Духовная культура отечественного военного инженера: Социально-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Смирнов, Николай Александрович
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 221
Оглавление диссертации кандидат философских наук Смирнов, Николай Александрович
ВВЕДЕНИЕ.3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ВОЕННОГО ИНЖЕНЕРА.16
РАЗДЕЛ 2. СТРУКТУРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ВОЕННОГО ИНЖЕНЕРА, МЕХАНИЗМ И ФАКТОРЫ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ. 65
РАЗДЕЛ 3. ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ВОЕННОГО ИНЖЕНЕРА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.124 5
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Духовные ценности в военно-профессиональном сознании офицерского корпуса России: социально-философский анализ2008 год, кандидат философских наук Смирнов, Евгений Валерьевич
Противоречия формирования духовной культуры офицера современной Российской армии: Социально-философский анализ2006 год, кандидат философских наук Балябкин, Евгений Анатольевич
Духовно-нравственные качества личности военнослужащего современной Российской армии: сущность, особенности и направления развития: социально-философский анализ2011 год, кандидат философских наук Манерко, Ирина Васильевна
Содержание и развитие духовного мира офицера Вооруженных Сил современной России: Социально-философский анализ2005 год, кандидат философских наук Блохин, Андрей Сергеевич
Профессиональная культура российского офицера: Социально-философский анализ2001 год, кандидат философских наук Черницкий, Олег Анатольевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Духовная культура отечественного военного инженера: Социально-философский анализ»
Военная реформа требует реализации курса на радикальное обновление армии и флота. В центре этого процесса стоит личность,человек, его добросовестное отношение к военно-профессиональное деятельности.
В частях и подразделениях Вооруженных Сил проводится работа по повышению активности, инициативы и творческого отношения к делу офицерского состава, в том числе военно-инженерных кадров.
Однако следует отметить, что принимаемые меры не дают пока желаемых результатов. Причин здесь много, но главная из них - глубокий, всесторонний, в том числе духовный, кризис, из которого наша страна мучительно пытается найти выход. Анализируя социальные процессы, с большой долей уверенности можно говорить о периоде аномии, под которым мы понимаем состояние общества, характеризующееся отсутствием четкой регуляции поведения индивидов,определенным моральным вакуумом, когда старые ценности уже не соответствуют реальным отношением, а новые еще не утвердились.
Особенно тяжело эти процессы протекают в армейской среде, в первую очередь, в среде офицеров, инженеров Вооруженных Сил, в частности, характер и содержание труда которых,выделяет их в специфическую социально-профессиональную группу и требует особого подхода к изучению их поведения и деятельности.
Проводимые философско-социологические исследования выявляют у определенной части офицеров этой категории резкое снижение уровня духовной культуры, изменение мотивов профессиональной деятельности,утрату некоторых,некогда незыблемых ценностных ориентиров.
Организации полноценной боевой учебы мешает отсутствие должного материального и технического обеспечения воинской службы, неясность жизненных перспектив для большинства офицеров, а также связанная с этим морально-психологическая обстановка в воинских коллективах, семьях военнослужащих.
Можно говорить об элементах дисфункции такого социального института как армия,то есть нарушении его взаимодействия с социальной средой, в качестве которой выступает общество, которое через государственные органы на протяжении длительного периода не решает армейских проблем.
Эти и другие факторы оказывают прямое влияние на увеличение случаев девиантного поведения офицеров. Особенно остро эти процессы протекают в среде наиболее многочисленной,специфической группы специалистов - в среде военных инженеров, о чем говорит отсутствие конкурса в инженерные училища,рост числа рапортов офицеров об увольнении их из рядов Вооруженных Сил,увеличение случаев прямого тяготения службой со стороны инженерного состава как строевых частей, так и учебных заведений.
С другой стороны, увеличивается требовательность общества, командования Вооруженных Сил к военным инженерам за поддержание комплексов вооружений в высокой боевой готовности, их грамотную эксплуатацию,разработку и освоение новых типов техники и оружия, поддержание дисциплины и правопорядка в воинских коллективах.
Несоответствие предъявляемых требований и существующих социальных условий их реализации,ведет к увеличению количества предпосылок к происшествиям, аварий и катастроф,потере человеческих жизней и техники. Одной из причин такого положения дел является, на взгляд автора, охвативший общество духовный кризис, процесс ломки, снижение уровня духовной культуры военнослужащих.
Именно поэтому руководством страны и Министерства обороны принято решение о проведении военной реформы, главной целью которой является создание в России Вооруженных Сил оснащенных современной боевой техникой и оружием, укомплектованных военными кадрами, обладающими высокой духовной культурой, способными эффективно выполнять задачи по защите Отечества.
Без решения этой задачи, бессмысленно говорить о выводе российского общества и Вооруженных Сил страны из кризисной ситуации.
Очевидна необходимость глубокого изучения процессов формирования духовной культуры военнослужащих, условий и факторов, влияющих на ее уровень, понимания этого сложного философско-социологического феномена, недооценка роли и значения которого является, на взгляд автора, одной из детерминант негативных социальных процессов протекающих в Вооруженных Силах. Важнейшей целью сложного и многообразного комплекса мероприятий, составляющих содержание военной реформы, проводимой в Российской Федерации, является строительство Вооруженных Сил принципиально нового качества. Осуществление кардинальных мер по преобразованию всей военной системы, снятию назревших противоречий в ее развитии предполагает обстоятельный научный анализ вопросов, связанных с духовной культурой военнослужащих и выработку практических рекомендаций по повышению ее уровня.
Автор диссертации профессионально связанный с обучением и воспитанием курсантов и слушателей ВВИУЗа, видит свою задачу в распространении этих знаний в область подготовки и деятельности военно-инженерных кадров.
Трудность этой установки в значительной мере предопределяется сложностью самого объекта исследования - духовной культуры отечественного военного инженера, а также многомерностью и динамичностью информации, которую необходимо проанализировать и обобщить. Эта и другие причины определили выбор темы диссертационного исследования.
Актуальность исследования обусловлена следующими обстоятельствами.'
