Авторское сознание и формы его выражения в прозе В.С. Маканина 1970-х-1980-х гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Гун Цинцин
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 302
Оглавление диссертации кандидат наук Гун Цинцин
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. КАТЕГОРИИ «АВТОР» И «АВТОРСКОЕ СОЗНАНИЕ» В НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОМ ОСВЕЩЕНИИ
1.1 Становление и эволюция категории «автор»
1.2 Теоретические основы изучения проблемы автора в русской филологической науке ХХ века
1.3 Вариативность представлений об авторе и авторском сознании во второй половине ХХ века
ГЛАВА II. СУБЪЕКТНЫЕ ФОРМЫ ВЫРАЖЕНИЯ АВТОРСКОГО СОЗНАНИЯ В ПРОЗЕ В.С. МАКАНИНА 1970-х - 1980-х гг
2.1 Композиция внутритекстовых дискурсов: носители речи и смена повествования
2.2 Слово как доминанта произведений В.С.Маканина
2.3 Глоссализация: субъектная детализация
ГЛАВА III. ВНЕСУБЪЕКТНЫЕ ФОРМЫ ВЫРАЖЕНИЯ АВТОРСКОГО СОЗНАНИЯ В ПРОЗЕ В.С. МАКАНИНА 1970-х -1980-х гг
3.1 Приёмы кинематографа как способ художественного мышления В.С. Ма-канина
3.2 Игровое начало как авторская стратегия
3.3 Музыка как авторский дискурс
ГЛАВА IV. СИНТЕЗ СУБЪЕКТНЫХ И ВНЕСУБЪЕКТНЫХ ФОРМ КАК СПОСОБ ВЫРАЖЕНИЯ АВТОРСКОГО СОЗНАНИЯ В ПРОЗЕ В.С. МАКАНИНА 1970-х - 1980-х гг
4.1 Пейзаж как способ воплощения авторских представлений о мироустройстве
4.2 Портрет героя в аспекте авторского сознания: индивидуальное и универ-саное
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Пространственно-временная организация художественного мира В.С. Маканина2007 год, кандидат филологических наук Иванцов, Владимир Владимирович
Концепт «культура» в прозе В.С. Маканина2020 год, кандидат наук Хилми Демирал
Особенности психологического анализа в рассказах В.С. Маканина 1970-1990-х годов2006 год, кандидат филологических наук Ефременков, Андрей Сергеевич
"Герой времени" и его трансформации в прозе В.С. Маканина 1970-х - 1980-х гг.2013 год, кандидат филологических наук Куликова, Екатерина Владимировна
Автор и герой в прозе В.С. Маканина 1990-2000-х годов2011 год, кандидат филологических наук Вершинина, Марина Александровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Авторское сознание и формы его выражения в прозе В.С. Маканина 1970-х-1980-х гг.»
Введение
Творчество В.С.Маканина неслучайно определялось в литературоведении и критике как одно из наиболее интересных и противоречивых явлений русской прозы второй половины ХХ - начала XXI вв. Интерес к нему закономерно рос по мере расширения круга его произведений. Начав публиковаться в 1960-е гг., математик по образованию, он не только стал одним из ярких представителей поколения «сорокалетних» в литературе 1970-х гг., но и создал собственную художественную философию и разработал стиль, соединяющий возможности реалистического и нереалистического словесного искусства. Творчество Маканина, постоянно трансформируясь, воплощало дух времени, расширяя границы литературного канона.
Маканин на разных этапах своего творческого пути размышлял о стоявших перед ним творческих задачах и стремился сформулировать основные положения своей эстетической программы. Без изучения эстетической позиции писателя в большинстве случаев трудно выявить истинные причины его обращения к различным формам выражения своего мировоззрения. В литературном произведении авторское сознание может проявляться на разных уровнях. Отнюдь не всегда интерес писателя к тем или иным художественным формам предшественников предопределяет и особенности формы его произведений. В случае же с Маканиным речь идёт об интересе к самым разнообразным формам художественной самореализации.
Разнонаправленность художественных исканий писателя была обусловлена его стремлением не только постигать глубины человеческого сознания и экзистенциальные метаморфозы бытия, но и находить особые способы их описания, необходимые самому художнику формы диалога с читателем. Художественное бытие автора в пространстве его текстов столь сложно и многогранно в прозе Маканина, что оно предполагает возможность его осмысления
в самых разных ракурсах. Поэтому проблему особенностей выражения авторского сознания в маканинских произведениях необходимо рассматривать в контексте теоретических исследований категорий «автор» и «авторское сознание» в литературоведении.
Степень изученности проблемы. Одной из важнейших в современном маканиноведении является проблема специфики авторского сознания, воплощенного в прозе писателя. В гуманитарной науке проблемы автора и авторского сознания как предмет исследования плодотворно обсуждаются в различных ракурсах. При этом возникает междисциплинарный диалог на уровне методологии исследования, который характеризуется теоретическим плюрализмом.
В диссертации показано, что в российском литературоведении выдающийся вклад в изучение данной проблемы внесли В.В. Виноградов1, М.М. Бахтин2, представители формальной школы (Ю.Н. Тынянов, В.Б. Шкловский, Б.М. Эйхенбаум)3, марксистской школы (В.Ф. Переверзев4), Тартуско — Московской школы (Ю.М. Лотман, В.Н. Топоров, Б.А.Успенский)5, Б.О. Корман6 и его школа (Н.Т. Рымарь, В.П. Скобелев, И.П. Карпов, М. М.
1 Виноградов В.В. О теории художественной речи: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по филол. специальностя. М.: Высшая школа, 1971; Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М.: Гослитиздат, 1959; Виноградов В.В. О языке художественной прозы. М.: Наука, 1980.
2 Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979; Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975. 504 с; Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. СПб.: Азбука, 2015; Бахтин М.М. Собр. соч.: В 6 тт. М.: Русские словари, 1997; Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1990.
Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977; Шкловский В.Б. Литература и кинематограф. Берлин: Русское универсальное издательство, 1923; Эйхенбаум Б.М. Литература. Теория. Критика. Полемика. Л.: Прибой, 1927.
4 Переверзев В.Ф. Необходимые предпосылки марксистского литературоведения // Литературоведение. М.: Издательство Государственной Академии Художественных Наук. 1928. С. 9-17.
5Лотман Ю.М. Структура художественного текста. Анализ поэтического текста. СПб.: Азбука, 2016. 701 с; Лотман Ю.М. Литературная биография в историко-культурном контексте // Избранные статьи: в
3 т. / Ю.М. Лотман. Т. 1. Талин.: Александра, 1992; Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: семантика и
структура. М.: Наука, 1983. С. 227-284; Топоров В.Н. «Бедная Лиза» Карамзина. Опыт прочтения: К двухсотлетию со дня выхода в свет. М.: Издательский Центр РГГУ, 1995; Успенский Б.А. Поэтика композиции // Се-
миотика искусства. М.: Языки русской культуры, 1995.
6 Корман Б.О. Избранные труды: Теория литературы. / Б. О. Корман; [ред.-сост.: Е. А. Подшивалова и др.]; Удмуртский гос. ун-т. Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2006; Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1972; Корман Б.О. Лирика Н. А. Некрасова // Б.О. Корман. Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1964.
Гиршман, Г.Л. Ермаш, М.С. Каган) , преемники М.М. Бахтина (Н.Д. Тамар-ченко, В.И. Тюпа)8, А.М. Левидов9, Л.В. Чернец10, И.Н. Исакова11, китайский исследователь Сюй Дэй12 и ряд других исследователей.
