Текстиль как средство формирования интерьера современного жилища тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Хабибуллина, Софья Константиновна

  • Хабибуллина, Софья Константиновна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2011, Екатеринбург
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 242
Хабибуллина, Софья Константиновна. Текстиль как средство формирования интерьера современного жилища: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Екатеринбург. 2011. 242 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Хабибуллина, Софья Константиновна

Введение.

Глава 1. Текстиль в пространстве современного жилища.

1.1. Функции текстиля в современном жилом интерьере.

1.2. Текстильная архитектоника в пространстве современного жилища.

1.3. Типология элементов текстильного убранства жилого интерьера.

1.3.1. Мобильные элементы.

1.3.2. Трансформируемые элементы.

1.3.3. Стационарные элементы.

Глава 2. Стилистические тенденции формирования текстильных композиций в современном жилом интерьере.

2.1. Историзм как стилевое направление в текстильных композициях постмодернизма.

2.2. Этнические тенденции как стилевое направление в текстильных композициях постмодернизма.

2.3. Неоэклектика как стилевое направление в текстильных композициях постмодернизма.

2.4. Тенденции минимализма в текстильных композициях современного жилого интерьера.

Глава 3. Современные текстильные материалы: технологии и виды.

3.1. Современные технологии студийного авторского текстиля

3.2. Декоративные ткани промышленного производства.

3.3. Классификация ковров и текстильных напольных покрытий.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Текстиль как средство формирования интерьера современного жилища»

Исследование искусства текстиля как одного из древнейших видов художественной деятельности, представляет большое значение в постижении культурного наследия разных периодов и неизменно является темой имеющей как научный, так и практический интерес для искусствоведения. Текстиль тесно связан с историей, культурой и бытом народа, и его изучение во взаимосвязи с жилым интерьером представляется необходимой задачей для понимания современной проектной культуры.

Новые тенденции развития текстильного искусства более отчетливо проступают при изучении пространственной среды современного жилища, в силу того, что именно здесь текстиль представлен в различном функциональном назначении. Современное жилое пространство является своего рода площадкой для художественных формотворческих экспериментов с текстилем. Изменение типологических, композиционных и пространственных характеристик современных жилых интерьеров влечет и преобразование применяемого в них текстиля.

Формирование предметно-пространственной среды жилища, одним из компонентов которой и является текстиль, является приоритетной задачей архитектуры, промышленного и декоративно-прикладного искусства.

Актуальность исследования обусловлена новым опытом в архитектурном проектировании последних десятилетий, новыми технологиями и видами текстиля, их плоскостными и объемными модификациями. Этот опыт не получил пока достаточного теоретического освещения, обобщения и систематизации. Актуальность выбранной темы определяется также возросшим- в последнее время вниманием к вопросу декорирования жилых интерьеров. Поэтому автор счел возможным обратиться в данной работе к проблеме места и роли текстиля в современном жилище, анализу его взаимосвязей с пространством и особенностей художественно-образного языка, классификации интерьерного текстиля и к вопросу определения стилистических тенденций средовой композиции.

Изменения социально-политического строя России начала 1990-х способствовали ценностным изменениям в культуре и обществе, установлению новых эстетических принципов. В сознании вновь формирующегося класса с высоким уровнем доходов произошел поворот к активной индивидуализации собственного жилища. Жилой интерьер стал своего рода имиджевой характеристикой, определяющей стиль жизни, на который влияют такие массовые социально-психологические явления, как общественное мнение и мода [116, С. 277]. Эти факторы повлияли на возрастание интереса к индивидуальному проектированию и декорированию жилого интерьера, которое проявляется не только в обращении к профессиональным архитекторам, дизайнерам и декораторам, но и в увеличившемся внимании к публикациям о жилом интерьере и тенденциям его декора в различных популярных изданиях и телевизионных передачах. Появилась возможность сопоставления мировой культуры проектирования жилого дома, в частности европейских тенденций, и отечественного опыта. Сравнительным ориентиром в пользу европейского подхода к организации жилища служит возможность перенесения лучших достижений многочисленных интерьерных выставок Европы, посвященных различным объектам оборудования жилой среды в российский интерьер. Благодаря соответствующим разделам выставок появились такие устойчивые термины как интерьерный и домашний текстиль, которые в профессиональной среде стали функционировать наряду с понятием художественный текстиль.

К началу XXI века в России реанимируется отдельная область профессиональной деятельности - декорирование жилища, развитие которой провоцировалось необходимостью комплексного решении жилого пространства, определения стилистических тенденций и формирования образной составляющей жилища. Образный аспект на сегодняшний день становится одним из основных в решении предметно-пространственной среды жилого интерьера. Текстильное проектирование, являющееся составной частью формирования целостной структуры жилого пространства, также следует современным стилевым направлениям и соответствующим образным характеристикам. В связи с этим представляется особо актуальным раскрытие специфики развития в пространстве жилища и, соответственно, в формах и видах интерьерного текстиля ведущих стилевых направлений.

Исследования по данному вопросу являются актуальными и в связи с появлением новых архитектурных форм и пространств в современном жилом интерьере, с появлением усадебного строительства. Изменения в типологии жилых интерьеров привели к увеличению функциональных разновидностей текстиля, требующих классификации и описания. Новая архитектурная среда оказывает влияние на сложение принципиально новых форм и выявление иных композиционно-пространственных характеристик интерьерного текстиля.

За постсоветские десятилетия накоплен достаточно большой опыт по созданию как уникальных произведений современного текстильного искусства, так и комплексных решений текстильного декорирования жилой среды, которые требуют обобщения и анализа. В отечественной науке отсутствует анализ современной художественной практики формирования интерьера с использованием текстильных композиций.

В соответствии с вышеперечисленными тенденциями теоретическое обоснование современного подхода к предметно-пространственному наполнению жилища является необходимой областью научного исследования.

В качестве объекта исследования избран текстиль, как один из основных видов искусства, формирующих среду жилого интерьера.

Предметом исследования является выявление, описание и обоснование объектно-пространственных принципов и образно-стилистических приемов формирования интерьера жилища посредством текстиля.

Целью исследования является определение основных тенденций развития текстиля в жилом интерьере начала 1990-х - 2000-х гг.

Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:

- анализ способов функционирования текстиля в современном жилом пространстве на основе отечественного и зарубежного опыта;

- выявление основных средств и приемов взаимодействия текстиля с пространственно-планировочными характеристиками современного интерьера;

- исследование разновидностей текстиля и их художественно-выразительных возможностей;

- изучение особенностей формирования текстильных композиций во взаимодействии со стилистикой жилого интерьера.

Состояние вопроса исследования. Проблема применения художественного и интерьерного текстиля в современном жилом интерьере требует учета широкого круга историко-искусствоведческой и культурологической литературы, связанной с этим вопросом. В рамках поставленных задач пристального внимания требует анализ принципов функционирования текстиля, как в жилых, так и в общественных интерьерах, тенденций проектирования и декорирования интерьеров с использованием различных видов текстиля, вопросы технологии, классификации текстильных форм, анализ тенденций применения национальных традиций в художественном текстиле и общемировых направлений в области применения текстиля в пространстве жилища.

Важной частью исследования является изучение работ, в которых рассматриваются вопросы использования текстиля в контексте исторического развития. Ценные сведения по использованию текстиля в парадных и жилых интерьерах Древней Руси, России ХУШ-Х1Х вв. содержат труды известного историка И. Е. Забелина, искусствоведов Н. Н. Соболева, А. М. Кучумова.

Специально роли и месту ткани в истории русской художественной культуры посвящены работы А. Г. Стемпаржецкого. Значительный вклад в изучение исторических традиций применения текстиля внесло исследование Н. А. Сергеевой «Ткани в художественной системе русского парадного интерьера (традиции, их современные аспекты)».

