Человек на сцене: Эстетическая концепция С. М. Волконского тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.04, кандидат философских наук Карцева, Галина Александровна
- Специальность ВАК РФ09.00.04
- Количество страниц 162
Оглавление диссертации кандидат философских наук Карцева, Галина Александровна
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. С.М.ВОЖОНСКИЙ И ЕГО ЭСТЕТИЧЕСКИЕ
ПОЗИЦИИ
§ 1. Исторические и теоретические источники
эстетических идей С.М.Волконского
§ 2. Основные принципы философско-эстетической
теории в трудах С.М.Волконского
§ 3. Учение об эстетическом наслаждении
ГЛАВА 2. СЦЕНИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО КАК ПРОЦЕСС
ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
§ 1. Особенности классификации сценических видов
искусства
§ 2. Специфика музыки и проблема ритма
§ 3. Мастерство актера - основа театральной
системы С.М.Волконского
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Эстетика», 09.00.04 шифр ВАК
Эстетические аспекты вокально-исполнительского творчества: генезис и современные тенденции2006 год, кандидат философских наук Сетдикова, Юлия Борисовна
Дирижёрское искусство как художественный и социокультурный феномен2004 год, доктор искусствоведения Смирнов, Борис Фёдорович
Философско-эстетичекие проблемы классического индийского танца1984 год, кандидат философских наук Даял, Екатерина Николаевна
Культурологические и полихудожественные тенденции в профессиональной подготовке музыканта-исполнителя: Вопросы методологии и теории2000 год, кандидат искусствоведения Прасолов, Евгений Николаевич
Оперное творчество певца-актера: историко-теоретические и практические аспекты2011 год, доктор искусствоведения Богатырев, Всеволод Юрьевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Человек на сцене: Эстетическая концепция С. М. Волконского»
ВВЕДЕНИЕ
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ. Настоящая диссертация посвящена исследованию эстетических воззрений яркого представителя Серебряного века русской эстетической мысли конца XIX начала XX века Сергея Михайловича Волконского, труды которого мало известны современному российскому читателю.
Сложность и неоднозначность современных общественно -исторических процессов, постоянные изменения в социальной и политической жизни порождают изменения и в сознании людей, часто вынужденных отдавать приоритет приобретению материальных ценностей, порой в ущерб духовным. Эта проблема стоит особенно остро потому, что отрицательные тенденции нередко намечаются в еще не сформировавшемся мировоззрении молодых. В создавшихся условиях особую актуальность приобретает возможность приобщения молодежи к вечным эстетическим ценностям, к прекрасным творениям художников прошлого и настоящего, к изучению трудов эстетиков и искусствоведов, помогающих понять и оценить эстетическую значимость каждого художественного произведения.
Не случайно в последнее время возрос интерес к философии и искусству Серебряного века. В творчестве представителей русской религиозной философии мы находим высшую духовность, преклонение перед Красотой, неотделимой от Добра и Истины. Но если наследие В.С.Соловьева, П.А.Флоренского или Н.А.Бердяева подробно изучается, то имя С.М.Волконского остается практически неизвестным. В том, что оно было надолго и прочно
намеренно забыто в нашей стране, сыграли роль идеалистические воззрения Волконского, противоречившие господствовавшей материалистической доктрине, несоответствие созданной им театральной системы официальной, неприятие Октябрьской революции и ее последствий и, наконец, эмиграция в 1921 году.
Между тем, С.М.Волконскому принадлежат блестящие исследования в области философии, эстетики и искусствоведения, имеющие и сегодня как теоретическое, так и практическое значение.
Философские взгляды С.М.Волконского во многом перекликаются с воззрениями В.С.Соловьева и П.А.Флоренского, сохраняя в то же время оригинальный характер. Изучение его творчества представляет интерес не только с точки зрения истории философии и эстетики, хотя и это очень важно. Его работы вносят плодотворный вклад в исследование и решение практически всех актуальных вопросов эстетики. Рассматриваемые им проблемы, связанные с процессом художественного творчества и эстетического восприятия, на протяжении веков исследовались философами, а в настоящее время продолжают усиленно изучаться не только философами и эстетиками (А.Я.Зись, Г.А.Праздников, А.Н.Сохор,
В.В.Медушевский, Е.В.Назайкинский и другие), но и искусствоведами (Г.М.Цыпин, Б.В.Асафьев. и другие) и психологами (Л.С.Выготский, А.Я.Пономарев, С.Л.Рубинштейн и другие).
Непростая диалектика объективного и субъективного, рационального и эмоционального, сознательного и подсознательного в творчестве художника была и остается
предметом дискуссий между философами различных школ и направлений.
Особую сложность представляет исполнительское искусство, где процесс художественного творчества не завершается с созданием произведения, а продолжается бесконечное число раз в искусстве интерпретатора (Е.Г.Гуренко, Г.И.Гильбурд., Л.С.Гинзбург и другие). Специфика подхода Волконского к вопросам исполнительства и в настоящее время поражает своей новизной и свежестью мысли.
Не менее труден для понимания и процесс эстетического восприятия, тщательный анализ которого позволил С.М.Волконскому выстроить логически обоснованную его структуру, подробно охарактеризовать все входящие в нее элементы. Большое значение для современного эстетического знания имеет убедительная дефиниция С.М.Волконским категорий этой сложной структуры, в которой ввиду многоплановости диалектического взаимодействия интеллектуального и чувственного начал до сих пор идут споры о смысловом содержании понятий.
Несомненной заслугой ученого стал эстетический анализ уникального вида искусства - музыки, оригинальность подхода к пониманию как специфики ее восприятия, так и исполнительской интерпретации. Особую актуальность представляет разработка С.М.Волконским проблемы музыкального ритма, которая в настоящее время стоит очень остро: сегодня "неритмичность" -самый большой недостаток у подавляющего большинства детей, даже тех, которые обучаются в музыкальных школах. Для современного музыкознания немаловажно устранение
С.М.Волконским и путаницы в понятиях "ритм" и "метр", нередко даже в наши дни являющейся причиной ошибок в музыкальном образовании.
С.М.Волконским была обоснована необходимость
эстетического воспитания посредством музыкально-ритмического движения, доказана возможность постижения высокой духовности, моральной чистоты, внутреннего и внешнего благородства с помощью осознанного восприятия и подчинения ритму лучших образцов музыкальной классики. Его выводы по этому вопросу очень актуальны именно сегодня, когда целое поколение молодых людей не только не знает и не хочет знать классическую музыку, но большинство из них испытывает подсознательную зависимость от подавляющего воздействия ритма массовой музыки.
С.М.Волконским была создана оригинальная театральная система, которая, по мнению автора исследования, имеет такое же право на существование, как и системы К.С.Станиславского и Б.Брехта. Привлечение ее для изучения и использования несомненно обогатит как театроведение, так и практическую актерскую деятельность.
