Антропологический смысл философии культуры Н.С. Трубецкого тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Костюкович, Наталья Владимировна

  • Костюкович, Наталья Владимировна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2006, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 161
Костюкович, Наталья Владимировна. Антропологический смысл философии культуры Н.С. Трубецкого: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Санкт-Петербург. 2006. 161 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Костюкович, Наталья Владимировна

Введение.

Глава 1. Евразийство и философия культуры Н.С. Трубецкого.

1.1 История возникновения и становления евразийства.

1.2 Исследование и критика евразийской идеи.

1.3 Особенности методологии теории культуры Н.С. Трубецкого.

1.4 Культуроцентрические идеи Н.С. Трубецкого в контексте евразийства.

Глава 2. Персоиология Н.С. Трубецкого

2.1 Понятия «частнонародной», «многонародной», «симфонической», соборной» личности в теории Н.С.Трубецкого.

2.2 Структурные элементы системы «Россия-Евразия» в философии культуры Н.С. Трубецкого

2.2.1 Туранский и славянский этнопсихологические типы в русской культуре.

2.2.2 Типологическое сходство языковых компонентов системы «Россия-Евразия».

2.2.3 Пространственный фактор как структурный элемент системы «Россия-Евразия».

2.2.4 Архетипические элементы евразийской культуры.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Антропологический смысл философии культуры Н.С. Трубецкого»

Актуальность темы диссертационной работы

Тема развития российской культуры и ее дальнейшей судьбы вызывает сегодня всплеск научной активности. Современные ученые, философы и историки философии, общественные и политические деятели пытаются понять настоящее России через ее прошлое, восстанавливая интеллектуальные интересы русской философской и общественной мысли.

В этой связи новую окраску принимает отношение к славянофильскому и западническому течениям и к такому неоднозначному явлению русской философии как евразийство. В настоящее время активно изучаются различные аспекты евразийства: политические и геополитические, исторические и историософские, правовые и идеологические однако несравненно меньшее внимание уделено изучению философии евразийства, в том числе философско-антропологических, культур-философских и философско-лингвистических идей Н.С.Трубецкого - одного из основателей и теоретиков евразийства.

Антропологический ренессанс- явление современной философской мысли. Обостренный интерес к проблеме человека в современном мире, в культуре и истории вызывает волну антропологических исследований.

Обостренный интерес к проблеме человека в современном мире, в культуре и истории вызывает сегодня волну антропологических исследований. Тема человека никогда не исчезала из поля зрения русских мыслителей, для философско-антропологической мысли в России свойственны разнообразие и специфичность. Антропологические вопросы всегда были ядром, вокруг которого развивались многочисленные философские сюжеты. Не стала исключением концепция Н.С. Трубецкого.

Н.С. Трубецкой принадлежит к тем русским мыслителям, которые универсально проявили себя во многих областях знания, культуры. Не случайно о нем пишут лингвисты, культурологи, политологи, философы, историки. Следует подчеркнуть, что среди философских исследований вне поля зрения оказалась антропологическая направленность работ Н.С. Трубецкого, хотя именно ему принадлежит, как будет показано в диссертации, систематически разработанная персонология, обоснованная глубинными структурами исторического становления языка и евразийской культуры. Философия культуры, созданная им в 1920-х гг., вызвана стремлением ученого определить место человека в культуре, осмыслить взаимодействие личности и культуры, развития, сосуществования и взаимовлияния различных культурных общностей.

Тематика его работ особенно актуальна сегодня, когда основные границы между различными обществами и личностями лежат не столько в плоскости экономических и политических отношений, сколько обусловлены ментальными и культурными факторами.

В своей философии культуры Н.С. Трубецкой заострил представление о человеке, как о личности, находящейся в культуре, творящей культуру. В теории Трубецкого личность рассматривается не только как индивидуальное бытие человека, личностью становится многочеловеческая сущность - народ, нация. Такой подход формирует иной угол зрения на проблему межэтнических взаимоотношений в современном мире и поиск новых путей решения национального вопроса в России.

Евразийство, как показано в работе - культуроцентрическая теория. Актуальность идей Трубецкого - это актуальность культуроцентрического и культурно-антропологического мировоззрения.

Изучение теоретического наследия Н.С. Трубецкого позволяет с большим вниманием отнестись к вопросу о формировании культурной идентичности России. Межнациональные конфликты, разгорающиеся на территории России-Евразии, остро поставили проблему выработки новой культурософской и геополитической концепции, способной интегрировать вновь образовавшиеся независимые государства и быть приемлемой для всех этнических общностей, проживающих на территории огромного постсоветского пространства.

Сегодня учеными-социологами, этнологами, философами пишутся труды по этническим проблемам, разработаны такие понятия как «этнопсихология», «национальный характер», «культурный архетип», однако до сих пор содержание этих понятий остается недостаточно раскрытым. Обращение к теоретическому наследию Н.С. Трубецкого позволяет обогатить методологию и категориальный аппарат философской антропологии и философии культуры.

Культурное бытие этноса не определяется и не исчерпывается ни расой, ни языком, ни территорией, ни типом государственного устройства в отдельности. Совокупность этих компонентов позволяет определить особенности мироощущения и взаимодействия различных культурных общностей. Помимо этнолингвистических, территориальных, хозяйственных факторов идентификации той или иной общности существует пласт неосознанных культурных архетипов, скрыто влияющих на культуру и идентичность народа в целом. Духовно-архетипические основы общества, практически остаются, за редким исключением, вне сферы интересов и досягаемости исследователей.

Анализ культур-антропологических и культур-философских аспектов евразийского наследия является важной задачей для современной гуманитарной мысли в России. В мире, в котором ценности глобализма привлекают все большее число сторонников, идеи Н.С. Трубецкого об органичном симбиозе и равноправном проявлении национальных культур приобретают особую значимость.

Цель, задачи, объект, предмет и рабочая гипотеза исследования

Цель диссертации - выявить ключевые антропологические категории в философии культуры Н.С. Трубецкого.

В соответствии с поставленной целью в диссертации решаются следующие задачи:

1) проанализировать историко-философские и социо-культурные предпосылки возникновения философии культуры Н.С. Трубецкого и евразийской культуроцентрической теории, созданной в 1920-х гг. XX века.

2) выявить особенности философии культуры Н.С. Трубецкого, проследить становление структурного подхода в русской науке начала XX века, на примере евразийства.

3) раскрыть суть учения о персонологии как философско-антропологической основе философии культуры Н.С. Трубецкого, рассмотреть базовые понятия «частнонародной», «многонародной», «симфонической», «соборной» личности.

4) проанализировать концептуальные смыслы объекта евразийской научной мысли - культурно-гео-исторического мира «Россия-Евразия»;

5) определить структурообразующие элементы системы «Россия-Евразия» в трудах Н.С. Трубецкого, П.Н. Савицкого, P.O. Якобсона.

Объектом исследования является философия культуры Н.С. Трубецкого - комплекс идей, разработанных ученым в начале XX века и освещенных им в статьях нелингвистического цикла. Предметом изучения - антропологические аспекты теории Н.С. Трубецкого.

Рабочей гипотезой данного исследования является тезис о том, что в основание системы «Россия-Евразия» положен антропологический принцип первичности субъекта - творящей личности, органически связанной со своей культурной средой. Созданная в рамках становящегося структурно-функционального подхода концепция культуры у Трубецкого не «теоретический антигуманизм», а гео-историко-культурный мир «Россия-Евразия» - не умозрительный проект, лишенный человека, но напротив, - система, в основании которой находится творящая, индивидуальная личность.

Культурно-историческая модель «Россия-Евразия», основанная на персонологии Н.С. Трубецкого, является одной из весьма жизнеспособных и актуальных моделей развития культуры в современном мире. Методология работы

Материал диссертационного исследования потребовал использования комплексной методологии.

Системный подход формирует в работе основополагающую методологическую идею о целостности, системном характере и телеологичности антропокультурного образования «Россия-Евразия», позволяет анализировать «макро-» и «микро-» уровни понятия «личность» в персонологии Н.С. Трубецкого.

Кроме того, используются метод сравнительного анализа при сопоставлении понятий «архетип», «концепт», «константа культуры» в культурологических, лингвокультурологических и философских текстах, метод историко-философского метод историко-философского исследования для определения предпосылок появления и развития евразийства как социально-философского течения. Сравнительно-исторический анализ источников евразийского учения и критических обзоров позволили реконструировать антропологические взгляды Н.С. Трубецкого.

Степень научной разработанности проблемы

О евразийстве написано много, но большинство исследователей интересуются политическими, геополитическими, социально-философскими, идеологическими составляющими евразийского учения1. Достаточно объемно в работах, посвященных евразийству, представлены культурологические компоненты учения, антропологическая проблематика выявлена слабо.

