Драматургия Зинаиды Гиппиус тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.01, кандидат искусствоведения Носова, Юлия Викториновна
- Специальность ВАК РФ17.00.01
- Количество страниц 169
Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Носова, Юлия Викториновна
Введение.
Глава I.
Драматургия Зинаиды Гиппиус в контексте эстетических идей русского символизма.
Глава II.
Театральная эстетика Зинаиды Гиппиус.
Глава III.
Пьеса "Святая кровь" (1901).
Глава IV.
Пьеса "Нет и Да" (1906).
Глава V.
Пьеса "Маков цвет" (1907).
Глава VI.
Пьеса "Зеленое кольцо" (1914).
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Театральное искусство», 17.00.01 шифр ВАК
Смыслы и формы "новой драмы" в истории русской драматургии конца XIX - начала XX века2006 год, доктор филологических наук Страшкова, Ольга Константиновна
Пьесы Георга Кайзера на мифологические и легендарные сюжеты и их воплощение на немецкоязычной сцене2011 год, кандидат искусствоведения Вареникова, Александра Михайловна
Драматургия русского символизма: Поэтика мистериальности2000 год, кандидат филологических наук Ибрагимов, Марсель Ильдарович
Общественно-политическая деятельность и взгляды З.Н. Гиппиус2006 год, кандидат исторических наук Стаканова, Марина Владимировна
Драматургия В.В. Набокова в контексте театральных исканий Серебряного века2010 год, кандидат филологических наук Коржова, Инесса Николаевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Драматургия Зинаиды Гиппиус»
Зинаида Николаевна Гиппиус (1869-1945) известна в основном как поэтесса и литературный критик, хотя диапазон ее литературных интересов достаточно широк. Это поэзия и проза, мемуары и дневники, публицистика, литературная критика, драматургия, киносценарии. Ни один из жанров литературного творчества Гиппиус не оставляет без внимания. Зинаида Гиппиус, прежде всего, поэт, хотя поэтическое наследие ее невелико и насчитывает около 400 стихотворений. Гиппиус -драматург, хотя ею написаны только четыре пьесы, одна из которых была создана в соавторстве. Гиппиус - сценарист, но в её арсенале сценариста два киносценария, написанных в нескольких вариантах. Гиппиус -прозаик, на счету которой несколько романов и большое количество произведений малой формы (рассказы, сказки, повести, новеллы).
Театральное наследие 3. Гиппиус остается недостаточно изученным в работах, посвященных драматургии рубежа XIX-XX веков, драматургии театра символизма.
Пьесы 3. Гиппиус были опубликованы в журналах начала XX века1, отдельными изданиями выходила лишь пьеса "Зеленое кольцо"2 в 1916 и 1922 годах. Только в 1990 году увидел свет сборник пьес 3. Гиппиус, а последующее издание пьес нашло свое место в четвертом томе собрания сочинений З.Н. Гиппиус в 2001 году.
1 Пьеса "Святая кровь" впервые опубликована в альманахе "Северные цветы на 1901 год, собранные книгоиздательством "Скорпион". М., 1901; "Нет и Да" - в журнале "Золотое руно", 1906, №7-9; пьеса "Маков цвет" написана в соавторстве с Д.С. Мережковским и Д.В. Философовым, опубликована в журнале "Русская мысль", 1907, №11
Пьеса "Зеленое кольцо" написана в 1914 году и впервые опубликована: З.Н. Гиппиус. "Зеленое кольцо". Пг., Огни, 1916
3 Зинаида Гиппиус. Пьесы. JI., Искусство, 1990
Такой перерыв в публикации произведений 3. Гиппиус, - почти сто лет, - связан с ее эмиграцией, а также с позицией 3. Гиппиус -непримиримого критика и врага большевиков, советской власти. Взгляд Гиппиус, находившейся в изгнании с декабря 1919 года, всегда был направлен на ее любимую Россию. Она не жалела критических стрел, выпущенных в новый политический строй, изломавший и унизивший ее родину. Да, и память о 3. Гиппиус была однозначной - "мало о ком лгали так нагло, последовательно, бесстыдно"4. Имя Гиппиус было почти забыто, а ее произведения стали недоступны читателю. Однако без творческого наследия З.Н. Гиппиус картина русского культурного, литературного и театрального процесса начала XX века была бы неполной и незавершенной. В ее дневниках и мемуарах даны исторические подробности не только российской действительности начала XX века, но и Европы (Италия, Франция, Германия), представлены портреты крупнейших русских поэтов, философов, религиозных мыслителей, театральных деятелей, писателей, художников.
