Библейско-христианская проблематика в творчестве И.А. Бунина тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Агафонова, Виктория Дмитриевна

  • Агафонова, Виктория Дмитриевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2009, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 144
Агафонова, Виктория Дмитриевна. Библейско-христианская проблематика в творчестве И.А. Бунина: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Москва. 2009. 144 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Агафонова, Виктория Дмитриевна

Введение.

Глава первая. О мировоззрении И.А.Бунина в контексте религиознофилософского движения конца XIX - начала XX веков.

1. Общие замечания.

2. Идея синтетизма в мироощущении Бунина.

3. И.А. Бунин и Вл.С. Соловьев.

4. Отношение Бунина к традиционному христианству.

Православие.

Народное православие («двоеверие»).

5. Ветхозаветность.

6. Отношение Бунина к буддизму.

7. Книга «Освобождение Толстого».

Глава вторая. Библейско-христианская образность как составляющая художественного мира Бунина в 1910-е - 1920-е годы.

1. Ветхозаветная образность.

2. Новозаветная образность.

3. Житийная образность.

4. Церковная образность.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Библейско-христианская проблематика в творчестве И.А. Бунина»

Интерес к творчеству И.А.Бунина в российском литературоведении неизменно высок. Появление возможности объективного и непредвзятого исследования произведений писателя позволяет находить новые и малоизученные ракурсы в буниноведении. В современных работах особенно заметно значительное расширение круга проблем, относящихся к творчеству писателя и проницательное их уяснение: ученые пишут о присущих ему универсальности, космизме, о взаимодействии в его творческом сознании различных философских традиций и др. Непосредственно затрагивают эти вопросы углубленные исследования Ю.Мальцева (Иван Бунин 1870-1953. Frankfurt/Main - Moskau, 1994) и О.В.Сливицкой (Повышенное чувство жизни. Мир Ивана Бунина. М., 2004). В ряду серьезных общих работ о писателе -отдельные книги и статьи О.Н.Михайлова, Н.М.Кучеровского, Л.В.Крутиковой, Л.А.Колобаевой, В.Я.Линкова, Р.С.Спивак и др.

Для исследователя, занимающегося данной проблематикой, незаменимы работы и мемуары литераторов русского зарубежья — Г.В.Адамовича, М.А. Алданова, П.М. Бицилли, В.В. Вейдле, Б.К. Зайцева, И.А. Ильина, Г.Н. Кузнецовой, Ф. А. Степу на. Отдельное место в этом ряду занимала В.Н. Муромцева-Бунина, вдова писателя, автор ценнейших мемуарно-биографических публикаций о нем.

Методологическим ориентиром для автора послужили концептуальные выводы, следующие из наиболее значимых трудов по истории русской литературы конца XIX - начала XX веков (от трехтомника «Русская литература XX века (1890-1910)» (М., 1914-1918) под ред. С.А.Венгерова до двухтомника ИМЛИ «Русская литература рубежа веков (1890-е - начало 1920-х годов)» (М., 2001), и работы ученых, обращенные к ведущим закономерностям литературного процесса этой эпохи - С.С.Аверинцева, Н.А.Богомолова, М.Л.Гаспарова, Л.К.Долгополова, Вяч.Вс. Иванова, л j

К.Г.Исупова, В.Б.Катаева, В.А.Келдыша, Л.А.Колобаевой, И.В.Корецкой,

A.В.Лаврова, Ю.М.Лотмана, Д.М.Магомедовой, З.Г.Минц, О.Ронена,

B.П.Смирнова, Е.Б.Тагера, В.Н.Топорова, Е.Г.Эткинда и др.

Среди прочих аспектов мироощущения писателя, неоднократно выделялась его библейско-христианская составляющая.

За последние годы и в отечественной литературе о Бунине появились специальные работы, посвященные этой тематике. Тем не менее, проблема религиозного мировидения писателя остается еще недостаточно разработанной.

Данная диссертация продолжает это актуальное направление в буниноведении, опираясь на ценные стороны литературы вопроса и одновременно полемизируя с отдельными ее положениями.

Показательно, что выводы и характер специальных работ, посвященных религиозно-философским устремлениям Бунина, подчас противоположны. Существуют исследования, целиком приобщающие Бунина к той или иной конфессии - будь то христианство или буддизм. Такова, к примеру, диссертация Г.П.Климовой «Творчество И.А.Бунина и М.М.Пришвина в контексте христианской культуры» (М., 1993).

Исследователь обосновывает спорную, на наш взгляд, точку зрения о преобладании «христианских норм» в религиозном сознании писателя: «/./ самой главной чертой бунинского и пришвинского творчества» было то, что «оба писателя изображали жизнь в единстве человека и природы и в соответствии с христианскими нормами»1. При этом христианская этика, с точки зрения Г.П.Климовой, доминирует не только в религиозных воззрениях Бунина, но даже определяет общий мировоззренческий план его творчества.

Правда, вместе с тем констатируется, что писатель, наряду с христианством, обращался и к другим источникам религиозной мысли, «иллюстрируя языческие и нехристианские религии», в чем исследователь видит

1 Климова Г. П. Творчество И. Л. Бунина и М. М. Пришвина в контексте христианской культуры //Дисс. на соискание уч. степенн доктора филологических наук. М., 1993. С. 102 - 103. примету времени», что не отменяет, однако, основного направления мысли Бунина: «/./Все религии сохранились и до наших дней, они просто расцвели к концу XIX века. Здесь Бунин является лишь реалистом. В этом его отличие от тех писателей/Б.Зайцев, И.Шмелев/, которые уже не возвращались ни к язычеству, ни к магометанству. Возможно, здесь был какой-то собственный грех, в строгом аскетическом смысле. Но не было никогда отступления от христианского закона»2.

Понятие «христианской культуры» Г. П. Климова определяет так: «Христианская культура - это культура христиан, то есть людей, воспринявших заповеди Христа и следовавших им» . Это определение, на наш взгляд, достаточно узкое и не может отражать всего культурного пространства, сложившегося благодаря христианству. Множество «культурных нитей», изначально напрямую связанных с христианством, породило массу ответвлений от него, что особенно характерно для эпохи, в которую жил и творил Бунин.

Утверждение о приверженности писателя исключительно христианству порождает определенные противоречия в суждениях исследователя. Например, в следующем выводе: «По Бунину, смысл истории и человеческой жизни непостижим»4. Этот вывод выглядит странно в исследовании, посвященном творчеству Бунина именно в контексте христианской культуры. Христианская культура как совокупность ценностей, основанных на христианской религии, либо прямо указывает на смысл человеческой жизни и мира в целом, либо подводит к его осознанию.

