Активизация обучения актёрскому мастерству участников самодеятельного театрального коллектива тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.05, кандидат педагогических наук Сердюк, Александр Петрович
- Специальность ВАК РФ13.00.05
- Количество страниц 218
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Сердюк, Александр Петрович
ВВЕДЕНИЕ. 4
ГЛАВА I. СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ УЧАСТНИКОВ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ТЕАТРАЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА ПО ТЕМЕ „ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ПОСТРОЕНИЕ СЦЕНИЧЕСКОГО СОБЫТИЯ" 18 -
§ I. Специфика целей и задач обучения по теме »Определение и построение сценического события".18
§ 2. Содержание и формы обучения способам определения и построения сценического события .36
§ 3. Задания проблемного характера по овладению способами определения и построения сценического события.54
ГЛАВА П. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ОВЛАДЕНИЯ СПОСОБАМИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОСТРОЕНИЯ СЦЕНИЧЕСКОГО СОБЫТИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО МАСТЕРСТВУ АКТЕРА В САМОДЕЯТЕЛЬНОМ ТЕАТРАЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ.66
§ I. Определение вспомогательных задач экспериментальной работы в ходе констатирущих экспериментов. 66
§ 2. Овладение умениями определять факт, являющийся идейным центром сценического события 80 -
§ 3. Овладение умениями ставить сценическую задачу как цель участия в сценическом событии 96
§ 4. Овладение умениями вырабатывать и выражать личностное отношение обучающегося к участию персонажа в сценическом событии . . 115
§ 5. Овладение способами выявления, выработки и выражения гражданской позиции обучающегося 140-
§ 6. Выявление уровней овладения способами определения и построения сценического события в ходе сопоставления начальных и заключительных экспериментов .157
ШШЛЕНШ.173
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК
Учебно-творческая работа как средство воспитания участника детского театрального коллектива1985 год, кандидат педагогических наук Рождественская, Валентина Михайловна
Эстетические принципы современного советского самодеятельного театра1980 год, кандидат философских наук Гармиза, Н.В.
Самодеятельный театр 1917-1927 годов: социокультурный анализ2008 год, кандидат педагогических наук Косарева, Мария Викторовна
Проблемы современной театральной педагогики и любительский театр2000 год, кандидат искусствоведения Ганелин, Евгений Рафаилович
Педагогические условия творческого развития участников школьного театра-студии1998 год, кандидат педагогических наук Козловский, Валерий Иванович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Активизация обучения актёрскому мастерству участников самодеятельного театрального коллектива»
Самодеятельные театральные коллективы - одна из популярных форм культурно-просветительной работы, действенное средство эстетического. воспитания трудящихся. Они развивают, творческие способности участников, выступают в роли пропагандистов и проводников лучших образцов драматургии и советской театральной культуры в массы, раскрывают в сценических образах магистральные пути развития общества и тем самым служат средством идеологической работы и коммунистического воспитания трудящихся. Чтобы успешна решать эти задачи, участники театральной самодеятельности на занятиях по мастерству актёра; должны не только получать специальные знания о средствах сценического выражения идей, но в первую очередь, осваивать идеи, вызвавшие к жизни образ. Поэтому овладение знаниями по мастерству актёра служит, одной из форм идейно-политического воспитания советского человека. "Сегодня весь учебный процесс должен в гораздо, большей мере стать носителем мировоззренческого) содержания",- подчеркнул товарищ К.У.Черненко в своей речи на Пленуме ЦК КПСС 10 апреля 1984 года / 2.21., с. 3 /.
Выдающиеся советские учёные-педагоги обосновывали первостепенную значимость формирования гражданских качеств личности средствами искусства. "Художественное воспитание,-отмечал А.В.Луначарский,- должно^ быть принято), как: один из методов общественного воспитания и поставлено на должную высоту. Нужно; ещё раз пересмотреть общую установку и ближе, чем до сих пор, подтянуть наше воспитание к общественно-политическому воспитанию, увязать этим стержнем все, что в этой области делается. Тогда мы сможем и чисто эстетическую сторону воспитания поднять выше, так сак мы дадим ей определенное содержание, заполним ее политически *енным" (2.16., с.445). А.В.Луначарский неоднократно отмечал золь театра в формировании советского гражданина, Н.К.Крупская обращала внимание педагогов и внешкольных работников, в том чис-хе и руководителей театральной самодеятельности, на эффективность юкусства в воспитании человека. В статье «0 задачах художествен-юго воспитания" она писала: «Надо помочь ребенку через искусство [»лубже осознать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать" (2.13,, с.394). Выдающиеся советские педагоги С.Т.Шац-шй, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и др. в своих работах обра-цали внимание на огромную роль театра в формировании гражданских качеств личности.
Большое значение для развития педагогической мысли в облас-ги воспитания средствами театра имели работы К.С.Станиславского. Великий реформатор сцены и педагог в своих работах отмечал, что цля создания сценического образа необходимо мобилизовать все его компоненты на раскрытие идеи. „Самый простой выход на сцену или уход с нее, усаживание для ведения какой-либо сцены, произнесение фразы, слова, монолога и проч., - учил К.С.Станиславский, -цолжны иметь перспективу и конечную цель (сверхзадачу). Без нее аельзя сказать самого простого слова, вроде пда" или ,.нет" (4.79., т.З, с.135).
Одной из специфических особенностей театрального искусства является его действенность. Поэтому идея образа раскрывается только в условиях сценического события. Выразить идею в сценическом образе -> значит умело построить сценическое событие. Может ыть, в связи с этим ученица К.С.Станиславского - М.О.Кнебель, :азывает вопрос о подходе к процессу построения сценического события решением дальнейшей судьбы театрального искусства: ПЯ счи-1аю, - писала она, - что вопрос раскрытия события является сей-iac кардинальным для современного искусства. От того, как мы будем относиться в дальнейшем к этому вопросу, зависит - куда будет развиваться искусство театра" (4.32., с;59). Поэтому место темы «Определение й построение сценического события" в структуре *анятий по мастерству актера можно считать одним из центральных.
В настоящее время имеется большое количество работ, посвя-ценных вопросам совершенствования учебно-воспитательной работы в коллективах художественной самодеятельности на занятиях по мастерству актера (4.12,; 4.13,; 4,17,; 4.27.; 4.35.; 4.47.; 4.55.; 1.56.; 4.57.; 4.58.; 4.71.; 4.72.; 4.77. и др.).
