Человек как философ: субъектно-деятельностный анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Карчагин, Евгений Владимирович

  • Карчагин, Евгений Владимирович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2007, Волгоград
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 143
Карчагин, Евгений Владимирович. Человек как философ: субъектно-деятельностный анализ: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Волгоград. 2007. 143 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Карчагин, Евгений Владимирович

Введение.

Глава 1. Философия как деятельность.

1.1. Способность к философствованию: от возможности к действительности.

1.2. Содержание философской деятельности.

1.3. Формы философской деятельности.

Глава 2. Социокультурный контекст субъекта философской деятельности.

2.1. Персонологические и онтогенетические основания субъекта философствования.

2.2. Культура как макросубъект и горизонт философствования.

2.3. Философствование в эпоху второго осевого времени.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Человек как философ: субъектно-деятельностный анализ»

Актуальность темы исследования. Если для гуманитарных наук давно стала привычной характеристика человека через эпитеты, означающие какую-либо его деятельность, например: homo. (человек.) «ludens», «symbolicum», «pulcher», «хозяйствующий», «информационный» и т. п., то почти никогда не рассматривается антропность, человеческое измерение философии, то есть «человек философствующий», homo philosophicus. Редко можно прочитать о философии как родовой способности человека, о человекоразмерности философии, о том, кто такой философ не просто как отдельный мыслитель (Платон, Б. Спиноза, Н. Бердяев и др.), а как человек вообще.

В связи с этим, рассмотрение человека как философа позволит уточнить представления об основаниях философского знания и их органической связи с бытием человека, поскольку традиционно предполагалось, что философское знание носит объективистский характер (спекулятивно-метафизический или сциентистский), а, включаемый в последнее время в число оснований, субъект понимался как всеобще-абстрактный либо как социокультурный. Возникает необходимость рассмотрения субъекта в единстве социокультурных и антропологических характеристик.

Кроме того, рассмотрение данной темы позволит расширить представления о спектре социальных ролей личности в современном обществе, связать философствование с другими видами духовной деятельности и показать роль философии в оптимизации отношений личности и общества. Характеризуя человека как субъекта философской деятельности, мы тем самым выявляем не только ее социокультурную обусловленность, но и ее генетическую связь с экзистенциальными глубинами социального бытия.

Анализ бытия человека как философа в современной социокультурной ситуации обращает наше внимание на высшие проявления потенциала человеческой креативности, на роль мышления и интеллекта в формировании адекватного ответа на вызов современной цивилизации как общества риска. Дискурс о человеке философствующем способен прояснить, таким образом, статус, роль и миссию философского знания в поиске новых горизонтов и оптимистических перспектив современного человечества.

Степень разработанности проблемы. В современной отечественной литературе проблема «человека философствующего» вряд ли может быть отнесена к числу хорошо изученных. Встречаются лишь отдельные работы, где она становилась предметом самостоятельного исследования. Прежде всего, следует отметить статью С. Э. Крапивенского «Человек как философ»1, где сформулирована сама проблема и намечены некоторые аспекты ее разработки. Необходимость этого признавалась и участниками проблемного семинара «Философское сознание: драматизм обновления», действовавшего в конце 80-х - в начале 90-х, которые отметили, что философия в первую очередь должна говорить «о человеке как субъекте философствования. Откуда и почему в нем рождается потребность философствования» . И. П. Смирнов в своей книге «Человек человеку - философ» отмечал, что «пришла пора оценить это человеческое свойство по заслугам»3.

Историко-философская ретроспектива свидетельствует, что рефлексия философствующего ума не раз задавалась вопросом о своей собственной природе. Классики западной и русской философии - Платон, Аристотель, Плотин, Дж. Локк, И. Кант, Г. Гегель, К. Маркс, Ф. Энгельс, Э. Гуссерль, О. Шпенглер, М. Хайдеггер, X. Ортега-и-Гассет, Ж. Маритен, Вл. С. Соловьев, о. П. Флоренский, о. С. Булгаков, Н. А. Бердяев, А. Ф. Лосев и др. - оставили нам немало мыслей о специфике, мотивах и целях человека-философа.

В трудах К. Ясперса, А. Грамши, К. Поппера высказывается мысль о философичности всякого человека.

1 Крапивенский, С. Э. Человек как философ // Человек в современных философских концепциях : Матер. междунар. научной конференции (Волгоград, 17-19 сентября 1998 г.). - Волгоград: Издательство ВолГУ, 1998. С. 4-12.

2 Философское сознание: драматизм обновления / отв. ред. Н. И. Латан. - М.: Политиздат, 1991. С. 55.

3 Смирнов, К П. Человек человеку-философ.-СПб.: Алетейя, 1999. С. 36. 4

Проблема человека-философа возникала в связи с вопросом о генезисе духовной культуры. Э. Тэйлор, Ф. Боас, JI. Леви-Брюль, К. Леви-Стросс писали о мышлении первобытных людей. Некоторые исследователи посвятили свои работы специальному доказательству наличия философии у первобытного человека вообще (П. Радин), и у африканского племени банту в частности (П. Темпельс). В работах Л. А. Ляховецкого, А. Н. Чанышева разбирается проблема происхождения философии. А. П. Рачков, Т. В. Филатов, В. Н. Сагатовский рассматривают философию в деятельностном аспекте, исходя из идеи, что философия укоренена в человеческом бытии, в деятельности.

В общем плане чрезвычайно содержательны и плодотворны идеи М. К. Мамардашвили, В. В. Бибихина, В. С. Библера, А. В. Ахутина, давших глубокий анализ природы философского знания в тесной связи с сущностью и самореализацией человека.

Существует большое количество работ, прямо или косвенно посвященных детскому философствованию (М. Липман, Г. Б. Мэтьюз, С. В. Борисов, Л. Т. Ретюнских, Н. С. Юлина, И. И. Лапшин и др.), правда большинство из них рассматривает этот феномен в педагогическом и психологическом ключе.

Как видим, при наличии большого числа работ косвенно затрагивающих проблему «человека как философа», наименее исследованным остаются социально-философский и антропологический аспекты.

Объект исследования: Человек во всей полноте своих социальных и личностных характеристик.

Предмет исследования: философская деятельность человечества.

Таким образом, исследование преследует цель: произвести субъектно-деятельностный анализ «человека философствующего».

