Алтайский обрядовый фольклор: специфика жанра тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.09, кандидат филологических наук Наева, Алевтина Ивановна

  • Наева, Алевтина Ивановна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2010, Улан-Удэ
  • Специальность ВАК РФ10.01.09
  • Количество страниц 132
Наева, Алевтина Ивановна. Алтайский обрядовый фольклор: специфика жанра: дис. кандидат филологических наук: 10.01.09 - Фольклористика. Улан-Удэ. 2010. 132 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Наева, Алевтина Ивановна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. Обряд почитания огня.

1.1. Легенды и предания о почитании духа огня.

1.2. Благопожелания при проведении обрядов поклонения огню.

ГЛАВА II. Композиция и жанровое своеобразие обрядовой поэзии при восхвалении священного Алтая.

2.1. Культ гор и Алтая.

2.2. Алкыши при проведении обряда «Восхваление священного Алтая».

ГЛАВА III. Специфика обрядовой поэзии при почитании воды и священных источников.

3.1. Композиция обряда почитания и освящения целебных источников.

3.2. Сопоставительный анализ текстов обрядовой поэзии, посвященных Алтаю и целебным источникам.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Алтайский обрядовый фольклор: специфика жанра»

Актуальность исследования. Обрядовый фольклор, представленный разными жанрами в сложном их сочетании, органично входит в число традиционных народных обрядов. Устоявшиеся обрядовые действа вошли в состав календарно-обрядовых и семейно-обрядовых систем. В данной работе рассматривается вербальный материал, используемый в алтайском календарно-обрядовом фольклоре. В фольклорной культуре традиционные идеи, воззрения, элементы мифологии формулируются как в вербальном, так и невербальном материале. Вербальный материал существует в массиве традиции, свойственные ему семантика и функции расшифровыаются в контексте всего ритуального действа.

Изучение данной проблемы важно для полного представления об обрядовом фольклоре как части фольклорных традиций в системе мировоззренческих институтов алтайского народа. В работе исследуется своеобразие жанров в композиции обрядов, посвященных культу огня, культу гор (календарный обряд «Восхваление священного Алтая») и культу воды — целебного источника (аржан-суу). В ходе анализа поэтики обрядовых благопожеланий, сопутствующих легенд и преданий рассмотрены аспекты реконструкции форм древних обрядов, привлечены сопоставительные материалы по обрядовой практике тюрко-монгольских народов.

Изучение этих вопросов представляется актуальным для научной систематизации и классификации жанров алтайского фольклора, сопоставления с фольклорными материалами тюрко-монгольских народов. С возрождением традиционной культуры восстановлены ритуально-обрядовые культы, среди которых особо почитаемыми являются культы огня, гор и воды. В связи с этим актуальным становится и конкретно-историческое изучение эволюции, трансформации самого обряда и вербального материала, используемого в ходе обрядовых действ.

Историография проблемы. Отдельные факты по алтайскому обрядовому фольклору стали изучаться с середины XIX века тюркологами В.

B. Радловым, Г. Н. Потаниным, миссионером В. И. Вербицким, которые в качестве переводчика и информатора привлекали первого алтайского писателя-просветителя М. В. Чевалкова. Материалы этих изданий, несмотря на конспективность и фрагментарность, содержат ценные сведения о бытовании обрядового фольклора у алтайских народов.

С созданием научно-исследовательского института истории, языка и литературы было развернуто целенаправленное собирание материалов по всем фольклорным жанрам, включая и обрядовую поэзию. В 30-40-е гг. XX в. в результате тотальной борьбы с религиозными пережитками алтайский обрядовый фольклор, охватывающий шаманистские и бурханистские ритуалы, обрядовые песнопения, календарные праздники, был запрещен. В активном исполнении оставались лишь материалы семейно-бытового обряда.

В связи с тем, что обряды с религиозным содержанием проводились тайно, фиксация их собирателями велась в конспективном плане. В 70-80-ые гг. целенаправленными записями текстов благопожеланий, обрядовых песен занималась исследовательница алтайского фольклора К. Е. Укачина. И только с конца XX в. обряды в связи со снятием идеологических запретов обрели новую жизнь, вновь возродились религиозные и календарные обряды.

Впервые алтайский обрядовый фольклор был систематизирован в вузовском учебном пособии С. С. Суразакова [Суразаков, 1975]. В данной работе дана общая характеристика, проведена тематическая классификация алтайского обрядового, в том числе семейно-бытового, фольклора. С 70-ых гг. XX в. алтайскими фольклористами наряду с другими жанрами изучаются тексты благопожеланий обрядового фольклора. Так, в 1978 г. вышла работа

C. С. Каташа «Мифы, легенды Горного Алтая» [Каташ, 1978], посвященная мифам, легендам и благопожеланиям. В работе выделяются следующие группы благопожеланий:

• культовые или родовые алкыши-благопожелания;

• производственные алкыши-6лагопожелания;

• семейно-бытовые ¿шсш*ш-благопожелания.

