Граф Лестер и католическая оппозиция при Елизавете I Тюдор тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.03, кандидат исторических наук Журавель, Наталья Анатольевна

  • Журавель, Наталья Анатольевна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2000, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ07.00.03
  • Количество страниц 212
Журавель, Наталья Анатольевна. Граф Лестер и католическая оппозиция при Елизавете I Тюдор: дис. кандидат исторических наук: 07.00.03 - Всеобщая история (соответствующего периода). Санкт-Петербург. 2000. 212 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Журавель, Наталья Анатольевна

Введение

Глава 1. Граф Лестер и "пуританская" фракция при дворе Елизаветы

Тюдор.

1.1. Елизаветинский двор: основные тенденции развития

1.2. Граф Лестер: фаворит и патрон

1.3. Состав и основные характеристики придворной фракции графа Лестера

Глава 2. Католическое общество при Елизавете Тюдор

2.1. Политика правительства по отношению к католикам

2.2. Характеристика придворной католической фракции и придворной борьбы 1579-1583 гг.

Глава 3. "Государство Лестера" и религиозно-политические взгляды придворной католической фракции

3.1. Религиозно-политическая доктрина английского католицизма второй половины XVI века

3.2. Католики: проблема религиозного меньшинства и веротерпимости в Англии

3.3. Характеристика образа графа Лестера и его влияния на религиозно-политическую жизнь Англии 1560-1580-х гг.

3.4. Проблема престолонаследия в Англии

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Граф Лестер и католическая оппозиция при Елизавете I Тюдор»

Актуальность темы исследования. XVI столетие стало началом переломной эпохи в истории Западной Европы. Крупные изменения в социально-экономической и политической жизни общества сопровождались появлением протестантских конфессий, стремлением католической церкви к самообновлению. Авторитет римской церкви значительно пострадал на территориях, где распространялись новые вероучения. Она утратила принадлежавшую ей веками монополию на традиционное посредничество между Богом и человеком. Реформация послужила для Рима своеобразным сигналом, еще раз подтвердившим необходимость серьезных перемен. Решения, принятые на Триденгском соборе, ознаменовали начало религиозно-нравственного, догматического и структурного обновления католической церкви. Усилился авторитаризм и централизация папской власти. Политика римской курии становилась жестче, целенаправленнее и агрессивнее в своем стремлении вернуть утраченные позиции.

С точки зрения этих процессов позднетюдоровская Англия представляет пример стремительного перемещения католиков в разряд конфессионального меньшинства. В период правления Елизаветы I (1558-1603) завершается процесс выработки основных теологических и организационных установок государственной церкви - англиканства; закрепляются принципы политики в отношении радикальных реформационных течений; обозначается особое отношение к контрреформационным тенденциям; католики лишаются поддержки со стороны короны. Перед ними встает сложный выбор между приверженностью своим религиозным убеждениям и лояльностью к монарху.

Отечественная историография традиционно уделяла больше внимания изучению вопросов, связанных с английским пуританизмом. История католической церкви в этот период, объединенного ею клира и мирян оказывалась за пределами научных интересов исследователей. Между тем, изучение общественного статуса английских католиков способно наглядно продемонстрировать происходившие в церквах Англии перемены и значительно скорректировать бытующее о них представление. Серьезный интерес представляет придворная католическая группировка, находившаяся в непосредственной близости к королеве и наиболее ощутимо испытывавшая на себе действие ее политики.

Предметом данного диссертационного исследования является католическая фракция, сложившаяся при дворе Елизаветы Тюдор в период 1560-х- 1580-х гг.

Предмет исследования определяет цель данной диссертации - изучить придворную католическую группировку через призму ее религиозно-политического противостояния протестантской придворной фракции, возглавляемой Робертом Дадли, графом Лестером.

Хронологические рамки работы ограничены 1558-1588 гг., т. е. периодом с момента восшествия на английский престол Елизаветы Тюдор до смерти графа Лестера. Именно в это время формируется состав и взгляды, определяются цели придворной католической фракции; намечаются основные направления ее деятельности; становится неизбежным разгром, обусловленный противостоянием придворной протестантской фракции во главе с графом Лестером.

Для реализации основной цели диссертационного исследования необходимо решить следующие задачи:

• рассмотреть основные тенденции развития королевского двора в 60-е - 80-е гг. XVI в.;

• определить роль придворного фаворитизма в различных сферах государственной жизни Англии этого периода;

• наметить основные черты биографии Лестера-фаворита;

• выявить персональный состав и главные характеристики протестантской придворной фракции, возглавляемой графом Лестером;

• выделить основные направления религиозной политики елизаветинского правительства в отношении католиков;

• исследовать персональный состав и отличительные черты придворной католической фракции;

• охарактеризовать религиозно-политическую доктрину английского католицизма второй половины XVI в.;

• реконструировать религиозно-политические взгляды придворной католической фракции;

• проанализировать основные направления борьбы между католической и протестантской фракциями, определив ее значение и степень влияния на религиозно-политическую жизнь позднетюдоровского общества.

Реализация исследовательских задач данной диссертации требует применения различных методов анализа, основанных на принципах историзма; в частности изучение персонального состава фракций осуществляется с помощью историко-биографического и просопографического методов.

Степень изученности данной темы определяется конкретными достижениями отечественной и зарубежной (главным образом англоамериканской) исторической науки в изучении двух узловых проблем, связанных, с одной стороны, с исследованием эволюцией английского католицизма и особенностей фракционной организации позднетюдоровского двора, с другой - динамики религиозно-политических противоречий между различными придворными группировками.

Пробуждение интереса к истории английского католицизма в период правления Елизаветы Тюдор следует отнести к середине XIX в., когда стали публиковаться и комментироваться извлеченные из архивов источники: документы по церковной политике правительства, мемуары и переписка католических деятелей, программные произведения католического движения в целом. Господствовавший с конца XIX в. взгляд на английский католицизм представлен в обобщенном виде в работах А. Диккенса. Автор делит историю елизаветинского католицизма на два периода. Первый (1560-1570 гг.) характеризуется им как период "вялого и бесформенного выживания". Исследователь настаивает на необходимости разграничивать "подлинный нонконформизм" и "религиозный консерватизм", существовавшие в Англии в это время. Под "нонконформизмом" Диккенс понимает особый тип поведения католиков, выражавшийся в отказе посещать англиканскую церковь. "Религиозный консерватизм", по его мнению, подразумевает сочетание внешнего подчинения правилам англиканской церкви с практикой католических обрядов. Началом второго периода в развитии елизаветинского католицизма Диккенс считает "абсолютно новое по духу католическое возрождение", инсценированное иезуитами после 1578 г.1

Идеи, господствовавшие с конца XIX в. получили свое дальнейшее продолжение в трудах Дж. Босси2. Он вводит понятие "католического сообщества" (catholic community), под которым понимает совокупность людей, придерживающихся католических убеждений независимо от характера государственной церкви. Босси подчеркивает, что кризис католицизма в Англии в 1559-1572 гг. нарушил целостность развития этого сообщества. Частичное возрождение католицизма исследователь, вслед за Диккенсом, связывает с миссиями иезуитов и священников, прибывших в Англию в начале 1570-х гг. Он убежден, что на смену "схоластическому католицизму" 1530-х гг. пришел новый "энергичный католицизм", заботящийся о духовном преобразовании личности и религиозной дисциплине.

