Аутентичность личности как основа нравственных ограничений в профессиональной деятельности врача тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.13, кандидат психологических наук Сорокина, Юлия Викторовна
- Специальность ВАК РФ19.00.13
- Количество страниц 165
Оглавление диссертации кандидат психологических наук Сорокина, Юлия Викторовна
Введение.
Глава I. Нравственное содержание профессиональной деятельности врача.
1.1. Сущность профессиональной деятельности врача.
1.2. Духовные аспекты становления нравственных ограничений
1.3. Психологическая природа нравственных ограничений в профессиональной деятельности врача.
Глава II. Аутентичность как ценностно-смысловая позиция личности профессионала.
2.1. Аутентичность: определение и подходы к исследованию.
2.2. Системно-динамические свойства аутентичности личности.
2.3. Влияние ценностно-смысловой позиции личности врача на формирование внутренней картины болезни (ВКБ) пациента.
Глава III. Экспериментальное изучение взаимосвязи аутентичности личности врача и способности к нравственным ограничениям в профессиональной деятельности
3.1. Описание подхода к изучению аутентичности личности врача
3.2. Применение опросника «Ценностно-смысловая позиция врача» (ЦСПВ) в изучении аутентичности: (I этап эксперимента).
3.3. Зависимость внутренней картины болезни пациента от общего ценностно-смыслового профиля личности врача:
II этап эксперимента).
Выводы.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Психология развития, акмеология», 19.00.13 шифр ВАК
Субъектность как психолого-акмеологическое условие личностно-профессионального развития врача2009 год, кандидат психологических наук Яркина, Олеся Сергеевна
Специфика представлений врачей и пациентов о качествах, обеспечивающих их взаимодействие2012 год, кандидат психологических наук Курылева, Наталья Владимировна
Характеристики нравственной и ценностно-смысловой сфер личности в контексте психологической готовности к выбору профессии2007 год, кандидат психологических наук Садретдинова, Зиляра Велюриевна
Роль духовно-ориентированного диалога в развитии ценностной сферы медицинских работников2008 год, кандидат психологических наук Коренюгина, Татьяна Юрьевна
Ценностно-смысловые компоненты профессиональной идентичности врача2009 год, кандидат психологических наук Водяха, Алена Александровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Аутентичность личности как основа нравственных ограничений в профессиональной деятельности врача»
Актуальность исследования обусловлена возрастающей ролью проблемами этических аспектов практики современной медицины. Научно — техническая революция, воздействие высоких биотехнологий, возможность оказывать влияние на сознание человека, распространение нестандартных методов лечения - все эти условия стремительно меняют облик медицины и оказывают воздействие на личность врача, ставя его в ситуации постоянного нравственного выбора.
Традиционно профессиональная деятельность врача регламентируется деонтологией (наукой о профессиональном поведении человека). Принципы медицинской деонтологии представляют форму профессионального долженствования, закрепленную юридическими правами и обязанностями, которая и регламентирует деятельность врача в соответствии с социальными этическими нормами и критериями или абсолютными ценностями, моральными устоями человеческого сообщества. Это форма профессионального долженствования составляет внешнюю нормативную сторону регулирования профессиональной деятельности врача.
Данная сторона профессиональной деятельности и возможности ее регуляции достаточно исследованы, сведения о них представлены в специальной литературе. В подобном внешнем контексте этического регулирования деятельности изучались и проблемы нравственного развития личности врача (А.Г. Васюк 1993, И.В. Майорова 1998, А.Г. Васильева 1998), где в основном отмечены социальные факторы успешной деятельности; важность общественно-политических отношений и характер взгляда общества на личность человека (М.И. Жуков 1990). Выявлялись основы формирования профессионального мышления врача (В. П. Андронов, 1998г), которое определяется социокультурными ценностями и нормами общества Отмечена связь морально-нравственного аспекта и психологии в структуре высшего образования (В. А. Аверин 1997), психологическими основами развития личности; с эмоциональными механизмами формирования личности (Н. А. Корниенко, 1997).
Анализ данных исследований и сведений, представленных в специальной литературе показал достаточно одностороннее обращение к изучению профессиональной деятельности врача и, в частности, к механизмам её регуляции. Если этот вопрос, в той или иной мере, и затрагивается исследователем, то, в основном, он освещается с общепринятых позиций морали и абсолютной значимости ценности, обнаруживающейся в благах культуры (наука, право, религия) как «нормирующее» ценностное содержание требований долженствования.
Между внешней и внутренней сторонами регуляции профессиональной деятельности существует противоречие, которое заключается в том, что абсолютная значимость (ценности истины, красоты и добра) обнаруживается в декларируемых ценностях-благах профессиональной деятельности и оборачивается к действующему индивиду, выступая как требования долженствования. Но не всегда абсолютные ценности обнаруживаются в имманентном мире как личностные «смыслы» поведения и действий индивида, т.е. субъективно подразумеваемые смыслы.
Нравственные ограничения заключаются в осознанном согласовании чувств, стремлений и действий врача с чувствами, стремлениями и действиями пациента. В этом случае абсолютные (трансцендентные) ценности будут сопряжены с имманентной ценностно-смысловой сферой как «смыслы» профессиональной деятельности и будут представлены в ней в качестве субъектно-нормативных требований долженствования.