Поставленная цель достигается посредством решения следующих конкретных исследовательских задач:

- определить специфику способности к философствованию и ход ее актуализации;

- выявить содержание и специфику философской деятельности;

- определить формы философской деятельности;

- проанализировать ход и характер развития способности к философствованию относительно личности;

- исследовать культурно-исторические общности на предмет их философичности;

- проанализировать социокультурные основания современного философствования.

Методология исследования включает в себя методы диалектики, категориального, структурно-типологического, сравнительно-исторического анализа, метод логико-исторической реконструкции, принципы и категории деятель-ностного подхода.

Соединяя в себе предметы различных философских течений: метафило-софии, персонализма, диалогизма, экзистенциализма, философии истории, культурологии и др., проблема явно приобретает междисциплинарный характер. Однако анализ проблемы будет наиболее адекватным, если его осуществить не в рамках философской антропологии, но в социально-философском ключе. При этом главное отличие социально-философского анализа от проблематики философской антропологии заключается в том, что изучается не какой-либо отдельный тип человеческой индивидуальности, выделенный на основе фундаментальных ценностей существования (экзистенциалов)4, но человек вообще на предмет его философичности. Поэтому есть смысл материал первой и второй глав рассмотреть на фоне центральных социально-философских тем, соответственно - деятельности и диалектики общества и личности.

Результаты настоящего исследования заключены в следующих основных положениях, которые выносятся на защиту.

1. Способность к философствованию присуща всему человечеству как: 1) потенциальное философское измерение человеческого бытия, то есть изначальные, всеобщие основания для философии в качестве родовой характери

4 См. Момджян, К.Х. О проблемном поле социальной философии // Личность. Культура Общество. 2006. № 4. С. стики человека; 2) реальная философская деятельность, формирующая тип личности, ориентированный на сознательное осуществление философских практик. Переход потенциального в реальное связан с ситуациями совпадения интереса к миру с интересом к себе, приводящих к актуализации креативного личностного начала в форме философствования.

2. Для рассмотрения философствования в качестве цельного социоантро-пологического феномена следует использовать категорию «деятельность». Заключая в себе не только дискурсивную сферу, то есть ментальные практики, но и весь план человеческой экзистенции и социальной реализации, философская деятельность характеризуется трансцендирующей динамикой.

3. Философская деятельность в своем конкретном осуществлении приобретает ряд форм, важнейшие из которых: обыденная, профессиональная и самодеятельная. Их определяющим содержанием, которое обнаруживает ряд градаций внутри них, является мастерство, задающее качество философской деятельности. Наряду с выделенными формами существует также квазифилософствование, псевдофилософия (софистика, идеологизированная «философия», выхолощенная мертвая «схоластика», дилетантская «философия», сливающаяся с эзотерическим знанием и т. п.).

4. Индивид как субъект философской деятельности обнаруживает свою философичность степенью развития своих личностных качеств: свободы, творчества, динамизма, диалогизма. Следует говорить о темпоральной природе становления человека философом. В рамках профессиональной деятельности индивид обращается к философии: 1) если к моменту интенсивного роста специальных знаний формируется личностное отношение, более широкий интерес к миру; 2) после продолжительного занятия наукой и накопления колоссального профессионального опыта, при выходе на метанаучные проблемы.

5. Культурно-историческая и национальная общность является макросубъектом философской деятельности, так как она содержит слой общих пред-философских представлений, а также творческие акты на базе этих представлений отдельных философов, входящих в данную культуру. Выделяемые культурные типы (первобытный, древневосточный, индийский, китайский, античный, средневековый, новоевропейский, русский) имеют разную меру и специфику философичности.

6. Современная ситуация может быть понята как «второе осевое время», требующее нового ответа на культурно-исторический вызов, что, возможно, в будущем приведет к значительным изменениям философской деятельности. При этом наличный процесс маргинализации философии в современном обществе касается только академической формы. Наряду с этим следует ожидать более глубокую степень реализации ответа на вызов истории как в рамках философского компонента других видов человеческой деятельности, так и вне его: в формах непрофессионального философствования и псевдофилософии.

Научная новизна диссертации определятся тем, что впервые в отечественной гуманитарной науке:

- проведен развернутый социально-философский анализ «человека философствующего»;

- эксплицировано наиболее адекватное понимание способности к философствованию и ход ее актуализации;

- выявлено содержание и формы философской деятельности;

- проанализированы личностные и темпоральные основания философской деятельности;

- исследованы культурно-исторические общности на предмет их философичности;

- проанализированы социокультурные основания современного философствования.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы для анализа генезиса и существования философии в границах человечества и различных обществ, в том числе российского. Это может послужить формированию позитивной государственной политики в отношении философии как учебной дисциплины и социального явления, исходя из адекватного понимания ее статуса и природы. Кроме того, материалы диссертации могут быть использованы в качестве учебного пособия по курсу «введение в философию», в качестве разработки одной из тем курса «социальная философия» или при подготовке специальных курсов.

Апробация работы

Основные положения и выводы диссертационной работы освещались в докладах на научных конференциях, в том числе на IX Межвузовской конференции студентов и молодых ученых г. Волгограда и Волгоградской области (Волгоград, 2004), на X Межвузовской конференции студентов и молодых ученых г. Волгограда и Волгоградской области (Волгоград, 2005), на XI Региональной конференции студентов и молодых ученых Волгоградской области (Волгоград, 2006), на научных сессиях ВолГУ (Волгоград, апрель 2005 и 2006 гг.), а также в восьми научных публикациях в различных изданиях.

Структура диссертации.

Структура диссертации отражает цели и задачи исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, включающего 200 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Карчагин, Евгений Владимирович

Выводы по второй главе

Индивид в качестве субъекта философской деятельности обнаруживает свою философичность степенью развития своей личности, личностных качеств: свободы, творчества, динамизма и диалогизма. При этом следует говорить о темпоральной природе становления человека философом.

Анализ феномена философствования с точки зрения возраста показывает, что есть два периода, когда потенциальность способности к философствованию переливается в действительность - с 3 до 7 лет (когда обнаруживаются естественно возникшие - не педагогически стимулированные - элементы философской деятельности) и в момент взросления. Причем именно первый период наиболее универсален и демократичен для всех людей на земле, при этом он почти никогда не длится дольше дошкольного возраста, тогда как второй - достаточная редкость как в «чистом» виде, так и в «смешанном» (как философские элементы в деятельности профессионалов-нефилософов).

