Языковая репрезентация "человека телесного" в художественной прозе В.М. Шукшина тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.01, кандидат наук Ковалёва, Инесса Борисовна
- Специальность ВАК РФ10.02.01
- Количество страниц 236
Оглавление диссертации кандидат наук Ковалёва, Инесса Борисовна
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I Теоретические и методологические проблемы исследования «человека телесного» на материале художественного текста
1.1 «Человек телесный» как объект изучения филологических дисциплин
1.2 Соматическая лексика как объект исследования
1.3 Невербальная сфера коммуникации в аспекте знаковости
1.3.1 Паралингвистика
1.3.2 Кинесика
1.3.3 Окулесика
1.3.4 Гаптика
1.4 Репрезентация «невербалики» в художественном тексте как средство реализации авторского замысла
1.4.1 Текст как объект филологического исследования
1.4.2 Художественный текст в аспекте его характерологических
черт
1.4.3 Невербальные компоненты коммуникации как специфическая
примета художественного текста
Выводы по Главе 1
ГЛАВА II «Человек телесный» в прозе В.М. Шукшина: вербальные средства проявления
2.1 Семантическое пространство «человека телесного» в художественной картине мира В.М. Шукшина
2.2 Способы и средства языковой репрезентации «человека телесного» в художественном тексте В.М. Шукшина
2.3 Национально-культурный аспект оценки «человека телесного» в прозе
В.М. Шукшина
2.4 «Человек телесный» В.М. Шукшина: типы, количество и частотность соматизмов
2.5 «Человек телесный» В.М. Шукшина: специфика функционирования соматизмов в художественном тексте
2.5.1 Соматизм тело
2.5.2 Соматизм глаза
2.5.3 Соматизм рука
2.5.4 Соматизм голова
2.6 Соматизм как элемент художественной образности текста В.М.Шукшина
2.6.1 Соматизм как элемент сравнения
2.6.2 Соматизм как элемент эпитета
2.6.3 Соматизмы в парадигме художественных образов
Выводы по Главе II
ГЛАВА III «Человек телесный» в прозе В.М. Шукшина:
«режиссирование» невербального портрета персонажа
3.1 Языковая репрезентация мимического комплекса в художественной прозе В.М.Шукшина
3.1.1 Репрезентация мимики
3.1.2 Особенности вербализации визуального поведения героев в художественном тексте В.М. Шукшина
3.1.3 Языковая репрезентация улыбки как мимического невербального компонента
3.2 Языковая репрезентация голоса в художественном тексте В.М.Шукшина
3.3 Языковая репрезентация жестов, производимых посредством головы и
рук
3.3.1 Жесты головы
3.3.2 Жесты, выполненные рукой
3.4 «Человек телесный» в контексте тендерных исследований
3.5 Репрезентация невербальных компонентов коммуникации в художественном тексте В.М. Шукшина
(на примере рассказа «Светлые души»)
Выводы по Главе III
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ I Статистические данные исследования
ПРИЛОЖЕНИЕ II Фрагмент словаря «Человек телесный»: опыт тематико-частотного словаря языка В.М. Шукшина»
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК
Репрезентация невербального поведения в русских и немецких художественных текстах: сопоставительный аспект2009 год, кандидат филологических наук Голованова, Ирина Александровна
Невербальная составляющая дискурса персонажа в модели и языковой репрезентации: на материале русской художественной прозы2013 год, доктор филологических наук Музычук, Татьяна Леонидовна
Элементы параязыка в художественной прозе курских писателей2016 год, кандидат наук Ло Шаньлинь
Репрезентация невербальных средств коммуникации в современном испанском языке2009 год, кандидат филологических наук Ю, Елена Дюнеровна
Вербальная репрезентация кинемы в художественном тексте: семантика и прагматика2009 год, кандидат филологических наук Кобзева, Ольга Владимировна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Языковая репрезентация "человека телесного" в художественной прозе В.М. Шукшина»
ВВЕДЕНИЕ
Диссертация выполнена в русле антропоцентрической лингвистики и посвящена проблеме изучения человека телесного на основе анализа и систематизации средств языковой репрезентации на материале художественной прозы В.М. Шукшина.
Исследование проблемы человека в окружающем мире в настоящее время получило новый импульс в связи с тенденцией гуманитаризации науки. В языкознании, психолингвистике, социолингвистике специально рассматриваются вопросы о значении человеческого фактора в механизмах экспрессивности, изучаются особенности индивидуальной речи, ее социальная и тендерная дифференциация.
За последнее время лингвистика и культурология значительно расширили круг изучаемых объектов и явлений, и одним из таких объектов стало «человеческое тело». Например, в лингвистике активно изучается не только языковая концептуализация тела в целом, но также его частей, органов и действий, совершаемых ими или над ними (Д.Б. Гудков, О.Б. Клевцова, И.С. Климас, M.JI. Ковшова, А.Д. Козеренко, Г.Е. Крейдлин, А.Б. Летучий, Н.Е. Мазалова, Н.В. Масалева, В.А. Маслова, С.И. Переверзева, В.А. Савченко, Л.А. Сайфи, Е.В. Урысон, A.A. Уфимцева, Л.И. Харченко и др.).
Актуальность исследования обусловлена тем, что осмысление языковой репрезентации физического тела человека в художественном тексте требует интегрированного лингвокультурологического подхода и семантического исследования, иллюстрирующего на конкретном литературном материале, как способы и средства языкового воплощения человека телесного отражаются в лексической семантике и как формируется специфическое мировидение писателя.
Кроме того, актуальность диссертации обоснована неугасающим интересом к творчеству выдающегося представителя русской культуры В.М. Шукшина, чему в немалой степени способствует его разностороннее дарование
- писателя, кинорежиссера и киноактера. Под пристальное внимание ученых попадают самые различные аспекты его многогранной деятельности. Для современного шукшиноведения характерны проблемы изучения языковой личности писателя, также внимание исследователей привлекают проблемы лигвоэвокационной структуры текстов, интертекстуальности произведений В.М. Шукшина, его картины мира, универсальных архетипических схем и фундаментальных пространственных моделей, исследования художественного метода, диалогичности прозы и т.д. (И.А. Воробьева, М.А. Демидова, С.М. Козлова, Г.В. Кукуева, А.И. Куляпин, О.Г. Левашова, Ю.В. Лушникова, Т.Н. Никонова, Л.В.Серикова, А.Д. Соловьева, О.В. Тевс, Г.Г. Хисамова, А.Д. Хуторянская, A.A. Чувакин, Л.М. Шелкунова и др.).
Ученые справедливо отмечают, что в центре художественного видения В.М. Шукшина всегда стоит не та или иная проблема как таковая, пусть даже и опосредованная через судьбы и характеры героев, а прежде всего человек, и собственно человек «как вершина мироздания». Его художественная картина мира подчеркнуто антропоцентрична и национально-специфична: «именно человек составляет главный объект эстетических поисков автора» [Хисамова 2007: 76], чем и объясняется выбор объекта и темы исследования.
Творчество В.М. Шукшина имеет ярко выраженный национальный характер. Писатель «...стремился передать русский национальный характер или отдельные его черты; ощущал себя именно русским, национальным художником» [Коробов 2009: 133]. Национальное пронизывает все сочинения В.М. Шукшина, что определяется не только языком, поскольку, наряду с ним, «одним из важнейших признаков этноса является общность культурных ценностей и традиций... Языковую личность вообще можно соотносить с культурой вообще, культурой общечеловеческой, тогда как национальную языковую личность следует соотносить с культурой национальной» [Караулов 1987: 47].
В основу проведенного исследования положена следующая гипотеза: человек телесный в художественном тексте В.М. Шукшина представлен в
плане его «аккумуляции в зрелищном образе» - жесте и мимике - как специфический русский тип. Человек телесный, являясь составляющей частью художественного образа, проявляет себя в произведениях В.М. Шукшина как типичный русский национальный субъект культуры, что ярко отражено автором в языковой репрезентации соматических, кинесических и паралингвистических характеристик.
Цель диссертационной работы - осуществить комплексное описание способов и средств языкового воплощения человека телесного на материале художественной прозы В.М. Шукшина.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи исследования:
1. Обосновать совокупность положений, составляющих теоретико-методологическую основу исследования, путем анализа соответствующего корпуса научной литературы и раскрыть сущностные характеристики базовых понятий.
2. Выявить и описать языковые репрезентанты человека телесного, определить частотность их употребления и способы подачи.
