Архитектурный образ сибирского города в графике XVII - начала XIX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 18.00.01, кандидат искусствоведения Ракова, Вера Борисовна
- Специальность ВАК РФ18.00.01
- Количество страниц 332
Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Ракова, Вера Борисовна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА ПЕРВАЯ. ЗАКАЗ КАК МОТИВ ПОЯВЛЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ ИЗОБРАЖЕНИЙ СИБИРСКИХ ГОРОДОВ. ВИДЫ ЗАКАЗА
1.1 Государственный заказ. 17'
1.2 Частный заказ и частная инициатива.
ГЛАВА ВТОРАЯ. ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЛЕКСА ГРАФИЧЕСКИХ ИЗОБРАЖЕНИЙ СИБИРСКИХ ГОРОДОВ
2.1 Зарождение представлений о северо-восточных окраинах России и появление изображений первых сибирских поселений в XVI -середине XVII в.
2.2 Профессиональная деятельность по картографированию территории Сибири на этапе ее градостроительного освоения в конце XVII - начале XVIII в.
2.3 Формирование коллекций графических видов сибирских городов в ходе организованных исследований территории Сибири в XVIII в.
2.4 Развитие комплекса графических изображений на этапе складывания художественного подхода к передаче изображения города в конце XVIII - начале XIX в.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ТИПЫ ГРАФИЧЕСКИХ ИЗОБРАЖЕНИЙ. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОТРАЖЕНИЯ АРХИТЕКТУРНОГО ОБРАЗА СИБИРСКОГО ГОРОДА
3.1 Топографический тип.
3.2 Смешанный топографическо-панорамный тип.
3.3 Фронтальная панорама.
3.4 Глубинно-пространственная панорама.
3.5 Локальный вид.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 18.00.01 шифр ВАК
Сибирский пейзаж в русском искусстве XIX-XX веков2009 год, кандидат искусствоведения Шавшина, Ирина Петровна
Томский кремль середины XVII-XVIII веков: Проблемы реконструкции и исторической интерпретации1999 год, кандидат исторических наук Черная, Мария Петровна
Русские Сибири: зодчество в аспекте этнокультурной адаптации. XVII-XX вв.2005 год, доктор исторических наук Майничева, Анна Юрьевна
Становление и развитие живописи в Западной Сибири в XVII - начале XIX века2004 год, кандидат искусствоведения Софронова, Марина Николаевна
Архитектура монастырей Западной Сибири (XVII-XX вв. )2003 год, кандидат архитектуры Кривоносова, Марина Анатольевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Архитектурный образ сибирского города в графике XVII - начала XIX века»
Формирование архитектурной среды сибирских городов - особая страница в истории российского и отечественного градостроительства. На протяжении времени возникновения и развития городов, современники фиксировали их облик в графике. Художники запечатлели индивидуальные черты городов, благодаря чему и сегодня, независимо от возраста отдельного города, мы можем обозревать его исторические виды, часто «снятые» с натуры. В большом наследии видовой графики России изображения сибирских городов, несмотря на их разнообразие, до сих пор остаются малоизученными.
Облик города включает разные элементы, его качественные характеристики, через здания, улицы, площади и проч. При этом определенная целостность субъективных ощущений представляет образ города. Архитектурный образ, отображенный в рисунке, гравюре, акварели, состоит не только и не обязательно в запоминании и определении местоположения отдельных городских объектов, но в формировании некоторой суммы признаков, переданных художником средствами графики. Эти признаки, образные «молекулы», выступают элементами образа города. Архитектурный образ города в графике предполагает некий универсальный принцип субъективного отражения архитектурного облика города, переданный с помощью графических приемов. Образное представление художника о городе, как система характеристик (признаков), зафиксированных в сознании, реализуется в графическом объекте, заключающем в себе эти признаки.
Архитектурный образ города, переданный в графике, мог выражать идеи общества различными средствами графического языка, опосредованного соотношением архитектурной формы и соответствующего содержания. Как правило, каждому времени свойственны свои представления о сибирском городе благодаря изменениям прежних черт облика города и формированию новых признаков, возникших как следствие смены приоритетов и эстетических взглядов общества. Исходя их того, что художник - автор вида города обладает
• собственным «культурным кодом», созданная им графика (рисунки, гравюры, акварели), следуя теории Ю. Лотмана [79, с. 6], является «знаком», составляющим язык культуры, так как служит средством «передачи смысла» архитектурного образа города в духе своей мировоззренческой системы.
Актуальность исследования. Художественная и документальная ценность видовых гравюр, акварелей, литографий, рисунков неоспорима. Известно как непоправимо разрушались создаваемые столетиями культовые сооружения: церкви, монастырские комплексы, которые формировали своеобразие архитектурно-пространственной среды исторического поселения. С ростом современного индустриального и жилищного строительства, глобализацией и в то же время недостатком средств на реконструкцию памятников архитектуры, города теряют не только исторический облик, но часто и свою индивидуальность. Активное строительное внедрение в среду города приводит к изменению его архитектурного облика. С его утратой уходят в небытие традиции, мироощущение эпохи. Поэтому значение изобразительных материалов, фиксировавших исторический облик городов велико.
В научных работах по истории архитектуры авторы часто обращаются к историческим изображениям городов. В контексте таких исследований появление специальной работы, посвященной изучению исторических изображений сибирского города в графике современников, будет полезным, предоставит возможность теоретически реконструировать былой облик городов через использование знания о генетических и типологических связях комплекса представлений о городе с художественными традициями эпохи.
Состояние изученности вопроса. На сегодняшний день существует обширная научная литература российских и иностранных авторов, в которой объектом исследования являются, наряду с изобразительным материалом экспедиций русских и зарубежных путешественников и исследователей, произведения графики художников и архитекторов. Однако, эти работы ограничиваются, как правило, изучением видов Москвы, Санкт-Петербурга, городов европейской части России и Урала. При этом виды сибирских городов воспроизводятся в них в небольшом количестве [6 (1964 г.); 30 (1983 г.); 31 (1987 г.)].
В целом, существует обширный материал по исследованию русской и зарубежной картографии XVII - начала XIX в., посвященный общим вопросам картографирования территории России и Сибири [1 (1840 г.), 2 (1910 г.), 15 (1914 г.), 24 (1992 г.), 27 (1975 г.), 101 (1985 г.), 102 (1989 г.), ЮЗ (2003), 117 (1974 г.), 146 (1960 г.), 161 (1958 г.)]. В этих работах специально не рассматривается вопрос изображения собственно города.
Небольшие научные работы о графических изображениях • сибирских городов начали появляться в конце XIX - начале XX в. П.Пекарский в своей статье (1865 г.), посвященной путешествию французского ученого И.Н.Делиля в Березов, упоминает о рисунках сопровождавшего академика студента Т.Кенигсфельда с видами Березова [95].
Н.В.Султанов - один из первых исследователей, который на примере гравюр из книги голландца Н.Витсена попытался реконструировать облик древнего Якутска [136]. В своей статье, вышедшей в начале XX в. (1907 г.), он уделил внимание характеру графических изображений сибирских городов, выполненных иностранным художником в конце XVII в.
Основательным обзором ранних письменных источников о Сибири XVII -первой половины XVIII в. является научный труд А.И.Андреева «Очерки по источниковедению Сибири», опубликованный в двух выпусках в 1960 и 1965 гг. [13; 14]. Уделяя большое внимание вопросам происхождения, датировки, авторства летописных и картографических источников, А.И.Андреев лишь в отдельных случаях касается изобразительного материала, не описывая и не анализируя его.
До настоящего времени не собран воедино, не изучен и не описан комплекс графических изображений сибирских городов, выполненных иностранцами -путешественниками, послами в русском государстве. Книга М.П.Алексеева «Сибирь в известиях иностранных путешественников и писателей» (1941 г.) и на сегодняшний день является основным источником изучения текстов о Сибири XVIII - XVII в., составленных иностранцами. Однако, она не содержит полных сведений, касающихся изобразительной части приводимых в ней первоисточников. М.П.Алексеев подробно описывая некоторые карты Сибири, составленные иностранцами, лишь упоминает о наличии в рукописях «картинок» - иллюстраций, которыми они были снабжены. В труде М.П.Алексеева воспроизведены некоторые гравюры с изображением сибирских городов и острогов из книг Г.А.Шлейсинга, Н.Витсена и И.Идеса [5].