Представляют интерес исследования Б.Н.Нащекина (6.14) и В.Н.Харькина (7.9), в которых раскрывается содержание и формы организации деятельности театрального коллектива старшеклассников как фактора их идейно-нравственного воспитания. Однако, процесс определения и построения сценического события в этих исследованиях специально не рассматривается. В последнее десятилетие объектом изучения стал не только детский театральный коллектив, но и театральная самодеятельность взрослых. Известны работы Бо-гачевой М.й. (6.4.), Джумасеитова Т.И. (7.4.), Лавровой Т.В. (6.11.):, Слижиковой Л.А. (6.16.), Шибаевой М.М. (6.18.) и др., в которых обосновываются положения и выводы о значении воспитания участников театральной самодеятельности на занятиях по мастерству актера. В диссертациях Казаринова B.C. (6.8.), Мамаева В.И. (6.12.), Нефедовой Е*Г. (6.15.), Шебалина BJ*. (6.17.) и др. подчёркивается огромное значение идеи как необходимого условия построения сценического события, а также повышения режиссёрского и исполнительского мастерства.
Проблемам обучения и воспитания студентов театральных институтов и учебных заведений' искусства посвящен ряд работ / 4.10»; 4.11.; 4.14.; 4.15.; 4.16.; 4.18.; 4.19.; 4.21.;4.22.; 4.25.; 4.29.; 4.30.; 4.31.; 4.32.; 4.33.; 4.34.; 4.46.;4.50.; 4.53.; 4.54.; 4.59.; 4.60.; 4.61.; 4.68.; 4.69.; 4.7 4.; 4.7 8.; 4.79.; 4.80.; 4.81.; 4,85.; 4.88.; 4.90.; 4.91.; 4.95 и др./, в которых тоже подчёркивается значение точного определения и целесообразного построения сценического события, но не подвергается рассмотрению процесс определения и построения сценического события на. за -нятиях по мастерству актёра. Интересную, содержательную' попытку в этом плане предпринял А. М. Поламишев / 4. 59. /.
Несмотря на то, что во многих педагогических работах, посвя-щённых изучению учебно-воспитательного процесса на занятиях по мастерству актёра, содержатся методические указания о тех или иных этапах определения и построения сценического события, под -чёркивается соподчинённость звеньев этого процесса идее сцени -ческого образа, эта проблема специально не избиралась до сих пор в качестве специального объекта исследования. Учитывая актуаль -ность темы и состояние её недостаточной разработанности, мы в качестве проблемы настоящей диссертации избрали активи -зацию обучения участников-, самодеятельного театрального коллектива как эффективное,- средство овладения правилами определения и построения сценического события. Цель исследования состояла в. обосновании оптимальных педагогических условий, активизации обучения актёрскому мастерству участников, самодеятельного театраль -ного коллектива.
Объектом исследования служили занятия по актёроко -му мастерству по теме "Определение и построение сценического со -бытия" в; самодеятельном театральном коллективе, а его пред -м е т о м - дидактическое; исследование: активизации обучения участников методическим правилам определения и построения сцени -ческого события.
В качестве гипотеза было выдвинуто предположение о том, что обучение студийцев] определению и построению сценичес -кого события на основе опыта и интуиции менее эффективно по сравнению с целенаправленной; организацией подобного обучения с при -менением системы специально разработанных правил раскрытия этой темы.
В диссертации решаются следующие задачи :
- выяснение современного состояния разработанности правил, спо -собов и приёмов определения и построения сценического события ;
- обоснование педагогических задач, содержания, форм организации и заданий на занятиях в самодеятельном театральном коллективе по овладению способами определения и построения сценического события ;
- выявле:ние эффективности овладения способами определения и по -строения сценического события участниками театральной само -деятельности в процессе активизации их обучения.
Новизна результатов исследования» Еазработана новая система учебно-методических правил определения и построения сценического события для занятий по мастерству актёра и экспериментально доказана её эффективность в. условиях обучения участников молодёжных самодеятельных театральных коллективов „
На защиту выносятся следующие п о л о ж е нвя :
- необходимым условием повышения эффективности обучения участников театральной; самодеятельности мастерству актёра служит овладение знаниями, умениями и навыками определения связей между поступками действующего лица, его моральными нормами и мировоззренческими принципами ;
- разработанная в диссертации методика обучения участников театральной^ самодеятельности способам определения и построения сценического события обуславливает выявление, выработку и выражение единства личностной и гражданской позиций обучающихся и, по сравнению с традиционной . методикой, обеспечивает качественно более высокие результаты в сценическом воплощении идеи образа. Мет одологиче ско й основой диссерта -ции являются; произведения классиков марксизма-ленинизма, Програм -ма КПСС, материалы ХХУ и ХХУТ съездов1 КПСС, решения и постановле -ния ЦК КПСС и Советского правительства по проблемам совершенствования образования, культурно-просветительной работе и коммунистического воспитания молодёжи, труды видных деятелей партии и пра -вительства, основные: методологические положения маркеистско-ле -нинской философии, эстетики, искусствоведения, психологии и педагогики.
Были изучены работы выдающихся советских режиссёров-педагогов Станиславского К. С. /4.78.- 4.81./, Немировича-Данченко ВЛ. И. /4.53.; 4.54./, Вахтангова Е.Б./4.10. ; 4.1Г./, Гончарова A.A. /4.14.; 4.15./, Дикого А. Д./4.18, ; 4.19./, Завадского Ю.А. /4.2Г.-4.23./ Захавы Б. Е./4.24.; 4.25./, Кнебель М.О. / 4.30.
•33•), Мейерхольда В.Э. (4.50.), Попова А.Д. (4.60. - 4.63.), Кирова А .Я. (4.88.), Товстоногова Г„А. (4.90. - 4.92.) и др. Из (арубежных режиссеров особое значение имели работы Брехта Б. (4.9).
Важное значение для настоящего исследования имели труды Бодн дерева Н.И. (4.7.; 4.8.), Лихачева Б.Т. (4.41.; 4.42.), Марьен-со И.О. (4.44.; 4.45.), Моносзона Э.И. (4.51.; 4.52.), Роговой \М. (3.4.; 4.73.), Сысоенко Й.В. (4.86.; 4.87.) и др., специаль-ю исследовавших педагогические проблемы формирования коммунисти-1еского мировоззрения и идейно-политиче ского воспитания. В исследовании используются труды педагогов по проблемам активизации гчебно-воспитателъного процесса: Бабанского ЮЛС. (4.5.; 4.6.), (раевского В.В. (4.75.; 5.5.), Лернера И.Я. (4.37. - 4.40.), Мах-^гтова М.й. (4.48.; 4.49.), Скаткина М.Н. (4.75.; 4.76.) и др.