В работе О. Б. Струговой «Русский жилой интерьер конца XIX- начала XX веков», рассмотрены планировка и структура основных категорий жилищ того времени, даны характеристики их пространственной организации. Вопросы исторического развития русского жилого и парадного интерьеров, особенности его пространственно-планировочного решения исследуются и в монографии Л. В. Тыдмана «Изба, дом, дворец», в диссертации Е. Д. Юхневой «Жилище как элемент бытовой культуры городского населения: на материалах Петербурга конца XIX века».

Детальному анализу развития русского интерьера ХУШ-Х1Х вв. в целом, где представлена краткая характеристика тканей, отмечены типичные черты их орнаментации, наиболее часто используемые колористические сочетания и композиционные приемы введения их в интерьер, посвящены монографии И. А. Бартенева и В. Н. Батажковой. Проблемы проектирования интерьера в контексте, его исторического развития раскрываются в монографии Ю. Б. Демиденко. В диссертации Н. М. Вершининой, посвященной декоративным тканям и вышивкам, рассмотрены композиционные приемы использования тканей в дворцовых интерьерах Петербурга и его пригородов на протяжении всего периода русского классицизма.

Ряд исследований выявляет национальные особенности формирования интерьера, рассматривает проблему сохранения в нем народных традиций. Эти вопросы анализируются в диссертациях А. Г. Янбухтиной «Ткань и интерьер (к вопросу художественного ансамбля башкирского народного жилища восточных районов БашАССР)» и В. Б. Кошаева «Дом-образ: художественно-образные процессы сложения традиционного жилища западного Приуралья».

Вопросу функционирования текстиля в жилых и общественных интерьерах советского периода посвящен значительный объем искусствоведческих трудов, большая часть которых датирована периодом 1960-х-1980-х годов и связана с успехами декоративного искусства этого времени, в том числе текстиля. Проблема среды, ее комплексного решения рассматривалась преимущественно на материале социально-значимых объектов, и в полной мере раскрывала взаимодействие монументальных форм текстиля с интерьером.

Развитие гобелена и в историческом контексте, и с позиций авторского исполнения на материале отечественного и зарубежного опыта, его связь как художественного объекта с предметно-пространственной средой общественного интерьера подробно анализируется в диссертации В. И. Савицкой и ее многочисленных публикациях, в исследованиях Л. Г. Крамаренко, Н. И. Вещевой, в статьях ведущего периодического издания «Декоративное искусство СССР» (Н. Соловьев, Л. Монакова, О. Кабанова, М. Изотова и др.).

Особо отметим диссертацию Н. В. Мельниковой «Декоративные ткани в интерьере жилого дома», в которой проведен анализ методов подбора и размещения тканей в квартире, их цветового решения.

Вопросы комплексного использования декоративных тканей в интерьере рассмотрены в работах Н. С. Гассановой «Художественные и функциональные особенности декоративных тканей в интерьерах общественных зданий», Л. Е. Жоголь «Художественное решение декоративных тканей для интерьера», Н. И. Сысоевой «Декоративные ткани в интерьере». Типология текстиля в общих чертах затрагивалась в исследовании Л. А. Дицкой «Вопросы художественного проектирования ковровых материалов для полов жилых и общественных зданий». В ее работе текстиль рассматривался с позиций, как проектирования, так и практического применения, анализировались особенности художественной отделки пола с помощью тканевых материалов и их гармоничного соединения со всеми компонентами интерьера. Отметим также монографию английского исследователя Т. Конрана «Современный дом: искусство дизайна», в которой, в частности, затронуты отдельные вопросы типологии текстиля. Все вышеперечисленные исследования базируются на материале до 1980-х годов включительно.

В искусствоведческих трудах внимание уделялось не только взаимодействию текстиля с пространством общественных интерьеров, но и авторскому текстилю. Развитие авторского гобелена в контексте мирового художественного процесса представляет в своей диссертации В. Д. Уваров, им предложена современная классификация таписсерии, введен новый терминологический аппарат, основанный на общемировых тенденциях в искусстве, и разработан ряд новых принципов построения текстильных композиций в интерьерах общественных зданий.

Искусство России в «советский» период представляло синтез искусства различных национальных республик, составляющих единое культурное пространство Советского Союза. Поэтому часть исследований, посвященных анализу интерьера и его текстильному декорированию, раскрывали национальные особенности искусства и проблемы сохранения национальных традиций. Этим вопросам посвящены исследования Ю. И. Ницкуте, Д.-А. В.-Д. Начюлене. Ряд исследований был посвящен вопросам сохранения национальных традиций текстиля в декоративно-прикладном искусстве России и Зарубежья. Работа Н. Н. Цветковой посвящена исследованию традиций ручного ткачества северо-запада России, Беларуси, Прибалтики и Финляндии, его влиянию на современную художественную практику и изучение стилистических особенностей ручного ткачества в XX веке. Проблему утраты исходного функционального значения народных промыслов России, в том числе и текстильных, рассматривала в своем исследовании Л. В. Миненко.

Важным представляется изучение проблемы формирования' жилой среды, особенности ее, организации. Разработка заявленной проблемы потребовала обращения к источникам раскрывающим специфические условия организации интерьера жилища советского периода. В данном аспекте рассмотрены: исследование В. Г. Маленковой, труды Ю. Д. Губернского, Б. М. Мержанова, С. Ю. Алексеева, Н. В. Поповой. Справочные сведения о типах и габаритах оборудования, приемах их размещения содержат составительские сборники Р. Н. Блашкевич, в части данных изданий содержатся сведения о декорировании интерьера, в том числе и посредством текстиля, рекомендательного характера.

Наиболее широко тема современного жилого интерьера освещена в работе В. О; Рыжикова «Взаимодействие функциональных и эстетических факторов в архитектурно-художественной организации городских жилых интерьеров». В освоении проблематики, жилого пространства рассматривались также исследования Н. К. Соловьева, Г. Г. Курьеровой, С.Б. Поморова, O.A. Крыжанковской, Е. В; Крутских.

В вопросе организации жилого интерьера как предметно-пространственной среды значимым представляется - исследование В. Е. Барышевой «Мобильные элементы и динамическая форма в пространстве жилого интерьера». Необходимо также отметить работу Г. Г. Курьеровой «Итальянская модель дизайна. Предметно-поисковые концепции второй половины XX века» в плане* формирования новых тенденций средового проектирования, важность данного исследования заключается в актуализации, проблемы; «тактильной: культуры». В аспекте изучения основных видов и форм современного средового оборудования, принципов сценарного моделирования жилых и общественных интерьеров необходимо отметить пособие А. В. Ефимова, М. В. Лазаревой,. В. Т. Шимко «Специальное оборудование интерьера».

Способы ' организации предметно-пространственной структуры интерьера, создания комфортной среды обитания с точки зрения дизайна раскрываются в исследованиях А. Г. Краснобородкиной, О. Б. Чепуровой. Культурологический аспект формирования жилой среды с учетом социокультурных факторов и организации индивидуальной жизненной среды раскрыт в работе И. Е. Линевич. Образно-содержательная часть и эстетические критерии организации среды обитания рассмотрены в диссертации А. В. Попова, а также в статьях Е. Микулиной, О. Резникова, М. Филиппова, В. Хайта. Для выявления социологических и культурологических аспектов использовались работы Ю. В. Волкова, А. В. Лукиной, Е. Ю. Бабиной, К. М. Кантора, В. И. Толстых.

К освещению вопроса пространственной организации жилого интерьера были привлечены исследования А. В. Бокова и О. И. Явейна.