Многоплановость, смысловая многозначность пьес Гиппиус позволяют говорить не только о незаслуженно обойденной вниманием драматургии, но и неполном представлении о разнообразии творческих проявлений автора. Изъятие этого имени из культурного контекста эпохи может привести к неполному освещению одной из составляющих культурного наследия, частью которого является театральное искусство, а также драматургия неповторимого символистского театра. Театральные и драматургические особенности пьес Гиппиус, литературный стиль и присущая поэту-Гиппиус лексика говорят о своеобразии,
4 НемзерА. Ослепительная слепая // НемзерА. Памятные даты. От Гаврилы Державина до Юрия Давыдова. М., 2002. С. 225 своеструнности"5 каждой из них. Вопрос выявления самобытности авторской индивидуальности Гиппиус-драматурга остается открытым.
Сегодняшние обращения к изучению пьес 3. Гиппиус носят отрывочный характер, нет специальных исследований, посвященных анализу драматургии Гиппиус, её взглядов на искусство театра. Из этого следует новизна и актуальность работы "Драматургия Зинаиды Гиппиус".
Степень изученности вопроса. В статьях современников 3. Гиппиус, авторов литературно-критических публикаций и рецензентов театральных постановок пьесы "Зеленое кольцо", не в полном объеме представлены достоинства пьес, эстетические и театральные взгляды драматурга. Кроме упоминания названий драматических произведений 3. Гиппиус в статьях А. Измайлова, Ю. Александровича, А. Белого, В. Брюсова, Д. Мережковского, Е. Колтоновской, П. Пильского, Е. Лундберга, В. Буренина, Г. Чулкова, Г. Плеханова, К. Чуковского анализа пьес и подробного описания постановок спектаклей мы не обнаруживаем.
Интерес к творчеству 3. Гиппиус проявлялся в европейской публицистике. В 60-70-е годы XX века выходит книга и ряд статей Т. Пахмусс в парижском журнале "Возрождение" (об эстетических, религиозно-философских воззрениях З.Н. Гиппиус, дан краткий анализ поэтических и некоторых прозаических произведений, предварявших их публикации в журнале), а также книга и статьи В. Злобина, в основном, мемуарного характера.
В конце 90-х годов XX века публикуются статьи, посвященные театральному и драматургическому наследию рубежа XIX-XX веков, где имя 3. Гиппиус упоминается в контексте исследований драматургии
5 Гиппиус 3. Необходимое о стихах // Гиппиус 3. Собр. соч. Т. 2. М., Русская книга, 2001. С.446 символизма, отмечается "неповторимость поэтики'^ драматургии Серебряного века.
В 1995 году в Институте мировой литературы Российской Академии Наук проходит конференция, посвященная творчеству З.Н. Гиппиус, а также на основе докладов конференции выпускается сборник "Зинаида Николаевна Гиппиус. Новые материалы и исследования"7, где анализируются биография и творческий путь 3. Гиппиус, особенности ее прозы, поэзии, публицистики и литературной критики.
Объект исследования данной диссертации - опубликованное наследие Зинаиды Гиппиус, в первую очередь, драматургическое, а также статьи, посвященные театральному искусству.
Предмет исследования - драматургия 3. Гиппиус в контексте эстетических идей русского символизма, театральная эстетика автора. За пределами данной работы остается разговор о кинодраматургии, которая требует специального изучения. Увидевшие свет в 1930-ые годы киносценарии не совпадают по времени с интересующими нас пьесами (1900-1914 гг.).
Хронологические рамки определены заданной проблематикой, направленной на раскрытие именно театрального аспекта в художественном и критическом творчестве 3. Гиппиус начала XX века.
Материалы исследования. Источниками наблюдений являются пьесы 3. Гиппиус и статьи, посвященные театральному искусству, рассматриваемые на фоне литературных произведений автора, а также сопоставление драматургии 3. Гиппиус с ее театральными воззрениями, драматургией символизма. "Святая кровь" ("драма"), "Нет и Да" ("грубые сцены"), "Маков цвет" ("драма в четырех действиях") и "Зеленое кольцо"
6 Короткова Н.И. Художественные концепции русского символизма // Русский драматический театр конца XIX - начала XX века. М., 1997. С. 129
7 Зинаида Николаевна Гиппиус. Новые материалы и исследования. М., ИМЛИ РАН, 2002 пьеса в четырех действиях") - таковы жанровые определения автора своих пьес. В своей основе они содержат взаимопересекающиеся мотивы, переходящие из пьесы в пьесу, образы-символы, объединенные идеей "неохристианства", проповедуемой автором, не только собственно драматургические, театральные, но даже кинематографические приемы.
