"Запад - Восток" и Россия в художественном мире Андрея Белого: Романы "Серебряный голубь", "Петербург" и "Москва" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Дубова, Марина Анатольевна

  • Дубова, Марина Анатольевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 1999, Коломна
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 211
Дубова, Марина Анатольевна. "Запад - Восток" и Россия в художественном мире Андрея Белого: Романы "Серебряный голубь", "Петербург" и "Москва": дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Коломна. 1999. 211 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Дубова, Марина Анатольевна

ВВЕДЕНИЕ.1-5.

ГЛАВА ПЕРВАЯ.

К истокам формирования мотива "Запад - Восток" в раннем творчестве А. Белого.6

ГЛАВА ВТОРАЯ.

Развитие мотива "Запад - Восток" в сириновской (1913г.) и берлинской (1922г.) редакциях романа А.Белого "Петербург".54

ГЛАВА ТРЕТЬЯ.

Трилогия "Москва" в контексте формирования историософской концепции писателя.132

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «"Запад - Восток" и Россия в художественном мире Андрея Белого: Романы "Серебряный голубь", "Петербург" и "Москва"»

Имя Андрея Белого, в течение длительного времени упоминавшееся вскользь лишь в общих курсах истории русской литературы, ныне привлекает все более пристальное внимание исследователей. Вызвано это необходимостью полнее, нежели это было сделано раньше, осмыслить своеобразие русской общественно-культурной жизни рубежа Х1Х-ХХ вв. и глубже оценить роль традиций и новаторства прежде всего в жанре романа.

В свете названной задачи фигура Андрея Белого приобретает исключительный интерес. Имя писателя, как правило, упоминается при обращении к творческому наследию символизма. Думается, что именно в этом контексте возможно прежде всего постижение логики становления и развития историософской концепции писателя и формирования его художественного мира. Как справедливо заметил Михаил Чехов, "время в мире Белого было не тем, что у нас. Он мыслил эпохами. он несся сознанием к средним векам, дальше - к древним культурам, и перед ним раскрывались законы развития, смысл истории, метаморфозы сознания"1. В этом смысле особый интерес приобретают многочисленные вопросы, связанные со вкладом писателя в историю русской литературы, и конкретнее - в эпоху, которую принято называть Серебряным веком русской культуры. Как известно, ее определяющей чертой явилось растворение философских идей в художественной литературе, в публицистике, в литературной критике и эссеистике. В этом ракурсе концептуальные построения Андрея Белого занимают важное место.

Выбор объекта исследования (становление триады "Запад -Россия - Восток" в художественном мире А. Белого) мотивируется тем,

1 Чехов МАЛитературное наследие.^ 2-хт.-М.,1986.Т.1. С.195. что осмысление этого литератуного явления в настоящее время не может быть признано достаточно изученным.

Актуальность исследования определяется его основной целью: проследить становление историософских и художественных доминант в творческом сознании А. Белого и на этой основе доказать возможность и необходимость выявления органической связи трех романов писателя-"Серебряный голубь", "Петербург" и "Москва". Они рассматриваются в сочетании как широкое эпическое полотно, посвященное раздумьям о судьбах родины в контексте реализации раннего замысла трилогии "Восток или Запад?"

Проблема места и роли темы России в творчестве А. Белого затрагивалась в той или иной связи в работах В.Александрова, Р.В.Иванова-Разумника, Д.С.Лихачева, Д.Максимова, В.Пискунова, Лены Силард, Н.Е.Тропкиной, Л.Долгополова, В.Ховина, А.Лаврова, Ю.Цивьяна, С.Бочарова, И.Искржицкой и др. Однако, фундаментального исследования, посвященного анализу названных романов А. Белого как целостной трилогии нет. Хотя традиционная для русской классической литературы оппозиция "Запад - Восток" является в творческом сознании писателя тем систематизирующим началом, которое, возникая в повествовании большинства его произведений, начиная с самых ранних, предопределило основу всего его творчества.

Реализуя триединство "Запад - Россия - Восток" в трехчастной структуре "Востока или Запада?", А.Белый, оценивая в мемуарной трилогии с позиций прожитых лет этапы своего духовного и идейного формирования, воссоздает процесс становления зародившегося в детском сознании интереса к вопросу о месте Москвы и Петербурга в истории России в одну из центральных художественных доминант его творчества.