А.И.Андреев в одной из статей (1949 г.) касается сибирских зарисовок первой половины XVIII в. [12]. В отношении видов городов, помещенных в книге Н.Витсена, он повторяет Н.В.Султанова (1907 г.) [136]. Анализ изображений, помещенных в рукописи об экспедиции И.Н.Делиля, относится к рисункам этнографического характера. Графику других авторов А.И.Андреев не рассматривает.
Книга В.И.Кочедамова «Первые русские города Сибири», изданная в 1977г., снабжена обширным иллюстративным материалом [67]. Несмотря на то, что в издании приведены графические источники различного характера, автор как исследователь истории сибирского градостроительства описывает лишь планы городов, фрагментарно касаясь специфических особенностей рисунков «Чертежной книги Сибири» С.У.Ремезова.
О видах городов России, в том числе и сибирских, выполненных французским исследователем - путешественником Н.Г.Леклерком упоминает в своей статье (1978 г.) О.Б.Враская [32].
Автор атласа Сибири конца XVII в. с видами сибирских городов С.У. Ремезов представлен в опубликованных о нем работах, в основном, как картограф, географ и историк [11 (1940 г.), 13 (1960 г.), 16 (1999 г.), 38 (1965 г.), 39 (1978 г.), 42 (1990 г.), 103 (2003), 161 (1958 г.)]. Наиболее доступной для изучения является на сегодняшний день «Чертежная книга Сибири» С.У.Ремезова, изданная в 1882 г. и переизданная в факсимильном воспроизведении в 2003 г. Мало доступными остаются ранний атлас С.У.Ремезова под названием «Хорографическая книга» (изданный за рубежом Л.Багровым) (1958 г.) [161] и рукописная «Служебная чертежная книга», которая хранится в отделе редких книг Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге [прил. № 1, № 27] [прим. 0.1]. Л.А.Гольденберг, наиболее последовательно изучивший в публикациях 1965 -1990 гг. картографические произведения С.У.Ремезова, лишь подчеркнул значение «уникального графического изображения» сибирских городов, ряда острогов, монастырей на уездных картах, отметив, что они должны стать предметом для отдельного специального исследования [38; 39; 42].
Кроме сибирских работ из графического наследия С.У.Ремезова, не предпринята попытка изучения графического наследия других русских картографов и геодезистов, времени с конца XVII до начала XIX в.
Наиболее полно освящен вопрос о возникновении серии гравированных видов российских городов, где содержатся изображения городов Сибири XVIII в. Эта серия или, как ее называют, «Сюита», известная под названием «Собрание Российских и Сибирских городов», была выполнена русскими граверами Гравировальной палаты Академии наук по рисункам художников, сопровождавших экспедицию профессоров Академии наук Г.Ф.Миллера и И.Г.Гмелина в Сибирь в 1733-1743 гг. Так, М.А.Алексеева в своей убедительно аргументированной статье (1964 г.) атрибутировала и описала все гравированные листы серии. Ее исследование еще раз подтвердило документальное значение и высокие художественные качества всей «Сюиты» [6].
Рисунки Николая Шахова, выполненные, видимо, в конце XVIII - начале XIX в. водяными красками по миткалю, так называемые «шторки», содержащие изображения укрепленных пунктов на территории бассейна Оби - Обдорской крепости, Казымского и Ляпинского острогов, описал в своей статье (1949 г.) В.Н.Чернецов [154]. О них пишет и К.А.Болынева в небольшой статье (1949 г.) [21]. О характере и мотивах их появления делает предположение лишь К.А.Болыпева.
В своем основательном труде «Русский пейзаж XVIII - начала XIX века» А.А.Федоров-Давыдов (1953 г.) [144] ставит проблему русского видового пейзажа, говоря о разных принципах его изображения. Он уделяет довольно много место, целую главу, русским художникам, занимавшимся отображением видов городов. А.А.Федоров-Давыдов первым из искусствоведов охарактеризовал творчество графиков В.П.Петрова и Е.М.Корнеева, определив в нем черты перехода к новым принципам видового пейзажа XIX в., не останавливаясь подробно на сибирском периоде творчества этих мастеров.
Акварели Е.М.Корнеева с видами городов и острогов, выполненные художником в Сибири в ходе экспедиционной поездки по «Азиатской России», описывает в своей монографии Н.Н.Гончарова (1987 г.) [43]. Она, одна из немногих, анализирует их в русле развития русского искусства конца XVIII -начала XIX в. Н.Н.Гончарова также затронула тему заказа в видовой гравюре начала XIX в., не разрабатывая ее.
Т.М.Степанской в ряде статей были рассмотрены проблемы развития русского искусства начала XIX в. на примере анализа видов сибирских горных заводов из графического наследия В.П.Петрова. Т.М.Степанская рассмотрела те виды, которые содержали «сибирские архитектурные мотивы», в частности изображение Колывано-Воскресенских заводов на Алтае и Нерчинских заводов в Восточной Сибири. (1978 г., 1994 г., 1998 г.) [133-135].
Изобразительные источники конца XVII - XVIII вв. разные авторы используют для реконструкции облика сибирских городов, анализа их архитектуры и планировки. Накопленный исторический материал об архитектуре сибирского города освящает С.П.Заварихин, Н.П.Крадин в книге «Русское деревянное оборонное зодчество» (1988г.) [68], Т.С.Проскурякова в разделе «Города Сибири и Приуралья» многотомного издания «Русское градостроительное искусство» (1994 г.) [106], а также [153] (2002 г.), [152] (2003), [88] (2005) и др.
Предмет образа города стал популярным для изучения зарубежными, а затем и отечественными исследователями с 1970-х годов. При этом категория образа города рассматривалась в основном не с точки зрения «художественных» установок, - исследовался характер восприятия города с субъективной позиции отдельного жителя города, «повседневно воспринимающего формы его среды». Пожалуй, самым известным исследованием, в котором рассматривалась тема образа города с этой точки зрения, стала книга американца К.Линча (1982 г.) [77]. Выявляя социальную роль среды, К.Линч использовал для структурирования понятия образа современного города разработанные им самим типы исходных элементов, из которых строился «каркас» образного представления отдельного человека о среде (городе), в которой протекает его жизнь (пути, границы, зоны, узлы, ориентиры). Другими учеными в разное время ставилась проблема «образа окружения», «образа среды», освещавшаяся с позиций психологии, философии, эстетики, семиотики (Р.Барт, Р.Ледру и др.) или градостроительства (И.А.Бондаренко, А.В.Иконников, Е.И.Кириченко, В.Л.Глазычев, А.Э.Гутнов и
ДР-)
В последнее время исследователями совершаются попытки обратиться к теме образа российского города с других позиций. Г.З.Каганов в диссертации на соискание ученой степени доктора искусствоведения (1999 г.) [57] исследовал проблему городской среды через выявление особенностей взаимодействия обывательских» и художественных образов с использованием отражений города в произведениях изобразительного искусства разных эпох.
Ученые пытаются дополнить представление о строении и функционировании города с точки зрения «исторического своеобразия» с помощью ряда «неизменных элементов» - «констант» образа, где определенное место занимает образ города, формирующийся под влиянием произведения искусства. Этому, на примере Екатеринбурга, посвящена кандидатская диссертация И.А.Игнатьевой (2000 г.).
Большое количество авторов, обращающихся к теме города, исследуют характер современного им города. При этом вопросы исторического развития образа остаются недостаточно изученными. Отдельные авторы обращали внимание на различные аспекты отражения темы города в изобразительном искусстве, рассматривая образ города на примерах городов Европы и Востока времени Средневековья и Возрождения [56 (1996 г.); 132 (1996 г.)]. В освещении темы образа русского города отечественные ученые обращались, как правило, к искусству XVIII в., сформировавшему архитектурный облик Москвы и Санкт-Петербурга [8] (2003 г.), [51] (1994 г.).
