Аксиологические основания этничности человека тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат наук Харабаева, Анастасия Олимпиевна
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 161
Оглавление диссертации кандидат наук Харабаева, Анастасия Олимпиевна
Оглавление
Введение
Глава I. Этнос и этничность человека
§1. Аксиологический подход в исследовании этничности человека
§2. Этничность как специфическая система ценностных ориентации:
человека
§3. Ценностные основания этнического «Я»
Глава II. Оценочные предпочтения - основа этнических различий народов
§ 1. Субъективное и объективное в оценочных предпочтениях
§ 2. Этноэтика в культуре межэтнического общения
§ 3. Этнические ценности якутов в изменяющемся мире
Заключение
Библиография
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Этнополитическая культура современного российского региона2015 год, кандидат наук Максимова, Ольга Николаевна
Этническая и гражданская идентичность в контексте межэтнической толерантности2008 год, кандидат социологических наук Рыжова, Светлана Валентиновна
Методологический дискурс в теории этноса: социально-философский анализ2013 год, кандидат наук Хафиятуллина, Эльмира Рафаильевна
Философский анализ этничности в поле межкультурного взаимодействия: на примере истории российской цивилизации2009 год, кандидат философских наук Катеринич, Оксана Анатольевна
Этническая идентичность современных якутов2001 год, кандидат социологических наук Васильева, Майя Ивановна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Аксиологические основания этничности человека»
Введение
Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена
нынешней политической ситуацией, как в России, так и во всем мире, которая вызывает всевозрастающий интерес как зарубежных, так и отечественных исследователей к этническим проблемам. Согласно Л. Фоллерсу, автору книги «Антропология национального государства»1, самые сложные проблемы наций и национальных государств чаще всего связаны не с экономикой, политикой или обороной, а с нематериальными, неосязаемыми символами. Все преуспевающие нации обладают набором стержневых символических элементов, которые служат их гражданам своеобразными «критериями истины». Эти символы поощряют лояльность, конкретизируют чувства собственного достоинства и самоуважения, а также создают этическую основу для общественного участия в национальной обороне, политике, в функционировании социальных и экономических институтов. Всякая нация и всякое национальное государство, следовательно, должны определить для себя (осознанно или неосознанно), с помощью каких символов они хотели бы выразить свои представления о себе как таковых на индивидуальном и коллективном уровне. Иными словами, нации и государства должны ответить для себя на вопросы: «Кто мы?» и «Что конкретно скрывается за этим "мы"?», то есть определить свою национальную идентичность.
Эти вопросы принципиально важны как для возникающих государств, появившихся, к примеру, на карте мира недавно, таких как Хорватия, Сербия и т.д., так и для государств, давно «укоренившихся» в мировой геополитической структуре. Для тех и для других выработка и реализация национальной идентичности связаны с громадными проблемами. Эти сложности особенно велики в тех случаях, когда какая-либо нация включает в себя несколько этнических, религиозных или лингвистических групп.
1 Falters, L. The Anthropology of the Nation-State. Chicago, 1968.
Вопросы, касающиеся этничности и этноса, всегда являлись предельно общими, философскими вопросами, от решения которых зависит мирное сосуществование народов любой многонациональной страны. Знание и понимание этих вопросов способствовало бы устранению межнациональных конфликтов в современном мире. Отнюдь не случайно этнос, этнические и межэтнические процессы оказались в центре внимания ряда научных дисциплин и направлений, таких как социология, этнология, политология, культурная антропология и т.д. Таким образом, речь идет об междисциплинарности исследуемого феномена. Как нам кажется, аксиология может и должна внести свою лепту в решение этих вопросов.
В условиях современного мира, когда процессы глобализации делают национальные границы, экономико-финансовое взаимодействие и культурный обмен прозрачными, этничность личности как комплекс необходимых ей идентификаций для участия в общественных процессах становится определяющей. Сегодня в большей мере уже не нация как согражданство определяет идентичность человека, а этничность как социальное качество личности, способствующее ее самоидентификации и ощущению стабильности в нестабильном мире.
На современном этапе развития общества в условиях происходящих процессов урбанизации наблюдается определенная трансформация системы ценностных ориентаций, существенная ориентированность людей (независимо от их национальной принадлежности) на ценности индивидуального, личностного порядка. Все это приводит к необходимости определить влияние глобализации на этничность.
Россия исторически сложилась и существует как крупное полиэтническое государство, в состав которого входят более 160 национальностей. Не случайно этнонациональные проблемы России стали темой отдельной статьи будущего
президента Россиской Федерации В.В. Путина2 в ходе избирательной кампании 2012 г.
Как нам представляется, ценностный подход в исследовании этничности особенно востребован и актуален при объяснении сегодняшних российских реалий. Во-первых, аксиология акцентирует большее исследовательское внимание на личности, а не на группы. Во-вторых, современные социальные условия показывают, что в одном общественном пространстве сосуществует несколько этнических общностей.
В полиэтническом обществе проблема выбора личностью своей этничности особенно остра и актуальна. Например, в Республике Саха (Якутия) личность может быть воспитана в нескольких этнических культурах: якутской,
и и »_* X т
русской, эвенской, эвенкиискои и др. И те и другие этнические культуры представлены в языке, традициях, обычаях, менталитете, в типических формах поведения и т.д. Личность в данных условиях, основываясь на духовных и материальных ценностях, оставляет за собой выбор принадлежности к какому-либо этносу.
Именно этнос определял и определяет жизнь отдельного человека, способствует сохранению духовности, традиций отдельных семей и народов, очерчивает рамки идентичности и задает ориентиры социального пространства.
В результате процессов глобализации исчезают какие-либо социокультурные границы, активизируются государственные интеграционные процессы в экономической и политической сферах. Таким образом, обнаруживается необходимость в выявлении и изучении роли этничности, в которой проявляются различные социальные, экономические, духовные, исторические, политические и психологические сферы человеческой жизнедеятельности.
Степень научной разработанности проблемы. Проделанный диссертантом анализ современной философской и социологической литературы позволил
2 Путин В.В. Россия: национальный вопрос. Официальный сайт председателя Правительства РФ В.В. Путина http://premier.gov.ru/events/news/17831/ (дата обращения 26.03.2012)
выявить несколько направлений в изучении этноса и этничности. Достаточно много было сделано в этой области советскими учеными (причем их исследования не потеряли своей значимости и в настоящее время). Проблема этноса и этничности рассматривается в различных научных концепциях, которые сводятся в основном к трем подходам: примордиалистскому, инструменталистскому и конструктивистскому.
Следуя данным трем исследовательским парадигмам, проблемы этноса и этничности разрабатывали следующие специалисты: Р.Г. Абдулатипов, Ю.М. Бородай, М.Н. Губогло, Д.В. Драгунский, В.И. Козлов, М.О. Мнацаканян, А.Ю. Шадже, , H.H. Чебоксаров, С.А. Токарев, C.B. Чешко, В. И. Козлов, JI.H. Гумилев и многие другие. Этничность, национализм, природа этнических конфликтов, мультикультурное общество освещались в работах С. Е. Рыбакова, В. С. Малахова, В.А. Тишкова. Психологии межкультурной коммуникации, а также идентичности, конфликта и межэтнической напряженности посвящены работы Г.У. Солдатовой. В работах Т.Г. Стефаненко представлены теоретико-методологические и историографические аспекты предмета этнопсихологии, также анализ психологических основ этнической идентичности, ее влияние на развитие личности в этнокультурной среде. В раскрытие предмета этнопсихологии существенный вклад внесли работы Г. Лебона, М. Лацаруса, Г. Штейнталя, В. Вундта, Г.Г. Шпета, Н.М. Лебедевой. Этносоциальным исследованиям, социальной практике в мультикультурных обществах посвящены работы Л.М. Дробижевой. Этническим ценностям посвящены работы А.Ю. Шадже, Е.А. Окладниковой. По этничности и культуре якутов работали А.Г. Новиков, E.H. Романова, К.Д. Уткин, В.Д. Михайлов, А.Г. Пудов, и другие. Ценности якутов были исследованы в трудах У.А. Винокуровой в постперестроечное время.
Среди классиков западной науки значительный вклад в изучение проблем этничности, этноса, нации и национализма внесли Б. Андерсон, Э. Геллнер, К. Хюбнер. С. Хантингтон, в частности, утверждал: «Философские воззрения,
основополагающие ценности, социальные отношения, обычаи и общие взгляды на жизнь значительно отличаются в разных цивилизациях. Культуры могут изменяться, и природа их влияния на политику и экономическое развитие может различаться в разные исторические периоды. И все же очевидно, что основные различия политического и экономического развития различных
3
цивилизации имеют корни в различии культур» .
В то же самое время, как нам кажется, необходимо отметить, что Л.М. Дробижева ставит вопрос о расширении и углублении рамок исследования этноса. Для возможного полного раскрытия ее субстантивных свойств, ученый исходит не из этноса, а этничности. «Этничность - это не только этническая идентичность, этническое самосознание людей, но и реальное следование этнографическим формам поведения, особенностям в видении и восприятии мира, в жизненных ориентациях»4. Иными словами, проблема этноса может быть рассмотрена не только как изначально присущее человеку природное явление или как общественный феномен, регулирующий те или иные политические интересы. Есть еще глубинные причины разделения людей на этнические группы, ценности и ценностные ориентации. Концептуальную идею о том, что этнос имеет субстанциональные корни, разработал С.Е. Рыбаков. Он указывает, что «феномен этноса может гораздо логичнее объяснять, исходя из самой личности, а не из ее социального окружения»5. Одним из основных компонентов, составляющих «этническое» в каждом индивиде, представителе определенного этноса являются ценности, которые и влияют на определенные нормы поведения. Этнос - это то, что вытекает из этничности.