В работе были использованы фонды и архивные материалы ОРЗ РГБ, ОР РГБ, РГАЛИ, НБ СТД, ОР ИРЛИ, Библиотеки-Фонда "Русское Зарубежье" (письма, публицистика, воспоминания современников 3. Гиппиус - Д. Мережковского, Д. Философова, А. Белого, А. Блока, В. Брюсова, М. Волошина и многих других), художественное и литературно-критическое наследие 3. Гиппиус, статьи о театре и драматургии рубежа XIX - XX веков, периодика этого времени. Основу для исследования составили философско-эстетические и литературно-критические работы теоретиков русского символизма - Д. Мережковского, А. Белого, В. Брюсова, Н. Минского, Вяч. Иванова. В работе также использовались труды, посвященные изучению древнеславянской культуры.
Цель работы. Тема "Драматургия Зинаиды Гиппиус" требует более широкого исследования и осмысления. Это не только своеобразный драматургический материал, представляющий многогранный и многосмысловой театр символизма. Драматургия 3. Гиппиус - это пьесы для постановок на театральной сцене, это и своеобразная "театральная школа" жизни для зрителей, это и особый язык неповторимого театра, где автор - не только драматург, сочинитель драматургического текста, но и проповедник идей "неохристианства", и учитель, и философский мыслитель, и поэт. Поэтому целью настоящей диссертации является воссоздание творческого портрета Гиппиус - драматурга на основе анализа ее пьес, рецензий, отзывов того времени, новых архивных материалов.
Задачи работы состоят в том, чтобы:
- обобщить и систематизировать наблюдения над произведениями 3. Гиппиус, письмами и рассуждениями, касающимися драматургии и театрального искусства;
- определить место драматургии в контексте творчества 3. Гиппиус;
- оценить вклад 3. Гиппиус в развитие отечественного театрального искусства, драматургии.
Методологическую, теоретическую основу представленной работы составляют труды по эстетике, философии, истории и теории искусства М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана, З.Г. Минц, В .Я. Проппа, Е.М. Мелетинского, C.JI. Слободнюка, В.Н. Топорова, Ю.К. Герасимова, П. Громова, Б.И. Зингермана, А.В. Лаврова, Б.Н. Любимова, О. Матич, А.В. Михайлова, В.И. Резанова, Т.М. Родиной, Л.А. Софроновой, С.В. Стахорского, А.В. Федорова, философов - Ф. Ницше, А. Бергсона, Н.А. Бердяева и других мыслителей, идеи и взгляды которых нашли преломление в творчестве Зинаиды Гиппиус.
Методы исследования. В работе используются культурно-исторический подход, историко-биографический, герменевтический методы, применяется текстологический анализ, что позволяет проследить взаимодействие пьес с прозаическими и поэтическими произведениями 3. Гиппиус, их связь с религиозно-культурными взглядами автора и драматургией символизма, поставив имя 3. Гиппиус в контекст отечественной драматургии.
Структура исследования. Работа "Драматургия Зинаиды Гиппиус" состоит из введения, шести глав, заключения и библиографии.
Библиография отражает основные источники и материалы, использованные при подготовке и написании работы.
Теоретическая и практическая значимость диссертации. Основные положения диссертации могут быть использованы в учебных и специальных курсах по истории отечественного театра начала XX века, русской драматургии. Материалы исследования могут заинтересовать и практиков театра: предложенные автором приемы анализа драматургического текста намечают пути их практического применения при постановке спектаклей.
Похожие диссертационные работы по специальности «Театральное искусство», 17.00.01 шифр ВАК
Типология характеров и способы их воплощения в драматургии Л.Н. Андреева2005 год, кандидат филологических наук Проц, Дмитрий Евгеньевич
Кальдерон и Мейерхольд: испанская классическая драматургия на русской сцене начала XX века2013 год, кандидат искусствоведения Арефьева, Анастасия Борисовна
Традиции ранней русской драматургии в лирических драмах А. А. Блока: "Балаганчик", "Король на площади", "Незнакомка"2002 год, кандидат филологических наук Фоттелер, Станислав Леонидович
Взаимодействие литературы и живописи в ранней драматургии Мориса Метерлинка2005 год, кандидат филологических наук Профе, Ольга Александровна
Пьесы Исхаки на тему интеллигенции - аспект "новой драмы"2007 год, кандидат филологических наук Кадырова, Айгуль Октябревна
Заключение диссертации по теме «Театральное искусство», Носова, Юлия Викториновна
Заключение
Подводя итоги, необходимо заметить, что своеобразие драматургии 3. Гиппиус, анализу которой посвящена работа, рассматривалось в круге идей символизма, литературно-художественного направления в искусстве рубежа XIX-XX веков.