В настоящее время появились исследования проблем формирования образного пространства города в произведениях искусства на протяжении довольно большого промежутка времени. В этом отношении выделяется монография Г.З.Каганова (2004 г.) [58], посвященная Санкт-Петербургу.
Вопросы типологии графических изображений русского города исследователей занимали их отчасти. А.А.Федоров-Давыдов в монографии (1953 г.) [144] уделил внимание развитию художественных подходов к изображению города в России с XVI до начала XIX столетия. Он перечисляет и анализирует характерные черты видовых изображений, появлявшихся в России до начала XIX в. Рассматривая видовые изображения с целью выявления в них пейзажных характеристик, А.А.Федоров-Давыдов в качестве примеров приводит изображения
Москвы и Санкт-Петербурга, и лишь в отдельных случаях обращается к видам некоторых других городов.
В искусствоведческой практике предпринимались попытки изучения отдельных графических источников XVII-XIX в., на которых запечатлены виды сибирских городов. Однако, комплексного исследования, посвященного выявлению массива графических изображений сибирских городов, анализу причин, породивших их появление, определению графических типов изображений, их эволюции, до сих пор предпринято не было. Авторы не обращались к специальному исследованию архитектурного образа сибирского города на основе графического наследия (гравюр, рисунков, акварелей).
Объектом настоящего исследования является комплекс графических изображений XVII - начала XIX в., на которых запечатлены виды сибирских городов. К ним относятся изображения на географических картах, графические материалы научных экспедиций, натурные зарисовки, гравюры, в том числе помещенные в качестве иллюстраций в книги. Всего рассмотрено сто восемнадцать изображений. При этом понятие «сибирский город» здесь предполагает разные типы поселений: крепости-остроги, некогда бывшие форпостами на границах новых российских земель, города - административные центры, города-заводы, порты, торговые, сельскохозяйственные и промышленные поселения.
Предметом исследования является архитектурный образ сибирских городов.
Границы исследования. Территориальные границы охватывают все новые российские земли Зауралья, присоединенные к России с XVII в. с городами Западной Сибири (Верхотурье, Пелым, Туринск, Тюмень, Тобольск, Сургут, Тара, Нарым, Березов, Обдорск, Томск), «к югу лежащие места по Колыванской и Кузнецкой линии» (Кузнецк, Усть-Каменогорск, Барнаул), Средней Сибири (Туруханск - Новая Мангазея, Енисейск, Красноярск, Абакан), а также Восточной
Сибири и российского Дальнего Востока (Иркутск, Илимск, Удинск, Селенгинск, Кяхта, Нерчинск, Якутск Охотск, Петропавловск, Колымские остроги).
Временные границы приняты в пределах от начала XVII до начала XIX в., когда происходило первоначальное накопление графических изображений сибирских городов. Исследуемый период обусловлен целостностью (единством) факторов: во-первых, мотивом появления изображений (наличием заказа или частной инициативы автора), во-вторых, стилистическими изменениями в изобразительном искусстве, развитием исторической, научной и художественной мысли России. Нижняя граница исследования определилась согласно началу реализации геополитических интересов России на северо-востоке азиатского континента и соответствует времени начала освоения ее зауральских территорий и возникновения первых русских укрепленных поселений в Сибири в конце XVI -начале XVIII в. Верхняя граница определена рубежом XVIII - XIX веков. Главным в определении условной границы начала XIX в. стало то, что в графике с видами сибирских городов можно усмотреть важное изменение. Графические изображения, передающие архитектурный образ города, утрачивают развернутую информативность. Художественный замысел произведения выступает как синоним образа среды. Начинает формироваться представление о ценности отдельного городского уголка, часто в единении с природой.
Цель исследования - выявить основные особенности отражения архитектурного образа сибирского города в графических изображениях XVII -начала XIX века.
Задачи исследования:
- выявить графическую коллекцию изображений сибирских городов XVI - начала XIX в.;
- дать обоснование исторической периодизации времени формирования и накопления массива графических изображений сибирских городов;
- рассмотреть причины появления изображений сибирских городов;
- выявить имена художников - авторов изображений;
- изучить особенности построения графических изображений сибирских городов.
Методика исследования. В ходе подготовки диссертации применялась комплексная научная методика. Источниковедческий характер определил системное и последовательное изучение отечественных и зарубежных графических источников - рисунков, гравюр, акварелей, книжных изданий с оригиналами гравюр. Изучались специальные труды по истории сибирских городов, графические и текстовые материалы. Метод исторического анализа предопределил сравнительно-аналитический характер исследования; изучение проведено хронологически, в соответствии с историческими этапами развития изобразительного искусства и архитектуры в целом. В диссертации предложен принцип типологии как метод исследования передачи архитектурного образа города; комплекс графических изображений городов Сибири исследован через эволюцию их типов.
В ходе настоящей работы изучение процессов накопления комплекса графических изображений и проблем формирования заказа проводилось параллельно (одновременно), что предопределено поисковым характером исследования. При этом предложенный в диссертации вариант последовательности расположения материала (глав) позволил сначала рассмотреть процессы появления заказа как побудительного момента к появлению изображений сибирских городов (первая глава), затем реконструировать исторические процессы накопления комплекса графических изображений (вторая глава), чтобы перейти (в третьей главе) к изложению результатов научной интерпретации собственно графических изображений.
Источниками исследования стали текстовые, картографические и графические материалы, в том числе коллекции изображений сибирских городов, которые к началу XXI в. накоплены и сосредоточены в ведущих библиотеках, музеях и архивах России: Российской национальной библиотеке (Санкт
Петербург), в научных библиотеках Российской Академии наук и Российской академии художеств, Российской государственной библиотеке (Москва), Государственном Историческом музее, Государственном Русском музее, Российском государственном архиве древних актов, Российском государственном военно-историческом архиве, Российском государственном историческом архиве, архиве Военно-морского флота России, Санкт-Петербургском филиале архива Российской Академии наук, архиве Русского географического общества. Использованы отдельные материалы из краеведческих музеев сибирских городов Барнаула, Иркутска, Красноярска, Кяхты.
Научная новизна работы состоит в следующем:
- впервые комплексно исследовано графическое наследие изображений сибирских городов продолжительного периода времени (XVII - начало XIX в.);
- извлечены и введены в научный оборот ранее не задействованные в архитектуроведении и искусствознании исторические графические источники, отражающие архитектуру сибирского города, в частности гравюры Г.И.Унферцахта;
- выявлены имена авторов графических изображений сибирских городов XVII -начала XIX в.; составлен словарь авторов графических изображений и авторов книг с иллюстрациями-изображениями сибирских городов XVII - начала XIX в., включающий 40 имен;
- впервые рассмотрены особенности отображения архитектурного образа сибирского города в типах графических изображений.
Практическая значимость работы. Результаты исследования внедрены в учебные лекционные курсы по истории архитектуры и градостроительства Сибири и истории художественной культуры Сибири, читаемые на архитектурной специальности в Красноярской государственной архитектурно-строительной академии. Материалы диссертации будут востребованы при реконструкции исторического облика сибирских городов, их архитектурно-пространственных характеристик. Могут быть использованы в профессиональной работе художников, режиссеров, сценаристов театра и кино, мастеров изобразительного искусства, кураторов художественных выставок; подготовленный аннотированный каталог графических изображений сибирских городов и словарь имен авторов изображений будут использоваться в практике искусствоведческих исследований.
На защиту выносятся:
- обоснование видов заказа как основного мотива появления отдельных изображений и формирования графических коллекций изображений сибирских городов;
- историческая периодизация времени формирования комплекса графических изображений сибирских городов;
- графическая типология исторических изображений сибирских городов в развитии;
- принцип типологии как метод исследования передачи архитектурного образа города.
Апробация основных положений диссертации осуществлена в форме публикаций автора (6 статей). Отдельные аспекты исследования доложены 'на научных конференциях в Омске (Омский художественный музей им. М.А.Врубеля, 2003 г.), Барнауле, Красноярске (Красноярский художественный музей им. В.И.Сурикова, 2005 г.; Красноярская государственная архитектурно-строительная академия, 2005 г.).
