Образ женщины-богатырки в якутском олонхо тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.09, кандидат филологических наук Данилова, Анна Николаевна
- Специальность ВАК РФ10.01.09
- Количество страниц 208
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Данилова, Анна Николаевна
Введение
Глава I Женщина-богатырка в системе персонажей олонхо
§1.1. Роль формульной характеристики в раскрытии образа женщины-богатырки
§ 1.2. Женщина-богатырка как субъект межличностных отношений
Глава II Структура и семантика сюжетов олонхо о женщинах-богатырках
§2.1. Сюжетные типы олонхо о женщинах-богатырках
§ 2.2. Структурно-семантический анализ сюжетных типов олонхо
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК
Олонхо Вилюйского региона: бытование, сюжетно-композиционная структура, образы2008 год, кандидат филологических наук Кузьмина, Айталина Ахметовна
Образы чудовищ-мангадхаек и женщин-богатырш в героическом эпосе бурят: функции, семантика и поэтика2005 год, кандидат филологических наук Николаева, Наталья Никитична
Текстология олонхо "Могучий Эр Соготох": сравнительный анализ разновременных записей2006 год, кандидат филологических наук Илларионова, Туяра Васильевна
Жанровые особенности якутского героического эпоса Олонхо1984 год, Нестерова, Люция Дмитриевна
Мифологические традиции в тувинских героических сказаниях: Сюжеты и образы2005 год, кандидат филологических наук Хертек, Лидия Кенденовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Образ женщины-богатырки в якутском олонхо»
Актуальность темы исследования. В последнее время в отечественной фольклористике широко ставится вопрос о комплексном исследовании текстологического материала богатейшего наследия устного народного I поэтического творчества. В частности большой интерес представляет изучение эпических сказаний народов Крайнего Севера в сравнительно-сопоставительном плане с эпосами тюрко-монгольских народов, для выявления сходств и различий не только общих типологических признаков, но и структуры, семантики сюжетных линий и системы персонажей в эпосе.
Эпические сказания тюрко-монгольских народов в большинстве случаев повествуют о героических подвигах богатырей. Наряду с ними бытуют и эпосы о воинственных девах-богатырках, защитницах племени и народа от иноземных завоевателей и от чудовищ. У якутов, хакасов и алтайцев существуют сказания, в которых дева-воительница занимает особое положение и выступает как вполне самостоятельный персонаж.
Известный отечественный исследователь В.М. Жирмунский писал, что «образ богатырской девы распространен в мировом эпосе: он нашел свое поэтическое отражение в «удалых поленицах» русских былин, в греческих «амазонках», в девах-воительницах древнескандинавских и кельтских эпических сказаний, в «Шахнаме» Фирдоуси и др.»1.
Таким образом, в эпических текстах многих народов образ девы-воительницы широко распространен и требует специального исследования в области семантики и структурно-типологических особенностей сюжетов в сопоставлении с аналогичными сказаниями о воинственных девах. В данной работе впервые рассматривается образ женщины-богатырки якутского олонхо в Жирмунский В.М. Тюркский героический эпос. -Л.:Наука. Ленингр. отд-ние, 1974. - с.39. сопоставлении с образами дев-воительниц эпических сказаний бурят, башкир, хакасов и алтайцев.
В большинстве олонхо о воинственных девах женщина занимает высшее положение в эпическом обществе: чаще она выступает родоначальницей племени айыы. Об этом писал Н.В. Емельянов: «образы женщин-богатырок-прародительниц якутов в какой-то степени перекликаются с образами героинь исторических преданий. Эти фигуры воительниц, надо полагать, имеют более архаические черты, чем образы мужчин-богатырей, и восходят к «бытовым отношениям эпохи материнского рода». Сюжеты олонхо о женщинах-богатырках базируются, по-видимому, на древнейших общественных отношениях предков якутов. Но эти сюжеты не оставались неизменными, они о развивались, обогащаясь новыми идеями и мотивами» . Все это является отражением активной роли женщины в жизни данного народа - в период матрилокальной структуры общества.
В данное время представляются особенно актуальными такие исследования по структуре текста, в которых ставится вопрос исследования сюжетов и взаимодействия персонажей в эпическом тексте. Отсюда вытекает вопрос о необходимости более широкого и глубокого изучения, олонхо о женщинах-богатырках. Большой интерес для науки представляют вопросы всестороннего сопоставления образов женщин-богатырок с образами мужчин-богатырей, а также с образами воинственных дев в эпосах тюрко-монгольских народов, и народов Крайнего Севера для выявления сходств и различий в построении сюжетных линий и структуры системы персонажей в эпосе.
Все изложенное обусловливает актуальность нашей темы, определенной как «Образ женщины-богатырки в якутском олонхо».
Степень изученности темы. В устном поэтическом творчестве якутского народа эпос-олонхо занимает центральное место. Олонхо повествует о
2 Емельянов Н.В. Сюжеты ранних типов якутских олонхо. - М.: Наука, 1983. - С.93. подвигах богатырей айыы как главных персонажей. В большинстве сюжетов олонхо главным героем является мужчина-богатырь, однако наряду с ними существуют и сюжеты о героических подвигах богатырских дев.
