Жанровые особенности и структура программ общественной телекомпании "Пойтахт": 1996-2006 гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.10, кандидат филологических наук Муминджонов, Зулфиддин

  • Муминджонов, Зулфиддин
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2009, Душанбе
  • Специальность ВАК РФ10.01.10
  • Количество страниц 182
Муминджонов, Зулфиддин. Жанровые особенности и структура программ общественной телекомпании "Пойтахт": 1996-2006 гг.: дис. кандидат филологических наук: 10.01.10 - Журналистика. Душанбе. 2009. 182 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Муминджонов, Зулфиддин

Введение.3 —

Глава I Становление и деятельность телекомпании «Пойтахт» как общественного телевидения.13

§ 1 Общественное телевидение в структуре негосударственных электронных средств массовой информации.13 —

§2 Структурные особенности программ телекомпании «Пойтахт».38 —

Глава II. Информационно-аналитические жанры — основа творческой деятельности телеканала «Пойтахт».63

§ 1 Задачи информационных жанров в структуре программ телевидения «Пойтахт».63

§2 Стратегия аналитических программ телевидения «Пойтахт».118

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Жанровые особенности и структура программ общественной телекомпании "Пойтахт": 1996-2006 гг.»

Невзирая на то обстоятельство, что средства массовой информации по закону не считаются «четвертой властью», однако на самом деле они являются двигателем деятельности трех признанных законных властей: законодательной, исполнительной и судебной. Сегодняшние условия демократизации общества, глобализации процессов информации заметно способствовали активизации деятельности средств массовой информации. Современное общество, желающее быть осведомленным о событиях дня, нацеленное на повышение своих знаний относительно происходящих в мире процессов, испытывает огромную потребность в средствах массовой информации.

Телевидение печать, радио являются действенными средствами активизации важнейших процессов демократии, привлечения внимания населения к обсуждению и решению насущных проблем, формирования общественного мнения» [13, б].

Однако до сегодняшнего дня роль, значение и задачи местных телеорганизаций в системе средств массовой информации Таджикистана не стали предметом исследования. Следует отметить, что за пределами специальных исследований касательно особенностей формирования жанров телевизионной журналистики остались не только негосударственные телеорганизации, но также и государственное телевидение, с его структурными подразделениями. Данные вопросы, за исключением некоторых, нашедших отражение в ряде книг учебно-методического, публицистическо-описательного характера, воспоминаниях об этапах формирования и развития государственных телеорганизаций, в работах об отдельных жанрах телевизионной журналистики, остаются неизученными. Их изучение тем более актуально, если иметь в виду, что в Таджикистане

Цитаты будут даваться в скобках, где первая цифра автор и его произведение, а вторая страница. - Прим. автора. государственное телевидение осуществляет свою деятельность с 3-го октября 1959 года. По этой причине, избрав темой диссертационного исследования «Жанровые особенности и структура программ общественной, телекомпании «Пойтахт» (1996 - 2006)», мы попытались восполнить существующий пробел в изучении деятельности негосударственного телевидения. По существу, это первая попытка полного .научного исследования данной темы в Таджикистане.

Значимость и актуальность настоящего исследования можно обосновать. следующими доводами: во-первых, неуклонным ростом популярности и количества зрителей; во-вторых, тенденцией создания подобных телеорганизаций во всех городах и районах Таджикистана; в-третьих, возрастающим влиянием* таких телеорганизаций в формировании общественного мнения. В связи с этим возникает необходимость исследования жанровых особенностей и структуры программ ( местного-телевидения с учетом их особенностей, преимуществ и имеющихся недостатков.

Целью и задачей нашего исследования является:

- проведение краткого экскурса в историю возникновения государственного и негосударственного регионального телевидения в Таджикистане; определение . места общественной телекомпании «Пойтахт» в информационном пространстве Республики Таджикистан;

- выявление особенностей формирования информационно-аналитических программ в сетке общественной телекомпании «Пойтахт»;

- обоснование необходимости появления местных телеорганизаций и выявление их различия с центральным телевидением;

- разработка научных рекомендаций по целевому использованию телевизионных жанров.

Научная новизна настоящего диссертационного исследования заключается в том, что ее автором впервые предпринята попытка объективного теоретического исследования этапов становления, развития негосударственного телевидения, особенностей его деятельности в сравнительном аспекте с государственным телевидением, использования и места информационно-аналитических жанров в этой телеорганизации. Исследование имеет комплексный характер и осуществлено на основе анализа программ общественной телевизионной компании «Пойтахт» в сравнении с программами государственного телевидения.

Вопросы истории телевизионной журналистики и ее жанрово-стилистических особенностей в системе средств массовой информации получили достаточно глубокое и всестороннее освещение еще во времена бывшего Советского Союза в трудах многих ученых этой отрасли. Так, первый критик советского телевидения В.С.Саппак в 1963 году в своей книге «Телевидение и мы» впервые в научно-теоретическом ключе рассматривает и поясняет характерные особенности и природу телевидения. [105.]. Этот труд, представляющий,- по сути, 'собой первую попытку исторического и 1 структурного анализа телевидения как особой отрасли в системе средств массовой информации, считается библией телевидения. Не случайно он был дважды переиздан в 1968 и 1988 годах. Первый учебник телевизионной журналистики для высших учебных заведений «Основы телевизионной журналистики» был издан в 1966 году. [21.]. Авторы этой книги Р.А.Борецкий и А.Я.Юровский на основе анализа обширного фактологического материала раскрыли характерные особенности телевидения как средства массовой коммуникации со всей палитрой его возможностей, отличающихся от других средств массовой информации. Данный труд был также неоднократно переиздан и переведен на многие языки. Следует отметить, что вышеназванные ученые были первыми кандидатами и докторами наук в отрасли телевидения.