Структура и объем работы. Диссертация включает введение, три главы, заключение, примечания, библиографический список, список архивных источников, а также приложения материалов: таблицы (иллюстрации), каталог графических изображений и словарь имен авторов изображений. Общий объем диссертации составляет 187 страниц текста с библиографическим списком и 144 страницы приложений, в том числе 93 таблицы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 18.00.01 шифр ВАК
Культурный ландшафт исторического города Сибири2005 год, кандидат архитектуры Скуднева, Марина Валерьевна
Голландская гравюрная марина XVII века2011 год, кандидат искусствоведения Берницева, Виктория Андреевна
Градостроительная роль архитектурных ансамблей площадей в формировании общественных центров городов Западной Сибири XVII - XX вв.2004 год, кандидат искусствоведения Бондаренко, Татьяна Викторовна
Архитектурно-градостроительное развитие городов Западного Забайкалья (Баргузин, Селенгинск, Улан-Удэ, Кяхта) до начала XX в.2008 год, кандидат архитектуры Гурьянов, Михаил Валериевич
История Верхотурья (1598-1926). Закономерности социально-экономического развития и складывания архитектурно-исторической среды города2002 год, кандидат исторических наук Корчагин, Павел Анатольевич
Заключение диссертации по теме «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», Ракова, Вера Борисовна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обширный комплекс графических изображений сибирских городов, накопленный в XVII - начале XIX в., отражает процесс градостроительного, культурного освоения и развития территории Сибири. Наравне с литературными текстами и записками современников графические изображения с видами сибирских городов представляют ценный содержательный источник. Причиной (мотивом) появления коллекций изображений сибирских городов стал заказ. Заказ мог быть государственным и, в меньшей мере, частным. Государство являлось заказчиком большинства документальных графических изображений видов городов. Это было связано в основном с научным заказом, определенным рамками академических инструкций. При выполнении государственного заказа, как проявления прагматического интереса со стороны Российского государства, преследовалась цель - отражение и демонстрация масштабов новых российских владений в Сибири. Отдельным мотивом могла стать частная инициатива, не скованная рамками «заказных» правил.
Обстоятельства заказа также определяли и то, что, несмотря на отдаленность Сибири от столицы, с конца XVII до начала XIX в. авторами изображений с видами сибирских городов в основном являлись столичные мастера.
Накопление комплекса графических изображений сибирских городов с XVII до начала XIX в. происходило несколькими этапами.
Первый этап отражает процесс появления графических изображений первых сибирских острогов, соответствует времени зарождения и развития представлений о северо-восточных окраинах России (XVI - середина XVII в.). Первые изображения сибирских городов на картах отражали часто гипотетические (иногда фантастические) представления их авторов о Сибири и имели условный характер.
Второй этап определяется временем широкомасштабных работ по картографированию территории Сибири, последовавших за первоначальным градостроительным освоением зауральских территорий, по сути, начальным периодом реализации геополитических интересов России на северо-востоке азиатского континента (конец XVII - начало XVIII в.). В связи с реализацией государственного интереса появляются первые графические изображения сибирских городов, выполненные по государственному заказу, в том числе - как отражения свидетельств очевидцев-путешественников в Сибирь.
Исходя из того, что русские поселения в Сибири начинают формироваться как города в большинстве лишь к XVII в. и для их изображений художники не имели подходящих исторических прототипов, сделан вывод, что виды сибирских городов конца XVII — начала XVIII в. положили начало формированию иконографической коллекции сибирских городов.
Третий этап - развития сибирского города и накопления знаний о нем -соответствует времени развития научной и культурной мысли, осуществления организованных исследований сибирских территорий (середина XVIII - последняя четверть XVIII в.). Это один из самых плодотворных этапов. В это время появляются виды городов Сибири и Дальнего Востока, которые оказались в пределах территории научного исследования крупных академических экспедиций. Реализуя рекламные цели, пропагандируя широту имперских владений, государство явилось заказчиком первой русской графической серии видов сибирских городов, в которой отразился обобщенный архитектурный образ города.
Конец XVIII - начало XIX в. стал периодом организации государственных экспедиций административного характера. Художники - выпускники Академии художеств - члены экспедиций рисовали сибирские города, лежащие на путях следования. Также в этот период времени в Сибири в местах, подведомственных Кабинету его императорского величества, работали художники по личному указу императора. В начале XIX в. со стилевыми изменениями в искусстве на смену восприятию города как научно и социально значимого организма пришло обновленное представление художника о собственном предназначении как авторатворца. Теперь художник трактует архитектурный образ сибирского города через единение архитектуры, ландшафта и предметной среды жизни человека-горожанина. Новый, художественный, подход к передаче архитектурного образа сибирского города в графике определил четвертый этап - конец XVIII - начало XIX в.
В становление иконографии сибирских городов XVII - начала XIX в. внесли вклад, как русские, так и иностранные авторы. Санкционированный доступ на территорию Сибири привел к тому, что в Сибирь попадали лишь те из иностранцев, которые состояли на русской государственной службе. Причина появления недостоверного, часто фантастического архитектурного образа сибирского города была обусловлена недостатком сведений о далекой и труднодоступной территории и, отчасти, во второй половине XVIII в., европейской традицией создания архитектурных фантазий.
Широкий круг факторов влияет на механизмы складывания и изменения тех или иных представлений об отражении архитектурного образа города в произведении изобразительного искусства (развитие наук, культуры, уровень профессиональной подготовки, навыки и предпочтения художника-автора и проч.). При этом особенности отражения архитектурного образа сибирского города по-разному проявились в различных типах графических изображений: топографическом, смешанном топографическо-панорамном, фронтальной панораме, глубинно-пространственной панораме, локальном виде.
Виды сибирских городов топографического типа выполнялись художником как составные элементы изображений обширных территорий Сибири, выполненных с высоты птичьего полета, с достаточно подробной прорисовкой элементов природного ландшафта, путей следования в Сибирь и другими проявлениями хозяйственной деятельности человека. Как правило, изображения такого типа давали общие представления о пространственной и планировочной структуре поселений. Первые изображения сибирских городов (на географических картах С.У.Ремезова) отмечали результат «означивания», факт владения русским государством огромной территорией Сибири.
Позднее топографический тип изображения проявился «отголоском смысла» определения географического места не только для городов, но и для людей, животных и др., как неотъемлемых составляющих элементов бытия. Так (в «шторках» Н.Шахова) память художника из народной среды, удерживающая в себе образы иконописи и народного искусства - родной ему культурной традиции, повлияла на его интерпретацию архитектурного образа сибирских острогов.
При формальном подходе к интерпретации видов топографического типа по сути не изменялось информативно-содержательное наполнение «производных» изображений. Как, например, произошло в гравюрах из книги Н.Витсена: стремление создать видимость действительности стало причиной применения •законов перспективы и светотени в изображении сибирских городов. Кстати это способствовало привнесению из европейской гравюры на русскую почву нового художественного метода.
Смешанный топографическо-панорамный тип объединяет те графические виды, в которых изображение собственно города уже наравне представлено с изображением топографических характеристик местности, либо немного уступает ситуационным свойствам его природного окружения.
Появление названного типа изображений характеризует время путешествий в Сибирь иностранцев. Знания (как предположения или непосредственный опыт) о сибирском ландшафте применены ими в гравюрах при создании органичного с природой образа сибирского города. Использование художниками точки взгляда, приближенной к уровню земли, и приема построения изображения по «планам», основанных на опыте европейской системы изображения городов, привели к необходимости решения новых пространственных задач, к «опробованию» новых принципов построения.
В изображениях XVIII в. архитектурный образ сибирского города приобрел признаки, соответствующие представлению об «идеальном» городе — расположенном на берегу реки, обращенном к ней фасадом с главными архитектурными объектами. В диссертации этот тип изображения назван фронтальной панорамой.
