Человек и мир в философии ИБН Сины тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Садыков, Рауф Гайсинович
- Специальность ВАК РФ09.00.03
- Количество страниц 165
Оглавление диссертации кандидат философских наук Садыков, Рауф Гайсинович
Введение.
Глава I. Космос и человек.
§1. ДЪризонты неба и души!'.
§2. Экстраполяция как метод.
Глава II. Человек и природа.
§1. Проблема души и тела.
§2. Рационализм и мистицизм.
Глава III. Теология и антропология.
§1. Философский бог.
§2. Образ идеального человека.
Глава IV. Метафизическая позиция.
§1. От натурфилософии к метафизике.
§2. Двойственность истины.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Парадигма природы и разума в средневековой исламской философии2008 год, доктор философских наук Садыков, Рауф Гайсинович
Антропология Абу Али Ибн Сины: Авиценны2004 год, доктор философских наук Рахимов, Мухсин Хусейнович
Гносеологическая проблематика в философии суфизма2001 год, кандидат философских наук Арухова, Альбина Сефербековна
Этические проблемы в антропологии Ибн Сины2009 год, кандидат философских наук Каримова, Матлюба Рафиковна
Философия Шихабиддина Яхья Сухравади (на основе его работы "Хикмат ал-ишрак")1983 год, кандидат философских наук Одинаев, Якуб Курбанович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Человек и мир в философии ИБН Сины»
Актуальность исследования. Философская мысль средневековой исламской цивилизации до сих пор не получила надлежащего изучения, несмотря на то, что она уже более столетия вызывает к себе повышенный интерес как на Западе и в России, так и на самом Востоке. В период эллинизма Ближний Восток был тем универсумом, в котором Запад осознавал себя как Европу, поскольку для образованного эллина Азия, имеется в виду Малая Азия, была неотделима от самой Европы. Сфера духовных связей средневековой исламской цивилизации с Западной Европой уже давно изучается. Но многое здесь остается весьма не уточненным, спорным и даже сомнительным. Европа в целом долгое время никак не желала признавать зависимость своей культуры от исламского мира. Тем не менее, начиная с XII века и вплоть до XIV столетия в интеллектуально-культурном измерении Европа уступала исламской цивилизации. "Особенно примечательно влияние арабов в области философии и медицины, но весьма возможно, что и само европейское научное мировоззрение больше в долгу у арабов, чем мы предполагаем".!
Имеется много монографий на различных языках, посвященных средневековой исламской философии, влиянию её на европейскую мысль и культуру в целом. Имеются также исследования, которые ставят задачу раскрытия средневековой исламской ментальности и основных философско-научных учений, представленных именами Фараби, Ибн Сины, Газали, Ибн Рушда и др. Но до сих пор оказывается неосвещенной и непонятой в надлежащей мере специфика исламской ментальности. Об этом свидетельствует возрождение и влияние в наше время исламского фундаментализма, который уже осущест
1 Монтгомери У. Влияние ислама на средневековую Европу. М.: Наука, -1976, с. 17. 4 вил себя государственно-политически в Иране, который претендует на государственно-политическую власть в Алжире и Египте, в Пакистане и в Афганистане, который заявляет о себе весьма агрессивно в Средней Азии.
Весьма характерно то обстоятельство для формирования средневековой исламской цивилизации, что персы оказали существенное влияние не только на формирование культуры и мистического опыта в рамках ислама, но и на почитание знания, призванного соединить разные народы в единой вере и истине и тем самым в едином разуме. Такого рода процесс осуществлялся не только с помощью Корана, но и благодаря античному наследию философско-научной мысли, получающей свою особую артикуляцию в трудах Фараби и Ибн Сины. В этом плане Ибн Сина является ключевой фигурой. Вот почему его философско-научное наследие необходимо было раскрыть в контексте влияния и воздействия Востока на процесс формирования христианства и ислама, когда происходило не только разрушение Римской империи, но и разрушение эллинской метафизической позиции, получившей свое завершение в трудах Платона, Аристотеля и Плотина. Данный аспект изучался сугубо историографически, то есть описательно. Поэтому необходимо раскрыть философское знание в контексте формирования исламской средневековой цивилизации. Только в такой перспективе можно понять мысль Ибн Сины и ориентацию его мысли на аристотелевское учение о природе. Суть дела вовсе не заключается в том, что философско-научное наследие Ибн Сины сохраняло аристотелизм как таковой, врачевание как науку и т. д. И не в том суть, что Ибн Сина оказал влияние непосредственно и через посредников на западно-средневековую ученость. Проблема изучения античного и средневекового исламского понимания природы заключалась в более существенном. Речь идет о том, каким образом философская и научная мысль сохраняется и развивается благодаря возвращению к своим истокам; каким образом она далее эксплицируется благодаря возрождению свободной мысли. Как раз это обстоя5
Как раз это обстоятельство имело место как в период формирования средневековой исламской ментальности, так и в период становления и развития ренессансной мысли.
В течении многих веков, с тех пор, как человек осознал себя, и вплоть до наших дней проблема человека для человечества является самой важной и насущной проблемой. В этом смысле А.Ф.Лосев говорил, что «Человек -вечная проблема, которая вечно решается .-и которая никогда не будет решена». Одной из таких проблем является концепция самого человека или представление о человеке. Как показывают исследования, от того, каково понимание, представление, концепция человека, зависит представление и познание окружающего мира. Человек является главным содержанием, побуждающим мотивом, целью и результатом в материальной сфере жизни: экономике, а также в духовной жизни: искусстве, литературе, политике, философии.