Таким образом, необходимо обосновать качество личности, которое является носителем субъектно-нормативных требований долженствования или основанием в выборе меры воздействия на Другого.
Психологические исследования (В .А. Ананьев) определяют данное качество как стремление к аутентичности и выделяют его как одно из важнейших в структуре зрелой личности.1 Аутентичность личности характеризуется естественностью выражения себя, отсутствием «желания не быть, а казаться», т.е. в личности обнаруживается реальное (а не кажущееся) единство действительности и ценности. Ценности выступают принципами деятельности (Г.Риккет). В неаутентичной личности (между самой личностью и её сущностью, согласно выражению К. Юнга, «имеет место некоторый «дьявольский» (т.е. разделяющий) эффект». В то же время между личностью аутентичной и сущностью человека имеет место противоположный эффект - объединяющий или интегрирующий (А. Орлов, 1995), который и снимает противоречие между двумя сторонами регуляции профессиональной деятельности.
Исследование аутентичности можно осуществить через обращение к потребностной сфере человека, т.к. именно потребности определяют направленность мыслей, чувств и воли, т.е. субъективной (сущностной) основы.
Если субъективная поведенческая направленность — удовлетворение например, потребностей материальных (личного успеха, карьерного роста и др.) и эти потребности будут являться высшими в иерархии конкретного индивида, то и мера воздействия на Другого человека (хотя, возможно, и соответствующая внешним социальным нормам), в этом случае будет исходить из субъективных ценностей данного индивида, высшей из которых будет являться личное благо. Социально одобряемый поступок (или действие), таким образом, не будет являться направленным на Добро по своей сущностной основе.
Имманентный смысл, т.е. субъективно подразумеваемый смысл, воплощаясь в деятельности, позволяет судить о духовно-нравственном состоянии личности, не позволяя рассматривать ее поведение традиционным или аффективным.
Таким образом, существует теоретическая и практическая необходимость изучения аутентичности как характеристики личности профессионала, опосредствующей целостность его этического сознания и регламентирующей нравственные границы в его профессиональной деятельности.
Объект исследования: ценностно-смысловая регуляция профессиональной деятельности врача.
Предмет исследования: личностные факторы нравственных ограничений в профессиональной деятельности врача.
Цель исследования: определить взаимосвязь аутентичности личности врача и его способности к нравственным ограничениям в профессиональной деятельности.
Гипотеза исследования: нравственные ограничения в профессиональной деятельности врача, проявляясь в осознанном согласовании чувств, стремлений и действий врача и пациента, будут обусловлены аутентичностью личности профессионала как обеспечивающей целостность его ценностно-смысловой профессиональной позиции.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ подходов к исследованию профессиональной деятельности и личности врача.
2. Раскрыть сущность и механизмы нравственных ограничений в профессиональной деятельности врача.
3. Обосновать психологическое содержание ценностно-смысловой позиции личности врача как многоуровнего образования, включающего и уровень аутентичности личности профессионала.
4. Разработать методику диагностики аутентичности личности врача и провести ее анализ как психодинагностического инструмента в определении взаимосвязи между ведущим уровнем ценностно-смысловой позиции личности врача и внутренней картины болезни его пациентов.
Методологические и теоретические основы исследования. Исследование базировалось на основополагающих принципах психологии и акмеологии: единство сознания и деятельности (А.Н.Леонтьев), системности; деятельностного опосредования; детерминизма; на философскопсихологических принципах соотношения исторического развития и индивидуальной истории становления субъекта деятельности (J1.C. Выготский); онтология личности и сущности (А.Б. Орлов, Б. П. Вышеславцев), становлении субъективной феноменологической реальности (Б.С. Братусь, Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков, М.К. Мамрдашвили), становлении и развитии профессионально-личностного самоопределения и духовно-нравственного развития (Е. А. Климов, A.A. Деркач, E.H. Богданов, И.С. Кон, A.B. Петровский); теории отношений (A.A. Бодалев, В.Н. Мясищев), а также идеях философов-гуманистов о саморазвитии личности (К. Роджерс, А. Маслоу) и русской религиозной философии (В. Соловьев; С. Булгаков).
Научная новизна и теоретическая значимость. Впервые аутентичность личности врача как основа нравственных ограничений в деятельности выступила предметом специального исследования. Аутентичность раскрывается как целостность этического сознания профессионала, как свойство, обеспечивающее соответствие внутренней и внешней сторон профессиональной деятельности - имманентного смысла и ценностей профессионального долженствования.
Раскрыты сущность и механизм нравственных ограничений профессиональной деятельности врача. Сущность нравственных ограничений заключается в осознании действий субъектом деятельности в рамках врачебной морали в соответствии с действительным и возможным благом пациента; а механизм нравственных ограничений проявляется в преобразовании отношений между врачом и пациентом в единое смысловое пространство «субъект-субъектного» взаимодействия, обеспечивающего конструктивные, психологические вклады врача в пациента.
Нравственные ограничения в деятельности обеспечиваются целостностью ценностно-смысловой позиции врача, которая определяет психологическое содержание понятия «аутентичность».
Введена операционализация понятия «аутентичность» через потребностную сферу, отражающую уровни ценнтсно-смысловой позиции и, таким образом, осуществлена градация аутентичности в структуре личности профессионала.
Описаны уровни ценностно-смысловой позиции врача эгоцентрический, целерациональный, ценностно-рациональный, альтруистический.