- во-первых, несоответствием между возрастающим значением фактора духовной культуры в военном строительстве и местом, которая эта проблема занимает в практической деятельности командиров и руководителей органов воспитательной работы частей и соединений Вооруженных Сил Российской Федерации. Недостаточное понимание самого феномена духовной культуры ведет к дезорентированности офицеров воспитателей, новому формализму при составлении программ и планов учебно-воспитательной работы с курсантами и слушателями, снижению уровня методического обеспечения воспитательной работы, и в целом к заметному снижению ее результативности;
- во-вторых, с распадом СССР и возникновением ряда суверенных государств претерпела существенные изменения система социальных ценностей, а следовательно, индивидуальных ценностных ориентиров военных кадров. В то же время, явно недостаточно развита концепция общенациональной идеи, ценностных установок реформ, что самым непосредственным образом отражается не только на материальном но и духовном содержании жизни людей, позволяющем говорить об отчетливо выраженных угрозах для социальной, в том числе и духовной безопасности общества и армии;
- в-третьих, нарастающие изменения в военном деле, связанные с новым этапом научно-технической революции, объективными трудностями выработки новой военной доктрины, изменениями в системе военного образования, качественных характеристиках личности военного инженера, ставшей во многом определяющей для Вооруженных Сил. Усилилась потребность в военных инженерах, обладающих высокими морально-психологическими и профессиональными качествами, высокой духовной культурой. Только такие военнослужащие в тяжелейших условиях военной реформы способны сохранить Вооруженные Силы страны, вывести их на качественно новый уровень;
- в-четвертых, в прикладном аспекте необходима корректировка исторически сложившихся духовных идеалов, разработка программ патриотического воспитания военнослужащих, расширение гуманитарной составляющей в процессе подготовки инженерных кадров. Когда изменяются мировоззренческие ориентации воинской деятельности необходимо сформулировать научные выводы, рекомендации воспитательным структурам Вооруженных Сил по управлению процессом формирования духовной культуры военнослужащих в период реформирования армии и флота.
В частности, исходя из опыта своей практической работы в военно-инженерной академии, автор наиболее близко столкнулся со следующими проблемами: объективной потребностью социально-философского осмысления происходящих перемен в духовной сфере общества и их влияние на духовную культуру отечественных военных инженеров; необходимостью определения реальных причин снижения уровня духовной культуры различных категорий военнослужащих и принятия соответствующих мер по влиянию на эту тенденцию. Все это предопределило его интерес к философско-социологическому анализу духовной культуры отечественных военных инженеров.
Степень научной разработанности проблемы.
Рассматривая проблему в целом, следует подчеркнуть, что для ее исследования существует сложившаяся методологическая и теоретическая база, представленная в работах как отечественных, так и зарубежных ученых. Кроме того, многие авторы обращаются к данной проблематике косвенно, рассматривали отдельные части ее, попутно с. решением других задач. Все доступные диссертанту труды в данной области послужили опорой творческого поиска автора. В реализации замысла диссертации автор опирался прежде всего на достижения отечественной науки, которая наиболее адекватно, глубже и всесторонне выражает национально-особенное, присущее содержанию, характеру развития культуры, традиций духовной жизни России и ее Вооруженных Сил.
Используемую в диссертации литературу (подробный перечень и анализ представлены ниже), с известной долей условности, можно разделить на несколько групп.
Первую группу составляют работы отечественных ученых: Анохина П.К., Анисимова С.Ф., Абульховой-Славской к.А., Авксентьева А.В., Барулина B.C., Бодалева А.А., Водзинской В.В, Вилюнаса В.К., Демина М.В., Додонова Б.И., Ковалева А.Г., Ковалева В.И., Кона И.С., Леонтьева А.Н., Предвечного Г.П., Узнадзе Д.Н., Чугуновой Э.С., Яковлев Е.Г, Ярошенского М,Г. и других, которые изучали проблемы формирования личности; ее духовных побуждений; соотношение личностного смысла и объективных условий формирования мотивов поведения и деятельности людей.
Позитивным явлением последних лет стало включение в исследования о духовной культуре работ русских философов Бердяева Н.А., Булгакова С.И., Ильина И.А., Леонтьева К.Н., Лосского Н.О., Соловьева B.C., Флоренского П.А., Федорова Н.Ф., Франка С.Л., Юркевича Н.Ф.
Вторую группу представляют труды зарубежных авторов: Анастази А., Бергсона А., Вебера М., Джеймса У., Дюркгейма Э., Камю А., Кардинера А., МидаМ., Терстоуна Л., Лайкерта Р., ПарсонсаТ., Сартра Ж-П., Сорокина П., Шопенгауэра А., Уайта Л., Эдвардса А. и других, в которых с различных методологических позиций делаются попытки понимания, осмысления проблем культуры; ценностных ориентаций личности; роли религии, искусства в развитии человеческого общества.
Третья группа включает в себя исследования и публикации военных ученых: Балаховского А.А., Барабанщикова А.А., Важенина Л.В., Гиди-ринского В.И., Горбунова B.C., Грузкова В.Н., Дырина А.И., Ежова А.Ф., Иванова А.В., Каверина Б.И., Ксенофонтова В.И., Кузнецова В.П., Маль-коваБ.К., Масюка Ю. В., Михалкина Н.В., Нечаева В. В., Пилипонского
А.Г., Позднякова А.И.ПупкоА.Б., Рахимова О.Х-А., Ревенко В.О., Скока А.С,, Стародумова В.А., Федурина А.В., Шохова М.Н., Чеснокова В.А., Чугунова A.M., и других, которые разрабатывают проблемы личности воина; проблемы его духовной жизни; сознания и формирования мировоззрения воинов; проблемы диалектики соотношения человека и военной техники; проблематику военно-инженерной деятельности; духовные побудители воинской деятельности и другие проблемы. ^
Изучение работ вышеперечисленных ученых позволяет сделать вывод о том, что существует солидная теоретическая и методологическая база социально-философского анализа духовной культуры отечественных военных инженеров. В то же время, военными учеными эта тематика изучается, как правило, в контексте тех или иных проблем личности воина или воинской деятельности в целом. В интересующем нас аспекте слабо изучены: сущность феномена духовной культуры, как целостного процесса, особенности формирования ее структуры и форм проявления в конкретных условиях профессиональной деятельности.
Актуальность проблемы исследования, предпосылки ее научного и практического решения определяют объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования.
Объектом исследования выступает духовная культура отечественного военного инженера.
Предмет исследования составляют социально-философские аспекты наиболее значимых характеристик сущности и содержания духовной культуры военных инженеров , а также системы факторов, оказывающих воздействие на ее формирование и развитие.
1. Подробный анализ работ перечисленных авторов будет дан в I и 11 разделах диссертации.
Цель диссертационного исследования состоит в осуществлении социально-философского анализа духовной культуры, особенностей и специфики ее проявления в профессиональной подготовке и деятельности отечественных военных инженеров.