В ряду мыслителей Средней Азии и Ближнего Востока: Кинди, Братьев Чистоты, Рази, Фараби, Бируни - Ибн Сине принадлежит выдающееся место. Его философия представляет собой вершину философской мысли мусульманского Востока периода средневековья. Ибн Сине удалось творчески переработать и обогатить античное философское наследие Греции, духовное достояние и естественнонаучную мысль Среднего и Ближнего Востока, которые он изложил в систематизированном виде в своих энциклопедиях «Книге знания», «Книге спасения», «Книге исцеления» и других работах. Его труды оказали значительное влияние на последующее развитие всех сфер знания как на мусульманском Востоке, так и в христианской Европе. Популярность и авторитет, которые Ибн Сина приобрел еще при жизни, сохраняются за ним уже около тысячелетия: на Востоке под именем ^¡>11 ¿Ьн^ «Шайх-ур-Раиса» («Главы ученых»), в Европе под именем «Авиценны». 6 зрение имеет два отправных пункта: с одной стороны мир, как все то, что существует вне и независимо от человека, а с другой стороны сам человек, который не существует вне мира. Но если учесть, что окружающая действительность - мир, рассматривается в средние века по аналогии с человеком, как антропоморфрный и социоморфный мир; абсолютная реальность - бог оказывается не чем иным, как отчужденной сущностью абстрактного человека, а общество понимается не как новое качественное образование, а как совокупность людей, то отсюда становится ясным, что мировоззрение Ибн Си-ны (как и других мыслителей средневековья) нельзя понять вне учения о человеке. Независимо оттого, осознает это мыслитель или нет, многие стороны его мировоззрения имеют непосредственное отношение к человеку, более того - все стороны его мировоззрения зависят от понимания им того, что есть человек, какова его природа, какова его суть.
Таким образом, представленная работа имеет несколько аспектов, раскрывающих ее актуальность: а). Учение Ибн Сины о человеке само по себе представляет интерес, как тема до сих пор существенно не исследованная; б). Тема имеет ключевое значение для понимание всего мировоззрения Ибн Сины и его последователей; в). Поскольку влияние Ибн Сины в прошлые века было огромным, работа важна с историко-философской точки зрения.
Степень разработанности темы. Философия Ибн Сины привлекала к себе пристальное внимание как современных Ибн Сине мыслителей, так мыслителей и исследователей последующих эпох вплоть до наших дней. Его воззрения имели сторонников и последователей (Абу Убайд Джузджани, Бахманяр ал-Азербайджани, Насриддин Туси, Тахтани и др.), были у него и противники (Фахриддин Рози, Абулхамид Газали, Мухаммад аш-Шахрастани и др.). На его произведения писали большие и малые комментарии, парафразы, как это 7 было обычно в средние века - компилировались, писали также и опровержения. Взгляды Ибн Сины получили широкое распространение на Востоке и в Европе. Наследие его достаточно хорошо знали такие крупные европейские мыслители, как Р.Бэкон , Ф.Аквинекий, А.Данте, Леонардо да Винчи, Б.Микеланджелло, Р.Декарт, Б.Спиноза и др. Исследование мусульманской философии, в том числе и философии Ибн Сины, началось на Западе в середине XIX начале XX веков работами А.Штёкля (1865)2, Ф.Дитерици (1871), С.Ландауэра (1875), М.Й.Мехрена (1889-1899), Кара де Во (1900), Т.Й.Боэра (1901), М.Винтера (1903), М.Хортена (1907), Й.Кохлера (1908), Э.Видеманна (1913), А-М.Гуашон (1938, 1944). Из восточных авторов к философии Ибн Сины обращались Махмуд Фуруги (1316 х), Хамуд Гаробат (1327 х), Али Ак-бар Сийоси (1333х). Мухаммад Шохварди (1333 х), Сайид Содик Гавхарин (1336 х), Мухаммад Салихи Хозир Мазандорони (1342 х), Масад Алаббулс (1937), Га ни Косим (1937), Ат-Тарихи Мухаммад (1949), Джамол Салиба (1951), Усман Наджоти (1961), Фатхалла Халиф (1974), Ал-Джабири (1980), Ал-Иъроки Мухаммад Аъатаф (1980), Хана ал-Фахури (1982), Тайсир Шай-хулард (б.г.) и др.
Количество исследовательских работ по Ибн Сине резко увеличилось к его тысячелетнему юбилею, который отмечался по решению ЮНЕСКО по лунному календарю в 1952 году (1333 год хиджры): А-М.Гуашон (1951), Г.Корбен (1952), Ф.Рахман (1952), Э.Блох (1952), Г.Э. фон Грюнебаум (1952), Й.Хоубен (1953), Г.Леу (1983), С.М.Афнан (1958), М.Шариф (1963, 1966), С.Х.Наср (1964), М.Фахри (1970), П.Мореведж (1972), Г.Любинг (1977), М.Ф.Руссо (1977), Д.Линдберг (1978), Г.Анавати (1978), Б.Цедлер (1978), М.Махди (1978) и др.
2 Здесь и далее в скобках указан год издания работы автора, полное название и место издания работы приводится в списке библиографии в диссертации. 8
Работ по Авиценне стало еще больше после того, как тысячелетие со дня его рождения отмечалось решением ЮНЕСКО вторично по григорианскому календарю в 1980 году. Обилие публикаций было обусловлено энцик-лопедизом знаний Ибн Сины. Философские его взгляды рассматривали Ф.Рундгрен (1979), С.Х.Наср (1979), Р.Е.Халл (1979), Б.Брентьес (1979), Э.Бушманн
1979), В.М.Монтейл (1980), Г.Лей (1980), М.Мамура (1980, 1984, 1986), Т.Сабри (1980), П.Ли (1981), С.Инати (1984), С.А.Джонсон (1984) и др.
Для западных исследователей характерны односторонность, стремление рассматривать только идеалистические и мистические взгляды Ибн Сины, материалистические его взгляды игнорируются. Это приводит к искажению подлинных взглядов мыслителя. Эти работы носят преимущественно компаративистский, доксографический, описательный, характер.
Из отечественных авторов творчество Ибн Сины исследовали: Б.Э.Быховский (1955), С.Н.Григорян (1960, 1966), В.Н.Терновский (1969), В.В.Соколов (1979), А.В.Сагадеев (1980, 1985), Е.А.Фролова (1980), А.Б.Халидов (1981), Г.Г.Майоров (1981), А.Синдаров (1984), А.М.Богоутдинов (1957, 1961), М.Н.Болтаев (1965, 1980), У.Султанов (1975), К.Олимов (1979), С.Р.Рахимов (1979), Ю.Д.Джумабаев (1979), Д.В.Бирюков
1980), Ф.Сироджев (1980), М.Асимов (1980), М.М.Хайруллаев (1980), Ю.Н.Завадовский (1980), А.Турсунов (1981), П.Г.Булгаков (1981), А.Содиков (1984), М.Диноршоев (1985) и др.