С целью выявления современных стилистических тенденций в проектировании интерьеров и методов проектирования жилого пространства были использованы работы Н. К. Соловьева, Т. Г. Малининой, А. И. Каплуна. При определении основных стилистических направлений в современной проектной культуре использовались работы И. А. Добрициной, О. И. Генисаретского, Н. И. Барсуковой, М. А. Морозовой, С. В. Ситара. Среди источников, освещающих данную проблематику, следует отметить профессиональный архитектурный журнал «Проект Россия» и авторов, чьи статьи касаются вопросов, поставленных в исследовании — Г. И. Ревзина, А. В. Бокова, А. Ю. Ложкина, А. А. Скокана. При раскрытии проблемы стилистических тенденций современного жилого интерьера использовалось историческое исследование Ч. Мак-Коркодейла «Убранство жилого интерьера от античности до наших дней»

Вопрос взаимосвязи художественного проектирования и промышленного производства текстиля рассмотрен в диссертационном исследовании Ю. В. Назарова «Особенности и перспективы развития современного российского дизайна». В работе раскрывается формирование текстильной школы России, подготовки текстильных дизайнеров, а также процесс стагнации в развитии текстильного производства начиная с середины 90-х годов предыдущего столетия.

В части общего представления об основных тенденциях применения средового текстиля в жилом интерьере использовались многочисленные периодические издания. Прежде всего, это такие специализированные журналы как «Лучшие интерьеры», «Salon interior», «Архидом», «Интерьер + дизайн», «Табурет», «Elle Декор», «Design illustration», «International Textiles», a также екатеринбургские издания «Ле», «Летабуре», «Современный дом и офис». Публикации в перечисленных периодических изданиях имеют информативный характер в плане изучения направлений развития интерьерного текстиля, а также использовались как иллюстративный материал для работы над диссертационным исследованием.

Для определения основных стилистических направлений в современной проектной культуре оказались опорными такие энциклопедические иллюстрированные издания как «Russian Houses» Е. Gaynor (1994), «Styles: compendium of Interior» F. Baudot (2005), «Minimalist Interior» под ред. S. Schliefer (2005) и др.

Отдельные вопросы применения текстиля в интерьере раскрываются в популярных изданиях, посвященных способам подбора тканей, текстильному декорированию окна, стилевым направлениям орнаментики текстильных изделий, однако, несмотря на то, что многие из таких изданий печатаются в России, представленный материал не является отечественным опытом текстильного декорирования интерьера. В качестве иллюстративного материала зарубежного опыта декорирования жилого интерьера представляют интерес издания К. Клифтон-Могг «Текстиль в интерьере» и С. Конрен, К. Соррелл «Стильный дом».

Текстильные композиции жилого интерьера постсоветского периода, их стилевые направления, не становились отдельной исследовательской проблемой и, в отличие от архитектуры и дизайна среды 1990-х - 2000-х гг., не подвергались теоретическому анализу.

Границы исследования определены, фактическим материалом, который в равной мере относится как к столичному, так и уральскому опыту в области; проектирования текстильных композиций жилого интерьера. Привлечены зарубежные примеры, ассимилированные российскими архитекторами и дизайнерами.

Временные границы, начиная с 1990-х гг. и заканчивая первым десятилетием XXI века, обусловлены целью исследования^ и охватывают период, который обозначил приоритет проектирования жилого интерьера в России и повлиял на новые направления в, формировании его текстильного убранства.

Фактический материал исследования представлен текстильными композициями современных жилых интерьеров в рамках временных границ рассматриваемого'периода (1990 - 2000-е гг.). Для выявления современных тенденций' развития, различных; видов' текстильных изделий использовались также выставочные экспонаты; Отечественный материал дополнен зарубежными объектами,, которые являются показательными для современного состояния интерьерного текстиля.

Автором изучены материалы, представленные маркетинговыми« ассортиментными каталогами текстильных компаний и предприятий России и стран дальнего и ближнего зарубежья, творческих мастерских художников; Москвы, Петербурга, городов Урала, Украины, Белоруссии, Прибалтики. Автор регулярно отслеживала интерьерные выставки, изучала практическую проектную деятельность архитекторов, дизайнеров и декораторов России и зарубежных стран. Приложение содержит авторские фотографии реализованных интерьеров, что позволило в совокупности с материалами, опубликованными в российских и зарубежных специализированных периодических изданиях и в- Интернете, полноценно обобщить картину современного состояния интерьерного текстиля. Для. анализа отбирались объекты, наглядно иллюстрирующие закономерности развития; средового текстиля. Многие авторские работы, представлены в диссертации впервые:

Материалы источников подвергнуты системному анализу, проведена уточняющая атрибуция многих электронных материалов.

В рамках диссертационного исследования не представляется возможным полностью охватить все многообразие современного интерьерного текстиля, поэтому основным критерием отбора послужили примеры, выражающие основные тенденций его развития. Для анализа отбирались объекты, которые наиболее наглядно иллюстрируют закономерности художественной организации интерьера и способы его формирования при помощи текстильных изделий.

Методика исследования базируется на комплексном сочетании собственно искусствоведческих и культурологических методов, опыте практической работы автора. Первые включают сравнительно-исторический и художественно-стилистический анализ текстильных композиций, их места в архитектурном пространстве интерьера; рассматриваются также различные технологии производства текстиля, многие из которых описываются впервые. На основе теоретических выводов.и систематизации изученных материалов составлены типологические таблицы. Культурологические методы предполагают анализ взаимоотношений исполнителей и заказчиков, критический учет требований- последних.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые предпринята попытка комплексного изучения современного средового текстиля и определения его значимости в формировании интерьера. В исследовании показаны основные тенденции развития текстиля, выявлена специфика взаимосвязи текстильного комплекса с архитектоникой интерьера.

Значительный объем практического материала, состоящий из многих разрозненных объектов, обобщен, впервые подвергнут разностороннему анализу и представлен системной картиной развития современного средового текстиля.

Результаты исследования меняют традиционные представления в области текстильного проектирования: интерьерный текстиль рассмотрен как л синтетическое направление в области смежных дисциплин — архитектуры, декоративно-прикладного искусства, текстильного дизайна. Комплексность исследования позволяет ввести в научный оборот новые объекты текстильного искусства: «потолок», «стена», «текстильная мебель», «текстильная скульптура» и пр. Выявлен спектр стилевых направлений современного текстильного убранства интерьера.

Представленный в диссертации материал относится к постсоветскому периоду, еще не ставшему предметом глубокого научного изучения. В этом контексте актуальность работы заключается в натурном исследовании новых объектов ранее не охваченных специалистами и впервые вводимых в научный оборот, в том числе творческие работы екатеринбургских мастеров текстиля.

Теоретическая значимость работы заключается во введении в научный оборот материалов, позволяющих по-новому взглянуть на взаимодействие между видами искусства, на их синтез в эпоху современной проектной культуры.

Диссертация отражает тенденции развития интерьерного текстиля начала XXI века, связанного с индивидуальным авторским творчеством, экспериментами в области формообразования и его орнаментально-изобразительной или фактурной реализации, что, безусловно, может явиться основой для проведения последующих исследований в области текстильного проектирования.

Раскрытие общей картины развития современного интерьерного текстиля не позволяет подробно остановиться на его отдельных тенденциях, которые должны стать объектами для проведения дальнейших научных исследований более частного характера.

Практическая значимость исследования заключается в возможности применения материалов диссертационной работы специалистами в области проектирования и декорирования жилых интерьеров, а также в практической деятельности мастеров текстиля, в искусствоведческой и художественной педагогике, в частности в курсах «Теория декоративно-прикладного искусства», «История декоративных тканей», в создании учебных пособий по перечисленным курсам и смежным дисциплинам, в качестве терминологического и научно-справочного аппарата, в музейном деле, в выставочной работе.

