Человек в развёртывании виртуальной реальности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат философских наук Трофимова, Алёна Александровна
- Специальность ВАК РФ09.00.01
- Количество страниц 164
Оглавление диссертации кандидат философских наук Трофимова, Алёна Александровна
ОГЛАВЛЕНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. АСПЕКТЫ РАЗВЁРТЫВАНИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ
РЕАЛЬНОСТИ.
§ 1. Виртуальная реальность: подходы и определения.
§ 2. Онтологический аспект развертывания виртуальной реальности.
§ 3. Гносеологический аспект развертывания виртуальной реальности.
ГЛАВА II. АТРИБУТЫ РАЗВЁРТЫВАНИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ
РЕАЛЬНОСТИ.
§ 1. Антропный принцип как атрибут развёртывания виртуальной реальности.
§ 2. Сценарность как атрибут развёртывания виртуальной реальности.
§ 3. Виртуальная реальность в современной культуре.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК
Виртуальная реальность: сущность, критерии, типология2004 год, кандидат философских наук Кирик, Татьяна Анатольевна
Виртуальная реальность: Исследование онтологических и коммуникационных основ2002 год, доктор философских наук Орехов, Сергей Иванович
Концептуализация виртуальной реальности2007 год, кандидат философских наук Саяпин, Владислав Олегович
Онтологическое содержание виртуальной реальности2011 год, доктор философских наук Елхова, Оксана Игоревна
Виртуальная реальность в современной социальной ситуации2007 год, доктор философских наук Бондаренко, Тамара Алексеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Человек в развёртывании виртуальной реальности»
Актуальность темы ^исследования обусловлена развитием и на сегодняшний день широким использованием виртуальной реальности, под воздействием которой личность существенно меняется. Обилие информационных объектов позволяет человеку формировать, с одной стороны, индивидуальные смыслы и значения в соответствии с собственными предпочтениями, с другой, - порождает человека массового сознания, находящегося под давлением глобальных изменений. Тем не менее, возникнув, как перспективная технология моделирования объектов и сред, виртуальная реальность организует процесс обучения какой-либо деятельности, формирует пространство для отдыха, а также способна преодолевать пространство и время физического мира.
Виртуальная реальность представляет собой новую форму человеческой активности в трансляции и интерпретации новых смыслов и значений. Она стала возможна на базе развития микропроцессорной техники. Культурная реальность вложила в виртуальные образы и события такие смыслы, осуществление которых невозможно в окружающей человека физической реальности. Виртуальная реальность призвана обществом воплотить в себе идеи развития человеческой сущности, наряду с другими реальностями: игровой, театральной, кинореальностью. Онтологический подход к процессам виртуальной реальности подразумевает анализ общих и частных тенденций её развёртывания как смыслосодержащего феномена современной культуры. Именно процесс развёртывания виртуальной реальности показывает то, насколько гармонично она включена в общественную и индивидуальную жизнь людей. Взаимосвязь социально-культурной и виртуальной реальностей помогает выявить господствующие мировоззренческие установки и ценностные ориентиры современного общества.
Присутствие человека в виртуальной реальности' не бессмысленно, а направлено на участие в событиях, которые содержательны и предметны. Человек как носитель сознания выступает онтологически необходимым элементом развёртывания виртуальной реальности, раскрытия и интерпретации заложенных в неё смыслов. Благодаря человеческой активности, как сознательной, так и физической, проблема развёртывания виртуальной реальности приобретает философский статус.
Таким образом, осмысление виртуальной реальности дополняет уже существующее знание о мире, социуме^, человеке, развивает его в той мере, в какой используется сама виртуальная реальность. Поэтому в настоящее время актуализируются проблемы онтологических оснований развёртывания виртуальной реальности, а также роли человека в этом процессе, что способствует пониманию смыслового потенциала виртуальной реальности в дальнейшем освоении действительности.
Степень разработанности проблемы. В научной литературе нет единого взгляда на виртуальную реальность: она стала выражением психологических состояний человека, культурных феноменов или технических средств программирования.
Изначально понятия «виртуальный» и «реальный» мыслились раздельно и до сих пор рассматриваются самостоятельно как зарубежными, так и отечественными авторами. С нашей точки зрения, понятие «виртуальный» наименее определено и поэтому в рамках данного исследования нуждается в отдельном анализе с привлечением трудов таких философов как Аристотель, Ф.Аквинский, Н.Кузанский, А.Бергсон.
В конце XX в. произошедший синтез этих понятий в одно - «виртуальная реальность», - первоначально был исследован зарубежными мыслителями. Виртуальная реальность понималась в контексте информационных технологий такими авторами как М.Кастельс, М.Крюгер, М.Хайм, Ф.Хэмит. Дальнейшее развитие и уточнение в отношении моделирования пространства с помощью аппаратно-програмного комплекса (ВР-систем) и взаимодействия с ним человека новое понятие получило в работах У.Брикена, Ф.П.Брукса, Дж.Ланье, И.Сазерленда.
Следует отметить, что интерес к проблеме виртуальной реальности в последние десятилетия стал носить международный характер, и отечественные исследователи в этом отношении - не исключение. Среди них: И.А.Акчурин, О.А.Антонова, В.И.Аршинов, О.Е.Баксанский, В.А.Глазунов, А.А.Бодров, П.И.Браславский, Р.И.Вылков, А.В.Захряпин, Е. А.Золотухина- Аболина,
B.Ильин, И.Г.Корсунцев, Л.В.Литвинцева, М.В.Лебедев, Н.Б.Маньковская, Н.А.Носов, С.В.Соловьёв, С.И.Орехов, В.М.Розин, Е.Е.Таратута, С.С.Хоружий и др.
По мере увеличения интереса к теме виртуальной реальности определяются разные пути понимания сущности данного понятия. В настоящее время можно утверждать о наличии как минимум четырёх подходов: культурологического, технического, психологического и интегративного. Культурологический подход отождествляет виртуальную реальность с процессами и явлениями культуры. К разработчикам данного подхода относятся: О.Е.Баксанский, Г.Ильин, М.Кастельс, И.Г.Корсунцев, А.И.Лисин и др. Техническая концепция понимания виртуальной реальности определяет последнюю как технический результат моделирования пространства, с помощью различных языков программирования. Авторы данного подхода - М.Б.Игнатьев, М.Кастельс, М.Крюгер, Ф.М.Кулаков, Л.В.Литвинцева, С.Лем, В.М.Розин, Е.А.Шаповалов, М.Эпштейн, и др. Психологический подход состоит в отнесении виртуальной реальности к различным состояниям сознания, художественному вымыслу или воображению. Это работы О.А.Антоновой, Н.А.Носова, Ю.М.Осипова, О.Р.Маслова, Н.Б.Маньковской, С.В.Соловьёва и пр. Интегративный подход к пониманию виртуальной реальности состоит в синтезе предыдущих и сводится к признанию ценности и технических средств моделирования пространства, и человеческой включённости в этот процесс на основании правильной интерпретации культурных смыслов. Данный взгляд прослеживается в работах A.B. Захряпина, Е.Ковалевской, М.Ю.Опенкова, С.И.Орехова, Е.Е.Таратуты,
C.С.Хоружего и др.