Задачи исследования:
- систематизировать исходные методологические установки социально-философского исследования духовной культуры отечественных военных инженеров;
- раскрыть сущность и содержание духовной культуры, ее место и роль в жизнедеятельности общества, социальной группы и личности;
- исследовать сущность и особенности процесса формирования духовной культуры отечественных военных инженеров, ее динамику, содержание и структуру;
- выявить и подвергнуть анализу проблемы духовного обновления профессиональной подготовки отечественных военных инженеров;
- обосновать предложения по повышению уровня духовной культуры отечественных военных инженеров в ходе обучения и практической деятельности.
Общетеоретическую и методологическую основу диссертации составляют положения трудов выдающихся мыслителей прошлого, отечественных и зарубежных философов, исследовавших различные аспекты сущности духовной культуры, особенности ее проявления и реализации в жизнедеятельности общества и личности. В работе анализируется большой круг различных источников, в которых нашли отражение конструктивные обобщения и подходы к изучению общества и человека, духовных основ, их взаимодействия в системе профессионального развития и самоутверждения личности.
Базовой методологией социально-философского анализа проблемы, по мнению автора, может выступать идея целостности духовной культуры, которая наиболее полно отвечает общему замыслу и задачам диссертации. Ее применение в контексте изучения феномена духовной куль.туры позволяет, с одной стороны, создать теоретическую основу в центре которой находится человек как целостность, а, с другой, понять целостность сущности и содержания духовной культуры общества, социальной группы, личности, включенных в различные формы общественного бытия, деятельности.
Концептуальное содержание представленного социально-философского анализа, по мнению автора, в значительной степени опирается на использование материалистического подхода, применение законов и категорий диалектики. Учитывая, что в процессе исследования осуществляется анализ проблем различного познавательного характера и содержания, автор считает оправданным, в зависимости от этапа и задач работы, обращаться к тем конкретным методологическим принципам , которые наиболее адекватно отвечают задачам изучения той или иной проблемы.
Проблема изучения духовной культуры, особенностей и специфики ее проявления в деятельности военно-инженерных кадров предполагает "выстраивание" этого процесса в соответствии с определенными принципами.
К таким принципам можно отнести следующие:
- гуманитарности, когда именно реально живущий и действующий человек является центром, критерием и высшей целью исследования;
- взаимосвязи, который предполагает, что в основе исследования духовной культуры должны лежать теоретические концепции носящие междисциплинарный характер;
- интегративности, при котором социально-философский анализ данной проблемы, в качестве концептуальных основ, должен вбирать в себя достижения других наук о человеке и его сущностных силах, о характере влияния на него окружающего мира.
Исходная гипотеза исследования состоит в следующем. Духовная культура отечественных военных инженеров есть система наиболее значимых ценностей, принятых б данной социальной группе. Характер и уровень духовной культуры общества предполагает и определенный тип поведения и отношения к деятельности отечественных военных инженеров. Значительное влияние на уровень и структуру духовной культуры отечественных военных инженеров оказывает характер и содержание военно-инженерной деятельности.
В ходе исследования автор использовал разнообразные общенаучные методы, в качестве основного метода получения эмпирической информации использовалось конкретное военно-социологическое исследование. Для сбора первичных данных использованы методы анализа документов, анкетный и экспертный опрос, интервью и наблюдения. Для анализа данных использовались математике-статистические методы обработки информации: логического квадрата, корреляционного анализа, описательные методы и другие.
Эмпирическая база исследования включает данные, получанные автором в ходе проведения конкретно-социологического исследования в частях и подразделениях, училищах Дальневосточного, Московского и Северо-Кавказского военных округов в 1996-1998 годах. В работе также реализованы отчеты по научно-исследовательским работам "Управление", "Парус"; использовались материалы статистических сборников, публикаций в средствах массовой информации, отражающих эмпирические наблюдения, факты, анализ различных сторон и аспектов проявления духовного состояния населения, военнослужащих, тенденции изменений и развития духовно-нравственной атмосферы в обществе и армейской среде.
Значимость представленного диссертационного исследования выражается в достижении следующих теоретических и практических результатов, которые в обобщенном виде предполагается вынести на защиту:
- углублено концептуальное понимание сущности духовной культуры как общественного феномена, ее места и роли в жизнедеятельности общества, социальных групп и личности;
- сформировано представление о сущности, содержании, структуре духовной культуры отечественных военных инженеров;
- представлена концепция процесса формирования духовной культуры отечественных военных инженеров и факторов, влияющих на ее тип (уровень);
- раскрыты содержание и направленность современных проблем повышения уровня духовной культуры отечественных военных инженеров;
- разработана и представлена авторская методика и инструментарий социально-философского анализа духовной культуры отечественных военных инженеров;
- предложен комплекс мер по повышению уровня духовной культуры отечественных военных инженеров в ходе обучения и профессиональной деятельности.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в постановке проблемы и формировании социально-философской концепции феномена духовной культуры отечественных военных инженеров, уточнении подходов, обобщении и обогащении сложившихся взглядов и представлений о сущности духовной культуры, особенностях и характере ее проявления и реализации в жизнедеятельности общества, социальной группы, личности.
Достоверность и научная обоснованность результатов исследования, по мнению автора, обусловлена: методологическим, теоретическим и методологическом обоснованием концептуальной модели изучаемого явления; опорой на опробованные в других исследованиях методики, корректным применением математико-статистических материалов обработки данных.
Практическая значимость исследования и его апробация.
Результаты социально-философского анализа духовной культуры отечественных военных инженеров позволяют автору обосновать и сформулировать некоторые рекомендации теоретике-методологического и непосредственно практического характера. В теоретико-методологическом плане основные положения и выводы диссертации могут быть использованы руководящими инженерными кадрами., выпускниками инженерных вузов в совершенствовании процесса руководства подчиненными, их обучения и воспитания, в научно-исследовательской и педагогической работе, деятельности военных средств массовой информации. В непосредственно-практическом плаке значимость диссертационного исследования состоит в том, что его выводы и рекомендации могут быть использованы в деятельности военных и государственных структур по повышению ответственности военнослужащих за выполнение воинского долга, устранении, "снятии" наиболее острых противоречий между уровнем духовной культуры личности и конкретными социальными условиями ее деятельности.
Результаты исследования позволяют также внести изменения, усовершенствовать концепцию воспитательной работы в военно-инженерных вузах, дополнить учебные программы кафедр общественных наук, скорректировать содержание общественно-государственной подготовки различных категорий личного состава.
Апробация исследования.
Тема апробирована в публикациях автора (общим объемом более трех печатных листов), основные выводы и положения диссертации обсуждались на кафедре философии Гуманитарного университета ВС РФ, кафедре общественных наук ВВИА им. Н.Е. Жуковского, излагались в выступлениях перед личным составом частей и подразделений ВВС, ПВО.
