Испанская светская полифоническая песня XV-XVI веков в контексте взаимодействия культур тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Жалеева, Рената Раильевна
- Специальность ВАК РФ17.00.02
- Количество страниц 253
Оглавление диссертации кандидат наук Жалеева, Рената Раильевна
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. СВЕТСКАЯ ПОЛИФОНИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ ИСПАНСКОГО
РЕНЕССАНСА
§ 1. Авторы и источники
§ 2. Светская песня в контексте истории испанского языка и литературы
ГЛАВА 2. ОТРАЖЕНИЕ ПОЭТИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ
В ТЕКСТАХ ИСПАНСКИХ ПОЛИФОНИЧЕС КИХ ПЕСЕН
§ 1. Поэтические традиции и поэты основных собраний испанской лирики
$ 2. Провансальская поэтическая традиция в испанской менестрельной
и полифонической песне
§ 3. Испанская народная поэтическая традиция в вильянсико и кансьон
§ 4. Отражение арабо-андалусской поэтической традиции
§ 5. Влияния итальянской поэзии
§ 6. Черты христианской словесности в песенных текстах
ГЛАВА 3. КОМПОЗИЦИОННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
§ 1. Методологические основы композиционной типологии
§ 2. Типология форм вильянсико
§ 3. Типы рефренных форм кансьон
§ 4. Разновидности строфы романса
§ 5. Нетиповые формы
§ 6. Техники письма и фактурное соотношение разделов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
СПИСОК ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение I. Список проанализированных песен
Приложение 2. Нотные образцы
Приложение 3. Иллюстрации
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Музыка Испании и Латинской Америки. Исторические очерки2007 год, доктор искусствоведения Кряжева, Ирина Алексеевна
Сольные светские песни Генри Пёрселла: жанровые и стилевые особенности2018 год, кандидат наук Дуда, Наталья Викторовна
Органное искусство Испании эпохи Высокого Возрождения и барокко2010 год, кандидат искусствоведения Моисеева, Мария Александровна
Стиховые структуры "Цыганского романсеро" Федерико Гарсиа Лорки в оригинале и русских переводах2007 год, кандидат филологических наук Камелина, Анна Валерьевна
Фроттола в культуре итальянского Возрождения: 1480-15302018 год, кандидат наук Панкина, Елена Валериевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Испанская светская полифоническая песня XV-XVI веков в контексте взаимодействия культур»
ВВЕДЕНИЕ
Исследование западноевропейской музыки эпохи Ренессанса является одним из заметных направлений отечественного музыковедения, в котором происходит движение от обобщенных представлений о культурах различных стран к более конкретизированным. Особенно активно проблематика светского музыкального искусства Ренессанса развивается в последние десятилетия. Следует отметить, что большая часть медиевистских исследований посвящена франко-фламандской, французской, итальянской и немецкой музыке, изученной достаточно основательно. Содержание этих исследований, главным образом, обращено к вопросам музыкальной стилистики (фактура, формообразование, гармония), области теории жанров и поэтики. При этом отчетливо видно, что не всем музыкальным культурам уделено равное внимание; одной из практически неисследованных национальных традиций является испанская музыка.
Отчасти это объясняется тем, что на протяжении нескольких столетий, начиная с трактатов эпохи Возрождения и вплоть до исследований рубежа XIX-XX веков, в европейском музыкознании существовало мнение о слабой развитости испанской ренессансной музыкальной культуры, практически полном отсутствии крупных музыкантов и общем равнодушии испанцев к светской музыке. Однако в начале XX века испанский композитор и музыковед Фелипе Педрель (1841-1922) и французский ученый Анри Колле (1885-1951) собрали факты, свидетельствующие о значительном развитии иберийской музыкальной культуры -сведения о музицировании при дворе и в салонах, о музыкальном театре, о развитии фольклора, и, наконец, о формировании ко второй половине XVI века целого
ряда своеобразных местных полифонических школ, включающих более 150 композиторов1.
В отечественном музыкознании первым соприкосновением с испанской музыкой является очерк К. А. Кузнецова2, который обращается к вопросу истоков старинной народной культуры Иберии, и в качестве определяющего отличительного качества испанского фольклора называет его специфический ритм.
Музыкальной культуре Испании XV - начала XVII веков посвящен раздел учебного пособия Р. И. Грубера . Несмотря на явную идеологическую направленность, оно содержит наиболее полную картину процессов, происходящих в испанской музыке эпохи Ренессанса, характеристику жанров (вильянсико, романсов), творческий облик важнейших композиторов (например, Хуана дель Энсины). Автор указывает на связь испанской музыкальной культуры с другими культурами - мавританской, итальянской и нидерландской.
А. В. Оссовский4 в своем очерке приводит сведения о музыкальной культуре Испании от XVI до первой трети XX века. Характеризуя фольклор отдельных провинций и жанры национального музыкального театра, исследователь сосредотачивается на фигурах композиторов XVIII-XIX века, а также представителях Ре-насимьенто5.
Творчеству композиторов Нового музыкального Возрождения также уделяет основное внимание И. И. Мартынов6, при этом первые две главы его труда содержат краткие сведения о предшествующих периодах. Вслед за Р. И. Грубером он указывает на воздействие арабской культуры на испанский фольклор, язык и архитектуру, связь испанского романса с песнями провансальских трубадуров, в то же время, отмечая национальный характер испанской культуры, который про-
1 Грубер Р. И. История музыкальной культуры: в 2 т. М. : Музгиз, 1953. Т. 2, Ч. 1. С. 359.
2 Кузнецов К. А. Древние основы испанской музыкальной культуры // Очерки по истории и теории музыки. Западно-европейская музыка. Л. : Государственный Научно-Исследовательский Институт Театра и Музыки, 1940. Т. 2. С. 231 - 264.
3 Грубер Р. И. История музыкальной культуры: в 2 т. М. : Музгиз, 1953. Т. 2, Ч. 1. 413 с.
4 Оссовский А. В. Очерк истории испанской музыкальной культуры // Избранные статьи, воспоминания / Ред. -сост., авт. вступ. статьи и примеч. Е. Ф. Бронфин. Л. : Советский композитор, 1961. С. 227 -288.
5 Ренасимьенто - движение за национальное возрождение в Испании в конце XIX - начале XX века, охватившее все области искусства, а также политическую и экономическую жизнь. В музыке к представителям Ренасимьенто относятся Фелипе Педрель, Исаак Альбенис, Энрике Гранадос, Мануэль де Фалья.
6 Мартынов И. И. Музыка Испании. М. : Советский композитор, 1977. 376 с.
явился в «золотом» XVI веке. Автор отмечает расцвет испанской музыки в XV -XVI веках, выдвижение фигур европейского уровня, влияние испанского стиля на музыкантов других стран, в частности, Жоскена Депре, выделяет Хуана дель Энсину.
Основные явления истории испанской и латиноамериканской музыки от XVI до XX века освещаются в докторской диссертации И. А. Кряжевой . Первый очерк первой части посвящен музыке XVI века: отмечается значимость испанской музыки как одной из главных составляющих процесса становления и формирования новых музыкальных культур в период с конца XV до XVIII века. Исследователь указывает на фольклоризацию профессионального романса и рассматривает влияние испанских литературных форм, инструментов и ритма на латиноамериканские. При всей специфичности испанской музыки, по мнению И. А. Кряжевой, она отражала фундаментальные общеевропейские стилевые принципы через влияние нидерландских и итальянских мастеров (Депре, Окегем, Гомбер, Палестри-на).
Последним по времени отечественным исследованием испанской музыки, а именно ее инструментальной ветви, является кандидатская диссертация М. А.
о
Моисеевой , в которой рассматриваются вопросы органостроения, репертуар, а также исполнительская школа и нотация.
В процессе анализа русскоязычной исследовательской литературы мы обратили внимание на крайнюю скудость сведений и аналитических наблюдений об основных жанрах светской вокальной музыки Испании - вильянсико и романсе, а также практически полное отсутствие информации о кансьон, в отличие от светской вокальной полифонии других стран, изученной достаточно основательно9. Так, например, Р. И. Грубер10, характеризуя вильянсико, затрагивает образный строй и музыкальное строение. Он также выделяет две разновидности песен -
7 Кряжева И. А. Музыка Испании и Латинской Америки. Исторические очерки : дис. ... д-ра иск. М., 2007. 293 с.
8 Моисеева М. А. Органное искусство Испании эпохи Высокого Возрождения и Барокко : дис. ... канд. иск. М., 2010. 285 с.
9 Например, французская полифоническая песня (Бедуш Е. А., Коляда Е. И., Кюрегян Т. С., Симакова Н. А., Уланова С. И.), итальянская светская песня (Бедуш Е. А., Дубравская Т. Н., Казарян Н. А., Панкина Е. В., Симакова Н. А.), немецкая песня (Симакова Н. А., Сараева С. В.).
10 Грубер Р. И. История музыкальной культуры: в 2 т. М. : Музгиз, 1953. Т. 2, Ч. 1. 413 с.