Разработана и применена новая психодиагностическая методика исследования уровней ценностно-смысловой позиции личности врача (УЦСП), получены результаты, позволяющие делать выводы об аутентичности как показателе целостности этического сознания личности врача.
Обнаружена взаимосвязь между развитием личности врача и формированием внутренней картины болезни (ВКБ) у его пациентов. Эта взаимосвязь позволяет рассматривать ВКБ конструктивной или неконструктивной характеристикой развития личности пациента и обосновать этический аспект профессиональной деятельности врача.
Методы исследования. Для реализации задач исследования и проверки гипотез использовались общетеоретические методы научного познания (анализ литературы по проблеме, концептуализация и моделирование, выдвижение гипотезы, проектирование, эксперимент); методы психологических исследований (авторская методика изучения уровней ценностно-смысловой позиции врачей (УЦСП); опросник реагирования на болезнь (ОРБ) (авт. С.И. Овчаренко, А.Ш. Тхостов; М.Ю. Дробижев, Э.Н. Ищенко, И.А. Бевз); беседа, наблюдение.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены теоретико-методологической обоснованностью научных положений; логикой проведения эксперимента в соответствии с целью, задачами и условиями исследования; методами статистической обработки и анализа полученных данных, проверкой психологической характеристики методика, корреляционного анализа; методами моделирования и интерпретации.
Организация исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе медицинских стационарных и амбулаторных учреждений г. Калуги. В эксперименте принимали участие 60 врачей различных медицинских специальностей, 36 пациентов.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты исследования обсуждались на заседании кафедры психологии профессиональной деятельности и непрерывного образования КГПУ им. К.Э. Циолковского (2004г), на научно-практической конференции «Актуальные проблемы этического образования студентов. Образование и развитие личности» в Шуйском государственном педагогическом университете (2003г), на Всероссийской научно-практической конференции «Психопрофилактика, психогигиена и психотерапия в становлении психологической службы России» в Воронежском государственном педагогическом университете (2003г).
Положения, выносимые на защиту
1. Профессиональная деятельность врача, характеризуемая «субъект — субъектным» типом взаимодействия, предлагает наличие нравственных ограничений, определяющих меру воздействия на пациента и являющихся механизмами внутренней регуляции деятельности.
2. Сущность нравственных ограничений профессиональной деятельности раскрывается через самоосознание субъектом действий в рамках врачебной морали, в соответствии с действительным и возможным благом пациента. Механизм нравственных ограничений в профессиональной деятельности врача проявляется в активности субъекта деятельности, направленной на формирование пространства «субъект-субъектного» взаимодействия врача и пациента.
3. Операционализацией понятия «аутентичность» выступит потребностная сфера личности, уровни которой отражают ценностную смысловую позицию в профессии. Эго-центрический уровень ценностно-смысловой позиции личности врача связан с удовлетворением личностных корыстных интересов в ущерб нормам и ценностям профессии и благу пациента; целерациональный уровень характеризуется стремлением к удовлетворению социально-групповых интересов, поддержанию отношений с коллегами и ориентацией на совместную деятельность; ценностнорациональный уровень связан с ориентацией на ценности профессии, деловое сотрудничество, способность отстаивать собственное мнение, полезное для достижения профессиональных целей; альтруистический уровень определяет стремление к действительному благу пациента и самоактуализации личности в профессии, наиболее полному выявлению личностных возможностей. Ценностнорациональный и альтруистический уровни характеризуются согласованностью ценностей профессии и личностных смыслов, воплощенной в практической деятельности.
4. Уровни ценностно-смысловой позиции личности врача — эгоцентрический, целерациональный, ценностнорациональный, альтруистический - взаимосвязаны с показателями внутренней картины болезни (ВКБ) пациентов. Эта взаимосвязь позволяет рассматривать ВКБ, отражающую психоэмоциональное состояние больного и его отношение к собственному заболеванию, как неконструктивную или конструктивную характеристику развития личности пациента; а также обосновать существование единого смыслового пространства межличностного профессионального взаимодействия, характеризующее этический аспект профессиональной деятельности врача.
Структура диссертационной работы. Работа включает в себя введение, три главы основной части, заключение, библиографический список использованной литературы, приложения.
Похожие диссертационные работы по специальности «Психология развития, акмеология», 19.00.13 шифр ВАК
Роль языка в становлении профессиональной культуры врача2009 год, кандидат культурологии Жиляева, Ольга Андреевна
Диалектика смысла жизни и воинского долга в условиях профессиональной военной службы: Социально-философский анализ1998 год, доктор философских наук Кулешов, Валерий Ермолаевич
Психология медицинского труда: личность врача в процессе профессионализации2004 год, доктор психологических наук Ясько, Бэла Аслановна
Философско-педагогические основы развития духовной культуры учителя2000 год, доктор педагогических наук Артамонова, Екатерина Иосифовна
Личность как субъект бытия в экстремальных условиях2006 год, доктор психологических наук Фоменко, Галина Юрьевна
Заключение диссертации по теме «Психология развития, акмеология», Сорокина, Юлия Викторовна
выводы
1. Установлено, что профессиональная деятельность врача характеризуемая «субъект-субъектным» типом взаимодействия, имеет своим предметом границу воздействия врача на пациента. Эта граница связана с существованием единого смыслового поля профессионального взаимодействия, где ценности профессионального долженствования становятся смыслами поведения врача, при действительном согласовании чувств, стремлений и действий врача и пациента. В этом случае осуществляются нравственные ограничения деятельности, заключающиеся в согласовании ценностей профессионального долженствования и имманентных смыслов субъекта деятельности.