Труды указанных литературоведов стали теоретической основой исследования особенностей воплощения авторского сознания в прозаических произведениях Маканина. Его проза как объект исследования в аспекте специфики выражения авторского сознания представляет безусловный интерес. Она являет собой оригинальный сплав литературы и философии, соединившихся благодаря возможностям психологического анализа. В одном из интервью писатель заметил: «Как бы низко литература ни пала, всё-таки она идёт от пророков. И вот это умение высвобождать внутренний мир — главное, что
13
есть» . Не случайно анализ форм проявления авторского сознания в произведении имеет большое значение для постижения его идейно - художественного смысла, поскольку, как писал Корман, фигура автора — это «некий взгляд на действительность, выражением которого является все произведение»14.
7 Рымарь Н.Т., Скобелев В.П. Теория автора и проблема художественности. Воронеж: ЛОГОСТ ТРАСТ, 1994; Карпов И.П. Авторология русской литературы (И.А. Бунин, Л.Н. Андреев, А.М. Ремизов). М.: Флинта, 2011; Гиршман М.М. Литературное произведение: теория и практика анализа. М.: Высшая школа, 1991. 159 с.; Ермаш Г.Л. Творческая природа искусства. М.: Искусство, 1977; Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Л.: Издательство ленинградского университета, 1971. g
Тамарченко Н.Д. Автор // ЛЭТП. М.: Интелвак, 2001; Тамарченко Н.Д. Теория литературы: Учеб. пособие для студ. Филол. фак. высш. учеб. В 2 т. Т.1. Заведений / Под ред. Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпа, С.Н. Бройт-ман. Теория дискурса. Теоретическая поэтика. М.: Академия, 2004; Тюпа В.И. Дискурсные формации. Очерки по компаративной риторике. М.: Языки славянской культуры, 2010.
9 Левидов А.М. Автор - образ - читатель / А. М. Левидов; [Предисловия В. Н. Месяцева и В. Г. Иванова, И. И. Тихомирова]. 2-е изд., доп. Л.: Издательство ЛГУ, 1983.
10 Чернец Л. В. О типах персоажей в русской литературе XIX века. М.: МАКС ПРЕСС, 2018.
11 Исакова И.Н. Литературный персонаж как система номинаций [Текст]: монография/ И.Н. Исакова. М.: МАКС Пресс, 2011.
12 Сюй Дэй. Теория повествования. Пекин: Издательство коммерческой прессы, 2014. (ÎÉÎ&, ФШ^^ИЧЬЖ:
2014.)
13 Иванов А. Владимир Маканин: кино - это мул номер три // http://www.volgogradru.com/ theme/ info/culture/ wet/75984.pub
14 Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. С. 8. Б.О. Корман выделяет несколько значений понятия «автор». Во-первых, слово «автор» обозначает писателя, реально существующего человека. Биографический автор воспринимается учёным как источник жизненного материала, прототипической канвы сюжета. Во-вторых, слово «автор» означает «некий взгляд на действительность, выражением которого является все произведение» (См.: Корман Б. О. Избранные труды: Теория литературы. С. 99-100). В таком значении автор отделяется от реального биографического лица. В отличие от биографического автора, такой автор понимается как автор «концепированный», и его фигура тем более условна, чем более он отдален от непосредственного создателя произведения, существуя в художественном тексте. В-третьих, термин «автор» используется в произведениях разных жанров и родов, выступая в значении «повествователь» или «рассказчик». Согласно концепции Кормана, сознание автора рассматривается как «концепированный» «субъект со-
Интерес к его творчеству ярко проявился в 1970-е и особенно 1980-е гг. Многие критики, такие, как Л.А. Аннинский15, В.Г. Бондаренко16, А. Г. Бочаров17, И.А. Дедков18, Н.Б. Иванова19, М.Н. Липовецкий20, С. и В. Пискуновы21, Е. Сергеев22, Л.А. Колобаева23, А.Л. Крупчанов24, Д.Л. Быков25 и др., размышляя о его прозе, рассматривали своеобразие художественного мира писателя. Уже в этот период в поле зрения оказалась и специфика выявления авторской интенции, художественного стиля автора.
Л.А. Аннинский в статье «Структура лабиринта: Владимир Маканин и литература «серединного» человека», рассматривая вопрос о восприятии прозы писателя современной ему критикой, замечает, «что Маканина, которого вроде бы не знали, куда втиснуть, давно уже можно произвести в завсегдатаи журнальных рубрик «Два мнения» и «С разных точек зрения»»26. Согласно точке зрения Аннинского, специфика маканинской прозы состоит в «вертикальности» темы, а вследствие этого и глубине ее раскрытия.
Критик акцентирует внимание на анализе феномена «серединного человека» (или «промежуточного человека», которого, по его мнению, открыл Шукшин) в повестях Маканина «Отдушина», «Человек свиты» «Где сходилось небо с холмами», «Красное и голубое». Аннинский подчеркивает, что в
знания», «некий взгляд на действительность», опосредованный художественной целостностью.
15 Аннинский Л. Структура лабиринта: В. Маканин и литература «срединного» человека // Знамя. М., 1986. №. 8. С. 218-226.
16 Бондаренко В. Время надежд. О творчестве писателя В. Маканина // Звезда. М., 1986. №8. С. 184-194.
17 Бочаров А.Г. Чем жива литература. : Современность и литературный процесс // А. Бочаров. М.: Сов. писатель, 1986.
18 Дедков И.А. Когда рассеялся лирический туман // Литературное обозрение, 1981. №8. С.21-32.
19 Иванова Н.Б. Точка зрения: О прозе последних лет. М.: Советский писатель, 1988.
20 Липовецкий М.Н. Против течения: Авторская позиция в прозе В. Маканина // Урал. Свердловск, 1985. № 12. С. 148-158; Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Владимир Маканин // Современная русская литература: 1950 -1990-е годы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: В 2 т. Т. 2: 1968-1990. М.: Издательский центр "Академия". С. 626-641.
21 Пискунова С., Пискунов В. Все прочее — литература // Вопросы литературы. М., 1988. №2. С. 38-77.
22 Сергеев Е. По окружной дороге // Знамя. М., 1986. №8. С. 211-221.
23 Колобаева Л.А. Философия и литература: пераллели, переклички и отзвуки (Русская литература ХХ века). М.: Русский импульс, 2013.
24 Крупчанов А.Л. Маканин Владимир Семенович (13.03.1937, г. Орск) - писатель, сценарист. [Электронный ресурс] http://www.philol.msu.ru/~modem/index.php?page=1172
25 Быков Д.Л. Владимир Маканин. АНДЕГРАУНД, 1998 // 100 лекций о русской литературе ХХ века. М.: Эксмо, 2019. С. 586-590.
26 Аннинский Л. Структура лабиринта: В. Маканин и литература «серединного» человека. С. 219.
отличие от чудачества, присущего героям Шукшина, особенность «промежуточного» или «серединного» человека Маканина заключается в ином: «Удачи или неудачи маканинского героя зависят не от его действий, а от меняющейся
27
общей ситуации, которую он не контролирует» .
Большая заслуга в изучении творчества Маканина принадлежит В.Г. Бондаренко. В статье «Время надежд» он анализирует кинематографические приёмы, использованные Маканиным в произведениях «Прямая линия»,
«Старые книги» и «Погоня», рассматривая заголовки как «квинтэссенцию
28
времени и места» . Литературовед сопоставляет Маканина с другими прозаиками поколения «сорокалетних», отмечая факт воссоздания в его прозе «жестокой реальности»29, которая определяет его авторскую позицию.