Целью работы (выявление структурно-функционального значения триады "Запад - Россия - Восток" в художественном мире А.Белого) определены задачи диссертации:

- прояснить социокультурные причины формирования мотива "Запад -Восток" в раннем творчестве А.Белого;

- проследить основные этапы формирования историософской концепции писателя и ее воплощение в художественном творчестве;

- в ходе сравнительно - типологического анализа ранней, сириновской (1913-1914гг.) и поздней, берлинской (1922 г) редакций романа "Петербург" и последнего романа" Москва"(1925-1930 гг.) проследить эволюцию в художественном осмыслении автором проблемы "Запад -Восток";

- установить историософские доминанты, на основе которых три романа А.Белого - "Серебряный голубь", "Петербург" и "Москва" представляется возможным объединить в широкое эпическое полотно, представляющее собой реализацию раннего авторского замысла, трилогии "Восток или Запад?";

- выявить в названных произведениях писателя основные уровни решения и средства художественного воплощения проблемы "Запад -Восток" и обосновать их соотношение в каждом из романов и в трилогии в целом;

- проследить контактные и типологические связи мифопоэтической концепции А.Белого с русской литературной традицией, соответственно с "петербургским" и "московским" текстами русской классической литературы и определить новаторство художественных открытий писателя.

Поставленные задачи автор предполагает решать с опорой на принципы сравнительно - типологического, историко-проблемного и проблемно-тематического анализа. Сравнительно-исторический, сравнительно3 сопоставительный и контекстуальные методы сочетаются в диссертации с принципами системности и целостности анализа.

Методологической, теоретической и методической основой диссертации являются труды классиков отечественной и зарубежной филологии и философии: Вл.Соловьева, Ф.Ницше, Г.В.Вернадского, А.Веселовского, Н.Бердяева, Г.Шпета, М.Бахтина, В.Жирмунского, А.Лосева, Ю.Лотмана, М.Гаспарова, Д.Лихачева, В.Топорова, И.Брагинского и др.

Научная новизна диссертации определяется выбором объекта исследования - выявить определяющую роль триады "Запад - Россия -Восток" в художественном мире А. Белого и доказать возможность целостного рассмотрения трех романов писателя в плане вариативной реализации раннего замысла трилогии "Восток или Запад?" Идея России в рамках традиционной оппозиции "Восток - Запад" исконно является одной из важнейших черт русской культуры. Она предопределила и художественное миросозерцание, воплотившееся в интересующих нас романах. Безусловно, невозможно не признать обширности и многоаспектности проблемы " Запад-Россия-Восток", издавна ставившейся в трудах самого разного характера. В них она нередко приобретала диаметрально-противоположные толкования: "новая" Европа - "старый" Восток, "деятельный" Запад - "мечтательно-созерцательный" Восток, "гниющий" Запад - "спящий" Восток. Включившись в дискуссию по проблеме России, писатель с опорой на отечественное и мировое философское наследие создал свою теорию "русского пути" и, что важнее, утвердил триединство "Запад-Россия-Восток" как художественную доминанту своего творчества, как смысловой стержень, который объединил романы А.Белого в трилогию, посвященную раздумьям о России.

Размышлениям о тайне "русской души" отдали дань практически все крупные мыслители рубежа Х1Х-ХХ веков от О.Шпенглера до Вл.Эрна. Антиномическое единство в "духе" и "теле" России Востока и Запада в итоге предопределило проблематику всей русской культуры Серебряного века. В рамках этой дискуссии поэтапно складывалась и отшлифовывалась оригинальная концепция А.Белого, ставящая вопрос об исторической судьбе России, находящейся на границе двух миров, взаимоотношения между которыми определяют ее место и роль в мировой истории.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Дубова, Марина Анатольевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Тема России в национально-историческом контексте и космически-всемирном масштабе как одна из вечных тем русской литературы определена А. Белым центральной, а точнее - единственной в художественном мире писателя. В ходе процесса становления его творческого гения поиски необходимой жанровой формы, долженствующей воплотить поистине лично выстраданную автором историософскую концепцию с присущими ей размахом и масштабностью привели писателя к созданию романа, более того романной трилогии. Пространственно-временные возможности именно этого жанра позволили А. Белому "сотворить" задуманный многоликий образ России, переживающей драматическую, кризисно-переломную эпоху.