3. Обозначить семантическое пространство человека телесного в художественном тексте В.М. Шукшина.
4. Показать специфику функционирования соматизмов, рассмотреть соматизм как элемент художественной образности текста.
5. Установить основные средства и приемы языкового воплощения невербальных компонентов коммуникации, определить особенности их функционирования в художественном тексте В.М. Шукшина.
6. Исследовать тендерную маркированность обозначений невербальных компонентов коммуникации.
При обработке иллюстративного материала использовался комплекс методов исследования, ведущим среди которых стал описательно-аналитический метод с его основными компонентами: наблюдением, обобщением, интерпретацией и типологизацией. На различных этапах работы
применялся метод комплексного анализа текста, метод компонентного и контекстологического анализа, а также метод количественного анализа.
Объектом исследования выступает человек телесный в художественной прозе В.М. Шукшина.
Предметом исследования выступают статические (соматизмы) и динамические (кинесические и паралингвистические средства) компоненты человека телесного и особенности их языковой репрезентации в художественной прозе Шукшина. Под репрезентацией в работе понимается представленность и означивание анализируемого явления при помощи системно-языковых единиц.
В основу методологической базы исследования легли идеи и принципы, изложенные в трудах по антропологической лингвистике, философии языка и семантике, невербальной семиотике, теории речевой коммуникации, лингвокультурологии, психолингвистике. В их числе работы A.A. Акишиной, Н.Д. Арутюновой, Ю.Д. Апресяна, О.С. Баранова, М.М. Бахтина, В.М. Богуславского, Т.В. Булыгиной, JI.M. Васильева, Е.М. Верещагина, И.Н. Горелова, Д.Б. Гудкова, A.A. Залевской, JI.A. Иорданской, В.И. Карасика, Ю.Н. Караулова, Г.В. Колшанского, О.В. Коротун, В.Г. Костомарова, Е.В. Красильниковой, Г.Е. Крейдлина, Л.Н. Капанадзе, В.А. Лабунской, Ю.М. Лотмана, В.А. Масловой, Т.Л. Музычук, Л.Б. Никитиной, Т.М. Николаевой, М.П. Одинцовой, Ю.С. Степанова, Е.В. Урысон, A.A. Уфимцевой, Н.И. Формановской, А.Д. Шмелева, С.Н. Яременко и др.
Материалом исследования послужил весь корпус художественных произведений В.М. Шукшина, созданных им на разных этапах творчества. Методом сплошной выборки зафиксировано 7177 языковых единиц, репрезентирующих человека телесного.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней: 1. Расширено научное понятие человек телесный и предложена методология его изучения, представленная как принцип классификации и репрезентации языковых средств. Человек телесный мыслится как
методологический феномен, включающий совокупность соматических (в статике), кинесических и паралингвистических (в динамике) характеристик персонажа, способствующих созданию художественного образа в его внешних и внутренних проявлениях и особенностях.
2. Впервые осуществлено системное описание языковых средств, репрезентирующих человека телесного в художественной прозе В.М.Шукшина.
3. Выявлена соотнесенность национального колорита персонажей произведений В.М. Шукшина с особенностями использования соматических, кинесических и паралингвистических компонентов текста.
4. Показаны типы и частотность употребления соматизмов, специфика их функционирования в художественных произведениях В.М. Шукшина.
5. Впервые рассмотрены соматизмы как элементы художественной образности в парадигме художественных образов В.М. Шукшина.
6. Продемонстрированы особенности вербального отражения компонентов невербальной коммуникации, в частности взгляда, улыбки, голоса, жестов рук и головы, определена специфика их функционирования в тексте.
7. Описаны особенности тендерного невербального поведения героев произведений В.М. Шукшина.
Кроме того, впервые составлен тематико-частотный словарь языка В.М.Шукшина, содержащий около 6000 языковых единиц, репрезентирующих человека телесного в художественной прозе писателя.
Теоретическая значимость проведенного исследования выражается в продолжении разработки лингвистических аспектов человека телесного, а также в уточнении его понятийного и терминологического аппарата; предложена методика комплексного полипарадигмального описания человека телесного и представлена типология знаков невербальной коммуникации, используемых в творчестве В.М. Шукшина; выявлено функциональное назначение данных знаков с позиции реализации авторских интенций и в
создании индивидуальной картины мира; найдены дополнительные аргументы, подтверждающие мысль о кинематографичности прозы В.М. Шукшина.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных результатов в теоретических и практических курсах по лексикологии, лингвистике и стилистике, интерпретации художественного текста, в элективных курсах по изучению языка художественных произведений. Выводы и наблюдения позволят углубить знания иностранных учащихся в изучении национально-культурных особенностей русского «языка тела» на занятиях по РКИ. Материалы тематико-частотного словаря могут быть использованы в шукшиноведении, а принципы его составления - в отечественной лексикографии.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Для определения особенностей идиостиля писателя и образности художественного текста целесообразно введение понятия человек телесный, который мыслится нами как методологический феномен, включающий совокупность соматических (в статике), кинесических и паралингвистических (в динамике) характеристик персонажа, способствующих созданию национального художественного образа в его внешних и внутренних проявлениях и особенностях.
2. В произведениях В.М. Шукшина человек телесный представлен в плане его «аккумуляции в зрелищном образе» и являет собой один из главных фрагментов художественной картины мира писателя, что отражено в факте активного употребления писателем «телесной лексики».
3. Яркой чертой индивидуального стиля В.М. Шукшина является высокая частотность соматических, кинесических и паралингвистических характеристик персонажа, что, в свою очередь, обосновывает тезис о «кинематографичности» его прозы.
Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры общего языкознания ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» с приглашением членов
научного межведомственного семинара по инновационным аспектам лингвистики.
Основные положения исследования были представлены в докладах и сообщениях, сделанных на Международных научно-практических конференциях: «Русский язык в поликультурной среде: лингводидактические и социокультурные проблемы высшего образования» (Уфа, 2007); «Актуальные проблемы технических, естественных и гуманитарных наук (Уфа, 2008, 2010); «Лингвистический семинар - 2008» (Уфа, 2008); «Проблемы лингвистики в поликультурной среде: история и современность» (Уфа, 2009); «Актуальные проблемы русского языка и культуры речи» (Иваново, 2010); «Актуальные проблемы лингвистики и переводоведения» (Самара, 2010); «Филология и лингвистика: современные тренды и перспективы исследования» (Краснодар, 2011); на Всероссийских научно-практических конференциях: «Наука. Технологии. Инновации» (Новосибирск, 2006); «Коммуникативная культура современника: проблемы и перспективы исследования» (Новокузнецк, 2007); «Актуальные проблемы русского языка и методики его преподавания» (Москва, 2008); «Лингвистика и ее место в междисциплинарном научном пространстве» (Киров, 2008); «Творчество В.М. Шукшина в межнациональном культурном пространстве» (Барнаул, 2009); «Проблемы современной филологии и аспекты преподавания филологических дисциплин в техническом вузе» (Уфа, 2010); «Использование инновационных технологий в обучении иностранным и русскому языкам» (Уфа, 2011).
Основные положения и результаты исследования отражены в 20 публикациях, в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК России, общим объемом 20,64 п.л., а также выпущен словарь «Человек телесный»: опыт тематико-частотного словаря языка В.М. Шукшина».
Структура и объем работы. Структура диссертации определяется целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА I
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ «ЧЕЛОВЕКА ТЕЛЕСНОГО» НА МАТЕРИАЛЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
1.1 «Человек телесный» как объект изучения филологических дисциплин
В настоящее время в филологических науках наблюдается большой интерес к феномену человека, в частности, повышенное внимание уделяется проблеме человеческой телесности, что вписывается в рамки антропологической парадигмы исследования. «Ренессанс идеи тела и телесности затрагивает все сферы социогуманитарного знания и становится новой антропологией на рубеже столетий и тысячелетий» [Жаров 2003:120].
По данным языка, образ человека телесного представляет собой один из наиболее значимых фрагментов языковой картины мира, так как именно тело выступает исходной точкой формирования представлений человека о мире (Н.Д. Арутюнова, Ю.Д. Апресян, М.М. Бахтин, В.М. Богуславский, А. Вежбицкая, A.A. Залевская, Ю.Н. Караулов, А.Д. Козеренко, В.А. Маслова, Н.Е. Мазалова, М. П. Одинцова, В.Н. Телия, Т. Цивьян и др.). Человеку свойственно соотносить свою ориентацию в пространстве, свою оценку окружающей действительности, прежде всего, с частями тела.