Ф. Фукуяма утверждает, что: «Именно в семье человек приобретает культуру и навыки, которые позволяют ему нормально существовать в обществе и через которые ценности и опыт этого общества передаются от
3 Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. - С. 7
4 Дробижева Л.М. Ценности и символы в контексте национального самосознания в условиях изменяющегося общества. - М., 1994. - С. 9.
5 Рыбаков С.Е. Теория этноса. - М.: ИПК Госслужбы, 2001. - С. 194.
поколения к поколению. Прочные и устойчивые семейные и общественные институты не могут быть учреждены правительственным декретом подобно, скажем, центральному банку или армии. Существующее в реальных условиях гражданское общество всегда опирается на людские привычки, навыки, традиции и нравственные устои - все то, на что политические меры способны повлиять лишь косвенно и что чаще всего требует старательного взращивания, с повышенным вниманием и уважением к культуре»6.
Аксиологический поворот в области исследования этничности дает нам возможность глубже проникнуть в природу ценностей, где мы можем выявить этнические особенности, специфику. Ценности - это одна из фундаментальных категорий философии. Ценности непосредственно связаны с духовной жизнью каждого отдельно взятого человека, что позволяет нам говорить, что этничность относится к высшей духовной сфере человека.
Аксиологическая характеристика этничности заслуживает нашего особого внимания, так как в философии ценностные проблемы этничности рассматривались не столь часто. Между тем, как нам представляется, ценности должны стать фундаментальной категорией в исследовании этносов.
Проблема роли этничности в обществе является темой ряда
7
диссертационных работ .
Объектом исследования является этничность как социально-исторический феномен, предметом - ценностный подход в изучении этничности.
Целью диссертационного исследования является раскрытие сути этничности как особой системы ценностей.
Задачи диссертационного исследования:
1. Обоснование роли ценностей в формировании этноса и раскрытие аксиологической сущности этничности.
6 Фукуяма, Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию: Пер. с. англ. / Ф. Фукуяма. - М.: ООО «Издательство ACT»: ЗАО НПП «Ермак», 2004. - С. 16.
7 Ерохина, Е.А. Этническое самосознание в межэтнических взаимодействиях. Автореф.дис. ... канд. филос.н. Спец. 09.00.11. - Новосибирск, 1999; Гожева, O.K. Формирование этнического сознания в условиях социальной модеранизации: философский анализ. Автореф. дис. ... канд. филос.н. Спец. 09.00.11. - Пятигорск, 2009; Ушакова, В.В. Феномен этничности в процессе глобализации. Автореф.дис. ... канд. филос.н. Спец. 09.00.11. -Москва, 2010.
2. Определение понятия и структуры, специфики формирования и функционирования аксиологии этничности.
3. Экспликация ценностного смысла этнического «я».
4. Раскрытие природы этнической самобытности народов, основываясь на их ценностных предпочтениях.
5. Анализ взаимосвязи этничности и духовности в формировании этноэтики личности и ее роль в нравственном оздоровлении общества.
6. Выявление динамики этнических ценностей якутов в изменяющемся
мире.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- разрабатывается новый аксиологический подход к пониманию этничности, что позволяет по-другому смотреть на природу этничности,
- уточняется содержание ряда категорий:
- «аксиологический подход в исследовании этничности»;
- два уровня «этнических ценностей»: «этнические ценности», присущие каждой отдельной личности, а также «общие (коллективные) этнические ценности»;
- «этноэтика», представляющая ценностную систему этнической морали, нравственности;
- без понимания понятия «этнические ценности» нельзя установить всю нравственную и моральную составляющую этничности;
- понятие «полиэтническая личность».
Теоретико-методологическую основу исследования составили философские методы (в частности, сравнительный и диалектический), общенаучные принципы объективности, а также системный анализ, историзм, структурно-функциональный подход. В ходе работы использовались общенаучные методы индукции, дедукции, анализа и синтеза.
Анализ этнических ценностей и ориентаций в диссертационной работе осуществлялся на основе теоретических концепций и научных трудов
крупнейших отечественных и зарубежных ученых по исследуемым проблемам. Наряду с монографическими исследованиями также были использованы труды классиков философской и социологической мысли, отечественных и зарубежных этнологов, антропологов, политологов, культурологов, психологов и т.д.
Практическая значимость исследования. Практическая значимость исследования заключается в разработке сущности и понятийного аппарата ценностного подхода в исследовании этничности человека. Она позволяет понять этническую специфику различных народов и разработать оптимальную национальную политику в современном полиэтническом мире. Материалы исследования могут быть использованы на лекциях и практических занятиях по социальной философии, этнологии, аксиологии и т.д.
Апробация результатов исследования. По теме диссертации опубликовано 4 печатных работы. Основные положения нашли отражение в ходе ряда выступлений на следующих научных мероприятиях:
1. Научно-практическая конференция «Аспирантские чтения - 2008». Якутский государственный университет им. М.К. Аммосова. 29 марта 2008 г., г. Якутск.
2. XVI Симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации «Психолингвистика в XXI веке: результаты проблемы, перспективы», Москва, 15-17 июня 2009 г.
3. Международная научная конференция, посвященная 100-летию А.Е. Мординова «Этнополитические процессы в современном мире», 18-19 марта 2010 г.
4. Международная научная конференция «Жизнь языка в культуре и социуме-2», Москва, 27-28 мая 2011 г.
5. Участие в работе летней школы Фулбрайт совместно с филологическим и философским факультетами Московского государственного
университета им. М.В. Ломоносова по гуманитарным дисциплинам «Созидание сообществ посредством слова и образа», 1-8 июня, 2011 г.
6. Участие в работе летней международной междисциплинарной школы «Этнос в культурном пространстве: междисциплинарный подход», Якутск, 9-20 июня, 1-9 сенятбря 2011 г.
7. В 2011 г. работа диссертанта «Аксиологические основания этничности человека» стала победителем конкурса стипендий Президента Республики Саха (Якутия).
Глава I. Этнос и этничность человека §1.1 Аксиологический подход в исследовании этничности человека
В условиях глубоких политических, экономических и социальных преобразований, которые происходят в Российской федерации, этнический фактор приобретает бесспорную актуальность. Появляются все новые и новые интерпретации сущностных проблем этничности.
Этнический вопрос был всегда актуален, но в сегодняшней ситуации изменяющегося мира данная проблема стоит очень остро во всем мира, а особенно в России. Россия по своему политическому устройству является федерацией. Это означает своеобразный общественный договор на основе правового равенства граждан, образующих федерацию разных субъектов, исходя из геополитических, экономических, демографических и этнонациональных особенностей8. По этой причине дебаты вокруг национального и этнического вопросов в многонациональной России никогда не утихают, а в переломные моменты, такие как сейчас, будут только актуализироваться. Сегодняшний мир непредсказуем - происходят кардинальные экономические, социальные и экологические изменения. Как подчеркивает Е.В. Дымина, стремительные изменения ведут к глубокой неуверенности, рождающей мощную потребность в предсказуемости9. То есть, можно сказать, что ценности выступают в обществе в роли своеобразной психологической защиты, обеспечивающей определенный уровень предсказуемости и контроля над ситуацией. Это объясняет актуализацию темы этноса, этничности, а также проблем связанных с ценностями в мыслящих кругах современности.
В социальной мысли о сущности этноса и этничности сложилось несколько различных взглядов. Когда мы говорим об этносе и нации, нельзя обходить стороной такие явления, как этничность и национализм. Эти явления,
8 Абдулатипов Р.Г. Федералогия. - СПб.: Питер, 2004. - . С. 32.
9 Дымина Е.В. Мир ценностей и проблема осмысления действительности // Ценности и смыслы. 2009, №2. - С. 28.
бесспорно, тесно переплетены между собой. Однако терминология тут достаточно запутана наслоением различных подходов, научных традиций. «Этнос», «племя-род», «народность», «народ», «нация» и целый ряд других понятий интерпретируются совершенно по-разному.
Понятие «этнос» в России возникает в XIX в. В переводе с греческого это слово означает «народ», «родное». С начала XIX в. в русский язык внедряется и термин «нация». Оставались еще долго термины «народность» и даже «племя». Исследователи справедливо подчеркивают тесную взаимосвязь этих понятий. Однако часто под нацией понимают этнос, а под этносом нацию. Так, существенная разница между феноменами нации и этноса стирается. Взгляды на этнические проблемы принято делить на две основных категории - это примордиализм и конструктивизм.