2. Нравственные ограничения деятельности выступают принципом профессиональной деятельности врача, т.к. являются этической нормой, характеризующей взаимодействие врача и пациента. Сущность нравственных ограничений проявляется в заботе врача об интересе пациента, в условиях их психологической и социальной обособленности и при ограничении собственного личного интереса врача. В этом случае механизм нравственных ограничений задает субъективный смысл через соотнесение с профессиональными ценностями, которое позволяет согласовать индивидуальные цели и ценности профессии.
3. Доказано, что аутентичность личности врача характеризует целостность его ценностно-смысловой профессиональной позиции. Мера соответствия имманентного субъективного смысла и ценностей - профессиональных и общечеловеческих - определяет уровень духовно-нравственного развития личности врача. Показателем уровня духовно-нравственного развития профессионала является уровень его актуальных, действительных потребностей, процесс удовлетворения которых определяет цель и направленность деятельности.
4. Определены уровни ценностно-смысловой позиции личности врача, обусловлены процессом личностного становления и приобщением к миру человеческой культуры. Эгоцентрический и целерациональный уровени ценнностно-смысловой позиции личности врача, связанные с удовлетворением личностных корыстных интересов и ориентацией на удовлетворение социально-групповых потребностей отражают ограниченную способность познания духовной стороны жизни, опредмечивание Духа, которое выражается в значимости для личности материальных достижений. Ценностно-рациональный уровень ценностно-смысловой позиции личности врача, связан с ориентацией на профессиональные достижения, ценности профессии. Этот уровень отражает стремление личности к осознанию своего места в профессии, что предполагает совершение нравственного поведения и значимость личности пациента. Альтруистический уровень ценностно-смысловой позиции личности врача отражает стремление личности к самовыражению в деятельности в соответствии с действительным благом пациента. На данном уровне приходит ориентация не только на ценности профессии, но и на трансцендентные духовные ценности.
5. Экспериментально установлено, что внутренняя картина болезни (ВКБ) пациентов, которая формируется в процессе взаимодействия с врачом и служит показателем методики исследования аутентичности врача и показателем границы профессионального воздействия врача на пациента. Выявлены: группа пациентов с неконструктивной и две группы пациентов с конструктивной ВКБ. Неконструктивная, относительно их личности, ВКБ характерна для пациентов врачей с доминирующим эгоцентрическим и целерациональным уровнями ценностно-смысловой профессиональной позиции.
Конструктивная, относительно их личности ВКБ характерна для пациентов врачей с доминирующим ценностнорациональным и альтруистическим уровнями ценностно-смысловой профессиональной позиции.
Психоэмоциональный контакт врача и пациента способствовал формированию неконструктивной (1 группа) и конструктивной (2 и 3 группа) ВКБ. Следовательно, этический аспект профессиональной деятельности врача и формирование ВКБ пациента связаны единым смысловым пространством «субъект-субъектного» взаимодействия врача и пациента.
6. Доказано, что врачи, обладающие ценностно-рациональным и альтруистическим уровнями, доминирующими в ценностно-смысловой профессиональной позиции, согласовывают свои действия, мысли и чувства с действиями, мыслями и чувствами пациентов. На альтруистическом ценностно-смысловом уровне врач достигает наивысшего самовыражения в деятельности и личного саморазвития. Установлено, что врачи, реализующие в своей профессиональной деятельности альтруистический уровень ценностно-смысловой позиции личности, ориентируются не только на профессиональные ценности, но и на спектр общечеловеческих трансцендентных духовных ценностей. В их деятельности осуществляются действительные нравственные ограничения как субъективные нормы, определяющие и опосредующие границы пространства самореализации личности в профессии. ВКБ пациентов таких врачей характеризуется высокими показателями ее конструктивности и возможности гармоничного переосмысления пациентом себя как личности.
Исследование открывает ряд вопросов, которые ждут своего разрешения. Прежде всего, необходимо дальнейшее изучение связи медицинской деонтологии и врачебной этики, те учения о морали и нравственности, о системе норм нравственного поведения врачей и их общественном долге. Аксиологическое направление дает новый импульс к исследованию данных вопросов, т.к. успешность деятельности врача зависит не только от той или иной степени выполнения профессионального долга и умелого использования достижений науки, но и от степени участия, внимания, заботы по отношению к больному человеку. Перспективным можно предположить направление связанное с изучением механизмов нравственной регуляции в деятельности, а, следовательно, и методологических основ и методов данных исследований.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования были решены поставленные задачи, цели, в основном, достигнуты, подтверждены выдвинутые гипотезы.
Осуществлен теоретический анализ проблемы. На основании анализа философской и психологической литературы была показана значимость целостности этического сознания личности врача, определяющей его способность к нравственным ограничениям в профессиональной деятельности. Полученные в ходе теоретико-экспериментальной работы данные позволяют рассматривать способность к нравственным ограничениям как механизм внутренней регуляции, опосредующие границы пространства самореализации личности в процессе деятельности. Функция нравственных ограничений — сузить возможности субъекта деятельности, поставить в рамки существующей врачебной морали, определить требованиями долженствования, а также соразмерить профессиональные полномочия в соответствии с действительным и возможным благом пациента.
