Антропонимы в текстовом поле "кавалерист-девицы" Н.А. Дуровой: функционально-структурный аспект тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.01, кандидат наук Волкова, Кадрия Рафиковна

  • Волкова, Кадрия Рафиковна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Казань
  • Специальность ВАК РФ10.02.01
  • Количество страниц 156
Волкова, Кадрия Рафиковна. Антропонимы в текстовом поле "кавалерист-девицы" Н.А. Дуровой: функционально-структурный аспект: дис. кандидат наук: 10.02.01 - Русский язык. Казань. 2012. 156 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Волкова, Кадрия Рафиковна

Оглавление

Введение 4 Глава 1. Имя собственное в тексте литературного произведения и в жизненном пространстве H.A. Дуровой

1.1. Место проприальной лексики в пространстве художественного текста

1.2. H.A. Дурова в истории русской литературы первой половины

XIX века

1.3. Ономастическое пространство художественных текстов

H.A. Дуровой: общая характеристика

ю

Выводы

Глава 2. Структурно-этимологические характеристики

антропонимов в художественных текстах H.A. Дуровой

2.1. Структурная характеристика имен собственных

в художественных текстах H.A. Дуровой

2.1.1. Однословная антропонимическая модель

2.1.2. Двусловная антропонимическая модель

2.1.3. Трехсловная антропонимическая модель

2.2. Семантико-этимологический анализ антропонимов

в художественных текстах H.A. Дуровой

97

Выводы

Глава 3. Стратегии подачи антропонимической информации в тексте литературного произведения

3.1. Латентный характер поэтонимов в художественном

пространстве H.A. Дуровой

3.2. Апеллятивные детерминативы как информативные и коннотативные источники антропонимов в произведениях H.A. Дуровой

3.3. Способы интродукции имени и персонажа в художественных

текстах H.A. Дуровой

Выводы

Заключение

Использованная литература

Приложение

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Антропонимы в текстовом поле "кавалерист-девицы" Н.А. Дуровой: функционально-структурный аспект»

Введение

Осознание современным научным знанием фундаментального свойства человеческого языка - антропоцентризма - позволило литературной (поэтической) ономастике по-новому взглянуть на проблему «имя в тексте». Особенно четко осмысление художественных произведений проявляется в «поведении» в текстовом континууме имен собственных, так как «антропоцентрический по своей природе, язык со всеми его национально-специфическими чертами поступает в ведение писателя, который выстраивает из него художественный текст» [Арутюнова, 1995, с. 32].

Языковая индивидуальность писателя проявляется в ономастической лексике произведений, так как имя собственное предстает в качестве лингвистических компонентов, отобранных автором для реализации идейных и жанровых задач художественного текста.

В силу своей семантической емкости литературный антропоним - это «весьма экономичное средство непосредственной и косвенной характеристики персонажей, которая обычно раскрывается в контексте» [Фролов, 2005, с. 163]. В связи с этим особую актуальность приобретает осмысление функциональности антропонимических единиц в художественной прозе, изучение парадигматических и синтагматических связей имени в тексте как информационно-когнитивной системе языка.

Для России 2012 год ознаменован важной исторической датой - 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года. В памяти общества невольно всплывают имена героев и легендарных участников тех событий. К таким личностям принадлежит имя Надежды Андреевны Дуровой (1783-1866) -кавалерист-девицы, ординарца фельдмаршала М.И.Кутузова. Имя «русской амазонки» вписано и воспето не только в исторических документах и легендах. Еще при жизни Надежда Андреевна прославилась на литературном поприще: она написала целый ряд разножанровых произведений (рассказы,

повести, роман). Несправедливо забытое литературное наследие H.A. Дуровой высоко оценивал A.C. Пушкин: «Прелесть! живо, оригинально, слог прекрасный».

В настоящее время назрела необходимость возвращения в историю литературы писателей, имена которых были несправедливо забыты, хотя в определенные периоды истории эти авторы пользовались большим успехом у читателей и были почитаемы известными писателями. Интерес к личности Надежды Дуровой никогда не утихал со стороны историков, культурологов, литературоведов, психологов и др. В последние годы творчество H.A. Дуровой становится предметом исследования филологов (литературоведов и лингвистов).

Диссертационная работа вносит весомый вклад в изучение идиостиля писательницы Надежды Андреевны Дуровой, чье творчество высоко оценивали A.C. Пушкин и В.Г. Белинский, но до сегодняшнего дня ее произведения не подвергались специальному исследованию. Имя Надежды Дуровой вписано в отечественную историю как имя первой женщины-офицера России, участницы Отечественной войны 1812 года, ординарца фельдмаршала М.И. Кутузова, «кавалерист-девицы», прожившей последние 30 лет в Елабуге. Главное внимание в диссертационной работе уделено исследованию антропонимического состава в произведениях Н.Дуровой, а именно - изучению значения и семантической наполненности поэтонимов, выявлению языковых средств реализации интродуктивных стратегий онимов, структурных формул имен собственных.

Особый потенциал имени собственного как лингвистического средства текстообразования в художественном произведении отмечают многие ученые: В.Н.Михайлов [1956], В.А.Никонов [1974], Э.Б. Магазаник [1978], Ю.А. Карпенко [1986], М.В. Горбаневский [1988], О.И. Фонякова [1990], В.М. Калинкин [1999], В.И.Супрун [2000], Н.К.Фролов [2005], Н.В. Васильева [2009] и другие.

В художественном мире произведений H.A. Дуровой ономастическая лексика выступает в качестве универсального языкового маркера: имена собственные играют важную текстообразующую роль, проявляют различные формы (фонетические, буквенные) и значения (номинативные, социальные, контекстуальные, эстетические), а также наделяются стилистическим и семантическим смыслами для реализации авторской идеи.

Актуальность настоящей диссертации определяется тем, что в фокусе нашего исследовательского внимания оказываются вопросы современного языкознания: изучение ономастической лексики и лингвистики текста. Актуальность исследования мотивируется также тем, что проблема репрезентации национальной картины мира в художественном тексте, национального мирочувствования и национального характера особенно ярко отражается в исследованиях, проводимых в рамках региональной лингвистики. Произведения H.A. Дуровой как автора с уникальной биографией (в XIX веке она была известна во всем мире), прожившего большую часть жизни в малом провинциальном городке, представляют собой огромный интерес в аспекте связей региональной литературы с общерусским литературным и социокультурным процессом; исследования в этом направлении позволяют установить границы самобытности региональной культуры и специфические черты, создающие «региональный текст» в русской культуре. Наше исследование можно назвать также попыткой через имена в текстовом поле автора XIX века осветить так называемый «языковой вкус эпохи» (В.Г. Костомаров).