При написании диссертации использован комплекс педагогических методов исследования: наблюдение, беседы, интервью, анкетирование, эксперименты и др.
В настоящей работе мы опирались на положения о двойственной художественно-педагогической природе художественной самодеятель-аости и ее функциях, о коммунистическом воспитании участников любительских художественных коллективов в процессе их обучения, о системе методов обучения и художественно-педагогических заданий (4.77.; 8.1.; 8.2. и др.). Методика, включая инструментарий, Зыпа разработана в русле методики организации и осуществления всесоюзного комплексного педагогического исследования по теме »»Художественная самодеятельность как средство коммунистического воспитания трудящихся".
На первом этапе изучались труды по проблемам эстетического воспитания средствами театра, работы руководителей самодеятельешх театральных коллективов; разрабатывалась методика исследования, включая составление инструментария, планов занятий и т.д. 3 помощью специально разработанных анкет опрошено 102 руководителя народных театров и театральных студий, имеющих высшее образование, а также 851 участник театральных студии и народных театров Москвы, Московской области и Ставропольского края.*
На следующем этапе исследования основное внимание было уделено разработке и планированию экспериментальной работы, методике ее организации и проведения. Отбирались темы, педагогический и художественный материал, предпринималась апробация экспериментальной методики. Базой исследования были избраны три студии-театра: «Гайдар", «Измайлово" и «Чертаново" лауреаты УШ Фестиваля искусств школьников города Москвы 1979/80 учебного года.
Основной этап исследования заключался в проведении экспериментальной работы и фиксации ее результатов. Экспериментальная работа проводилась в двух студиях - контрольной и экспериментальной. В третьем коллективе занятия велись без применения правил. Анализ и интерпретация полученных результатов экспериментальной работы осуществлялись на основе специально разработанных критео риев. К нулевому уровню были отнесены письменные работы, в которых выражение смысла не соответствовало содержанию задания; к уровню констатации - работы, содержащие констатацию отношения участника к внешним признакам формы поведения действующего лица. В сборе материала принимали участие научные сотрудники и методисты Ставропольского научно-методического центра народного творчества и культурно-просветительной работы, а также студенты Московского государственного института культуры. ^ Характеристики упомянутых критериев и опыт их использования в оценке выполнения обучающимися специальных заданий см.: 5.14. тот уровень предполагает выражение личностного отношения участника к таким признакам формы происходящего, которые не раскрыва-от его сущности. Позиция исполнителя в отношении к персонажу в денном случае не связывалась с его моральными нормами и мировоззренческими принципами. Сценическая деятельность на этом уровне не объединяет мировоззренческие положения, моральные нормы и поступки, а лишь констатирует отношение к элементу формы без указания причин. К сюжетному уровню отнесено выражение отношения студийца к форме поведения действующего лица и стоящим за ней нравственным нормам. Сценическая деятельность на этом уровне апеллирует к определенным правилам взаимоотношений, моральным нормам, не указывая причин, мировоззренческих принципов, В этих работах практически выражается отношение участников к форме поведения действующего лица, к сюжету, без раскрытия его движущих сил, К идейно-образному уровню отнесено выражение гражданской позиции участника к содержанию сценического поведения действующего лица, к его мировоззренческим принципам, раскрывающимся посредством художественного образа.
Для получения более надежных и достоверных данных материалы, полученные с помощью одних методов исследования, сопоставлялись с данными, полученными другими методами.
Овладение способами определения и построения сценического события в контрольных и экспериментальной студиях проводилось в равных условиях: в качестве содержания использовался один и тот же учебный материал; занятия в грушах проводились коллективно, а одни и те же домашние задания выполнялись индивидуально» Занятия проводились по единому учебно-тематическому плану, в одни и те же календарные сроки. Отличие заключалось в том, что в контрольных коллективах занятия проводились по традиционной методике, з другом - по экспериментальной. Мы сочли необходимым привести и 1роанализировать наиболее характерные выдержки протоколов отдельных занятий при решении одних и тех же художественно-педагогических задач в специально организованных с помощью комплекса учебно-воспитательных заданий проблемного характера педагогических сигу ациях. Ситуации затруднений и ошибок участников, вводимые в [гроцесс экспериментальной студии с педагогической целью, прогнозировались и планировались заранее. Учебно-воспитательные задания, выполнение которых должно было показать участникам их затруднения, ошибки, а также стимулировать их преодоление, были запрограммированы в зависимости от педагогических целей и специфики вспомогательных задач, ибо «подобные задания позволяют сформировать сознательное и активное отношение к утверждению нравственных, художественных и эстетических идеалов" (8.1., сД4).Разработка комплекса учебно-воспитательных заданий основывалась, с одной стороны, на передовых идеях общей дидактики, с другой на специфике и закономерностях художественной самодеятельности, теории и практике обучения актерскому мастерству. Конструктивной основой этой совокупности служили правила определения и построения сценического события. Правила были разработаны нами совместно с Ю.Е.Соколовским.
При планировании проведения экспериментальной работы особое значение придавалось разработке процедур контроля и оценки ее результатов. Этим средством послужили программки показа сцени -ческих этюдов на свободную тему, составленные участниками. Анализ всех полученных программок позволил судить о ходе изменения уровней осознания участниками связи между поступками, моральными юрмами и мировоззренческими принципами действующего на сцене лида, сопоставлять ход изменений, происходящих в контрольных и экс-1ериментальной студиях, а также фиксировать как расхождение, так а единство между их личностной и гражданской позициями в отношении к тому или иному общественно значимому явлению. Это давало возможность, на наш взгляд, с большей степенью объективности выявить уровни сформированноети средств, необходимых для самостоятельного определения и построения сценического события участниками до, во время и после проведения экспериментальной работы, золучить качественные характеристики, что в свою очередь позволило решить исследуемую проблему не только с качественной, но и с количественной определенностью,
В экспериментальной работе использовались специально запланированные контрольные задания, которые студийцами выполнялись: /I) до начала обучающих экспериментов (констатирующие эксперименты .А" и пБп); б) при завершении каждой из четырех серий экспери-рлентов (задания Ш I, 2, 3, 4); в) в процессе подведения итогов после завершения обучающих экспериментов (констатирующие эксперименты „А" и пБ").
Ход занятий фиксировался при помощи магнитофона и протокольных записей, расшифровка которых производилась непосредственно после окончания занятий.
Итоговый этап исследования включал в себя количественный и качественный анализ и интерпретацию результатов выполнения участниками заданий в ходе четырех серий экспериментальной работы, а также материалов констатирующих экспериментов. Полученные данные интерпретировались, формулировались выводы и вырабатывались практические рекомендации.