К теоретикам примордиалистского подхода в отечественной науке традиционно относят Ю.В. Бромлея и его последователей, также примордиалистской считают теорию пассионарности Л.Гумилева10. К конструктивистам относят В.А. Тишкова и его западных предшественников Б. Андерсона, Э. Хобсбаума, Э. Геллнера. Исследования этноса и нации не сводятся к общему знаменателю. Этнос и нация являются терминами, означающими разные феномены. Кажется несомненным то, что научные изыскания в данной области можно поделить на исследования феномена «этнос», как явления, изначально присущего человеческому обществу, и «нации», как одного из этапов исторического развития не только «этноса», но и всего общества.
В западной научной мысли «нация» выступает как воображаемое общество, как инструмент в руках некой политической или интеллектуальной элиты. Действительно, можно сказать, что нация - это идея, идеология. Большинство западных ученых под нацией имеют в виду конструирование государства. Их стремление не использовать понятие «этнос» понятно. Для
10 Зарипов А.Я. Этнос как субъект социально-политического и культурного развития : Современный аспект : Дис.... д-ра филос. наук : 09.00.11 : Уфа, 2004. 371 с.
конструктивистов важно не упоминать «этнос», который имеет также территориальные характеристики, во избежание сепаратистских волнений этнических групп внутри своих стран. Таким образом, очевидно, что для Запада удобнее и безопаснее развивать идею нации, которая всегда основывалась на идеологии об едином государстве, нежели говорить об этносе. К примеру, во французской научной мысли исследователи озабочены не тем, что собой представляет этничность, а тем, существует ли вообще «ethnie» (этническая группа) - причем доминирующий ответ на этот вопрос - отрицательный11.
В XX веке в научный оборот вошли «этнос», «этничность», «этнополитика» и другие категории этнонациональной проблематики. Этносы являются не простым компонентом социальной структуры, а её исторически конкретным целостным выражением. Деятельность этносов представляет собой синтез. Сегодня, когда уровень демографической мобильности возрастает и в одном городе, селе, деревне могут проживать несколько, а то и множество представителей различных народов, необходимо новое осмысление понятия этноса. Ни один этнос не является вечным, неизменным, точно так же представления об этносе меняются, на смену одной исследовательской модели приходят новые, которые больше подходят современному историческому развитию человечества.
Если «нация» и «национализм» считаются феноменами, сравнительно недавно возникшими (например, в электронном словаре Britannica 2009 указывается, что «nationalism» возник вместе с первой английской и французской революциями), то «этнос» считается «примордиальным» (т.е. изначально присущим) обществу явлением. В отечественной мысли «этнос» -это исторически возникшая общность людей, которая обладает общностью территории, языка, культуры, религии и другими общими признаками. Данный подход исходит из того, что этнос - явление социальное, ибо не существует вне собственных социальных институтов различных уровней - от семьи до
11 Филиппова Е.И. Понятие ethnie во французской научной традиции // Этнографическое обозрение. №3, 2007, с. 52-73, С. 71.
общества. Следовательно, этнос подчинен закономерностям развития общества и потому не имеет собственных закономерностей развития. Рассмотрение этноса как социального явления доминирует в отечественной этнографической науке советского периода. Работы Ю.В. Бромлея, несомненно, уникальны одним только тем, что он впервые выдвинул теорию этноса. Исследования советских специалистов внесли много нового в развитие этнографических учений, результаты которых, конечно же, широко использовались на практике. Также невозможно не оценить новизну, которой добились другие ученые данного периода. H.H. Чебоксаров, например, выдвинул «информационную» теорию этноса, которая предлагает основой формирования этноса считать информационные потоки, программирующие основные параметры существования этнической общности12. Правда, Ю.В. Бромлей слово «этнос» употреблял как в узком смысле, так и в широком (как синоним нации). И вот это «широкое» истолкование этноса и привело к некоторой путанице и отождествлению этноса и нации. Именно поэтому кажется уместным разобрать проблему дефиниции феномена нации, чтобы в последующем иметь более или менее четкое представление того, что есть этнос и этничность.
Исследования «нации» современными российскими специалистами показывают, что данное явление имеет глубокие этнические корни и основания, так как является одной из ступеней развития деления людей на
1 Ч
этнические группы . Более того, «нация» нередко рассматривается в этимологической и содержательной связи с понятием «национализм». Национализм выступает как комплекс идеологических представлений и политической практики, в котором центральное место занимают интересы нации14. Схожие идеи высказывались еще в XVII веке. Переломное сущностное осмысление нации впервые было дано Э. Ренаном в его докладе «Что такое нация?», прочитанном в Сорбонне 11-го марта 1882 года. В нем
12 Чебоксаров H.H., Чебоксарова H.A. Народы. Расы. Культуры. М., 1984. С. 85.
13 Сидорина Т.Ю., Полянников Т.Л. Национализм. Теории и политическая история. М., 2006. - С. 35.
14 Мнацаканян М.О. Национализм и глобализм. Национальная жизнь в современном мире. - M.: Анкил, 2008. С.
французский автор указывал на политические, государственные основания данного явления. Нацию Э.Ренан понимал как продукт политических баталий и не одобрял того, что данное явление рассматривалось как этнографический феномен. Он говорит: «этнографические соображения не имели никакого значения в организации современных наций»15. Таким образом, в современной отечественной науке более продуктивным представляется отношение к понятию «нация» как к реальной социальной общности людей, связанных между собой одним гражданством, а к национализму как к идеологическому представлению с политической направленностью. В этом свете конструктивистские видения национальных сообществ Б.Андерсона, Э. Геллнера являются весьма уместными. Такого мнения придерживается и A.M. Монаков16.
Урбанизация и технический прогресс не могли не повлиять на взаимодействие архаического и нового, традиционалистского и современного в сознании человека. Этнические общности людей также претерпевают большие изменения. В современных условиях возникает вопрос о жизнеспособности этноса.
В конце 90-х отечественными учеными утверждалось, что «этнос - это особая, естественно-социальная, относительно устойчивая система, представляющая собой в обществе группу людей, связанных такими социально-психологическими и социо-культурными признаками, как общность представлений об единой территории происхождения и исторической судьбе, общность языка, особенности, преемственность, и традиция в бытовой культуре; особенности психического склада, самосознание группового
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Этнокультурная идентичность русских в современной России2009 год, кандидат философских наук Савченко, Виктория Владимировна
Этническая идентичность: роль хозяйственно-экономических и культурно-языковых факторов2007 год, доктор социологических наук Хилханов, Доржи Львович
Этническая идентичность в контексте развития национально-культурных объединений2003 год, кандидат социологических наук Даен, Дина Витальевна
Роль этнических стереотипов в поиске русскими новой этнической идентичности в условиях постсоветской трансформации1999 год, кандидат социологических наук Денисенко, Маргарита Владимировна
Культурная альтернатива политизации этничности2007 год, кандидат философских наук Халилова, Нюрджан Биляловна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Харабаева, Анастасия Олимпиевна, 2012 год
Библиография
1. Абашин, С. Национализмы в Средней Азии : в поисках идентичности / Сергей Абашин. - СПБ.: Алетейя, 2007. - 304с.
2. Абдулатипов, Р.Г. Природа и парадоксы национального «Я». - М.: «Мысль», 1991. - 170 с.
3. Абдулатипов, Р.Г. Федералогия. - СПб.: Питер, 2004. - 320 е.: ил. - . С. 32.
4. Абдулатипов, Р.Г. Природа и парадоксы национального «Я». - М.: Мысль., 1991.-211 с.
5. Аванесова, Г.А. Морфология культуры. Структура и динамика. М.: Наука, 1994.-415 с.
6. Авдеев, В.Б., Севастьянов, А.Н. Раса и этнос. - М.: Книжный мир, 2008. -160 с.
7. Аксиология. Научное издание / A.A. Ивин. - М.: Высш. шк., 2006. - 390 с.
8. Алдошина, М.И. Формирование этноэстетической культуры: методология, модель, методика: Монография. - М., Издательство МГОУ, 2008. - 263 с.
9. Алишев, Б.С. Психологическая теория ценности : системно-функциональный подход : диссертация ... доктора психол. Наук: 19.00.01. Казань, 2002. - 267 с.
Ю.Андерсон, Б. Интервью.
http://www.culcom.uio.no/english/news/2005/anderson.html (дата обращения 09.10.2009).
11. Анисимова, О.Г. Особенности русской духовности в XX веке: социально-философский анализ. Спец. 09.00.11 - соц.филос. Диссер. На
12.Аннан, К. Сохранились ли у нас всеобщие ценности? // Международная жизнь, №2, 2004, С. 70-77.
1 З.Антонов, Г.В. Ценностные ориентации молодежи и демографическая ситуация в России на рубеже XX - XXI веков (опыт регионального
исследования): Препринт. - Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2005. - 122 с.
Н.Арефьев, М.А. Человек и мир его духовных потребностей: моногр. / М.А. Арефьев, А.Г. Давыденкова, Н.В. Поздеева. - СПб.: ЛГУ им. A.C. Пушкина, 2007. - 236 с.
15. Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. - М.: Наука, 198 с.
16.Арутюнов С.А. Этнологический словарь / С.А. Арутюнов. М., 2002. Вып. 1. Этнос. Нация. Общество.
17.Арутюнян, Ю.В. Этносоциология перед вызовами времени / Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева // Социологические исследования.- 2008.- № 1.-С. 85 -95.
18.Балибар, Э, Валлерстайн, И. Раса, Нация, Класс: Двусмысленные идентичности. - М., 2004. - 285 с.