С. С. Каташ считает, что основой благопожеланий являются магические представления, связанные с анимизмом и тотемизмом. По мнению автора, в благопожеланиях даны «обобщения жизненного опыта, который сочетается с примитивным объяснением окружающей природы и в какой-то степени с преодолением трудностей, вызванных стихией, болезнями» [Каташ, 1978, с. 47].

В 90-ые гг. опубликованы два текстологических сборника, подготовленные К. Е. Укачиной и Е. Е. Ямаевой [Укачина, Ямаева, 1993; Укачина, 2004]. Также ими был опубликован ряд публикаций образцов обрядового фольклора и научных статей. В последние два десятилетия в местной печати активно публиковались материалы, описывающие народные праздники, была выпущена брошюра с инсценировкой народного обрядового праздника «Чага байрам» в постановке В. Енчинова [Енчинов, 1995].

С конца XX в. алтайскими фольклористами стала вестись работа по подготовке отдельного тома серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока» СО РАН, посвященного алтайскому обрядовому фольклору.

Цели и задачи исследования. Основной целью работы является выявление специфики жанров, используемых в ходе обрядовых действ. Для достижения этой цели определены следующие задачи:

• выявить композиционные "особенности жанров, используемых при обряде почитания огня;

• проанализировать своеобразие жанра благопожеланий, посвященных духу огня, в семейных и промыслово-хозяйственных обрядах;

• выявить особенности жанра благопожеланий, используемых в ходе обряда почитания гор (на материале алтайского календарного обряда «Восхваление священного Алтая»);

• ' определить специфику жанров, используемых в обрядах, посвященных культу воды и целебных источников {аржан суу).

Предмет исследования — специфика жанров, используемых в обрядовом фольклоре алтайского народа в контексте фольклорной системы тюрко-монгольских народов.

Объект исследования — алтайский обрядовый фольклор, посвященный культу огня, гор, воды и целебных источников.

Материалом диссертационного исследования явились издания алтайского обрядового фольклора, выходившие со второй половины XIX в. до настоящего времени, архивные фонды Института алтаистики им. С. С. Суразакова, а также экспедиционные материалы, собранные автором во время региональных и республиканских экспедиций по районам Республики Алтай, телеутским и шорским селам Кемеровской области (2000-2008 гг.).

Алтайский обрядовый фольклор проанализирован с привлечением фолыслорно-этнографических источников алтайских субэтносов: кумандинских, челканских, телеутских, тубаларских, теленгитских; других тюрко-монгольских народов Сибири: тувинцев, хакасов, шорцев, бурят и др.

Методологические принципы диссертации. Основные методы исследования - сравнительно-исторический, сравнительно-типологический, герменевтический. Использование сравнительно-исторического метода обусловлено тем, что обрядовый фольклор представляет собой многоэтапное явление с древнейших времен до сегодняшних дней, при этом сохраняется первооснова обрядового действа. Обрядовый фольклор рассматривается в тесной связи с другими жанрами алтайского фольклора и самим обрядовым действом.

Для диссертационного исследования важными явились теоретические и текстологические работы В. Я. Проппа, Н. П. Дыренковой, Л. Э. Каруновской, Л. П. Потапова, С. С. Суразакова, Н. Л. Жуковской, С. С. Каташа, Т. М. Михайлова, Л. С. Дампиловой, Б. Д. Баяртуева, К. Е.Укачиной, Е. Э. Ямаевой, М. А. Демчиновой, Т. М. Садаловой, Т. Г. Борджановой, А. М. Сагалаева, С. П. Тюхтеневой и др.

Научная новизна работы. Алтайский обрядовый фольклор впервые изучается в комплексном сочетании анализа проблем: рассмотрение роли обряда почитания огня, описание масштабных календарных обрядов почитания на территории проживания этноса сакральных урочищ в тесной связи с его вербальным выражением. Также делается попытка проанализировать современные процессы по реконструкции древнейших ритуально-обрядовых действ и сопровождающего вербального материала. В подобном аспекте обрядовый фольклор еще не был предметом самостоятельного исследования. Новым в работе представляется включение в сферу исследования обрядовых материалов, расширение междисциплинарных связей, тесное соединение фольклористики с этнографией.

Основные положения, выносимые на защиту:

• Древний антропоморфный дух огня в традиции ^ сибирских народов имеет идентичные сопутствующие устные рассказы при схожих обрядовых действах;

• В жанре благопожеланий дух огня представлен как главенствующее божество, являющееся связующим звеном между мирами;

• Священный Алтай и горы в благопожеланиях зафиксированы как покровители человеческого рода, хранители и дарители счастья и т.д.

• В преданиях о хозяевах целебных источников в тюрко-моногольской традиции используются единые образы и символы.

• Семантика и функции вербального материала расшифровываются в контексте обрядового действа.