Д о с т о в е рность исследования обеспечивается применением взаимодополняющих методов изучения, сбором ре -презентативного фактического материала.
При планировании и проведении исследования автор использовал свой многолетний опыт работы в качестве актёра, режиссёра-постановщика и руководителя занятий в театральных студиях при Ивано-Франковском областном музыкально-драматическом театре имени И.Я.Франко, Харьковском ордена Ленина академическом театре • имени Т.Г. Шевченко, преподавателя кафедры режиссуры и мастерства актёра Харьковского государственного института культуры, а также старшего преподавателя Киевского Института повышения квалификации работников культуры УССР, накопленные материалы изучения опыта работы многих руководителей театральных самодеятельных коллективов, преподавателей режиссуры и мастерства актёра, на -блюдений, бесед и интервью с участниками и руководителями ряда коллективов театральной: самодеятельности.
Теоретическое значение предлагаемой работы заключается в выявлении эффективности проблемно-организованного процесса формирования у обучающихся единства личных и общественных установок путём выработки сознательного отношения к определению позиции персонажа', личностной и гражданской позиций исполнителя с помощью специально разработанных правил. Эти правила образуют совокупность, в. которой доминирующее значение приобретает идейная значимость сценического события:, обуславливающая многоаспектное: преломление принципа идейности во всех элементах учебно-воспитательного процесса в- самодеятельном театральном коллективе.
Практическая значимость проведенного исследования. Теоретическое обоснование и эксперименты позволили разработать методику работы на занятиях по актерскому мастерству в самодеятельном театральном коллективе по теме: пОпределение и построение сценического события". По результатам исследования разработан цикл лекций для руководителей самодеятельных театральных коллективов, который читается в Киевском Институте повышения квалификации работников культуры УССР.
Кроме того, выводы и рекомендации диссертационного исследования могут содействовать повышению уровня преподавания режиссуры в институтах культуры и культурно-просветительных училищах.
Апробация осуществлена на занятиях по режиссуре и мастерству актера в Краснодарском государственном институте культуры, Киевском Институте повышения квалификации работников культуры УССР. Материалы исследования докладывались на:
- республиканском научно-методическом совещании преподавателей и аспирантов вузов культуры и искусства .Задачи подготовки и идейно-политического воспитания творческой молодежи в свете решений ХХУ съезда КПСС"в сентябре 1978 года, проходившем в Одесской государственной консерватории им.A.B.Неждановой;
- республиканской научно-практической конференции «Место и роль культурно-просветительных учреждений в коммунистическом воспитании трудящихся" в сентябре 1979 года, проходившей в Харьковском государственном институте культуры;
- межвузовской научно-методической конференции пХудожественная самодеятельность как средство коммунистического воспитания трудящихся", проходившей в октябре 1979 года в Московском государственном институте культуры;
• краевом семинаре руководителей народных театров Ставрополья в мае 1980 года, проходившем на базе Ессентукского народного театра Мцыри";
- семинаре республиканской режиссерской лаборатории Украинского Театрального Общества в Киеве, в октябре 1981 года;
- межвузовской научно-практической конференции по результатам комплексных исследований, проходившей в Московском ордена Трудового Красного Знамени государственном институте культуры в январе 1983 года.
Структуру диссертации определила проблематика, основные аспекты которой изложены во введении.
Первую главу целесообразно было посвятить анализу современного состояния разработанности вопроса исследования. Вторая глава посвящена экспериментальной проверке эффективности обучения участников правилам и выработке методических рекомендаций, В заключении излагаются результаты исследования в виде теоретических выводов и практических рекомендаций, В приложении помещены таблицы социально-педагогического исследования по теме.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК
Художественное воспитание жителей села средствами самодеятельного народного театра (социально-педагогический аспект)1984 год, кандидат педагогических наук Коваленко, Марк Иванович
Влияние просветительско-педагогической деятельности субъектов театральной культуры конца XVIII-XIX веков на современное образование2012 год, кандидат педагогических наук Борзенко, Дмитрий Александрович
Технологии социально-культурной деятельности как фактор развития творческих способностей участников самодеятельного театрального коллектива2009 год, кандидат педагогических наук Дюков, Максим Леонидович
Реализация фольклорного наследия в педагогике театрального самодеятельного творчества2005 год, кандидат педагогических наук Андреева, Наталья Павловна
Театральное образование Узбекистана (к вопросу воспитания национального актера)1985 год, кандидат искусствоведения Левина, Елена Исаковна
Заключение диссертации по теме «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», Сердюк, Александр Петрович
Результаты исследования показали, что овладение способами определения и построения сценического события участниками театральной самодеятельности представляет собой специфический процесс, основывающийся на установлении связи между мировоззренческими принципами и моральными нормами действующего лица, выражающимися в его сценическом событии. Методика овладения способами определения и построения сценического события участниками театральной самодеятельности осуществляется эффективнее в условиях активизации обучения в коллективе. Активизация обучения мастерству актера в коллективе художественной самодеятельности наиболее эффективно осуществляется через учебно-воспитательные задания проблемного характера. Специфика овладения способами определения и построения сценического события участниками театральной самодеятельности заключается в учете особенностей основной профессиональной деятельности обучающихся, использовании их непосредственного жизненного и практического опыта и общественной активности, в органическом переключении этих факторов в сферу сценической деятельности.
Анализ и характеристика целей, задач, содержания, методов
- I 77 и заданий послужили основанием для разработки комплексного подхода к совершенствованию методики процесса овладения способами определения и построения сценического события на занятиях по мастерству актёра. Её эффективность обеспечивается соблюдением следующих условий1 :
- качественная перестройка содержания работы над сценическим образом, направленная на овладение знаниями, умениями и навыками в определении участником связей между по -ступками действующего лица, его моральными нормами и мировоззренческими принципами, что включает выявление, выработку и выражение единства личностной и гражданской позиций участника, необходимым условием которого служат :
- управление процессом учебно-творческой деятельности участников посредством системы учебно-воспитательных заданий проб -лемного характера ;
- целенаправленное: осмысление обучакщимися материала, из которого выстраивается сценический образ события, выражающий единство личностной!и гражданской позиций участника в. отношении к раскрываемым в образе: события общественно значимым явлениям;
- практическое применение знаний о причинах особенностей поведения дей ствущего в событии лица не только в. процессе формирования суждений.о сценическом- поведений как форма сценического образа, но и в практике повседневных отношений ;
- 178
- выражение единства личностной и гражданской позиций участника в отношении к общественно значимым явлениям, раскрывающимся в событиях, в нестандартных ситуациях;
- планирование, прогнозирование и применение учебно-воспитательных заданий, обуславливающих необходимость соотнесения участником своего опыта с опытом персонажа для выработки единства личностной и гражданской позиций исполнителя в отношении к опыту персонажа в сценическом событии;
- рациональное сочетание учебно-воспитательных заданий непроблемного и проблемного характера в процессе овладения способами определения и построения сценического события при ведущей роли последних.
