Информационно-ориентационные аспекты дизайна городской среды тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 05.23.20, кандидат архитектуры Гаврюшкин, Андрей Владимирович
- Специальность ВАК РФ05.23.20
- Количество страниц 175
Оглавление диссертации кандидат архитектуры Гаврюшкин, Андрей Владимирович
Введение.
Глава 1. Ориентация в городе и ее свойства (анализ существующих исследований).
1.1. «Врожденные» факторы ориентации в среде.
1.2. Проявление форм ориентации в городском пространстве.
Выводы по главе.
Глава 2. Эмоционально-знаковая ориентация в городе.
2.1. Пространственная структура «поля ориентации» в городской среде.
2.2. Сравнение композиционной и ориентационной структуры фрагментов и систем городской среды.
2.3. Ориентационные закономерности восприятия эмоционально-знаковых систем разного типа.
Выводы по главе.
Глава 3. «Внеархитектурные» системы ориентации и их синтез с эмоционально-знаковыми системами.
3.1. Вербально-символьные и виртуально-мультимедийные системы ориентации.
3.2. Предпосылки и проблемы синтеза различных систем ориентации в городской среде.
Выводы по главе.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 05.23.20 шифр ВАК
Дизайн в обеспечении ориентации в среде современного города1985 год, кандидат искусствоведения Добрицына, Ирина Александровна
Архитектурно-дизайнерские принципы формирования среды торгово-развлекательных центров2012 год, кандидат архитектуры Лукаш, Ольга Климентина Николаевна
Принципы колористической организации объектов дизайна архитектурной среды2000 год, кандидат архитектуры Кошкин, Дмитрий Фридович
Локальное художественное стилеобразование как проектный метод в дизайне города2013 год, кандидат искусствоведения Дембич, Наталья Дмитриевна
Особенности трансформации визуального информационно-коммуникативного поля города2009 год, кандидат архитектуры Ахмедова, Лаура Сергеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Информационно-ориентационные аспекты дизайна городской среды»
Проблема ориентации человека в городском пространстве становится все более острой - развитие города, увеличение его размеров и усложнение структуры затрудняет ее решение. Поэтому к привычным формам оценки средовых состояний все время добавляются «внепространствен-ные» позиции: вербальные системы (нумерация домов, названия улиц, знаки регулирования движения и т. п.), а сегодня - электронно-навигационные, лишь косвенно относящиеся к городской среде.
Эти обстоятельства предопределили структуру работы: изучение самого феномена «ориентация» и его практических приложений - форм и способов ориентации в ограниченных средовых пространствах разного масштаба и типа.
Актуальность исследования определяется рядом причин:
- проблемы ориентации в современном городе с большой территорией, перенасыщенной различной информацией, практически вышли из под контроля: люди часто не в состоянии идентифицировать место своего пребывания и испытывают затруднения в выборе эффективных путей передвижения в городском пространстве;
- существующие исследования форм пространственной ориентации в современной городской среде разделены по сферам и не дают комплексных рекомендаций по проектированию в условиях конкретных средовых ситуаций;
- появились новые «навигационные» средства и системы, не встроенные непосредственно в среду, требующие отдельного архитектурно-дизайнерского осмысления;
- вопросы ориентации в пространстве города рассматриваются наукой эпизодически и по частям, до сих пор не стали предметом комплексного теоретического исследования.
Традиционно тему ориентации в городе привязывают к целям передвижения горожан (туризм, покупки, проживание), тогда как суть проблемы в другом: меняется и городская среда, и ее «потребители», что создает предпосылки появления новых форм восприятия пространства города и взаимодействия с ним, соответственно происходит формирование предметно-пространственных средств для оптимизации этих процессов.
Современный крупный город слишком сложен и неочевиден как ориентационная система, его структуру нельзя осознать на уровне простого восприятия; он содержит одновременно очень много форм информации, использующих самые разнообразные «носители» (от простых знаков и надписей до мультимедийных устройств); нет единого центра управления информацией, засоряющей городскую среду; нет правил такого управления («теории ориентации в городском пространстве»).
Все эти положения по большей части относятся к сфере дизайна -средового, графического и информационного, что смещает содержание проблемы из области градостроительства и архитектуры в сторону дизайна оборудования и пространственных систем, в том числе информационных.