Однако на той же странице есть противоположное утверждение: «Смысл жизни и истории как создание себя и мира - это критерии христианской культуры, с которой, на наш взгляд, тесно связан Бунин».

2 Там же. С. 38.

Там же. С. 16.

4 Там же. С. 197.

Также неясны некоторые понятия, относимые автором к христианскому мировоззрению, такие как «истины добра» и обобщенные «христианские нормы». Отдельные замечания свидетельствуют о недостаточном знакомстве с христианской лексикой. Так, прославление преподобного Серафима Саровского автор называет «канонизацией мощей»3.

В заключение работы сделан явно преувеличенный вывод о Бунине, который может стать для наших современников прямым проводником к храму. Широкое привлечение христианских источников для сопоставительного анализа является очевидным достоинством работы. Но, к сожалению, подчас перед нами - неоправданное «притягивание» Бунина к «христианской схеме».

Другое исследование подобного рода, по существу, отождествляющее бунинское миросозерцание с буддизмом, принадлежит зарубежному исследователю Т.Г.Марулло (««Если ты встретишь Будду.» Заметки о прозе И.Бунина». Екатеринбург, 2000). Об этой работе, обладающей и рядом серьезных достоинств и интересных наблюдений, речь пойдет дальше.

Вместе с тем, наиболее продуктивной, на наш взгляд, является позиция, представляющая значительно более широкий взгляд на бунинскую религиозность.

Исследователи, разделяющие эту позицию, исходят из того, что творчество Бунина по отношению к религиозно-философской проблематике никогда не было конфессиональным. Эта точка зрения, как нам представляется, полностью относится и к библейско-христианским представлениям писателя как только одной из сторон его религиозных устремлений, хотя и очень значительной.

К данной группе исследований относится работа Г.Ю. Карпенко «Творчество И.А.Бунина в контексте религиозно-философских и антропологических идей конца XIX - начала XX века (концепция человека)»

5 Там же. С. 29.

Самара, 1992), посвященная специальному изучению религиозно-философских взглядов писателя. Рассматривая бунинские религиозно-философские воззрения в русле актуальных философских проблем начала прошлого века, исследователь считает последние основой в становлении мировидения писателя.

Представленные в работе Г.Ю.Карпенко научные изыскания по проблеме «ветхозаветного» типа мышления Бунина видятся нам особенно интересными. Утверждая «библейскую» основу миросозерцания писателя, Г.Ю.Карпенко полагает, - и это существенно важно - что оно, однако, не сводится к какому-либо одному комплексу идей. Но при этом, по мнению исследователя, есть все основания рассматривать «библейские» воззрения Бунина как «первоначально сложившуюся форму трагического восприятия мира, которая в процессе творческого развития взглядов писателя обогащалась новым религиозно-философским содержанием, при этом не утрачивая своих устойчивых системообразующих черт»6.

Именно ветхозаветный строй мыслей и чувств, считает исследователь, больше соответствовал бунинскому мироощущению, чем «христианские максимы» Нового Завета.

Помимо «ветхозаветного», Г.Ю.Карпенко отмечает устойчивое пантеистическое умонастроение Бунина и признает его «мировоззренческим фундаментом» для всех этапов творческого пути писателя: «Изначальное пантеистическое ощущение бытия становится и той благодатной мировоззренческой почвой, которая впоследствии будет впитывать разнообразные религиозно-философские и антропологические идеи. /./ Пантеизм является /./ наиболее общим свойством бунинского мироощущения, основой синтеза разнохарактерных историко-культурных идей, к которым восходят те или иные взгляды писателя»7.

6 Карпенко Г.Ю. Творчество И.Л.Бунина в контексте религиозно-философских и антропологических идеи конца XIX- начала Ххвека (концепция человека). Самара, 1992. С.9.

7 Там же. С. 12.

Глубоким представляется также исследование Г.В.Килгановой «Ориентализм в прозе И.А.Бунина» (М., 1996), рассматривающее ориентализм как совокупность религиозно-философских, историко-художественных, эстетических и психологических аспектов мировоззрения Бунина, которые были сформированы под определенным влиянием Востока.

Анализируя религиозно-философские взгляды писателя, Г.В.Килганова пришла к заключению, что «религиозный интерес писателя /./ - христианство, иудаизм, буддизм, даосизм - своеобразно продвигался к тем сущностным основам бытия, которые в древних восточных религиозно-философских системах были представлены в универсальной символической форме»8.

Определяющими моментами в формировании этих взглядов, по мысли исследователя, были, помимо общего духовного настроя современной ему эпохи, свойственное писателю обостренное ощущение антиномичности мира и души человека, настойчивое стремление к осмыслению личностного и всеобще человеческого существования: «Напряженное восприятие антиномий бытия, одним из крайних полюсов которых есть смерть, наложило на все творчество писателя оттенок трагичности. По его словам, «он приобрел веру в Бога, понятие о Нем /./с понятием о смерти»9.

Рассматривая сложные взаимоотношения Бунина с православным христианством на примере анализа рассказов «У истока дней» и «Распятие», Г.П.Килганова делает вывод, что «христианские традиции, являясь прежде всего этно-психологическим комплексом, стали для писателя» и «своеобразным выражением его патриотических привязанностей»10.

Исследование цикла «Тень птицы», рассказов «Братья» и «Сны Чанга» позволило Г.В.Килгановой выделить символическое звучание многих бунинских образов, восходящих к древним архетипам. Таковы, по ее мнению, «настойчиво

8 Кнлганова Г. П. Ориентализм в прозе И.Л. Бунина. М., 1998. С. 177.

9 Там же. С. 178.

10 Там же. С. 178. повторяющиеся в концептуальных в мировоззренческом плане произведениях символические образы океана (материнской Первоосновы), корабля (хтонический символ), путешествующего героя (странствующий герой «солнечных мифов»)»11. Исследователь отмечает важность рассмотрения подобных образов для изучения религиозно-философского аспекта мировоззрения писателя.

Христианская составляющая мировоззрения Бунина достаточно подробно представлена и в исследовании М. М. Дунаева «Православие и русская 1 ^ литература» " (составленном на основе лекций, прочитанных в Московской Духовной Академии), где предлагается систематизированное религиозное осмысление отечественной словесности, начиная с XVII в. и кончая второй половиной XX в. В этой работе произведения Бунина анализируются с точки зрения ортодоксального христианства. Литературное исследование опирается на богословскую базу. Отношение писателя к православию выявляется через сопоставление с различными религиозными системами, имевшими на него то или иное влияние.