19.Балицкая, Н.В. мультикультурное образование в многофункциональных странах (опыт США, Канады, Австралии). Монография. - М.: Издательство «Прометей» МПГУ, 2008. - 336 с.
20.Баньковская, С.П. Миграция, свобода и гражданство: парадоксы маргинализации // Полис. Политические исследования, №4, 2006, С. 120126.
21.Барбашин, М.Ю. Современные социологические подходы в изучении этничности // Социогуманитарное знание.- 2005.- № 4.- С. 167 - 180.
22.Бгажников, Б.Х. Основания гуманистической этносоциологии // ЭО, № 6, 2000, С. 15-29.
23.Богомолова, Г.В. Наука как социокультурная ценность // Философия ценностей: Материалы Российской конференции [г. Курган, 15-16 апреля 2004г.] - Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2004. - Вып. 2. - 295 с.
24.Бондырева, C.K. Духовность (психология, социология, семантика) / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. -144 с.
25.Бочегова, H.H. Этнос. Культура. Язык: Монография. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2005, - 160с.
26.Бравина, Р.И. Концепция жизни и смерти в культуре этноса (На материале традиций саха) / Р.И. Бравина. - Новосибирск: Наука, 2005. -307 с.
27. Брагина, Д.Г. Этнические и этнокультурные процессы в Республике Саха: дис. ... док-р истор. наук: 07.00.07 / Брагина Дарья Григорьевна. -Новосибирск, 2003. - 333 с.
28.Бромлей Ю. Выступление на "круглом столе" Национальные процессы в СССР: итоги, тенденции, проблемы.//История СССР. М.,1987. N 6. - С.55.
29.Бромлей Ю.В.Очерки теории этноса / Послесл. Н.Я. Бромлей. Изд. 2-е, доп. - М.: Издательство ЛКИ, 2008. - 440 с.
30.Брычков A.C. Общечеловеческие ценности и индивидуализм: современный взгляд на проблему // Ценности и ценностные ориентации: проблемы философского и научного познания: Сборник научных статей -Смоленск: Универсум, 2004. - 68с.
31.Васильев, Г.Е. Онтология власти. Экзистенциальные и социальные аспекты. Автореф. на соискание степени доктора филос. наук. М., 2008.
32.Вегас, Х.М. Ценности и воспитание. Критика нравственного релятивизма.
- СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та; Изд-во Рус. христ. гуманит. акад., 2007.
- 225 с.
33. Винер, Б.Е.. Этничность: в поисках парадигмы изучения // Этническое обозрение, 1998 г. № 4, с.3-26.
34.Винокурова, У.А. Культ стерха в культуре народа саха: The cult of the white Crane (Sterkh) in Sakha Culture/ У.А. Винокурова, A.A. Артамонов; [пер. на англ.яз. Д.Кнокс-Война]. - Якутск: Бичик, 2009. - 128 с.
35.Винокурова, У.А. Формирование и изменения ценностных структур сознания народов Якутии [Текст] : автореф. дис. ... д-ра социол. наук : 22.00.04 / У.А. Винокурова; Рос. АН, Ин-т социологии. - М, 1995.
36.Винокурова, У.А. Ценностные ориентации якутов в условиях урбанизации [Текст] / У.А. Винокурова; Рос. АН, Сиб. отд-ние, Якут, ин-т яз., лит. и истории ; Отв. ред. Е. С. Кузьмин. - Новосибирск : ВО "Наука", 1992.
37.Вишневский А.Г. Модернизация и контрмодернизация: чья возьмет? // Куда пришла Россия?.. Итоги социетальной трансформации / Под обш. ред. Т.И. Заславской. - М. - С. 286-296.
38.Волынкин, В.И. Личность и ее саморазвитие: к истокам человека и личности [Текст]: учеб. пособие / В.И. Волынкин. - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2008. -153, [3] с.
39.Воробец, Л.В. Аксиология массовой культуры: учеб. пособие / Л.В. Воробец, И.И. Докучаев. - Комсомольск-на-Амуре: ГОУ ВПО «КНАГТУ», 2008. - 116 с.
40. Воробьева, И.А. Социокультурные условия развития коренных малочисленных народов Таймыра: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05 / Воробьева Ирина Алексеевна. - М., 2006. -230 с.
41.Габдрахманова, Г.Ф. Этничность и миграция: становление исследовательских подходов в отечественной этносоциологии // Социологические исследования.- 2007.- № 1.- С. 116 -122.
42.Гегель, Г. Феноменология духа. Философия истории / Георг Вильгельм Фридрих Гегель. - М.: Эксмо, 2007. - 880 с. - (Антология мысли).
43.Геллнер, Э. Пришествие национализма. Мифы нации и класса // Нации и национализм (сборник CEU). М., 2002.
44.Геллнер. Э.Условия свободы: Гражданское общество и его исторические соперники М., 2004
45.Глобализация и мультикультурализм / Отв. ред. Н.С. Кирабаев. Монография. - М.: Изд-во РУДН, 2005. - 332с.
46.Гобозов, И.А., Гринин, JI.E. Семенов, Ю.И. Философия истории: Проблемы и перспективы. - М.: КомКнига, 2007. - 272с.
47.Гожев К.М„ Гожева O.K. Этническое сознание и модернизационная парадигма. - СПб. - Карачаевск, 2009. - 188. С. 116.
48.Гожева, O.K. Образование и этнос в культурном диалоге и диалоге культур. - СПб.: Астерион, 2008. - 158с.
49.Гожева, O.K. Формирование этнического сознания в условиях социальной модеранизации: философский анализ. Автореф.канд.филос.н., Пятигорск, 2009.
50.Головных, Г.Я. Специфика философского и научного познания ценностей // Ценности и ценностные ориентации: проблемы философского и научного познания: Сборник научных статей - Смоленск: Универсум, 2004. - 68с.
51.Гошокин, И.А. Нация, этнос, государство и гражданское общество в условиях модернизации (социально-философский анализ). - Нальчик: Полиграфсервис и Т, 2006. - 372 с.
52.Григорьева, H.A. Ценностные ориентации личности: теоретические основания и практика формирования: Учеб. пособие к спецкурсу. -Волгоград: Перемена, 2003. - 118 с.
53.Гумбольдт, В. фон. Избранные труды по языкознанию: Пер. с нем. / Общ. ред. Г.В. Рамишвли; Послесл. A.B. Гулыги и В.А. Звегинцева. - М.: ОАО ИГ «Прогресс», 2000. - 400с.
54.Гуревич П.С. Преображение ценностей как чрезвычайная ситуация. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. - 120 с. - С. 39;
55.Гусейнов A.A. О статусе этики в современном обществе.//Философские науки. 1996. №1-4. -С. 177.
56.Данилевский, Н.Я. Европа и Россия / Сост., послесловие и комментарии С.А. Вайгачева. - М.: Книга, 1991. - 574 с. (Историко-литературный архив).
5 7. Декларация о расе и расовых предрассудках. www.un. org/ru/documents/decl_conv/declarations/racism. shtml
58.Джунусов, M.C. О мере своеобразия национальных культур. www.isras.m/fíles/File/Socis/2002-05/Dzhunusov.pdf (дата обращения 25.02.2012)
59. Докучаев И.И. Ценность и экзистенция. Основоположения исторической аксиологии культуры / И.И. Докучаев. СПб.: Наука, 2009. - 595 с. - (Сер. «Слово о сущем»).
60.Дробижева JIM. Ценности и символы в контексте национального самосознания в условиях изменяющегося общества. - М., 1994.
61.Дымина Е.В. Мир ценностей и проблема осмысления действительности // Ценности и смыслы. 2009, №2. - С. 28.
62. Евразийский мир: ценности, константы, самоорганизация / Под ред. Ю.В.Попкова. — Новосибирск: Нонпарель, 2010 - 449 с.
63.Егоркин В.Г. Философия инноваций // Общество. Среда. Развитие. («TERRA HUMANA»). №1. - 2006.
64.Елфимов, А.Л. Клиффорд Гирц (1926-2006) // ЭО, №2, 2007, С. 184-191.
65.Еремеев, А.Ф. Первобытная культура: происхождение, особенности, структура: Курс лекций: В 2 ч. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1996. -4.1.-160 с.
66.Еремеев, А.Ф. Первобытная культура: происхождение, особенности, структура: Курс лекций: В 2 ч. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1997. -Ч. 2. - 220 с.
67. Ерохина, Е.А. Этническое самосознание в межэтнических взаимодействиях. Автореф.на соиск. канд. филос.н. Новосибирск, 1999;
68.Жибайтис Р. Нравственная культура: общение и личность.//Нравственность и общение. Каунас, 1989. - С. 162.
69.Журавлева, H.A. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. 335 с.
70.3арецкий, Ю. История, память, национальная идентичность // Неприкосновенный запас, №3, 2008, С. 39-48.
71.3аринов, И.Ю. СОЦИУМ - ЭТНОС - ЭТНИЧНОСТЬ - НАЦИЯ -НАЦИОНАЛИЗМ // Этногарфическое обозрение, №1, 2002, С. 3-30.
72.Ибрагимов, Х.А. Общечеловеческое и этническое (национальное) в структуре ценностей (на примере Дагестана). Махачкала: АЛЕФ, 2008. -244 с.
