Динамика утопического сознания: от мифа древних цивилизаций к постнеклассической утопии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Стяжкина, Татьяна Сергеевна
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 142
Оглавление диссертации кандидат философских наук Стяжкина, Татьяна Сергеевна
Введение.
Глава первая. Зарождение и развитие утопической мысли (исторический аспект).
1.1. Утопия как предмет теоретического осмысления.
1.2. Доклассический период развития утопической мысли.
1.3. Классический период в развитии утопических идей.
1.4. Неклассический этап развития утопии.
Глава вторая. Современная утопическая мысль: следование принципам и разрушение традиций.
2.1. Истоки современных форм выражения утопических представлений.
2.2. Рождение постнеклассической утопии.
2.3. Утопия человека-массы как важнейший тип постнеклассической утопии.
2.4. Конкретные механизмы, предлагаемые массовой культурой для воплощения утопического проекта в жизнь.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Утопия: сущность и развитие: Опыт социально-философской концептуализации2005 год, доктор философских наук Фролова, Ирина Васильевна
Многообразие форм утопии в современной культуре2009 год, кандидат философских наук Шишкин, Данияр Павлович
Генезис утопического дискурса: культурно-цивилизационный контекст2005 год, доктор философских наук Паниотова, Таисия Сергеевна
Актуальность утопии как культурологическая проблема2009 год, кандидат культурологии Лаврова, Анна Георгиевна
Социокультурные метаморфозы утопизма2003 год, доктор философских наук Бакулов, Виктор Дмитриевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Динамика утопического сознания: от мифа древних цивилизаций к постнеклассической утопии»
Актуальность исследования. Рубеж XX-XXI вв. представляет собой время активного поиска вектора дальнейшего развития - как для человечества в целом, так и для отдельных его групп и общностей, намечающих для себя новые ориентиры, реализующих представляющиеся им перспективными планы, производящих отбор более эффективных механизмов, использование которых позволило бы добиться наибольших успехов и т.д. В результате современная ситуация характеризуется все расширяющимися и усложняющимися взаимодействиями отдельных стран и регионов, бурным развитием в области новейших технологий, серьезными изменениями, происходящими в отношении к ценностным приоритетам, в сфере культуры в целом. В контексте этих процессов немаловажное место занимают размышления о будущем, которые ведутся в самых разнообразных формах и отличаются предельно широким разбросом содержащихся в них представлений и точек зрения. В связи со всем происходящим - как в повседневной жизни, так и в области теоретических размышлений самого различного рода - в фокусе общественного внимания оказывается утопия как специфический социокультурный феномен, на протяжении практически всей истории человечества являвшийся одним из основных способов моделирования социальной картины будущего.
Особенности переходного этапа, переживаемого современным обществом, в первую очередь обусловлены разнообразными процессами, связанными с такими универсальными, всеохватными и явно не в достаточной степени изученными социокультурными явлениями, как глобализация и массовая культура, которые оказывают существенное влияние практически на все сферы жизни общества. В связи со сказанным необходимо учесть, что как глобализация, так и массовая культура согласно традиционным представлениям о них ориентированны на настоящее, но в данной работе диссертант делает акцент прежде всего на еще одной характерной черте данных феноменов, органично присущей как массовой культуре, так и глобализации, а именно на их ориентированности в будущее. Во всяком случае, это будущее всегда представляет определенный интерес с точки зрения тех процессов, которые составляют содержание этих двух масштабных феноменов. Таким образом, обращенность к будущему оказывается той узловой точкой, в которой сходятся «интересы» утопии, глобализации и массовой культуры.
Важно также отметить, что как утопия в частности, так и утопическое сознание в целом в высшей степени подвержены влиянию тех исторических и социокультурных процессов и условий, в контексте которых они существуют и развиваются. В связи с этим становится очевидной необходимость изучения, анализа и осмысления тех изменений, которые претерпела утопия именно на современном историческом этапе, когда под влиянием изменяющейся социокультурной среды и определяющих ее содержание глобализации и экспансии массовой культуры жизнь общественного человека обретает новые черты, сталкивается с новыми проблемами, требует формулирования новых ориентиров или нового формулирования ориентиров.
Можно предположить, что в современных социокультурных условиях, а именно под влиянием глобализации и массовой культуры, формируется новый тип утопии, что функции и формы выражения утопического образа в современную эпоху значительно отличаются от тех, которые были характерны для утопий прошлого, что на данном историческом этапе утопия претерпевает существенные изменения как социальный проект, основной задачей которого является создание некоей гипотетической картины социального бытия.
Научная актуальность данной работы объясняется, кроме всего прочего, и тем, что современный тип утопии еще, по большому счету, не стал предметом научных исследований. Отсутствие же теоретических работ, посвященных его изучению, создает препятствия для формирования целостной картины современного социокультурного процесса, в котором важнейшее место занимают размышления о будущем, в более или менее отдаленной перспективе ожидающем встречи с нашим современником.
Степень разработанности проблемы. Первая попытка научного осмысления проблем утопии и утопического сознания была осуществлена в работах зарубежных исследователей рубежа XIX-XX вв. - А. Кирхенгейма,
А. Фойгта, А. Свентоховского1. Значимость данных работ очевидна, так как именно в них впервые утопия рассматривается как целостное историкокультурное явление. Существенно также то, что этими авторами выдвигается ряд предположений по поводу принципов классификации утопических произведений.
Примерно в это же время проблема утопии привлекает внимание и русских философов (Г.В. Флоровский, Б.П. Вышеславцев, С.Л. Франк, 2
И.О. Лосский, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков). Важно отметить, что в русской религиозной философии начала XX века превалировала негативная оценка утопии и утопизма в целом. Так, например, Г.В. Флоровский в своих работах подвергает жесткой критике мироощущение русского народа, для которого, с его точки зрения, свойственны «фетишизация иллюзий» и «одержимость утопией», ведущие к утрате свободы, слепому фанатизму и потере нравственных ориентиров . Схожие взгляды можно обнаружить и в работах Б.П. Вышеславцева, призывавшего русский народ «освободиться от
1 Кирхенгейм А. Вечная утопия. СПб., 1902; Свентоховский А. История утопий. М., 1910; Фойгт А. Социальные утопии. М., 1906.
2 Флоровский Г.В. Метафизические предпосылки утопизма. Вопросы философии, 1990, № 10; Франк СЛ. Ересь утопизма / Квинтессенция: Философский альманах, 1991. М., 1992. С. 378-399; Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики; Характер русского народа. М., 1991; Вышеславцев Б.П. Парадоксы коммунизма // Путь. 1926. №3. С. 110-118; Вышеславцев Б.П. Русский национальный характер // Вопросы философии. 1995. №6; Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991; Новгородцев П.И. О путях и задачах русской интеллигенции // Из глубины. Сборник статей о русской революции. М., 1990. С. 204-221; Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990; Бердяев Н.А. Русская идея. М., 2005.
3 Флоровский Г.В. Метафизические предпосылки утопизма. кошмара утопизма»4. Несмотря на столь серьезную критику утопического сознания, философам данного направления удалось многое сделать для более глубокого понимания такого феномена, как социальный идеал, а также выявить и проследить преемственность утопических идей, обнаруживающуюся во взглядах русских и европейских мыслителей.
