Дагестано-русские культурные взаимоотношения во второй половине XIX в. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Сеидов, Мирсамед Мирсадыкович

  • Сеидов, Мирсамед Мирсадыкович
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2003, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 204
Сеидов, Мирсамед Мирсадыкович. Дагестано-русские культурные взаимоотношения во второй половине XIX в.: дис. кандидат исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Махачкала. 2003. 204 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Сеидов, Мирсамед Мирсадыкович

Введение

Глава I. Общественно-экономическое положение Дагестана во второй половине XIX века.

1.1. Общественные отношения в Дагестане после окончания Кавказской войны.

1.2. Экономические последствия присоединения Дагестана к России.

Глава И. Роль России в развитии образования и культуры в Дагестане во второй половине XIX века.

II. 1. Конфессиональное образование.

II. 2. Роль России в развитии образования в Дагестане во второй половине XIX в.

II. 3. Влияние русской культуры на прогресс культуры народов Дагестана.

Глава III. Место Дагестана в общероссийской культурной системе. III. 1. Формирование дагестанской интеллигенции.

III. 2. Декоративно-прикладное искусство горцев в системе дагестано-русского культурного взаимодействия

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Дагестано-русские культурные взаимоотношения во второй половине XIX в.»

Никогда прежде проблемы изучения исторического опыта, его значения в жизни людей не стояли так остро, как сейчас. Они волнуют не только ученых, но и рядовых граждан. Споры об истории России, об истории национальных окраин ведутся везде. Создается впечатление, что история страны, ее оценка разделяют людей столь же глубоко, а подчас и непримиримо, как и реальные проблемы текущей жизни.

Сложность современных политических ситуаций в России объясняется тем, что и политическая элита, и общество не в состоянии не с предвзятых позиций посмотреть на реальные процессы исторического прошлого.

Важнейшей доминантой общественного сознания является историческое миропонимание.

Миропонимание, которым руководствовалось несколько поколений людей в советскую эпоху, в значительной мере разрушено в настоящее время. Новое складывается медленно и трудно. В этих условиях объективное исследование всех аспектов истории отношений России и субъектов Федерации в разные эпохи, верная их оценка приобретают общегражданское значение и потому актуальны.

Всестороннего исследования ждут еще многие страницы истории России, значительную часть которых предстоит переосмыслить, очистить от предвзятых толкований, субъективных интерпретаций. Вся драматическая история Российского государства нуждается в критическом осмыслении, в более глубоком постижении её смысла, содержания.

Исторический опыт свидетельствует о немаловажной роли культуры в социально-политической и, особенно, в духовной жизни общества, которая испытывает на себе воздействие государственных структур. Перед исследователями стоит задача критического изучения исторического опыта взаимовлияния культур различных народов, процесса развития межнациональных и межкультурных отношений в многонациональной России, роли государственной политики в этом процессе, что делает актуальной нашу работу.

Сегодня на этапе формирования в Дагестане новых общественных отношений особая роль должна отводиться развитию системы культуры и образования. На нее, как на основной социальный институт общества, возложена функция воспроизводства этнокультурных основ развития Дагестана. И потому необходимо дифференцировать положительный и отрицательный опыт прошлого, чему должно в какой-то мере способствовать представленное исследование. В этом контексте видятся новизна и актуальность проблемы данного исследования.

Научный интерес к проблемам русско-дагестанского взаимовлияния и взаимообогащения культур определяется особенностями нынешнего этапа развития Российского государства, сопровождающегося ростом национального самосознания его народов, в их числе и дагестанских. Актуальность представленного исследования подтвердили события последнего десятилетия в стране, в особенности на Северном Кавказе: на волне демократических реформ в общественно-политической жизни нашей республики появились национальные движения (которые, кстати, уже упразднены), которые в своих амбициозных устремлениях дошли даже до требования пересмотра территориальных границ расселения народов Дагестана, создания независимой республики-страны. И все это происходило на фоне влияния идеологии чеченского сепаратизма и общей непростой обстановки в Закавказье и на Северном Кавказе.

В 1997 г. общественность страны широко отмечала 200-летие со дня рождения имама Шамиля, что, естественно, пробудило новый всплеск интереса к событиям Кавказской войны, к последствиям, происходившим в Дагестане после его присоединения к России, к участникам происходивших событий. В таких условиях становится особенно заметным актуальность изучения исторического опыта взаимоотношений народов Дагестана и России. От умелого использования опыта российско-дагестанских взаимоотношений и характера их взаимовлияния в прошлом и теперь зависит во многом общее развитие ситуации в Республике Дагестан. Узловые проблемы истории, одной из которых является исследуемая нами проблема, должны быть рассмотрены на основе нового мышления и новых методологических требований.

Предлагаемая работа и является одной из первых попыток глубже осмыслить и осветить основополагающие проблемы, связанные с российско-дагестанскими культурными взаимосвязями во второй половине XIX в., которые носили взаимополезный характер. Такое их освещение должно положительно повлиять на политическую ситуацию в республике.

Отход от прежних методологических установок, в частности, от ленинских тезисов о России как империи зла, о колониально-захватнической политики России как одном из пунктов империалистической стадии развития капитализма в России, позволил автору диссертации поставить цель объективно исследовать последствия присоединения Дагестана к России в культурно-историческом аспекте, избегая идеализации и нигилизма.

В проблеме взаимоотношений народов России и Дагестана в XIX в. большое место занимает вопрос о взаимодействии, взаимовлиянии культур народов Дагестана и России. Этот тезис давно уже утвердился в отечественной науке. Новизна диссертации — в самой попытке исследовать и обобщить сложный процесс складывания и развития дагестано-русских культурных взаимоотношений. Попытка эта реализовалась посредством постановки и обосновании идеи о формировании политических, социально-общественных, идеологических, материальных предпосылок, сложившихся во второй половине XIX в., для развития культуры народов Дагестана.

В этом плане необходимо отметить, что в отечественной историографии все еще нет обобщающей работы по комплексному исследованию проблемы культурных взаимоотношений России и Дагестана во второй половине XIX в. В нашей формулировке эта тема рассматривается впервые.

Хронологические рамки предлагаемой темы охватывают вторую половину XIX и первое десятилетие XX в.

История России второй половины XIX века, как известно, была периодом укрепления российской государственности, великих буржуазных реформ, результатом которых стало дальнейшее политическое, экономическое и культурное развитие страны. Этот период исторического развития является самым главным в процессе присоединения дагестанских народов к России. В это время закладывалась основа дагестано-русского взаимодействия, которая определяла его развитие в новейшее время.

