Архитектурно-художественные особенности интерьера дворцов омейядского периода в Иордании ( VII-VIII вв.н.э.) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат наук Альшурман Али Салем Хуйсейн
- Специальность ВАК РФ17.00.04
- Количество страниц 185
Оглавление диссертации кандидат наук Альшурман Али Салем Хуйсейн
2.3.1 Каср Аль-Харана
2.3.2 Кусайр Амра
2.3.3 Каср Хишам
ГЛАВА 3. Синтез искусств в интерьерах иорданских дворцов Омейядского периода
3.1 Художественная отделка интерьеров, роль и специфика орнаментов
3.2 Оборудование и предметы декоративного искусства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Библиография
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК
Архитектурные и идейно-художественные особенности дворцовых интерьеров Омейядского периода в Иордании (VII-VIII вв.н.э.)2019 год, кандидат наук Альшурман Али Салем Хусейн
Эволюция типов средневековой исламской архитектуры2006 год, доктор искусствоведения Стародуб, Татьяна Хамзяновна
"Китайская тема" в творчестве санкт-петербургских архитекторов и декораторов XVIII-XIX веков2008 год, кандидат искусствоведения Ян Чжи
Декоративные ткани и вышивки в убранстве императорских дворцов Петербурга и его пригородов в эпоху классицизма1999 год, кандидат искусствоведения Вершинина, Наталья Михайловна
Искусство сирийского интерьера: жилой дамасский дом XVIII-XIX веков2006 год, кандидат искусствоведения Кукуй, Елена Николаевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Архитектурно-художественные особенности интерьера дворцов омейядского периода в Иордании ( VII-VIII вв.н.э.)»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Архитектурно-художественные особенности исторических объектов, исследуемых в настоящей диссертации,
сегодня находятся в границах современной Иордании, именно здесь в VII-VIII веках нашей эры было расположено значительное количество дворцовых ансамблей, которые дошли до наших дней в различной степени сохранности. Проводимые ранее отдельные исследования по указанной проблематике, не могут раскрыть данную тему объемно. Она требует системного подхода, основанного на исследовании наиболее типичных объектов дворцовой исламской архитектуры, а также создания новой классификационной системы их декора и более широкое понимание стилистики архитектурных построек Иордании, что крайне сложно без использования существующего историографического опыта в области изучения декоративно-прикладного искусства. В ходе проведения своего диссертационного исследования автором сознательно выделены лишь два типа дворцовых сооружений: тип «Убежище» - Каср Алъ-харана, и тип «Халифский дворец» - Кусайр Амра и другие (например, Каср Хишам и ансамбль-замок Алъ-азрак). Особую актуальность имеет проблема датировок памятников дворцовой архитектуры в Омейядского периода Иордании. Ошибки здесь часто возникают из-за следования априори сформировавшимся представлениям о линейном развитии искусства вообще (и исламского, в частности) без учета влияния иных культурно-религиозных процессов на идейно-художественные программы архитектурных комплексов в данном регионе.
Предпринятый в диссертации подход представляет новый уровень систематизации художественных особенностей архитектуры Иордании, включает их в общий контекст искусства предметного мира страны и позволяет проводить полномасштабные сравнения между архитектурными традициями дворцовой архитектуры, обусловленными климатом,
характером местности и особенностями функционального назначения. На территории современной Иордании сохранились немногочисленные
памятники архитектуры указанного периода, по которым можно проследить тенденции развития архитектурно-художественных комплексов, характерные как для культуры арабского мира в целом, так и специфические для данного региона. Локальные сведения о предметном мире исторических дворцовых зданий «каср» (от глагола яксор): в переводе с арабского языка - это любое большое построенное из камня и облицованное здание, которое в те времена воспринималось как дворец, т.к. таких зданий было относительно мало. Сушествуют три основных типа дворцовых сооружений Иордании: «дворец народов» (караван-сарай), дворец халифа и дворец правосудия, имевших место в период правления халифов Омейядской династии (661-750 гг.).
Данная работа является актуальной еще и потому, что частично помогает разрешить проблемы идейно-художественных программ памятников дворцовой архитектуры Иордании, которые часто возникают при анализе интерьеров. Поскольку, внимание исследователей, в основном, уделяется новым (исламским) архитектурно-декоративным приемам и при этом игнорируется весьма влиятельное традиционное начало в региональном искусстве. Предметный мир дворцовых интерьера Иордании свидетельствует о последовательном развитии именно архаичных тенденций предшествующих и соседствующих с Исламом культур. Этот уникальный пример сосуществования построек с различными стилистическими характеристиками на одной территории позволяет проследить процесс формирования отдельных архитектурных и декоративных решений в искусстве региона в период правления Омейядов, составить объективное представление о специфике их развития.
Интерьеры дворцовых зданий Иордании демонстрируют разные грани проблемы межконфессиональных взаимодействий, так как на протяжении тысячелетий данный регион являлся местом пересечения и
взаимообогащения различных культурных традиций древних цивилизаций. Отступление от доминирующих культовых догм было важной чертой декоративно-прикладного искусства Иордании. Это вносило своеобразие в процесс развития мусульманской культуры Омейядского периода, которое было утрачено в других регионах по мере развития системы контроля в обществе со стороны ислама. Изолированность Иордании способствовала поиску художественных решений в опоре на самые разные и, как правило, предшествующие древние культурные пласты. Это сочетание изолированности и отступления от догм на начальном этапе развития мусульманской культуры предопределило уникальный характер интерьера дворцов в Омейядский период. Однако при всей индивидуальности исламской архитектуры Иордании действовали и более общие тенденции, которые предполагали синтез различных древних традиций и их дальнейшую интерпретацию в русле новых стилевых направлений и идей.