Мнение М.М.Дунаева схоже и с Г.Ю.Карпенко, и с Г.В.Килгановой в Есонстатации неких особенностей религиозных взглядов Бунина, но, в отличие от этих исследователей, в итоге остается негативным.

Так, в стремлении писателя сформировать свое миросозерцание и его обращении к различным источникам религиозной мысли, М.М. Дунаев усматривает «смешение вер», что может привести к губительным последствиям для человека: «<Бунин >пишет в путевом очерке «Воды многие» (1925-1926), предпослав всем своим раздумьям над жизнью эпиграф из Псалтири: «Господь над водами многими» (Пс. 28, 3), - но /./ в раздумьях этих сознается единый Бог всех религий, Бунин не различает, не хочет различить Бога Моисея и Корана.

11 Там же. С. 179.

12 Дунаев М. М. Православие и русская литература. В 6-ти частях. Ч. V. М., 2003.

А это может иметь один исход: превращение Бога в нечто безличностное, и воля этой не-личности должна оказаться губительной для человека»13.

Дунаев справедливо полагает, что вопросы смысла жизни решались Буниным в земной плоскости: «Сладость жизни, влекущая к полноте бытия, — вот для Бунина /./ цель и смысл ее. Это его вечная тема, какие бы порой мрачные мысли ни овладевали его творческим воображением. Для Бунина все в мире как бы разделено надвое: радость бытия с одной стороны - и все, что мешает постижению ее полноты, с другой. Полнота же эта узнается, прежде всего, через встречу с любовью, которая сильна как смерть»'4. Но при этом сводит эти вопросы к преобладанию «душевного» над «духовным», к чистому эстетизму, который, по мнению исследователя, становится для Бунина основным критерием нравственности.

Обращаясь к бунинским цитатам из христианских источников, М. М. Дунаев отмечает подчинение текста той или иной авторской задаче: «/./ само цитирование Священного Писания у Бунина своеобразно: для него первичным оказывается не тот или иной цитируемый текст, но каждый раз конкретная художественная задача, которой этот текст подчиняется»13. Однако подобное «наложение» ортодоксальных христианских воззрений на художественный мир писателя представляется слишком однозначным.

Как видно, вопрос о религиозно-философских воззрениях Бунина решается по-разному, иногда основываясь на внимательном и объективном подходе к предмету, а иногда излишне субъективно - на выделении тех сторон, которые скорее более близки взглядам самого исследователя, придающего им доминирующее значение. п Там же. С. 567.

14 Там же. С. 556.

15 Там же. С. 529.

Представленный здесь краткий очерк современной литературы вопроса по данной проблематике свидетельствует об устойчивом интересе к ней в ходе посков новых аспектов в буниноведении.

Первый аспект изучаемой нами темы предполагает уяснение природы и значимости религиозных интересов писателя в свете его общемировоззренческих представлений. Этому посвящена первая глава диссертации - «О мировоззрении И.А. Бунина в контексте религиозно-философского движения конца XIX — начала XX веков».

В ней поставлена, в частности, задача выявить истоки религиозных понятий Бунина. В связи с этим уделено особое внимание достаточно осложненному и противоречивому формированию христианского сознания будущего писателя, начиная с детства и юности, о чем позволяет судить автобиографический роман «Жизнь Арсеньева», и что так или иначе сохраняется на всем последующем пути писателя. На завершающем этапе его творчества об этом свидетельствует книга «Освобождение Толстого» (рассмотренной в заключительном разделе первой главы).

Наряду с местом библейско-христианских воззрений в мире писателя, в первой главе ставится общий вопрос и об их месте в контексте религиозно-философских исканий русской мысли в эпоху Бунина.

Резкая неприязнь Бунина к модернистам не исключала, вопреки суждениям писателя, связующих нитей его творчества с модернизмом16. Под этим углом зрения оцениваются религиозно-философские воззрения Бунина, общее направление которых имеет отдельные точки соприкосновения с неорелигиозными философскими исканиями, свойственными Вл. Соловьеву, при очевидном отчуждении этих двух глубоко различных фигур русской культуры. Автор диссертации стремится показать, что пересечение Бунина с модернистами

10 Наиболее обстоятельно исследовал соприкосновения творчества Бунина с модернизмом IO. Мальцев в книге «Иван Бунин. 1870-1953. Frankfurt/ Main - Moskau, 1994. выразилось и в своеобразной попытке синтезировать разные источники религиозной мысли.

Второй аспект темы, связанный с конкретным анализом текстов, представлен во второй главе диссертационного исследования - «Библейско-христианская образность как составляющая художественного мира И.А.Бунина в 1910-е- 1920-е годы».

Выбор этого периода творчества писателя обусловлен той чрезвычайной исторической ситуацией, которая явилась реальностью для Бунина - Первая Мировая война, революция, голод и разруха, гражданская война и, наконец, эмиграция, тяготы жизни на чужой земле. Насыщенность драматическими событиями стимулировала особенно частые в эти годы обращения писателя к библейской образности. И в этом смысле Бунин находился в русле общей тенденции.

В хронологических границах второй главы материал творчества писателя, относящийся к библейско-христианской проблематике, представлен особенно полно по сравнению с существующими исследованиями. Основная задача главы - уяснение отношений между ветхозаветной и новозаветной образностью (в сопоставлении в том числе и с буддийскими мотивами в бунинском художественном мире). Подобная задача еще не осуществлялась с такой конкретностью. Для этого мы освещаем различные образные пласты творчества писателя:

- собственно ветхозаветный (книжный);

- собственно новозаветный (книжный);

- житийный;

- церковный (быт, обиход).

Обозначенные аспекты определяют объект и цель данной работы — религиозно-философские искания писателя, запечатленные в библейско-христианской образности, и уяснение специфической природы этих исканий в творчестве Бунина.

Положения, выносимые на защиту: 1. Миросозерцание Бунина складывалось из различных источников религиозной мысли, и христианство занимало в нем значительное, но не определяющее место. 2. Бунинское отношение к христианству было антиномичным, отражая общую антиномичность видения мира писателем, соединяющего «резко противоположные аспекты мировосприятия» (О.В.Сливицкая). 3. Особенность рассматриваемой в диссертации проблематики - переплетение ветхозаветного и новозаветного начал. Это переплетение сказывается в том, что для Бунина как в Ветхом, так и в Новом Завете более важно не столько их собственно сакральное содержание, сколько проекция на земное существование, в частности, на животрепещущие вопросы текущего дня, что нередко придает религиозной образности метафорический характер.