Теоретическая и практическая значимость. Исследование алтайского обрядового фольклора является новой ступенью в его изучении и классификации в широком сопоставлении с опубликованными и полевыми материалами других родственных сибирских народов. Работа выполнена в соответствии с актуальными требованиями современной фольклористики (аудио-фото-видеофиксация). Результаты работы могут быть использованы 7 при создании каталогов алтайского обрядового фольклора, в практической части возрождения обрядовой культуры в селах Республики Алтай.

Основные выводы диссертационной работы могут быть использованы при составлении учебно-методических пособий для вузов, при разработке спецкурсов, лекционных и практических занятий по алтайской филологии, фольклору и краеведению на филологических факультетах вузов.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации изложены в 7 публикациях общим объемом более 1 п.л. Наиболее важные положения опубликованы в статьях в научных журналах и в журналах из перечня, утвержденного ВАК, а также в выступлениях на таких мероприятиях, как республиканская конференция «Духовные основы алтайского народа» (Горно-Алтайск, 1999 г.); круглый стол «Проблемы историко-культурных контактов народов Центральной Азии» (г. Горно-Алтайск, 2000); круглый стол «Народы Алтая дезинтеграции единству» (Горно-Алтайск, 2002 г.). Материалы диссертации апробированы соискателем при чтении лекционного курса «Музыкально-поэтический фольклор алтайцев» в Алтайской государственной академии культуры и искусств (г. Барнаул).

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Фольклористика», Наева, Алевтина Ивановна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Алтайский обрядовый фольклор представляет собой сложное и многостадиальное явление, в котором тесно сочетаются фольклорные и этнографические аспекты. В нем сохранился огромный реликтовый пласт с элементами его древнейших форм. Рассмотренные нами обряды относятся к числу тех обрядов, которые сегодня проходит этапы своего возрождения и активной реконструкции.

В работе даны три основных аспекта обрядовых действ, посвященных культу огня, гор и воды. Впервые в алтайской фольклористике предпринята попытка анализа сопутствующего вербального материала по ходу проведения ритуально-обрядовых действ. Исследуются особенности поэтических текстов в ходе исполнения с учетом ситуативных моментов в сравнении с традиционными нормами.

В обряде почитания огня рассмотрены этапы проведения обряда поклонения огню, выяснены антропоморфные представления алтайцев о духе огня, а также проанализированы основные аспекты обряда почитания и освящения огня в различных обрядовых контекстах, т.е. с учетом включенности обряда почитания огня в другие обряды. В ходе анализа текстов благопожеланий мы приходим к выводу, что огонь, являясь посредником между небожителями и людьми, несет основную функцию по сохранению рода и ее благосостояния.

Также нами дано комплексное представление обряда освящения священных гор и божества Алтая, проанализированы этапы проведения алтайского календарного обряда «Восхваление священного Алтая», рассмотрены современные процессы по возрождению обрядовых праздников на материале полевых записей автора работы. Необходимо отметить роль культа гор как универсального маркера исторической памяти этноса, в призываниях и благопожеланиях, посвященных горам, отражено древнее мифологическое мировоззрение алтайцев. Многоплановое семантическое поле культа гор в подтекстах выявляет тесные связи с родовыми верованиями и культами.

В работе выявлена композиция проведения современного обряда почитания целебных источников, проанализированы этапы проведения обряда почитания аржан суу, рассмотрены аспекты современной реконструкции обряда освящения целебных источников и особенности благопожеланий, посвященных целебным источникам. Выявляя роль гор в обрядах поклонения целебным источникам, приходим к выводу, что культ гор вобрал в себя символическое значение и функции многих других архаичных культов и стал структурообразующим ядром в системе традиционных алтайских обрядов.

Анализируя алтайский обрядовый фольклор, мы опирались и на сопоставления с аналогичными материалами сибирских тюрко-монголов, которые позволили нам выявить в этих материалах общие обрядовые архаические функции, что объясняется общими историко-этническими процессами в развитии родственных народов с древнейших времен, нашедших отражение и в обрядовых традициях. При этом особый интерес представляют именно те компоненты, которые проявили наибольшую устойчивость и преемственность в диахроническом и синхронном аспекте. Так, наиболее устойчивый образ божества при обращении как кайракон сохранился с древнейших времен во всей тюрко-монгольской традиции. Мы использовали методы поиска типологического сходства путем сравнительно-исторического анализа фольклорных текстов, отражающих культы огня, гор, воды, что позволило выделить этнически специфические элементы формирования данных культов.

Таким образом, рассмотрев систему алтайского обрядового фольклора, посвященную поклонения огню, священным горам и целебным источникам, с привлечением материалов его современного бытования мы пришли к выводу, что эта проблема вызывает огромный интерес не только у исследователей в данной области, но и у населения, которое возрождает свои традиционные обряды. Рассмотрение комплекса обрядов позволяет прийти к выводу о том, что ритуальные части их проведения и фольклорные текстовые оформления во многом взаимопроникают и совпадают, но в то же время каждый из них имеет свои специфические особенности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Наева, Алевтина Ивановна, 2010 год

1. Абаев Н. В. Экологические традиции в культуре народов центральной Азии / Н. В. Абаев, К. М. Герасимова, А. И. Железнов. Новосибирск : Наука, 1992. - 158 с.