Значительный интерес к утопии характерен для отечественной материалистической философии конца XIX - начала XX в., в которой данный феномен рассматривался прежде всего как иллюзия или фантазия. Данная традиция восходит к работам Ф. Энгельса5, рассматривавшего утопию как вымысел, возникший в результате достижения обществом определенной стадии развития. Схожие оценки утопии давал и В.И. Ленин, определявший утопию как «фантазию, вымысел, сказку»6. Эта традиция была продолжена советскими исследователями, в основном представителями исторического материализма (работы В.П. Волгина, А.И. Володина, И.Н. Осиновского)7. В рамках указанного направления утопия понимается зачастую лишь как предшественница теории социализма и коммунизма, предвосхитившая на донаучном уровне эти научные, с точки зрения указанных авторов, футурологические проекты и поэтому постепенно утратившая свою прогностическую и познавательную роль.
Заслуга же исследователей данного направления состоит в том, что именно им удалось рассмотреть эволюцию утопии и утопического сознания на протяжении всей истории человечества и привлечь внимание научного мира к утопиям древности. Именно проблеме древних утопий уделяется значительное внимание в исследованиях - как зарубежных, так и отечественных - середины-второй половины XX в. У ученых возник
4 Вышеславцев Б.П. Русский национальный характер. С. 35.
5 Например: Энгельс Ф. Развитие социализма от утопии к науке. М., 1989.
6 Ленин В.И. Две утопии / Ленин В.И. Полн. собр. соч. М., 1961. Т. 22. С. 117.
7 Волгин В.П. История социалистических идей. М., Л., 1931; Володин А.И. Утопия и история. Некоторые проблемы изучения домарксистского социализма. М., 1976; Осиновский И.Н. Томас Мор: утопический коммунизм, гуманизм, реформация. М., 1978; интерес к утопиям отдельных народов и различных исторических периодов, что дало возможность рассмотреть развитие феномена утопии не только в исторической ретроспективе, но и в контексте культур разных стран и регионов. Например, А. Мортон, JI. Саржент, Д. Ледерер, Г. Логан8 исследуют английскую утопическую мысль, специальное внимание уделяя социальной теории Т. Мора. В отечественной науке появляются работы, посвященные утопической мысли стран Востока, а именно труды М.К. Арипова, A.M. Ушкова, А.А. Игнатенко и многих др.9, позволившие взглянуть на утопию не только как на явление, свойственное европейскому менталитету, но и как на феномен, имеющий общечеловеческую значимость. Не остались без внимания и разнообразные аспекты формирования и развития русской утопии. Данной теме посвящены работы А.И. Клибанова, К.В. Чистова, И.А. Исаева, В.А. Малинина, Р.А. Гальцева10, в которых предпринимаются попытки обнаружить истоки русской социальной утопии в народных представлениях и легендах.
Во второй половине XX в. появляется ряд работ, в которых рассматривается проблема утопии и утопического сознания в странах Запада как в прошлые исторические периоды, так и на современном авторам работ этапе11. Особое внимание в ряде трудов зарубежных
8 Sargent L. More's «Utopia»: An interpretation of its social theory // History of polit. thought. Exter, 1984. Vol. 5, N 2. P.195-210; Мортон A.JI. Английская утопия. Пер. с англ. М., 1956; Lederer D. Thomas More's «Utopia»: Weltbild, Mencshenbild und Literatur // Weimarer Beitr. Berlin ; Weimar, 1985. Jg. 31, N 7. S. 11501160; George M. Logan. The meaning of More's «Utopia» / By George M.: Princeton univ. press, Cop. 1983.
9 Арипов М.К. Социальная утопия как течение общественно-философской мысли в Средней Азии. Ташкент, 1989; Стульгинскис С.А. Космические легенды востока. Древние легенды. Современные легенды. М., 1991; Ушков A.M. Утопическая мысль в странах Востока: традиции и современность. М.,1982; Игнатенко А.А. В поисках счастья: общественно-политические воззрения арабо-исламских философов средневековья. М., 1989.
10 Клибанов А.И. Народная социальная утопия в России. М., 1978; Чистов К.В. Русские народные социально-утопические легенды. М., 1967; Исаев И.А. Политико-правовая утопия в России. Конец XIX-начало XX вв. М., 1991; Малинин В.А. История русского утопического социализма. Вторая половина XIX-начало XX века. M., 1991; Гальцева Р.А. Очерки русской утопической мысли XX века. М., 1992.
11 Айрапетов А.Г., Юдин А.И. Западноевропейский и русский утопический социализм Нового времени. М, 1991; Галкин В.В. Наука или утопия? Опыт исследования социалистических учений последователей Р. Оуэна в Англии 20-40-х гг. XIX века. М, 1981; Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. M., 1978; Чиколини Л.С. Социальная утопия Италии. XVI-начало XVII в. М., 1980; Баталов Э.Я. Социальная утопия и утопическое сознание в США. М., 1982; Гутнова Е.В. Характерные черты крестьянских утопий западноевропейского средневековья // ИСУ. M., 1988. С. 176-194; исследователей уделяется взаимодействию утопических проектов со складывающимся в этих странах индустриальным обществом.
В конце XX в. взгляды на феномен утопии в отечественной научной литературе становятся более разнообразными, что следует связывать со все слабеющим влиянием коммунистической идеологии. Данная тенденция проявилась в существенном расширении тематики, уточнении предмета изучения, выделении его новых граней и сторон, осмыслении через призму утопии новых пластов социально-исторической реальности и духовной культуры. Также значительное влияние на рост числа исследований, посвященных утопии, оказало появление переводов работ известных зарубежных исследователей, таких как К. Манхейм, JI. Мэмфорд, Э. Тоффлер, М. Вебер, Э. Фромм, Е. Шацкий, К. Поппер, У. Моррис, М. Мид, Э. Блох и др. Именно на данном этапе становится очевидно, что исследования утопии можно четко разделить на два типа. Во-первых, это труды исследователей, рассматривающих утопию только как один из жанров художественной литературы, во-вторых, ряд работ, авторы которых расширяют представления об утопии и предпринимают попытки анализа последней как «образа мышления» (Г.М. Пономарева, В.А Чаликова, Д. Панченко, E.JI. Черткова, В.А. Лекторский).
Следует обратить внимание на работы современных исследователей, чьи имена были частично указаны ранее, в которых феномены утопии и утопического сознания рассматриваются как многоплановые и полифункциональные явления. Яркими примерами исследований, в которых изучаются различные теоретические и исторические аспекты утопии, являются труды Э.Я. Баталова, В.А. Гуторова, Е. Щацкого, И.Г. Палий, Г.М. Пономаревой, Е.Л. Чертковой, В.П. Шестакова, В.А. Чаликовой12 и др. На современном этапе важную роль играют также
12 Баталов Э.Я. Социальная утопия и утопическое сознание в США; Баталов Э.Я. В мире утопии: Пять диалогов об утопии, утопическом сознании и утопических экспериментах. М., 1989; Гуторов В.А. работы посвященные вопросам социального идеала, например, таких авторов как В.Е. Давидович, Э.В. Ильенков, В.А. Лекторский, А.А. Новиков, А.И. Яценко, П.И. Новгородцев и др.13.
Однако особым образом следует подчеркнуть одно очень важное для данного диссертационного исследования обстоятельство. Дело в том, что, несмотря на многосторонний и углубленный анализ утопического сознания, вопрос о взаимовлиянии, взаимодействии, взаимообусловленности утопии и массовой культуры в ситуации усиления глобализационных процессов до сих пор, как видно, пребывал на периферии интересов авторитетных и наиболее известных исследователей разнообразной проблематики, связанной с утопической мыслью, что, несомненно, сказалось на тематике всего массива теоретических работ, посвященных изучению утопии. В результате приходится констатировать практическое отсутствие специальных, и тем более монографических, исследований, которые были бы посвящены тому аспекту данной проблемы, который привлек внимание автора настоящего исследования.