Босси выдвинул тезис о трансформации организационной структуры католицизма при Генрихе VIII, превращении его в так называемый "сеньориальный католицизм". Исследуя изменения в традиционной организации католической церкви, Босси отмечает перемещение центра активности католиков из приходских сообществ в хаузхолды дворянских покровителей. По мнению ученого, произошла своеобразная интеграция "повседневной структуры и функций приходов" и культурно-хозяйственной практики дворянского поместья. Это был своеобразный путь выживания католической церкви в условиях развивающейся реформации. Местные дворяне-патроны, использовавшие функции посредничества между жителями округи и центральной администрацией, стали своеобразными гарантами для своих клиентов в вопросах церкви и вероисповедания. С приходом к власти королевы-протестантки эта трансформация позволила многим подданным-католикам оставаться лояльными к официальным властям и не испытывать колебаний совести в условиях господства англиканской церкви.

Босси считает, что при Елизавете I происходит четкое разделение представлений об общественном устройстве, отражающее известное противопоставление публичного и приватного. Известная веротерпимость обеспечивала выбор определенной формы и образа жизни в рамках отдельного хаузхолда. Пока правительство не вмешивалось в частную жизнь провинции, конфликт между государственной церковью и католически настроенным джентри был минимальным. Этим он объясняет лояльность католического джентри к королеве, наглядно проявившуюся и в Северном восстании 1569 г., и в поддержке королевы в борьбе с Армадой в 1588 г. Причину начавшихся в 1580-е гг. столкновений Босси видит в стремлении правительства регламентировать религиозную жизнь провинциальных хаузхолдов. Свое недовольство к власти джентри высказывало придворному окружению Елизаветы I. Так рождалось представление о "дурных советниках".

Босси также настаивает на несовместимости понятий "старая религия" и "елизаветинский католицизм". Эмигрировавшие на континент идеологи католического движения были далеки от ортодоксальных взглядов на устройство церкви. Эта точка зрения с небольшими коррективами была поддержана Дж. Эвелингом и А. Притчардом . Так, Эвелинг предполагает, что "островки хаузхолдовского католицизма" не были столь широко распространены в 1559-1570-х гг. Латинская месса отправлялась в строгой секретности, и люди скорее читали свои молитвы или "Заутреню Пресвятой деве" ("Our Lady's Mattins"). Количество упорных нонконформистов, которые решительно отделяли себя от англиканства и тех, которые отказывались ходить в церковь, было незначительным. Притчард, в свою очередь, полагает, что тип религии, основанный на обычных общинных ритуалах, мог продемонстрировать упорное сопротивление внешнему давлению, но был не способен стать одной из энергичных нравственных религий с четкой доктриной, которые настойчиво создавали проблемы европейским правительствам в ХУ1-ХУП веках.

Концепция "сеньориального католицизма" стала одной из ведущих в исследованиях по церковной и конфессионально-политической истории Англии второй половины XVI века. Вместе с тем, предложенный Босси и поддержанный его сторонниками подход вызвал критику со стороны Кр. Хейга. В своих многочисленных работах4 он опровергает тезис о дисконтинуитете английского католического сообщества. Хейг считает, что после Реформации происходит эволюция католического сообщества, и оно не утрачивает своей целостности. Он пишет: "Изолированный английский католицизм, с его значительной церковно-папистской полутенью, не был новым постреформационным созданием миссионеров с континента. Это было продолжение традиционного английского католицизма, приспособленного к условиям Реформации в Англии"5. Хейг допускает, что возникшие при Елизавете Тюдор иезуитские миссии обновили практику "духовных упражнений". Однако, по мнению исследователя, между священниками, обучавшимися в семинариях на континенте, и католиками, жившими в Англии в 1540-1550-х гг. было больше общего, чем различного. Все они разделяли взгляды традиционного католицизма на таинства и мессу. Они относили себя к неделимой истинной церкви, основанной Иисусом Христом, осененной апостольским наследием и объединенной под властью римского епископа. В условиях господства англиканской церкви священники-семинаристы видели себя частью так называемой "миссионерской церкви" без иерархии и организованной системы приходов. Также мыслили и многие католические священники, остававшиеся в Англии в 1560-1570-х гг.

Хейг полагает, что Роберт Парсонс сфабриковал ни что иное как "сказку", которой ученые доверяют и которую пересказывают более 380 лет. В ней есть злодеи - епископы и приходские священники, которые предали свою веру ради сохранения собственных жизней. Есть герои - иезуиты, семинарские священники и католическое джентри, которое миссионеры обратили в уже преобразованный католицизм, бывший верой внутренних обязательств. И именно этой части английского общества они передали решимость сопротивляться церковной политике. Хейг считает деятельность миссионеров недостаточно эффективной, поскольку они предпочитали оставаться в сравнительно безопасных южных графствах и не подвергали себя опасности на севере. Иезуиты, ориентируясь главным образом на представителей джентри, фактически игнорировали другие слои общества, "приговорив" тем самым английский католицизм к "сеньориальному".

В начале 90-х гг. М. Каррафилло6 охарактеризовал перспективы дискуссии вокруг "сеньориального католицизма", высказав мнение, что споры зашли в тупик из-за того, что все исследователи рассматривают католические иезуитские миссии исключительно как пастырские. Весьма ценное замечание Каррафилло осталось, однако, нереализованным.

Суждения историков о характере и эволюции английского католицизма не исчерпывают всего спектра обсуждающихся в историографии проблем. Значительное место в современных работах занимают проблемы политических взглядов английских католиков. Ряд исследователей, изучая влияние Реформации на религиозные симпатии англичан, стремились объяснить причины лояльности английских католиков к королеве-протестантке. Большой интерес в этой связи представляет собой работа Дж. Эвелинга7. Автор считает, что в Англии с 1547 по 1577 гг. произошло четыре религиозных революции. В 1547-1549-х гг. традиционное католическое вероисповедание было заменено англиканской литургией, являющейся компромиссом между ним и "чистым" протестантизмом. В 1550-1553-х гг. был введен аскетический и радикальный протестантизм. На 1553-1558-е гг. приходится возврат к традиционному римскому католицизму. Наконец, в 1559-1560-х гг. устанавливаются религиозные порядки, которые представляют собой нечто среднее между радикальным протестантизмом Эдуарда VI и католико-протестантским компромиссом Генриха VIII.

Эвелинг предпринял попытку выявить соответствие между частыми изменениями в государственной церковной доктрине и принципами личных религиозных переживаний подданных. Он пришел к выводу, что созданная и подпитываемая этими изменениями "католическая субкультура" оказывалась жизнеспособной на протяжении всей второй половины XVI века. После четвертой революции в среде мирян появилось очень много "безучастных" и даже "атеистов". Главным влиянием Реформации на духовную жизнь данного периода Эвелинг считает взаимопроникновение двух религиозных деноминаций, частую смену взглядов политиков и священнослужителей. В качестве примеров он приводит такие личности, как Реджиналд Пол, Хьюго Латимер, Стефан Гардинер, Томас Кромвел, Джон Дадли и многие другие, менее известные.

По его мнению, английские католики были далеки от того, чтобы страдать за дело ортодоксальной римской веры и не попытались создать подпольную сектантскую католическую организацию, не противостояли католическому конформизму.

Кроме того, Эвелинг дает характеристику традиционного взгляда самих католиков на Реформацию в Англии. Он подчеркивает наличие множества легенд и слабость английских католических богословов как теологов.

Характер и причины лояльности английских католиков более тщательно о были проанализированы А. Притчардом . Обращаясь в своем исследовании в основном к представителям дворянства, он подчеркивает, что большинство католических землевладельцев оказывалось лояльным к королеве. Их взгляды покоились на консервативных принципах, в основе которых лежали представления о монархе как ключевом звене иерархической структуры общества. Пассивная политическая позиция английских мирян-католиков объясняется ученым как прямое следствие их изоляции от континентальной церкви в первые годы правления Елизаветы I, как результат ориентации на королевское расположение.