«танцевальные» и драматические, не выявляя, однако, их характерные признаки. Краткие сведения о форме вильянсико приводятся в хрестоматии Е. А. Бедуш и Т. С. Кюрегян «Ренессансные песни»11.
Значительно шире эти жанры исследованы в западноевропейском музыкознании. Многочисленные собрания издаются в современной нотации, начиная от рубежа XIX - XX веков, и сопровождаются солидными справочными комментариями и аналитическими статьями. Наиболее значимыми изданиями собраний, содержащих тексты и музыку испанских песен, являются: Cancionero musical de los siglos XV y XVI под редакцией Ф. А. Барбьери (Мадрид, 1890); Cancionero musical de la Colombina von Seville (Тутцинг, 1968); Cancionero de Uppsala, изданное под названием Cincuenta y cuatro canciones Españolas del siglo XVI под редакцией Р. Митханы (Упсала, 1909; Мехико, 1944); Cancionero musical de Elvas, изданное под названием O Cancioneiro Musical e Poético da Biblioteca de Públia Hortensia под редакцией M. Хоакима (Коимбра, 1940); Cancionero Musical de la Casa de Medinaceli (Siglo XVI) под редакцией M. Кероля Гавальды (Барселона, 1949-1950); Cancionero musical de Barcelona, изданное под названием The manuscript Barcelona, Biblioteca de Catalunya M 454 под редакцией Э. Рос-Фабрегаса (Нью-Йорк, 1992); Cancionero musical de Segovia, изданное под названием An Unnumbered Manuscript of Polyphony in the Archives of the Cathedral of Segovia: its Provenance and History под редакцией H. К. Бейкера (Мэриленд, 1978).
К важным источниковедческим работам также относятся: собрание 225 песен Cancionero Musical de Palacio во втором томе Polifonia profana серии La música en la corte de los reyes católicos под редакцией И. Англеса (Барселона, 1947), нотные издания песен Энсины Juan del Encina: Poesía lírica y cancionero musical с аннотацией Р. О. Джонса и К. Р. Ли (Мадрид, 1975), а также Villancicos y canciones Хуана Васкеса со вступительной статьей Э. Рассел (Осуна, 1995).
Наряду с изданиями полифонических испанских песен, публикуются нотные тексты народных песен, некоторые из которых зачастую имеют жанровое обозначение «вильянсико». Примерами таких собраний являются Villancicos Pop-
11 Бедуш Е. А., Кюрегян Т. С. Ренессансные песни. М. : Композитор, 2007. 423 с.
ulares под редакцией А. де Ларреа (Тетуан, 1955) и Folklore Musical Español под редакцией X. Идальго Монтойи (Кармона, 1974).
Освоение испанской ренессансной музыки начиналось с работ обобщающего характера, которые давали представление о положении испанской песенности в европейском контексте. Наиболее ценным трудом среди них является монография Г. Бесселера Die Musik des Mittelalters und der Renaissance (Потсдам, 1931), достоинством которой, несмотря на общий характер сведений, является рассмотрение жанров контекстуально, как части общей культуры. Полезными для нас также стали труды по испанской музыке в целом: это The music of Spanish history to 1600 Дж. Б. Тренда (Лондон, 1926), Spanish Music in the Age of Columbus P. Стивенсона (Гаага, 1960). Обширную панораму испанской музыки содержит семитомник Historia de la música española под редакцией П. Л. де Осабы (Мадрид, 1983). Во втором его томе Desde el «ars nova» hasta 1600 приводятся сведения о мотете, мессе, богослужении, религиозном и светском вильянсико, а также кансьон. Среди работ, посвященных испанским песенным жанрам, отметим исследование вильянсико А. Санчеса Ромерало El villancico (Мадрид, 1969).
Среди многочисленных музыкальных энциклопедических изданий значимым для нас в информационном плане стал The New Grove Dictionary of Music and Musicians (2001), статьи которого содержат информацию об истории жанров, их
музыкальной стилистике и композиторах. Среди авторов статей отметим Т.
12
Найтон , профессора Каталонского института исследований и повышения квалификации, Института Милы-и-Фонтанальса, а также вышеупомянутого Р. Стивен-
13
сона - профессора Калифорнийского Университета, автора более 30 монографий и свыше 300 статей в приведенном издании. Рождественскому вильянсико XVI -XVII веков посвящена статья Р. А. Раша Spanish villancicos de Navidad and Flemish cantiones natalitiae (Лёвен, 1988).
12 Автор работ Gonzalo de Baena, Arte nouamente inuentada pera aprender a tanger и Gonçalo de Baena: Arte para tange, редактор журнала Early Music с 1993 no 2009 годы, а также Series Editor of the Studies in Medieval and Renaissance Music series.
13 Автор работ по испанской, португальской, американской, мексиканской музыке, а также музыке Перу и Индии.
В связи с тесной связью истории испанской полифонической песни с историей развития испанского языка и поэзии, стало необходимым обращение к литературоведческим работам. В первую очередь, это «История испанской литературы. От истоков до конца XVI столетия» Дж. Тикнора 1849 года, вышедшая в 1888 году на русском языке, и содержащая ценные наблюдения о характере испанской литературы и исторические сведения о поэтических видах. А также это исследования La poésie lyrique espagnole et portugaise à la fin du Moyen-Age П. ле Жентиля (Ренн, 1949-1952) и Historia y antología de la Poesia Española (en lengua castellana del siglo X al XX) Ф. К. Сайнса де Роблеса (Мадрид, 1967), характеризующие поэтическую форму песенных жанров. Среди отечественных работ отметим «Становление языка испанской национальной литературы» В. П. Григорьева (Ленинград, 1975) и «Историю испанской литературы» А. Л. Штейна (Москва, 1976).
Актуальность настоящей работы определяется как требованиями создания более полной картины европейской ренессансной полифонической песни, испанская ветвь которой оставалась наименее известной отечественному музыкознанию, так и необходимостью методологического продвижения в изучении феномена полифонической песни как кросскультурного явления.
Объектом исследования является испанская светская музыкальная культура последней трети XV - первой трети XVI веков как область пересечения различных поэтико-музыкальных традиций. Предмет исследования - стилистические особенности испанских вильянсико, кансьон и романсов.
Цель и задачи исследования вытекают из обозначенной ситуации в отечественном и зарубежном музыкознании. Основная цель работы заключается в выявлении жанрово-стилистических особенностей испанской ренессансной полифонической песни в ее связях с различными поэтико-музыкальными традициями. Ею определены следующие задачи:
1) представление общей картины состояния испанской полифонической песни XV - XVI столетий в контексте формирования корпуса источников, региональных традиций, языковой ситуации и литературных памятников;
2) обозначение путей влияния на формирование и историю испанской полифонической песни основных песенных традиций - провансальской, испанской народной, арабо-андалусской, итальянской;
3) выявление и типологизация основных образно-содержательных сфер песенной поэзии;
4) построение композиционной типологии вильянсико, кансьон и романсов в контексте проблематики жанрового генезиса;
5) музыкально-стилистическая характеристика вильянсико, кансьон и романсов на основе параметров фактуры и поэтико-музыкальной формы.
Необходимость комплексного подхода к феномену светской полифонической песни определила методологию исследования. Анализ музыкально-поэтического строения испанских ренессансных песен, осуществленный на основе отечественных работ Е. А. Бедуш14, Т. С. Кюрегян15, Е. В. Панкиной16, Н. А.
17 18
Симаковой , В. Н. Холоповой , отчасти связан с проблематикой филологического характера, в частности, с вопросами исторического генезиса поэтических форм. Будучи частью общего процесса развития светской песни в Европе, вильянсико, кансьон и романс в сфере основных структурных принципов, звуковысотности, метроритма и фактуры опирались на стилистические константы своего времени. В связи с этим их музыкальная характеристика базируется на сформировавшейся в историко-теоретическом музыкознании трактовке ренессансной полифонической песни. Сопоставление поэтико-музыкальных форм испанских песен с иными жан-рово-композиционными типами осуществляется в опоре на позиции Е. А. Бедуш и
Т. С. Кюрегян, И. Поуп19, X. Риберы20. При проведении типологизации по фак-
21
турному принципу учтены данные С. Рубио .
14 Бедуш Е. А. Песенные жанры итальянского Возрождения: виланелла, канцонетта, балетто: автореф. дисс. ...канд. иск. М., 2007. 21 с.
15 Бедуш Е. А., Кюрегян Т. С. Ренессансные песни. М., 2007. 423 е.; Кюрегян Т. С., Столярова Ю. В. Песни средневековой Европы. М., 2007. 207 с.
16 Панкина Е. В. Жанрообразование в итальянской светской песенной культуре второй половины XV - первой трети XVI веков: дисс. ... канд. иск. Новосибирск, 1998. 140 с.
17 Симакова Н. А. Вокальные жанры эпохи Возрождения. М., 1985. 360 с.
18 Холопова В. Н. Формы музыкальных произведений. СПб., 1999. 496 с.
19 Pope I., Laird P.R. Villancico // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. by Stanley Sadie. Macmillan Publishers Limited, 2001. 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM).