В существующих исследованиях описание проблемы связано с подходом к ней как частному случаю какой-либо другой темы, не ставящей задачи изучения явлений пространственной ориентации. Из-за чего данный вопрос не рассматривается в полной мере, что также подтверждает актуальность данного исследования.
Условия ориентации в городе включают в себя два ряда факторов, которые в разной мере описаны в научных трудах - объективные (привязанные к восприятию геометрии физической реальности) и субъективные (включают эмоционально-образную оценку среды). Однако отдельные работы не показывают этой разницы достаточно четко, что затрудняет их использование в теоретических исследованиях.
Так К.Линч рассматривает вопросы ориентации в рамках исследования восприятия ориентиров как составных частей образа города, философы (Штегмайер В., И. Кант, Р. Декарт, Ж. Дерида, М. Хайдегер, Э. Гуссерль) - как абстрактное понятие; психология восприяшя (Гиппенрей-тер Ю.Б., З.Фрейд, К. Юнг, Г. Гельмгольц, Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р., Грегг Д., Грегори Р.Л., Любимов В.В., Михайлевская М.Б., Аткинсон Р.Л., Аткинсон Р.С., Смит Э.Е., Д. Дж. Бем, Нолен-Хоэксема С., Зинченко В.П.) рассматривает ориентацию в пространстве как результат психического процесса обработки и систематизации информации об окружающей среде', когнитивная психология (Э. Толмен, P. Aikhhcoh, У. Найсер, Д. Брунер, Р. Солсо, Косинский В.П., Лившиц В.М.) занимается проблемой формирования мысленных моделей реальности — «когнитивных карт»; гештальтпсихология (К. Дункер, М. Верт-геймер, К. Коффка, В. Келер, Ф. Перлз, С. Гингер, К. Наранхо, Р. Арнхейм) связывает процессы ориентации со стремлением человека к правильным формам пространства; видеоэкология и экологическая психология (Филин В.А., Дж. Гибсон, Бачинский Г.А., Колясников В.А., Плехов В.Н.) - рассматривает ориентацию во взаимодействии с понятиями оптимальной зрительной среды; психология архитектуры (Круликовский Д.Т.)-включает потребность ориентации в городе в систему ценностных характеристик; Шимко В.Т. упоминает вопросы ориентации в среде как часть методики архитектурно-дизайнерского проектирования; Горбачев В.Н., Вергунов А.П., Саймондс Д.О., Танги Ф., Филипповский Н., Нефедов В.А. - рассматривают ориентацию в связи с ролью ландшафтной детерминации однородных пространств в устойчивой городской среде; Оболенский Н.В., Мигалина И.В., Габайдулина С., Щепетков Н.И., Ефимов А.В., - в рамках световой и цветовой композиции города; А.Я. Костенко затрагивает понятие ориентации в городе в связи с анализом средств информации в архитектуре.
Огромное множество исследователей и теоретиков, в числе которых Л.В. Иконников, E.JT. Беляева, В. Гропиус, Мисс Ван Де Рое, З.Н. Яргина, А.Э. Гутнов, B.J1. Глазычев, Г.П. Степанов, касаются вопросов ориентации только в контексте проблем эстетической организации городского пространства.
Эти архитектурно-художественные и психо-физиологические наработки и воззрения дополняются еще и прагматическими исследованиями визуального климата города: анализом рекламной деятельности (Пронин С., Плесси Э., Музыкант В. Л., Коломина Б.); исследованиями воздействия вербальной и невербальной информации на человека (Грушин Б., П. Лайнбарджер, Пониделко А., Лукашев А., Шерковин Ю.А., Кара-Мурза С.Г., Доценко Е.), предложениями по совершенствованию методов навигации в городской и транспортной среде (Черепанов В.А.); разработкой методики предпроектного визуального анализа среды города (Буга Ю.П., Короев Ю.И.); формулированием принципов графического дизайна среды и знаков навигации (Г. Бек, А. Лустиг, Р. Эймс, Ч. Эймс, П. Артур, К.М. Бергер, Л.Г. Дилворс, X. Дагдейл, Д. Корбин, М. Винелли, Д. Катц, К. Этридж, Л. Вайман).
Однако целостного описания проблемы пространственной ориентации в городе отдельные разработки не дают, а главное - не отражают ее роль в деле формирования оптимальных условий проживания человека в городской среде.