Все современные гуманитарные исследования подчеркивают сложность человека, его неисчерпаемость. В фокусе внимания ученых остается не только человек с его внутренними началами - психическими и духовными, но и человек физический, телесный (Н.Д. Арутюнова, В.М. Богуславский, И.М. Быховская, Л.Н. Иорданская, О.В. Коротун, А.Р. Попова, Е.М. Сендровиц, Е.В. Урысон, С.Н. Яременко и др.).
Человек внутренний выражает себя в таких формах, как наука, право, мораль, религия, искусство и т.п. Человек телесный выражает себя во внешности, в конструировании своего внешнего облика. Безусловно, как
отмечают ученые, дифференциация человека внутреннего и телесного условна, ибо человек существо целостное, в котором внутренняя и внешняя жизнь не существует друг без друга. Но чтобы реализовать себя в мире, человек должен быть телесно представленным, зримым.
В философских исследованиях тело человека рассматривается как тело живое, «одушевленное», как основа душевной жизни человека: тело и душа образуют витальное единство. Для конкретного индивида его собственное тело тоже представляется синтезом телесного и духовного и является центральным объектом переживания, наглядным воплощением его «Я», по аналогии с которым он моделирует образ мира (Аристотель, Декарт, Подорога, Хайдеггер, Валери и др.). М.М. Бахтин различает два телесных канона: тело внутреннее («мое тело») и тело внешнее («тело другого человека»): «наружность должна обымать и содержать в себе и завершить целое души» [Бахтин 1979: 33], поэтому «человек в искусстве - цельный человек... мы определили его внешнее тело как эстетически значимый момент и предметный мир как окружение его внешнего тела» [там же].
В социокультурном аспекте ученые разграничивают понятия «тело», «телесность» и «образ тела» (JI.C. Абросимова, A.M. Богданова, В.Н. Никитин, И.А. Седакова, Ю.А. Стребкова и др.).
Понятием «тело» обозначается «материальное образование», обладающее качеством протяженности, имеющее форму, вес, размер, которое формируется, развивается в процессе жизни и умирает. Установление параметров тела является важнейшим способом его изучения и описания, применяемым в естествознании как метод исследования его жизни.
«Телесность», по мнению М.А. Богдановой, есть одухотворенное человеческое тело, это «объективно наблюдаемое и субъективно переживаемое выражение и свидетельство вектора заинтересованной энергии индивида. На состоянии телесности отражаются мотивации, установки и в целом система смыслов индивидуума, поэтому она представляет собой материальный, видимый аспект души (психе)» [Богданова
http://www.culturalnet.ru/main/getfile/9821. Человеческая телесность является результатом процесса личностного развития и выражает культурную, индивидуально-психологическую и смысловую составляющие уникального человеческого существа.
«Тело» ассоциируется с некоторым фиксированным, относительно статичным, ограниченным анатомо-физиологическим объектом. «Телесность» приобретает дополнительный смысл, связанный с динамической характеристикой тела - его двигательной активностью. Таким образом, понятием «телесность» обозначается тело с присущей ему двигательной активностью, экспрессивными формами проявления, «находящееся в социокультурном пространстве и взаимодействующее с ним, детерминированное в своих соматических и двигательных характеристиках как природными закономерностями, так и особенностями этого пространства» [Стребкова 2011: 1403].
Если тело человека является «вещественной субстанцией, телесность -вещественно-духовной», то «образ тела» выступает как представление человека о своем теле, передаваемое посредством понятий и категорий, а значит, не содержит в себе вещественности. «Образ тела» есть «интегрированное психологическое образование, складывающееся из представлений человека как о теле, так и о телесности» [Богданова http://www.culturalnet.ru/main/getfile/9821.
Тело, как и другие параметры человека, - участник различных культурных контекстов и ситуаций: философско-мировоззренческих, социально-инстуциональных, культурно-нормативных. Каждый из перечисленных контекстов придает телу человека определенное содержание и ценностную направленность. Телесное сознание человека выступает первоначальным в формировании его представлений о самом себе, о мире, культуре, социуме [Быховская 2000].
Человеческое тело не просто присутствует в мире наряду с другими телами и объектами, а присоединяет себя к миру и в известном смысле творит его: потребности и желания человека, выраженные в экспрессивных жестах,
создают значения, а, следовательно, заключает М. Мерло-Понти, именно тело «проектирует вокруг себя культурный мир» [Мерло-Понти 1968: 171].
В культурологических исследованиях рассматривается взаимосвязь человеческого тела и культурных практик, зависимость, изменчивость тела под влиянием установок культуры, развития цивилизации, типа культуры; тело многоаспектно, т.к. является биологической данностью, однако оно неотделимо от роли человека в обществе, культуре. «Телесность как социокультурный феномен - преобразованное под влиянием социальных и культурных факторов тело человека, обладающее социокультурными значениями и смыслами и выполняющее определенные социокультурные функции» [Культурология... Словарь 1997: 464].
В.М. Богуславский отмечает, что «представления о внешности человека во взаимосвязи с его внутренним миром - ядро каждой национальной культуры. Они формируются исторически из многих источников (в том числе из художественной литературы), фиксируются в языке, в его лексике и фразеологии, значениях слов и фразеологических единиц. Эти представления достаточно устойчивы и распространены как факт культуры [Богуславский 1994: 6].
По мнению С.Н. Яременко, «сущность человека, его индивидуальность определяются не только его внутренними началами - психическими и духовными. Ибо кроме разума, совести, долга и т.п. у человека есть также плоть, голос, походка, мимика, жесты, он облачает свое тело одеждой, надевает на него украшения и т.д.» [Яременко 1997: 172]. Таким образом, в культуре проявляются различные вариации человека «внешнего» - телесного, поведенческого, одетого. Как и М.М. Бахтин, С.Н. Яременко подчеркивает, что «внешность индивида», которая несет самую разнообразную информацию о нем самом, его месте в социальном пространстве, «имеет исключительное значение не только для социального окружения, но и для самого индивида. Ибо утрата каких-либо черт своего внешнего облика может восприниматься индивидом как потеря своей самости, идентичности своего «Я» [там же].
Исследователь замечает, что телесность выражает себя статически и динамически, причем динамическая характеристика телесности (мимика, движение тела, поза, жесты, поток звуков) «занимает важное место в системе знаков культуры этноса. Знаковую функцию выполняют различные жесты и мимика, не зная их значения, можно неправильно истолковать их выражение» [Яременко 1997: 57].
В особую отрасль психологии достаточно давно выделилось изучение языка жестов (А. Пиз, Г. Вилсон, К. Макклафин и др.), которые рассматриваются в качестве способа невербального общения. Известны науке также попытки определить связь между внешностью и характером человека. Современные ученые (И.Н. Горелов, С.А. Григорьева, Н.В. Григорьев, В.А. Лабунская, С.С. Степанов и др.) активно изучают «язык тела». Жест, мимика играют в процессе взаимодействия роль, которую не может выполнить ни одно другое средство; с их помощью человек открывает мир, создает смысл этого мира, выражает себя и свое отношение к нему.
Интерес современной науки о языке к различным аспектам телесных проявлений человека также очень высок. Истоки интереса к образу человека, и физического образа в частности, обнаруживают себя в работах таких отечественных лингвистов, как Ю.Н. Караулов (1976), В.Н. Телия (1988), Ю.Д. Апресян (1995), Е.В. Урысон (1995), Ю.С. Степанов (1997), Т.В. Булыгина, А.Д. Шмелев (1997), Н.Д. Арутюнова (1999), М.П. Одинцова (2000), А.П. Чудинов (2001), О.В. Коротун (2002), В.А. Маслова (2007) и другие.
В одних описаниях человек понимается как совокупность физического, интеллектуального, психического и социального, а внешний человек мыслится биологически, одноаспектно: только как совокупность частей и органов тела [Караулов 1976: 39.]. Согласно Ю.Н. Караулову, в словаре Халлига-Вартбурга одной из четырех областей является раздел «Человек». Авторы словаря рассматривает человека в трех аспектах: «Человек как живое существо», «Душа и разум», «Человек как общественное существо». Данные рубрики представлены рядом семантических полей. Одним из семантических полей,
составляющих аспект «Человек как живое существо», является поле «Части и органы человеческого тела». Ученый указывает на то, что для построения иерархических зависимостей в этой области предлагаются такие компоненты, как часть - целое (глаз - лицо - голова - тело), элемент - класс (большой палец - палец), род - вид (волосы - коса) [Караулов 1976: 40-41].
