Дизайн в формировании имиджа города тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.06, кандидат искусствоведения Путинцев, Павел Андреевич
- Специальность ВАК РФ17.00.06
- Количество страниц 165
Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Путинцев, Павел Андреевич
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. Понимание города и анализ его феноменологических аспектов: образа, репутации, бренда; имиджа.
1.1. Образ города в контексте проектирования и феноменология города.
1.2. Типологические аспекты и контексты имиджа реального города.
1.2.1. Внешний и внутренний имидж города.!.
1.2.2. Контекст мифологии места.
1.2.3. Контекст товарных свойств.
1.2.4. Контекст визуально-семантического каркаса.
1.2.5. Коммуникационный контекст.
1.3. Имидж, репутация, образ и бренд города.
1.3.1. Первичный анализ разницы имиджа и образа города.
1.3.2. Образ города как проектная структура и результат восприятия.
1.3.3. Репутация города и ее специфические качества.
1.3.4. Бренд города в свете дизайна и современных представлений.
1.3.5. Имидж города в контексте формирования.
1.4. Итоги и выводы по главе.
ГЛАВА 2. Возможности дизайна по формированию имиджа города в условиях внесредовых подходов и городской среды.
2.1. Понятие и аспекты реальных и виртуальных коммуникаций.
2.1.1. Коммуникация и дизайн.
2.1.2. Коммуникация и дизайн в контексте виртуальности и реальности
2.1.3. Связь дизайна, имиджа города, виртуальности и коммуникации
2.2. Медиа-пространство и интерфейс в формировании имиджа города.
2.2.1. Особенности дизайна имиджа города в медиа-пространстве.
2.2.2. Интерфейс как способ формирования имиджа города.
2.3. Средства дизайна и их возможности в формировании имиджа города
2.3.1. Выразительные средства дизайна.
2.3.2. Методические средства дизайна.
2.3.3. Инструментальные средства дизайна.
2.3.4. Инструментальные средства дизайна и техника.
2.3.5. Симулякр как класс средств дизайна имиджа города.
2.4. Итоги и выводы по главе.
ГЛАВА 3. Концептуальные основы дизайна имиджа города.
3.1. Концепт и принципы дизайна имиджа города.
3.1.1. Принцип симулякра и концепт «утка».
3.1.2. Принцип синхронии имиджа города.
3.1.3. Принцип «увидеть — значит поверить».
3.2. Общие критерии формирования имиджа города.
3.3. Измерения и особенности дизайна имиджа города.
3.3.1. Некоторые признаки дизайна имиджа города.
3.3.2. Имидж города в сенсорной структуре.
3.3.3. Пространство и время в рамках имиджа города.
3.4. Итоги и выводы по главе.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК
Медиатизация технологий конструирования имиджа города2013 год, доктор филологических наук Морозова, Татьяна Анатольевна
Мультимедийные технологии в проектной культуре дизайна: гуманитарный аспект2009 год, доктор искусствоведения Яцюк, Ольга Григорьевна
Дизайн в обеспечении ориентации в среде современного города1985 год, кандидат искусствоведения Добрицына, Ирина Александровна
Дизайн современного города: комплексная организация предметно-пространственной среды: теоретико-методологическая концепция2011 год, доктор искусствоведения Михайлов, Сергей Михайлович
Проблема дизайна исторически сложившейся городской среды2000 год, кандидат искусствоведения Сазиков, Алексей Владимирович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Дизайн в формировании имиджа города»
Актуальность темы исследования. В научных трудах, посвященных дизайну городской среды, вопросам архитектуры^ урбанистики, чаще всего рассматривается образ города, его форма, метафоричность, но практически не рассматривается понятие имиджа города. В публицистике, периодических изданиях, интернете и повседневном общении ситуация противоположная. Очевидно, что «имидж города» выходит за грани традиционной работы с городом как со средой, но одновременно связан с пониманием образа города этимологическими корнями (от англ. image — образ). Спектр контекстов, в которых существует понятие «имидж города», включает коммерческую рекламу и брендинг территории, политику, экономику и другие сферы. Можно заключить, что в научных кругах, связанных с областью архитектуры и формами дизайна для1 города, «имидж города» не существует как устойчивое понятие. Обстоятельства указывают на необходимость введения понятия «имидж города» в научный оборот, охватывающий сферу дизайна, а также определяют актуальность изучения этого феномена. Заниматься проблемами имиджа города в рамках дизайна актуально также в силу свойственных дизайну синтетического характера деятельности и особого мышления его субъектов.