В рамках центральной для общественно-культурной жизни России рубежа XIX - ХХвв. дискуссии вокруг проблемы "Запад-Восток", художественные идеи А. Белого (идеи богоизбранности русского народа, особого российского пути между Европой и Азией, мессианской роли России, долженствующей стать мировым центром религиозного обновления и возрождения и др.) обретают особое, пророческое звучание.

Начиная с первых литературных опытов ("Симфония,2-ая драматическая"( 1902г.)), А. Белый ищет подступы к теме России, задавая ее пространственно-временные параметры. Открытая писателем в симфонии тема "вечного возвращения", в дальнейшем одна из центральных жанрово- и сюжетообразующих тем творчества А. Белого, реализуется в контексте преломления судеб России, проецирования исторического прошлого страны на современную действительность с целью "прозрения" будущего, определяя своеобразие авторского подхода и художественного новаторства А. Белого.

Воссоединяя в повествовании шопенгауэровски-пессимистический и ницшеански-жизнесозидающий аспекты раскрытия "темы возврата", А. Белый добивается резонирования пространственно-временного плана произведения. В контексте дальнейшего развития и укрупнения темы России в художественном творчестве писателя важно создание в поэтике симфонии помимо конкретно-исторического, еще одного образа времени - Вечности, Именно он доминирует в художественном мире симфонии. Подобным образом двоится и категория пространства: на пространство обыденное, мирское, которое дробится, членится, разрастается, и пространство сакральное. Видение России сквозь призму соловьевских "зорь" в этой и других симфониях А. Белого окрашено в мистические тона и апокалиптические пророчества. Они превалируют и в параллельно создаваемом автором стихотворном сборнике "Золото в лазури". Здесь А. Белый продолжает расширять бытийный, онтологический план повествования за счет вовлечения новых образов (образы Солнца, Софии, лучезарной лазури, Девы Радужных Ворот, Иисуса Христа, Космоса и под.). Углубляя тему ритуального жертвоприношения, пророческого служения родине, писатель наделяет своего героя чертами пророка и безумца, шута одновременно.' Космогоническая направленность "Золота в лазури" реализуется в конечном отождествлении образа России с "Женой, облеченной в Солнце", "Богоносицей, прободающей змия".

Наметившееся в перечисленных произведениях авторское движение в сторону расширения и актуализации бытийного, космогонического плана темы России в свете свершающихся революционных событий 1905-1907гг. коренным образом меняет свое направление. В авторском восприятии образа "страдающей" Родины намечается поворот к социальной конкретике. Он реализуется в нарочитой актуализации внешней, бытовой сферы повествования в следующем стихотворном сборнике А. Белого "Пепел". В нем художественный метод писателя обнаруживает контактные и типологические связи с некрасовской традицией. В свете принятых творческих установок и в контексте свершающихся кровавых событий, восходящих к библейским аналогам, реализуется общий замысел книги:

Над страной моей родною Встала Смерть.1

В этих лейтмотивных строках - весь А. Белый, со множеством свойственных ему метаморфоз, в данном случае - от гимна Жизни к апофеозу Смерти. Стихотворные циклы сборника, выстроенные по принципу сужения и конкретизации пространственно-временного плана (цикл "Россия", затем - "Деревня", наконец - "Город"), переносят лирического героя с открытых, бесконечных русских просторов в узкий, замкнутый мирок, насыщенный подчеркнуто обыденными предметами:

Кто - ты ? Где - ты ? Мир - Россия - Петербург.2 Непреходящий трагизм прошлого, настоящего и будущего России ("Роковая страна, ледяная,// Проклятая жестокой судьбой."1) осмысливается автором в нескольких ипостасях: на уровне социальной реальности, в масочно-маскарадной традиции, в мотивах жертвенности и крестного страдания как отдельного человека, так и всей страны.

Стихи "Пепла", условно знаменующие в творчестве А. Белого второй этап "приподымания" темы России, намечают выход к художественно-эстетической концепции "Серебряного голубя" (циклы "Россия" и "Деревня").

1 Белый А. Веселье на Руси.// Белый А. Стихотворения и поэмы.С.132.

2 Белый А. Поэт.// Там же. С.226.