73.Ивин, A.A. Аксиология. Научное издание / A.A. Ивин. - М.: Высш.шк., 2006. - 390 с.
74.Идентификация идентичности: Этносоциологические очерки / М.Н. Губогло; Ин-т этнологии и антропологии им. H.H. Миклухо-Маклая. - М.: Наука, 2003.-764 с.-С. 12.
75.Ильченко, Л.П. Формирование толерантной личности на основе изучения художественной культуры родного края : проблемы формирования толерантного сознания личности школьника средствами региональной культуры. Монография. - М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2003.-283 с.
76.Инглегарт Р. Модернизация и постмодернизация // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под ред. В.Л. Иноземцева. — М., 1999. —С. 261-291.
77.Интымакова, Л.Г., Чередникова Н.П. Мировоззрение в духовной жизни общества: сущность, структура, способы организации: учеб. пособие /
под ред. O.A. Музыка. - Таганрог: Изд. Центр Таганрог, гос. пед. ин-та, 2009. - 192с.
78.Каган, М.С. Философская теория ценности. - Санкт-Петербург, ТОО ТК «Петрополис», - с. 205.
79.Кагиян, С. Р. Нации, этносы и национализм: социально-философский анализ этно-национального дискурса. Изд. 2-е, испр. - Саратов: «Сателит», 2004. - 320.
80.Казанов, Х.М. Ценностные ориентации в современном российском обществе. - Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 2004. - 80 с.
81.Калиева, А.Т. Этнические ценности как объект социально-гуманитарного познания // Вестник ОГУ №7 (101) / июль, 2009. С. 167-171.
82.Калтахчян, С.Т. Марксистко-ленинская теория нации и современность. -М.: Политиздат, 1983. - 367 с.
83.Камю, А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство: Пер. с. Фр. - М.: Политиздат, 1990. - 415 с. - (Мыслители XX века).
84.Кант, И. Сочинения в шести томах. Т.2. Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного. http://krotov.info/lib sec/11 k/kant/t 2 125.html (дата обращения 19.10.2011).
85.Кара-Мурза, С. Г. Демонтаж народа / Сергей Кара-Мурза. - М.: Алгоритм, 2007 - 704 с.
86. Кардинская, СВ. Этничность в идеологических конструктах удмуртских СМИ / СВ. Кардинская // СОЦИС - 2006. - №5. - С. 100-105.
87.Касьянов, Е.И. Нравственные основы толерантности: монография / Е.И. Касьянова. - Иркутск : Изд-во ИрГУПС, 2006. - 180 с.
88.Катунина, Н.С. Проблемы духовности человека: Монография. -Владимир: ВГПУ, 2003. - 109 с.
89.Келле, В.Ж. Цивилизационные императивы инновационной политики: Россия и мировой опыт // Философия, наука, цивилизация. — М., 1999. — С. 320.
90.Клакхон К. Историческая этнология / К. Клакхон. М. 1997. С. 80-85
91.Кожевников, С.Б. Аксиология повседневности: Монография. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2003. - 146 с.
92.Кожемякин, Е.А. Концептуально-методологические обоснование дискурсной формы бытия кульутры. Автореф. соиск. степени доктора филос. наук. Белгород, 2009.
93.Козлов, В.И. Этнос. Нация. Национализм. Сущность и проблематика. -М.: Старый сад, 1999. - 344 с.
94.Кокшаров, Н.В. Культура и этничность. СПб., 1998. - 198 с.
95.Кокшаров, Н.В. Культура. Национализм. СПб.: «Нестор», 2007. - 128 с.
96. Колодезников, С.К. Категории традиционной культуры якутов: пространство, время, движение / Сб.: Духовная культура в жизни этноса. -Якутск, 1991.-С.7.
97.Коломиец, Г.Г. Ценность музыки: философский аспект. Изд. 2-е. - М.: Издательство ЛКИ, 2007. - 536 с.
98.Кольев, А.Н. Нация и государство. Теория консервативной реконструкции. - М.: Логос, 2005. - 800 с.
99.Конфликтная этничность и этнические конфликты. Институт этнографии и антропологии им. H.H. Миклухо-Маклая РАН. Сборник. Ред. колл.: д.и.н. Дробижева Л.М. (отв. ред.), д.и.н. Кашуба М.С., к.и.н. Галкина Е.М.
100. Костюк. В.Г. Новосибирская школа этносоциологии // Социологические исследования.- 2009.- № 3.- С. 89 - 93.
101. Кравченко, И.И. Политические и другие социальные ценности // Вопросы философии, №2, 2005, С. 2-16.
102. Криворотова, Т.А. Основные проблемы межкультурного диалога в контексте новой образовательной парадигмы // Философия образования, №1,2007, С. 169-175.
103. Крупник, Е.П. Национальное самосознание. Введение в проблему: монография. -М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. -144с.
104. Крупник, И.И. Арктическая этноэкология: Модели традиционного природопользования морских охотников и оленеводов Северной Евразии. М.: Наука, 1989. 270 с.
105. Ксенофонтов, Г.В. Эллейада: Материалы по мифологии и легендарной истории якутов. М., 1977; Переиздано: Якутск, 2005. -
106. Кузнецова Г.В., Максимов JI.B. Природа моральных абсолютов. М., 1996.-С.108-110.
107. Кулаковский А.Е. Письмо якутской интеллигенции http://znanie 14.ru/projects/133 (дата обращения 01.01.2012).
108. Культурологический словарь // http://sbiblio.com/biblio/content.aspx?dictid^5&wordid=73053
109. Кун, Т. Структура научных революций: Пер с англ. / Т. Кун; Сост. В.Ю. Кузнецов. -М.: ООО «Издательство ACT», 2003. - 605 с.
ПО.Куриков, В.М. Стратегия сохранения и социально-экономического развития КМНС: дис.... док-р эконом, наук: 08.00.05 / Куриков Владимир Михайлович. - СПб., 1999. - 328 с.
Ш.Лаурен А.-Л. У них что-то с головой, у этих русских / перевод со шведского. - М.: «ИД «Флюид», «Флюид-Урал», 2011. - 192 с.
112. Лебедева, H.H., Ломовцева, O.A. Национальные отношения. Социальный капитал и модернизация этноэкономики Юга России.
113. Левченко, И.Е. Феномен социальной смерти // Социологические исследования, №6, 2001, С. 22-31.
114. Лоренц, К. Восемь смертных грехов цивилизационного человечества igrunov.ru/vin/vchk-vin-dicipl/ecology/books/vchk-vin-dicipl-ecol-Lorenz.html (дата обращения 20.06.2011)
115.Лотман Ю.М. «Договор» и «вручение себя» как архаические модели культуры // Ученые записки Тартуского государственного университета. Вып. 513. Тарту, 1981. С. 30.
116. Луговая, A.B. Ценности и культура жизни личности. Монография / A.B. Луговая - Липецк: ЛГТУ, 2004. - 140 с.
117. Лурье, СВ. Историческая этнология: учебное пособие для вузов.- М.: Академический проект, 2004.- 624 с.
118. Макаров, Д.С. Народная мудрость: знания и представления. - Якутск. 1983.
119. Максимов, П.С. Вилюй: знак беды?! Социально-экологические проблемы в бассейне реки Вилюй [Текст] / Максимов Петр Семенович. - Якутск : Кн.изд-во, 1992. - 32 с.
120. Максимов, П.С. Выдающийся вклад профессора А.Е. Мординова в социально-культурное развитие народов // Мординов А.Е. Избранные труды в двух томах. Том 1. Якутск: Бичик, 2009. С. 388-412.
121. Максимов, П.С. Идея нации // Полярная звезда. 2003. № 6. С. 35-39.
122. Максимов, П.С. Материализм и идеализм в понимании этносов // Социологические, этнологические и лингвистические проблемы современности: Тезисы докладов международной научной конференции. Рыбинск РГАТА, 2002. С. 126-128.
123. Максимов, П.С. Модификация идеи нации в Италии // Социокультурные институты образования: традиции Максимов, П.С.и инновации. Сборник научных трудов. Якутск: изд-во СВФУ, 2010. с. 103107.
124. Максимов, П.С. Национальные процессы в Якутии в современных условиях // Диалог. №13-14. Якутск, 1990. С. 18-25.
125. Максимов, П.С. Понятия «народ», «нация» в XV-XVII вв. // Актульаные проблемы социально-гуманитарного познания. Якутск, 2004. С. 28-31.
126. Максимов, П.С. Ценностные ориентации личности и управление персоналом // Актульаные проблемы управления персоналом ГУП «Якутуоль» и пути их решения. Матер. Конференции. Якутск, ЯГУ, 2001.
127. Максимов, П.С. Эвенки юга Якутии: история и современность [Text] : утв.Советом ун-та / Максимов П.С., Леханов Б.И., Н.А.Румянцев; Науч. ред. А.В.Самохин; Якутский гос. ун-т им. М.К. Аммосова. Техн. ин-т (филиал); Рос. философ, о-во Нерюнгр. отд-ние. - Якутск : Изд-во ЯГУ, 2001. - 120 с.
128. Максимов, П.С. Экология и межнациональные отношения // Северное сияние. Якутск, 1999. С. 44.