Цель исследования - выявление принципов работы механизма пространственной ориентации в городе. На их основе представляется возможным установить характеристики связей архитектурнопространственной основы городской среды, ее дизайнерского наполнения и «внеархитектурных» (вербальных и приборных) средств ориентации с б возможностями человека. Что, в свою очередь, позволит приступить к комплексному проектированию систем ориентации в городе, организовав работу различных специалистов в одном русле.
Задачи исследования:
- установить природу и типологические варианты явления «ориентация в городской среде», предложить приемы их исследования (определить физические параметры среды, взаимодействующие с врожденными способностями человека к ориентации);
- раскрыть механизм ориентации и его закономерности, отражающие принципы создания ориентационной системы;
- определить средства решения задач ориентации в городе на разных уровнях организации городской среды, что соответственно влияет на формирование ориентационных знаков и их систем;
- обозначить роль дизайна среды в создании благоприятного ориен-тационного климата;
- предложить модель взаимодействия разных средств ориентации для создания оптимального ориентационного климата города.
Объект исследования - способы, средства и варианты «ориентационного» (информационного) воздействия системы материальных объектов и форм городских пространств разного масштаба и происхождения (в том числе композиционного строя пространства) на человека.
Предмет исследования - комплексная архитектурно-дизайнерская композиция городских пространств разного уровня и масштаба (жилые и общественных улицы, площади, кварталы, районы и т.д.); носители ориентационной информации в городе (принципы- размещения в среде и особенности их информационного содержания); специализированные внеархитекгпурные» ориентационные системы. 1
Рабочая гипотеза: «ориентация в городе» есть интуитивный динамический процесс, способность найги в незнакомой ситуации статичные компоненты и выстроить логичную структуру их взаимодействия, суммирующего восприятие системы объектов и форм среды (архитектура - дизайн - графический дизайн - вербальные и «внеархитектурные» средства навигации), которые нужно исследовать одновременно и взаимосвязано.
В современном городе ориентация основана на двух различных принципах информации - восприятии традиционной эмоционально-знаковой системы (комплекс опорных визуальных впечатлений, позволяющий распознавать «конструкцию» информационного пространства) и использование «внеархитектурных» вербально-знаковых и мультимедийных средств навигации. Главный элемент первой системы - пространственный ориентир - характерная точка пространства, необходимая для моделирования ориентационной структуры среды. Вторая система абстрагирована от реальной среды и нуждается в «посредниках» (приборах) для ее восприятия.
На разных уровнях городского пространства системы ориентации ведут себя по-разному: на уровне города в целом и района эмоциональными знаками фактически являются только транспортные пути и узлы, ведущую роль принимают на себя «внеархитектурные» и приборные вспомогательные средства; на местном уровне эмоционально-знаковая структура фундаментальна и практически совпадает с композиционным (акцентно-доминантным) строем пространства, почти отметая «технические средства», манипулирующие поведением человека.
В каждой из систем различимы оператор (субъект, управляющий структурой ориентационной системы, передающий информацию о ней пользователю) и пользователь (субъект, пассивно воспринимающий признаки строения ориентационной системы), что позволяет продумать систему мер по их синтезу.
Границы исследования: работа выполняется на материале архитектурно-дизайнерского анализа выборочных примеров структурных элементов (улицы, площади, кварталы, районы) средних и крупных городов России в их современном состоянии, фрагменты некоторых городов Европы приводятся для сравнения результатов. Поскольку работа носи г общий, а не прикладной характер - контингент рассматриваемых пользователей городского пространства ограничивается незнакомыми с предлагаемой им средой и заинтересованными как в практическом, так и в эстетических аспектах восприятия города. Наиболее эффективным способом освоения среды выбрана пешая прогулка, как не ограничивающая углы обзора, время восприятия и маршрут движения.
Методы исследования:
- изучение на базе научной литературы механизмов восприятия, усвоения и использования «архитектурной информации», их обобщение и приложение к задачам ориентации в городской среде разного уровня;
- графический анализ городской среды (вычленение из нее объемно-пространственных систем и их составляющих - ландшафтных, архитектурных, дизайнерских ориентиров, определение их типов, роли и потенциала, как знаков ориентации);
- «литературный» анализ «внеархитектурных» (вербальных и электронных) носителей ориентационной информации и «навигации» в среде, их типов и особенностей размещения в городе, принципов подачи и организации информационных сообщений;
- сравнение результатов исследований проблем ориентации в различных сферах науки и практики - в архитектуре, графическом средовом дизайне, философии, психологии восприятия, гештальтпеихологии, когнитивной и социальной психологии;
- сведение различных научных позиций в общую картииу и сравнение ее с результатами практических исследований.