В Европе Ибн Сина долгое время был более известен как врач, поэтому очень много литературы и за рубежом, и у нас, посвященной его медицинским воззрениям на человека. Также большое число работ рассматривающих учение Ибн Сины о душе. Однако при таком огромном количестве работ, посвященных философии Ибн Сины ни в отечественной, ни в зарубежной литературе нет существенных исследований, посвященных учению Ибн Сины о 9 человеке в целом, рассматриваемом с философской и историко-философской точек зрения.
Данной теме посвящено лишь несколько небольших статей, которых, конечно, недостаточно для освещения такой глобальной темы, какой является концепция человека в воззрениях Ибн Сины. Это работы: Д.В.Бирюкова «О концепции человека в творчестве Фараби и Ибн Сины» - Общественные науки в Узбекистане, 1980, №2, с. 32-39. Его же: «Онтологическое содержание учения Ибн Сины о человеке, его жизни и бессмертии». - Вестник Каракалпакского филиала АН Узбекской ССР, 1980, №3, с.56-62; А.Синдаров. «Проблема целостности человека и его сознания в духовном наследии мыслителей Средней Азии /Фараби и Авиценна/. - В сб.: Сознание и знание. М.: Ин-т философии АН СССР, 1984, с. 78-90. А также работа П.Мореведжа «Концепция «Я» Ибн Сины» (P.Morewdge. Ibn Sina's concept of the self. -Philosophical forum, Boston, 1972, vol.4, 31, p. 49-73.)
Цель и основные задачи исследования. Целью диссертации является ответ на вопрос, что есть человек в понимании Ибн Сины? Какова природа человека с точки зрения его физического и духовного бытия? Как произошел человек? Смертен он или бессмертен? В чем смысл жизни человека? В чем его «спасение» и «исцеление»? Каков должен быть образ жизни человека? Что такое счастье и что такое зло? Что в жизни человека зависит от него и есть ли предопределение свыше? Говоря словами Канта, на что человек может надеяться, что он может знать, что он должен делать? В рамках поставленных вопросов мы хотели бы рассмотреть: a) соотношение мира и человека; b) взаимосвязь его природы и души; c) сопоставить теологию Ибн Сины и его антропологию; d) выяснить, какую функциональную роль выполняет концепция человека в философии Ибн Сины?
10 е) дать общую оценку воззрениям Ибн Сины.
Научная новизна работы. Суть научной новизны работы заключается в том, что ни в отечественной, ни в зарубежной литературе нет значительных исследований, посвященных учению Ибн Сины о человеке, которое рассматривалось бы не с медицинской и психологической, а с философской точки зрения. С другой стороны и сам Ибн Сина не оставил нам отдельного трактата, посвященного только человеку, где он был бы рассмотрен в философском аспекте. Тем не менее учение Ибн Сины о человеке является той частью его мировоззрения, которая эквивалентна всему его научному наследию. Это происходит не только потому, что
1) вселенная (макрокосмос) и человек (микрокосм), по представлениям средневековых мыслителей, аналогичны по своей сути и устройству, но и потому, что
2) в центре этого мироздания стоит человек как лучшее творение бога.
3) С другой стороны, для Ибн Сины человек как таковой оказывается универсальной мерой познания окружающего, так как
4) бог есть отчужденная сущность абстрактного человека, природа рассматривается как «большой человек» и общество рассматривается не как новое качественное образование, а как совокупность людей.
5) В работе дается также сопоставительный анализ учений о душе Аристотеля и Ибн Сины, а также
6) общая оценка философии Ибн Сины.
Вот эти положения определяют новизну подхода к поставленной теме и новизну содержания работы.
Методология и источники исследования. Методологическую основу работы составили принцип материалистического понимания истории, диалектика. принцип преемственности идей, исторический и логический методы историко-философского исследования, теоретические разработки
11
Л.Фейербаха, А.Турсунова. Использовались новейшие формы контекстуального анализа, получившие выражение в работах С.С.Аверинцева, Ф.Роузенталя. Вместе с тем использовался опыт анализа средневековой исламской философии в русскоязычной, а также англоязычной, немецкой и французской литературе, современных работ по данной проблематике на арабском и персидском языках. Источниками исследования служили научные издания текстов философского наследия Аристотеля, Кинди, Фараби, Ибн Сины, Газали, Ибн Рушда и других авторов на русском, арабском, таджикском и других языках.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Материалы диссертации, разработанные в ней методические подходы и полученные результаты, позволяют дополнить понимание специфики средневековой философской мысли, одного из крупнейших её представителей - Ибн Сины, особенности его философского восприятия мира; расширить тематику изучения историко-философского, культурологического и научного процессов. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при чтении лекционных курсов по истории философии, религии и науки, по истории культуры, в спецкурсах по историко-философским и историко-религиозным разделам, а также на семинарах по сравнительному анализу арабской и западной мысли периода средневековья.
Апробация работы. Материалы диссертации использовались автором в спецкурсах по античной и средневековой философии на философском факультете Санкт-Петербургского государственного университета для студентов второго и третьего курсов, в преподавании курса философии в Душанбинском педагогическом университете и других высших учебных заведениях. Диссертация обсуждалась на кафедре истории философии Санкт-Петербургского государственного университета. Основное её содержание излагалось на философских конференциях и представлено в ряде публикаций.
12
Структура диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованных источников и литературы на русском, арабском, таджикском и других языках.
Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Человек и общество в философии Ибн Баджжи2012 год, кандидат философских наук ОCМАНОВ, АНВАР МАГОМЕДОВИЧ
Концепция справедливости в таджикской философии IX-XI веков2006 год, кандидат философских наук Абдулатипов, Усуф Хасанович
Социальная философия мусульманского средневековья1989 год, доктор философских наук Кирабаев, Нур Серикович
Проблемы политической этики в трудах таджикских мыслителей X-XI вв.2006 год, кандидат философских наук Камолова, Хосият Курбоналиевна
Развитие логических идей в арабо-мусульманской философии и "теологии"2009 год, кандидат философских наук Зиядех Латфаллах
Заключение диссертации по теме «История философии», Садыков, Рауф Гайсинович
Заключение.
Философские взгляды Ибн Сины на человека и окружающий мир убедительно показывают, что для средневекового мышления концепция человека, представление о человеке выполняет функцию аналога окружающего мира, является способом освоения действительности, инструментом его познания. Концепция человека используется как модель, которая экстраполируется как на вселенную, так и на творца мира. Если в античности антропоморфные представления о мире носят натуралистический, образный характер, то в средние века они обретают более абстрактный уровень, что является следствием эволюции человеческого мышления в истории. Антропоморфные представления о мире просуществуют до нового времени, когда развитие промышленности и техники породит новую гносеологическую парадигму, в основе которой будет лежать механика.
Натурфилософские и естественнонаучные исследования проведенные Ибн Синой оказали плодотворное влияние на вновь зарождающуюся науку средневековой Европы.
Прогрессивное значение имели также стремление противостоять давлению религиозного мировоззрения на философию и науку, попытки отделить религию от рационального знания. В этом несомненно большая заслуга принадлежит Абу Али ибн Сине выдающемуся мыслителю и ученому средневекового Востока.
151
Основные понятия философии Ибн Сины: необходимо сущее -теология, «Метафизика» - oLo>\JI растительная душа - ¿ljLj ¡jjjJú животная душа - ¿Lulero* ^juláj человеческая (говорящая) душа - ¿l¿Joj ^joíü практический разум - ^sJLolC JiLc теоретический разум - <Sj]¿ú JiLc материальный разум - uS^LoJI JJLc J-^ разум по навыку - ¿cSJLoJIj JiLc актуальный разум - JsáJb JiLc деятельный разум - ЛяЭ JiLc приобретенный (извлеченный) разум - ^LójüujuoJI Jüc мышление человека - (üLuuú\JI <sJI ^LüJb) ¿j5LáoJI воображение - ¿илД^Л сохраняющая мысль (память) - ó^lJJI ¿da9h*xJI время [вечность] (дахр) -начало [мира] (ибдо) -форма тела - /оиии> ¿jck> момент, теперь (ал-ан) - o\í I время, которое не имеет ни начала ни конца - лх>^ непрерывное время в прошлом - Jjl непрерывное время в будущее - jJ любовь к прекрасному - JLojJI религиозное образование - s-^l светское образование - ^LjjJI s-^I этика - />1с любовь к прекрасному - JlccJI ¿Lpto
152 образ - сурат-форма - шакл -материя — хаюло - (модда) спасение -исцеление -истина знание - /Ас-время - О1Э3 замон -муддат - ¿ло дахр -кадим —/\jJl9 конец света (судный день) счастье - сои <6:>иг1ии творец - ,зЛ> <£-ил преходящий ир -вечный мир - ^яф поминание (бога)-^ знание - дониш (перс.) - ,>шЬ элемент — /ххи> субстанция акциденция - с/Ь^с движение -пространство - оКд пустота -скорость
153
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Садыков, Рауф Гайсинович, 2000 год
1. Абдуллаев A.A. Роль ученых Хорезма в становлении Абу Али ибн Сино. -Ташкент: Медицина, 1980, 21 с.
2. Аверинцев С.С. Поэтика древнегреческой литературы. М.: Наука, 1981, -366 с.
3. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М.: Наука, 1977-320 с.
4. Авраамова М.А. Учение Аристотеля о сущности. М.: Изд-во МГУ, 1970,68 с.
5. Александров Г.Ф. Аристотель, М.: Соцэкгиз, 1940, - 276 с.
6. Аль Алим М.А. Идейные бои. - М.: Прогресс, 1974, - 269 с.
7. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977,-380 с.
8. Антология таджикской поэзии./И. Брагинский и др./- М.: Гослитиздат, 1951,-608 с.
9. Арабско-мусульманская философия в системе мировой культуры. /Ред.-сост. Фролова Е.А. М.: Изд. ИФ АН СССР,- 1983,- 129 с.
10. Арабская средневековая культура и литература: Сб. стат. заруб, ученых./ Состав. И.М. Филыптинский. М.: Наука, 1978, - 216 с.11 .Арзуметов Ю.С., Юлдашев К.Ю. Медицинские взгляды Ибн Сины. -Ташкент: Медицина, 1983, 211 с.
11. Аристотель. О частях животных. М.: Биомедгиз, 1937, - 219 с.
12. Аристотель. О возникновении животных. M.-JL: Изд-во АН СССР, 1940,252 с.
13. Аристотель. Сочинения. В 4-х т. - М.: Мысль, 1976, т.1 - 500с.; 1978 г. -Т.2-687с.; 1981 г.-т.З - 613 е.; 1983 г. - т.4 - 830 с.
14. Архив Маркса К. и Энгельса Ф.,т.5,- Хронологические выписки. М. JL, Госполитиздат, 1938 г. - 424 с.154
15. Асимов М.С., Турсунов А. Соотношение микрокосма и макрокосма как философская проблема: история и современность.// Вопросы философии, 1978, №7, с. 69.
16. Бабский Е.Б. Физиология человека. 2-е изд. - М.: Медицина, 1972,- 656 с.
17. Бахманяр А.Г.М. Познание. Баку: Элм.1983,- 206 с.
18. Бережной Н.М. Проблема человека в грудах К. Маркса. М.: Высшая школа, 1981,- 111с.
19. Бернал Дж. Наука в истории общества. М.: Изд-во иностр. лит., 1956,735 с.
20. Бертельс Е.Э. История персидско-таджикской литературы. -Избр. труды.^ 6-и т. М. :Наука, 1960,- т.1, с.556.
