Автоинтертекстуальность как составляющая концептуально-языковой картины мира писателя: на материале фикциональных и нефикциональных текстов Томаса Манна тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.04, кандидат филологических наук Филиппова, Анна Кирилловна
- Специальность ВАК РФ10.02.04
- Количество страниц 200
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Филиппова, Анна Кирилловна
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ АВТОИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОГО АНАЛИЗА В ЛИНГВИСТИКЕ
1.1 Основные проблемы теории интертекстуальности
1.2 Теоретические основания исследования автоинтертекстуальности в когнитивной лингвистике
1.2.1 Понятие языковой личности в лингвистической традиции
1.2.2 Картина мира. Концептуальная и языковая картины мира. Определение понятий и их соотношение
1.2.3 Концепт как основная структурообразующая единица концептуально-языковой картины мира. Трактовка концепта в лингвистической традиции
1.3 Проблема идиостиля
1.3.1 Идиостиль как система способов репрезентации концептуальной картины мира писателя, объективированная в языке
1.3.2 Языковой стиль Томаса Манна
1.4 Лингвофилоофские основы автокоммуникации
1.4.1 Публицистика Томаса Манна как область саморефлексии
Выводы к 1 главе
ГЛАВА 2. МОДЕЛЬ ОПИСАНИЯ АВТОИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ
2.1 Определение автоинтертекстуальности в лингвистической традиции
2.2 Референциальная и текстотипологическая автоинтертекстуальность
2.3 Маркеры референциальной автоинтертекстуальности
2.4 Критерии определения степени интенсивности автоинтертекстуальных референций
Выводы к 2 главе
ГЛАВА 3. АВТОИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ И ЕЕ ЯЗЫКОВЫЕ МАРКЕРЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ ТОМАСА МАННА
3.1 Автокомментарий как форма реализации автоинтертекстуалъности (на примере автокомментариев Томаса Манна к роману "Buddenbrooks")
3.2 Автоинтертекстуальные репрезентанты концептуально-языковой картины мира писателя (через призму дискурса национал-социализма и концепта "вождя" в новелле Томаса Манна "Mario und der Zauberer" и эссе "Bruder Hitler")
3.3 Особенности функционирования автоинтертекстуального мотива в фикциональном и нефикциональных текстах Томаса Манна
3.4 От "точного слова" к авторскому фразеологизму. Языковые формулы Томаса Манна
3.5 Языковая форма и функции автоинтекстов в творчестве Томаса Манна (на материале рассказа "Schwere Stunde" и эссе "Versuch über Schiller")
3.6 "Ризоматическая" автоинтертекстуальность в творчестве Томаса Манна: роман "Doktor Faustus", автобиографический "роман одного романа" "Die Entstehung des Doktor Faustus. Roman eines Romans" и автокомментарии к ним
3.7 Текстотипологическая автоинтертекстульность в новеллах Томаса Манна "Unordnung und frühes Leid" и "Mario und der Zauberer"
Выводы к 3 главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ ИСТОЧНИКОВ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
ИССЛЕДОВАНИЯ
БИБЛИОГРАФИЯ
СПИСОК ИССЛЕДОВАННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ И ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Германские языки», 10.02.04 шифр ВАК
Когнитивные модели метафор "болезнь" и "смерть" как отражение авторского мировидения: на материале романов Т. Манна2007 год, кандидат филологических наук Осатюк, Екатерина Николаевна
Художественно-лингвистическая парадигма идиостиля Марины Цветаевой2000 год, доктор филологических наук Лаврова, Светлана Юрьевна
Способы эксплицирования картины мира автора в прозаическом тексте: деятельностный аспект: На материале творчества Ю.К. Олеши2005 год, кандидат филологических наук Мусагитова, Галия Нильевна
Коммуникативно-прагматические особенности цветообозначений в текстовом пространстве романов Томаса Гарди2010 год, кандидат филологических наук Величко, Алеся Александровна
Языковые маркеры полидискурсивности в художественном тексте: на материале романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"2012 год, кандидат филологических наук Кожина, Марина Андреевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Автоинтертекстуальность как составляющая концептуально-языковой картины мира писателя: на материале фикциональных и нефикциональных текстов Томаса Манна»
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа посвящена рассмотрению автоинтертекстуальности как составляющей концептуально-языковой картины мира писателя. Концептуально-языковая картина мира понимается как система концептов, отражающая особенности концептуального мира языковой личности, объективированная в языковой структуре текстов, создаваемых языковой личностью. К способам организации текстовой структуры относятся, среди прочего, межтекстовые связи различного рода: интертекстуальные, автоинтертекстуальные и интратекстуальные. Под автоинтертекстуальностыо понимается качество текста, возникающее при смысловом и формально-языковом пересечении и наложении определенного текста на другие тексты того же автора.
Актуальность исследования обусловлена важностью решаемых в нем проблем порождения в структуре литературного текста индивидуальной концептуально-языковой картины мира для современной лингвистики, ориентированной на изучение речевых произведений с позиций антропоцентризма. Анализ различных форм проявления категории автоинтертекстуальности в индивидуально-художественной системе такой уникальной языковой личности, как Томас Манн, обогащает представления современной теории текста как о самой текстовой категории, так и о закономерностях становления индивидуального художественно-речевого стиля в границах всего текстового пространства, созданного писателем.
Объектом исследования является автоинтертекстуальность в творчестве Томаса Манна.
Предмет исследования - текстовые актуализации отдельных фрагментов концептуально-языковой картины мира писателя.
Теоретической и методологической основой исследования послужили работы отечественных и зарубежных авторов в области стилистики и исследований идиостиля (В.А. Гончарова, С.Т. Золян, М.П. Котюрова, Г. Михель, В. Фляйшер, Г. Штарке), интертекстуальности и теории диалогизма (И.В.
Арнольд, Ролан Барт, М.М. Бахтин, Ульрих Бройх, Людвиг Вильске, Жерар Женетт, Вольф-Дитер Краузе, Юлия Кристева, H.A. Кузьмина, Ренате Лахман, Ю.М. Лотман, Манфред Пфистер, Натали Пьеге-Гро, Майкл Риффатер, И.П. Смирнов, H.A. Фатеева, Сюзанна Холтуис, В.Е. Чернявская, Шамма Шахадат, Петер Штоккер), когнитивной лингвистики (В.П. Зинченко, В.Г. Зусман, В.И. Карасик, Ю.Н. Караулов, В.В. Красных, Е.С. Кубрякова, М.В. Никитин, Р.И. Павиленис, Б.А. Серебренников, Г.Г. Слышкин), лингвопоэтики (Г.О. Винокур, В. Шкловский, P.O. Якобсон), литературоведения (В.В. Виноградов, Е.М. Мелетинский, З.Г. Минц, Б.В. Томашевский, Б.В. Эйхенбаум), литературоведческих исследований творчества Томаса Манна (В.Г. Адмони, Ганс Вагет, Ганс-Иоахим Зандберг, Гельмут Копманн, Петер де Мендельсон, Т.Н. Сильман), психолингвистики (Л.О. Бутакова, A.A. Залевская, В.А. Пищальникова).
Целью исследования является изучение форм автоинтертекстуальности, связывающих фикциональные и нефикциональные тексты Томаса Манна и являющихся одним из способов объективации концептуально-языковой картины мира писателя.
Реализация поставленной цели обусловливает необходимость решения следующих задач:
1. выделить основополагающие критерии анализа автоинтертекстуальности на фоне рассматриваемых общих проблем интертекстуальности как текстовой категории;
2. соотнести выявленные современной лингвистикой уровни изучения языковой личности и концептуально-языковой картины мира с проблемами а вто и н те рте к с ту ал ьно с т и;
3. определить процедуры интерпретации идиостиля и выявить его основные черты по отношению к текстам Томаса Манна;
4. описать механизмы автокоммуникации в творчестве Томаса Манна. В этой связи дать характеристику публицистических жанров эссе и письма в художественной системе Томаса Манна как области саморефлексии;
5. определить виды автоинтертекстуальности, особенности и формы их реализации, а также языковые маркеры каждого из видов автоинтертекстуальности в идиостилевой системе Томаса Манна;
6. установить смысловые связи между языковой реализацией автоинтертекстуальности и концептуальной картиной мира Томаса Манна.