Если смотреть на проблематику шире, чем терминологическую и важную в контексте дизайна и науки в целом, то имидж сегодня является одним из тех критериев привлекательности территории, которые обуславливают успешность города в рыночном пространстве, областях духовной и социальной жизни, а также в культурной, политической и других сферах. Дизайн тесно связан с острыми проблемами территориальной репрезентации и коммуникации, в которые включен имидж города. Он является формирующей силой данных процессов, поэтому нуждается в профессиональной рефлексии. По ряду изложенных причин определение подходов дизайна в формировании имиджа города — это весьма актуальная задача, охватывающая междисциплинарное пространство. В формате специальности актуален ракурс рассмотрения, дизайна в контексте имиджа города через человеческое восприятие, определение характера связей и различий реального и виртуального.
Процессы, виртуализации.касаются очень многого в современном: мире: общения, передвижения, среды жизни, бизнес-процессов Иг коммуникации в целом. В силу расширения инфраструктурных возможностей1 компаний* электросвязи и развития технологий к 2013 году [124] интернет превратится преимущественно в» канал передачи видеосигнала, что должно обусловить способы, виды коммуницирования и разного рода репрезентации в будущем.
Виртуальная среда включает в себя интернет лишь как определенную часть. Она всесторонне влияет на современную- жизнь и на городские материи, охватывая область человеческого мышления. Помимо известных сегодня феноменов полностью виртуальных городов, существующих в компьютерных играх и прочих продуктах развлекательной «индустрии, нужно отметить, что реальные города стремительно покрываются виртуальной оболочкой. В эту оболочку включаются официальные городские веб-порталы, мультимедиа, массмедиа, интерфейсы- внутригородской среды, а также различные феномены, существующие на уровне сознания и подсознания (культура, мифология и пр.).
Дизайн виртуальной оболочки, в которую встроен и сам имидж города, безусловно, является актуальным в контексте развития современного мира. Проблемы взаимопроникновения виртуального и реального требуют анализа и нового понимания. Очевидно, что парадигма дизайна должна определенным образом трансформироваться с учетом новых коммуникативных реалий, чтобы удовлетворять настоящему времени.
Степень научной разработанности темы. С научной точки зрения дизайнерская деятельность в отношении имиджа города остается практически неизученной темой. Зачастую проблемы формирования имиджа территории исследуются в трудах ученых из сфер политики, экономики, маркетинга, связей с общественностью, журналистики и смежных с ними.
Как ранее отмечалось, в изысканиях теоретиков архитектуры и городской среды терминологически определяется аспект работы не с имиджем, а с образом или обликом города.
В силу разрозненности необходимой информации диссертационное исследование включает в себя положения работ авторов из научных сфер, прямо связанных с дизайном, а также прямо или косвенно обуславливающих работу с имиджем города.
Одной из главных опор в исследовании стал корпус научных материалов по дизайну и вопросам восприятия городской среды, а также по урбанистике, куда вошли труды авторов, в ряду которых: В. JI. Глазычев, А. Э. Гутнов, А. В. Иконников, Г. 3. Каганов, Е. В. Асс, И. А. Добрицына, А. Г. Раппапорт, Л. Ю. Салмин, Е. Э. Павловская, Ю. С. Янковская, Е. В. Конева, Л. С. Ахмедова, К. Линч, К. Норберг-Шульц, К. Дэй, Дж. Гибсон, К. Мандоки, Ф. Каррера (F. Carrera), К. Ратти (С. Ratti), А. Тернер (A. Turner), Р. Конрой-Далтон (R. Conroy Dalton), К. Дэвис (С. Davies). Также необходимо выделить значимость публицистических работ Дж. Джекобе и Р. Грац, Т. Скарпы и Ф. Томкинмуша по проблемам развития и восприятия города.
Непосредственной базой научного исследования явился тематический блок источников по теории дизайна, в который вошли труды таких авторов как: Н. В. Воронов, В. Л. Глазычев, С. О. Хан-Магометов, Е. А. Розенблюм, О. И. Генисаретский, А. Н. Лаврентьев, В. Ф. Сидоренко, С. М. Михайлов, Ю. В. Назаров, Е. В. Жердев, А. И. Новиков, О. Г. Яцюк, И. А. Розенсон, Т. Ю. Быстрова, Дж. Джонс, В. Папанек.
Вследствие прямого отношения вопросов имиджелогии к исследованию, были рассмотрены научные работы имиджеологов: А. Ю. Панасюка, Г. Г. Почепцова, А. П. Панкрухина, И. В. Алешиной. Особенно важными явились труды И. С. Важениной по части территориального имиджа.
Гуманитарная составляющая диссертации потребовала обращения к трудам известных культурологов, в ряду которых необходимо отметить научные изыскания отечественных ученых Д. G. Лихачева и А. М. Панченко. При/ рассмотрении, советской и постсоветской, мифологии» особую роль сыграли, работы В. Паперного и А. В. Ульяновского: Также необходимо отметить ряд фундаментальных работ по семиотике и культурологии У. Эко.