Как отмечают многие исследователи, наличие сказаний, в центре которых женщина-богатырка, свидетельствует об активной роли женских образов в эпосе данного народа. И многих тюрко-монгольских народов существуют сказания о женщинах-богатырках. Тема женщин-богатырок, которые выступают главными героинями, защитницами родного народа и земли наиболее распространена в хакасском героическом эпосе. Такие сказания о девах-богатырках как, «Алтын Арыг», «Ай Хуучин», «Ай-Арыг», «Алтын-Сабах», «Ах-Чибек-Арыг» свидетельствуют о высокой общественной роли женщины в период родового общественного уклада хакасов. У алтайцев тоже есть сказания, где главным героем выступает женщина: «Алтын Туудьи», «Очи-Бала», героини которых ведут борьбу против злого хана-завоевателя.
В якутской фольклористике об этих сюжетах с главной героиней девушкой-богатыркой или богатыркой-шаманкой писали
Г.У. Эргис , И.В.
Пухов4, выдвинувшие гипотезу о том, что образы воинственных дев в эпосе восходят к матриархату. Интерес для нашей работы представляет работа известного якутского фольклориста Г.У.Эргиса «Очерки по якутскому фольклору», где отдельно отмечены женские образы олонхо. Здесь дана их общая характеристика, определены функции образов богатырок и шаманок. Также большое значение для темы данной диссертационной работы имеет исследование И.В.Пухова, где подмечено/«образы героинь олонхо сложнее и / разнообразнее образов героев олонхо. 'Некоторые героини только эпические красавицы, из-за которых происходит борьба богатырей. Другие, наоборот, Эргис Г. У. Очерки по якутскому фольклору. - Москва, 1974. - С. 181.
4 Пухов И.В., Эргис Г. У. Якутские олонхо // Строптивый Кулун Куллустуур: якутское олонхо. - М.: «Наука» - С. 544578. сами эпические богатырки, подчас превосходящие силой мужчин-богатырей»5. На основе их социального статуса в эпическом обществе автор выявил два типа женских персонажей: активные и пассивные. Из них к активным относятся образы богатырок и шаманок, а к пассивным - образы эпических красавиц. Первый тип женщин в олонхо представлен в образе богатырки, обладающей неимоверной силой, не уступающей любому сильнейшему герою. Второй тип героини предназначен быть женой богатыря, эти женщины не наделены физической силой, но очень умны и хитры. Они помогают богатырю победить абаасы. Но при этом он включил образ старухи-сплетницы Симэхсин к типу общих образов-рабов. И.В.Пухов заметил что, в обрисовке героинь в олонхо замечаются какие-то элементы индивидуализации их образов, чего совершенно нет в образах героев в олонхо.
Ценный материал по теме нашего исследования представляет работа Н.В. Емельянова6, который детально рассмотрел сюжеты олонхо о женщинах богатырках. На основе анализа девяти полных текстов и шести записей сюжетов I автор разделил олонхо о . воинственных девах на два типа: 1) Женщины-богатырки - первые жители Среднего мира, 2) Женщины-богатырки и защита племени айыы аймага. Он пришел к выводу, что сюжеты данных олонхо разворачиваются вокруг двух тем: «Взаимоотношения героини с богатырем-рабом» и «Потеря и поиск героиней ее коня (ребенка, сестры)». Однако, следует отметить, что тексты олонхо с героиней женщиной-богатырках еще не были объектом специального исследования.
Большой интерес для нашего исследования представляют работы исследователей бурятского эпоса Е.Н.Кузьминой «Женские образы в бурятском эпосе»7 и Н.Н.Николаевой «Образы чудовищ-мангадхаек и женщин-богатырш Пухов И. В. Якутский героический эпос олонхо. Основные образы. - М. :Изд-во АН СССР, 1962. - С. 126.
6 Емельянов Н.В. Сюжеты ранних типов якутских олонхо. - Москва, 1983. - 248 с.
I Кузьмина E.H. Женские образы в героическом эпосе бурятского народа. - Новосибирск: Наука, Сиб. Отд-ние, 1980. ~ 160с. в героическом эпосе бурят: функции, семантика и поэтика»8. В указанных работах раскрываются особенности изображения в бурятских улигерах л. женских образов, которые типологически близки с образом якутской . богатырки. Исследователь эпосов народов Крайнего Севера Ж.К.Лебедева в работе «Эпические сказания народов Крайнего Севера»9 исследовала сюжеты о девах-воительницах, не желающих выходить замуж. Этот тип сюжета имеет аналогию с хакасским и алтайским эпосами.
Таким образом, обзор литературы показывает малоизученность данной темы, отсутствие исследования монографического характера в якутской фольклористике.
Объектом исследования выступают образы женщин-богатырок якутских олонхо «Дьырыбына Дьырылыатта», «Кыыс Дэбэлийэ» и «Кыыс Дьуурайа» в сопоставлении с образами женщин-богатырок эпических сказаний хакасского «Ай Хуучин», бурятского «Аламжи Мэргэн», алтайского «Очи-Бала» народов.
Предметом исследования является изучение формульной характеристики образа женщины-богатырки на основе текстов олонхо (именные формулы, статус девы-воительницы в эпическом социуме, взаимодействие с другими персонажами, функции).
Целью исследования является выявление специфики образа женщины-богатырки в якутских олонхо, для достижения которой ставятся следующие задачи:
• Выявить особенности формульной характеристики женщины-богатырки 4 эпических сказаний'вышеназванных народов и определить место женщиныбогатырки в эпическом социуме; :
• Проанализировать взаимодействия женщины-богатырки с другими персонажами олонхо с целью определения основной функции героини;
• Николаева H.H. Образы чудовищ-мапгадхаек и женщин-богатырш в героическом эпосе бурят: функции, семантика и поэтика: Лвтореф. дис. канд. фипол. наук. - Улан-Удэ, 2005. - 26 с.