Кроме этого следует отметить, что в жизни есть некоторые моменты, когда происходит совпадение интереса к миру и интереса к себе, актуализация личностного начала, в этой точке возможно обращение к философии: 1) если к моменту интенсивного получения специальных знаний человек имеет личностное отношение, более широкий интерес к миру; 2) после продолжительного занятия своими науками и накопления колоссального профессионального опыта при выходе на метанаучные проблемы.

Культурно-историческая и национальная общность является макросубъектом философской деятельности, так как она содержит слой общих предфило-софских представлений, а также творческие акты на базе этих представлений отдельных философов, входящих в данную культуру. Выделяемые культурные типы (первобытный, древневосточный, индийский, китайский, античный, средневековый, новоевропейский, русский) имеют разную меру и специфику философичности.

Современная ситуация может быть понята не только как эпоха постмодерна, но и как «второе осевое время», требующее нового ответа на культурно-исторический вызов, что, возможно, в будущем приведет к значительным изменениям философской деятельности. При этом наличный процесс маргинализации философии в современном обществе касается только академической формы. Наряду с этим следует ожидать более глубокую степень реализации ответа на вызов истории как в рамках философского компонента других видов человеческой деятельности, так и вне его: в формах непрофессионального философствования и псевдофилософии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В качестве заключения сделаем несколько общих замечаний, подводящих итоги исследования. В человеке много различных склонностей, присущих ему способностей, среди которых есть и способность к философствованию. Рациональная реконструкция, осуществленная в работе, позволила выявить характерную закономерность: становление человека философом (как конкретного индивида, так и в общем смысле) напрямую зависит от действия определенных социальных механизмов. Вполне можно учитывать и вероятность до некоторой степени управления ими. Иными словами, если нужно развивать хорошие склонности, то философию также нельзя подавлять. Наличие в культурной истории человечества прецедентов философской деятельности означает то, что: 1) философия - исконно человеческая деятельность наряду с другими, 2) если не доказано, что по своему содержанию философия является вредным занятием, то уничтожение или подавление философии вполне резонно расценивать как посягательство на одно из главных нрав человека на свободу деятельности.

Философия вырастает на почве естественного человеческого стремления, коренящегося в самой глубине человеческой природы, - стремления ввысь, неважно, является ли эта высь земным превосходством славой и или победой над собой и всем земным. Философия не есть беспочвенное образование и явление, она базируется на фундаментальном человеческом интересе: познать окружающий мир и, соответственно, свое место в нем. Этот интерес реализуется на самых ранних этапах человеческого развития: индивида, различных обществ и человечества в целом. Всякий миф, всякое размышление - это одновременно и заменитель и потенциальный источник философии. В некотором смысле можно сказать, что философская деятельность производится искусственно, в отличие от обычного мышления. Искусственность здесь означает надестественность деятельности, требующую известной меры усилий и напряжения. Индивид, общество, человечество могут удовлетворяться разной степенью полноты ответа на свое фундаментальное вопрошание. Даже в современном общественном сознании, как известно, легко уживаются элементы новейших научных знаний и совершенно дикие (астрологические, нумерологические и т. п.) представления.

Существование любой специализированной деятельности и сопряженных с нею знаний в культуре всегда несколько изолированное. Такое положение можно уподобить пирамиде, вершиной которой и будет эта деятельность, но чем ближе к основанию пирамиды, тем меньше концентрация деятельности. Философия - чрезвычайно энтропийный феномен, нужны величайшие усилия для ее удержания, сохранения и продолжения. Но даже несмотря на эти усилия и институционализацию, ключевое содержание, зерно, ядро и суть философской деятельности трудно удерживаемы. Несомненно, что жизнь и даже тексты произведений величайших философов не являются полностью философичными, где-то мы можем наблюдать дань заблуждениям и не всегда позитивным представлениям эпохи.

Ясно, что по своей значимости характеристика Homo philosophicus явно уступает хейзинговскому Homo ludens. Й. Хейзинга игровой элемент находит в человеческой культуре вообще и практически во всех сферах человеческой деятельности по отдельности. В свою очередь, наше определение не претендует на столь широкий охват и, в конечном счете (как это, кажется, подразумевается у Хейзинги), на замену родового определения Homo sapiens. В обществе философия представлена гораздо меньше, чем игра, но в любом случае мы всегда можем выделить два социальных модуса бытия философии: 1) сложившаяся сфера деятельности; 2) отдельные философские элементы (пусть и не столь широко распространенные, как игровые, но легко заметные) в человеческой жизнедеятельности.

Конечно, данная работа не претендует на статус исследования, полностью исчерпывающего проблему. Автор рассматривает ее как своеобразный промежуточный этап или как вариант ответа. Многогранность темы бесспорна. За рамками исследования остались многие аспекты, например, тендерный анализ человека как философа; мезогруппы как субъекты философской деятельности (в своем чистом выражении философские школы, кружки, направления и т. д.), что, на наш взгляд, составляет проблематику социологии. Но, во всяком случае, дальнейший анализ данной проблемы не просто желателен. Для философии он необходим как саморефлексия, осознание того, что сегодня философия явно находится под угрозой уничтожения. Еели не доказывать ее естественную врожденность, ее необходимость, то последствия могут быть катастрофическими.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Карчагин, Евгений Владимирович, 2007 год

1. Адо, П. Духовные упражнения и античная философия / П. Адо ; пер. с фр. при участии В. А. Воробьева. М. ; СПб. : Степной ветер; Коло, 2005. - 448 с.

2. Адо, П. Плотин, или простота взгляда / П. Адо ; пер. с фр. Е. Штофф. -М.:ГЖ, 1991.-144 с.

3. Адо, П. Что такое античная философия? / П. Адо ; пер. с фр. В. П. Гайдамака. М.: Издательство гуманитарной литературы, 1999. - 320 с.

4. Алексеев, П. В. Социальная философия : Учебное пособие / П. В. Алексеев. М. : ТК Велби, 2003. - 256 с.

5. Андреева, Л. А. Процесс дехристианизации в России и возникновение квазирелигиозности в XX веке / Л. А. Андреева // Общественные науки и современность. 2003. № 1. С. 90-100.