1 См. например монографии Пащенко В.Я. Социальная философия евразийства. - М.: Альфа-М, 2003; Пащенко В.Я. Идеология евразийства. - М.; Изд-во Московского университета, 2000. - 448 е.; Орлова И.Б. Евразийская цивилизация. Социально-историческая ретроспектива и перспектива. - М.: Норма, 1998.-275 с.

Культур-философская тематика работ Н.С. Трубецкого рассматривается преимущественно в критических статьях1, исключение составляет диссертация Черных В.А. «Факторы культурно-исторического самоопределения России в культурософии Н.С. Трубецкого» . Проблема онтологического основания социо-культурного мира «России-Евразии» и вопросы национальной самоидентичности населяющих его народов также не нашли полномасштабного и системного изучения. Сам факт наличия множества противоречивых статей о евразийстве (равно как и противоречивых идей в самом течении) является еще одним доказательством необходимости планомерного и систематичного изучения культур-философской основы евразийского учения.

Предметом острой критики и жарких научных споров евразийство стало в начале 20-х гг. прошлого века, в среде русской эмиграции с момента появления книги Н.С. Трубецкого «Европа и человечество» (1920 г.). Академические научные исследования евразийства продолжились во второй половине XX века, тогда евразийские идеи привлекали внимание преимущественно западных ученых. В 60-е годы появляется объемная монография немецкого исследователя Отто Босса3, где он реконструирует Глебова. Е.А. Идея личности в творческом наследии Н.С. Трубецкого// Ежегодные международные чтения памяти Н.С. Трубецкого. - М.:МГЛУ, 1999. - С. 34 - 35; Мальцев И.Г. Н.С. Трубецкой и евразийский вопрос// Россия: прошлое, настоящее будущее (Мат-лы Всеросс. научно-практической конференции) - СПб: БГТУ, 1996 С.46- 49; Мельников Г.П. Идеи евразийства в свете системной типологии языков//Ежегодные международные чтения памяти Н.С. Трубецкого - М.:МГЛУ, 1999. -С.50 -51; Нерознак В.П. Парадигма Трубецкого Н.С. // Ежегодные международные чтения памяти Н.С. Трубецкого. - М:МГЛУ, 1999. - С.8-10; Сорокин Ю.А. Персонология Трубецкого Н.С.: Частночеловеческие и многочеловеческие личности // Евразия на перекрестке языков и культур. Проблемы сравнительной лингвокультурологии. Ежегодные международные чтения памяти кн. Н.С. Трубецкого. - М.: МГЛУ, 2000. - С. 73-76; Урханова Р.А. Философско-исторические основания евразийской культурологии // Философия и культура в России. Методологические проблемы: Сб. ст. / Рос. Акад. Наук. Ин-т философии - М.: ИФРАН, 1992. - С.125-133; Аверинцев С.С. Несколько мыслей о "евразийстве" Н.С.Трубецкого: Опыт беспристрастного взгляда // Новый мир.- 2003.- №2.-С.137-149. Семушкин А.В. Восточный фактор в евразийском проекте: (К публикации трудов основателя евразийской идеи: Трубецкой Н.С. Наследие Чингисхана.- М.: Аграф, 1999) // Евразийская идея и современность: Сб. /Под ред. Н.С.Кирабаева и др.- М., 2002,- С.257-269; СоболевА.В. О евразийстве как культурцентричном мировоззрении // Россия XXI. - 2000, № 1. - С. 70-91.

2 Черных В.А. Факторы культурно-исторического самоопределения России в культурософии Н. С. Трубецкого / Автореф. дисс. - М.:, 1999. - 21 с.

3 B6ss О. Die Lehre der Eurasier. Ein Beitrag zur russischen Ideengeschichte des 20. Jahrhunderts. Wiesbaden, 1961. (Неполный перевод на русский язык: Босс О. Учение евразийцев // Начала. 1992. № 4. С. 89-98.) евразийскую идеологию и делает вывод, что евразийская теория содержала комплекс выгодных евразийцам идей предшественников. Объект интереса евразийской научной мысли был жестко детерминирован географическими факторами, заключает О. Босс.

Фигура Н.С. Трубецкого и его идеи рассматриваются в ряде публикаций Н.В. Рязановского1. Американский историк внимательно изучает историко-политическую атмосферу и социокультурный контекст, сопровождавший возникновение учения. Раскрывая основные причины зарождения движения, исследователь особо отмечает влияние идей художественно-ориентированной интеллигенции на появление евразийства.

А. Либерман - американский исследователь - сочувственно относится к евразийству и отслеживает генезис евразийских идей. Особое внимание он уделяет культур-философским воззрениям Н.С. Трубецкого, которые, как он считает, формировались под воздействием идей отца - известного философа С.Н. Трубецкого. Либерман, рассматривая евразийскую концепцию, подчеркивает принципиальную важность понятий «языковой союз», «культурная зона» для автаркийной системы культуры, созданной л

Трубецким .

Немецкий историк Л. Люкс3 сопоставляет евразийство с идеями «консервативной революции», критически анализируя современное неоевразийство, отмечает его идейную непоследовательность классическому евразийскому учению.

1 Ryasanovsky N. Prince N.S. Trubetskoy's "Europe and Mandkind"// Jahrbucher fur Gesehichte Osteuropas 1964, s. 207-220. Ryasanovsky N. The emergence of Eurasia// Californian Slavic studies, 4,1967 p. 39-72.

2 Cm. Liberman A. N. S. Trubetzkoy and His Works on History and Politics // Trubetskoy N. S. The Legacy of Ghengis Khan and Other Essays on Russia's Identity. Ed. by A. Liberman. Ann Arbor: Michigan Slavic Publications, 1991. P. 295-375.

Люкс Jl. Евразийство и консервативная революция: соблазн антизападничества в Россия и Германии// Вопросы философии. - 1996, № 3. - С. 57-69; Люкс Л. Заметки о «революционно-традиционалистской» культурной модели «евразийцев». Вопросы философии - 2003, № 7; «Третий путь» или назад в Третий Рейх? (О трансформации идеи евразийства в российском журнале «Элементы») // Вопросы философии. -2000,№5.-С. 33-44.

Швейцарский лингвист, профессор славистики, П. Серио предпринимает попытку изучить влияние евразийства на становление структурализма в лингвистике. Серьезная монография «Структура и целостность: Об интеллектуальных истоках структурализма в Центральной и Восточной Европе: 1920—1930-е годы»1 посвящена разбору методологических приемов и открытий Н.С. Трубецкого, П.Н. Савицкого, P.O. Якобсона. Автор изучает влияние ведущих философских принципов евразийства на зарождение структурализма в языкознании и гуманитарных науках. Понятия «структура», «система», «целостность» в трудах теоретиков-евразийцев, проанализированные П. Серио, легли в основу категориального аппарата данного диссертационного исследования.

Евразийская мысль обращалась к широкому спектру вопросов, это в свою очередь, вызвало появление большого количества исследователей, изучающих различные стороны евразийства. Среди первых ученых, активно отреагировавших на появление в российской прессе в начале 1990-х годов публикаций классических евразийских текстов, были О.Д. Волкогонова, А.Т. Горяев, И.А. Исаев, В.В. Козловский, Л.И. Новикова, Н.А. Омельченко, И.А. Савкин, И.Н. Сиземская, JI.B. Пономарева, В.М. Хачатурян и др.

Ряд философов и историков рассматривали евразийцев как преемников традиции славянофильства. Среди них можно назвать Ю.К. Герасимова, С.Ю. Ключникова, В.В. Кожинова, Т.И. Очирову, А.В. Соболева, Р.А. Урханову, С.С. Хоружего.

Классическое евразийство активно изучается и пропагандируется его последователями. Здесь уместно отделить теоретическую и политическую

1 Seriot P. Structure et totals Les origins intellectuelles du structuralisme en Europe centrale et orientale. Paris: Presses Universitaires de France, 1999. (Русский перевод: Серио П. Структура и целостность: Об интеллектуальных истоках структурализма в Центральной и Восточной Европе, 1920-30-е гг. - М.: Языки славянской культуры, 2001. - 360 с.) сферы исследования1. Политические взгляды евразийцев прослеживаются в воззрениях Н. Назарбаева, в тематике журналов «Свободная мысль», «Элементы», в современном неоевразийстве. А.Г. Дугин, главный теоретик неоевразийства, использует классические принципы евразийской теории в качестве основы для идеологической, мировоззренческой и политической программы партии «Евразия». л

JI.H. Гумилев , называвший себя «последним евразийцем», теоретически развил и продолжил гео-культурные открытия П.Н.Савицкого, построив на евразийских основаниях собственную историко-культурную модель развития Евразии. Излагая взгляды Н.С.Трубецкого на значение монгольского ига в русской истории, он дополняет их результатами собственных изысканий, придавая авторский смысл суждениям евразийцев.