Источниковую базу диссертации составили различные виды текстов и материалов, которые можно сгруппировать следующим образом:
1. Большой массив древневосточных мифов и легенд, заключающих в себе множество утопических мотивов. Это мифы об Энки и Нинхурсаг, о Дильмуне, отдельные главы египетской «Книги мертвых» и др.
Античная социальная утопия. Л., 1989; Шацкий Е. Утопия и традиция. М., 1990; Палий И.Г. Социальная утопия России XX века: история и современность. Ростов-на-Дону, 1994; Пономарева Г.М. Утопия и утопическое сознание в контексте русской культуры XIX - начала XX века: Дисс. на соиск. уч. ст. док. филос. наук. М., 1996; Черткова Е.Л. Утопия как тип сознания // Общественные науки и современность. 1993. №3. С. 71-81.; Черткова ЕЛ. Метаморфозы утопического сознания (от утопии к утопизму) // Вопросы философии. 2001. № 7. С. 47-58.; Шестаков В.П. Эсхатология и утопия: (Очерки русс, философии и культуры). М., 1995; Чаликова В.А. Утопия и культура: Эссе разных лет. М., 1992; Чаликова В.А. Утопия и свобода: Эссе разных лет. М., 1994.
13 Давидович В.Е. Теория идеала. Ростов-на-Дону, 1983; Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении. М., 1997; Лекторский В.А. Идеалы и реальность гуманизма // Вопросы философии. 1994. № 6.; Новиков А.А. О парадоксах идеала // Идеал, утопия и критическая рефлексия. М., 1996; Яценко А.И. Целеполагание и идеалы. Киев, 1977; Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991.
2. Художественные произведения как отечественных, так и зарубежных писателей, в соответствии с традицией относимые к утопическим или, как минимум, содержащим утопические идеи: «Одиссея» и «Илиада» Гомера, «Труды и дни» Гесиода, «Утопия» Т. Мора, «Город Солнца» Т. Кампанеллы, «Новая Атлантида» Ф. Бэкона, «Робинзон Крузо» Д. Дефо, «Приключения Гулливера» Дж. Свифта, «Путешествие в Икарию» Этьена Кабэ, «Непостоянная фортуна» Ф. Эмина, «Новейшее путешествие, сочиненное в городе Белеве» В. Левшина, романы М. Хераскова «Нума, или Процветающий Рима» и «Кадм и Гармония», «Путешествие в землю Офирскую.» М. Щербатова, «3448 год. Рукопись Мартына Задеки» А. Вельтмана, романы Г. Уэллса и др. Кроме того, в эту же группу можно включить в высшей степени значимые для настоящей диссертационной работы антиутопические произведения, такие как «Расселас, принц Абиссинский» С. Джонсона, «Едгин» С. Батлера, «Колонна Цезаря» И. Доннелли, «Грядущая раса» Э. Бульвер-Литтона, «Чевенгур» и «Котлован» А. Платонова, «Мы» Е. Замятина, «1984» и «Скотный двор» Дж. Оруэлла, «Дивный новый мир» О. Хаксли, произведения К. Воннегута, Р. Бредбери, А. Азимова, Р. Шекли и др.
3. Философско-литературные и богословские тексты, такие как «Государство» Платона, «Град Божий» Августина, «Левиафан» Т. Гоббса, «Басня о пчелах, или Частные пороки - общая выгода» Б. Мандевиля и мн. Другие.
4. Особую группу составляют социально-политические трактаты А. Сен-Жюста, Гракха Бабефа, Морелли, О. Сен-Симона, Ш. Фурье и Р. Оуэна, в которых высказываются идеи, носящие в целом утопический характер.
5. Разнообразные видеоматериалы - кинокартины мелодраматического жанра («Горничная» Уэйна Уонга, «Красотка» Гарри Маршалла и др.), видеоклипы, рекламные ролики, обращение к которым позволило выявить ряд утопических образов, характерных для второй половины XX в. и являющихся порождением массовой культуры.
6. В самостоятельную группу следует выделить глянцевые журналы развлекательного характера - «Cosmopolitan», «Караван историй», «ЕИе», «Домашний очаг», «Vogue», «Harper's Bazaar», «Glamour», «GQ», «FHM, «Esquire» и др.
Благодаря использованию разнообразных типов источников автор стремился к рассмотрению феноменов утопии и утопического сознания с различных точек зрения, к выявлению основных черт утопии, характерных для различных периодов ее развития, а также тех изменений, которые претерпевала утопия на протяжении всей истории своего существования.
Новизна исследования. Новизна настоящей диссертационной работы обусловлена тем, что в ней
• предпринята попытка проанализировать те изменения, которые произошли с утопией как уникальным социокультурным явлением на современном этапе в результате активного влияния, оказываемого на все социальные процессы массовой культурой и глобализацией, притом что на сегодня не существует специальных исследований, в которых утопическое сознание рассматривалось бы в его взаимодействии со сферой массовой культуры и процессами глобализацией;
• разработана типология исторических форм утопии и выявлены характерные черты каждой из этих форм;
• уделено значительное внимание анализу основных функций утопического сознания. Систематизируя уже имеющиеся научные разработки, посвященные этому вопросу, автор предлагает оригинальный перечень тех функций, которые, с его точки зрения, на протяжении всей истории развития утопии играли и продолжают играть в настоящее время существенную роль в ее функционировании в качестве специфического социального феномена, и дает этим функциям краткие характеристики;
• разностороннему анализу подвергнут такой новый феномен, как постнеклассическая утопия, сформировавшаяся в контексте современной исторической и социокультурной ситуации;
Объектом диссертационного исследования является процесс развития утопического сознания как исторически и идеологически обусловленное социокультурное явление.
Предмет исследования составляет специфическая форма современной, - начала XXI века, утопии, возникшая, с одной стороны, как результат естественного развития упомянутого выше процесса, а с другой -как продукт взаимодействия его с набравшими к XX в. силу процессами глобализации и тотальной экспансии массовой культуры.
Цель и задачи диссертационного исследования. Целью диссертационной работы является выявление специфики, тенденций и основных направлений в развитии феномена утопии на современном этапе, а также особенностей его функционирования и трансформации в условиях глобализации и экспансии массовой культуры.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Обосновать исходные теоретико-методологические позиции в исследовании утопии как исторически обусловленного социокультурного феномена.
2. На основе детального изучения изменений, происходивших в рамках философско-литературного жанра утопии на протяжении всей истории его существования, выделить основные этапы развития утопической мысли и проанализировать особенности, характерные для каждого из них.
3. В результате анализа утопической литературы выявить наиболее значимые функции утопии и утопического сознания, с тем чтобы на основе полученных данных рассмотреть специфику их проявления в обществе в современных условиях.
4. Выявить взаимосвязи, сложившиеся за последние десятилетия между утопией и утопическим сознанием, с одной стороны, и такими явлениями, как глобализация и массовая культура - с другой, и установить те изменения, которые стали результатом этого взаимодействия.
5. Выявить и описать новые формы выражения утопического образа, появившиеся в результате активного воздействия на утопию на современном этапе ее развития массовой культуры и глобализации.
Методологические основы исследования. Цель и задачи диссертационного исследования обусловили формирование методологической базы настоящей работы, которую составили, во-первых, культурно-исторический метод, использование которого позволяет проследить весь исторический путь, пройденный утопией, во-вторых, историко-сравнительный, позволяющий рассмотреть анализируемое явление в социокультурном контексте и с учетом изменений, происходящих в тех областях, с которыми наблюдаются наиболее тесные взаимосвязи у являющейся предметом настоящего исследования утопии, и, в-третьих, системный подход, которой сделал возможным упорядочение и систематизацию полученных в результате проведенного анализа данных; в частности это относится к исследованию функций утопии и разработке типологии ее исторических форм.