6. Аристотель. Сочинения : В 4 т. Т. 1 : Метафизика ; О душе / Аристотель ; пер с древнегреч.; ред. В. Ф. Асмуса. М.: Мысль, 1975. - 550 с.

7. Аристотель. Сочинения : В 4 т. Т. 4 / Аристотель ; пер с древнегреч. ; общ. ред. А. И. Доватура, Ф. X. Кессиди. М. : Мысль, 1984. - 830 с.

8. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории / Аристотель. -Мн. : Лит-ра, 1998. 1391 с.

9. Ахутин, А. В. Поворотные времена / А. В. Ахутин. Спб. : Наука, 2005.-743 с.

10. Ю.Ашкеров, А. Античный человек как человек политический / А. Ашкеров // http://wwvv.traditio.ru/ashkerov/antichn-polit.htm

11. П.Бадж, Э. А. У. Египетская религия. Египетская магия / Э. А. У. Бадж ; пер. с англ. М.: Новый Акрополь, 1996. - 416 с.

12. Бану, И. Историология философии / И. Бану // Философские науки. 1968. №5.-С. 145-152.

13. Баткин, JI. М. Тип культуры как историческая целостность / Л. М. Баткин // Вопросы философии. 1969. № 9. С. 99-108.

14. Бердяев, Н. А. Генеральная линия советской философии и воинствующий атеизм / Н. А. Бердяев // Путь. 1932. №34 (июль), приложение. 28 с.

15. Бердяев, Н. А. О назначении человека / Н.А.Бердяев ; сост. Л. И. Греков, А. П. Поляков, вступ. ст. П. П. Гайденко. М.: Республика, 1993. -383 с.

16. Бердяев, Н. А. Опыт парадоксальной этики / Н. А. Бердяев. М. ; Харьков : ACT ; Фолио, 2003. - 704 с.

17. Бердяев, Н. А. Философия свободного духа / Н. А. Бердяев. М. : Республика, 1994.-480 с.

18. Бибихин, В. В. Язык философии / ВВ. Бибихин. 2-е изд., испр. и доп. -М.: Языки славянской культуры, 2002. - 416 с.

19. Библер, В. С. На гранях логики культуры. Книга избранных очерков / В. С. Библер. М. : Русское феноменологическое общество, 1997. - 440 с.

20. Библер, В. С. О конце философии // Замыслы: В 2 кн. Кн. 2 / В. С. Библер. М.: РосГГУ, 2002. - С. 925-932.

21. Библер, В. С. Что есгь философия? : Очередное возвращение к исходному вопросу / В. С. Библер // Вопросы философии. 1995. №1. С. 159-183.

22. Боас, Ф. Ум первобытного человека / пер. с англ. А. М. Водена. М. ; Л.: Государственное издательство, 1926. - 153 с.

23. Бонгард-Левин, Г. М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия / Г. М. Бонгард-Левин. М. : Гл. ред. вост. лит-ры изд-ва «Наука», 1980.-333 с.

24. Боратынский, В. А. Стихотворения. Поэмы. Проза. Письма / Е. А. Боратынский ; вступ. ст. К. Пигарева. М. : Гос. изд-во худ. л-ры, 1951. -648 с.

25. Борисов, С. В. Ценность детского философствования в социокультурном пространстве / С. В. Борисов // Личность. Культура. Общество. 2006. Вып. 4 (32).-С. 207-216.

26. Борисов, С. В. «Человек философствующий»: исследование современных моделей философской пропедевтики / С. В. Борисов. М. : ПЕР СЭ, 2005. -240 с.

27. Булгаков, С. II. Свет псвечерний: Созерцания и умозрения / С. Н. Булгаков. М.: ACT; Харьков : Фолио, 2001. - 672 с. (Б-ка «Р. X. 2000». Серия «Религиозная философия»).

28. Булгаков, С. Н. Философия хозяйства / С. Н. Булгаков. М.: Наука, 1990. - 412 с. (Социологическое наследие)

29. Ведин, И.Ф. Бытие человека : Деятельность и смысл / И. Ф. Ведин. -Рига : Зинатне, 1987. 212 с.

30. Вернан, Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли: Пер. с фр / Ж.-П. Вернан. М. : Прогресс, 1988. - 224 с.

31. Волков, М. П. Философия и философствование / М. П. Волков // Философия в современной культуре: состояние и перспективы. Межвуз. теор. сборник. Ульяновск : УлГТУ, 1998. - С. 4-11.

32. Вундт, В. Зачатки философии и философия первобытных народов // Общая история философии / В. Вундт и др.; пер. с нем. СПб. : Общественная польза, 1910.-С. 1-26.

33. Выгодская, Г. Л. Каким он был / Г. Л. Выгодская // Вопросы психологии. 1996. № 5.-С. 122-133.

34. Гадамер, Г.-Г. Актуальность прекрасного / Г.-Г. Гадамер ; пер. с нем. -М. : Искусство, 1991. -367 с.

35. Гегель, Г. В. Ф. Лекции по истории философии : пер. с нем. Кн. 1 / Г. В. Ф. Гегель. СПб. : Наука, 1999. - 350 с.

36. Гедё, А. Миф и философское знание / А. Гедё // Философские науки. 1968. №6. С. 114-126.

37. Гейзенберг, В. Избранные философские работы : Шаги за горизонт. Часть и целое / пер. А. В. Ахутина, В. В. Бибихина. СПб. : Наука, 2005. - 527 с.

38. Гобозов, И. А. Куда катится философия. От поиска истины к постмодернистскому трепу (Философским очерк) И. А. Гобозов. М. : Издатель Савин С. А., 2005.-200 с.

39. Грамши, А. Тюремные тетради. В 3 ч. Ч. 1. / А. Грамши ; пер. с италь. под руков. Г. П. Смирнова. М. : Политиздат, 1991. - 560 с.

40. Гране, М. Китайская мысль / М. Гране ; пер. с фр. В. Б. Иорданского ; общ. ред. И. И. Семененко. М. : Республика, 2004. - 526 с.

41. Гроф, С. Революция сознания : Трансатлантический диалог / С. Гроф, Э. Ласло, П. Рассел; пер. с англ. М. Драчинского. М. : ACT и др., 2004. - 248 с. - (Philosophy).

42. Грушин, Б. А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования / Б. А. Грушин. М. : Политиздат, 1987. - 368 с.