В других описаниях человек мыслится как единство каких-либо двух противопоставленных начал: физического и духовного, эмоционального и интеллектуального, внешнего и внутреннего (Е.В. Урысон, Т.В. Булыгина, Ю.С. Степанов, А.Д. Шмелев). Наивно-анатомическая интерпретация человеческого тела была предложена Е.В. Урысон. В основу ее типологии органов ложатся 7 принципов: а) функция, б) физические (болевые) ощущения, в) возможность мыслиться как вместилище, г) компактность, д) относительно точная локализация, е) функционирование независимо от воли субъекта, ж) контролируемость субъектом. Человек здесь понимается как иерархия реальных и представляемых органов, а психические процессы аналогичны материальным процессам внутри человеческого тела, так как всякая способность человека-это функция какого-то органа [Урысон 1995: 3-16].
Параметризованную лингвокультурологическую модель человека предлагает Ю.С. Степанов, утверждая при этом, что человек - предмет культуры и языка - занимает главное место в мире и языке и описывается по-разному, в зависимости от выбранного параметра [Степанов 1997: 557]. Рассматривая языковую концептуализацию действительности, Т.В. Булыгина и А.Д. Шмелев предлагают дихотомическую концепцию языковой модели человека. Человек понимается как единство идеального и материального, интеллектуального и эмоционального (чувственного) начал [Булыгина, Шмелев 1997: 537].
Человек, по Ю.Д. Апресяну, - динамичное, деятельное существо, которое выполняет три различных типа действий: физические, интеллектуальные и речевые. Человеку свойственны определенные состояния - восприятие,
желания, знания, мнения, эмоции, и он определенным образом реагирует на внешние или внутренние воздействия [Апресян 1995].
А.П. Чудинов, рассматривая фреймы метафорической модели «Политические реалии - это человеческий организм» в современной политической речи, выделяет фреймы: «Тело (организм) человека», «Части тела», «Физиологические действия», вырабатывает в них ряд слотов и описывает прототипические характеристики каждой части тела человека [Чудинов 2001].
Похожие диссертационные работы по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК
Концептуализация мимики и механизмы интерпретации мимических движений в языке (на материале английского и русского языков)2019 год, кандидат наук Проскурнич Ольга Дмитриевна
Языковая репрезентация отрицательных эмоций в невербальном поведении лиц различного социального статуса (на материале англоязычных художественных текстов XX-XXI вв.)2019 год, кандидат наук Киселёва Анна Валерьевна
Языковая репрезентация отрицательных эмоций в невербальном поведении лиц различного социального статуса (на материале англоязычных художественных текстов XX–XI вв.)2020 год, кандидат наук Киселёва Анна Валерьевна
Языковая репрезентация отрицательных эмоций в невербальном поведении лиц различного социального статуса (на материале англоязычных художественных текстов XX–XXI вв.)2021 год, кандидат наук Сорокина Анна Валерьевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Ковалёва, Инесса Борисовна, 2012 год
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Апефиренко, Н.Ф. Спорные вопросы семантики: Монография [Текст] / Н.Ф. Алефиренко. - М.: Гнозис, 2005. - 326 с.
2. Амбарцумова, Ж.Э. Лингвострановедческий анализ соматических речений современного русского литературного языка [Текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Ж.Э Амбарцумова. - М., 1986. - 22 с.
3. Апухтина, В.А. Проза Шукшина [Текст] / В.А. Апухтина. - М.: Высшая школа, 1986. - 96 с.
4. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов [Текст] / О.С. Ахманова. - Изд. 4-е, стереотипное. - М.: КомКнига, 2007. - 576 с.
5. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов [Текст] / О.С. Ахманова. - М., Советская энциклопедия, 1966. - 607 с.
6. Апресян, Ю.Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания [Текст] / Ю.Д. Апресян // Вопросы языкознания. - 1995. - №1. - С. 37-68.
7. Апресян, Ю.Д. Избранные труды. Т. 2. Интегральное описание языка и системная лексикография [Текст] / Ю.Д. Апресян. - М.: Языки русской культуры, 1995. - С. 352.
8. Арутюнова, Н.Д. Язык и мир человека [Текст] / Н.Д. Арутюнова. - М.: Языки русской культуры, 1999. - 896 с.
9. Арутюнова, Н.Д. Введение [Текст] / Н.Д. Арутюнова // Логический анализ языка. Образ человека в культуре и языке / Отв. ред. Н.Д. Арутюнова, И.Б. Левонтина. - М.: Издательство «Индрик», 1999. - С. 3 -10.
10. Арутюнова, Н.Д. Метафора и дискурс [Текст] / Н.Д. Арутюнова // Теория метафоры: Сборник / Вступ. ст. и сост. Н.Д. Арутюновой. - М.: Прогресс, 1990. - С. 5 - 32.
11. Бабенко, Л.Г. Лексические средства обозначения эмоций в русском языке [Текст] / Л.Г. Бабенко. - Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1986.-С. 21-23.
12. Бабенко, JI.Г. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика: Учебник; Практикум [Текст] / Л.Г. Бабенко, Ю.В. Казарин. - 3-е изд., испр. - М.: Флинта: Наука, 2005. - 496 с.
13. Байрамуков, P.M. Способ представления речевого акта угрозы в рассказах В.М. Шукшина [Текст] / P.M. Байрамуков // «...Горький, мучительный талант». Материалы V Всероссийской юбилейной научной конференции. - Барнаул, 2000. - С. 41 - 65.
14. Баженова, И.С. Эмоции, прагматика, текст [Текст] / И.С. Баженова. -М.: Менеджер, 2003. - 392 с.
15. Баженова, И.С. Экспрессия эмоций в контексте тендерных исследований // Разноуровневые характеристики лексический единиц. Сборник научных статей по материалам докладов и сообщений конференций. Часть 4. Слово в тексте. - Смоленск: СГПУ, 2001. - С. 99 - 104.
16. Байбурин, А.К. Ритуал в традиционной культуре [Текст] / А.К. Байбурин. - СПб.: Наука, 1993.-237 с.
17. Баранов, А.Г. Функционально-прагматическая концепция текста [Текст] / А.Г. Баранов. - Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1993.- 182 с.
18. Барт, Р. Нулевая степень письма [Текст] / Р. Барт // Семиотика: Антология / Сост. Ю.С. Степанов. Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Академический Проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001. — С. 327 - 370.
19. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества [Текст] / М.Н. Бахтин. -М.: Иск-во, 1979. - С. 33.
20. Бахтин, М.М. Язык в художественной литературе [Текст] / М.М. Бахтин. - Собр. соч.: в 7 т. - М., 1997. - Т.5. - С. 287 - 301.
21. Беглова, В.Б. Лексика поля «кинесика» [Текст]: дис. ... канд. филол. наук / В.Б. Беглова. - М., 1996. - 237 с.
22. Блинова, A.B. Структурно-семантический анализ невербальных средств коммуникации и их отражений в языке и речи [Текст]: дис. ... канд. филол. наук / A.B. Блинова. - М., 1994. - 146 с.
23. Богуславский, В.М. Человек в зеркале русской культуры, литературы и языка [Текст] / В.М. Богуславский. - М.: Космополис, 1994. - 437 с.
24. Богданова, М.А. Становление образа телесного «Я» как проблема рождения личности [Электронный ресурс] / М.А.Богданова. - Режим доступа: http ://www. culturalnet.ru/main/getflle/982.
25. Богус, З.А. Соматизмы в разносистемных языках: семантико-словообразовательный и лингвокультурологйческий аспекты (на материале русского, адыгейского и английского языков) [Текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.02; 10.02.20 / З.А. Богус. - Майкоп, 2006. - 24 с.
26. Бодалев, A.A. Восприятие и понимание человека человеком [Текст] / A.A. Бодалев. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 200 с.
27. Боева, Е.Д. Невербальные средства общения как элементы национальной культуры [Текст] / Е.Д, Боева. - М., Наука, 2001. - С. 45 - 69.
28. Булыгина, Т.В. Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики) [Текст] / Т.В. Булыгина, А.Д. Шмелев. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. — 576 с.
