Больничный храм как явление русской православной культуры (герменевтика социальных смыслов) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Кантарюк Екатерина Анатольевна

  • Кантарюк Екатерина Анатольевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2018, ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 182
Кантарюк Екатерина Анатольевна. Больничный храм как явление русской православной культуры (герменевтика социальных смыслов): дис. кандидат наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет». 2018. 182 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Кантарюк Екатерина Анатольевна

Введение

Глава I. Православный больничный храм в современной России: традиционные смыслы и их культурно-исторические реконструкции

1.1. Больничный храм как «дар» и «дом Божий»: историческая семантика церковного устроения и государственного попечения

1.2. Больничный храм как событие «второго Крещения»: общие смыслы и этико-эстетические особенности

Глава II. Социокультурная реальность современного больничного храма: практики встречного понимания

2.1. Социальная герменевтика храмового дизайна (Центральная Россия)

2.2. Открытое смысловое целое: организация и перспективы социального сослужения

Заключение

Список литературы

Приложение

Приложение

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Больничный храм как явление русской православной культуры (герменевтика социальных смыслов)»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Вопрос о православном храме и храмостроительстве является одним из насущных и трудных в культурном самосознании современной России. Неверным было бы понимать современное православное храмостроительство как исключительно реставрационную деятельность, возобновление внешних границ культурной памяти, сложившихся в России в течение тысячелетия ее христианской истории. По своему общему замыслу православный храм не может быть понят и не может быть вновь укоренен в культуре только как некая дань традиции, которую приносит постсекулярное российское общество, как будто пристыженное историей и вновь восхищенное стариной.

Из глубины традиции возобновляется и принимает новую культурную определенность сотериологическое смысловое начало христианского мышления: последовательно полагая спасительные культурные смыслы, исконно историчное, это мышление является социально и культурно отзывчивым, изначально предстает в конкретности свободного «ценностного переживания мира», в том числе и эстетико-художественного, «живописно-пластического» (М.М. Бахтин). Православный храм является целостным событием такого переживания; его ценностно-смысловая архитектоника не только задана традицией, но всегда социально и культурно дана, исторически представима и не может прагматизироваться.

С 1991 по 2017 год в России и по всему миру было построено свыше 30 000 новых православных храмов - в среднем, по тысяче храмов в год или по три храма в день. Особой, новой формой православной жизни в России XXI столетия становятся больничные храмы - приспособленные для богослужений помещения или отдельные постройки на территории российских медицинских клиник (или в непосредственной близости к ней). Впервые в истории отечественной культуры сооружение больничных храмов стало массовым и требует специальных, комплексных исследовательских усилий. В связи с этим, представляется

актуальным исследование больничных храмов как социальных событий в новейшей истории отечественной православной культуры, в опыте постсекулярного творчества - выявление их социокультурной идентичности традиционному опыту отечественного православия.

Замысел больничного храма не может быть сведен только к тому, чтобы предоставить некоторое внешнее удобство для православных людей, пребывающих в больнице: православный храм в силу «спасительной истины» христианства не может быть понят как сугубо культовое сооружение и область комфортной локализации обрядовой деятельности. Больничный храм наполнен растревоженными, зашедшими по случаю людьми, невольными неофитами, но и в этом случае оказавшихся в «ценностно-смысловом контексте» (М.М. Бахтин) встречного присутствия, сопонимания, приобщения к «радостной данности» (М.М. Бахтин) бытия. Тем самым анализ больничного храма как особого явления современной культуры предполагает выявление герменевтического горизонта, в котором встречаются его традиционные и вновь полагаемые социокультурные, творческие смыслы.

Степень разработанности. Герменевтическая разработка социальных смыслов исторических событий всегда была значимой для отечественной философской мысли. Как полагал С.Л. Франк, философия истории и социальная философия издавна являлись «двумя главными темами» русской философии, ценностно насыщенной, традиционно обращенной к предельным смыслам человеческого существовани.

Активное развитие герменевтико-познавателъного начала в современной теории и истории отечественной культуры и социальной мысли дает себя знать в работах О.Д. Агапова, И.И. Бендерского, С.Н. Гришина, И.А. Едошиной, А.С. Кравец, В.Г. Кузнецова, Е.Л. Локоновой, О.М. Ломако, В.Л. Махлина, А.В. Михайлова, Е.Н. Мотовниковой, Р.Ш. Мухамадиева, П.А. Ольхова, Б.В. Раушенбаха, О.А. Седаковой, А.Г. Туманика, С.С. Хоружего, И.В. Цветковой, Т.Г. Щедриной и др.

Консолидируются в своих исторических истоках и развиваются герменевтические программы в зарубежных и отечественных теологических исследованиях М. Вайса, К. Ванхузера, игумена Вениамина (Новика),

A. Десницкого, свящ. Константина Комана, П.Б. Михайлова, Н.И. Петрова,

B.А. Нагорного, В.П. Римского, П.И. Савваитова, Э. Тисельтона, Н.М. Тарабукина и др. Обновляются установки понимающего мышления в работах Н.Н. Глубоковского, Е.Е. Голубинского, еп. Кассиана (Безобразова), Н.М. Зёрнова, Р. Бультмана, и др., восприятие которых происходит в связи с общим познавательным движением герменевтической традиции.