Проблема взаимоотношений между церковью и государством в Англии широко отражена в монографии Л. Солта9. Исследователь достаточно широко трактует оба понятия. Под "церковью" он подразумевает всю организованную религию от католиков до пуританских сектантов, а под "государством" не только корону и ее советников, но и парламент, местные магистраты, суды и т. д. Солт считает, что государство до известной степени контролировало английскую церковь, начиная с нормандского периода. При Генрихе VIII была сформирована новая "верховная (имперская)" теория церковно-государственных отношений, заменившая папскую супрематию на королевскую. Рассматривая правление Елизаветы I, Солт говорит о формировании так называемого "via media", компромисса, между консервативным и умеренным протестантизмом. Автор выделяет самостоятельные пуританское и римско-католическое сообщества, которые являлись угрозой для сохранности "елизаветинского компромисса". Оба характеризуются им не как гомогенные, а состоящие из множества мелких объединений. Причем в каждом из этих сообществ обязательно существовали радикальные группы (безусловно, на разных основаниях), которые выступали против королевской супрематии. В итоге против каждого сообщества была принята система карательных мер, которая должна была стать гарантом незыблемости установленной государственной церкви.

В исследовании Ф. Янгса10, проблема отношения между государством и оппозиционными христианскими церквями анализируется на основе прокламаций королевы Елизаветы I. Ученый выделяет наиболее проблемные периоды в отношениях государства с католиками, обозначает объекты столкновений и основные направления борьбы.

Фактически все вышеуказанные исследователи в той или иной мере касались проблемы развития политических взглядов английских католических идеологов. Однако ее комплексный анализ был произведен только Питером

Холмсом11. Он проанализировал наиболее значимые произведения католической полемики, выделил факторы, повлиявшие на эволюцию взглядов их авторов. Наибольшее внимание Холмс уделил 1580-1590 гг., когда главными идеологами стали У. Аллен и Р. Парсонс. Ученый проследил разногласия между так называемыми иезуитским течением и апеллянтами. Холмс указывает на отсутствие глубокого анализа идей первых десятилетий правления Елизаветы I в работах других исследователей, однако сам не лишен этого недостатка. Еще одной недоработкой, на наш взгляд, является отсутствие материала о том, насколько знакомы были рядовые подданные-католики в Англии с этими идеями и насколько они их разделяли.

В последнее время в западной историографии возрос интерес к социальной проблематике, в частности к социально-экономическому положению английских католиков. Следует отметить, что у большинства исследователей разработка этой проблемы отличается узким региональным 10 охватом . Только монография У. Тримбла является завидным исключением, поскольку дает обобщающую оценку социально-экономического статуса английских католиков на основе анализа обширного документального материала13.

Обобщая опыт современной западной историографии в изучении английского католицизма, следует отметить, что в ней преобладает церковная, конфессионально-правовая проблематика; интерес к католицизму как религиозно-политическому движению лишь только оформляется.

Большое влияние на ход исследовательских поисков оказала дискуссия, развернувшаяся между английскими историками Д. Элтоном и Д. Старки по поводу так называемой "тюдоровской революции в управлении", цель которой состояла в определении места королевского двора в административно-судебной системе Англии XVI - начала XVII вв.

Суть концепции Д. Элтона, господствовавшей в 1960-1970-е гг., сводится к утверждению того, что в результате реформ Т. Кромвела произошел переход к бюрократическим методам управления страной, в то время как двор утратил свои политические функции. Ключевыми элементами новой системы управления стали Казначейство и Тайный совет, относительно независимые от прямого королевского вмешательства и контроля со стороны двора. Элтон разграничивает понятия "придворный" и "советник", "политик" и "администратор", считая, что реальным носителем публичной власти стала бюрократия, а двор превратился в центр обычных интриг и выполнял только функцию обслуживания монарха14.

С критикой этих идей в конце 70-х гг. выступает группа молодых ученых во главе с Д. Старки, что приводит к довольно жесткой дискуссии между учеными15.

В ходе своих исследований Старки и его коллеги пришли к выводу, что деятельность Т. Кромвела в 30-х гг. XVI в. не привела к значительным "революционным" преобразованиям, а скорее стала одним из этапов длительной эволюции средневековой системы управления, результатом которой стало постепенное вхождение на протяжении XVI - первой половины XVII вв. Тайного совета в структуру королевского двора. В рамках такой интеграции противопоставление этих двух государственных институтов неправомерно16.

Точка зрения Старки получила дополнительное подкрепление в

17 исследованиях П. Райта, и С. Адамса , изучающих персональный состав так называемой Ближней комнаты, ставшей в период женского правления местом заседаний Тайного совета. Н. Джонс, развивая положения Старки и Адамса, поднимает такую важную проблему, как соотношение института фаворитизма и придворных фракций, указывает на непосредственную связь между ними18.

Монография Д. Лоудза стала первой обобщающей публикацией по тюдоровскому двору19. Автор, придерживаясь взглядов Д. Старки, стремясь, обойти спорные моменты дискуссии, обращается к проблеме двора как центра патронажа, культуры и инструмента укрепления королевского авторитета. Однако он недооценивает значение придворных фракций, считает их размытыми" образованиями, сводя тем самым политическую борьбу при дворе к описанию интриг, организуемых влиятельными вельможами.

Персональный состав ближайшего окружения Елизаветы I рассматривается Н. Уильямсом20. Однако он, как и вышеозначенные историки, обращается к изучению лишь наиболее известных и знатных представителей двора, обходя вниманием рядовой состав придворных фракций.

Прямым следствием возросшего интереса к придворной и, в частности, фракционной тематике стал поиск ответов на вопрос о важности исследования персонального состава, характера и деятельности придворной католической группировки в период правления Елизаветы Тюдор, впервые поднятый в конце 1970-х гг. Д. Пеком21.

Анализ историографии показывает, что в настоящее время возникла насущная потребность рассматривать елизаветинский двор в широком контексте исторической, институциональной и культурной проблематики, привлекая как уже известные, так и новые источники.

В отечественной исторической науке проблемы развития католического церковного и светского общества при Елизавете Тюдор остаются до сих пор фактически неизученными. Имеющиеся исследования касаются в основном истории пуританского движения второй половины XVI в. Речь идет о работах В.В. Штокмар и A.B. Исаенко о предреволюционном английском пуританизме22. В.В. Штокмар первой среди отечественных специалистов указала на необходимость рассматривать конфессиональные объединения и группировки в Англии XVI в., в частности католиков, как религиозно-политические. С этих позиций она трактовала репрессии елизаветинского правительства в отношении этого религиозного меньшинства. Помимо вопросов, связанных с эволюцией пуританизма, A.B. Исаенко исследовал идейные источники и движущих сил королевской Реформации , но религиозной политике Елизаветы I, на наш взгляд, уделил неоправданно малое внимание.

Следует отметить исследование Е.Б. Черняка24, касающееся "дела" Марии Стюарт и сопутствующих ему католических заговоров, рассматривающее, однако, этот сюжет только в связи с деятельностью шпионской службы государственного секретаря Фр. Уолсингема.

В последнее десятилетие уходящего века в отечественной науке наметилось некоторое оживление исследовательского интереса к проблемам английского католицизма. А.Ю. Серегина обратилась к изучению взглядов Роберта Парсонса - одного из самых известных английских католических

25 идеологов . J1.M. Волосникова попыталась определить степень популярности католицизма в Англии второй половины XVI в., мотивы, заставившие л/

Елизавету Тюдор поддержать англиканскую конфессию .

Заметный прогресс наметился и в разработке придворной тематики. Необходимо отметить статью C.B. Кондратьева , посвященную политической элите в предреволюционной Англии. Автор предпринял попытку определить центры выработки и принятия политических решений, механизмы их реализации, наметил общие контуры группировок-носителей власти.