Выход за рамки средовой предметности и обращение к философским аспектам темы исследования; обусловил потребность в исследовании научных взглядов В. А. Никитина, Е. Н. Никитиной, Ю. М. Лотмана, Ж. Бодрийяра, Ж. Делеза. Важная часть диссертации, посвященная вопросам взаимодействия виртуального и реального, основана на изучении работ Т. А. Бондаренко, Д. В. Иванова, Н. А. Носова, В. В. Трофимова и других.
Также потребовалось определить ситуацию с дизайном и имиджем в соотнесении ее с коммуникациями в современности, поэтому были изучены труды, посвященные классическим и альтернативным медиа, таких авторов как: А. Подшибякин, М. Маклюэн, Э. Куэлман (Е. Qualman). Вместе с тем по работам А. Лебедева, Д. Раскина и А. Купера были изучены проблемы интерфейсов. Блок эмпирического материала, связанного с медийными интерфейсами города, исследовался на примерах ресурсов Google (Планета Земля, Карты/И др.), ДубльГИС, Earth TV, технологиях GPS, Wii, Kinect, 3D-mapping, 5Б-кинообслуживания и т. д.
Объемным блоком источников стала литература по отраслям маркетинга, неизменно связанных с проблематикой дизайна и имиджа. Были изучены труды по маркетингу мест (стран и городов): Ф. Котлера, С. Анхольта, Б. Бейкера (В. Baker), К. Наттавутишит (К. Nuttavuthisit), а также по рекламе и брендингу: А. Н. Лебедева-Любимова, Д. Огилви, Дж. Левинсона, Ж.-М. Дрю, М. Марк и К. Пирсон, Й. Кунде, Т. Гэда, Д. Ядина, А. Уиллер и т. д.
Работа с имиджем города потребовала изучения текущих проблем восприятия городов на социальном, культурном и ментальном уровнях.
Поэтому наряду с литературой и материалами авторефератов, диссертаций и научных конференций в работе был использован ряд периодических изданий; посвященных архитектуре и дизайну (Архитектурный вестник, Архитектон, Tatlin, Environment and Planning В: Planning and Design), социокультурным1, проблемам, бизнес- и маркетинговым! коммуникациям, (Российское экспертное обозрение, Секрет фирмы, Эксперт, Forbes, Fast Company).
Границы-исследования, учитывая его феноменологический характер,1 определяются взаимосвязью дизайна и имиджа города в разрезе теории и практики дизайна. В границы не попадают непосредственные вопросы градостроительства и архитектуры, строительства и инженерии, экономики и ряда других областей, но, безусловно, затрагиваются аспекты восприятия города во множестве его проявлений. Хронологические рамки исследования наиболее плотно охватывают конец XX—XXI века, но в частных случаях расширяются до границ древнейших времен с целью обозначения генезиса некоторых закономерностей, явлений и процессов.
Объектом исследования являются возможности дизайна коммуникационных структур городской среды в контексте реальных и виртуальных факторов формирования имиджа города.
Предметом исследования является проектный потенциал дизайна в освоении коммуникационных сред и процессов, обуславливающих имидж города.
Цель исследования заключается? в выявлении перспектив- развития дизайна относительно имиджа города в контексте реальных и виртуальных коммуникаций, а также в выработке концептуальных основ дизайнерской деятельности по формированию имиджа города.
Чтобы достичь поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Обосновать понятие имиджа города и обозначить его границы по отношению к образу, репутации и бренду города.
2. Провести теоретический анализ трудов российских и зарубежных авторов по теме образа и имиджа города, по вопросам восприятия города.
3. Раскрыть понятия реальности и виртуальной реальности. Описать в рамках этих понятий специфику, коммуникации в контексте темы диссертации.
4. Проанализировать и сопоставить средства дизайна в отношении имиджа города, учитывая специфику реальности и виртуальности.
5. Предложить принципы и'критерии дизайна в области формирования имиджа города. Обозначить ключевые особенности дизайна в этой области.
Основные методы исследования, примененные в работе:
1. метод сравнительного анализа — для дифференцирования и качественной оценки исследуемых феноменов и их проявлений;
2. метод систематизации и типологизации объектов и феноменов — для построения комплексной системы знаний и представлений;
3. метод семантического анализа — для выявления структурных связей в исследуемых феноменах и областях знаний, а также для решения задач по представимости смысла;
4. метод контент-анализа — для проведения некоторых качественных и количественных исследований по восприятию города;
5. метод формализации и моделирования — для обобщения знаний и представления их в форме схем, диаграмм и прочих наглядных структур.
Научная новизна диссертационной работы заключается в рассмотрении и представлении феноменов виртуальной реальности» как объектов дизайн-проектирования и значимых факторов гуманитарного градообразования, то есть создания города в человеческом сознании. Ранее дизайн рассматривал психоэмоциональные особенности человека исключительно в рамках реальной городской среды, средовой ситуации.