21. Блонский П.П. Философия Плотина, М.: Изд. А.И. Мамонтова, 1918,367 с.
22. Болтаев М.Н. Абу Али ибн Сина великий мыслитель средневекового Востока,- ТашкентгФан, 1980,- 164.
23. Брагинский И.С. Исследования по таджикской культуре. М.: Наука, 1977,- 288 с.
24. Бэкон Ф. Новый органон. Сочинения: В 2-х т. - М.: Мысль, 1978, т.2, с.5-214.
25. Вахабова Б.А. Рукописи произведений Ибн Сины.- Ташкент: Фан, 1982,72 с.
26. Вернадский В.И. Живое вещество. М.:Наука,1978,-358 с.
27. Виндельбанд В. История философии, СПб.: Изд. об-ва "Издатель". 1898,- 615 с.
28. Вунд В. Общая история философии. СПб.: Типограф, тов-ва "Общественная польза", 1910,- т.1, с.272; т.2, с.272.
29. Газали. Воскрешение наук о вере. М.:Наука,1980,- 376 с.
30. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки: Становление и развитие первых научных программ. М.:Наука,1980,- 468 с.155
31. Гален К. О назначении частей человеческого тела. М.: Медицина, 1971,- 555 с.
32. Гармонический человек. Из истории идей о гармонически развитой личности. /Ред. В.А. Разумный, сост. П.С. Трофимов.- М.: Искусство, 1965,- 322 с.
33. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Сочинения: в 12-и т. - М.-Л.: Соцэкгиз, 1935, т. XI, - 527 с.
34. Гиппократ. Сочинения: В 3-х т. М.: Биомедгиз, 1936, т. 1, - 736 е.; 1943, т. 2- 512 е.; т. 3 - 364 с.
35. Гордеева В.Д. Неврология Ибн Сины и его исторические истоки.: Авто-реф. дисс. канд. мед. наук. Ташкент, 1982, - 16 с.
36. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М.: Высшая школа, 1980,- 368 с.
37. Григорян С.Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана VII XII веков./ С прилож. избр. филос. произв. Фараби, Газали, Маймонида/.- М.: Изд - во АН СССР, 1960, - 330 с.
38. Грюнебаум Г.Э. Основные черты арабо-мусульманской культуры. М.: Наука, 1981,-228 с.
39. Данте А. Божественная комедия. М.: Наука, 1967, - 628 с.
40. Данте А. Малые произведения. М.: Наука, 1968, - 651 с.
41. Диноршоев М. Натурфилософия Ибн Сины. Душанбе: Дониш, 1985,-с. 256.
42. Додихудоев Х.Д. Очерки философии исмаилизма: Общая характеристика философской доктрины X XIV вв. - Душанбе: Дониш, 1976,- 144 с.
43. Дубинин Н.П. Что такое человек? М.: Мысль, 1983, - 334 с.
44. Жузе П.К. Мутазилиты. Казань, 1899,- 272 с.46.3авадовский Ю.Н. Абу Али ибн Сино: Жизнь и творчество. -Душанбе: Ирфон, 1980,- 302 с.15647.3аходер Б.Н. История восточного средневековья. Халифат и Ближний Восток.- М.: Изд-во МГУ, 1944, 152 с.
45. Ибн Сина. Указания и наставления./ Избранные произведения: В 10-и т. -Душанбе: Ирфон, 1980, т.1, с. 205-329.
46. Ибн Сина. Освещение./Избр. произв., т. 1, с.330-362.
47. Переписка Беруни и Ибн Сины./Избр. произв., т. 1, с.365-389.
48. ИбнСина. Книга о душе. / Избранные философские произведения. М.: Наука, 1980,-с. 383 -521.
49. Ибн Сина. Избранное. / Ред. A.B. Сагадеев. М.: Книга, 1980, - 336 с.
50. Ибн Сина. Математические главы "Книги знания". Душанбе: Ирфон, 1967,- 180 с.
51. Ибн Сина. Трактат о любви. Тбилиси: Мецниереба, 1976," 167 с.
52. Ибн Сина. Канон врачебной науки: В 5-и т., 6-и кн. изд. 1-е.- Ташкент: Изд-во АН Уз. ССР, 1954, т.1,-550 е.; 1956, т.2,-825 е.; 1958,т.3,кн.1,-793с.;кн.2,-731 е.; 1960,т.4,-767 е.; 1960, г.5,-331 с.
53. Ибн Сина. Сатурна предел. Стихи./ Перев. Я. Козловского. Душанбе: Ирфон, 1980,- 110 с.
54. Ибн Сина. Трактат о Хайе сыне Якзана. В кн.: Сагадеев A.B. Ибн Сина.-М.: Мысль, 1980,- с. 220 - 230.
55. Ибн Сина. Трактат о науке этики. Общественные науки в Узбекистане,1980, №8-9, с. 110-122.
56. Ибн Сина. О вечности мира. В кн.: Антология мировой философии.- М.: Мысль, 1969, - т.1, ч.2, с. 730-733.
57. Ибн Сина и его эпоха. / Отв. ред. H.H. Негматов. Душанбе: Дониш, 1980, -216с.
58. Ибн Сина и средневековая философия./Отв. ред. Г. Ашуров./ Душанбе: Дониш, 1981,- 167 с.
59. Ибн Сина и естественные науки./ Ред. A.C. Садыков. Ташкент: Фан,1981,-250 с.157
60. Ибн Сина. Курьер ЮНЕСКО, 1980, №11, с. 1 - 48.
61. Иванов A.C. Учение Фараби о познавательных способностях. Алма-Ата: Наука, 1977,-215 с.
62. Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока XI-XIV веков./Ред. С.Н. Григорян.- М.: Соцэкгиз, 1961, 630 с.
63. Из философского наследия народов Ближнего и Среднего Востока./ Отв. ред. И.М. Муминов. Ташкент: Фан, 1972, - 264 с.
64. Ислам. Краткий справочник ./Ред. H.A. Иванов. М.:Наука,1983,- 153 с.
65. История Византии./Отв. ред. З.В. Удальцова. т.1,- М.: Наука, 1967, - 523 с.