На основе анализа отечественного и зарубежного опыта проектирования интерьерного текстиля вынесены результирующие рекомендации по возможному применению материала исследования для дальнейших практических разработок.

Основные положения представлены докладами на научно-практических конференциях, публикациями в научных журналах и сборниках (8 статей, из которых одна статья в ведущем рецензируемом научном журнале, определенном ВАК РФ). Результаты диссертационного исследования получили апробацию в реальном и учебном проектировании и внедрены в учебные программы специальности «Искусство интерьера» в курсов «Художественное проектирование в художественном текстиле» (раздел «Текстильный комплекс в жилом интерьере») и- «Композиция интерьера». Отдельные положения исследования и иллюстративный материал могут быть использованы в лекционных курсах «История декоративных тканей» и «Теория декоративно-прикладного искусства», в создании учебных пособий по перечисленным курсам.

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Хабибуллина, Софья Константиновна

Заключение.

Итогом диссертационного исследования является создание целостной картины, дающей представление о специфике функционировании текстиля в пространстве современного жилища. В процессе исследования проведен комплексный анализ современного интерьерного текстиля с классификацией основных видов текстильных форм, участвующих в предметно-пространственном обеспечении интерьера, определены роль и место текстиля в художественной практике проектирования жилого интерьера, выявлены стилистические направления в решении современных текстильных композиций.

1. В результате анализа теоретических данных и возможных способов взаимодействия интерьерного текстиля с жилым пространством раскрыты современные особенности основополагающих функций текстиля утилитарно-физиологической и художественно-образной, которые заключаются в преобладании декоративных качеств в утилитарных предметах и формировании из отдельных объектов текстильного искусства целостной образной структуры интерьера.

Выявление ряда дополнительных функций: функции пространственной организации, социальной, духовной, компенсаторной и обрядовой функции, помогает в совокупности с основополагающими функциями, наиболее цельно понимать специфику организации современного жилого интерьера. В результате исследования выявлено также, что текстиль как самостоятельно, так и совместно с общим решением интерьера может стать носителем социально-психологического, национального, идеологического, философского, нравственного и многих других аспектов жизнедеятельности человека.

Функция пространственной организации по степени значимости может быть причислена к основным функциям, выполняемым декоративным текстилем.

2. На основе обобщения опыта использования текстиля в современном жилом интерьере, установлены основные приемы его взаимодействия с пространственной структурой жилища. Один из приемов заключается в выявлении тектонической структуры интерьера (подчеркивание тектонических поверхностей, объединение разнохарактерной структуры интерьера) соответствуя ей по местоположению, колориту, масштабу узора и размеру изделий. Два других приема заключаются в реальной и визуальной трансформации архитектурной среды интерьера посредством его дополнительного членения (изменение очертания пространства и степени замкнутости, изменение динамики и структуры интерьера, изменение ритмики и масштабности). Функция пространственной организации распространяется на создание условных и безусловных границ: практическое разделение зон различной деятельности и социально-культурное разграничение.

Изменение пространственной структуры жилого интерьера возможно посредством вариативности текстильных драпировок, нивелирующих основные тектонические формы. Изменение степени замкнутости возможно при использовании текстильных элементов, трансформирующих пространственные взаимосвязи интерьера и изменяющих границы пространства - ширмы, панели, экраны, завесы, балдахины. Изменение динамики интерьера происходит за счет трансформации подвижных текстильных элементов интерьера, обогащающих структуру пространства дополнительными ритмами и использования масштабных объемно-пространственных текстильных элементов, а также активного ритмического движения изобразительной поверхности текстиля. Средствами, при помощи которых осуществляется это взаимодействие, являются разнообразные виды интерьерного текстиля.

3. В практике применения текстильных композиций по степени значимости и возможности аранжировки жилого пространства уточнены основные способы взаимодействия текстиля с пространством* жилой среды: доминирующий, паритетный и нейтральный. Выявлены обобщенные приемы их выполнения - в качестве стилистического, колористического, количественного, масштабного и орнаментального содержания. В качестве художественной доминанты. в современном интерьере выступают и объекты дизайна, и авторские художественные произведения, и работы народных художественных ремесел.

Проведенный анализ функционирования текстильных компонентов в пространстве жилища позволил определить, типологию объектов текстильного оборудования жилого интерьера. По характеру функционирования в пространстве интерьера автором предложено разделение на мобильные, стационарные и трансформируемые текстильные формы, определены основные формообразующие принципы. Проведенная классификация современных текстильных форм систематизирует возможные конфигурации интерьерного текстиля, функционирующие в структуре ч t жилища. Анализ текстильных композиций выявил типологические тенденции показавшие существенное расширение круга форм интерьерного текстиля. Систематизация современных текстильных форм выявила, что ряд объектов интерьерного текстиля не имел аналогов применения в советском жилище.

4. В процессе исследования выявлены современные стилевые тенденции в решении текстильных композиций интерьера, проектировании декоративных тканей и изделий из текстильных материалов и определены их взаимосвязи со стилистикой жилого интерьера.

Стилевые тенденции текстильных композиций взаимосвязаны с основными направлениями проектирования современного жилого интерьера, которые решаются в русле постмодернистской трактовки - с использованием реконструкций исторических стилей (историзм), этнических тенденций, неоэклектики и минимализма. Внутри каждой группы можно выделить несколько направлений, объединяющих локальное и предметное наполнение по ряду признаков. Стилистические направления в проектировании интерьерного текстиля обусловлены общемировыми тенденциями с учетом особенностей эстетических ориентиров российских потребителей. Постмодернистское переложение исторически сложившихся художественных стилей (историзм), весьма характерное явление для жилых интерьеров России. В ряде случаев художественный или интерьерный текстиль является отправной точкой стилевого решения интерьера, его основной смысловой образующей.

Возможные способы работы с историческими аналогами условно разделены на три больших группы. К первой относится прямое заимствование или имитация. Соответственно текстиль подвергнут тем же стилевым реминисценциям и стилистическим римейкам. Во второй группе традиция развивается, видоизменяется, но продолжает быть узнаваемой в своих существенных чертах. К третьей группе относятся преобразования, построенные на акцентированном современном звучании композиции интерьера, где исходный исторический аналог выступает в качестве художественного мотива или пластического ключа к пониманию зазч<зсысла художника, декоратора или дизайнера.

Основным приемом в решении пространства жилого интерьера, выполненном в русле эклектических тенденций служит произволыЕаость соединения абсолютно разных стилистических направлений, что в равной мере относится и к текстильным композициям. Поиск уникалкнс&хх и неповторимых художественных образов в различных культурах достаточно часто способствует не только «механическому», но и «осмысленЕзюМУ» соединению нескольких стилей - формирование авторской концехШДии интерьера.

Анализ особенностей формирования текстильных композиций показал, что интерьерный текстиль соответствует современной тендемЕИДии актуализации различных культурных стилей и направлений.

5. Проведенная классификация современных текстильных матерЕ^^лов выявила существенное расширение спектра ручного и промышлеЕЗ^Ного текстиля и активное экспериментирование в области формообразовании^ и орнаментации средового текстиля. Представлена следующая классифик:^Иия интерьерного текстиля: студийный авторский текстиль, декоративные т:Есани, ковры и текстильные напольные покрытия. Автор внес корректиров-звсу в ранее принятую классификацию декоративных тканей: мебеш&иь1е> драпировочные, ковры, объединив мебельные и драпировочные ткани в класс, дополнив последний отделочными материалами и бельевым текс"1ПЗЛем' претерпевшим существенное видовое изменение, и вывел в отдельный есЛйсс ковры.

Любые текстильные материалы, представленные в да^з100 классификации могут быть как предметом массового производства, тг^-К и уникальным репрезентативным изделием.

