Жанровое своеобразие британской анималистики второй половины ХХ века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат наук Зуева Екатерина Владимировна

  • Зуева Екатерина Владимировна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2018, ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 154
Зуева Екатерина Владимировна. Жанровое своеобразие британской анималистики второй половины ХХ века: дис. кандидат наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет». 2018. 154 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Зуева Екатерина Владимировна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1.БРИТАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ АНИМАЛИСТИКА: ИСТОКИ И СТАНОВЛЕНИЕ

ГЛАВА 2. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ МОДИФИКАЦИИ NONFICTION В АНГЛИЙСКОЙ АНИМАЛИСТИКЕ

2.1. «Записки натуралиста»в контексте британской анималистики

2.2 Автобиографическая проза Дж. Даррелла: факт и вымысел

2.3 Профессиональная мемуаристика Джеймса Хэрриота

ГЛАВА 3. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ МИРЫ АНГЛИЙСКОЙ АНИМАЛИСТСКОЙ СКАЗКИ

3.1 Волшебная сказка Джеральда Даррелла

3.2 «Animal fantasy» Р. Адамса

3.3 Г. Килворт «Лунный зверь»: фантастическая история лис

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Жанровое своеобразие британской анималистики второй половины ХХ века»

ВВЕДЕНИЕ

С момента зарождения литературы произведения о животных становятся неотъемлемой составляющей художественного процесса. Функционирование образов животных проявляется в различных жанрах в разные временные периоды.

В нашем исследовании мы обращаемся к такому явлению, как анималистика, толкование которого весьма неоднозначно. Хотя литературная анималистика имеет достаточно давнюю историю и сформировавшуюся традицию, в теоретико-справочных специализированных

литературоведческих изданиях этот термин отсутствует. В Большом энциклопедическом словаре приводится следующее определение: "Анималистический жанр (от лат. animal -животное) - изображение животных в живописи, скульптуре, графике. Анималистический жанр сочетает в себе естественно-научное и художественное начало"1. В искусствоведческих энциклопедиях и словарях практически повторяется общее определение с некоторыми уточнениями. В словаре художественных терминов данный термин объясняется следующим образом: «Анималист. Художник изображающий животных. Живописец-анималист, скульптор-анималист, фотограф-анималист. Анималистика, Анималистический жанр, Анимализм (от лат. animal — животное). Жанр изобразительного искусства, основным объектом которого являются животные. В этом жанре работают

л

художники в живописи, фотографии, скульптуре и графике» . В «Популярной художественной энциклопедии», «Иллюстрированном энциклопедическом словаре» и в др. приводятся практически синонимичные определения: «Анималистический жанр - жанр изобразительного искусства, в котором главным мотивом является изображение животных. В

1 Большой энциклопедический словарь. Под.ред. А.М. Прохорова. - М.: Советская энциклопедия, 1993. - С.57

Словарь художественных терминов. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://artica.su/art_vocabulary - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 14.02.2018).

3

произведениях анималистического жанра тонкое знание животного мира, острота характеристики и декоративной выразительности образов сочетаются

3

с познавательными задачами» .

По непонятным причинам литература как вид искусства во всех определениях была проигнорирована. Мы называем анималистикой тот раздел литературы о животных, в котором осуществляется синтез естественнонаучного и художественного начал.

В зарубежном литературоведении существует термин "animal imagery" (дословно «животная образность»), точный аналог которого отсутствует в отечественном понятийном аппарате. Под данным термином понимается все многообразие отражения животного мира в литературном произведении: различные метафоры и сравнения, связанные с животными, сами образы животных, упоминание о них и т.д. В отечественном литературоведении термин «анималистика» только начинает входить в научный оборот, чем и объясняется весьма свободное, на наш взгляд, его использование и толкование.

Актуальность исследования обусловлена тем, что именно в английской литературе второй половины ХХ века наблюдается бурный расцвет анималистики, вобравшей в себя достижения предшествующих этапов.

Необходимо учитывать и тот факт, что именно для британской национальной культуры характерен особый культ животных, проявившийся на всех этапах ее развития и отразившийся в различных видах искусства. Любовь англичан к животным уже стала неким общеизвестным понятием, которое, конечно же, основывается на целом ряде фактов. Именно в Великобритании животные впервые становятся объектом заботы и защиты: еще в 1824 году в Великобритании было создано Королевское общество по

Популярная художественная энциклопедия. Под.ред. В.М. Полевого. - Т.1 - М.: Советская энциклопедия, 1986. - 476 с.

Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Иллюстрированный энциклопедический словарь. Современная версия. - М.: Эксмо, 2015. - 960 с.

защите животных (Аналогичное общество по защите детей появилось лишь в 80-е годы XIX века). Животные стали неотъемлемой частью английского изобразительного искусства: лошади Джорджа Стаббса, собаки Чарльза Барбера, домашние животные Эдгара Ханта и т.д. Именно в Великобритании, начиная с 1890-х годов, особенно популярной становится литературная сказка о животных.

Одним из следствий быстрого распространения техногенной цивилизации стало то, что в современном мире остается все меньше нетронутых уголков дикой природы. Встревоженные ситуацией писатели, вслед за учеными, все чаще начинают ставить вопрос о необходимости защиты и спасения природы, причем делают это в различных литературных формах. Одной из косвенных причин роста читательского интереса к данному виду литературы можно считать и то, что действие многих произведений писателей-анималистов разворачивается далеко за пределами Великобритании. Это не только стимулирует интерес читателей к экзотической природе разных уголков света, но и приводит к осознанию, что сохранение живой природы планеты является первостепенной задачей всего человечества.

В своем исследовании мы обращаемся к творчеству таких английских авторов второй половины ХХ столетия, как Дж. Даррелл4, Дж. Хэрриот5, Г. Килворт6, Р. Адамс7. Эти писатели обращаются к естественно-научным методам исследования, что в случае Дж. Даррелла и Дж. Хэрриотта обусловлено их профессиональной деятельностью, а в случае Г. Килворта и Р. Адамса - изучением различных научных биологических и этологических

4Джеральд Даррелл (1925-1995) - английский натуралист, писатель, основатель Джерсийского зоопарка и Фонда охраны дикой природы, которые сейчас носят его имя.

5 Джеймс Хэрриот (наст.имя - Джеймс Альфред Уайт) (1916-1995) - английский писатель, ветеринар и лётчик, автор книг о животных и о людях.

6 Гарри Килворт (1941 г.р.) - современный английский писатель, который приобрел огромную популярность в течение последних десятилетий. Он получил несколько литературных премий («British Science Fiction Award» 1992, «World Fantasy Award» 1988, и т.д.)

7 Ричард Адамс (1920-2016) - британский писатель - фантаст.

5

трудов, что подтверждают сами авторы во введениях к своим романам. Произведения данных писателей относятся не к научно-популярной, а к художественной литературе. Целью написания этих произведений является не только популяризация научного знания, но и выражение авторской позиции по тому или иному вопросу, так или иначе связанному с животными и миром природы в целом. Другой отличительной чертой является активное использование различных форм комического, что не характерно не только для научных, но и научно-популярных произведений, посвященных животным.