В монографии О.В. Дмитриевой28, сочетающей историко-биографический подход с анализом основных событий правления Елизаветы I подробно излагаются многие события придворной жизни и характеризуются наиболее известные личности.

Проблемы куртуазного поведения при английском дворе второй половины XVI в. рассматриваются в статьях И. А. Краснова29.

На наш взгляд, необходимо отметить работы С.Е. Федорова и B.C. Ковина по стюартовской придворной тематике, которые помогают расширить и скорректировать представления о самосознании и статусе тюдоровских придворных, а также должностном составе основных служб

30 двора .

Подводя общий итог историографическому обзору, можно констатировать, что несмотря на актуальность, проблема развития елизаветинского католицизма остается недостаточно изученной как в зарубежной, так и отечественной исторической науке. Проблемы фракционной организации позднетюдоровского двора в целом и придворной католической фракции при Елизавете Тюдор в частности, вообще находятся на начальной стадии научной разработки. Таким образом, предлагаемое диссертационное исследование, находясь в русле новейших тенденций зарубежной и отечественной историографии, призвано восполнить существующий пробел в изучении вышеозначенных вопросов.

Источниковая база исследования. Круг источников по теме достаточно широк и разнообразен и определяется задачами данного исследования.

Политика правительства в церковных вопросах нашла свое отражение в парламентских актах, королевских статутах и прокламациях.

Большую ценность для реконструкции жизни двора, его персонального состава, деятельности отдельных должностных лиц, внешней реакции на события в Англии имеют различные документы, хранящиеся в правительственных департаментах, архивах и библиотеках Англии и за ее пределами, опубликованные в Календарях государственных бумаг (Calendar of State Papers and Manuscripts, relating to English affairs, existing in the archives and collections of Venice, and the other libraries of Nothern Italy, 1581-1591; Calendar of State Papers of letters and state papers relating to English affairs of the reign of Elizabeth, 1587-1603; Calendar of State Papers, Domestic series, of the Reigns of Edward VI, Mary, Elizabeth; Calendar of State Papers, Foreign series, of the Reign Elizabeth;Calendar of State Papers. Scotland and Mary, Queen of Scots, 1547-1603).

Механизм принятия политических решений, деятельность Тайного совета, организация различных политических союзов отражена в публикациях бумаг из частных архивов видных государственных деятелей (коллекция лорда Берли, архив маркиза Солсбери). Большой интерес представляют опросные листы, приговоры судебных разбирательств по обвинению в государственной измене и религиозному неподчинению, содержащиеся в различных коллекциях исторических документов (Cobbet's Complete Collections of State Trials and Proceedings for High Treason; The Harleian Miscellany). 17

Очень важную группу источников составляют трактаты, отражающие взгляды как католических, так и протестантских кругов по различным политическим проблемам. В работе использованы несколько произведений, которые ранее не привлекались отечественными историками. В частности, в научный оборот вводятся прижизненные издания работ кардинала У. Аллена "Справедливая, чистосердечная и благопристойная защита английских католиков, страдающих за веру и дома и за границей: против вероломного и лживого пасквиля, озаглавленного "Уничтожение справедливости в Англии" (А True, Sincere and Modest Defence of English Catholiques that suffer for their faith both at home and abroade: against a false, seditious and slanderous Libel intituled, The execution of Justice in England. Rouen, 1584); епископа Дж. Лисли "Трактат в защиту права, титула и преимущества прекраснейшей госпожи Марии, королевы Шотландии и благороднейшего короля Якова, ее сына, на наследование короны Англии" (A Treatise to touching the Right, Title, and interest of the most excellent Princesse Marie, Queene of Scotland, and of the most noble King James, her Graces sonne, to the succession of the Croune of England. Reims, 1584), объединенные в конволют; два издания "Происхождения и развития англиканской ереси" профессора теологии Н. Сэндерса (De Origine Ac Progressu Schismatic Anglicani. 1585; 1588); произведения сэра Ф. Сидни "Письмо к королеве Елизавете" (A Letter to Queen Elizabeth) и "Защита Лестера" (Defence of Leicester); Дж. Стабза "Открытие зияющей пропасти, в которую может низвергнуться Англия из-за нового французского брака, если Господь не снимет проклятия, открыв Ее Величеству глаза на этот грех и грядущую за ним расплату" (The Discovery of a Gaping Gulf Whereunto England is like to be swallowed by another French Marriage if the Lord forbid not the Bans by letting Her Majesty see the sin and Punishment thereof).

Исторические анналы (У. Кемден, Дж. Стоу, Дж. Страйп, Т. Фуллер) и мемуарная литература (Л. Айкин, Т. Бич) содержат многочисленные сведения о политических, культурных и других событиях в период правления Елизаветы Тюдор, позволяющие определить отношение к ним современников.

Важной и многочисленной группой источников является опубликованное эпистолярное наследие. Корреспонденция содержит разнообразные сведения относительно расклада политических сил при дворе; позволяет реконструировать неофициальные взгляды лидеров придворных группировок, по-новому взглянуть на их действия.

Программным произведением, характеризующим взгляды придворной католической фракции, является анонимный трактат "Письмо, написанное магистром искусств из Кембриджа своему лондонскому другу, относительно некоторых разговоров, канувших в прошлое, между двумя почтенными и авторитетными людьми о существующем государстве, делах графа Лестера и его друзей в Англии" (The Letter written by a Master of Art of Cambridge to his friend in London, concerning some talk passed of late between two worshipful and grave men about the present state and some proceeding of the Earl Leicester and his friends in England). Он появился в 1584 г. и почти сразу же стал известен публике как "Государство Лестера" (Leicester's Commonwealth). Это доказывают письменные ссылки на него Хью Девиса и священника Уильяма Ватсона в 1586 г. Это же название присутствует на титульных листах изданий XVII века.

Подобное переименование связано с именем персоны, против которой это сочинение было направлено, т.е. против графа Лестера. Написание "Государства" следует датировать июнем, или, в крайнем случае, летом 1584 г. Об этом свидетельствуют затронутые в тексте факты. Так, сын Лестера, Роберт, лорд Денби (умер 19 июля 1584 г.) и герцог Анжуйский (умер в промежутке между 31 мая - 10 июня 1584 г.) упоминаются как живые.

Трактат был опубликован в Руане в типографии Дж. Флинтона и Дж. Л'Ойселета. Об этом можно судить по записям английского посла во Франции Э. Стаффорда и иезуита Р. Парсонса. Первое издание вышло на английском языке и при содействии Парсонса было переправлено в Англию с континента.

В работе представлены три варианта печатного издания этого

-3 1 произведения . Первый реконструирован Д. Пеком путем сличения девяти копий текста редакций 1584 г., хранящихся в английских библиотеках. Второй вариант, идентичный по содержанию, датируется 1641 г. Он был обнаружен мною в фондах Российской Национальной библиотеки. Третий, опубликованный в Харлейнской коллекции документов, является копией сокращенной редакции трактата, также изданного в 1641 г.

Вообще, кроме печатных изданий, "Государство Лестера" знало множество рукописных копий, которые Д. Пек подразделяет на четыре категории:

- полная, включающая в себя рукописи, которые представляют собой более или менее удачные попытки переписи издания 1584 г., уцелевшие фактически без ущерба;

- неполная, включающая рукописи, которые, как подразумевается, были тщательными и полными, но значительно пострадали со временем;

- дефектная, содержащая рукописи, которые представляют собой только пересказы, конспекты полных текстов или обнаруживают умышленные пропуски текста. Вполне возможно, что третий печатный вариант представляет собой как раз издание одного из таких конспектов;

- извлечения, внесенные в списки каталогов как копии "Государства", но в настоящее время содержащие лишь сжатые коллекции отрывков, выдернутых из текста.