129. Максимов, П.С. этнонациональное развитие молодежи Якутии // социальное и этническое развитие народов Северо-Востока Российской Федерации. Сб.науч.трудов. Якутск, ЯНЦ СО РАН, 1992. С. 38-44.
130. Малахов, B.C. Символическое производство этничности и конфликт.-Режим доступа: http://iph.ras.ru/page52332382.htm (дата обращения 09.11.2011)
131. Малахов, В. Нации не выбирают // Дружба народов, №12, 1999, С. 177-187.
132. Малахов, В. Символическое производство этничности и конфликт. // Сборник "Язык и этнический конфликт", под ред. М.Б.Олкотт и И.Семенова. Московский Центр Карнеги. М: Гендальф,2001.- 150 с.
133. Малиновский, Б. Научная теория кульутры / Бронислав Малиновский; Пер. с англ. И.В. Утехина; сост. и вступ. ст. А.К. Байбурина. 2-е изд., испр. - М.: ОГИ, 2005. - 184 с. - (Нация и культура: Научное наследие: Антропология).
134. Малькова, В.К. Современные этнические СМИ как инструмент консолидации этнических сообществ// ЭО, №1, С. 139-153.
135. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - М.: Наука 1982. - С. 108-118;
136. Матвеев, П.Е. Моральные ценности / Владим. гос. ун-т. Монография. - Владимир, 2004. - 190с.
137. Махаров, Е.М. Философия человека: История и онтология современных проблем. - Москва: Мысль, 2011. - 328 с.
138. Микешина, Л.А. Эпистемология ценностей // Вопросы философии, №7, 2008, С. 179-182.
139. Микешина, Л.А. Эпистемология ценностей. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. - 439 с. (серия «НитапкаБ»).
140. Михайлов В.Д. Философия согласия. М.: Гуманитарий, 1995. - 224 с. -С.128
141. Мнацаканян М.О. (Дробижева Л.М. Социально-психологическая обусловленность культурных контактов // Доклад на IX Международном конгрессе антропологических и этнографических наук. - Чикаго, 1973. С.11.
142. Мнацаканян, М.О. Интегрализм, феноменология и национальный интерсубъективный мир повседневности // Социологические исследования, № 3, 2000, С. 84-90.
143. Мнацаканян, М.О. Культуры. Этносы. Нации. Размышления об истоках и природе национально общности.- М.: Изд-во МГИМО-Университет, 2005.- 325 с.
144. Мнацаканян, М.О. Модерн и постмодерн в современной социологии // Социологические исследования, №12, 2008, С. 46-53.
145. Мнацаканян, М.О. Национализм и глобализм. Национальная жизнь в современном мире. - М.: Анкил, 2008. - 408 с.
146. Монаков, A.M. Условия предпосылки эскалации национализма в глобализирующемся обществе : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Монаков Андрей Михайлович; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Филос. фак.] М.: 2008
147. Мординов, А.Е. Избранные труды : в 2 томах. / А.Е. Мординов ; [сост.: Е.М. Махаров и др. ; отв. ред. д.филос.н., проф., акад. АН РС(Я) Е.М. Махаров] ; ГОУ ВПО «Якут. Гос. ун-т им.М. К. Аммосова», Каф. ифлософии. - Якутск : Бичик, 2009 - Т.1. - 2009. - 416с.
148. Мотрошилова Н.В. Идеи единой Европы: философские традиции и современность // Вопросы философии. - 2004. №11. - сЗ.
149. Музыка O.A. Ценностно-оценочный фактор в контексте социосинергетической парадигмы. - Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 2006. - 240с.
150. Мюллер, Д. Мы и они// Россия в глобальной политике, №3, Том 6, 2008, С. 60-77.
151. Накохова, P.P. Психологические особенности системы ценностных ориентаций личности представителей этносов Северного Кавказа (на материале исследования народов Карачаево-Черкесии). М.: Линкор, 2007. -271 с.
152. Народы Евразии. Этнос, этническое самосознание, этничность: проблемы формирования и трансформации. Новосибирск: Изд-о Института археологии и этнографии СО РАН, 2005. - 200с.
153. Нация и империя в русской мысли начала XX века. -М.: - 352с.
154. Неганов, Ф.М., Файзуллин Ф.С., Ханов И.Н. Аксиологическая детерминация: Уфа: Гилем, 2004. 132с.
155. Никифорова, П.Г. Национальная идентичность народа саха в условиях глобализации. Автореф. На соиск. Ст. канд. филос. наук. Якутск, 2010.
156. Николаев, Е.Л., Афанасьев И.Н. Эпоха и этнос: Проблемы здоровья личности. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2004. 268 с.
157. Нитобург, Э.Л. Русские в Америке - интеграция или ассимиляция? // ЭО, №6, 2001, С. 82-104.
158. Новиков А.Г. О менталитете саха. Издательство Аналитического центра при Президенте Саха (Якутия). - Якутск, 1996, с. 147. Издание второе, дополненное.
159. Новиков А.Г. О менталитете саха. Монография. Изд-во Аналитического центра при президенте Ресупблики Саха (Якутия). - Якутск, 1996, с. 147. Издание 2-ое, дополненное, исправленное. 146 с. С. 6.
160. Новиков А.Г., Пудов А.Г. Менталитет северян в контексте циркумполярной цивилизации: Монография, Якутск: Изд-во, 2005. -с.161. С. 76.
161. Окладникова Е.А. Этносоциология (теория этнических ценностей): Учеб. Пособие. СПб.: СПбГИЭУ, 2006. 170с. - С. 79-80.
162. Ортега-и-Гассет X. Тема нашего времени // Что такое философия? М., 1991. С. 31.
163. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. lib.ru/FILOSOF/ORTEGA/ortegal5.txt
164. Пальцев, А.И. Менталитет и ценностные ориентации этнических общностей (на примере субэтноса Сибиряков): Монография. -Новосибирск: Сибирское таможенное управление, 2001. - 140 с.
165. Петров, В.Н. Этнические миграции в современной России: детерминанты и типология // Социологические исследования.- 2009.- № 10.-С. 48-57.
166.Пивовоев В.М. Этнос и нация: проблемы идетификации / В.М. Пивовоев. - Петразаводск : Изд-во ПетрГУ, 2006. - с. 109. С.20.
167. Пивовоев, В.М. Этнос и нация: проблемы идентификации/ В.М. Пивовоев. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2006. - 109с.
168. Познание человека человеком (возрастной, тендерный, этнический и профессиональные аспекты) / Под ред. A.A. Бодалева, Н.В.Васиной. -СПб.: Речь, 2005.-324 с.
169. Полонская И.Н. Социокультурная традиция: онотология и динамика. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ, д.филос.н.-Ростов-на-Дону, 2006. - с. 56.-С. 53.
170. Поляков J1.B. Модернизация социальная // Новая философская энциклопедия. В 4 т. Т. 2. - М., 2001. - С. 598.
171. Полякова, A.A. Развитие аксиологического потенциала личности в контексте диалога культур. Монография. - Санкт Петербург: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - 211 с.
172. Полякова, И.П. Личность: ценности и ценностные конфликты: учебное пособие / И.П. Поялякова, Липецк: ЛГТУ, 2004. 92с.
173. Пономарев, A.M. Право в системе национальных ценностей. Монография. Екатеринбург-Ижевск. Изд-во института экономики УрО РАН, 2009, - 119с.
174. Попков Ю.В. Интернационализация в традиционном и современном обществах. Новосибирск: издательство ИДМИ, 2000. 200с
175. Попков, Ю.В., Абрамова М.А. VII Международный семинар «Этносоциальные процессы в Сибири» // Гуманитарные науки в Сибири, №1,2006. С.102-103.
176. Попов, Б.Н. Культура семейного воспитания народов Севера: прошлое и настоящее. - Якутск, 1993.
177. Попов, Б.Н. Социалистические преобразования семейно-брачных отношений у народов Якутии. - Новосибирск, 1987. - 305 с.
178.Порус В. Н. Обжить катастрофу. Современные заметки о духовной культуре России / В. Н. Порус // Вопросы философии. - 2005. - N 11. - С. 24 - 36.
179. Потебня A.A. Слово и миф. - М., 1989. - 298 с.
180. Почебут, Л.Г. Социальные общности. Психология толпы, социума, этноса. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. - 284с.
181. Почепцов, Г. Г. Теория коммуникации / Г. Г. Почепцов. - М.: Наука, 2001.-213 с. С.16
182. Пудов А.Г. «Якутская посуда и возрождение этнических символов сознания», www.kuvaar.ru/pudov-posuda (дата обращения 22.05.2009)
183. Путин, В.В. Россия: национальный вопрос. Официальный сайт председателя Правительства РФ В.В. Путина http://premier.gov.ru/events/news/17831/ (дата обращения 26.03.2012)
184. Радченко, O.A. Язык как миросозидание: Лингвофилософская концепция неогумбольдтианства. Изд. 3-е, стереотипное. - М.: КомКнига, 2006. - 312 с. (История лингвофилософской мысли)
185. Разин, A.B. Нравственный мир человека. - М.: Академический Проект, 2003. - 432 с. - (Окна и зеркала).
186. Ренан Э. http//lib.ru/HRISTIAN/RENAN/ (дата обращения 09.10.2008).