9 Лебедева Ж.К. Эпические памятники народов Крайнего Севера. - Новоискбирск: Изд-во Наука, 1982. -112 с.
• На основе сравнительно-сопоставительного анализа функций рассматриваемых персонажей выявить основные сюжетные типы олонхо о женщинах-богатырках;
• Провести структурно-семантический анализ образа и сюжетных типов олонхо,-эпических сказаний бурят, алтайцев, хакасов и башкир о женщинах-богатырках.
Теоретико-методологическая основа работы. В работе основополагающее значение придавалось принципу комплексного исследования. Данный принцип дает необходимый методологический подход к анализу именных формул, статуса девы-воительницы в эпическом социуме, взаимодействия персонажей и функции женщин-богатырок, структуры и семантики образа. Большое значение уделено методу структурно-семантического анализа, примененному Б. Кербелите в исследовании малого жанра фольклора - сказки и типологическому анализу, использованному Н.В. Емельяновым для изучения сюжетики олонхо.
Для осуществления поставленной цели и задач исследования также были использованы описательный, структурно-типологический, сопоставительный и лексико-семантический методы. Наряду с ними применены и лингвистические методы исследования, в частности, элементы словообразовательного и морфемного анализа.
Теоретико-методологической базой исследования послужили труды известных исследователей В.М.Жирмунского, Е.М.Мелетинского, Б.Н.Путилова, С.Ю.Неклюдова, Э.В.Померанцевой, Е.Н.Кузьминой, З.С.Казагачевой, В.Е.Майногашевой, Д.А.Бурчиной, Н.В.Емельянова, В.В.Илларионова, А.Е.Захаровой, Н.И.Филипповой и др., и работы эпосоведов Крайнего Севера П.Е.Ефремова, Ж.К.Лебедевой, Г.И.Варламовой и др.
Источниковая база. В исследовании широко использованы тексты якутских олонхо: 16 неопубликованных текстов, хранящиеся в Архиве
Якутского научного центра СО РАН и Института гуманитарных исследований АН РС/Я/: «Кыыс Дьуурайа» (ф. 5, оп. 6, ед. хр. 408), «Кыыс Ньургустай Куо» (ф. 5, оп. 7, ед. хр. 52), «Кыыс Ньургун Бухатыыр» (ф. 5, оп. 7, ед. хр. 55), «Кыыс Ньургун» (ф. 5, оп. 8, ед. хр. 22), « Кыыс Туйгун» (ф. 5, оп. 7, ед. хр. 54). «Кыыдааннаах Кыыс Бухатыыр» (ф. 5, оп. 8, ед. хр. 65), «Кыыс Бухатыыр» (ф. 5, оп. 6, ед. хр. 25), «Кыыс Бухатыыр» (ф. 5, оп. 7, ед. хр. 56), «Кыйдааннаах Кыыс Бухатыыр» (ф. 5, оп. 6, ед. хр. 341), «Кылааннаах Кыыс Ньургун» (ф. 5, оп. 8, ед. хр. 40). Изданные тексты олонхо о женщинах-богатырках «Удагаттар Уолумар, Айгыр икки» (1906) «Дьырыбына Дьырылыатта» (1981), «Кыыс Дэбилийэ» (2004). В качестве источников сопоставительного материала использованы тексты эпических сказаний бурят «Аламжи Мэргэн», алтайцев «Алтын Туудьи», «Очи-Бала», хакасов «Алтын Арыг», «Ай Хуучин», «Ай-Арыг», «Алтын-Сабах», «Ах-Чибек-Арыг», башкир «Урал-Батыр», долган «Аталами богатырь».
Научная новизна исследования определяется тем, что в представленной работе предпринята попытка комплексного подхода к изучению образа женщины-богатырки в якутском олонхо (именной формулы, статуса в эпическом социуме, взаимодействия с другими персонажами, функции) в сопоставлении с эпическими сказаниями о девах-воительницах тюрко-монгольских народов. Составлена классификация сюжетных типов олонхо о женщинах-богатырках.
На защиту выносятся следующие положения:
1. У якутов олонхо о женщинах-богатырках выделены как отдельные сказания, повествующие о богатырских подвигах воинственной женщины < во имя спасения людей своего рода.
2. Сюжеты олонхо о женщинах-богатырках - это отображение событий времен былого могущества женщины-воина, свободной и самостоятельной, выбиравшей и искавшей себе идеального жениха и мужа в результате богатырских деяний.
3. Функции женщин-богатырок в эпических сказаниях якутов, бурят, алтайцев и хакасов показывают эволюцию образа женщины как родоначальницы небесного происхождения, воительницы, не желающей выходить замуж, и жены. Из них наиболее архаичным является образ женщины-богатырки как родоначальницы небесного происхождения.
4. Аналогичные сюжеты сказаний о героических подвигах женщин-богатырок во имя спасения своего племени от эпических чудовищ встречаются у других тюрко-монгольских народов и являются отражением эпохи матриархата.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что результаты проведенного исследования могут быть применены при сравнительно-типологическом изучении эпических сказаний народов алтайской культурной общности. Также материалы диссертации могут быть использованы в качестве лекционных и факультативных курсов по «Устному народному поэтическому творчеству» и «Фольклору народов Сибири» в высших и средне-специальных учебных заведениях.