Проблематика развёртывания естественной реальности как процесса последовательной смены состояний во времени восходит к трудам Плотина.
Понимание термина «развёртывание», как имеющего основание в Боге, отмечается у христианских философов: Августина, Дионисия Ареопагита, Иоанна Скота Эриугены, Т.Шартрского. В дальнейшем эта линия развивается в направлении исследования взаимосвязи Бога и мира в произведениях таких философов как Н.Кузанский и Г.В.Лейбниц. Дальнейшее понимание развёртывания как эволюции материального и духовного мира отражено в трудах Ж.М.Гюйо, А.Бергсона. Рассмотрение развёртывания в контексте виртуальной реальности представлено через близкое по значению понятие процессуальности в работах А.В.Захряпина, С.И.Орехова, Е.Е.Таратуты. Однако данный термин лишь фиксирует необходимость взаимодействия технических средств (ВР-систем) и сознания человека, в котором только и возможна виртуальная реальность. Термин же, отражающий смысловую основу виртуальной реальности, - развёртывание - на сегодняшний день детального анализа не имеет.
Несмотря на обилие работ авторов, изучающих характеристики виртуальной реальности, современное состояние исследований не дает исчерпывающего онтологического описания места и роли человека в развёртывании виртуальной реальности и его воздействие на процесс развертывания.
Проблема исследования может быть сформулирована в следующих вопросах: в чём заключаются онтологические основания развёртывания виртуальной реальности? Какова роль человека в развёртывании виртуальной реальности?
Цель работы состоит в выявлении оснований развёртывания виртуальной реальности в зависимости от присутствия человека.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать анализ существующих подходов к пониманию виртуальной реальности;
- зафиксировать онтологический аспект развёртывания виртуальной реальности; 1
- исследовать гносеологический аспект развёртывания виртуальной реальности;
- рассмотреть антропный принцип в ВР, т.е. необходимость человека, создающего новые смыслы виртуальных образов, в качестве атрибута развёртывания виртуальной реальности;
- определить сценарность в качестве атрибута развёртывания виртуальной реальности;
- выявить основные принципы взаимовлияния культурной и виртуальной реальностей.
Теоретико-методологическая база диссертационного исследования опирается на принципы и идеи отдельных авторов. Философские и общенаучные принципы следующие:
- антропный принцип и принцип детерминизма при рассмотрении атрибутов развёртывания виртуальной реальности;
- системный подход, позволивший анализировать виртуальную реальность, как единую систему, как порождённую социально-культурной реальностью, и стоящую в одном ряду с кинореальностью, театральной реальностью;
- сравнительно-исторический метод при исследовании историко-философского понимания развёртывания, понятия «виртуальной реальности» по мере развития взаимодействия технических средств с человеком;
- методологии сравнительного и целостного анализа в обосновании и аргументации подходов к пониманию виртуальной реальности, анализу моделей присутствия и взаимодействия людей в физической и виртуальной реальности, а также рассмотрению интеграции виртуальной реальности в общество;
- общелогические методы: анализ и синтез, - в разработке онтологического и гносеологического аспекта развёртывания виртуальной реальности.
А также исследования отдельных авторов:
- труды Августина, А. Бергсона, Ж. М. Гюйо, Н. Кузанского, Г.В.Лейбница отражающие философский контекст понятия «развёртывания» как бесконечной творческой силы;
- работы отечественных и зарубежных авторов по проблеме значения виртуальной реальности в современном обществе: О. А. Антоновой, Р. Водина, А. В. Захряпина, Е. А. Золотухиной-Аболиной, И. Г. Корсунцева, Л. В. Литвинцевой, Н. Б. Маньковской, Н. А. Носова, С. В. Соловьёва, С. И. Орехова, Е. Е. Таратуты, и др.;
- исследования феномена виртуальных сообществ, у таких авторов как А. В. Захряпин, С. И. Орехов, М. Кастельс и др.;
- идею процессуальной формы существования виртуальной реальности С. И. Орехова, помогающую сформулировать авторское определение понятия «виртуальная реальность» и рассмотреть сценарную структуру виртуальных образов и событий;
- сущностные свойства виртуальной реальности: порождённость, автономность, актуальность и интерактивность, выделенные Н. А. Носовым.
Научная новизна исследования:
1. Виртуальная реальность рассмотрена со стороны присутствия в ней человека как пользователя и как программиста, что позволяет определить атрибуты развёртывания виртуальной реальности;
2. Установлено, что пользователь виртуальной реальности онтологически дополняет её, актуализируя смысловое поле виртуальных образов и событий. По мере развития виртуальной реальности именно его активность все больше определяет смыслы образов виртуальной реальности;
3. Показана ценность искусственных субъектов (персонажей), которые создают социально-культурное пространство в пределах виртуальной реальности, дополняя характеристику её превращенности, что создает особенное пространство для участия пользователя;
4. Введено понятие «развёртывание виртуальной реальности», заключающееся в транслировании ВР-системой информации и интерпретации её человеком. Развёртывание виртуальной реальности есть её Смысловое существование, происходящее во взаимодействии ВР-системы и человека;
5. Раскрыто новое значение антропного принципа в виртуальной реальности.
Если классически понимаемый в космологии антропный принцип ставит методологическую цель очистить факты от присутствия телесности человека и его ментальности, потому что сам человек не имеет отношения к структуре космоса, то в виртуальной реальности ситуация обратная, тут антропный принцип должен раскрыть характер зависимости этой реальности от присутствия человека. Собственно само производство образов и событий привязано к присутствию человека в виртуальной реальности, опирается на его активное участие в ней. Таким образом, антропный принцип в виртуальной реальности применяется обратным образом, нежели в космологии.
Положения, выносимые на защиту:
1. Под виртуальной реальностью понимается искусственная среда, создаваемая техническими средствами, продуцирующими новое пространство для самоопределения и взаимодействия человека внутри системы. Его роль не ограничивается лишь сознательным и физическим взаимодействием с виртуальными событиями - человек должен понимать свой образ, цель и задачи в виртуальной реальности, что позволяет ему погружаться в виртуальные события.
2. В виртуальной реальности меняются некоторые онтологические категории:
Пространство - конструкция виртуальной реальности, характеризующаяся трёхмерным изображением протяжённости, выражающемся в виртуальном образе и событии.
Время проявляется в запрограммированной последовательности виртуальных образов и событий, реализация которых может быть отложена человеком на неопределённый срок. ,
Под формой понимается процесс конструирования и воспроизведения (репрезентации) виртуальных образов и событий, т.е. правила и границы реальности.
Содержание виртуальной реальности - это информационное поле виртуальных образов и событий для восприятия и интерпретации человеком смысла в контексте принимаемых им ролей.