В статье «Изменение хронотопа» А.Г. Бочаров анализирует роль приема остранения в конструировании «конфузной ситуации» и хронотопа в повести «Голоса», которые позволяют писателю изобразить разные явления бытовой жизни, охарактеризовать тип «обыкновенного человека» и выразить мысль о непростых связях литературы с жизнью. Рассматривая модели поведения героев на примере разных произведений Маканина («Прямая линия», «Первое дыхание», «Отдушина», «Безотцовщина»), литературовед утверждает, что в маканинской прозе «жизнь меняет человека, меняет хронотоп - условия его проживания», компромисс воспринимается обыкновенным человеком как естественный образ жизни. По мнению Бочарова, в отличие от многих других «сорокалетних» писателей того времени, «Маканин не только интуитивно находит новый художественный подход в изображении тревожащих его про-
30
блем, но и создает внутренне целостную эстетическую систему» . В качестве доказательства, исследователь анализирует особенности воплощения в произведениях писателя различных мотивов (удачи-неудачи, невозможности обретения абсолютной гармонии и пр.), а также использования возможностей от-
27 Там же. С. 221.
28 Бондаренко В. Время надежд. О творчестве писателя В. Маканина. С. 184.
29 Там же. С. 192.
30 Бочаров А.Г. Чем жива литература.: Современность и литературный процесс. С. 221.
8
дельных жанров (притчи) и приемов (ирония, гротеск).
Характеризуя специфику авторской позиции Маканина, М.Н. Липовец-кий подчеркивает, что «чем объективней будет наш взгляд на созданную им художественную картину жизни, тем вернее и глубже мы сможем понять и те процессы и явления действительности, которые постигает этот художник»31. Липовецкий указывает на то, что повести-портреты Маканина 1970-х гг. являются показателем эволюции его творчества, поскольку именно после этого периода его произведения начинают приобретать «отчётливое философское экзистенциальное звучание»32.
Литературовед рассматривает конфликтный диалог между «самотёчно-стью» и «свободой», или «голосами» и особенности трансформации понятия «самотёчность» в прозе в разных произведениях Маканина 1970-х - 1980-х гг. 1990-х гг. Липовецкий убежден в том, что, «начиная с «Голосов», Маканин накапливает в своей прозе ситуации, позволяющие человеку пробиться к «го-
33
лосам» сквозь корку «самотёчности» . По мнению учёного, «в начале 1990-х гг. экзистенциальный миф Маканина претерпел существенные изменения»34.
О разнообразии «ликов» человека в прозе писателя также говорит и И. Дедков, подчеркивающий, что «человек у В. Маканина актерствует легко: здесь он один, там другой, в третьем месте третий; здесь чист, там грязен, тут опять чист; личность ничем единым не связана, тем более ничему высшему, постоянному не подчинена»35.
Многие исследователи отмечают своеобразный антропоцентризм философии Маканина. Например, Н. Иванова в статье «Случай Маканина», анализируя главную тему в произведениях писателя, приходит к выводу о том, что ею является именно личность (заметим, что это может быть как личность героя, так и личность автора).
31 Липовецкий М.Н. Против течения: Авторская позиция в прозе В. Маканина. С. 148.
32 Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Владимир Маканин // Современная русская литература: 1950-е - 1990-е годы. С. 627.
33 Там же. С. 630.
34 Там же С. 632.
35ДедковИ.А. Когда рассеялся лирический туман. С. 25.
9
В статье «Всё прочее - литература» С. и В. Пискуновы, анализируя особенности отражения мотива обнажения человеческой природы и связанного с ним мотива разрухи в разных повестях Маканина, сосредоточивают внимание на деконструкции писателем литературных стереотипов: формы «утраты» и «разрушения характера и типа»36 интерпретируются в статье проявление антипсихологизма писателя. Авторы работы полагают, что его отказ от стереотипа обусловлен стремлением отнюдь не к выявлению специфических характеристик личности персонажа, его индивидуальности, а к выражению его ар-хетипического потенциала, звучания в нем «голоса». Исследователи акцентируют авторский поиск в процессе творчества.
Безусловный интерес представляет работа И.Б.Роднянской «Незнакомые знакомцы». Положив начало изучению художественного мира писателя, она отмечает, что «в жизненном мире его прозы преобладают автоматизмы, навыки существования, на коих сосредоточен его беспощадный и умный глаз»37. В её рецензии раскрыты признаки уникальности прозы Маканина — «социальное человековедение» и классическая «наследственность».
Она выделяет Маканина из круга «сорокалетних» писателей, которые воссоздают мир не как рассадник «межеумков» и «межедомков», а как привычную среду собственного детства - память об «истоках» в прозе Маканина характеризуется горькой и чёткой трезвостью. Не разделяя точки зрения тех, кто упрекал маканинскую прозу в отсутствии в ней «широкого дыхания» русской классики, её больших тем, Роднянская утверждает: «Маканин воспроизводит положения, знакомые по классической литературе, несомненно или полуосознанно — именно что «наследственно»: они заложены в его культурных
38
генах и не всегда проведены через рефлексию» . Она полагает, что в «экзистенциальном опыте» Маканина можно найти отклик и на произведения классиков не только Х1Х в., но и ХХ в. («линия Трифонова», «след Серафимовича
36 Пискунова С., Пискунов В. Все прочее — литература. С. 69.
37 РоднянскаяИ.Б. Незнакомые знакомцы. С. 633.
38 Там же. С. 627.
и Горького», «мотивы Платонова», «набатное звучание распутинского «Пожара»»). В конце работы исследовательница констатирует, что Маканин проявил себя именно как «художник по преимуществу»39.
В осмыслении эстетического своеобразия прозы Маканина большое значение имеет беседа «Голос, летящий в купол» прозаика Т. Толстой и критика К. Степаняна, опубликованная в журнале «Вопросы литературы» в 1988 г. Размышляя об авторской позиции писателя, собеседники раскрывают духовную основу его творчества. Рассуждая о причинах расхождения критиков в оценке творчества писателя, Т. Толстая замечает, что «творчество Маканина зачастую превращается в полигон для испытания критического оружия, в поле брани, на котором бьются с невидимками и подбирают призрачные трофеи»40. По её мнению, маканинская проза строится по принципу голограммы, в микроструктуре и микросюжете видится макрокультура. В произведениях писателя также отсутствует «сюжетный стержень», при этом форма и структура играют важную роль в понимании маканинского мира. По мнению К. Степаняна, художественный мир Маканина включает всё, что дает читателю возможность обратить внимание на то, что ему наиболее интересно и близко.
В статье «По окружной дороге» Е. Сергеев пишет о том, что Маканин принадлежит к антиромансным писателям. Рассматривая мотив антилидерства в рассказах «Антилидер» и «Ключарев и Алимушкин», он делает вывод об объективности отношения писателя к своему герою, сдержанности и серьёзности повествования в его прозе.
В 1987 г. вышли сразу три повести Маканина - «Один и одна», «Утрата» и «Отставший», которые привлекли внимание И.Н.Соловьевой, которая в статье «Натюрморт с книгой и зеркалом» рассматривает мотивы «оклика» и «сочувствия» в этих произведениях, отмечая, что «повести Маканина - все три -полны этих окликиваний, которые не доходят до тех, к кому обращены, и му-
39 Там же.