Апробация работы. Основные выводы диссертационного исследования были обсуждены на заседаниях центра олонхо ИГИ АН РС(Я) (Якутск), отдела фольклористики и литературоведения ИМБТ СО РАН (Улан-Удэ). По отдельным положениям работы сделаны доклады на международной научной конференции «Олонхо в контексте эпического наследия народов мира» (Якутск, 2000); научно-практической конференции молодых научных сотрудников и аспирантов (Якутск, 2003); международной научно-практической конференции «Тюрко-монгольские встречи: диалог культур» (Улан —Удэ, 2003), общероссийской научной конференции «Башкирский эпос «Урал-Батыр» и мифология» (Уфа, 2003). Материалы диссертации изложены в девяти публикациях общим объемом около 2,5 п.л.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений.
Похожие диссертационные работы по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК
Семантика эпического пространства и ее роль в сюжетообразовании: На материале якутского эпоса олонхо2000 год, кандидат культурол. наук Семенова, Лена Николаевна
Изобразительные памятники и эпическая традиция: по материалам культуры древних и средневековых кочевников Евразии2006 год, доктор исторических наук Ермоленко, Любовь Николаевна
Героиня-воительница в эпических жанрах русского фольклора2000 год, кандидат филологических наук Мадлевская, Елена Львовна
«Мир персонажей героического эпоса хакасов: художественно-эстетический аспект»2021 год, кандидат наук Шулбаева Наталья Владимировна
Исторические основы сказаний о женщинах-воительницах Южнорусских степей2005 год, кандидат исторических наук Богаченко, Татьяна Викторовна
Заключение диссертации по теме «Фольклористика», Данилова, Анна Николаевна
Заключение
В эпосе тюрко-монгольских народов образы дев-воительниц занимают особое положение, где основной функцией главной героини является защита своего племени от иноземных завоевателей. В якутском олонхо и в бурятском эпосе сестры-богатырки спасаютхвоих старших братьев от смерти. В алтайском эпосе «Очи-Бала» и в хакасском сказании девы-воительницы освобождают свой народ от рабства противостоящих ханов, защищают своих близких от эпических чудовищ, устанавливают мирную жизнь на родной земле. В данных эпических сказаниях общим является изображение образа женщины-воина как свободолюбивой, обладающей неимоверной силой, сильным непоколебимым характером, которые восходят к древним истокам в эпоху матриархата.
Исследование специфики образа женщины-богатырки в якутском олонхо, проведенное с применением комплексного подхода, позволило рассмотреть его как самостоятельный образ в системе персонажей олонхо. л
Сопоставительный анализ показал, что структурно-семантические модели именных формул якутского, алтайского, бурятского и хакасского эпосов схожи по своему строению. Они состоят из нескольких определительных рядов, указывающих на локальную, родословную и индивидуальную принадлежность персонажа. Определительные ряды, следуя друг за другом, стоят перед собственным именем - ядерным словом формулы. Формула завершается показателями, указывающими на сословный, профессиональный, половой и возрастной статусы персонажа. Формульные наименования персонажей служат для выявления фундаментальных семантических признаков, в которых отражается их «естественная» классификация, осуществляемая самим эпосом.
Однако, в структуре формул имен определительные ряды в алтайском, хакасском и бурятском эпосах располагаются неупорядоченно. То есть в них в отличие от якутского, отсутствует единая система построения именной формулы, что свидетельствует о более сложившемся стиле и разработанности образов последнего. Из них в структуре формул имен хакасского эпоса отсутствует один определительный ряд, указывающий на его место проживания.
Таким образом, они не идентичны с якутскими формулами имен по структуре,- но соответствуют по семантике имени.
В рассмотренных нами сюжетах олонхо эпические онимы на протяжении всего повествования остаются неизменными, являясь одной из наиболее устойчивых характеристик персонажей. С их помощью часто раскрывается идейный замысел всего эпического сказания и глубина его содержания. Формула имени эпического персонажа представляет собой особую структуру в передаче его образа.
Система эпических персонажей в олонхо представляет собой основу эпического социума. Они разделяются на диаметрально противоположные, по бинарной оппозиции добра и зла. Основные персонажи составляют пять групп: герои, близкие героя, антиподы, близкие антипода и нейтральные персонажи. Героиней выступает женщина, которая на протяжении всего повествования стремится к достижению той или иной поставленной цели. Антиподом является тот, кто противостоит ей в достижении этой цели. Между ними изображаются многочисленные родственники и сородичи обеих групп - близкие героя и антипода, вовлеченные в основной конфликт. В группу нейтральных персонажей входят те, которые, являясь чужаками для обеих сторон, но могут прийти на помощь любой стороне.
На основе взаимодействия женщины-богатырки с другими персонажами олонхо, женские эпические персонален можно классифицировать на следующие типы:
1) «женщина-айыы», образ женщины племени айыы, которая видит свое счастье в исполнении традиционной женской роли в виде матери, хозяйки очага, сестры;
2) «женщина-богатырка», самостоятельная и берет на себя обязанности выполнения мужской роли воина, удаганки-жрицы;
3) «женщина-абаасы» - в роли помощника главному отрицательному персонажу, в то же время они всегда хотят вступить в брак с богатырями айыы (их они либо заманивают в ловушку, либо берут в плен);
4) «женщины-удаганки» - в роли помощника главных героев, это удаганки (шаманки) двух миров и богини из Верхнего мира, женщины обладающие магическими способностями.
