Журнал как фактор формирования современной молодежной культуры России тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Керс, Сергей Александрович
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 253
Оглавление диссертации кандидат культурологии Керс, Сергей Александрович
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1: СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЖУРНАЛЬНОЙ ПЕРИОДИКИ.
§ 1.1. История становления журнала как самостоятельного вида СМИ и его культурное значение.
§ 1.2. Печатный журнал в условиях современности.
ГЛАВА 2: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ МОЛОДЕЖНОЙ КУЛЬТУРЫ.
§ 2.1. История формирования отечественной молодежной культуры в зеркале научных исследований.
§ 2.2. Специфика молодежной культуры современной России.
ГЛАВА 3: КУЛЬТУРООБРАЗУЮЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ЖУРНАЛА ДЛЯ МОЛОДЫХ.
§ 3.1. Функционирование печатного журнала в молодежной культуре.
§ 3.2. Журнальный дискурс в конструировании молодежных практик.
§ 3.3. Конструирование идентичности молодежи средствами журнальной периодики.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Молодежный журнал как субкультурный феномен2005 год, кандидат филологических наук Лисеев, Роман Петрович
Виртуальные репрезентации сексуальности: на примере молодежного сегмента Рунета2011 год, кандидат культурологии Епанова, Юлия Валентиновна
Российские литературно-художественные журналы в системе культурной политики: содействие, компромисс, противостояние2010 год, доктор культурологии Головин, Юрий Алексеевич
Взаимодействие молодежных субкультур Хабаровского края2011 год, кандидат культурологии Чибисова, Ольга Владимировна
Молодежная субкультура российской провинции: На примере г. Хабаровска2006 год, кандидат культурологии Мизко, Оксана Александровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Журнал как фактор формирования современной молодежной культуры России»
Сегодня вопросы молодежи, молодежной культуры и политики становятся одними из наиболее обсуждаемых в зарубежной и отечественной науках. Исследователями рассматриваются причины формирования и развития обособившейся молодежной культуры, ее структура, функции, ценности - значение для молодых поколений. Активно разрабатываются методы исследования этой сравнительно новой социальной общности, но по-прежнему многие результаты остаются спорными. В то же время, изучение молодежной культуры осложняется высокой степенью ее подвижности, непрерывным изменением в процессе смены поколений, ее взаимосвязью с другими культурными явлениями и процессами. Сформировавшееся о ней представление как о будущем культуры делает исследование немаловажным вкладом не только в знание о современности "здесь и сейчас", но и в прогнозирование и общий анализ мировой социокультурной ситуации. С другой же стороны, мы не должны забывать, что молодежь это не только будущее, но уже существующее настоящее. Длительное время сохранявшийся подход, рассматривавший молодежь лишь как объект воздействия, обучения, воспитания, сменился взглядами, ориентированными на необходимость активного взаимодействия произрастающего из взаимопонимания представителей разных культурных групп, в том числе разделяемых и на основе социально-демографических характеристик.
Основоположник социально-психологического направления отечественных исследований молодежи И.С. Кон в своей работе "Ребенок и общество" подчеркивает следующее: "эволюция содержания и методов социализации (определяющий процесс становления ребенка взрослым - К.С.) неразрывно связана с изменением социально-экономической структуры и форм общественной деятельности людей"1. Сегодня, помимо изучения молодежной культуры как феномена, большое значение придается факторам, оказывающим влияние на ее современное состояние, вызывающим изменения, определяющим направление динамики развития различных внутрикультурных процессов. В данной исследовательской работе мы рассматриваем журнал как один из этих факторов.
Объектом данного диссертационного исследования является молодежная культура, предметом - значение журнала в формировании современной молодежной культуры России.
Цель исследования: выявить специфику содержания современных журналов и определить их значение для молодежной культуры. Основными задачами являются: выявление исторически сложившегося культурного значения журнальных изданий; анализ условий, определяющих концепции и особенности функционирования современной журнальной периодики; изучение процесса становления отечественной молодежной культуры и различных подходов к ее исследованию; анализ современного состояния молодежной культуры; разработка теоретико-методологического аппарата исследований периодических изданий, востребованных молодежью; выявление основных характеристик журналов, востребованных молодежью; построение типологии журналов для молодых; в подготовка и проведение авторского эмпирического исследования содержания печатных журналов, выявление основных тенденций в оформлении, тематике статей;
1 Кон И.С. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая перспектива). М., Наука, 1988. С. 135.(-270с.) выявление образа молодежи и представления о молодежной культуре, конструируемых журнальными материалами; а сопоставление конструируемого журналами образа и выявленного на основе современных исследований состояния молодежной культуры. Гипотеза: современный "журнал для молодых" представляет собой средство взаимовлияния глобального культурного пространства и молодежной культуры как его специфической составляющей благодаря концептуальной трансформации и воспроизведению дискурсов, определяющих социальные практики и модели конструирования идентичности.