Вторая половина XIX в. при полной внешней безопасности в составе России много дала для развития Дагестана: строительство железной дороги и порта, новых городов и предприятий, сети дорог и мостов, совершенствование сельскохозяйственного производства, проникновение европейского влияния 4 через светское образование и культуру.

Хотя со времени великих перемен прошло уже более столетия, многие исследователи считают, что всё последующее развитие России — экономическое, социальное, политическое и культурное — имело своей отправной точкой те события и движения, которые возникли в 50-70-х годах XIX в1. л

Для многих культурологических исследований характерна установка на изучение явлений межкультурных взаимодействий преимущественно в сфере общественного сознания, т. е. они представлены как взаимодействия художественных культур (изобразительное искусство, хореография, музыка, \ > литература и т.д.).

1 См. Николаев В. С. Александр Второй - человек на престоле. - Мюнхен, 1986; Эйдеман H. Революция сверху в России. - М., 1989; Захаров Л. Г. Самодержавие, бюрократия и реформы 60-х годов XIX в. в России. -Вопросы истории, № 10, 1989; Рибер А. Д. Групповые интересы в борьбе вокруг Великих реформ. В книге: Великие реформы в России. 1865-1874.-M., 1992.

2 Баллер Э. А. Преемственность в развитии культуры. - М., 1969; Коган Л. Н. Структура культуры. - М., 1976; Межуев В. M. Культура и история. - М., 1977; Злобин H. С. Культура и общественный прогресс. - M., 1980.

Мы считаем, что межкультурные взаимодействия могут иметь место и в материальной сфере, так как материальная культура также является частью общей культуры любого этноса. Поэтому в представленной работе нами сделана попытка обобщить материал по прикладному искусству, народным промыслам, а также этнографического, экономического характера.

В дореволюционной историографии проблема культуры дагестанских народов не получила сколько-нибудь серьезного освещения. Исследования буржуазно-дворянских историков, военных писателей, интересовавшихся Дагестаном, посвящались главным образом описанию политических событий, характеристике географического положения и оценке стратегического значения края. Исключение составляют работы о быте, общественных отношениях, в которых встречаются сведения о материальной культуре горцев в XVIII -начала XX в. Наибольшую фактологическую ценность для изучения интересующей нас темы имеют работы П. Услара1, Н. Дубровина2, М. Ковалевского3, Е. Козубского4, С. Фарфоровского5.

Важное значение для нашего исследования имеют труды представителей дореволюционной дагестанской интеллигенции А. Омарова6, Г.-Э. Алкадари7, Д. Б. Бутаева8, общественных деятелей и ученых XX века. Это в первую очередь труды С. Габиева9, Дж. Коркмасова10, Н. Самурского11, А. Тахо-Годи12. Их работы позволяют проследить процессы, происходившие внутри дагестанского общества, они содержат сведения о языках и устном творчестве народов Дагестана, характеристику состояния народного образования, данные о

1 Услар П. К. О распространении грамотности между горцами // ССКГ, Т. 2. - Тифлис, 1870.

2 Дубровин Н. История войны и владычества русских на Кавказе. TI-VI. - Спб., 1871-1888.

3 Ковалевский М. Закон и обычай на Кавказе. Т. I-II. - М., 1890.

4 Козубский Е. И. Обзоры Дагестанской области. - Он же. История города Дербента. - Темир-Хан-Шура, 1906.

5 Фарфоровский С. Дагестанская мусульманская школа. // «Журнал Министерства народного просвещения», 1915.

6 Омаров А. Воспоминания мутаалима. ССКГ, вып. I. — Тифлис, 1869.

7 Алкадари Г.-Э. Асари Дагестан. - Махачкала, 1929.

8 Бутаев Д. Б. (Туземец). Грамотность в горах Дагестана. // Этнографическое обозрение, 1991. № 1.

9 Габиев С. И. Очередной вопрос // «Заря Дагестана», 1912. № 4; Габиев С. И. Где право, там и обязанности // «Сов. Дагестан», 25 ноября 1920.; Габиев С. И. Владыкой мира будет труд // «Сов. Дагестан», 26 ноября 1920.

10 Коркмасов Д. Роль и значение печати в Дагестане. - Махачкала, 1925.

11 Самурский Н. Дагестан. - М.-Л., 1925.

12 Тахо-Годи А. А. Революция и контрреволюция а Дагестане. - Махачкала, 1927. русских школах и оценку роли примечетских религиозных школ в духовной жизни горского общества. Следует отметить глубокие по содержанию статьи С. И. Габиева1, опубликованные в издаваемых им газетах «Заря Дагестана» и «Мусульманская газета».

Одним из первых ученых Дагестана, начавших разработку темы «Россия и Дагестан», является Р. М. Магомедов. В его работах большое внимание уделено вопросам помощи России Дагестану, приобщения Дагестана к русской культуре2.

В числе первых дагестанских ученых, разработавших многие проблемы истории культуры народов Дагестана — Г. Ш. Каймаразов. В его монографиях3 изложены итоги многолетних исследований в области образования народов Дагестана. Отдельные разделы посвящены показу влияния русской культуры на культуру и просвещение горцев Дагестана.

Ряд исследований, посвященных рассмотрению различных аспектов проблемы культурных взаимоотношений между Россией и Дагестаном, принадлежит А.-Г. С. Гаджиеву4. В его работах предпринята попытка специального изучения основных аспектов роли России в исторических судьбах народов Дагестана.

Исследованию социально-экономического положения Дагестана во II пол. XIX в. посвящены фундаментальные труды ученых-историков Москвы и Дагестана. В разработке нашей темы использовались работы И. Р. Нахшунова5,

1 Габиев С. И. 28 февраля 1912г. // Заря Дагестана, 1912г.; О военно-народном управлении. // Заря Дагестана, 1913.4 августа, и др.

2 Магомедов Р. М. Восстание горцев Дагестана в 1877г. - Махачкала, 1940.; Он же. Общественно-экономический и политический строй Дагестана в XVIII - нач. XIX в. - Махачкала, 1957.; Он же. Россия и Дагестан. Страницы истории. — Махачкала, 1987.

3 Каймаразов Г. Ш. Очерки истории культуры народов Дагестана. От времени присоединения к России до наших дней. - М., 1971.; Каймаразов Г. Ш. Просвещение в дореволюционном Дагестане. - Махачкала, 1989.

4 Гаджиев А.-Г. С. Влияние присоединения Дагестана к России на развитие просвещения и культуры. -Махачкала, 1966.; Гаджиев А.-Г. С. Прогрессивная роль России, русского народа в истории Дагестана. -Махачкала, 1995.

5 Нахшунов И. Р. Экономические последствия присоединения Дагестана к России. - Махачкала, 1956.