Материал исследования данной темы потенциально широк и обусловлен
объектом исследования. В поле нашего зрения, таким образом, оказываются
вполне определенные песенные собрания - это Cancionero Musical de Palacio
(1505-1520), составивший основу нашего материала, а также Cancionero Musical
de la Colombina (ок. 1460 - 1490; песни дублируются в Cancionero Musical de
22
Palacio), Cancionero de Segovia (1499 - 1503) и Cancionero de Uppsala (1556) . Дополнительный материал составили трактаты Arte de poesia castellana Хуана дель Энсины (1496) и Arte poética Española Хуана Диаса Ренгифо (1592).
При изучении практики бытования испанских полифонических песен необходимым оказалось обращение к художественной литературе, а именно произведениям авторов XVI - XVII веков - Мигеля де Сервантеса, Франсиско де Кеведо-и-Вильегаса и Луиса Велеса де Гевары. Помимо этого, также привлечены Chronicon Mundi (1238) Лукаса де Туи, Cronica de la poblacion de Avila (1256) анонимного автора и Crónica del Peru (1554) Педро Сьесы де Леона.
Положения, выносимые на защиту:
1) испанская полифоническая песня XV - XVI веков формировалась и эволюционировала в контексте широкого развития национальной музыкальной культуры, становления региональных центров светской профессиональной музыки, постоянных контактов, прежде всего, с иными романскими музыкальными традициями;
2) язык и функционирование полифонических песен отражают процессы становления испанского литературного языка, поиски в области театральных форм;
3) ведущие жанры испанской полифонической песни - вильянсико, кансьон и романс - формировались на пересечении сложных процессов взаимодействия испанской, провансальской, арабо-андалусской и итальянской музыкально-
20 Harvey L. P., Sage J., Friedmann S. Zajal // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. by Stanley Sadie. Macmillan Publishers Limited, 2001. 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM).
21 Historia de la música española / dir. de P. L. de Osaba. Madrid : Alianza Música, 1983. V. 2: Desde el «ars nova» ha sta 1600 / S. Rubio. 301 p.
22 Список песен, проанализированных в процессе работы, см. в Приложении 1.
поэтических культур, что определило особенности их поэтики и формообразования;
4) музыкально-стилистические решения испанских полифонических песен опираются на ограниченный диапазон полифонических техник имитационного и разнотемного письма с их неравномерным представлением в различных жанрах.
Степень достоверности полученных результатов определяется рядом факторов: 1) в диссертации привлекается обширный материал исследования -наиболее репрезентативные собрания испанских ренессансных полифонических песен; 2) типологические характеристики песенных жанров основаны на аутентичных описаниях ренессансных авторов и испанской исследовательской традиции; 3) изучение поэтики испанских полифонических песен базируется на результатах исследований в области романской филологии и погружении в языковой и образный план песенных текстов.
Научная новизна работы определяется, прежде всего, самим обращением к проблематике испанской светской полифонической песни эпохи Ренессанса, впервые ставшей предметом специального исследования в отечественном музыкознании. К компонентам научной новизны относятся результаты рассмотрения вильянсико, кансьон и романсов с позиций их соотношения с сопутствующими и родственными песенными жанрами разных культур, вероятными тематическими источниками и жанрово-композиционными прообразами, на основе которых, а также в опоре на авторские переводы текстов песен, разработаны типологии образно-тематических сфер и поэтико-музыкальных форм, в отношении жанра вильянсико - также фактурных решений. Новые результаты достигнуты в процессе исследования музыкально-стилистических характеристик полифонических песенных жанров, рассмотренных в непосредственном соотношении с композиционной типологией.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в возможности использования ее результатов в исследованиях ренессансной полифонической песни, музыкальной культуры Испании и иных европейских стран, курсах истории зарубежной музыки, полифонии, музыкальной формы.
Апробация исследования. Положения настоящей работы обсуждались на заседаниях кафедры истории музыки Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки; результаты исследования отражены в десяти публикациях и выступлениях на шести научных конференциях (Новосибирск, 2009, 2010, 2014; Красноярск, 2011; Одесса, 2011; Москва, 2015). На материале исследования автором были прочитаны лекции по курсу истории зарубежной музыки.
Структура работы. Работа включает Введение, три Главы, Заключение, Список литературы и три Приложения.
ГЛАВА 1
СВЕТСКАЯ ПОЛИФОНИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ ИСПАНСКОГО РЕНЕССАНСА
§ 1. Авторы и источники
Расцвет ренессансной культуры в Испании наступил почти столетием позже, чем в других европейских странах, - к концу XV века с приходом к власти Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского. Объединение Испании, изгнание мавров, господствовавших на её территории почти восемь столетий, а также поддержка экспедиций Колумба, приведшая к обогащению казны, способствовали превращению Испании в самое могущественное государство Европы.
Наряду с названными историческими событиями, важным фактором территориального единения стало возвышение в XV веке кастильского языка, начало которому было положено еще в XIII веке королем Альфонсо Мудрым, сделавшим его официальным языком документов. Изабелла Кастильская продолжила эту идею, обратившись к филологу и гуманисту, профессору университетов Севильи и Саламанки Антонио Небрихе для перевода на кастильский язык его «Латинских введений» (Introductiones latinae, 1481), который был выполнен в 1485 году. Уже через год Небриха представил королеве образец своей «Кастильской грамматики» - первой европейской грамматики народного языка, актуальной для Испании того времени, ввиду её многоязычного населения и необходимости прививать испанский язык креще-
ным маврам и евреям. Также по инициативе Небрихи было предпринято обновление системы образования, связанное с углубленным изучением классической литературы.
Покровительство Изабеллы Кастильской простиралось также на поэтов и музыкантов, о чем свидетельствуют записи о многочисленных выданных ею денежных субсидиях. При её дворе в Вальядолиде работали такие поэты, как Хорхе Манрике, Лукас Фернандес, Алонсо Перес де Виверо (второй виконт Альтамиры), Лопе де Соса, а также Антон де Монторо, Педро Грасия Деи, Эрнандо де Лудуэнья и знаменитый Иньиго Лопес де Мендоса (маркиз де Сантильяна), воспевавшие королеву в своих сочинениях1.
В годы правления Католических королей активно развивалась музыкальная культура, как церковная, представленная крупнейшим создателем месс и мотетов Франсиско де Пеньялосой, так и светская, в области которой работали, прежде всего, крупные придворные музыканты, в частности Хуан дель Энсина.
Сохранившийся материал полифонических песен демонстрирует обширную панораму имен музыкантов, различных по уровню мастерства, характеру служебной деятельности и проживавших в различных областях страны. Среди самых значимых авторов - уже названные Энсина, Пеньялоса, а также не менее известные в свое время Хуан де Анчьета, Педро де Эскобар, Хуан Понсе, Матео Флеха I, Хуан Васкес, Диего Писадор, Франсиско Герре-ро, Матео Флеха II. Среди них светская музыка была приоритетна для Энсины, Флехи I, Васкеса, Флехи II, Эскобара, Понсе и Писадора, тогда как Гер-реро и Анчьеты , также писавшие многоголосные песни, главным образом, работали в области духовной музыки. Немаловажным в развитии жанра было
1 Salvador Miguel N. Isabel la Católica: educación, mecenazgo y entorno literario. Alcala de Henares : Centro de Estudios Cervantinos, 2008. Режим доступа: http://www.cervantesvirtual.com/obra-visor/isabel-la-catlica-y-el-patrocinio-de-la-actividad-literaria-0/html/008fca94-82b2-11df-acc7-002185ce6064_2.html.
2 Анчьета написал 3 мессы, 1 Kyrie, 2 магнификата, 4 пассиона, 14 мотетов. Его вильянсико Dos ánades, охарактеризованный Франсиско де Кеведо (Cuento de cuentos, 1626) как часто исполняемый, хотя и старомодный, стал популярным. Сервантес упоминает его в комическом рассказе La ilustre fregona (1614).
участие дилетантов, среди которых выделяется Диего Писадор, чья антология Libro de música de vihuela (Саламанка, 1552), собиравшаяся 15 лет, свидетельствует о вкусе образованного любителя, сведущего в основных музы-
3
кальных течениях эпохи .
Основными первыми по времени источниками полифонической песни являются Cancionero Musical de Palacio и более ранний Cancionero Musical de la Biblioteca Colombina. Обе рукописи объединяют имена авторов, в истории испанской многоголосной песни не первостепенных, но относящихся к её «родоначальникам»: Иоханнес (Хуан) Корнаго, Хуан де Триана, Хуан Фернандес де Мадрид, Хуан де Гихон, Хуан де Леон.