Новизна исследования связана прежде всего с тем, что творчество вышеуказанных писателей, широко известное российской читательской аудитории, впервые становится предметом комплексного литературоведческого анализа. Британская анималистика второй половины XX века рассматривается в общем процессе эволюции англоязычной литературы о животных, исследуются ее жанровые модификации.

Цель работы-определить специфику литературной анималистикина основе наиболее ярких ее образцов как в художественной литературе, так и в литературе шпА^ю^ исследовать жанровое своеобразие форм характерных для британской анималистики.

В соответствии с поставленной целью планируется решить следующие задачи:

• проследить этапы развития британской литературной анималистики; изучить соотношение художественного и документального начала в литературе о животных, а также исследовать их взаимодействие;

• обозначить роль, которую играют образы животных в художественно -документальной литературе, проанализировать приемы их создания в различных жанровых формах;

рассмотреть функционирование образов животных в произведениях сказочного жанра, изучить вопрос о научной компоненте этих образов

Объект исследования - британская анималистическая проза второй половины XX века.

Предмет исследования - жанровая специфика британской анималистики.

Материалом исследования являются многочисленные произведения Дж. Даррелла и Дж. Хэрриота, «Обитатели холмов» Р. Адамса, «Лунный зверь» Г. Килворта.

Теоретико-методологической основой диссертации стали труды ученых по проблемам жанра, художественно-документальной литературы (Местергази Е.Г., Николаев П.А., Затонский Д.В.), природе анималистической образности (М. Н. Эпштейна, А. В. Караковского, Г.А. Кобляковой, Ю.С. Ореховой, и т.д.).

Так как тема исследования связана с жанровыми особенностями анималистской прозы, необходимо пояснить, что мы понимаем под понятием «жанр», которое относится к числу наиболее спорных в литературоведении. Существует достаточно много различных его определений и трактовок8. Наиболее общим каноническим определением является «жанр - исторически сложившийся тип литературного произведения, характеризующийся определёнными сюжетными, композиционными, стилистическими признаками»9. Мы также будем опираться на идею М. Бахтина о постоянном обновлении жанровых форм. Идея «памяти жанра» (см. тезис М.М. Бахтина «жанр всегда помнит свое прошлое»10) гласит, что сохранение смысловой

8Зарецкий Ю.П. Теория литературных жанров и некоторые вопросы исторического изучения автобиографических текстов // Новый образ исторической науки в век глобализации и информатизации. М.: ИВИ РАН, 2005.-С. 159-173

Лейдерман, Н.Л. Жанр и проблема художественной целостности // Проблема жанра в англо-американской литературе (XIX -XX в.). Вып. II. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1976. - С. 3-27.

Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика - М.: Аспект Пресс, 1996. - 333 с. Хализев, В. Е. Теория литературы Текст. — М.: Высш. шк., 2002. 437 с.

9Белокурова, С.П. Словарь литературоведческих терминов. - Санкт-Петербург : Паритет, 2006. - 314 с.

10 Бахтин М.М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 6 - 71.

7

основы, запечатленной в постоянно воспроизводимом структурном инварианте жанра (по Г.Д.Гачеву - «отвердевшее содержание»11), сочетается в истории литературы с непрерывным изменением этой структуры и, тем самым, с постоянным обновлением смысла: «Жанр возрождается и обновляется на каждом новом этапе развития литературы и в каждом индивидуальном произведении этого жанра»12. Жанр, во всех своих разновидностях (как канонических, так и неканонических) не просто повторяет готовую и неизменную структуру и творческий принцип, но и порождает все новые формы своего воплощения. Одновременно жанр является одной из непосредственных форм литературного самосознания.

Формы функционирования образов животных в литературном произведении чрезвычайно разнообразны, и именно с этим связаны особенности их восприятия и осмысления различными исследователями. Подходы к данному вопросу в отечественном и зарубежном литературоведении различаются, что связано с особенностями национального менталитета.

Многие крупные ученые, так или иначе, обращались к проблеме функционирования образов животных в художественной литературе. Еще М.М.Бахтин в своих заметках о Г. Флобере составил план и наброски к своему (к сожалению, так и не осуществленному) исследованию, где он выделил несколько художественных принципов, которые должен использовать писатель при создании образов животных: «стремление проникнуть в специфику его жизни; создание монумента животного; своеобразное возрождение обожествления зверей и учения у зверей;

13

проблема жалости; элемент зверя в гротеске» . Развивая данные положения, М.М.Бахтин, выделяет следующие черты в восприятии образов животных:

11Гачев Г.Д., Кожинов В.В. Содержательность литературных форм // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. М., 1964. Кн. 2.- С. 18-19.

12 Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963. - С. 142.

13

См. Бахтин М.М. [О Флобере]/ Собрание сочинений М.М.Бахтина - М.: Русские словари, 1997. - Т.5. - С.130-137.

жалость (животное всегда беззащитно); космичность (обожествление животного); овеществление (животное вводится в круг человеческих, социальных функций); ярость (животное как часть первобытного, дикого мира природы). Из всего перечисленного нас, в первую очередь, интересует последнее, так как именно в этом положении говорится о принадлежности к биологическому миру природы как о неотъемлемом структурном элементе при создании образа животного. Мы понимаем, что это всего лишь наметки глубокого исследования роли животных образов в литературе, но, тем не менее, это первая попытка создания классификации данных образов и произведений, в которых они функционируют.

Вопрос об изображении животных в литературе начинает наиболее активно изучаться во второй половине ХХ века. В течение последних десятилетий на Западе появилось новое направление научных исследований, получившее название «human-animal studies». Точный перевод данного термина на русский язык невозможен, так как он включает в себя все многообразие наук, связанных со сложными взаимоотношениями человека и животных, таких как социология, история, литературоведение, этология, юриспруденция и т.д. Благодаря этому в последние годы появилось достаточное количество исследований, связанных с функцией образов животных в литературном произведении. Они представляют собой различные точки зрения и обращаются к различным аспектам литературы о животных.

В целом критические работы, посвященные животным в литературе, можно разделить на несколько больших групп. К первой относятся работы, предлагающие социологический подход к взаимоотношениям животных и людей (исследователи говорят о сложном комплексе связей между человеческим и животным социумами), при этом литературные примеры используются только в качестве иллюстраций этих взаимоотношений. В качестве примера подобных трудов можно привести работу М. Димэлло

«Животные и общество»14. М. Димэлло является одним из ведущих ученых, занимающихся проблемой функционирования животных образов в литературе в течение последних лет. Она также обращается к особенностям автобиографического повествования от лица животного в литературном произведении15, но ее подход, к данному вопросу представляется нам несколько ограниченным. Данная группа научно-критических работ является наиболее многочисленной16, но при этом наименее интересной для ученых-филологов, поскольку литературоведческий анализ подменяется социологическим подходом к взаимоотношениям животных с человеком и цивилизацией, а эстетическая составляющая специфики художественной образности практически не учитывается.

Вторая группа научно-критических работ, задействованных в диссертации, рассматривает либо специфику изображения животных в тот или иной национальной литературе, либо в определенный литературный

17

период .Одной из первых книг, посвященных этой проблеме, является

18

работа «Птицы в литературе» Леонарда Лютвака . Он обращается к изучению различных поэтических символов, воплощенных в образах птиц, в

14De Mello M. Animals and Society: An Introduction to Human-Animal Studies. - Columbia University Press, 2012. - 470 p.