Н. А. Смирнова,1 А. В. Фадеева2, Х-М. О. Хашаева3, С. Ш. Гаджиевой4, X. X.

Рамазанова5, С. С. Агашириновой6, М. X. Мансурова7, Р. А. Губахановой8, М. М. Вагабова9, и др., где достаточно основательно рассмотрены вопросы социально-экономического развития Дагестана после окончания Кавказской войны и присоединения Дагестана к России. Эти работы помогли автору при исследовании экономических и общественно-политических условий, сформировавшихся после присоединения Дагестана к России, для развития дагестано-русских культурных взаимоотношений.

Большой фактический материал и ценные выводы, связанные с изменениями социально-экономической, политической и культурной жизни народов Дагестана в XIX в. в связи с присоединением к России освещены в монографии Х-М. О. Хашаева «Общественный строй Дагестана в XIX веке».

Важное значение имел выход монографий С. Ш. Гаджиевой «Кумыки» и С. С. Агашириновой «Материальная культура лезгин в XIX - н.ХХ вв.», где наряду с детальным освещением вопросов материальной культуры рассматривается процесс развития социально-экономических отношений и политического строя кумыков и лезгин. Освещению изменений, происшедших в экономике Дагестана во второй половине XIX века, посвящена работа И. Р. Нахшунова «Экономические последствия присоединения Дагестана к России»10.

1 Смирнов Н. А. Политика России на Кавказе в ХУ1-Х1Х веках. - М., 1958.

2 Фадеев А. В. Вовлечение Северного Кавказа в экономическую систему пореформенной России. И История СССР, 1959. №6.

3 Хашаев Х.-М. О. Общественный строй Дагестана в XIX в. - М., 1961.

4 Гаджиева С. Ш. Кумыки. - Махачкала, 1961.

5 Рамазанов X. X. Сельское хозяйство и промышленность Дагестана в пореформенный период. - М., 1972.

6 Агаширинова С. С. Материальная культура лезгин в Х1Х-н. XX вв. - М., 1978.

7 Мансуров М. X. Вовлечение Дагестана в общероссийскую экономическую систему. — Махачкала, 1984.

8 Губаханова Р. А. Политика России в Дагестане во второй половине XIX в. // Историография истории Дагестана досоветского периода. — Махачкала, 1986.

9 Вагабов М. М. Железнодорожный и морской транспорт Дагестана: история становления и развития. — Махачкала, 1997.

10 Нахшунов И. Р. Экономические последствия присоединения Дагестана к России. - Махачкала, 1955.

Вопросы взаимопроникновения культур и прогрессивного влияния России на развитие образования, здравоохранения, науки и культуры Дагестана, деятельности русской интеллигенции в Дагестане освещены в трудах А. С. Гаджиева1, Р. Ф. Юсуфова2, В. Г. Гаджиева3, А. И. Свистуновой4, Г. Г. Ханмурзаева5, В. П. Егоровой6.

Особо, на наш взгляд, следует выделить работы А. И. Свистуновой и В. П. Егоровой, посвященные деятельности русской интеллигенции в Дагестане. Они указывают на большой вклад русской интеллигенции в просвещение и здравоохранение дагестанских народов.

Ряд исследований, посвященных рассмотрению различных аспектов проблемы взаимоотношений между Россией и Дагестаном, принадлежит А.-Г. С. Гаджиеву. Он предпринял попытку специально изучить основные аспекты роли России в исторических судьбах народов Дагестана.

Указанные работы, представляющие для исторической науки Дагестана большой интерес, не всегда свободны от господствовавших идеологических установок советской эпохи и порой недостаточно объективны в раскрытии вопросов состояния русско-дагестанских отношений.

С началом демократизации общественно-политической жизни в стране в последние два десятилетия XX в. и на рубеже веков в отечественную историографию стал внедряться научный плюрализм. Появились работы, анализирующие русско-дагестанские отношения с общечеловеческой, бесклассовой позиции, иных концептуальных подходов, чем это было в советское время.

Огромную плодотворную работу проделали ученые Института истории, языка и литературы ДНЦ РАН, в 1988-1990 гг. выпустившие в свет несколько

1 Гаджиев А. С. Роль русского народа в исторических судьбах народов Дагестана. - Махачкала, 1964.

2 Юсуфов Р. Ф. Дагестан и русская литература конца XVIII и первой половины XIX в. - М., 1964.

3 Гаджиев В. Г. Роль России в истории Дагестана. - М. 1965.

4 Свистунова А. И. Прогрессивная деятельность русской интеллигенции в Дагестане. - Махачкала, 1973.

5 Ханмурзаев Г. Г. Русские писатели XIX в. о Дагестане. - Махачкала, 1988.

6 Егорова В. П. И. С. Костемеревский - представитель русской интеллигенции в Дагестане. - Махачкала, 2000. научных сборников, посвященных освещению русско-дагестанских взаимоотношений и проблем развития художественной культуры Дагестана1.

Заслуживает несомненного внимания монография Б. Б. Булатова, посвященная всестороннему исследованию всех отраслей хозяйствования, функционирования административной структуры как в условиях Российской империи, так и в условиях первых 10-летий Советской власти в Дагестане на рубеже Х1Х-ХХ вв.

В числе интересных работ нового времени - труды академика РАН Г. Г. Гамзатова, который систематизировал многовековой художественный опыт народов Дагестана, разработал концепцию национального, зонального и регионального развития художественной культуры, которая базируется на богатом историко-культурном материале и рассматривается ученым в контексте мирового художественного процесса2.

Монографии Р. Г. Абдулатипова3, изданные на рубеже ХХ-ХХ1 вв., отмечены стремлением вникнуть в реальные политические и культурные процессы и дать им философское осмысление.

Важный вклад в разработку культурных взаимоотношений России и Дагестана внесли А. Г. Агаев, М. А. Абдуллаев4. В своих работах авторы исследуют актуальные проблемы развития культуры народов Дагестана.

Ценный фактический материал, интересные наблюдения и выводы содержит книга М. М. Гасанова «Дагестан в составе России (вторая половина XIX века)». Она освещает вопросы социально-экономического, политического и духовного развития Дагестана в составе России во второй половине XIX века.

1 Русско-дагестанские взаимоотношения в ХУЬначале ХХв.: Сб. ст. - Махачкала: ИИЯЛ ДФ АН СССР, 1988.; Художественная культура Дагестана XIX века: Сб. ст. - Махачкала: ИИЯЛ ДФ АН СССР, 1989.; Дагестан в составе России: исторические корни дружбы народов России и Дагестана: Сб. ст. - Махачкала: ИИЯЛ ДФ АН СССР, 1990.