Как явствует из переписки писателя с А. Блоком, в продолжение 1910 и следующего 1911 гг., А. Белый неизменно пишет о романе "Серебряный голубь" как о первой части задуманной трилогии, конечная цель которой - осмыслить Россию во вселенском масштабе как страну пограничную, одновременно разделившую и соединившую в своем "духе" и "теле" Восток и Запад. Второй частью трилогии автор считал "Петербург" (19111913г.). В завершающей же, третьей части предполагалось "изобразить здоровые, возвышенные моменты жизни и духа"2. Но, как известно, уже в ходе работы над "Петербургом" первоначальный замысел претерпел коренные изменения и, по словам, в частности, В. Пискунова, трилогия не состоялась, а два написанных романа приобрели совершенно самостоятельное значение3. Заявленная здесь позиция является общепринятой как в отечественном, так и в зарубежном литературоведении. Нельзя не согласиться с утверждением В.Пискунова о том, что первоначальный замысел А. Белого изменился. Но в данной работе предпринята попытка показать, что отказ от первоначального замысла вовсе не означал распада трилогии. Создание романа "Москва" (1925-1932гг.) бросило новый свет на романы "Серебряный голубь" и "Петербург". Сохраняя самостоятельное значение, они, включая роман "Москва", чему до сих пор не уделялось достаточного внимания, составляют широкое художественное полотно, посвященное раздумьям

0 судьбах России в европейско-азиатском противостоянии.

Связи между первым романом А. Белого "Серебряный голубь" и двумя последующими определяются не только эволюцией единого стиля прозаика (о чем подробнее скажем далее),но и стремлением осмыслить судьбы России между Востоком и Западом во времени (отдапенно

1 Белый А. Родина.//Белый А. Стихотворения и поэмы. С.143.

2 БлокА., Белый А. Переписка.С.176.

3 Пискунов В. Комментарии в кн.Белый А. Собр.соч.: В 2-х т. Т.1 .С.687. прошлое-настоящее-будущее, которое предстает наиболее притягательным и важным), в этико-философской проблематике, связанной как с важнейшими общественными событиями (центральное среди них - революция 1905г), так и с их "глубинным" мистическим постижением в настойчиво повторяющихся сюжетных ситуациях и перипетиях (мотивы тайны, провокации, обмана, оборотничества, аполлоновского и дионисийского, стихийного и рационалистического начал), наконец, в центральной для всех трех романов мистериальной идее служения родине, России. Заметим, что оккультные мотивы, проявившиеся в "Серебряном голубе", видоизменяясь в соответствии с замыслом и сюжетами "Петербурга" и "Москвы", отчетливо звучат в них. Более того, в художественном мире трех романов, кроме центральной доминанты "Запад - Восток", стягивающей повествование к единому смысловому стержню, присутствует скрытый антропософский подтекст, определенный в первоначальном замысле трилогии "Восток или Запад?" и последовательно реализованный практически на всех повествовательных уровнях названных произведений (идейно-содержательном, образном, пространственно-временном и т.д.). Прологом к этой романной трилогии является статья 1905г. "Луг зеленый", в которой писателем определены ключевые пункты "темы России", художественные принципы ее раскрытия в романах "Серебряный голубь", "Петербург", "Москва".

Образ России - "Богоносицы прободающей змия" (сб. "Золото в лазури"), "луга зеленого" (ст."Луг зеленый"), трансформируется в образ России - Смерти (сб."Пепел"), "земляной, нутряной могучей массы" ("Серебряный голубь"). Россия села Целебеева и города Лихова, завлекая путника на свои пустынные пространства, губит его. В этом романе, пожалуй, впервые прямо отождествляя хаос безличностного, темного, распутно-беспутного, таящегося в недрах России, согласно историософии Вл. Соловьева, с Востоком, А. Белый намечает исходные постулаты своих концептуальных построений. В "Серебряном голубе" Восток - это исконно азиатская стихия, живущая в душе народа, в секте "голубей", это "ужас, петля и яма". В романе "Петербург" Восток - это инородная сущность - "енфраншиш", управляющая на подсознательном уровне поступками героев и поставившая их всех на службу "монгольскому делу". В "Москве", согласно авторской воле, живая душа России, органически связанная с эпохой античности, породившей универсальный эллинский гений, византийством и монголо-татарским прошлым, навсегда оказалась предопределена азиатской безудержью и животворным дионисийством. Со страниц последнего произведения сквозь пестроту красок надвигается что-то непредсказуемое, азиатское.