Впервые имидж города представлен как особая область приложения усилий дизайна.
Одной из существенных черт диссертации является попытка переосмысления традиционной системы взглядов (парадигмы) дизайна, берущей начало во второй половине XX века и зачастую сохраняющейся сегодня. В связи с чем можно выделить ряд инновационных аспектов:
1. понимание города в диссертации < не ограничено материальной' городской средой;
2. дискурс дизайна имиджа города рассматривается в контексте средовых и внесредовых подходов и в связке их с виртуальной реальностью;
3. в диссертации определяется перспективный комплекс средств дизайна для работы с имиджем города;
4. предлагается новая модель описания континуума, в котором должен рассматриваться имидж города и средства дизайна;
5. предлагаются основные проектные принципы дизайна имиджа города.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения полученных результатов в области дизайн-образования и дизайн-практики, гуманитарной урбанистики и прочих смежных областях. Итоги могут быть использованы в качестве теоретической базы для развития учебных дисциплин, включающих проблематику имиджа города, а также являться основой для создания программ развития городов в контексте туристической, инвестиционной и иных сфер.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования доложены и обсуждены на шести научных конференциях (одной межвузовской, одной всероссийской и четырех международных): «Стратегические коммуникации: глобальный опыт и региональная практика» (Екатеринбург, 2009), «Четвертые Лойфмановские чтения: философское мировоззрение и картина мира» (Екатеринбург, 2009), «Переосмысление индустриального ландшафта. Исследование, сохранение и перспективы развития» (Екатеринбург, 2010), «Актуальные проблемы архитектуры и дизайна» (Екатеринбург, 2010), «Проблемы средового дизайна полиэтнических регионов» (Оренбург, 2010), «Актуальные проблемы и перспективы развития профессионально-педагогического образования студентов» (Курган, 2011). Вместе с тем, положения диссертационного исследования были представлены на трех научных семинарах и круглых столах по гуманитарной урбанистике и имиджу города, организованных в 2009—2010 годах на базе УрГУ им. А. М. Горького, УралГАХА, ЕАСИ и Екатеринбургского филиала ГЦСИ. Также автор имеет девять (в т. ч. две — тезисы) публикаций о результатах диссертационного исследования, две из которых — на страницах научных изданий, рекомендованных ВАК РФ. Методические разработки автора, непосредственно связанные с темой диссертации, активно используются в учебном процессе при подготовке студентов, обучающихся по направлению 070600 — Дизайн (специализация «Графический дизайн») на кафедре графического дизайна УралГАХА. На основе теоретического материала исследования автором разработана Учебная программа и Учебно-методический комплекс (УМК) по дисциплине «Дизайн и рекламные технологии».
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Общий объем диссертации — 165 страниц. Работа содержит одну аналитическую таблицу и 16 авторских рисунков. Основной библиографический список включает 133 наименования.
Похожие диссертационные работы по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК
Семиотические принципы формирования архитектурного пространства2003 год, кандидат архитектуры Пучков, Максим Викторович
Локальное художественное стилеобразование как проектный метод в дизайне города2013 год, кандидат искусствоведения Дембич, Наталья Дмитриевна
Мобильное гражданство инвалидов в социальном пространстве города2013 год, доктор социологических наук Наберушкина, Эльмира Кямаловна
Архитектурно-дизайнерские принципы формирования среды торгово-развлекательных центров2012 год, кандидат архитектуры Лукаш, Ольга Климентина Николаевна
Информационно-ориентационные аспекты дизайна городской среды2010 год, кандидат архитектуры Гаврюшкин, Андрей Владимирович
Заключение диссертации по теме «Техническая эстетика и дизайн», Путинцев, Павел Андреевич
РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Выявлены сущностные черты феномена имиджа города; отличающие его от феноменов^ городского образа, бренда и репутации. Обосновано- само4 понятие имиджа города, закреплено его определение: Выявленная динамико-временная составляющая' феномена указала на то, что имидж города требует рассмотрения в- формате процесса. Сформулировано пять этапов процесса формирования имиджа города. И сейчас со всей очевидностью можно говорить, что имидж — ускользающая субстанция, которая не позволяет дизайнеру работать в условиях традиционной дизайнерской парадигмы, где есть четкий и пассивный объект проектирования. Более того, определено, что сам объект приложения усилий — город в каждой точке пространства и времени не равен сам себе.