2. Абаева Л. Л. Культ гор и буддизм в Бурятии / Л. Л. Абаева. М. : Наука, 1991.-142 с.

3. Альбедиль М. Ф. В магическом круге мифов. Миф. История. Жизнь / М. Ф. Альбедиль. СПб. : Паритет, 2002. - 335 с.

4. Анохин А. В. Душа и ее свойства по представлениям теле-утов / А. В. Анохин // СМАЭ. T.VIII. - Л., 1929. - С. 253-270.

5. Анохин A.B. Материалы по шаманству у алтайцев / А. В. Анохин // СМАЭ. T. IV. - Вып. 2. - Л., 1924. - С. 1-148.

6. Анохин A.B. Материалы по шаманизму у алтайцев / А. В. Анохин. -Переизд. Горно-Алтайск : Ак-Чечек, 1994. - 235 с.

7. Банзаров Д. Собрание сочинений / Д. Банзаров. М. : Изд-во АН СССР, 1955.-374 с.

8. Бардаханова С. С. Малые жанры бурятского фольклора : пословицы, загадки, благопожелания / С. С. Бардаханова. — Улан-Удэ : Бурят, кн. изд-во, 1982. 208 с.

9. Баскаков Н. А. Алтайский фольклор и литература / Н. А. Баскаков. — Горно-Алтайск : Горно-Алтайское кн. изд.-во, 1948. 24 с.

10. Ю.Борджанова Т. Г. Обрядовая поэзия калмыков. Система жанров, поэтика / Т. Г. Борджанова. Элиста: Калмыцкое кн. изд-во, 2007. -588 с.

11. Васильев Л. С. Культы, религии, традиции в Китае / Л. С. Васильев. -М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. 488 с.

12. Вербицкий В. И. Алтайские инородцы / В. И. Вербицкий. М., 1893. -221 с.

13. Веселовский А. Н. Миф и символ / А. Н. Веселовский // Русский фольклор. T. XIX. Вопросы теории фольклора. Л. : Наука, 1979. - С.186.199.

14. Веселовский А. Н. Историческая поэтика / А. Н. Веселовский. М., 1989.-405 с.

15. Виноградова Л. Н. Ритуальные приглашения / Л. Н. Виноградова, С. М. Толстая // Малые формы фольклора : Сборник. М. «Вост. лит.» РАН, 1995.-С. 166-197.

16. Владимирцов Б. Я. Монголо-ойратский героический эпос / Б. Я. Владимирцов. СПб.-М., 1923.-255 с.

17. Галданова Г. Р. Доламаистские верования бурят / Г. Р. Галданова. -Новосибирск : Наука, 1987. 116 с.

18. Галданова Г. Р. Культ огня у монголов / Г. Р. Галданова // Исследования по истории филологии Центральной Азии. Улан-Удэ : Изд-во БНЦ СО РАН, 1976. - Вып. VI. - С. 149-154.

19. Гацак В. М. Устная эпическая традиция во времени : (историческое исследование поэтики) / В. М. Гацак. М. : Наука, 1989.-256с.

20. Гацак В. М. Пространства этнопоэтических констант / В. М. Гацак // Народная культура Сибири. Омск : Изд-во ОМГПУ, 1999. - С. 109120.

21. Гуманитарные исследования в Горном Алтае: Сб. ст. Горно-Алтайск: Горно-Алтайское кн. изд-во, 1988. - 192 с.

22. Гусев В. Е. Эстетика фольклора / В. Е. Гусев. — Л. : Наука, 1967. 319 с.

23. Данилин А. Г. Бурханизм (из истории национально-освободительного движения в Горном Алтае) / А. Г. Данилин. Горно-Алтайск: Ак-Чечек, 1993.-208 с.

24. Дарбакова В. П. Оронимия МНР / В. П. Дарбакова // Ономастика. М., 1969.-С. 199-200.

25. Демчинова М. А. Сюжеты и стиль алтайской волшебной сказки / М. А. Демчинова. Горно-Алтайск, 2003. - 163 с.

26. Дерябо С.Д. Экологическая педагогика и психология / С. Д. Дерябин, В. А. Ясвин. Ростов-на-Дону : Феникс, 1996. - 480 с.

27. Дыренкова Н. П. Культ огня у алтайцев и телеутов / Н. П. Дыренкова // Сборник Музея антропологии и этнографии. Вып. VI. Л., 1927. - С. 28-33.

28. Дыренкова Н. П. Материалы по шаманству у телеутов / Н. П. Дыренкова // СМАЭ. М., Л. : Изд-во АН СССР, 1949. - Т. 10. - С. 107190.

29. Дыренкова Н. П. Охотничьи легенды кумандинцев / Н. П. Дыренкова // Сб.МАЭ. Т.Х1.-М.-Л, 1949.-С. 110-132.