Результаты экспериментального исследования, их анализ и интерпретация показали сравнительную эффективность экспериментальной методики процесса овладения способами определения и построения сценического события на занятиях по мастерству актера в самодеятельном театральном коллективе. Она проявилась как в ситуациях оценки замысла произведения, так и в ситуациях самостоятельного построения обучающимся сценического события. Новая методика создает условия для осознания и практического использования руководителями театральной самодеятельности приемов анализа и синтеза идейно-художественного содержания, выражения личностной и гражданской позиций участника в их единстве, развивая у них творческий подход к драматургическому материалу и к сценической деятельности в целом. Об этом свидетельствует соотношение динамики роста уровней, представленных студийцами, обучающимися по экспериментальной методике, и участниками студий, где обучение проводилось в рамках традиционной методики. Наибольшая разница в показателях овладения способами определения и построения
- 179 сценического события наблюдалась там, где от участников требовалось самостоятельное выражение своего отношения в нестандартных ситуациях.
В целом, проведенное исследование показало, что повышение эффективности процесса овладения способами определения и построения сценического события участниками театральной самодеятельности не только способствует выработке специальных актерских ка -честв, творческой активности и самостоятельности студийцев, но и определяет идейную направленность всего художественно-педагогического процесса. Это выдвигает настоятельные требования качественной перестройки общепринятой методики обучения мастерству актера в условиях самодеятельного театрального коллектива, разработки обоснованных программ, учебных планов и методических рекомендаций, что обуславливает необходимость проведения дальнейших исследований проблем обучения мастерству актера, резервы которого в настоящее время раскрыты далеко не полностью.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Сердюк, Александр Петрович, 1984 год
1. Маркс К. , Энгельс Ф. О воспитании и образовании. М.: АПН РСФСР, 1957. - 399 с.
2. Маркс К., Энгельс Ф. О молодежи. М.: Мол. гвардия, 1972.- 436 с.
3. Ленин В.И. Задачи союзов молодежи: Речь на Ш Всерос. съезде Рос. Ком. Союза Молодежи 2 окт. 1920 г. Поли.собр.соч., т.41, с.298-316.
4. Ленин В.И. О воспитании и образовании. 3-е изд. - М.: Просвещение, 1973. - 704 с.
5. Ленин В.И. О культуре и искусстве. М.: Искусство, 1956. -- 572 с.
6. Ленин В.И. Статистика и социология. Полн.~ собр. соч., т.ЗО, с.349-356.
7. Официально-документальные материалы
8. Андропов Ю.В. Шестьдесят лет СССР: Доклад на совместном торжественном заседании ЦК КПСС, Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР 21 декабря 1982 г. Партийная жизнь, 1983, Ji I, с.3-15.
9. Брежнев Л.И. Во имя мира и счастья советских людей: Речь на встрече с избирателями Бауман, избират. округа г.Москвы 13 июня 1975 г. М.: Политиздат, 1975. - 31 с.
10. Брежнев Л.И. Актуальные вопросы идеологической работы КПСС.-T.I- 2-е изд., доп. М.: Политиздат, 1979. - 591 с.
11. Брежнев Л.И. Актуальные вопросы идеологической работы КПСС.- 181 - 2-е изд., доп. Т.2. М.: Политиздат, 1979. - 639 с.
12. Брежнев Л.И. Речь на ХУШ съезде Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи. Сов. культура, 1978, 26 апр.
13. Брежнев Л.И. Речь на Всесоюзном слете студентов 19 октября 1971 г. М.: Политиздат, 1971. - 23 с.
14. Брежнев Л*И. Ленинским курсом: Речи и статьи. Т.2. М.: Политиздат, 1970. - 683 с.
15. Брежнев Л.И. Молодым строить коммунизм: Сб. речей, выступлений, статей и приветствий. - 3-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1978. - 735 с.
16. Брежнев Л.И. О коммунистическом воспитании трудящихся: Речи и статьи. М;: Политиздат, 1974. - 569 с.
17. Калинин М.И. О коммунистическом воспитании и обучении: Сб. статей и речей. М.-Л.: АПН РСФСР, 1948. - 232 с.
18. Крупская Н.К. Вопросы коммунистического воспитания молодежи. 2-е изд. - М.: Политиздат, 1966. - 63 с.
19. Крупская Н.К. Избранные педагогические произведения. М.: Просвещение, 1968. - 695 с.2^13. Крупская Н.К. Собр. соч. в 6 т. Т.2. М.: Педагогика, 1978. - 452 с.
20. Луначарский A.B. Искусство и молодежь. М.: Мол.гвардия, 1929. - 136 с.
21. Луначарский A.B. О Вахтангове и вахтанговцах /Сост. и примеч. А.Дейча. М.: Искусство, 1959. - 56 с.
22. Луначарский A.B. О народном образовании. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. - 560 с.
23. Основные, направления реформы общеобразовательной и профессиональной, школы. Одобрено Пленумом ЦК КПСС 10 апр. и Верховным Советом 12 апр. 1984 г. Правда,1984, 14 апр.
24. Черненко К,У. Речь на Пленуме ЦК КПСС 10 апреля 1984 года, Правда, 1984, II апр,
25. Материалы съездов, конференций, симпозиумов
26. Авлов Г, Клубный самодеятельный театр: эволюция методов и форм /Вступ. ст, А.Пиотровского. Л.-М.: Теакинопечать, 1930. - 160 с.
27. Азаров Ю.П, Всестороннее и гармоническое. М,: Знание, 1978, - 63 с. (Б-чка „Опыт пед.мастерства").
28. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение,1979. - 255 с.
29. Алексеева Л.Я., Бялосинская Н.С. Воспитательная роль самодеятельного искусства. М.: Профиздат, 1965. - 128 с.
30. Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников: Учеб. пособие. Ростов н/Д, 1970. 31 с.- 184
31. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидакт. аспект. М.: Педагогика, 1977. - 251 с.
32. Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе: Учеб. пособие для пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1974. - 223 с.
33. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопр. теории. М.: Педагогика, 1979. - 224 с.
34. Брехт Б. Избранные произведения: Пер. с нем. М.: Искусство, 1976. - 526 с.