2. Проведен теоретический анализ трудов российских и зарубежных ученых из разных сфер-по теме восприятия города. Он позволил заключить, что специалисты, работающие с городской средой, занимаются формированием образа города, его облика, но лишь частично это влияет на имидж. Выстроенная система знаний по работе с образом города послужила отправной точкой в работе над темой имиджа города. Выявленные границы средовых подходов (учитывающих или исключающих актора) по описанию образа города прямо указывают на необходимость обязательного включения* в структуру восприятия города психоэмоциональных факторов, не связанных с непосредственным контактом человека со средой. Пересмотрено само понимание феномена города. В рамках анализа изучены феномены футурополисов, вымышленных и мертвых городов, а также культурологические и философские взгляды на феномен города. Было выявлено, что территориальные образования, в которых нет формальных условий причисления их к словарной норме города, тем не менее, можно считать городами с гуманитарной точки зрения. Сам город определяется через архетипическую структуру, вобравшую ключевые признаки традиционных городов. Существенным обстоятельством этой структуры является обитаемость, причем такая, в- которой' человек не является обязательным элементом: Возможность интерпретации «города, включающая» внесредовые подходы и, допускающая расширенное число элементов, превосходящих действительность, позволила рассмотреть, феноменологию имиджа, города в рамке, объединяющей нон-дизайн, дизайн* и ментальные феномены. Весь перечень аргументов; представленных в диссертации, позволил заключить, что с городом' и его- имиджем, необходимо работать одновременно и в гуманитарном, и в средовом контекстах. Эти контексты, в свою очередь, обуславливают две сферы для приложения дизайнерских сил, реальность и виртуальную реальность.
3. Обоснованы понятия реальности и виртуальной реальности, в которых дизайн; дизайн имиджа города в том числе, рассматривается в рамках коммуникационной деятельности: Характерными признаками виртуальной реальности обозначены: порожденный, заданный и сверхдинамичный характер, идеальность, иммерсионность, специфические пространственные и временные характеристики (существование «здесь и сейчас», наличие прошлого и будущего также возможно только в виртуале). Выявлено, что создание и поддержание коммуникации — это наиболее адекватный проектный метод в рамках работы с имиджем города. При работе с имиджем нужно учитывать три* типа виртуальной реальности: компьютерную, масс-медийную и ментальную. Выявлена проблема размытости границ городов в каждой из реальностей.
4. Установлено, что традиционные дизайнерские средства нельзя рассматривать как исчерпывающие в процессе формирования имиджа города. Поскольку имидж города не является верифицируемой величиной в силу зависимости от психоэмоциональных параметров адресата, нужно признать, что деятельность дизайнера имиджа города конституируется сенсорикой. Это позволяет говорить, что основным классом выразительных средств являются сенсорные. Поэтому ключевым требованием к любой артикуляции имиджа служит релевантный адресату охват сенсорных параметров. Обосновано, что город является «открытым текстом», а работа дизайнера, участвующего в* формировании имиджа города; заключается в. создании» интерпретаций/ городского «текста», организации восприятия s города. Поэтому основным языком дизайна имиджа города являeтcя^ код. Понимание^ дизайна как смыслотворчества обуславливает необходимость, использования, структуры симулякров — пустых знаков. Природа4симулякра позволяет артикулировать символическую среду, не мотивированную действительностью, создавать добавочную ценность городу. Сделано заключение, что симулякр является основным классом средств дизайна имиджа города, и, вместе с тем, симулякр является продуктом имидж-дизайна. Наряду со всеми обстоятельствами на одно из главных мест выходит проблема интерфейса как точки соприкосновения человека с городом, которая обуславливается корректностью понимания потребностей адресата. То есть точка взаимодействия адресата и города должна обеспечивать «разговор» на одном языке. В свою очередь, эта точка является способом формирования имиджа города и предполагает систему обратных связей. Причем обратная связь осуществляться с учетом референции, одновременно включающей реальные и виртуальные субъекты и объекты. Простые связи: реальное—реальное, виртуальное—реальное, виртуальное— виртуальное практически всегда смешиваются и существуют одновременно. Взаимодействие реального с виртуальным опосредуется человеческой психикой. Это опосредование обуславливает одну из ключевых особенностей при работе с имиджем города — иммерсионность, то есть максимальную вовлеченность адресата.
