Жанрово-стилевой генезис мадригальной комедии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Ишанкулова, Елена Зоировна
- Специальность ВАК РФ17.00.02
- Количество страниц 293
Оглавление диссертации кандидат наук Ишанкулова, Елена Зоировна
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. МАДРИГАЛЬНАЯ КОМЕДИЯ НА ПЕРЕКРЕСТКЕ ЖАНРОВ
§ 1. Городская новелла на театральной сцене
§ 2. Элементы профессионального фарса в полифоническом театре
§ 3. Мадригальная комедия и комедия дель'арте:
заимствования и расхождения
§ 4. Драматургическая логика как отблеск commedia erudita
§ 5. Гуманистическая пастораль и лиризация мадригальной комедии
§ 6. Композиционно-драматургические типы
ГЛАВА II. ЯЗЫКОВАЯ СТИЛИСТИКА ЛИБРЕТТО
§ 1. Функции диалектальности
§ 2. Volgare и диалекты
ГЛАВА III. ЖАНРОВАЯ АТРИБУЦИЯ НОМЕРОВ
§ 1. Проблемы и принципы
§ 2. Пьесы Адриано Банкьери
§ 3. «Верные влюбленные» Гаспаро Торелли
§ 4. «Сад» Орацио Векки
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ I. «Старческое сумасбродство» Адриано Банькери:
перевод либретто
ПРИЛОЖЕНИЕ II. «Представление в масленичный четверг»
Адриано Банкьери: перевод либретто
ПРИЛОЖЕНИЕ III. «Верные влюбленные» Гаспаро Торелли:
перевод либретто
ПРИЛОЖЕНИЕ IV. «Сад разнообразных развлечений» Орацио Векки: перевод либретто
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Томас Морли и становление мадригала в Англии2011 год, кандидат наук Петрова, Вера Игоревна
Песенные жанры итальянского Возрождения: виланелла, канцонетта, балетто2007 год, кандидат искусствоведения Бедуш, Елена Александровна
Оперы Сальваторе Шаррино 1990‒2000-х годов: эстетика, драматургия, композиционная техника2024 год, кандидат наук Чупова Анна Гурьевна
Палестрина: мессы на мадригальные источники2011 год, кандидат искусствоведения Гордон, Татьяна Андреевна
Мадригалы мантуанских композиторов на тексты "Верного пастуха" Дж. Б. Гварини (к истории второй практики)2017 год, кандидат наук Игнатьева Надежда Сергеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Жанрово-стилевой генезис мадригальной комедии»
ВВЕДЕНИЕ
В последние десятилетия в отечественном музыкознании активно развивается проблематика истории раннего западноевропейского музыкального театра. Появляются новые исследования разного уровня (монографии, диссертации, статьи, переводы иностранных работ), посвященные изучению явлений, недостаточно разработанных в существующей литературе. Наряду с публикациями о ранних этапах оперного жанра, возникают и работы об интереснейшей сфере не-оперного или до-оперного театра - музыкальных представлениях, не являющимися оперой, но, так или иначе, связанных с ней1. Объем этих исследований пока относительно немногочислен, так как существуют объективные сложности, связанные с источниками, а также проблемы методологического характера, поскольку материал изучения обладает особой специфичностью. Среди последних отечественных разработок следует назвать изыскания Е. С. Криницкой2, Ю. А. Литвиновой3.
Проблема изучения западноевропейского не-оперного музыкального театра остается актуальной и на сегодняшний день. Если в зарубежном музыкознании продвижение в данном направлении достаточно активно, то в отечественной науке остается гораздо больше сфер, практически не исследованных. Среди них особое место занимает мадригальная комедия - яркое и самобытное явление,
1 К не-оперному или до-оперному музыкальному театру в рамках нашей темы мы относим ренессансные и барочные музыкальные представления: полулитургическая драма, миракль, мистерия, моралите, триумф, банкетное представление, карнавальные постановки, дивертисмент, маскарад, междуактовые интермедии, пастораль, балет, dramma per música и мадригальная комедия.
2 Криницкая Е. С. Опыт интерпретации семантики ренессансной музыкально-театральной аллегории (на материале флорентийских свадебных торжеств 1539 года) / Дипломная работа. Новосибирск, 2004. 315 с.; Криницкая Е. С. Ренессансные свадебные торжества глазами современника // Сибирский музыкальный Альманах, 2002: Ежегодник. Новосибирск : НГК им. М.И. Глинки, 2004. Вып.3. С. 86-88.
3 Литвинова Ю. А. Из истории ренессансных интермедий: Флорентийский май // Старинная музыка. 2003. № 1 (19). С. 16-18; Литвинова Ю. А. Флорентийские интермедии 1589 года (Поэтический текст) // Старинная музыка. 2003. № 1 (19). С. 19-20.
представляющее собой сценическую композицию из серии полифонических светских вокальных произведений (мадригалы, канцонетты, вилланеллы и другие), связанных более или менее определенным сюжетом, - отчасти затрагиваемое исследователями преимущественно в связи с зарождением оперы. В контексте «предоперных» тенденций, как правило, и трактуются специфические качества этого жанра, особенности его драматургии и структуры. То, что создатели мадригальных комедий руководствовались не принципом простого соединения нескольких частей, а совершенно определенной логикой, интерпретируется следующим образом: «Искания новизны носились в воздухе этой эпохи. Стремились к тому, чтобы взамен несвязного последования отдельных пьес добиться единого развития действия и чтобы постоянному лирическому тону противопоставить драматический. Из таких стремлений рождается опера. Роль посредника выпала на долю мадригальной комедии»4.
Высказывания, близкие процитированному, вызывают вопрос об аргументированности суждений. Многие исследователи5 отмечают «прорастание» мадригальной комедии в оперу на основании наличия комических и скорбно -лирических образов, сюжетной драматургии, декламационности буффонных партий. Эти аргументы не представляются вполне убедительными, так как названные черты присутствуют и в более ранних жанрах - литургической драме, карнавальных постановках, эклогах, пасторалях, наконец, как частный случай, в уникальном межвидовом решении «Орфея» Анджело Полициано. Кроме того, хотя мадригальная комедия и dramma per música возникают в одном десятилетии, их создатели идут совершенно разными путями, отрицая иные эстетику, сценографию и стилистику спектакля, - если в мадригальной комедии подытоживаются традиции светской полифонии Ренессанса, то пафос флорентийской драмы - новый тип музыкального высказывания, «новая монодия». Творцы dramma per música пре-
4 Неф К. История западноевропейской музыки. М. : МГК им. П.И. Чайковского, 1938. С. 97.
5 Ливанова Т. Н. История западноевропейской музыки до 1789 года. М. : Музыка, 1983. Т.1. С. 109-305; Неф К. История западноевропейской музыки; Прюньер А. Новая история музыки: Средние века и Возрождение. М. : Муз-гиз, 1937. Т.1. 244 с.; Розеншильд К. К. История зарубежной музыки. М. : Госуд. музыкальное изд-во, 1960. 385 с.; Спирс Ф. История музыки. Спб. : Изд. Проппера, 1908. 254 с.; Quadrio F. S. Delia storia e della ragione d'ogni poesia. Milano : Francefco Aguelli. Volume 3. Parte 2. 1744. Pp. 462-463.
следовали цель осуществления наибольшего жизнеподобия, создатели же мадригальной комедии полностью отвергали такую возможность, скрывая дидактическую направленность своих произведений за маской зрелищности. Примечательно, что данные жанры возникают и в разных региональных культурах - флорентийской и венецианской6, являвшихся важнейшими художественными центрами своего времени, где в равной степени уделяли внимание как зрелищно-развлекательной стороне жизни, так и интеллектуальным, преимущественно неоплатонической направленности, исканиям. О влиянии греческой и римской античности на итальянский Ренессанс напоминать излишне. Однако следует подчеркнуть, что труды древних теоретиков активно переводились и издавались в Венеции, родине «Амфипарнаса»: с 1491 по 1499 годы - пять книг Боэция, в 1498 году - латинский перевод введения в «Гармонику» Евклида, в 1532 - перевод Плутарха, в 1562 - Аристоксена, Птолемея, Аристотеля.
Ряд исследователей отождествляет мадригальную комедию и драматический мадригал7. На первый взгляд, между этими жанрами, действительно, много общего: опора на мадригал «классического» этапа, театральность языка, контрастная многочастность композиции, реализация идеи межжанрового взаимодействия (так, например, мадригал Монтеверди «Поединок Танкреда и Клорин-ды» 1624 года имеет форму развернутой драматической сцены с сопровождением оркестра). Однако, мадригальная комедия, по нашему мнению, в жанровом отношении шире и сложнее драматического мадригала. Она, по сути, в сценографическом отношении вбирает и объединяет традиции «видимых» и «невидимых» ин-термедий8: от первых - пантомима и яркая зрелищность на сцене, от вторых - музыканты за сценой, а в отношении композиционно-драматургическом опирается на широкий спектр литературно-театральных жанров Чинквеченто. Ни в одном из современных ей музыкально-сценических жанров не наблюдается такое функци-
6 Роллан Р. Музыкально-историческое наследие. М. : Музыка, 1987. Т.1. С. 62.
7 Роллан Р. Музыкально-историческое наследие. М. : Музыка, 1988. Т.3. 448 с.; Дубравская Т. Н. Мадригальная комедия // Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю.В. Келдыш. М. : Советская энциклопедия, 1976. Т.3. Стлб. 385; Nutter D. Madrigal comedy // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. S. Sadie. Macmillan Publishers Limited, 2001. (DVD-ROM)
8 Литвинова Ю. А. Из истории ренессансных интермедий: Флорентийский май.