35. Вахтангов Е.Б. Записки. Письма. Статьи /Сост. и коммент. Н.М.Вахтанговой, Л.Д.Вендровской, Б.Е.Захава. М.-Л.: Искусство, 1939. - ХУШ, 408 с.
36. Вахтангов Е.Б. Материалы и статьи /Вступит, статья Загра-ора. М.: ВТО, 1959. - 467 с.
37. Воспитание актера: Материалы лаборатории режиссеров народных театров при ВТО. М.: Искусство, 1964. - 135 с.
38. Гловацкий Б.С. Режиссер художественной самодеятельности.-Л.: 1963. 53 с.
39. Гончаров A.A. Поиски выразительности в спектакле. 2-е доп. изд. - М.: Искусство, 1964. - 144 с.
40. Гончаров A.A. Режиссерские тетради. М.: ВТО, 1980. -375 с.
41. Горчаков Н.М. Режиссерские уроки К.С.Станиславского: Беседы и записи репетиций. 3-е изд. - М.: Искусство, 1952.575 с.
42. Дикий А.Д. Статьи. Переписка. Воспоминания /Сост. и ред. Н.Г.Литвиненко и А.Г.Гулиев. М.: Искусство, 1967.- 503 с.
43. Дикий А.Д. Избранное /Сост. Н.ГЛитвиненко, ред. А.Г.Гулиев; Вступ. ст. З.Владимировой. М. : ВТО, 1976. - 442 с.
44. Довлатов Л.А. Методические рекомендации для слушателей театрального отделения факультетов общественных профессий.- М.: МШИ им. В.И.Ленина, 1979. 51 с.
45. Завадский Ю.А. Об искусстве театра /Предисл. П.А.Маркова.-М.: ВТО, 1965. 347 с.
46. Завадский Ю.А. Учителя и ученики. М. : Искусство, 1975.335 с.
47. Завадский Ю.А. Рождение спектакля: По материалам творч. лаб. М.: ВТО, 1975. - 144 с.
48. Захава Б.Е. Современники. Вахтангов. Мейерхольд. М. : Искусство, 1969. - 391 с.
49. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера: Учеб.пособие для спец. учеб. заведений культуры и искусства. 4-е изд. испр. и доп. - М.: Просвещение, 1978. - 334 с.
50. Исаев И. Основные вопросы клубной сцены. М.: ВЦСПС, 1928. - 65 с.
51. Искусство в школе: /Сб. статей под ред. и с предисл. Ю.И.Рубиной. М.: Просвещение, 1964. - 251 с.
52. Кардашенко З.М., Соколовский Ю.Е., Чурилова C.B. Методика устной пропаганды: Учеб. пособие для студентов-заочников ин-тов культуры. M., 1974. - 180 с.
53. Кнебель М.О. О действенном анализе пьесы и роли: Учеб.пособие для театральных вузов. 3-е изд. - М.: Искусство, 1982. - 118.
54. Кнебель М.О. Вся жизнь. М.: ВТО, 1967. - 587 с.
55. Кнебель М.О. О том, что мне кажется особенно важным: Статьи, очерки, портреты. М.: Искусство, 1971. - 488 с.
56. Кнебель М.О. Поэзия педагогики /Вступ. ст Л Товстоногова. М.: ВТО, 1976. - 527 с.
57. Кристи Г.В. Воспитание актера школы Станиславского /Ред. и предисл. Вл.Прокофьева. М.: Искусство, 1968. - 455 с.
58. Лебедев В.Т. Режиссер самодеятельного театрального коллектива и анализ пьесы и роли действием: Учеб. пособие для студентов ин-та культуры БССР. Минск: Вышейшая школа, 1981. - 44 с.
59. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Мысль, 1965. - 573 с.
60. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. -64 с.
61. Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения. М.: Знание, 1976. - 64 с.
62. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980. - 96 с.
63. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. - 186 с:.
64. Лихачев Б.Т. Теория коммунистического воспитания (Опыт ме-тодол. исследования) . М.: Педагогика, 1974. - 493 с.- 187
65. Лихачев Б.Т. Воспитательные аспекты обучения: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1982. - 192 с.
66. Любинский И.Л. Театр и дети. М.: АПН РСФСР, 1962. -168 с.
67. Марьенко И.С. Организация и руководство воспитательной работой в школе. М.: Просвещение, 1974. - 223 с.
68. Марьенко И.С. Вопросы идейно-воспитательной работы школыв свете решений ХХУ съезда КПСС. М.: Педагогика, 1977. -68 с.
69. Мастерство режиссера: Сб. ст. режиссеров советского театра. М.: Искусство, 1956. - 460 с.
70. Мастерство актера, работа режиссера: Учеб. пособие для режиссерского отделения фак. общественных профессий педвузов. М.: МГПИ им. В.И.Ленина, 1968. - 92 с.
71. Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. - 367 с.
72. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе: Книга для учителей. М.: Просвещение, 1977. - 239 с.
73. Мейерхольд В.Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы /Сост. текстов и коммент. A.B.Февральского. Общ. ред. и вступ. ст. Б.И. Ростоцкого. ЧЛ. - М.: Искусство, 1968. - 350 с.
74. Моносзон Э.И. Проблемы воспитания в процессе обучения.-М.: Педагогика, 1968. 76 с.
75. Моносзон Э.И. и др. Формирование коммунистического мировоззрения школьников /Э.И.Моносзон, Н.А.Менчинская, Н.С. Васильева и др.; Под ред. Э.И.Моносзона. М.: Педагогика, 1977. - 318 с.
76. Немирович-Данченко Вл.И. Театральное наследие /Сост., ред.- 188 и автор примеч. В.Я.Виленкин; Вступ. ст. П.Маркова. -T.I 2. - М.: Искусство, 1952-1954. Til. Статьи, речи, беседы, письма. 1952. - 443 с. Т.2. Избранные письма. 1954. - 640 с.
77. Немирович-Данченко Вл.И. Избранные письма в двух томах (1879-1943) /Сост., ред., авт. вступ.ст. В.Я.Виленкин. -М.: Искусство, 1979.
78. T.I. 1879-1909. 1979. 608 с. Т.2. I9I0-I943. 1979. - 742 с.
79. Новский Л.А. Учение К.С.Станиславского и театральная самодеятельность. М.: Профиздат, 1963. - 87 с.
80. Новский Л.А. Воспитание актера: Материалы Лаборатории режиссеров нар. театров при ВТО. М.: Искусство, 1964. -135 с.
81. Новский Л.А. Руководителю театрального самодеятельного коллектива. ГЛ.: Профиздат, 1965. - 102 с.