Научная новизна диссертации заключается в подходе к исследованию миросозерцания писателя. В религиозно-философских тяготениях Бунина, чуждых исключительной приверженности к какой-либо отдельной конфессии, автор диссертации усматривает своеобразное проявление общих поисков синтетического миросозероцания, характерного для философской и художественной мысли Серебряного века, которые воплотились в образно-стилевом строе бунинских сочинений.

Методология и методы исследования предопределены поставленными задачами, для решения которых использован общеметодологический системный подход, а также частные научные методы: описательный и сопоставительный.

Материалом для данного исследования послужили поэтические и прозаические произведения писателя разных периодов творчества.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты проведенного исследования помогут в дальнейшем изучении столь важной в творчестве Бунина темы, как библейско-христианская образность. Материал диссертации может быть использован для построения курса «История русской литературы конца XIX - начала XX веков», при составлении комментариев к произведениям писателя, а также в качестве пособия для спецкурса «Христианство в творчестве И. А. Бунина».

Таким образом, актуальность данного исследования мотивируется научной новизной и практической значимостью работы.

Апробация работы. По проблемам, касающимся темы диссертации, опубликованы следующие работы:

Христианская лексика в творчестве И. А. Бунина» // Язык классической литературы. Т.1. М., 2007.

Книга И. А. Бунина «Освобождение Толстого». К проблеме религиозного миросозерцания Бунина» // Новый филологический вестник: филологический журнал. 2008 № I (6);

Международная конференция «Вячеслав Иванов — поэт, мыслитель, ученый» // Известия РАН. Серия литературы и языка. Том 67, № 1, 2008. С. 76-80.

О результатах исследования мы сообщали на международной научной конференции «Язык художественной литературы» в ИМЛИ РАН (октябрь 2007) и в ходе работы аспирантских семинаров в ИМЛИ РАН и РГГУ.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Агафонова, Виктория Дмитриевна

Заключение

Интенсивность религиозно-философских интересов Бунина и одновременно их противоречивая осложненность — таков общий итог, извлеченный автором из проведенного исследования. Опираясь на серьезные исследования о творчестве писателя, мы стремились противостоять упрощенным крайностям в подходе к этой области миросозерцания Бунина, которые так или иначе сказывались и сказываются в литературе вопроса.

О библейско-христианском пласте творчества писателя в ней встречаются противоположные суждения. Некоторые из них вовсе сбрасывают со счетов религиозное миросозерцание Бунина. Другие, напротив, целиком связывают писателя с той или иной конфессией.

Так, в последнее время встречается взгляд на православно-христианское начало как определяющее в художественном мире писателя. Вопреки подобному взгляду, мы стремились уяснить весьма важное значение библейско-христианского аспекта бунинского мироощущения, но как одной из его составляющих, часто находящейся во внутреннем споре с религиозными тяготениями другого характера (буддизм и др.), также постоянно отражавшимися в творчестве писателя.

Значимость этого аспекта мы усматриваем прежде всего в самой широте воссоздания библейско-христианского пласта (в диапозоне от канонических текстов до фольклорных преданий) в бунинских произведениях.

В исследованиях последних лет можно встретить точку зрения, согласно которой на разных этапах пути писателя становились во главу угла различные религиозные парадигмы. С таким подходом можно согласиться, но если иметь ввиду, что они не отменяли христианской составляющей, которая (хотя и при неодинаковой интенсивности) сохранялась на всем протяжении творчества Бунина.

В качестве стержневого в диссертации выдвигается вопрос об отношении между ветхозаветными и новозаветными идеями и образностью в бунинском художественном мире. На взгляд автора работы, и в этой грани творчества писателя нашла выражение общая антиномичность его художественного мышления, не раз затрагивавшаяся в литературе о Бунине: катастрофичность восприятия «земного» мира, как и конечной отчужденности человека в надмирном пространстве вместе с безграничной любовью к самому феномену жизни, «пантеистическим» ощущением слитности с природой. В нашем представлении как в ветхозаветном начале творчества писателя, так и в начале новозаветном переплелись трагедийные и просветленные стороны его миросозерцания.

Переплетение сказывается также в том, что для Бунина и в Ветхом, и в Новом Завете важно не только их собственно сакральное содержание, сколько прежде всего его проекция на земное существование, что часто придает религиозной образности метафорический характер. Однако метафоричность эта не сводима к чистому эстетизму (как считают некоторые исследователи), поскольку само понятие Красоты многозначно у Бунина. В диссертации очерчен круг проблем, волновавших писателя и его современников и проступавших сквозь призму религиозной образности. Это - и судьбы России в ее настоящем и прошлом; и текущая всемирная история, катастрофические сдвиги, происходившие в ней в эпоху войн и революции в их воздействии на судьбы отдельной личности.

Миросозерцательные поиски писателя, оставаясь до конца незавершенными и противоречивыми, отразили вместе с тем глубинные особенности его художественного мышления, очень многим обязанные своему времени. Таков другой общий вывод, следующий из настоящей работы. Неповторимо индивидуальный опыт творчества Бунина запечатлел по-своему общие поиски синтетического миросозерцания и соответствующего ему стиля на почве новых религиозно-философских тяготений, явственно обозначившихся в 1890-х - начале 1900-х годов, присущих литературе

Серебряного века в дальнейшем ее развитии и продолжавшихся в литературе русского зарубежья.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Агафонова, Виктория Дмитриевна, 2009 год

1. Библия. Российское библейское общество. М., 1999.

2. Бунин И.А. Собр. соч. в 8 томах / Сост., подгот. текста и коммент. А.К.Бабореко. М., 1993-2000.

3. Бунин И.А. Собр. соч.: В 9 т. М., 1965 1967.

4. Бунин И.А. Письма 1885-1904 годов / Под общ. ред. О.Н.Михайлова. М., 2007. Бунин И.А. Письма 1905 -1919 годов / Под общ. ред. О.Н.Михайлова. М., 2007.

5. Бунин И.А. Новые материалы. Вып. 1 / Сост., ред. О.Коростелева и Р.Дэвиса. М., 2004.

6. Бунин И.А. Публицистика 1918-1953 годов / Под ред. О.Н.Михайлова. М., 1998.

7. С двух берегов. Русская литература XX века в России и за рубежом / Под ред. Р.Дэвиса и В.А.Келдыша. М, ИМЛИ РАН, 2002.

8. Устами Бунииых. Дневники Ивана Алексеевича и Веры Николаевны и другие архивные материалы, под ред. Милицы Грин. В 3 т. Франкфурт-на-Майне, 1977.

9. Аверинцев С.С., Эпштейн М.Н. Мифы // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.

10. Адамович Г.В. Собрание сочинений. Литературные заметки. Кн. 1. СПб., 2002.