Конкретно-социологическое исследование по теме осуществлялось в соединениях Дальневосточного, Северо-Кавказского и Московского военных округов. Пилотажные исследования по теме осуществлялись на базе курсов подготовки руководящего инженерного состава ВВИА им. Н.Е. Жуковского. Путем анкетирования опрошены 400 респондентов, изучены документы инженерных служб полков и соединений согласно выборке. Полученные результаты использовались для проверки теоретических положений исследования, доказательства гипотез, формулирования выводов работы.
В целом, в качестве обобщающего вывода, важно отметить, что рассматриваемая проблема диссертационного исследования теоретически и практически общезначима и нуждается в дальнейшей фундаментальной разработке. Автор отдает отчет в чрезвычайной сложности и объемности тематики работы: здесь постановка любого вопроса поднимает цепь других взаимосвязанных проблем, требующих самостоятельного изучения.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Противоречия духовного мира офицера современной Российской армии: социально-философский анализ2008 год, кандидат философских наук Кучеров, Евгений Владимирович
Противоречия формирования духовных ценностей офицера современной российской армии и их разрешение: Социально-философский анализ2000 год, кандидат философских наук Богович, Григорий Григорьевич
Технологии социально-культурной деятельности как фактор формирования духовно-нравственных качеств личности курсантов военных училищ2008 год, кандидат педагогических наук Григоров, Сергей Юрьевич
Духовный потенциал военной безопасности государства: Социально-философский анализ1998 год, доктор философских наук Чугунов, Вячеслав Михайлович
Духовный потенциал российской цивилизации как фактор военной безопасности государства: Социально-философский анализ2004 год, кандидат философских наук Янаков, Альберт Триандофилович
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Смирнов, Николай Александрович
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Системный кризис, в котором Россия оказалась на пороге XXI века ставит перед руководством страны ряд вопросов, ответы на которые должны быть найдены в самое ближайшее время. В противном случае наша страна окажется на обочине экономического прогресса, превратится в сырьевой придаток промышленно развитых стран, а в конечном итоге может потерять и государственный суверенитет.
Предпосылками к этому служат падение промышленного производства, ориентация на сырьевые отрасли, равнодушное отношение к нуждам образования и науки. Закрытие многих научно-следовательских институтов, конструкторских бюро привело к колоссальной "утечке мозгов", отъезду за рубеж тысяч талантливых ученых и инженеров.
Важнейшим элементом системного кризиса является духовный кризис поразивший наше общество. Не будет преувеличением сказать, что потеря ценностных ориентаций может привести к угрозе для социальной, в том числе духовной безопасности общества и армии.
Под воздействием проводимых в стране преобразований с одной стороны, создается все больше условий для проявления форм духовной свободы личности, выбора ею социальных действий, профессионального рода занятий, а с другой на поверхность общественной жизни вырвались дух индивидуализма, эгоизм и бездуховность.
Эти процессы безусловно затронули и Вооруженные Силы. Вместе с тем, именно в армии, не смотря ни на что, сохранились научные, военно-инженерные коллективы, подразделения, способные решать сложнейшие задачи, находящиеся на самых передовых рубежах современной науки, чей творческий потенциал, производственные мощности способны обеспечить прорыв России к новым горизонтам технического прогресса.
На взгляд автора, именно военно-инженерная деятельность позволит в условиях переходного периода сохранить Вооруженные Силы России, сохранить обороноспособность государства,
В центре этой деятельности стоит человек со своими проблемами и заботами, чаяниями и надеждами, ценностными ориентациями, являющимися стержнем его духовной культуры.
Именно поэтому, изучение феномена духовной культуры отечественных военных инженеров, факторов влияющих на процесс ее формирования, стало предметом настоящей диссертационной работы.
Духовная культура является важнейшей характеристикой личности, социальной группы. Знание ее реального состояния, тенденций ее изменения и развития позволяет принимать научнообоснованные управленческие решения в условиях реформирования Вооруженных Сил.
Проводя социально-философский анализ феномена духовной культуры автор опирался на ряд принципов:
1. духовная культура - это общественно обусловленное, социальное и социально-психологическое явление;
2. в ходе исследования проблем духовной культуры отечественных военных инженеров необходимо анализировать их взаимосвязь не только с развитием общественных отношений, но и с содержанием и характером во-енно-инженерной деятельности;
3. необходимо учитывать тот факт, что совокупность объективных условий и субъективных факторов влияет на тип (уровень) духовной культуры личности;
4. ценностные ориентации, являясь стержнем духовной культуры личности, выступают в виде оценочных суждений субъектов об окружающих их предметах и явлениях социальной реальности.
Основными функциями духовной культуры являются побуждающая, налравляющая и регулирующая функции.
Побуждающая функция состоит в том, что духовная культура вызывает., обуславливает активность личности, ее поведение и деятельность.
Под влиянием духовной культуры происходит выбор и осуществление определенной линии поведения, деятельности.
Роль регулирующей функции состоит в том, что поведение и деятельность в зависимости от типа (уровня) духовной культуры носят либо личностный, либо общественно значимый характер.
Рассмотренные нами основные функции духовной культуры нельзя не учитывать в деятельности и поведении различных категорий военнослужащих, в том числе военных инженеров.
Охватить, описать, проанализировать все многообразные аспекты феномена духовной культуры личности в одной диссертационной работе не представляется возможным, поэтому мы сознательно ограничили круг наших научных интересов в этой области рамками профессиональной деятельности отечественных военных инженеров.
Как показало исследование, на духовную культуру военного инженера оказывают непосредственное влияние ряд факторов,
В первую очередь это так называемый престижный фактор, то есть стремление личности соответствовать социально одобренным обществом эталонам "хороших профессий", "высоких статусов".
Духовная культура, ее тип (уровень) зависит и от внеслужебных факторов. К таким факторам следует отнести как объективные (регион дислокации части, уровень денежного содержания и т.д.), так и субъективные (уровень и качество образования и т.д.) факторы.
Предложенная автором, на основе теоретических выводов, методика изучения феномена духовной культуры отечественных военных инженеров, математике-статистическая обработка эмпирического материала, позволила описать ее типологию, сформулировать среднесрочный прогноз ожидаемых процессов в этой сфере и дать ряд практических рекомендаций органам государственного и военного управления.
Управлять процессами, протекающими в сфере духовной культуры отечественных военных инженеров - это управлять прежде всего процессом формирования ценностных ориентаций личности в интересах подготовки творчески мыслящих, преданных делу защиты Отечества офицеров.