Актуальность исследования возрастает с учетом современного внимания к изучению культурной жизни российской провинции, с которой С.М.Волконский был тесно связан. Ежегодно приезжая в свое именье Павловка Борисоглебского уезда Тамбовской губернии, Волконский отдыхал от столичной суеты, общался с природой и людьми, впитывал в себя всю многовековую мудрость русского народа. Одновременно он нес в провинцию европейскую культуру, создав в своем имении
настоящий культурный центр. Интеллектуальное влияние,
эстетическая деятельность С.М.Волконского сыграли
значительную роль в развитии культурной жизни тамбовского
края, что для отечественной и мировой эстетической мысли не утратило значения и поныне.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ. Целью данной диссертации является изучение эстетической концепции С.М.Волконского, систематизация его идей, изложенных в различных сочинениях. Для достижения этой цели необходимы постановка и решение следующих задач:
а) определить теоретические источники, исторические предпо--сылки и генезис особенностей художественно-эстетического менталитета С.М.Волконского;
б) исследовать его философские воззрения;
в) проанализировать особенности эстетической концепции С.М.Волконского, его понимание Прекрасного, сущности и роли искусства, специфику процессов художественного творчества и эстетического восприятия;
г) охарактеризовать специфику понимания С.М.Волконским видов искусства, своеобразие его отношения к музыке и театру;
д) раскрыть сущность театральной системы С.М.Волконского, значение мастерства актера в театральном исполнительском искусстве;
е) показать новизну подхода Волконского к эстетическому воспитанию посредством музыкально-ритмического движения.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Основным материалом исследования стали монографии и многочисленные статьи С.М.Волконского, не публиковавшиеся отечественной прессой с 1922 года. Привлечение неизвестных для широкого круга читателей произведений дало возможность увидеть:
оригинальность философских положений Волконского в
трудах:
Быт и бытие. Из прошлого, настоящего, вечного. (Берлин: "Медный всадник", 1924); Выразительный человек. Техническое воспитание жеста по Дельсарту (СПб.: "Сириусъ", 1913.); - специфику его эстетической концепции в работах: Выразительный человек. Техническое воспитание жеста по Дельсарту.; Быт и бытие. Из прошлого, настоящего, вечного.; Художественное наслаждение и художественное творство. (СПб.: "Катанский и К.", 1892.); Разговоры (СПб.:"Аполлонъ", 1912.);
- своеобразие подхода к исполнительским видам искусства в монографиях:
Разговоры.; Выразительный человек. Техническое воспитание жеста по Дельсарту.; Выразительное слово. Опыт исследования и руководства в области механики, психологии, философии и эстетики речи в жизни и на сцене. (СПб.; "Сириусъ", 1913.);
в сборниках статей:
Человек на сцене. (СПб.: "Аполлонъ", 1912.); Отклики театра. (Пб.: "Сириусъ", 1914.); Художественные отклики (СПб.: Аполлонъ", 1912.);
- глубокие, поистине энциклопедические знания в области отечественной истории, литературы и родного языка в сочинениях:
Очерки русской истории и русской литературы. Публичные лекции, читанные в Америке. (СПб.: типо-лит. Р.Р.Голике, 1896.); В защиту русского языка. Сборник статей. (Берлин: "Медный всадник", 1928.); О декабристах (по семейным воспоминаниям).- (Пб.:"Начала", 1922.).
Все это является доказательством необходимости нахождения забытых имен и возвращения к жизни их бесценных творений, актуальности их переиздания.
При анализе творчества С.М.Волконского автор опирался на труды М.Арнаудова (Болг.), Р.Арнхейма (Амер.), А.Банфи (Ит.), В.Брожика (Чехосл.), В.В.Ванслова, Л.С.Выготского,
A.В.Гулыги, В.Г.Диденко, Г.Л.Ермаш, Л.А.Зеленова, А.Я.Зися, Т.А.Калинкина, Н.И.Киященко, В.П.Крутоуса, Г.И.Куликова,
B.В.Медушевского, А.С.Мигунова, Е.В.Назайкинского, М.Ф.Овсянникова, А.А.Оганова, Г. А. Праздникова, И.Г.Хангельдиевой, Л.Г.Юлдашева.
При рассмотрении вопросов, связанных с исполнительским музыкальным и театральным искусством, большое значение для автора исследования имели работы Э.Ансерме (Швейц.), М.Г.Арановского, Б.В.Асафьева, Г.И.Гильбурда, Л.С.Гинзбурга, Е.Г.Гуренко, Г.Н.Джибладзе, Г.В.Драговеца, А.С.Запесоцкого, Ю.С.Калашникова, А.Н.Лука, Л.М.Маркова, Г.Г.Нейгауза, Г.А.Орлова, С.Х.Раппопорта, А.Н.Сохора, М.С.Старчеуса, P.A.Тельчаровой.
При изучении проблемы эстетического воспитания автор обращался к трудам Я.3.Васина, Ю.В.Божко, Р.В.Букина, Г.Я.Василеску, JI.И.Гольдина, А.Я.Зися, Н.Х.Исмаиловой, Д.Б.Кабалевского, М.С.Кагана, И.Л.Лазарева, Ю.В.Малышева, М.Я.Малышевой, И.И.Мартынова, В.П.Матониса, И.Л.Набока, С.И.Овчинниковой, Л.П.Печко, Я.М.Платека, В.А.Разумного, Е.Л.Рыбакиной, Н.Д.Саркитова, П.В.Соболева, М.Е.Тараканова, В.С.Уколова, И.А.Хижняка, Е.В.Шевцова, Г.Г.Шубина.
Более полному пониманию идей русских религиозных философов помогло тщательное знакомство с сочинениями
B.С.Соловьева, П.А.Флоренского, Н.А.Бердяева, а также исследованиями их жизни и творчества В.В.Бычковым, А.Н.Голубевой, М.Н.Громовым, Е.В.Ивановой, А.П.Козыревым, Е.А.Короткиной, Н.О.Лосским, Р.Э.Пулом.
В работе использованы методы:
анализа теоретических положений С.М.Волконского, основанный на принципах историзма, объективной причинности, связи и развития;
сопоставления эстетических взглядов философов различных направлений и сравнения их с воззрениями
C.М.Волконского, что помогло выявить общее в их научных концепциях и особенное, присущее лишь идеям С.М.Волконского.
широко применен метод вычленения собственно философских и эстетических взглядов Волконского из его искусствоведческих и литературно-критических произведений, сисвемаяизация их и выстраивание в единую философско-эстетическую концепцию.
НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ. Впервые:
а) рассмотрены философские взгляды С.М.Волконского на строение Мира и Человека, на место человека в структуре мироздания; его эстетические положения о Прекрасном, искусстве, процессе создания произведения искусства, эстетическом наслаждении, о месте музыки в системе видов искусства и о решающей роли в ней ритма, о специфике сценического искусства и мастерстве актера, о необходимости художественного и телесного развития и совершенствования посредством ритмического движения под музыку - в контексте общеэстетических проблем художественного творчества, эстетического восприятия, исполнительского искусства и интерпретации, эстетического воспитания;
б) воедино собраны разрозненные исторические, теоретические и практические данные, разбросанные в монографиях и огромном количестве статей С.М.Волконского, обработаны и систематизированы;
в) выделены значимые для современного эстетического знания теоретические положения С.М.Волконского.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ результатов работы заключается в возможности разработки нового подхода к эстетическому воспитанию молодежи. Воспитание высокой духовности, благородства, дисциплины и достижение прекрасного физического состояния тела в гармонии с духом - есть именно те параметры, которые сегодня весьма актуальны и необходимы для гармонического развития личности. По убеждению
С.М.Волконского, единство собственно музыкально-эстетического воспитания и пластики ритмического движения - важнейшее условие гармонии телесного и душевного развития. Осознанное музыкально-ритмическое воспитание способно снизить, а возможно, и снять подсознательную и близкую к наркотической зависимость большей части молодежи от ритма худших образцов рок музыки, гармонизировать соотношение ритмики различных национально - этнических культур, сохранив при этом национальный русский мелос.
Содержание работы может быть использовано в преподавании истории эстетики, сценической речи и теории музыкального исполнительства, в занятиях по актерскому мастерству и игре на музыкальных инструментах, в театральных постановках, а также в художественно-просветительной работе.