3. В развертывании виртуальной реальности пользователь выбирает одно из двух направлений: «от существования к сущности» и «от сущности к существованию». В данном контексте сущность - выбор человеком виртуального образа и стратегии поведения в реальности, существование -присутствие и взаимодействие исходя из выбранного образа. В первом направлении человек определяет свою роль в процессе взаимодействия. Во втором - человек заранее определяет роль и стратегию поведения в виртуальной реальности, самоопределяется до участия в виртуальных событиях. Оба сценария развёртывания виртуальной реальности в полной мере способствуют взаимной трансляции информации человеком и ВР-системой.
4. Гносеологический аспект развёртывания виртуальной реальности отражает новые возможности освоения и использования знаний на материале виртуальной реальности, возможности самопознания через конструирование желаемых образов и событий, а также включает возможность преодоления временных и пространственных барьеров физической реальности в организации действий пользователя по обмену информацией.
5. В работе выделено два атрибута развертывания виртуальной реальности: антропный принцип (отражает необходимость интерпретации человеком смыслов виртуальной реальности) и сценарная структура виртуальных событий (заключающаяся в предзаданной реализации виртуальных образов и событий).
6. Выявлены принципы взаимоотношения человека с социально-культурной реальностью на основе взаимодействия человека в виртуальной реальности, которые открывают новое поле для исследования онтологической зависимости естественных и искусственных реальностей.
Теоретическое значение диссертационного исследования состоит в разработке и анализе атрибутов развёртывания виртуальной реальности, которая тесно связана с современной культурной реальностью. Таким образом, виртуальная реальность - это искусственная среда взаимодействия, позволяющая обратить взор на физическую реальность и конструктивно подойти к устранению недостатков, свойственных действительности: труднодоступность информации, разобщённости людей, нетерпимости к чужому.
Практическая значимость. Отдельные результаты работы могут рассматриваться как предпосылки для использования исследования виртуальной реальности в образовании, психологической и психотерапевтической практике, а также социологических исследованиях. Работа содержит материалы и выводы, которые могут быть реализованы в преподавании курсов философии, современной философии, антропологии, культурологии, а также составить основу специализированного курса, посвященного виртуальной реальности.
Апробация работы. Материалы диссертации использовались в лекционных курсах и семинарах, проводимых автором со студентами и магистрантами ОмГПУ. Основные положения диссертации излагались автором в период с 2008 по 2011 год в виде докладов на научно-практических и международных конференциях: Всероссийской научной конференции «Реальность. Человек. Культура: религия и культура» (ОмГПУ, Омск, 2008); Международной научной конференции «Генезис категории виртуальная реальность» (Саранск, 2009); V Всероссийском философском конгрессе «Наука. Философия. Общество» (Новосибирск, 2009); Всероссийской научной конференции «Реальность. Человек. Культура: фундаментализм как тип мировоззрения» (ОмГПУ, Омск, 2010); Межвузовской научной конференции «Трансформация СССР в Содружество Независимых Государств: причины, проблемы, противоречия (к 20-летию Беловежского соглашения 8 декабря 1991 г.)» (ОмЮИ, Омск, 2011); а также положения диссертационного исследования опубликованы в журнале «Омский научный вестник» (Омск, 2011), рекомендованном ВАК для публикации результатов кандидатских диссертаций.
Структура и объём исследования. Текст состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, содержащего 190 наименований. Работа изложена на 164 страницах.
Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК
Конструирование реальностей как механизм развития культуры2007 год, кандидат философских наук Петренко, Юлия Александровна
Проблема виртуальной реальности: социально-философский аспект2009 год, кандидат философских наук Кириллова, Анастасия Александровна
Понятие виртуального бытия: Поливариантность эволюции2004 год, кандидат философских наук Горинский, Алексей Сергеевич
Компьютерное творчество в процессе становления информационного общества2006 год, кандидат философских наук Павловская, Ольга Виленовна
Виртуальная реальность как пространство социализации: социально-философский анализ проблемы2014 год, кандидат наук Хазиева, Наталия Олеговна
Заключение диссертации по теме «Онтология и теория познания», Трофимова, Алёна Александровна
Основные выводы второй главы:
- антропный принцип отражает онтологическую ценность человека в развёртывании виртуальной реальности. Человек является центром и границей, наблюдателем и участником виртуальных образов и событий. Несмотря на ценность человека в Универсуме, научное познание отвергает субъективность исследователя как возможного проводника к заблуждениям. Антропный принцип виртуальной реальности основывается на присутствии и переживании реальности человеком. Таким образом, антропный принцип является атрибутом развёртывания виртуальной реальности;
- сценарий виртуальной реальности - это запрограммированная последовательность возможных событий и действий субъекта, имеющая ограниченно-ветвящуюся структуру и конечное число исхода виртуальной программы. Сценарность виртуальных образов и событий обеспечивает психологический комфорт для пользователя и выступает атрибутом развёртывания виртуальной реальности. Развёртывание происходит не хаотично и не хроникально, а неизменно сценарно. Атрибуты развёртывания виртуальной реальности сводятся к присутствию человека и сценарной организации виртуальных образов и событий.
- Смыслы культурной реальности нашли своё выражение в сценарной организации виртуальных образов и событий, восприятие и интерпретация которых человеком отражает процесс развёртывания виртуальной реальности. ВР-система - это закрытая система продуцирования новых смыслов и значений, т.е. сценарно организованная, продуманная до мелочей создателем система виртуальных образов и событий. Человек - это открытая система, способная к развитию и саморазвитию. Их взаимодействие, выраженное в понятии «виртуальная реальность», указывает на развёртывание смыслового поля между ними. Таким образом, взаимовлияние реальностей друг на друга начинается ещё во время взаимодействия человека и ВР-системы и продолжается по его окончании.
- рассмотренные аспекты влияния виртуальной реальности на культуру обращают наше внимание на всё большую зависимость теперь уже человека от виртуальной реальности. Развитие и совершенствование ВР-систем, а также неиссякаемый поток желаний и потребностей пользователя находят друг друга в событиях виртуальной реальности.
Заключение
Человек в развёртывании виртуальной реальности выступает создателем и интерпретатором вложенных в неё смыслов. Он является центральным элементом онтологического и гносеологического аспектов развёртывания виртуальной реальности.
Развёртывание виртуальной реальности состоит в уникальной комбинации обмена смыслами между человеком и ВР-системой, который осуществляется как во время их взаимодействия, так и после него. Онтологический аспект развёртывания виртуальной реальности заключается в преодолении незыблемой природы условий и обстоятельств, а значит, и в устранении конечности человеческой жизни, хоть и в рамках виртуального пространства. Новая организация пространства даёт возможность человеку погрузиться в реальность без страха за свою жизнь - он не рождается и не умирает. Виртуальная реальность требует быстрого самоопределения и активного взаимодействия. Если в физической реальности человек только во взаимодействии находит пути приобщения к смыслу, то виртуальная реальность предлагает два пути: существование, предшествующее сущности, и наоборот, сущность, предшествующая существованию.
Гносеологический аспект развёртывания виртуальной реальности заключается в замкнутой системе информационных потоков, способствующих обучению, отдыху, общению, но в наименьшей степени располагающих к творчеству. Виртуальная реальность создаёт для человека новые познавательные возможности, недоступные в реальности физической. Во-первых, возможность использования знаний на практике моделируемой реальности. Во-вторых, возможность самопознания через конструирование желаемых образов и событий. В-третьих, возможность преодоления временных и пространственных барьеров физической реальности в организации обмена информацией. Таким образом, виртуальная реальность обеспечивает человека новыми возможностями приобретения и закрепления знаний.