Особое значение для диссертационного исследования имеет философско-герменевтическая программа М.М. Бахтина, так как герменевтический подход представляется уместным при исследовании больничных храмов как нового исторического явления церковной жизни - храма при больнице (а не больницы при храме, как это было принято в традиционных культурах храмостроительства). Герменевтическая традиция находится в связи с антропологическими исследованиями, богословием личности и социального служения (актуальны, в частности, труды патриарха Алексия II, митрополита Сурожского Антония (Блума), Н.Н. Афанасьева, свящ. С. Бейлинова, иеромон. А. Берестова, М. Благоевича, И. Бриа, О. Вышинского, С.Л. Епифановича, А.В. Жохова, Э. Клапсиса, Б.М. Клосса, Д. Консантелоса, митрополита Петрозаводского и Карельского Константина (Горянова), архим. Киприана (Керна), Н.Ю. Кирюшина, свт. Луки (Войно-Ясенецкого), Б.М. Маркова, иеромон. Мефодия (Зинковского), В. Невяровича, В.И. Петрова, Н.Н. Седовой, М.С. Уварова, свт. Феофана Затворника, С.А. Чурсанова, А.В. Шартынова, О.Ю. Шкариновой, Ш.М. Шукурова, митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова) и др.).

Смежными здесь являются фундаментальные исследования и новые перспективные разработки в области истории, философии, социологии и теологии культуры, которые образуют общий проблемный горизонт понимания больничного храма как социального и культурно-символического церковного события (работы

Н.А. Бердяева, М. Благоевича, С.Н. Булгакова, В.И. Добренькова, И. Зейпеля, В.В. Зеньковского, Н.М. Зёрнова, И.А. Ильина, Э. Кассирера, К.Н. Леонтьева, А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана, Д.С. Лихачева, Р. Нибура, А.Н. Овчинникова, А.Н. Павленко, П. Пупара, П.А. Сорокина, Н.А. Струве, П. Тиллиха, В.Н. Топорова, Е.Н. Трубецкого, Л.А. Успенского, Е.Н. Устюговой, П.А. Флоренского, Г.В. Флоровского, С.С. Хоружего, К. Юнга, А.Л. Юрганова, И. Языковой и др.).

Возможность больничного храма как события православной культуры задается группой сакральных источников - книгами Ветхого и Нового Заветов, трудами Псевдо-Дионисия Ареопагита, Симеона Нового Богослова, Григория Паламы, Фомы Кемпийского, исследованиями по истории Русской Православной Церкви и др. Во внимание принимались труды митрополита Антония Сурожского, И.А. Бусевой-Давыдовой, Н.Н. Глубоковского, Е.Е. Голубинского, архим. Дамаскина (Орловского), В.В. Дементьева, Г. Дьяченко, иеромон. Зенона (Кузьмина), митрополита Каллия (Уэра), епископа Кассиана (Безобразова), А.В. Кузнецова, К.Н. Леонтьева, митрополита Макария (Булгакова),

A.Ю. Низовского, С.Г. Сафронова, М.Н. Скабаллановича, Ф.Г. Спасского,

B. Стойкова, Н.Д. Тальберга, Н.М. Тарабукина, Х. Уайбру, свт. Феофана Затворника, А.С. Хомякова, А. Шмемана и др. Корпус этих работ позволяет, помимо всего, уточнить проблему аккультурации и социальной доместификации сакральных смыслов больничных храмов.

В связи с анализом эмпирических материалов о больничных храмах важно было принять во внимание практики социального милосердия и благотворительности, как исторические, так и современные, представленные в работах О.А. Алексеевой, П.В. Власова, Д.М. Володихина, Е.В. Демяхиной, В.З. Денискиной, С.Г. Зубановой, Е.Н. Козловцевой, К.А. Левчук, С.К. Махаева, М.Б. Мирского, А.В. Постернака, В.Л. Прохорова, А.Р. Соколова, А.Е. Черкасовой, Е.С. Шумигорского и др. При выполнении диссертационного исследования анализировались работы, в которых рассматривались проблемы православной психотерапии и психиатрической герменевтики, здравоохранения в целом, в связи с деятельностью Русской Православной Церкви: архиеп.

Верейского Евгения, митрополита Иерофея (Влахоса), В.П. Самохвалова, О.В. Тюриной, С.В. Филимонова, С.М. Хренниковой, А.Е. Черкасовой и др.