Проблема авторства трактата до сих пор остается дискуссионной. Характеристика точек зрения по этому вопросу в интересах исследования будет сделана непосредственно перед анализом представленных в произведении идей.

Особенностями документа являются его пасквильный характер, своеобразный стиль и большое скопление разнообразных фактов, что влечет за собой определенные трудности для исследователя. Кроме того, автор (авторы) пытается описать период разгрома католической оппозиции при дворе, а основной материал относится к более раннему периоду.

30 марта 1585 г. Эдвард Стаффорд сообщил Уильяму Сесилу о появлении французского перевода "Государства Лестера" под названием "Речь об омерзительной жизни, хитростях, предательствах и убийствах, которые совершал и совершает каждый день лорд Лестер, макиавеллист." (Discours de la vie abominable, ruses, trahisons, meurtres.desquelles a usé et use jourmellent le my Lorde de Lecestre, machiaveliste.). Предполагалось, что его выпустила алленовская семинария в Реймсе, хотя автором текста, скорее всего, был Фр. Трогмортон. Материал, изложенный на 22 страницах, вновь был переведен на английский язык и составил четвертичную версию первого издания "Государства". Кроме изобличения графа Лестера, данный вариант трактата содержал сведения, целиком играющие на чувствах французской публики. Это деятельность принца Оранского в Нидерландах, проблема брака между герцогом Анжуйским и английской королевой, критика пуритан32. Начиная с 1586 г., материалы "Государства" всплывают в различных небольших произведениях. Например, латинский памфлет "Кальвинистская Флора", куда с целью дискредитации пуританского дела в Нидерландах Джулиус Бригерус включает скандальные анекдоты об Анне Болейн, Томасе Кранмере и самом

33 графе Лестере .

Не позднее 1605 г. создается поэма "Призрак Лестера"34. Ее автором принято считать Томаса Роджерса (1574-1609?), сына эсквайра из Дорсета. Фактически, это произведение можно назвать стихотворным вариантом трактата.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что "Государство Лестера" получило широкое распространение как в английском обществе, так и на континенте и нашло свое отражение в многочисленных более мелких произведениях.

Научная новизна диссертации заключается в том, что это первое в отечественной исторической науке исследование, в котором проводится комплексное изучение состава, взглядов и положения католической фракции при дворе Елизаветы I, ее роли в различных сферах жизни общества; рассматриваются основные тенденции развития елизаветинского двора, религиозной политики правительства в отношении католиков и дается характеристика положения этой конфессиональной группы населения в целом. Впервые в отечественной историографии в научный оборот вводится трактат "Государство Лестера" и сопутствующие ему версии, произведения и документы.

Практическая значимость работы. Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке учебных пособий, лекций, специальных курсов, в исследованиях по истории религиозно-политических движений периода позднего средневековья и по проблемам развития придворных институтов в целом.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав (9 разделов), заключения и списка использованных источников и литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Всеобщая история (соответствующего периода)», Журавель, Наталья Анатольевна

Заключение.

Несмотря на обилие работ, посвященных периоду правления Елизаветы Тюдор, остается множество проблем, требующих внимания современных исследователей. До сих пор остаются в силе многие стереотипы и мифы, созданные самой королевой, ее окружением, хронистами и историками разных веков. Религия и политика являются, на наш взгляд, теми сферами жизни английского общества второй половины XVI века, где устоявшиеся образы и противоречия сказываются сильнее всего и наиболее сложны для анализа.

Длительное женское правление обусловило смену влияния среди придворных структур. Сведение функций Ближней комнаты исключительно к обслуживанию личных потребностей королевы устранило ранее существовавшее противостояние между службой ближайшего окружения монарха и остальным двором. Фрейлины не могли соперничать с мужчинами-политиками и оставались второстепенной, хотя и дееспособной силой. Амбициозность Елизаветы Тюдор, в принципе, не могла позволить другим женщинам занимать при дворе видное положение. В английской куртуазной культуре этих лет господствовала одна дама, сочетавшая в себе статус и женщины и сюзерена.

В такой ситуации особое значение приобретал Тайный совет. Преодолев переходный период первого десятилетия, он превратился в весьма эффективный орган власти, включение в который означало приобщение к избранному кругу. Советники Елизаветы I, особенно в рассматриваемые нами годы, представляли собой маленькую группу людей, связанных не только политическими и профессиональными интересами, но и родственными отношениями. Можно говорить о корпоративной солидарности министров, претендующих на монопольное право формировать государственную политику, вопреки желанию и практике королевы привлекать придворных, не входящих в состав правительства.

В то же время, внутри Тайного совета существовали серьезные разногласия. Берли и Лестер боролись за преобладающее влияние на Елизавету I. Сассекс, Эрандел и Норфолк стремились удалить с политической арены обоих ставленников королевы и вернуть влияние родовитой аристократии. Умеренные протестанты и пуритане отстаивали свои взгляды на внешнюю политику и т. д.

После срыва брачных планов королевы и герцога Анжуйского, смерти Сассекса и ухода Берли с поста главного государственного секретаря можно говорить о радикализации совета. Преобладание получила пуританская фракция во главе с Лестером и Уолсингемом. Это незамедлительно сказалось на активизации внешней политики, кульминацией которой стала военная экспедиция в Нидерланды.

Религиозная политика Елизаветы I была целиком подчинена поддержанию англиканского варианта реформы церкви, который окончательно оформился в 1571 г. принятием "39 статей". Как любое новшество, вводимое "сверху", это встречало большие препятствия со стороны активных радикальных и консервативных кругов и тяжело приживалось у пассивного большинства мирян. Фактически до 1585 г. королева направляла свои усилия на поддержание равновесия сил с католиками, избегая вооруженного столкновения с ними. Это объяснялось страхом Елизаветы перед возможной оппозицией влиятельных лендлордов, многие из которых исповедовали католицизм. Можно говорить о том, что королеве удалось добиться своей цели. Это объясняется несколькими причинами.

В начале правления католики оказались без организованного руководства, которое бы позволило сформировать серьезную оппозицию. В результате этого они должны были приспосабливаться к новым условиям. Тактика уступок и постепенного перераспределения властных полномочий в графствах, избранная правительством, предотвратила выступление знати.

Религиозные взгляды католического джентри были достаточно устойчивыми, но это поколение уже было оторвано от комплекса религиозной жизни предреформационной Англии с ее мистицизмом. Их главной заботой стали спокойствие и мир с совестью. Укрепление государственной церкви и растущий в обществе национализм в конечном счете приводили к ослаблению и видоизменению веры елизаветинского католического сообщества.

Перед католическими подданными постоянно стояла проблема выбора ■ между долгом и необходимостью подчиняться светскому суверену и обязанностями перед римским папой. Феодальные представления о монархе как основной организующей государственный механизм структуре и гаранте стабильности существующего иерархичного общества имели крепкие корни и лежали, на наш взгляд, в основе выбранной католиками лояльности к королеве. Такому раскладу сил способствовала и католическая пропаганда. Рассмотренная в третьей главе религиозно-политическая доктрина елизаветинского католицизма подтверждает преобладание теории политического непротивления.

Наконец, Елизавета Тюдор все-таки оставалась главной союзницей католиков в борьбе с радикальными течениями протестантизма. Существовал определенный парадокс между правительственным курсом, поддерживающим стремление королевы предотвратить любые попытки углубить церковную реформу, и непосредственной деятельностью большинства советников, особенно с середины 1570-х гг., осуществлявших широкую поддержку пуританских проповедников, издание и распространение нонконформистской литературы и т. п.