2 Гамзатов Г. Г. Национальная культура в калейдоскопе памяти. - М., 1996.; Гамзатов Г. Г. Дагестанский феномен Возрождения ХУШ-Х1Х вв. - Махачкала, 2000.

3 Абдулатипов Р. Г., Кадиев 3. М. Русско-дагестанские межнациональные отношения. Исторические очерки. -Махачкала, 1990.; Абдулатипов Р. Г. Власть и совесть: Политика, люди и народы в лабиринтах смутного времени. - М., 1994.; Абдулатипов Р. Г. Власть и совесть: Россия и Дагестан - жизнь моя и надежда. - М., 1999.

4 Агаев А. Г. Философия совести. - Махачкала, 1995. Абдуллаев М. А. Из культурно-философского наследия Дагестана. - Махачкала, 1995.

Значительное место в монографии М. М. Гасанова отводится показу вклада русского народа в развитие образования, науки, быта, в изучение природных ресурсов и этнографии Дагестана.

Заметный вклад внесли в изучение дагестанской культуры работы Д. М. Магомедова. В его авторской монографии1 представлен анализ проблем профессионального искусства Дагестана, показан процесс сближения и взаимообогащения национальных культур.

Из последних публикаций дагестанских авторов вызывают интерес труды Л

А. X. Рамазанова, который осуществил попытку осветить важную страницу отечественной истории, связанную с взаимовлиянием культур и экономик во внутригосударственном аспекте.

Анализируя использованную в диссертации научно-историческую литературу, мы пришли к выводу о том, что в отечественной историографии достаточно много работ, освещающих достижения национальной культуры народов Дагестана, исследующих отдельные отрасли прикладного искусства и народных промыслов.

Мы живем в эпоху повышенного интереса к духовным ценностям. В наше время в эпоху унификации культуры остро ставится вопрос и о своеобразии культур, ибо без этого невозможно представить их разнообразие. В этом плане важный интерес представляет книга А. Гольдштейна «Башни в горах» .

Не менее важны работы и других исследователей в этой области4. В Дагестане в 70-80-е гг. XX в. развернулись масштабные исследования проблем

1 Магомедов Д. М. Некоторые вопросы формирования и развития профессионального искусства Дагестана. — Махачкала, 1971.

2 Рамазанов А. X. Международные экономические связи и культурное развитие Дагестана в составе России в Х1Х-начале XX веков. - Махачкала, 1997.; Рамазанов А. X. Россия и Дагестан в Х1Х-начале XX веков. -Махачкала, 2003.

3 Гольдштейн А. Башни в горах. - М., 1977.

4 Любимова Г. Н. и Хан-Магомедов С. О. народная архитектура Южного Дагестана. - М., 1956.; Трунов Дм. Дагестанские умельцы. - М., 1959.; Дебиров П. М. Архитектурная резьба Дагестана. - М., 1966. и др. развития профессионального искусства, вылившиеся в издание нескольких коллективных монографий1.

Источниковой базой исследования послужил широкий круг архивных, музейных, мемуарных материалов. Особую ценность представляют документы, извлеченные из архивов Российского государственного исторического архива (РГИА), Российского военно-исторического архива (РГВИА).

Содержательны документы и материалы Центрального государственного архива Республики Дагестан (ЦГАРД). В работе непосредственно или опосредовано были изучены и использованы различные источники 10-ти фондов. (2, 3, 126, 21 и др.). В целом, они дают возможность проанализировать развитие Дагестана в условиях Российского государства второй половины XIX - н.ХХ в. Это развитие в значительной степени было продиктовано укреплением могущества российского государства с его плюсами буржуазных реформ 60-70-х гг. и минусами дворянской политики с ее ярко выраженной колониальной сущностью.

Учитывая историю и организацию становления и развития архивного фонда Российской федерации, неполную его сохранность в рассматриваемых хронологических рамках исследования, источниковая база работы серьезно расширена за счет опубликованных источников в виде документальных материалов, сборников документов, отчетов, обзоров, календарей, памятных книжек официальных учреждений и организаций. Вместе с тем немаловажное значение имело пополнение источниковой базы большим количеством печатной продукции (газет, журналов, обозрений, известий, вестников, мемуаров и т.п.) в периодической печати, служащей средством официальной информации.

1 Зодчество Дагестана: Сб. ст. — Махачкала, 1974.; Народное декоративно-прикладное искусство Дагестана и современность: Сб. ст. - Махачкала, 1979.; Материальная культура народов Дагестана XIX-нач. XX в.: Сб. ст. -Махачкала, 1988.; Народные художественные промыслы Северного Кавказа: традиции и современность: Сб. ст. - Махачкала, 1988.; Маммаев М. М. Декоративно-прикладное искусство Дагестана. - Махачкала, 1989.

Методология исследования исходит в основном из цивилизационного взгляда на исторический процесс, хотя берутся во внимание и полностью не отметаются идеи и положения классиков марксизма-ленинизма, объясняющие буржуазное развитие Российской империи и ее национальных окраин.

Неравномерность темпов исторического развития метрополий и входящих в них колоний обусловливает существование различных общественных порядков (что имело место в Дагестане после присоединения к России) и определяет взаимоотношение культур народов, ушедших вперед и отставших в своем развитии. Как показал опыт истории, в нашем случае такое взаимодействие ускорило ход исторического развития Дагестана.

Существование при полной внешней безопасности в составе России дало много для развития Дагестана. Данное методологическое положение вкупе с объективно-бесстрастным использованием фактического материала было положено в основу настоящего исследования.

Цель и задачи диссертационной работы определяются её темой и призваны сформировать представление о состоянии дагестано-русских культурных взаимоотношений во второй половине XIX в., свободное от предвзятых мнений и оценок.

Целью представленного исследования является многоаспектное изучение и освещение дагестано-русских культурных взаимоотношений во второй половине Х1Х-н. XX вв.

Главная задача — дать полное цельное представление об историко-культурном пути Дагестана в составе России и об их взаимоотношениях в ракурсе культурных взаимовлияний, для чего решаются следующие задачи:

- показать состояние культуры Дагестана второй половины XIX века;

- обосновать идею о формировании общественно-политических и социально-экономических предпосылок для развития культуры народов Дагестана;

- обозначить роль России в развитии образования и культуры Дагестана второй половины XIX века;

- показать путь от конфессионального образования к светскому, с его преимуществами;

- определить место Дагестана в общероссийской культурной системе;

- показать историю развития декоративно-прикладного искусства, народных промыслов в свете русско-дагестанского культурного взаимодействия.

Исходя из современных реалий нами используется известная методология научного исследования историко-культурного материала, а именно: изложение ведется в компаративистском (сравнительно-историческом) ключе как наиболее продуктивном. В процессе работы автор руководствовался основными принципами исторического исследования: научность, объективность, историзм.