Теперь в архитектурном образе города, переданном приемами фронтальной панорамы, особое значение приобретал силуэт. С одной стороны, это требовало решения задачи пространственной организации изображения, с другой являлось попыткой придания символического значения небесному пространству над русским городом, куда устремлялись купола и шпили всех церквей и соборов. Фронтальная панорама достойно демонстрировала построенный на могучей сибирской реке новый город - по подобию архитектурному образу новой северной столицы России, основанной на берегу Невы и многократно запечатленной на гравюрах современников. Поэтому появление большого количества изображений сибирских городов, выполненных по типу фронтальной панорамы, объясняется расширением государственного заказа на них и совпадает со временем деятельности больших научных экспедиций в Сибири.
Виды сибирских городов, выстроенные по принципу глубинно-пространственной панорамы, испытали идеи регулярности из европейской модели пространственного мышления, привнесенные иностранными художниками второй половины XVIII века. В содержании архитектурного образа сибирского города на французских гравюрах второй половины XVIII в. превалирует мировоззренческое начало эстетики эпохи Просвещения. При этом архитектурный образ некоторых сибирских городов мог быть изложен авторами как гипотетический. Его особенностью стало отсутствие прагматической нацеленности на соответствие образа города его реальному облику; здесь идея и форма превалируют над действительностью.
Архитектурный образ сибирского города, отображенный в таком типе изображения как локальный вид, уже совершенно не обладал полной, развернутой информативностью. Город «распадался на части», художник пытался заключить смысл главного в «малом», локальном виде. Это подготавливало почву для развития жанра камерного городского пейзажа.
Изменение архитектурного образа сибирского города в различных типах изображения дает основание сделать вывод об общем характере этого развития: движения от общего - к частному, внимания от целого города - к отдельному городскому объекту.
В целом, архитектурный образ сибирского города, отображенный в различных типах, характеризует определенный уровень информативности о городе. Архитектурный образ сибирского города, имея в топографическом типе изображения ярко выраженный структурный характер, далее все больше приобретает характер пейзажного видения. К началу XIX в. архитектура города начинает восприниматься как бы попутно, но не из-за невнимания к ней, а по причине углубленного интереса к природе. В отражении архитектурного образа сибирского города становится важной среда окружения не «высвечивающая» цельность городской структуры, а «укрывающая» его в природном окружении (кущах деревьев, разливах реки, складках гор). И каждому типу изображения сибирского города соответствует своя, неповторимая образная эстетика видения.
Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Ракова, Вера Борисовна, 2005 год
1. Аделунг, Ф. О древних иностранных картах России до 1700 года / Ф.Аделунг. СПб., 1840. 90 е.
2. Адлер, Б.Ф. Карты первобытных народов / Б.Ф.Адлер // Труды географического отделения. Выпуск 2. Известия императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. СПб., 1910.
3. Азизян, И.А. «Образ мира» или «картина мира» как методологическая категория / И.А.Азизян // Вопросы теории архитектуры. Образ мира в архитектуре / НИИТАГ РАСЫ / Под ред. И.А.Азизян. М., 1995. С. 3-6.
4. Алексеев, А.И. Охотск колыбель русского тихоокеанского флота / А.И.Алексеев. Хабаровск, 1958. 158 е., илл.
5. Алексеев, М.П. Сибирь в известиях иностранных путешественников и писателей. Введение, тексты и комментарий. XIII-XVIII вв. / М.П.Алексеев. Иркутск, 1941. 612 е., илл.
6. Алексеева, М.А. Собрание Российских и Сибирских городов. Серия гравюр XVIII века / М.А.Алексеева // Сообщения Государственного Русского музея. Л., 1964. С. 65-75.
7. Алексеева, М.А. Гравировальная Палата Академии наук XVIII века / М.А.Алексеева, Ю.А.Виноградов, Ю.А.Пятницкий. Гравировальная Палата Академии наук XVIII века: Сб. документов. / Отв. ред. Б.В.Левшин. Л., 1985. 294 е., илл.
8. Алексеева, М.А. Михайло Махаев мастер видового рисунка XVIII века / М.А.Алексеева. СПб., 2003. 448 е., илл.
9. Алексеева, Т.В. Владимир Лукич Боровиковский и русская культура на рубеже 18-го 19-го веков / Т.В.Алексеева. М., 1975. 421 е., илл.
10. Английские путешественники о Московском государстве в XVI веке. Пер. с англ. Ю.В.Готье: Отдельный оттиск. [Б.д., б.м. Нач. XX в.]
11. Андреев, А.И. Труды Семена Ремезова по географии и этнографии Сибири XVII XVIII вв. / А.И.Андреев // Проблемы источниковедения. Сборник третий: Труды института истории Академии наук СССР. М.- Л., 1940. С. 85 - 126.
12. Андреев, А.И. Сибирские зарисовки 1-й половины XVTII века / А.И.Андреев // Летопись Севера I. М.- Л., 1949. С. 123-135.
13. Андреев, А.И. Очерки по источниковедению Сибири. Выпуск 1. XVII век. / А.И. Андреев. М.-Л., 1960. 279 с.
14. Андреев, А.И. Очерки по источниковедению Сибири. Выпуск 2. XVIII век (первая половина) / А.И.Андреев. М.-Л., 1965. 362 с.
15. Багров, Л.С. Карты Азиатской России / Л.С. Багров. Петроград, 1914. 86 е.
16. Байдин, В.И. Лицевая книга Сибири / В.И.Байдин // Сибирская икона. Омск, 1999. С. 234-244.
17. Баландин, С.Н. Оборонная архитектура Сибири в XVII в. / С.Н.Баландин // Города Сибири, управление и культура городов Сибири в досоветский период. Новосибирск, 1974. С. 7 37.
18. Белл, Д. Записки Д. Белла о путешествии в Пинскую империю в 1719 -1722 гг. / Д.Белл // Русско-китайские отношения в XVIII веке. Том I: 1700 1725. М., 1978. С. 498-554.
19. Бенкендорф, А.Х. Мое путешествие на край ночи и к границам Китая / А.Х.Бенкендорф //Наше наследие. М., 2004, № 71. С. 60-80.
20. Бернанден де Сен-Пьер. Индийская хижина / Бернанден де Сен Пьер // Французская повесть XVIII в. М., 1989. С. 513-541.
21. Болыпева, К.А. Стилевые композиции панно Н.Шахова из коллекции МАЭ / К.А.Болыпева // Сб. науч. трудов Музея антропологии и этнографии. Л., 1949, т.10. С. 34-38.
22. Бондаренко, И.А. Идея царственности в архитектуре Москвы XVI XVII вв. / И.А.Бондаренко // Проблемы истории архитектуры. Часть 2. Архитектура вконтексте истории культуры. Тезисы докладов всесоюзной научн. конф. / ВНИИТАГ. М., 1990. С. 19-22.
23. Бондаренко, И.А. Сила образа в архитектурной традиции / И.А.Бондаренко // Архитектура в истории русской культуры. Вып. 3. Желаемое и действительное / НИИТАГ РААСН и др. / Отв. ред. И.А.Бондаренко. М., 2001. С. 14-18.
24. Борисовская, Н.А. Старинные гравировальные карты и планы XV-XVII вв. Из собрания ГМИИ им. А.С.Пушкина. / Н.А.Борисовская. М., 1992. 269 е., илл., карт.
25. Бусева-Давыдова, И.А. Западные влияния в русской архитектуре XVII в. / И.А.Бусева-Давыдова // Проблемы истории архитектуры. Часть 2. Архитектура в контексте истории культуры. Тезисы докладов всесоюзной научн. конф. / ВНИИТАГ. М., 1990. С. 161-162.
26. Быконя, Г.Ф. Картографическое изучение приенисейского края в XVIII в. / Г.Ф.Быконя // География и хозяйство Красноярского края. Тезисы докладов краевой научно-практической конференции. Красноярск, 1975. С. 176-181.
27. Веденин, Ю.А. Проблемы номинации культурных ландшафтов / Ю.А.Веденин, М.Е.Кулешова // Культурное наследие Сибири. Вып. 5: Сб. науч. статей. / Алт. ГУ / Под ред. Т.М.Степанской. Барнаул. 2004. С. 4-6.