Материалом исследования послужили тексты фикциональной (ранние и поздние новеллы и рассказы, романы «Buddenbrooks» и «Doktor Faustus») и нефикциональной прозы Томаса Манна (автокомментарии - около 500 писем и отрывков из эссе к роману «Buddenbrooks», «Doktor Faustus» и «Die Entstehung des Doktor Faustus. Roman eines Romans», а также полные тексты эссе «Versuch über Schiller», «Bruder Hitler», «Nietzsche's Philosophie im Lichte unserer Erfahrung», «Der französische Einfluss», «Über die Kunst Richard Wagners», «Lübeck als geistige Lebensform», автобиографический роман «Die Entstehung des Doktor Faustus. Roman eines Romans»),
Анализ автоинтертекстуальных связей в фикциональных и нефикциональных текстах Томаса Манна проводится на основании методов концептуального анализа, заключающегося в описании структуры концепта и стоящих за ним реалий действительности на основе языковых репрезентаций концепта; лингвостилистической интерпретации; сопоставительного и описательного анализа.
На защиту выносятся следующие положении:
1. Автоинтертекстуальность представляет собой одну из существенных сторон концептуально-речевой системы автора, обнаруживаемой в структуре созданных им текстов с помощью различных языковых сигналов.
2. На основе маркеров автоинтертекстуальности в тексте может быть описано взаимодействие речевых произведений одного автора не только на текстовом уровне, но и «расслоение» авторского «Я» и автокоммуникационное взаимодействие его различных ипостасей.
Автоинтертекстуальность объективирует в языковой структуре создаваемых автором текстов индивидуально-авторские концепты, формирующиеся на основе мировоззренческих позиций, взглядов и представлений автора о реалиях действительности и о собственном творчестве.
По критерию локализации в идиостиле Томаса Манна выделяются два вида автоинтертекстуальности: (а) «автоэпитекстуальность», локализованная во вторичных нефикциональных текстах автокомментария и авторецензии; (б) «ризоматическая» автоинтертекстуальность, проявляющаяся в разветвленных тематических и формально-языковых проекциях фикциональных и нефикциональных текстов друг на друга внутри их тематически связанной совокупности. «Ризоматическая» автоинтертекстуальность в силу разветвленного характера автоинтертекстуальных связей включает в себя «автоэпитекстуальность».
По критерию структурности, т.е. синтагматической интеграции претекста в новый текст, автоинтертекстуальность выступает в виде референциальной или текстотипологической
автоинтертекстуальности: (а) референциальная
автоинтертекстуальность устанавливается в результате смыслового и формально-языкового взаимодействия отдельных элементов текстовых структур и актуализируется в виде автоцитат, автоаллюзий и языковых формул; (б) тектотипологическая
автоинтертекстуальность, предполагающая артикуляцию писателем образца собственного представления об определенном жанре и его использование в дальнейшем как основы для структурно-содержательного построения ряда текстов аналогичного жанра, реализуется в повторяющихся композиционно-речевых моделях текстового построения в различных речевых произведениях одного автора.
Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые автоинтертекстуальность рассматривается как одна из главных форм реализации концептуальной картины мира языковой личности, в частности одного из крупнейших писателей 20 века - Томаса Манна. В работе выявлена система средств актуализации, определены отдельные виды автоинтертекстуальности, установлена их зависимость от качества межтекстовых отношений и фикционального или нефикционального характера взаимодействующих текстов.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней предпринята попытка создания методологической модели научного описания автоинтертекстуальности. Исследование вносит вклад в изучение
автоинтертекстуальности как одной из ментально-речевых процедур порождения концегггуалы-ю-языковой картины мира. Разработанные принципы описания функционирования автоинтертекстуальности в фикциональных и нефикциональных текстах Томаса Манна могут быть использованы при изучении автоинтертекстуальности в творчестве других писателей и на материале иных языков.
Практическая ценность диссертационного исследования состоит в том, что его результаты могут найти применение на семинарских занятиях по проблемам интертекстуальности и автоинтертекстуальности в художественной литературе, а также в практических занятиях по интерпретации текста, в лекционных и семинарских курсах литературоведческой направленности, посвященных проблемам творчества и индивидуального стиля Томаса Манна.
Апробация работы. Основные положения исследования были представлены на конференции «Герценовские чтения» (23-24 апреля 2012), научном аспирантском семинаре кафедры немецкой филологии РГПУ им. А.И. Герцена (май 2012), на заседании кафедры немецкой филологии РГПУ им. А.И. Герцена. Доклад на тему «Автоинтертекстуальность в автокомментариях Томаса Манна» был представлен на секционном заседании X Съезда Российского Союза Германистов 22-24 ноября 2012 в Москве.
Структура и объем диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, сопровождающихся выводами, и заключения. Работа содержит 177 страниц основного текста. Библиографический список представлен 167 наименованием, из них 128 источников на русском языке и 39 — на иностранных языках. Список исследованных художественных и публицистических текстов составляет 27 наименований объемом около 3500 страниц.
Основные положения диссертационного исследования опубликованы в следующих статьях:
1. Филиппова, А.К. Лингвостилистическая характеристика автоинтертекстуальности (на материале текстов Томаса Манна) / А.К. Филиппова // Герценовские чтения. Иностранные языки. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012.-С. 57-58 (0,1 пл.).
2. Филиппова, А.К. Лиш востилистические особенности автокомментария Томаса Манна к роману "Будденброки" / А.К. Филиппова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Рецензируемый научный журнал. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012.-№ 151.-С. 164-173 (0,6 п.л.).
3. Филиппова, А.К. Механизмы управления восприятием адресата в автокомментариях Томаса Манна (на материале писем-авторецензий к роману "Будденброки") / А.К. Филиппова // Научное мнение: научный журнал.-СПб., 2012.-№6-7.-С. 25-30 (0,3 п.л.).
4. Филиппова, А.К. Автоинтертекстуальные репрезентанты концептуально-языковой картины мира писателя (через призму дискурса национал-социализма и концепт "вождя" в новелле Томаса Манна "Марио и волшебник" и эссе "Братец Гитлер") / А.К. Филиппова // Вестник Орловского Государственного Университета. Серия: новые гуманитарные исследования. - Орел, 2012. - № 6 (26). - С. 411-415 (0,25 п.л.).
5. Filippova, A.K. Versuch einer autointertextuellen Analyse anhand von Beispielen
Thomas Manns "Schwere Stunde", "Versuch über Schiller" und andere ausgewählte Werke / A.K. Filippova // Thomas Mann-Jahrbuch 25 / FIrsg. von Thomas Sprecher, Ruprecht Wimmer und Flans Wißkirchen. - Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann, 2012. - S. 223-235 (0,75 n.Ji.).
Похожие диссертационные работы по специальности «Германские языки», 10.02.04 шифр ВАК
Асимметрия Концепта в свете когнитивно-деятельностного подхода в переводоведении: на материале романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" и его переводов на английский язык2010 год, кандидат филологических наук Дзида, Наталья Николаевна
Концептосфера романа М.А. Булгакова "Белая гвардия"2013 год, кандидат филологических наук Кадырова, Наталья Сергеевна
Интертекстуальность как средство объективации картины мира автора2008 год, кандидат филологических наук Филиппова, Светлана Геннадьевна
Концептуальное пространство художественного текста: структура и способы представления: На материале языка романов И. С. Тургенева "Отцы и дети" и Ф. М. Достоевского "Бесы"2002 год, кандидат филологических наук Немец, Галина Ивановна
Феномен контраста в аспекте концептуальной организации художественного текста: На материале языка послевоенной прозы2005 год, кандидат филологических наук Торосян, Мелине Самвеловна
Заключение диссертации по теме «Германские языки», Филиппова, Анна Кирилловна
Выводы к 3 главе
Анализ текстов Томаса Манна с позиций автоинтертекстуального подхода позволяет сделать ряд выводов:
1. В художественной системе Томаса Манна автоинтертекстуальное взаимодействие сводится к двум видам: референциальной автоинтертектуальности, характерной для большинства текстов Томаса Манна, и текстотипологической, рассмотренной экземплярно на прмере двух новелл.