82. Подготовка режиссеров народного театра: Учеб. пособие для студентов режиссерского отделения факультета КПР /Отв. ре д. С.М.Осовцов; Мин-во культ. РСФСР, ЛГИК им.Н.К.Крупской. -Л., 1978. 90 с.
83. Поламишев A.M. Мастерство режиссера: Действенный анализ пьесы. Учеб. пособие для студентов театр, ин-тов и ин-тов культуры. М.: Просвещение, 1982. - 224 с.
84. Попов А.Д. Воспоминания и размышления о театре. М.: ВТО, 1963. - 311 с.
85. Попов А.Д. Художественная целостность спектакля. М.: ВТО, 1959. - 295 с.
86. Попов А.Д. Из режиссерских записей /Предел. М.Кнебель. -М.: Искусство, 1967. ИЗ с.- 189
87. Попов А.Д. Спектакль и режиссер. 2-е доп. изд. - М.: ВТО,1972. 105 с.
88. Практикум по общей психологии /Под ред. проф. А.И.Щербакова. М.: Просвещение, 1979. - 302 с.
89. Проблемы формирования коммунистического мировоззрения учащихся УП X классов: Сб. науч. трудов /Ред.-сост. Ф.И.Юр-ченко. Науч. исслед. ин-т общей педагогики АПН СССР. - М.,1973. 119 с.
90. Проблемы формирования коми^унистического мировоззрения /Под ред. М.Н.Алексеева и Н.Г.Огурцова. Шнек: Нар. асвета, 1975. - 207 с.
91. Психологические проблемы формирования научного мировоззрения школьников: Сб. ст. /Под ред. Н.А.Менчинской. АПН СССР, Ин-т психологии. - М.: Просвещение, 1968. - 240 с.
92. Режиссерское искусство: Сб. ст. М.: Искусство, 1962. -384 с.
93. Ремез О Л. Азбука режиссуры. М.: Искусство, 1976. - 119 с.
94. Рощин М.М. Пьесы. М.: Искусство, 1980. - 551 с.
95. Рубина И.Ю. Драматический кружок в школе (У УП классы).-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. - 151 с.
96. Рубина И.Ю. Основы педагогического руководства школьной театральной самодеятельностью. М.: Просвещение, 1974. -173 с.
97. Рогова P.M., Гайнулина В.М. Формирование коммунистического мировоззрения школьников: АПН СССР; НИИ общей педагогики; Отд. Науч.-пед.информации и пропаганды. Обзорная информация. Вып. 5. - М., 1977. - 56 с.
98. Рыжова В.Ф. Рождается спектакль .: Метод, пособие. -М.: Искусство, 1981. 127 с.- 190
99. Скаткин М.Н., Краевский В.В. Теория содержания общего среднего образования: Проблемы и перспективы. Методология. аспект. М.: НИИОП АПН СССР, 1977. - 44 с.
100. Скаткин М.Н, Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1980. - 96 с.
101. Соколовский Ю.Е. Коллектив художественной самодеятельности. M.s Сов. Россия, 1979. - 126 с.
102. Станиславский К.С. Беседы К.С.Станиславского в Студии Большого театра в I9I8-I922 гг. /Записаны заслуж. артисткой РСФСР К.Е.Антаровой. Общ. ред. и вступ. ст., с.3-20, Ю.С.Калашникова. 3-е изд. испр. и доп. - М.: Искусство, 1952. - 180 с.
103. Станиславский К.С. Собр. соч. в 8-ми т. М.: Искусство, I954-I96I. - Т.1-8.
104. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве /Вступ. ст. Н.Волкова и В.РЛСанатчиковой. М.: Искусство, 1972. -534 с.
105. Станиславский К.С. Статьи. Речи. Беседы. Письма /Вступ. ст. Вл.Прокофьева, сост. Г.Кристи и НЛушкин. М.: Искусство, 1953. - 782 с.
106. Сухомшшский В.А. Формирование коммунистических убеждений молодого поколения /Под ред. Н.И.Болдырева. М.: АПН РСФСР, 1961. - 176 с.
107. Сухомпинский В.А. 0 воспитании /Сост. и авт. вступ. очерков С.Соловейчик. 3-е изд. - М.: Политиздат, 1979. -270 с.
108. Сухомлинский В .А. Избранные педагогические сочинения в 3-х т. /Сост. О.С.Богданова, В.З.Смаль; АПН СССР. М.: Педагогика, 1979.- 191
109. ТД. „Сердце отлаю детям", „Рождение гражданина". 1979.- 558 с.
110. Сценическая педагогика: Сб. трудов /Отв.ред. С.В.Гишшус -Л.: ЛШШ, фак. драматич. искусства, 1973. 320 с.
111. Сысоенко И.В. Формирование коммунистического мировоззрения у учащихся старших классов: Исследование на материале школьных курсов истории и обществоведения /Йод ред. д. чл. АПН СССР Э.И.Моносзона. М.: Педагогика, 1973. - 92 с.
112. Сысоенко И.В. Теоретические и методические проблемы формирования коммунистического мировоззрения учащихся: В процессе обучения истории в ст. классах. М.: Педагогика, 1979. - 135 с.
113. Таиров А*Я. (О театре): Записки режиссера, статьи, беседы, речи, письма Доммент. Ю.А.Головащенко и др. М.: ВТО, 1970. - 603 с.
114. Теория и методика коммунистического воспитания в школе: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов /Под ред. чл.-кор. АПН СССР Г.И.Щукиной. М.: Просвещение, 1974. - 287 с.
115. Товстоногов Г.А. О профессии режиссера /Предисл. Б.Львова-Анохина. 2-е изд., доп. М.: ВТО, 1967. - 358 с.
116. Товстоногов Г.А. Круг мыслей: Статьи. Режиссерские комментарии. Записи репетиций /Послесл. Ю.Рыбакова. Л.: Искусство, Ленингр. отд-ние, 1972. 287 с.
117. Шварц Е.Л. Пьесы /Вступ. ст. С.Цимбала. Л.: Сов.писа- 192 тель, Ленингр. отд-ние, 1972. 654 с.
118. Шихматов Л.М. Сценические этюды. М.: Сов. Россия, 1966. - 94 с.5. Статьи.
119. Великовский С. О факте упрямом и факте податливом. -Иностр. лит., 1966, № 8, с.198-201.
120. Вершилов Б. Работа над этюдом. В кн.: Проблемы творческого воспитания актера. М., 1959, с.21-78.
121. Гиппиус C.B. 0 сценической педагогике. В кн.: Сценическая педагогика. Л., 1973, с.3-7.
122. Гончаров А. Постановочный план. В кн.: Как поставить спектакль. М., 1962, с.47-69.