Необходимо подчеркнуть, что управление процессами формирования духовной культуры не может рассматриваться как, некое прямое воздействие через выбор "жестких" конструкций воспитания в ВВИУЗе или воинском коллективе.
Уровень духовной культуры, профессиональное становление отечественных военных инженеров - это не только учебные (специальные) занятия, уровень и качество образования, мероприятия воспитательного характера, ко и культура взаимоотношений, уровень организованности боевой подготовки и быта, вся атмосфера ценностного общения между профессионалами, которая питает чувство уважения к профессии, укрепляет веру человека в правильность сделанного жизненного выбора.
К сожалению, рамки диссертационной работы позволили нам изучить лишь часть социальной реальности, связанной с феноменом духовной культуры отечественных военных инженеров.
Диссертант считает, что в настоящее время назрела настоятельная необходимость в широком, комплексном подходе к дальнейшему исследованию данной теоретически актуальной и практически значимой проблемы.
Только объединенные усилия представителей различных общественных наук, управленческих структур Вооруженных Сил, самих инженеров, позволят выработать целостную концепцию формирования духовной культуры отечественных военных инженеров жизненно необходимой для становления личности, успешного выполнения инженерно-технических задач по надежной защите России в современных условиях.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Смирнов, Николай Александрович, 0 год
1. Абульханова-Славская К.А. Духовные ценности и подготовка инженерных кадров в современных условиях: Сб. Научн. трудов.- Ташкент, 1990.
2. Адуло Т.И. Культура, философия и духовный мир человека: теоретико-методологический аспект,-Минск, 1986.
3. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия.- М.,1996.
4. Андрюшина Н.Е. Духовный мир личности как социальнофилософская проблема: Автореф.дисс.канд. филос.наук.-М.,1992.
5. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. -М. 1989,
6. Армия и общество. Ред. Н.А.Чалдымов. М,: Прогресс, 1990,
7. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976.
8. Бабосов Е.М. Духовный мир личности советского человека.-Минск, 1983.
9. Барулин В,С.Социально философская антропология. Общие начала в социально-философской антропологии М.:Онега,1994.
10. Бачинин В.А. Духовная культура личности: Филос. очерки.-М.,1986.
11. Богатырев Е.Д. Образ жизни военнослужащих Вооруженных Сил: сущность, противоречия, проблемы. М.: ВПА, 1992.
12. Вожович Л.И., Благонадежина Л.В. Изучение мотивации детей и подростков. М. Педагогика, 1972.
13. Болотин И.С. Духовные основы преемственности поколений: Автореф. дисс. д-ра филос.наук.-М.,1993.
14. Бохеньский Ю. Духовная ситуация времени.//Вопросы философии. -1993.- N5.
15. Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственнной культуры.//Вопросы философии.-1996.-N2.
16. Важенин Л.В. Принцип единства материального и духовного в деятельности офицерских кадров: Автореф. дисс.канд. филос. наук. -М. /1992.
17. Вебер м. Протестантская этика и дух капитализма. М., 1990.
18. Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. СПб., 1913.
19. Вико Д. Основания новой науки об общей природе наций. Л., 1940.
20. Гердер И. Трактат о происхождении языка. М., 1883.; Идеи о философии истории человечества // Избр. соч. - М., 1959.
21. Голубев В.И., Пусько B.C. Современная концепция безопасности и проблемы ее реализации.- М.:ВУ, 1996.
22. Гончаренко Н.В. Духовная культура: Источники и движущие силы прогресса.- Киев, 1980.
23. Горбунов B.C. Методологические проблемы теории системного формирования личности советского воина: Автореф. дисс. д-ра филос. наук. -М.,1991.
24. Гостев А.А. Эволюция сознания в разрешение глобальных конфликтов (Очерки по конфликтологии),-М.;1993.
25. Груэков В.Н. Духовное и профессионализм. Ставрополь., 1996.
26. Гуманитарные аспекты строительства Вооруженных Сил.-М.:ВУ,1997.
27. Гуцаленко Л.А. Философски-методологические проблемы становления универсального человека: Дисс. д-ра филос. наук.-Минск,1992.
28. Давыдов Ю.Н. Культура природа - традиция. - М., 1978.
29. Декарт Рене. Сочинения в 2-х т. -М.:Мысль,1994.
30. Демин М.В. О мотивации человеческой деятельности // Вестн. Моск. ун-та. Сер.7, Философия. 1988.
31. Дильтей В. Избранные сочинения. М., 1993.
32. Додонов Б.М. Структура и динамика мотивов деятельности // Вопросы психологии. 1984, - N 4.
33. Дорогова Л.Н. Художественная культура и формирование творческих способностей воина.-М.: ВПА,1981.
34. Духовная жизнь общества и структура общественного сознания. Сб. Научн. трудов.-М.,1992.
35. Дюркгейм Э. Метод социологии. К.-Х., 1899; 0 разделении общественного труда. - 0., 1900.
36. Злобин B.C. Духовное производство и культура.// Вопросы философии. -1980.- N9.
37. Егоров Л.Г. Социальная адаптация молодежи в социалистических воинских коллективах /социологический анализ/. Дис. канд. филос. наук. М.: ВПА, 1975.
38. Журавлев В.В. Проблемы духовной жизни развитого социализма. М., 1980.
39. Заренок Н.Н. Духовная культура в социалистическом управлении. -М. ,1984.
40. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986.
41. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии.-М.: Тривола, 1994.
42. Зюскевич А. Пора подумать о душе.//Армия.-1994.-N2.
43. Иванов В.Н., Ксенофонтов В.Н. Мир и война: человеческое измерение (социально-философский анализ).-М, /1996.; Российский офицер в контексте социальных преобразований.- М.:ВУ.1996.
44. Ильин И.А. Осаждающая крепость /Наши задачи, историческая судьба и будущее России. Статьи 1948-1954 годов. В 2-х Т.-М.,1992.
45. Каган М.С. О духовном.(Опыт категориального анализа) //Вопросы философии.- 1985.-N9.
46. Каверин Б.И. Методологические проблемы исследования связи общественного сознания и мировоззрения личности советского воина, М.: ВПА, 1988.; Сфера духовной жизни общества и армии.// актуальные проблемы философии.-U.:ВПА,1990.
47. Каменский 3.А,История философии как науки.М.:Наука,1992.
48. Кемеров В.Е. Проблемы личности: методология исследования и жизненный смысл. М.: 1997.; Введение в социальную философию. -М.,1996.