5. Предложено три принципа в области формирования имиджа города: принцип симулякра и концепт «утка», принцип синхронии имиджа города, принцип «увидеть — значит поверить». Симулякр предопределяет возможные ожидания и будущее, обеспечивая их условное наличие «здесь и сейчас». Наряду со свойством предопределения или функцией предвестника одним из результатов4 исследования стал вывод о том, что имидж как ментальный продукт вписан в семантику творящей мир «утки» (метафоры* модели мироздания). Способность «утки» перемещаться? между миром, действительного, миром« скрытого — ментальным и миром» неосязаемого1 — идейным обуславливает точки взаимодействия (интерфейсы) адресата и? «утки». Поэтому концепт «утка» и принцип симулякра легли в концептуальные основы дизайна имиджа города. Синхроническая' ось обеспечивает ментальную связь с текущим'временем: Имидж не может быть «вчера» или «завтра», он может быть только в текущем настоящем, в момент охвата внимания адресата. «Вчера» — он превращается в репутацию или в образ. В формате «вечного» (ключевых установок), которое актуально и «завтра», и «сейчас», имидж перетекает в бренд. Имидж города выступает ментальным медиатором (от лат. mediator — посредник) и постоянно нуждается в артикуляции. Потребность в' артикуляции позволила сформулировать третий принцип, дизайна имиджа города: «увидеть — значит поверить». Его необходимо читать как «пережить— значит поверить» и «увидеть— значит понять». Однако очевидно, что даже при соблюдении трех ключевых принципов имидж-дизайн способен стимулировать появление не только адекватного городу продукта, но и вымысла, основанного на лжи. Поэтому наряду с предложенными принципами потребовалось определить ряд критериев на основе идей Ф. Котлера. Обозначены и проанализированы пять критериев, которым должен соответствовать формируемый имидж города: соответствие действительности, убедительность, простота, притягательность, оригинальность. Ко всем из них даны развернутые г комментарии, чего не было сделано Ф. Котлером. Также в рамках исследования обозначены подходы в работе с ними. Определены пять основных признаков дизайна имиджа города. Разработан и описан 6D-континуум (зрение, обоняние, осязание, вкус, слух, вестибулярный аппарат), в котором существует имидж города. Обозначено, что все измерения могут быть как ментальными, так и физическими. Шестимерное измерение актуально именно для работы с имиджем города, для которого классическое описание рабочей дизайнерской среды через ЗБ-континуум (ширину, глубину, высоту) и время лишено смысла. 61) позволяет установить парадигму, в которой дизайнер работает в первую очередь с эмоциями адресата, обуславливающими восприятие города. Причем 6Б-континуум позволяет деформировать пространство и время в восприятии адресата.
В целом проведенное исследование показало, что дизайн обладает значительным потенциалом в контексте формирования имиджа города. Но дизайн нуждается в определенном парадигмальном переосмыслении в условиях смешанных межпрофессиональных границ и нарастающей значимости коммуникаций в режиме актуального (реального) времени. Данное исследование является лишь запятой в череде других, посвященных феноменологии имиджа города. Вместе со значимостью для дизайна оно может оказаться интересным для разных представителей научного сообщества: искусствоведов, культурологов, философов, маркетологов, педагогов, а также для представителей гуманитарной урбанистики или гуманитарной географии.
Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Путинцев, Павел Андреевич, 2011 год
1. Алешина И. В. Корпоративный имидж: стратегический аспект// Маркетинг в России и за рубежом. — 1998. -—№ 1\ — С. 44—50.
2. Анатомия рекламного образа : фирменный стиль, технологии брендинга, звуковые средства : курс лекций для студ. вузов, обучающихся по спец. 350700 «Реклама» / А. В. Овруцкий [и др. ; под общ. ред. А. В. Овруцкого]. — СПб. : Питер, 2004. — 224 с.; ил.
3. Анхольт С., Хильдрет Д: Бренд Америка: мать всех брендов. — М. : ООО «Издательство «Добрая книга», 2010. — 232 с.
4. Архитектура Дворца Советов : Материалы V Пленума Правления Союза советских архитекторов СССР (1—4 июля 1939 г.).— М. : Издательство Академии архитектуры СССР, 1939. — 112 с.
5. Ахмедова Л. С. Особенности трансформации визуального информационно-коммуникационного поля города: автореферат дис. . кандидата архитектуры : 18:00:01 / Место защиты: Нижегородский гос. архитектурно-строительный ун-т. —Нижний Новгород, 2009. —24 с.
6. Белоголовский В. Свободные города Леббеуса Вудса // Tatlin News. — 2008. — № 1 (43). — С. 78—83.
7. Березович Е. Л. Географический микромир и макромир в русской народной языковой традиции : (к, изучению культурных коннотаций русских топонимов) // Славяноведение. — 2002. — № 6. — С. 60—71.
8. Бондаренко Т. А. Виртуальная реальность в современной социальной ситуации : автореферат дис. . док. философских наук: 09.00.11 / Место защиты: Южный федеральный университет. — Ростов-на-Дону, 2007. — 65 с.
9. Бхаскаран Л. Дизайн и время : Стили и направления в современном искусстве и архитектуре / Лакшми Бхаскаран ; пер. с англ. И. Д. Голыбиной. — М. : АРТ-РОДНИК, 2006. — 256 с.; ил., табл.
10. Быстрова Т. Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. — Екатеринбург : Издательство Уральского университета- 2001- — 288 с.
11. Важенина И. С. Концептуальные основы формирования имиджа и репутации территории, в конкурентной среде : автореферат дис: . . доктора экономических» наук : 08.00.05 / Место защиты: Институт экономики УрО РАН. —Екатеринбург, 2008. — 41 с.