Исследования А.С. Панарина направлены на обнаружение в евразийстве мессианской идеи, необходимой для большой державы в XX веке. Философ рассматривает геополитические сценарии развития России и современного мира, считая, что вестернизация, столь популярная в постсоветское время, должна пойти на спад. Он использует основные постулаты евразийства для дня сегодняшнего в борьбе против атлантизма и американизма3.

Взгляды Н.С. Трубецкого на культур-антропологические проблемы анализируются в работах Г.А. Аванесовой, С.С.Аверинцева, В.В.Аверьянова, А.В. Семушкина, С.М. Соколова, В.Я. Пащенко.

Классификация осуществлена с опорой на вст. ст. Антощенко А.В. О Евразии и евразийцах (Библиографический указатель). - Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского государственного университета, 1997.-3-32 с.

См. Гумилев JI.H. Заметки последнего евразийца // Наше наследие. - 1991, № 3. - С. 19-34; Гумилев JI.H. От Руси к России.- М.: ACT, 2003. - 392 е.; Гумилев JI.H. Ритмы Евразии: Эпохи и цивилизации. -М.: Прогресс фирма «Прогресс-Пангея», 1993.- 575 с.

3 Панарин А.С. Россия в цивилизационном процессе (между атлантизмом и евразийством) - М.: ИФРАН,1994.- 262 е.; Панарин. А.С. Российская политическая культура на пороге XXI века / Запад-Россия: культурная традиция и модели поведения.- М.: Моск. обществ, науч. фонд, 1998. - С. 45-58.

Культурософские и лингвистические взгляды Н.С. Трубецкого освещены В.Н. Топоровым, Н.В. Уфимцевой, Е.П. Челышевым, Ю.А.Сорокиным, Р.А. Урхановой, Р.Г. Шариповым.

На понимание автором философско-антропологических, культурологических, мифологических, этнопсихологических основ современности большое влияние оказали работы работы Г.Д. Гачева, Ф.И. Гиренка, А.А. Грякалова, Б.С. Ерасова, А.А. Королькова, А.М.Панченко, П. Серио, В.Н. Топорова.

Существенную роль для данного исследования сыграли работы Т.В. Булыгиной, А.Д. Шмелева, С.Г. Воркачева, В.П. Нерознака, К.Леви-Стросса, Э. Бенвениста, Ю.С. Степанова, раскрывающие сущность понятий «культурные универсалии», «архетипы культуры», «культурные концепты» в контексте лингвокультурологии. Вызвали теоретический интерес архетипические особенности русского национального сознания и проблемы самобытности изложенные в работах Ю.Ю. Булычева, Г.А. Югая.

Проблемы национальной психологии, ментальности, этнокультурных взаимодействий на территории современной России и прилегающих к ней стран - бывших республик СССР с позиций евразийства последовательно излагаются на страницах современного журнала «Евразия». В журнале «Вестник Евразии» освещаются актуальные социо-культурные, историко-философские и политические проблемы с точки зрения классического евразийства.

Источниковая база исследования

Основным источником диссертации стали, прежде всего, труды Н.С. Трубецкого, а также других основателей евразийства - П.Н Савицкого, Л.П. Карсавина. В своей первой работе «Европа и человечество» Н.С. Трубецкой освещает социо-культурные события начала XX века. Книга была задумана Трубецким еще в 1909-1910 гг. Н.С. Трубецкой запланировал трилогию с названием «Оправдание национализма», состоящую из трех частей: «Об эгоцентризме», «Об истинном и ложном национализме», «О русской стихии». Первой частью стала книга «Европа и человечество», второй и третьей частями послужили написанные Трубецким статьи в период с 1922 по 1937 год. Сборник цикла статей Н.С. Трубецкого - «Наследие Чингисхана» вышел в 1999 г. Статьи, П.Н. Савицкого переизданы в сборнике «Континент Евразия» в 1997.

Роль русской философской мысли в формировании евразийской теории изучена автором на материале трудов Н.Я. Данилевского, К.А. Леонтьева, А.С. Хомякова, И.В. Киреевского, Н.А. Бердяева, в работах современных исследователей - И.И. Евлампиева, В.В. Козловского, И.А. Савкина, С.С.Хоружего.

Большой интерес для данной диссертационной работы представили научные монографии, статьи отечественных и зарубежных авторов, материалы симпозиумов, семинаров, конференций, имеющих отношение к изучению наследия евразийства.

На понимание автором философско-антропологических, культурологических, мифологических, этнопсихологических основ современности большое влияние оказали работы Г.Д. Гачева, Ф.И. Гиренка, А.А. Грякалова, Б.С. Ерасова, А.А. Королькова, A.M. Панченко, П. Серио, В.Н. Топорова.

Существенную роль для данного исследования сыграли работы Т.В.Булыгиной, А.Д. Шмелева, С.Г. Воркачева, В.П. Нерознака, К. Леви-Стросса, Э. Бенвениста, Ю.С. Степанова, раскрывающие сущность понятий «культурные универсалии», «архетипы культуры», «культурные концепты» в контексте лингвокультурологии. Вызвали теоретический интерес архетипические особенности русского национального сознания и проблемы самобытности изложенные в работах Ю.Ю. Булычева, Г.А. Югая.

Ряд положений, посвященных отражению философско-культурологической проблематики евразийства почерпнуты из Интернет-ресурсов. Так, регулярно размещает материалы евразийской тематики журнал теории и практики Евразийства - «Евразийский Вестник», редактируемый В.В. Ванчуговым (http: //humunities.edu.ru). Активно действующий информационно-аналитический портал «Евразия» помимо политизированной информации размещает тексты классиков евразийства, современную аналитику и критические статьи, посвященные евразийским вопросам (http: //eurasia.org).

Активную пропаганду евразийских идей проводит сайт «Арктогея» -http://arctogaia.com, разместивший обширную библиотеку классического евразийства, публикующий критические статьи о неоевразийстве. Интерес представляет информационный ресурс, посвященный евразийской идеологической проблематике, вопросам культуры, религии, проблемам национализма - http://eurasia.com.ru. Наиболее полная библиотека евразийской литературы расположена на сайте http://evraz-info.narod.ru/, включающая классические тексты и современные исследования в области евразийства. Анализ информационных ресурсов позволил автору составить представление о степени разработанности и популярности темы в общественных, научных сферах и публицистике.

Научная новизна исследования

В работе проанализированы культурно-антропологические идеи в философии культуры Н.С.Трубецкого. Результаты, являющиеся существенно новыми, можно представить в следующих тезисах:

• Исследованы историко-философские и социо-культурные предпосылки становления и развития евразийской теории, и философии культуры Н.С. Трубецкого.

• Выявлены особенности мировоззренческой и методологической позиции Н.С. Трубецкого находящейся по отношению к культуре России вне принципов европоцентризма и прогрессизма.

• Обосновано положение, согласно которому «персонология» Н.С.Трубецкого явилась центральным звеном в его философии культуры.

• Раскрыта особенность понимания Н.С.Трубецким категорий «личность», «культуроличность»; конкретизировано понятие симфонической личности» в персонологии Н.С. Трубецкого, выявлены ее связи с философией всеединства.

• Проанализированы особенности системно-структурного подхода в философии культуры Н.С. Трубецкого, выявлены основные структурообразующие единицы евразийской культуры: этнопсихологический тип, антропогеографический ареал, типологические языковые семьи и союзы, архетипы культуры.

Положения, выносимые на защиту:

Автор выносит на защиту следующие положения:

1. В русской философской традиции концепция евразийства явилась своеобразным развитием славянофильского учения, провозгласившая «исход к Востоку» наиболее верным направлением для культуры России. Н.С. Трубецкой показал существенное влияние туранских племен на становление особого историко-культурного мира «России-Евразии».

2. Концепция Н.С. Трубецкого привлекла пристальное внимание к проблеме многолинейного развития человеческой культуры, к вопросам о принципиальной несравнимости различных культур и ценностной значимости культурной самобытности народов.

3. Н.С. Трубецкой обосновал необходимость создания научной области - «персонологии», призванной синтезировать данные естественных и гуманитарных наук о человеке и культуре.