11. Адамович Г.В. Бунин: Воспоминания // Знамя. 1988. № 4.

12. Адамович Г.В. Одиночество и свобода. СПб., 2002.

13. Акаткин В.М. О живом и вечном // Филологические записки. Вып. 4. Воронеж, 1995.

14. Акаткин В.М. Последние дни России («Окаянные дни» И. Бунина) // Филологические записки. Вып. 1. Воронеж, 1993.

15. Алданов М.А. И.А. Бунин // Современные записки, 1935. Книга 59.

16. Александр (Семенов-Тян-Шанский А.Д.), еп. Смерть и воскресение // Вестник РСХД. 1971. № 2 (100).

17. Аргус. У И.А.Бунина // Одесские новости. 1916, 26 апреля.

18. П.Астащенко O.A. Боль крестных ран (тема изгнания в творчестве Бунинаначала 20-х годов) // Творчество И.А. Бунина и русская литература XIX XX веков. Вып. 1. Белгород, 1998.

19. Афанасьев В.Н. И.А.Бунин. М., 1966.

20. Бабореко А.К. Бунин: жизнеописание. М., 2004.

21. Бабореко А.К. И.А. Бунин. Материалы для библиографии. М., 1983.

22. Барсукова О.М. К вопросу о роли символических образов дома и водного пространства в прозе И.С. Тургенева, И.А. Бунина и романе Г. Мелвилла «Моби Дик или Белый Кит» // Россия и Запад: диалог культур. М., 1996.

23. Батюшков Ф.Д. И.А.Бунин // Русская литература XX века / Под ред. С.А.Венгерова: В 3 т. М., 1915. Т.2.

24. Бердникова O.A. Личность творца в книге Бунина «Освобождение Толстого» // Царственная свобода. О творчестве Бунина. Воронеж, 1995.

25. Благасова Г.М. Иван Бунин: Жизнь. Творчество. Проблемы метода и поэтики. Белгород, 2001.

26. Благасова Г.М. О смерти и вечности в произведениях Бунина // Проблематика смерти в естественных и гуманитарных науках. Белгород, 2000.

27. Бицилли П. Заметки о Толстом: Бунин и Толстой // Современные записки. Париж. LXI.

28. Бицилли П. Иван Бунин Освобождение Толстого // Русские записки (Париж), 1938. № 4.

29. Богомолов Н.А. Русская литература начала XX века и оккультизм. М., 1999.

30. Бонгард-Левин Г.М. Не путь создает личность, а Личность определяет путь // Востоковедение и мировая культура. М., 1998.

31. Бройтман С.Н., Магомедова Д.М. Иван Бунин // Русская литература рубежа веков (1890-е начало 1920-х годов). Кн. 1. М., ИМЛИ РАН, 2001.

32. Брюсов В.Я. Собр. соч.: В 7 т. М., 1973. Т. 1.

33. И.А.Бунин в начале XXI века: материалы и статьи. Воронеж, 2005.

34. Бунин И.А. и русская литература XX века: по материалам международной научной конференции, посвященной 125-летию со дня рождения И.А. Бунина, 23-24 октября. 1995. М., 1995.

35. Бунин И.А. Pro et contra: личность и творчество И. Бунина в оценке русской и зарубежной мысли. СПб., 2001.

36. Бунинский сборник: Материалы научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения И.А. Бунина. Орел, 1974.

37. Вантенков И.П. Бунин-повествователь. Минск, 1974.

38. Вейдле В.В. На смерть Бунина // Опыты. 1954. Кн.З.

39. Вейдле В.В. Русская философия и русский «Серебряный век» // Русская религиозно-философская мысль XX века. Питтсбург, 1975.

40. Венгеров С.А. Основные черты истории новейшей русской литературы. СПб., 1899.

41. Верещагина А. А. К проблематике предреволюционного творчества И.А. Бунина («Петлистые уши», «Сны Чанга» и др.) // Московский областной пед. институт. Ученые записки. Т. 265. М., 1970.

42. Волынская Н. Проза И.А. Бунина периода первой мировой войны // Шадринский пед. ин-т. Ученые записки. Курган, 1963.

43. Григоренко В.А. Страницы жизни и творчества И.А. Бунина. Воронеж, 1992.

44. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка в четырех томах. Т. 2. М., 1955.

45. Двинятина Т.М. О книге Ю. Мальцева «Иван Бунин» // Русская литература. 1997. №2.

46. Двинятина Т.М., Двинятин Ф.Н. К изучению интертекстуальных связей поэзии И.Бунина 1910-х гг. // Филологические записки. 1997. Вып. 8.

47. Дерман А. Старое и новое у Бунина // Речь. 1917, 23 января.

48. Добротворский М. Идея русской святости и бунинские святые // Русское возрождение. Париж, 1981. № 4(16).

49. Долгополов JT. На рубеже веков. JL, 1985.

50. Долгополов JI. Судьба Бунина // Вопросы литературы. 1975. № 1.

51. Донская Т.К. Духовно-нравственные истоки поэтического слова И.А.Бунина // Творчество И.А.Бунина и русская литература XIX-XX вв. Белгород, 2000.

52. Дунаев М.М. Православие и русская литература. В 6-ти частях. Ч. V. М., 2003.

53. Дунаев М.М. «Птицы о радости вечного Бога поют»: Иван Алексеевич Бунин (1870-1953)//Православная беседа. 1994. № I.

54. Дякина A.A. Иван Бунин поэт Серебряного века. Елец, 2000.

55. Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского. М., 1903. Репринт. Оптина Пустынь, 1991.

56. Зайцев К.И. И.А.Бунин: Жизнь и творчество. Берлин, 1933.

57. Зайцев Б.К. Братья-писатели: Воспоминания. М., 1991.

58. Зубарева Е.Е. Символика детства в творчестве И.А. Бунина // И.А. Бунин и русская литература конца XX в. М., 1995.

59. И.А.Бунин в диалоге эпох: Наследие И.А.Бунина в контексте русской культуры // Межвузовский сборник научных трудов. Воронеж, 2002.

60. И.А.Бунин: Pro et contra: личность и творчество Ивана Бунина в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей. СПб., 2001.

61. Иван Бунин: философский дискурс: коллективная монография к 135-летию со дня рождения И.А.Бунина. Елец, 2005.

62. Иезуитова JI.A. В поисках выражения самого главного, самого подлинного, что есть в нас «счастья жизни». Бунин в работе над рассказами: по материалам Русского архива в Лидсе (Великобритания) // Русская литература. СПб., 1996. №3.

63. Ильин В.Н. Бунин и злая воля // Возрождение. Париж, 1969. № 215 (Ноябрь).