Положения, выносимые на защиту.
1. Утопия может быть понята не просто как философско-художественное произведение, выражающее представления ее автора о должном устройстве общественной жизни, но прежде всего как сложное исторически обусловленное социокультурное явление, которое является продуктом общественного сознания, возникающим на определенном этапе развития общественных процессов в целом.
2. Учитывая неразрывную связь утопической мысли с процессом развития философии, ее история, по аналогии с общепризнанными историческими типами философствования, может быть разделена на ряд этапов, а именно на доклассический, классический, неклассический и постнеклассический.
3. Будучи рассматриваемой в качестве сложного социокультурного явления, утопия обнаруживает в своем функционировании определенные свойства, проявления которых позволяют раскрыть ее сущность, выявить ее внутренние возможности и своеобразие. На основе анализа значительного массива утопических произведений автором работы были выделены следующие функции утопического сознания: прогностическая, мировоззренческая, аксиологическая, нормативная, моделирующая, адаптивная, экспериментальная, гедонистическая, поисковая, эскапистская, компенсаторная и идеологическая.
4. На данном историческом этапе происходит складывание нового типа утопии - утопии постнеклассической, которая сумела вобрать в себя черты утопий предыдущих эпох и дополнить их новыми особенностями, диктуемыми историческим моментом, в частности процессами глобализации и распространения массовой культуры. Помимо традиционного для изложения утопических идей словесного текста, постнеклассическая утопия, в соответствии с требованиями времени, в большей степени оперирует тиражируемыми визуальными образами.
5. На постнеклассическом этапе глобальные утопии отходят на второй план, уступая место утопиям индивидуалистского толка, которые, предлагая потребителю «четко разработанный механизм» достижения идеала, отличаются рационализмом и подчеркнутой прагматичностью. При этом ориентированная на индивида утопия постнеклассического типа рассматривает его не как уникальную личность, а как «человека-массу», человека толпы.
Научно-практическая значимость диссертации определяется возможностью использования ее результатов при подготовке базового курса по культурологии для высших учебных заведений, спецкурсов, посвященных истории мировой культуры, проблемам утопического сознания и истории развития утопии, рассмотрению феномена современной массовой культуры, а также при изучении актуальных тенденций, обнаруживаемых в рамках перечисленных тем и проблем.
Апробация результатов проведенного исследования. Диссертация неоднократно обсуждалась на заседаниях сектора «Культурологические проблемы социализации» Российского института культурологии. Основные положения и выводы диссертации излагались в докладах на ежегодных конференциях-семинарах молодых ученых «Науки о культуре - шаг в XXI век» (Москва, 2004, 2005, 2006) и на международной научно-практической конференции «Человек. Культура. Общество» (Москва, 2005). Основные научные результаты диссертации отражены в пяти публикациях общим объемом около 1,5 пл.
Структура диссертации определяется поставленной целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка литературы. Общий объем работы - 142 страницы. Библиография включает в себя 205 источник.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Утопический дискурс: концептуальные основы, эволюция и роль в современном обществе2005 год, кандидат философских наук Бахтина, Татьяна Анатольевна
Роль утопической идеи в социокультурной динамике2004 год, кандидат философских наук Максименко, Ольга Юрьевна
Диссидентская утопия в советском культурном пространстве2005 год, кандидат философских наук Лиокумович, Елена Александровна
Генезис идей социальной утопии в английской общественной мысли второй половины XVII - начала XVIII вв.2009 год, доктор исторических наук Эрлихсон, Ирина Мариковна
Утопия: социальное содержание и функции2005 год, кандидат философских наук Кярова, Мадина Алиевна
Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Стяжкина, Татьяна Сергеевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги проведенного исследования, мы можем прийти к выводу, что посредством достижения поставленных во введении целей и решения изначально намеченных задач, нами были получены результаты, позволяющие, с нашей точки зрения, говорить об обоснованности положений, выдвинутых на защиту.
В первой главе диссертационной работы нами были рассмотрены различные теоретико-методологические аспекты исследования феномена утопии, а именно этимология понятия «утопия», его полисемантичность, наиболее распространенные толкования данного понятия как отечественными, так и зарубежными исследователями. Далее в первой главе было уделено специальное внимание раскрытию феномена утопии как социокультурного явления, особенностям его развития и функционирования на протяжении всех этапов, из которых складывается история его существования, а также его взаимосвязям с социально-политической ситуацией соответствующих исторических периодов. Здесь же была изложена разработанная диссертантом типология исторических форм утопии и выявлены характерные черты каждой из этих форм. На основе проведенного анализа автор, проводя аналогию с историческими типами философствования, выделяет четыре самостоятельных этапа в развитии утопической мысли, а именно доклассический, классический, неклассический и постнеклассический.
Вторая глава диссертационного исследования посвящена проблемному анализу современной утопической мысли, рассмотрению новых форм ее воплощения, а также взаимосвязи утопии с такими активно развивающимися во второй половине XX в. явлениями, как массовая культура и глобализация. Автор диссертационной работы с помощью историко-культурного метода выявляет основные тенденции развития европейской утопической мысли в целом и, в частности, ее отдельных элементов, ставших впоследствии основой для формирования нового -постнекласиического - типа утопии. Далее во второй главе проводится разносторонний анализ все еще нового для социокультурной жизни общества явления - постнеклассической утопии, или утопии человека-массы, а также тех конкретных механизмов, которые предлагает массовая культура, развитие которой протекает в условиях расширения и углубления глобализационного процесса и под существенным влиянием последнего, для воплощения «идеалов» данного типа утопии в жизнь.
Таким образом, в результате осуществленного исследования были сделаны следующие выводы:
1. Утопия может быть понята не просто как философско-художественное произведение, выражающее представления ее автора о должном устройстве общественной жизни, но прежде всего как сложное исторически обусловленное социокультурное явление, которое является продуктом общественного сознания, возникающим на определенном этапе развития общественных процессов в целом. И в настоящее время особенности современного этапа обеспечивают в первую очередь процессы глобализации и фронтальная экспансия массовой культуры, что создает благоприятные условия для рождения новых форм в лоне утопического сознания.
2. Учитывая неразрывную связь утопической мысли с процессом развития философии, ее история, по аналогии с общепризнанными историческими типами философствования, может быть разделена на ряд этапов, а именно на доклассический, классический, неклассический и постнеклассический. Этот вывод позволяет развести существенно отличающиеся друг от друга типы утопий, особенности которых обусловлены прежде всего историко-культурными факторами, и на этой основе осуществлять сравнительный их анализ.
3. Будучи рассматриваемой в качестве сложного социокультурного явления, утопия обнаруживает в своем функционировании определенные свойства, проявления которых позволяют раскрыть ее сущность, выявить ее внутренние возможности и своеобразие. На основе анализа значительного массива утопических произведений автором работы были выделены следующие функции утопического сознания: прогностическая, мировоззренческая, аксиологическая, нормативная, моделирующая, адаптивная, экспериментальная, гедонистическая, поисковая, эскапистская, компенсаторная и идеологическая. Сочетание структурного анализа и историко-типологического сравнения различных исторических форм утопии способны, на наш взгляд, в дальнейшем принести новые содержательные результаты и углубить наши представления об изучаемом в настоящей работе феномене.