Автор настоящего диссертационного исследования в своих поисках руководствовался также методологическими достижениями ряда других ученых этой отрасли, среди которых: Э.Багиров, И.Кацов [15], Г.Фере [133], Г.Кузнецов [60], С.Муратов [7], И.Френг [72], Н.Галядкин [136], В.Цвик

141], Э.Сагалаев [104], В.Познер [91], Е.Апарина [12], Н.Зверева [43], Е.Иванова [48], и др.

О телевидении Таджикистана написан и издан ряд трудов исторического и художественно-публицистического характера, отдельных брошюр и статей, однако до сих пор не проведено научное исследование этой области. Таким образом, имеющееся в нашем арсенале огромное количество книг публицистической направленности, тяготеющих к жанру воспоминания, а также рекомендательно-образовательного характера можно разделить на три группы: массово-исторические, рекомендательно-образовательные и публицистическо-мемуарные.

Первая массово-историческая работа об электронных СМИ Таджикистана начинается с книги В.Шарифова и В.Волкова. «Полет слова» ' [147]. В этой книге, одним из авторов «которой является бывший председатель Комитета радио и телевидения Таджикистана В. Шарифов, впервые на основе официальных документов правительства и воспоминаний сотрудников радио рассказывается об истории зарождения и формирования радио Таджикистана. Наряду с повествованием о первых радиоточках в Таджикистане и' первых сотрудниках таджикского радио, трудностях и проблемах' радиовещания, вопросах воспитания кадров для радио, обеспечения отрасли современной техникой, авторы также показали 35-летнюю историю таджикского радио. Книга написана для массового читателя, в силу чего пояснения фактов и событий представлены в ней также в описательном ключе.

Первой« книгой о телевидении Таджикистана является книга первого режиссера этого телевидения А.Джураева «Телевидение» [37]. В ней представлена подробная информация об истории создания и развития телевидения, его характерных особенностях, месте телевидения в социалистическом и капиталистическом мире, о таджикском телевидении как неотъемлемой части советского телевидения, ее материально-технической базе, ее сотрудниках, создающих телевизионные программы, и о деятельности таджикского телевидения в нравственном воспитании трудящихся.

Журналистика» представляет собой сборник статей профессора И.Усманова, написанных им на протяжении тридцати лет и изданных ранее в печатных средствах массовой информации [130]. Эти статьи посвящены общим вопросам журналистики и научным проблемам этой области. Среди статей общего характера в книге также помещены работы, имеющие научно-исследовательский характер, в которых автор излагает и доказывает свою позицию относительно жанрово-стилистических аспектов, обретений и упущений таджикского телевидения. Большая часть статей данного сборника написана в связи с историческими датами, и для них характерен публицистическо-пропагандистский характер. > - Группа методико-образовательных изысканий своими истоками восходят к книге «Таджикская советская журналистика» группы авторов [127]. Это работа ориентирована именно на студентов факультетов журналистики. Поскольку, книга изначально планировалась в качестве учебника, и не претендовала на научно-исследовательский характер, вполне естественно, что в ней в большой степени преобладает стиль, более свойственный учебнику, нежели научному труду. Книга состоит из двух частей.

Первая часть, озаглавленная «Взгляд на таджикскую советскую журналистику», посвящена рассмотрению двух проблем - истории формирования печати и связанным с ней вопросам. Вторая часть — «Публицистика и ее особенности», имеющая в определенной степени отношение к проблемам теории и практики журналистики, представляет позицию исследователей относительно понятия публицистики и ее жанровой специфики.

Авторы придерживаются мнения, что до формирования таджикской журналистики, в ее сегодняшнем понимании, на ранней стадии становления этого вида деятельности можно обнаружить две изначальные формы устную и книжную. Элементы устной журналистики, в первую очередь, наблюдается в деятельности глашатаев, гонцов, проповедников, странствующих дервишей-каландров, а книжной — в произведениях историков и творениях писателей.

Следующий раздел книги посвящен характеристике жанров СМИ (18 жанров), которые группируются на три разновидности: информационные, аналитические и художественно-публицистические жанры.

Книга «Жанры телевизионной журналистики» Джумы Кудуса является учебным пособием, в котором, пусть и в общем плане, представлена информация о жанрах телевизионной журналистики [145].

Следующая работа - «Информационные жанры печати» А.Нуралиева написана в форме учебного пособия[81]. Одна из глав книги названа «Информационные жанры телевидения», в ней дается краткая теоретическая и практическая-справка о таких информационных жанрах телевидения, как новости, интервью и репортаж.

Основы телевизионной журналистики» А.Саъдуллоева и М.Шоева представляет собой учебное пособие для студентов, осваивающих профессию телевизионного журналиста [109]. Авторы данного учебного пособия приложили максимум усилий к тому, чтобы наряду с определением места' телевидения в системе средств массовой информации, пополнить знание обучающихся информацией о его технических и творческих возможностях, роли и месте особых и других жанров, используемых на телевидении, творческих возможностях и ограничениях тележурналиста. Помимо этого, в данной работе наряду с организационными вопросами также рассматриваются проблемы творческого характера, в частности принцип сбора материалов, доступности к документам, возможности исследования и анализа.

В книге С.Хочазода «История телевидения Таджикистана» на основе архивных документов и материалов прослеживается история создания таджикского телевидения, начиная со дня его основания и до обретения

Таджикистаном государственной независимости [140]. В главе «Некоторые особенности информационных жанров телевидения» дана краткая характеристика целого ряда информационных жанров телевидения с использованием конкретных материалов.