Написанные в период с 1900 по 1914 годы драматургические произведения представляют собой эпоху символизма в миниатюре, так как каждая пьеса 3. Гиппиус - это своеобразный финал одного из "этапов" развития символизма литературного. Первая пьеса 3. Гиппиус "Святая кровь" (1900) является и первой460 символистской драмой. Пьесы "Нет и Да" и "Маков цвет" (1906 - 1907 гг.) написаны в эпоху первой русской революции. В драматургии 3. Гиппиус этого периода изменяются не только темы (что свойственно символистской драматургии данного времени), но и вводятся в символистскую драму социально-бытовые, социально-исторические, национальные, культурно-идеологические, политические, автобиографические аспекты. Последняя же пьеса -"Зеленое кольцо" - увидела свет в 1914 году.
В статьях, посвященных театральным постановкам драм, и на страницах своих прозаических произведений Гиппиус ставит вопросы создания нового театра, воспитания нового актера, нового театрального языка, новой системы выразительных средств, нового отражения жизни на сцене. "Новые пути, новые формы красоты, любви, жизни."461 -именно эти темы интересны автору. Она стремилась к обновлению искусства и жизни через свои произведения, именно к духовному обновлению, возрождению русского общества, переживающего кризис безрелигиозного мировоззрения 60-х годов. Она старалась вооружить
460 Герасимов Ю.К. Жанровые особенности ранней драматургии А. Блока // Александр Блок. Исследования и материалы. JI., 1987. С. 25
461 Гиппиус 3. Небесные слова // Гиппиус 3. Собр. соч. Т. 3. М., 2001. С. 151 обновленной религией" человека (зрителя, читателя, актера), размышляя не только о диалоге Церкви и богоищущей интеллигенции, но и о рождении "новой церкви". Религиозно-философские собрания, организаторами которых были Гиппиус и Мережковский, и собственная жизненная практика (тройственный союз Мережковских и Д. Философова) должны были стать важным этапом на пути создания этой "церкви".
В творчестве Гиппиус театр занимает значительное место. О новом театре и театре будущего она пишет не только в критических статьях и откликах на спектакли, но и на страницах романов, повестей, рассказов, писем. Особый интерес представляет ее эпистолярное наследие - в нем можно найти авторский комментарий к собственному творчеству драматурга.
Гиппиус понимает, что у театральной сцены существуют свои законы, своя динамика и своя эволюция. Она предчувствует приход новых актеров для воплощения новых образов на сцене, но в большей степени ее интересует зрительское восприятие спектакля.
В пьесах З.Н. Гиппиус прослеживаются общие, характерные для ее драматургии, черты: темы, затрагиваемые в драмах, основные мотивы взаимопересекаются, переливаются из одной пьесы в другую. А сюжеты и символика каждой из них подчинены религиозно-философским воззрениям автора. Так, "Святая кровь" - пьеса-мистерия; пьесе "Нет и Да" автор дает жанровое определение "грубые сцены"; "Маков цвет" -социальная или социально-политическая драма; "Зеленое кольцо" -бытовая драма.
Во всех ее пьесах только женщина462 способна на решительный поступок: Русалочка, не задумываясь, идет к своей цели; жена Дюфи
462 Произведениям символизма характерно воспевание женского начала - наличие мотива Вечной Женственности, в произведениях акмеистов - преобладание мужского начала выпивает яд, поняв бессмысленность своего существования; Соня убеждает Бориса в том, что самоубийство - единственный выход; из револьвера Финочки не прозвучит выстрел, ей, к счастью, не придется воспользоваться оружием, потому что рядом окажутся понимающие и любящие ее люди. Но и Финочка способна на решительный поступок (она ударила по лицу свою подругу за то, что та оскорбила ее мать; она приезжает из другого города вылечить мать и пробует соединить распавшуюся семью).
В каждой из этих пьес фигурирует женский персонаж, которому Гиппиус дает имя Анна: Русалочка-Аннушка - ребенок ("Святая кровь"), Ann - презрительно смеющаяся над Лило проститутка на бульваре ("Нет и Да"), Анна Арсеньевна - вдова, тридцати шести лет, увядшая, восторженная, мать мальчиков-близнецов (где бы она ни была, ей везде будет хорошо и найдется занятие) - в пьесе "Маков цвет", Анной Дмитриевной зовут, соседку, подругу и спутницу Вожжина ("Зеленое кольцо") - она (также как и Анна Арсеньевна) вдова, воспитывающая сына. Этот образ - воплощение Вечной Женственности, Софии, Прекрасной Дамы, во времени и в пространстве меняющей свой облик, мерцающий, увядающий женский лик. "Русалочкой города" назовет блоковскую Незнакомку Гумилев.