Толкования архитектоники православных (в т.ч. больничных) храмов, их инженерно-строительных отличий, дизайнерских решений, принимаемых в отношении интерьеров храмов и в том числе их художественно-сакрального наполнения и их эстетико-онтологической историчности содержатся в работах С.С. Аванесова, игумена Александра (Федорова), М.В. Бердинского, Д. Болгарского, И.Л. Бусевой-Давыдовой, В.В. Бычкова, Г.К. Вагнера, С.С. Ванеяна, Ж.М. Вержбицкого, Е.Ю. Верховых, Т.Н. Вятчаниной, В.Н. Гращенкова, Д.А. Гребенниковой, В.О. Гусаковой, А.Н. Давыдова, А.В. Дворяниновой, Т.С. Ереминой, Н.А. Казаковой, И.П. Канаева, Е.М. Кишкиновой, Т.М. Кольцовой, Н.П. Кондакова, О.Н. Крючкова, М.П. Кудрявцева, Т.Н. Кудрявцевой, И.Б Кузьминой, В.Н. Лазарева, Н.В. Лайтарь, Б. Михайлова, А.Л. Павловой, А.С Сергиенко, Т.А. Ругман, О.Ю. Тарасова, Т.В. Зальцман, С.В. Чистого, Г.Л. Шидловского, Л.В. Ширшовой и др.

Всё это позволило нам определить собственный объект исследования:

православный больничный храм как историческое явление русской культуры.

Предмет исследования - ценностно-смысловые начала православного больничного храма как целостного исторического явления в социокультурных контекстах современной России.

Основная цель диссертационной работы состояла в выявлении и анализе социальных смыслов православного больничного храма как культурного события в его комплексной исторической семантике и актуальной сакрально-художественной, эстетико-онтологической и коммуникативной представленности.

Достижение этой цели предполагало реализацию следующих задач:

- выявить общую историческую семантику церковного устроения больничных храмов и практик государственного попечения о больнично-храмовых комплексах;

- описать общие смыслы и этико-эстетические отличия приходской деятельности в больничных храмов в современной России;

- проанализировать онтологические аспекты устроения интерьеров и примерную (социально-типологическую) реконструкцию дизайна больничного храма;

- исследовать больничный храм как реальность конкретно-социальных организационных взаимодействий («понимающего» управления).

Научная новизна диссертационной работы заключается в следующем:

1. Выявлена общая историческая семантика церковного устроения больничных храмов и практик государственного попечения о больнично-храмовых комплексах (на материале книг Ветхого и Нового заветов и историографических материалов, характеризующих историю попечения о больничном деле со стороны государства и Русской Православной Церкви).

2. Охарактеризованы общие смыслы и этико-эстетические отличия приходской деятельности вновь возникающих больничных храмов в современной России (с учетом материалов общецерковного характера и эмпирических описаний и презентаций в периодической печати).

3. Проанализированы онтологические аспекты устроения интерьеров и предложена примерная (социально-типологическая) модель реконструкции дизайна больничного храма.

4. Исследованы в порядке эмпирико-социальной разработки и социокультурного комментария особенности «понимающего» соуправления больничными храмами.

Теоретическая и практическая значимость работы. В диссертационном исследовании предметно уточняются и переосмысливаются герменевтические исследовательские программы, осуществляемые научным сообществом в области теории и истории церковной культуры, применительно к больничному храму как культурно-историческому и социальному явлению. Результаты диссертационной работы могут быть востребованы в дальнейших исследованиях, посвященных проблемам понимания оснований социального служения и иных социальных и

культурных практик. Материалы диссертации применимы при подготовке и чтении образовательных курсов по теории и истории культуры, социальной герменевтике культуры, культурного проектирования и др. Эмпирически ориентированное приложение диссертации может быть использовано при концептуальной разработке дизайн-проектов современных больничных храмов.

Методология и методы исследования. Общими методологическими условиями проведения диссертационного исследования явились теоретические разработки в области герменевтики культуры, гуманитарного и социального знания. Наибольшее внимание при этом уделялось философской герменевтике М.М. Бахтина, В. Дильтея, Г.-Г. Гадамера, П. Рикёра; теологической герменевтике К. Ванхузера и Э. Тисельтона; социально ориентированным герменевтическим проектам З. Баумана, Р. Рорти, Ю. Хабермаса, «понимающей» социологии М. Вебера, Г. Зиммеля, П.А. Сорокина, Р. Мёртона, герменевтической семиотике У. Эко и др. Особо использовались методики герменевтико-критического и ситуативного анализа (case studies), которые позволяют уточнять целостным образом динамические и плюралистические аспекты культурных и социальных событий, обеспечивают познавательную эффективность методологическим «сопряжениям» в исследовании.

Логико-методологические условия исследования заданы базовыми принципами и формами прикладной логики, при этом специальное внимание было уделено тематическим возможностям вероятностного вывода (в т.ч. его компаративным аспектам).