Объектом исследования выступают антропонимы в художественных текстах «кавалерист-девицы» H.A. Дуровой: более 500 единиц (около 5000 употреблений).

Предметом диссертационного исследования стали семантико-стилистические, функциональные, структурные характеристики

антропонимов различных форм (личные имена, фамилии, отчества, прозвища).

Материалом работы послужили художественные тексты произведений H.A. Дуровой: «Граф Мавриций», «Год жизни в Петербурге, или Невыгоды третьего посещения», «Гудишки», «Два слова из житейского словаря: Бал. Воспоминания», «Записки кавалерист-девицы», Добавление к «Кавалерист-девице», «Игра судьбы, или противозаконная любовь», «Клад», «Нурмека», «Серный ключ», «Павильон», «Угол», «Ярчук. Собака-духовидец».

Выбор произведений Надежды Андреевны Дуровой в качестве материала для исследования обусловлен следующими обстоятельствами. Надежда Дурова - это один из самобытных и талантливых художников слова XIX века, но роль этого автора в мировоззренческом, этическом и, что особенно актуально в наши дни, патриотическом воспитании, а также в формировании эстетических взглядов и вкусов нескольких читательских поколений, оценена филологами далеко не достаточно. Своеобразие жизненной позиции «кавалерист-девицы», вечные поиски найти себя и свое место среди известных и неизвестных ей имен, несомненно, нашли яркое отражение в первую очередь в антропонимическом пространстве ее текстового поля.

Цель настоящей работы - выявление способов репрезентации антропонимических единиц в художественной прозе H.A. Дуровой с учетом их семантических, стилистических, структурных и функциональных свойств.

Поставленная цель определяет решение ряда задач:

1) систематизировать теоретические положения относительно предмета и объекта ономастических исследований в области художественного текста;

2) проанализировать антропонимические формулы именования персонажей в текстах Н.Дуровой;

3) охарактеризовать семантическую и этимологическую специфику функционирования поэтонимов в культурно-историческом аспекте в произведениях автора;

4) выявить способы репрезентации имен собственных в текстовом поле Н.Дуровой;

5) проанализировать микротекстологическое окружение антропонимов в произведениях писательницы;

6) изучить модели интродукции имени и персонажа как идиостилевой черты в художественных текстах Н.Дуровой.

Достижение поставленной цели предполагает использование общепринятых в лингвистике и ономастике методов и приемов исследования: метод сплошной выборки, стилистический метод, интерпретационный метод, метод этимологического анализа, дескриптивный метод, прием реконструкции имен и их форм.

Научная новизна диссертационной работы заключается в установлении специфики антропонимов, определении формул именования героев, выявлении семантического наполнения поэтонимов, изучении функционирования имен в микро- и макротекстологии, определении стратегических моделей интродукции имени и персонажа в тексте. Научная новизна состоит также в том, что исследование базируется на материале произведений Н.Дуровой, не изученных до сегодняшнего дня в лингвистическом плане.

Методологическая база настоящей работы сосредоточена: во-первых, на традиционной структурно-семантической парадигме и антропоцентрической теории, в соответствии с которой в центре теоретических положений оказывается фигура человека, что особенно ярко проявляется в именах собственных; во-вторых, на функционализме как ведущей позиции современного языкознания, когда главной задачей

о 1 и

языковедческих изыскании является функциональный анализ языковых средств, в частности, имен в тексте.

Имена собственные с точки зрения их истории, становления и развития рассмотрены в работах A.B. Суперанской, В.Д. Бондалетова, В.А. Никонова, И.А. Королевой, Н.К. Фролова; анализ происхождения имен собственных в русском языке представлен в трудах Б.О. Унбегауна, H.A. Петровского, О.Н. Трубачева, Ю.А. Федосюка, И.М. Ганжиной; положения по литературной ономастике рассмотрены в исследованиях В.Н. Михайлова, М.В. Горбаневского, В.И. Супруна, О.И. Фоняковой, Ю.А. Карпенко, В.М. Калинкина, Д.А. Салимовой, Н.В. Васильевой, Г.Р. Патенко и др.

Изучение антропонимического пространства H.A. Дуровой представляет научный интерес, как в теоретическом, так и в практическом планах.

Теоретическая значимость работы определяется расширением и уточнением методологической базы изучения антропонимического словаря писателя. Результаты исследования представляют определенный интерес для перспективной разработки теоретических вопросов в отношении семантики, национально-культурного потенциала антропонимов, окружения имени собственного и стратегий «подачи» поэтонимов в художественном тексте.

Практическая значимость. Полученные материалы могут найти применение при разработке и ведении вузовских курсов «Филологический анализ художественного текста», «Литературное краеведение», специализированных курсов, таких, к примеру, как «Региональная лингвистика», «Забытые имена». Практическая значимость стимулируется также возможностью использования результатов исследования при дальнейшем изучении творчества H.A. Дуровой. Непосредственную помощь наше исследование может оказать также в музееведении и краеведении.

Положения, выносимые на защиту:

1. Антропонимы как интегративные элементы в произведениях H.A. Дуровой являются яркими идиостилевыми маркерами в микро- и макротекстологическом планах.

2. Структурная организация репрезентирует разветвленную систему имянаречений множеством антропонимических моделей, среди которых доминантное положение занимают односоставные формулы. Модели именования персонажей социально дифференцированы.

3. Словарь имен персонажей генерирован реальным именником; семантико-этимологическая содержательность антропонимикона произведений H.A. Дуровой мотивирована ее биографией.

4. Специфика поэтонимов эксплицируется на нескольких уровнях языка: фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом; при этом антропонимическое пространство произведений Н.Дуровой представлено семантически насыщенными номинациями.

5. Этимологические смыслы антропонимов представляют собой богатейшую палитру этнолингвистического пространства имен персонажей (русские, английские, арабские, еврейские, литовские, немецкие, польские и пр.), что продиктовано жанровыми и стилистическими особенностями текста.

6. Латентная семантика поэтонимов может быть рассмотрена как феномен субъективно-модальных отношений между автором и персонажами. Попытка скрыть имя является характеристикой всего текстового пространства Н.Дуровой: как для автобиографических, так и для авторских текстов.

7. Апеллятивно-ономастические комплексы в тексте служат информативными маркерами социального и субъектно-модального дифференцирования.