ональное разделение при совмещении традиций камерного и репрезентативного, карнавального и придворного музицирования, что является следствием уникального эксперимента, не имеющего аналогов в истории старинного европейского музыкального театра.
Между тем, и сегодня степень разработанности темы нашего исследования явно недостаточна, - жанр мадригальной комедии остается фактически неизученным. В учебной и исследовательской литературе конца XIX - XX веков ему посвящены лишь небольшие абзацы9. Содержание работ в отношении мадригальной комедии идентично, как и оценки жанра: перечисляются имена создателей пьес, приводятся краткие биографические сведения, характеристики отдельных сочинений.
Особый интерес представляет глава из I тома «Музыкально-исторического наследия» Р. Роллана10, в которой раскрывается культурная ситуация периода возникновения мадригальной комедии, содержатся музыкальные образцы, фрагменты текстов пьес. При всей её ценности, эта работа довольно давняя11 и с позиций результатов более поздних исследований содержит много спорных высказываний, особенно, касающихся творчества Банкьери («Музыкальный стиль его [Банкьери] часто напоминает стиль Векки, <.. .> но в нем меньше живости и изобретательности»)12.
Следующей важной вехой в истории вопроса явилась «Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения» под редакцией В. П. Ше-стакова13. Это собрание текстов внесло огромный вклад в изучение истории музыкально-эстетических теорий. Переводы фрагментов памятников, выполненные
9 Грубер Р.И. Всеобщая история музыки. М. : Государственное музыкальное издательство, 1960. Ч.1. 488 с.; Грубер Р. И. История музыкальной культуры. М.-Л. : Музгиз, 1941-1959. Т. 1, Ч. 2. 515 с.; Т. 2, Ч. 1. 414 с.; Дубравская Т. Н. Итальянский мадригал XVI века // Вопросы музыкальной формы. М. : Музыка, 1972. Вып. 2. С. 55-98; Дубравская Т. Н. Музыкальный мадригал ХУТ-ХУП веков: автореф. дис. ... канд. иск. М., 1977. 23 с.; Иванов-Борецкий М. В. Статьи и исследования. М. : Советский композитор, 1972. 284 с.; История полифонии / Сост. Дубравская Т. Н. М. : Музыка, 1996. Вып. 2Б: Музыка эпохи Возрождения: XVI век. 413 с.; Ливанова Т. Н. История западноевропейской музыки до 1789 года; Неф К. История западноевропейской музыки; Прюньер А. Новая история музыки: Средние века и Возрождение; Розеншильд К. К. История зарубежной музыки; Спирс Ф. История музыки; Шторк К. История музыки. М. : Муз. изд-во Юргенсон П., 1917. Вып. 1. 250 с.
10 Роллан Р. Музыкально-историческое наследие. С. 41-68.
11 Написана в 1893 году, в России переведена в 1930-ые годы.
12 Там же, с. 66.
13 Шестаков В. П. Очерки по истории эстетики. От Сократа до Гегеля. М. : Мысль, 1979. 372 с.
М.В. Ивановым-Борецким, а также разработанные им вопросы истории итальянской музыки14, позволяют составить вполне аутентичное представление о постановочной (но не музыкально-стилистической) стороне «гармонических комедий». Однако с момента издания названных трудов прошло более сорока лет, а ситуация с исследованием мадригальной комедии в отечественном музыкознании почти не изменилась.
Первостепенными для нас являются работы Е. А. Бедуш и Т. С. Кюрегян15, Т. Н. Дубравской16, Е. В. Панкиной17, благодаря которым сформировалась фундаментальная методологическая база исследования фроттольной, мадригальной и вилланельной стилистики.
Несколько более благоприятна ситуация в зарубежном музыкознании. Основанием для подобных выводов может служить ряд обобщенных исследований о ренессансной музыкальной культуре, в частности о мадригале18, энциклопедические статьи19 и сопровождающие их библиографические списки. Отметим, что собственно жанру мадригальной комедии посвящены крайне немногочисленные
публикации. Однако существенный объем этой литературы в России, к сожале-
20
нию, недоступен .
14 Иванов-Борецкий М. В. Музыкально-историческая хрестоматия. М. : Музгиз, 1933. Т. 1. 128 с.; Иванов-Борецкий М. В. Музыкально-историческая хрестоматия. М. : Музгиз, 1936. Т.2. 209 с.; Иванов-Борецкий М. В. Статьи и исследования.
15 Бедуш Е. А. Песенные жанры итальянского Возрождения: виланелла, канцонетта, балетто: дис. ... канд. иск. М., 2007. 239 с.; Бедуш Е. А., Кюрегян Т. С. Ренессансные песни. М. : Композитор, 2007. 424 с.
16 Дубравская Т. Н. Итальянский мадригал XVI века. С. 55-98; Дубравская Т. Н. Музыкальный мадригал XVI-XVII веков; Дубравская Т.Н. Полифония эпохи Возрождения. XVI век: дис. ... д-ра иск. М., 1992. 321 с.
17 Панкина Е. В. Жанрообразование в итальянской светской песенной культуре второй половины XV - первой трети XVI веков: дис. ... канд. иск. Новосибирск, 1998. 140 с.; Панкина Е. В. Отражение жизненных реалий итальянского города Кватроченто в песенной поэзии // Сибирский музыкальный Альманах - 2000: ежегодник. Новосибирск, 2001. С. 43-51.
18 Alwes C. L. A History of Western Choral Music. New York : Oxford University Press, 2015. Volume 1. 504 p.; Feldman M. City Culture and the Madrigal at Venice. Berkeley CA : Univ. of California Press, 1995. 473 p.; King J. The Proposta E Risposta Madrigal, Dialogue, Cultural Discourse, and the Issue of Imitatio. Indiana : ProQuest, 2007. 616 p.; Fenlon I. Music and Culture in Late Renaissance Italy. Oxford : Oxford Univ. Press, 2002. 275 p.; Katritzky M. A. The Art of Comme-dia: A Study in the Commedia Dell'Arte 1560-1620 with Special Reference to the Visual Records. New York : Rodopi, 2006. 625 p.; Hammond S. L. The Madrigal: A Research and Information Guide. New York : Routledge, 2012. 374 p.
19 Bianconi L. Torelli, Gasparo // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. S. Sadie. Macmillan Publishers Limited, 2001. (DVD-ROM); Fenlon I. Striggio, Alessandro // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. S. Sadie. Macmillan Publishers Limited, 2001. (DVD-ROM); Martin W.R. Vecchi, Orazio // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. S. Sadie. Macmillan Publishers Limited, 2001. (DVD-ROM); May W.S. Adriano Banchieri // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. S. Sadie. Macmillan Publishers Limited, 2001. (DVD-ROM); Nutter D. Madrigal comedy.
20 Вследствие этого представляется уместным привести полный список их названий: Dent E. Notes on the "Amfipar-naso" of Orazio Vecchi. SIMG, xii (1910-11), 330-46; Camillucci G. L'Amfiparnaso, comedia harmonica, RMI, liii
Среди публикаций, имеющих идентичные черты в содержании и построении (биография композитора, которому посвящена статья, общие сведения о его творчестве и полный список созданных им произведений с датой создания и местом публикации) выделяется энциклопедическая статья Д. Наттера «Madrigal comedy»21. Автором рассматриваются характерные черты театрального мадригала, приводятся аутентичные оценки жанра, особенности его исполнения и сценического воплощения: «Один актер должен читать вслух заголовки и комментарии, напечатанные для каждой партии в партитурах, чтобы слушатели могли знать, о чем поют <...> представлять речь сицилийца, крестьянки, немца, испанца, француза, венецианца и евреев»22. Очень важен при обращении к данному явлению, поднятый Д. Наттером вопрос жанровой терминологии: «Устойчивое аутентичное жанровое обозначение происходит от пьесы Векки L'Amfiparnaso (Амфипарнас, 1594), названной автором "comedia harmonica" («гармоническая комедия»), или, как указано в Прологе, "comedia musicale" («музыкальная комедия»). В музыкознании термин "мадригальная комедия" (madrigal comedy) впервые был использован А. Эйнштейном23, вслед за которым его стали употреблять и другие авторы»24. Действительно, понятие «мадригальная комедия», не являясь полностью аутен-
25
тичным25, но соответствуя эпохе торжества мадригального стиля, не вызывает никаких возражений.
С точки зрения темы нашей работы особого внимания заслуживает также исследование Дж. Хаара26, в котором существенное место уделяется фигуре Ад-риано Банкьери, точнее, его суждениям, из чего следует, что теоретические и эстетические воззрения композитора имели значительный вес как для современни-
(1951), 42-60; Osthoff W. Theatergesang und darstellende Musik in der italienischen Renaissance (Tutzing, 1969), i, 343ff, 348, 354; ii, 122ff; Pirrotta N. Commedia delFarte and Opera, MQ, xli (1955), 305-24; Detenbeck L. Dramatized Madrigals: The Science of Buffoonery: Theory and History of the Commedia delFArte, ed. Pietropaolo D. (Toronto, 1989), 5968; Farahat M. On the staging of madrigal comedies, EMH, x (1991), 123-44; Mischiati O. Adriano Banchieri (1568-1634): profile biográfico e bibliografia dell'opere, Annuario 1965-1970 del Conservatorio di Musica 'G.B. Martini' di Bologna (1971), 38-201; Wernli A. Studien zum literarischen und musikalischen Werk Adriano Banchieris (1568-1634) (Berne and Stuttgart, 1981); Groth R. Italienische Musiktheorie im 17. Jahrhundert: Antikenrezeption und Satzlehre, ed. F. Zaminer (Darmstadt, 1989), 307-79; Farahat M. Adriano Banchieri and the Madrigal Comedy (diss., U. of Chicago, 1991).