12. Васильева Е. А. Фоносемантическая характеристика основных лексических категорий (Антонимия и синонимия) : дис: . канд. филологических наук : 10.02.01 / Васильева Елена Александровна. — Тула, 2004. — 171с. — РГБ ОД, 61:05-10/97.
13. Васькин А. А. Сталинские небоскребы: от Дворца Советов к высотным зданиям / Фото: Назаренко Ю. И..— М.: Издательство «Спутник+», 20091— 236 с.
14. Воронов Н. В. Дизайн: русская версия / Под ред., Г. В. Вершинина. — М.; Тюмень : б. и., 2003. — 208 е., ил.
15. Воронов Н: В: Суть дизайна. Пятьдесят шесть тезисов русской версии понимания дизайна. — М; : ГрантЪ, 2002. — 24 с.
16. ГартигВ. О. «Утка» как культурная технология формирования имиджа города // Вестник Удмуртского университета. Серия «Искусство и дизайн». —2005. — № 12. — С. 100—107.
17. Гиннес: Большая книга знаний. — Республика Ингушетия : Изд-во «АСТ», 2000.—480 с.
18. Глазычев В. JI. О дизайне. Очерки по теории и, практике дизайна на Западе. — М.: Искусство, 1970. — 192 с.
19. Глазычев В. JI. Политическая экономия города: учеб. пособие. — М.: Издательство «Дело» АНХ, 2009. — 192 с. — (сер. «Образовательные инновации»).
20. Глазычев В. JI. Урбанистика. — М. : Изд. «Европа», 2008. — 220 с.
21. Гнедич П. П. История искусств. Живопись. Скульптура. Архитектура. — М. : Изд-во Эксмо, 2002. — 848 е., ил.
22. Грац Р. Город в Америке: жители и власти / Пер. с англ. В. JI. Глазычева. — 2-е изд. — М.: Общество Развития Родной Культуры, 2008.—417 с.
23. Гутнов А. Э. Эволюция градостроительства. — М.: Стройиздат, 1984. — 256 с.; ил.
24. Гутнов А. Э. Мир архитектуры : язык архитектуры. — М.: Мол. гвардия, 1985. — 351 е., ил. — (Эврика).
25. Гутнов А. Э., Глазычев В. JI. Мир архитектуры : лицо города. — М. : Мол. гвардия, 1990. — 350 с.; ил. — (Эврика).
26. Гэд Т. 4D брэндинг. Взламывая корпоративный код сетевой экономики / Перевод с англ. Марии Акая. — Изд. второе, исп. — СПб. : Изд-во «Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге», 2003. — 230 с.
27. Делез Ж. Платон и симулякр // Интенциональность и текстуальность: Философская мысль Франции XX века / Ж. Делез, Ж. Деррида, М. Дюфрен, А. Камю, Ю. Кристева, Э. Левинас и др:. ; Горбылев Ж. В. [ред. пер. с фр]. —Томск : Водолей, 1998. — С. 225—240.
28. Денисова Д. Каждому бренду — свой инсайт / Ангус Портер, Олег Кузьмин ; беседовала. Дарья Денисова ; [фото] Дмитрия Лыкова // Эксперт. — 2007. —№19. — С. 36—42.
29. Джонс Дж. К. Методы проектирования / Пер. с англ. — 2-е изд., доп. —-М. : Мир; 1986. — 326 е., ил.
30. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник / Г. Б. Минервин, В. Т. Шимко, А. А. Ефимов и др. ; Под общей редакцией Г. Б. Минервина и В. Т. Шимко. —М.: «Архитектура-С», 2004. — 288 е., ил.
31. Дрю Ж.-М. Ломая стереотипы / Пер. с англ. под ред. Л. А. Волковой. — СПб : Питер, 2002. — 272 с. ; ил. — (Серия «Маркетинг для профессионалов»).
32. ДэвисС., ДаннМ. Бренд-билдинг / Пер. с англ. под ред. В. Домнина. — СПб : Питер, 2005. — 320 с. ; ил. — (Серия «Маркетинг для профессионалов»).
33. Дэй К. Места, где обитает душа: Архитектура и среда как лечебное средство / Пер. с англ. В. Л. Глазычева (Академия городской среды). М. : Издательство «Ладья», 2000 — 280 с.; ил.
34. Ермакова М. Заоблачная «Россия» : В столице начинается строительство самой высокой в Европе башни // Российская газета — Неделя. — 2007, 5 октября. — № 4484. — С. 15.
35. Желондиевская Л. В., ЧукановаЕ. С. Эмоции графики. Изобразительные и выразительные возможности графических техник : Учеб. Пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 070601 «Дизайн». — М. : Квадрига, 2009. — 96 с.
36. Иванов Д. В. Виртуализация общества. — СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2000. — 96 с.
37. Иконников А. В. Функция, форма, образ в архитектуре. — М. : Стройиздат, 1986. —288 е., ил.