64. Ильин В.Н. К особенностям творчества И.А.Бунина // Вестник РСХД. 1934. № I.

65. Ильин И.А. Собр.соч.: В 10 т. Т.6. Кн.1: О тьме и просветлении. Книга художественной критики. Бунин Ремизов - Шмелев. М., 1996.

66. Иоанн (Шаховской Д.А.), архиеп. Литературные письма. Иван Бунин // Иоанн, архиеп. Биография юности: Установление единства. Paris: YMCA-Press, 1977.

67. История русской литературы: В 4 т. Л., 1983. Т. 4.

68. Исупов К.Г. Русская эстетика истории. СПб., 1992.

69. Канонизация святых в XX веке. М, 1999.

70. Карпов И.П. Новое о русской литературе: Материалы и размышления: (И.Бунин, С.Есенин, В.Маяковский, М.Булгаков). Йошкар-Ола, 1994.

71. Карпов И.П. Проза Ивана Бунина. М., 1999.

72. Карпов И.П. Религиозность в условиях страстного сознания // Евангельский текст в русской литературе ХУШ-ХХ веков. Вып.2. Петрозаводск, 1994.

73. Карпенко Г.Ю. Океан и небо как «первостихийные бездны» в творчестве И.А. Бунина // И.А. Бунин и русская культура. Межвузовский сборник науч. трудов. Елец, 1996.

74. Карпенко Г.Ю. Библия и Бунин // И.А. Бунин и русская культура. Тезисы межвуз. конференции, посвящ. 120-летию со дня рождения И.А. Бунина. Елец, 1990.

75. Карпенко Г.Ю. К вопросу о становлении «ветхозаветного» типа мышления в творчестве И.А. Бунина // Библия и возрождение духовной культуры русского и других славянских народов. СПб., 1995.

76. Карпенко Г.Ю. О «преодолении» христианства в творчестве И.А.Бунина // Литература и культура в контексте христианства. Ульяновск, 1996.

77. Карпенко Г.Ю. Образ «сотворенного мира» в творчестве И.А.Бунина и ветхозаветная традиция // Царственная свобода: О творчестве И.А.Бунина: Межвуз. сборник науч. трудов: К 125-летию со дня рождения писателя. Воронеж, 1995.

78. Карпенко Г.Ю. Творчество И.А.Бунина и религиозное сознание рубежа веков. Самара, 2005.

79. Карпенко Г.Ю. Творчество И.А. Бунина и религиозно-философская культура рубежа веков. Самара, 1998.

80. Келдыш В.А. Русская литература «серебряного века» как сложная целостность // Русская литература рубежа веков (1890-е — начало 1920-х годов). Кн.1. М., ИМЛИ РАН, 2001.

81. Келдыш В.А. Русский реализм начала XX века. М., 1975.

82. Килганова Г.В. Ориентализм в прозе И.А. Бунина //Дисс. на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1998.

83. Ким Кен-Тэ. Тема Востока в творчестве И.А. Бунина. СПб., 1997.

84. Климова Г.П. Мировое значение творчества И.А. Бунина // И.А. Бунин и русская культура: Межвузовский сборник научных трудов. Елец, 1996.

85. Климова Г.П. Творчество И.А. Бунина и М.М. Пришвина в контексте христианской культуры. Дисс. на соискание ученой степени доктора филологических наук. М., 1993.

86. Колобаева Л.А. От временного к вечному: Феноменологический роман в русской литературе XX века // Вопросы литературы. 1998. № 3.

87. Колобаева Л.А. Проблема личности в творчестве И.А.Бунина // Колобаева Л.А. Концепция личности в русской литературе рубежа Х1Х-ХХ вв. М., 1990.

88. Колобаева Л.А. Проза И.А.Бунина. М, 2000.

89. Колтоновская Е. Бунин как художник-повествователь // Вестник Европы. 1914. №5.

90. Конюшенко Е.И. О «братстве» в «Братьях» И.А.Бунина: (Миф в бунинской концепции человека и мира) // Художественное творчество и литературный процесс. Томск. 1988.

91. Конюшенко Е.И. Рай и Вавилон Ивана Бунина // Литературный Кузбасс. 1991. №2 (112).

92. Константин (Зайцев К.И.), архим. К столетию рождения И.А.бунина и П.Б.Струве. Памяти И.А.Бунина // Православный путь. .1ог(1апуШе (Ы.У.), 1970.

93. Кормилов С.И. И.А. Бунин о противоречиях Л.Н. Толстого // Центральная Россия и литература русского зарубежья (1917 1939): Исследования и публикации. Орел, 2003.

94. Котельников В.А. Ветхозаветность у Бунина // Христианство и русская литература. Сб. 2. СПб., 1996.

95. Крапивин В. Между Синаем и Цейлоном: Восток в прозе Ивана Бунина // Литературная учеба: Литературно-философский журнал. 2000. № 5-6.

96. Крутикова Л.В. В мире художественных исканий Бунина (Как создавались рассказы 1911-1916 гг.) // Литературное Наследство. Т.84, кн. 2.

97. Крутикова Л.В. Неугасимый свет: Перечитывая Бунина // Нева. 1995. № 10.

98. Крыжицкий С. Иван Бунин // История русской литературы. XX век: Серебряный век / Под ред. Ж.Нива, И.Сермана, В.Страды и Е.Эткинда. М., 1995.

99. Кузнецова Г. Грасский дневник. М., 1995.

100. Кульман Н.К. «Цикады» Бунина // Возрождение. Париж, 1925, 17 декабря (№ 198).

101. Курляндская Г.П. Авторская позиция в романе «Жизнь Арсеньева» // Бунинский сборник. Орел, 1974.

102. Кучеровский Н.М. И. Бунин и его проза. Тула, 1980.

103. Кучеровский Н.М. Рассказы И.А. Бунина «Сны Чанга» и «Братья» // Русская литература XX века (Дооктябрьский период). Тула, 1975. Вып. 7.

104. Лавров В.В. Холодная осень: И. Бунин в эмиграции (1920-1953). М., 1989.

105. Левин В. Проза начала века (1900-1920) // История русской литературы: XX век: Серебряный век. М., 1995.

106. Линков В.Я. Мир и человек в творчестве Л. Толстого и И. Бунина. М., 1989.

107. Литературно-эстетические концепции в России конца XIX начала XX веков. М., 1975.

108. Литературное наследство. Т. 84. Кн. 1-2. Иван Бунин. М., 1973.