187. Рокитянский, В.Р. Мир традиций. Традиция: строение и метаморфозы // Этнометодология: проблемы, подходы, концепции. Вып. 5: Сборник статей - М., 1998. - 128 с.
188. Романова E.H. Якутский праздник ысыах: истоки и представления. Новосибирск: ВО «Наука», 1994. С. 159.
189. Романова, E.H. Архаичные культуры в празднестве «Ысыах» // Полярная звезда, 1986. - № 4. - с. 120-122.
190. Росенко, С.И., Кумпен, А.А, Социальная дифференциация современного российского общества. - СПб.: Петрополоис, 2007. - 100с.
191. Рупова, P.M. Антиглобалистский оаптимизм А. Шюца и К.Гирца // Социологические исследования, №4, 2008, С. 138-143.
192. Рыбаков С.Е. О методологии исследования этнических феноменов // Этнографическое обозрение. 2000. №5. - С.11.
193. Рыбаков, С.Е. Нация и национализм. - М., Старый сад, 2001. - 108с.
194. Рыбаков, С.Е. Философия этноса. - М.: ИПК Госслужбы, 2001. - 360 с.
195. Рыбаков, С.Е. Этнос и этническое // Философские исследования, №2, 2001, С. 60-76.
196. Рязанов, A.B. Этнос в коммуникативном пространстве социума / Под ред. проф. В.Н. Гасилина. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2007. -192с.
197. Савельева, И.М., Полетаев, A.B. Знание о прошлом как проблема социологии знания // Новое литературное обозрение, №6, 2001, С. - 5-28.
198. Сагитова J1.B. Региональная идентичность: социальные детерминанты и конструктивистская деятельность СМИ / JI.B. Сагитова //
199. Садохин, А.П. Этнология: учебник для студентов вузов / А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая.- М.: Академия, 2003.- 320 с.
200. Саливон, А.Н. Ренессансная образованность: аксиологический аспект // Философия ценностей: Материалы Российской конференции [г. Курган, 15-16 апреля 2004г.] - Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2004. - Вып. 2. - 295 с.
201. Сарсенбаева, З.Н. Этнос и ценности. - Алматы, 2009. - 306 с.
202. Севастьянов, А.Н. Этнос и нация. - М.: Книжный мир, 2008. - 192 с.
203. Семенов, В.М., Чеченев, A.B. Этнос, нация, народ. - М.: ВИУ, 2002. -20 с.
204.Сивиринов, Б.С. О феноменологической интерпретации социальной реальности // Социологические исследования, №10, 2001, С. 26-35.
205. Сидорина Т.Ю., Полянников T.J1. Национализм. Теории и политическая история. М., 2006. С. 35.
206. Сидорова Т.В. Онтологические основания ценностей и ценностных ориентаций. Автореф. на соиск. Кандидата филос. наук. 2010;
207. Симонова, В.В. Интерпретация пространства представителями малочисленных народов Севера в различны социокультурных средах:
дис. ... канд. социол. наук: 23.00.02 / Симонова Вероника Витальевна. -Москва, 2008. - 195 с.
208. Скворцов, Н. Г. Социальная природа этничности: социологический и социально-антропологический аспекты. Дисс. на соиск. учен, степ, д-ра социол. наук. СПб., 1997, с. 137.
соискание ученой степени кандидата филос.наук. Йошкар-Ола, 2004.
209.Соловьева, А.Н. Этничность и культура: проблемы дискурса-анализа / А.Н. Соловьева ; Федер. Агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш.проф. образования «Помор.гос. ун-т им. М.В. Ломоносова». - Архангельск: КИРА, 2009. - 231 е.: табл.
210. Социальная практика и ценности жизни: Уч. пособие / Под. ред. Г.И. Ловецкого. - Калуга: Издательский педагогический центр «Гриф», 2004. - 120 с.
211. Ставенхен, Р. Этнические конфликты и из взаимодействие на международное сообщество// Международный журнал социальных наук, №24, 1999, С. 155-169.
212. Степин B.C. Теоретические знание. - М., 2003. - С. 18-22.
213. Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология.- М.: Институт психологии РАН, Академический проект, 1999.-320 с.
214. Столович Л.Н. Истина. Добро. Красота.
215. Столович Л.Н. Философия, культура, общество. Об общечеловеческих ценностях // Вопросы философии, №7, 2004, С. 86-97.
216. Султанов, К. Национальное самосознание и ценностные ориентации литературы. М.: ИМЛИ РАН, «Наследие», 2001. - 196с.
217. Таджаев, Х.Б. Этнос. Нация. Раса. Национально-культурные особенности детерминации процесса познания / Под. ред. С.И. Замогильного. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2001. 248 е.: ил.
218. Тайсаев, Д.М. Эволюция. Этничность. Культура. На пути к построению постнеклассической теории этноса. - Нальчик: Издательство М. и В. Коляровых (Полиграфсервис и Т), 2005. - 200с.
219. Терпимость: идеи и традиции. Материалы Межд. науч. конф. «Через толерантность к взаимопониманию и миру» (12-15 июня, 1995 г.) -Якутск, 1995; Толерантность и народы Севера. Сб. науч.ст. - Якутск, 1996.
220. Тимофеева, C.B. Проблема ценностей и формирование ценностных ориентаций личности / C.B. Тимофеева; Крснояр. гос. аграр. ун-т. -Красноярск, 2009. - 300 с.
221. Титов, В.Н. Этносоциология. О формировании прессой образа этнического иммигранта // Социологические исследования, №11, 2003, С. 41-50.
222. Титова, Т.А, Козлов В.Е. Толерантность малых этнических групп Татарстана // Социологические исследования, №6, 2006, С. 47-54.
223. Тишков, В.А. Реквием по этносу: исследования по социально-культурной антропологии / В.А. Тишков; Ин-т этнологии и антропологии им. H.H. Миклухо-Маклая. - М.: Наука, 2003.-544 с.
224. Тишков, В.А. Этнос и религиозное многообразие - основа стабильности и развития российского общества : Статьи и интервью. -М.: Московское бюро по правам человека, «Academia», 2008. - 84с.
225. Толстых В. И. Традиция // Новая философская энциклопедия. В 4 т. Т. 4. -М., 2001.-С. 87. 1
226. Тощенко, Ж.Т. О понятийном аппарате социологии // Социологические исследования, №9, 2002, С.3-16.
227. Туманян, Т.Г. Религия и власть в социально-философской мысли ислама (эпоха средневековья). Фвтореф.дисс...доктора филос.наук. СПб., 2009.
228. Удалова, И.В. Социокультурная адаптация в механизме сохранения развития народов Сибири / И.В. Удалова // Этносоциальные процессы в Сибири. Вып. 5. - 2003. - С. 47-62.
229. Устьянцев В.Б. Ценностное бытие человека. - Саратов: ООО Издательский центр «Наука». - 52 с.
230. Уткин К.Д. Культура народа Саха: этнографический аспект./ Художник М.Г.Старостин - Якутск: Бичик, 1998. - 368 с. - С. 4.
231. Уткин, К.Д. Сборник трудов: в 15 кн. Кн. 1: Самовыбор: парадигма Севера / К.Д. Уткин; редактор-составитель К.Е. Гагарина; Якут. гос. с.-х. акад. Каф. яз. И культуры, Музей меценатства и Центр духовности «ТулаЬа». - Якутск: Бичик, 2004. - 288 с.
232. Ушаков, Д.В. Этнокультурные ценности подростков Республики Алтай // Гуманитарные науки в Сибири, №3, 2008, С. 109-113.
233. Ушакова, В.В. Феномен этничности в процессе глобализации: автореферат дис. ... кандидата философских наук: 09.00.11 / Ушакова Валерия Вячеславовна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова] Москва 2010.
234. Файзуллин, Ф.С. Этническое сознание и этническая идентичность / А.Я. Заринов, P.P. Асылгужин. - Уфа: ГИЛЕМ, 2009. - 252
235. Фалилеев, В.В. Моделирование духовной сферы личности / В.В. Фалилеев - Кемерево: Изд-во: «Кузбасс», 2003. - 199с.
236. Федотов, В.А., Феизов Э.З. Традиции и этнос: Монография. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2006. 244с.
237. Федулова А. Б. Семья и семейные ценности : 09.00.11 Федулова, Анна Борисовна Семья и семейные ценности : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 Архангельск, 2003 252 с.
238. Федяева, Н.Д. История лингвистических учений: преемственность в языкознании: Учебное пособие - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2006. - 60с.
239. Филиппова Е.И. Понятие ethnie во французской научной традиции // Этнографическое обозрение. №3, 2007, с. 52-73, С. 71.
240. Филиппова, В.В. Коренные малочисленные народы Севера Якутии в меняющемся пространстве жизнедеятельности: вторая половина XX в./ В.В. Филиппова. - Новосибирск: Наука, 2007. - 176 с. - (Памятники этнической культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока; Т. 14).
241. Флиер А.Я. Этнические ценности // Культурология. Энциклопедия. В 2-х т. Том 2 / М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2007. 1184с. С.-1118
242. Флиер, А. Я. Социальный опыт как основа функционирования и исторического воспроизводства сообществ // Общественные науки и современность. 2002. № 1.