4. На данном историческом этапе происходит складывание нового типа утопии - утопии постнеклассической, которая сумела вобрать в себя черты утопий предыдущих эпох и дополнить их новыми особенностями, диктуемыми историческим моментом, в частности процессами глобализации и распространения массовой культуры. Помимо традиционного для изложения утопических идей словесного текста, постнеклассическая утопия, в соответствии с требованиями времени, широко использует визуальные образы. В связи с этим в дальнейшем на основе суммирования типологических черт всех исторических форм утопии, как представляется, становится возможной выработка теоретически обоснованного прогноза о путях развития постнеклассической утопии.
5. На постнеклассическом этапе глобальные утопии отходят на второй план, уступая место утопиям индивидуалистского толка, которые, предлагая потребителю «четко разработанный механизм» достижения идеала, отличаются рационализмом и подчеркнутой прагматичностью. При этом ориентированная на индивида утопия постнеклассического типа рассматривает его не как уникальную личность, а как «человека-массу», человека толпы. На этом основании можно говорить о возникновении уникального для истории утопической мысли типа утопического проекта и о не использовавшихся ранее средствах для его воплощения.
Таким образом, можно сделать вывод, что столь значительное социокультурное явление как утопия продолжает активно развиваться и на рубеже XX-XXI веков, но только в новых, серьезно отличающихся от классических, формах, становясь при этом неотъемлемой частью как массовой культуры в частности, так и культуры в целом.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Стяжкина, Татьяна Сергеевна, 2007 год
1. Абдурагимов Г.А, Абдурагимова Г.А. Лезги и древнейшие цивилизации Передней Азии. М.: Экономика, 1998. 479 с.
2. Августин Аврелий. Исповедь Блаженного Августина, епископа Гиппонского. М.: Ренессанс, 1991. 486 с.
3. Авдеева К., Белов А. На острове Утопия: О творчестве Т. Мора. Л.: Учпедгиз, 1961. 111 с.
4. Авдюшенко Е. Г. Глобализация: границы реальности и новой мифологии // Безопасность Евразии. 2001. № 4. С. 663-669.
5. Аинса Ф. Реконструкция утопии: Эссе. М.: Наследие; Editions UNESCO, 1999. 206 с.
6. Акиндинова Т.А. Глобализация как имманентный процесс в культуре // Глобализация и культура: аналитический подход. Сборник научных материалов. СПб.: ЯНУС, 2003. С. 54-71.
7. Акопян К.З. XX век в контексте искусства (История болезни как повод для размышлений). М.: Академический проект: РИК, 2005. 336 с.
8. Акопян К.З. Культура в глобализирующемся мире // Безопасность Евразии. 2002. № 4 (10). С. 398-419.
9. Акопян К.З. Между утопией и трагедией // Науки о культуре шаг в XXI век: Сборник материалов ежегодной конференции-семинара молодых ученых. Москва, декабрь 2005 г. М.: РИК, 2006.С. 40-53.
10. Акопян К.З. Пределы глобализации (культура в контексте глобализационных процессов). Материалы постоянно действующего междисциплинарного семинара клуба ученых «глобальный мир». Вып. 5. М.: ООО «Новый век»; Институт микроэкономики, 2002. С.5-69.
11. Акопян К.З. Трагедия оптимизма, или Утопия, возжелавшая стать реальностью // XVII век: между трагедией и утопией. Сб. науч. трудов. Вып. 1. Отв. ред. проф. Т.В. Саськова. М.: «Таганка» МГОПУ, 2004. С. 3-15.
12. Альтернативные миры знания / Под ред. В.Н. Поруса, E.JI. Чертковой. СПб.: РХГИ, 2000.328 с.
13. Ануфриев А.Е. Утопия и антиутопия в русской прозе первой трети XX века: Эволюция, поэтика: Дисс. на соиск. уч. ст. док. филол. наук. М., 2002.381 с.
14. Араб-Оглы Э.А. Утопия // Философский энциклопедический словарь / Редколлегия: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. 2-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1989. С. 680-682.
15. Афанасьев СЛ. Будущее общество. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2000. 568 с.
16. Бакулов В.Д. Утопизм как превращенная форма выражения положительной утопии // Философские науки. 2003, №3. С. 100-111.
17. Бакулов В.Д. Утопизм как превращенная форма выражения социального идеала //Вестник Российского философского общества. 2002, №4. С. 130-133.
18. Баранова J1.M. Социальные утопии: история и современность. Текст лекций. Владимир, 1997. 60 с.
19. Баталов Э.Я. В мире утопии: Пять диалогов об утопии, утопическом сознании и утопических экспериментах. М.: Политиздат, 1989. 319 с.
20. Баталов Э.Я. Сила и бессилие ереси / Квинтэссенция: Филос. Альманах, 1991. М.: Политиздат, 1992. С. 396-399.
21. Баталов Э.Я. Социальная утопия и утопическое сознание в США. М.: Наука, 1982.336 с.
22. Батыгин Г.С. Метаморфозы утопического сознания / Квинтэссенция: Филос. Альманах, 1991. М.: Политиздат, 1992. С. 263-292.
23. Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1986. 525 с.
24. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования. М.: Academia, 2004. 788 с.
25. Берджесс Э. Вожделеющее семя. М.: Изд-во ЭКСМО, 2002. 288 с.
26. Бестужев-Лада И.В. Альтернативная цивилизация. М.: ВЛАДОС, 1998. 352 с.
27. Бестужев-Лада И.В. Социальное прогнозирование. Курс лекций. М.: Педагогическое общество России, 2002. 392 с.
28. Бирюкова М.А. Глобализация: интеграция и дифференциация культур // Философские науки. 2001, №1. С. 33-41.
29. Богданов А. Красная звезда / Русская фантастическая проза XIX -начала XX века / Сост. и послесл. Ю. Медведева; Предисл. А. Казанцева; Ил. И. Мельникова. М.: Правда, 1986. С. 431-568.
30. Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Политиздат, 1981. 399 с.
31. Бродский Вс. Голый нерв реальности. Интервью для on-line журнала «Эксперт». Режим доступа:http://www.expert.ru/printissues/expert/2007/19/interviewmargolit/
32. Брюсов В. Республика Южного Креста / Русская фантастическая проза XIX начала XX века / Сост. и послесл. Ю. Медведева; Предисл. А. Казанцева; Ил. И. Мельникова. М.: Правда, 1986. С.411-430.
33. Быховская И.М. «Человек телесный» в социокультурном пространстве и времени: (Очерки социал. и культ, антропологии). М.: Физкультура, образование и наука, 1997. 209 с.
34. Бычков В.В. Эстетика Аврелия Августина. М.: Искусство, 1984. 264 с.
35. Бэкон Ф. Новая Атлантида // Бэкон Ф. Соч.: в 2 т. Т. 2. Сост., общ. ред. и вступит, статья А.Л. Субботина. М.: Мысль, 1978. С. 485-518.
36. Вакенродер В.-Г. Фантазии об искусстве. М.: Искусство, 1977.
37. Варшавский А. Опередивший время: Томас Мор. Очерк жизни и деятельности. М.: Мол. гвардия, 1967. 141 с.
38. Василькова Ю. Фурье. М.: Молодая гвардия, 1978. 256 с.
39. Волгин В.П. Французский утопический коммунизм. М.: Наука, 1979. 336 с.
40. Гальцева Р. Очерки русской утопической мысли XX века. М.: Наука, 1991.208 с.41 .Гаскелл У. Скоро тридцать. М.: Издательство «АСТ», 2005. 368 с
41. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977. 704 с.
42. Глобализация и утилитаризм. Материалы постоянно действующего междисциплинарного семинара Клуба ученых «Глобальный мир». М.: Новый век, 2004.44 с.