8. Интродукция имени и персонажа эксплицирует собой одну из главных макротекстологических задач, поскольку во многом определяет дальнейшее существование имени в тексте.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования были изложены в докладах на Международной научно-практической конференции, посвященной юбилею X. Паасонена (Саранск, 17-19 декабря 2009), на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием - Надькинские чтения «Язык. Культура. Этнос (традиции и современность)» (Саранск, 28-29 апреля 2010), на III Международной тюркологической конференции «Тюркология XXI века: исследования и проблемы» (Елабуга, 5-6 октября 2010 г.), на Международной конференции «Ономастика Поволжья» (Казань, 14-16 сентября 2010 г.), на Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Виноградовские чтения» (Тобольск, 14-15 октября 2010 г.), Десятых Поливановких чтениях (Смоленск, 4-5 октября 2011 г.), в сборнике научных трудов «Современная наука - теория, практика, технологии, инновации» (Бугульма, 2011 г.), Всероссийской с международным участием заочной научно-практической конференции «Отражение особенностей регионального существования человека и этноса в художественных текстах и фольклоре (лингвокультурологический аспект)» (Саранск, 15 ноября 2011 г.). Всего по теме диссертации имеется 11 публикаций.

Структура диссертации. Цели и задачи исследования обусловили композицию работы, которая состоит из введения, трех глав, включающих в себя параграфы, выводов к главам, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Во Введении объясняется выбор темы, уточняются объект и предмет исследования, выявляются актуальность, цели, задачи и методы работы, ее теоретико-методологическая база, приводится обоснование теоретической и

практической значимости, научной новизны работы, формируются основные положения, выносимые на защиту, представлена апробация исследования.

В первой главе «Имя собственное в тексте литературного произведения и в жизненном пространстве H.A. Дуровой» рассматриваются основные теоретические проблемы и вопросы литературной ономастики, неоднозначно трактуемые до настоящего времени; определяются основные жизненные вехи H.A. Дуровой как «кавалерист-девицы» и писательницы; сосредоточивается внимание на разрядах ономастической лексики текстов Н.А.Дуровой, которыми широко репрезентирован антропонимический пласт.

Вторая глава «Структурно-этимологические характеристики антропонимов в художественных текстах H.A. Дуровой» представляет собой структурный и этимологический анализ антропонимической лексики произведений Надежды Дуровой. При изучении этимологии имен персонажей особый упор делается на этнокультурологическую вариативность исследуемого объекта.

В третьей главе «Стратегии подачи антропонимической информации в тексте литературного произведения» осуществляется анализ поэтонимов с учетом их подачи, восприятия и функционирования окружения имени в тексте.

В конце каждой главы представлены выводы. В заключении содержится общий итог диссертационной работы. К работе прилагается список использованной литературы, включающий 194 названия.

Глава 1.

Имя собственное в тексте литературного произведения и в жизненном

пространстве H.A. Дуровой

1.1. Место проприальной лексики в пространстве художественного текста

Онимы занимают особое положение среди прочих единиц именного класса, поскольку обладают «свойством уникальной референции» [Арутюнова, 1999, с. 2]. Интерес к именам собственным, к их языковому своеобразию и функционированию, обосновал формирование нового вектора в языкознании - ономастики. Осмысление места и значения проприальной лексики необходимо начать с установления термина «имя собственное». По определению Н.В. Подольской, «оним (онома, собственное имя) - слово или словосочетание, которое служит для выделения именуемого им объекта среди других объектов: его индивидуализации и идентификации [Подольская, 1978, с. 95]. В качестве сравнения уместно представить дефиницию В.Д. Бондалетова: «Собственные имена - это единицы языка-речи (слова и субстантивированные словосочетания), служащие для подчеркнуто конкретного называния отдельных предметов действительности и выработавшие некоторые особенности в значении, грамматическом оформлении и в функционировании» [Бондалетов, 1983, с. 27].

Функциональные закономерности имятворчества в последние десятилетия рассматриваются в свете их реализации в конкретном языковом воплощении - тексте. Мы считаем, что «изучение текстов, как готовых, сложившихся речевых произведений, можно рассматривать как изучение языка в действии: текст выступает как результат использования системы языка и каких-то ее строевых элементов, и при восприятии этого текста мы

наблюдаем, как функционировал язык и как использовался он тем, кто создал данный текст» [Салимова, 2001, с. 8]. Функционирование языковых средств (в нашем случае - онимов) реализует лексическое, фонетическое, морфологическое и семантическое наполнение единиц в идентифицирующей позиции.

Изучение ономастической лексики в различных сферах употребления определило развитие данной науки в нескольких направлениях: языковой, речевой и литературно-художественной. «С возникновением литературы реальные имена реальных и вымышленных предметов нашли в ней свое отражение и преломление <...> В литературной ономастике очень важен момент индивидуального творчества отдельного автора в противоположность народному преданию, отражающему своеобразную предысторию целого коллектива и находящемуся на грани литературного произведения, исторического повествования, религиозного верования» [Теория и методика ономастических исследований, 2009, с. 10].

Специфика и положение данной дисциплины в ономастике должны определять терминологическое наполнение для этой отрасли науки. За период становления и развития литературной ономастики как самостоятельного направления ономатологами было предложено несколько ее обозначений. В научных работах В.М. Михайлова и некоторых ученых используется термин литературно-художественная ономастика, являющийся своего рода уточнением названия литературная ономастика.

К.Б. Зайцева предложила называть стилистической ономастикой раздел лингвостилистики, исследующий имена собственные в художественной литературе [Зайцева, 1973, с. 30]. A.A. Фомин указывает на несостоятельность термина стилистическая ономастика для обозначения исследуемой нами отрасли науки. «Исследователи намного чаще предпочитают говорить о стилистических функциях собственных имен, их

стилистическом потенциале, стилистической роли или назначении» [Фомин, 2004, с. 61].

Э.Б. Магазаник и Л.И. Ройзензон [Магазаник, Ройзензон, 1974, с. 7-10] разграничивали названия ономопоэтика и ономостшистика, потому что первый термин применим к литературоведческому описанию имен собственных в художественных произведениях, а второй термин приближен к лингвистическому аспекту. «В дальнейших публикациях, в том числе и в «Краткой литературной энциклопедии», Э.Б. Магазаник придерживался термина «поэтическая ономастика» [Зинин,

http://planetaimen.narod.ru/litonomastika/term _poetonim.html.].