21 Nutter D. Madrigal comedy.
22 Там же. Здесь и далее перевод Ишанкуловой Е.З.
23 Einstein A. The Italian madrigal. Three volumes. Princeton, New Jersey : Princeton University Press, 1949. P. 425.
24 Nutter D. Madrigal comedy.
25 Появившись у А. Стриджо, оно не закрепилось в традиции.
26 Haar J. Essays on Italian poetry and music. London : University of California Press, 1986. 246 p.
ков, так и для поздних исследователей: «Банкьери видел в работах Маренцио совершенство камерности или мадригального стиля, равного стилю Палестрины в сфере духовной музыки. В 1614 году Банкьери, освещая историю развития музыки отдаленного и недавнего прошлого, отметил и доказал, что многие инновации в светской музыке проходят через главный музыкальный круговорот <...> Банкьери был, конечно же, изобилующий идеями композитор»27.
Несмотря на недолгое существование (1590-1610-е годы28, жанр заслоняется dramma per musica, когда полифоническое письмо в области светской музыки уходило в прошлое), мадригальная комедия дала искусству немало ярких разноплановых произведений (см. Таблица 1):
Таблица 1
Композитор Пьеса Год
Орацио Векки «Selva di varia ricreatione» / «Сад разнообразных развлече- " 29 нии» 1590
Орацио Векки «L'Amfiparnaso» / «Амфипарнас»30 1594
Орацио Векки «Il convito musicale» / «Музыкальный пир»31 1597
Орацио Векки «Le veglie di Siena ovvero i vari umori della musica moderna» / «Сиенские вечеринки или различные характеры современ- 32 ной музыки»32 1604
Адриано Банкьери «La Pazzia Senile» / «Старческое сумасбродство»33 1598
Адриано Банкьери «Il Studio dilettevole» / «Приятное учение»34 1600
27 Там же, с. 128-129.
28 Наиболее ранней мадригальной комедией (авторское обозначение жанра) иногда называется 5-частный цикл музыкально-стилистически театрализованных мадригалов «II Cicalamento delle donne al bucato» («Болтовня женщин за стиркой», 1567; Striggio A. Il Cicalamento delle donne al bucato. Vinegia : Girolamo Scotto, 1567) Алессандро Стри-джо (Alwes C. L. A History of Western Choral Music. P. 87). А. Прюньер (Прюньер А. Новая история музыки) выделяет этого композитора как создателя «целых картин мадригального жанра», изображающего «болтовню прачек <...> с совершенно изумительным вдохновением, воображением и чувством естественности» (там же, с. 153). М. В. Иванов-Борецкий называет «Болтовню женщин за стиркой» «широкой жанровой картинкой» (Иванов-Борецкий М. В. Музыкально-историческая хрестоматия. Т.1. С. 14). Однако у Стриджо еще нет характерной черты мадригальной комедии, которую откроет Векки и разовьет Банкьери, - стремления к музыкально-драматургической целостности произведения.
29 Vecchi O. Selva di varia ricreatione di Horatio Vecchi, nella quale si contengono varij soggetti a 3. a 4. a 5. a 6. a 7. a 8. a 9. et a 10 voci, cioe Madrigali, capricci, Balli, Arie, Justiniane, Canzonette, Fantasie, Serenate, Dialoghi, un Lotto amoroso; con una Battaglia a diece nel fine et accomodatovi la intavolatura di liuto alle arie, ai balli et alle canzonette. Venetia : Angelo Gardano, 1590. 522 p.
30 Vecchi O. L'Amfiparnaso Comedia Harmonica d'Horatio Vecchi da Modena. Venetia : Angelo Gardano, 1597. 202 p.
31 Vecchi O. Convito musicale: a tre, quattro, cinque, sei, sette, otto voci / di Horatio Vecchi da Modona. Venetia : Angelo Gardano, 1597. 423 p.
32 Vecchi O. Le veglie di Siena ovvero i vari umori della musica moderna. Venetia : Angelo Gardano, 1604. 151 p.
33 Banchieri A. La pazzia senile : ragionamenti vaghi,et dilettevoli ... : libro secondo,a tre voci / con la musica di Adriano Banchieri. Venezia : Ricciardo Amadino, 1598. 89 p.
34 Сведения о данной комедии встречаются в иностранных словарях, в частности: Unger M. P. Historical Dictionary of Choral Music. United Kingdom : Scarecrow Press, 2010. № 40. P. 277. Banchieri A. Il studio dilettevole: libro terzo delle canzonette a tre voci: novamente con vaghi argomenti et spassevoli intermedii fiorito dall'Amfiparnaso comedia musicale dell'Horatio Vecchi / di Adriano Banchieri. Milano : Gio. Francesco Besozzi et compagno, 1600. 110 p.
Адриано Банкьери «Il Metamorfosi musicale» / «Музыкальные метаморфозы»35 1601
Адриано Банкьери «Zabaione musicale» / «Музыкальная смесь»36 1603
Адриано Банкьери «Barca di Venetia per Padova» / «Барка из Венеции в Падую»37 1605
Адриано Банкьери «Saviezza giovanile» (первичное название «Prudenza giovenile») / «Юношеское благоразумие»38 1607
Адриано Банкьери «Il Festino nella sera del giovedi grasso avanti cena» / «Представление в масленичный четверг»39 1608
Джованни Кроче «Mascarate piacevoli et ridicolose per il carnavale» / «Приятные и забавные маскарады для карнавала» 1590
Джованни Кроче «Triaca musicale» / «Музыкальная панацея»40 1595
Гаспаро ^релли «I fidi amanti» / «Верные влюбленные»41 1600
Интерес к ним с точки зрения сценической жизни не только не угас на сегодняшний день, а вспыхнул с новой силой. Так, 22 декабря 2006 года в Юсупов-ском Дворце в Санкт-Петербурге состоялась премьера спектакля «Балаганчик» итальянского режиссера Микеле Монетты. Зрители имели возможность увидеть мадригальную комедию А. Банкьери «Представление в масленичный четверг». Спектакли прошли в Малом Драматическом театре, Театре Комедии им. Н.П. Акимова, Театре им. В. Ф. Комиссаржевской, в учебном театре на Моховой. Событием в культурной жизни России явилась постановка мадригальной комедии А. Банкьери «Барка из Венеции в Падую» в Новосибирске, которую осуществили ансамбли Новосибирской государственной филармонии «Маркелловы голоса» и «Insula magica» (2005-2009) - первое исполнение пьесы в России.
Мадригальная комедия, в силу многих факторов, - уникальный, не имеющий аналогов жанр в истории раннего не-оперного музыкального театра, обладающий особой ролью и значением в музыкально-театральной традиции. Представ-
35 Там же, с. 277.
36 Banchieri A. Il zabaione musicale inventione boscareccia,et primo libro di madrigali a cinque voci / di Adriano Banchi-eri. Mediolani : apud haer. Simonis Tini et Philippum Lomatium, 1603 -1604. 97 p.
37 Banchieri A. Barca di Venetia per Padova : dilettevoli madrigali a cinque voci, 1623 / Adriano Banchieri. Roma : De Santis, 1969. 99 p.
38 Banchieri A. Scene della "Saviezza giovanile" / Adriano Banchieri. Milano : Istituto Editoriale Italiano, 1919. 24 p.
39 Banchieri A. Festino nella sera del giovedi grasso avanti cena,genio al terzo libro madrigalesco con cinque voci, et opera a diverse deciottesima / di Adriano Banchieri bolognese. Venetia : Ricciardo Amadino, 1608. 102 p.
40 Croce G. Triaca musicale di Giovanni Croce chiozzotto nella quale vi sono diversi Caprici a 4. 5. 6. et 7. voci. Venetia : Giacomo Vincenti, 1607. 121 p.
41 Torelli G. I Fidi amanti : favola pastorale del sign. Ascanio Ordei milanese / posta in musica da Guasparri Torelli...con varii e piacevoli intermedii a quattro voci. Venezia : Giacomo Vincenti, 1600. 75 p. К. К. Розеншильд относит к создателям мадригальных комедий и Луццаско Луццаски, не называя, однако, ни одного произведения (Розеншильд К. К. История зарубежной музыки. С. 116).
ляя собой попытку соединения комедийной поэзии и музыки в единое целое, мадригальная комедия вбирает в себя весь опыт ренессансной «полифонии» как музыкальных (прежде всего вокальных), так и литературно-театральных жанров.
Специфика жанровой природы мадригальной комедии представляется адекватно интерпретируемой при обращении к ключевой эстетической концепции эпохи Возрождения - идее единства в разнообразии - уапей. Категория varieta занимает особое место в сложном многомерном понятийном тезаурусе ренессанс-ной эстетики. Представление о разнообразии мира фигурирует в текстах итальянского Возрождения самой различной направленности - философских, эстетических, искусствоведческих, космологических и астрологических, наконец, художественных: «В среде ученых-гуманистов особенно ценилась манера говорить об известных вещах, обыгрывая их по-своему, как нечто новое <...> как замечает Ф. Петрарка, необходимо было "из многих и разных форм <...> извлекать иное и лучшее". Отсюда возник термин "varieta" (итал. "разнообразие, различие")»42. При этом место концепции varieta в ренессансной картине мира, в силу недостаточной изученности, остается все еще не вполне определенным: «"Разнообразие" (varieta) никогда не служило предметом разбора в качестве одной из ключевых категорий ренессансной культуры <...> никто из исследователей, фактически, не усматривал в этом коренной мировоззренческой проблемы»43. Это отчасти объясняется особенностями раскрытия понятия в аутентичной литературе: «понятие [varieta] не было осознано людьми Возрождения с такой полнотой, как понятия "доблести" или "фортуны", хотя его значение установилось менее твердо и обычно таилось подспудно»44. Однако, несомненно, что данный концептуальный план является важной частью ренессансного мировосприятия. Varieta была сформулирована мыслителями Возрождения, которые во всем, везде и всегда стремились раскрыть обилие и рядоположенность вещей, подчеркивая при этом, что из всех
42 Haar J. Essays on Italian poetry and music.
43 Баткин Л. М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. М. : Наука, 1978. С. 22.