Таким образом, для области искусствоведения, архитектурного проектирования и сферы образования, закономерности формирования дворцовой архитектуры, их предметного мира Иордании представляют несомненный интерес. Хотя, справедливости ради стоит отметить тот факт, что в последнее время стали появляться работы, в которых исследование архитектуры культовых и светских сооружений рассматриваются в системной связке с общественно-религиозной парадигмой эпохи. К таковым работам можно с уверенностью отнести, например, диссертацию Тарханова С.А. «Архитектура синагог позднеантичного периода (Ш^П вв.) на территории северной Палестины: типология, композиции, декор». [41.] Сложности в исследовании дворцовой архитектуры Омейядского периода, помимо всего прочего, заключаются в повышенном внимании при анализе интерьеров к новым архитектурно-декоративным приемам, при том, что
исследователями часто игнорируются традиции древнего доисламского (во многом архаического) искусства. Хотя идейно-художественные программы, отраженные в предметном мире дворцовых интерьеров Иордании ясно свидетельствует об устойчивости и последовательном развитии именно архаичных форм и тенденций, в которые активно проникали различные элементы соседствующих с исламом культур. [41.] Этот уникальный пример сосуществования единых архитектурных объектов с различными стилистическими характеристиками на одной территории позволяет проследить процесс формирования общей идейно-художественной программы отдельных архитектурных и декоративных решений в искусстве Омейядского периода, и составить объективное представление о специфике их развития в данном регионе.
Тщательное исследование интерьеров дворцовых зданий Иордании демонстрируют различные грани сложной проблемы идейно-художественных межконфессиональных взаимодействий, поскольку на протяжении тысячелетий данный регион является местом пересечения и взаимодействия, различных культурно-религиозных традиций более древних и более развитых цивилизаций. При этом стоит отметить тот факт, что довольно свободное прочтение и интерпретация доминирующих культовых догм было одной из важных особенностей архитектуры и декоративно-прикладного искусства в Иордании. Это вносило своеобразие в процесс развития ранней мусульманской культуры Омейядского периода, которое было утрачено в дальнейшем и здесь и в ряде других регионов по мере развития системы контроля в обществе со стороны Ислама. Особая изолированность Иордании способствовала поиску художественных решений в опоре на самые разные, часто более древние, предшествующие культурные пласты. Это сочетание изолированности и отступления от догм на начальном
этапе развития мусульманской культуры предопределило уникальный характер архитектуры дворцов именно Омейядского периода. Однако при всей индивидуальности исламской архитектуры Омейядского периода в Иордании здесь имели место и более общие культурно-исторические тенденции, которые предполагали синтез различных древних традиций и их дальнейшую интерпретацию в русле новых религиозно-социальных идей и новых стилевых и стилистических направлений. Таким образом, для исследований и в области искусствоведения, и в области архитектурно-художественного проектирования, и в образовательном пространстве идейно-художественные закономерности формирования дворцовой архитектуры Омейядского периода в Иордании представляют несомненный интерес.
Степень разработанности темы.
Во многих исследованиях отечественных и зарубежных авторов анализируются этапы развития арабского зодчества в рамках эволюции арабского искусства: В.Л. Воронина, Н.К. Соловьёв (История интерьера. Древний мир. Средние века), Т. Кенаан (Архитектура традиционного жилого дома Дамаска конца XIX - начала XX веков), Л.И. Ремпель (Искусство Среднего Востока, 1978), Г.А. Пугаченкова (проблемы искусства Средней Азии) и др. Также искусствоведов разных стран привлекают элементы предметного мира интерьера исторических архитектурных зданий разного времени - ковровые и тканные изделия, мебель, керамика и т.д. (Б.В. Веймарн, Э.К. Кверфельд, Анри де Моран, Н.К. Соловьёв, Р. Саад, Е.Г. Яковлев, М.С. Дальманд, Д.Т. Райс). К.С Витзингер, Ш. Вейганд исследовали топографию старого города и подробно описали памятники архитектуры римского и византийского периодов.
Проводимые в Иордании местными университетами и Научной Королевской Ассоциацией исследования в области интерьера отражены в
трудах А. Аль-Фанди, А. Абдельбасет, Р. Аль-Шариф, И. Алыпейх. Вопросам архитектуры, адаптированной к региональным условиям посвящены труды С. Аль-Факих, А. Абу-Айаш, Т.Аль-Рифаи, А.Абдельмаджид. В ряде исследований рассматриваются условия влияния сходных природно-географических, климатических и социальных факторов на типологию дворцов в других странах (А.Н. Новрузи, Н.В. Оболенский, Т.Б. Рапопорт, А.Н. Римша, А. Хозам).
Во многих работах отечественных и зарубежных исследователей анализируется история развития арабского зодчества в контексте эволюции арабского искусства (В.А. Воронина, S. Abdel-Rahim, M.L. Abdulla, Т. Canaan. M. Ecochard, R. Spiers). Значительный интерес искусствоведов разных стран привлекают традиционные составляющие предметного мира бытового убранства омейядских дворцов - ковровые и тканные изделия, мебель, и т.д. (Б.В. Веймарн, Э.К. Кверфельд, А. Моран, А.А. Саада, Е.Г. Яковлев, M.S. Dimond, E. Hitchcok, C. Humbert, A.U. Pop, D.T. Rice).
Особенность отмеченных исследований состоит в их специализациях по отдельным важным вопросам. При этом общие принципы композиционно -художественных решений рассматриваемых в исследовании: архитектурных подходов, специфика в организации пространства, особенность декоративных свойств предметно-пространственной среды, общественной психологии населения, отражающей влияние исламских традиций и местных обычаев, практически не рассматриваются. Между тем, подобный подход во многом мог бы способствовать пониманию важнейших приемов художественной организации интерьера Омейядских дворцов в Иордании, во взаимосвязи всех составляющих предметной среды, своеобразии колорита и характерной исламской стилистики.
Вполне очевидно, что следование особенностям в организации интерьера дворцов, опирающееся на устойчивые исламской традиции, и в дальнейшем будет оставаться одним из важнейших факторов, способствующих поддержанию исторического своеобразия, которое на протяжении многих веков отличало арабскую культуру. Из этого следует, что в настоящее время особую актуальность приобретают исследования исламских традиций в самых разных областях, в том числе и в вопросах дворцовых комплексов: экстерьеров и интерьеров зданий; их образно-конструктивных особенностей; характерных исторически сложившихся принципов в решении практических задач эстетического оформления. Об этом свидетельствуют расшифровка и трактовка отдельных надписей, входящих в композиции фресковых росписей, не утративших своего значения и в настоящее время.
Очень важным является этап археологических изысканий и работ по реставрации и консервации памятника, осуществленный в 1971-1973 гг. испанскими учеными из Национального археологического музея Мадрида под руководством М. Альмагро. Результаты их трудов по укреплению здания, расчистке фресковой живописи опубликованы в книге Almagro М., Caballero L., Zozaya I. Almagro A. Qusayr Amra. - Residencia у Baflos Omeyas en el desierto de Jordania. Madrid: Institute Hispano - arabe de cultura, (1975), где большое внимание уделено икусству эпохи династии Омейядов, своеобразию его содержания, эстетических принципов, стилистических форм.