43. Глобализация сопротивления: Борьба в мире. Отв. ред. С. Амин и Ф. Утар. М.: УРСС, 2004. 304 с.
44. Голик Н.В. Глобализация и проблемы модернизации в России // Глобализация и культура: аналитический подход. Сборник научных материалов. СПб.: ЯНУС, 2003. С. 97-115.
45. Горфункель А. Томазо Кампанелла. М.: Мысль, 1967. 245 с.
46. Гройс Б. Утопия и обмен. М.: Знак, 1993. 376 с.
47. Грохоля К. Никогда в жизни. М.: Изд-во «АСТ», 2006. 288 с.
48. Грохоля К. Сердце в гипсе. М.: Изд-во «АСТ», 2005. 304 с.
49. Грохоля К. Я вам покажу! М.: Изд-во «АСТ», 2005. 320 с.
50. Гурвич И.А. Беллетристика в русской литературе. М., 1991. 90 с.
51. Гуторов В.А. Античная социальная утопия. JL: Издательство Ленинградского университета, 1989. 288 с.
52. Гэлбрейт Дж. К. Новое индустриальное общество. М., 1969.
53. Гэлбрейт Дж. К. Экономические теории и цели общества. М., 1976.
54. Дар или проклятие? Мозаика массовой культуры / РАН. Рос. ин-т культурологии; Сост. К.Э. Разлогов. М., 1994. 116 с.
55. Дарендорф Ральф. Тропы из утопии / Пер. с немецк. М.: Праксис, 2002. 536 с.
56. Дебор Ги Общество спектакля. М.: Логос, 2000. 184 с.
57. Диброва Е.И. Категории художественного текста // Семантика языковых единиц. Доклады IV Международной конференции. М.: «СпортАкадемПресс», 1998.
58. Довгополова О.А. Универсальное и особенное в духовной культуре эпохи глобализации // Глобализация и культура: аналитический подход. Сборник научных материалов. СПб.: ЯНУС, 2003. С. 82-96.
59. Достоевский Ф.М. Сон смешного человека // Русская фантастическая проза XIX начала XX века / Сост. и послесл. Ю. Медведева; Предисл. А. Казанцева; Ил. И. Мельникова. М.: Правда, 1986. С. 305-324.
60. Древнеегипетская книга мертвых. Слово устремленного к Свету. М.: Изд-во «Эксмо», 2003.429 с.
61. Ефремов И.А. Туманность Андромеды // Ефремов И.А. Звездные корабли: Повесть; Туманность Андромеды: Роман. М.: Худож. лит., 1987.399 с.
62. Жувенель Б. Этика перераспределения. М.: Институт национальной модели экономики, 1995. 155 с.
63. Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIII—V вв. до н.э. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985.208 с.
64. Замятин Е.И. Мы // Замятин Е.И. Избранные произведения. Повести, рассказы, сказки, роман, пьесы. М.: Советский писатель, 1989. С. 547680.
65. Замятин Е.И. Островитяне // Замятин Е.И. Избранные произведения. Повести, рассказы, сказки, роман, пьесы. М.: Советский писатель, 1989. С. 262-303.
66. Идеал, утопия и критическая рефлексия: Сб. ст. / Отв. ред. и авт. предисл. В.А. Лекторский. М.: РОССПЭН, 1996. 302 с.
67. История политических и правовых учений. Под ред. О.Э. Лейста. М.: Издательство «Зерцало», 2000. 688 с.
68. Кагарлицкий Ю. Герберт Уэллс: Очерк жизни и творчества. М.: Гослитиздат, 1963.279 с.
69. Кампанелла Т. Город Солнца M.-JL: Изд-во Академии наук СССР, 1954.
70. Кессиди Ф.Х. Глобализация и культурная идентичность // Вопросы философии. 2003. № 1. С. 76-79.
71. Кинселла С. Тайный мир шопоголика. М.: Фантом Пресс, 2004. 416 с.
72. Кинселла С. Шопоголик и брачные узы. М.: Фантом Пресс, 2005. 480 с.
73. Кинселла С. Шопоголик и сестра. М.: Фантом Пресс, 2005. 512 с.
74. Кинселла С. Шопоголик на Манхэттене. М.: Фантом Пресс, 2004. 448 с.
75. Кирвель Ч.С. Утопическое сознание: сущность, социально-политические функции. Минск, 1989. 192 с.
76. Китайские социальные утопии: Сб. ст. / Отв. ред. Л.П. Делюсин, J1.H. Борох. М.: Наука, 1987. 308 с.
77. Кларк А. Одиссея длиною в жизнь: Сб. научно-фантастических произведений. М.: Мир, 1991. 512 с.
78. Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М.: Аспект Пресс, 1994. 368 с.
79. Клибанов А.И. Народная социальная утопия в России. Период феодализма. М.: Наука, 1977. 335 с.
80. Клуб ученых «Глобальный мир». Доклады 2000-2001 гг. М.: Издательский дом «НОВЫЙ ВЕК», Институт микроэкономики, 2002. 380 с.
81. Кольцова Н. Роман Е. Замятина «Мы» и «петербургский текст» русской литературы // Вопросы литературы. 1999, №4. С. 65-76.
82. Коршунова J1.C., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. М., 1989. С. 127.
83. Крамер С.Н. История начинается в Шумере. М.: Наука, 1965. 128 с.
84. Куропятник А.И. Мультикультурализм, нация, идентичность (перспективы мультикультурального развития России) // Глобализация и культура: аналитический подход. Сборник научных материалов. СПб.: ЯНУС, 2003. С. 126-149.
85. Ланин Б., Борщанская М. Русская антиутопия XX века. М.: Онега, 1994. 247 с.
86. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб.: ЗАО «Питер». 1999.
87. Левандовский А.П. Сен-Симон. М.: Молодая гвардия, 1973. 304 с.
88. Лотман Ю.М. Массовая литература как историко-культурная проблема // Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3-х тт. Таллинн: Александра, 1993. Т.З. С. 380-389.
89. Лучанкин А.И. Нордберг В.В. Экономия смеха: абсурд и утопия в социальной инноватике. Екатеринбург, 2005. 340 с.
90. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. М.: Дело, Книгоэкспорт, 2000. 560 с.
91. Макбрайд У. Глобализация и межкультурный диалог // Вопросы философии. 2003. № 1. С. 80-87.
92. Мангейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994. 700 с.
93. Масловская Т.И. Развитие утопической мысли в древней Греции на рубеже V-IV вв. до н.э. (Возникновение рациональной теоретической утопии). Дисс. на соиск. уч. степени канд. философских наук. СПб., 1998.
94. Массовая культура и массовое искусство. «За» и «против». М.: Изд-во «Гуманитарий» Академии гуманитарных исследований, 2003. 512 с.
95. Матье М.Э. День египетского мальчика. Историческая повесть. М., 1975.
96. Мелье Ж. Завещание. М., 1954.
97. Метафизика глобализации. От утопии к антиутопии. Материалы постоянно действующего междисциплинарного семинара Клуба ученых «Глобальный мир». М.: Издательский дом «НОВЫЙ ВЕК», Институт микроэкономики, 2002. 116 с.
98. Мильчин И. Культура как фактор американского глобального влияния // Философские науки. 2003. № 3. С. 27-46.
99. Многоликая глобализация. Культурное разнообразие в современном мире. Под. ред. П. Бергера и С. Хантингтона. М.: Аспект Пресс, 2004. 379 с.
100. Мор Т. Утопия // Мор Т. Утопия. Эпиграммы. История Ричарда III. М.: Ладомир-Наука, 1998.463 с.