243. Фромм, Э. Бегство от свободы / Эрих Фром; пер. с англ. А. Лактионова - М.: ACT: ACT МОСКВА, 2009. - 284, [4] с.
244. Фукуяма, Ф. Великий разрыв / Фрэнсис Фукуяма; пер. с англ. под общ. ред. А.В. Александровой. - М.: ACT: ACT МОСКВА, 2008. - 474, [6]с.
245. Фукуяма, Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию: Пер. с. англ. / Ф. Фукуяма. - М.: ООО «Издательство ACT»: ЗАО НЛП «Ермак», 2004. - 730, [6] с. - (Philosophy). - С. 16.
246.Хабибова Н.Е. Онтологический и гносеологический анализ понятия «ценностные ориентации»: научное издание / Н.Е.Хабибова. - Уфа: Уральск, гос. академия экономики и сервиса, 2006. - 96 с. - С.4.
247.Хабибова Н.Е. Онтологический и гносеологический анализ понятия «ценностные ориентации»: научное издание / Н.Е.Хабибова. - Уфа: Уральск, гос. академия экономики и сервиса, 2006. - 96 с.
248. Хабибова, Н.Е. Онтологический и гносеологический анализ понятия «ценностные ориентации»: Научное издание / Н.Е. Хабибова. -Уфа: Уфимск. гос. академия экономики и сервиса, 2006. - 96 с.
249. Хантингтон, С. Кто мы?: Вызов американской национальной идентичности / С. Хантингтон; пер. с англ. А. Башкирова. - М.: ACT: ACT МОСКВА, 2008. - 635, [5] с.
250. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций. - М.: ООО «Издательство ACT», 2003. - 603, [5] с.
251. Хомутцов, C.B. Духовность, ее подобия и антиподы в культуре. Автореф. дисс... доктора филос. наук. Барнаул, 2009.
252. Хубиева, З.И. Дуъовно-нравственные ценности и их влияние на формирование современной личности : диссертация ... кандидата филос.наук: 09.0011. Ставрополь, 2006.
253.Хюбнер, К. Нация. От забвения к возрождению. М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2001. - 404 с.
254. Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества. Отв.ред. Дробижева JI.M., Гудзенкова и др. М., 1994.
255. Ценности и ценностные ориентации: проблемы философского и научного познания: Сборник научных статей - Смоленск: Универсум, 2004. - 68 с.
256. Ценностные основания психологической науки и психология ценностей / Отв. ред. В.В. Знаков, Г.В. Залевский. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. - 344 с. (интеграция академической и университетской психологии) - С. 94.
257. Ценностные основания психологической науки психология ценностей / Отв. ред. В.В. Знаков, Г.В. Залевский. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. - 344 с. (интеграция академической и университетской психологии).
258. Цыганков, B.B. Знаковость социальной реальности: социально-философский анализ. Автореф. дисс... кандидата филос. наук. СПб, 2010.
259. Чагилов, В.Р. Политизированная этничность: опыт методологического анализа. (Монография) - М., 1999. - 252с.
260. Чебоксаров, H.H., Чебоксарова И.А. Народы. Расы. Культуры.
Издание второе исправленное, дополненное. Отв. ред. академик Ю.В.
Бромлей. М.: Наука, 1985.
261.Шабаев, Ю.П. Территориальное сообщество и этнические мировоззрения населения Коми / Ю.П. Шабаев // СОЦИС. - 2004. - №11. -С. 75-82.
262. Шадже, А.Ю. Национальные ценности и человек (социально-философский аспект) - Майкоп: Изд-во Адыгейского государственного университета. 1996. — 168 с.
263. Шадже, А.Ю. Этнические ценности как философская проблема. М.: Российское философское общество.- Майкоп: ООО «Качество», 2005. -168 с.
264. Широкогоров, С.М. Этнографические исследования. Книга первая: Избранное / Сост. и примеч. A.M. Кузнецова, A.M. Решетова. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2001. - 192 с.
265.Шпрангер Э. Основные идеальные типы индивидуальности // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, A.A. Пузырея. - М., 1982. - С. 55-60.
266. Этническая геномика якутов (народа саха): генетические особенности и популяционная история / Л.А.Тарская, А.И. Гоголев, Г.И. Ельчинова и др.; [отв. ред. С.Д. Варфоломеев]; Ин-т молекуляр. Генетики РАН. - М.: Наука, 2009. 271 с.
267. Этнические группы и социальные границы. Социальная организация культурных различий. Сб. ст. / Под ред. Ф.Барта; пер. с англ. И. Пилыцикова. М.: Новое издательство, 2006. - 200с. - (Новые границы).
268. Этнические группы и социальные границы. Социальная организация культурных различий. Сборник статей / Под ред. Ф. Барта; пер. с англ. И. Пилыцикова. М.: Новое издательство, 2006. - 200 с. - (Новые границы). -С. 14.
269. Этнические категории и статистика. Дебаты в России и во Франции / Под ред. Елены Филипповой. - M.: ФГНУ «Росинформагротех», 2008. -208 с.
270. Этнические процессы в столичном мегаполисе / Отв. ред. д.и.н. В.Р. Филиппов. М.: Институт Африки РАН. 2008 - 228 с.
271. Этничность http//aitrus.info/node/825 (дата обращения 20.06.2011).
272. Этнокультурный облик России: перепись 2002 года / [отв. ред. В.В. Степанов, В.А. Тишков]; Ин-т этнослогии и антропологии им. H.H. Миклухо-Маклая РАН. - М.: Наука, 2007. - 516 с.
273. Этнология обществу / Отв. ред. C.B. Чешко - М.: Оргсервис - 2000, 2006.-384 с.
274. Этнос. Государство. Право. Обычай. A.M. Бешдов, А.З. Бейтуганов, М.Х. Гукепшоков, М.В. Дышеков / Под ред. М.Х. Гукепшокова. Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2003. - 162 с.
275. Этнос. Общение. Ценность: Учебное пособие к спецкурсам по культорологическому образованию. Выпуск I: Каган М.С. Аксиосфера культуры: Спецкурс; Докучаев И.И. Исторические типы общения и образовательные системы: Спецкурс. СПб.: Астерион, 2004.
276. Этнос. Общение. Ценность: Учебное пособие к спецкурсам по культурологическому образованию. Выпуск II: Окладникова Е.А. Эитнические ценности: Спецкурс. - СПб.: Астрион, 2004.
277. Юлдашев Л.Г. Теории ценности в социологии: вчера и сегодня // Социологические исследования, №8, 2001, С. 146-151.
278. Юнг К. Г. Структура психики и архетипы /К.Г. Юнг; пер. с нем. Т. А. Ребеко. — М.: Академический Проект, 2007. — 303 с. — С. 43.
279. Юнг Карл. Структура души.//Проблемы души нашего времени. М.,1994. -С.133.
280. Юнг, К.Г. Структура психики и архетипы /К.Г. Юнг; пер. с нем. Т. А. Ребеко. — М.: Академический Проект, 2007. — 303 с. — С. 45.
281. Язык и этнос на рубеже веков: Этносоциологические очерки о языковой ситуации в Республике Татарстан. - Казань: Магариф, 2002. -208с.: табл.
282. Якушева JI.B. Этнос. Народ. Нация. Владимир, ВГПУ. 1998. С. 14-15 (70с.)
283.Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Смысл и назначение истории. М, 1991. С. 245.
284. Anderson, В. Imagined Communities. Reflections on the Origin and Spread of Nationalism. L. -N.Y. 1992.
285. De Vos G., Romanucci-Ross L. Ethnic Identity: A psichocultural Perspektive // Ethnic Identity: Creation, Conflict and Accommodation. — L., 1995.
286. De Vos, G. Ethnic Pluralism: Conflict and Accommodation. // Ethnic Identity; Cultural Continuities and Change, ed. by George De Vos and L.Romanucci-Ross. Palo Alto; 1975.
287. Fallers, L. The Anthropology of the Nation-State. Chicago, 1968.
288. Gellner, E. Anthropology and politics: revolutions in the sacred grove. Oxford, 1995.
289. http://www.pravda.ru/news/society/11-02-2011/106647 l-iakutia-О/ (дата обращения 19.03.12)
290. Koksharov Nikolaj. Nationality. Ethnicity. Nationalism. Multiculturalism: Reference book = Кокшаров H.B. Национализм. Этничность. Мультикультризм: Библиографический справочник. СПб.: Mipb, 2005. -202с.
291. Sharp, С. The origin and Evolution of Human Values. DP Press 2nd revised edition 2002 by DP Press Ltd
292. Song, Miri. Choosing Ethnic Identity. Polity Press, Cambridge, 2003. -183 c.
293. Steve Fenton. Ethnicity. Polity Press, Blakwell Publishing Ltd, 2003. -210 c.
294. The State, Development and Identity in Multy-Ethnic Societies. Ethnicity, Equity and the Nation. Edited by Nicholas Tarling and Edmund Terence Gomez. Routledge Taylor and Francais Group London And New-York, 2008.
295. Van den Berghe, P. L. Race and Ethnicity: Sociobiological perspective // Ethnic and Racial Studies, 1994, v. 1., p. 401-411.
296. Weber, Max. Ethnic Groups. //Theory of Society, ed. By T. Parsons. N.Y., 1972.
297. Willerslev, R. Soul Hunters. London. New-York. 2007.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.