29. Быховская, И.М. «Homo somatiros»: аксиология человеческого тела [Текст] / И.М. Быховская. - М.: Эдиториал УССС, 2000. - 208 с.
30. Вайман, С.Т. Парасловесный диалог [Текст] / С.Т. Вайман // Филологические науки. - 1980. - №2. - С.31 - 38.
31. Вежбицкая, А. Понимание культур через посредство ключевых слов [Текст] / А. Вежбицкая / Пер. с англ. А.Д. Шмелева. - М.: Языки славянской культуры, 2001. - 288 с.
32. Вересаев В. Записи для себя [Текст] / В. Вересаев // Новый мир. -1960. -№1. -С. 163.
33. Верещагин, Е.М. О своеобразии отражения мимики и жестов вербальными средствами (на материале русского языка) [Текст] / Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров // Вопросы языкознания. - 1981а. - № 1. - С. 36 -47.
34. Верещагин, Е.М. Филологический подход к соматическому языку [Текст] / Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров // Язык и речь как объекты комплексного лингвистического исследования. - Калинин: КГУ, 19816. - С. 42 -82.
35. Верещагин, Е.М. Язык и культура. Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного [Текст] / Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров. - 3-е изд. - М.: Рус. яз., 1983. - 269 с.
36. Виноградов, В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове) [Текст] / В.В. Виноградов. - М., Л.: Учпедгиз, 1972. - 784 с.
37. Вовк, О.В. Энциклопедия знаков и символов [Текст] / О.В. Вовк. - М.: Вече, 2008. - 528 с.
38. Войводич, Я. О физиологических жестах: плевание (XIX век и Н.В. Гоголь) [Текст] / Я. Войводич // Телесный код в славянских культурах: сборник научных статей / отв. ред. Н.В. Злыднева. - М.: Институт славяноведения РАН, 2005. - С. 80 - 94.
39. Вырыпаева, Л.М. Национально-культурная специфика сравнения как образного средства характеристики языковой личности [Текст] / Л.М. Вырыпаева // Актуальные проблемы общего и регионального языкознания: материалы Всероссийской научной конференции с международным участием 28 октября 2008 года, I. - Уфа: Издательство БГПУ. - С. 115-117.
40. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования [Текст] / И.Р. Гальперин. - М.: Наука, 1981. - 138 с.
41. Тендер и язык [Текст] / Науч. ред. и сост. A.B. Кирилина. - М.: Языки славянской культуры, 2005. - 624 с.
42. Гиршман, М.М. Литературное произведение: теория и практика анализа [Текст] / М.М. Гиршман. - М.: Высшая школа, 1991. - 99с.
43. Глушаков, П.С. Некоторые замечания к проблеме: Шукшин и изобразительное искусство [Текст] / П.С. Глушаков // Шукшинские чтения. Творчество В.М. Шукшина в современном мире: Сборник материалов
музейной научно-практической конференции 3 октября 2001. - Барнаул. - 2001. -С. 34-47.
44. Голованова, И.А. Репрезентация невербального поведения в русских и немецких художественных текстах: сопоставительный аспект [Текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.20 / И.А. Голованова. - Новосибирск, 2009. - 22 с.
45. Горелов, И.Н. Избранные труды по психолингвистике [Текст] / И.Н. Горелов. - М.: Лабиринт, 2003 .-320 с.
46. Горелов, И. Безмолвный мысли знак: Рассказы о невербальной коммуникации [Текст] / И. Горелов, В. Енгалычев. - М.: Молодая гвардия, 1991.-240 с.
47. Горн, В.Ф. Характеры Василия Шукшина [Текст] / В.Ф. Горн. -Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1981.-248 с.
48. Гумбольдт, В. Язык и философия культуры [Текст] / В. Гумбольдт. -М.: Прогресс, 1985.-451 с.
49. Грейдина, Н.Л. Взаимодействие вербальных и невербальных средств общения в коммуникативном акте [Текст]: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / Н.Л. Грейдина. - Пятигорск, 1996. - 197 с.
50. Гудков, Д.Б. Телесный код русской культуры: материалы к словарю [Текст] / Д.Б. Гудков, М.Л. Ковшова. - М.: Гнозис, 2007. - 288 с.
51. Дидро, Д. Племянник Рамо [Текст] / Д. Дидро. - М., 1956.
52. Дымарский, М.Я. Проблемы текстообразования и художественный текст. На материале русской прозы XIX-XX вв. [Текст] / М.Я. Дымарский. -СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1999. - 284 с.
53. Дымарский, М.Я. Сверхфразовый уровень организации текста / М.Я. Дымарский // Художественный текст. Структура. Язык. Стиль. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1993. - С. 19-37.
54. Екинцев, В.И. Жест как средство выражения смысловой позиции личности: [Текст]: дис. ...канд. психолог, наук: 19.00.01 / В.И. Екинцев. -Санкт-Петербург, 2001. - 223 с.
55. Залевская, A.A. Психолингвистические исследования. Слово. Текст. Избранные труды [Текст] / A.A. Залевская. - М.: Гнозис, 2005. - 543 с.
56. Изард, К. Эмоции человека [Текст] / К. Изард. - М., Изд-во Моск. унта, 1980.-440 с.
57. Иорданская, JI.H. Лингвистика частей тела [Текст] / Л.Н. Иорданская // Семиотика, лингвистика, поэтика: К столетию со дня рождения
A.А.Реформатского. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - С. 397- 406.
58. Каменская, О.Л. Текст и коммуникация [Текст] / О.Л. Каменская. -М.: Высшая школа, 1990. - 151 с.
59. Капанадзе, Л.А. Жест в разговорной речи [Текст] / Л.А. Капанадзе // Голоса и смыслы: Избранные работы по русскому языку - М.: Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН, 2005. - С. 204 - 227.
60. Караулов, Ю.Н. Общая и русская идеография [Текст] / Ю.Н. Караулов. -М.: Наука, 1976.-С. 39.
61. Караулов, Ю.Н. Активная грамматика и ассоциативно-вербальная сеть [Текст] / Ю.Н. Караулов. - М.: ИРЯ РАН, 1999. - 180 с.
62. Карасик, В.И. Речевое поведение и типы языковых личностей [Текст] /
B.И. Карасик // Массовая культура на рубеже XX - XXI веков: Человек и его дискурс. Сборник научных трудов / Под ред. Ю.А. Сорокина, М.Р. Желтухиной. ИЯ РАН. - М.: «Азбуковник», 2003. - С. 24 - 43.
63. Киндеркнехт, A.C. Состав поэтических формул с компонентом «сердце» в русской поэзии начала 20 века [Текст]: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / A.C. Киндеркнехт. - Пермь, 2003. - 190с.
64. Кириллова, О.В. Особенности тендерной коммуникации // Язык достояние науки, культуры и общества. - Тамбов, 2007. - С. 36-42.
65. Клевцова, О.Б. Концепт «человек телесный»: когнитивное моделирование и переносы (на материале) сопоставительного анализа древнерусского и древнеанглийского языков [Текст]: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.20 / О.Б. Клевцова.- Тюмень, 2007. - 209 с.
66. Климас, И.С. Реализация концепта «сердце» в фольклорной и нефольклорной лирике [Текст] / И.С. Климас, Р.И. Климас // Лингвофольклористика: сб. научных статей. - Курск: Изд-во Курск, гос. пед. ун-та, 2000. - Вып. 1. - С. 21-27.
67. Климас, Р.И. Соматическая лексика в поэзии И. Северянина [Текст] / Р.И. Климас // Лингвофольклористика: сб. научных статей. - Курск: Изд-во Курск, гос. пед. ун-та, 2000. - Вып. 2. - С. 41 - 45.
68. Кобзева, О.В. Вербальная репрезентация кинемы в художественном тексте: семантика и прагматика [Текст]: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19 / О.В. Кобзева. - Ростов-на-Дону, 2009. - 190 с.
69. Кожевникова, H.A. Словоупотребление в русской поэзии начала XX века [Текст] / H.A. Кожевникова. - М.: Наука, 1986. - 256 с.
70. Козеренко, А.Д. Тело как объект природы и тело как объект культуры (о семантике фразеологизмов, построенных на базе жестов) [Текст] / А.Д. Козеренко, Т.Е. Крейдлин // Фразеология в контексте культуры. - М.: Языки русской культуры, 1999. - С. 269 - 277.