Фундаментальное собрание светской полифонической песни -Cancionero Musical de Palacio (далее - CMP) - содержит композиции, принадлежащие к наиболее востребованным песенным жанрам: вильянсико, кан-сьон и романс. Р. Стивенсон указывает, что CMP является самым обширным собранием испанской музыки как по репрезентативности материала (304 листа), так и по историческому охвату (в текстах упоминаются события 14301521 годов)4. Это кансьонеро также превосходит остальные по литературному качеству, так как содержит песни на тексты таких светил современной поэзии, как виконт Альтамиры (Que mayor desaventura), граф Кифуэнтес (La que tengo no es prision), Лукас Фернандес (Di por qué mueres en cruz), Хорхе Манрике (Justa fue mi perdigion), Хуан де Мена (Oya tu merged y crea), Диего де Куирос (Que vida terna sin vos и Señora despues que os vi), Хуан Родригес дель Пардон (Muy triste sera mi vida), маркиз де Сантильяна (Harto de tanta porfía и Señora qual soy venido), Лопе де Соса (Alga la vos, pregonero) и Хуан де Тапиа (Descuidad d'ese cuidado).
3 Книга содержит 95 произведений, включая мессы и мотеты Жоскена Депре, Николя Гомбера, Хуана Гарсии де Басурто, Кристобаля де Моралеса, Жана Мутона и Адриана Вилларта, испанские песни и романсы, мадригалы и вилланески Якоба Аркадельта, Адриана Вилларта, Джованни Доменико да Нолы и Себастьяна Фесты.
4 Stevenson R. Spanish Music in the Age of Columbus. Hague: Martinus Nijhqff, 1960. P. 250.
Чрезвычайно показательно для крупнейшего испанского собрания то, что песенные жанры, соседствующие в нем, отличаются как временем и средой возникновения, так и генезисом. Если возникновение романса и кансьон датируют XIII веком, то вильянсико в конце XV века был относительно новым жанром. При этом корни кансьон, как правило, усматривают в провансальской культуре, тогда как происхождение романса обычно возводится то к арабской повествовательной и лирической поэзии, то к народной испанской культуре, то к испанским эпическим поэмам. Распространение вильянсико в середине XV века внесло еще большее разнообразие в картину генезиса светской испанской песни.
Нет точных сведений о времени возникновения вильянсико. В. П. Григорьев сообщает, что вильянсико является жанром народных песен о путешествии, которые сохранились в литературе в виде «глоссированных вильянсико»5. Поэты и музыканты, такие как Хуан дель Энсина, Хиль Висенте, Луис Милан и Франсиско Салинас, составляли глоссы6 и собирали вильянсико, подобно испаноарабским поэтам, составлявшим глоссы на свои харджи в мувашшахах . Р. Менендес Пидаль считает, что «глоссированные вильянсико» связаны с самой древней испанской лирической поэзией, а в дальнейшем исследователи даже отождествляли их, используя термин «вильянсико де ха-биб» (арабская параллель испанской и португальской «песни о милом») и
Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Жанрово-стилевой генезис мадригальной комедии2017 год, кандидат наук Ишанкулова, Елена Зоировна
Энрике Гранадос. Фортепианное наследие2010 год, кандидат искусствоведения Красотина, Ирина Викторовна
Творчество Луиса де Леона и духовная жизнь Испании XVI века2003 год, кандидат филологических наук Парфенова, Татьяна Николаевна
Песенные жанры миннезанга2010 год, кандидат искусствоведения Сараева, Светлана Валерьевна
Англиканский антем XVI – первой половины XVII веков: композиционная типология и стилистика2019 год, кандидат наук Карман Елена Витальевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Жалеева, Рената Раильевна, 2017 год
ЛИТЕРАТУРА
Источники
1. Антология испанской поэзии Золотого века / Авт.-сост. А. И. Лаврентьев. - Ижевск : Удмуртский университет, 2011. - 280 с.
2. Библия / Сост. Е.В. Тростникова. - М. : ОЛМА Медиа Групп, 2009.
- 1008 с.
3. Велес де Гевара, Л. Хромой бес / Луис Велес де Гевара; [пер. Е. Лысенко] // Плутовской роман. - М. : Художественная литература, 1975. - С. 179-244.
4. Жизнеописания трубадуров. Жан де Нострдам / изд. Б. М. Мейлах.
- М. : Наука, 1993. - 736 с.
5. Кеведо-и-Вильегас, Ф. де. История жизни пройдохи по имени Дон Паблос / Франсиско де Кеведо-и-Вильегас; [пер. К. Державина] // Плутовской роман. - М. : Художественная литература, 1975. - С. 65-178.
6. Перес де Ита, X. Повесть о Сегри и Абенсеррахах / Хинес Перес де Ига; [пер. с исп. А.Э. Сипович]. - М. : Наука, 1981. - 288 с.
7. Сервантес Сааведра, М. де. Подставная тетка / Мигель де Сервантес Сааведра; [пер. Б. Кржевского] // Назидательные новеллы. - Режим доступа: http://www.sky-art.com/cervantes/novel/novel_16_ru.htm.
8. Сервантес Сааведра, М. де. Цыганочка / Мигель де Сервантес Сааведра; [пер. Б. Кржевского] // Назидательные новеллы. - Режим доступа: http://www.sky-art.com/cervantes/novel/novel_00_ru.htm.
9. Сервантес Сааведра, М. де. Хитроумный идальго Дон Кихот Ла-манчский: в 2 ч. / Мигель де Сервантес Сааведра. - Фрунзе : Кыргызстан, 1978. - Ч. 1. - 541 с.
10. Сьеса де Леон, П. Хроника Перу: в 2 ч. [Электронный ресурс] / П. Сьеса де Леон; [пер. А. Скромницкого]. - Киев, 2011. - Ч. 2: Владычество инков. - Режим доступа: http://kuprienko.info/pedro-cieza-de-leon-cronica-del-peru-parte-segunda-al-ruso.
11. Benedetto XIV. Encíclica «Annus Qui Hunc». - Режим доступа: https://w2.vatican.va/content/benedictus-xiv/it/documents/enciclica--i-annus-qui-hunc--i—19-febbraio-1749--nell--8217-im.html.
12. Cancionero de Uppsala / [Transcripcion de Rafael Mitjana. Estudio introductorio sobre la poesía y la técnica musical por Leopoldo Querol Rosso]. -Madrid : Instituto de España, 1980. - 105 p. + 55 facs.
13. Cancionero Musical de La Colombina: Cantinelas vulgares puestas en musica por varias españoles (s. XVI). - Madrid : Sociedad Española de Musicologia: Asociacion Española de Documentacion Musical, 2006. - 220 p.
14. Cancionero Musical de los siglos XV y XVI; ed. by F. A. Barbieri. -Madrid : Tipografía de los Huerfanos, 1890. - 636 p.
15. Cancionero Musical de Palacio (Siglos XV-XVI) / [Introducción y estudio de los textos por José Romeu Figueras] // La Música en la Corte de los Reyes Católicos: in 4 vols. - Barcelona : Instituto español de musicologia, 1965. - Vol. IV-1, 3-A. - 242 p.
16. Cancionero zamorano de Haeda; ed. by S. Calabuig Laguna. - Zamora : Diputación de Zamora, 1987. - 581 c.
17. Cervantes Saavedra, M. de. Don Qvixote de la Mancha / Miguel de Cervantes Saavedra; ed. por R. Schevill y A. Bonilla. - P. 1. - Режим доступа: http://www.cervantesvirtual .com/obra-visor-din/don-qvixote-sic-de-la-mancha-primera-parte--0/html/ff66f1e2-82b1-11df-acc7-002185ce6064_219.html#I_21_).
18. Cervantes Saavedra, M. de. Novela de La gitanilla / Miguel de Cervantes Saavedra. - Режим доступа: http: //cervantes.tamu.edu/english/ctxt/cec/disk5/GITANILL .html.
19. Ciesa de Leon, P. Crónica del Peru [Электронный ресурс] / P. Ciesa de Leon. - Madrid : Imprenta de Manuel Gines Hernandez, 1880. - Режим доступа: http://www.gutenberg.org/files/25255/25255-h/25255-h.htm.
20. Encina, J. del. Arte de poesia castellana / J. del Encina // Encina J. del. Cancionero. - Salamanca, 1496. - Режим доступа: http://www.cervantesvirtual.com/obra-visor/cancionero-de-juan-del-encina-primera-edicion-1496--0/html/ffadf59c-82b 1-11 df-acc7-002185ce6064.html.
21. Cervantes Saavedra, M. de. La Tia fingida [Электронный ресурс] / Miguel de Cervantes Saavedra. - Режим доступа: http://www.lluisvives.com/servlet/Sirve0bras/cerv/01604529547814904110035/i ma0017.htm.
22. Quevedo, F. de. Cuento de cuentos / F. de Quevedo // Quevedo F. de. Obras escogidas de Don Francisco de Quevedo Villegas, caballero del Hábito de Santiago, Secretario de S. M. y Señor de la Villa de la Torre de Juan Abad. - Madrid, 1794. - T. 2. - p. 137 - 161.
23. Quevedo Villegas, F. de. Historia de la vida del Buscón, llamado Don Pablos, ejemplo de vagabundos y espejo de tacaños / Francisco de Quevedo Villegas. - Режим доступа: http://cdigital.dgb.uanl.mx/la/1080026243/1080026243_18.pdf.