Среди других ученых надо отметить таких исследователей, как К. Кресвелл, Т. Арнольд, Р. Эттингаузен, Ж. Марсэ, О. Грабар, чьи труды стали основополагающими в настоящем исследовании искусства Арабского халифата в целом и Омейядского периода, в частности. Автор опирался также на материалы исследований западных ученых, создавших ряд ценных
трудов по истории искусства народов арабского Востока. С различных позиций и в разнообразных аспектах эти проблемы освещены, начиная с 20 -х годов, в трудах Э. Херцфельда. Э. Кюнеля, Х. Дица, поднявших эту область искусства на серьезный научный уровень.
Различные стороны монументального живописного убранства Кусейр Амры освещались в работах А. Беера, П. Бэкер, Е. Паути, Ф. Заксля. Растущий интерес к историческим памятникам арабского искусства связан с ценной информацией, заключенной в нем, восстановление памяти о культуре и вкусах знати омейядского периода, а также демонстрации тесных связей арабского искусства с древними классическими, византийскими традициями и сильным влиянием восточных цивилизаций. Арабские ученые также полагают, что возрастание доминирующего влияния Омейядов в начале VIII века во многом обязано их древнему культурному наследию, оказавшему влияние на создание нового богатого иконографического репертуара живописи, который, как отмечает Г. Бише, имеет корни в греко-сирийских традициях. Ф. Зайяддин утверждает, что искусство Амры можно рассматривать как возрождение в VIII веке эллинистического искусства.
Важнейшая роль в процессе изучения арабской средневековой культуры и искусства принадлежит русским ученым. Среди них следует назвать имена Е.И. Кононенко, Б.П. Денике, О.Г. Большакова, Е.А. Беляева, Н.А. Виноградовой, В.П. Ворониной, О.И. Галеркиной, А.Г. Подольского, А.В. Сагадеева, И.Т. Фильштинского. Огромным исследовательским диапазоном, богатым знанием фактов, точностью и достоверностью интерпретации глубинных процессов, происходящих в арабском искусстве эпохи средневековья, выделяются работы Б.В. Веймарна и Т.П. Каптеревой.
Изучая один из актуальнейших аспектов искусства Ближнего Востока -проблему изобразительности Б.В. Веймарн обосновывает свою точку зрения
тем, что изобразительность в искусстве стран ислама опиралась на эстетические идеи и вкусы, непосредственно не связанные с религией, её эстетическая концепция создавалась на обломках античного миросозерцания и само искусство арабских стран «произрастало из старых его корней, уходя в глубь местных традиций». Значительный вклад в проблематику искусства рассматриваемого периода внесла Т.П. Каптерева, особенно в работе «О некоторых проблемах средневекового искусства арабо-мусульманских народов». Проведя убедительный анализ тех видов творческой деятельности, «которые развивались вне покровительства церкви», выделив придворную культуру, характерную для времени правления династии Омейядов, связанную с «миром дворца, в значительной степени миром искусственным и элитарным», она подчеркнула, что арабская архитектура «...в Средние века была всеохватывающим видом пластического творчества, основой синтеза, носителем основных эстетических концепций эпохи».
Важное значение для работы над диссертацией имело непосредственное изучение автором архитектуры и монументального искусства сохранившихся памятников. В результате этого исследования натурных объектов, автором была выполнена фото-фиксация современного состояния и внешнего облика сооружений, фресковой живописи в интерьерах, а также развертки стен с указанием местоположения росписей и их прорисовок. Важным объектом изучения стал ансамбль Кусейр Амра с его уникальной живописной программой, который остался вне пристального внимания русских ученых. Упоминания о нем в томах Всеобщей истории искусств и всеобщей истории архитектуры слишком кратки, не свободны от некоторых неточностей. В работах исследователей анализируется фресковая живопись, но на ограниченном иллюстративном материале. Очевидно, что исследование национальных традиций предметного мира дворцовых зданий приобретает
особую актуальность, поскольку позволяет сохранять и творчески обогащать представление о национальном культурном наследии.
Цель и задачи исследования. Целью данного исследования является всестороннее изучение сложения и развития культурного и исторического феномена дворцовых зданий в Иордании, выявления художественных традиций интерьеров, своеобразия становления и развития монументально-декоративного оформления интерьеров Омейядского периода в связи с региональными особенностями халифата и отражением этих аспектов в стилистике изучаемых объектов.
Раскрытие художественных и исторических закономерностей сложения в связи с указанными факторами позволяет обозначить несколько задач, которые обусловлены оценкой указанного явления с позиций исторической ретроспективы и традиций декоративно-прикладного искусства предметного мира исторических дворцовых зданий в Иордании:
- Представить историю и особенности зодчества дворцовых зданий в Иордании Омейядского периода в связи с культурными и историческими процессами в стране, охарактеризовать отражение в них доминирующих эстетических и этических концепций;
- Выявить типичные объекты дворцовой архитектуры Омейядского периода для подробного их изучения, установить применяемые при сооружении приемы строительных техник и технологий.
- Проанализировать функциональное зонирование помещений и архитектурно-планировочную структуру типичных объектов дворцовой архитектуры;
- Рассмотреть предметный мир исторических дворцовых зданий Омейядского периода в Иордании;
- Представить характеристику традиционной Иорданской орнаментики, ее
роль в организации художественного единства и синтеза интерьера дворцовых зданий и придания ему национальной узнаваемости.
Объектом исследования является архитектура и предметный мир дворцовых зданий в Иордании Омейядского периода, которые рассматриваются на примере образцов, исходя из их типологически-функционального назначения: караван-сарай, малый дворец, дворец, замок.
Предметом исследования являются художественно-образные связи искусства и классификационные параметры особенностей ранней архитектуры в культурной традиции Иордании, процессы формирования архитектурно-планировочных решений и декора интерьера дворцовых зданий Омейядского периода.
Методы и методика исследования базируются на системном художественном анализе, который позволяет рассматривать означенные явления в их взаимосвязи, и также в характере самих объектов, то есть включают в себя художественно-исторический метод, основанный на систематизации и анализе собранного материала, искусствоведческую интерпретацию решений по организации интерьера исторических дворцовых зданий в Иордании в Омейядский период. Важно было представить изучение раннего зодчества в обобщении и в сравнении археологических и этнографических данных. Центральным методом исследования художественно-исторического подхода к объекту является формально-стилистический анализ. Также важная методическая основа связана с оценкой источников историографии. Большая роль принадлежит экспедициям автора по изучаемому региону и собранному в результате источникового материала, который сопоставлен с материалами историографических данных.