Научная новизна работы: впервые для анализа и формирования городской среды использован «информационно-ориентационный» подход, который рассматривает дизайнерское и архитектурное проектирование как способ организации единой системы ориентации в городской среде при создании оптимального «информационного поля» города; предложен метод совместного анализа информационно-ориенмационного потенциала архитектурно-дизайнерских составляющих разных форм городской среды, определены принципы их взаимодействия; отмечена прагматическая связь композиционной структуры городских пространств и ориентационной схемы их фрагментов, предложены варианты их синтеза при проектировании форм городской среды; впервые «ориентационная целесообразность» рассматривается как особое средство создание гармоничной и удобной информационно комфортной предметно-пространственной среды города.
Положения, выносимые на защиту:
- методика определения ориентациопного потенциала конкретного участка городской среды, основанная на сравнительном анализе характеристик средовых ориентиров (знаков) в предлагаемом контексте;
- приемы формирования ориентационных знаков: «эпатажный» (феноменальный) принцип, направленный на создание неповторимого образа, и «архетипический» (стандартизированный и унифицированный), предполагающий использование привычных алгоритмов поведения;
- «информационное» (ориентационное) и «дезинформационное» (дезориентационное) действие рекламы в городе;
- проектные приемы синтеза архитектурно-дизайнерской и «внеархитектурной» пространственных ориентационных систем (вклю
10 чение эмоциональных ориентиров в вербальную информацию, учет эстетического и эмоционально-образного потенциала графических символов, привязка формы и символьного содержания носителя информации к реальной средовой ситуации, введение принципов дифференциации и компоновки информации соответственно ее значимости, увеличение количества потенциально возможных информационно-ориентационных решений за счет совместного использования архитектурно-дизайнерских приемов и инновационных технологий).
Апробация работы. Апробация прошла в форме докладов и выступлений автора на нескольких научных конференциях МАрхИ и НовГУ. Основные положения диссертации опубликованы в статьях:
1. Гаврюшкин А.В. «Ориентация в информационном поле как фактор пространственной ориентации в городе». Статья в журнале «Архитектура и строительство России», - М: 2009, №6. - С. 18-29;
2. Гаврюшкин А.В. «Ориентационный климат города». Статья в журнале «Архитектура, строительство, дизайн», - М: 2007, №5. - С. 24-27.
3. Гаврюшкин А.В. ««Внеархитектурные» системы ориентации в городе». Тезисы докладов научно-практической конференции «Наука образование и экспериментальное проектирование в МАРХИ», -М: «Архитек-тура-С», 2010 -С. 279-280.
4. Гаврюшкин А.В. «Дезориентация - причины и следствия». Тезисы докладов научно-практической конференции «Наука, образование и экспериментальное проектирование в МАРХИ», - М: «Архитектура-С», 2009. -С. 151-152.
5. Гаврюшкин А.В. «Дизайн среды, как фактор ориентации в городе». Тезисы докладов научно-практической конференции «Наука, образование и экспериментальное проектирование в МАРХИ», - М: «Архитектура-С», 2008. - С. 158-159.
6. Гаврюшкин А.В. «Дизайн среды, как фактор ориентации в городе». Материалы научно-практической конференции «Наука, образование и экспериментальное проектирование МАРХИ», том 1 - М: «Архитектура-С», 2008.-С. 147-151.
7. Гаврюшкин А.В. «Факторы ориентации в городе». Материалы научной конференции МАРХИ, тезисы докладов «Архитектурная наука и образование», - М: «Архитектура-С», 2007. С. 129-130.
8. Гаврюшкин А.В. «Направленное воздействие архитектурной среды на поведение человека». Тезисы докладов аспирантов, соискателей, студентов «XIV научная конференция преподавателей, аспирантов и студентов НовГУ 4-9 апреля 2007 года», - Великий Новгород: Издательско-полиграфический центр НовГУ, 2007. - С. 265-267.