24. Rengifo, J. D. Arte poetica española: con una fertilissima sylva de consonantes comunes, propios, esdruxulos, y reflexos, y vn diuino estimulo del amor de Dios / J. D. Rengifo. - Barcelona : Imprenta de Maria Angela Martí Viuda, 1752. - 483 p.
25. Rojas, F. de. Tragicomedia de Calisto y Melibea / F. de Rojas. - Режим доступа: http://www.cervantesvirtual.com/obra-visor/tragicomedia-de-calisto-y-melibea-nuevamente-revisada-y-enmendada-con-adicion-de-los-argumentos-de-0/html/ffe3b 10a-82b1-11 df-acc7-002185ce6064 21 .html.
26. Vasquez, J. Villancicos y canciones / J. Vasquez; ed. by Eleanor Russel.
- Osuna : A-R Editions, Inc., 1995. - V. 104. - 121 p.
27. Velez de Guevara, L. El diablo cojuelo [Электронный ресурс] / L. Velez de Guevara. - Режим доступа: http://www.cervantesvirtual .com/servlet/SirveObras/91371620210248617422202/ p0000002.htm#I_15_.
Исследования
28. Аль-Фахури, X. История арабской литературы / X. Аль-Фахури. -М. : Издательство иностранной литературы, 1959. - 368 с.
29. Бедуш, Е. А. Песенные жанры итальянского Возрождения: вила-нелла, канцонетта, балетто : автореф. дис. ... канд. иск. : 17.00.02 / Бедуш Елена Александровна. - М., 2007. - 21 с.
30. Бедуш, Е. А., Кюрегян, Т. С. Ренессансные песни / Е. А. Бедуш, Т. С. Кюрегян. - М. : Композитор, 2007. - 423 с.
31. Бурханов А. Г. Неизвестное о «Твореньице» Хуана Карлоса Амата, испанской гитаре, бандоле и многом другом / А. Г. Бурханов // Старинная музыка. - М. : Преет, 2012. - №№ 3-4 (57-58). - С. 38-60.
32. Гелескул, А., Малиновская, Н. Испанская народная поэзия / А. Ге-лескул, Н. Малиновская. - М. : Радуга, 1987. - 672с.
33. Григорьев, В. П. Становление языка испанской национальной литературы: к постановке проблемы стилистики жанра как ведущей категории в познании особенностей начального периода развития языка литературы / В. П. Григорьев. - Л. : Ленинградский Государственный Педагогический Институт им. А. И. Герцена, 1975. - 87 с.
34. Грубер, Р. И. История музыкальной культуры: в 2 т. / Р. И. Грубер.
- М. : Музгиз, 1953. - Т. 2, Ч. 1. - 413 с.
35. Дубравская, Т. Н. Итальянский мадригал XVI века / Т. Н. Дубрав-ская // Вопросы музыкальной формы. - М. : Музыка, 1972. - Вып. 2. - С. 5598.
36. Дубравская, Т. Н. Мадригал (жанр и форма) / Т. Н. Дубравская // Теоретические наблюдения над историей музыки. - М. : Музыка, 1978. - С. 108-127.
37. Дубравская, Т. Н. Музыкальный мадригал XVI-XVII вв. : автореф. дис. ... канд. иск. : 17.00.02 / Дубравская Татьяна Наумовна. - М., 1977. - 22 с.
38. Дубравская, Т. Н. Музыка эпохи Возрождения: XVI век / Т. Н. Дубравская // История полифонии. - М. : Музыка, 1996. - Вып. 2-Б. - 413 с.
39. Дубравская, Т.Н. Полифония эпохи Возрождения. XVI век : автореф. дис. ... д-ра иск. : 17.00.02 / Дубравская Татьяна Наумовна. - М., 1992. -35 с.
40. Евдокимова, Ю. К. Музыка эпохи Возрождения: XV век / Ю. К. Евдокимова // История полифонии - М. : Музыка, 1989. - Вып. 2-А. - 414 с.
41. Ершова, И. В. «Перевод древних» в художественной практике и теоретической мысли Испании XVI века (на материале переложений «Искусства поэзии» Горация) / И. В. Ершова // Перевод и подражание в литературах Средних веков и Возрождения. Серия: Литература Средних веков, Ренессанса и барокко. - М. : ИМЛИ РАН, 2002. - Вып. 8. - С. 269-311.
42. Жизнеописания трубадуров / [пер. М. Б. Мейлаха, Н. Я. Рыковой] // Жизнеописания трубадуров. Жан де Нострдам. - М. : Наука, 1993. - С. 8 -258.
43. История всемирной литературы: в 9 т. / Отв. ред. Н. И. Балашов. -М. : Наука, 1985 - Т. 3. - 816 с.
44. Исхакова, С. 3. «Популярное» и «элитарное» в музыкальном искусстве Западной Европы XIII-XIV веков: начало противостояния / С. 3. Исхакова // Художественная культура. - М. : Государственный институт искусствознания, 2015. - № 1. - Режим доступа:
http://sias.ru/publications/magazines/kultura/2015- 1/istoriya-i-sovremenno st/833. html.
45. Кажарская, Ю. Д. Музыкальная культура мадридского двора XVIII века и творчество Антонио Солера : дис. ... канд. иск. : 17.00.02 / Кажарская Юлия Дмитриевна. - М, 2003. - 201 с.
46. Казарян, Н. К. Мадригалы Карло Джезуальдо : автореф. дис. ... канд. иск. : 17.00.02 / Казарян Натэлла Карапетовна. - Л., 1990. - 17 с.
47. Кириченко, О. Д. Реализация тенорового принципа в фактуре немецких ренессансных полифонических песен / О. Д. Кириченко // Научное мнение. - СПб. : Книжный дом, 2013. - № 12. - С. 139-144.
48. Коконова, В. Б. Модификация народного романса в творчестве Ж.-Б. Алмейды Гаррета : дис. ... канд. филол. н. : 10.01.03 / Виктория Борисовна Коконова. - М., 2015. - 182 с.
49. Коляда, Е. И. Светские песенные жанры в творчестве композиторов нидерландской полифонической школы (национальные черты и интернациональные связи) : автореф. дис. ... канд. иск. : 17.00.02 / Коляда Елена Ивановна. - Вильнюс, 1987. - 25 с.
50. Кряжева, И. А. Музыка Испании и Латинской Америки. Исторические очерки : дис. ... д-ра иск. : 17.00.02 / Кряжева Ирина Алексеевна. - М., 2007. - 293 с.
51. Куделин, А. Б. Арабо-испанская строфика как «смешанная поэтическая система» (гипотеза X. Риберы в свете последних открытий) / А. Б. Куделин // Типология и взаимосвязи средневековых литератур Востока и Запада. - М. : Наука, ГРВЛ, 1974. - С. 379-414.
52. Кузнецов, К. А. Древние основы испанской музыкальной культуры / К. А. Кузнецов // Очерки по истории и теории музыки. Западно-европейская музыка. - Л. : Государственный Научно-Исследовательский Институт Театра и Музыки, 1940. - Т. 2. - С. 231-264.
53. Кюрегян, Т. С., Столярова, Ю. В. Песни средневековой Европы / Т. С. Кюрегян, Ю. В. Столярова. - М. : Композитор, 2007. - 207 с.
54. Ливанова, Т. Н. История западноевропейской музыки до 1789 года : в 2 т. / Т. Н. Ливанова. - М. : Музыка, 1983. - Т. 1. - 696 с.
55. Литературная энциклопедия: в 11 т. / Отв. ред. А. В. Луначарский.
- М. : Издательство Коммунистической академии, 1930. - Т. 4. - 716 с.
56. Лорка, Ф. Г. Поэтический образ у дона Луиса Де Гонгора / Ф. Г. Лорка // Федерико Гарсия Лорка. Избранные произведения: в 2 т. - М. : Художественная литература, 1976. - Т. 1. - Режим доступа: http://www.eunet.lv/library/koi/POEZIQ/LORKA/lorka1_5.txt
57. Мамедов, О. М. оглы. Заджаль как один из важных жанров андалузской поэзии / О. М. оглы Мамедов // Культура народов Причерноморья : научный журнал. - Крым : Крымский научный центр Национальной академии наук Украины, Таврический национальный университет им. В. И Вернадского, Межвузовский центр «Крым». - 2009. - № 162. - С. 181-183.
58. Мартынов, И. И. Музыка Испании / И. И. Мартынов. - М. : Советский композитор, 1977. - 376 с.
59. Мейлах, М. Б. Язык трубадуров / М. Б. Мейлах. - М. : Наука, 1975.
- 239 с.
60. Моисеева, М. А. Органное искусство Испании эпохи Высокого Возрождения и Барокко : дис. ... канд. иск. : 17.00.02 / Моисеева Мария Александровна. - М, 2010. - 285 с.
61. Монархи Европы: судьбы династий / Ред.-сост. Н. В. Попов. - М. : Республика, 1997. - 624 с. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Mon_Evr/index.php.
62. Неф, К. История западноевропейской музыки / К. Неф. - Л. : Издание Ленинградской государственной консерватории, 1930. - 312 с.