109. Лобанова Т.К. Ориентальная проза И.А.Бунина и духовно-эстетическое наследие народов Востока // Русская литература и Восток: (Особенности художественной ориенталистики XIX-XX вв.). Ташкент, 1988.

110. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста // Поэтика: Труды русских и советских поэтических школ. Budapest, 1982.

111. Лотман Ю.М. Статьи по типологии культуры: Материалы к курсу теории литературы. Тарту, 1973.

112. Любимов Б.Н. Бога легкое дыхание // Русская мысль. 1996. 29 февраля 6 марта (№ 4115).

113. Магомедова Д.М. Владимир Соловьев // Русская литература рубежа веков (1890-е- начало 1920-х годов). Кн.1. М., ИМЛИ РАН, 2001.

114. Мальцев Ю. Иван Бунин. Frankfurt/Main Moskau, 1994.

115. Марулло Т.Г. «Если ты встретишь Будду.» Заметки о прозе И.Бунина. Екатеринбург, 2000.

116. Марулло Т.Г. Рассказ Бунина «Братья»: Апология буддизма // И.А. Бунин и русская литература конца XX в. М., 1995.

117. Материалы к творческой биографии И.А.Бунина: К 125-летию со дня рождения. Волгоград, 1995.

118. Мень A.B., прот. Библия и литература XX века: Беседа третья // Мень A.B., прот. Мировая духовная культура. Христианство. Церковь: Лекции и беседы. М.- Нижний Новгород, 1995.

119. Мескин В.А. Грани русской прозы: Ф.Сологуб, Л.Андреев, И.Бунин. Южно-Сахалинск, 2000.

120. Минц З.Г. Блок и русский символизм // Литературное наследство. М., 1980. Т. 92. Кн.1.

121. Михайлов О.Н. И.А.Бунин. Жизнь и творчество. Тула, 1987.

122. Михайлов О.Н. Жизнь Бунина. «Лишь слову жизнь дана.» М., 2002.

123. Михайлов О.Н. Страницы русского реализма. М., 1982.

124. Морозов С.Н. Художник слова // Бунин И.А. Поэзия, рассказы. М., 2000.

125. Морозов С.Н. Мастерство классика // Бунин И.А. Жизнь Арсеньева. Рассказы. М., 2001.

126. Мотеюнайте И.В. «Иоанн Рыдалец» И.Бунина на фоне литературных традиций героя-юродивого // Третьи Майминские чтения. Псков, 2000.

127. Мраморнов О.Б. Продолжение литературы. М., 2000.

128. Муромцева-Бунина В.Н. Жизнь Бунина. Беседы с памятью. М., 1989.

129. Никольская Л.Д. Эстетические следствия противоречивости мировоззрения Бунина («Господин из Сан-Франциска») // Проблемы истории критики и поэтики реализма. Куйбышев, 1977. Вып. 2.

130. Никольский A.A. Русский Ориген XIX века Вл.С.Соловьев. СПб., 2000.

131. Никонова Т.А. Воронежский край и зарубежье: А.Платонов, И.Бунин, Е.Замятин, О.Мандельштам и другие в культуре XX века. Воронеж, 1992.

132. Ничипоров И.Б. Поэзия темна, в словах невыразима. Творчество И.А.Бунина и модернизм. М., 2003.

133. Одоевцева И. На берегах Сены. СПб., 2008.130. «Окаянные дни» И.А. Бунина в контексте русской поэзии 1917-1921 годов // Материалы к творческой биографии И.А. Бунина / Сост. Т.В. Дмитриева, Н.Е. Тропкина. Волгоград, 1995.

134. Ольденберг Г. Будда. Его жизнь, учение и община. СПб., 1905.

135. Освобождение от догм. История русской литературы: состояние и пути изучения: Т. 2. М., 1997.

136. Ошар К. «Окаянные дни» как начало нового периода в творчестве Бунина // Русская литература. 1996. № 4.

137. Панченко A.A. Исследования в области народного Православия: Деревенские святыни Северо-Запада России. СПб., 1998.

138. Полторацкий Н. Русские зарубежные писатели в литературно-философской критике И.А.Ильина // Русская литература в эмиграции: Сборник статей. Питтсбург, 1972.

139. Пономарев Е.Р. О творческой истории книги Бунина «Освобождение Толстого» // Русская литература. 1998. № I.

140. Православный богослужебный сборник. М, 1991.

141. Пращерук Н.В. «Аглая» и «Чистый понедельник» Ивана Бунина: трансформация темы религиозного призвания // Литература русского зарубежья. Тюмень, 1998.

142. Проблемы эволюции русской литературы XX века. М., 1994.

143. Пронин A.A. Евангельский «след» в цикле рассказов Бунина «Тень птицы» // Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков. Вып.З.Петрозаводск, 2001.

144. Пронин A.A. Цитата в книге И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева. Юность» // Дисс. на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Петрозаводск, 1997.

145. Романович А. Проблема жизни и смерти в «Освобождении Толстого» Бунина // Русская литература. 1996. № 4.

146. Ронен О. Серебряный век как умысел и вымысел. М., 2000.

147. Рощин М.М. Иван Бунин. М., 2000.

148. Рощина О.С. Своеобразие бунинского пантеизма // Дискурс. 1998, № 5/6. Новосибирск, 1998.

149. Русская литература XX века (1890-1910)/ Под ред. С.А.Венгерова. М., 1914-1918.

150. Русская литература XX века: направления и течения. Вып. 1, 2. Екатеринбург, 1992, 1995.

151. Русская литература конца XIX начала XX веков: Девяностые годы. М., 1968.

152. Русская литература конца XIX начала XX веков: 1901-1907. М., 1971.

153. Русская литература конца XIX начала XX веков: 1908-1917. М., 1972.

154. Русская литература рубежа веков (1890-е начало 1920-х годов). М., 2001.

155. Русский фольклор. Хрестоматия. М., 1999.

156. Русское литературное зарубежье: И.А. Бунин, Б.К. Зайцев, И.С. Шмелев. Воронеж, 1996.

157. Рыжова Е.А. Виршевые редакции севернорусских житий // Русская агиография. Исследования. Публикации. Полемика. СПб., 2005.

158. Сапаров К. Мастерство И.А. Бунина (Новелла и повесть 20-х годов) // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1971.

159. Свинцов В. Бунин и русские каины // Новый мир. М. 1997. № 12.

160. Серебряный век в России: Избранные страницы. М., 1993.

161. Сидельников В.М. Иван Бунин о Цейлоне // Труды университета дружбы народов им. П. Лумумбы. Литературоведение. 1967. Т. 12. Вып. 2.

162. Сказки и предания Самарского края. Собраны и записаны Д.Н.Садовниковым // Русская литература. 1981. №3.