Достоверность полученных результатов исследования обоснована натурной фиксацией объектов дворцовой архитектуры в Иордании, также привлеченной историографической базой, рецензированием статей автора при определении возможности их публикаций в журналах, рекомендованных ВАК, результатами обсуждений на научных конференциях представленных докладов, опубликованных материалов, решениями заседаний кафедры истории и теории декоративного искусства и дизайна МГХПА им. С.Г.Строганова.
Границы диссертационного исследования определяются: хронологическими рамками Омейядского периода (УП-УШ вв.) и географическими границами изучаемого региона. Используются также материалы соседних территорий (Ближнего Востока), являющихся частью исторического расселения арабов и оказавших влияние на развитие архитектуры в Иордании. Уделяется внимание аспектам национальных традиций или тем элементам архитектуры и предметного мира, в которых отражаются особенности арабской художественной культуры.
Научная новизна:
- Впервые были определены особенности формирования и развития как отдельных элементов предметного мира дворцовых зданий в Иордании, так и архитектурного ансамбля в целом в исторической ретроспективе с позиций их религиозной, общественной и бытовой функции. Это позволило обозначить главные художественно-композиционные закономерности архитектуры, декоративного убранства, мотивы, традиционные для предметно-пространственной структуры дворцов Иордании Омейядского периода.
- Предпринятый в диссертации подход представляет попытку систематизации художественных особенностей архитектуры в Иордании,
включает их в общий контекст искусства предметного мира страны и позволяет проводить сравнения между архитектурными традициями дворцовой архитектуры, обусловленными климатом, характером местности и особенностями функционального назначения.
- В научный оборот введена типология объектов дворцовой исламской архитектуры по функционально-декоративным свойствам с выделением типов «Халифский дворец» и «Убежище», рассмотрены вопросы архитектурной специфики основного объема сооружений, стилистической взаимосвязи различных элементов его общей структуры и деталей. Важным является и то, что аналогичных опубликованных исследований по вопросу архитектурных традиций регионов Ближнего Востока, оказавших влияние на зодчество в Иордании, не существует.
- Положения работы отчетливо выявляют доминирующее влияние исламских художественно-религиозных представлений в архитектурной традиции Омейядского периода в Иордании и выступают условием объективной оценки процесса развития архитектуры региона.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Исследуемая архитектура и факторы общего функционального значения всех дворцов, расположенных вне города, как путевых объектов на маршрутах паломничества или передвижения торговых караванов, обладают художественно-эстетическим своеобразием периода Омейядов.
2. Идейное наполнение дворцовой архитектуры и типов объектов зодчества Омейядского периода в Иордании определено в закономерностях архитектурно-планировочных решений, продиктованных функциями остановок в длительных перемещениях в сложных климатических условиях, что позволило
создать в определенный эстетический симбиоз в типах сооружений «Халифский дворец» и «Убежище».
3. Образная структура отражает историю подвижной культуры и демонстрирует связь между архитектурно -конструктивным обликом, развитием технологий строительства и обработки различных материалов. Важную роль играет характер отделки и облицовочного материала.
4. Установлена важность в образном отношении такого элемента архитектурно-планировочного решения дворцов как внутренний двор, его пропорции, что с функциональной точки зрения определялось климатическими условиями, местностью и требованиями безопасности.
5. Непосредственное художественное образное значение среды дворцов определено факторами сложения системы внутреннего декоративного убранства, принципами построения интерьера, использования различных приемов конструктивных решений наполнения декора символическим смыслом. Приведены доказательства того, что основной цветовой акцент в интерьере иорданских дворцовых зданий создавался мозаикой, фресками и коврами, используемыми в качестве напольного покрытия еще с доисламских времен, а также другими тканными изделиями.
6. Уникальность типов дворцов связана с их практической функцией, соотносящейся с композициями зданий практического назначения, но формирование художественного единства архитектуры и предметного мира интерьера иорданских дворцовых зданий во многом достигается за счет единого декоративного оформления их поверхностей на основе
использования традиционного искусства арабской исламской орнаментики.
Практическое значение.
Результаты исследования позволяют определить значимость сохранившихся объектов дворцовой архитектуры в Иордании, помогают выбирать методы их консервации и реставрации. Кроме того, результаты работы применимы в туристической и педагогической деятельности, также в области искусствознания, и в проектной деятельности архитекторов, искусствоведов и художников.
Личный вклад автора.
Автором проведена работа по фото фиксации объектов исследования, обработке полученных данных, изучению историографии вопроса, формированию научного текста, анализу и изложению материалов исследования и его результатов.
Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК
Архитектурно-художественная и предметно-пространственная среда традиционного китайского жилища Сыхэюань: XIII - XIX вв.2012 год, кандидат искусствоведения Чжао, Инна.
Интерьеры общественных зданий Барнаула 1930-1950-х гг.2012 год, кандидат искусствоведения Петракова, Лариса Дмитриевна
Готические мотивы в контексте развития русского жилого интерьера XIX века2005 год, кандидат искусствоведения Голубева, Ольга Николаевна
Интерьеры Большого Ораниенбаумского дворца XVIII - середины XIX века. История создания и опыт теоретической реконструкции2002 год, кандидат искусствоведения Павлова, Марина Анатольевна
Архитектура и интерьер усадебных домов эпохи классицизма на примере сохранившихся памятников Ленинградской области2008 год, кандидат искусствоведения Шмелев, Алексей Алексеевич
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Альшурман Али Салем Хуйсейн, 2018 год
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Абдол Хосейн Зарринкуб. Исламская цивилизация /Зарринкуб Абдол Хосейн. - М.: Андалус, 2004. - 206 с.
2. Альфан Луи Великие империи варваров. От Великого переселения народов до тюркских завоеваний XI века. / пер.с франц. Некрасова М.Ю. -М.: Вече, СПб.; Евразия, 2006. - 416 с. /
3. Аверинцев С.С. На границе цивилизаций и эпох: Вклад восточных стран римско-византийского мира в подготовку духовной культуры европейского средневековья // Восток-Запад: исследования. Переводы. Публикации. - М., 1985. / Аль-Самарай, Р. Исламская культура между
традицией и новаторством / Р. Аль-Самарай. - Саудовская Аравия, 2007. -200 с.