Развёртывание виртуальной реальности состоит в индивидуальной интерпретации человеком образов и событий виртуальной реальности. Таким образом, антропный принцип является атрибутом развёртывания виртуальной реальности, т.к. выступает онтологически необходимым элементом её построения. Виртуальная реальность нереальна, невозможна без человека и опирается на его сознательную деятельность в своём конструировании. Если для антропного космологического принципа человек является конечным пунктом развития, то для антропного принципа виртуальной реальности с человека всё только начинается. Это и действия по моделированию и конструированию ВР-систем и внешние и внутренние действия, уже непосредственно являющие виртуальные события. Человек задает форму и содержание виртуальных образов и сценариев событий, очерчивает границы возможных действий. Данные различия космологической и виртуальной концепций антропного принципа закономерны и понятны, так как без конечного этапа развитие и становление возможно, а без начального -абсурдно. Рефлексия необходимости человека в виртуальной реальности ведёт к появлению новых мировоззренческих структур, положения которых только предстоит сформулировать.
Атрибутом развёртывания виртуальной реальности также явился принцип сценарности. Виртуальная реальность конструирует образы и события, связанные одной идеей. Сценарий виртуальной реальности - это объединённые одной мыслью развивающиеся во времени виртуальные образы и события, переживание которых пользователем всегда уникально. В этом состоит экзистенциальный потенциал развёртывания виртуальной реальности, что представляет дальнейший интерес исследования. Через сценарий задаются параметры новой реальности и методы, законы пребывания в ней. Правила делают виртуальную реальность упорядоченной системой, а для человека выполняют целеустроительную функцию, ограничивая, - ведут его к решению намеченных задач. Виртуальная реальность располагает множеством сконструированных сценариев развития событий. Если в культурной реальности человек является «творцом» индивидуальных образов и событий, то в виртуальном пространстве - «исполнителем» чужого замысла. Таким образом, основными чертами развёртывания виртуальной реальности являются необходимое присутствие человека и сценарная структура развития виртуальных образов и событий.
Выявленные атрибуты развёртывания являются основанием для обмена информацией между ВР-системой и человеком, а значит, обеспечивают взаимодействие культурной и виртуальной реальностей. В диссертации зафиксированы принципы, объясняющие место человека в культурной реальности на основе его взаимодействия с виртуальной реальностью:
- сущность, предшествующая существованию, реализуемая в человеке ведёт к суженному сознанию;
- наличие разумной и бесконечной активности способствует закреплению ценности иррациональной, смертной природы человека;
- разобщённая работа тела и сознания ведёт к большей психологической нагрузке;
- преодоление пространственно-временного континуума приводит к увеличению темпа человеческой жизни, восприятия и обработки информации;
- свобода и равенство в доступе к информации провоцируют большую избирательность и, как результат, большую разобщённость людей, объединённых на основе интереса в локальные краткосрочные группы;
Выявленные принципы способствуют продуктивному взаимодействию, и в виртуальной реальности, и в осмыслении, уточнении знания культурной реальности. Более того, открывается новое поле для исследования онтологических зависимостей естественных и искусственных реальностей, а также анализ взаимодействия человека в различных реальностях и их интеграции с порождающей реальностью.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Трофимова, Алёна Александровна, 2011 год
1. Абдеев, Р.Ф. Философия информационной цивилизации Текст. / Р. Ф. Абдеев М.: Владос, 1994. - 334 с.
2. Абрамов, М. Г. Потенциал виртуальности Текст. / М. Г. Абрамов // Абрамов М. Г. Экология и жизнь. М., 2006. - № 9. - С. 42 - 46.
3. Алексеев, П. В. Философия Текст. / П. В. Алексеев А. В. Панин М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 592 с.
4. Алексеенко, Н. Н. Психоаналитические аспектьГ поведения человека в киберпространстве Текст. / Н. Н. Алексеенко // Алексеенко Н. Н. Журнал практической психологии и психоанализа. 2000. - № 3.
5. Аквинский, Ф. Сумма теологии Текст. / Ф. Аквинский // Аквинский Ф. Антология мировой философии. Т. 1.4. 2. М., 1969. С. 831.
6. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев СПб.: Питер, 2001.-288 с.
7. Антипенко, А. Г. Проблемы физической реальности Текст. / А. Г. Антипенко М.: Наука, 1973. - 262 с.
8. Антонова, О. А., Соловьёв, С. В. Теория и практика виртуальной реальности. Логико-философский анализ Текст. / О. А. Антонова, С. В. Соловьёв -СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. 168 с.
9. Аристотель, Метафизика Текст. / Аристотель // Аристотель. Сочинения в 4-х томах. М.: Мысль, 1975. - Т. I. - 550 с.
10. Аристотель, Поэтика Текст. / Аристотель // Аристотель. Сочинения в 4-х томах. М.: Мысль, 1983. - Т. IV. - 704 с.
11. Аршинов, В. И., Постнеклассическая рациональность виртуалистика и информационные технологии Текст. / В. И. Аршинов, М. В. Лебедев // Аршинов В. И., Лебедев М. В. Философские науки. М., 2007. - № 7. - С. 9 -30.
12. Баксанский, О. Е. Виртуальная реальность и виртуализация реальности Текст. / О. Е. Баксанский // Баксанский О. Е. Концепция научных миров и научное познание. СПб.: РХГИ, 2000. - С. 292 - 306.
13. Барлоу, Д. П. Декларация независимости киберпространства // Криптоанархия, кибергосударства и пиратские утопии Текст. : [антология] Екатеринбург: Ультра. Культура, 2005. - С. 61 - 66.
14. Барчугова, Е. В., Рочегова, Н. А. Композиционная подготовка студента-архитектора. Компьютерное моделирование. Текст. / Е. В. Барчугова, Н. А. Рочегова // Барчугова Е. В., Рочегова Н. А. Архитектура и строительство Москвы. М., 2002. - № 2 - 3.
15. Бергсон, А. Творческая эволюция. Материя и память Текст. / А. Бергсон. -Мн.: Харвест, 1999. 1408 с.
16. Бердяев, Н. А. Смысл творчества (опыт оправдания человека) Текст. / Н. А. Бердяев. М.: Изд-во Г. А. Лемана и С. И. Сахарова, 1916. - 269 с.
17. Бердяев, Н. А. Смысл творчества (опыт оправдания человека) Текст. / Н. А. Бердяев. М.: ООО Изд-во АСТ; Харьков: Фолио, 2004. - 678 с.
18. Березина, Т. Н. Многомерная психика. Внутренний мир личности Текст. / Т. Н. Березина М.: ПЕРСЭ, 2001. - 319 с.
19. Бодрийяр, Ж. Система вещей Текст. / Ж. Бодрийяр. М.: Рудомино, 1995. -191 с.