Изучая журнал как фактор динамики молодежной культуры, нам предстоит рассмотреть его в контексте всех средств массовой информации (СМИ), выявить его типологические характеристики. Достаточно сложным является вопрос о том, в какой мере журнал влияет на изменения молодежной культуры и наоборот, как отражает их в своем содержании, изменяется в зависимости от социального запроса современной молодежи. Ответ на этот вопрос может быть получен только в ходе изучения роли журнала как СМИ в современных условиях. Характеризуя журналы как тип издания, М.И. Шостак пишет, что они "публично демонстрируют и обсуждают воззрения различных слоев общества, представляют проблемы и особенности функционирования государственных структур, научных и культурных учреждений, отдельных организаций <.>, откликаясь на приватные интересы, работают на направления просветительства, научной популяризации, досуга" . Однако особенности функционирования периодики всегда находятся под воздействием ряда факторов, экономического, политического или же общекультурного (например, массовая культура) характера. Поэтому нам предстоит выяснить эффективность различных изданий, т.е. степень их воздействия на читателей, что оказывается более
2 Шостак М.И. Журналы в системе СМИ: типология и "ниши" изданий // Типология периодической печати: Учебное пособие. -М.: Аспекг-Прссс, 2007. С. 79. (С.79-92\-236с.). важным показателем, нежели тираж. Наконец, чтобы понять, почему тот или иной тип изданий более популярен среди молодежи, - определить факторы современности, под влиянием которых формируется реальная социальная среда, выработать соответствующие требованиям исследования методы работы, анализа материалов, необходимо рассмотреть наиболее важные вопросы современной культуры. При этом применительно к анализу журнальной периодики под современностью мы будем подразумевать последнее пятилетие.
Источниковедческая база свидетельствует о разработанности отдельных вопросов, которыми мы задаемся в ходе исследования. Тем не менее, нельзя сказать, что выбранный нами аспект в достаточной мере изучен. Исходя из цели, задач и структуры работы можно выделить три основных тематических раздела:
1. История исследовании молодежи, теории молодежи, молодежной культуры и молодежных субкультур: историографические и методологические исследования (А. Беннетт, В.Н. Боряз, В.К. Криворученко, В.А. Луков, Дж. Страттон); психологические и социально-психологические исследования (Ф. Дольто, И.С. Кон, Г.А. Чередниченко); разработки науки ювенологии (В.В. Павловский, Е.Г. Слуцкий); рискологическое направление в исследованиях молодежи (Ю.А. Зубок, В.И. Чупров); социологическое направление и социология культуры (С.И. Левикова, В.Т. Лисовский, B.C. Магун, Е.Л. Омельченко, Т.Э. Петрова, А.И. Шендрик); этнографическое и культурологическое направления (Т.Б. Щепанская); разработки в области молодежной политики (И.М. Ильинский) и др.;
2. Теория а история отечественной и зарубежной эюурналистики, социология средств массовой информации и медиаэкономика: исследования теоретико-методологических оснований журналистики и массовой коммуникации (В.Н. Ганичев,
С.Г. Корконосенко, Т.В. Науменко, Е.П. Прохоров, В.В. Ученова, И.Д. Фомичева, М.В. Шкондин, А.С. Щербаков); типология журналистики (А.И. Акопов, К.М. Боголюбов, А.Г. Бочаров, Е.А. Корнилов, М.И. Шостак); медиаэкономика (E.JI. Вартанова); история журналистики (Л.П. Громова, Р.П. Овсепян, В.П. Трыков, М.И. Холмов); журналистика и политика (Я.Н. Засурский); социология средств массовой коммуникации (JI.H. Федотова); работа редакции и издательское дело (С.С. Водчиц, С.И. Галкин), а также, история самиздата (В.В. Игрунов, С. Савицкий) и др.;
3. Исследования, позволяющие в рамках данной работы определить различные явления культуры как факторы современности и предлагаюгцие методологию их изучения: теория постиндустриального информационного общества (Д. Белл, М. Кастельс, Э. Тоффлер); теория глобализации (У. Бэк, В.А. Мамонова, Н.В. Тишунина, Н. Феркло); теория идентичности в современности (B.C. Жидков, В.М. Межуев, К.Б. Соколов); теории взаимовлияния СМИ и культуры, тория медиакультуры (Н.Б. Кириллова, М. Маклюэн, И.А. Негодаев); теория массовой культуры (X. Ортега-и-Гассет, К.Э. Разлогов); общая теория и методология исследования современных культурных явлений (Л.Г. Ионин, М.С. Каган, М. Маффесоли, М. Мид) и др.;