63. Оссовский, А. В. Очерк истории испанской музыкальной культуры / А. В. Оссовский // Избранные статьи, воспоминания / Ред.-сост., авт. вступ. статьи и примеч. Е. Ф. Бронфин. - Л. : Советский композитор, 1961. - С. 227288.
64. Панкина, Е. В. Жанрообразование в итальянской светской песенной культуре второй половины XV - первой трети XVI веков : дис. ... канд. иск. : 17.00.02 / Панкина Елена Валериевна. - Новосибирск, 1998. - 140 с.
65. Панова, Л. Г. Испанская копла: между поговорками и книжной поэзией [Электронный ресурс] / Л. Г. Панова. 2012. - Режим доступа: http://www.ruslang.ru/agens.php?id=text_panova_copla.
66. Перес, Ж. Изабелла Католичка. Образец для христианского мира? / Ж. Перес. - СПб. : Евразия, 2012. - 192 с. - Режим доступа: http://litresp.ru/chitat/ru/%D0%9F/peres-zhozef/izabella-katolichka-obrazec-dlya-hristianskogo-mira.
67. Петрова, Л. А. Античные и испано-арабские влияния на лирику Прованса / Л. А. Петрова // Античный мир и археология : межвузовский научный сборник. - Саратов, 1972. - Вып. 1. — С. 122-132. - Режим доступа: http: //www.philology.ru/literature3/petrova-72. htm# 13.
68. Пискунова, С. Испанское Возрождение как культура переходного типа / С. Пискунова // Вопросы литературы. - М., 1997. - № 6. - Режим доступа: http://www.philology.ru/literature3/piskunova-97.htm.
69. Плавскин, 3. И. Литература Испании IX-XV веков / 3. И. Плавскин. - М. : Высшая школа, 1986. - 176 с.
70. Плахова, А. Ю. Мувашшахат: проблемы лада : дис. ... канд. иск. : 17.00.02 / Плахова Анна Юрьевна. - Новосибирск, 2000. - 295 с.
71. Поспелова, Р. Л. Трактаты о музыке Иоанна Тинкториса с приложением полного русского перевода оных / Р. Л. Поспелова. - М. : Московская гос. консерватория им. П.И. Чайковского, 2009. - 712 с.
72. Прюньер, А. Новая история музыки: Средние века - Возрождение / А. Прюньер / Пер. и коммент. С. А. Лопашова, предисл. Р. Роллана. - М. : Музгиз, 1937. - 244 с.
73. Розеншильд, К. К. История зарубежной музыки: учебное пособие / К. К. Розеншильд. - М. : Музыка. - Вып. 1. - 1969. - 536 с.
74. Сапонов, М. А. Менестрели / М. А. Сапонов. - М. : Классика - XXI, 2004. - 400 с.
75. Сараева, С. В. Песенные жанры миннезанга : дис. ... канд. иск. : 17.00.02 / Сараева Светлана Валерьевна. - Новосибирск, 2010. - 293 с.
76. Семенов, В. Б. Заджаль и романские строфы XII-XIII вв. [Электронный ресурс] / В. Б. Семенов - 2003. - Режим доступа: http: //www.philol .msu.ru/~tlit/texts/zaj al .htm.
77. Сергеева, Т. С. Рождение западно-арабской музыкальной классики : дис. ... д-ра иск. : 17.00.02 / Сергеева Татьяна Сергеевна. - М., 2009. - 307 с.
78. Силюнас, В. Ю. Испанский театр XVI-XVII веков. От истоков до вершин / В. Ю. Силюнас. - М. : РИК «Культура», 1995. - 288 с.
79. Симакова, Н. А. Вокальные жанры эпохи Возрождения / Н. А. Симакова. - М. : Музыка, 1985. - 360 с.
80. Тикнор, Дж. История испанской литературы. От истоков до конца XVI столетия: в 3 т. / Дж. Тикнор; [пер. Н. Стороженко]. - М., 1888. - Т. 1. -499 с.
81. Тимофеева, К. Ю. Хорхе Манрике в контексте испанской литературы XV в. : дис. ... канд. филол. наук: 10.01.03 / Тимофеева Карина Юрьевна. - СПб., 2014. - 206 с.
82. Уланова, С. И. Французский Ренессанс и проблемы музыкально-исторического развития полифонической песни : автореф. дис. ... канд. иск. : 17.00.02 / Уланова Светлана Ивановна. - Киев, 1984. - 23 с.
83. Холопова, В. Н. Формы музыкальных произведений / В. Н. Холо-пова. - СПб. : Лань, 1999. - 496 с.
84. Чудинов, А. Н. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка : материалы для лексической разработки заимствованных слов в русской литературной речи / А. Н. Чудинов. - СПб. : Издание книгопродавца В.И. Губинского, 1894. - 992 с.
85. Швартц, Р. Фроттолы в XV веке / Р. Швартц / Пер. и вступ. статья Е. В. Панкиной. - Новосибирск, 2001. - 54 с.
86. Штейн, А. Л. История испанской литературы / А. Л. Штейн. - М., 2001. - 608 с.
87. Frenk Alatorre, M. Permanencia folklórica del villancico glosado / M. Frenk Alatorre / Actas del IV Congreso de la Asociación Internacional de Hispanistas del Siglo de Oro. - Salamanca, 1982. - Vol. 1. - P. 537-544.
88. Alonso, A. La poesía italianista / A. Alonso. - Madrid : Ediciones del Laberinto, 2002. - 283 p.
89. Alonso, A. La rosa en la poesia de amor del siglo XV / A. Alonso // Creneida : Anuario de Literaturas Hispánicas. - Cordoba, 2013. - № 1. - P. 30 -46.
90. Archer, R. Misoginia y defensa de las mujeres: antología de textos medievales / R. Archer. - Madrid : Universitat de Valencia, 2001. - 372 p.
91. Armijo, C. E. Amor, poesia y erotismo en el Cancionero de Juan del Encina / C. E. Armijo. - Leon : Universidad de Leon, Secretariado de Publicaciones, 2007. - P. 249 - 255.
92. Armijo, C. E. Música, poesia y corte: el mundo de Juan del Encina / C. E. Armijo // Edad de oro cantabrigense. Actas del VII Congreso de la Asociación Internacional de Hispanistas del Siglo de Oro. - Madrid, 2006. - P. 103-108.
93. Asensio Barbarin, E. Poética y realidad en el cancionero peninsular de la Edad Media / E. Asensio Barbarin. - Madrid : Gredos, 1970. - 308 p.
94. Ballester Morell, B. Juan del Encina: compositor, poeta y dramaturgo / B. Ballester Morell // Actas del I Congreso Internacional Jóvenes Investigadores Siglo de Oro. - Pamplona : Servicio de Publicaciones de la Universidad de Navarra, 2012. - P. 23 - 34.
95. Barbieri, F. A. Preliminares / F. A. Barbieri // Cancionero Musical de los siglos XV y XVI. - Madrid : Tipografía de los Huerfanos, 1890. - P. 5 - 54.
96. Besseler, H. Die Musik des Mittelalters und der Renaissance / H. Besseler. - Potsdam : Akademische Verlagsgesellschaft Athenaion, 1931. - 337 p.
97. Cervantes. Novelas y teatro // Biblioteca literaria del estudiante [Электронный ресурс] / dir. por R. Menendez Pidal. - Madrid : Revista de ar-
chivos. - T. XXI. - Режим доступа: http://www.gutenberg.org/files/15115/15115-h/15115-h.htm.
98. Bustos Táuler, A. La huella de Jorge Manrique en la poesía de Juan del Encina / A. Bustos Táuler // Actas del XIII Congreso Internacional de la Asociación Hispánica de Literatura Medieval. - Valladolid : Universidad de Valladol-id, 2010. - P. 469 - 483.
99. Bustos Táuler, Á. Tradición y novedad en la poesía de Juan del Encina: el Cancionero de 1496 : master's thesis / Alvaro Bustos Táuler. - Madrid : Universidad complutense de Madrid, 2008. - 586 p.
100. Capdepón Verdu, P. La Música en la época de Alfonso X el Sabio: las Cantigas de Santa María / P. Capdepon Verdu. - Alcanate : Revista de estudios Al-fonsíes, 2010-2011. - № 7. - P. 181-214.
101. Castrillo Hernandez, G. La escuela musical castellana en la Corte de Doña Isabel la Catolica / G. Castrillo Hernandez. - Palencia : Publicaciones de la Institución Tello Téllez de Meneses, 1951. - № 6. - P. 219 - 236.
102. Desrochers, A. Los cruces genéricos en las cantigas gallego-portuguesas medievales / A. Desrochers. - Department of Hispanie Studies McGill University, 1990. - Режим доступа: http://digitool.library.mcgill.ca/webclient/StreamGate?folder_id=0&dvs=1486893 924150~935.
103. Diaz Viana, L. Juan del Encina: entre tradición y renacimiento / L. Diaz Viana // Revista de Folklore. - Valladolid : Obra cultural de la Caja de Ahorros Popular de Valladolid, 1981. - T. 1b. - № 8. - Режим доступа: http://www.cervantesvirtual.com/obra-visor/juan-del-encina-entre-tradicion-y-renacimiento-2/html/.