Характерным признаком современного интерьерного текстиля сз^г3-110 появление сложных по фактурным и структурным характеристикам

Особенностью интерьерного текстиля является использование современных технологий не только при получении новых по составу и структуре материалов, но и в способах нанесения на ткань рисунка, что существенно изменило тематику в орнаментике декоративных тканей. Большинство современных интерьерных материалов не имели аналогов в советской текстильной промышленности.

Специфика применения текстильных материалов в современном жилом интерьере заключается в том, что текстильные объекты используются не только утилитарно-эстетически, но и затрагивают область тактильных и сенсорных ощущений. Фактурным характеристикам текстильной поверхности уделяется особое внимание.

Авторский текстиль как произведение декоративного искусства получил также иное звучание — появление художественных объектов существующих на стыке декоративно-прикладного текстиля и текстильного дизайна.

Процессная,деятельность художника и дизайнера расширилась за счет овладения широким спектром художественных средств и технических возможностей работы с текстильной поверхностью, что привело к появлению уникальных техник при создании объектов интерьерного текстиля и создает потенциал для дальнейших экспериментов в данном виде искусства. Одним из направлений является модификации традиционных техник, получившие определенные изменения, основанные на использовании современных материалов. Это роспись текстильными красителями на акриловой основе с применением загустителей красок на основе пластичных синтетических смол и красок, создающих эффект рельефной поверхности. Поиск новых способов формирования фактуры в текстиле привел к новому витку развития техники текстильного коллажа. Распространение получили авторские комбинации различных техник, используемых при создании произведений декоративно-прикладного текстиля — это соединение росписи по ткани с вышивкой, аппликацией, печатью, как компьютерной, так и ручной, соединение ткачества и печати, ткачества и аппликации. Получила распространение и техника пэтчворк, которая приобрела иное звучание с использованием новых материалов и технических возможностей современных швейных машин. Творческие инновации проникли и в сферу формообразования авторского текстиля. Однако, несмотря на обширную экспериментальную базу при создании произведений декоративно-прикладного искусства, российские художники, дизайнеры и декораторы недостаточно уделяют внимание творческому процессу формообразования объектов интерьерного текстиля, что может явиться перспективным направлением для дальнейших практических разработок в области прикладного искусства.

Анализ интерьерных текстильных композиций и произведений прикладного текстиля показал, что текстиль, несмотря на процесс всеобщей глобализации, не лишается характерных региональных и национальных признаков.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Хабибуллина, Софья Константиновна, 2011 год

1. Алексеев^С. Ю. Структура пространства жилого дома. Эволюция представлений: учеб.пособие / С. Ю. Алексеев, Е. И. Миронов. Ростов н/Д: Рост. гос. архитектурный институт, 1995. - 57 е.: ил.

2. Ольга Арапова. Екатеринбург: Татлин, 2009. - 168 е.: цв. ил. - ( PRO NAME; 1).

3. Бабина Е. Ю. Соотношение понятий «национального и «этнического» и их место в типологии культуры: автореф. дис. . канд. филос. наук: 24.00.01 /Е. Ю. Бабина; Рост. гос. ун-т.- Ростов н/Д., 2005. 23 с.

4. Барсукова Н. И. Дизайн среды в проектной культуре постмодернизма конца XX начала XXI в.: дис. . д-ра искусствоведения: 17.00.06 / Н. И. Барсукова. - М., 2008. - 367 е.: ил.

5. Бартенев И. А. Русский интерьер XVIII-XIX вв. / И. А. Бартенев, В. Н. Батажкова. М.: Сварог и К, 2000.- 177 е.: ил.

6. Бартенев И. А. Русский интерьер XIX век / И. А. Бартенев, В. Н. Батажкова Л.: Художник РСФСР, 1984.- 228 е.: ил.

7. Барышева В. Е. Мобильные элементы и динамические формы в пространстве жилого интерьера: дис. . канд. техн. наук: 17.00.06 / В. Е. Барышева. М.,1992.- 194 е.: ил.

8. Барышева В. Е. Особенности композиционного и образного развития дизайн-объектов среды на современном этапе / Б. Е. Барышева, С. Г. Шлеюк // Вестник Оренбургского гос. ун-та. -2006. № 11 (61).- С. 31-38.

9. Бенидовская А. М. Проблема стилизации в общественных интерьерах. Отечественный опыт 1960-90-х годов: дис. . канд. искусствоведения: 17.00.04 /А. М. Бенидовская.- М., 2004.- 145 е.: ил.

10. Береснева В.Я. Вопросы орнаментации ткани / В. Я. Береснева, Н. А. Романова.- М.: Легкая индустрия, 1977.- 190 е.: ил.

11. Бещева Н. И. Гобелен в общественных интерьерах России 1970-1990 годов (на примере творчества мастеров петербургской и московской школ): автореф. дис. . канд. искусствоведения: 17.00.04 / Н. И. Бещева.- М., 2004.28 с.

12. Бодрийяр Ж. Система вещей / Ж. Бодрийяр; пер. с франц. С. Н. Зенкина.-М.: Рудомино, 1995 .-172с

13. Боков А. В. Про Ар деко / А. В. Боков // Проект Россия .-2001.- № 1 (19).-С. 89-96.

14. Боков А. В. Геометрические основания архитектуры в картине мира: дис. . д-ра архитектуры: 18.00.01 / А. В. Боков.- М., 1995.- 293 с.

15. Бхаскаран Л. Дизайн и время: стили и направления в современном искусстве и архитектуре / Л. Бхаскаран. М.: Арт-Родник, 2006. - 256 е.: ил.

16. Быстрова Т. Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна / Т. Ю. Быстрова. Екатеринбург: Изд-во УРГУ, 2001. - 288 с.

17. Ванслов В. В. Синтез искусств как эстетическая проблема / В. В. Ванслов // На путях к красоте: о содружестве искусств: сб. ст. М.: Изобразительное искусство, 1986. - С. 20-40.

18. Васильев А. А. Русский интерьер в старинных фотографиях / А. А. Васильев. М.: Слово/81оуо, 2008. - 412 е.: ил.

19. Веймарн Б. В. Классическое искусство стран ислама / Б. В. Веймарн. — М.: Искусство, 2002. 496 е.: 664 ил. — (Памятники мирового искусства).

20. Гассанова Н. С. Художественные и функциональные особенности декоративных тканей в интерьерах общественных зданий: дис. . канд. искусствоведения: 17.00.04 /Н. С. Гассанова.- Киев,1985.- 179 е., (224 с. с табл.).

21. Генисаретский О. И. Проектная культура и концептуализм / О. И. Генисаретский // Социально-культурные проблемы образа жизни и предметной среды: сб. статей. -М., 1987. С. 39-53. - (Труды ВНИИТЭ. Сер. Техническая эстетика, вып. 52).

22. Гидион 3. Пространство, время, архитектура / 3. Гидион. М.: Стройиздат, 1984.-568 е.: ил.17.

23. Гордеева О. Г. Русские узорные ткани XVIII — начала XX века / О.Г. Гордеева, Л. В.Ефимова, М. А. Кузнецова. М., 2004.- 224 е.: ил.

24. Губернский Ю. Д. Жилище для человека /Ю. Д. Губернский, В. К. Лицкевич. М.: Стройиздат, 1991. — 227 е.: ил.

25. Данилов К. С. Эстетическая ценность и прогноз в проектной культуре: Дизайн-проект второй половины XX века: дис. . канд. искусствоведения : 17.00.04 / К. С. Данилов. СПб., 2004.- с

26. Демиденко Ю. Интерьер в России: традиции, мода, стиль: альбом. / Ю. Демиденко.- СПб.: Аврора, 2000.- 255 е.: ил.

27. Дицкая JI. А. Вопросы художественного проектирования ковровых материалов для полов жилых и общественных зданий: дис. .канд. искусствоведения: 17.00.04 / Л. А. Дицкая.- М., 1975.- 199 е.: ил.