В диссертационном исследовании оказалось необходимым предпринять анализ группы эмпирических материалов и методов: наблюдения и описания процессов больничного храмостроительства и деятельности приходов (общин) больничных храмов (заметки и публикации в периодической печати Г. Алисовой, свящ. И. Амбарцумова, Ю. Блиева, С. Величко, А. Владимирцевой, Л.С. Голиусовой, В. Горячевой, В. Гришкевича, Н. Дитковского, Т. Демьяненко, В. Кулькова, О. Депнисевич, Н. Коростелева, А. Крылова, В. Лихолитова, Н. Кузиной, О.Ю. Кутумовой А. Папырина, О.П. Пастернак, прот. Николая

Погребняка, С. Ракитиной, Р.Г. Рафикова, Л.В. Ружицкой, А.И. Смирнова, Ф. Смирнова, Д.О. Труфанова, К. Щеглова).

При выполнении эмпирической части исследования принимались во внимание методики контент-анализа периодической печати, в т.ч. электронных изданий, церковной социологии (анкетирования с элементами глубокого интервью). В ходе диссертационного исследования было также проведено проектирование дизайна больничного храма, которое было использовано в качестве эмпирического материала.

Положения, выносимые на защиту:

1. Историческая семантика больничного храма может быть представлена через комплекс протохристианских описаний или указаний, которые ключевым образом заданы в девяносто одном упоминании о храме в книгах Ветхого и Нового завета. В этих упоминаниях основные смыслы храма предстают в некоторой открытой целостности как личностное событие христианской культуры, возможное в особой совместности - свободном и ответственно упорядоченном богослужении и церковном сослужении христиан. В своих смысловых истоках замысел больничного храма не может быть сведен к тому, чтобы предоставить некоторое внешнее удобство для пребывающих в больнице. В истории отечественной культуры это особенно заметно в традиции властного попечения о больных и врачующих, которая восходит к историческим началам и практикам российской государственности, связанным с ними практикам благотворительности и милосердия.

2. Общие смыслы и этико-эстетические отличия приходской деятельности вновь возникающих больничных храмов в современной России - с учетом материалов общецерковного характера и эмпирических описаний и презентаций в периодической печати - могут быть представлены в порядке экзистенциального усиления исторической семантики и общественно-государственного попечения о больничных храмах в догматическом, каноническом и обрядовом отношениях. При этом первостепенное значение приобретают внутренняя и внешняя

сосредоточенность священника, служащего в больничном храме, и деятельность добровольческого движения социального сослужения.

3. Анализ онтологических аспектов устроения интерьеров больничных храмов указывает на возможные социально-герменевтические перспективы конкретно-дизайнерских решений проблемы их ценностно-смыслового единства. Примерное моделирование онтологического дизайна больничного храма позволяет систематически уточнить результаты проделанного анализа.

4. Социальные смыслы больничного храма как явления православной культуры предстают как открытые, требующие «понимающего» соуправления. Современный больничный храм, находящийся на пересечении различных социокультурных сфер, практически многофункционален. В нем пресекаются процессы встречного понимания в области православного христианского вероучения и богослужения, сакрально-художественного, эстетико-онтологического, научно-медицинского знания. В практике понимающего медико-социального соуправления общинной жизни больничного храма могут раскрываться глубинные ценностно-смысловые горизонты его историчности.

Личный вклад автора диссертационного исследования состоит в анализе смысловых характеристик больничного храма как исторического и актуального события русской православной культуры в познавательных контекстах философской и теологической герменевтики, философской антропологии, богословия личности и социального служения, социологии и философии культуры. На пересечении различных познавательных контекстов оказывается возможным характеризовать социальные смыслы больничного храма в связи с деятельностью общины храма как интерпретативного культурно-исторического сообщества.

Степень достоверности и апробация результатов. Достоверность результатов, полученных в диссертационном исследовании и сформулированных в основных положениях, выносимых на защиту, подтверждается тем, что она выполнена в соответствии с темой, поставленной целью и задачами; пункты новизны обосновываются в связи с применением релевантных методологий,

обеспечивающих разностороннее исследование теоретического, эмпирико-историографического и социально-исследовательского материала, его историко-культурную и философско-культурологическую верификацию.

Результаты диссертационного исследования апробировались в докладах, выступлениях и дискуссиях на международных, национальных межвузовских и региональных конференциях в Москве (периодическая межвузовская научно-практическая конференция «Строгановские чтения», 2009 г.; международная научно-практическая конференция «Универсальный дизайн. Равные возможности - комфортная среда», 2016 г.); Белграде, Республике Сербии (Российско-Балканский Форум «Инновации в образовании, науке, технологиях», 2010 г., международная конференция «Вера и/или знание», 2016 г.); Белгороде (периодическая международная научно-практическая конференция «Евангелие в контексте современной культуры», 2016, 2017 гг.); Ижевске (IV международная конференция «Технические университеты: интеграция с европейскими и мировыми системами образования» - апрель 2010 г.); Липецке (периодическая международная научно-практическая конференция «Роль социально-гуманитарных наук в процессе социальной трансформации» -«Социогуманитарные науки в трансформирующемся обществе: человек и общество в условиях социально-экономического и социокультурного кризиса», 2008, 2009, 2010 гг.; периодическая международная научно-практическая конференция «Задонские Свято-Тихоновские образовательные чтения», 2008, 2010, 2011, 2012, 2013, 2015, 2016 гг., II областная межвузовская научно-практическая конференция «Проблемы совершенствования и перспективы развития художественного образования и эстетического воспитания в регионе», 2011; Всероссийская научно-методической конференция «Интеграция профессионального образования и модернизация вузовского учебно-воспитательного процесса», 2012 г.; I международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические аспекты современного искусства», 2014 г.; периодические международные Рождественские образовательные чтения, 2015, 2016 гг.; международная научно-техническая конференция, посвящ.60-