Во втором издании «Словаря русской ономастической терминологии» Н.В. Подольской термин поэтическая ономастика включает в себя следующую дефиницию: «раздел ономастики, изучающий любые имена собственные (поэтонимы) в художественных литературных произведениях: принципы их создания, стиль, функционирование в тексте, восприятие читателем, а также мировоззрение и эстетические установки автора» [Подольская, 1988, с. 108]. С.И. Зинин придерживается такого определения термина поэтическая ономастика и признает его рабочим. Ученый отмечает, что данный термин применим не только для поэтической речи, поскольку используется его значение «художественный, творческий» [Зинин, http ://planeta-imen.narod.ru/litonomastika/term_poet_onom.html].

В.М. Калинкин предлагает термин поэтика онима [Калинкин, 1999, с. 68-73]. Ученый прослеживает различие между литературной ономастикой, которая всесторонне изучает онимию художественного произведения, и поэтикой онима, акцентирующей внимание на изучении поэтики собственных имен [Калинкин, 2006, с. 84]. В поздних своих работах В.М. Калинкин предлагает термин поэтонимология, от названия объекта дисциплины «поэтоним» [Там же]. Вслед за A.A. Фоминым, мы считаем, что «дисциплина с названием поэтика онима воспринимается скорее как

специфическая область поэтики, чем как специфический раздел ономастики», название поэтонимология еще резче отрывает данную дисциплину от ономастики и своим имиджем дает ей возможность претендовать, по крайней мере, на равный с ономастикой статус» [Фомин, 2009, с. 62]. В настоящее время оба варианта названия дисциплины лишь утверждаются среди ономатологов.

В настоящем исследовании мы придерживаемся термина литературная ономастика, в основе которого лежит «указание на объект и сферу бытования этого объекта» [Там же. С. 60].

«Литературная ономастика - это часть понятия «художественное целое», способ отражения мира посредством именования, одна из составляющих проблему художественности, ее магии и секретов» [Немировская, 1988, с. 112].

Интересен факт апробации термина «литературная ономастика» с учетом жанрового распределения:

а) ономастика поэзии, или поэтическая ономастика - лирика, поэмы, баллады;

б) ономастика художественной прозы, или художественная ономастика - рассказы, повести, романы;

в) ономастика драматургии, или драматургическая ономастика -комедии, драмы, трагедии [Там же. С. 112-113].

Название литературная ономастика конкретно обозначает положение данной дисциплины в филологической парадигме, совмещая лингвистическое и литературоведческое описания, которые, так или иначе, соприкасаются при изучении литературного онима.

Содержательной и в тоже время лаконичной дефиницией для литературной ономастики, по нашему мнению, является определение О.И. Фоняковой: «Литературная ономастика изучает все особенности

употребления собственных имен в тексте художественного произведения и за его пределами» [Фонякова, 1990, с. 7].

В качестве обозначения объекта изучения литературной ономастики используются такие названия, как литературное имя или поэтическое имя (при уточнении литературный/поэтический антропоним,

литературный/поэтический топоним и т.д.). В конце 80-х годов XX века в употребление вошел термин поэтоним.

По определению В.М. Калинкина, «поэтоним - это любое собственное имя, функционирующее в художественном произведении и обладающее в силу этого специфической образностью» [Калинкин, 1987, с. 181].

В «Словаре русской ономастической терминологии» Н.В. Подольской встречаем следующее толкование: «Поэтическое имя (поэтоним) - имя в художественной литературе, имеющее в языке художественного произведения, кроме номинативной, характеризующую, стилистическую и идеологическую функции. Как правило, относится к категории вымышленных имен, но часто писателем используются реально существующие имена, или комбинация тех и других» [Подольская, 1988, с. 152].

В художественном тексте оним преобразуется в литературное имя собственное, следовательно, приобретает новый статус, начинает особую жизнь, продиктованную автором-творцом произведения.

Учитывая предшествующий опыт, мы рассматриваем литературное имя собственное, или поэтоним, как семантически насыщенную единицу художественного текста, обладающую в пространстве произведения обусловленной функциональностью.

И.Б. Маслова указывает на следующие свойства поэтонима:

а) аллюзивность;

б) суггестивность (накопление прагматических компонентов значения);

в) способность к квантованию (информационная емкость, концентрация значительного объема информации на незначительном отрезке текста), определяющую эстетическую и функциональную (текстообразующую) значимость проприальных единиц в пространстве художественного текста [Маслова, 2002, с. 97].

Поэтоним как термин соотносим со всеми разрядами имен собственных в тексте, а при конкретизации в тексте оправдано использование словосочетаний поэтический антропоним, поэтический топоним, поэтический зооним и т.д. [Зинин, Ьйр://р1апе1а-imen.narod.ru/litonomastika/term_poetonim.html].

В ономастическом пространстве художественного произведения выделяются те же разряды онимов, что и в общеязыковом. Это антропонимы, топонимы, зоонимы, теонимы, космонимы, хрононимы и другие. Онимы в художественном тексте могут «нести ярко выраженную смысловую нагрузку, и обладать скрытым ассоциативным фоном, и иметь особый звуковой облик, имена и названия способны передавать национальный и местный колорит, отражать историческую эпоху» [Горбаневский, 1988, с. 3].

Содержательность и вариативность имен собственных в художественном тексте может количественно варьироваться: от нуля до нескольких тысяч единиц. Это только будет указывать на особенности индивидуального стиля писателя. Совокупность всех имен собственных образует ономастическое пространство, или ономастикон. По определению В.И. Супруна, «ономастическое пространство - совокупность имен собственных как таковая, безотносительно к ее внутреннему устройству» [Супрун, 2000, с. 12].

Похожие диссертационные работы по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Волкова, Кадрия Рафиковна, 2012 год

Литература

29. Альтман М.С. Достоевский. По вехам имен. - Саратов, 1975. - 280 с.

30. Арутюнова Н.Д. Номинация, референция, значение // Языковая номинация (Общие вопросы) / отв. ред. Б.А. Серебренников, A.A. Уфимцева. - М.: Наука, 1977. - С. 188-206.

31. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений (Оценка, событие, факт). -М.: Наука, 1988.-338 с.

32. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. - М.: Языки русской культуры, 1999. - 896 с.

33. Байдаров В. Кавалерист-девица Александров-Дурова. - СПб: Типография товарищества «Общественная польза», 1887. - 256 с.

34. Барашков В.Ф. Фамилии с личными именами в основе // Антропонимика. - М.: Наука, 1970. - С. 110-114.