43. Гулыга, А. В. Немецкая классическая философия / А. В. Гулыга. 2-е изд., испр. и доп. - М. : Рольф, 2001. - 416 с

44. Гуревич, А. Я. Средневековый мир: Культура безмолвствующего большинства / А. Я. Гуревич. М.: Искусство, 1990. - 396 с.

45. Гуссерль, Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Кризис европейского человечества и философия. Философия как строгая наука. Мн. ; М.: Харвест; ACT, 2000. - 750 с.

46. Джахая, Л. Г. Основные исторические типы философствования / Л. Г. Джахая // Философия и общество. 2000. №1. С. 132-141.

47. Дильтей, В. Сущность философии / В. Дильтей ; пер с нем. под ред. М. Е. Цельтера. М. : Иитрада, 2001. - 160 с.

48. Делез, Ж. Различие и повторение : пер. с франц. / Ж. Делез. СПб. : Петрополис, 1998. - 384 с.

49. Делез, Ж. Что такое философия? / Ж. Делез, Ф. Гваттари ; пер. с. Франц. С. Н. Зенкина М. : Институт экспериментальной психологии ; СПб : Алетейя, 1998.-286 с.

50. Джеймс, У. Введение в философию / У. Джеймс ; Рассел, Б. Проблемы философии / Б. Рассел : пер с англ. / У. Джеймс, Б. Рассел. М. : Республика, 2000.-315 с.

51. Епифанович, С. Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие / С. JI. Епифанович. М. : Мартис, 2003. - 220 с.

52. Зотов, А. Ф. Феномен философии: о чем говорит плюрализм философских учений? / А. Ф. Зотов // Вопросы философии. 1991. № 12. С. 14-21.

53. Иванова, Р. И. Философия как вид духовного производства и потребления / Р. И. Иванова. Красноярск : СибГТУ, 2001. - 118 с.

54. Иноземцев, В. JI. Вестернизация как глобализация и «глобализация» как американизация / В. JI. Иноземцев // Вопросы философии. 2004. № 4. С. 58-69.

55. Исаев, А. А. Философия как экзистенциальный выбор / А. А. Исаев // Философские науки. 2005. № 6. С. 59-72.

56. Каган, М. С. Человеческая деятельность : Опыт системного анализа / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1974. - 328 с.

57. Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант ; пер с нем Н. Лосского сверен и отред. М. : Мысль, 1994. - 592 с.

58. Кант, И. Трактаты и письма / И. Кант ; отв. ред. и вступ. ст. А. В. Гулыга. М.: Наука, 1980. - 710 с.

59. Кантор, К. М. Философия и культура в историческом развитии человечества / К. М. Кантор // Вопросы философии. 1983. № 7. С. 86-99.

60. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием / С. Г. Кара-Мурза. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. - 832 с.

61. Кассирер, Э. Избранное : Опыт о человеке / Э. Кассирер. М. : Гарда-рика, 1998. - 784 с.

62. Кириллова, Н. Б. Мифотворчество в медиакультуре / Н.Б.Кириллова// Общественные пауки и современность. 2005. № 5. С. 155165.

63. Коган, Л. А. О будущем философии / Л. А. Коган // Вопросы философии. 1996. №7.-С. 17-30.

64. Коллинз, Р. Социология философий: Глобальная теория интеллектуального изменения / Р. Коллинз ; пер. с англ. Новосибирск : Сибирский хронограф, 2002.-1282 с.

65. Келле, В. Ж. Социальная философия : актуальные проблемы /

66. B. Ж. Келле // Философия и общество. 2006. № 1. С. 5-18.

67. Кларин, М. В. Философия и ребенок: анализ детского философствования/М. В. Кларин//Вопросы философии. 1986. № 11.-С. 134-139.

68. Крапивенский, С. Э. Осевое время как социально-философская проблема//Философия и общество. 1998. № 4. С. 134-149

69. Крапивенский, С. Э. Социальные революции и современный мир /

70. C. Э. Крапивенский. Волгоград : Волгоградское научное издательство, 2005. -364 с.

71. Крапивенский, С. Э. Человек как философ / С. Э. Крапивенский // Человек в современных философских концепциях: Матер. Междунар. научной конференции (Волгоград, 17-19 сентября 1998 г.). Волгоград : Издательство ВолГУ, 1998.-С. 4-12.

72. Крёбер, А. Л. Избранное : Природа культуры / пер. с англ. М. : «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. - 1008 с.

73. Кузьмина, Т. А. Проблема соотношения философии и обыденного сознания в истории философии / Т. А. Кузьмина //Вопросы философии, 1970. № 10. 67-78.

74. Лапшин, И. И. Философия изобретения и изобретение в философии : Введение в историю философии / И. И. Лапшин. М. : Республика, 1999. - 399 с.

75. Леви-Брюль, Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении / Л. Леви-Брюль. -М.: Педагогика-Пресс, 1999. 608 с.

76. Леви-Строс, К. Первобытное мышление : пер. с франц. / К. Леви-Стросс. М.: Республика, 1994. - 384 с.

77. Леон-Портилья, М. Философия нагуа : Исследование источников / М. Леон-Портилья ; пер. с исп. Р. Бургете. М. : Изд-во иностранной литературы, 1961.-384 с.

78. Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Ж.-Ф. Лиотар ; пер. с франц. Н. А. Шматко. М. : Институт экспериментальной социологии ; СПб. : Але-тейя, 1998.- 160 с.

79. Липман, У. Публичная философия: Пер. с англ. И. Мюрберг. М.: Идея-пресс, 2004. - 160 с.

80. Локк Дж. Сочинения в 3-х томах. Т. 1 / Дж. Локк. М. : Мысль, 1985. -621 с.

81. Лосев, А. Ф. Бытие имя - космос / А. Ф. Лосев. - М. : Мысль, 1993.958 с.

82. Лосев, А. Ф. Дерзание духа / А. Ф. Лосев. М. : Политиздат, 1988.366 с.

83. Лосев, А. Ф. История античной философии в конспективном изложении / А. Ф. Лосев. 3-е изд., испр. - М. : ЧеРО, 2005. - 192 с.

84. Лосев, А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии / сост. А. А. Тахо-Годи; общ. ред. А. А. Тахо-Годи и И. И. Маханькова. М.: Мысль, 1993.-959 с.