летию Липецкого государственного технического университета, 2016 г.; XIX всероссийская научно-практическая конференция по направлению «Технология художественной обработки материалов», 2016 г.); Ельце (межвузовская научно-практическая конференция «Проблемы совершенствования и перспективы развития художественного образования в регионе», 2009 г.; региональная научно-практическая конференция «Развитие креативности личности в образовательном процессе школы и вуза», 2012 г.).

Работа соответствует паспорту специальности 24.00.01 Теория и история культуры (философские науки): в диссертации анализируются конкретные формы и тематически актуальные междисциплинарные контексты истории культуры и культурологии (п. 2.1.); характеризуются фактические отличия современного культурно-исторического процесса (п. 2.11); уточняются ценностно-смысловые аспекты философской герменевтики как философии культуры (п. 2.22). Методологически и исследовательски актуальной в диссертационной работе является культурологическая философия культуры (М.М. Бахтин и др.) (п. 2.36).

Глава I. ПРАВОСЛАВНЫЙ БОЛЬНИЧНЫЙ ХРАМ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ТРАДИЦИОННЫЕ СМЫСЛЫ И ИХ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ РЕКОНСТРУКЦИИ

Герменевтика православного больничного храма как явления современной культуры в России предполагает, прежде всего, уточнение ценностно-смысловых условий его возможности - как традиционных, так и тех, которые полагаются на актуальных культурных перепутьях1. Опрометчивым будет свести эти условия к их внешним контурам, социально-смысловым приоритетам в области церковной и государственной политики. В нашу эпоху «акторно-сетевых» (Б. Латур)2 социокультурных взаимодействий, повсеместного возрастания социального атомизма и едва ли глубокой десекуляризации общественной жизни3, когда «кинематограф заменяет храм»4 ничего всерьез не предвещало того, что больничный храм будет становиться массово привлекательным - даже изнутри православия, в связи с ренессансным «вторым Крещением Руси» конца XX -первых полутора десятилетий XXI вв5. Неожиданным, как представляется, оказалось схождение горизонтов «смыслового прошлого»6 и жизненных ожиданий в непосредственно переживаемом настоящем. Культура православия

1 О культуре как практике полагания смыслов см.: Великовский С. И. Культура как полагание смыслов // Одиссей. Человек в истории. 1989. М., 1989. С. 17-20. О «ценностно-смысловых» условиях или «контекстах» понимания мира культуры - в меру его переживаемой историчности - трактует М. М. Бахтин: «Мир культуры,.. в сущности, так же безграничен, как и вселенная... Мы говорим. о его смысловых глубинах». - Бахтин М. М. Рабочие записи 60-х -начала 70-х годов // Бахтин М. М. Собрание сочинений. Т. 6. М., 2002. С. 399. Ср. о жизненности ценностно-смысловых контекстов: Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М. М. Собрание сочинений. Т. 1. М., 2003. С. 144-145, 156, 173 и др.

2 Об акторно-сетевой теории как негативной герменевтике и онтологии социального см.напр.: Латур Б. Пересборка социального. Введение в акторно-сетевую теорию / Пер. с англ. М., 2014. 384 с.

3 См. напр.: Blagoevic M. Vitalnost Religije u (de)secularisovanom Drustvu. Beograd: Institut drusstvenih nauka, 2015. 267 s.

4 Ильин И. А. Основы христианской культуры // Ильин И.А. Одинокий художник. М., 1993. С. 296.

5 Исследования или обоснованные социокультурные прогнозы насчет больничных храмов никогда не предпринимались. Между тем, к середине 10-х гг. XXI в. в России насчитывается, по нашим подсчетам, 273 больничных храма (из них 105 имеют собственные здания).

6 Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Собрание сочинений. Т. 1. М., 2003. С. 189.