123. Краевский В.В. Формирование содержания образования как часть педагогического проектирования. В сб.: Вопросы конструирования содержания общего и среднего образования. M., 1980, с.3-13.
124. Лернер И.Я. Главная функция проблемного обучения. Вестн. высш. шк., 1976, с.16-21.
125. Лернер И.Я. Состав содержания общего образования и его системообразующие факторы. В сб.: Теория содержания общего среднего образования и пути ее построения. М., 1978, с.41-72.
126. Любинский И.Л. Театр и школа. В кн.: Искусство и школа: Книга для учителя. M., 1981, с.272-284.
127. Махмутов М.И., Матюшкин A.M. Психолого-педагогические основы и пути развития: Проблемное обучение понятие и содержание. - Вест. высш. шк.*, 1977, № 2, с.17-24.- 193
128. Первый урок Г.А.Товстоногова /Записал урок МД.Рехельс/. В кн.: Сценическая педагогика. Л., 1973, с. 19-29.
129. Рехельс М.Л. Этюд. Методика сочинения и работы над ним. -В кн.: Сценическая педагогика. Л., 1973, с.56-72.
130. Рогова P.M. Коммунистическое мировоззрение и пути его формирования у учащихся. В кн.: Процесс формирования коммунистического мировоззрения школьников. М., 1976, с.3-22.
131. Сердюк АЛ." Формирование творческих качеств личности в условиях самодеятельного театрального коллектива. В кн.: Пути повышения эффективности клубной работы с молодежью. Харьков, 1979, с.63-68.
132. Скрябин А. Путь к мастерству. В кн.: Проблемы творческого воспитания актера. М., 1959, с.3-20.6. Диссертации.
133. Анишина С .А. Вл.И.Немирович-Данченко педагог : (От Филармонического училища к Московскому Художественному театру): Дис. . канд. искусствовед. - М., 1979. - 258 с.
134. Ашна М.А. 0 закономерности использования опыта воспитания актеров в национальных студиях ГИТИС им. А.В.Луначарского в Афганистане. : Дис. . канд. искусствовед. М., 1978.154 с.- 194
135. Белопольская Т.О. Социальные нормы и формирование личности: (Методологич. аспект).: Дис. . канд. филос. наук. М., 1978. 153 с.
136. Богачева М.П. Формирование творческой индивидуальности художника: (Эстетико-психологический аспект).: Дис. . канд. филос. наук. М., 1972. - 165 с.
137. Гурова В.И. Некоторые пути развития способностей у участников самодеятельного коллектива художественного слова.: Дис. . канд. пед. наук. М., 1972. - 214 с.
138. Джурабекова М.Х. Педагогические принципы профессоров О.И.Пыжовой и Б.В.Бибикова актеров, режиссеров, педагогов.: Дис. . канд. искусствовед. - М., 1977. - 169 с.
139. Каджюлите Д.С. Социальная активность советского театра и формирование личности.: Дис. . канд. искусствовед. М., 1977. 172 с.
140. Казаринов B.C. Проблемы активизации творческой деятельности участников самодеятельного театра.: Дис. . канд. пед. наук. М., 1979. - 184 с.
141. Корчагина Э.М. Формирование личности художника.: Дис. . канд. филос. наук. М., 1967. - 181 с.
142. Кузин B.C. Идейно-эстетическое воспитание учащихся на уроках изобразительного искусства в советской школе.: Дис. . докт. пед. наук. М., 1974. - 357 с.
143. Лаврова Т.В. Пути повышения эффективности педагогического руководства самодеятельными коллективами.: Дис. . канд. пед. наук. Л., 1978. - 201 с.
144. Нащекин Б.Н. Эстетическое образование и воспитание учащихся старших классов в самодеятельном театральном коллективе.: Дис. . канд. пед. наук. М., 1972. - 245 с.
145. Нефедова Е.Г. Формирование профессиональной активности режиссеров самодеятельных театральных коллективов в вузах культуры.: Дис. . канд. пед. наук. М., 1980. - 199 с.
146. Слижикова Л.А. Некоторые проблемы повышения эффективности эстетического воспитания в коллективах массового самодеятельного драматического театра.: Дис. . кацц. пед. наук.-М., 1972. 318 с.
147. Шабалин В.Г. Театрализация как социально-педагогический метод в политико-просветительной работе.: Дис. . канд. пед. наук. Л., 1978. - 156 с.
148. Шибаева М.М. Педагогические проблемы творческой подготовки участников театральной самодеятельности в условиях студийности.: Дис. . канд. пед. наук. М., 1977. - 190 с.7. Авторефераты.
149. Алексеева Л.Я. Художественная самодеятельность как средство воспитания нового человека : Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1964. - 20 с.
150. Гореева В.М. Общественно-политическое воспитание подростков как педагогическая проблема.: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Киев, 1977. - 31 с.- 196
151. Дедок В.Р. Художественная самодеятельность как одна из форм эстетического воспитания.: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1971. - 25 с.
152. Джумасеитов Т.Н. Идейно-творческие проблемы развития современного самодеятельного театрального искусства.: Автореф. дис. канд. искусствовед. Л., 1976. - 20 с.
153. Кнебель М.О. Процесс становления режиссера. : Автореф.дис. . докт. искусствовед. М., 1966. - 20 с.
154. Подоба Л .П. Самодеятельное художественное творчество в системе формирования общественной активности трудящихся.: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Л., 1979. - 15 с.
155. Сахновский-Панкеев В.А. Актуальные проблемы теории драмы. (Конфликт, композиция, драма и театр) : Автореф. дис. . докт. искусствовед. Л., 1973. - 33 с.
156. Терентьев А.Н. 0 формах активной связи эстетического воспитания с жизнью: (На материалах театральной самодеятельности): Автореф. дис. . канд. $илос. наук. М., 1963. -16 с.
157. Харькин В.Н. Воспитательное воздействие театрального коллектива в школе на личность старшеклассника.: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1981. - 18 с.
158. Штиглер ИЛ. Самодеятельное искусство и его роль в коммунистическом воспитании.: Автореф. дис. . канд. филос. наук. М., 1965. - 17 с.8. Депонированные рукописи.
159. Соколовский Ю.Е. Развитие участников художественной самодеятельности в процессе обучения. МЕЖ М., 1980, 22 с.
160. Библиогр. 15 назв. Рукопись деп. в Информкультуре № 102; 12.11.80.
161. Соколовский Ю.Е. Художественная самодеятельность как общественно-воспитательное явление /МГИК М., 1980, 29 е., библиогр. 27 назв. Рукопись деп. в Информкультуре № 101; 12.II.80.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.