2. По локализации текстов в идиостилевой системе писателя, участвующих в референциальном автоинтертекстуальном взаимодействии, были выделены два вида референциальной автоинтертестуальности -автоэпитекстуальность и "ризоматическая" автоинтертекстуальность. а) Автоэпитекстуальность - это такой вид автоинтертекстуальности, который устанавливается между текстом основного произведения и автографическими эпитекстами - автокомментариями и авторецензиями - одного автора. Текстотипологические характеристики организующего автоэпитекстуальные связи жанра автокомментария - оценочность и синсемантичность - делают раскрытие маркеров автоэпитекстуальности своего рода "ключом" к пониманию творческого метода и особенностей концептуально-языковой системы писателя. Автоэпитекстуальность конституируется (1) вследствие актуализации фреймовой структуры индивидуального концепта в текстовой ткани автокомментариев в виде кореферентных определений-номинаций романа и (2) с помощью автоцитации фрагментов текста-стимула с последующим комментированием автоцитаты, б) "Ризоматическая" автоинтертекстуальность предполагает сложную иерархическую систему автокомментирования, являющегося предпосылкой установления автоэпитекстуальных связей, в которой участвуют автокомментарии различных жанров - письма-автокомментарии, эссе-автокомментарии, роман-автокомментарий. При этом комментирование протекает в различных направлениях. Автокомментированию подвергаются как первичный прецедентный текст, так и вторичные прецедентные тексты, в свою очередь уже являющиеся комментариями. Такая разветвленная система автокомментирования отвечает термину постструктурализма "ризома". "Ризоматическая" автоинтертекстуальность проявляется в разветвленных тематических и формально-языковых проекциях текстов друг на друга внутри их целого комплекса. Таким образом между "ризоматической" автоинтертекстуальностью и автоэпитекстуальностью существуют отношения инклюзивности: "ризоматическая" автоинтертекстуальность - многоступенчатая система автоэпитекстуальных отношений.
3. Языковое воплощение автоинтертекстуальности в вербальной структуре текста маркируется различными способами, среди которых: а) Языковая актуализация значений текстового концепта романа в разных автокомментирующих текстах одного автора. б) Автоинтертекстуальный мотив - еще один показатель референциальной автоинтертекстуальности в творчестве Томаса Манна, который мы определяем как повествовательный феномен, носитель устойчивых значений и образов, участвующий в сложении фабул конкретных произведений определенного автора. в) Языковые формулы и такой их вид, как "авторский фразеологизм". Языковыми формулами мы называем автоинтексты в виде словосочетаний, не изменяющих своей внешней формы в процессе развития в автоинтертекстуальном или интратекстуальном пространстве, но приобретающих семантическую насыщенность "внутренней формы" за счет "памяти" контекстов. Рассмотренные случаи функционирования языковых формул позволяют сделать вывод об их первичном формулировании в текстах фикциональной прозы и дальнейшем развитии в текстах нефикциональной прозы. Таким образом, можно говорить, что фикциональные тексты в творчестве Томаса Манна выступают в роли так называемого "модуса формулирования" концептов художественной системы писателя. Было установлено, что (1) языковые формулы функционируют в автоинтертекстуальном пространстве; (2) такой вид языковой формулы, как авторский фразеологизм развивается в интратекстуальном пространстве в результате контекстуальной обусловленности его семантики; (3) языковые формулы автоинтертекстуальности обнаруживают различную степень контекстуальной обусловленности своей семантики. г) Автоцитаты и автоаллюзии. Источниками автоцитат и автоаллюзий в творчестве Томаса Манна зачастую становятся "внешние" тексты, т.е. тексты других авторов. В этом случае цитата является полигенетической, т.е. восходящей к нескольким претекстам. Автоинтертекстуальный статус такое интертекстуальное заимствование приобретает в результате как минимум двукратной повторяемости в автоинтертекстуальном пространстве текстов Томаса Манна. Широкое использование Томасом Манном цитат обусловлено особенностью его восприятия жизни как культурного продукта ("das Leben als Kulturprodukt") и, как следствие, предпочтением устойчивого мифическое клише ("mythische Klischee") собственному изобретению ("selbständige Erfindung").
4. Текстотипологическая автоинтертекстуальность определяется нами как взаимодействие текстов одного автора, возникающее в результате соотнесенности этих текстов не только с определенным жанром, но и со спецификой артикуляции этого жанра в идиостилевой системе автора.
Текстотипологическая автоинтертекстуальность предполагает, что в основе текстов одного жанра в идностилевой системе писателя лежит определенная специфика структурно-композиционного и идейно-содержательного построения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный анализ межтекстовых взаимодействий в творчестве Томаса Манна позволяет сделать вывод о том, что межтекстовые связи на разных уровнях - интертекстуальном, автоинтертекстуальном и интратекстуальном - играют одну из важнейших смыслообразующих функций в идиостиле Томаса Манна. В художественной системе Томаса Манна, обнаруживающей открытость текстов автора друг другу, автоинтертекстуальность занимает особое место. Автоинтертекстуальность является неотъемлемым элементом художественного метода, обусловленного аналитическим по своей сути языковым стилем писателя, и одним из способов актуализации концептуальной картины мира в языке путем акцентуации доминантных личностных смыслов в текстовой структуре. Аналитический стиль языка характеризуется постепенным углубленным проникновением в суть явлений, событий, предметов, аналитический стиль мышления - склонностью автора к самоанализу, к философской интерпретации действительности. Если в интратекстуальном пространстве аналитическому изучению автором предметов служат лейтмотивы, широкие грамматические возможности немецкого словосложения и синтаксиса, а также создание в интратекстуальном пространстве авторского фразеологизма, то в межтекстовом пространстве (автоинтертекстуальном) этой цели служат автоинтертекстуальные маркеры, одновременно являющиеся и объективациями концептуально-языковой картины мира автора, и ее компонентами. Если интертекстуальность обясняется стремлением личности выйти в безграничный мир текстов и идентифицировать себя по отношению к "Другому", то для автоинтертекстуальности основополагающим является обращение личности к структуре собственного "Я", хранителями памяти о которой выступают тексты собственной художественной системы. Это служит предпосылкой установления автоинтертекстуальных связей разного рода.
Способ установления межтектовых связей делит автоинтертекстуальность на два вида: референциальную и текстотипологическую Текстотипологическая автоинтертекстуальность рассматривается в связи с авторской спецификацией структурно-семантических и композиционно-речевых способов построения текста определенного жанра. Особенности авторской артикуляции жанровых признаков затрагивают систему персонажей, общую для ряда текстов данного автора, а также особенности структурного построения текста. Однако в творчестве Томаса Манна наиболее ярко проявляет себя референциальная автоинтертекстуальность. В плане языкового воплощения референциальная автоинтертекстуальность представлена автоцитами, автоаллюзиями, языковыми формулами, автоинтертекстуальными мотивами, а также языковыми объективациями концептов. Все названные автоинтертекстуальные маркеры участвуют в реализации доминантных концептуальных смыслов в текстовой структуре. Автоцитаты приводят фрагмент претекста максимально дословно. Автоаллюзии апеллируют к глубинной семантической структуре текстов. Автоинтертекстуальные мотивы сохраняют общую структуру ситуативного построения, однако на поверхностно-языковом уровне получают различное оформление. Языковая реализация фреймовой структуры концепта происходит с использованием синонимичных оценочных лексем и малых синтаксических единств. В художественной системе Томаса Манна концептуализации подвергаются не только предметы и явления действительности, но и собственные тексты - автопрецедентные тексты. В этом случае ментальной репрезентацией прецедентного текста является текстовый концепт, компоненты которого, актуализируясь в текстовой ткани автокомментариев, создают сложный эмоционально-оценочный понятийно-ассоциативный комплекс личностных смыслов, в котором можно выделить отдельные смысловые области. Устойчивость формально-содержательных характеристик "языковых формул" в более чем двух контекстах употребления на протяжении длительного периода времени свидетельствует о наибольшей концептуальной значимости данного вида автоинтекста и о его принадлежности к такой зоне концептуальной картины мира писателя, которая в максимальной степени обнаруживает совпадение концепта с его языковым воплощением, иными словами, зоне концептуальной картины мира, обусловленной языком.
По локализации автоинтертекстуальности в художественной системе Томаса Манна различаются автоэпитекстуальность и "ризоматическая" автоинтертекстуальность. Оба вида автоинтертекстуальности устанавливаются между автопрецедентным и автокомментирующим текстами с помощью референциальных стратегий. Разница между ними состоит в том, что автоэпитекстальность включает в себя один уровень комментирования: автокомментирующий текст и автокомментируемый текст. О "ризоматической" автоинтертекстуальности мы говорим как о многоуровневой и многожанровой системе автокомментирования, складывающейся из целого комплекса текстов, объединенных общей темой.
С точки зрения перспектив дальнейшего исследования автоинтертекстуальности в творчестве Томаса Манна как составляющей концептуально-языковой картины мира писателя интерес могут представлять не становившийся еще предметом самостоятельного лингвистического рассмотрения обширный комплекс автокомментариев к романам "Königliche Hoheit", "Bekenntisse des Hochstaplers Felix Kruhl". Анализ автоинтертекстуальности может проводиться и в направлении исследований уникального вида "ризоматической" автоинтертекстуальности в творчестве других писателей. Интерес представляет также дальнейший поиск и анализ так называемых "языковых формул" как в творчестве Томаса Манна, так и других писателей, в целях описания элементов концептуальной системы автора.
ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ ИСТОЧНИКОВ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ИССЛЕДОВАНИЯ
ВН Bruder Hitler
MZ Mario und der Zauberer
UL Unordnung und frühes Leid
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Филиппова, Анна Кирилловна, 2013 год
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Адмони, В.Г. Томас Манн: Очерк творчества / В.Г. Адмони, Т.И. Сильман. -Л. : Советский писатель, 1960. - 350 с.
2. Андреева, В.А. Литературный нарратив: текст и дискурс / В.А. Андреева. -СПб. : Норма, 2006.- 181 с.
3. Арнольд, И.В. Проблемы диалогизма, интертекстуальности и герменевтики (в интерпретации художественного текста): Лекции к спецукурсу / И.В. Арнольд. - СПб. : Образование, 1997. - 54 с.
4. Арнольд, И.В. Оценочность комментария в устной речи и в тексте // Семантика. Стилистика. Интертекстуальность. Сборник статей / И.В. Арнольд. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 1999. - С. 259-269.
5. Арнольд, И.В. Авторский комментарий в романе Джона Фаулза "Женщина французского лейтенанта" / И.В. Арнольд // Семантика. Стилистика. Интертекстуальность. Сборник статей. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 1999. - С. 269-290.
6. Арнольд, И.В. Поэтика интертекстуальности / И.В. Арнольд // Семантика. Стилистика. Интертекстуальность. Сборник статей. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 1999. - С. 363-372.
7. Арутюнова, Н.Д. Фактор адресата / Н.Д. Арутюнова // Известия Академии Наук СССР. Серия литературы и языка. - М. : Наука, 1981. - Т.40. - №4. -С. 356-367.
8. Арутюнова, Н.Д. Введение / Н.Д. Арутюнова // Логический анализ языка. Ментальные действия. - М. : Наука, 1993. - С. 3-6.
9. Аскольдов, С.А. Концепт и слово / С.А. Аскольдов // Русская словесность: Антология. - М. : Academia, 1997. - С. 267-279.
10. Бабушкин, А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка / А.П. Бабушкин. - Воронеж: Изд-во Воронежского государственного университета, 1996. - 104 с.
11. Барт, Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Р. Барт. - М. : Издательская группа "Прогресс", "Универс", 1994. - 616 с.
12. Бахтин, М.М. Слово в романе / М.М. Бахтин // Вопросы литературы и эстетики. - М. : Художественная литература, 1975. - С. 72-233.
13. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. - 2-е изд. -М.: Искусство, 1986.-445 с.
14. Болдырев, H.H. Когнитивная семантика. Курс лекций по английской филологии / H.H. Болдырев. - Тамбов: Изд-во Тамбовского госудаоственного университета им. Г.Р. Державина, 2001. - 123 с.
15. Босова, JI.M. Соотношение семантических и смысловых полей качественных прилагательных: психолингвистический аспект : автореф. дис. ... д-ра филол. наук : 10.02.19 / Босова Людмила Михайловна. -Барнаул, 1998.-48 с.
16. Бутакова, Л.О. Авторское сознание в поэзии и прозе: когнитивное моделирование / Л.О. Бутакова. - Барнаул: Изд-во Алтайского государственного университета, 2001. - 283 с.
17. Вальц, Г.И. Структурно-композиционные особенности литературно-критического эссе (на материале немецкоязычных текстов) : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.02.04 / Вальц Гильда Ивановна. - Л., 1990. - 18 с.
18. Вежбицкая, А. Понимание культур через посредство ключевых слов / А. Вежбицкая; [пер. с англ. А.Д. Шмелева]. - М. : Языки славянской культуры, 2001.-288 с.
19. Веселовский, А.Н. Историческая поэтика / А.Н. Веселовский; [ред. и вступ. статья и примечания В.М. Жирмунского]. - 2-е изд., испр. - М. : Едиториал, УРСС, 2004.-648 с.
20. Виноградов, В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика / В.В. Виноградов. - М. : Изд-во АН СССР, 1963. - 256 с.
21. Виноградов, В.В. О теории художественной речи / В.В. Виноградов. - М. : Высшая школа, 1971. - 239 с.
22. Винокур, Г.О. О языке художественной литературы / Г.О. Винокур. - М. : Высшая школа, 1991.-446 с.
23. Витгенштейн, JI. Философские работы / JI. Витгенштейн [пер. с нем. М.С. Козловой и Ю.А. Асеева]. - 4.1. - М. : Гнозис, 1994. - 612 с.
24. Волков, И.В. Лабиринты Джона Барта. Интертекстуальность. Пародия. Автоинтертекстуальность / И.В. Волков. - М. : Кредо, 2006. - 200 с.
25. Выготский, Л.С. Мысль и слово / Л.С. Выготский // Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 1996. - с. 295-363.
26. Гильчёнок, Н.Л. Стилистические функции субстантивного словосложения в романе "Волшебная гора" / Н.Л. Гильчёнок // Языковой стиль Томаса Манна. Сб. науч. работ. - Ч. 1. - Л., 1973. - С.59-96.
27. Гончарова, Е.А. Структурно-стилистическое своеобразие несобственно-прямой речи в романе Т. Манна "Будденброки" / Е.А. Гончарова // Языковой стиль Томаса Манна. Сб. науч. работ. - Ч. 1. - Л., 1973. - С. 96127.
28. Гончарова, Е.А. К вопросу об изучении категории "автор" через проблемы интертекстуальности / Е.А. Гончарова // Интертекстуальные связи в художественном тексте. - СПб. : Образование, 1993. - С. 20-26.
29. Гончарова, Е.А. Интерпретация текста. Немецкий язык: Учебное пособие / Е.А. Гончарова, И.П. Шишкина. - М.: Высшая школа, 2005. - 368с.
30. Гончарова, Е.А. Когнитивно-коммуникативные параметры ситуации порождения, восприятия и интерпретации литературного текста / Е.А. Гончарова // Studia Lingüistica XVI. Язык. Текст. Культура: Сборник. -СПб. : Борей Арт, 2007. - С. 6-15.
31. Гончарова, Е.А. Theorie und Praxis der Stilanalyse. Теория и практика стилистического анализа: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "Филологическое образование" / Е.А. Гончарова. - М. : Академия, 2010. - 352 с.
32. Гончарова, Е.А. Текст - дискурс - стиль как когнитивное, коммуникативно-прагматическое и интерпретационное триединство / Е.А. Гончарова // Текст
- дискурс - стиль в современной этнокультуре Германии: Монография. -СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. - С. 10-34.
33. Гриценко, И.М. О некоторых композиционно-стилистических особенностях абзаца в публицистической прозе Т.Манна / И.М. Гриценко // Языковой стиль Томаса Манна. Сб. науч. работ. - 4.1. - Д., 1973. - С. 127-151.
34. Гузь, М.Н. Интертекстуальные связи базисного текста и текста пародии (на материале немецкой прозаической пародии) : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.04 / Гузь Мария Николаевна. - СПб., 1997. - 195 с.
35. Гумбольдт, В. фон. О мышлении и речи / В. фон Гумбольдт // Избранные труды по языкознанию. - М. : Прогресс, 1984. - С. 301-303.
36. Гучинская, Н.О. Заметки о ритме Манновской прозы / Н.О. Гучинская // Языковой стиль Томаса Манна. Сб. науч. работ. - Ч. 1. - Д., 1973. - С. 151190.
37. Демьянков, В.З. "Концепт" в философии языка и в когнитивной лингвистике / В.З. Демьянков // Концептуальный анализ языка: Современные направления исследования. Сб. науч. трудов. -М. : РАН. Ин-т языкознания, 2007. - С. 26-33.
38. Дреева, Д.М. Ключевые слова как маркеры автоинтертекстуальности в системе поэтического идиолекта / Д.М. Дреева // Типология текстов нового времени. V Съезд Российского Союза Германистов. - М. : Языки славянской культуры, 2009. - С. 325-334.
39. Дружинина, В.В. Предвосхищающие вводные предложения в синтаксической системе Т. Манна (на материале романа "Доктор Фаустус") / В.В. Дружинина // Языковой стиль Томаса Манна. Сб. науч. работ. - Ч. 2. -Д., 1973. -С. 221-236.
40. Дьяконова, Н.Я. Авторский комментарий в романе Джона Фаулза "Женщина французского лейтенанта" / Н.Я. Дьяконова, И.В. Арнольд // Изв. АН СССР. Сер. Лит. и яз., 1985. - Т. 44. - №6. - С. 393-405.