Помимо опубликованных монографических работ, научных статей и учебных пособий в ходе исследования также привлекаются материалы недавно защищенных диссертационных работ по социологии, культурологии и журналистике по смежным темам: Д.В. Захарова "Трансформация образа женщины в СМИ России в 70-90 гг. XX в. на примере журналов:
Работница", "Крестьянка", "Космополитен"", Е.А. Кавериной
Художественный журнал как эстетический феномен: (Россия. Конец XIXначало XX веков)", Р.П. Лисеева "Молодежный журнал как субкультурный феномен", Т.С. Петченко "Роль средств массовой информации в 7 формировании ценностных ориентаций современной российской молодежи", Е.А. Пленкиной "Элитарный женский журнал: типологические и профильные особенности", С.П. Цаплиной "Молодежная культура в России: современное состояние, перспективы развития", Ж.В. Черновой "Репрезентация гегемонной маскулинности в современном российском медиа-дискурсе" и др.
Положения, выносимые на защиту:
1. История журнала, ориентированного на молодого человека делится на несколько этапов, каждый из которых вызван объективными изменениями в молодежной культуре и обладает своей спецификой. Журнал для молодых становится "зеркалом" и, одновременно, двигателем процессов, разворачивающихся в молодежной культуре;
2. Задача просвещения, исторически закрепившаяся за журналом, продолжает играть значимую роль для молодежной культуры XXI века, поскольку журнал как вид СМИ сегодня, наравне с институтом образования и семьи, является одним из средств трансляции социокультурного опыта;
3. Журнал как явление монологичное при помощи особых коммуникативных приемов "входит" в среду читателей и, таким образом, позиционирует себя (формирует имидж). Для этого в основу концепции журнального издания закладывается образ собеседника, в том или ином аспекте отражающий специфику читательской аудитории;
4. Современный отечественный журнал для молодых может способствовать сохранению специфики молодежной культуры путем воспроизведения сформированного ею жизненного стиля или изменять ее путем трансформации дискурсивного строя, определяющего социальные практики молодежи;
5. В молодежной культуре на современном этапе отмечаются две тенденции, приводящие к разнонаправленным, но взаимосвязанным процессам. С одной стороны - это интеграция молодежной культуры с общекультурным пространством, осуществляющаяся за счет функционирования СМИ не только на национальном, но и на межкультурном уровне. С другой стороны, этот процесс осуществляется за счет ослабления группового (например, субкультурного) и национального единства, что замедляет процесс "взросления" (инкультурации, самоидентификации и социализации) молодежи и приводит к выработке новой формы идентичности, конструируемой на основе мультикультурализма и индивидуализма. Таким образом, мы утверждаем, что журнал для молодых в соответствии с выбранной концепцией конструирует два типа моделей, определяющих молодежную деятельность: модели самоопределения и модели самовыражения.
Научная новизна. Нами выявлена культурная значимость печатных журналов в истории общества, а также разработана и применена методология анализа российских молодежных журнальных изданий. В частности, определены качества журнала как одного из механизмов взаимодействия массовой и молодежной культур. Для этого предложено новое понятие журнала для молодых. В работе прослежен путь формирования молодежного журнала как специализированного типа издания. Выявлена значимость глобализационных процессов, обусловливающих направления динамики изменений в молодежной среде.
В качестве теоретико-методолгического основания работы применяется системный подход, опирающийся на историографическую и структурно-функциональную методологии исследования обозначенных выше вопросов. В частности, используются типологический метод, проблемно-хронологический метод при рассмотрении этапов становления журналистики (журнальных изданий), молодежной культуры СССР-России. При работе с эмпирическими данными применяется метод вторичного социологического анализа и контент-анализ содержания современной журнальной периодики. 9
В целях определения степени участия журналов в формировании моделей идентичности и представлений о социальных практиках у молодежи применяются герменевтический метод и метод критического дискурс-анализа, используется тендерный подход.