40 Толстая Т., Степанян К.
.Голос, летящий в купол. С. 79.
11
чительно доходят до того, кто физически не может прийти на помощь»41. Переходя к проблеме соотношения сюжетов в повестях Маканина, она говорит, что писатель использует «принцип наложений, совпадений, просвечиваний одного сюжета сквозь другой и сквозь третий» в трёх произведениях, приём «нарушения иллюзии» в повестях «Утрата» и «Отставший» и параллелизм в романе «Один и одна», чтобы добиться эффекта «нелёгкого прочтения». В связи с этим маканинская проза в представлении Соловьевой похожа на криптограмму, в структуре которой «вещи предстанут не в своих естественных и функциональных связях, а вошедшими в иные соотношения друг с другом»42.
В монографии «Философия и литература: пераллели, переклички и отзвуки (Русская литература ХХ века)» Л.А. Колобаева рассматривает художественный опыт русской литературы ХХ века в романе «Андеграунде, или герой нашего времени» В. Маканина, замечая, что «В. Маканин свободно владеет разнообразнейшими приёмами выразительности, в которых ощутима «память» о разных, но родственных ему художественных мирах» (интертекстуальные связи, реминисценции и аллюзии на произведения Пушкина, Лермонтова, Достоевского, А. Белого, Платонова, игрой с цитатами и т.п.)»43. В тексте геометризованные пространственные образы - квадраты, квадратные метры жилья и коридоры играют важную роль в создании хронотопа. При этом, исследователь указывает на то, что «в стилистике романа Маканина заметную роль принцип парадокс»44, самое крупное открытие Маканина заключается «не столько в главном его герое, сколько в персонажах из его многочисленного окружения»45. Более того, учёный выявляет иронический тон повествования текста Маканина.
Что касается методологии выражения авторского сознания Маканина, Д.Л. Быков утверждает, что «в основе его художественного метода всегда ле-
41 Соловьева И. Н. Натюрморт с книгой и зеркалом. С. 47.
42 Там же. С. 48.
43 Колобаева Л.А. Философия и литература: пераллели, переклички и отзвуки (Русская литература ХХ века). М.: Русский импульс, 2013. С. 130.
44 Там же. С. 132.
45 Там же.
жала гипербола, сказка, выдумка, такая социальная фантастика. Ни один роман Маканина, ни одну его большую повесть, я уж не говорю о рассказах типа «Ключарёва и Алимушкина», нельзя читать как социальный реализм, потому что это всё неправдоподобно»46.
А.Л. Крупчанов, анализируя разные типы персонажей в маканинской прозе, подчеркивает, что «герои произведений писателя постоянно оказываются в очень острой, подчас трагической ситуации, заставляющей делать
47
нравственный выбор, находясь на грани жизни и смерти» . Уделяя особое внимание романам «Асан» и «Андеграунд, или героя нашего времени», исследователь полагает, что для Маканина важна возможность сравнивать системы ценностей - прошлую и нынешнюю, поэтому он сопоставляет два века русской истории и два периода русской литературы - классический и современный.
В течение последнего двадцатилетия обнаружилась тенденция к углубленному и всестороннему изучению поэтики творчества Маканина. Его писа-
48
тельскому мастерству посвящены диссертации С.Ю. Мотыгина (1997) , Т.Ю. Климовой (1999)49, Е.В. Дмитриченко (1999)50, Т.Н. Марковой (2003)51, Е.В. Панитковой (2004)52, Т.А. Смирновой (2005)53, К.О. Шилиной (2005)54, Е.А. Кравченковой (2006)55, С.В. Переваловой (2006)56, А.С. Ефременкова (2006)57,
46 Быков Д.Л. Владимир Маканин. АНДЕГРАУНД, 1998 // 100 лекций о русской литературе ХХ века. М.: Эксмо, 2019. С. 586.
47 Крупчанов А.Л. Маканин Владимир Семенович (13.03.1937, г. Орск) - писатель, сценарист. [Электронный ресурс] http://www.philol.msu.ru/~modern/index.php?page=1172
48Мотыгин С.Ю. Поэтика В. С. Маканина: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Астрахань, 1997.; Мотыгин С.Ю. Прямая линия? ...Эволюция прозы В.С. Маканина. Астрахань: АГУ, 2001.
49 Климова. Т.Ю. Притча в системе художественного мышления В.С. Маканина: автореф. дис. ... докт. филол. наук: 10.01.01. Иркутск, 1999.
50Дмитриченко Е.В. Проза позднего В. Маканина (В контексте антиутопических тенденций конца ХХ в.): дис. канд. филол. наук: 10.01.02. СПб., 1999.
51 Маркова Т.Н. Формотворческие тенденции в прозе конца XX века (В. Маканин, Л. Петрушевская, В. Пелевин): автореф. дис. ... докт. филол. наук: 10.01.01. Екатеринбург, 2003.
52 ПанитковаЕ.В. Традиции русской классики в творчестве В.С. Маканина 1980 1990-х гг.: Ф.М. Достоевский, М.А. Булгаков: дис. канд. филол. наук: 10.01.01. Орел, 2004.
53 Смирнова Т.А. Типология и функции цитаты в художественном тексте (на материале романов А. Битова «Пушкинский дом», В. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени»): дис. канд. филол. наук: 10.01.01. М., 2005.
54 Шилина К.О. Андеграунд, или Герой нашего времени: дис. канд. филол. наук: 10.01.01. Тюмень, 2005.
55 Кравченкова Е.А. Художественный мир В.С. Маканина: Концепции и интерпретации: дис. канд. филол. наук: 10.01.01. М., 2006.
В.В. Иванцова (2008)58, М.А. Вершининой (2011)59, Е.В. Куликовой (2013)60, О.Н. Васильевой (2015)61, А.М. Шабановой (2015)62. Названные литературоведческие и лингвистические исследования вносят значительный вклад в осмысление специфики языка, эстетической и духовной значимости прозы Маканина, а также в определение основных векторов его художественной картины мира и творческого метода. Эти исследования расширяют диапазон изучаемых проблем творчества писателя.
Среди упомянутых работ, именно исследование С.Ю. Мотыгина представляет особый интерес. В его монографии63 прослеживается эволюция стиля Маканина на протяжении 1960-90-х гг. Он разделяет его творческий путь на три этапа, соответствующих смене общественно-исторических вех страны. Начав формироваться в контексте «молодёжной прозы», творчество автора постепенно обрело сложное структурное единство, сформировав две основополагающие тенденции в творчестве Маканина 1990-х гг.: поиск новых форм (переосмысливания художественных средств и приемов поэтики постмодернизма) и эссеизация повествования.
Анализ названий ряда повестей Маканина позволяет ученому сделать вывод о том, что важнейшая особенность его авторского намерения заключается в стремлении к максимальному углублению смысла (это показано на примере анализа повестей «Лаз» и «Кавказский пленный»). Кроме того, литературовед выявляет своеобразие художественного анализа в тексте писателя и
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Традиции русской классики в творчестве В.С. Маканина 1980-1990 годов: Ф.М. Достоевский, М.А. Булгаков2004 год, кандидат филологических наук Паниткова, Елена Валерьевна
Повторяемость как нарративный принцип в прозе В. Маканина2020 год, кандидат наук Малькова Алина Викторовна
Художественный мир В.С. Маканина: Концепции и интерпретации2006 год, кандидат филологических наук Кравченкова, Евгения Алексеевна
Поэтика романа В. Маканина "Андеграунд, или Герой нашего времени": Проблема героя2005 год, кандидат филологических наук Шилина, Ксения Олеговна
Поэтика прозы Б.П. Екимова2004 год, кандидат филологических наук Великанова, Ирина Вячеславовна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Гун Цинцин, 2019 год
Библиография
1. Источники
1. Маканин В.С. Где сходилось небо с холмами: Повести. / В.С. Маканин. М.: Современник, 1984. 208 с.