Из пьесы в пьесу переходят персонажи - образы-символы - и их "значащие" имена. Женские образы как воплощение Вечной Женственности, Софии: Аннушка-Русалочка ("Святая кровь"), Ann ("Нет и Да"), Анна Арсеньевна ("Маков цвет"), Анна Дмитриевна или Annette ("Зеленое кольцо"); Соня ("Маков цвет"), Руся и Софиночка ("Зеленое кольцо"). Мужские образы, персонажи, которым "книги разума больше открыты", - учителя, наставники, мудрые судьи, разрешающие все вопросы: Никодим ("Святая кровь"), Вад - журналист-иностранец ("Нет и Да"), Арсений Ильич Мотовилов - профессор-филолог и Иосиф Бланк провозвестник революционных идей, оратор ("Маков цвет"), Михаил Арсеньевич Ясвейн - журналист ("Зеленое кольцо").
В каждой из пьес заявлены мотивы, связанные с "домом": исходом из него ("Святая кровь"), разрушением, опустошением ("Нет и Да"), изгнанием из него ("Маков цвет"), или восстановлением и строительством ("Зеленое кольцо")); с "городом", его толпой, бессердечностью, пустотой и шумом ("Нет и Да", "Маков цвет", "Зеленое кольцо"); с "семьей" (разоренные дворянские гнезда ("Маков цвет"), разрушенные семьи ("Нет и Да", "Зеленое кольцо"), несостоявшиеся свадьбы ("Маков цвет"), восстановление и создание семьи ("Зеленое кольцо"); а также мотивы одиночества, пустоты, любви, надежды, веры и их потери. Во всех пьесах ключевой является тема лживости брака и истинности мистической любви. По Гиппиус, именно единение людей, бескорыстная любовь друг к другу способны преобразить жизнь, преодолеть импульсы саморазрушения и гибели современного мира, создать реальность совершенно "нового завета".
Связанная с понятием символа "прозрачность" приобретает метафизический смысл и в пьесах 3. Гиппиус в представлении явлений жизни, персонажей (образов-символов): нагота и "прозрачность" русалок в "Святой крови"; "прозрачной радугой" называют девочку по имени Руся в "Зеленом кольце"; символическим смыслом наделены жест раскрытия, "распахивания" окна как "выхода в другой мир", проникающая в дом через окно беда или опасность; "зеркальность" как отображение "двух бездн" друг в друге, зеркальные антиподы "нет" и "да", представление о Софии и др., а также числовой код, цветовой код, код имени, "значимые" названия пьес.
В каждой из пьес фигурирует оружие (и как следствие: тема смерти, убийства): нож в "Святой крови", которым Русалочка убивает старого монаха, принесшего себя в жертву; в "Нет и Да" - яд как средство самоубийства жены Дюфи; в "Маковом цвете" смертельно ранен Андрей во время Московского восстания на Пресне, убит дядя Пьер, в финале пьесы Соня и Борис решают покончить жизнь самоубийством; в "Зеленом кольце" - Финочка на протяжении всей пьесы не расстается с револьвером.
Кольцо" в пьесах Гиппиус представлено и как символ объединяющего, созидательного начала: союз молодых людей в пьесе "Зеленое кольцо" и хоровод русалок, скользящий вокруг озера, в "Святой крови", а в пьесе "Маков цвет" приобретает противоположное, негативное значение как "петля", удушающая Соню, или толпа манифестантов, окружающих дом, и как парижская толпа, со всех сторон сдавливающая Дюфи, в пьесе "Нет и Да". Символика "кольца" в драматургии Гиппиус связана с одним из основных символов гностицизма - "змей, который кусает собственный хвост", являющийся символом Времени, тем единством, которое гностиками воспринималось как Вселенная, а также символом познания мира, символом победы. 3. Гиппиус в одной из публицистических статей упоминает этот символ, говоря, что "искусство для искусства" - это "змей, кусающий свой хвост", "тесный склеп без двери"463. О расколотости, двойственности мира автор говорит во всех пьесах, потому что "мир сросся со страданием, страдание с миром. Они нерасцепимы"464. Здесь 3. Гиппиус затрагивает проблему Мирового Зла, восходящую к идеям древних гностиков (II-III вв.). Сюжетные линии пьес 3. Гиппиус восходят к гностическим идеям самого разного толка. В основе миростроений в ее пьесах лежит развернутая система диалектических противоречий: религиозно-философские, религиозно-культурные воззрения 3. Гиппиус представляют собой синтез гностических положений (Валентина, офитов, Сатурнила) и христианских воззрений на природу зла. Автор создает собственную модель мира, источником создания которого стала борьба абсолютно равных начал - "добра" и "зла". В пьесах 3. Гиппиус (как и в пьесах символизма и, пожалуй, в русской литературе
463 Гиппиус 3. Хлеб жизни // Гиппиус 3. Собр. соч. Т. 7. М., 2003. С. 12 рубежа XIX-XX веков) проявляется решение проблемы "реабилитации зла", которое возможно при обращении к гностическим доктринам.