30. Еремина В. И. Ритуал и фольклор / В. И. Еремина. Л. : Наука, 1991. -206 с.

31. Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика: Избр. труды / В. М. Жирмунский. М. : Наука, 1977. - 408 с.

32. Жуковская Н. Л. Категории и символы традиционной культуры монголов / Н. Л. Жуковская. -М.: Наука, 1988. 196 с.

33. Зеленин Д. К. Табу слов у народов восточной Европы и северной Азии. Ч. 1. Запреты на охоте и иных промыслах / Д. К. Зеленин // Сб. МАЭ. М.-Л., 1929. - Вып. УП. - С. 1-144.

34. Календарно-обрядовая поэзия сибиряков / Сост., вступит, ст. и коммент.М. Н .Мельникова и Ф. Ф. Болонева. Новосибирск : Наука, 1981.-351 с.

35. Каруновская Л. Э. Из алтайских верований и обрядов, связанных с ребенком / Л. Э. Каруновская // СМАЭ. Л. : Изд-во АН СССР, 1927. -Т.11.-37 с.

36. Лыгденов Д. Д. Тунхэнэй «Гэсэрые» туурээгшэ / Д. Д. Лыгденов // Ульгэршэн Майсан Алсыев / сост. В.Ш. Гунгаров, Б.С. Дутаров. -Улан-Удэ, 1995.

37. Кагаров Е. Г. Словесные элементы обряда / Е. Г. Кагаров // Из истории русской советской фольклористики. Л. : Наука, 1981. - С. 66-76.

38. Кандаракова Е. П. Алтайские благопожелания и обряды их исполнения / Е. П. Кандаракова. Горно-Алтайск, 1993. - 19 с.

39. Каруновская Л. Э. Представления алтайцев о Вселенной / Л. Э. Каруновская. СЭ, 1935. - №4-5. - С. 160-183.

40. Катанов Н. Ф. Хакасский фольклор / Н. Ф. Катанов. Абакан: Хакасское кн. изд-во, 1963. - 164 с.

41. Каташ С. С. Мифы и легенды Горного Алтая / С. С. Каташ. Горно-Алтайск : Алт. кн. изд-во, 1978. - 112 с.

42. Каташ С. С. Алкыш сос (благопожелание) древний жанр алтайского фольклора / С. С. Каташ // Улагашевские чтения. - Горно-Алтайск, 1979. - Вып. 1.-С. 63-76.

43. Каташев С. М. Рифма в алтайской народной поэзии / С. М. Каташев // Ученые записки ГАНИИИЯЛ. Горно-Алтайск, 1971. - Вып. 10. - С. 14-23.

44. Кенин-Лопсан М.Б. Алгыши тувинских шаманов / М.Б. Кенин-Лопсан. Якутск : Бичик, 2007. - 206 с.

45. Кондратьева Н. М. Колыбельные телеутов, тубаларов, кумандинцев, чалканцев / Н. М. Кондратьева // Фольклорное наследие Горного Алтая. Горно-Алтайск, 1989. - С. 20-48.

46. Куулар Д. С. Н. Ф. Катанов и тувинский фольклор / Д. С. Куулар // Уч. зап. ТНИИЯЛИ, вып. X. Кызыл: Тувинское кн. изд-во, 1963. - С.220-228.

47. Левинтон Г.А. К проблеме изучения повествовательного фольклора / Г.А. Левинтон // Типологические исследования по фольклору: сб. ст. памяти В.Я. Проппа(1895-1970).-М., 1975.-С. 303-319.

48. Лотман Ю. М. Структура художественного текста / Ю. М. Лотман. -М., 1970.-384 с.

49. Мелетинский Е. М. Статус слова и понятие жанра в фольклоре / С. Ю. Неклюдов, Е. С. Новик // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. Отв. ред. П.А. Гринцер. — М. : Наследие, 1994. С. 38-104.

50. Мелетинский Е. М. Первобытные истоки словесного искусства / Е. М. Мелетинский // Избранные статьи. Воспоминания. М. : РГГУ, 1998. -С. 149-189.

51. Мельников М. Н. Формообразующая роль внеэстетических функций некоторых жанров фольклора: сб. науч. тр. / М. Н. Мельников // Полифункциональность фольклора. Новосибирск, 1983. - С. 118-127.

52. Михайлов Т. М. О некоторых параллелях в мифологии бурят и тюркских народов Сибири / Т. М. Михайлов // Мифология народов Якутии. Якутск: Якутский филиал СО РАН СССР, 1980. - С. 5-117.

53. Мурзаев Э. М. Заметки о географических названиях монголов / Э. М. Мурзаев // Современная Монголия, №4-6, 1940. С. 119-126.

54. Неклюдов С. Ю. Особенности изобразительной системы в долитературном повествовательном искусстве / С. Ю. Неклюдов // Ранние формы искусства. -М. : Искусство, 1972. С. 191—219.