В олонхо с главной героиней соприкасаются множество персонажей - с момента ее рождения до замужества. В схеме взаимодействий персонажей представлены основные акты эпических персонажей по отношению к главной героине - богатырке. В результате детального рассмотрения взаимоотношений богатырки с другими персонажами выявляются главнейшие функции героини -богатырки.
В процессе развития сюжетных линий выявлены персонажи, выполняющие неодинаковые функции. Мы их распраделили на:
1) действующие персонажи;
2) фоновые персонажи.
В основе такого деления персонажей лежит принцип участия или неучастия персонажа в развитии сюжета. Действующие персонажи играют роли героя, антипода, близкого героя, близкого антипода. Фоновые персонажи отличаются от действующих только упоминанием в развитии сюжета; они нейтральны: не говорят, не переживают, не действуют, иногда они безымянны.
На основе сюжетной и функциональной характеристики изображенных образов женщин-богатырок в якутских олонхо нами выявлены три основных сюжетных типа: женщина-родоначальница, женщина-воительница, женщина-жена.
Эволюция образа женщин-богатырок происходит из изменения основных функций-героини, представленной в начале как родоначальница, которая имеет небесное происхождение и высокий статус. За ней следует функция женщины-воительницы, т.е. выступающей из племени людей айыы, но ведущей самостоятельный образ жизни, независимой ни от кого. В третьем сюжетном типе главная функция защитницы отодвигается на второй план, женщина-богатырка становится послушной женой.
В сюжетах олонхо главной целью героинь является поиск идеального жениха, в конце повествования они становятся женами сильных- богатырей-мужчин и хранительницами семейного очага. В хакасском и алтайском эпосе главные богатырки, в отличие от якутских, остаются защитницами родной земли и рода. В олонхо богатырка не только не забывает о своем настоящем предназначении продолжательницы рода, но она становится прародительницей нового рода и даже племени.
В якутском олонхо и бурятском сказании главная героиня сестра богатыря находит для брата его суженую, таким образом, обосновывая его дальнейшую жизнь. В отличие от якутской богатырки, бурятская дева-богатырка в дальнейшем своем действии не ставит цель поиска себе идеального жениха.
Сюжеты олонхо о женщинах-богатырках - это реликты воспоминаний о былом могуществе женщины-воина, свободной и самостоятельной, выбиравшей и искавшей себе идеального жениха и мужа в конце богатырских подвигов, изображенных в якутском олонхо наравне с героическим сватовством и женитьбой богатыря-мужчины.
Выявление и логико-семантический анализ макро- микро-сюжетов позволяет более четкому и точному построению структуры сюжетов каждого олонхо, способствующих выявлению функциональной взаимосвязи между персонажами антиподами на уровне действий персонажей, логически развивающих сюжетный ход олонхо.
Разделение сюжета олонхо на макро- и микро-сюжеты по методике Кербелите, позволила более четко и логически проанализировать структуры сюжета олонхо. Также способствовало выявлению функций и взаимосвязи действий персонажей олонхо, детальному рассмотрению действий второстепенных персонажей олонхо на логическом, символическом и прагматическом уровнях.
Таким образом, образ женщины-богатырки в якутском олонхо собрал все лучшие качества эпической женщины в гиперболизированном виде, которая выступает защитницей светлого племени и устроительницей мира в трех мифологических странах. Сюжеты олонхо о женщинах-богатырках являются отражением событий переходного периода от матриархата к патриархату.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Данилова, Анна Николаевна, 2008 год
1. Ай Хуучин: Хакасский героический эпос. /Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока/.- Новосибирск: ВО «Наука», 1997. 479 с.
2. Аламжи Мэргэн: Бурятский героический эпос. /Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока/.- Новосибирск: ВО «Наука», 1991. -312 с.
3. Алтын Туудьи. Новосибирск, 1950. (Вступит, статья «О героической девушке-богатырке»).
4. Анишева H.A. О женских персонажах в калмыцком героическом эпосе «Джангар». //Эпическая поэзия монгольских народов. Элиста, 1982. - 156с.
5. Аталами-богатырь: Долганское олонхо // Ефремов П.Е. Долганское олонхо -Якутск: Якут. кн. изд-во, 1984. С. 80-92.
6. Аханянова H.A. Поэтический синтаксис олонхо и характер эпической эпитетации // Фольклор и современная культура. Якутск, 1991. - С.120-139.
7. Бурчина Д.А. Гэсэриада западных бурят. Новосибирск 1990.
8. Бурцев Д.Т. Якутский эпос олонхо как жанр. Новосибирск: Наука, 1998. -82 с.
9. Васильев Г.М. Живой родник. Якутск, 1973. - С.80-102. Ю.Виноградов В.В. Сюжет и стиль. Сравнительно-историческое исследование.- М. Изд. АН СССР, 1963. 192с.
10. П.Винокурова Л.И., Попова А.Г., Боякова С.И., Мярикянова Э.Т. Женщина Севера: Поиск новой социальной идентичности. Новосибирск: Наука, 2004.- 206 с.
11. Габышева JI.JI. Структура и семантика текстов олонхо. // Язык Миф -Культура народов Сибири. Сб. науч. статей. Вып 2. - Якутск, Изд-во ЯГУ 1991. - С.61-78.
12. Гацак В.М. Восточнороманский героический эпос. Исследования и тексты. -М.: Наука, 1967. 236 с.
13. Голубкова О.В. Женские образы в народных верованиях восточных славян Сибири: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. Новосибирск, 2001. (ЛАД -Летопись авторефератов диссертаций, 6/2002).