20. Болдышев, И. В. Виртуализация социальной действительности и социальная практика Текст. : дис. . канд. филос. наук. / Болдышев В. И. Нальчик, 2006.- 131 с.
21. Борщов, А. С. Принцип детерминизма и основные законы диалектики Текст. /А. С. Борщов Саратов, 1990. - 152 с.
22. Браславский, П. И. Технология виртуальной реальности как феномен культуры конца XX начала XIX веков Текст. : автореф. дис. . канд. культур, наук. / Браславский П. И. - Екатеринбург: УрГУ, 2003. - 23 с.
23. Бытие человека в культуре (опыт онтологического подхода) Текст. / Е. К. Быстрицкий, В. П. Козловский [и др.]. Киев: Наукова думка, 1991. -176 с.
24. Вирильо, П. Машина зрения Текст. / Вирильо П. СПб.: Нева, 2004. -140 с.
25. Водин, Р. Пауки и сети Текст. / Р. Водин // Коммерсант DAILY. 1996 -№ 82.-С. 10-11.
26. Войцехович, В. Э. Антропный принцип как философско-математическая проблема: существует ли число человека? Текст. / В. Э. Войцехович // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Философия». -2007.-№3 (31).-С. 23 -32.
27. Вылков, Р. И. Феномен киберпространства как философско-методологическая проблема Текст.: автореф. дис. . канд. филос. наук / Вылков Р. И. Екатеринбург: Изд-во Уральского государственного университета им. А. М. Горького, 2005. - 24 с.
28. Гадамер, Х.-Г. Истина и метод: Основы филос. Герменевтики Текст. / X.-Г. Гадамер; пер. с нем. / общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова.— М.: Прогресс, 1988.-704 с.
29. Гальперин, П. Я. Лекции по психологии Текст.: учебное пособие. / П. Я. Гальперин М.: Книжный дом «Университет»: Высшая школа, 2002. -400 с.
30. Гарнцев, М.А. Проблема самосознания в западноевропейской философии (от Аристотеля до Декарта). М.: Издательство МГУ, 1987. - 214 с.
31. Гартман, Н. Эстетика Текст. / Н. Гартман; пер. с нем. М.: Изд-во иностранной литературы, 1958. - 692 с.
32. Гасилин, В. Н. Принципы в структуре философского знания Текст. /
33. B. Н. Гасилин Саратов, 1987. - 157 с.
34. Гераимчук, И. М. Философия творчества Текст. / И. М. Гераимчук Киев: ЭКМО, 2006.-120 с.
35. Гиперссылка. Электронный ресурс. URL: http://m.wikipedia.org/wiki/THnepccbuiKa.
36. Гипертекст. Электронный ресурс. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/THnepTeKCT.
37. Глобальная статистика мирового Интернета. Электронный ресурс. URL: http://www.antula.ru/counts-5.htm
38. Горохов, В. Г., Розин, В. М. Техническое знание в современной культуре Текст. / В. Г. Горохов, В. М. Розин М.: О-во «Знание» РСФСР, 1987. -40 с.
39. Грицанов, А. А., Галкин Д. В., Карпенко И. Д. Виртуальная реальность Текст. / А. А. Грицанов, Д. В. Галкин, И. Д. Карпенко // Новейший философский словарь: 2е изд., переработ, и дополн. -Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2001. С. 171 - 173.
40. Груздева, Е. Н. «Властелин колец» как миф постиндустриального, сетевого и информационного общества. Текст. / Е. Н. Груздева, В. В. Калмыкова // Вопросы философии. 2011. - №8 - С. 75 - 85.
41. Денисов, С. Ф. Естественные и технические науки в мире культуры Текст. : учеб. пособие / С. Ф. Денисов, Л. М. Дмитриева. Омск: Изд-во ОмГТУ, 1997.-448 с.
42. Доддс, Э. Р. Греки и иррациональное Текст. / Доддс Э. Р. СПб.: Алетейя, 2000. - 507 с.
43. Дойч, Д. Структура реальности Электронный ресурс. URL: http://krotov.info/libsec/05d/doy/ch03.html.
44. Дука О. Г. Теория смыслового поля Текст.: монография. / О. Г. Дука. -Омск: изд-во ОмГПУ, 2009. 124 с.
45. Емельянов, Б. В. Грани русской философии: поиски смыслов Текст. / Б. В. Емельянов, С. И. Орехов Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2005. -186 с.
46. Жижек, С. Киберпространство или невыносимая замкнутость бытия Текст. / С Жижек // Жижек С. Искусство кино. 1998, - № 1 - С. 119 - 128.
47. Жижек, С. Киберпространство или невыносимая замкнутость бытия Текст. / С Жижек // Жижек С. Искусство кино. 1998, - №2. - С. 119 - 128.
48. Захряпин, А. В. Виртуальное мировоззрение как феномен развития науки и общества Текст. / А. В. Захряпин Саранск: Тип. «Рузаевский печатник», 2008. - 94 с.
49. Золотухина-Аболина, Е. В. Повседневность и другие миры опыта Текст. / Е. В. Золотухина-Аболина. -Ростов-н/Д : МарТ, 2003. 192 с.
50. Игнатьев, М. Б. Мир как модель внутри сверхмашины. Тез. Докл. На конференции технологии виртуальной реальности. М., Гос НИИАС. -1995.
51. Иошкин, В. К. Несвобода и свобода в рациональном осмыслении мира Текст. / В. К. Иошкин // Вопросы философии. 2006. - № 8. - С. 15 - 29.
52. Ильин, В. Виртуальное. Идеальное. Информация Текст. / В. Ильин // Свободная мысль XXI века. М., 2004. - № 9. - С. 127 - 140.
53. Ильин, Г. Интернет-образование и виртуальная реальность Текст. / Ильин Г. // Высшее образование в России. М., 2004. № 10 - С. 96 - 103.
54. Интернет помогает американцам принимать важнейшие решения в жизни. Компьюлента. Электронный ресурс. 1ЖЬ: http://www.compulenta.rU/2002/5/14/29481/.
55. Калмыков, А. А. О виртуалистической природе коммуникации Текст. / А. А. Калмыков // Философские науки. М., 2007. - № 8. - С. 76 - 88.
56. Кант, И. Критика чистого разума // Сочинения в 8-ми томах. М.: Чоро, 1994.-Т. 3.-613 с.
57. Кант, И. Антропология с прагматической точки зрения Текст. / И. Кант. -СПб., 2002.-471 с.
58. Кармадонов, О. А. Эффект отсутствия: культурно-цивилизационная специфика Текст. / О. А Кармадонов // Вопросы философии. М., 2008. -№ 2. - С. 29 - 42.
59. Кастельс, М. Галактика Интернет Текст. : [размышления об Интернете, бизнесе и о-ве] / М. Кастельс. Екатеринбург: У-Фактория: Изд-во Гуманитар. Ун-та, 2004. - 327 с.
60. Кастельс, М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура Текст. / М. Кастельс М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2000. - 607 с.
61. Киреев, Д. С. К вопросу о виртуальной самоидентификации Текст. / Д. С. Киреев // Реальность. Человек. Культура: материалы межвузовской научной конференции (23 24 декабря 2002). - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003. -С. 34-37.