Воплощением восточной угрозы в романе "Серебряный голубь" выступает "духовный пастырь голубей" Кудеяров. Он открывает ряд "восточных спрутов" в творчестве А. Белого: Кудеяров ("Серебряный голубь")- Липпанченко ("Петербург") - фон-Мандро ("Москва").В их образах автор подчеркивает оборотническую сущность, исступленную веру, неконтролируемую страсть, несомненную связь с силами Зла и ставит их в центр провокации, являющейся пружиной сюжетного действия всех романов.

Противоположный, западный полюс символизирует в "Серебряном голубе" усадьба Гуголево и ее владельцы Тодрабе-Граабен (от нем.Тос!-смерть, РааЬе-ворон, ОгаЬе-гроб). Таким образом, четко оформленная в романе дилемма между отождествляемым с Востоком безличностным, темным, хаотическим началом и мертвенным, безжизненным рационализмом Запада получила дальнейшее развитие не только в романе "Петербург", но и в "Москве". Являющийся порождением могучей воли Петра, Медного всадника Петербург определен автором вторым демоном, угрожающим России, демоном европейского логизма и симметрии, равно как в "Москве" символом западной опасности выступают деятели европейского шпионского центра, плетущего сети международного заговора, напрямую связанного с событиями I Мировой войны. Таким образом, в сложных перипетиях романного повествования героям А. Белого суждено искать и обретать свой путь среди двух полюсов российской действительности: Запада и Востока.

Проблему двойственности русской жизни автор рассматривает на всех содержательных уровнях романов (историческом, географическом, социальном, космическом). Главный герой "Серебряного голубя" Петр Дарьяльский переживает мучительную борьбу сознания, зовущего следовать путем приобщения к европейской культуре, и подсознания, влекущего в обратную сторону, в "бездну Востока"; между темной бабой Матреной, символизирующей грязную, неграмотную и в то же время неизъяснимо привлекательную народную Россию, и Катериной, олицетворяющей пленительную и беззащитную, уходящую в прошлое усадебную Русь. Темные глубины подсознания возобладали в Дарьяльском, и он гибнет в сетях "голубей", несмотря на все старания теософа Шмидта, "бритого барина" Тодрабе-Граабен. К иному выбору приходит Николай Аполлонович Аблеухов (герой "Петербурга"). Претерпев мучительную внутреннюю борьбу "туранского происхождения" и террористических идей, внушенных ницшеанцем Дудкиным, он обретает душевное успокоение в проповедях Сковороды. Тогда как его отец, сенатор Аблеухов, восточное прошлое примиряет с европейским настоящим лишь когда он покидает столицу и обосновывается в деревенской глуши, приобщаясь к законам природосообразной жизни. Смерть Петра Дарьяльского - очищение, искупление собственных страданий и принесенной близким боли, смерть, несущая в себе свет и воскрешение. Страдания, пережитые отцом и сыном Аблеуховыми, стерли трагическую раздвоенность сознания и подсознания, Главы и Сердца героев, восстановив ожидаемое единство и духовную цельность.

Согласно общей авторской концепции, герой "Москвы", профессор Коробкин, также призван нести трагический венец духовных и физических страданий, пройти стезей мученика. Однако, он путем логических умозаключений придя к отрицанию мира "се-го", не только постиг законы мироздания, но и возвысился над ними, найдя то наднациональное, гармоничное начало, своего рода божество (науку), которому и несет верную службу. Символизируя образ страдающей России, Иван Иванович Коробкин идет тем же самым путем "испытаний" и "очищения", что выпал на долю его родной страны, который завершается обретением духовно-нравственного величия и свободы.

Действительность романов А. Белого, преломленная сквозь призму авторского сознания, обретает облик морока, чудовищного маскарада, всеобщей провокации, воплощенных в фабуле его произведений. Конкретно-историческая эпоха, положенная в основу романов, ассоциируется с событиями тысячелетнего российского прошлого.