28. Вдовина, М. Изография архитектуры в миниатюрах Ремезовых / М.Вдовина // Культурное наследие Сибири. Вып. 5: Сб. науч. статей. / Алт.ГУ / Под ред. Т.М.Степанской. Барнаул. 2004. С. 39 55.
29. Виды русских городов XVII-XIX века / Вступ. ст. М.К.Гуренок М., 1983, выпуск 1.
30. Виды русских городов XVII-XIX века / Вступ. ст. М.К.Гуренок. М., 1987, выпуск 2.
31. Враская, О.Б. Отечественные города в гравюре (кроме Москвы и Ленинграда) / О.Б.Враская // Фонд гравюр как источник изучения архитектуры русских городов / Гос. публ. библ. им. М.Е.Салтыкова-Щедрина. Л., 1978. С. 103131.
32. Врангель, Ф.П. Путешествие по северным берегам Сибири и по Ледовитому морю, 1820 1824 / Ф.П.Врангель. М., 1948. 456 е., илл.
33. Глазычев, В. Л. Мир архитектуры (Лицо города) / В.Л.Глазычев,
34. A.Э.Гутнов. М., 1990. 352 е., илл.
35. Гнучева, В.Ф. Материалы для истории экспедиций Академии наук в XVIII XIX веках. С 1717 по 1903 год / В.Ф.Гнучева // Труды архива АН СССР. Вып. 4. М.-Л., 1940. 120.
36. Гнучева, В.Ф. Географический департамент Академии Наук 18 века /
37. B.Ф.Гнучева// Архив Академии наук СССР. Труды. М.Л., 1946. 445 е., карт.
38. Голицын, Н.В. Портфели Миллера/Н.В.Голицын. М., 1899. 150 с.
39. Гольденберг, Л.А. Семен Ульянович Ремезов сибирский картограф и географ. 1642 - после 1720 гг./ Л.А.Гольденберг. М., 1965. 262 е., илл.
40. Гольденберг, Л.А. Атласы Сибири С.У.Ремезова как источник для истории сибирских городов / Л.А.Гольденберг // Города Сибири. Эпоха феодализма и капитализма. Новосибирск. 1978. С. 163 171.
41. Гольденберг, Л.А. Каторжанин сибирский губернатор. Жизнь и труды Ф.И.Соймонова (1692 - 1780) / Л.А.Гольденберг. Магадан, 1979.287 е., илл.
42. Гольденберг, Л.А. Михаил Спиридонович Гвоздев, нач. XVIII в. после 1759 г. / Л.А.Гольденберг. М., 1985. 172 е., илл.
43. Гольденберг, Л.А. Изограф земли сибирской: Жизнь и труды Семена Ремезова / Л.А.Гольденберг. Магадан, 1990. 391 е., илл.
44. Гончарова, Н.Н. Е.М.Корнеев. Из истории русской графики начала XIX века / Н.Н.Гончарова. М., 1987. 382 е., илл.
45. Готье, Ю. Известия Пальмквиста о России / Ю. Готье // Археологические известия и заметки. СПб., 1898, № 3-5. С. 65-98.
46. Губарев, К. Обдорск/КГубарев //Современник. СПб., 1863,№ 11. С. 219-234.
47. Даль, В. Толковый словарь в четырех томах / В.Даль. М., 1991. Т. IV. 686 с.
48. Добрицына, И.А. Европейское барокко и русская загородная усадьба / И.А.Добрицына // Архитектура мира. Материалы конференции «Запад Восток: взаимодействие традиций в архитектуре». Выпуск 2. / ВНИИТАГ / Под ред. Н.Смолиной. М., 1993. С. 38-45.
49. Донин, А.Н. Debotio moderna и пейзажи Альбрехта Альтдорфера / А.Н.Донин // Проблемы развития зарубежной живописи. Сб. по учебно-методическим вопросам. / Институт им. И.Е.Репина. Л., 1990. С. 12-20.
50. Заварихин, С.П. В древнем центре Сибири / С.П.Заварихин. М., 1987. 168 е., илл.
51. Зарицкая, О.И. Акварели Франческо Кампорези из Сергиииево-Посадского музея-заповедника / О.И.Зарицкая // Памятники русской архитектуры и монументального искусства: столица и провинция. М., 1994. С. 140- 161.
52. Игнатьева, И.А. Развитие образа исторического города / И.А.Игнатьева // Диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры. Новосибирск, 2000. 17 с.
53. Идее Исбрант, Бранд Адам. Записки о русском посольстве в Китай (16921695) / И.Идес, А.Бранд / Автор вст. ст. Казанина. М., 1967. 404 с.
54. Иконников, А.В. XVII век к искусству ансамбля и ансамблю искусств / А.В.Иконников // Вопросы теории архитектуры. Образ мира в архитектуре / НИИТАГ РАСЫ / Под ред. И.А.Азизян. М., 1995. С. 125-168.
55. История Сибири. Т. 2. Сибирь в составе феодальной России. / История Сибири. Д., 1968. 538 е., илл.
56. Каганов, Г.З. Город в картине и «на самом деле» / Г.З. Каганов // Город и искусство: субъекты социокультурного диалога. / Сост. Степугина Т.В. М., 1996. С. 197-210.
57. Каганов, Г.З. Образы городской среды в массовом сознании и в искусстве / Г.З.Каганов // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора искусствоведения. М., 1999. 73 с.
58. Каганов, Г.З. Санкт-Петербург: Образы пространства / Г.З.Каганов. М., 2004. 232 е., илл.
59. Кириллов, В. В. Тобольск / В. В. Кириллов. М., 1984. 240 е., илл.
60. Кириллов, В.В. Организованное строительство городов в Московском государстве / В.В.Кириллов // Градостроительство Московского государства XVT -XVII веков. М. С. 7-58.
61. Кириченко, Е.И. Искусство и государь Николай Павлович / Е.И.Кириченко // Архитектура мира. Вып. 4. / ВНИИТАГ. М., 1995. С. 68-74.
62. Кирпичников, А.Н. Россия XVII века в рисунках и описаниях голландского путешественника Николааса Витсена / А.Н. Кирпичников. СПб., 1996. 208 е., илл.
63. Киссель, М.А. Французское Просвещение и наука / М.А.Киссель, Т.И.Ойзерман, Э.Ю.Соловьев и др. М., 1989. 171 с.
64. Козак, Я. Изображения городов СССР в иконографическом атласе Orbis Terrarum / Я.Козак, И.Полишенски // Русский город (проблемы городообразования). Вып. 3. / МГУ/Под. Ред. В.Л.Янина. М., 1980. С. 84-94.
65. Копылов, А.Н. Очерки культурной жизни Сибири XVII начала XIX в. / А.Н. Копылов. Новосибирск, 1974. 252 е., илл.
66. Кочедамов, В.И. Тобольск. (Как рос и строился город) / В.И. Кочедамов. Тюмень, 1963. 156 е., илл.
67. Кочедамов, В.И. Первые русские города Сибири / В.И. Кочедамов. М., 1977. 190 е., илл.
68. Крадин, Н.П. Русское деревянное оборонное зодчество / Н.П. Крадин. М., 1988. 190 е., илл.
69. Крашенинников, С. Описание земли Камчатки, сочиненное Степаном Крашенинниковым, академиком наук, профессором / С.Крашенинников. С.Пб., 1786. Т.1. 438 е., илл., карт. [Т.2]. 319 е., илл.
70. Кротов, М.А. Иностранцы в дореволюционной Якутии / М.А.Кротов // Сб. науч. статей. Вып. IV. / Якутский республиканский краеведческий музей им. Ем. Ярославского. Якутск, 1966. С. 142 169.
71. Кузнецов, С. Вольный каменщик Петрополя / С.Кузнецов // Наше наследие. М., 2001, №59-60. С. 29-45.
72. Ланг, Л. Записки Л.Ланга о поездке в Пекин / Л. Ланг // Русско-китайские отношения в XVIII веке. Том I: 1700 1725. М., 1978. С. 487- 497.
73. Ласковский, Ф. Материалы для истории инженерного искусства в России. Часть I / Ф.Ласковский. СПб., 1858. 90 е.