66. История философии./ Ред. Г.Ф. Александров и др. Госполитиздат, 1940, -т.1,-491 е.; 1941, т.2,-472 с.
67. Кедров Б.М. Классификация наук. Кн. I,- М.: Наука, 1961,
68. Комарова В.Я. К вопросу о колебаниях Аристотеля между материализмом и идеализмом. Ученые записки ЛГУ, 1956, №196, вып. 7, с. 160- 169.
69. Комарова В.Я. К текстологическому анализу античной философии ./Вып.1.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1969,- 67 с.
70. Комарова В.Я. К текстологическому анализу античной философии./Вып.1.. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974, - 87 с.
71. Комарова В.Я. Становление философского материализма в Древней Греции. Л.: Изд-во ЛГУ, 1975, - 136 с.
72. Коран./Перев. И.Ю. Крачковского./ М.: Изд-во вост. лит-ры, 1963, -714 с.
73. Ленин В. И. Философские тетради.- Полн. собр. соч., т. 29.
74. Лей Г. Очерк истории средневекового материализма. М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1962, - 587 с.
75. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1963, т.1,- 479 с.
76. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии./Латинская патристика./- М.: Мысль, 1979, 431 с.158
77. Маковельский А.О. Понятие о душе в Древней Греции. В кн.: "Харитес" профессору Е.А. Боброву.- Варшава, 1913, - с.37-50.81 .Маковельский А.О. Древнегреческие атомисты. Баку: Изд-во АН Аз.ССР, 1946,- 401 с.
78. Маковельский А.О. История логики. М.: Недра, 1967,- 502 с.
79. Малинин В.А. "Капитал" К. Маркса и проблема человека. М.: Знание, 1968,- 40 с.
80. Маркс К. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии. Соч., 2-е издание, т. 21.
81. Массэ А. Ислам. Очерк истории. 3-е изд. - М.: Наука, 1982,- 191 с.
82. Мец А. Мусульманский Ренессанс. М.: Наука, 1966, - 453 с.
83. Мифы народов мира./ Гл. ред. С.А. Токарев.: В 2-х т. М.: Сов. энц., 1980, Т.1,-672 е.; 1982, т.2 - 700 с.
84. Мозг./ Ред. П.В. Симонов.- М.: Мир, 1984, 280 с.
85. Музыкальная эстетика стран Востока./ Общ. ред. В.П. Шестакова. М.: Музыка, 1967, - 414 с.
86. Мысливченко А.Г. Человек как предмет философского познания. М.: Мысль, 1972, 190 с.
87. Негматов Н.Н. Государство Саманидов./ Мавераннахар и Хорасан в IX- X вв. Душанбе: Дониш, 1977,- 279 с.
88. Петров Б.Д. Ибн Сина. М.: Медицина, 1980, - 151 с.
89. Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII XV веках. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1966,- 400с.
90. Проблема человека в современной философии./ Ред. И.Ф. Балакин. М.: Наука, 1969,-431 с.
91. Проблемы человека и его духовной жизни. В кн.: Ленинизм и философские проблемы современности./Ред. М.Т. Иовчук. - М.: Мысль, 1970, с.385 -564.159
92. Рассел Б. История западной философии. М.: Изд-во иностр. лит., 1959, -935 с.
93. Рахимов С.Р. Психолого-педагогические взгляды Ибн Сины. -Ташкент: Укутувчи, 1979, 167 с.
94. Рахматуллаев Н. Философские взгляды Ибн Сины в книге "Указания и наставления".- Душанбе: Дониш, 1980, 91с.
95. Ренан Э. Аверроэс и аверроизм. Собр. соч. в 12-и т. - Киев: Изд. Б.К.Фукса, 1902,-т.8, с.5-183; т.9, с. 5 - 61.
96. Роузентал Ф. Торжество знания. (Концепция знания в средневековом исламе.) М.: Наука, 1977,- 372 с.
97. Сагадеев А.В. Ибн Рушд. М.: Мысль, 1973,- 207 с.
98. Сагадеев А.В. Ибн Сина. М.: Мысль, 1980, - 240 с.
99. Сатыбекова С.К. Гуманизм Аль-фараби.- Алма-Ата: Наука, 1975, -143с.
100. Соколов В.В. Средневековая философия. М.: Высшая школа, 1979, -448 с.
101. Социальные, этические и эстетические взгляды Аль-Фараби./Отв. ред. Ж-М.Абдильдин. Алма-Ата: Наука, 1984,- 175 с.
102. Степаняц М.Т. Мусульманские концепции в философии и политике (XIX-XX вв.)- М.: Наука, 1982.-248 с.
103. Терновский В.Н. Ибн Сина. М.: Наука, 1969, - 190 с.
104. Турсунов А. Философия Ибн Сины: истоки, проблемы, исторические судьбы.- Философские науки, 1981, -№ I, с. 80 92.
105. Турсунов А. Основания космологии. М.: Мысль, 1979,-237 с.
106. Турсунов А. Философия и современная космология. М.: Политиздат, 1977,- 191 с.
107. Уотт У.М. Влияние ислама на средневековую Европу. М.: Наука, 1976,- 128 с.
108. Фараби. Философские трактаты. Алма-Ата: Наука, 1970, - 430 с.160
109. Фараби. Социально-этические трактаты. Алма-Ата: Наука, 1973,- 430 с.
110. Фейербах JI. Избранные философские произведения. В 2-х т. М., 1955.
111. Филыитинский И.М. Арабская литература в средние века. М.: Наука, 1978, - 256 с.
112. Фролова Е.А. Проблема веры и знания в арабской философии. Наука, 1983,- 169 с.
113. Халидов А.Б. Материалы к изучению творческой биографии научного наследия Ибн Сины. В кн.: Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. Часть III.- М.: Наука, 1981, с. 24 - 78.
114. Чалоян В.К. Восток-Запад. Преемственность в философии античного и средневекового общества.-2-е изд. М.: Наука, 1979,- 213с.
115. Шаймухамбетова Г.Б. Арабоязычная философия средневековья и классическая традиция, М.: Наука, 1979,- 152 с.