44 Там же.
созданий только человек в состоянии воспринять «божественно-природное разнообразие, оценить его, восхититься им, довершить его»45.
В наши задачи не входит специальное рассмотрение данной концепции, однако необходимо учитывать, что сам мир ренессансного художественного творчества развивается в условиях ее доминирования. Понятие «разнообразие» встречается в ренессансных текстах «неизменно с энтузиастическим оттенком <...> божественная полнота человеческой природы разворачивается и открывается в неисчерпаемом многообразии вариантов, то есть дар всего человечества осуществляется через уапей»46; «имея свое начало в рассудке, [человек] извлекает общее понятие из многих вещей <...> познает соразмерности целого с частями и частей между собой и с целым не только в человеческих телах и в животных, но и
" 47
в растениях, а также в постройках, скульптурах и картинах»47.
«Изобретателем» понятия стал Леон Баггиста Альберти, давший его обоснование48 в связи с утверждением необходимости живописцу подражать природе - разнообразному материалу, оформление которого исходит из божественного или человеческого духа. У природы, как указывает итальянский теоретик искусства, «нет большей заботы, чтобы все произведенное ею было вполне совершенно»49. Поэтому живописец, например, должен изучать каждую часть изображаемого в отдельности и искать наиболее совершенные части в разных предметах, то есть наблюдать за природой и учиться у нее, подражать ей в создании прекрасного целого из частей: «Художник не удовольствуется только передачей сходства всех частей, но позаботится и о том, чтобы придать им красоту. Древний живописец Деметрий не достиг высшего признания лишь потому, что больше добивался природного сходства в вещах, чем их красоты»50.
45 Альберти Л. Б. Десять книг о зодчестве/ Пер. и коммент. В.П. Зубова и А.Г. Габричевского. М. : Издательство Всесоюзной академии архитектуры, 1935. Т. 1. С. 35.
46 Баткин Л. М. Итальянское Возрождение: Проблемы и люди. М. : Рос. госуд. гум. университет, 1995. с. 137.
47 Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М. : Мысль, 1978. С. 125.
48 Альберти Л. Б. Десять книг о зодчестве. Т. 1. 392 с.
49 Там же, с. 318.
50 Альберти Л. Б. Десять книг о зодчестве/ Пер. и коммент. В.П. Зубова и А.Г. Габричевского. М. : Издательство Всесоюзной академии архитектуры, 1937. Т. 2. С. 59.
Калейдоскопичность, разноплановость, многогранность целостного мироздания демонстрировались в художественном творчестве; его гармоничность51 при всем разнообразии феноменов являла собой ориентир для творцов культуры: «Ренессансные итальянцы видели себя и свой "век" находящимся в средоточии времен. Отсюда <...> этот гениальный "эклектизм", вскормленный уверенностью, что синтез - не из них, а в них <.> в своем творчестве вовсе не чувствовали себя играющими разнородным культурным материалом <...> это для них в конечном счете один мир.»52. При этом концепция varietá реализуется очень многообразно. Один из путей ее преломления - идея «макаронии», многопланово и последовательно реализованная в мадригальной комедии. Комплекс художественных приемов и характерные черты, столь актуальные для макаронической поэзии (контраст между «высоким» слогом и низменной тематикой, снижающая траве-стия цицероновской латыни с ее строгой лексикологической нормой, филологическая стилистическая эклектика, смешение полярностей при достаточной автономности компонентов), закрепившись в театральной традиции, выходят за рамки литературного приема, подчеркивая не только «полифонию» литературного языка и volgare, но и остро отражая ситуацию жанрово-стилевого взаимодействия.
Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
«Оперное творчество Джан Франческо Малипьеро и эстетика итальянского театра масок»2019 год, кандидат наук Рудко Мария Владимировна
Музыкальный театр Томаса Августина Арна2022 год, кандидат наук Привалова Анастасия Сергеевна
Испанская светская полифоническая песня XV-XVI веков в контексте взаимодействия культур2017 год, кандидат наук Жалеева, Рената Раильевна
Опера semiseria в европейском музыкальном театре первой половины XIX века: генезис и поэтика жанра2017 год, кандидат наук Коровина, Анастасия Федоровна
Методы работы с первоисточником в мессах Пьера де Ла Рю2022 год, кандидат наук Сундукова Людмила Ивановна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Ишанкулова, Елена Зоировна, 2017 год
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агапова, И. М., Сорокина, Т. С. Жанр фантазии в музыкальном искусстве ХУ1-ХУП веков / И. М. Агапова, Т. С. Сорокина // Проблемы историко-стилевой эволюции: гармония, форма, жанр. - Новосибирск : Новосибирская гос. консерватория им. М. И. Глинки, 1994. - С. 166-185.
2. Альберти, Л. Б. Десять книг о зодчестве/ Л. Б. Альберти / Пер. и коммент. В.П. Зубова и А.Г. Габричевского. - М. : Издательство Всесоюзной академии архитектуры, 1935. - Т. 1. - 392 с.
3. Альберти, Л. Б. Десять книг о зодчестве/ Л. Б. Альберти / Пер. и коммент. В.П. Зубова и А.Г. Габричевского. - М. : Издательство Всесоюзной академии архитектуры, 1937. - Т. 2. - 791 с.
4. Андреев, М. Л. История литературы Италии / М. Л. Андреев. - М. : Рос. госуд. гум. университет, 2004. - 370 с.
5. Андреев, М. Л. Комедии Шекспира в истории жанровых форм / М. Л. Андреев // Театр и театральность в культуре Возрождения. - М. : Наука, 2005. - С. 172-182.
6. Андреев, М. Л., Хлодовский, Р. И. Итальянская литература зрелого и позднего Возрождения / М. Л. Андреев, Р. И. Хлодовский. - М. : Наука, 1988. -296 с.
7. Аристотель. Поэтика / Аристотель // Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. - Минск : Литература, 1998. - С. 1064-1112.
8. Баткин, Л. М. Данте и его время / Л. М. Баткин. - М. : Наука, 1965. -
198 с.
9. Баткин, Л. М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления / Л. М. Баткин. - М. : Наука, 1978. - 199 с.
10. Баткин, Л. М. Итальянское Возрождение: Проблемы и люди / Л. М. Баткин. - М. : Рос. госуд. гум. университет, 1995. - 448 с.
11. Бахтин, М. М. Из предыстории романного слова / М. М. Бахтин // Литературно-критические статьи. - М. : Рипол Классик, 1986. - С. 353-391.
12. Бахтин, М. М. Проблемы творчества Достоевского / М. М. Бахтин. -Киев : Next, 1994. - 508 с.
13. Бахтин, М. М. Творчество Франсуа Рабле / М. М. Бахтин. - М. : Художественная литература, 1990. - 544 с.
14. Бедуш, Е. А. Песенные жанры итальянского Возрождения: виланелла, канцонетта, балетто: дис. ... канд. иск. : 17.00.02 / Бедуш Елена Александровна. -М., 2007. - 239 с.
15. Бедуш, Е. А., Кюрегян, Т. С. Ренессансные песни / Е. А. Бедуш, Т. С. Кюрегян. - М. : Композитор, 2007. - 424 с.
16. Бибихин, В. В. Новый ренессанс / В. В. Бибихин. - М. : Наука, 1998. -
496 с.
17. Блейзизен, С. Ю. Италия / С. Ю. Блейзизен. URL: http://www.italia-mia.globalfolio.net/lingua_italiana/dialetti_veneto.htm (дата обращения: 9.03.2010)
18. Боккаччо, Дж. Декамерон / Дж. Боккаччо. - Ставрополь : Рипол классик, 1997. - 832 с.
19. Бояджиев, Г. Н. От Софокла до Брехта за 40 театральных вечеров / Г. Н. Бояджиев. - М. : Просвещение, 1981. - 189 с.
20. Бояджиев, Г.Н. Вечно прекрасный театр эпохи Возрождения: Италия, Испания, Англия / Г. Н. Бояджиев. - Л. : Искусство, 1973. - 472 с.
21. Брагина, Л. М. Итальянский гуманизм эпохи Возрождения: идеалы и практика культуры / Л. М. Брагина. - М. : Изд-во МГУ, 2002. - 384 с.
22. Брагина, Л. М. Постановка мистерий религиозными братствами во Флоренции XV в / Л. М. Брагина // Театр и театральность в культуре Возрождения. - М. : Наука, 2005. - С. 28-34.
23. Брокгауз, Ф., Ефрон И. Энциклопедический словарь / Ф. Брокгауз, И. Ефрон. - М. : Терра, 1991. - Т. 30. - 964 с.
24. Булычева, А. В. Сады Армиды: Музыкальный театр французского Барокко / А. В. Булычева. - М. : Аграф, 2004. - 448 с.
25. Бурсье, Э. Основы романского языкознания / Э. Бурсье. - М. : Наука, 1952. - 346 с.