49. Ковалев Н.В. Социалистический воинский коллектив /социолог, очерк/. М.: Воениздат, 1980.
50. Кокошин А.А. Оборона дело штатское.//Россиия.-15 апреля., -1992.
51. Колесов М.С. Человек и духовные ценности.//Тезисы научно-прак-тич. конф.Кишинев,1990.
52. Кон И.С. Социология личности. М., 1967.
53. J54, Конт 0. Курс позитивной философии. М., 1987.
54. Корчемный П. На духовном перепутье.// Аргумент.-1993.- N1.
55. Krober Ah., Kluchohn С. Culture. A Critical Review of Concepts and Definitions. Cambridg Massachusetts, 1952.
56. Культура древних цивилизаций и воинская деятельность./Под ред. Л.Н.Дороговой.- М.: ВУ, 1995.
57. Крыштановская О.В. Инженеры. Становление и развитие профессиональной группы. М., 1989.
58. Крутова О.Н. Проблемы человека в социальной филососфии марксизма. М.: Наука, 1990.
59. Ладыгина А,Б., Гринин В,В. Искусство в системе духовных ценностей общества. М., 1986.
60. Лебедев А.В. Духовное производство: сущность и функционирование: социально-философский анализ,- Казань,1991.
61. Лекторский В.А. Духовность и рациональность.//Вопросы филосо-фию-1995. N2.
62. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1985.
63. Линтон Р. Культурные основания личности // Человек и социокультурная среда. М., 1992.
64. Лосев А.Ф. Дерзание духа.-М.,1989.
65. Лосский Н.О. Ценность и бытие // Бог и мировое зло. М., 1994.
66. Мальков Б.Н. Система военно-технических знаний. М.: ВВИА им. Н.Е. Жуковского. 1984.
67. MangeiM К. Ideoloie une Utopie. Bonn., 1929.
68. Маритен Ж. Религия и культура //Работы Ж. Маритена по культурологии и истории мысли. М., 1992. - Вып. 2.- С. 108.
69. Межуев В.М. Культурология и философия культуры // Культурология сегодня: Основы, проблемы, перспективы. М., 1993.
70. Мескон М.Х., Альберт М., Хелоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1993.
71. Микешина Л.А. Ценностная предпосылка в структуре научного познания. -М., 1990.
72. Миронов В.И. Гуманизация воинской деятельности и духовное возрождение Российской Армии. //Военная мысль.-1993.-N8.
73. Моисеев Н.Н. Человек во Вселенной и на Земле.//Вопросы философии. -1990.
74. Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955.
75. Моральные ценности и личность./Под ред.А.И.Титаренко, Б.О.Ни-колаичева.- М.:Изд-во Моск.ун-та,1994.
76. Нечаев В.В. Научное мировоззрение воинов, как фактор укрепления боевого потенциала Советских Вооруженных Сил. М.: ВПА, 1991.
77. Онуфриев В.А. "Духовность не купишь и не одолжишь".// Ориентир.-1985.-N1; "Живую воду" в душу влить. Матер."круглого стола".//Армия. -1993.
78. Орлов В.В. Теория развития и современная наука. Пермь/1992.
79. Парето В. Трактат всеобщей социологии. М., 1988.
80. Парсонс Т. Избранные произведения. М. 1991.
81. Пенькова Р.Н. Технология управления процессом воспитания молодежи: Учебное пособие.-Самара,1994.
82. Петрий П.В. Духовные ценности военнослужащих Российской Армии: сущность и процесс формирования. Сб. Научн. ст. Адьюнктов.-М.: ВУ,1995.
83. Пилипонский А.Г. Общественное мнение и его роль в формировании готовности советской молодежи к защите завоеваний социализма. Дис. канд. филос. наук. М.: ВПА, 1986.
84. Подмарков В.Г. Методологические основы стимулирования и мотивации труда // Вопросы философии. 1979.
85. Поздняков А.И. Методологический анализ военно-инженерной деятельности. Дис. док. филос. наук. М.: ВПА, 1979.
86. Полищук В.И. Мировая и отечественная культура. Екатерен-бург., 1993.
87. Поляк Г.С. Бюджеты рабочих и служащих к началу 1923 г. М., 1924.
88. Порохин С.А. Модель личности офицера как средство исследования его сущностных качеств: Автореф. дисс.канд. филос. наук.-М.,1992.
89. Пошетоев В,В. Духовный потенциал личности.-М.,1977.
90. Пупко А.Б. Диалектика соотношения человека и военной техники. Дис. док. филос. наук. М.: ВПА, 1980.
91. Разина А.В. Основные функции социальной регуляции поведения личности // Вопросы филососфии. 1981. - N 4.
92. Рахимов О.Х.-А. Моральная регуляция воинской деятельности. (Социальнофилософский анализ).-М.,1994.
93. РаушенОах В.В. На пути к целостному и рационально-образному мировосприятию.// О человеческом в человеке,-М.,1991.
94. Рейлян Я.Р. Аналитическая основа принятия управленческих решений. М., 1989.
95. Риккерт Г. Границы естественнонаучного образования понятий: логическое введение в исторические науки. СПб., 1908; 0 системе ценностей. - СПб., 1904.
96. Родачин В.М. Идеология и современные военно-политические процессы: Автореф. дисс. д-ра филос.наук.- М.,1995.
97. Рубинштейн С,Л. Бытие и сознание. М., 1956; Человек и мир // Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1969; Проблемы общей психологии. - М., "1976,
98. Румянцева Т.Г. Критический анализ концепции "человеческой агрессивности". М., "1982.
99. Рутгайзер В.М. Социальная сфера: проблемы планирования. М., 1989.
100. Савинкин А, Духовное возрождение-центральная задача военной реформы.// Душа армии. Русская военная эмиграция о морально-психологических основах российской вооруженной силы.-М.:ВУ,1997.
101. Сафронов Б.В.,Дорогова Л.Н. Мир человека: Методологические вопросы формирования духовного мира личности.-М.,1975.
102. Сверчкова В.П. Субъект духовного производства. Методологич. Анализ.-Л.гйзд-во ЛГУ, 1988.
103. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. Л., 1990.
104. Силуянова Н.В. Духовность как способ жизнедеятельности.//Философские науки.-12.
105. Симонов П.В. Созидающий мозг. Нейробиологические основы творчества.- М.:Наука,1993.
106. Симпозиум по проблематике ценностей в марксистко-ленинской философии: Программа и тезисы докладов. Тбилиси., 1965.
107. Степин B.C. Философская антропология и философия науки. -М. ,1992.