Ритм действия пьес - пульсирующий, чередующий паузы и эмоциональные выплески (форсирование голоса, резкие движения) убыстряющийся к финалу. Во всех пьесах автор указывает точное место расположения предметов, перемещения персонажей; расположение окон, дверей, их количества. Гиппиус дает знаковое световое, звуковое, декорационное оформление. Драматург обращает внимание на наличие массовых сцен как необходимого фона диалога героев: "рой русалок" движется по кругу во время рассказа Старой русалки в "Святой крови"; толпы людей, окружающие бульварное кафе, в котором находятся персонажи пьесы "Нет и Да"; мелькающие огни в окнах квартиры Мотовиловых и выросший "лес знамен" на улице, незнакомые люди, заполняющие дом и имение героев пьесы "Маков цвет"; шумное заседание кружка гимназистов в "Зеленом кольце".
Пьеса "Святая кровь" схематична, насыщена символикой, подчиненной неохристианской идее автора, и на первый взгляд, эту пьесу можно рассматривать как некий драматургический эксперимент автора. Путь, который проделывает героиня пьесы, путь постижения любви к Богу, путь преображения. А для 3. Гиппиус этот путь преображения -"'путь спасения', раскрытый Христом, и есть хранимый завет, нерушимое сокровище, которое несут через мир все христианские церкви. Такова "пленительность" этого Пути (Христа), что ни один бессильный, вступив на этот путь, не знает, как могут возрасти его силы. И какой степени может достигнуть его свобода, его вера, его любовь."465.
Неохристианские, третьезаветные идеи, идеи синтеза "двух бездн", земной и небесной, духа и плоти, автор выражает в собственной
464 Гиппиус 3. Выбор? // Возрождение. Париж, 1970. № 222. С. 60
465 Там же. Сс. 66-67 мифологеме. Созданием драмы "Святая кровь" 3. Гиппиус вводит принцип миропонимания и миростроения, ставший в драматургии символизма "структурным и сюжетообразующим": мир этой драмы стал как "метонимическим прообразом жизни вселенской"466. Эти идеи автор проводит через фольклорно-мифологическое образное решение пьес "Святая кровь", "Маков цвет"; через образное решение комедии масок в пьесе "Нет и Да". Во всех пьесах автор представляет эсхатологическую картину мира.
Необходимо отметить значимость названия пьесы, а выбор названия пьесы "Святая кровь" не случаен, также как и выбор героини - русалочки и ее внешнего облика, аналогии его с героиней пьесы Оскара Уайльда Саломеи, которую некоторые символисты воспринимали как "воплощение невинности и языческую предтечу Христа"467. (Н. Минский писал об одновременной божественности и соблазнительности Саломеи, утверждал, что ее тело посвящено Богу).
Нагота Русалочки в начале пьесы восходит к наготе в Эдемском саду. Под метафорой сбрасывания одежд, старых покровов подразумевается обнажение плоти, ее освобождение. Здесь же, в пьесе, "нагота" героини -это ее "старая одежда", русалочья "одежда" мира языческого, которую она "сбрасывает", заменяется "старой ряской" мира христианского. То есть героиня, приобретая "человеческую плоть", "человеческое тело", облачается в иную одежду, принадлежащую другому миру, следовательно, новое "тело" приобретает новые "покровы". Русалочка - вечная невеста, недошедшая до венца, - этот образ многократно осмысливается на основе автобиографических мотивов. Миф о невесте - русалочья тема в контексте
466 Герасимов Ю.К. Жанровые особенности ранней драматургии А. Блока // Александр Блок. Исследования и материалы. JI., 1987. С. 25
467 Матич О. Покровы Саломеи: эрос, смерть и история // Эрос без границ. Сборник статей и материалов. М., 2004. С. 102 творчества Гиппиус - это один из ключевых образов в произведениях автора периода 1890-1900-х гг. В написанной немного ранее повести "Святая плоть" (1900) Гиппиус звучит тема невесты, несостоявшейся женитьбы (убийства не произошло, кровь больной сестры, которая "мешала" героине выйти замуж, не была пролита, героиня выбрала сама свой путь).
В пьесе переплетены разнообразные мотивы, прослеживаются черты позднесредневековой литургической драмы и школьной драмы эпохи барокко (XVII-XVIII вв.), характерные для драматургии символизма, а также неоромантические мотивы, свойственные символисткой драматургии Серебряного века.