Современный мир: место телевидения и радио» Д. Давронова так же представляет собой учебное пособие, в котором рассматриваются такие важные вопросы, как роль телевидения и радио в процессах воспитания общества; формирование общественного мнения; рост популярности электронных средств массовой информации; место и значение телевидения и радио в жизни человека [35]. Первая глава книги посвящена роли и месту телевидения и радио-в современном мире, изучению истории формирования и развития таджикского радио, рассмотрению общности и отличия телевидения и радио, отдельных жанров радиожурналистики, неразрывной связи радио и слушателей, творческой деятельности на радио.

Вторая глава рассматриваемой книги, будучи полностью посвященной телевидению, представляет собой справочник об его истории, месте телевидения в • системе средств массовой информации," задачах телевизионного журналиста, о телевизионном сценарии, сотрудничестве творческой группы, путях и способах создания занимательных программ, роли рекламы на телевидении, информационном пространстве и его безопасности, воспитании профессионалов в этой отрасли и т. д. Данный труд предусмотрен для студентов факультетов журналистики и работников электронных средств массовой информации.

Основы телевизионной журналистики» (часть вторая) А.Саъдуллоева и М.Шоева относится к разряду тех книг, в которых дается обширная информация относительно жанров тележурналистики, впервые на конкретных примерах проводится детальный анализ таких информационных и аналитических жанров, как новости, отчет, интервью, репортаж, комментарий, обозрение, беседа, дискуссия, ток-шоу, пресс-конференция и корреспонденция (передача)- [109]. Размышляя о важности плана телевизионного сценария в создании программ, авторы в качестве примера многообразия художественно-публицистических жанров телевидения анализируют жанр телевизионной новеллы.

К разряду мемуарно-публицистических произведений, к которым мы также обращаемся в своем исследовании, следует отнести книгу: «Телевидение — зеркало жизни», принадлежащая перу первого диктора телевидения Таджикистана Рафоат Абдусаломовой, в которой она делится воспоминаниями об истории образования таджикского телевидения, трудностях подготовки программ, особенностях телевизионной техники, секретах и тонкостях этой отрасли СМИ [98].

Автор книги «Блеск звезд телевидения» М.Чураева долгое время была одной из ведущих дикторов телевидения Таджикистана, что позволило ей, со знанием дела говорить о тонкостях этой профессии, с огромной любовью и беспристрастно поделиться своими наблюдениями о деятельности коллег по цеху[146].

Четвертая власть» И.Мирзоева - книга мемуарно-публицистического жанра ветерана телевидения И.Мирзоева об истории телевидения Таджикистана, жизни и творческой деятельности его основоположников, втором и третьем поколении творческих работников, основных этапах развития и совершенствования таджикского телевидения [69]. Примечательно, что, невзирая на пафосность и публицистическую направленность, автор книги использует, главным образом, огромный историографический материал, архивные документы, конкретные факты и события, что позволяет вникнуть в атмосферу того периода, когда происходило формирование и становление телевидения в Таджикистане.

Несмотря на то, что в вышеперечисленных книгах, учебниках, учебных пособиях и мемуарно-публицистических произведениях рассматриваются вопросы своеобразия телевидения в системе средств массовой информации, его формирования' и' развития, отличая от других средств массовой информации," однако, к сожалению, проблема жанровой специфики затрагивается поверхностно и не подкреплена детальным анализом конкретного телевизионного материала. Говоря иначе, специфика отрасли и своеобразие формирования жанров телевизионной журналистики в Таджикистане до сих пор не подвергались комплексному исследованию.

Предпринятая нами попытка изучения жанровых особенностей телевизионной журналистики на примере отдельно взятой общественной телекомпании «Пойтахт», попытка объективного анализа журналистского материала, конкретных телевизионных программ с учетом их жанровой специфики, думается, будет способствовать дальнейшему развитию теоретического осмысления проблемы, а также дальнейшему исследованию * актуальных вопросов развития таджикского телевидения.

Диссертация написана на основе историко-сравнительных принципов -исследования,' анализа • структуры жанров телевидения в типологическом аспекте и применения метода опроса.

Результаты данного исследования могут быть использованы журналистами телевидения, в особенности в каждодневной деятельности журналистов регионального телевидения, при разработке* новых учебных программ на' факультетах журналистики, написании спецкурсов по рассматриваемой проблеме.

Материалы диссертации, приведенные в ней сведения могут лечь в основу ряда курсовых и дипломных работ студентов, обучающихся специальности телевизионного журналиста.

Представленная к защите диссертация является результатом' практической деятельности автора как главного редактора телеканала «Пойтахт», сценариста многих телевизионных программ и разработчика практических спецкурсов для группы студентов-телевизионщиков на факультете журналистики Таджикского национального университета: м < > Диссертация обсуждена на совместном заседании кафедр истории и теории журналистики и электронных СМИ, теории и практики печатных СМИ Российско-Таджикского (славянского) университета и кафедры 1 телевидения и радиовещания, печати Таджикского национального университета от 29 октября 2008года (протокол №8) и рекомендована к защите.

Диссертация состоит из введения, двух глав, поделенных, в свою очередь, на разделы, заключения и библиографического списка. Первая глава «Становление и деятельность телекомпании «Пойтахт» как общественного телевидения» состоит из двух параграфов. В ней представлена история зарождения телевидения в Советском Союзе и Республике Таджикистан, а также региональных телеорганизаций, основное внимание уделяется здесь общественной телекомпании «Пойтахт» и ее месту в информационном пространстве Республики Таджикистан.