4. Центральным культур-антропологическим понятием в теории Н.С. Трубецкого стала категория «личность», проявляющаяся в различных индивидуациях - «частночеловеческой», «многонародной». Благодаря философской аргументации Л.П.Карсавина, категория «симфонической личности» легла в основу евразийской теории культуры. Введение понятия «культуроличность» Н.С. Трубецким представляет собой новаторский шаг в философии культуры и теории личности.

5. В философии культуры Н.С. Трубецкого гео-культурно-исторический мир «Россия-Евразия» - сложная система, с многочисленными структурами и подструктурами, функциональными связями элементов, с динамическим характером, сохраняющая, тем не менее, свою целостность, устойчивую во временной протяженности. Теоретическая значимость исследования

Исследование способствует более глубокому пониманию культурософских, и антропологических оснований евразийской мысли. Диссертация привлекает современную гуманитарную мысль к наследию известного ученого-лингвиста, этнолога, теоретика культуры, анализирует предпосылки возникновения и особенности создания культурософии Н.С.Трубецкого в сложных условиях эмиграции. Рассмотренная в диссертации особенность евразийской методологии позволяет с большим вниманием отнестись к результатам интеллектуальных построений евразийцев.

Опыт рассмотрения некоторых духовно-архетипических начал российской жизни позволяет активизировать дальнейшие исследования бытийных оснований российской культуры. Межнациональные конфликты, разгорающиеся на территории России-Евразии, остро поставили проблему выработки новой культурософской и геополитической концепции, способной интегрировать вновь образовавшиеся независимые государства и быть приемлемой для всех на территории огромного постсоветского пространства. Изучение наследия Н.С. Трубецкого способствует созданию конструктивных предложений по формированию национальной и культурной политики России. Практическая значимость результатов диссертационного исследовании состоит в возможности использования материалов диссертации в педагогическом процессе при изучении философии культуры, культурологи, философской антропологии, истории русской культуры, истории русской философии и общественной мысли. Материал исследования может быть использован в лекциях, спецкурсах и спецсеминарах, посвященных проблемам современной культуры, культурной компаративистики и антропологии, культурно-исторической самобытности России. Данные диссертационного исследования могут быть привлечены в учебно-образовательном процессе для патриотического воспитания молодежи. В прикладном значении диссертация может быть использована для выработки стратегии современного культурного строительства в России - полиэтническом государстве. Апробация материалов по тематике работы

Основные положения диссертационной работы были изложены на российских и международных конференциях, в том числе: на Международных научных конференциях «Ребенок в современном мире», (Санкт-Петербург, РГПУ 2000, 2005); на IV Российском философском конгрессе «Философия и будущее цивилизации» (Москва, МГУ 2005 г.). Опубликован ряд статей в периодической печати по темам, освещающим определенные аспекты диссертационной проблематики. Диссертация обсуждена на заседании кафедры философской и психологической антропологии РГПУ им. А.И. Герцена.

Структура диссертационной работы.

Диссертация состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения и списка литературы. Работа содержит 161 страницу и список литературы из 236 наименований, в том числе 10 - на иностранном языке.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Костюкович, Наталья Владимировна

Заключение.

В диссертационном исследовании была рассмотрена концепция культуры Н.С. Трубецкого. Основные культурософские идеи Н.С. Трубецкого и в целом евразийства можно свести к нескольким центральным положениям:

Идеи целостности, соборности и органичности просматриваются не только в развитии отдельной частночеловеческой личности, но и в развитии всего многообразия культур. В теории Н.С. Трубецкого индивидуальность культур является основой единства и целостности «симфонической культуроличности», а не их эгоистической изолированности. Именно в сосуществовании дифференцированных историко-культурных зон и есть основание единства общего культурного целого.

Различные культуры являются системами, а согласно определению системы как внутреннего единства, культуры чужды друг другу, «непереводимы» друг для друга. Н.С. Трубецкой последовательно отстаивает поливариантность и многофакторность развития культурных организмов, определяя их как «частнонародные» и «многонародные» личности.

Трактовка русской культуры как особого изолированного культурного мира позволила выработать новый подход к ее анализу - системно-структурный. А это в свою очередь повлекло за собой поиск оснований этой культуры и основных структурных единиц. Н.С. Трубецкой объединяет в своих исследованиях системный и структурно-функциональный подходы, что позволяет ему видеть культуру как единый, целенаправленный, целостный организм, саморазвивающуюся личность, с внутренними структурно-функциональными связями, творческим потенциалом и самосознанием. В создании этого подхода особую роль сыграли методы языкового анализа, обусловившие новое видение культуры и личности. Позднее на основе методов языкового анализа Н.С. Трубецким была создана фонология и заложены основы структурной лингвистики.

Исторический путь любой культуры своеобразен, а системы «России-Евразии» в силу природных, экономических, исторических и иных факторов автаркичен. «Россия-Евразия» для Н.С. Трубецкого реально существующий объект, здание, основанное на природном фундаменте. Крепость фундамента обеспечивают внутреннее географическое строение, внешнее очертание, континентальный климат и этнопсихологическое единство населяющих ее народов. «Россия-Евразия» - особого рода «макропространство» с особыми качествами, и путями развития.

Прежде всего, для Н.С. Трубецкого культура Евразии была «многораздельно-целостным конкретным понятием»1. Структурно-функциональные взаимосвязи внутри системы сохраняются и поддерживаются рядом аспектов: этнокультурных («комплиментарность» или взаимопритяжение евразийских этносов, межнациональное и межконфессиональное согласие),

- этноязыковых (системная совокупность языковых союзов),

- исторических (общность судеб, связывающая народы на протяжении ряда столетий),

- природно-экологических, (единая географически цельная территория проживания с четкой растительной и климатической зональностью),

- экономических (складывавшееся в течение длительного времени разделение труда, хозяйственная взаимозависимость),

- геополитических (срединный материк - по преимуществу сухопутное пространство).

Системность понятия «Россия-Евразия» подчеркивается наличием структурных связей и взаимодействием ее основных элементов.

Культурное постоянство системы обеспечивают ее структурные элементы - архетипы культуры, язык, географическое пространство обитания евразийских народностей, этнический психотип - это, каркас, который сохраняет устойчивость системы в синхронистическом и диахронистическом срезе.

1 Топоров В.Н. Н.С. Трубецкой - ученый, мыслитель, человек // Н.С. Трубецкой и современная филология. - М.: Наука, 1993/1994. - С. 59)

Один из ведущих факторов, влияющих на развитие культуроличности -воздействие окружающей среды. Физические условия существования многочеловеческой личности являются той питательной средой, необходимой для духовного роста конкретного народа. «Месторазвитие» обуславливает взаимодействие и взаимовлияние различных этносов и культур, являясь при этом основой, базой для их единства. География и история местности находит отражение в культуре. «Пространственный фактор» рассматривается Н.С.Трубецким как отграничитель, и одновременно как связующее звено в единой культурной системе - «Россия -Евразия».

Философско-антропологическая проблематика рассмотрена в диссертации в контексте учения Н.С. Трубецкого о персонологии - новой гуманитарной интердисциплины. Введение идеи личности в философию культуры, оказалось плодотворным, благодаря умению Н.С.Трубецкого связать научно-исследовательский и гуманно-нравственный аспекты проблемы. Очевидно, что культура создается личностью и одновременно есть самопроявление творящего субъекта. Логичным будет заключение, что развитие личности возможно только в культуре, а значит, создание культуры, производство культурных ценностей является обязательной задачей каждой личности.

Культура в концепции Трубецкого, понимаемая как личность, наделяется такими качествами как духовность, симфоничность, самобытность, в культуре-личности есть душа, содержащая основные ценности и идеалы народа, идея-правительница, выражающая национальную идею в этнокультурных мифологических представлениях, в архетипах культуры. Культура творится личностью - народом, поэтому чрезвычайно важно, чтобы культура была аутентичной народу, его психотипу, его «месторазвитию», тогда сама система культуры будет стабильной. Таким образом, культурная самобытность должна стать законом выживания и сохранения национальной культуры. При внесении чужеродных элементов других культур стабильность нарушается, теряется самобытность, меняется оценка собственной культуры народом-личностью.

Из философии культуры, созданной Н.С. Трубецким в 20-е гг. XX века следует актуальный для сегодняшнего дня вывод: чтобы Россия-Евразия получила дальнейшее свое развитие как «симфоническая культуроличность», исторически объединившая собой населяющие ее различные этносы, необходимо не унифицировать и не русифицировать составляющие ее народы, а обеспечить их культурный расцвет. Ведущая роль принадлежит в этом развитии разработке идеи-правительницы, которая бы обеспечила внутреннее самораскрытие культурного потенциала России-Евразии как всеединства и как соборной личности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Костюкович, Наталья Владимировна, 2006 год

1. Аваиесова Г.А. Особенности евразийского анализа культуры // Наука о культуре: Итоги и перспективы. Вып. 4. М.: РГБ 1998. - С. 28-50.