26. Бурундуковская, Е. В. Золотой век итальянской органной музыки / Е. В. Бурундуковская. - Казань : Казанская консерватория, 2004. - 40 с.
27. Бурундуковская, Е. В. Органно-клавирная культура Италии XVI -XVII веков : автореф. дис. ... д-ра иск. : 17.00.02 / Бурундуковская Елена Викторовна. - М., 2009. - 45 с.
28. Бутовченко, Ю. А. Формирование нового театрального пространства в Италии на рубеже XV-XVI веков / Ю. А. Бутовченко // Театр и театральность в культуре Возрождения. - М. : Наука, 2005. - С. 92-108.
29. Быкова, С. А. «Котоба-но мидарэ» и язык Токио / С. А. Быкова. URL: http: //www. orientalinstitute. ru/j apanology/pages/330-kotoba-no-midare#.V3VKcvmLTIU (дата обращения: 9.12.2008).
30. Быкова, С. А. «Новые диалекты» и их роль в современном японском языке / С. А. Быкова // Тезисы докладов Ломоносовских чтений 2003г. - М. : Издательский центр ИСАА при МГУ, 2003. - С. 219-222.
31. Виллари, П. Джироламо Савонарола и его время / П. Виллари. - М. : Астрель, 2002. - 832 с.
32. Власов, В. Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства в восьми томах / В. Г. Власов. URL: http://www.protoart.ru/ru/main/encyclopaedia/architecture_style/leti/itallo/ (дата обращения: 15.10.2009).
33. Володина, И. П. Из истории итальянской литературы XVI-XX веков / И. П. Володина. - Спб. : С.-Петерб. университет, 2004. - 259 с.
34. Гаспари, А. История итальянской литературы / А. Гаспари. - М. : Типо-лит. В. Рихтер, 1897. - Т. 2. - 664 с.
35. Голенищев-Кутузов, И. Н. Данте / И. Н. Голенищев-Кутузов. - М. : Молодая гвардия, 1967. - 288 с.
36. Голенищев-Кутузов, И. Н. Романские литературы / И. Н. Голенищев-Кутузов. - М. : Наука, 1975. - 532 с.
37. Грамши, А. Искусство и политика / А. Грамши. - М. : Искусство, 1991. - Т. 1. - 432 с.
38. Грамши, А. О литературе и искусстве / А. Грамши. - М. : Прогресс, 1967. - 264 с.
39. Громов, Н.Н. Игровое пространство сказок Страпаролы / Н. Н. Громов // Театр и театральность в культуре Возрождения. - М. : Наука, 2005. - С. 35-42.
40. Грубер, Р. И. История музыкальной культуры / Р. И. Грубер. - М.-Л. : Музгиз, 1941-1959. - Т. 1. - Ч. 2. - 515 с.
41. Грубер, Р. И. История музыкальной культуры / Р. И. Грубер. - М.-Л. : Музгиз, 1941-1959. - Т. 2. - Ч. 1. - 414 с.
42. Грубер, Р.И. Всеобщая история музыки / Р. И. Грубер. - М. : Государственное музыкальное издательство, 1960. - Ч.1. - 488 с.
43. Гумбольдт, В. Избранные труды по языкознанию / В. Гумбольдт. - М. : Наука, 2000. - 389 с.
44. Гуренко, Е. Г. Эстетика: Учеб.курс / Е. Г. Гуренко. - Новосибирск : Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки, 2000. 540 с.
45. Дажина, В.Д. Театр Буоналетти. От маньеризма к барокко / В. Д. Дажина // Театр и театральность в культуре Возрождения. - М.: Наука, 2005. - С. 108-120.
46. Данько, Л. Г. Комическая опера в XX веке / Л. Г. Данько. - Л. : Советский композитор, 1986. - 176 с.
47. Де Санктис, Ф. История итальянской литературы / Ф. Де Санктис. -М. : Прогресс, 1963. - Т. 1. - 536 с.
48. Де Санктис, Ф. История итальянской литературы / Ф. Де Санктис. -М. : Прогресс, 1963. - Т. 2. - 648 с.
49. Дживелегов, А. К. Итальянская народная комедия / А. К. Дживелегов.
- М. : Издательство АН СССР, 1954. - 288 с.
50. Дживелегов, А. К. Комедия дель арте / А. К. Дживелегов // Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. - М. : Советская энциклопедия, 1974. - Т. 2. - Стлб. 884.
51. Дубравская, Т. Н. Итальянский мадригал XVI века / Т. Н. Дубравская // Вопросы музыкальной формы. - М. : Музыка, 1972. - Вып. 2. - С. 55-98.
52. Дубравская, Т. Н. Мадригальная комедия / Т. Н. Дубравская // Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. - М. : Советская энциклопедия, 1976. - Т.3. - Стлб. 385.
53. Дубравская, Т. Н. Музыкальный мадригал XVI-XVII вв.: дис. ... канд. иск. : 17.00.02 / Дубравская Татьяна Наумовна. - М., 1975. - 180 с.
54. Дубравская, Т. Н. Музыкальный мадригал ХШ-ХШ1 веков : автореф. дисс. ... канд. иск. : 17.00.02 / Дубравская Татьяна Наумовна. - М., 1975. - 23 с.
55. Дубравская, Т. Н. Полифония эпохи Возрождения. XVI век : дис. ... д-ра иск. : 17.00.02 / Дубравская Татьяна Наумовна. - М., 1992. - 321 с.
56. Дунаева, Е. А. Эволюция фарса и фарсовые формы в высоких комедиях Мольера: дисс. ... д-ра иск. : 17.00.02 / Дунаева Елена Александровна. -М., 2000. - 398 с.
57. Жизнеописания трубадуров / Перевод М. Б. Мейлаха и Н. Я. Рыковой.
- М. : Наука, 1993. - 745 С.
58. Западноевропейский театр от эпохи Возрождения до рубежа Х1Х-ХХ веков. - М. : Рос. госуд. гум. университет, 2001. - 436 с.
59. Иванов-Борецкий М. В. Музыкально-историческая хрестоматия / М. В. Иванов-Борецкий. - М. : Музгиз, 1936. - Т. 2. - 209 с.
60. Иванов-Борецкий М. В. Статьи и исследования / М. В. Иванов-Борецкий. - М. : Советский композитор, 1972. - 284 с.
61. Иванов-Борецкий, М. В. Музыкально-историческая хрестоматия / М. В. Иванов-Борецкий. - М. : Музгиз, 1933. - Т. 1. - 128 с.
62. История всемирной литературы / Редкол: Н. Балашов. - М. : Наука, 1985. - Т.3. - 817 с.
63. История всемирной литературы / Редкол: Ю. Б. Виппер - М. : Наука, 1987. - Т.4. - 688 с.
64. История западноевропейской литературы: Средние века и Возрождение. - М. : Рос. госуд. гум. университет, 2000. - 462 с.
65. История зарубежного театра / Под ред. Г.Н. Бояджиева и А.Г. Образцовой. - М. : Просвещение, 1981. - Ч. 1. - 336 с.
66. История зарубежной литературы / Под ред. М. П. Алексеева. - М. : Высшая школа, 1978. - 528 с.
67. История культуры Западной Европы в эпоху Возрождения: Учеб. для вузов / Под ред. Л. М. Брагиной. - М. : Высшая школа, 1999. - 479 с.
68. История полифонии / Сост. Т. Н. Дубравская - М. : Музыка, 1996. -Вып. 2Б. - 413 с.
69. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли / Сост. В. Шестаков. - М. : Академия художеств СССР, 1962. - Т. 1: Античность. Средние века. Возрождение. - 682 с.
70. Итальянская комедия Возрождения. - М. : Художественная литература, 1999. - 543 с.
71. Казарян, Н. К. Мадригалы К. Джезуальдо: автореф. дис. ... канд. иск. : 17.00.02 / Казарян Натэлла Карапетовна. - Л., 1990. - 17 с.
72. Калицкий, В. В. Диалог в музыкальной коммуникации как феномен культуры (философско-культорологический анализ): автореф. дис. ... канд. философских наук : 24.00.01 / Калицкий Виталий Валерьевич. - М., 2014. - 27 с.
73. Комедии Итальянского Возрождения. - М. : Искусство, 1964. - 640 с.
74. Конен, В. Д. Клаудио Монтеверди / В. Д. Конен. - М. : Советский композитор, 1971. - 321 с.
75. Коробова, А. Г. Пастораль в музыке европейской традиции: к теории и истории жанра : дис. ... д-ра. иск. : 17.00.02 / Коробова Алла Германовна. - М., 2007. - 448 с.
76. Косиков, Г. К. Зарубежная литература эпохи Возрождения / Г. К. Косиков // История зарубежной литературы. - М. : Издательство МГУ, 2001. - С. 16-28.
77. Краснова, И. А. Театрализованные формы ритуалов политической повседневности во Флоренции Х^ - первой трети XV века / И. А. Краснова // Театр и театральность в культуре Возрождения. - М. : Наука, 2005. - С. 11-28.
78. Криницкая, Е. С. Опыт интерпретации семантики ренессансной музыкально-театральной аллегории (на материале флорентийских свадебных торжеств 1539 года) / Дипломная работа / Е. С. Криницкая. - Новосибирск, 2004. - 315 с.
79. Криницкая, Е. С. Ренессансные свадебные торжества глазами современника / Е. С. Криницкая // Сибирский музыкальный Альманах, 2002: Ежегодник. - Новосибирск : НГК им. М.И. Глинки, 2004. - Вып.3. - С. 86-88.
80. Кунилова, Н. А. История зарубежной хоровой музыки в хоровом исполнительстве от истоков до ХУШ века / Н. А. Кунилова. - Тюмень : РИЦТГАКИ, 2008. - 196 с.