2. Маканин В.С. Гражданин убегающий: Повести. / В.С. Маканин. М.: Современник, 1984.
3. Маканин В.С. В большом городе: Повести и рассказы. / В.С. Маканин. М.: Современник, 1980. 335 с.
4. Маканин В. С. Избранное: Рассказы и повесть. / В.С. Маканин. М.: Советский писатель, 1987. 541 с.
5. Маканин В. С. Линия судьбы и линия жизни: [Романы] / В.С. Маканин. -М.: Центрполиграф, 2001. 601 с.
6. Маканин В. С. Место под солнцем: рассказы / В.С. Маканин. М. : Мол. гвардия, 1984. 316 с.
7. Маканин В.С. Один и одна: Повести. / В.С. Маканин. М.: Современник, 1988. 315 с.
8. Маканин В.С. Отдушина: Повести. Роман. / В.С. Маканин. М.: Известия, 1990. 558 с.
9. Маканин В.С. Отставший: Повести и рассказы. / В.С. Маканин. М.: Художественная литература, 1988. 431 с.
10. Маканин В.С. Повесть о старом поселке: повести и рассказы / В.С. Маканин. М. : Сов. писатель, 1974. 351 с.
11. Маканин В.С. Портрет и вокруг. Один и одна. / В.С. Маканин. М.: Сов. писатель,1991. 416 с.
12. Маканин В.С. Рассказы / В.С. Маканин. М.: Современник, 1990. 446 с.
13. Маканин В.С. Река с быстрым течением: повести и рассказы. / В.С. Маканин. М.: Московский Рабочий, 1983. С. 368 с.
14. Маканин В.С. Старые книги: Повести, рассказы. / В.С. Маканин. М.: Советский писатель, 1976. 399 с.
15. Маканин В.С. Утрата: Повести, рассказы. / В.С. Маканин. М.: Молодая гвардия, 1989. С. 398 с.
16. Маканин В.С. Человек свиты. Повести и рассказы. / В.С. Маканин. М.: Московский рабочий, 1988. 380 с.
2. Критическая и научная литература
17. Александров Н.Д. С глазу на глаз // Беседы с российскими писателями. М.: Б.С.Г. Пресс, 2012. 376 с.
18. Алпатов М.В. Очерки по истории портрета. М.: Искусство, 1937. 60 с.
19. Альбов А.П., Шалин В.В. «Право-свобода-личность» в эпоху нового времени и просвещения (теоретико-методологический анализ) // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. Тюмень: Тюменский индустриальный университет, 2007. № 4. С. 1-16.
20. Андреев Д.Л. Роза мира. М.: Мир Урании, 2006. 602 с.
21. Аннинский Л.А. Структура лабиринта: Владимир Маканин и литература «серединного» человека // Знамя. М., 1986. №12. С. 218-226.
22. Ансерме Э. Беседы о музыке. М.: Музыка, 1985. 104 с.
23. Афанасьева Э.М. Онтология имени в творчестве русских писателей начала XIX века: Литературное общество «Арзамас», А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов. М.: ЛЕНАНД, 2013. 264 с.
24. Барахов В.С. Литературный портрет: Истоки, поэтика, жанр. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1985. 312 с.
25. Барлас Л.Г. Особенности речевой композиции рассказа Чехова «Верочка» // Творческий метод А.П. Чехова: Межвуз. Сб. науч. тр. Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета, 1983. С. 97-103.
26. Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. М.: Прогресс, 1989. 616 с.
27. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975. 504 с.
28. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Современная Россия, 1979. 320 с.
29. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. СПб.: Азбука, 2015. 412 с.
30. Бахтин М.М. Собрание сочинений. В 6 т. Т.5. М.: Русские словари, 1997. 732 с.
31. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1990. 543 с.
32. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 424 с.
33. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. Т.7. М.: Издательство АН СССР, 1955. 734 с.
34. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. Т.9. М.: Издательство АН СССР, 1956. 806 с.
35. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений в 13 т. Т.10. М.: Издательство АН СССР, 1956. 474 с.
36. Белый А. Арабески: Книга статей. М.: Мусагет, 1911. 501 с.
37. Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. 528 с.
38. Бердяев H.A. О человеке, его свободе и духовности: Избр. труды. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. 312 с.
39. Бондаренко В.Г. Время надежд. О творчестве писателя В. Маканина // Звезда. М., 1986. № 8. С.184-194.
40. Большакова А.Ю. Теории автора в современном литературоведении // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. М.: Наука, 1998. Т.57. №5. С. 15—24.
41. Бочаров А.Г. Пути творческого воображения // Единство: сборник статей о многонациональной советской литературе. Вып. 4. М.: Художественная литература, 1982. 356 с.
42. Бочаров А.Г. Чем жива литература? М.: Современный писатель, 1986. 399
с.
43. Брюсов В.Я. Избранные сочинения: в 2 т. Т. 2. М.: Гослитиздат, 1955. 650 с.
44. Быков Д.Л. Владимир Маканин. АНДЕГРАУНД, 1998 // 100 лекций о русской литературе XX века. М.: Эксмо, 2019. С. 586-590.
45. Ван Лидань. Повествование В. Маканина—комментарий к «Андеграунду, или Герою нашего времени» // «Русская литература и искусство», 2005. № 1. С. 36-40.
46. Васильева О.Н. Феномен интертекстуальности в произведениях В.С. Маканина: лингвистический аспект: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Уфа, 2015. 24 с.
47. Вершинина М.А. «Автор и герой» в прозе В.С. Маканина 1990-2000-х годов: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Волгоград, 2011. 180 с.
48. Виноградов В.В. История русского литературного языка. М.: Наука. 1978. 320 с.
49. Виноградов В.В. О теории художественной речи: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по филол. специальностям. М.: Высшая школа, 2005. 286 с.
50. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М.: Гослитиздат, 1959. 656 с.
51. Виноградов В.В. О языке художественной прозы. М.: Наука, 1980. 360 с.
52. Выготский Л.С. Анализ эстетической реакции. М.: Лабиринт, 2001. 480 с.
53. Гей Н.К. Художественность литературы. Поэтика. Стиль. М.: Наука, 1975. 471 с.
54. Гегель Г. Сочинения в 14 т. Т. 4. Феноменология духа. М.: Издательство социально-политической литературы, 1959. 487 с.
55. Герман И.А. Введение в лингвосинергетику. Барнаул: Алтайский государственный университет, 1999. 130 с.
56. Гёте И.В. К учению о цвете. Хроматика. Очерк учения о цвете // Избран-
ные сочинения по естествознанию. М.: Академия Наук СССР, 1957. 212 с.
57. Григориев С.С., Мюллер Т.Ф. Учебник полифонии. М.: Музыка, 1969. 328 с.
58. Гиршман М.М. Литературное произведение: теория и практика анализа. М.: Высшая школа, 1991. 159 с.
59. Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1984. 397 с.
60. Давыдова Т.Т., Пронин В.А. Теория литературы. М.: Логос, 2003. 232 с.