4. Аль Сакер Х. А.-Али. Орнаментальное искусство арабов периода Средневековья дис. кандидата искусствоведения / Х. А.-Али Аль Сакер. - М., 1984. - 146 с.
5. Абу Рас Р.А. Исламские орнаменты как источник дизайна и современных мебельных элементов / Р.А. Абу Рас: Маг-Дис., король Сауд университет. - Саудовская Аравия, 2008. - 109 с.
6. Анри де Моран История декоративно-прикладного искусства с древнейших времен до наших дней. - М.: В. Шевчук, 2013. - 643 с. / Бишарат Насим Фаузи. Народные праздники и фестивали в культуре в Иордании:
История и современность [текст]: дис.....канд. культурол. наук: 24.00.02 /
Насим Фаузи Бишарат. - Москва, 2000. -132 с.
7. Бренд Б. Искусство ислама / Барбара Бренд. - Ташкент: Издат. дом им. Гафура Гуляма, 2008. - 228 с.
8. Бретаницкий Л.С. Художественное наследие Переднего Востока эпохи феодализма: Избранные труды / Л.С. Бретаницкий. - М.: Советский художник, 1987. - 255 с.
9. Брунов Н.И. Очерки по истории архитектуры: в 2 т./ Н.И. Брунов. - М.: Центрполиграф, 2003 [1937]. Т. 1. - 398 с.
10. Буткевич Л.М. История орнамента / Л.М. Буткевич. - М: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008. - 267 с.
11. Всеобщая история архитектуры в 12 т. / Н. В. Баранов (гл. ред.). - М. : Стройиздат. -Т. 8 : Архитектура стран Средиземноморья. Африки и Азии VI-XIX вв. / Ю. С. Яралов (отв. ред.). - 1969. - 490 с.
12. Васильев Л.С. История религий Востока: Учеб. Пособие для студентов вузов - 2е изд., - М.: Высшая школа, 1988. - 416 с. Вейс Г. История
цивилизации: архитектура, вооружение, одежда, утварь /Г.Вейс // Иллюстрированная энциклопедия в 3-х томах. «Темные века», «Средневековье». 1У-Х1У вв. Т.П. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 1998 Н.А. С 147-148.
13. Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. Раболадельческий и феодальные периоды: Учебник для вузов.-М.: Стройиздат, 1984 - 376 с. ил. Гаврилюк Н.А. Тимченко Н.П. Ранние дворцовые памятники столицы Крымского ханства / Н.А.Гаврилюк, Н.П. Тимченко// V научные чтения памяти У. Боданинского: Тезисы докладов и сообщений международной научной конференции (Бахчисарай, 23-27 октября 2013 г.). Симферополь: Антиква, 2013. - С. 25. Гаврилюк Н.А., Ибрагимова А.М. Тюрбе хана Хаджи Герея (по материалам археологических исследований 2003-2008 гг.) / Н.А. Гаврилюк, А.М. Ибрагимова. - Киев; Запорожье: Дикое поле, 2010. - 176 с.
14. Герчук Ю.Я. Что такое орнамент. Структура и смысл орнаментального образа.-М.: РИП-холдинг, 2013. - 301 с. Гордлевский В. Государство Сельджукидов Малой Азии /В. Гордлевский. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941. - 204 с.
15. Гусейнов К. М. Аварские ковры и ковровые изделия конца XIX -начала XX века: автореф. дисс. ... к.и.н. / К.М. Гусейнов. - Махачкала, 2000. -26 с.
16. Денике Б.П. Архитектурный орнамент Средней Азии / Б.П. Денике -М.-Л.: Изд-во Всесоюзной Академии архитектуры, 1939. - 228 с.
17. Дэвид, Н. Мир Ислама / Н. Дэвид ; пер с англ. Н. С. Соколовой. - М.: Мир книги. 2007. - 192 с.
18. История искусства зарубежных стран. Средние века. Возрождение. Учебник / Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина; Академия художеств Российской Федерации. Под редакцией Ц.Г.
Нессельштраус. - 3-е изд., перераб. И доп. - М.: ЗАО «Сварог и Ко», 2003. -672 с. /Ислам. /Автор-сост. А.А. Ханников. Мн.: Книжный Дом, 2006. С. 7778.
19. Игнатенко А.А. В поисках счастья. Общественно-политические воззрения арабо-исламских философов средневековья. - М.: Мысль., 1989. -254 с.
20. Каган М.С. Проблема «Запад-Восток» в культурологи: взаимодействие художественных культур / М.С. Каган, Е.Г. Хилтухина. - М.: Наука, 1994. - 160 с.
21. Кареев Н. И. - Учебная книга истории Средних веков, Русская историческая библиотека, 2017.
22. Кирилко В.П. Архиологическое исследование мусульманских мавзолеев - дюрбе Бахчисарая / В.П.Кирилко // Stratum plus. № 6. Кишинев -Санкт-Петербург, 2005-2009. С. 439-466.
23. Кононенко Е.И. «Сельджукский портал»: архитектурная декорация как средство политической риторики /Е.И. Кононенко//Вестник С.-Птб. университета. Сер. 15. Искусствоведение. 2015. № 1. C. 134-144.
24. Куделин А.Б. Классическая арабоисламская поэзия / А.Б. Куделин. -М., 1973. - 139 с.
25. Лоренц Н.Ф. Орнамент всех времен и стилей/ Н.Ф.Лоренц. - М.: Белый город, 2007. - 720 с.
26. Кох Вильфрид Энциклопедия архитектурных стилей. Классический труд по европейскому зодчеству от античности до современности / Пер. с нем. - М.: ЗАО «БММ», 2011. - 528 с.
27. Моццати, Л. Исламское искусство / JI. Моццати: пер. с итал. Н.Ф. Зоновой. - М. : Арт Родник. 2012. - 388 с. \ Наджм ад-Дин Дайа ар-Рази. Лестница в Небо: Наука для влюбленных /Дайа ар-Рази Наджим ан-Дин. -
М.: Ансар, 2008. - 392 с. \ Акби (Акби Мохаммед ДК. Орнамент в народном искусстве Иордании. МВХПУ, 1993.