2. Аверинцев. С.С. Несколько мыслей о евразийстве // Новый мир. 2003 -№2.-С. 137-149.

3. Автономова Н.С., Гаспаров M.JI. Якобсон, славистика и евразийство: Две коньюктуры. 1929-1953 / Роман Якобсон: Тексты, документы, исследования.- М.: РГГУ, 1999. С. 334-340.

4. Агеева Р.А. Какого мы роду-племени. Народы России: имена и судьбы. Словарь-справочник. M.:Academia, 2000. - 422 с.

5. Алеврас Н.Н. Г.В. Вернадский и П. Н. Савицкий: Истоки евразийской концепции // Россия и Восток: проблемы взаимодействия: Тез. докл. и сообщ. к междунар. науч. конф. Челябинск, 1995. Ч. 1.- С. 121-124.

6. Алеврас Н.Н. Начала евразийской концепции в раннем творчестве Г.В. Вернадского и П.Н. Савицкого // Вестник Евразии. 1996 - № 1(2) С. 5 -17.

7. Алексеев. П.В. Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды. 2-е изд. - М.: АО «Книга и бизнес», 1995 - 750 с.

8. Алпатов В.М., Ашнин Ф.Д. Евразийство в зеркале ОГПУ-НКВД-КГБ // Вестник Евразии 1996- №2 (3) - С. 6-11.

9. И.Асоян Ю. Открытие идеи культуры: опыт русской культурологии середины XIX начала XX веков. - М.: ОГИ, 2000. - 342 с.

10. Баграмов Э.А Национальная идея в евразийском контексте // Евразия. Народы. Культуры. Религии. 1996. - № 1 (4) - С. 9-16.

11. Баграмов Э.А. Нация и национальная психология (в поисках новых концептуальных подходов) // Евразия -1993, № 1. - С. 8-14.

12. Барманкулов М.К. Золотая баба. -Алматы: Рауан, 1998, 205 с.

13. Бенвенист Э. Словарь индоевропейский социальных терминов:1 Хозяйство, семья, общество. II Власть, право религия: Пер. с фр. / Общ ред. и вступ. ст. Ю.С. Степанова. М.: Прогресс, 1995 - 452 с.

14. Бердяев Н.А. Евразийцы // Евразия 1995. - № i (3). с. 29-34.

15. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990 -220 с.

16. Бердяев Н.А. Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности. М.: МГУ, 1990. - 240 с.

17. Богданов В.В. Этническая и эволюционная история Руси: Русь, славяне, аризанты, скифы, гунны, пины, варяги. М.: Белые альвы, 2001. - 270 с.

18. Будагов Р.А. История слов в истории общества. М.: Просвещение, 1971. -270 с.

19. Булыгина Т.В., Шмелев А.Д. Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики). М.: Школа, Языки русской культуры, 1997.- 576 с.

20. Булычев Ю.Ю. Россия как предмет культурно-исторического познания. Введение в проблему российской культурно-исторической самобытности. -СПб.: Издательство Политехнического университета, 2005. 292 с.

21. В поисках пути: Русская интеллигенция и судьбы России / сост. И.А.Исаев. М.: Русская книга, 1992. - 381 с.

22. В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. М.: Наука, 1994. -4.1 .-331 с. 4.2.248с.

23. Вандалковская М.Г. Историческая наука российской эмиграции в Европе в 20-е 30-е гг.: (Основные центры, направления и проблемы) // Культурное наследие российской эмиграции 1917-1940. Кн.1. - М.: Наследие, 1994. - С. 71-79.

24. Ванчугов В.В. Статус философии в евразийском движении // Евразийская идея и современность / Под ред. Н.С. Кирабаева, А.В. Семушкина, С.А. Нижникова. М.: Изд-во РУДН, 2002. - С. 104-121.

25. Вахитов Р. Евразийский проект и его враги // Философский космос России: памяти Н.А. Бердяева, (мат-лы научной конференции) Уфа: Башк. Ун-т, 1998.-с. 156-180.

26. Вейдле В.В. Россия и Запад // Вопросы философии. -1991. № 10. - С. 6371.

27. Византизм и славянство: великий спор. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 733 с.

28. Вилента И.В. Идея самобытности России в исторической концепции евразийцев // Вестник Московского университета. Серия 8, История. -1998. № 1.-С. 27-58.

29. Вилента И.В. Концепция истории России в научном наследии евразийцев. Автореф. дис. канд. ист. наук. М., 1996. - 21 с.

30. Виноградов А.В. Инверсия развития общественного сознания: от Петра I до Ленина / Запад-Россия: культурная традиция и модели поведения. М.: Моск. обществ, науч. фонд, 1998. - С. 40-44.

31. Вишневецкий И.Г. Из эстетики и практики музыкального евразийства. // Евразийское пространство: Звук, слово, образ. М.: Языки славянской культуры, 2003. - С.482- 548

32. Водолагин А., Данилов С. Метафизическая ось евразийства. Тверь: Б.и. 1994, - С. 93

33. Волкогонова О.Д. Образ России в философии русского зарубежья. М.: РОССПЭН 1998. -325 с.

34. Гачев Т.Д. Америка в сравнении с Россией и славянством. М.: Раритет, 1997.-677с.

35. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М.: Академия, 1998. -432 с.41 .Гиренок Ф.И. Евразийские тропы // Глобальные проблемы и перспективы цивилизации. М.: ИНИОН, 1993. - С. 162-180.

36. Гиренок Ф.И. Новые дикие: Евразийские тропы: фрагменты // Вестник МГУ. Сер.12,- Социально-политические исследования. 1993. № 5. - С. 3642.

37. Глебова Е.А. Идея личности в творческом наследии Н.С.Трубецкого // Ежегодные международные чтения памяти Н.С. Трубецкого М.: МГЛУ, 1999.-С. 34-35.

38. Голубева-Монаткина Н.И. О концептосфере русского языка в зарубежье: концепт России у Н.С. Трубецкого // Ежегодные международные чтения памяти Н.С. Трубецкого. М.:МГЛУ, 1999. - С. 36-37.

39. Горизонтов Л.Е. Евразийство 1921-1931 гг. взгляд изнутри // Славяноведение. 1992 -№4 - С. 100-115.

40. Горяев А.Т. Евразийство как явление культуры России. Историко-философский аспект//Автореф. дисс. канд. филос. наук.- М.1993.- 29 с.

41. Грякалов А.А. Письмо и событие. Эстетическая топография современности. СПБ.: Наука, 2004. - 484 с.

42. Грякалов А.А. Русская философия как событие // Русская философия: новые исследования и материалы. Проблемы методологии и методики. (Материалы симпозиума). СПб.: Летний сад: С.- Петерб. филос. о-во, 2001. -С. 11-16.

43. Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: Эпохи и цивилизации. М.: Прогресс фирма«Прогресс-Пангея», 1993.- 575 с.

44. Гумилев Л.Н. От Руси к России. М.:АСТ, 2003. - 392 с.

45. Гуревич П.С. Философия человека. Ч. 2. -М.:ИФРАН , 2001. 217 с.

46. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991. - 573 с.

47. Дворник Ф. Славяне в европейской истории и цивилизации. М.: Языки славянской культуры, 2001. - 799 с.

48. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия. СПб.: Алетейя, 1998. - 286 с.

49. Доронченков А.И. Российская эмиграция первой волны о национальных проблемах покинутого отечества. СПб.: Центр повышения квалификации, 1997.- 178 с.

50. Дугин А.Г. Преодоление Запада (Эссе о Николае Сергеевиче Трубецком) // Трубецкой Н. С. Наследие Чингисхана. М.: Аграф, 1999. - С. 5-25.

51. Дугин А.Г. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. М.: Арктогея, 1997. - 599 с.

52. Дурновцев В. Между лесом и степью: Еще одна тайна русской истории // Родина.-1991.-№4,-С. 51-52.

53. Евлампиев И.И. История русской философии. М.: Высшая Школа, 2002. - 584 с.

54. Евразийская перспектива. М.: Б. и., 1994-215 с.61 .Евразийская социология будущего: экософские основания / Шилин К.И., Пирогов В.Л., Тоненкова М.М., Шефель С.В. М.: РИЦ ИСПИ РАН , 1999. -30 с.

55. Евразийская хроника. Вып. 11. Берлин, 1935. - 104 с.

56. Евразийская хроника. Вып. 3. Прага, 1926. - 78 с.

57. Евразийская хроника. Вып. 5. Париж, 1926. - 86 с.