116. Шахрастани. Книга о религиях и сектах. В 2-х ч. - М.: Наука, 1984, ч.1,-270 с.
117. Afnan S.M. Avicenna. His life and Works. London: George Alien & Unwin, 1958,-300 p.
118. Bloch E. Avicenna und Aristotelische Linke. Berlin, Rutten & Loening, 1952, 110 s.
119. Brokelmann C. Geschichte der arabischen Literatiir. Erster Band,- 2-te Auflage. Leiden: E.J.Brill, 1943,-IX, 676 s.
120. Carra de Vaux. Avicenne. Paris, F.Alcan, 1900, VII, 302 p.
121. Corbin H. The Man of Light in Iranian Sufism. London: Sambhala, 1978, -6., 174 p.
122. Corbin H. Avicenne et recit visionnaire. Fase. I. Le recit de Hayy ibn Yaqzan. Texte arabe, Avicenna version et commentaire en persian.- Teheran, 1952,- 64, 88.161
123. Diterici Fr. Die Antropologie der Araber in X-en Jahrhundert, Leipzig: Hinrichs'sche Buchandlung, 1871,- VIII, 222 s.
124. Diterici Fr. Die Naturanschauung und Naturphilosophie der Araber im X-en Jahrhundert,- 2-e Auflage. Leipzig: Hinrichs'sche Buchandlung, 1876, XVI, 216 s.
125. Diterici Fr. Die Lehre von der Weltseele bei den Arabern im X-en Jahrhundert. Leipzig: Hinrichs'sche Buchandlung, 1872,- XII, 196 s.
126. Diterici Fr. Sogenannte Theologie des Aristoteles aus dem arabischen ubersetzt. Leipzig: Hinrichs'sche Buchandlung, 1883, XVIII, 224 s.
127. Dodds E.R. The Greeks and the Irrational. Berkeley & Los Angeles: University of California Press, 1963,- 327 p.
128. Fakhry Majid. A History of Islamic Philosophy. N-Y.: Columbia University Press, 1970, 428 p.
129. Galston M. Realism and Idealism in Avicennas political Philosophy. -"Revien of politics", Notr Dam, 1979, vol.41, №4, p. 561 577.
130. Gardet L. La pensee religieuse d'Avicenne. Paris: Librairie Philosophique I.Vrin, 1951,-235 p.
131. Gasali. Tahafot al-Falasifat on Incoherence des Philosophes. Texte arabe. -Beyrouth: Imprimere catholique, 1927, XXX, 447 p.
132. Goichon A-M. La philosophie d'Avicenne et son influence en Europe medievale. Forlong lectures 1940, 2-e ed. Paris: Libraire d'Amerique et d'Orient, 1951,-XXI, 138 p.
133. Goichon A-M. Selon Ibn Sina, ('Ame Humaine est-elle creatrice de son corps?) ibid., pp. 267-276.
134. Goldziehr I. Vorlesungen über den Islam. Heidelberg: Carl winters Universitatsbuchhandlung, 1910,-341 s.
135. Grünebaum G.E. Islam. Experience of the Holy and concept of Man. Los Angeles: University of California, 1961, 39 p.162
136. Haneberg В. Zur Erkenntnisslehre von Ibn Sina und Albertus Magnus. -Abhandlungen der philosophisch-philologischen Classe der königlich bayerischen Akademie der Wissenschaften, München, 1866, XI. Bd., 1-te Abteilung, ss. 189-268.
137. Hoffmann P.T. Die mittelaltserliche Mensch, gesehen aus Welt und Umwelt. Gotha, 1922, 356 s.
138. Horten M. Die Methaphysik Avicennas, enthalted die Methaphysik, Theologie, Kosmologie und Ethik. Halle a.S. N-Y.: R.Haupt, 1907,- X. 800 s.
139. Horten M. Die Philosophie des Islam in ihrem Beziehungen zu den philosophischen Weltanschauungen des westlichen Orients. München: Verlag Ernst Reinhardt, 1924, 388 s.
140. Jadaane F. L'influence du stoicisme sur la pensee musulmane. Beyrouth: Libraire Orientale, 1968,- 269 p.
141. P. Morewedge. The Metaphysica of Avicenna. London, 1973, 336 p.
142. Siassi A.A. La psychologie d'lbn Sina et ses analogues dans la psyhologie moderne. Teheran, 1954.
143. Айни С. Шайхурраис Абу Али Сино. Сталинобод, 1941,-82 с.
144. Ибни Сина. Рисолаи худуд./Тарчума аз араби С. Сулаймонов/. Душанбе, 1991,- 83 с.
145. Ибни Сина. Тафсири Куръон./Тарчумаи С.Сулаймонов/. Душанбе: Ирфон, 1994,-36 с.
146. Ибни Сина. Конуни тибб./Иборат аз панч китоб. Тарчумаи С.Шахобуддинов./ Душанбе: Энциклопедияи точик, 1989, К. 1, - 383 с.
147. Ибни Сина. Таъликот. / Мутарчим аз араби Ф.Сироч./ Душанбе: Ирфон, 1992,-399 с.
148. Ибни Сино. Рисолаи саргузашт. / Осори мунтахаб, иборат аз дах чилд. Чилди 1. Душанбе: Ирфон, 1981, с. 15-25.
149. Ибни Сино. Донишнома. Хамон чо, с. 27-139.
150. Ибни Сино. Ишорот ва танбехот. X. ч., с. 143-259.163
151. Ибни Сино. Азхавия. X. ч., с. 261-294.
152. Ибни Сино. Мабдаъ ва маод. X. ч., с. 295 —390.
153. Ибни Сино. Тадбири манзил. / Осори мунтахаб. Рисолаи фалсафи-абади. Чилди 2. Душанбе: Ирфон, 1983, с. 13-28.
154. Ибни Сино. Рисолаи ишк. X. ч., с. 29-44.
155. Ибни Сино. Рисолаи нафс. X. ч., с. 45 69.
156. Ибни Сино. Дар баёни таксими нуфус. X. ч., с. 61-65.