15De Mello M. Speaking for Animals: Animal Autobiographical Writing. - Routledge, 2012. -288 p.

16Adams C. J., Donovan J. Animals and Women: Feminist Theoretical Explorations. - Duke University Press, 1995. - 381 p.

Huggan G., Tiffin H. Postcolonial Ecocriticism: Literature, Animals, Environment. - Routledge, 2015. - 306 p.

Rothfels N. Representing Animals.- Indiana University Press, 2002. - 256 p. Simons J. Animals, Literature and the Politics of Representation. - Palgrave Macmillan UK, 2001. - 218 p.

Weil K. Thinking Animals: Why Animal Studies Now? - Columbia University Press, 2012. -224 p.

17

Fiamengo J.A. Other Selves: Animals in the Canadian Literary Imagination.- University of Ottawa Press, 2007. - 363 p.

Allen M.Animals in American literature.- University of Illinois Press, 1983. - 210 p. Armstrong P. What Animals Mean in the Fiction of Modernity. - Routledge, 2008. - 264 p. Dannahay D. A., Morse D. D. Victorian Animal Dreams: Representations of Animals in Victorian Literature and Culture. - Routledge, 2017. - 362 p.

Seago K., Armbruster K. Literary Beasts: The Representation of Animals in Contemporary

Literature. - Edinburgh University Press, 2005. - 121 p.

18

Lutwack L. Birds in Literature. - University Press of Florida, 1994. - 286 p.

10

американской литературе, начиная с самых ранних произведений и заканчивая литературой ХХ века. Необходимо отметить, что Л. Лютвак обращается не к тем примерам литературных произведений, где птицы фигурируют как биологические существа, а к тем, где они выступают художественными образами, создавая определенную атмосферу. При этом следует отметить, что огромный пласт английской литературы о животных XX века является практически не охваченным вниманием ученых. Исключение представляет собой только детская литература, которая становится фокусом внимания части работ третьей группы.

Третья группа научно-критических работ, как и вторая, связана с непосредственно литературоведческим анализом, при том ученые обращаются к достаточно узким проблемам, таким, как роль животных образов в произведениях определенных жанров, сюда же можно отнести работы по творчеству определенных авторов и т.д. Данная группа является самой малочисленной, при этом авторы более детально анализируют литературное произведение, сами животные образы и т. д19.

Подход отечественного литературоведения имеет как свои достоинства, так и недостатки. Существуют различные виды работ,

посвященные развитию литературы о животных (монографии, статьи и

20

диссертации). Работа Е.А.Костюхина , посвященная историческим формам развития литературы о животных, является единственной монографией, посвященной только этому виду литературы. Е.А. Костюхин говорит о традициях фольклора, рассматривает их влияние на животный эпос разных народов. В своей работе он прежде всего анализирует аллегорическую роль образов животных.

19Elick С. Talking Animals in Children's Fiction: A Critical Study - McFarland, 2015. - 258 p.

Mitts-Smits D. Picturing the Wolf in Children's Literature. - Routledge, 2012. - 218 p.

Vint S. Animal Alterity: Science Fiction and the Question of the Animal.-Liverpool University

Press, 2012. - 269 p.

20

Костюхин Е.А. Типы и формы животного эпоса / [АН СССР.Ин-т востоковедения]. — М.: Наука, 1987. — 269 с

Известные отечественные литературоведы, такие как М.Н. Эпштейн, в отдельных своих статьях также обращались к образам животных и той роли, которую они играют в произведениях. В качестве объекта анализа были отобраны те произведения (лирика русских поэтов XVШ-XXвв.), где животные не являются центром повествования, и основным объектом внимания исследователя становится роль данных образов в создании композиционно-сюжетного единства художественного текста21.

Существуют многочисленные статьи, посвященные роли образов животных в русской литературе. А.Г. Козлова вводит понятие «русская литературная анималистика» и разграничивает анималистику и бестиарий22. В своей работе она говорит о трех основных подходах к изображению животного и в соответствии с ними о трех основных типах анималистических образов. Первый связан с изображением животных как реалий природного мира (он характерен в основном для жанров, в которых преобладает информативная функция). Второй - с очеловечиванием животных (антропоморфизм), наделением их качествами людей (в фольклоре анималистические персонажи этого типа представлены, в первую очередь, в сказках о животных). Образы животных в данном случае выступают в двойной функции: как аллегорические образы, олицетворяющие те или иные качества человека, и собственно, как образы животные. И, наконец, третий -животные, наделённые волшебной силой, надприродными качествами -фантастические зооморфные существа (такого типа анималистические персонажи встречаются ещё в мифологии, в эпоху классического фольклора они наиболее частотны в волшебных сказках). А.Г. Козлова создает интересную классификацию и прослеживает развитие русской литературы о животных.

21

Эпштейн М. Н. Мир животных и самопознание человека (По мотивам русской поэзии XIX-XX вв.) / Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. 1986: Человек - природа - искусство.- Л.: Наука, 1986. - С. 126-146.

22См. Козлова А.Г. Русская литературная анималистика: история и

современность[Электронный ресурс] -Режим доступа: http://worldlit.hnpu.edu.Ua/8/2.php -Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 14.04.2016).

12

Терминологическая непроработанность приводит иногда даже к курьёзным результатам. Так термин «анималистика», выступая в качестве синонима «литературы о животных», используется чрезвычайно широко и применяется к любым произведениям, где, так или иначе присутствуют образы животных. Примером подобной трактовки может служить статья известного специалиста по русской литературе С.А. Голубкова, в которой он сравнивает рассказ Ф.М. Достоевского «Крокодил» с одноименным рассказом М.Я. Козырева, и которая называется «О двух эпизодах в истории

23

русской литературной анималистики» . Мы ни в коей мере не подергаем сомнению высокопрофессиональный литературоведческий анализ профессора С.А. Голубкова, но вынуждены констатировать невозможность подобного заглавия статьи, ибо анализируемые произведения никакого отношения к истории русской литературной анималистики, и вообще к литературе о животных, отношения не имеют. В данном случае надо говорить о роли, которую образ крокодила играет в произведениях сатирического жанра. Подобное неправомочное использование термина «анималистика», на наш взгляд, связано и с его этимологией (от английского animal - животное).

Часто попытки упорядочить литературу о животных приводят к объединению абсолютно различных произведений, где общим является лишь использование зоологических образов. Публицист и поэт А. Караковский предпринял попытку классифицировать литературу о животных, что привело к весьма неоднозначным результатам24. Исследователь смешал все литературные жанры и виды - от научных работ Ж. Кусто до философской притчи Р. Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» - и предложил следующую типологию литературы о животных:

23

Голубков С.А. О двух эпизодах в истории русской литературной анималистики. // Культура и текст. - 2015. - № 5 (23). - С. 58-65.

24Караковский А. Литературный анимализм как метод и руководство к действию // Уроки словесности: Точки над ЦЭлектронный ресурс] - Режим доступа: http://www.epygraph.ru/text/8. - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 10.04.2015).