101. Морелли Кодекс природы. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1947. 260 с.
102. Моррис У. Вести неоткуда, или Эпоха спокойствия. М.: Государственное издательство худ. литературы, 1962.
103. Мосина В.Г. Три главные книги Джорджа Оруэлла. М.: Магистр, 1999.213 с.
104. Московская Д. Человек в ловушке воплощенного слова: антиутопия 30-х годов // Общественные науки и современность. 1993, №3. С. 141151.
105. Мур Дж. www. Мужчина.сот. М.: Издательство «АСТ», 2006. 288 с.
106. Мясников JI.H. Общий язык в утопии // Человек. 1999, №4. С. 158166; №5. С. 151-159.
107. О дивный новый мир: Английская антиутопия. Романы: Сборник. Сост., автор предисл. А.П. Шишкин. М.: Прогресс, 1990. 640 с.
108. Одоевский В. 4338-й год. Петербургские письма // Русская фантастическая проза XIX начала XX века / Сост. и послесл. Ю.
109. Медведева; Предисл. А. Казанцева; Ил. И. Мельникова. М.: Правда, 1986. С. 121-154.
110. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // «Дегуманизация искусства» и другие работы. Эссе о литературе и искусстве. Сборник. Пер. с исп. М., 1991.
111. Осиновский И.Н. Томас Мор. М.: Наука, 1974. 168 с.
112. Палий И.Г. Социальная утопия России XX века: история и современность. Ростов-на-Дону: Ростовск. гос. экономич.академия, 1994. 150 с.
113. Петруччани А. Вымысел и поучение // Утопия и утопическое мышление: антология зарубежной литературы. М.: Прогресс, 1991. С. 98-112.
114. Платон. Собрание сочинений в 3-х тт. Т.З (1). М., 1971.
115. Пономарева Г.М. Утопия и утопическое сознание в контексте русской культуры XIX начала XX века: Дисс. на соиск. уч. ст. док. филос. наук. М., 1996.218 с.
116. Пределы глобализации (культура в контексте глобализационных процессов). Материалы постоянно действующего междисциплинарного семинара Клуба ученых «Глобальный мир». М.: Институт микроэкономики, 2002. 116 с.
117. Прозерский В.В. Глобализационные процессы в истории культуры // Глобализация и культура: аналитический подход. Сборник научных материалов. СПб.: ЯНУС, 2003. С. 47-53.
118. Рабинович B.JI. Алхимия как феномен средневековой культуры. М.: Наука, 1979.391 с.
119. Рабинович B.JI. Культура с витальным исходом (Начало века минувшего веку нынешнему) // От краеведения к культурологии / Рос. ин-т культурологии. М., 2002.
120. Радищев А. Путешествие из Петербурга в Москву. М., JL: Издательство художественной литературы, 1950. 255 с.
121. Разлогов К.Э. Глобальная и/или массовая? // Общественные науки и современность. 2003. № 2. С. 143-156.
122. Разлогов К.Э. Глобальная массовая культура и культурное разнообразие // Обсерватория культуры. М., 2004. N1. С. 28-31.
123. Разлогов К.Э. Коммерция и творчество: враги или союзники? М.: Искусство, 1992. 271 с.
124. Разлогов К.Э. Культура в контексте социального кризиса // Свободная мысль. 2000. № 5. С. 83-87.
125. Размышления о будущем. Материалы постоянно действующего междисциплинарного семинара Клуба ученых «Глобальный мир». М.: Издательский дом «НОВЫЙ ВЕК», Институт микроэкономики, 2002. 134 с.
126. Рассел Б. История западной философии: в 2-х тт. Т. 1. М.: МИФ, 1993. 511с.
127. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том 4. От романтизма до наших дней. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. 880 с.
128. Ревич В. Перекресток утопий: Судьбы фантастики на фоне судеб страны. М.: Ин-т востоковедения РАН, 1998. 354 с.
129. Руденко М. Три Кузьмы // Cosmopolitan. 2007, №4. С. 418-422.
130. Садуль Ж. Всеобщая история кино. В 6-ти томах. Т. 6. М.: Искусство, 1963.
131. Свентоховский А. История утопии. М., 1910. 164 с.
132. Сен-Жюст Л.А. Речи. Трактаты. СПб.: Наука. 1995. 472 с.
133. Сидорова М.Ю. Квалифицированный читатель и массовая литература (лингвистический аспект проблемы). Режим доступа: www.philol.msu.ru/~sidorova/files/reader.doc
134. Сизов С.С. Утопия и общественной сознание: философско-социологический анализ. JL: Издательство Ленинградского университета, 1988. 120 с.
135. Соколов В.В. Средневековая философия. М.: Высшая школа, 1979. 448 с.
136. Сорос Дж. О глобализации. М.: ЭКСМО, 2004.224 с.
137. Теория и жизненный мир человека. М: Издательство ИФРАН, 1995. 206 с.
138. Тимашков А.Ю. Глобализация: синергетический подход (к постановке проблемы) // Глобализация и культура: аналитический подход. Сборник научных материалов. СПб.: ЯНУС, 2003. С. 116-125.
139. Тишунина Н.В. Глобализация и культура: подходы и проблемы // Глобализация и культура: аналитический подход. Сборник научных материалов. СПб.: ЯНУС, 2003. С. 5-24.
140. Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. 669 с.
141. Тоффлер Э. Третья волна. М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. 781 с.
142. Туган-Барановский М.И. К лучшему будущему. М.: РОССПЭН. 1996. 524 с.
143. Устюгова Е.Н. Глобализация и культура // Глобализация и культура: аналитический подход. Сборник научных материалов. СПб.: ЯНУС, 2003. С. 25-46.
144. Утопический социализм: Хрестоматия. М.: Политиздат, 1982. 512 с.
145. Утопия и утопическое мышление: антология зарубежной литературы. М.: Прогресс, 1991.405 с.
146. Ушков A.M. Утопическая мысль в странах Востока: традиции и современность. М.: Изд-во Моск. унив-та, 1982. 184 с.
147. Фанта И. Дежурный по апрелю // Cosmopolitan. 2007, №5. С. 436-439.
148. Федотова Н.Н. Возможна ли мировая культура? // Библиотека в эпоху перемен: Дайджест. 2001. Вып. 4 (12). С. 15-22.
149. Фетисова Т.А. Диалог, постмодерн, утопия, исповедь, вера // Культурологический дайджест. М., 1999, №4 (12). С. 79-85.
150. Флоровский Г.В. Метафизические предпосылки утопизма // Флоровский Г.В. Из прошлого русской мысли. М.: Аграф, 1998. С. 265292.
151. Франк C.J1. Ересь утопизма // Квинтэссенция: Философский альманах. 1991 / Под ред. В.И. Мудрагея. М.: Политиздат, 1992. С. 378-395.
152. Франкл Дж. Цивилизация: утопия и трагедия. М.: ACT; Астрель, 2007. 254 с.
153. Франкфорт Г.А., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека. М.: Наука, 1984. 236 с.
154. Фрейденберг О.М. Утопия // Вопросы философии. 1990. № 5. С. 148167.
155. Хазина А.В. Эллинистические социальные утопии (Гекатей, Эвгемер, Ямбул) III I вв. до н.э. Дис. на соиск. уч. степ. канд. исторических наук. Саратов, 1997.
156. Хайнлайн Р. А. Чужой в стране чужих. Н. Новгород: Флокс, 1993. 445 с.
157. Хализев В.Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 1999. 397 с.
158. Хауптманн Г. Гордость мужества. М.: Изд-во ACT, 2005. 320 с.