163. Сливицкая O.B. Бунин и русский космизм // Studia rossica poznaniensia. Poznan, 1996.

164. Сливицкая O.B. К проблеме «Бунин и Восток»: рассказ Бунина «Сны Чанга» глазами японских студентов // Русская литература. СПб., 1996. № 3.

165. Сливицкая О.В. «Повышенное чувство жизни»: Мир Ивана Бунина. М., 2004.

166. Сливицкая О.В. Проблема социального и «космического» зла в творчестве И.А. Бунина («Братья» и «Господин из Сан-Франциско) // Русская литература XX века (Дооктябрьский период). Сборник статей. Калуга, 1968.

167. Смирнов В.П. Бунин И. А. // Русские писатели 1800-1917. Биографический словарь. Т. 1. М., 1989.

168. Смирнова J1.A. Реализм Ивана Бунина. М., 1984.

169. Смольянинова Е.Б. «Буддийская тема» в прозе И.А.Бунина (рассказ «Чаша жизни») // Русская литература. 1996. № 3.

170. Собенников A.C. Две смерти: «Архиерей» А.П. Чехова и «Сны Чанга» И.А. Бунина // Литература и религия: проблемы взаимодействия в общекультурном контексте / Сборник научных статей. Улан-Удэ, 1999.

171. Соколов В.В. Пантеизм // Философский энциклопедический словарь. М., 1989.

172. Соколова Е.В. Идейно-художественная сущность символики в рассказах И.А. Бунина 1914-1916 годов // Вестник Белорусского Университета. Фшалопя, журнал: стыка, педагопка, пс!халопя. Мшск, 1977. № 3.

173. Соловьев B.C. Оправдание добра. М., 1996.

174. Соловьев B.C. Стихотворения, эстетика, литературная критика. М., 1990.

175. Солоухина O.B. О нравственно-философских взглядах И.А. Бунина // Русская литература. 1984. № 4.

176. Спивак P.C. Грозный космос Бунина // Литературное обозрение. М., 1995. №3.

177. Спивак P.C. «Живая жизнь» у Бунина и Л.Толстого (некоторые стороны эстетики Бунина в свете традиций Л.Толстого) // Ученые записки Пермского ун-та. Пермь, 1967. № 155.

178. Спивак P.C. Русская философская лирика. 1910-е годы: И. Бунин, А. Блок, В. Маяковский. М., 2005.

179. Спивак P.C. И.А.Бунин и Космос культуры в русской поэзии начала века // Проблемы типологии литературного процесса. Пермь, 1992.

180. Ставицкий A.B. Реалистическое и «нормативное» начала в прозе И.А. Бунина // Литературное произведение как целое и проблемы его анализа. Кемерово, 1979.

181. Степун Ф.А. Иван Бунин // Встречи. М., 1998.

182. Тагер Е.Б. Избранные работы по литературе. М., 1988.

183. Тартаковский П.И. Русские поэты и Восток: Бунин, Хлебников, Есенин. Ташкент, 1986.

184. Твардовский А.Т. О Бунине // Бунин И.А. Собр.соч.: В 9 т. М., 1965. Т. 1.

185. Творческое наследие Ивана Бунина на рубеже тысячелетий: материалы международной конференции, посвященной 70-летию Нобелевской премии и 50-летию со дня смерти писателя. Елец, 2004.

186. Творчество И.А.Бунина и русская литература XIX-XX веков. Белгород, 2004.

187. Творчество И.А.Бунина и русская литература XX-XXI веков. Материалы научно-практической конференции, посвященной 127-ой годовщине со дня рождения И.А.Бунина, 16-17 октября 1997 г. Белгород, 1998.

188. Творчество И.А.Бунина и русская литература XIX-XX веков: Статьи и тезисы докладов международной конференции, посвященной 130-летию со дня рождения И.А.Бунина, 12-14 октября 2000 г. Белгород, 2000.

189. Творчество И.А.Бунина и философско-художественные искания на рубеже XX-XXI веков: материалы научной конференции, посвященной 135-летию со дня рождения писателя. Елец, 2006.

190. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: исследование в области мифо-поэтического. Избранное. М., 1994.

191. Травина O.E. Христианство в мировоззрении и творчестве И.А. Бунина // История философия - культура: Тезисы, сообщения, доклады. Липецк, 1995.191. Триодь постная. М., 2003.

192. Фиронов А.П. Книга гнева и скорби («Окаянные дни» И. Бунина в современном восприятии) // Творчество И.А. Бунина и русская литература XIX-XX веков. Белгород, 1998.

193. Фокин П.Е. Творчество И.А. Бунина 1910-х годов и эстетика абсурда // Начало. М., 1998. Вып. 4.

194. Ходасевич В.Ф. Ив. Бунин. «Божье древо» // Возрождение. 1931. 30 апреля.

195. Ходасевич В. Некрополь: Воспоминания. М., 1996.

196. Ходасевич В. О поэзии Бунина // Ходасевич В. Колеблемый треножник: Избранное. М., 1991.

197. Холодов А.Б. Мифопоэтика: мотив и сюжет в системе мировидения классика (Ф.М.Достоевский, И.А.Бунин). Одесса, 2001.

198. Христианство и русская литература. Сб. 2 . СПб., 1996.

199. Чистякова H.A. Эволюция народнопоэтических традиций в творчестве И.А.Бунина конца XIX начала XX века // Дисс. на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Елец, 1997.

200. Шеховцева Т.А. Сюжет апостола Петра в прозе А.П.Чехова и И.А.Бунина // Чеховские чтения в Ялте: Чехов и XX век. М., 1997.

201. Эберт К. Образ автора в художественном дневнике Бунина «Окаянные дни» // Русская литература. 1996. № 4.

202. Юродство о Христе и Христа ради юродивые восточной и русской церкви. М., 1902. Репринт. М., 1996.

203. Юрченко Т. Опыт прочтения рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» // Смоленские Епархиальные ведомости. 1995. № 8.

204. Яблоновская Н.В. Мотив памяти как организующее начало повествования в «Жизни Арсеньева» // «Литература и религия»: Шестые Крымские Пушкинские Международные чтения: Материалы. Симферополь, 1996.

205. Spain М. I.Bunin s Prose: the Fiction of the Narrative Consciousnes. Stanford University, 1978.

206. Woodward, James B. Structure and Subjectivity in the Early «Philosophical» Tales of Bunin // Canadian Slavic Studies/ 1971.

207. Woodward, James B. Ivan Bunin: A Study of his Fiction. Chapel Hill: Univ. of North Carolina, Cop. 1980.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.