28. Орлов И.И. Орнаментальное искусство [Текст]: учеб. пособ. С грифом УМО. - Липецк: Изд-во ЛГТУ, 2015. - 78 с.
29. Петрова Л.Д. Фрески бань замка Кусейр Амра. Аспекты перцепции арабо-мусульманской культурой античного наследия // Актуальные проблемы теории и истории искусства. Вып. 2. СПб: НП-Принт, 2012. с. 5359.
30. Пиотровский М.Б. О мусульманском искусстве / М.Б. Пиотровский. -СПб.: Славия, Государственный Эрмитаж, 2001. - 148 с.
31. Пугаченкова Г.А. Пути развития архитектуры южного Туркменистана поры рабовладения и феодализма / Г.А. Пугаченкова. - М.: Изд-во АН СССР, 1958. - 491 с.
32. Расине О. Орнамент всех времен и стилей. Т. 1. Античное искусство, искусство Азии и Средних веков / О. Расине. - М.: Арт-Родник, 2004. - 267 с.
33. Рахманалиев Р., Империя тюрков. Великая цивилизация /Р. Рахманилиев. - М.: РИПОЛ классик, 2009. - 742 с.
34. Робинсон М., Ормистон Р. Ар деко. Лучшие произведения / пер. Е. К. Матвеевой. - М.: Арт-родник, 2010. - 51 с.
35. Роузентал Ф. Арабская средневековая культура и литература /Ф.Роузентал // Сб. статей. - М.: Наука, 1978. С. 150 - 162
36. Соловьев Н.К. История интерьера. Древний мир. Средние века / Н.К. Соловьев. - М.: В. Шевчук, 2007. - 350 с.
37. Стародуб-Еникеева Т. Сокровища исламской архитектуры /Т. Стародуб-Еникеева. - М.: Белый город, 2004. - 455 с.
38. Стародуб Т^. «Рибат и Ханака: Термин и архитектурный тип» / Т.Х. Стародуб // Международный ежегодник 2002 - 2003. СПб, 2004. С. 89 - 101
39. Р.К. Ходжатулла «Становление и развертывание пространственной структуры традиционной мечети Ирана : михраб, айван, купол» (МАРХИ, 2008).
40. Тарханова С.А. Архитектура синагог позднеантичного периода (Ш-У11 вв.) на территории северной Палестины: типология, композиции, декор. М.: Гос. Институт искусствознания, 2016)
41. Сурина М.О. Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре / М. О. Сурина. - М. : Ростов н/Д : Март 2003, - 288 с.
42. Тойнби, А.Дж. Ислам и Запад / А.Дж. Тойнби // Цивилизация перед судом истории: сб. - М.: Айрис-пресс, 2003. - 592 с.
43. Шарибжанова А.А. Влияние сельджукского стиля на исламскую архитектуру Крыма ХV-ХVI веков /А.А. Шарибжанова. - Харьков: Харьковский национальный университет, 2009. С. 157-162.
44. Шуази О. История архитектуры. В 2 томах/пер. с франц. - 4-изд. - М.: Издательство В.Шевчук, 2005. Том 2. - 708 с. Хмельницкий С.Г. Между Саманидами и монголами. Архитектура Средней Азии XI — начала XIII вв. Часть ¡/С.Г. Хмельницкий. - Берлин—Рига: Gamajun, 1996. - 336 с.
45. Фильштинский И.М. История арабов и халифата (750-1517) /И.М.Фильштинский М.: АСТ; Восток-Запад, 2001. - 349 с.
46. Хмельницкий С., Ходжа Машад / С. Хмельницкий. - Берлин-Рига: Оаша^п, 2001. - 237 с.
47. Хмельницкий С. Амир Хамза . Древнейшее деревянное здание и скульптурным декором /С. Хмельницкий. -Берлин-Рига: Gamajun, 2002. -221 с.
48. Шукуров Ш. М. Образ Храма / Ш. Шакуров. -М.: Прогресс-Традиция, 2002. -496 с.
49. Эль-Асад Али. Модернизация и социокультурное развитие в Иордании
в 30-90 годы XX века [текст]: дис.....канд. ист. наук: 07.00.03/Али Эль-Асад. -
Москва, 2001-126 с.
50. Яковлев Е. Г. Искусство и мировые религии. Издание второе, переработанное и дополненное / Е.Г. Яковлев. - М.: Высшая школа. 1985. -178 с.
51. Almagro, M., Caballero L., Almagro A. Qusayr Amra: residencia y Banos Omeyas en el desierto de Jordania. Madrid: Instituto Hispano-anabe de cultura, 1975
52. Arseven G. E. L' Art ьени Turc depuis son нивorigme jusqu' a nos jours. Istanbul: Devlet Basimevi, 1939. 305 p.
53. AslanapaX7MCF41G*5A****88 O. Turk Sanati. D. I-II. Istanbul: Kervan, 1984. 416 p.
54. Basheh, G. The second season of excavations at Hallabat, annual of the Department of Antiquities of Jordan. No. 26, 1982.
55. Bhatia A. Critical discourse analysis of political press conferences // Discourse & Society. Vol. 17 (2) / London: SAGE Publications, 2006. P. 173
56. Bisheh, G.n.d Hammam Al Serah in the light of recent exertions, unpublished.
57. Bronson B. Chinese and the Middle Eastern Trade in Southern Thailand during the 9th Century A.D. // Ibid. P. 186
58. Brown Malcolm. Lawrence of Arabia: the Life, the Legend. London: Thames & Hudson : [In association with] Imperial War Museum, 2005. 172 р.
59. Brunnow R. & Von Dama Zeswki, Die Provincia Arabia, Strasburg, 1905.
60. Butler, H.C. Anciant Architecture in Syria, Section Southern Syria, Part 3, Umm Idj.-Djimal, Leyden, 1913.
61. Bhatia A. Critical discourse analysis of political press conferences // Discourse & Society. Vol. 17 (2) / London: SAGE Publications, 2006. P. 173 -203.
62. Bouquet B., Riffault J. L'humour dans les diverses forms du rire // Vie sociale. Vol. 2 / Toulouse: ERES, 2010. P. 13 - 22.
63. Charaudeau Р. Un modèle socio-communicationnel du discours. Entre situation de communication et stratégies d'individuation [Электронный ресурс] // Médias et Culture. Discours, outils de communication, pratiques: quelle(s) pragmatique(s)? Paris: L'Harmattan, 2006. URL: http://goo.gl/sLkvdA (дата обращения: 09.02.2015).