28. Добрицина И. А. От постмодернизма к нелинейной архитектуре: Архитектура в контексте современной философии и науки / И.А. Добрицина. - М.: Прогресс - Традиция, 2004.- 416 с., 32. л. ил.

29. Ефимов А. В. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Специальное оборудование интерьера: учеб. пособие. / A.B. Ефимов, М.В. Лазарева, В.Т. Шимко. -М.: «Архитектура-С», 2008 136 е.: ил.

30. Жилина Л. Н. Проблемы потребления и воспитание личности / Л. Н. Жилина, Н. Т. Фролова. М.: Мысль, 1969.-176с.

31. Жилище в России: XX век. Архитектура и социальная история: моногр. сб. -М.: Три квадрата, 2001. 192 е.: ил.

32. Жоголь Л.Е. Декоративное искусство в современном интерьере / Л. Е. Жоголь.-Киев: Буд1вельник, 1986.- 193 е.: ил.

33. Жоголь Л. Е. Художественное решение декоративных тканей для интерьера: автореф. дис. . канд. искусствоведения: 17.00.04 / Л. Е. Жоголь.-Киев, 1965-24 с.

34. Забелин И. Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях / И. Е. Забелин. Новосибирск: Наука, 1992. — 240 е.: ил.

35. Забелин И. Е. История русской жизни с древнейших времен / И. Е. Забелин. -М.:Эксмо, 2008. 604 е.: ил.

36. Изотова М. Вещь в пространстве / М. Изотова // Декоративное искусство.-1985.-№2.-С. 30-31.: ил.

37. Иконников А. В. Поэтика архитектурного пространства / А. В. Иконников // Искусство ансамбля: Художественный предмет. Интерьер. Архитектурнаясреда/ сост. М. А. Некрасова. -М.: Изобразительное искусство, 1988.- С. 163-204.- (Декоративное искусство).

38. Иконников А. В. Эстетические проблемы массового жилищного строительства/ А. В. Иконников. М.: Стройиздат, 1966.- 160 е.: ил.

39. Иконников А. В. Функция, форма, образ в архитектуре / А. В. Иконников. — М.: Стройиздат, 1986. — 288 с.

40. Интерьер малогабаритной квартиры / сост. Р. Н. Блашкевич. М.: Вече, 2000.- 204 е.: ил.

41. Интерьер современной квартиры / Р.Н. Блашкевич, Т. И. Звездина, Т. И. Мельников, В. Б. Бурский.- М.: Стройиздат, 1988.- 220 с.

42. Кабанова О. Гобелен в интерьере / О. Кабанова// Декоративное искусство. — 1988. № 3. - С.20-23.

43. Каган М. С. Морфология искусства. Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств. Ч. I, П, III. / М. С. Каган. — Л.: Искусство, 1972.-440 с.

44. Кантор К. М. Красота и польза. Социологические вопросы материально-художественной культуры / К. М. Кантор. М.: Искусство, 1967. - 279 с.

45. Каплун А.И. Стили и архитектура /А. И. Каплун; ЦНИИ теории и истории архитектуры. — М.: Стройиздат, 1985. 232 с.

46. Керимов Л. Азербайджанский ковер / Л. Керимов.- Баку: Язычы, 1985.238 е.: ил.

47. Конран Т. Современный дом: искусство дизайна: попул. энцикл. / Т. Конран; пер. с англ. Г. Беликова. — М.: Русские словари, 1997.- 264 е.: ил.

48. Кошаев В. Б. Дом образ : Художественно-образные процессы сложения традиционного жилища Западного Приуралья: дис. . д-ра искусствоведения: 17.00.04/ В. Б. Кошаев. - М., 2001.- 3 82 с.

49. Крамаренко Л.Г. Декоративное искусство XX века: автореф дис. . д-ра искусствоведения.: 17.00.04 / Л. Г. Крамаренко. — М, 2005. 56 с.

50. Краснобородкина А. Г. Дизайн как способ организации предметно-пространственной среды в культуре XX века: дис. . канд. культурологии / А. Г. Краснобородкина.- Нижневартовск., 2004.- 128 с.

51. Крутских Е.В. Интерьер вашего дома / Е. В. Крутских, Д. В. Литвинов. -Екатеринбург: У-Фактория, 2005.- 272 е.: ил.

52. Крыжановская О. А. Функционально-планировочные и социальные основы реабилитации жилой среды: дис. . канд. архитектуры: 18.00.02 / О. А. Крыжановская» -М., 1994. -158 е.: ил.

53. Курьерова Г. Г. Итальянская модель дизайна. Проектно-поисковые концепции второй половины XX века / Г. Г. Курьерова. М.: ВНИИТЭ, 1993,- 154 е.: ил.

54. Кучумов А. М. Убранство русского жилого интерьера XIX века. По материалам выставки в Павловском дворце-музее / А. М. Кучумов — Л.: Художник РСФСР, 1977. — 302с.: ил.

55. Линевич И. Е. Социокультурная концепция формирования индивидуальной жизненной среды: автореф. дис. . канд. филос. наук: 24.00.01 / И. Е. Линевич; Нижегор. гос. архитектурно-строительный ун-т. — Н. Новгород, 2004. 32 е.: ил.

56. Лукина А. В. Социокультурные технологии формирования национальной идентичности: (историко-методологический аспект): автореф. дис. . канд. культурологии: 24.00.01 / А. В. Лукина; УРГУ им. А. М. Горького. -Екатеринбург, 2004. 25 с.

57. Мак-Коркодейл Ч. Убранство жилого интерьера / Ч. Мак-Коркодейл; пер. с англ. Е. А. Кантор. М.: Сварог и К, 2006. - 248 е.: ил.

58. Малахова С. А. Художественное оформление интерьера текстильными изделиями с печатным рисунком / С. А. Малахова. Конспект лекций. Моск. инст. им. А.И.Косыгина. М., 1983. - 29 с.

59. Маленкова В. Г. К вопросу о функциональной и эстетической индивидуальности интерьера квартиры в условиях массового индивидуального строительства: дис. . канд. искусствоведения: 17.00.04 / В. Г. Маленкова.- М., 1968.- 199 с.

60. Маргиани И. В. Интерьер индивидуального жилого дома в творчестве мастеров архитектуры Запада (эпоха мастеров): учеб. пособие / И. В. Маргиани.- Екатеринбург: Наука, 1993,- 201 е.: ил.

61. Матюнина Д. С. История интерьера : учеб. пособие / Д.С. Матюнина. — М.: Культура: Академический проект, 2004. — 567с. — (Gaudeamus).

62. Меерович М. Интерьер и свет |/ М. Меерович // Архитектура. Дизайн. Строительство. 2003. - № 2. - С. 68-70.

63. Меерович М. В объятиях эроса (философия интерьера спальни в эпоху гедонизма) / М. Меерович, К. Лидин // Архитектура. Дизайн. Строительство. 2004. - № 2. - С. 74-77.

64. Меерович М. Если у вас есть чем похвастаться (философия интерьера гостиной в эпоху гедонизма) / М. Меерович, К. Лидин //Архитектура. Дизайн. Строительство. 2003. - № 5. - С. 78-81.

65. Мельникова Н. В. Гобелен в интерьере жилых и общественных зданий: учеб. пособие / Н. В. Мельникова; МАРХИ, МВХПУ (бывш.Строгановское).-М.,1980.-31 с.

66. Мельникова Н. В. Декоративные ткани в интерьере жилого дома: автореф. дис. . канд. искусствоведения: 17.00.04 /Н. В. Мельникова. М., 1963.- 20 с.

67. Мержанов Б. М. Современная квартира / Б. М. Мержанов. — М.:Стройиздат, 1974.- 192 е.: ил.