58. Евразийский союз: новые рубежи, проблемы и перспективы. (Мат-лы научной сессии 16.02. 1996)/ М.: РИЦ ИСПИ, 1996. - 35 с.

59. Евразийское пространство глазами молодых или новое поколение о. -М.: Наталис, 2002. 335 с.

60. Евразийство (Библиография) // Россия и современный мир. 2000 - №2 -С. 239-262.

61. Евразийство в контексте современности (Мат-лы межвузовской конференции)/ Сб. ст. СПб.: Скиф, 1995. - 41 с.

62. Евразийство: декларация, формулировка, тезисы. Прага.: Евраз. кн. изд-во, 1932.-29 с.

63. Евразийство: историко-культурное наследие и перспективы развития. -Уфа, 2000.- 182 с.

64. Евразийство: Опыт систематического изложения // Пути Евразии. М.: Русская книга, 1992. - С. 348-415.

65. Евразия как полиэтническая система / Сб-к статей и тезисов М.: Моск. Центр экол. Движения энергетиков, 1993. - 62 с.73 .Евразия: исторические взгляды русских эмигрантов / Под ред. Пономаревой Л.В. М.: ИВИ РАН, 1992. - 180 с.

66. Ерасов Б.С. Антиевразийство и новое евразийство в канун XXI в. Семантика и идейная направленность современного антиевразийства // Евразийство: проблемы осмысления. Уфа.: Восточный университет, 2002. -С. 26-40

67. Ерасов Б.С. Социокультурные и геополитические принципы евразийства // Полис 2001. - №5. - с. 65-74

68. Ерасов. Б.С. О геополитическом устроении Евразии // Евразия №1-2 -1997, С. 30-50.

69. Ермичев А.А. Основные слагаемые русской истории философии // Русская философия: новые исследования и материалы. Проблемы методологии и методики. (Материалы симпозиума). СПб.: Летний сад: С.-Петерб. филос. о-во, 2001. - С. 25-38.

70. Зотов В. Евразийская идея: политические аспекты в прошлом и настоящем//Социальные и гуманитарные знания-2000 №5 С. 3-21.

71. Ильин И.А. Самобытность или оригинальничанье? // Мир России -Евразия: Антология М.: Высшая Школа, 1995. - С. 342-354.

72. Ионин Л.Г. Евразийская концепция // Социология культуры. Путь в новое тысячелетие. М.: Логос, 2000. - С. 369-380.

73. Исаев И.А. Геополитические аспекты тотальности: евразийство// Тоталитаризм как исторический феномен. М.: Филос. о-во СССР, 1989 - С. 203 - 222.

74. Исход к Востоку / Под. ред. О. С. Широкова. М.: Добросвет, 1997. -263с.

75. Каганский В.Л. Кривда и правда евразийства (смысл и статус евразийства в концепции пространства России) // Общественные науки и современность.-2003 №4 - С.63-80.

76. Каганский В.Л. Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство / Сб. ст. М.: Новое литературное обозрение, 2001. - 576 с.

77. Каграмонов Ю. Империя и ойкумена: евразийство и его преодоление. Поиск оптимистической государственной структуры для России // Новый мир.-1995 -№1 С. 140-171.

78. Каграмонов Ю. Какое евразийство нам нужно // Новый мир 2002 - №3 -С.123-138.

79. Казнина О.А. Н.С. Трубецкой и кризис евразийства // Славяноведение. -1995,-№4.-С. 89-91.

80. Кара-Мурза А. А. «Новое варварство» как проблема российской цивилизации. М.: ИФРАН, 1995. -211 с.

81. Кара-Мурза А.А. Кризис идентичности в современной России. Возможности преодоления Электронный ресурс. Режим доступа: http://philosophy.ru/iphras/library/reform/index/html свободный. - Загл. с экрана. - рус.яз.

82. Карсавин Л.П. Основы политики // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн: Антология. М.: Наука, 1993. - С. 174-216.

83. Карсавин Л.П. Философия истории. СПб.:АО «Комплект», 1993. - 350 с.

84. Кизеветтер А.А. Славянофилы и евразийство // Евразия: исторические взгляды русских эмигрантов. М.: Ин-т всеобщ, истории, 1992. - С. 150-175.

85. Кизеветтер А.А. Славянофильство и евразийство: Лекция, записанная кн. К. А. Чхеидзе, прочитана 20 ноября 1928 г. // Евразия: Ист. взгляды рус. эмигрантов. М., 1992. - С. 19-25.

86. Кизиветтер А. Евразийство // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн: Антология. М.: Наука, 1993. - С. 270- 275.

87. Киреевский И.В. О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России // Киреевский И.В. Критика и эстетика. М.: Искусство, 1979. - С. 293-342.

88. Ю1.Киркин М.А. Методологические уроки классического евразийства // Человек 2002 - № 1 - С. 68-70.

89. Ключевский В.О. Сочинения в 9 томах / Под ред. В.Л. Янина. Т. 1. М.: Мысль, 1987.-367 с.

90. Ключников С.Ю. Восточная ориентация русской культуры // Русский узел евразийства: Восток в рус. мысли: Сб. тр. евразийцев. М.: Беловодье, 1997.- С. 5-70.

91. Князья Трубецкие. Россия воспрянет. М.: Военштадт,1996,- 527 с. Ю5.Кожинов В.В. История Руси и русского слова. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.- 510 с.

92. Кожинов В.В. О евразийской концепции русского пути // Евразия 1997-№ 1-2.-С. 12-20.

93. Кожинов В.В. Византийское и монгольское «наследство» в судьбе России // Российские обозреватель 1996 - №3. - С. 108 -130 .

94. Козловский В.В. Савкин И.А., Евразийское будущее России // Ступени. СПб, 1992. №2 (5). С. 80-116.

95. Козловский В.В., Савкин И.А. «Третий путь» евразийства // Вече: Альманах русской философии и культуры. СПб., 1994. Вып. 1. Отечественная духовность: истоки и сущность российского менталитета. С. 17-25.

96. Кондаков И.В. Вернадский Г.В. // Культурология. XX век: Энциклопедия. СПб.: Университетская книга, 1998. - Т. I - С. 114-117.

97. Корольков А.А. Духовная антропология. СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. унив-та, 2005. - 324 с.

98. Корольков А.А. Духовный смысл русской культуры. СПб.: Изд-во РГПУ им А.И. Герцена, 2006.- 739 с.

99. ПЗ.Косиков Г.К. "Структура" и/или "текст" (стратегии современной семиотики) // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму / Пер. с фр., сост. и вст. статья Г.К. Косикова. М.: ИГ Прогресс, 2000. - С. 17 - 32.

100. Костиков В. Не будем проклинать изгнанье. Пути и судьбы русской эмиграции. М: Междунар. отношения. 1994. - 525 с.

101. Кузнецов П. Евразийская мистерия // Новый мир. 1996, №2. - С. 163186.

102. Культурное наследие российской эмиграции: 1917-1949. В 2 кн. М.: «Наследие» ,1994,- Кн. 1 - 520 е., Кн 2- 519 с.

103. Культурология. XX век: Энциклопедия. Т.1. СПб.: Университетская книга; ООО «Алетейя», 1998. -447 с.

104. Лавров С.Б. Лев Гумилев. Судьба и идеи. Судьба и идеи. Электронный ресурс. Режим доступа http://gumilevica.kulichki.net/LSB/Isb 1070.htmlsb#1070textl свободный. Загл. с экрана - русс .яз.

105. Лавров С.Б. Гумилев и евразийство: Предисловие. // Гумилев Л. Н. Ритмы Евразии: Эпохи и цивилизации. М., 1993. С. 7-19.

106. Лавров С.Б. Евразийство: современность концепции // География в школе.-2000- №1-С.З-7.

107. Ламанский В.И. Три мира Азийско-Европейского материка. 2-е изд. -Петроград: Тип. т-ва А.С.Суворина, 1916 -152 с.

108. Ларюэль М. Переосмысление империи в постсоветском пространстве: новая евразийская идеология // Вестник Евразии 2000 - №1 (8) - С. 5-13.

109. Леонтьев К.А. Восток, Россия и славянство: Философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872-1891). М.: Республика, 1996.-798 с.

110. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Известия РАН. Серия языка и литературы Т. 52. - № 1 - 1993 - С. 3-9.

111. Лихачев Д.С. Русская культура. М.: Искусство, 2000. - 438 с.

112. Люкс Л. «Третий путь» или назад в Третий Рейх? (О трансформации идеи евразийства в российском журнале «Элементы») // Вопросы философии 2000 - №5 С. 33-44.