13

«классический натурализм» - антропологический момент сведен к минимуму;

• «эмпатический натурализм» - через биологическую составляющую образа животного писатель пытается дать своему читателю представление о философских вопросах и проблемах;

• «сравнительная антропология» - писатель использует образы животных для сопоставления их с образами людей;

«сентиментальная анималистика» - писатель говорит о восприятии людьми животных;

• «басня» - (А.Караковский имеет в виду традиционную басню о животных)

К произведениям второго и третьего типа исследователь относит те произведения, которые, на наш взгляд, не могут быть названы литературой животных. Приводя в качестве примера «сравнительной антропологии» «Песнь о Соколе» М.А. Горького, исследователь не принимает во внимание символическую наполненность образов, которую уже не являются образами животных в прямом смысле этого слова. Тем не менее, в этой весьма спорной классификации прослеживается важное рациональное зерно. А. Караковский в качестве основного критерия при делении произведений на группы выдвигает соотношение научного и художественного компонентов в том или ином виде.

В течение последнего десятилетия отечественные исследователи начинают обращаться к вопросу развития анималистики в зарубежной литературе. В частности, необходимо обратить внимание на статью Е.М. Шастиной, в которой она рассматривает роль животных образов в творчестве ЭлиасаКанетти25, а также диссертации Ю.С. Ореховой26 и А.А.

27

Мостепанова27.

25

Шастина Е.М. "Антропологическая анималистика" ЭлиасаКанетти. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2014. - № 3-2 (33). - С. 200-203.

В своей работе «Анималистическая литература Франции: традиции и их трансформация в творчестве С.-Г.Колетт» Ю.С. Орехова рассматривает историю французской литературы о животных, а также ее развитие в ХХ веке. По мнению исследователя, у С.-Г.Колетт описание каждого животного представляет собой сочетание видимых литературных элементов («портрет» животного, его повадки, составляющие целостный образ животного) и элементов скрытых, невидимых (связанных с функцией, которую в повествовании выполняет животное). Эта двойственность является характерной для всех животных персонажей и представляет собой отличительную черту творчества С.-Г.Колетт. Животные С.-Г.Колетт одновременно и естественны с научной, биологической точки зрения и загадочны в художественном смысле.

Ю.С. Орехова обращается к традициям французской научной литературы о животных, исследует их влияние на творчество писательницы, таким образом, мы видим, что для исследователя важен момент реализации естественно-научной части термина «анималистика».

Объектом исследования А.А. Мостепанова становится английская сказка о животных первой половины XX века. Нам кажется удачной, созданная им, классификация литературных произведений, в зависимости от того, как показаны там герои-животные. Исследователь создает следующую типологию животных образов в сказках: животные как животные; животные как люди; животные как волшебные существа.

Данная классификация достаточно полно вмещает в себя весь пласт детской литературы о животных. Сказка неизменно включает в себя традицию антропоморфизма, идущую от народной сказки, и именно поэтому

26Орехова Ю.С. Анималистическая литература Франции: традиции и их трансформация в творчестве С.-Г. Колетт : дис. . кандидата филологических наук : 10.01.03 / Орехова Юлия Сергеевна; Место защиты: Рос.гос. ун-т им. Иммануила Канта. Калининград, 2008.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Зуева Екатерина Владимировна, 2018 год

БИБЛИОГРАФИЯ

Источники:

1. Адамс Р. Обитатели холмов. - М.: Эксмо, 2011 - 562 с.

2. Даррелл Дж. Говорящий сверток: сказочная повесть. - Л.: Дет.лит.,

1990. - 219 с.

3. Даррелл Дж. Ковчег на острове: Золотые крыланы и розовые голуби; Натуралист на мушке; Ковчег на острове. - М.:АРМАДА, 1995 - 417 с.

4. Даррелл Дж. Перегруженный ковчег. Гончие Бафута. Три билета до Эдвенчер. Путь кенгуренка - М.: Мысль, 1991. - 592 с.

5. Даррелл Дж. Под пологом пьяного леса. - М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2011. -236 с.

6. Даррелл Дж. Филе из палтуса. - М.: АСТ, 2003. - 350 с.

7. Даррелл Дж. Моя семья и другие звери. - М.:АРМАДА, 1997. - 348 с.

8. Даррелл Дж. Юбилей ковчега: Ай-ай и я; Юбилей ковчега. -М.:АРМАДА, 1996. - 410 с.

9. Килворт Г. Лунный зверь: история лис: Роман - СПб.: Азбука, 1999 -352 с.

10. Киплинг Р. Рассказы. Стихи. Сказки / Р. Киплинг. М. : Высш.шк., 1989.- 383 с.

11. Киплинг Р. Сказки Старой Англии / Р. Киплинг. СПб. : МП РИЦ «Культинформ-пресс», 1992. - 124 с.

12. Сказки Британских островов // В 2 т. - М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1992. - Т. 1. - 255 с.

13. Сказки Британских островов // В 2 т. - М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1992. - Т. 2. - 288 с.

14. Сказки века 2 / сост. Р. Быков. - М.: «Полифакт. Итоги века», 1999. -832 с.

15. Сквозь волшебное кольцо. Британские легенды и сказки / пер. с англ. Н. Шерешевской. - М.: Правда, 1988. - 480 с.

16. Хэрриот Дж. Из воспоминаний сельского ветеринара. - М., 1993. -440 с.

17. Хэрриот Дж. Среди йоркширских холмов. - М., 1996. - 347 с.

18. Adams R. Watership Down - NY: Oneworld Publications, 2014 - 454 p.

19. Durrell G. A Zoo in My Luggage. - L.: Penguin, 1980. - 182 p.

20. Durrell G. My Family and Other Animals. - L.: Penguin, 2017. - 320 p.

21. Durrell G. The Bafut Beagles. - L.: Open Road Media, 2017. - 202 p.

22. Durrell G. The Corfu Trilogy. - L.: Penguin, 2006. - 768 p.

23. Durrell G. The New Noah. - L.: Pan Macmillan, 2012. - 152 p.

24. Durrell G. The Talking Parcel. - L.: Colins, 1974. - 1920 p.

25. Durrell G. The Whispering Land. - L.: Penguin, 2012. - 224 p.

26. Durrell G. Two in the Bush. - L.: Pan Macmillan, 2012. - 208 p.

27. Herriot J. All Things Bright and Beautiful: The Classic Memoirs of a Yorkshire Country Vet. - L.: Pan Macmillan, 2012. - 384 p.

28. Herriot J. All Creatures Great and Small: The Classic Memoirs of a Yorkshire Country Vet. - L.: Pan Macmillan, 2012. - 432 p.

29. Herriot J. All Things Wise and Wonderful: The Classic Memoirs of a Yorkshire Country Vet. - L.: Pan Macmillan, 2012. - 384 p.

30. Kilworth G. Hunter's Moon - L.: Hachette, 2013. - 330 p.

Научно-критическая и справочная литература:

31. Алексеев М. П. Английская литература: Очерки и исследования / М. П. Алексеев. Л. : «Наука», 1991. - 464 с.

32. Анатольева Е. Тайны литературной сказки - М.: Преет, 1998. - 226 с.

33. Английская литература от XIX века к XX, от XX к XIX: Проблема взаимодействия литературных эпох. - М.: ИМЛИ РАН, 2009. - 568 с.

34. Арзамасцева И. Н., Николаева С. А. Детская литература : учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений - М.: Издат. центр «Академия», 2000. - 472 с.

35. Аристотель. История животных. - М.: Издательский центр РГГУ, 1996. - 528 с.