68. Мехди 3. Ковры: справочник / 3. Мехди; пер.с итал. И. Замойской.-М.: АСТ: Астрель, 2006.-3 19, 1. е.: ил.

69. Микулина Е. М. Дворцы для нового народа / Е. М. Микулина // Проект Россия. 2002. - № 24. - С. 57-68.

70. Монахова Л. П. В диалоге с архитектурой / Л. П. Монахова // Декоративное искусство. — 1985. № 11. - С. 16-20.

71. Монахова Л. П. В поисках новой модели жилища: Выставки «Визиона» / Л. П. Монахова // Декоративное искусство СССР. 1973. - № 2. - С.33-35.

72. Монахова Л. П. Современное декоративное искусство и предметная среда: автореф. дис. . канд. искусствоведения: 17.00.04 / Л. П. Монахова. М., 1972.-28 с.

73. Московское архитектурное общество. Архитектурные интерьеры. Кн. 1 / МАО. М.: Сканрус, 2000. - 328 е.: ил.

74. Мурзина С. М. Художественное проектирование текстильных изделий в интерьере / С. М. Мурзина // Искусство и образование. 2008. - № 6 (56). - С. 59-67.

75. Назаров Ю.В. Особенности и перспективы развития современного российского дизайна (Проблемы, тенденции, прогнозы, региональныеособенности): дис. . д-ра искусствоведения: 17.00.06 /Ю. В. Назаров. М., 2003.- 203 с.

76. Назаров Ю.В. Постсоветский дизайн (1987-2000). Проблемы, тенденции, перспективы, региональные особенности / Ю.В. Назаров. М.: Союз Дизайнеров России, 2002.- 416 с.

77. Начюлене Д.-А. В.-Д. Тенденции развития текстильного панно Советской Литвы и вопросы его синтеза в интерьере: дис. . канд. искусствоведения: 17.00.04 / Д.-А. В.-Д. Начюлене. М., 1979.- 145 с.

78. Ницкуте Ю. И. Эстетические проблемы современного декоративно-прикладного искусства (на материале декоративно-прикладного искусства ЛитССР): дис. . канд. философских наук / Ю. И. Ницкуте. М.,1985.- 136 с.

79. Пайл Дж. Дизайн интерьеров: 600 лет истории / Дж. Пайл. М.: ACT Астрель, 2007. - 464 е.: ил.

80. Плышевский В.Н. Образные средства дизайна (становление образных качеств предметного мира): дис. . канд. искусствоведения: 17.00.06 /В. Н. Плышевский.- М., 1986.- 196 с.

81. Поморов С. Б. Второе жилище горожан компенсационного типа: дис. . д-ра архитектуры: 18.00.02 / С. Б. Поморов. М., 2005. - 339 е.: ил.

82. Попов В. А. Роль эстетического фактора в историко- культурном процессе: автореф. дис. . канд. филос. наук: 24.00.01/В. А. Попов; Морд, гос. ун-т. Саранск, 2004. — 20 с.

83. Потапов С. В. Процесс потребления и его стиль / С. В. Потапов //

84. Ценности, образ жизни и жилая среда: сб. статей. — М., 1987. С. 61-76-(Труды ВНИИТЭ. Сер. Техническая эстетика, вып. 51).

85. Проблемы интерьера массового жилища / науч. ред. канд. арх. Б.М. Мержанов; Союз архитекторов России.- М., 1982.- 114 с.

86. Пронина И. А. Ансамбль интерьера. Понятие и методология изучения / И. А. Пронина // Русское искусство нового времени: исследования и материалы: сб. статей / Рос. Акад. художеств; НИИ теории и истории изобраз. искусств. -М. 1997.- С. 222-224.

87. Ревзин Г. Возвращение Ар Деко / Г. Ревзин // Проект классика. — 2003. -№2 (VII).-С. 103-107.

88. Ревзин Г. Неомодерн / Г. Ревзин // Проект Россия. 1996. - № 2. — С. 3641.

89. Резников О. Театрализация интерьеров / О. Резников // Архитектура. Строительство. Дизайн. 2001.- № 3 (25). - С. 62-64.

90. Рожанковский В. Ф. Принципы ансамблевости в сложении жилого интерьера /В. Ф. Рожанковский // Культура жилого интерьера: сб. статей / под ред. И.А.Крюковой.- М.: Искусство, 1960.- С.67-80.

91. Русская изба (Внутреннее пространство, убранство дома, мебель, утварь): иллюстр. энцикл. /авт.-сост: Д. А. Баранов, О. Г. Баранова, .Л. Мадлевская и др. СПб.: Искусство, 1999.- 376 е.: ил.

92. Рыжиков В.О. Взаимодействие функциональных и эстетических факторов в архитектурно-художественной организации городских жилых интерьеров: отечественный опыт 90-х годов.: дис. . канд. искусствоведения: 17.00.04 / В. О. Рыжиков. М., 2003.- 199 с.

93. Рябушин А. Предметная среда и интерьер жилища / А. Рябушин // Архитектурное творчество СССР: проблемы, суждения, информация: сб. статей: М.: Стройиздат, 1979.- Вып. 6. - С. 52-55.

94. Савицкая В. И. Основные тенденции развития современного гобелена (на материале современного и зарубежного искусства 1960-1970 гг.): дис. . канд. искусствоведения: 17.00.04 / В. И. Савицкая. М., 1982.- 228 с.

95. Савицкая В. И. Гобелен в системе пластических искусств / В. И. Савицкая // Искусство ансамбля: Художественный предмет. Интерьер. Архитектурная среда / сост. М. А. Некрасова. М.: Изобразительное искусство, 1988.- С. 363-387.- (Декоративное искусство).

96. Сергеева H.A. Ткани в художественной системе русского парадного интерьера (традиции, их современные аспекты): дис. . канд. искусствоведение 17.00.04 /Н. А. Сергеев.- М., 1985.- 285 с.

97. Ситар С. Стиль как товар / С. Ситар // Проект Россия. — 2002. № 24. — С. .38-41.

98. Ситар С. Природа загорода / С. Ситар // Проект Россия. — 2001. № 21. -С. 6-8.

99. Скокан А. Снова про Ар деко / А. Скокан // Проект Россия . — 2001.- № 21.-С. 78-80.

100. Соболев Н. Н. Очерки по истории украшения тканей / Н. Н. Соболев. -М.-Л.: Academia, 1934. 435 с.

101. Соловьев Н. К. Гобелен в интерьере /Н. К. Соловьев // Декоративное искусство,-1985.-№ 2.- С. 10-13.

102. Соловьев Н. К. История современного интерьера / Н. К. Соловьев. М.: Сварог и К, 2004. - 400 е.: ил.

103. Соловьев Н. К. Очерки по истории интерьера. Древний мир. Средние века.- М.: Сварог и К, 2001.- 336 е.: ил.

104. Соловьев Н. К. Художественное формообразование интерьера (принципы, факторы, средства) / Н. К. Соловьев. М.: МВХПУ (бывш.Строгановское), 1996.- 270 е.: ил.

105. Стемпаржецкий А. Г. Рисунок и цвет декоративных тканей в интерьере архитектуры русского классицизма (II пол.ХУШ-Х1Х вв.): автореф. дис. . канд. искусствоведения: 17.00.04 / А. Г. Стемпаржецкий.- Л., 1958. — 24 с.

106. Стемпаржецкий А. Г. Декоративные ткани в русском интерьере / А. Г.Стемпаржецкий. Л.: Госстройиздат, 1958. 66 е.: ил.

107. Тупталов Ю. Стиль жизни и ситуативные аспекты восприятия предметно-пространственной среды жилища / Ю. Тупталов // Ценности, образ жизни и жилая среда: сб. статей. М., 1987. - С. 48-61 - (Труды ВНИИТЭ. Сер. Техническая эстетика, вып. 51).