Похожие диссертационные работы по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Журналистика», Муминджонов, Зулфиддин

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня, на важном и судьбоносном для Республики Таджикистан этапе средства массовой информации, в особенности телевидение, играют весьма важную роль в серьезных преобразованиях, нацеленных на строительство гражданского общества, формирования общественного мнения. Свобода слова («гласность»), а шире — свобода распространения информации, есть ключевой принцип атомизированного гражданского общества и либерального порядка жизни.

Телевидение, как одно из важнейших средств массовой информации, является наиболее массовым, охватывая и те слои населения, которые остаются за рамками влияния других СМИ.

По нашим наблюдениям, одной из причин однообразия телевизионных программ является неосведомленность о специфики телевизионных жанров, узкое толкование функциональных жанров, узкое толкование функциональных, структурных, выразительных возможностей телевидения. Например, о важном событии открытия туннеля «Истиклол» («Несависимость») было бы правильно подготовить не новость и даже не репортаж, а специальную передачу в формате отчета. И это оправдано тем, что зритель желает видеть это общественно важное событие во всех деталях, с самого начала до конца; Тоже самое можно сказать и относительно рабочих поездок»президента в города и районы республики, которые целеобразно освещать не в жанре полного отчета, а скорее всего в форме расширенных вестей или репортажа.; Предоставление этого новостийного материала зрителям в мельчайших подробностях, в плоть до каждого шага главы государства, свидетельствует о том, что наши тележурналисты порой еще демонстрируют свою неспособность разделений деталей события на важные и незначительные.

Неумение использовать широкие возможности аналитических жанров, как способ передачи оценок есть свидетельство непрофессионализма с у. г*.,п, • I журналиста. Именно по этой причине мы видим, что на многих телеорганизациях Таджикистана происходит смещение жанров, когда посредством жанра комментария поясняется какое нибудь важное событие, а в жанре обозрения специалистам конкретной области обсуждается и комментируются несколько важных событий относящихся к одной теме, связанной с определенным временным отрезком.

Интервью является информационным жанром и происходит от жанра беседы. Аналитическую телевизионную программу невозможно представить без жанра беседы. То есть анализ чаще всего осуществляется в форме интервью--беседы. Разгоревшаяся беседа готовит почву для рождения жанра дискуссии.

На основании наблюдений и анализа материалов передач общественного' телекомпании «Пойтахт» можно прийти к следующим выводам:

- Одна из тенденций развития современного телевидения — это регионализация 1 телевидения. Местное (городское, региональное) телевидение более точно учитывает особенности региона, национальные, конфессиональные, социальные характеристики конкретной телевизионной аудитории, освещая события и проблемы данного региона;

Новая форма аналитического жанра, разворачивающегося в присутствии - ¡телезрителей под названием ток-шоу сегодня пользуется огромной популярностью во всех телеорганизациях Таджикистана. Однако по причине незнания специфики этого жанра и слепого подражания ток-шоу российских телеканалов, таджикские ток-шоу получаются надуманными, сырыми и неинтересными.

Для создания передачи в формате данного жанра огромное значение имеет опыт ведущего. К сожалению, на ТВТ и «Сафина» роль ведущих ток-шоу, за исключением одного-двух опытных журналистов, выполняют, как правило, новички, которые при всём своём желании не могут добиться намеченных целей. Им не хватает знаний, опыта и мастерства;

- В( 1991 году, после приобретения Таджикистаном государственной независимости, в жизни таджикского общества произошли огромные изменения, которые коснулись также и электронных СМИ.

Одним из положительных изменений в жизни таджикских журналистов было упразднение цензуры, что позволило на ряду с государственными телеорганизациями осуществлять деятельность и негосударственным телевизионным, общественным и частным студиям. В результате конкуренции заметно расширилась тематика телевизионных программ, появилась возможность для свободного мыслевыражения, разнополюсного освещения • общественно-значимых проблем, анализа процессов преобразований в обществе и плюрализма мнений.

На ряду с этим в процессе поисков нового взгляда на действительность, построения1 демократического общества порой наблюдался массовый приток на'-''^государственное и негосударственное телевидение далеких- от профессионализма журналистов, обладающих слабой теоретической и практической базой, узостью» мышления, для которых телевидение было в первую очередь коммерцией; Они освещали события односторонне, поверхностно и непрофессионально. Одним из главных недостатков подобных тележурналистов было то, что многие передачи выходили в эфир без концепции, без сценариев и сценарных планов. То есть программы такого характера никем) до размещения в эфире не редактировались и не анализировались. Самым удивительным было то, что многие руководители таджикских телеорганизаций написание сценария и сценарного плана считали просто необязательным. В результате такого« отношения на многих телевизионных студиях сложилась такая обстановка, что некоторые журналисты превратили телевизионный эфир- в, трибуну пустословия, бессмыслицы и- логически несвязанной-речи. Проведение интервью без специальной подготовки или же ведение программы игнорируя жанровые особенности, по причине неосведомленности- о них, привели к неуважительному отношению к телезрителю, снижению его вкуса и в результате к потере интереса к телевидению.

События и явления, для освещения которых было достаточно одной минуты, как показал анализ многих программ иного периода, занимали в эфир до 4-5 минут пустословия, общих, затертых текстов. В особенности официальные сообщения показывались неоднократно с промежутками в один- полтора часа без учета их важности. Всё это делало новостные программы однообразными, серыми, неинтересными для зрителей.