36. Артемов В. А Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии. - Воронеж : ВГУ, 1999. - 95 с.

37. Артемьева Н. А. Анималистические образы в баснях И.А. Крылова: автореф. дисс. ... канд. филол.наук: 10.01.01. - Смоленск, 2012. - 28 с.

38. Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 368 с.

39. Аттенборо Д. В мире животных. - М.: Знание, 1967. - 256 с

40. Барт Р. Мифологии. - М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1996. -312 с.

41. Басинский П.В. Писатель и его собака // Октябрь. -1997. - №10. -С.188-190.

42. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. - М., 1963. - 468 с.

43. Бахтин М.М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве // Вопросы литературы и эстетики. - М., 1975. - С. 6 - 71.

44. Бахтин М.М. [О Флобере]/ Собрание сочинений М.М. Бахтина - Т.5 Работы 1940-х - начала 1960-х годов. - М.: Русские словари. - 1997. -735 с.

45. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. - Санкт-Петербург: Паритет, 2006. - 314 с.

46. Белоусова Е. М. Анималистическая образность в художественной литературе: проблемы изучения (К истории и теории вопроса) // Вестник Научно-практической лаборатории по изучению литературного процесса XX века. - Воронеж: ВГПУ, 2008. - Вып. XII. - С. 77-86.

47. Большой энциклопедический словарь. Под.ред. А.М. Прохорова. - М.: Советская энциклопедия, 1993. - 1632 c.

48. Борисенко А. Песни невинности и песни опыта // Иностранная литература. 2002. - №4. - С. 257-265.

49. Боттинг Д. Джеральд Даррелл. Путешествие в Эдвенчер. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. — 640 с.

50. Брандис Е. П. От Эзопа до Джанни Родари. - М.: Дет.лит., 1980. - 446 с.

51. Брауде JI. Ю. К истории понятия «литературная сказка» // Известия АН СССР. - Сер. Литература и язык. 1997. - № 3. - С. 71-268.

52. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Иллюстрированный энциклопедический словарь. Современная версия. - М.: Эксмо, 2015. - 960 с.

53. Будур Н. В. Зарубежная детская литература. - М.: Изд. центр «Академия», 1998. - 389 с.

54. Буслаев Ф. И. Народный эпос и мифология. - М.: Высшая школа, 2003. - 400 с.

55. Бэлза С. И. Послесловие / Сквозь волшебное кольцо. Британские легенды и сказки. - М. : Правда, 1988. - С. 472-479.

56. Вейман Р. История литературы и мифология. - М.: Изд-во «Прогресс», 1975. - 344 с.

57. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. - М.: Высшая школа, 1989. -404 с.

58. Викторова Н. А. Английская литературная сказка эпохи постмодернизма : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.03 - Казань, 2011. - 180 с.

59. Гаврилина О.В. Анималистические образы и их функции в современной женской прозе России [Электронный ресурс] - Режим доступа:

http: //kab307.ucoz.ru/publ/obo_mne/obo_mne/animalisticheskie_obrazy_i_i kh_funkcii_v_sovremennoj_zhenskoj_proze_rossii/39-1 -0-173. - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 14.04.2016)

60. Галина М. С. Авторская интерпретация универсального мифа (Жанр «фэнтези» и женщины-писательницы) // Общественные науки и современность. 1998. - № 6. - С. 1б1-170.

61. Ганин В. Н. Восток и Запад Редьярда Киплинга / Киплинг Р. Собрание сочинений. - М.: ТЕРРА, 1996. - Т. 6. - С. 209-236.

62. Гачев Г. Д. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. - М.: Прогресс: Культура, 1995. - 479 с.

63. Гачев Г.Д., Кожинов В.В. Содержательность литературных форм // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. -М., 1964. - Кн. 2. - С. 18-19.

64. Голубков С.А. О двух эпизодах в истории русской литературной анималистики. // Культура и текст. - 2015. - № 5 (23). - С. 58-65.

65. Гопман В. Фэнтези // Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А. Н. Николюкина. - М., 2001. - С. 1161-1164.

66. Горшунов Ю.В., Александрова Ю.М. Концептуальная метафора «человек-животное» в произведениях Джеральда Даррелла // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XXXII междунар. науч.-практ. конф. № 1(32). - Новосибирск: СибАК, 2014. - С. 57-62.

67. Гранин Д. Прекрасный мир любви. // Хэрриотт Дж. Из воспоминаний сельского ветеринара. - М., 1993. - С.5-6

68. Губайловский В. Обоснование счастья. О природе фэнтези и первооткрывателе жанра // Новый мир, 2002. - № 3. - С. 174-185.

69. Дарвин Ч. Происхождение видов. - М.: Эксмо, 2016. - 488 с.

70. Демурова Н. М. Из истории английской детской литературы ХУТП-XIX веков. - М. : типография МГПИ им. В.И. Ленина, 1975. - 176 с.

71. Демурова Н. М. «Июльский полдень золотой.»: статьи об английской детской книге. - М.: Изд-во УРАО, 2000. - 256 с.

72. Есин С.Н. Писатель в теории литературы : Проблема самоидентификации : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.08. - Москва, 2005. - 467 с.

73. Жирмунский В. М. Фольклор Запада и Востока. Сравнительно-исторические очерки. - М.: ОГИ, 2004. - 464 с.

74. Запад есть Запад, Восток есть Восток: Из истории англо-индийских литературных связей в Новое время. - М. : «Наследие», 1996. - 359 с.

75. Зарецкий Ю.П. Теория литературных жанров и некоторые вопросы исторического изучения автобиографических текстов // Новый образ исторической науки в век глобализации и информатизации. - М.: ИВИ РАН, 2005. - С. 159-173

76. Зарубежная детская литература : учеб. пособие для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений / Н. В. Будур и др.. 2-е изд., стереотип. - М. : Изд. центр «Академия», 2000. - 304 с.

77. Звонарева Л. Зооморфный код в поэзии Зинаиды Гиппиус // Литературная учеба. - 2002. - №4. - С.100-111.

78. Золотов Ю.М. «Любимец публики»: (образ медведя в русской классике Х1Х-ХХ вв.) // Русская речь. - 2000. - № 3. - С. 103-104.

79. Зурабова К. «Закон джунглей» для юных слушателей // Дошкольное воспитание. 2002. - №1. - С. 71-73.

80. Индонго Е. Образ зверя в фантастической литературе XX века // Вопросы филологических наук. - М., 2005. - № 1. - С. 16-19.

81. Исаева А. Заметки о поэтике современной зарубежной детской литературной сказки // Детская литература. 1979. - М.: Дет. лит., 1979.

- С. 142-159.

82. История английской литературы // В 3 т. - М.: Изд-во АН СССР, 1958.

- Т. 3. - 732 с.

83. История всемирной литературы // В 9 т. - М.: Изд-во «Наука», 1984. -Т. 2. - 672 с.

84. История западноевропейской литературы XIX века: Англия : учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / под ред. Л. В. Сидорченко. - М.: Изд. центр «Академия», 2004. - 544 с.

85. История западноевропейской литературы. Средние века и Возрождение : учеб. для филол. спец. вузов / М. П.Алексеев и др.. 5-е изд., испр. и доп. - М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 462 с.

86. Кагарлицкий Ю. Редьярд Киплинг / Киплинг Р. Рассказы. Стихи. Сказки. - М.: Высш. школа, 1989. - С. 3-52.