Похожие диссертационные работы по специальности «Эстетика», 09.00.04 шифр ВАК
Педагогические особенности художественно-музыкального воспитания учащихся общеобразовательных школ Республики Корея2008 год, кандидат педагогических наук Джонг Енг Су
Духовно-эстетическое воспитание студентов средствами христианского и светского искусства2005 год, кандидат педагогических наук Базалий, Раиса Викторовна
Эстетика сценического творчества актера: На материалах системы К. С. Станиславского2003 год, кандидат философских наук Скляр, Игорь Григорьевич
Музыкально-театральная эстетика молодого М.О. Штейнберга в зеркале времени: 1906-1918 годы2003 год, кандидат искусствоведения Селиверстова, Оксана Игоревна
Хореография на льду. Становление и пути дальнейшего развития1985 год, Ершова, Нина Владимировна
Заключение диссертации по теме «Эстетика», Карцева, Галина Александровна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование творчества С.М.Волконского, систематизация его положений в области философии, эстетики и искусствоведения, выстраивание их в единую философско-эстетическую концепцию дало возможность сделать вывод о необходимости подробнейшего изучения его наследия в курсе истории и теории философии и эстетики. Его философские воззрения формировались не на пустом месте: Волконский, образованнейший представитель Серебряного века, обладал глубокими знаниями по истории русской и зарубежной культуры, багаж которых позволил ему свободно ориентироваться в различных областях науки и отнюдь не помешал формированию собственных, уникальных взглядов на философию, эстетику, искусствоведение.
Не лишенные противоречий его времени, философские убеждения Волконского при тщательном изучении поражают своей новизной и нередко превращаются в гениальные догадки, как например его мысль об антропоцентристском строении Вселенной, наивная на первый взгляд, оказывается во многом верной в свете достижений физики в области строения атома и новой науки биоэнергетики, которая доказывает наличие вокруг человека энергетического поля, центром которого он является. Не менее удивительна по своей прозорливости и мысль Волконского о необходимости взаимодействия естественных и гуманитарных наук, а также о коренном отличии художественного творчества от научного познания.
Достойны внимательного изучения и положения Волконского об уникальности процесса художественного творчества и о главенствующем характере в нем субъективного начала.
Не меньшее значение имеют и суждения Волконского, касающиеся процесса эстетического восприятия: ученый четко сформировал в нем структуру эстетического сознания, подробно охарактеризовал все его составные части, показал характерные особенности важнейших эстетических категорий "эстетическое чувство" и "эстетическое переживание", которые даже в современной эстетике не имеют достаточно ясного разграничения. Несомненной заслугой Волконского в анализе процесса эстетического восприятия явилось обоснование роли сознательного начала в нем.
С.М.Волконскому принадлежат основательные труды с подробным анализом различных видов искусства, в особенности, тех, которые связаны с интерпретацией. Его, убежденного диалектика, провозглашавшего движение и развитие как основу всего, привлекал непрерывный процесс создания художественного произведения непосредственно перед публикой.
Проблема интерпретации до сих пор остается дискуссионной: исследователи и сейчас не имеют единого мнения о соотношении субъективного и объективного моментов в процессе исполнения произведения, созданного другим человеком. Волконский, утверждавший, что условием художественного творчества является выход из жизни внешней и уход в жизнь внутреннюю, индивидуальную, в исполнительских видах искусства провозглашал однако незыблемость объективного начала: интерпретатор должен точно передать авторский замысел, в этом основа его творчества.
С проблемой интерпретации тесно связана проблема художественного мастерства, разработке которой посвящена значительная
часть творчества Волконского. Ему принадлежит детальный анализ всех составных элементов театрального искусства, теоретические обоснования и практические рекомендации достижения высокого уровня актерского мастерства. Этого не было сделано никем ни до него, ни после, поэтому исследования его по данному вопросу весьма значимы и в настоящее время.
Художественное мастерство лежит в основе созданной Волконским собственной театральной системы, которая в корне отличается как от "театра переживаний" К.С.Станиславского, так и от "эпического театра" Б.Брехта.
Изучение театральной системы С.М.Волконского позволило автору исследования сделать вывод о том, что она не менее значима, чем вышеназванные системы и имеет такое же право на существование .
Характерной особенностью его театральной системы, равно как и всего его творчества, является то, что в ней он не ограничился анализом особенностей актерского искусства и предложением конкретных способов преодолений недостатков в нем, но подвел под это эстетическую теоретическую базу, и все его выводы изобилуют серьезными философскими обобщениями.
Волконскому принадлежат глубокие исследования в области музыкального искусства, которое он характеризовал как главенствующее над всеми другими его видами, так как оно - самое идеальное и поэтому имеет наибольшую силу воздействия. Не обладая визуальностью и конкретностью, музыка воздействует на нас непосредственно и немедленно вызывает эстетическое переживание, так как чувство в ней уже задано. Волконский пришел к выводу, что причина грандиозной силы воздействия музыки на человека во многом заключена в ее ритме.
В разработке проблемы музыкального ритма Сергеем Михайловичем впервые были четко разграничены понятия "ритм" и "метр", которые часто смешиваются даже в современном музыковедении .
Глобальные исследования ученого по вопросу ритма музыки (генезиса, теоретической основы, способов воздействия) позволили ему прийти к заключению о необходимости эстетического воспитания средствами музыкально-ритмического движения. Еще в конце XIX века Волконский указывал на недостаток музыкально-ритмического воспитания, который сейчас, в конце XX века вылился в настоящее бедствие. Сергей Михайлович уже тогда предлагал конкретные способы преодоления этого недостатка. Он доказывал теоретически и практически, что с помощью лучших образцов музыкального классического искусства через осознанный перевод языка музыки на язык жестов и общего движения тела можно не только сформировать в человеке хорошее чувство ритма, но и воспитать внутреннее благородство, волю, дисциплину, сознательность, а главное - устойчивое ощущение прекрасного.
Это положение в наше время особенно актуально, так как недостатки эстетического воспитания все больше и чаще дают свои пагубные плоды. Это выражается и в незнании (да и в нежелании знать) молодежью музыкального классического наследия, и в оказании предпочтения низкопробной продукции шоу-бизнеса, а главное - в повальном увлечении рок-музыкой, которая, как уже неоднократно доказано исследователями, воздействует на подсознание и способна вызвать не только отрицательные эмоции, но и неконтролируемые действия.
Подробное знакомство с разработками Волконского в области музыкального ритма вообще и музыкально-ритмического движения в частности помогли автору исследования прийти к выводу о необходимости введения музыкально-ритмического воспитания в общеобразовательный процесс, но не стихийно, как это делается в некоторых учебных заведениях, а используя стройную систему С.М.Волконского, содержащую грамотное теоретическое обоснование, систематизацию предшествующего и собственного опыта, практические указания.
Творчество Сергея Михайловича Волконского необходимо основательно изучать. Оно содержит много ценного как с Философс-ко-исторической, так и с теоретической точек зрения и по многим вопросам остается по-настоящему актуальным.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Карцева, Галина Александровна, 1998 год
ЛИТЕРАТУРА:
1. Актуальные проблемы марксистско-ленинской эстетики: Материалы IV Всесоюзной научно-методической конференции,г.Москва, 20-22 янв. 1970 г.- М.: МГУ, 1970.- 275 с.
2. Актуальные проблемы эстетического освоения художестевеной культуры: Сб. обзоров и реф./Междунар. информ сист. по обществ. наукам, Междунар. информ. сист. по культуре и искусству.- М. : 1992.- 169 с.
3. Андреев А.Л. Место искусства в познании мира. М.: Политиздат, 1980.- 255 с.
4. Андрущенко В.П. Идеологическая эффективность культуры.-Киев: Вища шк., 198 8.- 188 с.
5. Ансерме Э. Беседы о музыке /Пер. с франц.- JI.: Музыка, 1985.- 104 с.
6. Апресян Г.З. Эстетика и художественная культура социализма.- М.: МГУ, 1984.- 327 с.
7. Арановский М.Г. О психологических предпосылках предметно-пространственных слуховых представлений //Проблемы музыкального мышления: Сб. статей.- М.: Музыка, 1974.- С. 260-263.
8. Арнаудов М. Психология литературного творчества /пер с болг.- М.: Прогресс, 1970.- 653 с.
9. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие /Пер с англ. - М.: Прогресс, 1974.- 392 с.
10. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Изд. 2-е.- JT.: Музыка,1973.- 144 с.
11. Банфи А. Философия искусства /пер. с итал.- М.: Искусство, 1989.- 283 с.
12. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. 2-е изд., доп.- Л.: Сов. композитор, 197 9.- 352 с.
13. Басиладзе 0.3. Эстетическое сознание личности как феномен культуры: Автореф. дис. на соиск. ученой степ. канд. фи-
лос. наук: (09.00.04) /Тбилис. гос. ун-т им.И.Джавахишви-ли.- Тбилиси, 1991.- 25 с.
14. Басин Я.З. Жажда идеала.- Минск: Университетское, 1987.206 с.
15. Баталов Р.Х. Эстетические воззрения К.С.Станиславского : Автореф. дис. на соиск. ученой степ. канд. филос. наук: (09.00.04) /МГУ.- М., 1986.- 18 с.
16. Батюшев В.Д. Философский анализ художественно-эстетических иллюзий.- Омск: Ом. гос. пед. ин-т им. А.М.Горького, 1993.- 98 с.
17. Бергсон А. Собр. соч. в 5-ти т.т.- 2-е изд. Т.2. Непосредственные данные сознания (время и свобода воли).- СПб.: тип. М.И.Семенова, 1914.- 224 с.
18. Бердяев H.A. Новое средневековье: Размышления о судьбе России и Европы.- М.: Феникс, 1991.- 81 с.
19. Бердяев H.A. О русских классиках.- М.: ВШ, 1993.- 265 с.
20. Бердяев H.A. Самопознание.- Л.: Лениздат, 1991.- 395с.
21. Бескоровайная В.М., Павлович М.П. Музыкальные странствия современного подростка.- М.: Знание, 1985.- 80 с.
22. Бонецкий Н.К. Русская софиология и антропософия //Вопросы
философии.- 1995.- №7.- С. 7 9-97.
23. Брожик В. Эстетика на каждый день /Пер. со словацкого.-М.: Знание, 1990.- 206 с.
24. Букин В.Р. Восхождение к прекрасному.- JI.: Лениздат, 1979.- 176 с.
25. Буров А.И. Эстетика: прблемы и споры. Методологические основы дискуссий в эстетике.- М.: Искусство, 1975.- 176.
26. Бучило Н.Ф. Восприятие искусства: Автореф. дис. на соиск. ученой степ. д-ра филос. наук: (09.00.04) /МГУ. - М.,
1994.- 45 с.
27. Бычков В.В. Эстетический лик бытия. Умозрения Павла Флоренского. М.: Знание, 1990.- 63 с.
28. Бюхер К. Работа и ритм /пер. с немецкого.- М.: Новая Москва, 1923.- 326 с.
29. Валицкий А. По поводу "русской идеи" в русской философии //Вопросы философии.- 1994.- №1.- С. 68-72.
30. Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства." М.: Сов. художник, 1966.- 118 с.
31. Ванслов В.В. Эстетика. Искусство. Искусствознание: Вопросы теории и истории.- М.: Изобразительное искусство, 1983.439 с.
32. Ванслов В.В., Зайцев Е.В. Человек и машина: Пути решения методологических проблем современного искусствознания с использованием новых информационных технологий.- М. : Рос. акад. художеств. НИИ теории и истории изобр. искусств,
1995.- 37 с.
33. Василеску Г.Я. Эстетический портрет молодежи (социально-эстетические черты рабочей молодежи).- Кишинев: Штиин-
ца, 1988.- 188 с.
34. Васильев С. Теория отражения и художественное творчество.-М.: Прогресс, 1970.- 212 с.
35. Васильева Н. О видах и типах проблем музыкально-исполнительской педагогики (на основе теории проблемного обучения) //Проблемы профессионального обучения: Сб. статей.-Ташкент: Изд-во литер, и иск-ва, 1988.- С. 36-44.
36. Витгоф В.М. Целостность эстетического сознания: деятель-ностный подход: (опыт философского анализа).- Томск: Изд-во Том. ун-та, 1992,- 151 с.
37. Владимиров Н.П. Классовое и общечеловеческое в искусстве.-М.: Искусство, 1984.- 128 с.
38. Волконский С.М. Быт и бытие. Из прошлого, настоящего, вечного. Берлин: Медный всадник, 1924.- 211 с.
39. Волконский С.М. Выразительное слово. Опыт исследования и руководства в области механики, психологии, философии и эстетики речи в жизни и на сцене.- СПб.:Сириусъ, 1913.215 с.
40. Волконский С.М. Выразительный человек. Техническое воспитание жеста по Дельсарту.- СПб.: Сириусъ, 1913.- 61 с.
41. Волконский С.М. и Волконский А. В защиту русского языка: Сб.статей.- Берлин: Медный всадник, 1928.- 102 с.
42. Волконский С.М. Мои воспоминания. Том 1. Лавры. Странствия.- М.: Искусство, 1992.- 399 с.
Т.2. Родина.- М.: Искусство, 1992.- 384 с.
43. Волконский С.М. О декабристах (по семейным воспоминаниям) . - Пб.: Начала, 1922.- 134 с.
44. Волконский С.М. Отклики театра.- П.: Сириусъ, 1914.-2 04 с.
45. Волконский С.М. Очерки русской истории и русской литературы. Публичные лекции, читанные в Америке.- СПб., типо-лит. Р.Р.Голике, 1896.- 342 с.
46. Волконский С.М. Последний день: Роман-хроника.- Берлин: Медный всадник, 1925.- 54 6 с.
47. Волконский С.М. Разговоры. - СПб.: Аполлонъ, 1912.- 223 с.
48. Волконский С.М. Художественное наслаждение и художественное творчество. Публичная лекция, читанная 2 мая 18 92 года.- СПб.: тип. А.Катанского и К 50 0, 1892.- 46 с.
49. Волконский С.М. Художественные отклики. СПб.: Аполлонъ, 1912.- 223 с.
50. Волконский С.М. Человек на сцене.- СПб.: Аполлонъ, 1912.182 с.
51. Волошинов А.Ф. Онтология красоты и математические начала искусства: Автореф. дис. на соиск. ученой степ, д-ра фи-лос. наук: (09.00.04) /МГУ.- М., 1993.- 40 с.
52. Вопросы истории и теории эстетики. Вып. 4-5 /Под ред. М.Н.Афасижева.- М.: МГУ, 1970.- 445 с.
53. Вопросы истории и теории эстетики. М.Н.Афасижева.- М.: МГУ, 1970.- 275 с.
54. Вопросы истории и теории эстетики. М.Н.Афасижева.- М.: МГУ, 1972.- 266 с.
55. Вопросы истории и теории эстетики. Вып. 10 /Под ред. М.Н.Афасижева.- М.: МГУ, 1977.- 314 с.
56. Вопросы истории и теории эстетики. Вып. 11. /Под ред. М.Н.Афасижева.- М.: МГУ, 1978.- 117 с.
57. Вопросы теории и эстетики музыки: Сб. статей. Вып. 11 /Под ред. Л.Н.Раабен.- Л.: Музыка, 1972.- 223 с.
Вып.
Вып,
6 /Под ред.
7 /Под ред.
58. Вопросы теории и эстетики музыки: Сб. статей. Вып. 14 /Под ред. Л.Н.Раабен.- Л.: Музыка, 1975.- 224 с.
59. Вопросы теории и эстетики музыки: Сб. статей. Вып. 15 /Под ред. Л.Н.Раабен.- Л.: Музыка, 1977.- 191 с.
60. Вопросы теории эстетического воспитания: Сб. статей /Под ред. Г.З.Апресяна.- М.: МГУ, 1970.- 110 с.
61. Вопросы эстетики. Вып. 6.- М.: Искусство, 1964.- 399 с.