Снятие цензуры позволило телеорганизациям поднимать в своих программах горячие темы, требующие своего скорейшего решения, анализировать их с участием зрителей, создавать по этому поводу общественное мнение, вывести на первый план, вместо информационно-монологических программ, программы аналитического характера, в которых преобладал диалог.

Требование времени, потребности зрительской аудитории подсказывают, что сегодня на телевидении вместо длинных, занимающих большое время программ, необходимо создавать лаконичные, мобильные, смотрибельные изобилующие анализом передачи. Ибо зритель в современном обществе дорожит каждой минутой и не желает растрачивать своё время по напрасно.

Исследование программ общественного телекомпания «Пойтахт», их сравнительный^ анализ с программами других государственных и негосударственных телеорганизаций в аспекте «Особенностей формирования информационно- аналитических жанров» показали, что: 1. Появление, и наряду с государственными телеорганизациями, активизация деятельности негосударственных телестудий положило конец монополизации государственных телестудий: телевидения Таджикистан, телестудий Горно-Бадахшанской автономной, Согдийской и Хатлонской областей.

2. Деятельность негосударственных телестудий в столице, городах и областях Республики Таджикистан подтолкнула государственные телеорганизации к повышению содержания и качества своих программ.

3. У таджикского зрителя появилось возможность выборочного просмотра телевизионных программ, высказывания своей точки зрения относительно того или иного события, официальных комментариев.

4. Широкое использование информационных жанров в общественной телекомпании «Пойтахт» способствовало формированию их жанровых разновидностей: а). Так -если на первых парах информационные программы «Паем» вели только лишь дикторы, то впоследствии роль ведущих подобных программ перешла к самим журналистам отдела информационных программ «Паём». Журналисты; 'готовящие эти передачи, гораздо лучше и интереснее предоставляли зрителям свою продукцию. б). Если в начале деятельности на телевидении «Пойтахт» преобладали устно-текстовые информации, в дальнейшем они стали заполнятся и подкрепляться видеосюжетами. в). На телевидении «Пойтахт» широко использовался жанр отчёта в то время, как другим жанрам уделялось меньше внимания. г). Корреспонденты очень редко предлагали выпуску свои подводки к тому или иному < сюжету, предоставляя это выпускающей бригаде. В следствии чего многие программы были во-первых слишком общими, во-вторых - не всегда точными. Позже эти недостатки были и устранены, что позволило ведущему-программы --журналисту более органично вводить новости в концу выпуска. - •

5. Большинство аналитических жанров твёрдо закрепившись в программах общественной телекомпании «Пойтахт» нашли широкое применение, за исключением двух жанров: * дискуссии и ток-шоу. С использованием элементов информационных жанров анализ событий и явлений посредством таких жанров, как комментарий, обозрение, беседа, корреспонденция и пресс-конференция, стал намного глубже, смотрибельней и действенным.

Несмотря на то, что жанры дискуссия и репортаж в отдельности на телевидении «Пойтахт» встречаются крайне редко, однако они как выспомагательной элемент часто применяются в структуре информационно-аналитических жанров. Было выявлено, что причиной редкого использования жанров дискуссии и ток-шоу прежде всего было отсутствие технических условий и необходимой для подобных программ оснащенной студии (телевидение «Пойтахт» располагало всего лишь одной маленькой студией, пригодной; для беседы 2-3-х человек). Помимо этого отсутствие опытных журналистов, способных вести подобные программы, также было немаловажным фактором слабого распространения вышеназванных жанров в её практике.

И всё же, несмотря на это многие аналитические жанры широко использовались на телевидении «Пойтахт» в целях постановки, анализа и обсуждения событий, явлений, проблем имевших важное значение в жизни жителей города. Знаменательно, что в анализе и обсуждении многих проблем принимали' участие сами зрители и свободно высказывали в эфире свои суждения и' предложения. Всё это играло важную роль в формировании общественного мнения, которое, в свою очередь, содействовало скорейшему решению насущных проблем.

6. Именно благодаря практике общественной телекомпании «Пойтахт» были устранены различия между диктором, репортёром и ведущим. Эти задачи совсем незаметно взяли на себя журналисты информационно-аналитических программ.

Практика показала, что с ролью ведущего, по сравнению с диктором и репортёром,, гораздо лучше и интереснее справляются сами журналисты, потому что они. являются авторами программ и заинтересованы в их качестве. 1 ' (;, С( 1 . I • I . . I

7. Если на первых порах своей деятельности телевидение «Пойтахт» в основном ориентировалось на информационные программы и считалось новостным телевидением, по прошествии определенного времени количество аналитических программ заметно возросло и в настоящее время данная телеорганизация является информационно- аналитической.

8. Исследования показали, что незнание жанровой специфики становится главной причиной не попадания в цель. Смещение жанров и даже их элементов приводит к рыхлости, нелогичности программы, снижению её популярности у зрителя.

1 Жанровая структура имеет для телевидения настолько существенное практическое значение, что неоднократно предпринимались попытки ее стандартизации и. задача приобрела сугубо теоретическую окраску. Однако, как показала1 практика общественной телекомпании «Пойтахт» отнесение телевизионной передачи к тому или иному жанру имеет, прежде всего, конкретный практический смысл.

В свою . очередь, от того к какому жанру — информационному, аналитическому или художественному - относится творческое произведение конкретного автора, зависят, с одной стороны, форма выражения, а с другой — зрительское восприятие.