всегда была культурой всесторонне воплощаемого единства и всесторонней преемственности культурной жизни; возрождение православия как духовного явления не могло не предполагать и возрождения ее культурных артефактов -православных храмов в их исконной образно-смысловой историчности и новой эстетико-художественной образности. Но культурный ренессанс здесь оказался и резонирующей формой социального опыта православного христианства, конкретного возобновления его вероучительных оснований в обостренно этической ситуации постсекулярного социокультурного, или, иначе, «социально-бытового»7 самосознания - в современной России, в течение почти трех последних десятилетий претерпевающего масштабный исторический поворот с трудно предсказуемыми последствиями, - когда под вопросом оказывается сам некогда религиозно «потерянный» и «вновь очарованный»8 новым культурным полаганием традиционных смыслов православия массовый человек. Исследование возникшего таким образом массового больничного храма, его традиционной, православной смысловой «безграничности», вновь социально и культурно оплотняемой конкретной «смысловой глубины» или жизненной «ценностной архитектоники»,9 на наш взгляд, не является тривиальным. Весьма значимыми для исследования оказываются здесь возможности философской герменевтики, с ее практической готовностью к истолкованию сложного смыслового целого больничного храма - «соопределению» этого целого со всем тем жизненным опытом, который дает себя знать «в различных сферах общения между людьми»10.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Кантарюк Екатерина Анатольевна, 2018 год

источников

звука,

акустической тени.

размеры знаков, углы поля наблюдения, наиболее подходящие для восприятия. Используются, как правило, белый (возрождение к новой жизни) и желтый

(символизирующи й Истину) цвета.

подсветкой. Размеры изображений: от 30x40 см (венчальные, мерные, аналойные) до 1,5x2, 5 м (иконостасные). Тексты на иконах должны быть сделаны рельефно-точечным шрифтом на прозрачной клейкой ленте.

комфортный температурный режим. При церкви рекомендуется создать социально-психологическую службу.

должны быть

правильно

уложены

тактильные

наземные

указатели.

ХРАМ ДЛЯ СЛАБОСЛЫ ШАЩИХ И ГЛУХИХ

Наличие

знаков

доступности

информацио

нные и

предупрежд

ающие

знаки,

стенды,

табло и

таблички с

назначением

помещений,

индукционн

ые системы.

Прихожане

должны

иметь

хороший

обзор

богослужен

ия, ничто в

архитектуре

храма

(столбы,

перегородки

декоративн ые

украшения и др.) не

Наличие

сурдопереводч

ика.

Использовани е систем звуковой инсталляции для усиления звука для слабослышащ их

(микрофоны,

устройства

обработки

сигнала

(микшерный

пульт,

эквалайзер,

процессор

эффектов,

усилители) и

акустические

системы),

позволяющих

полностью или

частично

слышать все,

что

происходит на

службе.

Для

слабослышащ

Обеспечение

хорошего

общего и

локального

освещения.

Особенно

хорошо

должен быть

виден

сурдоперевод чик.

Не должно быть помех для

восприятия

визуальной

информации

, бликования

указателей,

слепящего

освещения.

Тональность красок на стенах храма должна быть благоприятной, вызывая умиротворение, душевное спокойствие и положительные эмоции. Визуальная информация должна располагаться на контрастном фоне, на расстоянии, с которого она может быть наиболее эффективно воспринята, иметь видимые с этого расстояния размеры знаков, углы поля наблюдения, наиболее подходящие для восприятия. Используются, как правило, белый (возрождение к иной,

Иконы не обязательно должны быть резными. Тексты на иконах должны быть оформлены каноническим письмом, которое приобщает к церковному искусству. Кроме того, для повышения информативности на иконах могут присутствовать клейма

(миниатюрные

сюжетные

изображения),

которые

рассказывают в

образах о жизни

святых.

Рекомендуется разместить иконы с понятной прихожанам иконографией. Особое место среди храмовых икон для глухих и

Рекомендуется размещать рядом с иконами тексты молитв на церковнославянском языке, а пространные молитвы святым, Пресвятой Богородице допустимо напечатать на русском языке. Тексты могут быть

проецированы на экраны в процессе богослужения в виде презентации. Во всех словах нужно проставить ударения. Необходимо предварительно объяснять чинопоследова-ние и

символическое значение всех церковных Таинств.

Путь к ёмкости со святой водой должен быть отмечен указателями и изображен на плане храма, информатах и прочих персональных устройствах для глухих и слабослышащих. Необходимо максимально усилить звукоизоляцию в церковной лавке и минимизировать возможные шумы. Рекомендуется использовать при оформлении интерьеров мебель и акустические элементы потолка и стен, подавляющие гулкость вестибюля. В храме должна быть аптечка для оказания первой помощи. В храме должен быть комфортный температурный режим. При церкви рекомендуется создать социально-психологическую службу.

должно их может быть

мешать им размещен

видеть аудиодуш.

перевод. Световая

Места сигнализация.

(сидячие и Использовани

стоячие) е

должны персональных

быть информатов

оборудован (электронных

ы возле терминальных

церковного устройств), на

хора, экране

клироса, которых для

амвона. слабослышащ

Места могут их и глухих

быть предоставляет

оборудован ся

ы необходимая

специальны навигационная

ми информация

персональн по храму, а

ыми также во

приборами время

усиления богослужения.

звука. Повышение

Если храм эффективност

имеет и звуковой

архитектурн маркировки в

ые храме зависит

особенности от

, не конфигурации

позволяющи храма,

е потребностей

прихожанам и

полностью возможностей

видеть прихода.