108. Стиль жизни личности. Теоретические и методологические проблемы: сб. ст. / P.A. Ануфриева, Е. И. Головаха, Е. А. Довченко и др. Киев: Наукова думка, 1982.-372 с.

109. Стругова О. Б. Русский жилой интерьер конца XIX- начала XX веков. Пространственно-планировочные особенности и мебель: автореф. дис. . канд. искусствоведения: 17.00.04 / О. Б. Стругова.- М., 1992. 18 с.

110. Сысоева Н. И. Декоративные ткани в интерьере / Н. И. Сысоева. М.: Легкая индустрия, 1966. - 40 с.

111. Терещенко Л. В. Постмодернизм в российской культуре: специфика и особенности проявления: автореф. дис. . канд. культурологии: 24.00.01 / Л. В. Терещенко; Краснодар. Гос. ун-т культуры и искусств. — Краснодар, 2004. -23 с.

112. Толстых В. И. Образ жизни. Понятие. Реальность. Проблемы / В. И. Толстых.- М.: Политиздат, 1975. 184 с.

113. Тыдман Л. В. Изба, дом, дворец / Л. В. Тыдман. М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 336. е.: ил.

114. Убранство русского жилого интерьера 19 века: по материалам выставки в Павловском дворце-музее / сост. А. М. Кучумов. Л.: Художник РСФСР, 1977.-300 е.: ил.

115. Уваров В. Д. Авторская таписерия в контексте мирового художественного процесса: 1960-1990-гг.: дис. . д-ра искусствоведения: 17.00.04 / В. Д. Уваров. М., 2000.- 414 с.

116. Уваров В. Д. Принципы построения текстильных изделий на основе образно-пластических приемов изобразительного искусства: автореф. . канд. искусствоведения: 17.00.04 / В. Д. Уваров. М., 1993. - 16 с.

117. Уилхайд Э. Декоративный стиль / Уилхайд Э. М.: АРТ-РОДНИК, 2008. - 142 е., 160 ил.

118. Филиппов М. Город квартир / М. Филиппов // Проект Классика. — 2001. -№ 2. С. 86-89: ил.

119. Хайт В. JI. «Дурновкусие» или изменение вкусовых критериев? / В. JI. Хайт // Архитектура. Строительство. Дизайн. 2000. - № 4. - С. 211-12.

120. Хоманько JI.H. Проблемы художественно-выразительных возможностей технологии современного ручного ковроткачества: автореф. дис. . канд. искусствоведения: 17.00.04 / Л. Н. Хоманько,- М., 1983.- 25 с.

121. Хэйг Дж. Японские мотивы в пэчворке и аппликациях: практ. руководство:пер. с анг./ Дж. Хэйг. М.: Ниола-Пресс, 2007-128 е.: ил.

122. Хюбнер К. Нация: от забвения к возрождению / К. Хюбнер; пер. с нем. А.Ю.Антоновского.- М.: Канон+, 2001.- 400с.

123. Цветкова Н. Н. Искусство текстиля: ручное ткачество (Северо-запад Восточной Европы, XDC-XX века): дис. . канд. искусствоведения: 17.00.04 / Н. Н. Цветков. СПб.,2002.- 242 с.

124. Чепурова О. Б. Художественный образ в дизайн-проектировании объектов культурно-бытовой среды: дис. . канд. искусствоведения: 17.00.06 /О. Б. Чепурова. М., 2004. - 179 с.

125. Чурсин Д. В. Монументальная живопись в интерьерах современных общественных зданий: автореф. . канд. архитектуры: 18.00.01 / Д. В. Чурсин. Екатеринбург, 2006.- 24 с.

126. Шимко В. Т. Визуализация проектного замысла. Источники и парадоксы / В. Т. Шимко //Архитектура. Дизайн. Строительство. 2004. - № 2. — С. 6470.

127. Шимко В. Т. Китч профанация или норма дизайна / В. Т. Шимко // Архитектура. Строительство. Дизайн. - 2001. -5/6 (28). - С. 126-133: ил.

128. Шляхов Ф. В. Эволюция объектов дизайна и их роль в формировании жилого интерьера: на примере Италии 1950-80 гг.: дис. . канд. техн. наук: 17.00.06 / Ф. В. Шляхов. М., 2001. - 143 с.

129. Шустова Н. В. В поисках стиля / Н. В. Шустова // Форма. 1999. - № 4 (осень). - С. 5-11: ил.

130. Элементы дизайна. Развитие дизайна от Ренессанса до Постмодернизма: пер. с англ. / Н. Райли; консультант П. Байер. М.: Магма, 2004. - 544 с ил.

131. Элементы стиля: энциклопедия архитектурных деталей: пер. с англ. / гл. ред. С. Кэлоуэй. М.: Магма, 2003. - 568 е.: ил.

132. Эстетические ценности предметно-пространственной среды / Иконников A.B., Коган М.С., Пилипенко В.Р. и др.; под общ. ред. Иконникова A.B. М.: Стройиздат, 1990.- 334 с. ил.

133. Юхнева Е. Д. Жилище как элемент бытовой культуры городского населения: на материалах Петербурга конца XIX века: дис. . канд. исторических наук: 07.00.02 / Е. Д. Юхнева. СПб., 2004. - 267 с.

134. Явейн О. И. Проблема пространственных границ в архитектуре: дис. . канд. архитектуры: 18.00.01 / О. И. Явейн. М., 1982. - 188 с.

135. Янбухтина А. Г. Ткань и интерьер (к вопросу художественного ансамбля башкирского народного жилища восточных районов БашАССР): автореф. дис. .канд. искусствоведения: 17.00.04 / А. Г. Янбухтина. М., 1978. -25 с.

136. Baudot F. Styles: compendium of Interior: album. /F. Baudot. New York: Assouline, 2005. - 379 p.: ill.

137. Gaynor E.Russian Houses:album. / E. Gaynor; photogr. by K. Haavisto; essays by D. Goldstein. Köln: Taschen, 1994. - 287 p.: ill.

138. Gaynor E. Scandinavia: Living Design: album. / E. Gaynor; photogr. by K. Haavisto. London: Thames and Hudson, 1994. 256 p.: ill.

139. The big book of Lofts: album. / ed. by S. Schleifer. Koln: Taschen, 2005. -256 p.: ill.

140. Minimalism & Color: architecture & interiors & furniture: album. / ed. and text by P. Bueno. New York: Hdi, 2003. - 175 p.: ill.

141. Minimalist Interior: album. / ed. by S. Schliefer. Koln: Evergreen; Taschen, 2005. - 383 p.: ill.

142. Slesin S. Spanish Style: album. /S. Slesin, S. Cliff, D. Rozensztroch. -London: Thames and Hudson, 1991. 300 p.: ill.1. Электронные ресурсы:

143. Недоступов Р. А. Развитие концепции минимализма в творчестве современных зарубежных дизайнеров и архитекторов Электронный ресурс. / Р. А. Недоступов // Известия вузов. Архитектон. -2009. № 22. - Режим доступа: http://archvuz.ru/number/200922/k29

144. Общероссийский классификатор продукции Электронный ресурс. — Режим доступа: http://classifiers.ru

145. Ревзин Г. И. Два русских стиля Электронный ресурс. / Г. И. Ревзин // Коммерсант. 2003. - № 46 (2649). - Режим доступа:http ://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=3 70221 (от 19.03.2003)

146. Ревзин Г. И. Сор в избу Электронный ресурс. / Г. И. Ревзин // Коммерсант. 2004. - № 54 (2893). — Режим доступа: http://www.kommersant.ru/Doc-rss/460933 (от 26.03.2004)

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.