62. Воробей Ю.Д. Диалектика художественного творчества.- М.: МГУ, 1984.- 174 с.
63. Выготский Л.С. Психология искусства.- 2-е изд., исправ. и доп.- М.: Искусство, 1968. - 576 с.
64. Гаврюшин Н.К. В спорах об антропософии: Иван Ильин против Андрея Белого //Вопросы философии.- 1995.- №7.- С. 98-105.
65. Гаврюшин Н.К. Русская философия и религиозное сознание //Вопросы философии.- 1994.- №1.- С. 65-68.
66. Гасымова Г.И. Роль художественной культуры в духовном прогрессе личности: Автореф. дис. на соиск. ученой степ, канд. филос. наук: (09.00.01) /Акад. наук Азербайджана. Ин-т философии и права.- Баку, 1992.- 21 с.
67. Герасимов С.А. Любить человека: Культура и нравственно-эстетическое воспитание молодежи: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1985,- 382 с.
68. Гильбурд Г.И. Исполнительское искусство - сфера проявления художественной идеи.- Томск: Томск.ГУ, 198 4.- 197 с.
69. Гинзбург Л.С. О музыкальном исполнительстве. М.: Знание, 1972.- 39 с.
70. Говорун Д.И. Творческое воображение и эстетическое чувство.- Киев: Вища шк., 1990.- 141 с.
71. Голубева А.Н. Владимир Соловьев о бесконечности личности //О человеческом в человеке /Под общей ред. академика И.Т.Фролова.- М.: Политиздат, 1991.- С. 328-342.
72. Гольдин Л.И. Космическое и земное. (Размышления о месте и судьбе музыкальной классики в современном обществе).- М.: Знание, 1989.- 64 с.
73. Гордиенко А.Т. В борьбе за человека: (Концепция личности как сфера идеологической борьбы в современной литературе и эстетике).- Киев: Наукова думка, 1977.- 267 с.
74. Гофман Э.Т.А. Избранные произведения /Пер. с нем.- М. : Музыка, 1989.- 383 с.
75. Громов М.Н. Вечные ценности русской культуры: к интерпретации отечественной философии //Вопросы философии.- 1994.-№1.- С. 54-61.
76. Гулыга А.В. Искусство в век науки.- М.: Наука, 1978.181 с.
77. Гулыга А.В. Принципы эстетики. - М.: Политиздат, 1987.286 с.
78. Гуренко Е.Г. Исполнительское искусство: методологические проблемы.- Новосибирск: Наука, 1985.- 88 с.
79. Гусева Л.Н. Ритм в действительности и в искусстве: Авто-реф. дис. на соиск. ученой степ. канд. филос. наук: (09.00.04) /ЛГУ.- Л., 1982.- 16 с.
80. Даам X. Свет естественного разума в мышлении Вл.Соловьева //Вопросы философии.- 1992.- №8.- С. 192-203.
81. Даниэль С.М. Искусство видеть: о творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя." Л.: Искусство, 1990.- 221 с.
82. Джибладзе Г.Н. Принципы эстетического воспитания.- Тбилиси: Изд-во Тбилис. ун-та, 1971.- 347 с.
83. Дивненко О.В. Методическое пособие по эстетике.- М. : Изд. центр "Аз", 1995.- 186 с.
84. Диденко В.Д. Искусство, человек, противоречия культуры //Философские науки.- 1989.- №5.- С. 128-143.
85. Дидро Д. Эстетика и литературная критика.- М.: Худ.литер., 1980.- 657 с.
86. Доронин А. О роке - без прикрас //Молодая гвардия.- 1987.-№12.- С. 213-228.
87. Драговец Г.В. К вопросу об интерпретации исполнительских видов искусства //Искусство и действительность: Методологические проблемы эстетического анализа.- М.: МГУ, 1978.-С. 96-103.
88. Дунаев М. Роковая музыка //Наш современник.- 1988.- №2. С. 173-177.
89. Емельянова H.H. Музыкальные вечера. Хроника музыкальной жизни тамбовского края за 100 лет.- Воронеж: Ц.- Черноземное книж. изд-во, 1977.- 171 с.
90. Ермаш Г.Л. Искусство как мышление. - М.: Искусство, 1982.277 с.
91. Ермаш Г.Л. Творческая природа искусства. М.: Искусство, 1977.- 819 с.
92. Жаринов В.М. Тайны эстетики.- М.: Память, 1993.- 60 с.
93. Законы эстетики: Материалы межвуз. теор. конф.- Горький: ГИСИ, 1972.- 87 с.
94. Запесоцкий A.C. Музыка и молодежь.- М.: Знание, 1988.63 с.
95. Захаров В.Г. Сфера культуры: проблемы развития //Коммунист.- 1989.- №3.- С. 90-101.
96. Заярная О. Металлисты... Кто они? //Клуб и художественная самодеятельность.- 1988.- №3. С. 12-13.
97. Зеленов JI.A., Куликов Г.И. Методологические проблемы эстетики. М.: ВШ, 1982.- 17 6 с.
98. Зинкевич В. Металлический поток: Рок-музыка: Проблемы и суждения //Музыкальная жизнь.- 1988.- №2.- С. 31-32.
99. Зись А.Я. Искусство и действительность. Традиционные категории и современные проблемы. Изд. 2, перераб. и доп.- М. : Искусство, 1975.- 448 с.
100.Зись А.Я. Эстетика: идеология и методология.- М.: Наука, 1984.- 236 с.
101.Иванов К.К. Волшебство музыки.- М.: Молодая гвардия, 1983.- 160 с.
102.Иванова Е.В. Флоренский и Христианское Братство Борьбы //Вопросы философии.- 1993.- №6.- С.159-166.
103.Искусство в системе культуры: Сб. статей /АН СССР, Сост. и отв. ред. М.С.Каган.- Д.: Наука, 1987.- 272 с.
104.Искусство и действительность: Методологические проблемы эстетического анализа: Сб. статей.- М.: МГУ, 197 8.- 214 с.
105.Исмаилова Н.Х. Этюды об искусстве,- М.: Известия, 1989.252 с.
106.Кабалевский Д.Б. "Ровесники": Беседы о музыке для юношества.- М.: Музыка, 1987.- 124 с.
107.Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1981.- 192 с.
108.Кабалевский Д.Б. Музыка и музыкальное воспитание.- М. :
Знание,1984. - 64 с.
109.Каган М.С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. - 319 с.
110.Калашников Ю.С. Эстетический идеал К.С.Станиславского.-М.: Наука, 1965.- 238 с.
Ш.Калинкин Т. А. Эстетический идеал, искусство, познание.-М.: МГУ, 1983.- 119 с.
112.Киященко Н.И. Сущность прекрасного.- М.: Молодая гвардия, 1977.- 192 с.
113.Ключевский В.О. Курс русской истории. Часть 1.- М.: Мысль, 1987.- 430с.
Часть 2.- М.: Мысль, 1988.- 446 с. Часть 3.- М.: Мысль, 1988.- 414 с. Часть 4.- М.: Мысль, 1989.- 398 с. Часть 5.- М.: Мысль, 1989.- 476 с.
114.Книга по эстетике для музыкантов /Ред. И.А.Константинов, К.Ангелов (Волг.).- М.: Музыка, 1983.- 272 с.
115.Козлов А. Анти-рок //Музыкальная жизнь. - 1988.- №17. -С. 29-31.
116.Козлов А. Реггей и начало "Новой волны" //Музыкальная жизнь.- 1988.- №19.- С. 28-30.
117.Козлов А. Слоеный пирог рок-культуры //Театр.- 1987.- №5.-С. 162-169.
118.Козлов А. Соул и фанк /Музыкальная жизнь.- 1988.- №15.-С. 29-31.
119.Козырев А.П. Смысл любви в философии Владимира Соловьева и гностические параллели //Вопросы философии.- 1995.- №7.-С. 59-78.