14. Горошко Е. Особенности мужского и женского стиля письма // Преображение. Научно-литературный альманах. 1998. №6. - С. 48-64.
15. Далгат У.Б. Героический эпос чеченцев и ингушей. Исследования и тексты. -М.: Наука, 1971.-242 с.
16. П.Дмитриев П.Н. Образы богинь в олонхо //Полярная звезда, Якутск, 1981, №3. С.114-117.
17. Дмитриев П.Н. Эпические формулы в олонхо //Эпическое творчество народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск, 1978. -С.118-120.
18. Егорова А.И. Внутриэтнические различия в полоролевых стереотипах супружеских пар народа саха: Авторефер. дис. канд. филол.наук. Иркутск, 1997.
19. Емельянов Н.В. Сюжеты ранних типов якутских олонхо. Москва, 1983. -248 с.
20. Емельянов Н.В. Сюжеты олонхо о защитниках племени. Новосибирск, 2000. - 192 с.
21. Емельянов Н.В. Сюжеты олонхо о родоначальниках племени. Москва, 1990.-207 с.
22. Емельянов Н.В. Сюжеты якутских олонхо. Москва, 1980. - 375 с.
23. Емельянов Н.В., Петров В.Т. Якутский героический эпос «Кыыс Дэбилийэ» // «Кыыс Дэбилийэ»: Якутский героический эпос. /Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока/. Новосибирск: ВО Наука, 1993. -С.22.
24. Еремеев В.П. Мифологические персонажи в якутских сказках. // Мифология народов Якутии. Якутск, ЯФ СО АН СССР, 1980. - С.53-59.
25. Ефремов П.Е. Долганское олонхо. Якутск: Як. кн. изд-во, 1984. - 132 с.
26. Жеребкина И.М. Политические технологии тела. История женского как история сексуальности // Преображение: Русский феминисткий журнал. 1996 №4. С.20-27.
27. Жирмунский В.М. Сказание об Алпамыше и богатырская сказка. М.: Изд-во восточной лит-ры, 1960. - с.
28. Жирмунский В.М. Сравнительное изучение героического эпоса народов Средней Азии // XXV Международный конгресс востоковедов. Доклады делегации СССР. М., 1960. - С.69-76.
29. Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение и проблема литературных влияний // Известия АН СССР. Отделение общественных наук.-1936. №3.- С.24-28.
30. Жирмунский В.М. Тюркский героический эпос. JL: Наука, 1974. - 725 с.
31. Жирмунский В.М. Эпос народов Сибири и его историческая типология // Вопросы языка и фольклора народностей Севера. Якутск, 1972. - С. 121140.
32. Захарова А.Е. Типы якутских женщин в фольклоре якутов // Республиканское совещание по женскому движению «Саха дьахтара алаас хотуна», Якутск, 1996, 6-7 марта. - С.24-26.
33. Зб.Захарова А.Е. Архаическая и ритуально-обрядовая символика народа саха (по материалам олонхо). Новосибирск: Наука, 2004. - 312 с.
34. Илларионов B.B. Искусство якутских олонхосутов. Якутск, 1982. - 128 с.
35. Илларионов В.В. Эпические формулы в олонхо // Эпическое творчество народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск, 1978. -С.118-120.
36. Кербелите Б. Историческое развитие структур и семантики сказок: На материале литовских волшебных сказок. Вильнюс, 1991. - 243 с.
37. Кириллина A.B. Тендер: Лингвистические аспекты. М.1999. - С.57-59.
38. Косвен М.О. Матриархат. История проблемы. М.: 1948. - 268 с.
39. Костюхин Е.А. Типы и формы животного эпоса. М. Наука, 1987. - 269с.
40. Крук И.И. Восточнославянские сказки о животных. Образы. Композиция. -Минск, 1989.-306 с.
41. Кудияров A.B. Художественно-стилевые традиции эпоса монголоязычных и тюркоязычных народов Сибири. М.: ИМЛИ, 2002. - 327 с.
42. Кузьмина E.H. Женские образы в героическом эпосе бурятского народа. -Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1980. 160 с.
43. Кулаковский А.Е. Научные труды. Якутск.: Як. кн. изд-во, 1979.- С.9-10.
44. Кыыс Дьуурайа: (Рукопись) /Запись Н.В. Емельянова, Г.В. Федорова со слов Г.В. Дуякова из Хорулинского наслега Нюрбинского района, 1960 г. // Архив ЯНЦ СО РАН, ф.5, оп.7, ед.хр. -322 л.
45. Кыыс Дэбилийэ: Якутский героический эпос Новосибирск: ВО «Наука», 1993. - 330 с. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока).
46. Лебедева Ж.К. Женщина огонь - очаг - жилище в фольклоре народов Арктики // Женщина Севера: семья и общество. - Якутск, 1995. - С.12-15.
47. Лебедева Ж.К. Изображение персонажей в фольклоре и якутской прозе 2030-х гг. // Фольклор народов РСФСР. Уфа, 1977. - С.27-29.
48. Лебедева Ж.К. Обряд инициации в эпике тюрко-монгольских народов и народностей северо-востока Азии. // Джангар и проблемы эпического творчества тюрко-монгольских народов. Тезисы докладов и сообщений Всесоюзной научной конференции. Элиста, 1978. С.56-58.