108. Скок А.С. Удовлетворенность воинским трудом как фактор эффективности профессиональной деятельности офицера сухопутных войск. Дис. канд. социолог, наук. М,: МГУ, "1993.
109. Стародумов В.А. Влияние научно-технической революции на характер и содержание труда военно-инженерных кадров. Дис. док. филос. наук. М. : ВПА, "1987.
110. Съедин С.И. Формирование психологической структуры боевой деятельности у воинов-специалистов в ходе изучения современной военной техники. Дисс. докт. псих. наук. М.: ВПА, 1989.
111. Тайлор 3. Доисторический путь человечества и начало цивилизации. М., 1868; Первобытная культура. - М., 1989.
112. Теяр де Шарден П. Феномен человека.-М. .-Наука, 1987.
113. Tocqueville A. L' ancien Regime et la Revolution. P., 1956.
114. Тощенко Ж.Т. Общественное сознание и перестройка,-М.,1990.
115. Тугаринов В,П. О ценностях жизни и культуры. Л., 1960.
116. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные исследования по психологии установки. Тбилиси, "1958.
117. Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. М., 1991.; Душевное и духовное,.// Философские науки.-1988.-N7; Практическое и духовное освоение действительности,- М. /1991.
118. Федурин А.В. Формирование личности советского военного инженера как руководителя и воспитателя подчиненных, Дис. канд. филос, наук, М.: ВПА, 1981.
119. Филиппов Г.Г. Духовное производство как объект социально-филос . анализа: Автореф. дисс.канд.филос. наук.-СПб.,1992,
120. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет.-М.Политиздат, 1989,
121. Фромм.3. Бегство от свободы: Пер. с англ.-М.: Прогресс,1990.
122. Холостова Т.В. Проблема духовности человека. //Методологические проблемы изучения человека в марксистской философии.-Л./1979.
123. Чебан В.В. Культура национальной безопасности России: история и современность: Автореф. дисс. д-ра филос. наук.-М./1997;Духовные основа воспитания.//Военный вестник.-1993.-N4,
124. Чекушин В,И, Нравственный статус личности переходного в периода и пути обеспечения его целостности.//Социальная и духовная безопасность России.-М.:МГУ /1995.
125. Чесноков В.А. Ценностные ориентации личности советского воина как объект филососфско-социологического анализа, Дис. канд. филос. наук. М.: ВПА, 1990.
126. Чхартшвили Ш, Н. Потребность, движущая развитием и среда / Некоторые вопросы психологии и педагогики социальных потребностей /. Тбилиси, 1974.
127. Чугунов A.M., Ревенко В.О. Военно-инженерная деятельность и мотивационно-ценностные ориентации личности военного авиационного инженера. ВВИА, 1993.
128. Шахов М.Н. Мировоззренческие и методологические ориентиры развития военно-научного знания.//Военная мысль,-1996.-N1.
129. Швейцер Альберт. Упадок и возрождение культуры.-М.,1993,
130. Шенкман Б.И. Духовное производство и его своеобразие.// Вопросы философии.-1996.N12.
131. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969.
132. Яновский Р.Г. Национальная безопасность России.//Социальные проблемы переходного общества (на примере России других стран СНГ). Матер.междун, конф./Вестник межд.кафедры ЮНЕСКО по социальным и гуманитарным наукам при РАН. N1.-M.:1997.
133. Ясперс К. Смысл и назначение истории/пер. с нем. 2-е изд.-М.:Республика,1994.1. П P И Л О Ж Е К И Я.л U I/ г.п т л Н ri P. L 1 Ми показатели линейных распределений по всей выборке.
134. Просим Вас внимательно прочитать каждый вопрос, задание к нему и выбрать тот ответ, суждение, что наиболее полно отражает Ваш взгляд на проблему, Ваше реальное положение.
135. Сколько лет Вы прослужили в Вооруженных Силах?001 до 5 лет 6,9 %002 5-10 лет 16,0 %003 10-15 лет 37,4 Z004 15-20 лет 30,5 Z005 более 20 лет 9,2 %
136. Укажите свое семейное положение.007 холост 13,7 %008 женат 86,3 X3. Есть ли у Вас дети?010 да 84,7 %011 нет 15,3 %
137. Престиж профессии 018 019 020 021 военного инженера 9,9 % 27,5 % 32,1 % 30,5 %
138. Возможность в будущем заниматься сложными и интересными 023 024 025 026 проблемами 13,7 7. 35,9 7, 32,1 % 18,3 %
139. Возможность достижения материального 028 029 030 031 благополучия 16,8 % 29,0 % 28,2 % 26,0 %8, Возможность руководить людьмиf-y-J'-Jиоо5,3 %7,5 %ri'vtr UOU31,3 Znoe uou35,9 Z
140. Стремление к освоению 038 039 040новых знаний 18,3 %, 44,3 Z 30,5 %041 6,9 %
141. Возможность изменить 043 свое социальное по- 18,3 % ложение04430,5 Z045 34,4 %046 16,8 %
142. Профессионализм 084 085 086 087
143. Взаимопомощь и 089 090 091 092взаимовыручка 13,0 % 38,2 % 38,9 % 9,9 7с
144. Любовь к Родине 094 095 096 09739,7 % 42,0 % 12,2 % 6,122.Иметь возможность реализовать свои 099 100 101 102рацпредложения 10,7 % 26,7 % 36,6 % 26,0 %
145. Собственная кварти- 104 105 106 107ра, дом 58,8 % 32,8 % 7,6 % 0,8 %
146. Чувство долга защит- 26,0 %• со СП 19,8 <v /с 10,7 %ника Отечества 109 110 111 112a -i U, J. /с
147. Знания более опытных 34,4 % 49,6 7, 9,9 %специалистов 114 115 116 117
148. Обладание высокими 41,2 % 42,0 % 14,5 % 2,3 %моральными качествами 119 120 12:1 122
149. Возможность быстрого 18,3 % 32,8 % 35,9 % 13,0 %продвижения по службе 124 125 126 1271. О О V/ О, О /о
150. Честь военного мунди- 44,3 % 42,7 % 9,2 %ра 129 130 131 132
151. Личныи вклад в повыше- 26,7 % 46,6 % 16,0 % 10,7 /ак-, суние боевой готовности 134 135 136 137
152. Бесстрашие и личная 35,9 % 47,3 % 14,5 % 2,3 % доблесть 139 140 141 142
153. Возможность в будущем 16,8 % 26,0 % 38,9 % 18,3 7, работать в КБ, НИИ 144 145 146 14/1.Г1
154. Возможность, в резуль- 29,8 % 45,8 % 17,6 % 6,9 % тате профессиональной 149 150 151 152 деятельности стать нужным людям, обществу
155. Высокое денежное содер-45,8 % 35,9% 13,0% 5,3% жание 154 155 156 157
156. Возможность обучаться 19,8 % 45,0 % 22,.9 % 12,2 %на курсах ПРИС или им 159 160 161 162 подобным