Теоретическая значимость данной работы заключается в выявлении взаимосвязи и взаимозависимости современного состояния журналистики и молодежной культуры, разработке методологии анализа журнальной периодики как фактора динамики молодежной культуры, которая может быть применена при рассмотрении и более широкого круга изданий. В работе проанализирована роль стереотипного представления о читателе в формировании концепции журнального издания для молодых. Результаты исследования позволили раскрыть образ современного молодого поколения и его отражение в СМИ.
Практическая значимость. Представленные в работе материалы могут служить в качестве основы при подготовке и чтении спецкурсов для ВУЗов о молодежной культуре и субкультурах, современных СМИ, курсов «Современная культура», «Культурология», «Социология культуры», курсов повышения квалификации для сотрудников редакций изданий для молодых, а также выступать научным обоснованием при разработке молодежной политики в области СМИ. Широта исследования позволяет использовать результаты данной научной работы в практической деятельности редакционных коллегий журналов для молодых.
Апробация результатов исследования проведена на базе Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена в ходе подготовки и чтения лекционных занятий в рамках курса "Культурология" апрель-май 2008 г.) и разработки курса повышения квалификации
Молодежные субкультуры" (апрель 2009 г.). Основное содержание работы изложено в докладах на конференциях: Второй Российский культурологический конгресс: "Культурное многообразие: от прошлого к будущему" (г. СПб, 25-29 ноября 2008 г.); П Международная научно
10 практическая конференция "Молодежь и наука: реальность и будущее" (г. Невинномысск, 3 марта 2009 г.); Третье Собрания Научно-образовательного культурологического общества "Современная молодежь в зеркале культурологических исследований и проблемы ее идентичности" (г. СПб, 23 апреля 2009 г.); 5 международной конференции "Потребление как коммуникация - 2009" (г. СПб, 26-27 июня 2009 г.) и в ходе телевизионного интервью (15 февраля 2009 г., РТР, программа Вести Петербурга).
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Трансформация молодежных субкультур в современной России2010 год, кандидат философских наук Топилина, Елена Сергеевна
Молодежные движения в культуре России и Запада второй половины XX века2005 год, кандидат культурологии Самоявцев, Михаил Владимирович
Особенности отражения в национальной фотожурналистике молодежных андеграундах субкультур Эквадора2011 год, кандидат филологических наук Сантильян Трухильо Моника Лусия
Антропологические основания и знаково-символические формы молодежной культуры2008 год, кандидат философских наук Белоусова, Мария Мирославовна
Роль прессы в трансформативном воздействии молодежных субкультур на массовую культуру современного российского общества2002 год, кандидат социологических наук Воронина, Светлана Алексеевна
Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Керс, Сергей Александрович
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основные задачи печатных журнальных изданий - просветительская, информирующая и развлекательная, достаточно четко определившиеся с их появлением и утвердившиеся в течение ХУЛ века, сохраняются и по сей день. В ходе исторического развития общества те или иные из них выходили на первый план и, если изначально превалировала задача просвещения, то сегодня более востребованными оказываются две другие. Эти изменения тесно связаны с социокультурными трансформациями сменявшихся исторических периодов и следовали за изменениями ценностей и норм общества, роли, отводимой личности, определенным социальным группам и в истории. В то же время, несмотря на произошедшие изменения, определявшие типы, концепции изданий, современный журнал во многом сохраняет качества своих исторических предшественников, что, несомненно, можно утверждать и в отношении молодежных журналов.
Начав свой путь в первой трети ХУШ века в виде детских "книжек", как их называл Ф.Г. Толль, отечественный молодежный журнал стал постепенно приобретать черты издания современного типа. Мы выделяем четыре этапа его становления: первый период как мы уже упомянули, можно обозначить появлением детских изданий, послуживших основой для создания типа журнала, предназначенного для молодежи; второй - 20-50-е годы XX века (советский период), когда окончательно формируется представление о специальных молодежных изданиях и журналы обращаются к повседневности, а основным жанром изложения становится публицистика. Третий период приходится на вторую половину XX века и связан с выработкой концепции постсоветского типа изданий, когда молодежный журнал отступает от пропаганды коммунистического образа жизни, обсуждения вопросов труда и воспитания, и снова обращается к западной (европейской и американской) культуре, как это было в период императорской России.