74. Лебедева, Г.С. Город «ядро» мира у Витрувия / Г.С.Лебедева // Вопросы теории архитектуры. Образ мира в архитектуре. М., 1995. С. 37-60.
75. Левитин, Е.С. Голландский офорт 17 века / Е.С.Левитин // Очерки по истории и технике гравюры. М., 1987. С. 245- 276, илл.
76. Линч, К. Образ города / К.Линч. М., 1982. 327 е., илл.
77. Лондон в гравюре конца XVII первой половины XIX века / Каталог выставки / Автор вступ. ст. и сост. каталога Л.А.Дукельская. Л., 1984. 80 е., илл.
78. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII начала XIX века) / Ю.М.Лотман. СПб, 1994. 399 е., илл.
79. Майничева, А.Ю. Деревянные церкви Сибири XVTI века. Формы, символы, образы / А.Ю .Майничева. Новосибирск. 2000.
80. Мартынов, А.Е. Живописное путешествие от Москвы до китайской границы Андрея Мартынова, советника Академии художеств / А.Е.Мартынов СПб. 1819.
81. Межов, В.И. Сибирская библиография / В.И.Межов. СПб., 1891. 485 с.
82. Мильчик, М.И. Панорамные изображения северных архитектурных ансамблей в древнерусской живописи 2-й пол. XVI 1-й пол. XVIII вв. / М.И.Мильчик // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Л, 1975. 24 с.
83. Минерт, Л.К. Памятники начального этапа градостроительства в Сибири / Л.К.Минерт // Памятники истории археологии и архитектуры Сибири. Сб. науч. Трудов / Сиб. отд. АН СССР и др.; Отв. ред. О.Н.Вилков. Новосибирск, 1989. С. 80-107.
84. Минцлов, С.Р. Исследование Корера и Бычкова «Некоторые немецкие сочинения о России конца XVII и начала XVIII веков» / С.Р.Минцлов // Сто лет
85. Императорской Публичной библиотеки. Библиографические отрывки. Б.д., б.м. Кон. XIX в.
86. Михайлова, М.Б. Архитектурные зарисовки кватроченто с античных памятников / М.Б. Михайлова // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М, 1972. 16 с.
87. Можайцева, Н.В. Градостроительная летопись Енисейска XVII — XX веков / Можайцева Н.В., Царев В.И. Красноярск, 2005. 163 е., илл.
88. Муравьев, А.В. Очерки истории русской культуры IX XVII вв. / А.В.Муравьев, А.М.Сахаров. 336 е., илл.
89. Наврот, М.Н. Окладная книга Сибири / М.Н.Наврот // Проблемы источниковедения. T.V. М., 1956. 186 с.
90. Никитин, Н.И. Сибирская эпопея XVII века. Начало освоения Сибири русскими людьми / Н.И.Никитин. М., 1987. 176 е., илл.
91. Оглоблин, Н.Н. Источники Чертежной книги Сибири Семена Ремезова / Н.Н.Оглоблин. СПб., 1891. 12 с.
92. Ополовникова, Е.А. Русские крепости в сибирском Заполярье / Е.А.Ополовникова // Памятники быта и хозяйственное освоение Сибири. Сб. статей. Новосибирск, 1989. С. 64 75.
93. Панченко, A.M. Русская культура в канун петровских реформ / А.М.Панченко. Л., 1984. 206 с.
94. Пекарский, П. Путешествие академика Николая Юсифа Делиля в Березов в 1740 году / П.Пекарский // Приложение к IV-му тому записок Имп. Академии наук. СПб., 1865. 70.
95. Петряев, Е.Д. Нерчинск. Очерки культуры прошлого / Е.Д.Петряев. Чита, 1959. 124 е., илл.
96. Пилипенко, В.Н. О некоторых особенностях развития русского пейзажа первой половины XIX века / В.Н.Пилипенко // Проблемы развития русскогоискусства. Сб. науч. трудов. Выпуск XIV / Институт им. И.Е.Репина. JL, 1981. С. 58-73.
97. Письма и донесения иезуитов о России конца XVII и начала XVIII века. -СПб. 1904. 382 с.
98. Попов, А.И. Томск / А.И.Попов. М., 1959. 132 с, илл.
99. Попов, И.И. Минувшее и пережитое. Сибирь и эмиграция / И.И.Попов. JI., 1924. 290 с.
100. Постников, А.В. Развитие картографии и вопросы использования старых карт/ А.В.Постников. М., 1985. 214 е., илл., карт.
101. Постников, А.В. Развитие крупномасштабной картографии в России / А.В.Постников. М., 1989. 230 е., илл., карты.
102. Преображенский, А.А. Урал и Западная Сибирь в конце XVI начале XVIII века / А.А.Преображенский. М., 1972. 392 с.
103. Принцева, Г.А. К истории создания гравировальных видов городов Сибири и Поволжья / Г.А. Принцева // Труды Гос. Эрмитажа. Вып. XI. JL, 1970. С.57-62.
104. Проскурякова, Т.С. Города Сибири и Приуралья / Т.С.Проскурякова // Градостроительство Московского государства XVI XVII веков. М., 1994. С. 103140.
105. Раушенбах, Б.В. Пространственные построения в древнерусской живописи /Б.В.Раушенбах. М., 1975. 184 е., илл.
106. Раушенбах, Б.В. Пространственные построения в живописи / Б.В.Раушенбах. М., 1980. 288 е., илл.
107. Резун, Д.Я. Очерки истории изучения сибирского города конца XVI -первой половины XVIII века / Д.Я.Резун. Новосибирск, 1982. 221 с.
108. Резун, Д.Я. Очерки истории изучения сибирского города. XVIII век / Д.Я.Резун. Новосибирск, 1982. 209 с.
109. Ремезов, С. Краткая Сибирская летопись (Кунгурская) / С.Ремезов. СПб., 1880.
110. Ремезов, С. Чертежная книга Сибири, составленная тобольским сыном боярским Семеном Ремезовым в 1701 год / С.Ремезов. СПб., 1882. 58 с.
111. Ремезов, С. Чертежная книга Сибири, составленная тобольским сыном боярским Семеном Ремезовым в 1701 год / С.Ремезов. М., 2003. Факсимильное издание. В 2-х томах. 176 е., илл.
112. Ровинский, Д.А. Словарь русских граверов / Д.А.Ровинский. СПб, 1895.
113. Романов, Ю.И. Образ, знак в искусстве. /Философско-методологический аспект/ / Ю.И.Романов // Учебно-методическое пособие / Институт им. И.Е.Репина. Л., 1991. 132 с.
114. Россия XVIII в. глазами иностранцев / Сборник. Подгот. текстов и вступ. ст. Ю.А.Лимонова. Л., 1989. 542 е., илл.
115. Рыбаков, Б.А. Русские карты Московии XV начала XVI века / Б.А.Рыбаков. М., 1974. 111 е., илл., карт.
116. Самойлов, В.А. Семен Дежнев и его время / ВЛ.Самойлов. М., 1945. 152 е., илл.
117. Сарычев, Г. А. Путешествие по северо-восточной части Сибири, Ледовитому морю и Восточному океану / Г.А.Сарычев. М., 1952. 326 е., илл.
118. Сафронов, Ф.Г. Город Якутск в XVII-начале XIX веков / Ф.Г.Сафронов. Якутск, 1957. 72 е., илл.
119. Святуха, О.П. К вопросу о специфике пространственных построений в русском портрете конца XVII века / О.П.Святуха // Наследие и современность. (Искусство России). Сб. науч. Статей / Институт им. ИЕ.Репина. СПб., 1992. С. 3-7.
120. Сибирские города. Материалы для их истории XVII и XVIII столетий. Нерчинск, Селенгинск, Иркутск. М., 1886.
121. Сибирь XVIII века в путевых описаниях Г.Ф.Миллера // История Сибири. Первоисточники. Новосибирск, 1996. 312 с.
122. Сидорова, М. Новооткрытые мемуары графа Бенкендорфа как исторический источник / М.Сидорова // Наше наследие. М., 2004, № 71. С. 55-59.