85. Лосев, А. Ф. Эстетика Возрождения. Исторический смысл эстетики Возрождения / А. Ф. Лосев. М. : Мысль, 1998. - 750 с.

86. Лосский, II. О. Учение о перевоплощении ; Интуитивизм / Н. О. Лосский. М.: Прогресс, VIA, 1992. - 208 с.

87. Лосский, П. О. Характер русского народа / Н. О. Лосский. М. : Издат. совет РПЦ ; ДАРЪ, 2005. - 336 с.

88. Ляховецкий, Л. А. Магистраль и периферия в проблематике происхождения философии: (Историко-философские и культурно-исторические этюды). М.: Финансовая академия при ирав-ве РФ, 1997. - 296 с.

89. Ляховецкий, Л. Л. Существует ли концепция происхождения философии//Вопросы философии. 1994. № 12.-С. 171-172.

90. Максим Исповедник. Творения преподобного Максима Исповедника. Кн. 1. Аскетичекие и богословские трактаты / Максим Исповедник ; пер. с др.-греч., всуп. статья и комм. А. И. Сидорова. М.: Мартис, 1993. - 354 с.

91. Малышев, Б. Т. Три трагических кризиса в истории человечества / Б. Т. Малышев // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. 1995. №6.-С. 57-67.

92. Мамардашвили, М. К. Лекции по античной философии / М. К. Мамардашвили. М : Аграф, 1998. - 320 с.

93. Мамардашвили, М. К. Искусство мыслить / М. К. Мамардашвили // Даугава. Рига. 1995. №4. С. 88-90.

94. Мамардашвили, М. К. Как я понимаю философию / М. К. Мамардашвили. 2-е изд. -М. : Прогресс, 1992. -416 с.

95. Мамардашвили, М. К. О философии / М. К. Мамардашвили // Вопросы философии. 1991. №5. С. 3-10.

96. Мамардашвили, М. К. Философия и личность / М. К. Мамардашвили // Человек. 1994. №5.-С. 5-19.

97. Мамардашвили, М. К. Эстетика мышления / М. К. Мамардашвили. -М.: Моск. школа политических исследований, 2000. 416 с.

98. Мамардашвили, М. К. Мой опыт нетипичен / М. К. Мамардашвили. -СПб : Азбука, 2000. 400 с.

99. Маритен, Ж. Философ в мире / Ж. Маритен ; пер. с фр., послесл., комм. Б. Л. Губмана. М.: Высшая школа, 1994. - 196 с.

100. Маркарян, Э. С. Системное исследование человеческой деятельности // Вопросы философии. 1972. № 10. С. 77-86.

101. Маркс, К. Святое семейство, или критика критической критики / К. Маркс, Ф. Энгельс // Сочинения. 2-е изд. Т.2. - С.3-230.

102. Мерло-Понти, М. В защиту философии / Ж. Маритен ; пер. с фр., прим. и послесл. И. С. Вдовиной. М. : Изд-во гум. лит-ры, 1996. - 248 с.

103. Мотрошилова, Н. В. Рождение и развитие философских идей : Историко-философские очерки и портреты / Н. В. Мотрошилова. М. : Политиздат, 1991.-464 с.

104. Момджяп, К. X. О проблемном поле социальной философии / К. X. Момджян // Личность. Культура. Общество. 2006. № 4. С. 161 -179.

105. Москвина, P.P. «Смешанные» жанры словесности как эмпирия философствования / Р. Р. Москвина // Вопросы философии. 1982. № 11. С. 101108.

106. Назаров, В. II. Феноменология мудрости : Образы мудреца в истории культуры : Нравственно-философское исследование / В. Н. Назаров. Тула: Изд-во ТГПИ им. Л.Н. Толстого, 1993. - 332 с.

107. Овчинников, В.Ф. О понятии исторического типа философии / В.Ф. Овчинников // Вопросы философии. 1996. № 10. С. 173-175.

108. Ойзерман, Т. И. Исторические судьбы плюрализма философских учений / Т. И. Ойзерман // Вопросы философии. 1991. №12. С. 3-13.

109. Ортега-и-Гассег, X. Что такое философия? / X. Ортега-и-Гассет М. : Наука, 1991.-408 с.

110. Парсонс, Т. Система современных обществ / Т. Парсонс ; пер. с англ. Л. А. Седова и А. Д. Ковалева ; под ред. А. Д. Ковалевой. М. : Аспект Пресс, 1997.-270 с.

111. Петров, А. В. Феномен теургии : Взаимодействие языческой филос-фии и религиозной практики в эллинистическо-римский период / А. В. Петров. СПб.: Изд-во РХГИ; Издательский Дом СПбГУ, 2003. - 415 с.

112. Петров, М. К. История европейской культурной традиции и ее проблемы / М. К. Петров. М. : РОССПЭН, 2004. - 776 с.

113. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды : Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология / Ж. Пиаже. М. : Меж-дунар. пед. академия, 1994. - 680 с.

114. Пигров К. С. Профессионалы и самодеятельные философы: К развитию рецептивной философии / К. С. Пигров // Личность. Культура. Общество. 2006. Т. УШ. Вып.З (31). С. 106-130.

115. Платон. Собр. соч. в 4-х томах. М. : Мысль, 1990. Т. 1; 1993. Т.2 1994. Т. 3.

116. Плотин. О природе, созерцании и едином // Космос и душа. Учения о вселенной и человеке в Античности и в Средние века (исследования и переводы) / Общ. ред. П. П. Гайденко, В. В. Петров. М. : Прогресс-Традиция, 2005. -С. 497-512.

117. Поппер, К. Р. Все люди философы: Как я понимаю философию; Иммануил Кант - философ Просвещения / К. Поппер ; пер. с нем., вступ. статьи и примеч. И. 3. Шишкова. - изд. 2-е. - М. : Едиториал УРСС, 2003. - 56 с.

118. Потемкина, В. Н. К истокам философствования / В.Н.Потемкина ; Башкирский ун-т. Уфа, 1997. - 206 с.

119. Пукшанский, Б. Я. Обыденное знание: Опыт философского осмысления / Б. Я. Пукшанский ; под ред. М. С. Козловой. Л. : Изд-во ЛГУ, 1987. -153 с.