Деятельность английской католической миссии, которая организовала обучение на континенте и переправку иезуитов и семинарских священников в Англию, безусловно, оживила католическое сообщество. Однако нельзя сделать вывод о том, что она изменила коренным образом позицию католического меньшинства. [^Политический лояльность по-прежнему преобладала над церковным неповиновением. Главным свидетельством этого стала внутренняя солидарность англичан во время вторжения испанской Армады в 1588 г.; большинство католиков все-таки воспринимало это событие как антианглийское действие, с которым они должны бороться.

Рассматриваемая нами более узкая проблема взаимоотношений пуританской и католической фракций при елизаветинском дворе является важной для понимания социальных и духовных процессов, происходивших в Англии во второй половине XVI века. Она наглядно демонстрирует ужесточение борьбы между родовитым и неродовитым дворянством за влияние на распределение сословных привилегий и почестей. Под ними мы подразумеваем не только преимущественное право на внешние, церемониальные атрибуты, но и на вхождение в ближайшее окружение королевы. Только обладание придворной властью позволяло оказывать сколько-нибудь заметное влияние на государственную политику. Возможно, женское правление особенно обострило эту проблему. Отсутствие мужчины-суверена, как уже говорилось в диссертации, порождало повышенные возможности для деятельности в совете и для замены королевы в сугубо мужских сферах деятельности, например военной, отчасти куртуазной и других. Однако эти позиции были заняты в основном либо креатурами самой Елизаветы I, либо протестантской родовитой аристократией, что в любом случае не устраивало представителей католической знати. Кроме того, стремясь добиться максимально возможного влияния в графствах, особенно на северо-востоке, королева проводила политику замены на королевских должностях влиятельных территориальных магнатов людьми более преданными и послушными. Как правило, это были мелкие и средние дворяне, имеющие более низкий статус. А это расценивалось как посягательство на последнюю сферу влияния родовитой знати - территориальную.

Столкновения между графом Лестером и его сторонниками, с одной стороны, и членами католической фракции - с другой, отражали основные религиозно-политические проблемы Англии: замужество Елизаветы I и перспективу престолонаследия, антитюдоровские амбиции и деятельность Марии Стюарт, идеи дальнейшей Реформации церкви. Как представляется,

198 разрешение этих вопросов следует искать не в конфликте католиков и пуритан, а в борьбе пуритан с умеренной протестантской фракцией У. Сесила, лорда Берли. Католики, пытавшиеся организовать самостоятельную фракцию, не обладали необходимым опытом для серьезного влияния на королеву и общество. Вместе с тем, только полная политическая лояльность и религиозный конформизм могли обеспечить и гарантировать доступ к вершинам государственной и придворной политики. Протестантское большинство оказалось в этом плане прозорливее католического меньшинства.

Исследование католицизма в елизаветинской Англии вообще и придворной католической фракции в частности содержит еще много нерешенных проблем, открывающих благоприятную перспективу для дальнейших исследований.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Журавель, Наталья Анатольевна, 2000 год

1. A Complete Peerage of England, Scotland, Ireland /Ed. by G.E. Cockein. Vols. 1-8. L., 1887-1898.

2. Birch Th. Memoirs of reign of queen Elizabeth from the year 1581 till her death. Vol. I.L., 1754.

3. Allison A.F., Rogers D.M. A catalogue of Catholic Book in English, Printed Abroad of secretly in England, 1558-1640. The Arundell Press, 1956.

4. Calendar of State Papers and Manuscripts, relating to English affairs, existing in the archives and collections of Venice, and the other libraries of Nothern Italy, 15811591. Vol. 8 /Ed. by H.F. Brown. L., 1894.

5. Calendar of State Papers of letters and state papers relating to English affairs of the reign of Elizabeth, 1587-1603. Vol. 4. L., 1899.

6. Calendar of State Papers. Scotland and Mary, Queen of Scots, 1547-1603 /Ed. by. Vols. 1-2. Edinburg, 1898-1913.

7. Calendar of the Manuscripts of the Most Honorable The Marquis of Salisbury. Vols. 4-13. Hereford, 1910.

8. Camden W. The History of the most Renowned and Victorious Princess Elizabeth, late Queen of England. L., 1688.

9. Cobbet's Complete Collection of State Trials and Proceedings for High Treasons and other crimes and misdemeanors. Vol. 1. L. 1809.

10. Collection of State Papers relating to affairs in the Reign of Queen Elizabeth, from the year 1571 to 1596. Vol. 2. L., 1759.

11. Court and society from Elizabeth to Anne /Ed. by The Duke of Manchester. Vol. 1. L., 1868.

12. Dudley E. The Tree of Commonwealth /Ed. by D.M. Brodie. Cambridge, 1948. Elizabethan Backgrounds. Historical Documents of the Age of Elizabeth /Ed. by A.F. Kinney. Hamden. 1975.

13. Fuller Th. The Church-history of Britain, from the Birth of Jesus Christ, untill the year 1648. L., 1655.

14. Original letters, illustrative of English History; including numerous royal letters./Ed. by H. Ellis. Vol. 2. L, 1824.

15. Queen Elizabeth and her times: A series of original letters / Ed. by Th. Wright. Vols. 1-2. L., 1838.

16. Rogers Th. Leicester's Chost /Ed. by Franklin B., Williams J.R. Chicago, 1972. Rogers Th. Leicester's Ghost. L., 1641.

17. Sanders N. De Origine Ac Progressu Schismatic Anglicani Liber. Ingolstadll, 1588. Sanders N. De Origine Ac Progressu Schismatic Anglicani Liber. Coloniae Agrippinae, 1585.

18. Select statutes and others constitutional documents illustrative of the reigns of Elizabeth and James I /Ed. by G.W. Prothero. Oxford, 1894.

19. Sidney Ph. A Letter to Queen Elizabeth /Miscellaneous Prose of Sir Philip Sidney

20. Ed. by K. Duncan-Jones and J. Van Dorset. Oxford, 1973. Pp. 31-49.

21. Sidney Ph. Defence of Leicester //Miscellaneous Prose of Sir Philip Sidney /Ed. by

22. K. Duncan-Jones and J. Van Dorset. Oxford, 1973. Pp. 131-141.

23. Stow J. The Annals of England. L., 1601.

24. The Diary of Henry Machyn //English diaries /Ed. by E. D'Oyley. L., 1933. Pp. 2327.

25. The Egerton papers. A collection of public and private documents, chiefly illustrativeof the times of Elizabeth and James I. /Ed. by J.P. Collier. L., 1840.

26. The Harleian Miscellany: or, a Collection of Scarce, Curious, and entertaining.

27. Pamphlets and tracts, as well in Manuscript as in Print. .Vols. 1-8. L., 1746.

28. The Laws against Papists and Popish Recusants, Nonconformists and Nonjurors. L.,1744.

29. The Tudor constitution: Documents and commentary /Ed. by G.R. Elton. Cambridge, 1965.

30. Tudor Constitutional Documents, 1485-1603, with an historical commentary. /Ed. by Tanner J.K. Cambridge, 1972.

31. Джонсон Б. Пьесы/Пер. с англ. JI.-M., 1960.

32. Скотт В. Кенилворт //Собрание сочинений. Т.П. /Пер. с англ. П.В. Мелковой и Б.Б. Томашевского. M.-JL, 1963.2. Литература

33. Аникст А. Театр эпохи Шекспира. М., 1965.

34. Дмитриева O.B. Английское дворянство в XVI начале XVII века: границы сословия //Европейское дворянство XVI-XVII вв.: границы сословия /Отв. ред. В.А. Ведюшкин. М., 1997. С. 11-34.

35. Дмитриева О.В. Елизавета I. Семь портретов королевы. М., 1998.

36. Исаенко A.B. Английская королевская реформация XVI века. Орджоникидзе,1982.