богослужен

ие, можно

преображенной слабослышащих жизни) и желтый занимает образ (символизирующи Христа «Исцеление й Истину) цвета. глухонемого» Размеры изображений: от 30x40 см (венчальные, мерные, аналойные) до 1,5x2,5 м (иконостасные).

транслирова

ть его на

экран.

Доступная,

универсальн

ая кабина

уборной.

Таблица 2.

Больничные храмы на территории Центрального Черноземья

Год Митрополия, Административно- Наименование Краткая

епархия (митрополит, территориальная единица (область, лечебного учреждения характеристика богослужебного

правящий архиерей) город,село) помещения (храм, храм-часовня), в честь кого освящен

2004 Липецкая митрополия, Липецкая и Задонская город Липецк Липецкий областной Храм в честь иконы Божией

епархия, митрополит Никон онкологический диспансер Матери «Всецарица»

2008 Липецкая митрополия, Липецкая и Задонская город Липецк Липецкая областная Храм в честь иконы Божией

епархия, митрополит Никон клиническая больница Матери «Казанская»

2011 Липецкая митрополия, Липецкая и Задонская город Липецк Липецкая областная Храм в честь Св. Луки (Войно-

епархия, митрополит Никон больница № 2 Ясенецкого)

Белгородская митрополия, Белгородская и Старооскольская город Белгород Городская больница № 2 Храм Святого Великомученика и Целителя Пантелеимона

епархия, митрополит Иоанн

2003 Белгородская митрополия, Белгородская и Старооскольская епархия, митрополит Иоанн город Белгород Городская больница № 1 Храм в честь св. Луки (Войно-Ясенецкого)

2004 Белгородская митрополия, город Белгород Белгородская областная Храм во имя святой блаженной

Белгородская и Старооскольская клиническая больница Матроны Московской

епархия, митрополит Иоанн святителя Иоасафа Белгородского

2007 Белгородская митрополия, Губкинская епархия епископ Губкинский и Грайворонский Софроний Белгородская область, город Губкин Центральная районная больница г. Губкина Белгородской области Храм во имя святой блаженной Ксении Петербургской

2010 Белгородская митрополия, город Белгород Белгородский областной Храм в честь иконы Божией

Белгородская и Старооскольская онкологичес-кий диспансер Матери «Всецарица»

епархия, митрополит Иоанн

Белгородская митрополия, Губкинская епархия, Грайворонское благочиние. епископ Губкинский и Грайворонский Софроний Белгородская область, с. Мокрая Орловка Сельская больница Храм Казанской иконы Божией Матери

Белгородская митрополия, Белгородская и Старооскольская епархия, митрополит Иоанн Белгородская область, с. Новая Таволжанка Новотаволжанск ая больница Храм в честь св. Луки (Войно-Ясенецкого)

2016 Белгородская митрополия, Белгородская и Старооскольская епархия, митрополит Иоанн Белгородская область, г. Шебекино Госпиталь для ветеранов Великой Отечественной войны и участников локальных конфликтов Храм Святого Великомученика и Целителя Пантелеимона

2016 Белгородская митрополия, Белгородская и Старооскольская епархия, митрополит Иоанн г. Белгород ОГБУЗ «Городская больница №2 Белгорода», Перинатальный центр Храм иконы Божией Матери «Помощница в родах»

2011 Воронежская митрополия, Воронежская епархия, митрополит Сергий, Воронежский и Лискинский г. Воронеж Скорая медицинская помощь № 1 (БСМП) Храм в честь св. Луки (Войно-Ясенецкого)

2013 Воронежская митрополия, Воронежская епархия, митрополит Сергий, Воронежский и Лискинский г. Воронеж Областная клиническая больница №1 (ОКБ) Храм в честь иконы Божией Матери «Целитель ница»

2014 Воронежская митрополия, Воронежская епархия, митрополит Сергий, Воронежский и Лискинский г. Воронеж Больница «Элетроника» Храм Святого Великомученика и Целителя Пантелеимона

2010 Тамбовская митрополия, Тамбовская епархия, митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий г. Тамбов Городская больнице им. архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) Храм Святого Великомученика и Целителя Пантелеимона

Таблица 3.

Этические особенности храмов для слепых и слабослышащих, глухих людей

Тип храма Язык богослужения Состав клира Периодичность богослужения

Храм для слепых людей голос 1-2 священника раз в неделю

Храм для слабослышащих и глухих людей сурдоперевод 1-2 священника раз в неделю

Таблица 4

Социальный (больничный) дизайн этического пространства православного храма

Виды групп людей с ограниченны ми возможностя ми Участие в Таинстве Крещения Участие в Таинстве Исповеди Участие в Таинстве Причастия Участие в Таинств е Венчани я и Елеосвя щение Места удобные для богослуже ния

Инвалиды по -священник -священник - присутствие -должна возле стен

зрению должен должен сопровождающего проводит или колонн

обязательно подать , который первый ься сиденья или

рассказать голос, причащается, сопровод стоячие

крещаемому о чтобы затем подводит ительная места,

последовательнос незрячий незрячего к Чаше, беседа оборудован

ти своих назвал своё комментируя перед ные

действий, а также имя; происходящее и Таинства поручнями.