Содержательный теоретический и этический анализ процесса развития этического сознания врача развития этического сознания врача, основанный на изучении ценностно-потребностной сферы личности показывает, что в этом процессе является определяющей направленность субъективной основы (мысль, воля, чувство). Среди уровней ценностно-потребностной сферы личности, связанных со степенью целостности этического сознания — аутентичностью, мы можем выделить следующие: 1) эгоцентризм; 2) целерациональность; 3) ценностнорациональность; 4) альтруизм. В работе показано, что ценностно-потребностные уровни, доминирующие в личности, соответствуют субъективным внутренним нормам профессионального долженствования.
В результате исследования показано, что аутентичность снимает противоречие между моральным и нравственным элементами, образующих в этом случае целостное этическое сознание личности, которое является основанием, базой выбора меры воздействия на пациента. Нравственные ограничения деятельности, непосредственно связанные с потребностной сферой личности врача выражаются в психологических вкладах в пациента (предмета субъект-субъектного взаимодействия).
В целях исследования была разработана методика, предназначенная для изучения потребностных уровней, образующих ценностно-смысловую позицию личности врача. Данная методика была в=подвергнута тщательной проверкой оценке валидности и надежности ее конструкции и ее измерительных шкал. Теоретическая и эмпирическая смысловая структура разработанной методики находится в соответствии с теоретической схемой Б.С. Братуся О вертикали духовно-нравственного развития; представлений А.Маслоу об иерархической организации потребностей, которые, являясь источником активности, представляют форму связи человека с внешним миром; представлений философско-религиозных В.Соловьева, рассматривающего субъективную сущностную основу, направленность которой определяется ведущей потребностью, субъективным основанием личностной целостности
Каждый уровень описан в контексте деятельности врача и влияния на психо-эмоционльное состояние пациента.
При данном подходе можно говорить о структуре личности врача как об определяющей основе для осуществления «субъект-субъектного» взаимодействия, как основе разрушения или созидания в отношении личности пациента. Таким образом, методика предназначена для исследования целостности этического сознания, являющегося базой выбора меры воздействия на пациента для определения действительной, а не декларируемой позиции личности врача.
Психометрические характеристики методики позволяют использовать ее в исследовании для получения достоверных и значимых результатов. Подтверждением данных результатов явились ВКБ пациентов исследуемых врачей. Основные измерения ВКБ пациентов (гипернозогнозия, эгодистонность, атрибуция ответственности, стыд, возможность утаивания) соответствуют ценностно-смысловой позиции личности лечащего врача.
Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Сорокина, Юлия Викторовна, 2004 год
1. Абрамова Г.С. Юдчиц Ю.А., Психология в медицине. - М., 1998г.
2. Абушенко В.А.Ст. Аксиология. Новейший философский словарь. Минск, 2001г.-С. 15-18.
3. Абульханова-Славская К.А.,Гордиенко Е.В. Представления личности об отношении к ней значимых других// Психологический журнал 2001г.-№5-С. 38-47.
4. Авдеев Д.А. Невярович В.К. Наука о душевном здоровье. Основы православной психотерапии. М.: «Рус. хронограф», 2001.- С. 50-54.
5. Аверин В.А. Психология в структуре высшего образования. Автореф. Диссер. С-Пб. 1997г.
6. Акопян Т.А. Дорофеева Т.М. Социально-психологическая компетентность студентов-медиков. Проблемы, возникающие в процессе общения с больными// Мир психологии 2000г. №4 - С. 217220.
7. Ананьев В.А. Психология здоровья: пути становления новой отрасли человекознания. Психология здоровья под.ред С.С. Никифорова СПб: Изд. С-Пб университета, 2000г.- С. 28-30.
8. Андронов В.П. Психологическая основа формирования профессионального мышления. Автореф. Диссер., М., 1992.
9. Арсеньев A.C. Размышления о работе С.А. Рубинштейна: «Человек и Мир»// Вопросы философии, 1993г.- №5 С. 134-143.
10. Арсеньев А. С. Философские основы понимания личности. Автореферат диссертация, М.,2001 г.
11. Асмолов A.C. Философские основания понимания личности. М. 2002г.
12. Бех И. Д. Психологические основы нравственного развития личности. Автореф. диссер., Киев, 1997.
13. Богданов E.H. Нравственные чувства в структуре личности: содержание и функции// Сов. Педагогика. 1986г. - №4 - С.41-46.
14. Богданов E.H. Формирование и развитие профессионально-нравственной культуры будущего учителя: Автореф. диссер. М., 1995г.
15. Бодалев A.A. Психология общения. Москва-Воронеж, 1996.
16. Брушлинский А.Н. Психология субъекта в изменяющемся обществе // Психологический журнал. 1996г. №6 - С. 31-32.
17. Братусь Б.С. «Смысловая вертикаль сознания личности»// Вопросы философии, 1999г. -№11 С. 81-90.
18. Братусь Б.С. К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века// Вопросы психологии 1993г. №1- С. 6-12.
19. Братусь Б.С.К изучению смысловой сферы личности// Вест. Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология 1981г. №2 - С. 46-55.
20. Братусь Б.С. Опыт обоснования гуманитарной психологии// Вопросы психологии 1990г. №6 - С. 9-17.
21. Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии// Вопросы психологии 1997г. №5 - С. 3-19.
22. Братусь Б.С. Христианская и светская психотерапия // Московский психотерапевтический журнал 1997. №4 - С. 5-19.
23. Братусь Б.С. Образ человека в гуманитарной психологии/Психология с христианским лицом: гуманистическая "перспектива в постсоветской психологии. — М.: Смысл, 1997. — С. 6792.
24. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. М.: Роспедагенство, 1994.
25. Брянчанинов И. Творения. Аскетические опыты. Слово о человеке. М., 2001г. С. 217-221.
26. Булгаков С.Н. Философский смысл троичности// Вопросы философии 1989. №2 - С. 90.
27. Валуева М.Н. Произвольная регуляция вегетативных функций организма. М., 1967.
28. Василькова А.П. Эмпатия как один из специфических критериев профессиональной пригодности будущих специалистов-медиков Автореф. диссер., С-Пб, 1998г.
29. Василюк Ф.Е. Уровни построения переживания и методы психологической помощи// Вопросы психологии, 1988. №5 - С. 2737.
30. Василюк Ф.Е. Типология переживания различных критических ситуаций//Психологический журнал. 1995. —№5 —С. 104-114.
31. Василюк А.Г. Психологические особенности профессионального сановления личности Врача. Автор, диссер., М., 1993.
32. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. — М.: Изд-во МГУ, 1990. 288С.
33. Войно-Ясенецкий В.Ф. Наука и религия. Ростов-на-Дону, 2001г.
34. Войно-Ясенецкий В.Ф. Дух, душа и тело. Ростов-на-дону. 2001г. -С. 231-232.
35. Войцехович В.Э. Духовные основы здоровья// Мир психологии, 2000г.-№4-С. 233-243.
36. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960. -499С.
37. Выготский Л.С. Реальные формы социального поведения. Психология личности. Г. Самара. 2002г. Т.2. -С. 146-150.
38. Вышеславцев Б.П. Сердце в христианской и индийской мистике // Вопросы психологии. 1990г.- №4 С. 77-78.
39. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. — М.: республика, 1994. 368С.
40. Ганнушкин П.Б. Избранные труды. М., 1964. С 264.
41. Гегель. Сочинения. т.1У, М., 1959. С. 212-213.
42. Гиппократ. Избранные книги. М., 1936г. С. 121.
43. Гольбах П.А. Избранные произведения М.: Изд-во соц.-эконом. лит., Т. 1. 1963.
44. Гуревич K.M., Борисова Е.М. Психологическая психодиагностика. Учебное пособие. М., 2000г.
45. Гуревич K.M., Раевский А.М. Личность как объект психологической диагностики// Психологический журнал 2001г.- №5 -С. 29-36.
46. Гусейнов A.A. Статьи. Философский словарь под. Ред. И. Фролова. М., 2001г.-С. 163, 191.
47. Гусейнов A.A. Согласовательное наклонение морали// Вопросы философии. 2001г. №5 - С. 3-33.
48. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. М., 200г.
49. Деглин В.Я. Клинические психотерапии неврозов и неврозоподобных состояний. Руководство по психотерапии. Под. Ред. В.Е. Рожнова-Т.: Медицина, 1979. С. 324.
50. Деркач A.A. Зазыкин В.Г. акмеология. Учебное пособие. М., 20003г.
51. Деркач A.A. Зазыкин В.Г., Маркова А.К. Психология развития профессионала. Учебное пособие. М.,- 2000г.
52. Егоров Е. А. Принципы свободы как основание общей теории регуляции // Вопросы философии 2000по №5 - С. 11.
53. Жуков М.И. Социально-психологические факторы успешной деятельности врача. Автореф. диссер. На с. к.п.н., М. 1990.
54. Завьялов A.B., Плотников В.В. О путях вовлечения психологии в практическую медицину// Психологический журнал, 1996 №4 С. 126134.
55. Зазыкин В.Г. Психолого-акмеологические основы деятельности специалистов в основных условиях. Автореф. дис. М., 1994.
56. Знаков В.В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры// Вопросы Психологии. 1998. №3 - С. 104-114.
57. Зуй М.И. Онтологические предпосылки этики// Философские науки, 1991.- №10.
58. Иванников В.А. Потребности как жизненные задачи»// Вестник МГУ, сер. 14,1997. №2 - С. 14.
59. Иванов Г.П. Акмеологические аспекты формирования профессионально-нравственной культуры педагогов-психологов (на материале Калужской области): Диссер. канд. психол. наук. — Калуга, 1999.
60. Ильенков Э.В. Что же такое личность?/ С чего начинается личность. М.: Изд-во политической литературы. 11984. С. 319-358.
61. Кабанов М.М. Психотерапия И реабилитация в современной клинической медицине. Руководство психотерапии. Т: Мед., 1979. С. 77.
62. Каган М.С. О духовности (опыт категориального анализа)// Вопросы философии 1985. №9.
63. Кассирский И.А. О врачевании проблемы и раздумья. М.: Мед., 1970-271С.
64. Келле В.Ж. Научное познание и ценности гуманизма.//Ценностные аспекты развития наук. Сборник под ре. Н.С. Злобин, В.Ж. Келле, М., 1990. С. 8.
65. Кириллов М.М., Орлова М.М. Методы психологического обследования и психологической помощи реабилитации больных с заболеваниями легких. Учебно-методические рекомендации. Саратов, 1987.