159. Хауптманн Г. Ищу импотента для совместной жизни. М.: Изд-во ACT, 2005. 352 с.
160. Хауптманн Г. Мужчины «пять звезд» включены. М.: Изд-во ACT, 2005. 304 с.
161. Хлебников В. Кол из будущего / Русская фантастическая проза XIX -начала XX века / Сост. и послесл. Ю. Медведева; Предисл. А. Казанцева; Ил. И. Мельникова. М.: Правда, 1986. С. 658-679.
162. Чаликова В.А. Утопия и культура: Эссе разных лет. М.: ИНИОН, 1992. 229 с.
163. Чаликова В.А. Утопия и свобода: Эссе разных лет. М.: Весть, 1994. 180 с.
164. Чаликова. В.А. Эволюция современной буржуазной утопии. М.: ИНИОН, 1983.35 с.
165. Чаянов А.В. Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии // Чаянов А.В. Венецианское зеркало: Повести. М.: Современник, 1989. С. 161-208.
166. Чернышов Ю.Г. Платоновская утопия «инструкция для организаторов тоталитаризма»? // Известия АГУ. 1996, №2. С. 39-41.
167. Чернышов Ю.Г. Социально-утопические идеи и миф о «золотом веке» в древнем Риме: В 2 ч. Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, 1994.
168. Черткова Г.С. Антуан Барнав, Гракх Бабеф: два взгляда на французскую революцию // От Просвещения к Революции: Из истории общественной мысли нового времени. М., 1990. С. 112-125.
169. Черткова E.J1. Метаморфозы утопического сознания (от утопии к утопизму) // Вопросы философии. 2001, №7. С. 47-58.
170. Черткова E.JI. Наука в контексте утопии // Наука в культуре / Под ред. В.Н. Поруса. М.: Эдиториал УРСС, 1998. С. 99-115.
171. Черткова E.J1. Специфика утопического сознания и проблема идеала // Идеал, утопия и критическая рефлексия / Отв. ред. В.А. Лекторский. М.: РОССПЭН, 1996. С. 156-187.
172. Черткова Е.Л. Утопия как тип сознания // Общественные науки и современность. 1993, №3. С. 71-81.
173. Чик. М. Интимная жизнь моей тетушки. М.: Изд-во ACT, 2005. 352 с.
174. Чик. М.Любовник тетушки Маргарет. М.: Изд-во ACT, 2005. 336 с.
175. Чистов К.В. Русская народная утопия: Генезис и функции социально-утопических легенд. СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. 538 с.
176. Чистов К.В. Русские народные социально-утопические легенды XVII-XIX вв. М.: Наука, 1967. 339 с.
177. Шацкий Е. Утопия и традиция. М.: Прогресс, 1990. 456 с.
178. Шекспир У. Буря (Акт II, Сцена первая). Любое издание.
179. Шестаков В. П. Эволюция русской литературной утопии // Русская литературная утопия: Антология. М.: Изд-во МГУ, 1986. С. 5-32.
180. Шестаков В. П. Эсхатология и утопия: (Очерки рус. философии и культуры). М.: ВЛАДОС, 1995. 208 с.
181. Штепа В. 1Штопия. Екатеринбург: Ультра. Культура, 2004. 384 с.
182. Эллинские поэты. Пер. В.В. Вересаева. М., 1963.
183. Энгельс Ф. Развитие социализма от утопии к науке // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения. В. 9-ти т. Т. 5. М.: Политиздат, 1986. С. 303-340.
184. Ямвлих О Пифагоровой жизни. Пер. с древнегреч. И.Ю. Мельниковой. М.: Алетейа, 2002. 192 с.
185. Alan Riding Entr'acte: The lesson for today is: Study «celebrityology» // International Herald Tribune. Thursday, September 29, 2005. Режим доступа: http://www.iht.com/articles/2005/09/28/news/entracte.php
186. Bell D. The Coming of Post-industrizl Society. A Venture in Social Forcasting. N.Y., Basic Books, Inc., 1973.
187. Boorstin, Daniel J. The Image: A Guide to Pseudo-Events in America (l.ed.1961). NY: Knopf Publishing Group (USA), 1992,336 p.
188. Cosmopolitan. 2004 (№ 1-12), 2005 (№ Ы2), 2006 (№ 1-12), 2007 (№ 112).
189. Daniel J. Boorstin Quotes. Режим доступа: http://www.brainyquote.eom/quotes/authors/d/danielJboorstin.html
190. Rawls John A Theory of Justice. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1971.1. Видеоисточники:
191. Большая семья Видеозапись. / Реж. И. Хейфиц; в ролях: Б. Андреев, А. Баталов и др. Ленфильм (1954). СПб.: Ленфильм Видео, 2006. Серия «Ленфильм. Избранное».
192. Волга-Волга Видеозапись. / Реж. Г. Александров; в ролях: Л. Орлова, И. Ильинский и др. Мосфильм (1938). М.: СОЮЗ Видео, 2005. Серия «Шедевры советского кинематографа».
193. Высота Видеозапись. / Реж. А. Зархи; в ролях: Н. Рыбников, М. Стриженова и др. Мосфильм (1957). М.: Крупный план, 2004. Серия «Популярные ленты Мосфильма».
194. Горничная Видеозапись. / Реж. У. Уонг; в ролях: Дж. Лопес, Р. Файнс и др. Red От Films, Revolution Studios, Shoelace Productions (2002). M.: ВидеоСервис, 2006.
195. Давайте потанцуем Видеозапись. / Реж. П. Чел сом; в ролях: Р. Гир, Дж. Лопес и др. Miramax Films (2004). М.: West Video, 2006.
196. Дневник Бриджет Джонс Видеозапись. / Реж. Ш. Магуайр; в ролях: Р. Зелвегер, X. Грант и др. Miramax Films, Alliance Atlantis Communications (2001). M.: Universal Pictures Rus, 2003.
197. Дневник Бриджет Джонс: Грани разумного Видеозапись. / Реж. Б. Кидрон; в ролях: Р. Зелвегер, X. Грант и др. Universal Pictures, Miramax
198. Films, Working Title Films, Little Bird Ltd., Studio Canal (2004). M.: Universal Pictures Rus, 2005.
199. Дневники принцессы 2: Как стать королевой Видеозапись. / Реж. Г. Маршалл; в ролях: Э. Хэттауэй и др. BrownHouse Productions, Walt Disney Pictures (2004). M.: ВидеоСервис, 2007.
200. Как стать принцессой Видеозапись. / Реж. Г. Маршалл; в ролях: Э. Хэттауэй и др. Walt Disney Pictures (2001). М.: ВидеоСервис, 2004.
201. Красотка Видеозапись. / Реж. Г. Маршалл; в ролях: Р. Гир, Дж. Роберте и др. Touchstone Pictures, Silver Screen Partners IV (1990). M.: ВидеоСервис, 2006.
202. Кубанские казаки Видеозапись. / Реж. И. Пырьев; в ролях: М. Ладынина, С. Лукьянов и др. Мосфильм (1949). М.: СОЮЗ Видео, 2006. Серия «Шедевры советского кинематографа».
203. Свадьба с приданым Видеозапись. / Реж. Т. Лукашевич, Б. Равенских; в ролях: В. Васильева, Т. Пельтцер др. Мосфильм (1953). М.: СОЮЗ Видео, 2006. Серия «Шедевры советского кинематографа».
204. Цирк Видеозапись. / Реж. Г. Александров; в ролях: Л. Орлова, С. Столяров и др. Мосфильм (1936). М.: СОЮЗ Видео, 2006. Серия «Шедевры советского кинематографа».
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.