объяснить те периодичес свои действия; ми;

действия, которые - - священник - священ

должен ки должен быть ник

выполнять священник предупрежден о должен

незрячий должен том, что подходит голосом

крещаемый; голосом незрячий человек объяснят

- при крещении обозначать к Св.Чаше. ь

полным свое последов

погружением присутст- ательнос

священнику вие, чтобы ть и

необходимо незрячий смысл

заранее не Таинств.

предупредить поворачива

крещаемого о глубине, размерах и других особенностях купели; - после крещения священнику необходимо не только сопровождать новокрещеного к Царским вратам, но еще и объяснять и указывать по пути, какую икону необходимо целовать, куда проходить и в каком месте совершить крестное знамение. л лицо в сторону; -перед исповедью священник должен положить руку незрячего на аналой, чтобы показать место исповеди.

Инвалиды по - должен - священ- -присутствие - возле

слуху присутствовать ник должен сопровождаю- присутст церковного

сурдопереводчик владеть щего вие хора,

(если человек жестовым (сурдоперевод- сурдопер клироса,

крестится в языком; чика), который еводчика; амвона

зрелом возрасте); - иметь объясняет -

- священник навык происходящее. священн

должен владеть неформаль ик

жестовым языком. ного должен

общения; владеть

-сущест- жестовы

вует м языком

письменная

исповедь и

общая;

-иногда

присутст-

вует

сурдопере-

водчик.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Диаграммы Приложение 2.1. Пациенты

Рисунок 1.2

Рисунок 1.3

Необходимость сидячих мест в больничном храме

Рисунок 1.5

Необходимая помощь прихожанам больничного храма

40% 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 34% I 21% 39% 16% 22%

/ /

0% во время 1 во время 1 перед 1 1 1 послеслужбы не нужна

исповеди молитвы службой помощь

Рисунок 1.6

Рисунок 1.7

Рисунок 1.9

Рисунок 1.11

Рисунок 1.13

Распределение пациентов по больницам

25% 24%

20% 19% 19% Шт 12%

15%

10%

5%

У

ЛООД {г. Липецк) 1 ЛОКБ {г. Липецк) ЛОБ№2 ([. Липецк) 1ГБКим Пироюва (Москва) БСМП N51 ([. Воронеж)

Рисунок 1.15

Приложение 2.1. Медицинский персонал

Рисунок 2.1

Необходимость храмов (молельных комнат) для мед

персонала

нужны ну нужны затрудняюсь ответить

Нужен ли договор на предоставление помещения между мед учреждением и храмом

30% 25% 20% 15% 10%

Рисунок 2.3

Рисунок 2.5

Рисунок 2.6

Рисунок 2.7

Рисунок 2.8

Рисунок 2.9

Рисунок 2.10

50% 45% 40% 35% 30% Профессионал ьн;: ш 1Я с труктур а мед т персонала

25% 20% 15% 10% 5% II 4% —т~7

младш мед средний мп персонал 1 срач руководитель

Рисунок 2.11

Участие мед персонала в деятельности больничного храма по должности

Рисунок 2.12

Рисунок 2.13

Рисунок 2.14

Рисунок 2.15

Приложение 2.3. Священнослужители

Рисунок 3.2

Рисунок 3.3.

Рисунок 3.4

Рисунок 3.6

Рисунок 3.7

Рисунок 3.8

Рисунок 3.10

Рисунок 3.12

Рисунок 4.1. Динамика открытия больничных храмов в Центральном Черноземье

Условные обозначения к рисунку 4.1:

1 Белгородская митрополия

2 Воронежская митрополия

3 Липецкая митрополия

4 Тамбовская митрополия

Рисунок 4.1. Динамика открытия больничных храмов в Центральном Черноземье

Год Наименование лечебного учреждения

2003 (Городская больница № 1, г. Белгород)

2004 (Липецкий областной онкологический диспансер), (Белгородская областная клиническая больница)

2007 (Центральная районная больница г. Губкина, Белгородская область)

2008 (Липецкая областная клиническая больница)

2010 (Белгородский областной онкологический диспансер, больница в с. Мокрая Орловка, Новотаволжанская больница), (Городская больница им. архиепископа Луки, г. Тамбов)

2011 (Городская больница №2, г. Белгород), (скорая медицинская помощь №1 (БСМП),г. Воронеж), (Липецкая областная больница № 2)

2013 (Областная клиническая больница №1 (ОКБ), г. Воронеж)

2014 (Больница «Электроника», г.Воронеж)

2016 (Госпиталь для ветеранов ВОВ и участников локальных конфликтов, г.Белгород ), (ОГБУЗ «Городская больница №2 Белгорода», Перинатальный центр)

Рис. 4.2 Таблица к диаграмме 4.1.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.