66. Charaudeau P. Des catégories pour l'humour? // Questions de communication. Vol. 10 / Nancy: Presses Universitaires de Nancy, 2006. P. 19 -41.
67. Charaudeau P. Grammaire du sens et de l'expression. Paris: Hachette Éducation, 1992. 927 p.
68. Coulson S. Semantic Leaps: Fram-Shifting and Conceptual Blending in Meaning Construction. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. 304 p.
69. Fairclough N. Critical discourse analysis // The Routledge Handbook of Discourse Analysis. New York: Routledge. 2012. P. 9 - 20.
70. Fairclough N. The dialectics of discourse // Textus. Vol. 14 (2) / Genoa: Tligher-Genova Publishing Company, 2001. P. 231 - 242.
71. Gee J. An Introduction to Discourse Analysis: Theory and Method. New York: Routledge, 2011. 218 p.
72. Giarelli E., Tulman L. Methodological Issues in the Use of Published Cartoons as Data // Qualitative Health Research. Vol. 13 (7) / London: SAGE Publications, 2003. P. 945 - 956.
73. Leech G.N. Principles of Pragmatics. London: Longman, 1983. 250 p.
74. Butler, Howard Grospy, Ancient Architecture in Syria, In Princeton University Archeology Expeditions to Syria, Legden,1910.
75. Cahen C. Pre-Ottoman Turkey: a general survey of the material and spiritual culture and history c. 1071-1330. N. Y.: Taplinger Publishing Co, 1968. 480 p.
76. Carlier and Morion, Archaeological research at Qastal, Second Mission, 1985, ADAJ. XXXI, Amman: Department of Antiquities of Jordan, 1987.
77. Carlier and Morion, Oastal AlBolga and Ummayed Site in Jordan,1987.
78. Carlier, Patricha,Qastal, Chateau Umayyade. Doctorat DeTroislem Cycle, en Etudes Islamiycs,1984.
79. Conder, Lewis, Survey of Easter Palestine, London,1889.
80. Corbett, G.U.S. Investigation at Julianus Church at Umm El Jimal, the papers of the British school at Rome. No. 25, 1957.
81. Charaudeau Р. Un modèle socio-communicationnel du discours. Entre situation de communication et stratégies d'individuation [Электронный ресурс] // Médias et Culture. Discours, outils de communication, pratiques: quelle(s) pragmatique(s)? Paris: L'Harmattan, 2006. URL: http://goo.gl/sLkvdA (дата обращения: 09.02.2015).
82. Corkil p.a.,Structure and Architectural Design,1974.
83. Creswell, K.A.C., A short Account of Early Muslim Architecture, H.S.A. Penguin Books, 1958.
84. Charaudeau P. Des catégories pour l'humour? // Questions de communication. Vol. 10 / Nancy: Presses Universitaires de Nancy, 2006. P. 19 -
85. Creswell, K.A.C., «Architecture». In Edension Ross, Persian Art. Pp 51-59. London. Published by Luzac and Company,1930.
86. De Vries B. Urbanization in the Basalt Region of North Jordan, Shad II: Hadidi, Amman, 1985.
87. De Vries, B. Umm El Jimal "Gentile of the black desert" Al Kutba. Publishers Amman, Jordan, 1990.
88. Di Crocco V.M. References and Artifacts connecting the Myanmar Area with Western and Central Asia and China proper via the Ancient Southwestern Silk Route from ca. the 3rd Century B.C. to the 13th Century C.E. // Ancient Trades and Cultural Contacts in Southeast Asia. Bangkok, 1996. P. 171.
89. Fletcher, B., A History of Architecture, 19^' edition. Royal Inst, of Britisli Architectury, University of London,1987.
90. Graber E^Graber, O., Architecture of the Islamic World and Thames and Hudson,1978.
91. Hallet J. From Basra to Canton: Trade and Innovation in the Abbasid period // Hadith al-dar. 2008. No. 25. P. 22.
92. Hanson, H.W., History of Art. Ninth Printing. West Germany,1966.
93. Harrell, J. A. Stone in ancient Egypt. In H. Selin (ed.), Encyclopedia of the History of Science, Technology, and Medicine in Non-Western Cultures (2nd ed.), p. 2022-2026 (pt. 19). Dordrecht: Springer, 2008.
94. Jaussen and Savignac, Mission Archeologuiqe En Arabia. HI Les Chateaux Arabes DeOeseirAmra. I Iaraneh Et Tuba, TEXTE, and ATLAS,1922.
95. Knauf, A. Umm El-Jimal: An Arab town in the late antiquity, RB91, 1984.
96. Koprulu M. F. The Seljuks of Anatolia: their history and culture according to local muslim sources. Salt Lake City: University of Utah Press, 1992 [1943]. 141 p.
97. Krautheimer, C., Early Christion And Bvzantin Architecture, Baltimor, 1965.
98. Littmann, E. Greek and Latin Inscriptions in Syria: the Southern Hauran E.J. Brill, Leiden, 1910.
99. LLoyd. s, singer, s, Holmyard, E. and Hall, A. "Building in Brick and stone". In: "A Histoty of Technology", pp. 456-494, Oxford, Oxford University Press,1977.
100. Акби (Акби Мохаммед ДК. Орнамент в народном искусстве Иордании. МВХПУ, 1993.
101. Martine Aubry la nouvelle frondeuse // L'actualité en dessins [Электронный ресурс]. 2014. URL: http://goo.gl/kI1Ofp (дата обращения: 27.04.2015).
102. Matignon: Fabius aurait dit non à Hollande... // L'OBS [Электронный ресурс]. 2013. URL: http://goo.gl/jqYUeq (дата обращения: 06.06.2015).
103. Malcolm, A. R. "Some observations on Sculptured Stone Carding Techniques at lletra" Sumer, vol. 33, No. 1, pp. 135- 140. "Building in Brick and stone" In: A History of Technology PP: u 56-494. OXFORD: Oxford University Press.