55. Неклюдов С. Ю. Монгольские сказания о Гесере. Новые записи / С. Ю. Неклюдов, Ж. Тумурцерен. М., 1982. - 373 с.

56. Неклюдов С. Ю. Специфика слова и текста в устной традиции / С. Ю. Неклюдов // Евразийское пространство: Звук, слово, образ; отв. ред.121

57. Потанин Г. Н. Очерки Северо-Западной Монголии / Г. Н. Потанин. -Вып. 2, 3. СПб., 1881, 1883.

58. Потанин Г. Н. Очерки Северо-Западной Монголии / Г. Н. Потанин. Переизд. -Горно-Алтайск : Ак-Чечек, 2005. 1025 с.

59. Потанин Г. Н. Этнографические сборы A.B. Анохина / Г. Н. Потанин // Труды Общества изучения Сибири. Томск, 1915.-Т. 3. - Вып.4.

60. Потапов JI. П. Следы тотемистических представлений у алтайцев / JI. П. Потапов // СЭ. 1935. - № 4-5. - С. 134-151.

61. Потапов JI. П. Культ гор на Алтае / JL П. Потапов // СЭ. 1946. - № 2. -С. 145-160.

62. Проблемы фольклора. М. : Наука, 1975. — 230 с.

63. Пропп В. Я. Принципы классификации фольклорных жанров / В. Я. Пропп // Советская этнография. 1964. - №4.

64. Пропп В. Я. Об историзме русского фольклора и методах его изучения / В. Я. Пропп // Русская литература. Ученые записки Ленинградского университета, № 339. Серия филологических наук. Вып. 72. — Л., 1968. С. 5-25.

65. Путилов Б. Н. Методология сравнительно-исторического изучения фольклора / Б. Н. Путилов. — Л. : Наука, 1976. — 244 с.

66. Путилов Б. H. Фольклорный процесс и этническая история народов Сибири и Дальнего Востока / Б. Н. Путилов // Фольклорное наследие народов Сибири и дальнего Востока. Горно-Алтайск, 1986. - С. 15-22.

67. Путилов Б. Н. Вариативность / Б. Н. Путилов // Восточнославянский фольклор: Словарь научной и народной терминологии. Минск, 1993. - С. 29.

68. Радлов В. В. Из Сибири / В. В. Радлов. -М., 1990. 447 с.

69. Рассадин В.И. Очерки по истории сложения тюрко-монгольской языковой общности. Часть 1. Тюркское влияние на лексику монгольских языков / В. И. Рассадин. Элиста : Изд-во Калм. ун-та, 2007.-165 с.

70. Сагалаев A.M. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Пространство и время. Вещный мир / А. М. Сагалаев, И. В. Октябрьская, Э. JI. Львова, М. С. Усманова. Новосибирск, 1988. - 242 с.

71. Сагалаев A.M. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Человек и общество / А. М. Сагалаев, И. В. Октябрьская, Э. Л. Львова, М. С. Усманова. Новосибирск : Наука, 1989. - 245 с.

72. Сагалаев A.M. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Знак и ритуал / А. М. Сагалаев, И. В. Октябрьская, Э. Л. Львова, М. С. Усманова. Новосибирск : Наука, 1990. - 208 с.

73. Садалова Т. М. Алтайская народная сказка: этнофольклорный контекст и связи с другими жанрами / Т. М. Садалова. Горно-Алтайск, 2008. -245 с.

74. Садалова Т. М. Алтай фольклор л о, чум-.андарла колбулу кыска japTaMan созлик / Т. М. Садалова //Алтай калыктын оос чумделгезин ле чум-]андарын школдо уредери (на алт. яз.). Горно-Алтайск, 2001. - С. 167-175.

75. Садалова Т. М. Чике-Таманнын 1азы / Т. М. Садалова. Горно-Алтайск, 2004. - 158 с.

76. Салмин А. Сказка. Обряд. Действительность / А. Салмин. Чебоксары : Чувашское кн. изд-во, 1989. - 141 с.

77. Сатлаев Ф. А. Коча-каан старинный обряд испрашивания плодородия у кумандинцев / Ф. А. Сатлаев // СМАЭ. - Т. 27.- Л. : Изд-во АН СССР, 1971.- 132 с.

78. Суразаков С. С. Алтай фольклор (на алт. яз.) / С. С. Суразаков. Горно-Алтайск : Горно-Алтайское кн. изд-во, 1975. - 232 с.

79. Токарев С. А. Ранние формы религии и их развитие / С. А. Токарев. -М. : Наука, 1964.-399 с.

80. Токарев С. А. О культе гор и его месте в истории религии / С. А. Токарев // Советская этнография. 1982. - № 3. - С. 107-113.

81. Толбина М. А. Вопросы изучения жанра алтайского фольклора чечен сос — меткие слова / М. А. Толбина // Материалы конф., поев. 40-летию ГАНИИИЯЛ: тез. докл. Горно-Алтайск, 1992. - С. 138-140.