35. Бегунова А.И. С любовью, верой и отвагой: Жизнь и приключения российской дворянки Н.Дуровой. - М., 1998. - 441 с.

36. Бегунова А.И. Надежда Дурова: Документальная биография легендарного персонажа. - Елабуга, 2006. - 368 с.

37. Белинский В.Г. Записки Александрова (Дуровой). Добавление к Девице-Кавалерист // Собрание сочинений: в 9 т. / ред. Н.К. Гей. - М.: Худож. литература, 1977. - Т. 2. - С. 413-421.

38. Белинский В.Г. Ярчук, собака-духовидец. Сочинение Александрова (Дуровой) // Собрание сочинений: в 9 т. / ред. Ю.В. Манн. - М.: Худож. литература, 1977. - Т. 3. - С. 436-439.

39. Бондалетов В.Д. Русская ономастика. - М.: Просвещение, 1983. - 224 с.

40. Бондалетов В.Д. Русский именник, его состав, статистическая структура и особенности изменения (мужские и женские имена) // Ономастика и норма. - М.: Наука, 1976. - С. 12-46.

41. Бондалетов В.Д., Данилина Е.Ф. Средства выражения эмоционально-экспрессивных оттенков в русских личных именах // Антропонимика. -М.: Наука, 1970. - С. 194-198.

42. Бондарко A.B. Функциональная грамматика. - Л.: Наука, 1984. - 136 с.

43. Болюх Е.И. Жанровое своеобразие художественной прозы Надежды Андреевны Дуровой: дис.... канд. филол. наук. - Тверь, 2001. - 214 с.

44. Булатов Н. Старейший русский романист // Вестник литературы. -1915.-№2.-С. 38.

45. Валитова Ф.Х., Шмонов H.A. Страницы из жизни кавалерист-девицы. -Елабуга, 1991.- 13 с.

46. Васильев С.Ф. В сумраке бытия // Фантастические повести: Дурова H.A. Ярчук. Собака-духовидец; Одоевский В.Ф. Саламандра; Толстой А.К. Упырь. - Ижевск: Удмуртия, 1991. - С. 5-30.

47. Васильева Н.В. О функциях собственных имен в художественных текстах // Вопросы филологии. - 2005. - № 3. - С. 23-25.

48. Васильева Н.В. Собственное имя в мире текста. - изд. 2-е, испр. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - 224 с.

49. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. - М.: ГИХЛ, 1959.-656 с.

50. Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики. - М.: Высшая школа, 1981.-320 с.

51. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. - М.: Изд-во Академии наук СССР, 1963. - 256 с.

52. Винокур Г.О. О языке художественной литературы. - М.: Высшая школа, 1991.-325 с.

53. Витковский Т. Немцы // Системы личных имен у народов мира / отв. ред. М.В. Крюков. -М.: Наука, 1989. - С. 229-233.

54. Гак В .Г. К типологии лингвистических номинаций // Языковая номинация (Общие вопросы) / отв. ред. Б.А. Серебренников, А.А. Уфимцева. - М.: Наука, 1977. - С. 230-293.

55. Гедеонов С.А. Варяги и Русь. - СПб: Типография Императорской академии наук, 1876. - 714 с.

56. Горбаневский М.В. В мире имен и названий. - М.: Знание, 1987. - 208 с.

57. Горбаневский М.В. К проблеме семантики имени собственного // Лингвистическая семантика и логика: сб. науч. тр. - М.: Изд-во Ун-та Дружбы Народов, 1983. - С. 68-80.

58. Горбаневский М.В. Ономастика в художественной литературе. Филологические этюды. - М.: Изд-во Ун-та Дружбы Народов, 1988. -88 с.

59. Гудков Д.Б. Прецедентное имя и проблемы прецедентности. - М.: Изд-во Москов. гос. ун-та, 1999. - 152 с.

60. Гудков Д.Б. Прецедентные феномены в языковом сознании и межкультурной коммуникации: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. - М., 1996.-42 с.

61. Данилина Е.Ф. Из истории официального именования людей в России // Эволюция и предыстория русского языкового строя. - Горький, 1983. -С. 76-84.

62. Деметр Н.Г. Цыгане // Системы личных имен у народов мира / отв. ред. М.В. Крюков. -М.: Наука, 1989. - С. 334-336.

63. Дусенко C.B. Профессиональная этика и этикет. - M.: Академия, 2011.

- 224 с.

64. Еремина Е.С. Этимология современных русских фамилий: монография.

- Волгоград: ВолгГТУ, 2009. - 272 с.

65. Ермолович Д.И. Имена собственные на стыке языков и культур. - М.: Р. Валент, 2001.-200 с.

66. Зайцева К.Б. Английская стилистическая ономастика. Тексты лекций. -Одесса, 1973.-67 с.

67. Зайцева К.Б. Некоторые вопросы стилистической ономастики // Ономастика Поволжья. - Уфа, 1973. - С. 398-401.

68. Зинин С.И. Введение в поэтическую ономастику [Электронный ресурс]. - URL: http://planeta-imen.narod.ru/litonomastika/main.html (дата обращения: 05.07.2011).

69. Зинин С.И. Из истории антропонимических терминов // Антропонимика: сб. статей / ред. В.А. Никонов, A.B. Суперанская. -М.: Наука, 1970. - С. 24-26.

70. Зинин С.И., Степанова А.Т. Имена персонажей в художественной литературе и фольклоре // Антропонимика. - М.: Наука, 1970. - С. 330335.

71. Зубкова Л.И. Своеобразие и типы антропонимической коннотации // Филологические науки. - 2009. - № 1. - С. 65-73.

72. Калакуцкая Л.П. Склонение фамилий и личных имен в русском литературном языке / отв. ред. Ф.П. Филин, В.В. Иванов. - изд. 2-е. -М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - 224 с.

73. Калакуцкая Л.П. Фамилии. Имена. Отчества: Написание и склонение. -М..-ТОЛК, 1994.-95 с.

74. Калакуцкая Л.П, Сталтмане В.Э. Некоторые вопросы морфологического оформления польских и чешских фамилий в

русском языке // Ономастика / отв. ред. В. А. Никонов, A.B. Суперанская. -М.: Наука, 1969. - С. 134-148.

75. Калинкин В.М. От литературной ономастики к поэтонимологии // Логос ономастики. - 2006. - № 1. - С. 81-89.

76. Калинкин В.М. Поэтика онима. - Донецк: Донеччина, 1999. - 408 с.