157. Ибни Сино. Хай ибни Якзон. X. ч., с. 66-73.
158. Ибни Сино. Курозаи табииёт. X. ч., с. 74-96.
159. Ибни Сино. Рисолат-ут-тайр. X. ч., с. 97-99.
160. Ибни Сино. Дар аксоми улуму аклия. X. ч., с. 101-109.
161. Ибни Сино. Мабдаъ ва маод. X. ч., с. 110-115.
162. Ибни Сино. Дар баёни кайфият ва иллати будани замин. X. ч., с. 115-124.
163. Ибни Сино. Рисолаи ахд. X. ч., с. 125 127
164. Ибни Сино. Тахсил-ус-Саодат. X. ч., с. 128- 143.
165. Ибни Сино. Феълу инфиол ва кисматхои он. X. ч., с. 144-149.
166. Ибни Сино. Таъбир-ур-руъё. X. ч. с. 167- 175.
167. Ибни Сино. Рисолаи кадр. X. ч., с. 176- 186.
168. Ибни Сино. Дар хакикат ва кайфияти силсилаи мавчудот ва тасал-сули асбоби мусабабот. X. ч., с. 187- 194.
169. Ибни Сино. Меъёр-ул-укул дар фанни чарри искол. X. ч., с. 195211.
170. Ибни Сино. Дар зикри сабабхои раъд. X. ч., с. 212-215.
171. Ибни Сино. Достони «Саломон ва Абсол». X. ч., с. 216-217.
172. Ибни Сино. Рисолаи мусики. X. ч., с. 219-227.
173. Ибни Сино. Махорих-ул-хуруф ё асбоби худус-ул-хуруф. X. ч., с. 228-241.
174. Ибни Сино. Хикмати аруз. X. ч., с. 241 -246.164
175. Ибни Сино. Зафарнома. X. ч., с. 247-250.
176. Ибни Сино. Рисолахои тибби: Урчуза фи-т-тибб. X. ч., с. 253-316.
177. Алвохия. X. ч., с. 317-385.
178. Рагшиноси ё рисола дар набз. X. ч., с. 386-395.
179. Давохои дарди дил. X. ч., с. 397 432.
180. Ибни Сино. Фанни самой табии./Осори мунтахаб. Чилди 3. Душанбе: Ирфон, 1985, с. 19-290.
181. Ибни Сино. Осмон ва чахон. X. ч., с. 291 -338.
182. Ибни Сино. Кавн ва фасод. X. ч., с. 339-406.
183. Ибни Сино. Хикмати машрикия. (Мантик; Табиёт; Нафс.)/Осори мунтахаб. Чилди 4. Душанбе: Ирфон, 1992, с. 21 -244.
184. Ибни Сино. Китоби хидоя. (Мантик; Табиёт; Илохиёт.) X. ч., с. 245 -296.
185. СулаймоновС. Ибни Сино-шорехи Куръон.//Ахбори Академияи илмхои Чумхурии Точикистон. Силсилаи фалсафа ва хукукшиноси. 1992, №1, с. 62-71.
186. Л<\+ .цО Л УДУ .oL^JI .Lui*u tjvJLc ^jI 187.
187. Y£l< Л <Y jJL> .Uj-J^j ^JLc sjI CjuoSS> .Liuxjj ijJLc ^jI 188.
188. VYY.JJO .1T£1 .ulj^J .LXJUJ vjOLc £jl 189.
189. YTYlLp ЛТТТ ¡и1 .OL^JJJ э obLiil .Iaajuj 15\JLC 3jI 190.
190. ЬУ.цО AW* tul^pj ^jbcjo .Lb-uj lsvJLc 191.
191. М.Т.уя AYT* (Olj^j .JjLjjj gj^l JjLuuuoJI }jS .LJU^JUU IJVJLc 192.ц^ЛТТЧ .cULUJJ gjLj CJUO>SL> j ■ LJLA-JUU ijJLc 193.
192. YY .¡у* i (.Jjj.i) <olySjj .LJ-JUJ tjJx 194.la-jJj j\ ^JVSZJJJO ¿LXJUJ ^Э .LJJUU 195.1. ЛА£ , 1ТГА IUIjzj
193. ЛЯ* (.JUU .j) t OljQJ .lsAjJ (JjjliLJuijU^J .Liu-juU ^JvJLc 196.
194. V .ijo <^YA£ tul.cloU j&b .Lujju ijvJLc ^jI 197.165
195. SÛV<sSJJLC*JI .Lujuu ¿jI ÚI^jí (JJ^-oä 198.
196. ЛТД .цл ,6^19 .(jjjLüJI jjloioJl cl о àJI -Ui-mi ijAc. 199.jäaJoJI э ¿ujüajuoJI ¿UvSbdl ij^ -ùbejJI .Цн^ ~ 200.1. ЛТ .цо < ÏTQV cjs£uo зsvjo\luj\)l usvjäji .jüüols <juoc*jo ~ 201.1.l.yû ЛЧУ* <сцДд\Л з g,.hll .újj¿>L> 3 <u¿>lo
197. CjjJÜI ö^^ibb«) .4jjo\JLuj\JI .CjJj Í^JJOLJÜJI 202.
198. ЛТ.цЛ «ISVT c<=LujS¿Jl 03JJJ «яллЬг .TÛÛ .^«("З t03>jj .LÍJJJL) »JJI <^Ójuül19 .J^JUOJJ ~ 203.o3JJJ .(jjoíüJI «u+Ajjo 3 LÜjuü ^jI л.оД> («UJI^os 204.1. Л Al )(\\Jl <03^ чялЬгtûi.jjîo îô^jûlûji .lujuj qji 0ы3д í^svji^ís 205.206.1. TW .¿IcLbJU >
199. JulC 4jljujLuujJI cLQuJlLqJI ♦ u bnÄ Jüji Лллл 210.1. МЯЛТ «vbSÜÜ ¿uLoJI ¿Uu^JI4 ^03^ »cuj^sdl ¿íájujlúJI ♦«-SJ3>L¿JILL> 211.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.