Символика 3. Гиппиус в пьесе окрашена в религиозные тона. Необходимо отметить, что именно 3. Гиппиус в пьесе "Святая кровь", опубликованной в 1901 году, вносит национальный колорит. 3. Гиппиус, пожалуй, первая из драматургов-символистов, соединяет языческие и христианские основы народной славянской и элементы западноевропейской культур. Позже будут написаны "русальные действа" Алексея Ремизова (начиная с 1907 г.), "Лесная песня" (1911) Леси Украинки, "Старые боги" (1913) Левона Шанта.
Пьеса "Нет и Да" провозглашает мечту автора об "ином" миростроении в стремлении к постижению Божественного Света. Но невольно Гиппиус представила картину безверия и безбожия человечества намного шире, чем она стремилась изложить в пьесе - в предчувствии всемирной катастрофы, постигшей человечество в ближайшие годы. В "грубых сценах" "Нет и Да" автор использует кинематографический прием, который дает необходимый знаковый смысловой фон. В кинематографе "зритель может любоваться движением серых фигур, пребывая в полной уравновешенности, в состоянии абсолютного покоя"468. Именно таким зрителем, наблюдателем становится один из героев пьесы. Гиппиус сразу задает этот знаковый фон усредненности, уравновешенности действия в пьесе.
Кинематографический прием, используемый здесь автором, проявляется и на цветовом уровне: автор использует черно-белую цветовую гамму. Основные краски драматической миниатюры - черный и белый, но в этот фон врываются и другие цвета: зеленые перья на шляпке, румяный господин, рыжая борода, цвет коньяка в рюмке. Поэтому среди "черно-белых" мужчин и почти одинаково одетых женщин эти яркие пятна так резко выделяются в цветовой гамме пьесы.
В драме проявлен в большей степени мотив постоянного ожидания -ожидания мести, ожидания катастрофы. Дюфи остается один, и выбора у него нет - по-прежнему оплакивать умершую жену и грезить о мести действительно становится "смешно". А после известия о гибели двенадцати тысяч человек, похороненных заживо в обвалившихся копях, его трагедия становится ничтожной в сравнении со всеобщим горем. Следовать за все увеличивающейся толпой, "затереться" в ней и "кануть" Дюфи еще не способен. Он в недоумении стоит на тротуаре, а бегущая рядом толпа вещает о великой катастрофе.
В пьесе "Нет и Да" Гиппиус отходит от провозглашения своей основной идеи - концепции синтеза земного и небесного, духа и плоти, "двух бездн". Предчувствие изменений, которые должна принести катастрофа, и ожидание этих изменений как очищения и преображения мира и человека не могут принести ожидаемого автором результата, так как противоречивое, двойственное состояние мира и находящегося в нем мечущегося человека не дает никаких надежд на обновление жизни, ее
468 Гиппиус 3. Синема // Гиппиус 3. Неизвестная проза 1926-1930-ых гг. В 3-х тт. Т. 2. СПб., 2002. С. 236 преображение. Но вопреки всему, она верила, что Свет настанет, что "нет" и "да" сольются и обязательно будут сосуществовать.
Главной линией драмы "Маков цвет" становится социально-историческая, где выделяются следующие темы: власть и народ, старый мир и революция, тема обреченности старой власти, церковь и вера, народ и религия, тема поколений, молодое поколение и его место в жизни, молодое поколение и бессмысленная война (революция 1905 года, послереволюционные события, упоминание военных событий, Мукден), искусство и его место в жизни.
Надежды и сомнения авторов (пьеса написана в соавторстве с Д. Мережковским и Д. Философовым) становятся провидческими: в пьесе говорится о событиях 1905 года как о репетиции "большой будущей революции". Авторы затрагивают многие социальные и политические вопросы, вопросы пола, религии, церковного уклада и уклада жизни семьи профессора филологии. "Книжные" люди противопоставлены между собой: молодой учитель в Тимофеевском с его пошлыми заигрываниями с попадьей и сын Мотовиловых Андрей - поэт, "романтик", создатель революционной газеты, Арсений Ильич Мотовилов - профессор филологии и Коген, интеллигент-журналист. Психологическая характеристика действующих лиц, раскрытие их внутренних переживаний, создание сценического действия, с напряженной, наэлектризованной атмосферой, выявлены в диалогах. В каждом из действий пьесы "Маков цвет" среди темноты и духоты, скованности и сжатости пространства ("Мне тяжело."; "Все путается вокруг меня."; "Петля какая-то затягивается."; "Дышать нечем."), из которого героям не выбраться, авторы находят место воплощению идеи света. Здесь, как и во всех ее пьесах воплощен луч надежды - Божественный свет - поиск и мучительное обретение которого стали для Гиппиус смыслом и сутью нравственных исканий.