77. Калинкин В.М. Поэтика собственных имен в произведениях романтического направления: дис.... канд. филол. наук. - Донецк, 1987. - 205 с.

78. Калинкин В.М. Поэтонимосфера: поиски новых путей в теории литературной ономастики // Ономастика Поволжья. Тезисы докладов IX международной конференции. - Волгоград: Перемена, 2002. - С. 38—41.

79. Карпенко М.В. Русская антропонимика. Конспект лекций спецкурса. -Одесса, 1970.-43 с.

80. Карпенко М.В. Ономастика в художественной литературе // Ономастика. Проблемы и методы: Материалы XIII Международного ономастического конгресса. - М.,1976. - С. 169-188.

81. Карпенко Ю.А. Имя собственное в художественной литературе // Филологические науки. - 1986. - № 4. - С. 34-40.

82. Карпенко Ю.А. Ономастика в художественной литературе // Ономастика. Проблемы и методы. -М.: Наука, 1978. - С. 169-188.

83. Карпенко Ю.А. Ономастические загадки В. П. Катаева // Русская речь. - М., 1984. - №4. - С. 34-40.

84. Карпенко Ю.А. Специфика ономастики // Русская ономастика. -Одесса: Изд-во Одес. гос. ун-та, 1984. - С. 3-16.

85. Климентовский В.А. Н.А.Дурова // Русские писатели в Татарской АССР. - Казань: Татгосиздат, 1960. - С. 150-172.

86. Ковалев Г.Ф. Ономастическое комментирование на уроках словесности. - Воронеж, 2005. - 214 с.

87. Ковалев Г.Ф. Ономастические этюды: Писатель и имя: монография. -Воронеж: ВГУ, 2002. - 275 с.

88. Ковалев Г.Ф. Писатель. Имя. Текст. - Воронеж: ВГУ, 2004. - 340 с.

89. Ковалев Г.Ф. Этнос и имя. - Воронеж: ВГУ, 2003. - 236 с.

90. Ковалев Н.С. Концептуализация антропонимов в художественном тексте как метод их лингвокогнитивного исследования // Ономастика Поволжья: Тезисы докладов IX международной конференции. -Волгоград: Перемена, 2002. - С. 48-53.

91. Кондратьева Т.Н. Метаморфозы собственного имени: Опыт словаря. -Казань, 1983.- 110 с.

92. Кондратьева Т.Н. Собственные имена в русском эпосе. - Казань, 1967. -248 с.

93. Костомаров В.Г, Бурвикова Н.Д. Единицы семиотической системы русского языка как предмет описания и усвоения // Материалы IX Конгресса МАПРЯЛ. Братислава, 1999. Доклады и сообщения российских ученых. - М, 1999. - С. 252-260.

94. Королева И. А. К вопросу об ономастическом пространстве и ономастическом поле в языке. - М.: МАНПО, 2002. - 256 с.

95. Королева И.А. Происхождение фамилий и отчеств на Руси. -Смоленск. - СГПУ, 1999. - 196 с.

96. Королева И.А. А.Т. Твардовский и Смоленская поэтическая школа: через призму имен собственных. Работы последних лет. - Смоленск: Смядынь, 2010.- 156 с.

97. Кублицкая И.В. Имена и фамилии. Происхождение и значение. - СПб.: Питер, 2009. - 192 с.

98. Кухаренко В.А. Интерпретация текста. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1988. - 192 с.

99. Левина Э.М. Ономастическое пространство в художественной речи: учебное пособие. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2003. - 88 с.

100. Листрова-Правда Ю.Т. Выявление национально-культурной семантики номинативных языковых единиц // Русское слово в лингвострановедческом аспекте. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 1987. - С. 412.

101. Лосев А.Ф. Философия имени. - М.: Академия Проект, 2009. - 300 с.

102. Магазиник Э.Б. Ономапоэтика или «говорящие имена» в литературе. -Ташкент: ФАН УЗССР, 1978. - 146с.

103. Магазаник Э.Б. Ономастилистика и ономапоэтика / Э.Б. Магазаник,

Л.И. Ройзензон // Труды Самаркандского гос. ун-та. - Самарканд. -СГУ, 1974.

104. Магазаник Э.Б. Роль антропонима в построении художественного образа // Ономастика / отв. ред. В.А. Никонов, А.В. Суперанская. - М.: Наука, 1969.-С. 162-163.

105. Маслова И.Б. Ономастические процессы в пространстве художественного текста (к вопросу о семантике поэтонима) // Ономастика Поволжья: Тезисы докладов IX международной конференции. - Волгоград: Перемена, 2002. - С. 97-99.

106. Матвеев А.К. Ономатология. - М.: Наука, 2006. - 292 с.

107. Михайлов В.Н. Лингвистический анализ ономастической лексики в художественной речи: учебное пособие. - Симферополь: СГУ, 1981. -28 с.

108. Михайлов В.Н. Специфика собственных имен в художественном тексте // Филологические науки. - 1987. - № 6. - С. 78-82.

109. Михайлов В.Н. Собственные имена персонажей русской художественной литературы XVIII и первой половины XIX вв., их функции и словообразование: дис. ... канд. филол. наук. - М., 1956. -313 с.

110. Михайлов В.Н. Экспрессивные свойства и функции имен собственных в русской литературе // Филологические науки. - 1966. - № 2. - С. 5466.

111. Муравьев В.Б. Кавалерист-девица Надежда Дурова // Н.А.Дурова

Избранные сочинения кавалерист-девицы. - М.: Моск. Рабочий, 1988. -С. 5-24.

112. Мурадян И.В. Имена исторических лиц в художественной прозе А.С.Пушкина // Актуальные вопросы русской ономастики. - Киев, 1988.-С. 123-128.

113. Некрасова Е.С. Надежда Андреевна Дурова. (Псевдонимы: Девица-Кавалерист, Александров). (1783-1866) // Исторический вестник. -Санкт-Петербург, 1890. - Т. 41. - № 9. - С. 585-612.

114. Немировская Т.В. Некоторые проблемы литературной ономастики // Актуальные вопросы русской ономастики. - Киев, 1988. - С. 112-122.

115. Нерознак В.П. Заметки об этимологии имени собственного // Имя нарицательное и собственное. - М, 1978. - С. 84-93.

116. Нерознак В.П. Ономастика как составная часть лингвокультурологии // Ономастика Поволжья: Мат-лы VII конф. поволжских ономатологов. -Волгоград, 1995. - С. 4-6.