41. Залевская, A.A. Психолингвистический подход к проблеме концепта / A.A. Залевская // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. -
Воронеж: Изд-во Воронежского государственного университета, 2001. - С. 36-45.
42. Зинченко, В.П. Проблема образующих сознания в деятельностной теории психики / В.П. Зинченко // Вести МГУ. Сер. 14. Психология, 1988. - С. 2533.
43. Зинченко, В.П. Миры сознания и структура сознания / В.П. Зинченко // Вопросы психологии, 1991. -№2. - С.15-36.
44. Золян, С.Т. К проблеме описания поэтического идиолекта / С.Т. Золян // Известия АН СССР. Сер. литературы и языка. - М., 1986. - Т. 45. - № 286. -С. 138-148.
45. Зусман, В.Г. Диалог и концепт в литературе / В.Г. Зусман. - Нижний Новгород: Деком, 2001. - 167 с.
46. Иванов, Вяч. Вс. Об анаграммах Ф. де Соссюра / Вяч. Вс. Иванов // Фердинанд де Соссюр. Труды по языкознанию. - М.: Прогресс, 1977. - С. 635-639.
47. Иванов, В.И. Размеры предложения и абзаца в новеллах и публицистических статьях Т. Манна / В.И. Иванов // Языковой стиль Томаса Манна. Сб. науч. работ. - Ч. 2. - JL, 1973. - С. 236-256.
48. Ильин, И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм / И.П. Ильин. - М. : Интрада, 1996. - 256 с.
49. Ильин, И.П. Ризома / И.П. Ильин // Постмодернизм: Словарь терминов. -М.: Интрада, 2001. - С. 254-255.
50. Исматова, А.В. Композиционно-содержательная структура авторецензий-ракций (на материале авторецензий Томаса Манна) / А.В. Исматова // Studia Lingüistica 9. Когнитивно-прагматические и художественные функции языка. - СПб. : Тригон, 2000. - С. 328-334.
51. Карасик, В.И. Культурные доминанты в языке / В.И. Карасик // Языковая личность: культурные концепты. - Волгоград - Архангельск: Перемена, 1996. -С. 3-16.
52. Карасик, В.И. Лингвокультурный концепт как единица исследования / В.И. Карасик, Г.Г. Слышкин // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. Сб. науч. тр. - Воронеж: Изд-во Воронежского государственного университета, 2001. - С.75-80.
53. Карасик, В.И. Языковая личность / В.И. Карасик // Языковой круг: личность, концепты, дискурс. - Волгоград: Перемена, 2002. - С. 7-73.
54. Караулов, Ю.Н. Роль прецедентных текстов в структуре и функционировании языковой личности / Ю.Н. Караулов // Научные традиции и новые направления в преподавании русского языка и литературы. Доклады советской делегации на VI конгрессе МАПРЯЛ. - М. : Русский язык, 1986.-С. 105-126.
55. Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю.Н. Караулов. - М. : Наука, 1987.-264 с.
56. Кацнельсон, С.Д. Общее и типологическое языкознание / С.Д. Кацнельсон. -Л. : Наука, 1986.-299 с.
57. Ковалева, Т.В. Лингвопрагматический аспект типа текста "письмо" (на материале современной немецкой художественной литературы) : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.02.04 / Ковалева Татьяна Валентиновна. - М., 1993.-24 с (10.02.04).
58. Колотов, A.A. Паратекстуальный подход в современном литературоведении / A.A. Колотов // I Международная заочная научно-практическая конференция "Филология и лингвистика: современные тренды и перспективы исследования". Сборник материалов конференции (30 сентября 2011 г.). - Краснодар: Изд-во Кубанского государственного университета, 2011. - С. 37-41.
59. Королева, H.H. Смысловые образования в картине мира личности : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.11 / Королева Наталия Николаевна. - СПб., 1998. - 16 с.
60. Котюрова, М.П. Идиостиль / М.П. Котюрова // Стилистический Энциклопедический Словарь Русского Языка / Под ред. М.Н. Кожиной, 2006. - М. : Флинта, Наука. - С. 95-99.
61. Красных, В.В. Виртуальная реальность или реальная виртуальность? / В.В. Красных. - М.: Диалог-МГУ, 1998. - 352 с.
62. Кристева, Ю. Бахтин, слово, диалог и роман / Ю. Кристева // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму / Пер. с франц., сост., вступ. ст. Г.К. Косикова. - М. : ИГ Прогресс, 2000. - С. 427-457.
63. Кубрякова, Е.С. Роль словообразования в формировании языковой картины мира / Е.С. Кубрякова // Роль человеческого фактора в языке / Под ред. Б.А. Серебренникова. - М. : Наука, 1988.-С. 141-173.
64. Кубрякова, Е.С. Концепт / Е.С. Кубрякова // Краткий словарь когнитивных терминов / Под общ. ред. Е.С. Кубряковой. - М.: Филол. ф-т МГУ им. М.В.Ломоносова, 1996. - С. 90-93.
65. Кузьмина, H.A. Интертекст и его роль в процессах эволюции поэтического языка / H.A. Кузьмина. - М.: Либроком, 2009. - 272с.
66. Купчик, Н.Л. Структурно-семантические особенности абзацев с односоставными предложениями в романе Т. Манна "Будденброки" / Н.Л. Купчик // Языковой стиль Томаса Манна. - 4.2. - Л., 1973. - С. 256-282.
67. Кустова, О.Ю. Письмо как самостоятельны текст и как композиционная часть художественного произведения (на материале творчества Теодора Фонтане) : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.04 / Кустова Ольга Юрьевна. -СПб. : РГПУ им. А.И. Герцена, 1998.-225 с.
68. Лахманн, Р. Ценностные аспекты семиотики культуры/семиотики текста Юрия Лотмана / Р. Лахманн // Лотмановский сборник / Под ред. Е.В. Пермякова. - М. : ИЦ-Гарант, 1995. - С. 192-213.
69. Лахманн, Р. Память и литература. Интертекстуальность в русской литературе XIX-XX веков / Р. Лахманн; [пер. с нем. А.И. Жеребина]. -СПб. : ИД "Петрополис", 2011. - 400 с.
70. Левин, Ю.И. О частотном словаре языка поэта / Ю.И. Левин // Russian Literature, vol. 2. - Amsterdam, 1972. - С. 5-36.
71. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - 2-е изд. - М. : Политиздат, 1977. - 304 с.
72. Лихачев, Д.С. Концептосфера русского языка / Д.С. Лихачев // Русская словесность: Антология / Под ред. В.П. Нерознака. - М. : Academia, 1997. -С. 280-287.
73. Логачева, Е.П. Особенности стиля авторской речи в романе Т. Манна "Будденброки" / Е.П. Логачева, Л.Н. Иванова // Языковой стиль Томаса Манна. Сб. науч. работ. - Ч. 2. - Л., 1973. - С. 282-295.
74. Лотман, Ю.М. Текст в тексте (вставная глава) / Ю.М. Лотман // Семиосфера. - СПб. : Искусство-СПб, 2000. - с. 62-73.
75. Лотман, Ю.М. Внутри мыслящих миров / Ю.М. Лотман // Семиосфера. -СПб. : Искусство-СПб, 2000. - с. 150 - 392.
76. Любавина, Е.В. Интертекстуальность как интерпретационная стратегия / Е.В. Любавина // Интерпретация текста: ментальное зеркало видения. -Екатеринбург: Изд-во Уральского государственного педагогического университета, 2008. - С. 151-161.
77. Мелетинский, Е.М. Историческая поэтика новеллы / Е.М. Мелетинский. -М. : Наука, 1990.-275 с.
78. Мельгунова, Ж.М. Группа существительного как средство оформления лейтмотива у Т.Манна / Ж.М. Мельгунова // Языковой стиль Томаса Манна. Сб. науч. работ. - Ч. 2. - Л., 1973. - С. 295-320.
79. Минералов, Ю.И. Поэзия. Поэтика. Поэт / Ю.И. Минералов. - М. : Сов. писатель, 1984.-208 с.
80. Минц, З.Г. Блок и Гоголь / З.Г. Минц // Блоковский сборник II: Труды второй науч. конф., посвящ. изучению жизни и творчества A.A. Блока / Отв. ред. З.Г. Минц. - Тарту, 1972. - С. 122-202.
81. Минц, З.Г. Функции реминисценций в поэтике А. Блока / З.Г. Минц // Труды по знаковым системам IV. - Тарту, 1973. - С. 410-426.
82. Минц, З.Г. Понятие текста и символистская эстетика / З.Г. Минц // Материалы всесоюзного симпозиума по вторичным моделирующим системам. - Тарту, 1974. - Т.1. - С. 134-141.