120.Комарова А.И. Эстетическая культура личности.- Киев: Вища шк., 19 8 8 .- 150 с.
121.Корзун Н.В. Рок, игры, мода и реклама.- М.: Сов. Россия, 1989.- 134 с.
122.Коровин А.Ф. Массовая культура в изменяющемся мире //Политическое образование.- 1989.-№11.- С.83-8 9.
123.Короткина Е.А. Проблема теургической функции искусства в эстетической теории Вл.Соловьева //Вопросы истории и теории эстетики. Вып.7 /Под ред. М.Н.Афасижева.- М.: МГУ, 1977.- С. 255-264.
124.Короткина Е.А. Структура эстетического объекта в философской системе Владимира Соловьева //Вопросы истории и теории эстетики. Вып. 9 /Под ред. М.Н.Афасижева.- М.: МГУ, 1975.-С. 44-53.
125 . Котляревская М.А., Штуден JI.JI. Приобщение к творчеству.-Новосибирск: Кн. изд-во, 1987.- 125 с.
126.Кравцов A.M. Искусство звучащего слова.- М.: Знание, 1976.- 48 с.
12 7.Крутоус В.П. Категория прекрасного и эстетический идеал.-М.: МГУ, 1985.- 168 с.
128.Крутоус В.П. Прекрасное и целесообразность: (Методологические аспекты проблемы): Автореф. дис. на соиск. ученой степ, д-ра филос. наук: (09.00.04) /МГУ.- М., 1987.- 45 с.
12 9.Крутоус В.П. Родословная красоты: Прекрасное и целесообразность.- М.: Искусство, 1988.- 223 с.
130.Кунчева Л.И. Эстетическое и этическое в жизни и в искусстве. М.: Мысль, 1968.- 141 с.
131.Куражева Н.В. Методологические принципы изучения восприя-
тия художественного произведения: Авореф. дис. на соиск. ученой степ. канд. филос. наук. (09.00.04) / ЛГУ.- Л., 1990.- 14 с.
132.Лармин О.В. Искусство и молодежь: Эстетические очерки.-М.: Молодая гвардия, 1980.- 191 с.
133.Ларьков А.П. Генезис эстетических переживаний: Автореф. дис. на соиск. ученой степ. канд. филос. наук (0 9.00.04) /Киев. гос. ун-т им. Т.Г.Шевченко.- Киев, 1987.- 18 с.
134.Лебедев Е. Кое-что об ошибках сердца: Эстрадная песня как социальный симптом //Новый мир.- 1988.- №10. С. 239-254.
135.Липов А.Н. Диалектика эмоционального и рационального в художественном творчестве: Автореф. дис. на соиск. ученой степ. канд. филос. наук: (0 9.00.04) /АН СССР. Ин-т философии.- М. , 1989.- 26 с.
136.Лихачев Г.Д. Диалектика взаимодействия эстетического сознания и художественной культуры: (Методология исследования) .- Новосибирск: Новосиб. гос. акад. вод. трансп., 1995.- 198 с.
137.Логинова М.В. Проблема выразительности в эстетике В.С.Соловьева, С.Л.Франка, А.Ф.Лосева: Автореф. дис. на соиск ученой степ. канд. филос. наук: (09.00.04) / МГУ.- М., 1994.- 21 с.
138.Лосев А.Ф. Вл.Соловьев и его время.- М.: Прогресс, 1990.720 с.
139.Лосев А.Ф. Миф. Число. Сущность.- М.: Мысль, 1994.- 919 с.
140.Лосев А.Ф. Проблемы символа в реалистическом искусстве.-М.: Мысль, 1976.- 367 с.
141.Лосский Н.О. История русской философии.- М. : ВШ, 1991.-
559 с.
142.Лук А.Н. Эмоции и личность М.: Знание, 1982.- 174 с.
143.Лукин Ю.А. Культура в борьбе идей.- М.: Искусство, 1985.276 с.
144.Лукьянов Б.Г. В мире эстетики.- М„: Просвещение, 1988.271 с.
145.Лукьянов Б.Г. По законам красоты.- М.: Современник, 1988.477 с.
146.Макаревич А. Культура и нравственность: проблемы и решения //Слово лектора.- 1988.- №8.- С. 15-20.
147.Малышев Ю.В. Мысли вслух. О предмете эстетики, задачах эстетического воспитания, значении искусства, его противниках, разных вкусах, судьбе профессиональных музыкантов и некоторых других злободневных вопросах.- М.: Музыка, 1969. - 138 с.
148.Малышева М.Я., Малышев И.В. Диалектика воздействия искусства на ценностную ориентацию личности //Актуальные проблемы марксистско-ленинской эстетики и эстетического воспитания: Материалы IV Всесоюзной научно-методической конференции, г.Москва, 20-22 янв. 1987 г.- М.: МГУ, 1987.- С. 189190.
149.Марков Л.М. Сценический художественный образ //Проблемы эстетики и эстетического воспитания. Ученые записки. Т. 286. Эстетика. Вып. 3.- М.: Моск. обл. пед. ин-т им. Н.К.Крупской, 1971.- С. 99-104.
150.Мартынов И.И. О любимом искусстве.- М.: Сов. композитор, 1989.- 254 с.
151.Матонис В.П. Музыкально-эстетическое воспитание личности.-
Л.: Музыка, 1988.- 85 с.
152.Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки.- М.: Музыка, 1976.- 253 с.
153.Межуев В. Распорядись богатством своим! //Экономические науки.- 1988.- №6.- С. 4-7.
154.Мельников М. Рок и фольклор //Сибирские огни.- 1989.-№12.- С. 118- 126.
155.Мигунов A.C. Искусство и процесс познания. М.: МГУ, 1986.127 с.
156.Мигунов A.C. Художественный образ. Эстетический анализ.-М.: МГУ, 1980.- 96 с.
157.Мильштейн Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства.-М.: Сов. композитор, 1983.- 262 с.
158.Моль А. Теория информатики и эстетическое восприятие / пер. с французского.- М.: Мир, 1966.- 381 с.
159.Музыка - миф - бытие: Сб. статей. М.: МГК, 1995.- 149 с.
160.Музыкальное воспитание в школе: Сб. статей /Сост. О.А.Апраксина.- М.: Музыка, 1985.- 92 с.
161.Мустафаев Ф.Г. Духовная потребность и художественная культура: Автореф. дис. на соиск. ученой степ, д-ра филос. наук: (09.00.01) /АН Азерб. Респ. Ин-т филос. и права.- Баку, 1992.- 56 с.
162.Набок И.Л. Идеологическая функция музыки.- Л.: Музыка, 1987.- 77 с.
163.Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия.-М.: Музыка, 1972.- 383 с.
164.Натев А. Искусство и общество /Пер с болг.- М.: Прогресс, 1966.- 319 с.
165.Наука и искусство. Вопросы теории и практики эстетического воспитания. Вып. 4: Сб. трудов Моск. обл. ин-та им. Н.К.Крупской, 1974.- 174 с.
166.Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. Изд. 4.- М.: Музыка, 1982.- 299 с.
167.Нестьев И.В. Учитесь слушать музыку. Изд. 3, доп.- М.: Музыка, 1987.- 61 с.
168.Овсянников М.Ф. История эстетической мысли.- 2-е изд., переработ. и доп.- М.: ВШ, 1984.- 336 с.
169.Овсянников М.Ф. Проблема художественного творчества: Критический анализ: Сб. статей.- М.: Наука, 1975.- 367 с.
17 0.Овчинникова С.И. Души прекрасные порывы (воспитание искусством).- М.: Знание, 1986.- 64 с.
171.0ганов A.A. Взаимодействие чувственно-конкретного и абстрактно-логического в художественном мышлении //Вопросы истории и теории эстетики. Вып. 10 /Под ред. М.Н.Афасиже-ва.- М.: МГУ, 1977.- С. 49-58.