120. Пустарнаков, В. Ф. Философская мысль в Древней Руси /

121. B. Ф. Пустарнаков. М. : Кругъ, 2005. - 366 с.

122. Радхакришпан, С. Индийская философия : пер. с англ. Т. I. /

123. C. Радхакришнан. М.: МИФ, 1993. - 624 с.

124. Рассел, Б. История западной философии : В 2 т. Т. 1 / Б. Рассел ; под-гот. текста В. В. Целищсва. Новосибирск : Изд-во НГУ, 1994. - 464 с.

125. Рачков, П. А. Философия и философствование: синонимы или омонимы/П. А. Рачков // Всстник МГУ. Сер. 7. Философия. 2000. №1. С. 3-19.

126. Розин, В.М. Человек культурный : Введение в антропологию / В. М. Розин. М. : Изд-во московского психолого-социального института ; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. - 304 с.

127. Рорти, Р. Философия и будущее / Р. Рорти // Вопросы философии. 1994.№6.-С. 29-34.

128. Русская идея / сост. и вступ. ст. М. А. Маслин. М. : Республика, 1992.-496 с.

129. Сагатовский, В. Н. Философия как деятельность / В. Н. Сагатовский. Симферополь, 1988. - 285 с. (Рукопись депонир. в ИНИОН РАН 52/13174 33876).

130. Сайр, Дж. Парад миров : пер. с англ / Дж. Сайр. СПб. : Мирт, 1997. -248 с.

131. Сгибнева, О. И. Православие в отечественной культурной традиции / О. И. Сгибнева // Личность. Культура. Общество. 2006. Т.VIII. вып.З (31). С. 287-297.

132. Смирнов, И. П. Человек человеку философ / И. П. Смирнов. - СПб. : Алетейя, 1999.-372 с.

133. Соколов, В. В. Средневековая философия : Учебное пособие / В. В. Соколов. 2-е изд., испр. и дополн. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 352 с.

134. Соловьев, Вл. С. Сочинения в 2-х т. Т. 1 / В. С. Соловьев. М. : Мысль, 1990. - 892 с.

135. Специфика философского знания и общественная практика: Тезисы выступлений слушателей VI Всесоюз. школы мол. ученых (Тбилиси, 1986). Вып. IV. Типы философствования в пошлом и настоящем: критический анализ. М., 1986. -150 с.

136. Спиркип, А. Г. Формирование абстрактного мышления на ранних ступенях развития человека / А. Г. Спиркин // Вопросы философии. 1954. № 5. -С. 62-76.

137. Субъект, познание, деятельность. М. : Канон+ ; Реабилитация, 2002. - 720 с.

138. Терещенко, II. А. Постмодерн как ситуация философствования / Н. А.Терещенко, Т. М. Шатунова. СПб. : Алетейя, 2003. - 192 с.

139. Тойнби, А. Дж. Постижение истории : Сборник / А. Дж. Тойнби. -М. : Прогресс : Культура, 1996. 608 с.

140. Толстой, JI. II. Полное собрание сочинений. Т. 23. М. : Гос. изд-во худ. л-ры, 1957. - 585 с. Репринт. М.: «ТЕРРА» - «TERRA», 1992.

141. Филатов, Т. В. Введение в технологию философствования / Т. В. Филатов. Самара, 1996. - 244 с.141. «Философия в современной культуре: новые перспективы» (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 2004. № 4. С. 3-46.

142. Философия Детям. Человек среди людей: Материалы Второй Международной Научно-практической конференции. 25-28 мая 2006 г. / под ред. С.И. Левиковой. - М.: МДОО «ФиД», 2006. - 505 с.

143. Философия и этика. Беседа с А. А. Гуссейновым // Вопросы философии. 2003. № 12.-С. 53-63.

144. Философия как призвание и профессия: (Интервью с проф. В. Ж. Келле) // Личность. Культура. Общество. М., 2002. Т. 4. № 1-2. - С. 352-379.

145. Философия наивности / сост. А. С. Мигунов. М. : Изд-во МГУ, 2001.-336 с.

146. Флоренский, П. А. Изменение имен как внешний знак перемен в религиозном сознании / П.А. Флоренский. М. : Изд-во храма св. мчц. Татианы, 2006. - 360 с.

147. Флоренский П. А. Общечеловеческие корни идеализма // Столп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи / П.А. Флоренский. М. : ACT, 2003.-С. 7-29.

148. Флоренский, П. А., священник. Собрание сочинений. Философия культа (Опыт православной антроподицеи) / П.А. Флоренский ; сост. и ред. игумен Андроник (Трубачев). М.: Мысль. 2004. - 685 с.

149. Франкфорт Г. В преддверии философии / Г. Франкфорт, Г. А.о

150. Франкфорт, Дж. Уилсон, Г. Якобсен ; пер. с англ. Т. Толстой. СПб. : Амфора, 2001.-314 с.

151. Фромм, Э. Иметь или быть? : пер. с англ. / Э.Фромм ; общ. ред. В. И. Добренькова М.: Прогресс, 1986. - 240 с.

152. Фуко М. Воля к истине : по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет / М. Фуко. М. : Касталь, 1996. - 448 с.

153. Хабермас, Ю. Демократия. Разум. Нравственность: (Лекции и интервью. Москва, апрель 1989 г.) /10. Хабермас. М. : Наука, 1992. - 176 с.

154. Хабермас, 10. Моральное сознание и коммуникативное действие / Ю. Хабермас ; пер. с нем. под ред. Д. В. Скляднева. СПб. : Наука, 2000. - 380 с.

155. Хайдеггер М. Время и бытие : Статьи и выступления : пер. с нем / М. Хайдеггер. М. : Республика, 1993. -448 с.

156. Хайдеггер, М. Что это такое философия? / М. Хайдеггер // Вопросы философии. 1993. №8.-С. 113-123.

157. Хайдеггер, М. Что значит мыслить? / М. Хайдеггер // http://www.philosophy.ru/library/heideg/thought.html

158. Хейзинга, Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня : пер. с нидерл. / общ ред. и предисл. Г. М. Тавризян. М. : Прогресс; Прогресс-Акакдемия, 1992.-464 с.

159. Цаплин, В. Странная цивилизация / В. Цаплин. М. : Астрель ; ACT, 2006. - 640 с. - (Philosophy).

160. Целлер, Э. Очерк истории греческой философии / Э. Целлер ; пер. с нем. С. Л. Франка. СПб.: Алетейя, 1996. - 296 с.