81. Ливанова, Т. Н. История западноевропейской музыки до 1789 года / Т. Н. Ливанова. - М. : Музыка, 1983. - Т.1. - 696 с.
82. Литвинова, Ю. А. Из истории ренессансных интермедий: Флорентийский май / Ю. А. Литвинова // Старинная музыка. 2003. - № 1 (19). - С. 16-18.
83. Литвинова, Ю. А. Интермедии <^а РппшрЬк семь правил Джованбаттиста Строцци Младшего / Ю. А. Литвинова // Научный вестник
Московской консерватории. - М. : МГК им. П. И. Чайковского, 2010. - № 2. - С. 74-105.
84. Литвинова, Ю. А. Флорентийские интермедии 1589 года (Поэтический текст) / Ю. А. Литвинова // Старинная музыка. 2003. - № 1 (19). - С. 19-20.
85. Литвинова, Ю. А. Флорентийские интермедии XVI века и традиции античной поэтики / Ю. А. Литвинова // Памяти Романа Ильича Грубера : Статьи. Исследования. Воспоминания. - М. : Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, 2008. - Вып. 1. - С. 138-160.
86. Литература Возрождения XVII и XVIII веков. - М. : Художественная литература, 1971. - Т. 51. - 800 с.
87. Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В. М. Кожевникова и П. А. Николаева. - М. : Советская энциклопедия, 1987. - 752 с.
88. Лосев, А. Ф. Эстетика Возрождения / А. Ф. Лосев. - М. : Мысль, 1978. - 623 с.
89. Лотман, Ю. М. Слово и язык в культуре Просвещения / Ю. М. Лотман // Избранные статьи. - Таллинн : Александра, 1992. - Т. 1. - С. 216-223.
90. Маршева, Л. И. Храмовая топонимия и иностранный аналитизм. URL: http://www.pravoslavie.ru/5881.html (дата обращения: 9.12.2008).
91. Миклашевский, К. М. La commedia dell'arte или Театр итальянских комедиантов / К. М. Миклашевский. - Спб. : Сириус, 1914-1917. - 112 с.
92. Михайлов, А. Д. Старофранцузская городская повесть «фаблио» и вопросы специфики средневековой пародии и сатиры / А. Д. Михайлов. - М. : Наука, 1986. - 352 с.
93. Мокульский С. С. О театре / С. С. Мокульский. - М. : Искусство, 1963. - 544 с.
94. Мокульский, С. С. Итальянская литература: Возрождение и просвещение / С. С. Мокульский. - М. : Высшая школа, 1966. - 251 с.
95. Молодцова, М. М. Актеры комедии дель арте о своем искусстве / М. М. Молодцова // Эстетические идеи в истории зарубежного театра : Сб. науч. тр. / Отв. ред. М. М. Молодцова. - Л. : ЛГИТМИК, 1991. - С. 5-15.
96. Молодцова, М. М. Комедия дель арте / М. М. Молодцова. - Л. : ЛГИТМИК им. Н.Черкасова, 1990. - 218 с.
97. Молодцова, М. М. Некоторые историко-критические суждения театроведов ХХ века о комедии дель арте / М. М. Молодцова // Театрон. - СПб. : СПГАТИ, 2010. - № 1. - С. 21-44.
98. Молодцова, М. М. Римские театральные контрасты (Италия. Рубеж XV-XVI веков) / М. М. Молодцова // Лидия Аркадьевна Левбарг: Из научного наследия. Статьи учеников и коллег. Воспоминания о ней / Под ред. : Л. И. Гительмана, В. И. Максимова. - СПб. : СПбГУЭФ, 1997. - С.133-143.
99. Молодцова, М. М. Тотальный спектакль: «Комедия о Каландаро» в Урбино / М. М. Молодцова // Памяти Льва Иосифовича Гительмана. - СПб. : СПБГАТИ, 2012. - С. 154-178.
100. Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения / Сост. В. Шестаков. - М. : Музыка, 1966. - 572 с.
101. Неф, К. История западноевропейской музыки / К. Неф. - М. : МГК им. П.И.Чайковского, 1938. - С. 94-120.
102. Новеллино. - М. : Наука, 1984. - 318 с.
103. Оветт, А. Итальянская литература / А. Оветт. - М. : Государственное музыкальное издательство, 1922. - 416 с.
104. Остерман, А. А. Театрализация политической жизни Флоренции в период правления герцога Козимо I Медичи (1537-1574) / А. А. Остерман // Театр и театральность в культуре Возрождения. - М. : Наука, 2005. - С. 52-65
105. Ошеров, С. Переводы / С. Ошеров. URL: http://www.gumer.info/bibliotek.php (дата обращения: 10.01.2009).
106. Панкина, Е. В. Жанрообразование в итальянской светской песенной культуре второй половины XV - первой трети XVI веков : дисс. ... канд. иск. : 17.00.02 / Панкина Елена Валериевна. - Новосибирск, 1998. - 140 с.
107. Панкина, Е. В. Отражение жизненных реалий итальянского города Кватроченто в песенной поэзии / Е. В. Панкина // Сибирский музыкальный Альманах - 2000 : ежегодник. - Новосибирск, 2001. - С. 43-51.
108. Панкина, Е. В. Песни Россино Мантуанца: из истории североитальянской фроттолы / Е. В. Панкина // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов : Грамота, 2014. - № 12. - Ч. 3. - С. 160-165.
109. Панкина, Е. В. Фроттола в творчестве церковных музыкантов Эмилии-Романьи и Папской области / Е. В. Панкина // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2015. - № 11.
- Ч. 1. - С. 139-142.
110. Петрарка, Ф. Сочинения философские и полемические / Ф. Петрарка.
- М. : РОССПЭН, 1998. - 477 с.
111. Подосинов, А. В., Козлова, Г. Г., Глухов, А. А. Латинско-русский словарь / А. В. Подосинов, Г. Г. Козлова, А. А. Глухов. - М. : Флинта: Наука, 2001. - 376 с.
112. Протопопов, В. В. Ричеркар, канцона, фантазия - предшественники фуги / В. В. Протопопов // Протопопов В. В. Очерки из истории инструментальных форм XVI - начала XIX века. - М. : Музыка, 1979. - С. 6-64
113. Прюньер, А. Новая история музыки: Средние века и Возрождение / А. Прюньер. - М. : Музгиз, 1937. - Т.1. - 244 с.
114. Пуришев, Б. И. Зарубежная литература: эпоха Возрождения / Б. И. Пуришев. - М. : Просвещение, 1976. - 638 с.
115. Реутин, М. Ю. Народная культура Германии / М. Ю. Реутин. - М. : Наука, 1996. - 96 с.
116. Розанов, М. Н. Эпоха Возрождения / М. Н. Розанов. - Л. : Типо-лит. Софронова, 1912-1913. - 198 с.
117. Розеншильд, К. К. История зарубежной музыки / К. К. Розеншильд. -М. : Госуд. музыкальное изд-во, 1960. - 385 с.
118. Ройзман, Л. Банкьери Адриано / Л. Ройзман // Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. - М. : Советская энциклопедия, 1973. -Т.1. - Стлб. 318.
119. Роллан, Р. Музыкально-историческое наследие / Р. Роллан. - М. : Музыка, 1987. - Т.1. - 311 с.
120. Роллан, Р. Музыкально-историческое наследие / Р. Роллан. - М. : Музыка, 1988. - Т.3. - 448 с.
121. Сапонов, М. А. Менестрели. Книга о музыке средневековой Европы / М. А. Сапонов. - М. : Классика-XXI, 2004. - 400 с.
122. Симакова, Н. А. Вокальные жанры эпохи Возрождения / Н. А. Симакова. - М. : Музыка, 1985. - 360 с.
123. Симонова, Э. Р. Искусство арии в итальянском оперном барокко (от канцонетты к арии da capo): автореф. дис. ... канд. иск. : 17.00.02 / Симонова Элеонора Рауфовна. - М., 1997. - 25 с.
124. Скворцова, Н. А., Майзель, Б. Н. Итальянско-русский словарь / Н. А. Скворцова, Б. Н. Майзель. - М. : Русский язык, 1977. - 944с.
125. Словарь иностранных слов / Ред. А. Я. Абрамович и др. - М. : Русский язык, 1989. - 624 с.
126. Смирнова, Т. В. Английские консортные жанры конца XVI - первой четверти XVII веков: дис. ... канд. иск. : 17.00.02 / Смирнова Татьяна Вячеславовна. - Новосибирск, 2009. - 180 с.
127. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. - М. : Советская энциклопедия, 1985. - 1600 с.
128. Современный словарь-справочник по литературе / Сост. и научн. ред. С. И. Кормилов. - М. : Олимп, 1999. - 670 с.
129. Сонина, Т. В. Якопо Селлайо и драма Полициано «Сказание об Орфее» / Т. В. Сонина // Театр и театральность в культуре Возрождения. - М. : Наука, 2005. - С. 82-92.
130. Спивак, Р. С. Русская философская лирика: Проблемы типологии жанров / Р. С. Спивак. - Красноярск : Изд-во Красноярского ун-та, 1985. - 140 с.
131. Спирс, Ф. История музыки / Ф. Спирс. - Спб. : Изд. Проппера, 1908. -
254 с.
132. Степанова, Л. Г. Из истории первых итальянских грамматик / Л. Г. Степанова. - Спб. : Наука, 2005. - 280 с.
133. Степанова, Л. Г. Итальянская лингвистическая мысль Х1Ш-ХШ1 веков / Л. Г. Степанова. - Спб. : Рус. Христианский гуманитарный ин-т, 2000. - 501 с.