38. История красоты / под редакцией Умберто Эко ; перевод с итал. А. А. Сабашниковой. — М.: СЛОВО/ЗЬОУО, 2005. — 440 с.; ил.
39. ИттенИ. Искусство формы / Пер. с немецкого и предисловие Л. Монаховой. —М. : Изд. Д. Аронов, 2004. — 136 с.; ил.
40. ИттенИ. Искусство цвета / Пер. с немецкого; Предисловие Л. Монаховой. —2-е издание. — М. : Изд. Д. Аронов, 2001. — 96 с.; ил.
41. Каганов Г. Санкт-Петербург: Образы пространства. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2004. — 232 е., ил.
42. Калиничева М. М., Жердев Е. В., Новиков А. И. Научная школа эргодизайна ВНИИТЭ: предпосылки, истоки, тенденции становления: Монография. — М. : ВНИИТЭ ; Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2009. — 368 с.; ил.
43. Кандинский В. Точка и линия на плоскости. — СПб. : Издательский дом «Азбука-классика», 2008. — 240 с.
44. Клее П. Педагогические эскизы / Пер. с немецкого Н. Дружковой под редакцией Л. Монаховой ; Предисловие Л. Монаховой. — М. : Изд. Д. Аронов, 2005. — 71 е., ил.
45. Конева Е. В. Образ города как коммуникативная знаковая структура — текст // Семиотика пространства: Сб. науч. тр. Междунар. Ассоц. семиотики пространства / Под ред. А. А. Барабанова. — Екатеринбург : Архитектон, 1999. — С. 413—429.
46. Конституция и государственная символика Российской Федерации. — М. : Эксмо, 2009. — 64 с. — (Российское законодательство).
47. Котлер Ф., Асплунд К., Рейн И., Хайдер Д. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы. — СПб : Изд-во «Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге», 2005. — 384 с.
48. Кравцова М. Госколлекция или частные руки? Топ-10 русских мастерписов рубежа ХХ-ХХ1 веков // Артхроника. — 2008. — № 9. — С. 86—95.
49. Кроль В. М. Психология и педагогика: Учеб. Пособие для техн. вузов. —М. : Высш. шк., 2001. — 319 е., ил.
50. КундеЙ. Корпоративная религия. Создание сильной компании с яркой индивидуальностью и корпоративной душой. — Изд. второе, исп. / Перевод с,англ. Ершовой М., Теруковой Е. — СПб : Изд-во «Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге», 2004. — 272 с.
51. Купер А., Рейман Р., Кронин Д. Алан Купер об интерфейсе. Основы проектирования взаимодействия / Пер. с англ. — СПб. : Символ-Плюс, 2009. — 688 е., ил.
52. Куприянов С. Играть по-крупному / Business guide (информационные технологии) : приложение к газете «Коммерсантъ». — 2010. — № 36 (36). — С. 12—13.
53. Лебедев А. Ководство. — М.: Издательство Студии Артемия Лебедева, 2007. — 272 с.
54. Лебедев А. Н. Две методологические традиции в организации научно-практических исследований и разработок в психологии рекламы // Психологический журнал. — 2000. — № 04 (том 21). — С. 89—97.
55. Лебедев-Любимов А. Н. Психология рекламы. — СПб. : Питер, 2003. — 368 с.; ил. — (Серия «Мастера психологии»).
56. Ле Гофф Ж. Рождение Европы / Пер. с фр. А. И. Поповой ; Предисл. А. О. Чубарьяна. — СПб.: «Александрия», 2008. — 398 с. — (Серия «Становление Европы»).
57. Линч К. Образ города / Пер. с англ. В. Л. Глазычева; Сост. А. В. Иконников ; Под ред. А. В. Иконникова. — М. : Стройиздат, 1982. — 328 е., ил.
58. Лихачев Д. С. Книга беспокойств: воспоминания, статьи, беседы / сост. Г. А. Дубровская. — М.: Новости, 1991. — 522 с.
59. Лихачев Д. С. Русская культура. — М.: Искусство, 2000. — 440 с.; ил., портр.
60. Лучшие города* для бизнеса / Forbes. — 2008. — №6 (51).1. С. 109—154.
61. Лучшие города для бизнеса / Forbes. — 2009. — № 6 (63).1. С. 96—131.
62. Лучшие города для бизнеса / Forbes. — 2010. — № 6 (75).1. С. 73—98.
63. ЛюшерМ. Сигналы личности: ролевые игры и их мотивы.
64. Воронеж : НПО «МОДЭК», 1995. — 176 с.
65. Люшер М. Цветовой тест Люшера / пер. с англ. Никоновой А.; под ред. Завьяловой Е. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 192 с. — (Психологический практикум. Тесты).
66. Маклюэн Г. М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека/ Пер. с англ. В.Николаева; Закл. ст. М.Вавилова. — М. ;
67. Жуковский: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2003. — 464 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.