172.0ганов A.A. Произведение искусства как объективное переживание //Эстетика и жизнь. Вып. 2.- М.: Искусство, 1973.-С. 155-164.
173.Орлов Г.А. Временные характеристики музыкального опыта //Проблемы музыкального мышления: Сб. статей.- М. : Музыка, 1974.- С. 289-297.
174.0 человеческом в человеке /Под общей ред. академика И.Т.Фролова.- М.: Политиздат, 1991.- 384 с.
175.Палеева H.H. Философско-эстетические проблемы личности в русской классической драматургии: Автореф. дис. на соиск. ученой степ. д-ра филос. наук: (09.0 0.04) / МГУК.- М.,
1994.- 51 с.
176.Панкевич Г.И. Музыка и идеология.- М.: Музыка, 1985.-48 с.
177.Переписка А.В.Вертухова и П.А.Флоренского (1908 - 1918гг.) //Вопросы философии.- 1995.- №11.- С.67-118.
17 8.Перов Ю.В. Художественная жизнь общества как объект социологии искусства.- Л.: ЛГУ, 1980.- 188 с.
17 9.Печко и др. Воспитание у подростков и молодежи творческой активности.- М.: ВНМЦНТИКПР, 198 6.- 4 9 с.
180.Письма П.А.Флоренского А.В.Вертухову (1910г.) //Вопросы философии.- 1995.- №12.- С. 128-132.
181.Платек Я.М. Верьте музыке.- М.: Сов. композитор, 1989.349 с.
182.Плиев А.Г. Социальные тенденции как детерминанта развития художественной культуры: Автореф. дис. на соиск. ученой степ, д-ра филос. наук: (09.00.04): (Теоретико-методологический анализ) /Акад. обществ. наук при ЦК КПСС.- М., 1990.- 43 с.
183.Поль Ж. Приготовительная школа эстетики /пер. с нем.- М.: Искусство, 1981.- 448 с.
184.Померанец Г. Никакая культура не одинока //Знание-сила.-1989.- №6.- С. 37-43.
185.Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика.- М.: Педагогика, 1976.- 280 с.
186.Потапова М.В. Установка в восприятии искусства: Автореф. дис. на соиск. ученой степ. канд. филос. наук (0 9.00.04) /ЛГУ.- Л., 1987.- 16 с.
187.Праздников Г.А. Процесс художественного творчества.- Л.: Знание, 1977.- 38 с.
188.Проблемы музыкального мышления: Сб.статей.- М.: Музыка, 1974.- 336 с.
189.Проблемы эстетики и эстетического воспитания. Ученые записки. Т. 286. Эстетика. Вып. 3.- М.: Моск. обл. пед. ин-т им. Н.К.Крупской, 1971.- 136 с.
190.Проблемы этики и эстетики. Вып. 2. Природа искусства и механизм художественной деятельности /Под ред. проф. А.H.Илиади.- Л.: ЛГУ, 1975.- 206 с.
191.Пул.Р.Э. Русская диалектика между неоидеализмом и утопизмом (Ответы Вл.Соловьеву) //Вопросы философии.- 1995.-№1.- С. 70-94.
192.Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики.- М.: Знание, 1980.- 96 с.
193.Разумный В.А. Воспитание нравственной культуры в процессе творческой любительской деятельности.- М.: ВНМЦНТИКПР,
1986.- 84 с.
194.Разумный В.А. Клуб и эстетическое воспитание в семье.-ВНМЦНТИКПР, 1988.- 100 с.
195.Разумный В.А. Методика формирования эстетической культуры личности.- М.: ВНМЦНТИКПР, 1985.- 71 с.
196.Разумный В.А. Эстетический всеобуч.- М.: ВНМЦНТИКПР,
1987.- 86 с.
197.Раппопорт С.Х. Как построено и как функционирует произведение искусства.- М.: Сов. художник, 1978.- 273 с.
198.Раппопорт С.Х. Природа искусства и специфика музыки //Эстетические очерки. Вып. 4.- М.: Музыка, 1977.- С. 39-76.
199.Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества: Сб. статей /Сост. А.Л.Готсдинер.- Л.: Музыка, 1981.-104 с.
2 00.Рубинштейн С.JI. Основы общей психологии.- М.: Педагогика, 1989.- 395 с.
2 01.Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии.- М.: Педагогика, 1976.- 416 с.
202.Рутзитас Р.Я. Сознание красоты спасет.- Таллин: Эст. о-во Рериха., 1990.- 47 с.
203.Саркитов Н.Д., Божко Ю.В. Рок-музыка: Сущность, история, проблемы: (Краткий очерк социальной истории отечественной рок-музыки).- М.: Знание, 1989.- 64 с.
204.Силкова Н.П. Чтоб досуг обернулся пользой //Агитатор.-1988.- №10.- С. 49-52.
205.Скворцов Б.П. Основы эстетики: Учеб. пособие.- Белгород: Белг. гос. пед. ун-т им.М.С.Ольминского, 1996.- 169 с.
206.Соболев П.В. Художественная культура личности.- Л.: Знание, 1986.- 54 с.
2 07.Советский джаз: Проблемы. События. Мастера: Сб. статей /Сост. и ред. А.Медведев, О.Медведева.- М.: Сов. композитор, 1987.- 591 с.
208.Соловьев B.C. Оправдание добра. Нравственная философия.-2-е изд., исправ. и доп.- М.: тип.- лит. Д.А.Бонч-Бруеви-ча, 1899.- 615 с.
209.Соловьев B.C. Смысл любви. Жизненная драма Платона. Красота в природе. Смысл искусства. - Берлин: Заря, 192 4.163 с.
210.Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки: Сб. статей.- Л.: Сов. композитор, 1983.- 295 с.
211.Сохор А.Н. Воспитательная роль музыки.- Л.: Музгиз, 1962.64 с.
212.Сохор А.Н. Музыка как вид искусства.- М.: Музиздат, 1961.134 с.
213.Сохор А.Н. Социология и музыкальная культура.- М.: Сов. композитор, 1975.- 202 с.
214.Спенсер Г. Основания психологии. Т.З. 4.6-9 /пер. с англ.-СПб.: тип. Н.И.Билибина, 1898.- 438 с.
215.Старчеус М.С. Выразительный человек //Музыка - миф - бытие: Сб. статей.- М.: МГК, 1995.- С. 65-73.
216.Столович Л.Н. Жизнь - творчество - человек. Функции художественной деятельности. - М.: Политич. литер., 1985.415 с.
217.Струве Г.А. Музыка для тебя: (Из опыта педагога-музыканта).- М.: Знание, 1988.- 62 с.
218.Суна У.Ф., Петров В.М. Социология эстетической культуры: Проблемы, методологии и методики.- Рига: Зинатне, 1985.271 с.
219.Тараканов М.Е. Советская музыка вчера и сегодня (Новый взгляд на историю и проблемы сегодняшнего дня.- М.: Знание, 1989.- 54 с.
220.Тарасов Л.М. Музыка в семье муз: Очерки.- Л.: Детская литература, 1985.- 159 с.
221.Тарасова Г.С. Проблема духовной потребности: (на материале музыкального восприятия).- М.: Наука, 1979.- 191 с.
222.Творческий процесс и художественное восприятие: Сб. статей.- Л.: Наука, 1978.- 278 с.
223.Тельчарова Л.А. Музыка и культура: (личностный подход).-М.: Знание, 1986.- 62 с.
22 4.Теоретические дисциплины в музыкальном училище: Сб. статей
по методике преподавания /Сост. Б.Незванов.- JI.: Музыка, 1977.- 127 с.
225.Теоретические проблемы марксистско-ленинской эстетики. М.: МГУ, 1975.- 343 с.