62. Кирик, Т. А. Виртуальная реальность: сущность, критерии, типологии Текст.: автореф. дис. . канд. филос. наук / Кирик Т. А. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2004. - 24 с.
63. Кликушина, Н. Ю. Виртуализация действительности в сознании субъекта как элемент социальной реальности Текст.: дис. . канд. наук / Кликушина Н. Ю. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2007. - 131 с.
64. Кликушина, Н. Ю. Виртуализация действительности в сознании субъекта как элемент социальной реальности Текст.: автореф. дис. . канд. филос. наук / Кликушина Н. Ю. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2007. - 16 с.
65. Ковалевская, Е.В. Компьютерные виртуальные реальности: некоторые философские аспекты Текст. / Е. В. Ковалевская // Виртуальные реальности. Труды лаборатории виртуалистики. Выпуск 4. Труды Центра профориентации. М., 1998. - С. 37 - 43.
66. Ковалевская, Е.В. Виртуальная реальность: философско-методологический анализ Текст.: дис. . канд. наук / Ковалевская Е. В. М., 1998. - 21 с.
67. Колесник, М. В. Телесность массовой культуры Текст.: дис. . канд. наук / Колесник М. В. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2007. - 22 с.
68. Коловоротный, С. В. Виртуальная реальность: манипулирование временем и пространством Электронный ресурс. // Журнал практической психологии и психоанализа, № 1., 2003. URL: http://psyjournal.ru/j3p/pap.php?id=20030108. >
69. Кондратьев, И. Технология виртуальная, результат - реальный Текст. / И. Кондратьев // Computerworld. - Россия. - М., 1997. - № 35.
70. Конституция Российской Федерации с комментариями Конституционного суда РФ. 4е изд. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 200 с.
71. Коняев, С. Н. Реальная виртуальность: границы наблюдения в информационных пространствах искусственно созданных миров Текст. / С. Н. Коняев // Концепция виртуальных миров и научное познание. СПб.: РХГИ, 2000. - 320 с.
72. Корсунцев, И. Г. Легенда о большом взрыве Вселенной Текст. / И. Г. Корсунцев. М.: ИПК госслужбы, Российское философское общество,2002. 80 с.
73. Корсунцев, И. Г. Онтология развития Текст. / И. Г. Корсунцев М: ИПК РФО, 2001.-140 с.
74. Кохановский, В. П., Основы философии науки Текст. : Учебное пособие для аспирантов. / В. П. Кохановский, Т. Г. Лешкевич, Т. П. Матяш, Т. Б. Фатхи. Ростов н / Д.: Феникс, 2004. - 608 с.
75. Красиков, В. И. Человеческое присутствие Текст. / В. И. Красиков М.,2003.-288 с.
76. Красиков, В. И. Синдром существования Текст. / В. И. Красиков Томск, 2002.-256 с.
77. Кузанский, Н. О видении Бога Текст. / Н. Кузанский // Н. Кузанский Сочинения в 2-х томах. М., 1980. - Т. 2. - С. 33 - 94.
78. Кузанский, Н. О возможности-бытии Текст. / Н. Кузанский //Н. Кузанский Сочинения в 2-х томах. М., 1980. - Т. 2. - С. 135 - 183.
79. Кудрин, Б.И. Технетика: новая парадигма философии техники (третья научная картина мира) Текст. / Б. И. Кудрин. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1998.-40 с.
80. Кудрин, Б. И., Техническая реальность в XXI веке: Материалы к «Круглому столу» Всероссийской научной конференции Текст. / Б. И. Кудрин, Д. М. Федяев. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1999. - 67 с.
81. Кули, Ч. X. Социальная самость Текст. / Ч. X. Кули // Американская социологическая мысль: Тексты; под ред. В.И. Добренькова. М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 316-329.
82. Кули, Ч. X. Человеческая природа и социальный порядок. Текст. // Ч. X. Кули. М.: Идея Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. - 320 с.
83. Круткин, В. Л. Онтология человеческой телесности Текст. / В. Л. Круткин. -Ижевск: Изд-во Удмуртского университета, 1993. 165 с.
84. Левицкий, С. А. Трагедия свободы Текст. / С. А. Левицкий // Левицкий С. А. Сочинения Т. 1. -М.: Канон, 1995. 512 с.
85. Лезин, Б. А. Художественное творчество как особый вид экономии мысли Текст. / Б.А. Лезин // Вопросы теории и психологии творчества. Харьков, 1907, - Т.1, - С. 252 - 312.
86. Лейбниц, Г. В. Новые опыты о человеческом разумении автора системы предустановленной гармонии. Текст. / Г. В. Лейбниц // Сочинения в 4-х т. -М.: Мысль, 1983. Т. 2. - С. 47 - 545.
87. Лем, С. Сумма технологии Текст. / С. Лем. М., 1968. - 608 с.
88. Лешкевич, Т. Г. Философия: курс лекций. Текст. : учеб. пособие. / Т. Г. Лешкевич. М.: ИНФРА-М, 2000 - 239 с.
89. Левин, В. Г. Детерминизм и системность. Методологический анализ специфики системной детерминации Текст. / В. Г. Левин. Саратов, 1990. -136 с.
90. Лисин, А. И. Идеальность Текст. / А. И. Лисин. М.: Информациология РеСК, 1999. - Часть I. - 831 с.
91. Литвинцева, Л. В. Виртуальная реальность новый шаг в технологии человеко-машинного взаимодействия: концепция и использование Текст. / Л. В. Литвинцева // Теория и системы управления. - М., 1995. - № 5. - С. 173 - 184.
92. Литвинцева, Л. В. Семь талантов искусственного разума: научно-художественное издание Текст. / Л. В. Литвинцева. -М.: Дет. Лит., 1989. -96 с.
93. Лобанов, С. Д. Бытие и реальность Текст. / С. Д. Лобанов. М.: Наука, 1999.- 156 с.
94. Лосский, Н. О. История русской философии. Текст. / Н. О. Лосский М.: Высш. шк., 1991.-559 с.
95. Луценко, Е. В. Виртуализация общества и повышения качества его базиса Текст. / Е. В. Луценко // Финансы и кредит. М., 2005. - № 35. - С. 30-43.
96. Маньковская, Н. Б. Эстетика постмодернизма Текст. / Н. Б Маньковская. СПб.: Алетейя, 2000. - 347 с.
97. Мартемьянов, О. Ю. Субъективный дискурс в виртуальном измерении Текст. / О. Ю. Мартемьянов // Философские науки. М., 2007. - № 8. -С. 62 - 76.
98. Марысаев, В. Б. Интернет и мультимедиа. Текст. / В. Марысаев. М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 2001. - 318 с.
99. Мельников, JI. Виртуальная реальность человечества Текст. / Л. Мельников // Прикладная психология и психоанализ. М., 2000. - № 2. - С. 43-51.
100. Мизес, Л. фон Теория и история: Интерпретация социально-экономической эволюции Текст. / Л. фон Мизес. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.-295 с.