134. Сутуева, Т. О. Очерки литературы итальянского Возрождения: раннее Возрождение / Т. О. Сутуева. - М. : Высшая школа, 1964. - 156 с.
135. Толшин, А. В. Феномен маски в театральной культуре: дис. ... д-ра культурологии : 24.00.01 / Толшин Андрей Валерьевич. - Спб., 2007. - 302 с.
136. Тронский, И. М. История античной литературы / И. М. Тронский. - Л. : Учпедгиз, 1946. - 496 с.
137. Фомина, В. П. Проблемы современной вокальной интерпретации ранней итальянской оперы XVII века / В. П. Фомина // Вестник МГУКИ. - М. : МГУКИ, 2011. - 1 (39) январь-февраль. - С. 228-232.
138. Хализев, В. Е. Драма как явление искусства / В. Е. Хализев. - М. : Искусство, 1978. - 240 с.
139. Хлодовский, Р. И. Декамерон. Поэтика и стиль / Р. И. Хлодовский. -М. : Наука, 1982. - 351 с.
140. Хлодовский, Р. И. Театральность в «Декамероне» / Р. И. Хлодовский // Театр и театральность в культуре Возрождения. - М. : Наука, 2005. - С. 5-11.
141. Хлодовский, Р. И. Франческо Петрарка / Р. И. Хлодовский. -Новосибирск : Наука, 1975. - 176 с.
142. Хрестоматия по западноевропейской литературе: эпоха Возрождения / Сост. Б. И. Пуришев. - М. : Просвещение, 1997. - 796 с.
143. Хрестоматия по истории западноевропейского театра / Сост. и ред. С. С. Мокульского. - М. : Искусство, 1953. - Т. 1. - 816 с.
144. Челышева, И. И. Формирование романских литературных языков / И. И. Челышева. - М. : Наука, 1990. - 350 с.
145. Шаймухаметова, Е. Р. Музыка в системе карнавальной культуры. На примере западноевропейской традиции: дис. ... канд. иск. : 17.00.02 / Шаймухаметова Елена Раисовна. - М., 2002. - 269 с.
146. Швартц, Р. Фроттолы в XV веке / Р. Шварц / Пер. и вступ. статья Е. В. Панкиной. - Новосибирск, 2001. - 54 с.
147. Шейкин, Ю. История мировой музыкальной культуры / Ю. Шейкин. -Якутск : Академия, 2005. - 284 с.
148. Шестаков, В. П. Очерки по истории эстетики. От Сократа до Гегеля / В. П. Шестаков. - М. : Мысль, 1979. - 372 с.
149. Шишмарев, В. Ф. Избранные статьи / В. Ф. Шишмарев. - Л. : Наука, 1972. - 360 с.
150. Шторк, К. История музыки / К. Шторк. - М. : Муз. изд-во Юргенсон П., 1917. - Вып. 1. - 250 с.
151. Шуранов, В. А. Эволюция религиозного мироощущения в итальянской духовной музыке второй половины XVI - начала XVII века / В. А. Шуранов. - Уфа : РИО УГАИ, 2004. - 218 с.
152. Эдельман, Д. И. К проблеме «язык или диалект» в условиях отсутствия письменности / Д. И. Эдельман // Теоретические основы классификации языков мира. - М. : Наука, 1980. - С. 127-147.
153. Эко, У. Баудолино / У. Эко. - Спб. : Симпозиум, 2005. - 576 с.
154. Эко, У. Маятник Фуко / У. Эко. - Киев : Фита, 1995. - 752 с.
155. Энциклопедия литературных героев / Под общ. ред. И. О. Шайтанова. - М. : Олимп; ООО «Фирма Издательство АСТ», 1998. - 768с.
156. Якушкина, Т. В. Итальянский петраркизм XV-XVI веков / Т. В. Якушкина. - Спб. : СПбГУКИ, 2008. - 336 с.
157. Alwes, C. L. A History of Western Choral Music / C. L. Alwes. - New York : Oxford University Press, 2015. -Volume 1. - 504 p.
158. Aretino P. La Cortigiana / P. Aretino // Quattro commedie del divino Pietro Aretino. Cioe Il marescalco; La cortigiana; La talanta; L'hipocrito, novellamente ritornate, per mezzo della stampa, a luce, a richiesta de conoscitori del lor valore. -Venezia : Gabriel Giolito de Ferrari, 1588. - P. 51-125.
159. Aretino, P. Comedia intitolata il Filosofo opera di M. Pietro Aretino / P. Aretino. - Vinegia : Gabriel Giolito de Ferrari, 1549. - 93 p.
160. Ariosto, L. Comedia di messer Lodouico Ariosto intitolata Cassaria: con l'argumento aggiunto et non piu stampato / L. Ariosto. - Venice : Nicolo Zoppino, 1538. - 110 p.
161. Ariosto, L. I suppositi / L. Aristo // Commedie e satire. - Firenze : Barbera Bianchi e Comp., 1856. - P. 112-547.
162. Arnold, D. Croce, Giovanni / D. Arnold // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. by Stanley Sadie. - Macmillan Publishers Limited, 2001. - 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM).
163. Banchieri, A. Barca di Venetia per Padova : dilettevoli madrigali a cinque voci, 1623 / A. Banchieri. - Roma : De Santis, 1969. - 99 p.
164. Banchieri, A. Festino nella sera del giovedi grasso avanti cena,genio al terzo libro madrigalesco con cinque voci, et opera a diverse deciottesima / A. Banchieri. - Venetia : Ricciardo Amadino, 1608. - 102 p.
165. Banchieri, A. Il studio dilettevole: libro terzo delle canzonette a tre voci: novamente con vaghi argomenti et spassevoli intermedii fiorito dall'Amfiparnaso comedia musicale dell'Horatio Vecchi / A. Banchieri. - Milano : Gio Francesco Besozzi et compagno, 1600. - 110 p.
166. Banchierí, A. La pazzia senile: ragionamenti vaghi,et dilettevoli ... : libro secondo,a tre voci / con la música di Adriano Banchieri. - Venezia : Ricciardo Amadino, 1598. - 89 p.
167. Banchieri, A. Scene della "Saviezza giovanile" / A. Banchieri. - Milano : Istituto Editoriale Italiano, 1919. - 24 p.
168. Beolco, A. La Moscheta / A. Beolco. - Torino : in Teatro, a cura di Ludovico Zorzi, Einaudi, 1967. - 56 p.
169. Bianconi, L. Torelli, Gasparo / L. Bianconi // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. by Stanley Sadie. - Macmillan Publishers Limited, 2001. - 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM).
170. Bibbiena, B. D. La Calandria: commedia / B. D. Bibbiena. - Milano : G. Daelli, 1863. - 101 p.
171. Biondelli, B. Saggio sui dialetti gallo-italici / B. Biondelli. - Milano : Gius Bernardoi di Gio, 1853. - 693 p.
172. Boerio, G. Dizionario del dialetto veneziano / G. Boerio. - Venezia : Tipi di A. Santini e figlio, 1829. - 802 p.
173. Brown, A. Battle music / A. Brown // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. by Stanley Sadie. - Macmillan Publishers Limited, 2001. - 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM).
174. Bruno, G. Il candelaio / G. Bruno. - Torino : in Teatro, a cura di Giorgio Barberi Squarotti, Einaudi, 1964. - 157 p.
175. Cardamone, D. G. Villanella / D. G. Cardamone // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. by Stanley Sadie. - Macmillan Publishers Limited, 2001. - 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM).
176. Caro, A. Gli Straccioni: Commedia / A. Caro. - Venetia: Aido, 1589. - 96
p.
177. Cartajo, S. Capotondo / S. Cartajo // Teatro italiano antico. - Milano : Francesco Fusi e C. editori de' Classici italiani, 1812. - Volume X. - P. 363-389.
178. Cecchi, G. M. L' assiuolo / G. M. Cecchi. - Milano : G. Daelli, 1863. - 147
P-
179. Cherubini, F. Vocabolario milanese-italiano / F. Cherubini. - Milano : Dalla Stamperia reale, 1814. - T. 1. - 336 p.
180. Cherubini, F. Vocabolario milanese-italiano / F. Cherubini. - Milano : Dalla Stamperia reale, 1814. - T. 2. - 351 p.
181. Croce, G. Triaca musicale di Giovanni Croce chiozzotto nella quale vi sono diversi Caprici a 4. 5. 6. et 7. voci / G. Croce. - Venetia : Giacomo Vincenti, 1607. -121 p.
182. Della Porta, G. La fantesca / G. Della Porta. - Venezia : Battista Bonfadino, 1592. - 280 p. https://books.google.ru/books?id=19dgAAAAcAAJ&pg=PT66&dq=La+fantesca&hl=r u&sa=X&ved=0ahUKEwjD-
fKNpoLPAhWGNJoKHRZNCZsQ6wEISTAD#v=onepage&q=La%20fantesca&f=fals e (дата обращения: 20.04.2013).
183. Einstein, A. The Italian madrigal. Three volumes / A. Einstein. - Princeton, New Jersey : Princeton University Press, 1949. - 1220 p.
184. Fanfani, P. Vocabolario dell'uso toscano / P. Fanfani. - Firenze : G. Barbera, 1863. - 1036 p.
185. Fanfani, P. Voci e maniere del parlar fiorentino / P. Fanfani. - Firenze : G. Polverini, 1870. - 197 p.
186. Feldman, M. City Culture and the Madrigal at Venice / M. Feldman. -Berkeley CA : Univ. of California Press, 1995. - 473 p.