82. Топоров В.Н. К проблеме жанров в фольклоре / В.Н. Топоров // Материалы Всесоюзного симпозиума по вторичным моделирующим системам. 1 (5).-Тарту, 1974.-С. 10-21.

83. Тощакова Е. М. Традиционные черты народной культуры алтайцев XIX начала XX вв. / Е. М. Тощакова. - Новосибирск, 1978. - 143 с.

84. Труды Томского общества Сибири. Томск, 1915. - Т. 3. - Вып. 1. -230 с.

85. Тушемилов П. М. Шаманские материалы (1948 г.) / П. М. Тушемилов. -Улан-Удэ : Наран, 1995. 41 с.

86. Тюхтенев Т. С. Алтайские народные песни / Т. С. Тюхтенев. Горно-Алтайск : Алтайское кн. изд-во, 1972. - 118 с.

87. Укачина К. Е. Алтайские загадки / К. Е. Укачина. Горно-Алтайск : Алтайское кн. из-во, 1981. — 100 с.

88. Укачина К. Е. Бурханистские мотивы в поэзии алтайцев / К. Е. Укачина // Алтайская филология. — Горно-Алтайск: РИО «Универ-Принт», 2001.-С. 186-194.

89. Укачина К. Е. Городской обрядовый фольклор. «Чага-байрам и Масленица» / К. Е. Укачина // Социально-экономические проблемы развития г. Горно-Алтайск до 2000 года: материалы науч.-практ. конф. -Горно-Алтайск : РИО «Универ-Принт», 1998. С. 173-174.

90. Укачина К. Е. Очогыстын кудайы от-эне / К. Е. Укачина // Эл-Алтай, -№ 1. - Горно-Алтайск : Юч-Сюмер - Белуха, 1993. - С. 138-144.

91. Фольклор и этнография: обряды и обрядовый фольклор. Л.: Наука, 1974.-275 с.

92. Фольклор и этнография: связи фольклора с древними представлениями и обрядами: сб. науч. ст. Л. : Наука, 1977. - 200 с.

93. Фольклор и этнография: у этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов. Л. : Наука, 1984. - 189 с.

94. Фольклорное наследие Горного Алтая: сб. ст. Горно-Алтайск, 1989.-231 с.

95. Фольклорное наследие народов Сибири и Дальнего Востока. -Горно-Алтайск, 1986. 335 с.

96. Хроленко Л. Т. Своеобразие фольклорного слова / Л. Т. Хроленко // Проблемы текстологии фольклора: Русский фольклор. Л. : Наука, 1991.-Вып. 26.-С. 122-133.

97. Цыбиков Г. Ц. Избранные труды. Т. 2. О Центральном Тибете, Монголии и Бурятии / Г. Ц. Цыбиков. Новосибирск : Наука, 1981. -240 с.

98. Чистов К. В. Народные традиции и фольклор. Очерки теории / К. В. Чистов. Л. : Наука, 1986. - 304 с.

99. Шаманизм и ранние религиозные представления. М., 1995. -272 с.

100. Шатинова Н. И. Об одной разновидности заклинаний в алтайском фольклоре / Н. И. Шатинова // Улагашевские чтения. — Горно-Алтайск, 1979.-Вып. 1.-С. 187-194.

101. Шатинова Н. И. Семья у алтайцев / Н. И. Шатинова. — Горно-Алтайск : Горно-Алтайское отд. кн. изд-ва, 1981. 183 с.

102. Штернберг JI. Я. Первобытная религия / Л. Я. Штернберг. Л. : Изд-во института народов Севера ЦИК СССР, 1936. - 584 с.

103. Элиаде М. Священное и мирское / М. Элиаде. М. : Изд-во МГУ, 1994.-144 с.

104. Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения / М. Элиаде. -М. : Ладомир, 1999. 488 с.

105. Этнографическое изучение знаковых средств культуры / Отв. ред. А. С. Мыльников. Л. : Наука, 1989. - 297 с.

106. Яимова Н. А. Табуизированная лексика и эвфемизмы в алтайском языке / Н. А. Яимова. Горно-Алтайск, 1990. - 135 с.

107. Ямаева Е. Е. Мифы алтайцев / Е. Е. Ямаева // Фольклорное наследие Горного Алтая. Горно-Алтайск, 1989. - С. 172-181.

108. Ямаева Е. Е. Алтайская духовная культура. Миф. Эпос. Ритуал / Е. Е. Ямаева. Горно-Алтайск, 1998. - 168 с.

109. Ясвин В. А. Психология отношения к природе / В. А. Ясвин. М. : Смысл, 2000. - 456 с.1. И. ТЕКСТЫ

110. Алтай алкыштар / Сост. К. Е. Укачина, Е. Е. Ямаева. Горно-Алтайск, 1993. -144 с.

111. Алтай албатынын' чумду состори / Сост. Т. С. Тюхтенев, Г. Д. Голубев. Горно-Алтайск, 1962. - Вып. 2. - 99 с.