9. Гаврюшкин А.В. «Влияние архитектуры на психику человека или формула красоты». Тезисы докладов аспирантов, соискателей, студентов «XIII научная конференция преподавателей, аспирантов и студентов НовГУ 3-8 апреля 2006 года», - Великий Новгород: Издательско-полиграфический центр НовГУ, 2006. - С. 271-273.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 05.23.20 шифр ВАК
Дизайн современного города: комплексная организация предметно-пространственной среды: теоретико-методологическая концепция2011 год, доктор искусствоведения Михайлов, Сергей Михайлович
Многофункциональные пространства крупных общественных комплексов2007 год, кандидат архитектуры Лазарева, Мария Владимировна
Формирование световой среды вечернего города2004 год, доктор архитектуры Щепетков, Николай Иванович
Семиотические принципы формирования архитектурного пространства2003 год, кандидат архитектуры Пучков, Максим Викторович
Дизайн среды открытых пространств центра исторического города2000 год, кандидат архитектуры Калинина, Наталья Сергеевна
Заключение диссертации по теме «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», Гаврюшкин, Андрей Владимирович
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ
СРАВНЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК РАЗНЫХ СИСТЕМ ОРИЕНТАЦИИ ъ е характеристика о
ГЛАВНАЯ ОСОБЕННОСТЬ
ОПЕРАТОР СИСТЕМЫ
ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ СИСТЕМЫ
ЭФФЕКТИВНАЯ ЗОНА ДЕЙСТВИЯ
ХАРАКТЕР СВЯЗИ СО СРЕДОЙ
АРХИТЕКТУРНО-ДИЗАЙНЕРСКАЯ
Эмоционально-знаковая
ВНЕАРХИТЕКТУРНАЯ (дополнительная)
Вербально-символьная
Виртуально-мультимедийная
Непосредственное подсознательное восприятие композиции -- системы знаков (ориентиров)
Создает или разрушает композицию пространства города, тем самым манипулируя механизмом восприятия
Зритель, способный к восприятию пространства и его элементов
Практические зона прямой видимости (силуэт, форма, цвет, текстура) от 500 м - до 1 км
Прямая непосредственная связь • - эмоциональные знаки системы являются составной частью среды
Абстрактный язык маркировки объектов и условная обобщенная модель пространства города
Графический дизайнер, специалист по транспорту и коммуникациям. правительство (регламенты и стандарты)
Тот, кто способен прочесть кодированную символами информацию
Местные носители информации - до 100 м, районные системы обозначений - до 3 км. общегородские системы - до Ж) км
Проявляется двояко: через формы носителей информации и через ссылки на городские объекты
Наличие приборов и устройств для взаимодействия с пользователем
- передачи информации
Разработчик информационного оборудования, программист и "наблюдатель-манипулятор*.
Тот. кто обладает навыками прочтения символьных элементов интерфейса и управления техническим устройством
Зона восприятия информации мобильных устройств - до 1 м. стационарных - до 100м. рамки действия не ограничены физически
Через формы виртуальных моделей среды и через привязку стационарных носителей в пространстве города
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРИЕНТАЦИОННОГО ЗНАКА
ТЕНДЕНЦИЯ
ДЕЗОРИЕНТАЦИЯ мода ■Зв^шТ
ПРОЕКТНЫЕ ПРИЕМЫ СИНТЕЗА СИСТЕМ ОРИЕНТАЦИИ эмоционально-знаковой, вербально-символьной и мультимедийной l
Включение принципов эмоциональной ориентации и ориентиров в абстрактную вербальную информацию
Учет эстетического и эмоционально-образного потенциала графических символов
Привязка формы и символьного содержания носителя информации к реальной средовой ситуации И
Введение принципов дифференциации и компоновки информации соответственно её значимости
Увеличение количества информационно--ориентационных решений, используя архитектурно-дизайнерские приемы и инновационные технологии
Список литературы диссертационного исследования кандидат архитектуры Гаврюшкин, Андрей Владимирович, 2010 год
1. Отечественные издания:
2. Гиппенрейтер Ю.Б., Любимов В.В., Михалевская М.Б., «Психология ощущений и восприятия», М.: «ЧеГо», 2002. - 632 с.
3. Плесси Э. «Психология рекламного влияния. Как эффективно воздействовать на потребителей», СПб.: «Питер Пресс», 2007. -271с.
4. Аткинсон Р.Л., Аткинсон Р.С., Смит Э.Е., Д. Дж. Бем, Нолен-Хоэксема С. «Введение в психологию» ред. Зинченко В.П., СПб.: «Прайм-Еврознак», 2007. - 816 с.