71. Козеренко, А.Д. Фразеологические соматизмы и семиотическая концептуализация тела [Текст] / А.Д. Козеренко, Т.Е. Крейдлин // Вопросы языкознания. - 2011. - №6. - С. 54 - 66.
72. Козлова, С.М. Поэтика рассказов В.М. Шукшина [Текст] / С.М. Козлова. - Барнаул, 1992. - 181 с.
73. Козырев, И.С. Формирование словарных составов русского и белорусского языков: Соматическая лексика [Текст] / И.С. Козырев. - Минск: Вышэйш. школа, 1983. - 127 с.
74. Колшанский, Г.В. Паралингвистика [Текст] / Г.В. Колшанский. - М.: Издательство ЖИ, 2007. - 96 с.
75. Коробов, В.И. Василий Шукшин: Вещее слово [Текст] / В.И. Коробов; вступ. ст. В.Я. Курбатова. - 2-е изд. - М.: Молодая гвардия, 2009. - 420 с.
76. Коротун, О.В. Образ-концепт «Внешний человек» в русской языковой картине мира [Текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / О.В. Коротун. - Барнаул, 2002. - 23с.
77. Котюрова, М.П. Идиостиль [Текст] / М.П. Котюрова // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н. Кожиной. - М.: Флинта-Наука, 2003. - С. 95 - 99.
78. Красильникова, Е.В. Жест и структура высказывания в разговорной речи [Текст] / Е.В. Красильникова // Русская разговорная речь. Фонетика, морфология, лексика, жест / Под ред. Е.А. Земской. - М.: Наука, 1983. - С. 214235.
79. Краснова, Е.А. Приемы экспрессивной пунктуации в сочинительных конструкциях (на материале рассказов В.М. Шукшина) [Текст] / Е.А. Краснова // Вестник Новгородского университета. - 2008. - № 49. - С. 66 - 70.
80. Крейдлин, Г.Е. Иконические жесты в дискурсе [Текст] / Т.Е. Крейдлин // Вопросы языкознания. - 2006. - № 4. — 46 - 56.
81. Крейдлин, Г.Е. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык [Текст] / Г.Е. Крейдлин. - М.: Новое литературное обозрение, 2004. -584с.
82. Крейдлин, Г.Е. Мужчины и женщины в невербальной коммуникации [Текст] / Г.Е. Крейдлин. - М.: Языки славянской культуры, 2005. - 224 с.
83. Крейдлин, Г.Е. Улыбка как жест и как слово (к проблеме внутриязыковой типологии невербальных актов) [Текст] / Г.Е. Крейдлин, Е.А. Чувилина // Вопросы языкознания, 2001. - №4. - С. 66 - 93.
84. Крейдлин, Г.Е. Семантическая типология русских улыбок [Текст] / Г.Е. Крейдлин, Е.А. Чувилина // Семиотика, лингвистика, поэтика: К столетию со дня рождения А.А.Реформатского. - М.: Языки славянской культуры, 2004. -С. 412-426.
85. Крейдлин, Г.Е. Части тела в русском языке и в невербальных семиотических кодах [Текст] / Г.Е. Крейдлин, А.Б. Летучий // Русский язык в научном освещении. - 2006. - №12 (2). - С. 80 - 115.
86. Крейдлин, Г.Е. Признак «ориентация части тела» в семиотической картине мира [Текст] / Т.Е. Крейдлин, С.И. Переверзева // «Слово - чистое веселье»: Сб. статей в честь А.Б. Пеньковского / отв. ред. A.M. Молдован A.M. - М.: Языки славянской культуры, 2009. - С. 337 - 349.
87. Крейдлин, Т.Е. Сравнительный анализ вербальных и невербальных знаковых кодов [Текст] / Т.Е. Крейдлин, П.М. Аркадьев, А.Б. Летучий // Динамические модели: Слово. Предложение. Текст: Сб. ст. в честь Е.В. Падучевой. - М.: Языки славянской культуры, 2008. - С. 439 - 449.
88. Крылова, Т.В. Лексикон «отвода глаз» (отвернуться, отвести глаза, опустить глаза, потупиться) [Текст] / Т.В. Крылова // Moho-, диа-, полилог в разных языках и культурах / Отв. ред. Н.Д. Арутюнова. - М.: Издательство «Индрик», 2010. - С. 184 - 195.
89. Кузьменкова, В.А. Диминутив как средство выражения имплицитных смыслов высказывания [Текст] / В.А. Кузьменкова // Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей / Отв. ред. В.В. Красных, А.И. Изотов. - М.: МАКС Пресс, 2007. - С. 38 - 44.
90. Кукуева, Т.В. Рассказы В.М. Шукшина: лингвотипологическое исследование: монография [Текст] / Т.В. Кукуева. - Барнаул: БГПУ, 2008. -284с.
91. Куляпин, А.П. В.М. Шукшин и русская классика: Монография [Текст] / А.П. Куляпин, О.Г. Левашова. - Барнаул, 1998. - 102 с.
92. Лабунская, B.A. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход) [Текст] / В.А. Лабунская. - Ростов-на-Дону.: Изд-во Ростовского университета, 1986. - 136 с.
93. Левашова, О.Г. К проблеме типологии творчества Ф.М. Достоевского и В.М. Шукшина [Текст] / О.Г. Левашова // Провинциальная экзистенция: тезисы докладов V Всероссийской научной конференции / отв. ред. Н.В. Халина. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1999. - С. 142-145.
94. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности [Текст] / Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1999. - 487 с.
95. Логический анализ языка. Образ человека в культуре и языке [Текст] / Отв. ред. Н.Д. Арутюнова. - М.: Изд-во «Индрик»,1999. - 424 с.
96. Лотман, Ю.М. Структура художественного текста: монография [Текст] / Ю.М. Лотман // Об искусстве. - СПб.: Искусство - СПБ, 2005. - С. 14 -287.
97. Лотман, Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики: монография [Текст] / Ю.М. Лотман // Об искусстве. - СПб.: Искусство - СПБ, 2005.-С. 288-372.
98. Лотман, Ю.М. Внутри мыслящих миров (Человек - текст -семиосфера - история) [Текст] / Ю.М. Лотман. - М.: Яз. русс, культуры, 1996. -447 с.
99. Лукин В. А. Художественный текст [Текст] / В. А. Лукин. - М.: Ось-89, 2005. - 555 с.
100. Лушникова, Ю.В. Лингвоэвокационное исследование ситуации непонимания в текстах рассказов В.М. Шукшина [Текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / Ю.В. Лушникова. - Барнаул, 2003. - 17 с.
101. Мазалова, Н.Е. Состав человеческий: Человек в традиционных соматических представлений русских [Текст] / Н.Е. Мазалова. - СПб: Петербургское Востоковедение, 2001. - 192 с.
102. Маковский, М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: Образ мира и миры образов [Текст] / М.М. Маковский. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1996. -416 с.
103. Максимов, Л.Ю. Лингвистический анализ художественного текста [Текст] / Л.Ю. Максимов. - М.: Прогресс, 1992.
104. Масалева, Н.В. Соматизмы в русской языковой картине мира [Текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / Н.В. Масалева. -Иваново, 2010.-14 с.
105. Маслова, В.А. Введение в когнитивную лингвистику: учебное пособие [Текст] / В. А. Маслова. - М.: Флинта: Наука, 2006. - 296 с.
106. Маслова, В.A. Homo lingualis в культуре [Текст] / В.А. Маслова. -М.: Гнозис, 2007.-320 с.
107. Маслова, В.А. Лингвокультурология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 3-е., испр. [Текст] / В.А. Маслова. - М.: Академия, 2007. -208 с.
108. Мартьянова, И.А. Киновек русского текста: парадокс литературной кинематографичное™ [Текст] / И.А. Мартьянова. - СПб.: САГА, 2002. - 240 с.
109. Мартынова, Е.М. «От улыбки станет всем теплей...?» [Текст] / Е.М. Мартынова // Русский язык за рубежом. - 2006. - № 3. - С. 71 -75.
110. Миллер, Л.В. Художественная картина мира и мир художественных текстов [Текст] / Л.В. Миллер. - СПб., 2003.
111. Миняева, С.А. Соматическая лексика в поэзии М. Цветаевой [Текст]: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / С.А. Миняева. - Санкт-Петербург, 2007. -266 с.
112. Москвин, В.П. Тропы и фигуры: параметры общей и частных классификаций [Текст] / В.П. Москвин // Филологические науки. - 2002. - №4. -С. 75 -85.