123. Силин, Е.П. Кяхта в XVIII веке / Е.П.Силин. Иркутск, 1947. 89 е.
124. Слабуха, А.В. Градостроительное освоение Приенисейского края в XVII -XX веках / А.В.Слабуха. Красноярск, 1998. 204 с.
125. Словцов, П.А. Историческое обозрение Сибири / П.А.Словцов. СПб., 1886. 675 с.
126. Соколов, Б. Зеркало России / Б.Соколов // Наше наследие. М., 2002, № 6364. С.63-64.
127. Соколова, Т.М. Глазами современников. Русский жилой интерьер первой трети XIX века / Т.М.Соколова, К.А. Орлова. JL, 1982. 184 е., илл.
128. Спафарий, Н.М. Сибирь и Китай / Н.М.Спафарий. Кишинев, 1960. 516 с.
129. Стародуб, Т.Х. Идея города в средневековом изобразительном искусстве Востока / Т.Х.Стародуб // Город и искусство: субъекты социокультурного диалога. / Составитель Т.В.Степугина М., 1996. С. 217 222.
130. Степанская, Т.М. Виды сибирских заводов в графическом наследии В.П.Петрова / Т.М.Степанская // Проблемы развития русского искусства. Выпуск X. АХ СССР. Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина. JL, 1978. С. 39-45.
131. Степанская, Т.М. Архитектура Алтая XVII начала XX вв. / Т.М.Степанская. Барнаул, АГУ, 1994. 182 е., илл.
132. Степанская, Т.М. Служили отечеству на Алтае / Т.М.Степанская. Барнаул, 1998. 109 е., илл.
133. Султанов, Н.В. Остатки Якутского острога и некоторые другие памятники державного зодчества в Сибири / Н.В.Султанов // Известия Императорской археологической комиссии. Выпуск 24. СПб., 1907. С. 34-65.
134. Сыроватский, А.Д. Экспедиция И.И.Редовского в Якутию и к охотскому морю (1806 1807 гг.) / А.Д.Сыроватский, А.М.Черников // Сб. науч. статей / Якутский республиканский краеведческий музей им. Ем. Ярославского. Якутск, 1966. Вып. IV. С. 170-191.
135. Титов, А. Сибирь в XVII веке. Сборник старинных рукописных статей о Сибири и прилежащих к ней землях / А.Титов. М., 1890. 216 с., илл.
136. Тверской, A.M. Русское градостроительство до конца XVII века / А.М.Тверской. Л.-М., 1953.
137. Тобольск. Материалы по истории города. М., 1885. 163 с.
138. Токарев, В.П. Художники Сибири XIX века / В.П.Токарев. Новосибирск, 1993.115 с., илл.
139. Тулишень. Записки участника первого китайского посольства в России / Тулишень. // Русско-китайские отношения в XVIII веке. Том I: 1700 1725. М., 1978. С. 437-483.
140. Унферцагт, Г.И. Записки Унферцагта о путешествии в Цинскую империю в 1719 — 1722 г. / Г.И.Унферцагт // Русско-китайские отношения в XVIII веке. Том I: 1700 1725. М., 1978. С. 555 - 584.
141. Федоров-Давыдов, А.А. Русский пейзаж XVIII начала XIX вв. / А.А. Федоров-Давыдов. М., 1953. 583 е., илл.
142. Федоров-Давыдов, А.А. Русский пейзаж XVIII начала XX вв. / А.А.Федоров-Давыдов. М., 1986. 304 е., илл.
143. Фель, С.Е. Картография России XVIII века / С.Е.Фель. Москва, 1960. 226 е., илл., карт.
144. Флетчер, Дж. О государстве Русском / Дж.Флетчер // Проезжая по Московии. (Россия XVT-XVII веков глазами дипломатов). М., 1991. 368 е., илл. (с. 25- 138).
145. Флоренский, П. Обратная перспектива / П.Флоренский // Философия русского религиозного искусства XVI XX вв. Антология. Выпуск I. Сокровещница русской религиозно-философской мысли. М., 1993. С. 247-264.
146. Фрадкин, Н.Г. С.П.Крашенинников / Н.Г.Фрадкин. М., 1974. 60 е., илл., карт.
147. Французская иллюстрация XVIII в. в собрании Эрмитажа. Каталог выставки. Автор вступ. статьи и сост. Каталога Л.Т.Исаченко. Л., 1982. 55 е., илл.
148. Французская повесть XVII века: Пер. с франц. / Сост., вступ. ст., коммент. А.Д.Михайлова. М., 1989. 592 с.
149. Царев, В.И. История градостроительства в центральной Сибири до начала XX века / В.И.Царев. Красноярск, 2003. 208 е., илл.
150. Черная, М.П. Томский кремль середины XVII XVIII в.: Проблемы реконструкции и исторической интерпретации / М.П.Черная. Томск, 2002. 187 е., илл.
151. Чернецов, В.Н. Быт ханси и манси по рисункам XIX в. / В.Н.Чернецов // Сб. науч. трудов Музея антропологии и этнографии. Л., 1949, т. 10. С. 17-20.
152. Шерстобоев, В. Илимская пашня / В.Шерстобоев. Иркутск, 1949. Т. 1. 596 с.
153. Шершеневич, Г. Остатки старины в Березовском крае / Г.Шершеневич // Журнал Министерства внутренних дел. СПб., 1844, ч. 5. С. 494-507.
154. Швидковский, Д.О. Псевдоготика в русской архитектуре 1770 1780-х гг., ее английские источники и западно-европейские аналогии / Д.О.Швидковский // Архитектурное наследство. Вып. 44 / ВНИИТАГ РААСН / Отв. ред. И.А.Бондаренко. М., 2001. С. 136-146.
155. Шибанов, Ф.А. О некоторых вопросах из истории картографирования Сибири XVII века / Ф.А.Шибанов // Ученые записки Ленинградского ГУ. Серия географических наук. Вып. 5. Л., 1949. С. 270 306.
156. Шишова, Л.М. Россия XVI-XVIII в. глазами иностранцев. По материалам отдела картографии, эстампов и иностранного книжного фонда (отделение «Россика») / Л.М.Шишова, Л.В.Фролова. / Гос. публ. библ. им. М.Е.Салтыкова-Щедрина. Л., 1990. 33 с.
157. Bagrov, L. The Atlas of Siberia by Semyon U.Remezov / L. Bagrov. Facsimil epition with an introduction by Leo Bagrov mouton & со. Gravenhage, 1958.
158. Chappe d'Auteroche, J. Voyage en Siberie . contenant les Usages des Russes, et T'Etat actuel de cette Puissance; la Descriptiongeographique et le nivellement de la Route de Paris a Tobolsk . Tom premier. / J.Chappe d"Auteroche. Paris, 1768.
159. Delile, N. Histoire generale des voyages, ou nouvelle collection de toutes les relations de vorages. /N.Delile. Amsterdam, 1779.
160. Harvey, P.D.A. The history of topographical maps, symbols, pictures and surveys / P.D.A.Harvey. London, 1980.
161. Ides, E. I. Drie-jarige Reize naar China, te Lande gedaen door den Moscovitisfcen Abgezant E. Isbrants Ides / E. I. Ides. Amsterdam, 1704.
162. Le Clerc, N. G. Histoire physique, morale, civile et politique de la Russie. / N. G. Le Clerc. Paris, 1783-1784. Vol. 1-3; Paris, 1783 1793-1794. Vol.1-3. Atlas inf.
163. Monumenta Sibiriae. Guellen zur Geschichte Sibiriens und Aliskas aus russichen archiven. Justus Perthes Verlag Gotha. 1996.
164. Schleissing, G. A. Neuentdecktes Sieweria. Worinnen die Zobeln gefangen werden. / G. A. Schleissing. Hartmann, 1693.
165. Unverzagt, G.I. Die Gesandschaft Ihro Kaiserl. Majest von Gross russland an den sinesischen Kaiser. 1719 aus St.-Petersburgnach. / G.I. Unverzagt. Pekin. Lubec, 1725.
166. Witsen, N. C. Noord en Oost Tartaryen / N. C.Witsen. Amsterdam, 1705.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.