226.Теория эстетического воспитания: Сб. статей /Под ред. Н.И.Киященко, Н.Л.Лейзерова.- М.: Искусство,1979.- 256 с.
227.Угринович Д.М. Искусство и религия (теоретический очерк).-М.: Политич. литер., 1982.- 287с.
228.Уколов B.C., Рыбакина Е.Л. Музыка в потоке времени.- М.: Мол. гвардия, 1988.- 318 с.
229.Фарбштейн A.A. Теория реализма и проблемы музыкальной эстетики,- Л.: Музыка, 1973.- 144 с.
230.Федь A.M. Воспитание прекрасным.- М.: Молодая гвардия, 1984.- 191 с.
231.Фейгин М.С. Воспитание и совершенствование музыканта-педагога. М.: Сов. композитор, 1973.- 158 с.
232.Феофанов О.Я., Налоев А.Е. Бунтари и конформисты: Рок-музыка Запада за сорок лет.- Ставрополь: Кн. изд-во, 1989.409 с.
233.Философия русского религиозного искусства XVI-XXbb.: Антология /Сост., общ. ред. и предисл. H.К.Гаврюшина.- М.: Изд. группа "Прогресс": Культура,- 1993.- 399 с.
234.Философия, эстетика, культура: Тезисы выступлений на Всесоюзной теоретической конференции /Сост.: И.Т.Маевская.-М.: МГУ, 1991.- 108 с.
235.Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах,- М.: Путь, 1914.812 с.
23 6.Фортова А.И. О диалектическом единстве нравственного и эс-
тетического.- Киев: Вища шк., 1985.- 151 с.
237.Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство и духовный мир человека. М.: Знание, 1982.- 110 с.
238.Хангельдиева И.Г. Музыка в синтетических видах искусства.-М.: Знание, 1987.- 62 с.
239.Хижняк И.А. Парадоксы рок-музыки: Мифы и реальность.- Киев: Молодь, 1989.- 295 с.
24 0.Художественная культура и эстетическое развитие личности:
Сб. статей /Отв. ред. В.И.Мазепа.- Киев: Наукова думка, 1989.- 292 с.
241.Художественная реальность: Сб. статей.- Свердловск: УГУ, 1985.- 144 с.
242.Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества.- М.: Сов. композитор, 1988.- 382 с.
243.Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения.- М.: Интерпракс, 1994,- 373 с.
24 4.Цыпин Г.М. Человек. Талант. Труд: Музыкант в современном
мире.- М. : Просвещение, 1992.- 239 с. 245.Черняков И.В. Игра и художественная деятельность: Автореф. дис. на соиск. ученой степ. канд. филос. наук: (0 9.00.04) /МГУ.- М., 1991.- 27 с.
246.Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества.- М. : Педагогика, 1975.- 200 с.
247.Шевцов Е.В. Эстетическое воспитание: пути и проблемы,- М.: Знание, 1988,- 63 с.
248.Шикунова Э.В. Эстетические потребности и художественная культура.- Минск: Вышэйшая шк., 1986.- 134 с.
24 9.Шимунек Е. Эстетика и всеобщая теория искусств /Пер со словацкого.- М.: Прогресс, 1980.- 248 с.
250.Шопенгауэр А. Мир как воля и представление /пер. с нем.-СПб.: тип. М.М.Стасюлевича, 1881.- 490 с.
251.Шубин Г.Г. Мода и эстетическая культура.- М.: Знание, 1987.- 64 с.
252.Шульга Р.П. Искусство и ценностные ориентации личности.-Киев: Наукова думка, 1989.- 118 с.
253.Шуртакова Т.В. Формирование мировоззрения студентов средствами искусства.- Казань: Казан, ун-т, 1987.- 107 с.
254.Эстетика и жизнь. Вып. 2. М.: Искусство, 1973.- 334 с.
255.Эстетические очерки: Сб. статей. Вып. 1,- М.: Сов. композитор, 1963.- 248 с.
256.Эстетические очерки: Сб. статей. Вып. 4.- М.: Музыка, 1977.- 224 с.
257.Эстетическое воспитание в вузе: Сб. статей. Вып. 7.- JI.: ЛГУ, 1990.- 156 с.
258.Эстетическое сознание и художественная культура: (Проблемы взаимодействия): Сб. статей /Под ред. В.И.Мазепы.- Киев: Наукова думка, 1983.- 279 с.
259.Эстрада: что? где? зачем?: Статьи. Интервью. Публикации /Под ред. Е.Уваровой.- М.: Искусство, 1988.- 350 с.
2 60.Юлдашев Л.Г. Эстетическое чувство и произведение искусства.- М.: Мысль, 1969.- 184 с.
261.Юмашин В.Я. Интерпретация как способ творческого воплощения художественного содержания: Автореф. дис. на соиск. ученой степ. канд. филос. наук: (09.00.04) /ЛГУ.- Л., 1985.- 16 с.
262.Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии.- М.: ВШ, 1977.124 с. .
263.Яковлев Е.Г. Эстетическое как совершенное: Избр. работы.-М.: Брандес, 1995.- 406 с.
264.Яковлева A.M. Кич и художественная культура.- М.: Знание, 1990.- 62 с.
265.Яранцева H.A. Принадлежит будущему...- Киев: Мистецтво, 1986.- 68 с.
ЛИТЕРАТУРА НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
1. Bever T.G. & Chiarello R.J. Cerebral Dominance in Musicians and Nonmusicians /Science.- 1974.- №105.- P. 137-139.
2. Browning N.L. Joe Maddy Interlochen Foreword by Van Cli-burn.- Chicago: Henry Regnery company, 1963.- 2 97 p.
3. Cuddy L.L., Cohen A. & Miller J. Melody Recognition: The Experimental Applications of Musical Rules //Canadian Jornal of Psychology.- 1979.- №61.- P. 534-541.
4. Dowlinp W.J. Scale and Contour: Two Components of a Theory of Memory for Melodies //Psychological Review.- 1978.-№85.- P. 341-354.
5. Frisina R.D., Walton J.P. & Crummer G.C. Neural Basic for Music Cognition: Newropsychological Foundations //Psycho-musicology.- 1988.- №7.- P. 99-107.
6. Gordon H. Hemispheric Assymmetry and Musical Performance
//Science.- 1975.- №189.- P. 68-69.
7. Gordon H. Left Hemisphere Dominance for Rhytmic elements in Dichotically-Presented Melodies //Cortex.- 1978.- №14.-P. 58-70.
8. Kaplan M. Foundations and Frontiers of Music Education.-New York, Chicago, San Francisco, Toronto, London: Holt, Rinehart and Winston, inc., 1966.- 261 p.
9. Kimura D. Left-Right Differences in the Perception of Melodies //Quartesly Journal of Experimental Psychology.-1964.- №16.- P. 355-358.
10. Lasher M, Carrol J.M. & Bever T.G. The Cognetive Basis of Aesthetic Experance //Leonardo.- 1983.- №16.- P. 196-199.
11. Leonhard C., House R.W. Foundations and Principles of Music Education. - New York etc.: MeGraw-Hill, 1959.- 375 p.
12.Psychology and the arts /Ed. by David O'Hare.- New York: Brighton (Sussex): Harvester press; Atlantic Highlands: Humanities press, cop. 1981.- 335 p.
13. Walton J.P., Frisina R.D., Hantz E., Swartz K.P. & Crum-mer G.C. Neural Basis for Music Cognition: Biomedical Implications and Future Directions //Psychomusicology. -1988.-№7.- P. 127-138.
14. Webster P. Conceptual Bases for Creative Thinking in Music //Music and Child Developmant.- New York: Springer-Verlap, 1987.- P. 158-174.
15. Webster P. Refinement of a Measure of Creative Thinking in Music //Applications of Resear in Music Behavior.- Tisca-loosa, Al: The University of Alaboma Press, 1987.- P. 257271.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.