87. Казакова И.Б., Полякова О.Л. Анималистика в живописи и литературе эпохи романтизма. // Вестник Нижегородского университета. - 2011. -№ 6-2. - С. 232-236.

88. Караковский А. Литературный анимализм как метод и руководство к действию // Уроки словесности: Точки над ЦЭлектронный ресурс] -Режим доступа: http://www.epygraph.rU/text/8. - Заглавие с экрана. -(Дата обращения: 10.04.2015).

89. Кашкин В. Б. Введение в теорию коммуникации. - Воронеж : Изд-во ВГТУ, 2000. - 175 с.

90. Кельберт О. Созвездие забытых сказочников // Фома : электрон. журн. 2008. - №1 (янв.). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.foma.ru/,article/index.php?news=580. - Заглавие с экрана. -(Дата обращения: 17.07.2017).

91. Кениг К. Брат зверь. Человек и животные в мифах и эволюции. -Калуга: Духовное познание, 1997. - 304 с.

92. Коблякова Г.А. Анималистическая литература. // Альманах современной науки и образования - 2010. - № 12. - С. 208-210

93. Ковтун Е. Н. Поэтика необычайного: художественные миры фантастики, волшебной сказки, утопии, притчи и мифа. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 1999. - 306 с.

94. Козлова А.Г. Русская литературная анималистика: история и современность [Электронный ресурс] - Режим доступа:

142

http://worldlit.hnpu.edu.Ua/8/2.php - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 14.04.2016).

95. Коробов А. И. Всё о Великобритании. - Харьков: Фолио, 2008. - 542 с.

96. Костюхин Е.А. Типы и формы животного эпоса / [АН СССР. Ин-т востоковедения]. — М.: Наука, 1987. — 271 с.

97. Куприн А. И. Редиард Киплинг / Куприн А. И. Сочинения // В 3 т. -М.: Гос. изд-во худ. лит., 1954. - Т. 3. - 576 с.

98. Куприянова Е. С. Литературные сказки Оскара Уайльда и сказочно-мифологическая поэтика романа «Портрет Дориана Грея». - В. Новгород: ИПЦ НовГУ, 2007. - 300 с.

99. Левицкий Л. А. Мемуары // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов.энцикл., 1962—1978. Т. 4. — 1967. — С. 759—762

100. Лейдерман, Н.Л. Жанр и проблема художественной целостности /// Проблема жанра в англо-американской литературе (XIX -XX в.). Вып. II. - Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1976. - С. 3-27.

101. Леонова Т. Г. Русская литературная сказка XIX века в ее отношении к народной сказке. - Томск : Изд-во Томского ун-та, 1982. - 195 с.

102. Леонтьева Ольга Борисовна Мемуары историков на переломе эпох: личностная рефлексия, профессиональная идентичность // Известия Самарского научного центра РАН. - 2016. - №6. - С.138-147

103. Линючкина Е.Г., Козырева М.А. Образ природы в сонетах Джона Китса // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2017. - Т. 159, кн. 1. - С. 242-255

104. Липелис А. В зеркале сказки // Дошкольное воспитание. - 1972. -№7. - С. 112-116.

105. Липелис А. Сказка и реальный мир // Детская литература. -1974. -№1. - С. 42-47.

106. Липовецкий М. Н. Поэтика литературной сказки (на материале русской литературы 1920-1980-х годов. - Свердловск: Изд-во Урал, унта, 1992. - 184 с.

107. Лунгина Л. 3. Живое чудо сказки / Родари Дж. Приключения Чиполлино; Трэверс П. Мэри Поппинс; де Сент-Экзюпери А. Маленький принц - Минск: Полымя, 1986. - С. 3-18.

108. Мамаева Н. Н. «Светлее алмазов горят в небе звёзды» (Английская литературная сказка как явление) // Изв. Урал. гос. ун-та. 2000. - №15. - С. 96-106.

109. Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. - М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 1994. - 136 с.

110. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. - М.: Наука, 1976. - 407 с.

111. Местергази Е. Г. О термине «Документальная литература» // Вестник ТГУ - 2007 - №11 - С.174-177.

112. Местергази Е.Г. Художественная словесность и реальность : документальное начало в отечественной литературе XX в. : диссертация ... доктора филологических наук : 10.01.08 / Местергази Елена Георгиевна; [Место защиты: Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького РАН]. - Москва, 2008. - 246 с.

113. Мельник Н.Б. Философия природы и человека Ж.-Ж. Руссо как основание концепции естественного воспитания: дис. . кандидата философских наук : 10.01.03 / Мельник Наталья Борисовна; Место защиты: Уральский фед. ун-т. Екатеринбург, 2002.

114. Мифологический словарь / под ред. Е. М. Мелетинского. - М.: БРЭ, ЛАДА-МАКОМ, 1992. - 524 с.

115. Михальская Н. П. История английской литературы : учеб. для гуманит. фак-тов вузов - М. : Изд. центр «Академия», 1998. - 516с.

116. Мнацаканян К. А. Ирония и способы её выражения в английской литературной сказке викторианской эпохи // Вестник ПСТГУ, Филология. - 2006. - Вып. 2. - С. 116-122.

144

117. Мостепанов А. А. Анималистический жанр в английской литературной сказке XX века: дис. . кандидата филологических наук : 10.01.03 / Мостепанов Алексей Александрович; Место защиты: Воронежский гос. ун-т. Воронеж, 2011.

118. Муравьев В. С. Документальное // Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А. Н. Николюкина. М. : НРК «Интел-вак». - Стб. 234-235.

119. Муравьёва О. Жизнь в согласии с природой // Дошкольное воспитание. 1997. - №7. - С. 90-92.

120. Нагибин Ю. О сказках и сказочниках / Литературные сказки зарубежных писателей / сост.Е. Н. Катасонова. - М.: Дет. лит., 1982. -С. 3-26.

121. Назаренко М. И. Опыт классификации фантастических жанров [Электронный ресурс] - Режим доступа: Ь.Ир://пе-viTienandr.net/nazarenko/sf.php - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 15.08.2017).

122. Никитина Е.М. Анималистическая образность как культурологический аспект изучения творчества М.А. Шолохова в образовательном пространстве // Образование и общество. - 2014. - № 5 (88). - С. 117-119.

123. Никитина Е.М. Развитие анималистических образов «Донских рассказов» М. Шолохова в естественно-природной картине мира романа «Тихий Дон» // Вестник Научно-практической лаборатории по изучению литературного процесса XX века. - Воронеж: ВГПУ, 2012. -Вып. XVI. - С. 30-44.

124. Николаев П. А Документалистика // Словарь по литературоведению. П. А. Николаев. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://nature.web.ru/ Шега/9.2.Ыт1 - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 25.05.2016).

125. Никонова С. Предисловие / Once Upon A Time English Fairy Tale -M.: Progress Publishers Moscow, 1975. - P. 3-11.

126. Овчинникова JI. В. Русская литературная сказка XX века. История, классификация, поэтика : учеб. пособ. - М.: Флинта, 2003. - 312 с.

127. Орехова Ю.С. Анималистическая литература Франции: традиции и их трансформация в творчестве С.-Г. Колетт : дис. . кандидата филологических наук : 10.01.03 / Орехова Юлия Сергеевна; Место защиты: Рос. гос. ун-т им. Иммануила Канта. Калининград, 2008.

