 / Центр. Музей Древнерусской культуры им. Андрея Рублева, МГДОЛК им. П. И. Чайковского. М., 1991. С 58 -60.

99. Федорова Г. К вопросу о традиции древнерусской музыки в современном композиторском творчестве. «Стихира Р. Щедрина» // Laudamus. М.: Композитор, 1992.-С. 196-200.

100. Холопов, 1988 Холопов, 19901. Холопов, 19911. Холопов, 1993а1. Холопов, 199361. Ч о

101. Холопов Ю. Диатоника. Муз. энциклопедия: В 6 т. М.: Советская энциклопедия. - Т. 2. - М., 1974. -Стб. - 233-236.

102. Холопов Ю. Лад. Муз. энциклопедия: В 6 т. М.: Советская энциклопедия. - Т. 3. - М., 1976. - Стб. 130-143.

103. Холопов Ю. Средневековые лады. Муз. энциклопедия: В 6 т. М.: Советская энциклопедия. - Т. 5. -М., 1981.-Стб. 240-249.

104. Холопов 10. К проблеме музыкального анализа // Проблемы музыкальной науки. Вып. 6. М.: Сов. композитор, 1985.-С. 130-151. Холопов 10. Гармония. Теоретический курс. М.: Музыка, 1988.-512 с.

105. Холопов 10. Слово и метр в русской монодии // Отечественная культура XX века и духовная музыка. Ростов-п/Д.: РГК им. С. В. Рахманинова, 1990. -С. 66-67.

106. Холопова В. Русская музыкальная ритмика. М.: Сов. композитор, 1983. - 282с. Холопова В. Музыка как вид искусства: Учебн. пособие. - 2-е изд., Ч. 2. - М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1991.-262 с.

107. Холопова В. София Губайдулина. С интервью С. Губайдуллиной / Э. Рестаньо. М.: Композитор, 1996.-329 с.

108. Холопова В. Формы музыкальных произведений: Учебн. пособие. 2-е изд., испр. - СПб.: Лань, 2001.-496 с.

109. Холопова В., Чигарева Е. Альфред Шнитке: Очерк жизни и творчества. М.: Сов. композитор, 1990. -359 с.

110. Царева Е. Жанр музыкальный // Муз. энциклопедия: В 6 т. М.: Советская энциклопедия. - Т. 2. М., 1972.-Стб.-383-388.

111. Ценова В. О театрализации в музыке Эдисона Денисова. // Сергиевские чтения I. О русской музыке. Науч. тр. МГК им. П. И. Чайковского. - М., 1993.-С. 85-89.

112. Чередниченко Т. Музыкальный запас. 70-е. Проблемы. Портреты. Случаи М.: Новое литературное обозрение, 2002. — 592 с.

113. Чигарева Е. Полистилистика // Теория современной композиции / Отв. редактор В. Цеиова. М.: Музыка, 2005. - С. 431-449.

114. Шестаков В. Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения. М.: Музыка, 1966. 576 с.

115. Шнитке А. Полистилистические тенденции в современной музыке // Холопова В., Чигарева Е. Альфред Шнитке: Очерк жизни и творчества. Приложение.-М.: Сов. композитор, 1990. С.327-331. Шнитке А. Три имени // Муз. академия. - 1992. -№ 1. - С. 27-30.

116. Эко. Эволюция средневековой эстетики / Пер. с ит. Ю. Ильина; пер. с лат. А.Струковой. СПб.: Азбука-классика, 2004. - 288 с.

117. Ямпольский И. Lamenlo. Муз. энциклопедия: В 6 т. М.: Сов. энциклопедия. - Том 3. М.: Сов. композитор, 1976. Стб. 151-152. Henry George Farmer. Lamentatio. // Die musik in Geshichte / Hrsg. V. Fr.Blume. Barenreiler Verlag. -Kassel - Bassel (MGG) T. 8.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.