Если сюжетное время романа "Серебряный голубь" составляют события лета революционного 1905г., временные координаты "Петербурга" - 10 дней русской революции 1905г.,а "Москвы" -подготовка, канун революции 1917г., то онтологическое время, доходя до "эпохи Рюрика" (роман "Москва"),создает вневременной, вечный план проблемы "Запад - Восток". Двойственность пространства (бытовое, внешнее, сознательное - бытийное, внутреннее, подсознательное, сакральное) при превалировании одного из них создает эффект многоуровневости и эпохальности повествования: ".не Петербург, иль Москва, не Россия - а мир предо мною стоит, и в нем "я" человека, переживающего катастрофу сознания. Востоки и Запады - эскизы картины, предо мною стоящей года,."1 Грандиозность авторского замысла и определила своеобразие формальной и содержательной сторон романов А. Белого.

В диссертации в разной связи затрагивались проблемы, связанные с особенностями содержательной формы произведений писателя, своеобразием его стиля. В заключении представляется целесообразным сказать о том, какое место занимают интересующие нас романы А. Белого в русской прозе начала XX в. Важно определить типологические связи вежду произведениями А. Белого (и прежде всего между романами "Москва" и "Петербург") с модернистской и постмодернистской литературой. Нельзя не сказать также об известном влиянии романов А.Белого на творчество как русских (Б.Пильняк, В.Набоков), так и зарубежных (Д.Джойс, Ж.-П.Сартр) писателей.

Роман А. Белого "Петербург" (1911-191 Згг.), по справедливому замечанию В. Набокова, являясь вершинным достижением модернистской прозы начала XX в., стоит у истоков европейской литературы "потока сознания", возникновение и развитие которой, как правило, связывают с именами М. Пруста и Д. Джойса. Отдельные художественные приемы в русской модернистской прозе появились несколько раньше "Петербурга" (В. Сологуб "Мелкий бес" (1892-1902гг.), В.Брюсов "Огненный ангел" (1905-1908гг.), 3. Гиппиус "Чертова кукла" (1909-1910гг.). Однако, перечисленные романы нельзя назвать в полном смысле модернистскими с учетом всех параметров художественно-эстетической концепции этого направления. В этом смысле "Петербург" А. Белого занимает место особое. Утверждая свой путь, писатель "творит" экзистенциальное сознание, открывая "онтологического"

V II II (I II человека через исследование связей микрокосма и макрокосма. Катастрофическое сознание героев А. Белого вступает в космогоническое

1 Белый А.Дневник писателя .//Записки мечтателей.-1921 .-N2-3.

191 состояние в периоды потрясений - прозрений, когда через "мозговую игру" начинает осуществляться связь с космосом. Художественное открытие А.Белого - "мозговая игра", - реализуясь в мотиве автономной мысли, дематериализованного сознания, воплощает один из законов творческого мышления писателя - антиномичность сознания, которое определяет оксюморонность его стиля. Как справедливо отмечает В.В.Заманская: "Особое место "Петербурга" А.Белого в истории русской и европейской экзистенциальной традиции определяется тем, что здесь едва ли не единственный раз воплотилась экзистенциальная концепция истории и Времени, которая получила разработку у Сартра, Бунина, Набокова, Кафки"1. Экзистенциальное историческое пространство "Петербурга" конструируется самыми различными приемами; исторический диалог, насыщенность историческими деталями и реминисценциями, эсхатологические предчувствия, предсказания и предупреждения о будущем и т.д. Аналогично с помощью включенных в роман "символов места и времени" А. Белый строит свою объективно-субъективную концепцию экзистенциальных и онтологических параметров жизни отдельного человека и всей страны. Как художественное произведение "Петербург" создает свою систему экзистенциальных идеи язык ее воплощения. Безусловно, роман А.Белого, утверждая принцип двойственности жизни (быт - бытие), еще не ведет к полному разрыву с реальностью (как в "Улиссе" Д.Джойса), стремясь передать ее отражение не в объективной реальности, а через "поток сознания" персонажей, через фиксирование отрывочных мыслей, случайных ассоциаций, снов, путем использования сложной символики, различных стилевых манер, при всем этом сохраняет сюжетную

1 Заманская В. Русская литература первой трети ХХв.: Проблема экзистенциального сознания.- Екатеринбург, 1996. С.197. линию, образы-характеры, синтаксические связи, хотя и реформирует традиционный синтаксис, вовлекая в текст, в частности, вневербальные средства общения: "И на бритом багровом лице проиграло: н Г} II

II | и

-"!?!"