104. Martinn, Henry, LArt Byzantin. Flammarion, paris,1957.
105. Medieval Islamic Civilization. An Encyclopedia. Vol. 2. London, New York, 2006. P. 694.
106. Misugi T. Changing Current of Chinese Export Porcelain from Celadon to Blue-andWhite // Ibid. P. 214-215.
107. Mollett J.W. Dictionary of Art and Archaeology. London, 1996. P. 303.
108. Musil, A., Kuseir Amra. kasiserliche Akademie der wissenshaften, Vienna,1907
109. Mandela's Health on the Up // Friday Mash [Электронный ресурс]. 2013. URL: http://goo.gl/ShBDGX (дата обращения: 11.02.2016)
109. Migrant Summit // The Times [Элекронный ресурс]. 2015. URL: http://goo.gl/F3Wk8p (дата обращения: 10.03.2016).
110. Norman D. Storia del materiale da costruzione, Milano, Il Saggiatore, 1965. (in Italian).
111. Origins and Repercussions oftlie architecture of the Umaaved palace in Amman, Studies in the History and Archaeology of Jordan 111, Amman: Department of Antiquities of Jordan,1987.
112. Osmanli mimarisi / Usul-i Mi'mari-i Osmani. Istanbul: Ç amlica, 2010 [1873]. 256 p.
113. Ousar Amra: Residencia V Banos Omcvas: en el desiertoe, Jordania, Institute Hispano - Arabe de Culture, Madrid, 1975.
114. Pancaroglu O. The Mosque-hospital complex in Divrigi: A history of relations and transitions // Anadolu ve Cevresinde ortaçag. Ankara, 2009. Vol. 3. Р. 169-198
115. Peters, F. E. The Nabateans in the Hauran, Jaos 97, 1977.
116. Paris truqués: de nouveaux soupçons! // L'OBS [Электронный ресурс]. 2012. URL: http://goo.gl/SNFHpd (дата обращения: 06.06.2015).
117. Petersen A. Dictionary of Islamic Architecture. L.; N. Y.: Taylor & Fransis, 2002. 342 p.
118. Pop, Arthura.,A Surwev of Persian Art. Vol. 11.111, London and New York: Oxford University,1967.
119. Fairclough N. Critical discourse analysis // The Routledge Handbook of Discourse Analysis. New York: Routledge. 2012. P. 9 - 20.
118. Fairclough N. The dialectics of discourse // Textus. Vol. 14 (2) / Genoa: Tligher-Genova Publishing Company, 2001. P. 231 - 242.
119. Rice, D.T., Islamic Art' London. Thames and Hudsun,1986.
120. Rogers M. Waqf and patronage in Seljuk Anatolia: the epigraphic evidence // Anatolian Studies. 1976. N 26. P. 69-103.
121. Rostoutzeff, M. Caravan Cities, New Yourk, 1971.
122. Sauvaget J. An Introduction to the Study of Muslim Ceramics // The Formation of the Classical Islamic World. Vol. 12. Aldershot, Burlington, 2003. P. 88-89.
123. Savvides A. G. C. Some major Seljuk, Persian and Ottoman sources regarding Byzantine-Seljuk relations (A bibliographical survey) // Mesogeios. 2005. № 25-26. C. 9-26.
124. Swain E. Analysing evaluation in political cartoons // Discourse, Context& Media. Vol. 1. / Amsterdam: Elsevier, 2012. P. 82 - 94.
125. Schlumberger D. Les fouilles de Qasr el-Heir Gharbi (1936-1938):
126. Rapport preliminaire II Syria. XX (1939). - P.195-238.
127. Sourdel-Tomine J.K Spuler B. Die Kunst der Islam. - Propylaen Kunstgeschichte. Bd. 4. Berlin, 1973. - 437 p.
128. Stanly 71; Rosser-Owen M.; Vernoit S. Palace and Mosque. Islamic Art from the Midlle East. London: V&A Publications, 2004. - 144 p.
129. Starchy, J. Les IncriptionsNabateennes et Histoire della Syrie Meridionaleed du Nord de la Jordanie, Hauran, Librairie Orientaliste, Paul Guuthner, Paris, 1985.
130. Stierlin H. Islam. /Architecture Mondiale Vol. 1. Les origines de Bagdad a Cordoue. -Paris: Taschen, 1996. - 240 p.
131. Willber, D. N «The Architecture of Islamic IRAN, The n Khanid Period». Princenton, 1955, p. 43.
132. Wolper E. S. Cities and Saints. Sufism and the transformation of urban space in medieval Anatolia. Pennsylvania: Penn State University Press, 2003. 152 p.
133. Wolper E. S. Understanding the public face of piety: philanthropy and architecture in late Seljuk Anatolia // Mesogeios. 2005. Vol. 25-26. P. 311-336
134. (https://ria.ru/report/20060404/45156945.html.2006).
135. (https ://www.google.ru/search)
136. The Franco-German Couple // Chappatte Cartoons [Электронный ресурс]. 2012. URL: https://goo.gl/eSFuvN (дата обращения: 13.05.2016).
137. The Scotsman cartoon: Hollande and Cameron // The Scotsman [Электронный ресурс]. 2014. URL: http://goo.gl/3cOZ2s (дата обращения: 10.03.2016).
138. The secret French weapon // Toonpool [Электронный ресурс]. 2014. URL: http://goo.gl/rmiQZk (дата обращения: 13.05.2016).
139. Tuesday, January 13, 2015 // Townhall [Электронный ресурс]. 2015.
140. URL: http://googl/TBNRn5 (дата обращения: 10.03.2016).
145. 35 ^ '1983 A*^ '^jjj? tjjbuiUj U-^j AUj^ ¿jj^ 'O^ 'v^ji
146. (Филип Хатти, История Сирии, Ливан и Палестина, вторая часть, Байрут,1983, 35 c.)
147. Van Dijk Teun A. Political discourse and political cognition [Электронный ресурс] // Politics as Text and Talk. Analytical approaches to political discourse. Amsterdam: Benjamins, 2002. P. 204-236. URL: http://goo.gi/iY4F9C (дата обращения: 09.02.2015).
149. 22^ '3 ^ 1977 ^jjj? 'ujj^I etikji .<^1« Ь^(Торайа Малхас. Омейядские халифы, Бейрут, 1977, 3 с. , 22 с.)
150. 22-21 '2006 '¿^ j jW^VI SjUJl '^LUUI АльСультани, Халид, Архитектура Ummayad, достижение и интерпретации, Дамаск, 2006, 21-22 с.).
151. 'oIjjjS^ AJl^ij t^U^jH jj^axjj ^i SJSJLAII AJJJAJI Ai^kJLoj.AC j^S '¿jjjJijc.
.1998 '^jjj^jj^.ij.^ uj^iij Aj^j^^jj
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.