113. Москвин, В.П. Выразительные средства современной русской речи. Тропы и фигуры: термины слов [Текст] / В.П. Москвин. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 940 с.
114. Музычук, Т.Л. Русский невербальный дискурс в языковой системе и речевой деятельности [Текст]: автореф. дис. ... докт. филол. наук: 10.02.01 / Т.Л. Музычук. - Москва, 2010. - 40 с.
115. Мыльникова, Н.В. Структура и функционирование концепта «рука» в русском языке [Текст]: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / Н.В. Мыльникова. - Самара, 2009. -247с.
116. Мыльникова, Н.В. Функциональный аспект содержания концепта «рука» [Текст] / Н.В. Мыльникова // Вестнк СамГУ. - 2009. - № 1 (67). - С. 157 -163.
117. Мишин, A.B. Невербальные средства коммуникации и их отражение в художественном тексте [Текст]: автореф. дис... канд. филол. наук: 10.02.01 / A.B. Мишин. - Москва, 2005. - 16 с.
118. Мугу, Р.Ю. Полисемантизм соматической лексики (на материале русского и немецкого языков) [Текст]: автореф. дис... канд. филол. наук: 10.02.01; 10.02.20 / Р.Ю. Мугу. - Майкоп, 2003. - 24 с.
119. Накашидзе, Н.В. Кинесика и ее вербальное отражение в характеристике персонажей художественного произведения: (На материале англо-американской прозы XX века) [Текст]: дис. ... канд. филол. наук / Н.В. Накашидзе. - Москва, 1981. - 156 с.
120. Никитин, В.Н. Психология телесного сознания [Текст] / В.Н. Никитин. - М.: Алетейа, 1998. - 488 с.
121. Николаева, Т.М. Языкознание и паралингвистика [Текст] / Т.М. Николаева, Б.А. Успенский // Лингвистические исследования по общей и славянской типологии. - М.: Наука, 1966. —G. 63 - 74.
122. Николаева, Т.М. Словарная статья «Паралингвистика» [Текст] / Т.М. Николаева // Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1990.-С. 367.
123. Николаева, Т.М. От звука к тексту [Текст] / Т.М. Николаева. - М.: Языки русской культуры, 2000. - 675 с.
124. Николина, H.A. Филологический анализ текста [Текст] / H.A. Николина. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 256 с.
125. Никитина, Л.Б. Образ homo sapiens в русской языковой картине мира [Текст] / Л.Б. Никитина. - Омск: Изд-во ОГУ, 2003. - 256 с.
126. Павлович, Н.В. Язык образов [Текст] / Н.В. Павлович. - М.: Азбуковник, 2004. - 527 с.
127. Папулинова, И.Е. Языковая манифестация жестов рук в диалогическом дискурсе (на материале русского, немецкого и английского языков) [Текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19 / И.Е. Папулинова. -Тамбов, 2003.- 14 с.
128. Переверзева, С.И. Телесность и некоторые особенности семиотического диалогического поведения [Текст] / С.И. Переверзева, Т.Е. Крейдлин // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии (по материалам ежегодной Международной конференции «Диалог» (Бекасово, 4-8 июня 2008 г.). - М., 2008. - Вып. 7 (14). - С. 427 - 430.
129. Пиз, Аллан Язык телодвижений [Текст] / Алан Пиз. - Новгород: АЙ КЬЮ, 1992.-262 с.
130. Попова, З.Д. Очерки по когнитивной лингвистике [Текст] / З.Д. Попова, И.А. Стернин. - Воронеж, 2001. - 192 с.
131. Попова, А.Р. Функционирование соматизма голова в цикле рассказов «Записки охотника» И.С. Тургенева [Текст] / А.Р. Попова // Актуальные проблемы общего и регионального языкознания: материалы Всероссийской научной конференции с международным участием 28 октября 2008 года, II. -Уфа: Издательство БГПУ. - С. 99 - 105.
132. Попова, А.Р. Об одной из особенностей соматической фразеологии [Текст] / А.Р. Попова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2009. - №6 (2). - С. 321-325.
133. Поповская, Л.В. Лингвистический анализ художественного текста в вузе: Учеб. пособ. для студ. филол. фак-тов. 2-е изд., доп. и перераб. [Текст] / Л.В. Поповская. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 512 с.
134. Попчук, О.М. Лингвистические и паралингвистические средства реализации ложного высказывания в акте коммуникации [Текст]: дис. ...канд. филологических наук / О.М. Попчук. - Москва, 2006. - 252 с.
135. Постовалова, В.И. Бог, ангельский мир, человек в религиозной философии А.Ф. Лосева // Логический анализ языка. Образ человека в культуре и языке / Отв. ред. Н.Д. Арутюнова, И.Б. Левонтина. - М.: Издательство «Индрик», 1999. - С. 415-418.
136. Поцепня, Д.М. Образ мира в слове писателя [Текст] / Д.М. Поцепня. -СПб., 1997.-254 с.
137. Прохоров, Ю.Е. Русское коммуникативное поведение [Текст] / Ю.Е. Прохоров, И.А. Стернин. - М.: Флинта-Наука, 2002. - 277 с.
138. Реформатский, A.A. О перекодировании и трансформации коммуникативных систем [Текст] / A.A. Реформатский // Исследования по структурной типологии. - М., 1963.
139. Рут, М.Э. Образная номинация в русском языке [Текст] / М.Э. Рут. -Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1992. - 148 с.
140. Русские и «русскость»: Лингво-культурологические этюды [Текст] / Сост. В.В. Красных. -М.: Гнозис, 2006. - 336 с.
141. Рюкле, X. Ваше тайное оружие. Мимика, жест, движение [Текст] / X. Рюкле. -М.: АО Интерэксперт, 1996. -277 с.
142. Рябинина, H.A. Когнитивная модель восприятия в русском языке: На материале фразеологизмов с компонентом «глаз», «ухо», «нос» [Текст]: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / Н.А.Рябинина. - Томск, 2005. - 218 с.
143. Савченко, В.А. Концептосфера «человек телесный» в русской и немецкой паремиологической картине мира (кросскультурный анализ соматизмов) [Текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01; 10.02.19 / В.А. Савченко. - Курск, 2010. - 18 с.
144. Сайфи, Л.А. Концептуализация соматического образа человека в языке и дискурсивных практиках (на материале современного английского языка) [Текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04 / Л.А. Сайфи. -Уфа, 2008. - 24 с.
145. Семиотика: Антология / Сост. Ю.С. Степанов. Изд. 2-е, испр. и доп. -М.: Академический Прект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001. - 702 с.
146. Сендровиц, Е.М. Названия частей человеческого тела в русском языке [Текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / Е.М. Сендровиц. -М., 1970.-19 с.
147. Серикова, Л.В. Портрет персонажа в прозе В.М. Шукшина: системное лексико-семантическое моделирование [Текст]: дис. ... канд. наук: 10.02.01 / Л.В. Серикова. - Бийск, 2004. - 153 с.
148. Сигов, B.K. Русская идея В.М. Шукшина: Концепция народного характера и национальной судьбы в прозе [Текст] / В.К. Сигов. - М.: Интеллект-центр, 1999. - 302 с.
149. Соловьева, А.Д. Художественный текст как источник фразеологии (на материале произведений В.М. Шукшина) [Текст] / А.Д. Соловьева // Шукшинские чтения: материалы науч. конф., посвященной памяти В.М. Шукшина, Волгоград - Клетская, 23 сентября 1998. - Волгоград: Перемена, 1998.-С. 45-47.
150. Солганик, Г. Я. От слова к тексту [Текст] / Г.Я. Солганик. - М.: Флинта: Наука, 1993. - 202 с.
151. Солганик, Г.Я. Стилистика текста: учеб. пособие [Текст] / Г.Я. Солганик. - М.: Флинта: Наука, 1997. - 253 с.
152. Скребнев, Ю.М. Тропы и фигуры как объект классификации [Текст] / Ю.М. Скребнев // Проблемы экспрессивной стилистики. - Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского гос. ун-та, 1987. - С. 60 - 65.
153. Славский, Р. Искусство пантомимы [Текст] / Р. Славский. - М.: Наука, 1977.-С. 31.
154. Старикова, Г.В. Лексика портретных описаний [Текст]: дис ...канд. филол. наук / Г.В. Старикова. - Л., 1994. - 198 с.