Каждая пьеса З.Н. Гиппиус - это определенный итог творческих исканий и тем, затронутых и разработанных в произведениях разных жанров. Именно в драматургии, в театре скрещиваются жизненные переживания Гиппиус - поэта, Гиппиус - идеолога "неохристианства" и общественного деятеля. Театр должен стать зеркалом чаемого автором "человеческого общества", сочиненной Гиппиус "реальной" жизни -мечты. Целью своей культурно-религиозной деятельности 3. Гиппиус считала стремление к созданию "единого человеческого общества в свободной Церкви как основания будущего Царства Божьего на земле"469.
Театр для 3. Гиппиус - это и кафедра для провозглашения идей "неохристианства", это и политическая трибуна, и то пространство, которое способно соединить существующую Церковь и интеллигенцию, религию и искусство, культурное наследие веков и жизнь чаемого нового "человеческого общества". Гиппиус придавала театру огромное значение как месту единения людей.
Именно драматургия стала для 3. Гиппиус той областью, где она сочла возможным поставить вопросы миросотворения и миросозидания, сделав их достоянием зрителя.
469 Гиппиус 3. Цит. по: Пахмусс Т. Дневник З.Н. Гиппиус "О Бывшем" // Возрождение. Париж. 1970. №217. С. 56
Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Носова, Юлия Викториновна, 2007 год
1. Аблаев М.М. Межтекстовые отношения романа Ф. Сологуба "Мелкий бес" // Русская литературная критика Серебряного века. Новгород, НовГУ, 1996
2. Андерсен Г.-Х. Русалочка // Сказки зарубежных писателей. М., Правда, 1986
3. Андрей Белый и Александр Блок. Переписка. 1903-1919. М., Прогресс-Плеяда, 2001
4. Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты, комментарии. (Примеч., коммент. И.С. Свенцицкой, М.К. Трофимовой). М., Мысль, 1989
5. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. М., 1957
6. Балуев И.И. Гиппиус и декаденты // Возрождение. Париж, 1968. № 194
7. Бавин СЛ. Семибратова И.В. Судьбы поэтов Серебряного века: Библиографические очерки. М., Книжная палата, 1993
8. Баран Хенрик. Поэтика русской литературы начала XX века. М., Прогресс, 1993
9. Бачелис Т.И. Заметки о символизме. М., ГИИ, 1998
10. Безродный М. Театр Зинаиды Гиппиус // Зинаида Гиппиус. Пьесы. Л., Искусство, 1990
11. Белый Андрей. Зинаида Гиппиус / Арабески. Книга статей // Критика. Эстетика. Теория символизма. В 2-х тт. Т. 2. М., Искусство, 1994
12. Белый Андрей. Между двух революций. М., 1990
13. Белый Андрей. Символизм и современное русское искусство // Критика. Эстетика. Теория символизма. В 2-х тт. Т. 1. М., Искусство, 1994
14. Белый Андрей. Символизм как миропонимание. М., Республика, 1994
15. Бенуа Александр. Мои воспоминания. В 5-ти книгах. Кн. 4. М., Наука, 1980161922,23,24,25,26,27,28,29,30,31,32,33,
16. Бергсон А. Собр. соч. В 4-х тт. Т. 1. М., Московский клуб, 1992 Бердяев Н.А. Самопознание (Опыт философской автобиографии). М., Книга, 1991
17. Бердяев Н.А. Sub specie aeternitatis. СПб., 1907
18. Берегулева-Дмитриева Т. Чувство таинственности мира // Сказка Серебряного века. М., Терра, 1997
19. Берковский Н.Я. "Русалка" лирическая трагедия Пушкина // Орусской литературе. JL, Художественная литература, 1985
20. БлокА. Собр. соч. В 8-ми тт. Т. 6. М.; Л., Госиздат, 1960-1963
21. Блок А. Собр. соч. В 2-х тт. Т. 1. 1898-1907. (Коммент. Вл. Орлова). Л.,1972
22. БлокА. Стихотворения и поэмы. М., Эксмо, 2005
23. Богомолов Н.А. Тройная бездонность // Литературное обозрение. 1990.9
24. Бражников И. Смысл и чистота абсурда. М. Современная драматургия. 1994. №2
25. Брюсов В. Собрание сочинений. В 7-ми тт. Т. 6. М., 1975
26. Брюсов В. Огненный ангел. Роман. Повести. Рассказы. (Сост., примеч.
27. Н.Климова. СПб., Северо-Запад, 1993
28. Бялик Б. Келдыш В. Петрова М. Литературно-эстетические концепции в России конца XIX начала XX вв. М., Наука, 1975 Волошин М. Лики творчества. Книга первая // Собр. соч. В 3-х тт. Т. 3. М., Эллис Лак 2000,2005
29. Гиппиус 3. Собрание сочинений. Т. 2. Сумерки духа: Роман. Повести.34
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.