83. Нерознак, В.П. Лингвистическая персонология: к определению статуса дисциплины / В.П. Нерознак // Язык. Поэтика. Перевод. Сб. науч. тр. - М. : Московский государственный лингвистический университет, 1996. - С. 112116.
84. Нижникова, Л.В. Письмо как тип текста : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.04 / Нижникова Лариса Викторовна. - Одесса, 1991. - 158 с.
85. Никитин, М.В. Основы лингвистической теории значения / М.В. Никитин. -М. : Высшая школа, 1988. - 168 с.
86. Никитин, М.В. Основания когнитивной семантики: Учебное пособие / М.В. Никитин. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - 277с.
87. Никитин, М.В. Диалогизм vs. интертекстуальность: выбор плацдарма / М.В. Никитин // Studia Lingüistica XIV. Человек в пространстве смысла: слово и текст. - СПб. : Тригон, 2005. - С. 116-122.
88. Новгородова, Е.С. К вопросу о стилистических функциях обособленных приложений в новеллах Т. Манна / Е.С. Новгородова // Языковой стиль Томаса Манна. Сб. науч. работ. - Ч. 2. - Л., 1973. - С. 320-342.
89. Пищальникова, В.А. Концептуальный анализ поэтического текста / В.А. Пищальникова. - Барнаул: Изд-во Алтайского государственного университета, 1991. -88 с.
90. Пищальникова, В.А. Идиостиль как система способов репрезентации концептуальной системы поэта, объективированная в языке / В.А. Пищальникова // Проблема смысла художественного текста. Психолингвистический аспект. - Новосибирск: Изд-во Новосибирского университета, 1992. - С. 90-125.
91. Пищальникова, В. А. Психолингвистика: год 2002 (краткий анализ психолингвистических исследований) / В.А. Пищальникова //
Психолингвистика: Хрестоматия / Сост. В.А. Пищальникова и др. -Москва-Барнаул: Изд-во Алтайского гос. ун-та, 2002. - С. 4-21.
92. Попова З.Д. Понятие "концепт" в лингвистических исследованиях / З.Д. Попова, И.А. Стернин. - Воронеж: Истоки, 1999. - 132 с.
93. Попова З.Д. Очерки по когнитивной лингвистике / З.Д. Попова, И.А. Стернин. - Воронеж: Истоки, 2002. - 189 с.
94. Постовалова, В.И. Картина мира в жизнедеятельности человека / В.И. Постовалова // Человеческий фактор в языке / Под ред. Б.А. Серебренникова. - М. : Наука, 1988. - С. 8-70.
95. Потебня, A.A. Теоретическая поэтика / A.A. Потебня. - М. : Высшая школа, 1990.-344с.
96. Прохвачева, О.Г. Лингвокультурный концепт "приватность" (на материале американского варианта английского языка) : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.02.19 / Прохвачева Оксана Геннадьевна. - Волгоград, 2000. - 24 с.
97. Прохоров, Ю.Е. В поисках концепта / Ю.Е. Прохоров. - М. : Флинта, Наука, 2008,- 174 с.
98. Пьеге-Гро, Н. Введение в теорию интертекстуальности / Н. Пьеге-Гро [пер. с фр., общ. ред. и вступ. ст. Г.К. Косикова]. - М. : Изд-во ЛКИ, 2008. - 238с.
99. Резник, Ю.М. Интерсубъективный мир личности и его альтернативность / Ю.М. Резник // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки, 2011. - №3 (23). - С. 99-104.
100. Серебренников, Б.А. Предисловие / Б.А. Серебренников // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира / Под ред. Б.А. Серебренникова. - М. : Наука, 1988. - С. 3-7.
101. Силантьев, И.В. Мотив как проблема нарратологии [Электронный ресурс] / И.В. Силантьев // Критика и семиотика. - 2002. - Вып. 5. - Режим доступа: http ://nsu.ru/education/viituaI/cs5si lantev.htm
102. Сильман, Т.И. Проблемы языкового стиля Томаса Манна / Т.И. Сильман // Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. - Л., 1960. - Т. 217. - С. 173-189.
103. Сильман, Т.И. Эволюция повествовательного стиля Томаса Манна / Т.И. Сильман // Языковой стиль Томаса Манна. - 4.2. - Л., 1973. - С. 342-411.
104. Слышкин, Г.Г. От текста к символу. Лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе / Г.Г. Слышкин. - М. : Accademia, 2000. - 128 с.
105. Смирнов, И.П. Порождение интертекста (элементы интертекстуального анализа с примерами из творчества Б.Л. Пастернака) / И.П. Смирнов. -СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995.- 193 с.
106. Снегирева, Н.С. К вопросу о статусе лейтмотива как стилистического средства / Н.С. Снегирева // Анализ стилей зарубежной художественной и научной литературы. - Вып.2. - Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1980.-С. 46-55.
107. Соссюр, Фердинанд де. Отрывки из тетрадей Фердинанда де Соссюра, содержащих записи об анаграммах / Фердинанд де Соссюр [пер. с франц. Вяч. Вс. Иванова] // Фердинанд де Соссюр. Труды по языкознанию. -М. : Прогресс, 1977. - С. 639-646.
108. Степанов, Ю.С. В трехмерном пространстве языка. Семиотические проблемы лингвистики философии искусства / Ю.С. Степанов. - М. : Наука, 1985,- 335с.
109. Степанов, Ю.С. Концепт / Ю.С. Степанов // Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. - М. : Школа "Языки русской культуры", 1997.-С. 40-76.
110. Тамми, П. Заметки о полигенетичности в прозе Набокова / П. Тамми // В.В. Набоков: pro et contra. - СПб. : Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 1997. - С. 514-528.
111. Томашевский, Б.В. Пушкин - читатель французских поэтов / Б.В. Томашевский // Пушкинский сборник памяти С.А. Венгерова. - М. -Петроград : ГИЗ, 1923. - С. 210-213.
112. Томашевский, Б.В. Теория литературы. Поэтика / Б.В. Томашевский. - М. : Аспект-Пресс, 1996. - 334 с.
113. Тороп, П.Х. Проблема интекста / П.Х. Тороп // Текст в тексте. Труды по знаковым системам. - Вып. XIV. - Тарту, 1981. - С. 33-44.
114. Тынянов, Ю.Н. О пародии / Ю.Н. Тынянов // Поэтика. История литературы. Кино. - М. : Наука, 1977. - С. 284-310.
115. Ухтомский, А.А. Доминанта как рабочий принцип нервных центров / А.А. Ухтомский // Избранные труды / Под ред. акад. Е.М. Крепса. - Л. : Наука, 1978.-С. 7-19.
116. Фатеева, Н.А. Интертекст в мире текстов: Контрапункт интертекстуальности / Н.А. Фатеева. - М. : УРСС, 2007. - 280 с.
117. Филиппова, С.Г. Интертекстуальные включения как сигналы адресованности в художественном тексте / С.Г. Филиппова // Studia Lingüistica XVI. Язык. Текст. Культура: Сборник. - СПб. : Борей Арт, 2007. - С. 227-231.
118. Фрумкина, Р.М. Концептуальный анализ с точки зрения лингвиста и психолога / Р.М. Фрумкина // Научно-техническая информация. - Серия 2: Информационные процессы и системы. - М., 1992. - № 3. - С. 3-29.
119. Фрумкина, Р.М. Есть ли у современной лингвистики своя эпистемология? / Р.М. Фрумкина // Язык и наука конца XX века: Сб. статей / Под ред. Ю.С. Степанова. -М. : Изд. Центр РГГУ, 1995. - С. 74-117.
120. Чернявская, В.Е. Открытый текст и открытый дискурс: Интертекстуальность - дискурсивность - интердискурсивность / В.Е. Чернявская // Лингвистика текста и дискурсивный анализ: традиции и перспективы: сб. науч. статей / Отв.ред. В.Е.Чернявская. - СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2007.-С.7-26.
121. Чернявская, В.Е. Лингвистика текста: Поликодовость, интертекстуакльность, интердискурсивность. Учебное пособие / В.Е. Чернявская. - М. : Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2009. - 248 с.
122. Шахнарович, А.М. Языковая личность и языковая способность / А.М. Шахнарович // Язык - система. Язык - текст. Язык - способность: Сб. статей / Ин-т рус. яз. РАН. - М. : Гослитиздат, 1995. - С. 213-223.
123. Шкловский, В.Б. Искусство как прием / В.Б. Шкловский // О теории прозы. - М. : Сов. писатель, 1983. - С. 9-25.
124. Эйхенбаум, Б.М. Лермонтов: Опыт историко-литературной оценки / Б.М. Эйхенбаум. - Л. : Государственное искусство, 1924. - 156 с.
125. Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове / Б.М. Эйхенбаум. - М. - Л. : АН СССР, 1961.-372 с.
126. Эко, Умберто. Заметки на полях "Имени Розы" / Умберто Эко [пер. с итал. Е. Костюкович]. - М. : Астрель: CORPUS, 2011. - 157 с.
127. Юнович, М. Новелла [Электронный ресурс] / М. Юнович // Литературная энциклопедия в 11 томах / Под ред A.B. Луначарского. - М. : Советская энциклопедия, 1929-1939. - Т.8. - Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le8/le8-l 141 .htm
128. Якобсон, P.O. К языковедческой проблематике сознания и бессознательного / Р.О. Якобсон // Бессознательное: Природа, функции, методы исследования. - Тбилиси: Мецниереба, 1977. - Т.З. - С. 156-167.
129. Ben-Porat, Ziva. The poetics of literary allusion / Ziva Ben Porat // PTL 1, 1976. -S. 105-128.
130. Broich, Ulrich. Intertextualität: Formen, Funktionen, anglistische Fallstudien / Ulrich Broich, Manfred Pfister. - Tübingen: Niemeyer, 1985. - 364 S.
131. Couturier, M. Nabokov ou la tyrannie de l'auteur / M. Couturier. - Paris: Seuil, 1993.-415 p.
132. Dällenbach, Lucien. Intertexte et autotexte / Lucien Dällenbach // Poetique 27, 1976.-p. 282-296.
133. Deussen, P. Erinnerungen an Friedrich Nietzsche (1901) / Paul Deussen. -Kessinger Pub Co, 2010.- 124 S.
134. Eder, J. Thomas Mann: Briefwechsel mit Schriftstellern / J. Eder // Thomas Mann-Handbuch / Hrsg. von Helmut Koopmann. - Stuttgart: Alfred Kröner Verlag, 1995. - S. 742-744.
135. Fleischer, W. Stilistik der deutschen Gegenwartssprache / W. Fleischer, G. Michel, G. Starke. - Frankfurt am Main: Peter Lang Verlag, 1993. - 341 S.
136. Genette, G. Palimpseste: Die Literatur auf zweiter Stufe / Gérard Genette. -Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1993. - 375 S.
137. Hebel, Udo J. Towards a descriptive poetics of "allusion" / Udo J. Hebel // Intertextuality / Hrsg. von Heinrich F. Plett. - Berlin - New-York, 1991. - p. 135164.
138. Hilscher, E. Thomas Mann als Sprachkünstler / E. Hilscher // Neue Deutsche Literatur. - Berlin: Aufbau-Verlag, 1955. -3. -Hf. 8,- S. 56-71.
139. Holthuis, S. Intertextualität: Aspekte einer rezeptionsorientierten Konzeption / Susanne Holthuis. - Tübingen: Stauffenburg Verlag, 1993. - 268 S.
140. Hummel, Ch. Brief, Essay / Christine Hummel // Grundkurs Literaturwissenschaft / Hrsg. von Sabina Becker, Christine Hummel, Gabriele Sander. - Stuttgrart: Philipp Reclam, 2006. - S. 208-213.
141. Krahl, S. Kleines Wörterbuch der Stilkunde / Siegfried Krahl, Josef Kurz. -Leipzig: Bibliographisches Institut, 1975. - 141 S.
142. Kurzke, H. Die politische Essayistik / Hermann Kurzke // Thomas MannHandbuch / Hrsg. von Helmut Koopmann. - Stuttgart: Alfred Kröner Verlag, 1995.-S. 696-707.
143. Lachmann, R. Ebenen des Intertextualitätsbegriffs / Renate Lachmann // Das Gespräch (Poetik und Hermeneutik) / Plrsg. von K. Stierle u. R. Warnig. -München: W. Fink, 1984. - S. 133-138.
144. Lachmann, R. Gedächtnis und Literatur. Intertextualität in der russischen Moderne / Renate Lahmann. - Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1990. - 368 S.
145. Mater, E. Zur Wortbildung und Wortbedeutung bei Thomas Mann / Erich Mater // Vollendung und Größe Thomas Manns / Hrsg. von Georg Wenzel. - Halle: Sprache und Literatur, 1962. - S. 141-148.
146. Mendelssohn, Peter de. Nachbemerkungen des Herausgebers / Peter de Mendelssohn // Späte Erzählungen. Gesammelte Werke in Einzelbänden / Hrsg. von Peter de Mendelssohn. - Frankfurt am Main: S. Fischer Verlag, 1981. -S.483-537.
147. Meyer, H. Thomas Manns "Zauberberg" und "Lotte in Weimar" / Hermann Meyer // Das Zitat in der Erzählkunst: Zur Geschichte und Poetik des europäischen Romans. - Stuttgart: Metzlerische Verlagsbuchhandlung, 1967. - S. 207-245.
148. Müller, E. Schiller. Intimes aus seinem Leben / Ernst Müller. - Berlin: Hofmann, 1905.-270 S.
149. Nickisch, R.M.G. Der Brief und andere Textsorten im Grenzbereich der Literatur / R.M.G. Nickisch // Grundzüge der Literaturwissenschaft / Hrsg. von Heinz Ludwig Arnold und Heinrich Detering. - München: Deutscher Taschenbuch Verlag, 2008. - S. 357-362.
150. Pfister, M. Zur Systemreferenz / Manfred Pfister // Intertextualität: Formen, Funktionen, anglist. Fallstudien / Hrsg. von Ulrich Broich und Manfred Pfister. -Tübingen: Niemeyer, 1985. - S. 52-58.
151. Plett, B. Erscheinungsformen der literarischen Anspielung und ihre Integration in den Roman / Bettina Plett // Die Kunst der Allusion. Formen literarischer Anspielungen in den Romanen Theodor Fontanes. - Köln: Böhlau, 1986. - S. 736.
152. Plett, Heinrich F. Sprachliche Konstituenten einer intertextuellen Poetik / Heinrich F. Plett // Intertextualität / Hrsg. von Ulrich Broich u. Manfred Pfister. -Tübingen: Niemeyer, 1985. - S. 78-98.
153. Renner, R.G. Literaturästhetische, kulturkritische und autobiographische Essyistik / R.G. Renner // Thomas Mann-Handbuch / Hrsg. von Helmut Koopmann. - Stuttgart: Alfred Kröner Verlag, 1995. - S. 629-678.
154. Sandberg, H.-J. Thomas Manns Schiller-Studien. Eine Quellenkritische Untersuchung / Hans-Joachim Sandberg. - Oslo: Universitetsforlaget, 1965. -149 S.
155. Schabert, I. Interauktorialität / Ina Schabert // Deutsche Vierteljahrsschrift für Literaturwissenschaft und Geistesgeschichte. - Stuttgart: Metzler, 1983. - 57. Jahrgang.-S. 679-701.
156. Schahadat, Schamma. Intertextualität: Lektüre-Text-Intertext / Schamma Schahadat // Einführung in die Literaturwissenschaft / Hrsg. von Miltos Pechlivanos, Stefan Riegelt, Wolfgang Stuck u. Michael Weitz. - Stuttgart: Metzler, 1995.-S. 366-377.
157. Stierle, K. Werk und Intertextualität / Karlheinz Stierle // Dialog der Texte / Hrsg. von Wolf Schmid u. Wolf-Dieter Stempel. - Wien: Slawist. Studien, 1983. -S. 7-26.
158. Stocker, P. Theorie der intertextuellen Lektüre: Modelle und Fallstudien / Peter Stocker. - Paderborn-München-Wien-Zürich: Ferdinand Schöningh, 1998. - 235 S.
159. Stolz, B. Die zeitgenössische Rezeption von Thomas Manns "Buddenbrooks" / Birthe Stolz. - GRIN Verlag, 2006. - 28 S.
160. Suerbaum, U. Intertextualität und Gattung: Beispielreihen und Hypothesen / Ulrich Suerbaum // Intertextualität: Formen, Funktionen, anglist. Fallstudien / Hrsg. von Ulrich Broich und Manfred Pfister. - Tübingen: Niemeyer, 1985. - S. 58-78.
161. Tammi, P. Problems of Nabokovs poetics: a narratological analysis / Pekka Tammi. - Helsinki: Suomalainen tiedeakatemia, 1985. - 390p.
162. Tegtmeyer, H. Der Begriff der Intertextualität und seine Fassungen - eine Kritik der Intertextualitätskonzepte Julia Kristevas und Susanne Holthuis' / Hennig Tegtmeyer // Textbeziehungen: Linguistische und iteraturwissenschaftliche Beiträge zur Intertextualität / Hrsg. von Josef Klein und Ulla Fix. - Tübingen: Stauffenburg Verlag, 1997. - S. 49-83.