66. Клайн Дж. Религиозная метафизика, В. Соловьева// Вопросы философии, 2000г. №3 - С. 111.
67. Клайн П. Справочное пособие по конструированию тестов. Киев, 1994г.
68. Климов Е.А. Общечеловеческие ценности глазами психолога-профессиоведа// Психологический журнал. 1994. №4. С. 130-0136.
69. Климов Е.А. Психология профессионала. М., 1996г.
70. Клищевская М.В., Солнцева Т.Н. Профессионально важные качества как необходимые и достаточные условия прогнозирования успешной деятельности// Вестник МГУ, сер. 14, 1999г. №4.
71. Ковалев М.А. Духовность в системе профессионального становления специалиста. Автореф. диссер. М., 1997г.
72. Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям. М./Новая школа, 1993.-С. 318.
73. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М./ Политиздат, 1984 336 С.
74. Кон. И.С. Дружба: Этико-психологический очерк. М. Политиздат., 1989. - 350 С.
75. Конева Е.В.Особенности мышления субъект-субъектных видов деятельности// Психологический журнал, 1996г.- №4 С. 82-94.
76. Корниенко H.A. Эмоциональные механизмы нравственного формирования личности. Автореф. диссер. Новоссибирск, 1992.
77. Краткий психологический словарь под ред. A.B. Петровский, М.Г. Ярошевский. Ростов-на-Дону, 1998.
78. Краткий философский словарь. М., 1999г.
79. Кузнецова Е.В. Особенности восприятия и оценки невербального поведения врачей больными сердечно-сосудистой патологией//Прикладная психология, 1999. №1 - С. 49-59.
80. Кузьмина Т.А. Гуманистическая этика. Философский словарь под ред. Фролова, М, 2001г. С. 139.
81. Куляскина Л.Ю. Аксиология: место в системе знаний// Вестник МГУ сер. 7. Философия 2002г. №3 - С. 90-97.
82. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -МУПолитиздат,. 1997г.
83. Леонтьев А.Н. Проблема деятельности в психологии»// Вопросы философии. 1972г. №9 - С. 95.
84. Леонтьев А.Н. Деятельность и сознание// Мир психологии, 1999. -№1 С. 76-84.
85. Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности// Вестник МГУ, сер. 14,1996г. №4 - С. 35-45.
86. Леонтьев Д.А. Психология смысла. Автореф. диссер. на соиск. д. пс. наук, 1999г.
87. Либих С.С. Психотерапия и медицинская психология. В кн.: Руководство по психотерапии, под ред. В.Е. Рожнова. — Ташкент: Медицина, 1979г.- С. 59.
88. Лобковиц Н. Христианство и культура// Вопросы философии, 1993. — №3. С.72.
89. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии, М. Наука, 1984. - С. 449.
90. Майорова Н.В. Соответствие человека его профессиональной деятельности: (субъектно-деятельностный аспект) Автореф. диссер., М., 1998.
91. Мамардашвили М.К., Пятингорский A.M. Символ и сознание. -М: изд. Русская культура, 1997. С. 134.
92. Марогин В.Г. Автореферат — диссертация. Экпериментально-психологическое исследование ценностно-потребностной сферы личности. 1999г.
93. Маслоу А. Теория личности. Психология личности Т.-l, Самара 2002г.-С. 379-391.
94. Маслоу А. Мотивация и личность. Психология личности. Т.-1; Самара 2002. С. 391-416.
95. Мильман Н.Я., Клишевский JI.E. Некоторые вопросы Рентгенологической деонтологии. М, 1960.
96. Миронова М.Н. О сопряженной доминанте как основе механизма симбиотической связи// Вопросы психологии, 1989. №6 - С. 58-64.
97. Миронова М.Н. Методика изучения смысловых уровней в структуре личности педагога. Калуга, 2002г.
98. Миславский Ю.А. Природа и структура системы саморегуляции и активности личности. Диссер. на соис. к.п.н. М., 1994г.
99. Можейко М.А. Теизм. Новейший философский словарь. Минск, 2001г.-С. 1019.
100. Мошкова Г.Ю. биографический метод и проблема психологии личности ученого// Вопросы психологии 1994 С. 131-141.
101. Мясищев В.Н. Структура личности и отношение человека к действительности. Психология личности. Т.2. Самара 2002г. С. 223227.
102. Мясищев В.Н. Значение проблемы неврозов, ее современное состояние и задачи ее разработки. М., 1965. №5 С. 15-23.
103. Овчаренко С.И., Тхостов А.Ш., Дробижев М.Ю., Ищенко Э.Н., Бевз И.А. Особенности течения бронхиальной астмы // Пульмонология. 1997 - №3 - С. 22-24.
104. Одерышев Б.С. Введение в математическую статистику. С-Пб, 1996г.
105. Ожегов C.JL, Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2002г.
106. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека. Парадигмы, проекции, практики: Учебное пособие. — М.: Изд. Центр «Академия» 2002г. С. 272; 43.
107. Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека // Вопросы психологии. 1995г.- №2.
108. Павлов Н.П. Полное собрание соч. Изд. 2-е, Т. — III, кн. 1-2, М. — 1., 1951.
109. Панков Д.В. Рациональная психотерапия. Руководство по психотерапии. Т.: медицина, 1979г.-С. 199, 194.