По этой причине, соблюдение требований жанра, жанровой специфики и выбор его использования в зависимости от поставленной цели, имеет огромное- значение в творческой практике журналистов телевидения. Практическое значения жанра будущей передачи или программы телевидения «Пойтахт», как мы выяснили на основе анализа её деятельности, сказывалось уже на уровне сценарной заявки, так как связано с выбором технических 1 средств (например, репортаж требует транспорта или специфических1 средств связи, а беседа или дискуссия — студийного оборудования).

В целом исследование «Жанровые особенности и структуры программ общественной телекомпании «Пойтахт» позволило выявить возросший уровень профессионализма её журналистов, целенаправленное использование жанров, формирование новых подходов в освоении жанров, и технологий.

Подавляющее большинство журналистов этой телекомпании работают с оперативной информацией новостных и информационно- аналитических программ. Есть репортеры, занимающиеся подготовкой специальных программ. Всё это позволяет использовать эту технологию как действенную трибуну созидательных актов, привлечения населения к обсуждению насущных проблем общества, формирования общественного мнения в построении гражданского общества. I \ 11"-.). !ИГ11 г;.

1., 'О* ;и! »1 л. I

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Муминджонов, Зулфиддин, 2009 год

1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации - М., 1994 - 216 с.

2. Абдуджабборов А. Вахдати милли ба мо чи дод //Минбари халк. 2006. 27 июня.

3. Аврамов Д. С. Профессиональная этика журналиста: Учебное пособие.1. М., 1999.-128 с.

4. Аграновский В. А. Кто ищет. -М., 1988. 184 с.

5. Аграновский В. А. Вторая древнейщая? Беседы о журналистике. М., 1999.-148 с.

6. Адамов И. Как брать интервью? — Советское радиовещание и зарубежные страны. М., 1996. - 94 с.

7. Азарин В. От замысла до экрана. — М., 1995. — 164 с.

8. Азимов А. Становление таджикского радио. — Душанбе, 2007. 24 с.

9. Алексеева М. И.Практикум по редактированию материалов телевизионных передач. МГУ. 1977. - 116 с.

10. Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 2003. 86 с.

11. Андроников Ш А теперь об этом. М., 1985. - 78 с.

12. Апарина Е. О чем говорят регионы // Журналист. 1998. - №1.

13. Асрори В. Рахщмо. Душанбе, 1997. - 94 с.

14. Багерстам 3. Свобода прессы в демократическом обществе: Настольная книга по этике прессы. Тарту, 1992. - 128 с.15.лБагиров Э., Кацев И. Телевидение — XX век. — М., 1968. 286 с.

15. Багиров Э. Г., Борецкий Р. А., Юровский А. Я. Основы телевизионной журналистики. М.У 1987. — 346 с.

16. Баннов А., Вачнадзе Г. Чужие голоса в эфире. М., 1981.- 118 с.

17. Бердиева Г. Ойина бояд бегубор бошад //Чумхурият. 1999. 10 июля.

18. Бобе К., Арене У. Современная реклама. Толяти, 1995. - 84 с.

19. Боли сухан. Душанбе, 2004.- 76 с.

20. Борецкий Р. Телевидение на перепутье. М., 1998. - 104 с.

21. Борискин В. В. Правовые основы телевизионного и радиовещания в Российской Федерации. М., 2002. - 104 с.

22. Вагнадзе Н. А. Краткий очерк становления и развития отечественного и зарубежного телевидение. М., 2001. - 218 с.

23. Ваксберг А. Нераскрытые тайны. -М., 1993. 148 с.

24. Васильева JI. К. Делаем новости. М., 2003. — 74 с.

25. Вачнадзе Г. Всемирное телевидение. — Тбилиси, 1989. 186 с.

26. Волков-Ланит JI. Искусство запечатленного звука. М., 1964. - 94 с.

27. Ворошилов В. Журналистика и бизнес. Санкт-Петербург, 1998. - 76 с.

28. Гальперин Ю. Внимание: микрофон включен! М., 1960. - 118 с.

29. Гальперин Ю. Человек с микрофоном. М., 1971. - 162 с.

30. Голядкин Н. Краткий очерк становления и развития отечественного и зарубежного телевидения. М., 2001. Часть I. — 92 с.

31. Голядкин Н. Краткий очерк становления и развития отечественного и зарубежного телевидения. — М:, 2001. Часть II. 76 с.

32. Горохов В. М. Основы журналистского мастерства. — М., 1984. 68 с.

33. Груздаевав:, Куцая С. Руководство по технике речи. МГУ, 1964. - 84 с.

34. Давронов Д. Чахони муосир: мавкеи симо ва садо. Душанбе, 2007. - 92с.

35. Деннис Э., Мэрилл Д. Беседа о масс-медиа. М., 1982. - 242 с.

36. Джураев А. Телевидение. Душанбе, 1979. - 88 с.

37. Душанбе: энциклопедия. — Душанбе, 2004. — 416 с.39.;.Ибраева Г. MASS MEDIA в политической структуре общества. Алматы, 2000. -188 с.

38. Журналистика и-культура. Санкт-Петербург, 1995. - 98 с.

39. Зарва М. Слово в эфире? М., 1977. - 112 с.

40. Зехни^Т. Санъати сухан. Душанбе, 1967. - 182 с.

41. Зверева Н. В. Специфика деятельности регионального тележурналиста: Дис.;. канд. филол. наук/Н. В. Зверева: Моск. ун-т. -М., 2002. 173 с.

42. Зверева Н. В. Школа регионального тележурналиста. М., 2004. - 320 с.

43. Зеркало. Информационно аналитический бюллетень, Душанбе. 2000,4.

44. Зеркало. Информационно аналитический бюллетень, Душанбе. 2000, №12.