5. Гибсон Дж. «Экологический подход к зрительному восприятию», -М.: «Прогресс», 1988. 464 с.
6. Арнхейм Р. «Искусство и визуальное восприятие», М.: «Прогресс», 1974.-386 с.
7. Майерс Д. «Социальная психология», СПб.: «Прайм-Еврознак», 2006.-510 с.
8. Грегг Д. «Опыты со зрением», М.: «Мир», 1970.
9. Грегори Р.Л. «Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия», -М.: «Прогресс», 1970. 271 с.
10. Пронин С. «Рекламная иллюстрация: креативное восприятие», М.: «Бератор-пресс», 2003. - 144 с.
11. Ю.Кара-Мурза С. Г. "Идеология и мать её наука". (Серия: Тропыпрактического разума.)» М.: Алгоритм, 2002. - 256 с. 11 .Кара-Мурза С. Г. «Манипуляция сознанием», - М.: Алгоритм, 2001.- 544 с.
12. Грушин Б. «Массовое сознание», М.: Политиздат, 1987. - 367 с.
13. Доценко Е. «Психология манипуляции», М.: 1996. - №5. - с. 2446
14. М.Лайнбарджер П. «Психологическая война», М.: Воениздат, 1962.- 352 с.
15. Коноваленко А.В. «Психология политической рекламы», Ростов на Дону: «Феникс», 2005. - 96 с.
16. Грегори Р. «Глаз и мозг» (пер. с англ.), М: Прогресс. 1970. - 272 с.
17. Грегори Р.Л. «Разумный глаз». -М.: «Мир», 1972. 210 с.
18. Филин В.А. «Видеоэкология и.архитектура», М: МЦВ,1995. - 52с.
19. Филин В.А. «Видимая среда в городских условиях как экологический фактор», М: Наука, 1990. - с. 45-61
20. Филин В.А. «Видеоэкология», М.: «ТАСС-Реклама», 1997. - 320с.
21. Филин В.А. «Цветовая среда города как экологический фактор. Колористика города (материалы Международного семинара)», М: 1990. Т. 1, — с. 55-60
22. Филин В.А. «Архитектура как проблема видеоэкологии», М: ВНИИТАГ, 1990. - с. 119-123
23. Линч К. «Совершенная форма в градостроительстве», М.: Строй-издат, 1986.-264 с.
24. Линч К. «Образ города», М.: Стройиздат, 1982. - 328 с.
25. Беляева Е.Л. «Архитектурно-пространственная среда города как объект зрительного восприятия», М.: Стройиздат, 1977. - 125 с.
26. Яргина З.Н. «Эстетика города», М.: Стройиздат, 1991. - 366 с.
27. Степанов А.В. «Архитектура и психология», М.: Стройиздат, 1993.-295 с.
28. Шимко В.Т. «Архитектурно-дизайнерское проектирование городской среды», М.: «Архитектура-С», 2006. - 384 с.
29. Шимко В.Т. «Архитектурное формирование городской среды», -М.: «Высшая школа», 1990. 223 с.
30. Шимко В.Т. «Комплексное формирование архитектурной среды», -М.: СПЦ-принт, 2000.
31. Шимко В.Т. «Альтернативные принципы формирования городской среды (предпосылки и перспективы)», М., 1997. - №7. - с. 107112
32. Шимко В.Т. «Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории», М.: СПЦ-принт, 2003. - 180 с.
33. Шимко В.Т. «Основы дизайна и средовое проектирование», М.: «Архитектура-С», 2004. - 160 с.
34. Иконников А.В., Степанов Г. «Основы архитектурной композиции», М.: Искусство, 1971. - 224 с.
35. Иконников А.В. «Художественный язык архитектуры», М.: Искусство, 1985. - 176 с.
36. Иконников А.В. «Эстетические ценности предметно-пространственной среды», М.: Стройиздат, 1990. - 336 с.
37. Иконников А.В. «Искусство, среда, время: эстетическая организация городской среды», М: 1985. - 336 с.
38. Щепетков Н.И. «Световой дизайн города», М.: «Архитектура-С», 2006. - 317 с.
39. Щепетков Н.И. «Формирование светоцветовой среды Москвы как новый прием повышения художественной выразительности города» «Градостроительство Москвы: 90-е годы XX века», М., 2001.