117. Николаева Т.М. Имя: Семантическая аура. - СПб.: Языки славянской культуры, 2001. - 360 с.

118. Николаева Т.М. Экстралингвистические факторы в методике описательных исследований. -М.: Наука, 1981.-272 с.

119. Николина H.A. Филологический анализ текста. - М.: Академия, 2003. -198 с.

120. Никонов В.А. География фамилий. - М.: Наука, 1988. - 189 с.

121. Никонов В.А. До фамилий // Антропонимика / ред. В.А.Никонов, A.B. Суперанская. - М.: Наука, 1970. - С. 83-93.

122. Никонов В.А. Имена персонажей // Поэтика и стилистика русской литературы. Памяти акад. В.В. Виноградова. - Л.: Наука, 1971. - С. 407-419.

123. Никонов В.А. Имя и общество. - М.: Наука, 1974. - 278 с.

124. Никонов В.А. Личные имена в современной России // Вопросы языкознания. - 1967. - № 6. - С. 102-111.

125. Никонов В.А. Поляки // Системы личных имен у народов мира / отв. ред. М.В. Крюков. - М.: Наука, 1989. - С. 255-258.

126. Никонов В.А. Русские // Системы личных имен у народов мира / отв. ред. М.В. Крюков. -М.: Наука, 1989. - С. 262-269.

127. Оськин А.И. Надежда Дурова - героиня Отечественной войны 1812 г.-М.: Учпедгиз, 1962. - 72 с.

128. Отин Е.С. Избранные работы. - Донецк: Донеччина, 1997 - 470 с.

129. Отин Е.С. Коннотативные онимы и их производные в историко-этимологическом словаре русского языка // Вопросы языкознания. -2003.-№2.-С. 55-72.

130. Пак С.М. Имя собственное: функционально-прагматический аспект (на материале американского дискурса XIX-XX вв.): монография. - М.: МАКС Пресс, 2003. - 180 с.

131. Пеньковский А.Б. Русские личные именования, построенные на двухкомпонентной модели «имя + отчество» // Ономастика и норма / отв. ред. Л.П. Калакуцкая. - М.: Наука, 1976. - С. 79-106.

132. Петров Б.М. Об источниках нравственного феномена H.A. Дуровой // Забытые и малоизвестные писатели как феномен русской культуры. -Елабуга, 2009. - С. 88-101.

133. Пушкин A.C. Собрание сочинений в 10 т. - М.: Гос. Изд-во худ. лит., 1962.-Т. 10.- 488 с.

134. Реформатский A.A. Введение в языковедение / под ред. В.А. Виноградова. - 5-е изд., уточ. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 536 с.

135. Реформатский A.A. Лингвистика и поэтика / ред. Степанов Г.В. - М.: Наука, 1987. - 262 с.

136. Рогалев А.Ф. Имя и образ: Художественная функция имен собственных в литературных произведениях и сказках. - Гомель: Барк, 2007. - 224 с.

137. Рогозина В.И. Антропонимическая номинация в русском историческом романе: автореф. дис.... канд. филол. наук. - Донецк, 1991. - 17 с.

138. Русская грамматика: в 2 т. / Н.Ю.Шведова, Н.Д.Арутюнова,

A.B. Бондарко [и др.] / гл. ред. Н.Ю. Шведова. - М.: Наука, 1982. - Т. 2. -712 с.

139. Русские писатели. Биобиблиографический словарь: В 2-х томах / под ред. П.А. Николаева. - М.: Просвещение, 1990. - Т. 2. - С. 290.

140. Рут М.Э. Образная номинация в русской ономастике. - М: Изд-во ЖИ, 2008.- 192 с.

141. РыловЮ.А. Антропонимы как особая система // Вестник литературоведения и языкознания. «Филологические записки». -Воронеж: Изд-во Воронеж гос. ун-та, 2001. - Вып. 15. - С. 185-194.

142. Савкина И.Л. «Женственное» и «мужественное» в прозе Надежды Дуровой // Российские женщины и европейская культура. - СПб, 1994. -С. 79-81.

143. Салимова Д.А. Части речи в разноструктурных языках: системно-функциональный подход. - Елабуга: Изд-во Елабужского гос. пед. унта, 2001.-255 с.

144. Салимова Д.А, Патенко Г.Р. Антропонимия романов Д.И. Стахеева. -Елабуга: Изд-во Елабужского гос. пед. ун-та, 2008. - 112 с.

145. Саттаров Г.Ф. О чем говорят татарские имена? - Казань: Раннур, 1998. - 488 с.

146. Сеничкина Е.П. Семантика умолчания и средства ее выражения в русском языке: автореф. дис. ... докт. филол. наук. - Москва: Московский гос. областной ун-т, 2003. - 32 с.

147. Серебренников Б.А. Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. - М.: Наука, 1988. - 216 с.

148. Серебренников Б.А. Номинация и проблема выбора // Языковая номинация (Общие вопросы) / отв. ред. Б.А. Серебренников, A.A. Уфимцева. - М.: Наука, 1977. - С. 147-185.

149. Силаева Г.А. Антропонимия художественных произведений Л.Н. Толстого: учебное пособие к спецкурсу. - Рязань: Рязанский пед. институт, 1986. - 76 с.

150. Силаева Г.А. О содержании понятия «литературной антропонимии» // Русская ономастика. - Рязань, 1977. - С. 153-156.

151. Смиренский Б.В. Надежда Дурова // Записки кавалерист-девицы. Повести. - Калининград: Калининградское книжное изд-во: Янтарный сказ, 1999.-С. 5-46.

152. Сталтмане В.Э. Обзор диссертационных работ по советской ономастике (1947-1972 гг.) // Ономастика и норма / отв. ред. Л.П. Калакуцкая. - М.: Наука, 1976. - С. 226-245.

153. Сталтмане В.Э. Ономастическая лексикография / Ин-т языкознания; Отв. ред. A.B. Суперанская. - М.: Наука, 1983. - 116 с.

154. Суперанская A.B. Апеллятив - онома // Имя нарицательное и собственное: сборник статей / отв. ред. A.B. Суперанская. - М.: Наука, 1978.-С. 5-33.

155. Суперанская A.B. Имя через века и страны. - М.: Наука, 1990. - 188 с.

156. Суперанская A.B. Общая теория имени собственного / отв. ред. A.A. Реформатский. - изд. 3-е, испр. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - 368 с.