37. Исаенко A.B. К вопросу об этике английских пуритан XVI в. и ее буржуазной сущности//Проблемы всеобщей истории. JI. 1974. С. 119-134 Исаенко A.B. Пуританская реформация в Англии в XVI-нач. XVII века. Орджоникидзе, 1980.

38. Комарова В.П. Личность и государство в исторических драмах современников Шекспира. СПб., 1997.

39. Комарова В.П. Макьявелли и макьявелизм в некоторых английских драмах эпохи Шекспира //Проблемы культуры Итальянского Возрождения /Под ред. В.И. Рутенбурга. Л., 1979. С. 93-105.

40. Кондратьев C.B. Политика и политические элиты в предреволюционной Англии //Англия XVII века: социальные группы и общество /Под ред. С.Е.Федорова. Спб, 1994. С. 17-22.

41. Кондратьев C.B. Юристы в предреволюционной Англии (Политические и правовые воззрения). Шадринск, 1993.

42. Краснов И.А. Английская куртуазная культура второй половины XVI века //Вестник всеобщей истории. Спб., 1997, С.20-29.

43. Краснов И.А. Елизавета Тюдор: Формирование парадигмы женского правления в Англии //Астарта: Женщина в структурах власти архаических и традиционных обществ. Вып.2 /Под ред. М.Ф. Альбедиль, A.B. Цыба. СПб., 1999. С. 244-273.

44. Лоудз Д. Генрих VIII и его королевы /Пер. с англ. Ростов-на-Дону, 1997. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по исторической морали / Пер.с польск. М., 1987.

45. Парфенов А. Кристофер Марло. М., 1964.

46. Потехин А. Очерки из истории борьбы англиканства с пуританством при Тюдорах (1550-1603 гг.). Казань, 1894.

47. Ранке Л. Римские папы, их церковь и государство в XVI-XVII столетиях. Т.2. СПб., 1847.

48. Рутенбург В.И. Жизнь и творчество Н.Макьявелли //Макьявелли Н. История Флоренции М., 1987. С. 352-390.

49. Сапрыкин Ю.М. От Чосера до Шекспира: Этические и политические идеи в Англии. М., 1985.

50. Сапрыкин Ю.М. Эдмунд Дадли и его идеи реформации церкви в Англии //Культура эпохи Возрождения и Реформация /Под ред. В.И. Рутенбурга. Л., 1981. С. 211-218.

51. Штокмар В.В .Борьба с пуританизмом как один из аспектов социальной политики Тюдоров во второй половине XVI века //Проблемы социальной структуры и идеологии средневекового общества. Вып. 1. Л., 1975. С. 124-132.

52. Штокмар В.В. Пуритане и церковная политика английской монархии в конце XVI нач. XVII вв. //Проблемы отечественной и всеобщей истории. Вып. 2. JL, 1974. С. 42-47.

53. Штокмар В.В. Социальная и экономическая политика английской абсолютной монархии второй половины XVI века //Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. ЛГУ, 1963.

54. Эльфонд И.Я. Проблема веротерпимости в трактовке французских гуманистов второй половины XVI века //Культура Возрождения и религиозная жизнь эпохи. М., 1997. С. 155-161.

55. Эльфонд И.Я. Проблема тирании в трактате И.Жантийе "Анти-Макьявелли" //Культура Возрождения и общество /Отв. ред. В.И. Рутенбург. М., 1986. С. 1901997.

56. Юсим М.А. Этика Макиавелли. М., 1990.

57. Adams S. Eliza Enthroned? The Court and its Politics //The Reign of Elizabeth I /Ed. by Ch. Haigh. L., 1985. Pp. 55-77.

58. Adams S. Faction, Clientage and party English Politics, 1550-1603 //History Today. 1982. Vol. 32. Pp. 33-39.

59. Adams S. Favourites and Factions at the Elizabethan Court // Princes, Patronage and the Nobility: The Court at the Beginning of the Modern Age, c. 1450-1650/ Ed. by R.G. Asch and A.M. Birke. Oxford, 1991. Pp. 265-287.

60. Adams S. The Patronage of the crowning Elizabethan politics: the 1590s in perspective //The Reign of Elizabeth I. Court and culture in the last decade / Ed. by J. Guy. Cambridge, 1995. Pp.20-45.

61. Aird I. The death of Amy Robsart //English Historical Review. 1956. No. 278. Pp. 6071.

62. Asch R.G. Introduction // Princes, Patronage and the Nobility: The Court at the Beginning of the Modern Age, c.1450-1650/ Ed. by R.G. Asch and A.M. Birke. Oxford, 1991, Pp. 3-25.

63. Axton M. Robert Dudley and the Inner Temple revels //The Historical Journal. 1970. No. 3. Pp. 365-375.

64. Bates C. The rhetoric of courtship in Elizabethan language and literature. Cambridge, 1992.

65. Bossy J. The Character of elizabethan Catholicism // Past and Present. 1962. No.21. Pp. 39-59.

66. Bossy J. The English Catholic Community, 1570-1850. L., 1975. Bradley E.T. Life of the lady Arabella Stuart. Vol. 1. L., 1898. Bryant A. The Elizabethan Deliverance., L., 1980.

67. Burnet G. The History of the reformation of the church of England /A new ed. carefully revised; and the records collated with the originals by Nicholas Pocock. Vols. 1-7. Oxford, 1865.

68. Carrafiello M. English Catholicism and the Jesuit Mission of 1580-1581 //The Historical Journal. 1994. No. 4. Pp. 761-774.

69. Collier W. Fr. A History of English Literature in a series of Biographical sketches. L., 1888.

70. Collinson P. The Elizabethan Church and the New Religion //The Reign of Elizabeth I

71. Ed. by Ch. Haigh. L., 1985. Pp. 169-194.

72. Collinson P. The Elizabethan Puritan Movement. Berkeley, 1967.

73. Cross C. The Royal Supremacy in the Elizabethan Church. L., N.Y., 1969.

74. D'Oyley E. The Death of Amy Robsart //History Today. 1956. No. 44. Pp. 252-260.

75. Davey R. The nine day's queen lady Jane Grey and her times. L., 1909.

76. Deacon R. John Dee scientist, geographer, astrologer and secret agent to Elizabeth I.1., 1968.

77. Dictionary of National Biography/Ed. by L. Stephen. Vols. 1-63. L., 1885-1900.

78. DunBar T. England and Rome: a history of the relations between the Papacy and the English State and Church from the Norman conquest to the Revolution of 1688. L., N.Y., 1892. Pp. 201-325.

79. Elizabeth I /Ed. by J.M. Levine. Prenice-Hall, 1969. Elton G.R. England under the Tudors. L., 1958.

80. Gairdner J. The Death of Amy Robsart // English Historical Review. 1886. No.l. Pp. 235-259.

81. Gairdner J. The Death of Amy Robsart // English Historical Review. 1898. No.13. Pp. 83-90.

82. Good W. Rome's tactics; or A Lesson for England from the past. L., 1867. Greaves R.L. Society and Religion in Elizabethan England. Minneapolis, 1981. Gue J. Tudor England. Oxford, N.Y., 1988.

83. Haigh Ch. English reformations: Religion, politics, and society under the Tudors. Oxford, 1993.

84. Haigh Ch. Reformation and Resistance in Tudor Lancashire. Cambridge. 1975. Haigh Ch. The Church of England, the Catholics and the People //The Reign of Elizabeth I /Ed. by Ch.Haigh. L., 1985. Pp. 195-219.

85. Haigh Ch. The continuity of catholicism in the English Reformation //Past and Present. 1981. No. 93. Pp. 36-69.

86. Hammer P.E.J. Patronage and the politics and the earl of Essex //The reign of Elizabeth I Court and culture in the last decade /Ed. by J. Guy. Cambridge, 1995, Pp.65-86.