49. Лебедева Ж.К. Реликтовые элементы женской культуры в фольклорной традиции субэтносов Арктики // Устный эпос: Проблемы истории, теории и сказительства. Материалы 111 Международной конференции памяти А.Б.Лорда. Якутск, 1994. - С.49.
50. Лебедева Ж.К. Эпические памятники народов Крайнего Севера. -Новосибирск: Изд-во Наука. Сиб. отд-ние, 1982. 112 с.
51. Липец P.C. «Завоеванная женщина» в тюрко-монгольском эпосе (в частности народов Сибири). // Фольклор и историческая этнография. М.: Наука, 1983. - С. 42-74.
52. Липец P.C. Образы батыра и его коня в тюрко-монгольском эпосе. М.: Наука, 1984.-287с.
53. Лутовинова Е.И. Сюжетный состав и принципы систематизации волшебных сказок с героиней-женщиной. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998. - 128с.
54. Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса: Ранние формы и архаические памятники. М.: Наука, 1963. - 460с.
55. Морозова М.Н. Антропонимия русских народных сказок // Фольклор. Поэтическая система. -М.1977. С.231-241.
56. Неклюдов С.Ю. Героический эпос монгольских народов: Уст. и литер, традиции. М.: Наука, 1984. - 253с.
57. Нестерова Л.Д. Главные герои сказок и олонхо. ////Эпическое творчество народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск, Изд-во ЯФ СО АН СССР, 1978. - С.159-162.
58. Новик Е.С. Система персонажей русской волшебной сказки //Типологические исследования по фольклору. М.: Наука, 1975. - С. 214246.
59. Петров В.Т. Изображение персонажей в олонхо. //Эпическое творчество народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск, Изд-во ЯФ СО АН СССР, 1978. -С.97-100.
60. Петров Г.А. Противопоставление персонажей в былинах // Вопросы жанров русского фольклора. М., 1972. - С.58-73.
61. Пол. Тендер. Культура. Немецкие и русские исследования. М.1999 . - 4.1.
62. Пол. Тендер. Культура. Немецкие и русские исследования. М.2000. - 4.2.
63. Потапов Л.П. Конь в верованиях и эпосе народов Саяно-Алтай // Фольклор и этнография. Связи фольклора с древними представлениями и обрядами. -Л.1977. С.106-110.
64. Пропп В.Я. Русский героический эпос (Собрание трудов В.Я.Проппа). М.: Лабиринт, 1999. - 640 с.
65. Пропп В.Я. Морфология сказки. М., 1969. - 220с.
66. Пропп В.Я. Поэтика фольклора: Сборник статей. М.: Лабиринт, 1998. - 351 с.
67. Путилов Б.Н. Методология сравнительно-исторического изучения фольклора. Л.; Наука, 1976. - 244 с.
68. Пухов И.В. Героический эпос тюрко-монгольских народов Сибири. Общность, сходства, различия. //Типология народного эпоса. М.: Наука, 1975.-С. 12-64.
69. Пухов И.В. Фольклорные связи народов Севера (Эпические жанры эвенков и якутов) // Типология и взаимосвязь народов СССР: Поэтика и стилистика. -Москва, 1980. С. 264-281.
70. Пухов И.В. Якутское героическое олонхо и эпос алтайцев // Полярная звезда. Якутск, 1970, № 3. - С.116-120.
71. Пухов И.В. Враги героя в олонхо и в «Алпамыше». Ташкент, 1959. - С. 203-215.
72. Пухов И.В. Героический эпос алтае-саянских народов и якутское олонхо. -Якутск Изд-во СО РАН ЯФ, 2004. 326 с.
73. Пухов И.В. К вопросу о генетической общности якутского героического эпоса олонхо с эпосом других сибирских народов //Национальное и интернациональное в литературе, фольклоре и языке. Кишинев, 1971. - С. 200-210.
74. Пухов И.В. Описание богатырского похода в эпосе тюрко-монгольских народов Сибири и калмыков // «Джангар» и проблемы эпического,творчества тюрко-монгольских народов. Элиста, 1978. - С. 88-96.
75. Пухов И.В. От фольклора к литературе. Якутск: Якут. кн. изд-во, 1980. -С.8.
76. Пухов И.В. Якутский героический эпос олонхо. Основные образы. М.: Изд-во АН СССР, 1962. - 256с.
77. Пухов И.В. Якутское олонхо и калмыцкий «Джангар» // Проблемы алтаистики и монголоведения. Элиста, 1974. - С. 61-68.
78. Пухов И.В., Эргис Г.У. Якутские олонхо // Строптивый Кулун Куллустуур: якутское олонхо. М.: «Наука» - С. 544-578.
79. Бб.Рютненек М. Тендер и'литература: Проблема «женского письма и женского чтения» // Филол. Науки. 2000. №3. - С.5-17.
80. Рябов О.В. Женщина и женственность в философии серебряного века.г
81. Иваново, 1997. с. 108-114.
82. Севортян Э.В. Этимологический словарь тюркских языков. М.: Наука, 1974.-767 с. '
83. Селиванов Ф.М. Изображение человека в былинах // Фольклор. Поэтическая система. М.: Наука, 1986. - С. 193-214.
84. Семейная обрядность народов Сибири: Опыт сравнительного изучения /И.С.Гурвич, К.Д.Босаева, В.П.Дьяконова/. М.1980.
85. Сиротина И.Д. Образ коня в русском, алтайском и якутском героическом эпосе // Сибирский фольклор. Межвуз.сб.науч.тр. Новосибирск, 1980. -С.124-128.