157. Суперанская A.B. Структура имени собственного (фонология и морфология). -М.: Наука, 1969. - 207 с.

158. Суперанская A.B. Языковые и внеязыковые ассоциации собственных имен // Антропонимика / ред. В.А. Никонов, A.B. Суперанская. - М. : Наука, 1970.-С. 7-16.

159. Супрун В.И. Ономастическое поле русского языка и его художественно-эстетический потенциал: монография. - Волгоград: Перемена, 2000. - 172 с.

160. Суслова A.B. О русских именах / A.B. Суслова, A.B. Суперанская / изд. 2-е, испр. доп. - JI. : Лениздат, 1991. - 222 с.

161. Толстой Л.Н. Казаки: Повести и рассказы. - М.: Худож. лит, 1981. -350 с.

162. Толстой Н.И. Мифология имени собственного // Исторические названия - памятники культуры: Тез. докл. Всесоюз. науч.-практ. конф. -М, 1989.-С. 84-85.

163. Толстой Н.И, Толстая С.М. Этнолингвистика в современной славистике // Лингвистика на исходе XX века: Итоги и перспективы: Тез. Междунар. конф. - М, 1995. - Т. 2. - С. 488-489.

164. Трубачев О.Н. Из материалов для этимологического словаря фамилий России (русские фамилии и фамилии, бытующие в России) // Этимология 1966. Проблемы лингвогеографии и межъязыковых контактов / отв. ред. О.Н. Трубачев. - М.: Наука, 1968. - С. 3-53.

165. Унбегаун Б.О. Русские фамилии / пер. с англ. / под общ. ред. Б.А. Успенского. - изд. 2-е, испр. - М: Прогресс, 1995. - 448 с.

166. Успенский Л.В. Ты и твое имя. - М.: Мир энциклопедий Аванта +: Астрель, 2008.-367 с.

167. Успенский Б.А. Послесловие к «Русским фамилиям» Б.О. Унбегауна // Русские фамилии / Б.О. Унбегаун. - М.: Прогресс, 1995. - С. 337-360.

168. Успенский Л.В. Слово о словах. Почему не иначе? - Л.: Детская литература, 1971. - 720 с.

169. Ученова В. Забвению вопреки. Творчество русских писательниц первой

половины XIX века // Дача на Петергофской дороге: Проза русских

писательниц первой половины XIX века. - М.: Современник, 1986. - С. 3-18.

170. Уфимцева A.A. Лексическая номинация (первичная нейтральная). -изд. 2-е. - М: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. - 88 с.

171. Федосюк Ю.А. Русские фамилии: популярный этимологический словарь. - изд. 7-е. - М.: Флинта: Наука, 2009. - 240 с.

172. Федосюк Ю.А. Что непонятно у классиков, или энциклопедия русского быта XIX века. - М.: Флинта, 2001. - 264 с.

173. Феоктистов А.П. О формах выражения определенности нарицательных и собственных имен // Ономастика / отв. ред. В.А.Никонов, A.B. Суперанская. - М.: Наука, 1969. - С. 239-244.

174. Флоренский П.А. Имена. - СПб: Авалонъ: Азбука-Атгикус, 2011. - 320 с.

175. Флоренский П.А. Тайна имени. - М.: Скрижали мысли, 2003. - 377 с.

176. Фомин A.A. Всегда ли литературная ономастика тождественна поэтической ономастике? // Вопросы ономастики. - 2009. - № 7. - С. 57-67.

177. Фомин A.A. Имя как прием: реминисцентный оним в художественном тексте // Известия Уральск, гос. ун-та. - 2003. - № 28. - С. 167-181.

178. Фомин A.A. Литературная ономастика в России: итоги и перспективы // Вопросы ономастики. - 2004. - № 1. - С. 108-120.

179. Фонякова О.И. Имена собственные в художественном тексте: учебное пособие. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. - 104 с.

180. Фонякова О.И. Имя собственное и словарь писателя // Вопросы теории и истории языка. Сборник статей к 100-летию со дня рождения Б.А. Ларина. - СПб.: ИЛИ РАН, 1993. - С. 234-240.

181. Формановская Н.И. Русский речевой этикет: лингвистические и методологические аспекты. - М.: Высшая школа, 1987. - 156 с.

182. Фролов Н.К. Функции антропонимов в художественном тексте //

Духовная культура Сибири. - Тюмень: Изд-во ТюмГУЛ994. - С. 157164.

183. Фролов Н.К. Избранные работы по языкознанию: в 2 т. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2005. - Т. 1. - 512 с.

184. Фужерон И. Имя и «безыменность» как прием расстановки сил и

выражения авторского отношения к персонажам // Семантика имени

(Имя-2) / отв. ред. Т. М. Николаева. - М.: Языки славянских культур, 2010.-С. 140-150.

185. Чернышев В.И. Русские уменьшительно-ласкательные личные имена // Избранные труды в 2 т. - М.: Просвещение, 1970. - Т. 1. - С. 318-330.

186. Шатуновский И.Б. Основные принципы способы интродукции объектов в дискурс // Семантический анализ единиц языка и речи: процессы концептуализации и структура значения. Первые чтения памяти Ольги Николаевны Селиверстовой 17 октября 2003 г. - М.: Ин-т языкознания РАН, МГПИ, МИЛ, 2004. - С. 231-233.

187. Шанский Н.М. Очерки по русскому словообразованию. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968. - 310 с.

188. Шанский Н.М. Типология и происхождение фамилий на «-ов (-ев)»,

«-ин (-ын)» в русском языке // Русский язык в школе. - 1971. - №4. _ с. 88-95.

189. Шаховский В.И. Языковая личность в эмоциональной коммуникативной ситуации // Филологические науки. - 1998. - № 2. -С. 59-65.

190. Шейко Н.И. Русские имена и фамилии. - М.: Вече, 2006. - 304 с.

191. Шмелев А.Д. Пробный камень теории референции // Вопросы кибернетики. Семиотические исследования / под ред. В.А. Успенского. - M.: ИСК, 1989. - С. 49-80.

192. Шрамм А.Н. Очерки по семантике качественных приагательных (на материале современного русского языка). - Д.: Изд-во Ленинград, унта, 1979.- 134 с.

193. Щерба Л.В. Избранные труды по русскому языку. - М.: Учпедгиз, 1957. -188 с.

194. Щетинин Л.М. Слова, имена, вещи. Очерки об именах. - Ростов-на-Дону: Изд-во Ростов, гос. ун-та, 1966. - 222 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.