Новое политическое мышление выдвинуло на первый план гуманистические, общечеловеческие ценности во взаимоотношениях народов и отдельных людей. И в этом плане наша работа может быть использована в целях углубления взаимопонимания и терпимости между русскими и дагестанцами. Воспитание историей должно стать важным фактором нравственного совершенствования личности. Дагестано-русские культурные связи, взаимоотношения, возникшие в XIX веке, действуют и ныне, являясь фундаментом отношений между Россией и Дагестаном.

Структура диссертации определена объектом исследования, целью и задачами работы. Она состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Сеидов, Мирсамед Мирсадыкович

Заключение

Если бросить взгляд на культуру Дагестана до присоединения к России, когда он был под влиянием восточной цивилизации, то можем отметить богатейшую духовность, наличие высокоразвитых художественных промыслов, декоративно-прикладного искусства. И это при том, что личность на Востоке не имела собственной ценности. В соответствии с восточными представлениями человек - это песчинка на берегу океана вечности. Не случайно распространенный символ восточной культуры: человек в лодке без весел. Жизнь человека определяло течение реки, т.е. исторические традиции, природа, государство, поэтому весла человеку не нужны. Отсюда — фатализм, как отсутствие возможностей влиять на исторический процесс. Стремление к свободе реализовывалось в духовной сфере, где было возможно отстраниться от власти земной. Никакой экономический интерес не сравнится по силе воздействия с духовными ценностями. Именно духовная общность делает толпу народом.

Русско-дагестанские культурные связи имеют свою длительную историю. Благотворное влияние русской культуры дагестанские народы испытывали задолго до того, как Гюлистанский мирный договор 1813 г. юридически оформил присоединение Дагестана к России. Предпосылки к творческому восприятию русской культуры были созданы всем предшествующим историческим опытом русско-дагестанских отношений. Несмотря на стихийный и неравномерный характер культурных контактов в прошлом, исторически сложившиеся связи и симпатии расчистили почву для плодотворных культурных отношений между двумя народами. Вовлечение горских народов в орбиту влияния передовой России стало фактором, ускорившим вызревание в недрах культуры Дагестана нового направления, ориентированного на просветительские идеи и прогрессивные традиции.

Сложившиеся во второй половине XIX в. общественно-политические и экономические предпосылки для развития культурного диалога реализовались в интенсивные двусторонние культурные связи, благодаря которым в жизнь дагестанских народов входят структуры новоевропейского типа культуры.

Особенностью развития русско-дагестанских культурных связей является то, что русская культура в Дагестане натолкнулась на устойчивые арабоязычные традиции: лицом к лицу сошлись здесь две культуры, две идеологии, две тенденции развития. Все большее расширение сферы русско-дагестанского двуязычия в противовес традиционному арабо-дагестанскому было знамением качественных перемен. Несмотря на то, что русско-дагестанские связи здесь складывались в условиях великодержавных установок, с одной стороны, и феодально-анархической идеологии клерикализма и панисламизма — с другой, неумолимый процесс сближения культур успешно продолжался.

Развитие Дагестана в составе России создало социально-политические и экономические предпосылки для формирования и устойчивого развития дагестано-русских культурных взаимоотношений. В Дагестане было введено «военно-народное» управление, чтобы прочно включить его в общероссийскую систему правления. В нем особое место занимало судопроизводство, опиравшееся на нормы адата и шариата.

Российское правительство стимулировало разработку природных богатств Дагестана, использовавшихся для развития экономики России. Во второй половине XIX в. Дагестан в культурном отношении был отсталой окраиной, где грамотность населения (по переписи 1897г.) составляла 9, 2 %. Однако при этом не учитывалось конфессиональное образование.

В диссертации обоснован вывод о большом положительном вкладе российской интеллигенции в просвещение и образование горских народов в условиях «военно-народного» приобщения Дагестана к духовным ценностям России.

Такие положительные тенденции, как введение научной медицины, светского образования, капитального строительства, связи, прекращение внутридагестанских междоусобиц и т.п. происходило, скорее, вопреки царской политики, чем благодаря ей.

Двойственным было влияние на Дагестан российского капитализма, который мощно заявил о себе к концу XIX в. Проникновение капиталистических отношений в экономику Дагестана объективно ускоряло развитие экономики на новой основе. Субъективно, российский и заграничный капитал вел себя в Дагестане, как и положено в колонии, т.е. прибыль была главным стимулом.

Дагестано-русские взаимоотношения в экономике создавали основу для глубокого интегрирования Дагестана в российскую и мировую экономическую систему.

Строительство новых населенных пунктов в Дагестане было тоже продиктовано колониальными интересами. В то же время они стали играть положительную роль, превращаясь в центры торговли, промышленности, культуры и образования. Строительство горных дорог, железной дороги качественно изменило весь уклад местной жизни. Дагестан обретал европейские черты.

Дагестано-русские культурные взаимоотношения привели к переориентировке с традиционного направления Дагестана на Восток на новое направление на Запад. В этом же направлении развивались дагестанская наука и образование. Российские ученые открыли Дагестан для России и Запада. Многие ученые и люди искусства именно в Дагестане получили мировую славу, раскрыв свой талант. Благодаря российским ученым в Дагестане сформировалась местная русскоязычная интеллигенция.

Неслучаен интерес творческой интеллигенции России к Дагестану. Здесь они находили источник духовности и вдохновения. Дагестано-русские культурные взаимоотношения отразились и в материальной культуре дагестанских народов. Дагестанский уклад жизни пестрел заметными новшествами, заимствованными из России и у россиян, оказавшихся в

Дагестане. Русский образ жизни, русский язык постепенно становились неотъемлемой частью жизненного уклада. История дагестано-русских взаимоотношений показала продуктивность и перспективность именно в социально-экономической и культурной сферах. Дагестано-русские культурные взаимоотношения объективно ведут народы к мирному созиданию.

Только в XIX веке десятки русских художников посетили Кавказ, из них многие побывали в Дагестане. Они оставили богатейшее наследие, имеющее и поныне огромное художественно-эстетическое и научно-познавательное значение. Многие из них во всей жестокой достоверности изобразили драматические события борьбы горцев за свою независимость против царского колониализма. И к их чести — ни один не выступил проводником официальной политики царизма, политики насилия и гнета.

Образы и картины из жизни Дагестана в русской литературе и живописи проникнуты огромной эмоциональной силой, убедительны, точны, правдивы, наполнены глубокой симпатией и уважением к горцам, к их нелегкой судьбе и драматической истории.