113. Люкс Л. Евразийство и консервативная революция: соблазн антизападничества в России и Германии // Вопросы философии 1996 - №3 - С. 57-69.

114. Маликова М.Х. Ассоциативный словарь русской этнокультуроведческой лексики. Фрунзе: Мектеп , 1989. - 117 с.

115. Мальцев И.Г. Н.С. Трубецкой и евразийский вопрос // Россия: прошлое, настоящее будущее (Мат-лы Всеросс. научно-практической конференции, СПб, 16-19 дек. 1996 г.) СПб.: БГТУ, 1996. - С.46-49.

116. Марченков В.Л. Монофония, полифония и личность: мечта о русском многоголосье / Евразийское пространство: Звук, слово, образ. М.: Языки славянской культуры, 2003 - С. 413 - 434.

117. Маслин М.А. «Евразийские временники» как источник классического евразийства // Евразийская идея и современность. М.: Изд-во РУДН, 2002. -С. 250-253.

118. Мельников Г.П. Идеи евразийства в свете системной типологии языков // Ежегодные международные чтения памяти Н.С. Трубецкого. М.: МГЛУ, 1999.-С. 50-51.

119. Мир России Евразия: Антология / Сост. Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская. - М.: Высшая школа, 1995. - 399 с.

120. Мотрошилова Н.В. Поиск новых философских парадигм в России и на Западе на рубеже XIX XX и XX - XXI веков. Электронный ресурс. Режимдоступа http://filosof.historic.riVbooks/item/fI)0/s00/z0000258/ свободный. -Загл. с экрана русс. яз.

121. Мяло К. О русском идеале // Евразия 1996 - № 1 (4) - С. 77 - 85.

122. Н.С. Трубецкой и современная филология. М.: Наука, 1993.- 286 с.

123. Нарбаев Н.Б. Россия и Евразия: проблемы государственности 2-я половина XIX начало XX в. -М.:, 1997.- 288 с.

124. Нерознак В.П. «Игра на гранях языка» или о предмете сравнительной лингвокультурологии // Ежегодные международные чтения памяти Н.С. Трубецкого М.:МГЛУ, 1999. С. 53-54.

125. Нерознак В.П. Парадигма Трубецкого Н.С. // Ежегодные международные чтения памяти Н.С. Трубецкого. М.:, 1999. - С. 8-10.

126. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов Минск: Изд. В.М. Скакун, 1998.- 896 с.

127. Новиков А.В. Брак в коммуналке: заметки о современном евразийстве// Звезда- 1998 -№ 2 С. 229-238.

128. Новикова Л.И. Сиземская И.Н. Русская философия истории. М.: Магистр, 1997. - 328 с.

129. О Евразии и евразийцах (Библиографический указатель) / Сост. Антощенко А.В., Беляева P.M. Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского государственного университета, 1997. - 98 с.

130. Одесская М. Генри Торо и Антон Чехов: лес и степь // Россия и США: формы литературного диалога. М., 2000. - С.122-131.

131. Олещук Ю.Ф. Второе пришествие евразийства // Свободная мысль XXI -2001 №4 - С. 70-76

132. Орлов Б. Евразийство: в чем суть? // Общество и экономика 2001 - №9 -С. 93-104.

133. Орлова И.Б. Евразийская цивилизация. Социально-историческая ретроспектива и перспектива. М.: Норма, 1998. - 275 с.

134. Очирова Т.Н. Евразийство и пути русского исторического самопознания /Известия РАН. Серия языка и литературы Т. 52. - 1993 - №4 С. 35-38

135. Панарин А.С. Расколы и синтезы: конкурс цивилизационных проектов в Евразии // "Вторая Европа" или "третий Рим"? / Сб. ст. Избранная социально-философская публицистика. М.'.РАН, 1996. С. 90-126.

136. Панарин А.С. Россия в цивилизационном процессе (между атлантизмом и евразийством) М.: ИФРАН,1994.- 262 с.

137. Панарин. А.С. Российская политическая культура на пороге XXI века / Запад-Россия: культурная традиция и модели поведения.- М.: Моск. обществ, науч. фонд, 1998. С. 45-58.

138. Парнис А.Е. Евразийские контексты Хлебникова: от «калмыцкого мифа» к мифу о «единой Азии» / Евразийское пространство: Звук, слово, образ. М.: Языки славянской культуры, 2003. - С.299 - 344.

139. Пащенко В.Я. Евразийству 80 лет // Вестник Московского университета - 2001 - №4 (205) - С. 3-19.

140. Пащенко В.Я. Идеология евразийства. М.: Изд-во Московского университета, 2000. - 448 с.

141. Пащенко В.Я. Социальная философия евразийства. М.: Альфа-М, 2003 -368 с.

142. Письма и заметки Н.С. Трубецкого. М.: Языки славянской культуры, 2004. - 608 с.

143. Письма П.П. Сувчинского Н.С. Трубецкому (1922-1924) // Российский архив: История отечества в свидетельствах и документах XVIII - XX вв. Т. 5. - М.: Студия «ТРИТЭ»:Рос. архив, 1994. - С. 475-489.

144. Письмо А. Требинского Н.С. Трубецкому, 28 августа 1924 г. // Философия в России XIX - начала XX вв. Преемственность идей и поиски самобытности. - М.: ИФАН, 1991. - С. 137-146

145. Пищун К. В. Политическое учение евразийства (опыт системной реконструкции и интерпретации) // Автореф. дисс. ДВГУ.1999 г. 19 с.

146. Понятие судьбы в контексте разных культур. / Отв. ред. Арутюнова Н.Д. -М: Наука, 1994.-317с.

147. Попов Д. Евразийство. Россия глазами русских эмигрантов // Мое отечество-2001 -№1- С. 52-58.

148. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986.-364 с.

149. Пути Евразии. Русская интеллигенция и судьбы России / Сост., вступ. ст., коммент. И.А.Исаева. М.: Русская книга, 1992.- 432 с.

150. Пушкин С.Н. Евразийские взгляды на цивилизацию // Социологические исследования.- 1999 №12.- С.24-33.

151. Робинсон М. А., Петровский Л. П. Н. Н. Дурново и Н. С. Трубецкой: проблема евразийства в контексте "Дела славистов": (По материалам ОГПУ-НКВД.) // Славяноведение. 1992. - № 4. - С. 68-82.

152. Российская цивилизация: Этнокультурные и духовные аспекты. Энциклопедический словарь / Ред. кол.: Мчедлов М. П. и др. М.: Республика, 2001.-544 с.

153. Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология. М.: Наука, 1993.-367с.

154. Руднев В.П. Энциклопедический словарь культуры XX в.: ключевые понятия и тексты. М.: Аграф, 2003. - 608 с.

155. Русская изба: иллюстрированная энциклопедия. / Под. ред. Д.А.Баранова. СПб: Искусство - СПб, 1999. - 376 с.

156. Русская философия: новые исследования и материалы. Проблемы методологии и методики. (Материалы симпозиума). СПб.: Летний сад: С.-Петерб. филос. о-во, 2001. - 397 с.

157. Русские / Под ред. Александрова В.А. М.: Наука, 1999. - 828 с.

158. Русский узел евразийства: Восток в русской мысли: Сб. тр. евразийцев / РАН. Ин-т. мировой лит. им. A.M. Горького; Отв. ред. Н.И. Толстой, М.: Беловодье, 1997. - 525 с.

159. Рязановский Н. В. Возникновение евразийства // Звезда. -1995 № 2. - С. 29-44.

160. Савицкий П.Н. Геополитические заметки по русской истории // Вопросы истории 1993 - № 11-12. - С. 120-139.

161. Савицкий П.Н. Континент Евразия / Сост. А. Г. Дугин. М.: Аграф, 1997.- 461 с.

162. Святая Русь. Энциклопедический словарь русской цивилизации / Сост. О.А.Платонов. М., 2000, - 1040 с.

163. Семушкин А.В. Заметки о доктринально-организационном статусе евразийства // Евразийская идея и современность / Под ред. Н.С. Кирабаева, А.В. Семушкина, С.А. Нижникова. М.: Изд-во РУДН, 2002. - С.148-155.

164. Сендеров В.А. Евразийство миф XXI века? // Вопросы философии -2001 -№ 4.-С. 47-55.

165. Серио П. Структура и целостность: Об интеллектуальных истоках структурализма в Центральной и Восточной Европе, 1920-30-е гг. М.: Языки славянской культуры, 2001. - 360 с.

166. Серио П. Этнос и демос: дискурсивное построение коллективной идентичности / Этничность. Национальные движения. Социальная практика: Сб. ст. СПб.: ТОО ТК «Перополис», 1995. - С. 50-67.