157. Офицерское братство и 29,0 Z 45,0 % 16,8 Z 9,2 %войсковое товарищество 164 165 166 167
158. Возможность изменения 42,0 % 33,5 % 15,3 Z 9,2 Z региона службы 169 170 171 172
159. Возможность проявить в 20,6 % 41,2 Z 31,3 % 6,9 % процессе деятельности 174 175 176 177 свой творческий потенциал
160. Возможность работы на 18,3 Z 37,4 Z 31,3 % 13,0 Z современной военной 179 180 181 182 технике43,5 Z 39,7 Z 11,5 Z 5,3 Z
161. Забота о подчиненных 184 185 186 187
162. Льготы предоставляемые 37,4 Z 41,2 Z 13,7 Z 7,6 Z офицеру государством 189 190 191 192
163. Возможность профессио- 13,7 Z 53,4 Z 16,9 Z 16,0 % нального самосовершенс- 194 195 196 197 твования
164. Скромность и справе дли-16,8 % 43,5 % 29,8 7, 9,9 Xвость 199 200 201 2021. О'
165. Четкая организация 35,9 % 46,6 7, 13,0 7, 4,6 %профессиональной деяте- 204 205 206 207льности, ее материально-техническое обеспечение
166. Личный вклад в обеспечение безопасности воине-28,2 % 47,3 % 20,6 % 3,9 7, кой службы 209 210 211 212
167. Служба в гарнизоне с высоким уровнем социаль- 50,4 % 37,4 % 9,9 % 2,3 % но-бытового обеспечения 214 215 216 217
168. Обеспечить достойную 12,2 % жизнь своей семье1. Г1ПОtoo42,0 X 12,2 X22929,0 %со435,9 гtou6,1 %icoxfwlw9 ;1. Oripicou
169. Как Вы относитесь к религии 7238239240241я верующии человек я скорее верующий человек я скорее неверующий человек я атеист18,3 %1. Г)П А СУ4 л,31,6 X16 $ f
170. Как Вы считаете, какой тип управления государством необходимв нашей стране ?243 демократический 37,5 %244 авторитарный 49 .,8 %245 мне все равно "12,7 %
171. Как Вы относитесь к искусству ?247 ценю прекрасное в любом виде искусства 87,3 %248 я скорее равнодушен к искусству 12.,7 %249 другое ;53. Вы специалист по:251 двигательным установкам 36,6 X252 вооружению 27,5 %253 радиоэлектронному оборудованию 36,9 X
172. БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА ПОМОЩЬ И СОТРУДНИЧЕСТВО 11. ПРОЕКТ
173. КОДЕКС ЧЕСТИ РОССИЙСКОГО ОФИЦЕРА
174. Я возлагаю на себя эти обязательства по доброй воле, из лучших побуждений. Идти дорогой чести это зов моей совести и веление долга. Ибо честь - святыня офицера. Честь дороже жизни.1. ПРОЕКТ
175. РИТУАЛ принятия Кодекса чести российского офицера
176. Время принятия выпускниками Кодекса объявляется в приказе начальника военно-учебного заведения.
177. В назначенное время военно-учебное заведение при Боевом Знамени и Государственном флаге Российской Федерации и с оркестром выстраивается в нашем строю в парадной, а в военное время в полевой форме одежды с оружием.
178. Выпускники выстраиваются в две шеренги в 20-40 метрах перед серединой строя военно-учебного заведения.
179. После разъяснительной речи начальник, военно-учебного заведения приказывает командирам подразделений приступить к принятию Кодекса.
180. По окончании церемонии принятия Кодекса списки с личными подписями выпускников, принявших Кодекс и получивших нагрудный знак и диплом об окончании военно-учебного заведения,вручаются командирами подразделений начальнику военно-учебного заведения.
181. После исполнения Государственного гимна военно-учебное заведениепроходит торжественным маршем в порядке, указанном в Строевом уставеа>
182. Вооруженных Сил Российской Федерации для строевого смотра.1. ВАРИАНТ.
183. МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
184. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ к военно-профессиональной подготовке выпускников высшего военно-инженерного учебногозаведения.1. МОСКВА1998 г.
185. Раздел 1. Характеристика военной специальности и общие требования к военно-профессиональной подготовленности выпускника
186. Общие требования1 к военно-профессиональной подготовленности выпускника по специальности, его боевым, морально-нравственным и личностным качествам.
187. Раздел 2. Требований к объему и содержанию военно-профессиональной подготовки.
188. Перечень военно-ррофессиональных дисциплин, формирующих курсанта как офицера и военного специалиста1. Индекс1. Наименование дисциплины1. Всего часов
189. Общие гуманитарные! и социально-экономическиедисциплины
190. История военного искусства
191. Военно-экономический анализ3. Физическая подготовка610 80 80 4501.. Математические и общие естественнонаучные дисциплины
192. I. Общепрофессиональные дисциплины1.. Военно-технические и военно-специальные дисциплины 316
193. Комплексы авиационного вооружения 80
194. Боевые авиационные!комплексы и их эффективность 106
195. Инженерно-ациационное обеспечение боевых действий частей авиации ВС 130
196. V. тактические и общевоенные дисциплины 1210
197. Основы общей тактики и военная топография 1602. Тактика ВВС ! 160
198. Основы организации и управления повседневной деятельностью войск 150
199. Тактическая Маскировка в ВВС и основы РЭБ 90
200. Радиационная,химическая и биологическая защита 120
201. Общевоинские уставь} Вооруженных Сил Российской Федерации 1107. Строевая подготовка ' 908. Огневая подготовка V 90
202. Автомобильная подготовка 2401. VI. Стажировка и практики24 недели
203. VII. Разработка Квалификационной работы12 недель
204. На войсковую стажировку, с учетом 4-х недельного ввода в строй после окончания ВУЗа, отводится 8 недель.
205. Раздел 3. Требования по обеспечению необходимой военной и эсплуатационной направленности дисциплин, предусмотренных образовательным стандартом j■ . ■ • i. '. ■ ' ' ' ■ .
206. Требования по рбщепрофессиональным дисциплинам.
207. Настоящие квалификационные требования разработаны в соответствии с методическими рекомендациями Управления военного образования Главного управления кадров и военного образования Министерства обороны Российской!Федерации.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.