Весьма примечателен тот факт, что Кавказ и Дагестан вошли в русское искусство не только новыми темами, сюжетами и образами. Этот экзотический край с его гордыми и свободолюбивыми народами стал своего рода символом для выражения русской интеллигенцией своих собственных социально-политических, идейно-художественных воззрений.

Определенное влияние на развитие культуры и просвещения в Дагестане оказали русские светские школы и училища, открытые в крупных городах и аулах во второй половине XIX — начале XX в. Из числа обучавшихся в этих школах и училищах, а также в институтах, университетах Петербурга, Москвы, Баку, Владикавказа, Еревана, Тифлиса, Екатеринодара формировалась прогрессивная горская интеллигенция, кровно связанная с трудовым народом и открыто вставшая на путь борьбы за его социальное и национальное освобождение. Среди них такие выдающиеся дагестанские революционеры — У.

Буйнакский, М. Дахадаев, С. Габиев, М-М. Хизроев, Д. Коркмасов, Г. Саидов, А. Тахо-Годи, М. Г. Далгат и др.

Во второй половине XIX века были осуществлены переводы на местные языки произведений А. С. Пушкина и А. И. Крылова, Н. А. Некрасова, К. Д. Ушинского. Под воздействием традиций русской науки были предприняты первые попытки изучения истории, археологии и этнографии родного края местными энтузиастами — Д. Шихалиевым, А. Чиркеевским, К. Зульфукаровым, А. Омаровым, М-Э. Османовым, М. Хандиевым, М. Казем-беком, Г. Алкадари, Б. Далгатом.

Отрадно отметить, что до сих пор менталитет дагестанца включает такие общекавказские элементы, как гостеприимство, уважение к старшим, разграничение прав в семье, рыцарский образ жизни мужчин и др. Эти свойства в этнопсихологии кавказцев сформировались не только под влиянием горских традиций, своеобразием хозяйства, на основе исторической памяти, но и в результате интенсивных культурно-экономических добровольных контактов. Так, например, возникновение феномена института гостеприимства кавказцев, который давал возможность обмена информацией, диалога, должно быть связано с географией, месторасположением. Кавказ традиционно представлялся естественным местом диалога межнациональных культур.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Сеидов, Мирсамед Мирсадыкович, 2003 год

1. Центральный государственный архив РД ф. 2 0. 1, Д. 192, Л. 5; ф. 21 - 0.4, Д.57, Л.34; ф. 126 - 0. 2, Д. 726, Л. 12; ф. 150 - 0.1, Д. 2, Л. 1; 0.1, Д. 2, Л 7; ф. 483 - 0.1, Д. 16, Л. 5.

2. Рукописный Фонд СОИГИ ф. 17-0. 1, Д. 6, Л. 256.

3. Рукописный фонд Института ИАЭ ДНЦ РАН.ф. 2 Д. 1912, Л. 35.

4. Краткий отчет начальника дагестанской области со времени образования по 1 ноября 1864 г.

5. Труды комиссии по исследованию современного положения землепользования и землевладения в Нагорной полосе Терской области. — Владикавказ, 1908.3. Военный сборник. 1864 г.4. Дагестанский сборник.

6. Краткий отчет начальника дагестанской области.

7. Обзоры Дагестанской области (за 1892,1894, 1896, 1898, 1990).

8. Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1868-1873г.1.. Мемуарная литература.

9. Амиров Гаджи-Мурад. Среди горцев северного Дагестана (Из дневника гимназиста). // ССКГ. Вып. 3 Тифлис, 1873.

10. Кумык (Шихалиев Д. М.) Рассказ кумыка о кумыках. Кавказ, 1848. № 42.

11. Омаров А. Воспоминания муталима. // ССКГ. Вып. 2 — Тифлис, 1869.

12. I. Исследования и научно-популярные издания

13. Абдуллаев М. А. Из истории философской и общественно-политической мысли народов Дагестана в XIX в. — М., 1968.

14. Абдуллаев М. А. Из истории научной и педагогической мысли досоветского Дагестана. — Махачкала, 1986.

15. Абдуллаев М. А. Преемственность культурного наследия народов Дагестана. Махачкала, 1986.

16. Абдулатипов Р. Г., Кадиев 3. М. Русско-дагестанские межнациональные отношения. Исторические очерки. М., 1990.

17. Агаширинова С. С. Материальная культура лезгин в XIX начале XX в. — М., 1978.

18. Агларов М. А. Сельская община в Нагорном Дагестане в XVIII — н. ХГХвв. — М., 1988.

19. Алкадари Г. Э. Асари Дагестан. — Махачкала, 1929.

20. Аликишиев Р. Ш. Очерки по истории здравоохранения Дагестана. — М., 1958.

21. А. С. Пушкин в критике. М., 1953.

22. Андроников И. Лермонтов в Грузии в 1837г. — М., 1955.

23. Арденс Н. Н. Творческий путь Л. Н. Толстого. М., 1962.

24. Астемирова Ф. Б. Роль русского языка в развитии и обогащении кумыкского языка. М., 1963.

25. Бадаев С.-Э. С. Вайнахская диаспора в Турции, Иордании и Сирии: история и современность. Махачкала, 1998.

26. Бакланов Н. Златокузнецы Дагестана. — М., 1926.

27. Баласс М. Виноделие в России. Предкавказье. Спб, 1989.

28. Бартольд В. В. Сочинения в 9-ти томах. — М., 1963.

29. Башкиров А. С. Искусство Дагестана. Резные камни. М., 1931.

30. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. — М, 1990.

31. Березин Н. И. Путешествие по Дагестану и Закавказью. Казань, 1855.

32. Берже А. П. Выселение горцев с Кавказа. // Военный сборник, 1864. № 10.

33. Бертельс Е. Э. Суфизм и суфийская литература. — М., 1965.

34. Блиев М. М., Дегоев В. В. Кавказская война. М., 1994.

35. Боденштадт Ф. Народы Кавказа и их освободительные войны против русских. Махачкала, 1996.

36. Бородин Н. А. Очерк сельдяного промысла по Западному побережью Каспия-СПб., 1904.

37. Броневский С. М. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе.-М., 1923.

38. Булатов Б. Б. Дагестан на рубеже XIX XX вв. - Махачкала, 1996.

39. Буржуазные реформы в России второй половины XIX в. Воронеж, 1988.28. бутаев М. Д. Большевистская печать Дагестана. — Махачкала, 1988.

40. Блок М. Апология истории. М., 1986.

41. Васильев В. Бестужев-Марлинский на Кавказе. — Краснодар, 1939.

42. Васильев Л. С. История Востока. В 2-х томах. — М., 1993.

43. Величко В. Л. Кавказ. Баку, 1990.

44. Вердеревский Е. А. Плен у Шамиля. — Махачкала, 1960.