Совершенно помешанный !"1

Художественные достижения А. Белого в романе "Петербург" позволяют поставить это произведение у истоков литературы "потока сознания", причем не только отечественной, но и зарубежной. Известный цикл романов М. Пруста "В поисках утраченного времени" (публикации 1913-1927гг.) и роман Д. Джойса "Улисс" (1922г.) все-таки созданы следом за "Петербургом" А. Белого.

Равно как "Петербург" стоит у истоков модернистской прозы "потока сознания", роман "Москва" предвосхищает литературу постмодернизма (романы Н. Саррот, произведения Ж.-П. Сартра). Трилогия "Москва"(1925-1930гг.),особенно ее третья часть "Маски", знаменует новый этап художественного экспериментаторства А. Белого. Идя по пути ослабления сюжетных связей, размывания образов-характеров, тяготения к безличности персонажа, мгновенного запечатления еще не оформившегося ощущения, процесса зарождения мысли, еще не воплотившейся в слове, субъективизации переживаемых отдельным человеком космических катаклизмов, А. Белый создает ритмизованную прозу, в которой игра словами, как иногда кажется, доходит до абсурда: " Но - временно время. " Бим - бом" - било.

- Было: дом Бом,

- Болты желты: - болтали - расперты.

- "Публичный" - Пупричных, в пупырышках, пестрый халат пода вал; Пятифыфрев, свой глаз в тучи пуча,- про "дом".

- Не про нас: да-с!

- Ермолка-с, пожалуйте-с!

- Алая, злая!

За окнами - елка, закат полосатый; и - пес. В кресло врос:

- Как-нибудь!

- Ничего-с!

Жуть, муть, тень: крыши, медные лбы, бледной сплетней все тише -звенели о том, что мозги мыши съели! И-день!"1

Романы А. Белого являют собой феномен высочайшего уровня интеллектуального и духовного развития. В его творчестве персонифицировались основные парадигмы русского и европейского художественного мышления рубежа XIX - XX вв., реализовавшись в грандиозном замысле трилогии "Восток или Запад ?", воплотившемся в традициях модернистской прозы.

1 Белый А. Москва. С.458.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Дубова, Марина Анатольевна, 1999 год

1. Белый А. Луг зеленый:Книга статей.-М.:Альциона, 1910.-241 С.

2. Белый А. Серебряный голубь.-М.'.Скорпион,1910.-201С.

3. Белый А. Арабески:Книга статей.-М.:Мусагет, 1911 .-321 С.

4. Белый А. Петербург:Роман в 8-ми главах с прологом и эпилогом.-М.: тип. Стасюлевича, 1916.-276С.

5. Белый А. На перевале. Кризис мысли.-Пб.:Алконост, 1918.-166С.

6. Белый А.Эпоха.-М.:Левинсон,1918.

7. Белый А. Офейра. Путевые заметки.-М.:Книгоиздательство писателей в Москве, 1921 .-200 с.

8. Белый А. Дневник писателя.//3аписки мечтателей.-1921 .-N2-3.

9. Белый А. Сирин ученого варварства (по поводу кн.Вяч. Иванова "Родное и Вселенское") .-Берлин: Изд-во" Скифы", 1922.-24С.

10. Белый А. Одна из обителей царства теней.-Л.:Гос.издат,1924.-72С.

11. Белый А. Как мы пишем.-Л., 1930.

12. Белый А. Петербург: роман.-М.:Худ.лит.,1981.-366С.

13. Белый А. Москва.-М.:Сов.Россия,1989.-766С.

14. Белый А. На рубеже двух столетий.-М.:Худ.лит.,1989.-543С.

15. Белый А. Старый Арбат.-М.:Мос.рабочий,1989.-587С.

16. Белый А. Начало века.-М.:Худ.лит.,1990.-687С.

17. Белый А. Между двух революций.-М.-Худ.лит.,1990.-669С.

18. Белый А. Сочинения:В 2-х т.-М., 1990.

19. Белый А. Критика.Эстетика.Теория символизма: В 2-х т,-М.: Искусство, 1994.

20. Белый А. Символизм как миропонимание.-М.:Республика, 1994.-525С.

21. Белый А. Стихотворения и поэмы.-М.:Республика,1994.-559С.