104. Estudios sobre léxico dos trobadores / Ed. A. F. Guiadanes, G. Pérez Barcala, M. A. Pousada Cruz, M. Brea. - Universidade de Santiago de Composte-la, 2008. - T. 63. - 338 p.
105. Faro Forteza, A. Santa Maria de Salas (Huesca) en las Cantigas de Alfonso X I A. Faro Forteza II Alazet: revista de filologia. - Huesca : Instituto de Estudios Altoaragoneses, 2007. - № 19. - P. 9 - 26.
106. Le Gentil, P. La poésie lyrique espagnole et portugaise à la fin du Moyen-Âge / P. Le Gentil. - Rennes : Philon, i952. - P. II: Les formes. - 505 p.
107. Rios Fresno, R. Notas para una revision biografica de Pedro Lagarto I R. R. Fresno II ActaLauris. Orationes y Lectiones de la Academia del Lauro, 20i3. - № 1. - P. i08 - i26.
108. Historia de la musica española / dir. de P. L. de Osaba. - Madrid : Alianza Musica, i983. - V. 1: Desde los origenes hasta el «ars nova» / I. F. de la Cuesta. - 355 p.
109. Historia de la musica española / dir. de P. L. de Osaba. - Madrid : Alianza Musica, i983. - V. 2: Desde el «ars nova» hasta 1600 I S. Rubio. - 30i p.
i i0. Historia de la musica española / dir. de P. L. de Osaba. - Madrid : Alianza Musica, i985. - V. 7: El folklore musical I J. C. Bargallo. - 4i2 p.
iii. Hoogesteger, N. M. J. Deviant Women in Courtly and Popular Medieval: Castilian Poetry : master's thesis / Naomi May Jensen Hoogesteger. - Durham University, 20i2. - 308 p. - Режим доступа: http:IIetheses.dur.ac.ukI3368IiINaomi_Hoogesteger_Thesis_PDF_Version.pdf?D DD36+.
i i2. Katz, I. J. Melodic Survivals? Kurt Schindler and the Tune of Alfonso X's Cantiga "Rosa das rosas" in Oral Tradition I I. J. Katz II Emperor of Culture: Alfonso X of Castile and his Thirteenth-Century Renaissance; ed. by R. I. Burns. -Philidelphia : University of Pennsylvania Press, i990. - p. i59-i8i.
i i3. Knighton, T. A New Song in a Strange Land? Garcimuños's Una montaña pasando / T. Knighton // Essays on Renaissance Music in Honour of David Fallows: Bon jour, bon mois, et bonne estrenne; ed. by F. Fitch, J. Kiel. - Boydell Press, 20ii. - P. i86 - i97.
i i4. Kyldes, B. V. Literatura Portuguesa I : 3° Período / B. V. Kyldes. -2007. - i80 p. - Режим доступа:
https://texsituras.files.wordpress.com/2010/02/633397247164792625_literaturapor tuguesai.pdf.
115. Mujica, B. Antologia de la Literatura Española: Edad Media / B. Mu-jica. - Eugene : Wipf and Stock Publishers, 2008. - 250 p.
116. Rey, P. La obra musical completa de Juan del Enzina : estudio musico-logico por Juan Jose Rey Marcos / P. Rey. - Режим доступа: http://www.cervantesvirtual.com/obra/la-obra-musical-de-juan-del-enzina-estudio-musecologico/.
117. Laird, P. R. Villancicos i canciones by Juan Vasquez, Eleanor Russell / P. R. Laird. - Music Library Association, 1997. - Second Series. - Vol. 54. - № 1.
- P. 271-273. - Режим доступа: http://www.thefreelibrary.com/Villancicos+i+canciones.-a020191731.
118. Liu, B. M., Monroe, J. T. Ten Hispano-Arabic Strophic Songs in the Modern Oral Tradition / B. M. Liu, J. T. Monroe // Modern Philology. - Berkeley
- Los Angeles - London : University of California Press, 1989. - V. 125, - P. 6-9.
119. López Castro, A. El erotismo en la canción tradicional / A. López Castro // Revista de literatura medieval, 2001. - № 12. - P. 137-150.
120.Manero Sorolla, M. P. Imágenes petrarquistas en la lírica española del Renacimiento: repertorio / M. P. Manero Sorolla. - Barcelona : Promociones y Publicaciones Universitarias, 1990. - 717 p.
121. Micheli, A. de. Acerca de las influencias petrarquistas en España y en la naciente poesia novohispana / A. de Micheli // Literatura Mexicana, 2007. - Vol. 18. - № 1. - P. 109 - 116. - Режим доступа: https://revistas-filologicas.unam.mx/literatura-mexicana/index.php/lm/article/viewFile/556/554.
122. Navarro Tomás T. Métrica española : reseña histórica y descriptive / T. Navarro Tomás. - Syracuse, New York : University Press, 1956. - 556 p.
123. Nuñes, E. Cancionero de España y América / E. Nuñes. - Madrid : Editorial Magistero Español, 1969. - 170 p.
124. Perea Rodríguez, O. Estudio biográfico sobre los poetas del Cancionero General / O. Perea Rodriguez. - Madrid : Consejo superior de investigaciones científicas, 2007. - 328 p.
125. Poesia cancioneril castellana / Ed. by E.M. Gerli. - Madrid : Akal Ediciones, 1994. - 359 p.
126. Rasch, R. A. Spanish villancicos de Navidad and Flemish cantiones na-talitiae / R. A. Rasch // Musique des Pays-Bas anciens. Musique Espagnole ancienne (ca. 1450-ca. 1650): Actes du colloque musicologique international, Bruxelles, 28-29 octobre, 1985 / Ed. by P. Becquart, H. Vanhulst. - Louvain : Peeters, 1988. - P. 177-191.
127. Rodado Ruiz, A. M. «Tristura conmigo va»: fundamentos de amor co r-tés / A. M. Rodado Ruiz. - Cuenca : Ediciones de la Universidad de Castilla-La Mancha, 2000. - 308 p.
128. Rovira, J. C. Nuevos documentos para la biografía de Juan de Tapia / José Carlos Rovira // Anales de Literatura Española. - Alicante : Universidad, Departamento de Literatura Española, 1986-1987. - № 5. - P. 437 - 460. - Режим доступа: http://www.cervantesvirtual.com/obra-visor/anales-de-literatura-espanola--2/html/p0000022.htm#I_65_.
129. Sainz de Robles, F. C. Historia y antologia de la poesia española (en lengua castellana) del siglo X al XX / F. C. Sainz de Robles. - Madrid : Aguilar, Coleccion Obras Eternas, 1967. - 2223 p.
130. Salazar, A. La música en la Sociedad Europea / A. Salazar. - Mexico : Colegio de Mexico, 1942. - V. I. - 503 p.
131. Salvador Miguel, N. Isabel la Católica: educacion, mecenazgo y entorno literario / N. Salvador Miguel // Coleccion Historia y Literatura. - Alcala de Henares : Centro de Estudios Cervantinos, 2008. - № 1. - 269 p. - Режим доступа: http://www.cervantesvirtual.com/obra-visor/isabel-la-catlica-y-el-patrocinio-de-la-actividad-literaria-0/html/008fca94-82b2-11 df-acc7-002185ce6064 2.html.
132. Sánchez Romeralo, A. El villancico (estudios sobra la lírica popular en los siglos XV y XVI) / A. Sánchez Romeralo // Biblioteca románica hispánica: Estudios y ensayos. - Madrid : Editorial Gredos, 1969. - T. 131. - 623 p.
133. Schack, A. F. de. Historia de la literatura y del arte dramático en España / A. F. de Schack [trad. E. de Mier]. - Madrid : Impresor de Camara de S.M. Isabel de Catolica, 23, 1887. - T. IV. - 500 p. - Режим доступа: http://www.gutenberg.org/files/37067/37067-h/37067-h.htm.
134. Schack, A. F. de. Historia de la literatura y del arte dramático en España / A. F. de Schack [trad. E. de Mier]. - Madrid : Impresor de Camara de S.M. Isabel de Catolica, 23, 1885. - T. I. - Режим доступа: http://www.gutenberg.org/files/33690/33690-h/33690-h.htm.
135. Schack, A. F. de. Historia de la literatura y del arte dramático en España / A. F. de Schack [trad. E. de Mier]. - Madrid : Impresor de Camara de S.M. Isabel de Catolica, 23, 1886. - T. II. - Режим доступа: http://www.gutenberg.org/files/25988/25988-h/25988-h.htm.
136. Segura Graíño, C. Lorenzo Valla, «Historia de Fernando de Aragón» / C. Segura Graíño. - Madrid : Akal Ediciones, 2002. - 224 p.
137. Stevenson, R. Spanish Music in the Age of Columbus / R. Stevenson. -Hague : Martinus Nijhqff, 1960. - 335 p.
138. Teatro español anterior a Lope de Vega. Por el editor de la Floresta de rimas antiguas castellanas. - Hamburgo : libreria de Frederico Perthes, 1832. - 471 p.