128. Паксман Д. Англия. Портрет народа. - СПб.: Амфора, 2010. - 380 с.

129. Перемышлев Е. О людях, богах и зверях // Новый мир.- 1996. №8. -[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nowi mi/1996/8/knobos04-pr.htm - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 15.08.2017).

130. Попова М. К. Аллегория в английской литературе средних веков -Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1993. - 152 с.

131. Попова М. К. Загадки «фэнтези» // Приключения, фантастика, детектив: феномен беллетристики. - Воронеж: Изд-во Воронежского педун-та, 1996. - С. 159-192.

132. Популярная художественная энциклопедия. Под.ред. В.М. Полевого. - Т.1 - М.: Советская энциклопедия, 1986. - 476 с.

133. Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий / гл. науч. ред. Н. Д. Тамарченко - М.: Изд-во Кулагиной, 2008. - 358 с.

134. Пропп В. Я. Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки - М. : Лабиринт, 1998. - 512 с.

135. Ревич В. А. Научно-художественная литература // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов.энцикл., 1962—1978. Т. 5. — 1968. — Стб. 143—145.

136. Сахарнов С. О современной литературной сказке // О литературе для детей. -JI.: Дет. лит. - 1979. - Вып. 23. - С. 7-15.

137. Сказочная энциклопедия / сост. Н. В. Будур. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005.- 608 с.

138. Скуратовская Л. И. Основные жанры английской детской литературы конца XIX начала XX века: учеб. пособие - Днепропетровск: ДГУ, 1984. - 116 с.

139. Скуратовская Л. И. Из истории английской детской -Днепропетровск: типография ДГУ, 1972. - 56 с.

140. Словарь художественных терминов. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://artica.su/art_vocabulary - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 14.02.2018).

141. Сокольская М. Литературная сказка XX века // ИД Первое сентября -[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://rus.1september.ru/articlef.php7lD-200301310 - Заглавие с экрана. -(Дата обращения: 15.08.2017).

142. Тамарченко Н. Д. Теоретическая поэтика - М. : Изд. центр «Академия», 2004. - 400 с.

143. Тихонов Н. Комментарий / Сказки английских писателей. - Л.: Лениздат, 1986. - С. 537-557.

144. Токмакова И. П. Некоторые аспекты истории детской литературы в России //Дошкольное воспитание. - 1991. - №5. - С. 69-71

145. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 333 с.

146. Уайт Дж. Джеймс Хэрриот. Биография. — М.: Захаров, 2009

147. Урнов Д. М. Что за сказки? Предисловие / Just So Stories by Rudyard Kipling - M.: Progress Publishers, 1968. - P. 3-24.

148. Урнов M. В. На рубеже веков. Очерки английской литературы (конец XIX - начало XX веков). - М.: Изд-во «Наука», 1970. - 431 с.

149. Фокс К. Наблюдая за англичанами. Скрытые правила поведения - М.: Рипол Классик, 2011. - 512 с.

150. Хализев, В. Е. Теория литературы Текст. — М.: Высш. шк., 2002. -437 с.

151. Халуторных О. Н. Волшебная литературная сказка как феномен культуры: соц.-филос. анализ : дис. . канд. философ, наук / О. Н. Халуторных. - М., 1998. - 141 с.

152. Хохлова Е.В. Мокьюментари: синтез документального и художественного (на примере романа Дж. Барнса «Артур и Джордж») // Вестник Нижегородского университета. - 2013. - № 6-2. - С. 296-300

153. Цикушева И. В. Жанровые особенности литературной сказки (на материале русской и английской литературы) // Вестн. Адыгейского гос. ун-та. -2008. Вып. 1 (29). - С. 21-24.

154. Чекалов П.К. Осмысление жанра художественной автобиографии в научной литературе. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение - 2012. - № 1. -С. 15-19

155. Чернец Л. В. Художественная деталь // Русская словесность. 1997. -№6. - С. 74-80.

156. Чернявская И. С. Зарубежная детская литература - М.: Просвещение, 1982. - 560 с.

157. Чернявская И. С. Некоторые особенности современной литературной сказки // Проблемы детской литературы. Межвузовский сборник. -Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского ун-та, 1979. - С. 115—126.

158. Честертон Г. К. О Редьярде Киплинге и о том, как сделать мир маленьким / Честертон Г. К. Вечный человек - М.: Эксмо, 2004. - С. 429-437.

159. Шамаева С. Е. Апология сказки. - Воронеж : «Левый берег», 1996. -270 с.

160. Шастина Е.М. "Антропологическая анималистика" Элиаса Канетти. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2014. - № 3-2 (33). - С. 200-203.

161. Шелковина Ю. Фэнтези как жанр литературы. [Электронный ресурс]

- Режим доступа: https://www.proza.ru/2012/05/02/1084 - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 17.07.2017).

162. Экгауз Э. Л. К вопросу о становлении жанра волшебной литературной сказки в европейской литературе // Дергачевские чтения

- 2008. Русская литература: национальное развитие и региональные особенности. Проблема жанровых номинаций: материалы IX Междунар. науч. конф. — Екатеринбург, 2009. — Т. 2. — С. 394-398.

163. Элиаде М. Мифы и волшебные сказки / М. Элиаде // Чудесный горшочек: сайт. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://fairypot.narod.ru/story/eliade.htm - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 15.08.2017).

164. Эпштейн М. Н. Мир животных и самопознание человека (По мотивам русской поэзии XIX-XX вв.) / Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. 1986: Человек - природа - искусство. - Л.: Наука, 1986. - С. 126-146.

165. Adams В. P. About Books and Children: Historical Survey of Children's Literature - N.Y. : Holt and C°, 1953. - 275 p.

166. Adams C. J., Donovan J. Animals and Women: Feminist Theoretical Explorations. - Duke University Press, 1995. - 381 p.

167. Alexander M. A History of English Literature - N.Y.: Palgrave MacMillan, 2007. - 418 p.

168. Allen М. Animals in American literature. - University of Illinois Press, 1983. - 210 p.

169. Alston A. The Family in English Children's Literature. - N.Y. : Routledge, 2008. - 160 p.

170. Armstrong P. What Animals Mean in the Fiction of Modernity. -Routledge, 2008. - 264 p.

171. Briggs K. British folk-tales and legends: a sampler - L.: Routledge, 2002.

- 373 p.

172. Briggs K. The Fairies in Tradition and Literature. - L.: Routledge&Paul, 1967. - 218 p.

173. Butzow C. M. The World of Work Through Children's Literature: An Integrated - Colorado: Libraries Unlimited, 2002. - 168 p.

174. Cain S. Watership Down. // Encyclopedia of Fictional and Fantastic Languages. - L.: Greenwood Publishing Group, 2006. - P. 211-212.

175. Carpenter H. Secret Gardens: A Study of the Golden Age of Children's Literature - L.: Faber and Faber, 2009. - 264 p.

176. Carter R. The Routledge History of Literature in English - N. Y.: Routledge, 2001. - 510 p.

177. Chhote L. K. British Authors and Texts Critical Responses - New Delhi : Sarup & Sons, 2005. - 207 p.

178. Clausen Ch. Home and Away in Children's Literature -L.: The Bodley Head, 1971. -145 p.

179. Dannahay D. A., Morse D. D. Victorian Animal Dreams: Representations of Animals in Victorian Literature and Culture. - Routledge, 2017. - 362 p.