В последние годы (с начала 2000-х), на наш взгляд, начался следующий — четвертый этап, связанный не просто с развитием периодики, ориентированной на потребительскую культуру, но и с появлением отличного типа изданий, специфика которых связана с масштабными процессами интеграции всех видов СМИ в целостную систему - сеть. С другой стороны, проявлением влияния процесса глобализации становится включение в основу концепций большинства современных изданий особой модели конструирования идентичности молодого человека, важнейшим качеством которого становится так называемый мультикультурализм, космополитизм. Произошедшие изменения, конечно же, отразились не только на молодежной культуре, но на культуре общества в целом, важнейшим результатом которых стала интеграция молодежной культуры и общекультурного пространства. Это в свою очередь вызвало появление нового типа изданий, характеризуемых нами как журналы для молодых. Мы определили их как журналы, преимущественно отражающие в своих концепциях (каждый журнал формнгрует индивидуальную концепцию) в различных аспектах (в зависимости от типа) ценности представителей молодежной культуры и направлены на удовлетворение интересов последних.
Все названные этапы становления журнала не только отражали, но и в определенной степени оказывали влияние на изменения, происходившие как на государственном уровне, так и в самой отечественной молодежной среде.
Исследуя процесс развития молодежной культуры, а также историографию этого вопроса, мы обнаруживаем два противоположно направленных пути, по которому движется молодежь. Начиная со времени ее обособления (конец XIX - начало XX века) в социальной среде, наряду с тенденцией к интеграции (обратим внимание на то, что ее обособление и интеграция тесно связаны) наблюдается непрерывное поступательное движение к атомизации на микроуровне - индивидуализации. Одной из ступеней этого процесса становится период бурного развития отечественных
222 молодежных субкультур в середине — конце XX века. Однако феномен молодежных субкультур в России в значительной степени отличается от западного, поскольку на основе отечественного социального опыта зачастую формируется негативное отношение к любым формам проявления идеологии, что, собственно, являлось важнейшей основой образования молодежных субкультур и контркультур в Европе. Можно говорить, что феномен молодежных субкультур в постсоветской России имеет западные корни, но указанное качественное отличие, на наш взгляд, делает его неустойчивым, неопределенным.
Активное обособление субкультурных общностей сегодня постепенно сменяется их распадом и взаимопроникновением, стимулируемым потоком поликультурных ценностей, в значительной степени определяемым средствами массовой информации. Молодежные объединения сегодня носят поверхностный временный характер, так как достаточно быстро "средства их обособления" становятся достоянием широких масс, благодаря массовой культуре. С этой точки зрения журнал вносит определенный вклад, как в закрепление жизненного стиля сообществ, через его воспроизводство (например, посредством специализированных субкультурных изданий), так и его изменение путем реконструирования артикулируемых дискурсивных практик.
Проанализировав концепции и содержание изданий вошедших в выборку ("Техника-молодежи", "Юность", "Ровесник", "Yes!" и
Ехперимент"), с целью определения их значимости, степени и средств воздействия на молодежную среду, мы выявили три основных метода представления журнальных материалов (как текстовых, так и иллюстративных), каждый из которых связан с определенным способом восприятия и осмысления предлагаемой информации: описательнофактологический, научно-аналитический и художественный. Применение любого из подходов связано с использованием специфического дискурса, определяющего принцип освоения \ усвоения информации - будет ли она
223 воспринята как данность, обдумана и перестроена в соответствии с картиной мира молодого читателя или же подвергнется художественному осмыслению, в большей мере ориентированному на "вчувствование" -эстетическое восприятие и выработку обобщенного образного представления о предмете.