110. Петров H.H. Вопросы хирургической деонтологии. Изд-е 5-е, М., 1956.
111. Петровский В.А. Личность как субъект активности. Психология личности. Т.2. Самара 2002г. С.469 488.
112. Петровский A.B. Петровский В.А. Индивид и его потребность быть личностью. Психология личности. Т.-2. Самара 2002г. С. 457467.
113. Писарев Д.М. Основные проблемы врачебной этики и медицинской деонтологии М.: Мед. 1965.
114. Портянко В.Н. Энергетика биологически активных точек в системе свойств иерархической индивидуальности. Автореф. диссер. на зв. к.п.н. Уфа, 1999г.
115. Ракитин М.Н. Психотерапия невроза страха. Руководство по психотерапии. Т.: Медицина, 1979г. С. 392-393.
116. Рожнов В.Е. Либих С.С. Психотерапия в клинике внутренних болезней. Руководство по психотерапии. Т.: Медицина, 1979, С. 525, 531
117. Рожнов В.Е., Мацанов А.К. Психотерапия В онкологии. Руководство по психотерапии Т: Медицина, 1979г. — С.560, 564-566.
118. Рубинштейн С.Л. Самосознание личности и ее жизненный путь. Психология личности, Т.2. Самара, 1997.
119. Сергеев К.К. Структурно-уровненвая психодиагностика, Самара, 1997.
120. Серебрякова Л. Духовные основы здорового образа жизни. С-Пб, 1999 г.- С. 12-13.
121. Сеченов И.М. Психология поведения: Изд. психол. труды/ Моск. психол. ин-т; Изд. ин. прак. психол; Воронеж, 1995. 315С.
122. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии С-Пб, 2002г.
123. Силуянова И. Этика врачевания. Современная медицина и православие М., 2001г.
124. Слободчиков В.Н. Феноменология субъективного духа// Человек 1994.-№5-С. 21-38.
125. Симонов П.В. болезнь неведения. М., 1968.
126. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Индивидуальность как встреча с собой Другим. Психология личности Т.2. 2002г. С. 500-509.
127. Соловьев В. Философские начала цельного знания. Минск, 1999г — С. 482.I
128. Сорокина Ю.В. Факторы «риска», определяющие возникновение и характер течения психосоматического заболевания. Дипломная работа; Калуга, 1999г.
129. Современный философский словарь. Москва, Бишкек, Екатеринбург, 1996г.
130. Сухоруков A.C. Жизнетворчество личности динамике ее смысловой системы. Автореферет диссертация. М., 1996г.
131. Тхостов А.Ш. Психология телесности. М.: Смысл, 2002г. С. 287.
132. Урванцев JI. П. Индивидуальные различия в практическом мышлении (не материале решений врачом диагностических задач// Психологический журнал, 1996. №4 - С. 97-107.
133. Улыбина Е.В. Обыденное сознание: продуктивность противоречий в развитии сознания» // Мир психологии 1999г.- №1. — С. 128-141.
134. Филимонов С. Церковь, больница, больной. С-Пб, 1999. С. 16.
135. Философский энциклопедический словарь. М. 2000г.
136. Флоренский П. Иконостас. М.2001г. - С. 227, 229-232.
137. Флоренский П. Разум и диалектика// Русская философия: конец IXI начло ХХв.СПб: Изд-во СПб Университета 1993. - С. 333-343.
138. Франкл СЛ. Смысл жизни// Вопросы философии. 1990. №6. -С. 68-131.
139. Фрейд 3. Я и оно. Харьков. Фолео, 1998г.
140. Ценности, смыслы, поступки: материалы философско-психологического семинара памяти К. И. Челпанова// Человек, 1995. -№5-С. 5-24.
141. Чугунов Э.С., Портнов Ф.Н. Характеристики общения в эталоне медицинского работника// Психологический журнал 1987. №5 — С. 84-93.
142. Энциклопедический философский словарь, М., 2000г.
143. Юдин Б.Г. Этика биомедицинских исследований. Сборник, М., 1989.-С.13.
144. Юдин С.С. Творчество хирурга. «Вестник хирургии», 1961, Т-87, №12.
145. Яковленко С.И. Философия незанятости// Вопросы философии. 1996. — №1. С.41-57.
146. Яроцкий А.И. О психотерапии при хронических внутренних болезнях. « Русский врач», 1917. С. 25-28.
147. Abel Т. The nature and use of biograms// Amer. J. of sociology. 1947/ V.N 2. P. 111-118.
148. Albright L.R. Glennon J.R. Personal history correlates of physical scientists career cypiration//J.Appl. Psychol. 1961. V.45. №5. P.281-284.
149. Alexander F.Psychosomatic medicine N.4.1950.
150. Buel W.D. Biographical data and the identification of creative research personnel//J. Appl. Psychol. 1965. V.45. №5. P. 281-284.
151. Cattel R.B. The personality and motivation of the researcher from measurements of contemporaries and from biography// Scientific Creativity. 1963. P. 119-137.
152. Dunbar, F. Psychosomatic diagnosis. N -Y London, 1948.
153. Dombrowski K. Trud istienia. Warszawa, 1975.
154. Maslov A. Toward a psychology of Being. N.Y.: Van Nostrand. 1968.
155. Pogers C.R. Freedom of lean for the SOS. N.Y. Toronto - Sydney. 1983.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.