180. DeMello M. Animals and Society: An Introduction to Human-Animal Studies. - Columbia University Press, 2012. - 470 p.

181. DeMello M. Speaking for Animals: Animal Autobiographical Writing. -Routledge, 2012. - 288 p.

182. Dodgers A. Reconceiving the Golden Age of Children's Literature -Oxford: Oxford University Press, 2009. - 264 p.

183. Elick C. Talking Animals in Children's Fiction: A Critical Study -McFarland, 2015. - 258 p.

184. Ellis A. A History of Children's Reading and Literature - Oxford: Pergamon Press, 1968. - 233 p.

185. Falconer R. The Crossover Novel Contemporary Children's Fiction and Its Adult Readership - N.Y.: Routledge, 2009. - 263 p.

186. Fiamengo J.A. Other Selves: Animals in the Canadian Literary Imagination. - University of Ottawa Press, 2007. - 363 p.

150

187. Field E. M. The Child and His Book : Some Account of the History and Progress of Children's Literature in England - L.: Wells Gardner, Darton and C°, 1952. - 358 p.

188. Gamble N. Exploring Children's Literature. Teaching the Language and Reading of Fiction - L.: Paul Chapman Publishing, 2002. - 194 p.

189. Grenby M. O. Children's Literature English Critical Guide - Edinburgh: University Press Ltd., 2008. - 232 p.

190. Hartland E. S. The Science of Fairy Tales: An Enquiry Into Fairy Mythology - Charleston, South Carolina: BiblioBazaar, 2007. -296 p.

191. Harvey Darton F. J. Children's Books In England -Cambridge: University Press, 1960. - 368 p.

192. Hourihan M. Deconstructing the Hero Literary Theory and Children's Literature - N.Y.: Routledge, 1997. - 258 p.

193. Huggan G., Tiffin H. Postcolonial Ecocriticism: Literature, Animals, Environment. - Routledge, 2015. - 306 p.

194. Hunt P. Children's Literature - Oxford: BLACKWELL PUBLISHING, 2006. - 334 p.

195. Hunt P. Understanding Children's Literature - N.Y.: Routledge, 1999. -188 p.

196. Hunt P. Alternative Worlds in Fantasy Fiction - L.: Continuum, 2003. -174 p.

197. International Companion Encyclopedia of Children's Literature / edited by P. Hunt., Second Edition,Volume 1. - N.Y. : Routledge, 2004. - 631 p.

198. Jerison H. J. Evolution of the brain and intelligence. — N. Y.: Academic Press, 1973.

199. Keeling К. К. Critical Approaches to Food in Children's Literature - N.Y.: Routledge, 2009. - 276 p.

200. Kready L. F. A Study of Fairy Tales // Internet Sacred Text Archive. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.sacred-

texts.com/etc/sft/sft04.htm - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 15.08.2017).

201. Kuznets L. R. Grahame K. - Boston: Twayne, 1987. - 156 p.

202. Lanes S. G. "Male Chauvinist Rabbits" //The New York Times [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.nytimes.com/1974/06/30/archives/the-guest-word-male-chauvinist-rabbits.html - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 15.08.2017).

203. Lerer S. Children's Literature from Aesop to Harry Potter - Chicago: The University of Chicago Press, 2008. 385 p.

204. Lesnik-Oberstein K. Children's Literature New Approaches - N.Y.: Palgrave Macmillan Ltd., 2004. - 235 p.

205. Lockley R. The Private Life of the Rabbit - London, Macmillan Publishing Co., 1964. - 152 p.

206. Lorenz K. Evolution and modification of behavior. — Chicago: University of Chicago press, 1965.

207. Lutwack L. Birds in Literature. - University Press of Florida, 1994. - 286 p.

208. Macdonald D.W. Running with the Fox. - L.: Unwyn Human, 1987. - 224 p.

209. MallettP. Rudyard Kipling. A Literary Life - N.Y.: Palgrave Macmillan Ltd., 2003. - 223 p.

210. Manlove C. From Alice to Harry Potter - Christchurch, New Zealand : Cybereditions Corporation, 2003. - 250 p.

211. Mitts-Smits D. Picturing the Wolf in Children's Literature. - Routledge, 2012. - 218 p.

212. Moss R. E. Rudyard Kipling and the Fiction of Addresses -L.: Macmillan, 1982. - 165 p.

213. Moss J. World Literature and Its Times - N.Y.: GALE GROUP, 2001. -579 p.

214. O'Sullivan E. Comparative children's literature - N.Y.: Routledge, 2005. -182 p.

215. Resh T. J. Old Worlds and New: Anti-Feminism in Watership Down. // The Horn Book. - London, 1974. - P.405-408.

216. Rogers S. D. Lapine. // The Dictionary of Made-Up Languages. - L.: Adams Media, 2011. - P.125-126.

217. Rothfels N. Representing Animals. - Indiana University Press, 2002. -256 p.

218. Rossi M.J. James Herriot: A Critical Companion - Greenwood Publishing Group, 1997 - 218 p.

219. Seago K., Armbruster K. Literary Beasts: The Representation of Animals in Contemporary Literature. - Edinburgh University Press, 2005. - 121 p.

220. Simons J. Animals, Literature and the Politics of Representation. -Palgrave Macmillan UK, 2001. - 218 p.

221. Snapshots: Garry Kilworth interviewed [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://keithbrooke.wordpress.com/2012/05/13/snapshots-garry-kilworth-interviewed/ - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 15.08.2017).

222. Stableford B. Historical Dictionary of Fantasy Literature -Oxford: The Scarecrow Press, 2005. - 499 p.

223. The Oxford Companion to Children's Literature - N.Y.: Oxford University Press Inc., 2005. - 588 p.

224. Trim M. Growing and Knowing: A Selection Guide for Children's Literature - München: K.G. Saur, 2004. - 253 p.

225. Tuten-Puckett К. Е. My Name in Books: A Guide to Character Names in Children's Literature - Englewood, Colorado: Libraries Unlimited, 1993. -242 p.

226. Vandergrift К. E. Children's Literature. Theory, Research, and Teaching -Englewood, Colorado: Libraries Unlimited, 1990. - 277 p.

227. Vint S. Animal Alterity: Science Fiction and the Question of the Animal. -Liverpool University Press, 2012. - 269 p.

228. Weil K. Thinking Animals: Why Animal Studies Now? - Columbia University Press, 2012. - 224 p.

229. Wullschlager J. Inventing Wonderland: The Lives and Fantasies of Lewis Carroll, Edward Lear, J. M. Barrie, Kenneth Grahame and A. A. Milne - L.: Methuen&CO, 2001. - 228 p.

230. Young J. Once Upon a Time. How Fairy Tales Shape Our Lives // The Center for Story and Symbol. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:/vww.folkstory.com/articles/onceupon.html / - Заглавие с экрана. -(Дата обращения: 15.08.2017).

231. Zipes J. Fairy Tales and the Art of Subversion - N.Y.: Routledge, 2006. -254 p.

232. Zipes J. When dreams came true - N.Y.: Routledge, 1999. - 246 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.