40. Костенко А.Я. «Средства информации в архитектуре», Киев, 1984.- 111 с.
41. Крэйг М. Бергер «Путеводные знаки», М.: РИП-холдинг, 2006. -176 с.
42. Гутнов А.Э. «Эволюция градостроительства», М.: Стройиздат, 1984.-256 с.
43. Гутнов А.Э., Лежава И.Г. «Будущее города», М.: Стройиздат, 1977,- 126 с.
44. Румер ван Торн «Альтернатива неолиберальной урбанизации. Проект international», М., 2007.
45. М. Фредерик «101 полезная идея для архитекторов», СПб.: «Питер», 2009. - 208 с.
46. Нефедов В.А. «Ландшафтный дизайн и устойчивость среды», Вологда: «Полиграфист», 2002. - 296 с.
47. МузыкантВ. Л. «Теория и практика современной рекламы (в 2-х ч)», М.: Евразийский регион, 1998. Ч. 1 - 397 е., Ч. 2 - 362 с.
48. Панкратов Ф., Баженов Ю, Серёгина Т, Шахурин В. «Рекламная деятельность (учебник для вузов)», М.: 1999. - 364 с.
49. И. Иттен «Искусство цвета», М.: «Д. Аронов», 2001. - 96 с.
50. И. Иттен «Искусство формы. Мой форкурс в Баухаузе и других школах», М.: «Д. Аронов», 2001. - 136 с.
51. Ефимов А.В. «Колористика города», М.: Стройиздат, 1990. -270с.
52. Ефимов А.В. «Формообразующее действие полихромии в архитектуре», М.: Стройиздат, 1984. - 168 с.
53. Ефимов А.В., Минервин Г.Б. «Дизайн архитектурной среды», М.: Архитектура-С, 2005. - 504 с.
54. Глазычев В.Л. «О средовом подходе к теории архитектуры. Проблемы формирования городской среды», М., 1982.
55. Глазычев В.Л.«0 дизайне», М.: Искусство, 1970. - 192 с.
56. Тетиор А.Н. «Архитектурно-строительная экология. Здоровые города», М: 1995. - 446 с.
57. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. «Психология восприятия», М.: МГУ, 1973. - 133 с.
58. Гапонов С.И., Щербина Г.А. «Праздничное световое оформление городов», Киев, «Будивельник», 1976. - 170 с.
59. Гусев Н.М. «Свет в архитектуре», М. -Л.: ОНТИ Стройиздат, 1937.-210 с.
60. Гусев Н.М., Макаревич В.Г. «Световая архитектура», М.: Стройиздат, 1973. - 248 с.
61. Дамский А.И. «Электрический свет в архитектуре города», М.: Стройиздат, 1970. - 224 с.
62. Келер В., Лукхардт В., «Свет в архитектуре», М.: Госстройиздат, 1961.-182 с.
63. Саймондс Д.О. «Ландшафт и архитектура», М.: Стройиздат, 1965.- 187 с.
64. Бачинский Г.А. «Социоэкология: теоретические и прикладные аспекты», Львов: «Наук, думка», 1991. - 151 с.
65. Буга Ю.П., Короев Ю.И. «Методика предпроектного визуального анализа архитектурно-пространственной среды города», М.: Стр-во, 1998.-№9.-с. 103-111
66. Вергунов А.П. «Архитектурно-ландшафтная организация крупного города», Л.: Стройиздат, 1982. - 133 с.
67. Владимиров В.В., Микулина Е.М., Яргина З.Н. «Город и ландшафт: (Проблемы, конструктив. Задачи и решения)», М.: «Мысль», 1986.-236 с.
68. Колясников В.А. «Принципы экологической гармонизации города»,-М.: Стро-во, 1995.-№12. -с. 113-119
69. Курбатов Ю.И. «Архитектурные формы и природный ландшафт: композиционные связи», Л.: Ленинград, 1988. - 136 с.
70. Урбах А.И., Хорошилов В.Б. «Средовой подход в современном архитектурном процессе», М., 1991. - 128 с.
71. Сычева А.В. «Архитектурно-ландшафтная среда: Вопрос охраны и формирования», Минск: Вышэйшая школа, 1982. - 158 с.
72. Сычева А.В., Титова Н.П. «Ландшафтный дизайн: Эстетика деталей городской среды», Минск: Вышейшая школа, 1984. - 127 с.