61. Дедков И.А. Когда рассеялся лирический туман // Литературное обозрение. М., 1981. №8. С. 21-32.
62. Декомб В. Дополнение к субъекту: Исследование феномена действия от собственного лица / Пер. с фр. М. Голованивской. М.: Новое литературное обозрение, 2011. 576 с.
63. Делёз Ж. Кино. М.: Ад Маргинем, 2004. 624 с.
64. Делёз Ж. Логика смысла. М.: Издательский центр Академия, 1995. 298 с.
65. Дмитриевская Л.Н. Пейзаж и портрет: проблемы определения и литературного анализа. М.: ООО Литера, 2005. 135 с.
66. Дмитриченко Е.В. Проза позднего В. Маканина (В контексте антиутопических тенденций конца ХХ в.): дис. канд. филол. наук: 10.01.02. СПб., 1999. 184 с.
67. Ермаш Г.Л. Творческая природа искусства. М.: Искусство, 1977. 320 с.
68. Ефременков А.С. Особенности психологического анализа в рассказе В.С. Маканина 1970-1990-х годов: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. филол. наук. Тверь, 2006. 181 с.
69. Ждан В.Н. Эстетика фильма. М.: Искусство, 1982. 375 с.
70. Зарецкая А.А. Некоторые проблемы теории понимания текста // Вопросы языкознания. М., 2002. № 3. С. 62-73.
71. Зеленов Л.А., Куликов Г.И. Методологические проблемы эстетики. М.: Высшая школа, 1982. 176 с.
72. Иванова А.В. Субъективация повествования (на материале прозы Владимира Маканина): дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. Чита, 2008.178 с.
73. Иванова Н.Б. Точка зрения: О прозе последних лет. М.: Советский писатель, 1988. 424 с.
74. Иванова Н.П. Проблемы поэтики пейзажа (на материале романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»). Симферополь: Крымский архив, 1997. 106 с.
75. Иванцов В.В. Пространственно-временная организация художественного мира В.С. Маканина: дис. ... докт. филол. наук: 10.01.01. СПб., 2007. 239 с.
76. Исакова И.Н. Литературный персонаж как система номинаций. М.: МАКС Пресс, 2011. 519 с.
77. Иттен И. Искусство цвета. М.: Издатель Д. Аронов, 2001. 95 с.
78. Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Л.: Издательство ленинградского университета, 1971. 766 с.
79. Кант И. Критика способности суждения. Серия: Слово о сущем. СПб.: Наука, 2006. 512 с.
80. Кант И. Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного // Мир и эрос: Антология философских текстов о любви. М.: Политиздат, 1991. 335 с.
81. Карамзин Н.М. Сочинения в 2 т. Т.2. Л.: Художественная литература, 1984. 456 с.
82. Каспаров Г.К. Шахматы как модель жизни. М.: Эксмо, 2007. 352 с.
83. Карпов И.П. Авторология русской литературы (И.А. Бунин, Л.Н. Андреев, А.М. Ремизов). М.: Флинта, 2011. 464 с.
84. Климова Т.Ю. Притча в системе художественного мышления В.С. Маканина: автореф. дис. ... докт. филол. наук: 10.01.01. Иркутск, 1999. 21 с.
85. Климова Т.Ю. Притча в системе художественного мышления В.С. Маканина: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Иркутск, 1999. 241 с.
86. Кожевникова Н.А. Типы повествования в русской литературе Х1Х-ХХ вв.
М.: Институт русского языка РАН, 1994. 333 с.
87. Колобаева Л. А. Философия и литература: параллели, переклички и отзвуки (Русская литература ХХ века). М.: Русский импульс, 2013. 224 с.
88. Колосова А.В. Социальная реконструкция визуальных образов в средствах массовой коммуникации // Массовая культура. Массовое искусство. "За" и "Против". М.: Гуманитарий, 2003. 512 с.
89. Кондаков Н.И. Логика. М.: Учпедгиз, 1957. 188 с.
90.Корман Б. О. Избранные труды по теории и истории литературы / Б. О. Корман; / Предисл. и составл. В. И. Чулкова]. Ижевск: Издательство Удмуртского государственного университета, 1992. 236 с.
91. Корман Б.О. Избранные труды: Теория литературы. Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2006. 636 с.
92. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1972. 113 с.
93. Корман Б.О. Лирика Н.А. Некрасова. Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1964. 391 с.
94. Кравченкова Е.А. Художественный мир В.С. Маканина: Концепции и интерпретации: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. М., 2006. 273 с.
95. Кристева Ю.С. Бахтин, слово, диалог и роман // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму / Пер. с франц., сост., вступ. Ст. Г.К. Косикова. М.: ИГ Прогресс, 2000. С. 427-457.
96. Крогиус Н.В. Психология шахматного творчества. М.: Физкультура и спорт, 1981. 96 с.
97. Крупчанов А.Л. Маканин Владимир Семенович (13.03.1937, г. Орск) - писатель, сценарист. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.philol.msu.ru/~modern/index.php?page=1172.
98. Куликова Е.В. «Герой времени» и его трансформации в прозе В.С. Маканина 1970-1980-х гг.: дис. ... докт. филол. наук: 10.01.01. Тамбов, 2013. 196 с.
99. Курт Э. Основы линеарного контрапункта. Мелодическая полифония Баха. М.: Государственное Музыкальное Издательство, 1931. 304 с.
100. Кухаренко В.А. Интерпретация теста. М.: Просвещение, 1988. 192 с.
101. Левидов А.М. Автор - образ - читатель. Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. 350 с.
102. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: 1950 -1990-е годы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: В 2 т. Т.2: 1968-1990. М.: Издательский центр "Академия". 688 с.
103. Липовецкий М.Н. Против течения: Авторская позиция в прозе В. Ма-канина Урал // Свердловск, 1985. № 12. С. 148-158.
104. Лотман Ю.М. Литературная биография в историко-культурном контексте // Избранные статьи в 3 т. Т.1. Таллин: Александра, 1992. 472 с.
105. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. Анализ поэтического текста. СПб.: Азбука, 2016. 701 с.
106. Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб.: Академический проект, 2002. 544 с.
107. Лосев А.Ф. Философия имени. М.: Издательство МГУ, 1990. 269 с.
108. Мамардашвили М. Лекции о Прусте (психологическая топология пути). М.: Ad Marginem, 1995. 548 с.
109. Манаков B.C. «Чувство природы» в литературах Запада / B.C. Манаков // «Чувство природы» в русской литературе / Отв. ред. Т.Я. Гринфельд. Сыктывкар: СГУ, 1995. С. 370-431 с.
110. Маневич И.М. Кино и литература. М.: Искусство, 1968. 240 с.
111. Маркова Т.Н. Формотворческие тенденции в прозе конца XX века (В. Маканин, Л. Петрушевская, В. Пелевин): автореф. дис. ... докт. филол. наук: 10.01.01. Екатеринбург, 2003. 51 с.
112. Маркова Т.Н. Формотворческие тенденции в прозе конца XX века (В. Маканин, Л. Петрушевская, В. Пелевин): дис. канд. филол. наук: 10.01.01. Екатеринбург, 2003. 379 с.
113. Медушевский, В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки / В. Медушевский. М.: Музыка, 1976.
114. Медушевский В.В. Человек в зеркале интонационной формы // Методологическая культура педагога-музыканта / Под ред. Э. Б. Абдуллина. М.: Академия, 2002. - С.129-138.
115. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб.: Ювента; Наука, 1999. 607 с.
116. Морозова Н.С. Эволюция эстетического поля денотативного класса снег: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. Северодвинск, 2010. 225 с.
117. Москальчук Г.Г. Структура текста как синергетический процесс. М.: Едиториал УРСС, 2003. 296 с.
118. Мотыгин С.Ю. Прямая линия? ...Эволюция прозы В.С. Маканина. Астрахань: АГУ, 2001. 113 с.
119. Набоков В.В. Фёдор Достоевский // Лекции по русской литературе. М.: Независимая газета, 1996. 440 с.
120. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988. 254 с.
121. Николина Н.А. Филологический анализ текста: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2003. 256 с.
122. Николюкин А.Н. Литературная энциклопедия терминов. М.: Интелвак, 2001. 1600 с.
123. Новиков Д.А. Рефлексивные игры А.Г. Чхартишвили. М.:СИНТЕГ, 2003. 160 с.
124. Новиков А.И. Текст и контртекст: две стороны процесса понимания // Вопросы психолингвистики, 2003. № 1. С. 64-76.
125. Овсянико-Куликовский Д.Н. Теория поэзии и прозы. (Теория словесности): Руководство для средней школы и для самообразования. Петроград: Издание Творчества И.Д. Сытина, 1917. 154 с.
126. Орлова Е.И. Формы присутствия автора в литературном произведении. учеб. пособие./ 4-е изд., перераб. и доп. М.: Фак. журн. МГУ, 2017. 48 с.
127. Паниткова Е.В. Традиции русской классики в творчестве В.С. Макани-на 1980 1990-х гг.: Ф.М. Достоевский, М.А. Булгаков: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Орел, 2004. 173 с.
128. Паскаль, Б. Мысли о религии. Минск: Харвест; М.: АСТ, 2001. 224 с.
129. Перевалова С.В. Особая география памяти (Образ автора в русской прозе 1970-1980-х гг.: В.П. Астафьев, В.Г. Распутин, В.С. Маканин). Волгоград, 1997. 238 с.
130. Перевалова С.В. Проза В. Маканина: Традиция и эволюция // Волгоград: Перемена, 2003. 116 с.
131. Переверзев В.Ф. Необходимые предпосылки марксистского литературоведения // Литературоведение. М., 1928. С. 9-17.
132. Петрова Н.Д. Фразео-тематическое поле зоосемизмов в современном английском языке: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01, 1983. 219 с.
133. Петрова Н.Д. Фразео-семантическое поле зоосемизмов в современном английском языке: автореф. дис. ... докт. филол. наук: 10.01.01, 1983. 22 с.
134. Пешков И.В. Зарождение категории авторства в золотом веке английской литературы. : дис. .док. филол. наук: 10.02.01. М., 2017. 617с.
135. Пискунова С., Пискунов В. Все прочее — литература // Вопросы литературы. 1988. №2. С. 38-77.
136. Платон. Закон // Соч. в 3 т. Т. 3. Ч. 2. М.: Мысль, 1972. Т.3. Ч.2. 731 с.
137. Потебня А.А. Мыль и язык // Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М.: Искусство, 1976. 612 с.
138. Пропп В.Я. Предисловие // Народные русские сказки А.Н. Афанасьева: В 3 т. Т. 1. М.: ГИХЛ, 1957. 516 с.
139. Роднянская И.Б. Незнакомые знакомцы // Движение литературы. Т.1. М.: Знак: Языки славянских культур, 2006. 712 с.
140. Ромм М.И. Вопросы киномонтаж: Из стенограмм лекций, прочит. на режиссерском фак. с сент. по ноябрь 1955 г. / Проф. М. И. Ромм Всесоюз. гос. ин-т кинематографии. Науч.-исслед. кабинет. Кафедра кинорежиссуры.
М.: Б. и., 1961. 81 с.
141. Русова Н.Ю. Терминологический словарь тезаурус по литературоведению. От аллегории до ямба. М.: Флинта, 2004. 301 с.
142. Рымарь Н.Т., Скобелев В.П. Теория автора и проблема художественности. Воронеж: ЛОГОСТ-ТРАСТ, 1994. 262 с.
143. Свительский В.А. Об изучении авторской оценки в произведениях реалистической прозы // Проблема автора в русской литературе XIX— XX вв. Ижевск: Издательство Удмурдского университета, 1978. С. 3-13.
144. Себина Е.Н. Пейзаж // Введение в литературоведение. Литература: Основные понятия и термины: Учебное пособие / Под ред. Л.В. Чернец. М.: Высшая школа, 1999. С. 153-161.
145. Сергеев Е. По окружной дороге // Знамя. 1986. №8. С. 211-221.
146. Сережников В.К. Музыка слова. М.: Госиздат, 1923. 148 с.
147. Служивцев В.В. Традиционное искусство в современной культуре // Искусство в современном мире: материалы I науч.-практ. конф. / Под ред. Л. Г. Лазаревой. Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2005. С. 79-82.
148. Смирнова Т.А. Типология и функции цитаты в художественном тексте (на материале романов А. Битова «Пушкинский дом», В. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени»): дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. М., 2005. 180 с.
149. Соловьева И. Натюрморт с книгой и зеркалом // Маканин В. Отдушина: Повести. М.: Известия, 1990. С. 551-558.
150. Суханцева В.К. Музыка как мир человека. От идеи вселенной к философии музыки. К.: Факт, 2000. 176 с.
151. Ся Цюфэнь. Анализ потока сознания в повести «Стол, покрытый сукном и с графином посередине» // Филология. Нанкин, 2007. № 9. С. 153155.
152. Тамарченко Н.Д. Автор // ЛЭТП. М.: Интелвак., 2001. 467 с.
153. Тамарченко Н.Д. Теория литературы: Учеб. пособие для студ. филол.
фак. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2004. 400 с.
154. Томашевский Б. В. Томашевский. Теория литературы. Поэтика. М.: Аспект-Пресс, 1999. 334 с.
155. Тарковский А.А. Лекции по кинорежиссуре. Монтаж // Искусство кино. 1990. №9. С. 101-108.
156. Телицин В. Символы, знаки, эмблемы: Энциклопедия. М.: Локид-Пресс, Рипол Классик, 2005. 490 с.
157. Толстая Т., Степанян К. «...Голос, летящий в купол» // Вопросы литературы. М., 1988. № 2. С. 78-105.
158. Толстой Л.Н. Дневник // Толстой Л.Н. Полн. Собр. соч.: В 100 т. Т.53. М.: Наука, 2000. 778 с.
159. Топоров В.Н. «Бедная Лиза» Карамзина. Опыт прочтения: К двухсотлетию со дня выхода в свет. М.: Издательский Центр РГГУ, 1995. 512 с.
160. Топоров В.Н. Имена // Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 т. Т.1. М.: Советская Энциклопедия, 1980. С. 398-406.
161. Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. М.: Наука, 1983. С. 227-284.
162. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. 576 с.
163. Тырышкина Е.А. Ассоциативное поле как элемент поэтической картины мира В. Набокова: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Новосибирск, 2002. 191 с.
164. Тюпа В.И. Дискурсные формации. Очерки по компаративной риторике. М.: Языки славянской культуры, 2010. 320 с.
165. Успенский Б.А. Семиотика искусства. М.: Языки русской культуры, 1995. 360 с.
166. Фетисова С.А. Концептуализация имени цвета «красный»: автореф. дис. ... докт. филол. наук: 10.01.01. Иркутск, 2005. 20 с.
167. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М.: Лабиринт, 1997. 448 с.
168. Хазагеров Г.Г. Риторика. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. 384 с.
169. Хализев В.Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 2000. 398 с.
170. Хализев В.Е. Введение в литературоведение: Учеб. для филол. спец. унтов. 3-е изд., испр. и доп. М.: Высшая школа, 1988. 528 с.
171. Хаменок В.И. Монтаж, литературные и музыкальные приемы в прозе Б.Л. Пастернака (на примере повести "Воздушные пути") // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. Т. 11, № 65. С. 54-56.
172. Хаменок В.И. Музыка и звучащий мир Б.Л. Пастернака // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. Т. 5, № 71. С. 38-41.
173. Хейзинга Й. Homo ludens; В тени завтрашнего дня. М.: Пресс-Академия, 1992. 458 с.
174. Хилми Д. Концепт «музыка» в повести В.С.Маканина «Где сходилось небо с холмами» // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2017. Т. 74, № 1. С. 8589
175. Хуо Вэйхунь. Анализ прозы Маканина. Пекин: Китайская академия общественных наук, 2000. 33 с.
176. Хоу Вэйхунь. Художественный стиль В.С. Маканина // Обзор иностранной литературы. Пекин, 2001. №2. C. 61-66.
177. Чернец Л.В. О типах персонажей в русской литературе Х1Х века. М.: МАКС ПРЕСС, 2018. 210 с.
178. Чернец Л.В. Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины. М.: Высшая школа, 2000. 560 с.
179. Чернец Л.В. К теории поэтических тропов // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. М., 2001. С. 7-18.
180. Черняк М.А. Актуальная словесность XXI века: Приглашение к диалогу: учеб. пособие. М.: ФЛИНТА: Наука, 2016. 230 с.
181. Чиан Чиех Хан. Категория телесности в творчестве Леонида Андреева: дис. ... канд. филол. наук. Москва, 2019. 242 с.
182. Чиан чиех хан. Категория телесности в творчестве Леонида Андреева: автореф. канд. филол. наук. Москва, 2019. 33 с.
183. Чичуров И.С. К проблеме авторского самосознания византийских историков 1У-К вв. // Античность и Византия. М.: Наука, 1975. С. 203-217.
184. Чжан Синли. Творчество Маканина в контексте постмодернизма — исследование и развитие русской литературной традиции, Харбин: Северовосточный педагогический университет, 2015. 39 с.
185. Чжао Йихэн. Когда говорящего обсудят: введение в сравнительные исследования. Пекин: Китайский университет Жэньминь, 1998. 305 с.
186. Чэнь Шоу. Записи о Трёх царствах. Чанша: Юе Лу Книжный клуб, 1990. 980 с.
187. Чурляева Т.Н. Проблема абсурда в прозе В. Маканина 1980-х начала 1990-х гг.: дис. ... докт. филол. наук: 10.01.01.Новосибирск, 2001. 247 с.
188. Шабанова А.М. Репрезентацией гендерных отношений в прозе Ю. Трифонова, В. Маканина, Л. Петрушевской 70-90 годов: автореф. дис. ... докт. филол. наук: 10.01.01. Самара, 2015. 17 с.
189. Шилина К.О. Андеграунд, или Герой нашего времени: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Тюмень, 2005. 168 с.
190. Шкловский В.Б. Литература и кинематограф. Берлин: Русское универсальное издательство 1923. 59 с.
191. Штайнер Р. Теософия. Ереван: НОЙ, 1990. 160с.
192. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. В 5 т. Т.1. М.,1990. 672 с.
193. Эйзенштейн С.М. Вертикальный монтаж // Избранные произведения в 6 т, Т.2. М.: Искусство, 1964. С. 189-268.
194. Эйзенштейн С.М. Диккенс, Гриффит и мы // Избранные произведения в 6 т. Т. 5. М.: Искусство, 1967. С. 129-180.
195. Эйхенбаум Б.М. Литература. Теория. Критика. Полемика. Л.: Прибой. 1927. 300 с.
196. Эйзенштейн С.М. Монтаж. М.: Музейкино, 2000. 588 с.
300
197. Эйзенштейн С.М. Перспективы (1929) // Избранные произведения в 6 т. Т.2. М.: Искусство, 1964. С. 35-44.
198. Энциклопедический словарь-справочник. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты. М.: Флинта, 2005. 480 с.
199. Юй Цзэхун. «Лишний человек» в творчестве Маканина в контексте постмодернизма. Харбин: Северо-восточный педагогический университет, 2015. 48 с.
200. Юй Шуанянь. Постреалистическое творчество В.С. Маканина: дис. ... канд. филол. наук. Пекин, 2014. 128 с.
201. Юнг К.Г. Человек и его символы. СПб.: Б.С.К., 1996. 352 с.
202. Якубинский Н.Ю. Избранные работы. Язык и его функционирование, М.: Наука, 1986. 208 с..
203. Яньшин П.В. Эмоциональный цвет. Эмоциональный компонент в психологической структуре цвета. Самара: СамГПУ, 1996. 218 с.
204. Byron Lindsey. The Arts of Listening and Digging: Myth, Memory, and Retrieval of Meaning in "Voices" and "The loss" // Routes of passage: essays on the fiction of Vladimir Makanin edited by Byron Lindsey and Tatiana Spektor. Bloomington: Indiana, 2007. Pp. 63-80.
205. Dalton-Brown S. Ineffectual ideas, violent consequences: Vladimir Makanin's portrait of the intelligentsia // Slavonic and East European review. 1994. Vol. 72. № 2. Pp. 218-232.
206. Dowsett C. Postmodernist allegory in contemporary Soviet literature: Vladimir Makanin's "Utrata" // Australian Slavonic and East European Studies.1990 Vol. 4. № 1-2. Pp. 21-35.
207. John Kachur. The Poetics of the Interval: Modes of Mediation, Disjuncture, and Connection // Routes of passage: essays on the fiction of Vladimir Makanin // edited by Byron Lindsey and Tatiana Spektor. Bloomington: Indiana, 2007. Pp. 37-62.
208. Leon Surmelian. Techniques of Fiction Writing: Measure and Madness. N.Y.: Anchor Books,1969. 255 p.
209. Rollberg P. Vladimir Makanin's outsiders. Wash.: Wilson center, 1993. 67 p.
210. Smith G.S. On the page and on the snow: Vladimir Makanins «Andegraund, ili Geroi nashego vremeni» // Slavonic and East European review. 2001. Vol.79. №3. Pp. 434-458.
211. Scarry E. The Body in Pain: The Making and Unmaking of the World. New York; Oxford: Oxford University Press, 1985. 396 p.
212. Sherwell S. Joy in the GULag: Vladimir Makanin's "Bukva 'A'" // Routes of passage: essays on the fiction of Vladimir Makanin // edited by Byron Lindsey and Tatiana Spektor. Bloomington: Indiana, 2007. Pp. 157-170.
3. Электронные ресурсы
213. Маканин B.C. Линия жизни. Канал Культура. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://youtu.be/OODn6TraOWE (дата обращения: 15.07.2015).
214. Иванов А. Владимир Маканин: кино - это мул номер три [Электронный
ресурс] Режим доступа:
http://www.volgogradru.com/theme/info/culture/wet/75984 .pub (дата обращения:
15.07.2015).
215. http://nature .web.ru/litera/6.4.89 .html
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.