86. Словарь литературных терминов. М.: Наука, 1983. - 358с.
87. Сюжет и композиция литературного и фольклорного произведения. -Воронеж. Изд. Ворнежского университета, 1981. 148с.
88. Тимофеев-Теп л оухов И.Г. Кулун Куллустуур: Якутский героический эпос-Москва: «Наука», 1985. 606 с.
89. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика: Учеб. пособие М.:Аспект Пресс, 1996.-С. 199-200.
90. Уланов А.И. Бурятские улигеры: исполнение, композиция, изображение человека. Улан-Удэ: Бурятское кн. изд-во, 1968. - 75 с.
91. Урал-батыр: Башкирский героический эпос.- Новосибирск: ВО «Наука», 1997. 668 с. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока).
92. Успенский Б.А. Поэтика композиции: Структура художественного текста и типология композиционной формы. М. Искусство, 1970. - 225с.
93. Уткин К.Д. Культ женщины в якутских традициях // Уткин К.Д. Культура народа саха. Якутск: Бичик, 1998. - С. 178-205.
94. Филиппова Н.И. Имена собственные в олонхо. Структура и семантика. -Автореф. дисс.канд.фил.наук. Якутск 2000. - 22с.
95. Филиппова Н.И. Об одном эпитете Юрюнг Айыы Тойона. // Мифология народов Якутии. Якутск, 1980. - С.71-75.
96. Филиппова Н.И. Собственные имена персонажей в олонхо // Эпическое творчество народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск, 1978. - С. 167171.;
97. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. Л., 1936.- С.249.
98. Эпическое творчество народов Сибири и Дальнего Востока / Материалы Всесоюзной конференции фольклористов. Якутск: Изд. ЯФ СО АН СССР, 1978.-229 с.
99. Эргис Г.У. Очерки по якутскому фольклору. М.: Наука, 1974. - С. 201202.
100. Ядрихинский П.П. Дьырыбына Дьырылыатта Девушка-Богатырка: Якутское олонхо / Зап., послесл. и комм. П.Н.Дмитриева. Якутск: Якут.кн.изд-во, 1981. - 200 с.
101. Якутский героический эпос олонхо: Учеб. Пособие /Сост. Н.В. Емельянов, В.В.Илларионов. - Якутск, 1993. -45с.
102. Якутско-русский словарь. 25300 слов. /Под ред. П.А.Слепцова/. М.: «Сов. энциклопедия». - 1972. - 608 с.
103. Якутский эпос в контексте эпического наследия народов мира / Сборник научных статей. Якутск: Изд. ЯФ СО РАН, 2004. - 155с.1. Архивные источники:
104. Кыыс Дьуурайа: Рукопись/Запись Н.В.Емельянова и Г.В.Федорова со слов
105. Г.В.Дуякова из Хорулинского наслега Нюрбинского улуса, 1960 г. Архив ЯНЦ
106. СО АН, ф.5, оп.6, ед.хр.408.
107. Кылааннаах Кыыс Ньургустай Куо: Рукопись/Запись П.Г.Романова из 1-го
108. Хаптагайского наслега Мегино-Кангаласского улуса, 1944г. Архив ЯНЦ СО
109. РАН, ф. 5, оп. 7, ед. хр. 52.
110. Кыыс Ньургун Бухатыыр: Рукопись/ЗаписьА.Ф.Боярова со слов П.М.Оконешникова из Мугудайского наслега Чурапчинского улуса, 1935г., -Архив ЯНЦ СО РАН, ф. 5, оп. 7, ед. хр. 55.
111. Кыыс Ньургун: Рукопись/Запись Е.И.Говорова со слов П.М.Терютиной из Мугудайского наслега Чурапчинского улуса, 1939г. Архив ЯНЦ СО РАН, ф. 5, оп. 8, ед. хр. 22. ,
112. Кыыс Туйгун: Рукопись/Запись Семенова со слов И.С.Скрыбыкина из Соморсунского наслега Амгинского улуса, 1940г. Архив ЯНЦ СО РАН, ф. 5, оп. 7, ед. хр. 54.
113. Кыыдааннаах Кыыс Бухатыыр: Рукопись/Запись Н.А.Габышева со слов Н.Н.Рожина из Чокурдахского наслега Аллаиховского улуса, 1944г. Архив ЯНЦ СО РАН, ф. 5, оп. 8, ед. хр. 65.
114. Кыыс Бухатыыр: Рукопись/Запись краткого содержания олонхо, сделанная А.В.Поповым со слов А.И.Васильева, 1935г. Архив ЯНЦ СО РАН, ф. 5, оп. 6, ед. хр. 25.
115. Кыыс Бухатыыр: Рукопись/Запись Т.Т.Данилова со слов Е.Д.Винокурова из Средне-Колымского улуса, 1956г. Архив ЯНЦ СО РАН, ф. 5, оп. 7, ед. хр.
116. Кыйдааннаах Кыыс Бухатыыр: Рукопись/Запись Н.В.Емельянова со слов М.И.Еспека из Эвенкийского автономного округа, 1959г. Архив ЯНЦ СО РАН, ф. 5, оп. 6, ед. хр. 341.
117. Кылааннаах Кыыс Ньургун: Рукопись/Запись краткого содержания олонхо, сделанная Я.В.Стручковым со слов А.Д.Попова из Жохсогонского наслега Таттинского улуса 1940г. Архив ЯНЦ СО РАН, ф. 5, оп. 8, ед. хр. 40.56
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.