73. Танги Ф. «Чтение пейзажа. Семиотика пространства», Екатеринбург, 1999.-с. 193-207
74. Тетиор А.Н. «Устойчивое проектирование и строительство», М., 1998.-310 с.
75. Плехов В.Н. «Экология архитектурной среды» М., 1987.
76. Рочняк Ю.А. «Язык архитектуры как средство изучения проблем композиции городской среды», М., 1994. - 34 с.
77. Азизян И.А., Добрицина И.А., Лебедева Г.С. «Теория композиции как поэтика архитектуры», М.: «Прогресс-Традиция», 2002. -568с. .
78. Базазьянц С.Б. «Художник, пространство, среда», М., 1983. -239с.
79. Беккер А.Ю., Щенков А.С. «Современная городская среда и архитектурное наследие», М., 1986. -288 с.
80. Бунин А.В., Круглова М.Г. «Архитектурная композиция городов»,- М.: Изд-во Академии арх-ры СССР, 1940. 200 с.
81. Мартынов Ф.Т. «Философия, эстетика, архитектура», Екатеринбург: УралГАХА, 1998. - 867 с.
82. Черепанов В.А. «Транспорт в планировке городов», М., 1981.216 с.
83. Черневич А. «Язык графического дизайна», М., 1975. - 137 с.
84. Аронов В.Р. «Художник и предметное творчество», М.: «Советский художник», 1937. - 230 с.
85. Глазычев B.JI. «Городская среда. Технологии развития», М.: «Ладья», 1995.-239 с.
86. Михайлов С. «Дизайн архитектурной среды. Краткий терминологический словарь-справочник», Казань, 1994. - 120 с.
87. Цуладзе А. «Большая манипулятивная игра», М.: 2000. - 307 с.
88. Шерковин Ю. А. «Психологические проблемы массовых информационных процессов», М.:1986. - 215 с.
89. Самохвалова В. «Массовый человек» реальность современного информационного общества (материалы конференции «Проблема человека: мультидисциплинарный подход»)», - М.: 1998.
90. Габайдулина С. «Цвет как психологическая характеристика городской среды. Колоритика города (Материалы Международного семинара)», М: 1990. Т. 1, - с. 175-181
91. Филипповский Н. «Архитектура и природа», М: Знание, 1987. - с. 10-11
92. Воробьев Г.,Иванова Е. «Колористика и экология. Колористика города», М: 1990. Т. 2, - с. 55-61
93. Ноговицын Н.О. «Универсальность дизайна в современном обществе. Эстетика в интерпарадигмальном пространстве: перспективы нового века (материалы научной конференции). Серия "Symposium", выпуск 16.», СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.
94. Выготский JI.C. «Психология искусства», М.:, 1987. - 345 с.
95. Запорожец А.В., Венгер J1.A., Зинченко В.П., Рузская А.Г. «Восприятие и действие», М.: Просвещение, 1967. - 365 с.
96. Митчелл У. «Располагающие слова. Проект international», М., 2007.
97. Коломина Б. «L"Esprit Nouveau: архитектура и реклама. Jle Корбюзье и образы повседневности промышленной эры. Проект international», М., 2007.
98. В. Гропиус «Границы архитектуры», М.: Искусство, 1971. —285 с.
99. Фр. Д.К. Чинь «Архитектура. Форма, пространство, композиция», М: «АСТ», 2004. - 399 с.1. Зарубежные издания:
100. М. Serrats «Sign Graphics», Harper Collins Publishers, 2006
101. Saeco Oikawa «Guide Sign Graphics PIE», -Tokyo: P.I.E. Books, 2006
102. Krauel J. «Street Furniture», Barcelona: Carles Broto i Comerma Jonqueres, 2007.
103. Kottas D. «Squares & Plazas» Urban Spaces», Barcelona: Carles Broto i Comerma Jonqueres, 2007.
104. Krauel J. «New Urban Elements», Barcelona: Carles Broto i Comerma Jonqueres, 2007.
105. Krauel J. «New Urban Spaces», Barcelona: Carles Broto i Comerma Jonqueres, 2007.
106. Krauel J. «Tne Art of Landscape», Barcelona: Carles Broto i Comerma Jonqueres, 2007.
107. Krauel J. «Great Kids" Spacrs», Barcelona: Carles Broto i Comerma Jonqueres, 2007.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.