45. Зеркало. Информационно аналитический бюллетень, Душанбе. 2003, №1.

46. Иванова Е. JI. Влияние федерального телевидения на региональное каналы: (На примере Ростовской области): Дис. .канд. филол. наук. — Ростов н/Д., 2003. 198 с.

47. Камолиддинов Б. Сухан аз бахри дигарон гуянд. — Душанбе, 2001. — 172 с.

48. Камолиддинов Б. Масъалахои бахсноки нахви забони точики. Душанбе,2003'л-р 132 с.' «

49. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Минск, 1995. — 218 с.

50. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. Минск, 1995.-168 с.

51. Карнеги Д. Как перестать баспокоиться и начать жить. Минск, 1995. — 128 с.

52. Кемарская И. Телевизионный редактор-профессионал. — М., 2003. 98 с.

53. Князев А. Основы ^тележурналистики и телерепортажа. — Бишкек, 2003. — 248 с. | • ^

54. Конститутсияи Чумхурии Точикистон. Душанбе, 2003. - 76 с.

55. Конунхои Точикистон дар бораи воситахои ахбори омма. Душанбе, 2003.-360 с.

56. Корнилов Е. А. Журналистика на рубеже тысячелетий. Ростов н\Д, 1999:^>65 с. 1

57. Краткий юридический справочник для журналиста. М., 1999. - 138 с.

58. Кузнецов Г. В J ТВ журналист. - М., 1980. - 148 с.

59. Кузнецов Г. В. Так работают журналисты ТВ. -М., 2000. 118 с.1. V t , I

60. Кузнецов Г. В. ТВ журналистика: критерии профессионализма. - М., 2002.-221 с.

61. Кэррал Виктория Маккаллах. Новости на ТУ. М., 2000. - 96 с.

62. Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2004. -146 с.

63. Ленин и радио. М., 1973. - 78 с.

64. Лукина М. М. Технология интервью. М., 2003. - 74 с.

65. Мастерство журналиста. МГУ, 1977. - 264 с.

66. Методы журналистского творчества. М., 1986. - 126 с.

67. Мирзоев И. Рукни чорум. Душанбе, 2006. — 74 с.70.'Моду А. Международное гуманитарное право и деятельность журналистов. М:, 1994. - 34 с.

68. Муратов С. А., Фере Г. Репортаж с линии горизонта. М., 1975. - 88 с.

69. Муратов С. А. Диалог. М., 1983. - 96 с.

70. Муратов С. А. Нравственные принципы тележурналистики. М., 1994. —176 с.

71. Муратов С. А. Телевидение в поисках телевидения. — М., 2001. 165 с.

72. Муратов С. А. Телевизионное общение. М., 2003. - 118 с.

73. Набиева Р.', Зикриёев Ф. Таърихи халки точик. — Душанбе, 2001. 128 с.

74. Насруленко В.Н. Психология слухового восприятия. М., 1988. - 72 с.

75. Новое поколение журналистов за экологизацию СМИ. Душанбе, 2008. — 116с.

76. Новости, интервью, репортаж в зарубежном радиовещании и телевидении. — М., 1964. — 134 с.80:Носенко Э.Л. Эмоциональное состояние и речь. — Киев, 1981. 76 с.

77. Нуралиев А. Жанрхои ахбории матбуот. Душанбе, 2004. - 146 с.

78. Нуралиев А. Правовые основы журналистики. — Душанбе, 2005. 240 с.

79. Ойиномаи Ширкати телевизиони чамъиятии «Пойтахт». — 37 с.

80. Ориен ПЪЭчод чист? Эчодгар кист? Душанбе, 2006. - 396 с.

81. Очерки по истории Российского телевидения. — М., 1999. 184 с.

82. Ошёни булбулон. Душанбе, 1990. - 128 с.

83. Падейский В. Проектирование телепрограммы. М., 2004. - 88 с.

84. Панфилов О. Горячие точки. Таджикистан: журналисты на гражданской войне (1992 1997). - М., 2003. - 564 с.

85. Перелыгина Е. Б. Психология имиджа. — М., 2002. — 78 с.

86. Пильгунов Заметки об информации. М., 1967. - 86 с.

87. Познер В. Обращение президента Академии Российского Телевидения к тележурналистам региона // ТЭФИ. Вып. 1(4). 1998.

88. Полетаев Э. Рузноманигории байналхалки: рохнамо барои муаллифон аз Осиёи Маркази. Душанбе, 2005. - 300 с.

89. Попов В. Д. Информациология и информационная политика. М., 2001. —58 с.

90. Правовая основа журналистики. Душанбе, 2006. - 472 с.

91. Пронин Е. И. Выразительные средства журналистики. М., 1980. - 118 с.

92. Профессиональная этика журналиста. М., 2002. - 472 с.

93. Пугачев В. П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. -М., 2003. 92 с. ¡ -.

94. Рафоати • Абдусалом, Телевизион ойинаи зиндагист. Душанбе, 2002. -144 с. *

95. Рахмонов Э. Истиклолият неъмати бебахост. Душанбе, 2001. - 94 с.

96. Ревенко А. У микрофона наш корреспондент. М., 1964. - 92 с.

97. Репортаж в радиовещании и телевидении. М., 1961. - 122 с.

98. Романов Ю. Я. Я снимаю войну. М., 2001. - 86 с.

99. Рубинов А. Сила творчества. М., 1989. - 128 с.

100. Сагалаев Э. Эдуард Сагалаев борется за государственное телевидение // Незавизимая газета. — 1997. — 1 февраля.

101. Саппак B.C. Телевидение и мы. М., 1988. - 148 с.