87. Harrison B. The Petition of Edmond Dudley //English Historical Review. 1972. No. 34. Pp. 83-86.

88. Holmes P. Resistance and compromise. The Political Thought of the Elizabethan Catholics. Cambridge, N.Y., New Rochelle, Melbourne, Sidney, 1982.

89. Holmes P. The Authorship of "Leicester's Commonwealth" //Journal of Ecclesiastical History. 1982. No. 3. Pp. 424-430.

90. Horowitz M.R. Richard Empson, minister of Henry VIII //Bulletin of the Institute of Historical Research. 1982. No. 131. Pp. 35-49.

91. Hotson L. Who wrote "Leicester's Commonwealth"? //The Listener. 1950. No. 1103. Pp. 481-483.

92. Houlbrooke R.A. Church courts and the people. Oxford, 1979.

93. Howard H.G. Fitzalan. The lives of Philip Howard, earl of Arundel and of Anne Dacres, his Wife. L., 1857.

94. Hudson W.C. The Cambridge connection and the Elizabethan settlement of 1559. Durham, 1980.

95. Hurstfield J. Freedom, corruption and government in Elizabethan England. Cambridge, 1973.

96. James M.E. The Concept of Order and the Northern Rising 1569 //Past and Present.1975. No. 60. Pp. 49-83.

97. Jenkins E. Elizabeth and Leicester. L., 1972.

98. Jenkins E. Elizabeth Great. L., 1958.

99. MacCaffrey W.T. Elizabethan Politics: The first decade 1558-1568 //Past and Present. 1964. No. 24. Pp. 24-41.

100. MacCaffrey W.T. Plase and Patronage in Elizabethan Politics //Elizabethan Government and Society: Essays Presented to Sir John Neale /Eds. By Bindoff S.T., Hurstfield J., Williams C. L, Toronto. 1961. Pp. 95-126.

101. MacCaffrey W.T. The Shaping of the Elizabethan regime. Princeton, New Jersey, 1972.

102. Manning R.B. Elizabethan Recusancy Commissions //The Historical Journal. 1972. No. l.Pp. 23-36.

103. McCoy R. The Rites of Knighthood: The Literature and polities of Elizabethan chivalry. Berkeley, Los Angeles, L., 1989.

104. McGrath P. Elizabethan Catholicism: a Reconsideration //Journal of Ecclesiastical History. 1984. No. 3. Pp. 414-428.

105. Meyer E. Machiavelli and the Elizabethan drama. Inaugural dissertation presented to the philosophical faculty of the university of Heidelberg. For the degree of doctor of Philosophy. Weimar, 1897.

106. Miller A.C. Sir Henry Killigrew. Elizabethan Soldier and Diplomat. Leicester, 1963. Neale J. The Elizabethan House of Commons. L., 1949.

107. Neale J. The Elizabethan Political Scene //Essays in Elizabethan History. L., 1958. Pp. 59-84.

108. Neale J. The Fame of Sir Edward Stafford //English Historical Review. 1929. No. 44. Pp. 203-219.

109. Peck D.C. "The Letter of Estate": An Elizabethan Libel //Notes and Queries. N. S. 1981. No. l.Pp. 21-35.

110. Parish J.E. Robert Parsons and the English Counter-Reformation. Houston. 1966. Peck D.C. An Alleged Early draft of "Leicester's Commonwealth" //Notes and Queries. N. S. 1975. No. 7. Pp. 295-296.

111. Peck D.C. Another version of the Leicester Epitaphium //Notes and Queries. N. S. 1976. No. 5-6. Pp.227-228.

112. Peck D.C. The Earl of Leicester and the Riot at Drayton Basset, 1578 //Notes and Quaries. N. S. 1985. No. 2. Pp.131-135.

113. Peck L.L. Northampton: Patronage and Policy at the Court of James I. Boston, L., Sidney, 1982.

114. Pollard A. The History of England from the occession of Edward VI to the death of Elizabeth (1547-1603). L., 1911.

115. Pott H. Francis Bacon and his secret society: An Attempt to collect and unit the Lost Links of a Long and Strong chain. L., 1911.

116. Pritchard A. Catholic Loyalism in Elizabethan England. Chapell Hill, 1979. Pulman M.B. The Elizabethan Privy Council in the Fifteen-Seventies. Berkeley, Los Angeles, L., 1971.

117. Read C. Mr. Secretary Walsingham and the policy of Queen Elizabeth. Vols. 1-3. Oxford, 1925.

118. Read C. The Fame of Sir Edward Stafford //The American Historical Review. 1915. Vol. 20. Pp. 292-313.

119. Read C. The Tudors: Personalities and Practical Polities in sixteenth century England. Freeport, N.Y., 1968.

120. Read C. Walsingham and Burghley in Queen Elizabeth's Privy Council //The English Historical Review. 1913. No. 109. Pp. 34-58.

121. Rivals in Power. Lives and Letters of the Great Tudor Dynasties /Ed. by D. Starkey. Highbury, L., 1990.

122. Rosenberg E. Leicester, Patron of Letters. N.Y., 1955.

123. Rostenberg L. Literary, Political, Scientific, Religious and Legal Publishing, Printing and Boocselling in England, 1551-1700: Twelve Studies. Vol. 1. N.Y., 1965.

124. Rowse A.L. Eminent Elizabethans. L., 1983.

125. Rutton W.L. Lady Catherina Grey and Edward Seymour, earl of Hertford //The English Historical Review. 1898. No. 50. Pp. 303-305. Salter R. Elizabeth I and her Reign. L., 1988.

126. Schleiner W. Divina Virago: Queen Elizabeth as an Amazon //Studies in Phililogy.1975. No. 2. Pp. 163-180.

127. Sitwell P.E. The Queens and the Hive. L., 1962.

128. Smith A.G.R. The Emergence of a Nation State. The Commonwealth of England, 1529-1660. L,N.Y., 1984.

129. Smuts M. Court Culture and the Origins of a Royalist Tradition in Early Stuart England. Philadelphia, 1987.

130. Starkey D. From Feud to Faction. English Politics circa, 1450-1550 //History Today. 1982. Vol. 32. Pp. 16-22.

131. Starkey D. Introduction : Court History in Perspective //The English court from the

132. Wars of the Roses to the Civil War /Ed. by D. Starkey. L., 1987, P. 1-24

133. Stone L. The Crisis of the Aristocracy, 1558-1641. Oxford, \9B5.

134. Taunton E.L. The history of the Jesuits in England: 1580-1773. L., 1901.

135. The English Reformation Revised /Ed. by Ch.Haigh. Cambridge. 1990.

136. Thomas D. A history of Wales. 1485-1660. Cardif. 1972.

137. Walton J.K. Lankashire: a social history, 1558-1939. Manchester. 1987. Waugh E. Edmund Campion. Jesuit and Martyr. N.Y., 1956.212

138. Wernham R.B. Before the Armada: The Emergence of the English nation, 1485-1588. N. Y., 1966.

139. Wernham R.B. The Making of Elizabethan foreign policy, 1558-1603. Berkeley, 1980.

140. Who's who in history. Vol. 2. England 1485 to 1603 /Ed. by C.R. Routh. N.Y., 1964. Williams N. All the queen's men: Elizabeth and her courtiers. L., 1974. Wilson D. Sweet Robin: A Biography of Robert Dudley, Earl of Leicester, 1533-1588. L., 1981.

141. Wright P. A change in direction: the ramifications of a female household, 1558-1603 //The English court from the Wars of the Roses to the Civil War /Ed. by D. Starkey. L., 1987, P. 147-172.

142. Youngs F.A. The Proclamations of the Tudors Queens. Cambridge, L., N.Y., Melbourne, 1976.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.