112. Алтай албатынын' чумду состори. — Горно-Алтайск, 1963. — Вып. 3.-119 с.

113. Т.9. 1977. - 221 е.; Т. 10. - 1980. - 214 е.; Т. 11. - 1983. - 271 е.; Т. 12. -1995.-279 с.

114. Алтай кеп куучындар / Сост. Е. Э. Ямаева, И. Б. Шинжин. -Горно-Алтайск: Ак-чечек, 1994. 415 с.

115. Алтайский фольклор (Материалы по чалканскому диалекту) / Сост. Е. П. Кандаракова. Горно-Алтайск, 1988.-216 с.

116. Алтай фольклор (К.И. Максимовтын' телеут диалекттилле jyyraH фольклор бичимелдердинен') / Сост. Т. М. Садалова. Горно-Алтайск, 1995. -128 с.

117. Баскаков Н. А. Диалект черневых татар (туба-кижи) / Н. А. Баскаков. М., 1965. - 340 с.

118. Баскаков Н. А. Диалект кумандинцев (куманды-кижи) / Н. А. Баскаков. М., 1972. - 279 с.

119. Баскаков Н. А. Диалект лебединских татар-челканцев (куу-кижи) / Н. А. Баскаков. -М., 1985. 236 с.

120. Жамцарано Ц. ф. 62, on. 1, ед. хр. 40 (4). Материалы по шаманству. 1903 г. (IV тетр.) // Архив Института востоковедения. СПб. ф. 62, on. 1, ед. хр. 40 (4), л. 50-59.

121. Маадай Кара. Алтайский героический эпос. / Сост. С. С. Суразаков. М. : Наука, 1973. - 465 с.

122. Радлов В. В. Образцы народной литературы тюркских племен, живущих в Южной Сибири и Дзунгарской степи. СПб., 1866. - Ч. 1. -418с.

123. Радлов В. В. Образцы народной литературы тюркских племен, живущих в Южной Сибири и Дзунгарской степи. Ч. IX. Наречия урянхайцев (сойотов), абаканских татар и карагасов. СПб., 1907. - 659 с.

124. Слово об Алтае: История, фольклор и культура. — Горно-Алтайск : Алтайское кн. изд-во, 1990. 400 с.

125. Хакасский фольклор / Сост. Н. Саражаков. — Абакан, 1946. — 147 с.

126. Шорский фольклор (Записи, перевод, вступ. ст. и примеч. Н. П. Дыренковой). М.-Л. : Изд-во АН СССР, 1940. - 448 с.1. Ш. СЛОВАРИ

127. Восточнославянский фольклор. Словарь научной и народной терминологии / Редкол.: К.П.Кабашников (отв. ред.) и др. — Минск, Наука и техника, 1993. — 478 с.

128. Древнетюркский словарь / Ред. В.М. Наделяев и др. Л. : Наука, 1969.-676 с.

129. Мифологический словарь / Гл. ред. Е.М. Мелетинский. М., Советская энциклопедия, 1991. - 736 с.

130. Монгол-орос толь (Русско-монгольский словарь). М. : ГИС, 1957.-715 с.

131. Ойротско-русский словарь / Сост. Н. А. Баскаков, Т. М. Тощакова. М.: ГИС, 1947. - 311 с.

132. Свод этнографических понятий и терминов. Религиозные верования / Ред. В. Н. Басилов, И. Винкельман. М. : Наука, 1993. -Вып. 5.-239 с.

133. Словарь алтайского и аладагского наречий тюркского языка. -Казань : Изд-во Правосл. Миссион. об-ва, 1884. 491 с.

134. Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий. М. : Издательство Кулагиной. 1п1хас1а, 2008. - 358 с.

135. Этимологический словарь тюркских языков: Общетюркские и межтюркские основы на гласные / Авт. сл. статей Э. В. Севортян. М.: Наука, 1974. - 768 с.

136. Этимологический словарь тюркских языков: Общетюркские и межтюркские основы на букву «Б» / Авт. сл. статей Э. В. Севортян. -М. : Наука, 1978.-349 с.

137. Этимологический словарь тюркских языков. Общетюркские и межтюркские лексические основы на буквы «В», «Г», «Д» / Авт. сл. статей Э. В. Севортян. М. : Наука, 1980. - 392 с.

138. Этимологический словарь тюркских языков. Общетюркские и межтюркские лексические основы на «Ж)>, «Ж», «Й» / Авт. сл. статей Э. В. Севортян, Л. С. Левитская. М. : Наука, 1989. - 292 с.

139. Этимологический словарь тюркских языков. Общетюркские и межтюркские лексические основы на буквы «К», «К>> / Авт. сл. статей Л. С. Левитская, А. В. Дыбо, В. И. Рассадин. М. : Языки русской культуры, 1997. - 368 с.

140. Этимологический словарь тюркских языков. Общетюркские и межтюркские лексические основы на букву «К,». М., 2000. - 476 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.