101. Микешина, Л. А. Новые образы познания реальности Текст. / Л. А. Микешина, М. Ю. Опенков. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1997. - 240 с.
102. Миронов, В. В. Онтология и теория познания: учебник Текст. / В. В. Миронов, А. В. Иванов. М.: Гардарики, 2005. - 447 с.
103. Михайловский, В. Н. Мировоззрение и современная научная картина мира Текст. / В. Н. Михайловский, Ю. И. Светов. Л.: Знание, 1986. - 99 с.
104. Назарчук, А. В. Сетевое общество и его философское осмысление Текст. / А. В. Назарчук // Вопросы философии. 2008 - №7. - С. 61 - 75.
105. Николин, В. В. Сериация в рекламе, кино и фантастике Текст. / В. В. Николин. Омск: ОмГПУ, 2010. - 408 с.
106. Новоженина, О. В. Анонимность в Интернет: новые познавательные возможности. Электронный ресурс. URL: http://www.futurerussia.ru/conf/.
107. Носкова, Т. В. Мультимедиа технологии Текст. : учебно-методическое пособие / Т. В. Носкова. Омск: ООИПКРО, 2001. - 40 с.
108. Носов, H.A. Психологические виртуальные реальности Текст. / Н. А. Носов. М., 1994. - 103 с.
109. Носов, H.A. Виртуальная психология Текст. / Н. А. Носов. М.: Аграф, 2000.- 112 с.
110. Носов, Н. А. Манифест виртуалистики Текст. / Н. А. Носов // Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 15. -М.: Путь, 2001. 17 с.
111. Носов, H.A. Виртуал и рефлексия Текст. / Н. А. Носов // Рефлексивные процессы и управление. М., 2003. - № 1, Т. 3. - С.58 - 63.
112. Носов, Н. А. Виртуальный подход к проблеме человека Текст. / Н. А. Носов // Многомерный образ человека: комплексное междисциплинарное исследование человека. М.: Наука, 2001. - 237 с.
113. Носов, Н. А. Виртуальное убийство Текст. / Н. А. Носов // Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 5. М.: Ин-т человека РАН, 1999. - 50 с.
114. Носов, Н. А. Виртуальная цивилизация Текст. / Н. А. Носов // Труды лаборатории виртуалистики. Вып.1. М.: Ин-т человека РАН, 1995. - С. 105 - 117.
115. Носов, Н. А. Виртуальная реальность Текст. / Н. А. Носов // Вопросы философии. М., 1999. - № 10. - С. 152 - 164.
116. Огородников, П. В. Познание необходимости: Детерминизм как принцип научного мировоззрения Текст. / П. В. Огородников. М.: Мысль, 1985. -206 с.
117. Огородников, П. В. Играет ли Бог в кости? Текст. / П. В. Огородников. -СПб.: Знание, 1991.-32 с.
118. Опенков, М.Ю. Виртуальная реальность: онто-диалогический подход Текст.: дис. . д-ра филос. наук / Опенков М. Ю. М., 1997. - 38 с.
119. Опрос пользователей: «Зачем нужен Internet и чего в нем не хватает?» Электронный ресурс. URL: http://www.yandex.ru/polling/9.html.
120. Орехов, С. И. Виртуальная реальность: исследование онтологических и коммуникативных основ Текст.: дис. . д-ра филос. наук / Орехов С. И. -Омск, 2002. 32 с.
121. Орехов, С. И. Превращенный характер виртуальной реальности Текст. / С. И. Орехов // Вестник Омского университета Омск, 2001. - Вып. 2. -С. 33 -36.
122. Орехов, С. И. Поиск виртуальной реальности Текст. : монография / С. И. Орехов. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2002. - 183 с.
123. Орехов, С. И. Виртуальное событие Текст. / С. И. Орехов // Гуманитарные исследования. Ежегодник : межвуз. сб. науч. ст. / Омск. гос. пед. ун-т ; отв. ред. С. И. Орехов, Д. М. Федяев и др. Омск : Изд-во ОмГПУ, 2004. - Вып. 9. - С. 69 - 76.
124. Орехов, С. И. Виртуальная реальность Текст.: учебное пособие / С. И. Орехов. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2007. - 128 с.
125. Орехов, С. И. Киберантропология Текст. / С. И. Орехов // Реальность. Человек. Культура: материалы межвузовской научной конференции (23 24 декабря 2002). - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003. - С. 60 - 63.
126. Осипов, Ю. М. Опыт философии хозяйства Текст. / Ю. М. Осипов. М.: Изд-во МГУ, 1990. - 382 с.
127. Парнюк, М. А. Детерминизм диалектического материализма Текст. / М. А. Парнюк. Киев, 1967. - 260 с.
128. Перминов, В. Я Проблема причинности в философии и естествознании Текст. / В. Я Перминов. М., 1979. - 224 с.
129. Пивоваров, Д. В. Реальность Текст. / Д. В. Пивоваров // Современный философский словарь. Под общей ред. Кемерова В. Е. М.: Академический проспект, 2004. - С. 579 - 581.
130. Подорога, В. А. Техника Текст. / В. А. Подорога // Новая философская энциклопедия: в 4-х томах. М.: Мысль, 2001. Т.4. - С. 61 - 63.
131. Покровский, Н. Виртуализация Текст. / Н. Покровский, И. Коновалова, Н. Харламов, Н. Фархатдинов // Персона. М., 2006. - № 3. - С. 10 - 12.
132. Попов, Б. Н. Другой в современной философии. Текст. / Б. Н. Попов. -М.: Аист Нью, 2001. 254 с.
133. Прилукова, H .Г. Теле-виртуальная реальность : гносеологический аспект Текст.: дис. . канд. наук / H .Г. Прилукова. Магнитогорск, 1999. - 23 с.
134. Пронин, М. А. Виртуалистика сегодня: история, пространство, иллюстрации, перспективы Текст. / М. А. Пронин // Философские науки. -М., 2007.-№8.-С. 5-33.
135. Пуанкаре, А. Математическое творчество Текст. / А. Пуанкаре // Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М.: Совет, радио , 1970, Приложение III. - С. 135 - 145.
136. Расстройство сознания Текст. // Советский юридический словарь. Под ред. С. Братусь, Н. Казанцев, С. Кечекьян и проч. М., 1953 - С. 234 - 235.
137. Ребер, Б. Виртуальное: апокалипсис или повторное посещение платоновской пещеры? Текст. / Б. Ребер, Ф. Роша (с участием Ди Григорио С.) // Концепция научных миров и научное познание. СПб.: РХГИ, 2000. -С. 213-229.
138. Репкин, Д. Виртуальная реальность. Электронный ресурс. URL: http://www.virtual.ru/virtualreality.html.
139. Рифкин, Г. Чудеса виртуальных городов Джерона Ланье Текст. / Г. Рифкин // Computerworld. Россия. М., 1997. - № 2. - С.
140. Розин, В. М. Технология Текст. / В. М. Розин // Новая философская энциклопедия: в 4-х томах М.: Мысль, 2001. - Т.4. - С. 65.
141. Розин, В. M. Философия техники Текст. : Учебное пособие для вузов / В. М. Розин. M.: Nota Bene, 2001. - 456 с.