45. Волков А. А. Горький и литературное движение конца XIX и начала XX в.-М., 1954.

46. Воронов Н. И. Путешествие по Дагестану. // ССКГ. Вып. I. — Тифлис, 1868.

47. Восток-Запад. Исследования, переводы, публикации. М., 1982, 85, 88, 89.

48. Гаврилов П. А. Устройство поземельного быта горских племен Северного Кавказа.-М., 1992.

49. Гаджиев А. С. Роль русского народа в исторических судьбах народов Дагестана. — Махачкала, 1964.

50. Гаджиев А.-Г. С. Влияние присоединения Дагестана к России на развитие просвещения и культуры. Махачкала, 1966.

51. Гаджиев В. Г. Роль России в истории Дагестана. М., 1965.

52. Гаджиев В. Г. Русско-дагестанские отношения как исследовательская проблема. — Махачкала, 1987.

53. Гаджиева С. Ш. Дагестанские терекеменцы XIX-XX вв. М., 1990.

54. Гаджиева С. Ш. Кумыки. Махачкала, 1958.

55. Гамзатов Г. Г. Формирование многонациональной литературной системы в дореволюционном Дагестане. Махачкала, 1978.

56. Гаммер М. Мусульманское сопротивление царизму. Завоевание Чечни и Дагестана. М., 1998.

57. Ганс Г. Переселение и колонизация. Спб., 1913.

58. Гасанов М. М. Дагестан в составе России. — Махачкала, 1999.

59. Генко А. Н. Арабский язык и кавказоведение. M.-JL, 1941.

60. Геюшев 3. Б. Мировоззрение Г. Б. Зардаби. Баку, 1962.

61. Голубов С. Н. Бестужев-Марлинский. М., 1960.

62. Гольдштейн Н. А. Башни в горах. М., 1977.

63. Горький А. М. ПСС в 30-ти томах. М., 1954.

64. Губаханова Р. А. К вопросу об организации управления Дагестаном во второй половине XIX в. // Из истории дореволюционного Дагестана. — Махачкала, 1976.

65. Губаханова Р. А. Политика России в Дагестане во второй половине Х1Хв. // Историография истории Дагестана досоветского периода. — Махачкала, 1986.

66. Гулишамбаров С. Обзор фабрик и заводов в Закавказском крае. Тифлис, 1894.

67. Григориус А. П. Хозяйственно-экономический очерк виноградарства и виноделия Дагестана в прошлом и настоящем. Одесса, 1929.

68. Далгат Э. М. Крестьянское движение в Дагестане в период развития капиталистических отношений. // Проникновение и развитие капиталистических отношений в Дагестане. Махачкала, 1984.

69. Далгат Б. О русско-туземных школах. 1894.

70. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. — М., 1991.

71. Дебиров П. М. Резьба по камню в Дагестане. — Махачкала, 1982.

72. Добролюбов Н. А. ПСС. М., 1937.

73. Докучаев В. В. Сочинения. М.-Л., 1951.

74. Долгушин А. Переселение в Терскую область из внутренних губерний России. Владикавказ, 1907.

75. Дубровин Н. Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. — Спб., 1871-1889.

76. Евнин Ф. И. Последний шедевр Л. Н. Толстого. В кн. «Толстой -художник».

77. Егорова В. П. И. С. Костемеревский представитель русской интеллигенции в Дагестане. Махачкала, 2000.

78. Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России.-М., 1983.

79. Захаров И. Н. (Якушин) Кавказ и его герои. Спб., 1902.

80. Зиссерман А. Л. Фельдмаршал князь А. И. Барятинский. — М.,1890.

81. Зиссерман А. Л. 25 лет на Кавказе. Спб., 1879.

82. Каймаразов Г. Ш. Формирование социалистической интеллигенции на Северном Кавказе. М., 1988.

83. Каймаразов Г. Ш. Очерки истории культуры народов Дагестана: от времен присоединения к России до наших дней. М., 1971.

84. Каяев А. История Дагестана. — Темир-Хан-Шура, 1910.

85. Киняпина Н. С. Внешняя политика России второй половины XIX в. — М., 1974.

86. Кильчевская Э. В., Иванов А. С. Художественные промыслы Дагестана. — М., 1959.

87. Ключевский В. О. Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории. — М., 1968.

88. Книпович Н. М. Каспийское море и его промыслы. — М., 1923.

89. Козубский Е. М. История города Дербента. — Темир-Хан-Шура, 1906.

90. Козубский Е. М. К истории народного образования в Дагестанской области в первое пятидесятилетие. — Темир-Хан-Шура, 1902.

91. Косвен М. О. Семейная община и патронимия. — М.,1963.

92. Косвен М. О. Этнография и история Кавказа. М., 1961.

93. Кравченко К. Евг. Евг. Лансере. М.-Л., 1946.

94. Крачковский И. Ю. Арабская литература на Северном Кавказе. — Избранное. М.-Л., 1960.

95. Культура на перепутье. Под ред. Сорочкина Б. Ю. — М., 1994.

96. Кумыков Т. X. Мухаджирство в истории горских народов Северного Кавказа. Нальчик, 1994.

97. Ларченко С. Г., Еремин С. Н. Межкультурные взаимодействия в историческом процессе. — Новосибирск, 1991.

98. Ленин В. И. Развитие капитализма в России. — ПСС. Т. 3.

99. Ленин В. И. О культурно-национальной автономии. ПСС. Т. 24.

100. Леонтович Ф. Н. Адаты кавказских горцев. — Одесса, 1882.

101. Любимова Г. Н. Хан-Магомедов С. О. Народная архитектура Южного Дагестана. М., 1956.

102. Маркарян Э. С. Планетарный кризис сквозь призму научно-образовательной культуры. Научная мысль Кавказа. 2000. № 3, 106.

103. Магомедов Р. М. Восстание горцев Дагестана в 1877г. — Махачкала, 1940.

104. Магомедов Р. М. Общественно-экономический и политический строй Дагестана в XVIII начале XIX в. - Махачкала, 1957.

105. Магомедов Р. М. Россия и Дагестан. Махачкала, 1940.

106. Магомедов Р. М. Борьба горцев за независимость под руководством Шамиля. — Махачкала, 1991.

107. Маммаев М. М. Декоративно-прикладное искусство Дагестана. — Махачкала, 1989.

108. Мансуров М. X. Вовлечение Дагестана в общероссийскую1. Г.экономическую систему. Махачкала, 1984.

109. Миллер А. А. Древние формы в материальной культуре населения Дагестана. — М., 1927.

110. Милованов Г. И. Очерк формирования и развития рабочего класса в Дагестане. — Махачкала, 1963.1. Г '

111. Мовчан Г. Я. Жилища нагорного Дагестана в XIX-XX вв. М., 1947.*

112. Наср С. X. В кн.: Сравнительное изучение цивилизаций. М., 1998.