Мы пришли к заключению, что ориентируясь на потребности современной молодежи, журналы как альтернативное институту образования средство социализации, чаще предоставляют "практическое" (прикладное, а не абстрактное) знание, и поэтому преобладают первые два метода. Т.е. издания для молодых предлагают готовые к усвоению модели практик, не только определяющие конкретные методы взаимодействия с окружающей действительностью, но и способствующие формированию определенного мировоззрения и идентичности - способов включения в актуальную социальную структуру, что в совокупности составляет жизненный стиль. При этом каждое издание стремится к формированию индивидуального стиля, в каких-то случаях более (для максимального сближения с аудиторией, имеющей четкие границы - "Yes!"), а в каких-то менее детализированного (для соблюдения дистанции между журналом и аудиторией в целях сохранения возможности ее изменения или расширения - "Юность"). Специфика концепции издания (определяющей его облик, формируемый образ молодого читателя, а, соответственно, и характеризующей тот или иной журнал как фактор формирования молодежной культуры) зависит от таких условий как: специализация журнала, затрагиваемый тематический спектр, период присутствия издания на рынке периодики, несомненно, цели самого издателя и т.д.
Проанализировав журналы выборки, мы предложили выделить два основных показательных элемента механизма коммуникации журнала и молодого человека: "степень дистанцированности по отношению к читателю" и "степень использования символики молодежной культуры", а затем рассмотрели аспекты участия сформировавшихся после разделения групп изданий в формировании молодежной культуры.
Можно говорить о том, что основным аспектом влияния журнала на молодежную культуру становится формирование потребляемых молодежью моделей двух порядков - самоопределения (модели конструирования идентичности) и самовыражения (дискурсивные модели социальных практик) молодого человека. Соответственно, каждое издание представляет собственные модели, в которых определяется соотношение индивидуальных и групповых ценностей, значимость национальной культуры или приоритет мультикультурализма. Новые журналы в основном направлены на развитие процесса индивидуализации и космополитизм, в то время как журналы старого образца ориентируются на коллективизм и выводят на первый план значимость национальной культуры.
Таким образом, мы установили, что журналы для молодых, несмотря на значительную конкуренцию со стороны других видов СМИ продолжают играть значимую роль в сохранении и изменении молодежной культуры. Специфической чертой, позволяющей журналу оставаться конкурентоспособным это его материальная основа (в отличие от телевидения или Интернет). Благодаря этому он может выступать не только средством массовой коммуникации, но и поводом сплочения, коммуникации между представителями молодежных сообществ. Помимо того, что журнальные материалы могут формировать новые идеи, темы для обсуждения, сам по себе журнал выступает средством легитимации и консолидации жизненных стилей, решая проблему фрагментарности предлагаемых материалов за счет систематического выхода новых номеров. Это позволяет более подробно раскрыть формируемый журналом образ современного молодого человека.
Сегодня на рынке печатной периодики существует большое количество изданий, представляющих разнообразные модели конструирования идентичности в соответствии с современными социокультурными
225 условиями, например, модель виртуальной идентичности. Многие из них частично или полностью ориентированы на освещение явлений, событий мирового масштаба, т.е. включаются в процессы культурной и информационной глобализации, активно применяя современные технологии коммуникации вне зависимости от концепции или периода существования журнала.
Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Керс, Сергей Александрович, 2009 год
1. Адорно Т., Хоркхаймер М. Диалектика просвещения: философские фрагменты. -М; СПб.: Медиум; Ювента, 1997. -311с.
2. Акопов А.И. Искусство быть собой // Журналист, 1981. №9.
3. Акопов А.И., Корнилов Е.А. Классификация в теории и практике журналистики // Филологические этюды. Журналистика. Вып. 3. -Ростов н/Д, 1975.
4. Антология самиздата. Неподцензурная литература СССР. 1950-е -1980-е / Под ред. В.В. Игрунова. -М.: Международный ин-т гуманитарно-политических исследований, 2005. -В 3-х томах. Т.1. Кн.1.
5. Ассман Я. Культурная память: письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. -М.: Языки славянской культуры, 2004. -С. 141.
6. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. -М.: Прогресс, Универс, 1994. -616с.
7. Бек У. Что такое глобализация? -М.: Прогресс-Традиция, 2001. -304с.
8. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. -M.:Academia, 1999. -956с.
9. Беспалова А.Г., Корнилов Е.А., Короченский А.П., Лучинский Ю.В., Станько А.И. История мировой журналистики. Издание третье, дополненное и исправленное. -М.: МарТ, Ростов н\Д.: МарТ, 2003. -432с.
10. Биричевская О.Ю., Стрельченко В.И. Массовая культура: онтологический смысл и тенденции концептуальной эволюции // Credo New. 2006.
11. Бшодина У., Омельченко Е., Пилкингтон X., Старкова Е., Флинн М. Глядя на Запад. -СПб.: Алетейя, 2004. -278с.12
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.