167. Сикевич З.В. Русские: "образ" народа (социологический очерк). -СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996.- 152 с.

168. Славянофилы эпохи футуризма: (Из истории евразийского движения) // Политическая история русской эмиграции. 1920-1940 гг.: Документы и материалы / Под ред. А.Ф.Киселева. М.: ВЛАДОСД999. - С. 236-302.

169. Соболев А.В. О евразийстве как культурцентричном мировоззрении // Россия XXI- 2000 № 1 - С. 70-91.

170. Соболев А.В. К вопросу о внутренних трениях и противоречиях в евразийстве 1920-хгг.//Россия XXI 2002 -№5,- С. 166-196.

171. Соболев А.В. Об отношении евразийцев к фашизму // Россия XXI -2001 -№4-С. 164-188.

172. Современная западная философия: Словарь / Сост.: Малахов B.C. Филатов В.П. М.: Политиздат, 1991.-414 с.

173. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Изд. 2-е испр. и доп. М.: Академический проект, 2001. - 990 с.

174. Степун Ф.А. Дух, лицо и стиль русской культуры // Вопросы философии. 1997 - №1. - С. 155-165.

175. Сусов И.П. История языкознания: учеб. Пособие для студ. Ст. курсов и аспирантов. Тверь: Тверской гос. ун-т, 1999. 191с.

176. Тарасов Е.Ф. Языковое сознание как индикатор этнической идентичности // Ежегодные международные чтения памяти Н.С. Трубецкого М.'.МГЯУ, 1999. - С.63-64.

177. Терещенко А.В. Быт русского народа. М.: Русская книга, 1999. - 312 с.

178. Титаренко M.JI. Новое евразийство: азиатский аспект // Россия-Восток-Запад. Сб. ст. М.: Наследие, 1998. С. 108-129.

179. Толпегин А. Евразийские фантазии: евразийская идея в России вчера и сегодня // Диалог. 2000 - №9 - С.19-29.

180. Толстой Н.И. Н.С. Трубецкой и евразийство (вступ. статья) // Н.С. Трубецкой. История. Культура. Язык. М.: Прогресс, 1995. - 5-28 с.

181. Топоров В.Н. Николай Сергеевич Трубецкой ученый, мыслитель, человек (к столетию со дня рождения) // Н.С. Трубецкой и современная филология. - М., 1993. С. 77-78

182. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М.: Республика, 1994. - 431 с.

183. Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М.: Прогресс, 1995. - 797 с.

184. Трубецкой Н.С. Наследие Чингисхана. М.: Аграф, 1999. - 560 с.

185. Трубецкой Н.С. Основы фонологии / Пер. с нем. А.А. Холодовича; под ред. С.Д. Кацнельсона. М.: Аспект Пресс, 2000. - 352 с.

186. Урханова Р.А. Евразийство как идейно-философской течение в русской культуре XX века / Автореф. диссер. М., 1992. - 19 с.

187. Урханова Р.А. Евразийцы и Восток: прагматика любви?//Вестник Евразии.-1995,-№1,-С. 12-31.

188. Урханова Р.А. Философско-исторические основания евразийской культурологии // Философия и культура в России. Методологические проблемы: Сб. ст. / Рос. Акад. Наук. Ин-т философии. М.: ИФРАН 1992. -125- 133 с.

189. Уткин. А.И. Россия и Запад: история цивилизаций. М.: Гардарики, 2000-572с.

190. Уфимцева Н.В. Культура и проблема заимствования // Евразия на перекрестке языков и культур. Проблемы сравнительной лингвокультурологии. Ежегодные международные чтения памяти кн. Н.С. Трубецкого. М.:МГЛУ , 2000. С. 79-82.

191. Уфимцева Н.В. Ядро национального сознания и культурное своеобразие русских // Ежегодные международные чтения памяти Н.С. Трубецкого. М.:МГЛУ, 1999. - С. 65-66.

192. Флоровский Г.В. Пути русского богословия. 3-е изд. Париж:YMCA-PRESS, 1983.- 580 с.

193. Хара-Даван Э. Русь монгольская: Чингис-хан и монголосфера. М.: Аграф, 2002. - 320 с.

194. Хомяков А.С. О старом и новом. М.: Современник, 1988.-481 с.

195. Хомяков А.С. Церковь одна. Семирамида М.:ИХТИОС, 2004. - 495

196. Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. СПб.: Алетейя 1994. - 445 с.

197. Хоружий С.С. Современные проблемы православного миросозерцания. Интернет-издание Веб Центра «Омега», 2002 Электронный ресурс. Режим доступа: http://lib.eparhia-saratov.m/books/21hyhoruzhy/problems/contents.html свободный. - Загл. с экрана. - рус.яз.

198. Хоружий С.С. Трансформация славянофильской идеи // О старом и новом СПб.: Алетейя, 2000. - 475 с.

199. Хрестоматия по географии России. Образ страны: Пространства России / Авт. сост. Д.Н.Замятин, А.Н. Замятин. М.: МИРОС, 1994. - 156 с.

200. Цымбурский В. Две Евразии: омонимия как ключ к идеологии раннего евразийства// Вестник Евразии № 4-5 - 1998 - С. 5-31.

201. Челышев Е.П. Евразия: проблемы культурного синтеза: культурологические аспекты евразийства // Мир библиографии. 2002 - №3 С.-2-12.

202. Челышев Е.П. Роль русского языка в консолидации евразийской общности // Ежегодные международные чтения памяти Н.С. Трубецкого. -М.:МГЛУ, 1999.-С. 68-70.

203. Черных В.А. Факторы культурно-исторического самоопределения России в культурософии Н. С. Трубецкого // Автореф. дисс. М., 1999. - 25 с.

204. Шатилов А. Пересвет и Челубей братья навек: о теории евразийства // Родина - 1997 - №3-4 - С. 99-104.

205. Шмелев. А.Д Метафора судьбы: предопределение или свобода // Понятие судьбы в контексте разных культур. М.: 1994. - С.227-231.

206. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. СПб.: Изд. Дом. «П.Э.Т» при участии изд-ва «Алетейя», 1996. - 153 с.

207. Югай Г.А. Архетипы и символы неоевразийства // Евразийство: проблемы осмысления. Уфа: Восточный университет, 2002. - С.30-35.

208. Язык и культура: факты и ценности. К 70-летию Ю.С. Степанова (сб. ст.). М.: Языки славянской культуры, 2001. - 595 с.

209. Якобсон P.O. О теории фонологических союзов между языками // Избранные работы. М.: Прогресс, 1985. - С. 92-104.

210. Якобсон P.O. Часть и целое в языке // Избранные работы. М.:Прогресс, 1985.-С. 301-306.

211. Europe and Mankind // The Legacy of Genghis Khan and Other Essays on Russia's Identity. Ed., and with a postscript, by A. Liberman. Ann Arbor: Michigan Slavic Publication, 1991. P. 1-64.

212. Idee w Rosji. Ideos is Russia. Leksykon rosyisko-polsko-agielski, pod red. Andrzeja de Lazari. T.l-4 Warzawa-Lo'dz\ 1999-2001

213. Karlov V. V. The Idea of Eurasianism and Russian Nationalism (In Connection with the Article by V. A. Shnirel'man "The Idea of Eurasianism and the Theory of Culture") // Antropology and Archeology of Eurasia. 1998. Vol. 36. No. 4. P. 8-30.

214. Lalande A. Vocabulaire technique et critique de la philosophie, P: P.U.F., 1993, v. 1, 1349 p.

215. Lapeyrose S.L., Towards the spiritual convergence of America and Russia. Santa Cruz, 1990 354 p.

216. Liberman A. N. S. Trubetzkoy and His Works on History and Politics // Trubetskoy N. S. The Legacy of Ghengis Khan and Other Essays on Russia's Identity. Ed. by A. Liberman. Ann Arbor: Michigan Slavic Publications, 1991. P. 295-375.

217. Riasanovsky N. V. Assia Through Russian Eyes // Russia and Asia. Ed. by W. S. Vucinich. Stanford, 1972. P. 3-29.

218. Trubetzkoy N. S. The Legacy of Ghengis Khan and Other Essays on Russia's Identity. Ed. by A. Liberman. Ann Arbor: Michigan Slavic Publications, 1991. -380 p.

219. Tsygankov A. P. Hard-line Eurasianism and Russia's Contending Geopolitical Perspectives // East Europe. Guart Boulder (Col.). 1998. Vol. 32. No. 3. P. 315-334.

220. Whorf B.L. Language, Thought and Reality. John Willy & Sons, Inc/My Chaplan & Hall, Ltd. L., 1986, P. 134-159.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.