113. Нахшунов И. Р. Экономические последствия присоединения Дагестана к России. Махачкала, 1956.

114. Некрасов Н. А. ПСС. Т. 9,1950.

115. Немирович-Данченко В. И. Горные орлы. Спб., 1903.1 105. Немирович-Данченко В. И. Под горячим солнцем. Спб., 1903.

116. Немирович-Данченко В. И. Кавказские богатыри. М., 1902. ^ 107. Немирович-Данченко В. И. Горе забытой крепости. — Спб., 1904.

117. Оксман Ю. Летопись жизни и творчества В. Г. Белинского. М., 1958.

118. Омаров А. Дагестан: Время и судьбы. Махачкала, 1990.

119. Платонов С. Ф. Лекции по русской истории. М., 1993.• 111. Покровский М. К. Завоевание Кавказа. Дипломатия и войны России в XIX столетии. М., 1923.

120. Потто В. А. Кавказская война. Ставрополь, 1993-94. Т. 1-5.113. Пути Евразии. М., 1992.

121. Рамазанов А. X. Россия и Дагестан в XIX-начале XX веков. Махачкала, 2003.

122. Рамазанов X. X. Сельское хозяйство и промышленность Дагестана в пореформенный период. Махачкала, 1972.

123. Рейнеке Н. Горские народные суды Кавказского края. — Спб., 1912.

124. Романовский А. Кавказ и Кавказская война. Спб., 1830.

125. Романовский Д. Генерал-фельдмаршал князь А. И. Барятинский и Кавказская война. Спб., 1881.

126. Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. М., 1993.120. Русская идея. М., 1992.

127. Салько Н. Б. Дагестанские ковры. — М., 1946.

128. Свистунова А. И. Прогрессивная деятельность русской интеллигенции в Дагестане (вт. пол. XIX нач. ХХв.) - Махачкала, 1943.

129. Селимханов А. К. Историческая справка. Махачкала, 1958.

130. Смирнов Н. А. Политика России на Кавказе в XVII XIX в. - М., 1968.

131. Скрабе Н. И. Народный учитель А. П. Скрабе. Махачкала, 1955.

132. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

133. Сумбат-заде А. С. Сельское хозяйство Азербайджана в XIX в. — Баку, 1958.

134. Тройно Ф. П. Экономическое и культурное развитие горских народов Северного Кавказа в составе России (вторая половина XIX в.) — Ставрополь, 1966.

135. Трунов Дм. Дагестанские умельцы. М., 1959.

136. Услар П. К. О распространении грамотности между горцами. // ССКГ. Т. 2.-Тифлис, 1870.

137. Услар П. К. Предположение об устройстве горских школ. Тифлис, 1887.

138. Ханаху Р. А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени (социально-философский анализ). — Майкоп, 1997.

139. Хан-Магомедов С. Дербент. Горная стена. Аулы Табасарана. — М., 1979.

140. Хашаев Х-М. О. Общественный строй Дагестана в XIX в. М., 1961.

141. Ханмурзаев Г. Г. Дагестан в русской прозе XIX в. Махачкала, 1965.

142. Чернявский А. С. Кавказ в течение 25 лет царствования государя императора Александра II (1855-1880). СПб., 1888.

143. Чехов Н. В. Народное образование в России с конца 60-х годов XIX века. -М., 1912.

144. Шигабудинов М. Ш. К вопросу о промышленном отходничестве из Дагестана в начале XX в. // ВИД. Махачкала, 1974.

145. Шиллинг Е. М. Кубачинская серебряная доска. М., 1938.

146. Шиллинг Е. М. Кубачинцы и их культура: историко-этнографические этюды.-М., 1949.

147. Энгельс Ф. Внешняя политика русского царизма — К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т. 6, ч. 2.

148. Эсадзе С. Историческая записка об управлении Кавказом. — Тифлис, 1907.

149. Эфендиев М. Я знал Льва Толстого и его семью. Махачкала, 1964.

150. Юсуфов Р. Ф. Общность литературного развития народов СССР в дооктябрьский период. М., 1985.1. Статьи и публикации

151. Андреев А. По дебрям Дагестана. // Исторический вестник, 1889. № 10-12.

152. Бутаев Д. Б. Грамотность в горах Дагестана. // Этногрофическое обозрение, 1901. № 1.

153. Габиев С. И. О военно-народном управлении. // Заря Дагестана, 1913,4 авг.

154. Габиев С. И. Дагестанский суд. // Заря Дагестана, 1913, 4 авг.

155. Гидулянов П. В. Сословно-поземельный вопрос и раятская зависимость в Дагестане. // Этнографическое обозрение. Тифлис, 1901.

156. Дешериев Ю. А. Значение научного наследия П. К. Услара для современного кавказоведения. // Вопросы языкознания, 1956. № 3.

157. Захаров Л. Г. Самодержавие, бюрократия и реформы 60-х гг. в России. // Вопросы истории, 1989. № 10.

158. Киняпииа Н. С. Административная политика царизма на Кавказе и Средней Азии в XIX в. // Вопросы истории , 1983. № 4.

159. Мейланова У. А. П. К. Услар выдающийся ученый — кавказовед. «Ученые записки ИИЯЛ». Т.1,1956.

160. Мусульманское духовенство и народные школы. // Кавказ, 1893. 12 сент.

161. Шаханов Б. // Казбек, 1898. 3 янв., № 390.

162. Шошин Ф. Как прекратить разбои на Кавказе. // Санкт-Петербургские ведомости, 1898. № 358.

163. Диссертации и авторефераты диссертаций

164. Абдулаева М. Ш. Влияние русской культуры на духовную жизнь народов Дагестана XIX XX вв. (1860-1990-е гг.). Автореф.дисс.канд.ист.наук. -Махачкала, 2003.

165. Бадаев С.-Э. С. Вайнахская диаспора в Турции, Иордании и Сирии: история и современность. Автореф.дисс.канд.ист.наук. — Махачкала, 1998.

166. Гашимов P.P. Борьба горцев Северо-восточного Кавказа 20-50 годов XIX века в советской историографии. Автореф.дисс.канд.ист.наук. — Махачкала, 2003.

167. Геворкян Д. Н. Создание и деятельность российской администрации в Дагестане (1860-1917). Автореф.дисс.канд.ист.наук. — Махачкала, 1999.

168. Шарипов М. Р. Зарождение и развитие фабрично-заводской промышленностип в Дагестане во второй половине XIX — начале ХХвв. Автореф.дисс.канд.ист.наук Махачкала, 1998.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.