22. Белый А. Воспоминания о Блоке.-М.:Республика,1995.-510С.

23. Белый А. Петербург.-М.:Республика,1995.-464С.

24. Блок А. Собрание сочинений:В 8 т.-М. : Гос. изд.худ. лит., 1959.

25. Гоголь Н.В. Собрание сочинений:В 6 т.-М.:Гос.изд.худ. лит.,1959.

26. Гоголь Н.В. Духовная проза.-М.:Рус.книга,1992.-558С.

27. Григорович Е.Г. "Распыление" мира в дореволюционной прозе Андрея Белого. //Уч.зап.Тартус.ун-та. -т.748.,1987. -С. 134-143.

28. Гуль Роман. Я унес Россию. Апология эмиграции. т.Ш. Россия в Америке.-Нью-Йорк, 1987.

29. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений:В 30 т.-Л.,1972.

30. Карамзин Н.М. Письма русского путешественника.-М.:Правда, 1980.-607С.

31. Ключевский В.О. Собрание сочинений:В 8 т.-М., 1957.

32. Лившиц Б. Полутороглазый стрелец.-М.,1981.-161С.

33. Мережковский Д.С. Больная Россия. Избранное. -Л.:Изд-во Ленинград, унта, 1991 .-121 С.

34. Ходасевич В.Ф. Колеблемый треножник.Избранное.-М.:Сов. писатель, 1991.-683С.

35. Ходасевич В.Некрополь:Воспоминания.-М.,1991.-740С.1.

36. Alexandroff V. Unicorn Impaling a Knight: Ehe Eranscendent and flan in Andrei Beliji's Peterburg.-'Canadian-American Slawic Studijs"T.XYI, (Spring, 1982).

37. Andrei Belyiiettre autobiographique a Ivanov-Razumnik.// Cahiers de monde Russe et Sovietique.15/1-2.1974.

38. Алексеев H.H. Евразийцы и государство.// Евразийская хроника.-Париж,1927.

39. Анненкова Е.И. Русские смирения и западная цивилизация (спор славянофилов и западников в контексте 40-50-ых гл. XIX в.)//Русская литература -1995.-N1-C.38-45.

40. Анненский Л. На кровях:А.Белый:путешествие из Петербурга в Москву полтора века спустя после Радищева и полтора десятилетия спустя после Ленина.//Вопросы литературы,- 1990.-N11-12.-C.3-17.

41. Архангельский А.Н. Стихотворная повесть А.С.Пушкина "Медный всадник".-М., 1990.-95С.

42. Барковская Н.В. Под знаком Гераклита:идейно-художественное своеобразие романа А.Белого "Москва".// Русская литература XX века,-Екатеринбург, 1992.

43. Барковская Н.В. Поэтика символистского романа.-Екатеринбург,1996.-285С.

44. Бахран А. По памяти,по записям. Анд рей Белый.// Континент.-1975.-N 3.

45. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе.// Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики.-М.:Худ.лит.,1975.-502С.

46. Белый А. Нечто о мистике.// Труды и дни. -1912. -№2.

47. Белый А. Письма к Федору Сологубу.// Ежегодник рукописного отдела Пушкинского дома на 1972г.-Л., 1974.

48. Белый А. О Блоке:Воспоминания,статьи,дневники,речи / Вст. ст.А.В.Лаврова.-М.: Автограф, 1997.

49. Белый А.Проблемы творчества. Статьи. Публикации. Воспоминания /Гл.ред.С.Лесневский и др.-М.:Сов.писатель,1988.-832С.

50. Беннет В. Двойники и маски. Исповедальные мотивы в "Воспоминаниях о Блоке" А.Белого.// Литературное обозрение. -М., -1993. -№7,8.

51. Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма,-М.:Наука,1990.-220С.

52. Бердяев Н. Кризис искусства.-М.,1918.-48С.

53. Бердяев Н. О национальной трагедии в русской культуре.// Московский еженедельник.^ 909.-N4.-C.3-12.

54. БлокА. Дитя Гоголя.//Речь.-1909.-20 марта.

55. Бердяев Н. Судьба России/Сост. и послесл. К.П.Ковалева.-М.:Сов. писатель, 1990.-346С.

56. Бердяев Н. Философия творчества,культуры и искусствам 2т.-М.: Искусство, 1994.57.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.