102. Саруханов В. А. Азбука телевидения. М., 2003. - 112 с.107; Саъдуллоев А., Гулов С. Тахкики журналиста. Душанбе: Азия Плюс, 2001.-48 с.

103. Саъдуллоев А., Гулов С. Жанрхои журналистикаи радио. Душанбе, 2005.-72 с.

104. Саъдуллоев А., Шоев М. Асосхои журналистикаи телевизион. -Душанбе, 2007. 60 с.

105. Свобода и ответственность. Вена, 2000. - 186 с.

106. Симонов А. Температура гласности. М., 2001. - 124 с.

107. Солганик Г. Я. Тольковый словарь. Язык газеты, радио, телевидения. — М., 2002. 752 с.

108. Соловьев А. Б. Как организовать расследование. — М., 2001. 94 с.

109. Справочник: Правовая основа журналистики. Душанбе, 2006. — 472 с.

110. Срёдства массовой информации постсоветской России. М., 2002. -216с. * 1 1 i .л *i> -v. 11.

111. Стейкли П. Гузориши телевизиони. Интерньюс. — Душанбе, 2000. — 54 с.

112. Сто одна теленеделя: с Ириной Петровской. М., 1998. - 118 с.

113. Столичная газета. 1997. 14-30 марта. №6.

114. Столичная газета. 1997. 11-17 апреля. №10.120.'Столичная газета. 1997. 18-24 апреля. №11.

115. Телевидение вчера, сегодня, завтра. Вып. 1-9. М., 1981 - 1989. - 212 с.

116. Телевидение! в Европе: регулирование, политики и независимость. -Будапешт, 2006. -418 с.

117. Телевизионная журналистика. -М.: Высшая школа, 2002. 302 с.

118. Телевизионный сценарий. МГУ, 1975. - 176 с.

119. Технология интервью: учебное пособие для вузов / М.Лукина. — М.: Аспект Пресс, 2003. — 84 с.1261 Улмин Дж. Журналистские расследования: современные методы и техника. -М., 1998. 82 с.

120. Усмонов И:, Нуралиев А., Саъдуллоев А., Гулмуродов У. Журналистикаи советии точик. Душанбе , 1989. — 176 с. 1-28.|УсмоноВ'И., Давронов Д. Таърихи матбуоти точик. - Душанбе, 1997. — 428 с: •

121. Усмонов И. Назарияи публитсистика. Душанбе: LLIapsH озод, 1999. — 100 с.

122. Усмонов И. К. Журналистика. К. 1. Душанбе, 2005. - 480 с.

123. Усмонов И. К. Журналистика. К. 3. Душанбе, 2008. - 446 с.

124. Усмонов И. К. Назаре ба тахкикот дар сохаи журналистика. Душанбе, 2008. - 65 с.

125. Фатхуллоев С. Оё кувваи барк ва газ «бизнес» мешавад? «Чумхурият». — 2002. 17 декабр.

126. Фере Г. Товарищ ТВ. М., 1974. - 96 с.13 5.Фролов В. «Пойтахт»: незавизимость и оперативность. «Курьер Таджикистана». 2001. - 15 июн.

127. Фролов М; Репортер у микрофона. ЛГУ, 1966. - 112 с.

128. Фэнг И.-Теленовости: секреты журналисткою мастерства. ML, 1993. — 126 с: : '138:>Хлемендик В. Союз пера, микрофона и телекамеры. — М., 1977. — 118 с.

129. Хочазод С. Таърихи радиои Точикистон. Душанбе, 2006. - 144 с.

130. ХочазодС. Вожаномаи руси ба точикии сохаи радио ва телевизион. -Душанбе, 2007.-54 с.

131. Цвик В. Л. Телевидение: системные характеристики. М., 1998. - 186 с.

132. Цвик В. Л., Назарова Я. В. Телевизионные новости России. М., 2002. -172 с.

133. Черепахов М; С. Проблемы теории публицистики. М., 1973. - 312 с.

134. Чумъа Куддус.1'Жанрхои журналистикаи телевизион. Душанбе, 2003.48 c.v м ' '

135. Чураева М. Чилои ситорахои телевизион. — Душанбе, 2003. 126 с.

136. Шрифов В., Волков В. Полет слова. Душанбе: Ирфон, 1967. - 68 с.

137. Энсиклопедияи советии точик. Чилди 6. Душанбе, 1986. - 428 с.

138. Энсиклопедияи советии точик. Чилди 7. Душанбе, 1987. - 496 с.

139. Эъломияи хукуки башар. Душанбе, 1995. - 24 с.

140. Юровский А. Основы телевизионной журналистики. М., 1966. - 218 с.

141. Юровский А.Телевидение поиски и решение. - М., 1983. - 186 с.

142. ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММ ТЕЛЕПЕРЕДАЧ ИЗ АРХИВА ТВ «ПОЙТАХТ»:

143. Барномахои телевизиони чамъиятии «Пойтахт» барои 8 сентябри соли 996. ■ ■

144. Вести Интернета. 2000. 22 августа.

145. Инсон ва Конун.' 1999. 15 января.

146. Инсон ва Конун. 2001. 30 апреля.

147. Лоики миллат. 1997. 22 июля.

148. Паёми наврасон. 2001. 26 ноября.

149. Соярушан. 1998. 13 апреля.

150. Соярушан. 1999. 19 февраля.

151. Соярушан. 2005. 18 декабря.189. Тахт. 2004. 7 апреля.190. Хад. 1998. 5 августа,

152. Эхё ва вахдат. 1997. 27 июня.i; i ! î, -, , -i • \n .

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.