187. Fenlon, I. Music and Culture in Late Renaissance Italy / I. Fenlon. -Oxford : Oxford Univ. Press, 2002. - 275 p.
188. Fenlon, I. Striggio, Alessandro / I. Fenlon // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. by Stanley Sadie. - Macmillan Publishers Limited, 2001. - 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM).
189. Fenlon, I., Haar, J. The Italian Madrigal in the Early Sixteenth Century: Sources and Interpretation / I. Fenlon, J. Haar. - New York : Cambridge University Press, 1988. - 377 p.
190. Ferrari, C. E. Vocabolario bolognese-italiano / C. E. Ferrari. - Bologna : Presso gli Editori Mattiuzzi e de' Gregori, 1853. - 702 p.
191. Field, C. D. S. Fantasia / C. D. S. Field // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. by Stanley Sadie. - Macmillan Publishers Limited, 2001. - 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM).
192. Foresti, L. Vocabolario piacentino-italiano / L. Foresti. - Piaceza : Fratelli del Majno tipografi, 1836. - 465 p.
193. Gambini, C. Vocabolario pavese-italiano ed italiano-pavese / C. Gambini. -Pavia : Tip. Fusi, 1850. - 346 p.
194. Gerbino, G., Silbiger, A. Passamezzo / G. Gerbino, A. Silbiger // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. by Stanley Sadie. - Macmillan Publishers Limited, 2001. - 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM).
195. Gl'Ingannati. Comedia del Sacrificio degli Intronati celebrato nei giuochi dun carnouale in Siena. - Venetia : Antonio Turini, 1540. - 71 p. https://books.google.ru/books?id=J2FiAAAAcAAJ&pg=PA17&dq=Gl%27Ingannati&h l=ru&sa=X&ved=0ahUKEwi6jfjcpYLPAhWmCpoKHa5fBpkQ6AEIHjAA#v=onepage &q=Gl'Ingannati&f=false (дата обращения: 08.04.2013).
196. Grazzini, A. F. L'arzigogolo / A. F. Grazzini // Teatro comico fiorentino: La strega. La sibilla. La pinzochera. L'Arzigogolo. In prosa. Del Lasca. - Firenze : Con Licenza de'Superiori, 1750. - P. 3-84.
197. Haar, J. Essays on Italian poetry and music / J. Haar. - London : University of California Press, 1986. - 246 p.
198. Hammond, S. L. The Madrigal: A Research and Information Guide / S. L. Hammond. - New York : Routledge, 2012. - 374 p.
199. Katritzky, M. A. The Art of Commedia: A Study in the Commedia Dell'Arte 1560-1620 with Special Reference to the Visual Records / M. A. Katritzky. -New York : Rodopi, 2006. - 625 p.
200. King, J. The Proposta E Risposta Madrigal, Dialogue, Cultural Discourse, and the Issue of Imitatio / J. King. - Indiana : ProQuest, 2007. - 616 p.
201. La Venexiana. - Bologna : Nikola Zanichelli, 1928. - 153 p.
202. Little, M. E. Saltarello / M. E. Little // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. by Stanley Sadie. - Macmillan Publishers Limited, 2001. - 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM).
203. Machiavelli, N. Clizia / N. Machiavelli // Opere di Niccolo Machiavelli: Mandragola. Clizia. Commedia. L'Andria di Terenzio. Commedia in verso. - Firenze : Published by s.e., 1797. - P. 87-168.
204. Machiavelli, N. La Mandragola / N. Machiavelli // Opere di Niccolo Machiavelli: Mandragola. Clizia. Commedia. L'Andria di Terenzio. Commedia in verso.
- Firenze : Published by s.e., 1797. - P. 3-86.
205. Maniates, M. R., Freedman, R. Quodlibet / M. R. Maniates, R. Freedman // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. by Stanley Sadie. -Macmillan Publishers Limited, 2001. - 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM).
206. Martin, W. R. Vecchi, Orazio / W. R. Martin // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. by Stanley Sadie. - Macmillan Publishers Limited, 2001.
- 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM).
207. May, W. S. Adriano Banchieri / W. S. May // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. by Stanley Sadie. - Macmillan Publishers Limited, 2001.
- 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM).
208. Morri, A. Vocabolario romagnolo-italiano / A. Morri. - Faenza : P. Conti all'Apollo, 1840. - 926 p.
209. Nutter, D. Madrigal comedy / D. Nutter // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. by Stanley Sadie. - Macmillan Publishers Limited, 2001. - 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM).
210. Nutter, D., Whenham, J. Dialogue / D. Nutter, J. Whenham // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. by Stanley Sadie. - Macmillan Publishers Limited, 2001. - 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM).
211. Palestrina, G. Vestiva i colli a 5 voci / G. Palestrina. URL: http:// www.mab.jpn.org/musictex/score_lib/cm vestiva (дата обращения: 21.10.2007).
212. Patriarchi, G. Vocabolario veneziano e padovana do' termini: e modi corrispondenti toscani / G. Patriarchi. - Padova : Nella tipografía del Seminario, 1821. -227 p.
213. Piccolomini, A. L'amor costante / A. Piccolomini // Commedie del cinquecento. - Bari : G. Laterza & figli, 1912. - P. 1-123.
214. Quadrio, F. S. Della storia e della ragione d'ogni poesia / F. S. Quadrio. -Milano : Francefco Aguelli. - Volume 3. - Parte 2. 1744. - 565 p.
215. Reese, G. Music in the Renaissance / G. Reese. - New York : W. W. Norton & Company, 1959. - 1022 p.
216. Schwandt, E. Capriccio / E. Schwandt // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. by Stanley Sadie. - Macmillan Publishers Limited, 2001. - 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM).
217. Taviani, F. Un vivo contrasto. Seminario su attrici e attori della Commedia dell'Arte / F. Taviani // Teatro e storia. - Roma : Bulzoni Editore, ottobre 1986. - a.I, n. I. - P. 25-75.
218. Torelli, G. I Fidi amanti: favola pastorale del sign. Ascanio Ordei milanese / posta in musica da Guasparri Torelli...con varii e piacevoli intermedii a quattro voci / G. Torelli. - Venezia : Giacomo Vincenti, 1600. - 75 p.
219. Unger, M. P. Historical Dictionary of Choral Music / M. P. Unger. -United Kingdom : Scarecrow Press, 2010. - № 40. - 584 p.
220. Vecchi, O. Convito musicale: a tre, quattro, cinque, sei, sette, otto voci / di Horatio Vecchi da Modona. - Venetia : Angelo Gardano, 1597. - 423 p.
221. Vecchi, O. L'Amfiparnaso Comedia Harmonica d'Horatio Vecchi da Modena / O. Vecchi. - Venetia : Angelo Gardano, 1597. - 202 p.
222. Vecchi, O. Le veglie di Siena ovvero i vari umori della música moderna / O. Vecchi - Venetia : Angelo Gardano, 1604. - 151 p.
223. Vecchi, O. Selva di varia ricreatione di Horatio Vecchi, nella quale si contengono varij soggetti a 3. a 4. a 5. a 6. a 7. a 8. a 9. et a 10 voci, cioe Madrigali, capricci, Balli, Arie, Justiniane, Canzonette, Fantasie, Serenate, Dialoghi, un Lotto amoroso; con una Battaglia a diece nel fine et accomodatovi la intavolatura di liuto alle arie, ai balli et alle canzonette / O. Vecchi. - Venetia : Angelo Gardano, 1590. - 522 p.
224. Westrup, J. Aria / J. Westrup // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. by Stanley Sadie. - Macmillan Publishers Limited, 2001. - 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM).
225. Zappettini, S. Vocabolario bergamasco-italiano: per ogni classe di persone e specialmente per la gioventú / S. Zappettini. - Bergamo : Tip. Pagnoncelli, 1859. -540 p.
СПИСОК ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА
Перечень таблиц
ВВЕДЕНИЕ.
Таблица 1..........................................................................................................................9
ГЛАВА I.
Таблица 1........................................................................................................................27
Таблица 2.......................................................................................................................27
Таблица 3........................................................................................................................27
Таблица 4........................................................................................................................27
Таблица 5.......................................................................................................................31
ГЛАВА II.
Таблица 1........................................................................................................................74
Таблица 2........................................................................................................................74
Таблица 3........................................................................................................................75
Таблица 4........................................................................................................................75
Таблица 5........................................................................................................................78
Таблица 6........................................................................................................................78
Таблица 7........................................................................................................................80
Таблица 8........................................................................................................................83
Таблица 9........................................................................................................................87
ГЛАВА III.
Таблица 1........................................................................................................................90
Таблица 2........................................................................................................................91
Таблица 3.....................................................................................................................115
Таблица 4......................................................................................................................119
Таблица 5......................................................................................................................120
Таблица 6......................................................................................................................121
Таблица 7......................................................................................................................123
Таблица 8......................................................................................................................126
Таблица 9......................................................................................................................127
Таблица 10....................................................................................................................127
Таблица 11....................................................................................................................131
Таблица 12....................................................................................................................139
Таблица 13....................................................................................................................141
Таблица 14....................................................................................................................144
Таблица 15....................................................................................................................148
Таблица 16....................................................................................................................149
Таблица 17....................................................................................................................150
Таблица 18....................................................................................................................153
Таблица 19....................................................................................................................156
Таблица 20....................................................................................................................164
Таблица 21....................................................................................................................170
Таблица 22....................................................................................................................170
Таблица 23....................................................................................................................173
Таблица 24....................................................................................................................178
Таблица 25....................................................................................................................178
Таблица 26....................................................................................................................179
Таблица 27....................................................................................................................179
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.