139. Teatro español de los siglos de oro [Электронный ресурс] // El rincon del vago. - Режим доступа: http://html.rincondelvago.com/teatro-espanol-de-los-siglos-de-oro.html.
140. Trend, J. B. The music of Spanish history to 1600 / J. B. Trend. - London, New York, etc. : Oxford University Press, 1926. - 288 p.
141. Valcarcel, C. Musica y seducion. El tratamiento del amor cortes en la poesia musicada española de los siglos XV y XVI / C. Valcarcel // Música y liter a-
tura en la España de la Edad Media y del Renacimiento: mesa redonda (15-16 de junio de 1998). - Madrid : Casa de Velázquez, 2003. - P. 93 - 106.
142. Vocabulario de refranes y frases proverbiales y otras fórmulas comunes de la lengua castellana en que van todos los impresos antes y otra gran copia que juntó el maestro Gonzalo Correas...; van añadidas las declaraciones y aplicación adonde pareció ser necesaria. Al cabo se ponenlas frases más llenas y copiosas / prólogo de Miguel Mir. - Madrid : Real Academia Española, 1906. - XIII - 633 p.
143. Weissberger, B. F. Queen Isabel I of Castile: Power, Patronage, Persona / B. F. Weissberger. - Woodbridge, Suffolk : Tamesis Books, 2008. - 237 p.
144. Zuluaga D. Spanish song, chitarra alla spagnola, and the a.bi.ci: Matheo Bezón and his 1599 alfabeto songbook / D. Zuluaga // Resonance, 2013. 31 p. -Режим доступа: http://resonancej ournal. org/archive/spr-2013/spanish-song-chitarra-alla-spagnola-and-the-a-bi-ci-matheo-bezon-and-his-1599-alfabeto-songbook/.
Словари и энциклопедии
145. Badia, L. Sant Jordi, Jordi de / L. Badia // Medieval Iberia, an encyclopedia / ed. E. Michael Gerli, 2003. - P. 732.
146. Benedetto, R. di, Fabris, D. Naples [Электронный ресурс] / R. Benedetto, D. Fabris // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. by Stanley Sadie. - Macmillan Publishers Limited, 2001. - 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM).
147. Dona, M. Milan [Электронный ресурс] / M. Dona // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. by Stanley Sadie. - Macmillan Publishers Limited, 2001. - 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM).
148. Gerber, R. Cornago, Johannes [Электронный ресурс] / R. Gerber // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. by Stanley Sadie. -Macmillan Publishers Limited, 2001. - 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM).
149. Gomes, M. Ensalada [Электронный ресурс] / M. Gomes // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. by Stanley Sadie. - Macmillan Publishers Limited, 2001. - 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM).
150. Gomes, M. Flecha, Matheo (i) [Электронный ресурс] / M. Gomes // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. by Stanley Sadie. -Macmillan Publishers Limited, 2001. - 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM).
151. Gomes, M. Flecha, Matheo (ii) [Электронный ресурс] / M. Gomes // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. by Stanley Sadie. -Macmillan Publishers Limited, 2001. - 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM).
152. Gradante, V. Copla [Электронный ресурс] / V. Gradante // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. by Stanley Sadie. - Macmillan Publishers Limited, 2001. - 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM).
153. Harvey, L. P., Sage, J., Friedmann, S. Zajal [Электронный ресурс] / L. P. Harvey, J. Sage, S. Friedmann // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. by Stanley Sadie. - Macmillan Publishers Limited, 2001. - 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM).
154. Moran Cabanas, M. I. Período trovadoresco. Poesía / M. I. Moran Cabanas // Literatura Portuguesa I (das origens à Renascença), 2007/2008. - Режим доступа: http://ru.scribd.com/doc/18560316/1-Periodo-trovadoresco-Poesia.
155. Knighton, T. Leon, J (?Juan) de [Электронный ресурс] / T. Knighton // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. by Stanley Sadie. -Macmillan Publishers Limited, 2001. - 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM).
156. Knighton, T. Madrid, Juan Fernandez de [Электронный ресурс] / T. Knighton // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. by Stanley Sadie. - Macmillan Publishers Limited, 2001. - 1 электрон. опт. диск (DVDROM).
157. Knighton, T. Peñalosa [Penyalosa], Francisco de [Электронный ресурс] / T. Knighton // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. by Stanley Sadie. - Macmillan Publishers Limited, 2001. - 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM).
158. Ledbetter, S. Raval [Ravalle], Sebastian [Электронный ресурс] / S. Ledbetter // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. by Stanley Sadie. - Macmillan Publishers Limited, 2001. - 1 электрон. опт. диск (DVDROM).
159. Marino, N. F. Serranilla / N. F. Marino // Medieval Iberia, an encyclopedia/ ed. E. Michael Gerli, 2003. - P. 749-750.
160. Pérez Rosado, M. La lirica antigua / M. Pérez Rosado. - Режим доступа: http://www.spanisharts.com/books/literature/lirica.htm.
161. Pope, I. Villancico // [Электронный ресурс] / I. Pope // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. by Stanley Sadie. - Macmillan Publishers Limited, 2001. - 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM).
162. Pope, I., Knighton, T. Aldomar, Pedro Juan [Pere Joan] // [Электронный ресурс] / I. Pope, T. Knighton // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. by Stanley Sadie. - Macmillan Publishers Limited, 2001. - 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM).
163. Pope, I., Knighton, T. Juan del Encina // [Электронный ресурс] / I. Pope, T. Knighton // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. by Stanley Sadie. - Macmillan Publishers Limited, 2001. - 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM).
164. Pope, I., Knighton, T. Triana, Juan de // [Электронный ресурс] / I. Pope, T. Knighton // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. by Stanley Sadie. - Macmillan Publishers Limited, 2001. - 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM).
165. Redondilla // Encyclopedia Britannica. - Режим доступа: https://global.britannica.com/art/redondilla.
166. Robledo, L. Clavijo del Castillo, Bernardo // [Электронный ресурс] / L. Robledo // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. by Stanley Sadie. - Macmillan Publishers Limited, 2001. - 1 электрон. опт. диск (DVDROM).
167. Russell, E., Gomez, M. Vasquez Juan // [Электронный ресурс] / E. Russel, M. Gomez // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. by Stanley Sadie. - Macmillan Publishers Limited, 2001. - 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM).
168. Sage, J. Cantiga / J. Sage // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. by Stanley Sadie. - Macmillan Publishers Limited, 2001. - 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM).
169. Sage, J., Friedmann, S. Cancionero // [Электронный ресурс] / J. Sage, S. Friedmann // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. by Stanley Sadie. - Macmillan Publishers Limited, 2001. - 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM).
170. Sage, J., Friedmann, S. Cosaute (cosante) [Электронный ресурс] / J. Sage, S. Friedmann // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. by Stanley Sadie. - Macmillan Publishers Limited, 2001. - 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM).
171. Sage, J., Friedmann, S., Hickman, R. Romance [Электронный ресурс] / J. Sage, S. Friedmann, R. Hickman // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. by Stanley Sadie. - Macmillan Publishers Limited, 2001. -1 электрон. опт. диск (DVD-ROM).
172. Stevenson, R. Escobar, Pedro de [Электронный ресурс] / R. Stevenson // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. by Stanley Sadie. - Macmillan Publishers Limited, 2001. - 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM).
173. Stevenson, R. Victoria, Tomas Luis de [Электронный ресурс] / R. Stevenson // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. by Stanley Sadie. - Macmillan Publishers Limited, 2001. - 1 электрон. опт. диск (DVDROM).
174. Stevenson, R., Gomes, M., Stein, L. Spain: I (1-3) [Электронный ресурс] / R. Stevenson, M. Gomez, L. Stein // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. by Stanley Sadie. - Macmillan Publishers Limited, 2001. - 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM).
175. Stevenson, R., Planchart, A. E. Morales, Cristobal de [Электронный ресурс] / R. Stevenson, A. E. Planchart // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. by Stanley Sadie. - Macmillan Publishers Limited, 2001. - 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM).
176. Wilkins, N. Virelai [Электронный ресурс] / N. Wilkins // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. by Stanley Sadie. - Macmillan Publishers Limited, 2001. - 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM).
СПИСОК ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА
Перечень таблиц
ГЛАВА III.
Таблица 1......................................................................................................................138
Таблица 2.....................................................................................................................139
Таблица 3......................................................................................................................140
Перечень примеров
ГЛАВА III.
Пример 1.......................................................................................................................171
Пример 2.......................................................................................................................173
Пример 3.......................................................................................................................175
Пример 4.......................................................................................................................179
Пример 5.......................................................................................................................181
Пример 6.......................................................................................................................184
Пример 7.......................................................................................................................185
Пример 8.......................................................................................................................187
Пример 9.......................................................................................................................189
Пример 10.....................................................................................................................190
Пример 11.....................................................................................................................191
Пример 12.....................................................................................................................193
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.