142. Розин, В. М. Существование, реальность, виртуальная реальность Текст. / В. М. Розин // Концепция виртуальных миров и научное познание. СПб.: Изд-во РХГИ, 2000. - С. 56 - 74.
143. Рузавин, Г. И. Концепции Современного Естествознания Текст. : курс лекций / Г. И. Рузавин. М.: Проект. 2004. - 336 с.
144. Сартр, Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии Текст. / Ж.-П. Сартр; пер. с фр. В. И. Колядко. М.: ACT: ACT МОСКВА, 2009. - 925 с. |
145. Сартр, Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм Текст. / Ж.-П. Сартр // Сумерки богов.-М., 1989.-С. 319-344.
146. Сачков, Ю. В. Детерминизм Текст. / Ю. В. Сачков // Новая философская энциклопедия. М.: Мысль, 2000. - Т. 1. - С. 935.
147. Сидоренко, А. Космология блаженного Августина Текст.: дис. канд. богословия / А. Сидоренко. Сергиев Посад, МДА, 2000. - 221 с.
148. Синченко, Г. Ч. Философско-правовые облики человека Текст.: монография / Г. Ч. Синченко. Омск: Омская академия МВД России, 2001. -240 с.
149. Скородумова, О. Б. Виртуальная личность и свобода (к проблеме социокультурных истоков понимания свободы в Интернете) Текст. / О. Б. Скородумова // Вестник Московского Университета Сер. 7. Философия. -М, 2004.-№2.-С. 75-97.
150. Соколов, А. В. Информатизация и литературоцентризм Текст. / А. В. Соколов // Библиография. М., 2000. - № 3. - С. 3 - 13.
151. Спиноза, Б. Этика Текст. / Б. Спиноза // Спиноза Б. Избранные произведения. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 608 с.
152. Степаненко, П. А. Экзистенциальное переживание виртуальной реальности Текст. / П. А. Степаненко // Омский научный вестник. Омск, 2006. - № 2 (35). - С. 47 - 49.
153. Степаненко, П. А. Виртуальная реальность в структуре отношений человека и мира Текст.: дис. . канд. филос. наук / П. А. Степаненко. -Омск: ОмГТУ, 2006. 23 с.
154. Степанова, А. Н. Виртуальные процессы в современном обществе: социально-философский анализ Текст.: дис. . канд. филос. наук / А. Н. Степанова. Новосибирск, 2008. - 166 с.
155. Таратута, Е. Е. Философия виртуальной реальности Текст. / Е. Е. Таратута. СПб., 2007 - 147 с.
156. Тюхтин, В. Образ Текст. / В. Тюхтин // Философская энциклопедия. В 5 томах. Гл. ред. Ф. В. Константинов. М.: Советская энциклопедия, 1967. -Т. 4.-С.111.
157. Тягунова, JI. А. Виртуализация социума: сущность и тенденции Текст.: дис. . канд. наук / JI. А. Тягунова. Саратов, 2007. - 142 с.
158. Федосеева, Н. Н. Виртуализация реализации функций государства Текст. / Н. Н. Федосеева // Генезис категории виртуальная реальность: Материалы II международной конференции (25-26 июня 2009 г.). Саранск: Тип. «Рузаевский печатник», 2009. - С. 240 - 243.
159. Федяев, Д. М. Техника Текст. / Д. М. Федяев // Современный философский словарь. Под общей ред. Кемерова В. Е. М.: Академический проспект, 2004. - С. 713 - 717.
160. Федяев, Д. М. Техники философия Текст. / Д. М. Федяев // Современный философский словарь. Под общей ред. Кемерова В. Е. М.: Академический проспект, 2004. - С. 717 - 718.
161. Федяев, Д. М. Технология Текст. / Д. М. Федяев // Современный философский словарь. Под общей ред. Кемерова В. Е. М.: Академический проспект, 2004. - С. 720 - 721.
162. Фет, А. И. Инстинкт и социальное поведение Текст. / А. И. Фет. -Новосибирск, 2005. 651 с.
163. Флиер, А. Я. Культура как виртуальная реальность Текст. / А. Я. Флиер // Обсерватория культуры. М., 2006. - № 2. - С. 22 - 27. 1
164. Фок, Б. Internet с самого начала Текст. / Б. Фок. СПб., 1996. - 215 с.
165. Хайдеггер, М. Бытие и время Текст. / М. Хайдеггер; пер. с нем.
166. B. В. Бибихина. Харьков: Фолио, 2003. - 503 с.
167. Хакинг, Я. Представление и вмешательство. Введение в философию естественных наук. М.: Логос, 1998. - С 89.
168. Харламов, Н. А. Миры и агенты виртуализации общества Текст. / Н. А. Харламов // Философские науки. М., 2007. - № 4. - С. 148 - 158.
169. Хейзинга, Й. Homo Ludens Текст. / Й. Хейзинга. М.: Прогресс, 1992. -462 с.
170. Хорни, К. Женская психология Текст. / К. Хорни. СПб.: ВосточноЕвропейский Институт Психоанализа. 1993. - 223 с.
171. Хоружий, С. С. Род или недород? Текст. / С. С. Хоружий // Вопросы философии. М., 1997. - № 6. - С. 53 - 68.
172. Хоцей, А. С. Основная ошибка философии. Детерминизм и свобода воли. Замечания по поводу взглядов Томаса Куна Текст. / А. С. Хоцей. Казань: Изд-во Дом Печати, 2003. - 720 с.
173. Хэмит, Ф. Виртуальная реальность (Дайджест книги) // Возможные миры виртуальные реальности. М., 1995. Вып. I. URL: http: //librarv.metromir.ru/readbook/2546/.
174. Цукио, Е. Состояние и перспектива технологии мнимой реальности Текст. / Е. Цукио // Бизнес Уик. 1993, № 1. - С. 23 - 24.
175. Чеснов, Я. В. Культурогенное значение инверсий тела Текст. / Я. В. Чеснов // Философские науки. М., 2007. - № 8. - С. 33 - 47.
176. Чеснов, Я. В. Виртуалистика: философско-антропологический анализ Текст. : Учебное пособие /Я. В. Чеснов Саранск: Тип. «Рузаевский печатник», 2008. - 37 с.
177. Шаповалов, Е. А. Философские размышления о виртуальной реальности Текст. / Е. А. Шаповалов // Вестник С.-Петерб. ун-та. Сер. 6, Философия, политология, социология, психология, право. СПб., 1996. - Вып. 2. - С. 33 -38.
178. Эпштейн, М. Тело на перекрёстке времён. К философии осязания Текст. / М. Эпштейн // Вопросы философии. М., 2005. - № 8. - С. 66 - 82.
179. Эпштейн, М. Философия возможного Текст. / М. Эпштейн. СПб.: Алетейя, 2001.-334 с.
180. Hammet, F. Virtual reality. N. Y., 1993.
181. Hayles, N. Katherine How We Became Posthuman: Virtual Bodies in Cybernetics, Literature, and Informatics. Chicago and London: The University of Chicago Press, 1999. - 364 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.