161. Чанышев, А. II. Генезис философии и ее ранние формы : Автореферат дисс. . доктора филос. наук. 09.00.03 / А. Н. Чанышев. М. : Изд-во МГУ, 1983.-52 с.

162. Чанышев, А. II. Начало философии / А. Н. Чанышев. М. : Изд-во МГУ, 1982.- 184 с.

163. Чанышев, А. II. Философия как «филология», как мудрость и как мировоззрение / А. Н. Чанышев // Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. 1999. № 1.

164. Чанышев, А. II. Эгейская предфилософия / А. Н. Чанышев. М., 1970.-240 с.

165. Человек : Философские аспекты сознания и деятельности / Т. И. Адуло, А. И. Антипенко, Е. А. Алексеева и др.; под ред. Д. И. Широканова, Д. И. Петрущика. Мн.: Наука и техника, 1989. - 208 с.

166. Человек как субъект культуры / отв. ред. Э.В. Сайко. М. : Наука, 2002.-445 с.

167. Швырев, В. С. О деятельностном подходе к истолкованию «феномена человека» (попытка современной оценки) / В. С. Швырев // Вопросы философии. 2001. №2.-С. 107-115.

168. Шейнман-Топштейн, С. Я. Платон и ведийская философия / С. Я. Шейнман-Топштейн. М. : Гл. ред. вост. лит-ры изд-ва «Наука», 1978. -200 с.

169. Шпенглер О. Закат Европы / О.Шпенглер. Ростов н/Д: Феникс, 1998. - 640 с.

170. Шахнович, М. И. Первобытная мифология и философия : Предыстория философии / М. И. Шахнович. JL: Наука, 1971. - 240 с.

171. Шахнович, М. И. Происхождение философии и атеизм / М. И. Шахнович. -Л.: Наука, 1973. -252 с.

172. Шичалин, 10. А. «Осевые века» европейской истории / Ю. А. Шичалин // Вопросы философии. 1995. №6. С. 75-86.

173. Энгельс, Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.-Т.20.-С. 339-626.

174. Энгельс, Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20.-С. 1-338

175. Эспинель Суарес, А. Особенности философской мысли инков А. Эс-пинель Суарес // Вопросы философии. 1997. №3. С. 132-144.

176. Юлина, II. С. Обучение разумности и демократии: педагогические стратегии «Философии для детей» / Н. С. Юлина // Вопросы философии. 1996. № 10.-С. 32-45.

177. Юлина, II. С. Философия для детей / Н, С. Юлина // Вопросы философии. 1993. №9.-С. 151-158.

178. Юркевич, Г. Г1. Философия и философоведение / Г. П. Юркевич // Философские исследования. 2004. №2 (35). С. 87-97.

179. Юшкевич П. С. О сущности философии / П. С. Юшкевич. Одесса,1921.

180. Языки как образ мира / сост. К. Королев. М. : ACT ; СПб. : Terra Fantastica, 2003. - 568 с.

181. Ясперс, К. Введение в философию / К. Ясперс // http://www.elenakosilova.narod.ru/studia/einfuerung.htm

182. Ясперс, К. Смысл и назначение истории : пер с нем. / К. Ясперс. 2-е изд. -М.: Республика, 1994. - 527 с.

183. Ясперс, К. Всемирная история философии : Введение / К. Ясперс. -СПб.: Наука, 2000. 272 с.

184. Chatterjee, М. The Language of Philosophy / M. Chatterjee. New Dehli etc : Allied Publishers, 1981. - 139 p.

185. Copleston, F. C. Philosophies and Cultures / F. C. Copleston. Oxford ; N.Y.; Toronto ; Melbourne : Oxford University Press, 1980. - X, 198 p.

186. Dolger, F. Zur Bedeutung von фйоаофо<; und (piXooocpia in Byzantini-scher Zeit // F. Dolger. Byzanz und die europaische Staatenwelt. Ettal, 1953. -S. 197-208.

187. Freydberg, B. The Play of the Platonic Dialogues / B. Freydberg. N.Y., Wash., Bern, etc.: Lang, 1997. - XII, 226 p.

188. Hinske, N. Lebenserfahrung und Philosophie / N. Hinske. Stuttgart -Bad Cannstatt: Frohmann - holzboog, 1986. - 236 S.

189. Jaspers, K. Einfuhrung in die Philosophie : Zwolf Radiovortrage / K. Jaspers. Miinchen: Piper & Co Verlag, 1953.

190. Matthews, G. B. Philosophy and the Young Child / G. B. Matthews. -Cambridge (Mass.) ; London : Harvard University Press, 1980. 114 p.

191. Nakamura, H. Ways of Thinking of Eastern Peoples : India China - Tibet - Japan / H. Nakamura. - Honolulu : The Universiry Press of Hawaii, 1981. -XX, 712 p.

192. Nodia, G. Humanism and Freedom // The Place of Person in Social Life / Ed. by P. Peachy, J. Kromkowski, G. F. McLean. Washington, 1991. - P. 33-43.

193. Philosophy East / Philosophy West : A Critical Comparison of Indian, Chinese, Islamic, and European Philosophy / Ed. by B. A. Scharfstein. Oxford : Basil Blackwell, 1978. - VIII, 360 P.

194. The Philosophical Life : An Activity and an Attitude / Ed. By R. M. Baird. Lanham ; New York ; London, 1983. - XII, 207 p.

195. Pohlenz, M. Der hellenische Mensch / M. Pohlenz. Gottingen, 1946.478 S.

196. Radin, P. Primitive Man as Philosopher / P. Radin. New York & London : D. Appleton & C°, 1927. - XX, 394 p.

197. Rombach, H. Die Gegenwart der Philosophie: die Grundprobleme der a-bendlandischen Philosophie und der gegenwartige Stand des philosophischen Fragens / H. Rombach. 3., grundlegend neuarb. Aufl. - Freiburg (Breslau); Miinchen : Al-ber, 1988.-228 S.

198. Zanker, P. The Mask of Socrates : The Image of the Intellectual in Antiquity / P. Zanker. Berkley etc.: University of California Press, 1995. - X, 426 p.

199. Zimmerli, W. Ch. Konigin oder Magd: Zur Zukunft der Philosophie / W. Ch. Zimmerli // http://www.sicetnot.cogito.de/artikel/zeichen/konigen.htm (Form of access: 16 Sept. 2004; 9 S.)

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.