163. Trümmer, B. Thomas Manns Selbstkommentare zum "Zauberberg" / Beatrice Trümmer. - Zürich: Flartung-Gorre Verlag Konstaz, 1992. - 133 S.
164. Vaget, Hans R. Erzählungen / Flans R. Vaget // Thomas-Mann-Handbuch / Hrsg. von Helmut Koopman. - Stuttgart: Kröner, 1995. - S. 534-545.
165. Wilske, L. Intertextualität als allgemeine und spezielle Texteigenschaft / Ludwig Wilske, Wolf-Dieter Krause // Wissenschaftliche Zeitschrift der Pädagogischen Hochschule Potsdam. - Potsdam, 1987. - Jg. 31. - H.5 - S. 887-899.
166. Wolf, Ch. Voraussetzungen einer Erzählung: Kassandra. Frankfurter PoetikVorlesungen / Christa Wolf. - München: Deutscher Taschenbuch Verlag, 1993. -156 S.
167. Wysling, H. Zur Edition von "Dichter über ihre Dichtungen. Band 14/1. Thomas Mann / Hans Wysling // Thomas Mann: Selbstkommentare: "Buddenbrooks" / Hrsg. von Hans Wysling. - Frankfurt am Main: Fischer Taschenbuch Verlag, 1990.-S. 143-150
СПИСОК ИССЛЕДОВАННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ И ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
168. Mann, Th. Bruder Hitler / Thomas Mann // Gesammelte Werke in zwölf Bänden. -Berlin: Audbau-Verlag, 1955. - S. 772-780.
169. Mann, Th. Bruder Hitler. Selbstkommentare / Thomas Mann // Dichter über ihre Dichtungen: Thomas Mann. Teil II 1918-1943 / Hrsg. von Hans Wysling. -Frankfurt am Main: Heimeran/S. Fischer, 1979. - S. 562-563.
170. Mann, Th. Buddenbrooks / Thomas Mann. - Frankfurt am Main: S.Fischer, 2008. - 758 S.
172. Mann, Th. Der französische Einfluss / Thomas Mann // Gesammelte Werke in zwölf Bänden. - Frankfurt am Main: S. Fischer, 1974. - Bd. X. - S. 837-839.
173. Mann, Th. Der Tod in Venedig / Thomas Mann // Große Kommentierte Frankfurter Ausgabe / Hrsg. von Heinrich Detering, Eckhard Heftrich, Hermann Kurzke u.a. - Zürich. - Frankfurt am Main: S. Fischer, 2004 . - Bd. 2.1. - S. 360-507.
174. Mann, Th. Die Entstehung des "Doktor Faustus". Roman eines Romans / Thomas Mann. - Amsterdam: Bermann-Fischer Verlag, 1949. - 204 S.
175. Mann, Th. Doktor Faustus / Thomas Mann. - Frankfurt am Main: Fischer Taschenbuch Verlag, 2008. - 672 S.
176. Mann, Th. Einführung in den Zauberberg für Studenten der Universität Princeton Thomas Mann // Gesammelte Werke in zwölf Bänden. - Frankfurt am Main: Aufbau-Verlag Berlin, 1955.-Bd. 12. - S. 431-447.
177. Mann, Th. Fiorenza / Thomas Mann // Gesammelte Werke in dreizehn Bänden. -Frankfurt am Main: S.Fischer, 1974.-Bd. VIII. - S. 961-1068.
178. Mann, Th. Lübeck als geistige Lebensform / Thomas Mann // Gesammelte Werke in zwölf Bänden. - Frankfurt am Main: S. Fischer, 1974. - Bd. XI. - S. 377-395.
179. Mann, Th. Mario und der Zauberer. Selbstkommentare / Thomas Mann // Dichter über ihre Dichtungen: Thomas Mann. Teil II: 1918-1943 / Hrsg. von Hans Wysling. - Frankfurt am Main: Heimeran/S. Fischer, 1979. - S. 366-373.
180. Mann, Th. Mario und der Zauberer / Thomas Mann // Späte Erzählungen. Gesammelte Werke in Einzelbänden / Hrsg. von Peter de Mendelssohn. -Frankfurt am Main: S. Fischer Verlag, 1981. - S. 186-241.
181. Mann, Th. Nietzsches Philosophie im Lichte unserer Erfahrung / Thomas Mann // Große Kommentierte Frankfurter Ausgabe / Hrsg. von Heinrich Detering, Eckhard Heftrich, Hermann Kurzke u.a. - Zürich. - Frankfurt am Main: S. Fischer, 2009.-Bd. 19.1. - S. 185-227.
182. Mann, Th. Nietzsches Philosophie im Lichte unserer Erfahrung / Thomas Mann // Große Kommentierte Frankfurter Ausgabe. Essays / Hrsg. von Heinrich Detering, Eckhard Heftrich, Hermann Kurzke u.a. - Zürich. - Frankfurt am Main: S. Fischer, 2009. - Kommentarband 19.2. - S. 207-276.
183. Mann, Th. Schwere Stunde / Thomas Mann // Große Kommentierte Frankfurter Ausgabe / Hrsg. von Fleinrich Detering, Eckhard Heftrich, Hermann Kurzke, Terence J. Reed u.a. - Frankfurt am Main: S. Fischer, 2002ff - Bd. 2.1. - S. 419429.
184. Mann, Th. Schwere Stunde. Kommentar // Große Kommentierte Frankfurter Ausgabe / Hrsg. von Heinrich Detering, Eckhard Heftrich, Hermann Kurzke, Terence J. Reed u.a. - Frankfurt am Main: S. Fischer, 2002ff. - Kommentarband 2.2.-S. 289-313.
185. Mann, Th. Selbstkommentare: "Buddenbrooks" / Thomas Mann // Teildruck aus "Dichter über ihre Dichtungen". - Frankfurt am Main: Fischer Taschenbuch Verlag, 1990.-Bd. 14/1.- 141 S.
186. Mann, Th. Selbstkommentare: "Doktor Faustus" / Thomas Mann // Teildruck aus "Dichter über ihre Dichtungen". - Frankfurt am Main: Fischer Taschenbuch Verlag, 1992.-Bd. 14/111.-351 S.
187. Mann, Th. Tonio Kröger / Thomas Mann // Frühe Erzählungen. Gesammelte Werke in Einzelbänden / Hrsg. von Peter de Mendelssohn. - Frankfurt am Main: S. Fischer Verlag, 1981.-S. 273-341.
188. Mann, Th. Tonio Kröger / Thomas Mann // Tonio Kröger und Mario und der Zauberer (Ein tragisches Reiseerlebnis). - Frankfurt am Main: Fischer Taschenbuch Verlag. - Aufl. 44., 2008. - S. 7-74.
189. Mann, Th. Unordnung und frühes Leid. Selbstkommentare / Thomas Mann // Dichter über ihre Dichtungen: Thomas Mann. Teil II: 1918-1943 / Hrsg. von Hans Wysling. - Frankfurt am Main: Heimeran/S. Fischer, 1979. - S. 61-66.
190. Mann, Th. Unordnung und frühes Leid / Thomas Mann // Späte Erzählungen. Gesammelte Werke in Einzelbänden / Hrsg. von Peter de Mendelssohn. -Frankfurt am Main: S. Fischer Verlag, 1981. - S. 146-186.
191. Mann, Th. Über die Kunst Richard Wagners / Thomas Mann // Gesammelte Werke in zwölf Bänden. - Frankfurt am Main: S. Fischer, 1974. - Bd. X. - S. 840-843.
192. Mann, Th. Versuch über Schiller / Thomas Mann // Essays 1945-1955 / Hrsg. von Hermann Kurzke u. Stephan Stachorski. - Frankfurt am Main: S. Fischer, 1996. -Bd. 6 : Meine Zeit. - S. 290-371.
193. Mann, Th. Versuch über Schiller. Kommentar // Essays 1945-1955 / Hrsg. von Hermann Kurzke u. Stephan Stachorski. - Frankfurt am Main: S. Fischer, 1996. -Bd. 6: Meine Zeit. Kommentar. - S. 551-591.
194. Schiller, F. Briefe / Friedrich Schiller. - München: Hanser, 1955. - 446 S.
195. Schiller, F. Öffentliche Ankündigung der Floren (1795) / Friedrich Schiller // Vermischte Schriften. Schillers Werke / FIrsg. von Herbert Meyer. - Weimar, 1958.-Bd. 22.-S. 106-110.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.