155. Степанов, Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования [Текст] / Ю.С. Степанов. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1997.-С. 557.
156. Степанов, С.С. Язык внешности [Текст] / С. С. Степанов. - М.: Изд-во Эксмо, 2005.-416 с.
157. Степанченко, A.B. Лицо человека [Текст] / A.B. Степанченко. - М.: Авиация и космонавтика, 1991. - 48 с.
158. Стернин, И.А. Улыбка в русском общении [Текст] / И.А. Стернин // Русский язык за рубежом. - 1992. - № 2. - С. 54 - 57.
159. Стернин, И.А. Практическая риторика: Учеб. пособие для высш. учебн. заведений [Текст] / И.А. Стернин. - М.: Академия, 2003. - 272 с.
160. Стернин, И.А. Введение в речевое воздействие [Текст] / И.А. Стернин. - Воронеж, 2001. - 252 с.
161. Стребкова, Ю.А. Особенности формирования образа тела в условиях современного образования [Текст] / Ю.А. Стребкова. - Известия Самарского научного центра Российской академии. - 2011. - Т.13. - № 2(6). - С. 1402-1408.
162. Тело в русской культуре. Сборник статей [Текст] / Сост. Г. Кабакова, Ф. Конт. - М.: Новое литературное обозрение, 2005. - 400 с.
163. Толстой, А.Н. Собрание сочинений в 10 томах [Текст] / А.Н. Толстой. - М.: Гослитиздат, 1961. - Т. 10. - С. 219.
164. Тураева, З.Я. Лингвистика текста: учеб. пособие [Текст] / З.Я. Тураева. -М.: Просвещение, 1986. - 127 с.
165. Тюрин, Ю. Кинематограф Василия Шукшина [Текст] / Ю. Тюрин. -М.: «Искусство», 1984. - 318 с.
166. Урысон, Е.В. Проблемы исследования языковой картины мира: Аналогия в семантике [Текст] / Е.В. Урысон. - М.: Языки славянской культуры, 2003.-224с.
167. Урысон, Е.В. Семантика величины [Текст] / Е.В. Урысон // Языковая картина мира и системная лексикография / В.Ю. Аперсян, Ю.Д. Апресян, Е.Э. Бабаева, О.Ю. Богуславская, Б.Л. Иомдин, Т.В. Крылова, И.Б. Левонтина, A.B. Санников, Е.В. Урысон; Отв. ред. Ю.Д. Апресян. - М.: Языки славянских культур, 2006. - С. 713 - 758.
168. Урысон, Е.В. Синонимический ряд лексемы взгляд 1 [Текст] / Е.В. Урысон // Новый объяснительный словарь синонимов русского языка. / Под общим рук. акад. Ю.Д. Апресяна. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1997.-С. 23.
169. Урысон, Е.В. Фундаментальные способности человека и наивная «анатомия» [Текст] / Е.В. Урысон // Вопросы языкознания. - 1995. - №3. - С. 3 - 16.
170. Цивьян, Т. Отношение к себе и к своему телу в русской модели мира [Текст] / Т. Цивьян // Тело в русской культуре: Сборник статей / Сое. Г. Кабакова и Ф. Конт. - М.: Новое литературное обозрение, 2005. - С. 38 - 48.
171. Цыбина, JI.B. Языковые и неязыковые средства актуализации эмоции «гнев» в кинематографическом дискурсе (гендерный аспект) [Текст]: дис.. .канд. филол. наук: 10.02.19 / JI.B. Цыбина - Саранск, 2005. - 197 с.
172. Харченко, ЛИ. Облик человека в зеркале русского и испанского языков [Текст] / Л.И. Харченко, Ю.А. Шашков // Логический анализ языка. Образ человека в культуре и языке / Отв. ред. Н.Д. Арутюнова, И.Б. Левонтина.
- М.: Издательство «Индрик», 1999. - С. 312 - 319.
173. Хайруллина, Р.Х. Фразеологическая картина мира: от мировидения к миропониманию [Текст] / Р.Х. Хайруллина. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2001. - 285 с.
174. Хисамова, Г.Г. Социально-психологические типы языковых личностей и их речевое поведение в художественном дискурсе [Текст] / Г.Г. Хисамова // Сергеева Л.А. Антропосфера дискурса / Л.А. Сергеева, Г.Г. Хисамова, В.А. Шаймиев, Е.А. Яковлева. - Уфа: Гилем, 2007. - С. 65 - 115.
175. Хисамова, Г.Г. Диалог как компонент художественного текста (на материале художественной прозы В.М. Шукшина): Монография [Текст] / Г.Г. Хисамова. - М.: МИГУ, 2007. - 352 с.
176. Хлыстова, В.Г. Функционально-структурная и семантическая характеристика кинематических речений, отражающих коммуникативный аспект кинесики (на материале английского языка) [Текст]: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04 / В.Г. Хлыстова. - Нижний Новгород, 2005. - 23 с.
177. Хроленко, А.Г. Лингвокультуроведение [Текст] / А.Г. Хроленко. -Курск: Изд-во ГУИПП «Курск», 2000. - 168 с.
178. Хроленко, А.Г. Основы лингвокультурологии: учеб. пособие [Текст] / А.Г. Хроленко. - М.: Флинта: Наука, 2004. - 184 с.
179. Хуторянская, А.Д. Картина мира в «Малой прозе» В.М. Шукшина: [Текст]: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / А.Д. Хуторянская. - Барнаул, 2000.
- 228 с.
180. Фомин, А.Г. Психолингвистическая концепция тендерной языковой личности [Текст]: дис. ... доктора филол. наук: 10.02.19 / А.Г. Фомин. -Барнаул, 2004. - 357 с.
181. Формановская, Н.И. Коммуникативно-прагматические аспекты единиц общения [Текст] / Н.И. Формановская. - М.: Институт русского языка им. A.C. Пушкина, 1998. - 292 с.
182. Черная, JI.A. Антропологический код древнерусской культуры. - М.: Языки славянских культур, 2008. - 464 с.
183. Чувакин, A.A. Художественно-речевая структура прозы В.М. Шукшина [Текст] / A.A. Чувакин // Творчество В.М. Шукшина: Энциклопедический словарь-справочник. - Барнаул, 2004. -Т.1.-С. 171 -181.
184. Чувакин, A.A. Лингвоэвокационная структура прозы В.М. Шукшина: к постановке проблемы (на материале рассказов) [Текст] / A.A. Чувакин // Творчество Шукшина. Язык. Стиль. Контекст: материалы VII Международной научной конференции / под ред. А.И. Куляпина. - Барнаул: Изд-во Алт.ГУ, 2006.-С. 112-124.
185. Чувакин, A.A. Творчество В.М. Шукшина и исследованиях филологов Алтайского государственного университета (2000-2009) [Текст] / A.A. Чувакин // Творчество В.М. Шукшина в межнациональном культурном пространстве: Материалы VIII Всероссийской юбилейной научной конференции (с международным участием) / Под ред. О.Г. Левашовой. -Барнаул: Изд-во Азбука, 2009. - С. 284 - 294.
186. Чудинов, А.П. Россия в метафорическом зеркале: Когнитивное исследование политической метафоры [Текст] / А.П. Чудинов. - Екатеринбург: Уральский госуд. пед. ун-т, 2001. - 238 с.
187. Шаховский В.И. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка [Текст] / В.И. Шаховский. - М.: Издательство ЛКИ, 2008. - 208с.
189. Шелкунова, Л.М. Способы передачи речежестового поведения персонажей в повествовательном художественном тексте [Текст] / Л.М. Шелкунова // Филологические науки. - 1994. - № 4. - С. 61- 71.
190. Шмелев, А.Д. Русская языковая модель мира: Материалы к словарю [Текст] / А.Д. Шмелев. - М.: Языки русской культуры, 2002. - 224 с.
191. Щирова, И.А. Многомерность текста: понимание и интерпретация: учебное пособие [Текст] / И.А. Щирова, Е.А. Гончарова. - СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007. - 472 с.
192. Экман П. Психология лжи [Текст] / П. Экман. - СПб., 2003.
193. Язык жестов [Текст] / Сост. A.A. Мельник. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003.-448 с.
194. Яременко, С.Н. Внешность человека в культуре [Текст] / С.Н. Яременко. - Ростов-на-Дону: Издательский центр ДГТУ, 1997. - 172 с.
195. Шукшин, В.М. Позови меня в даль светлую...: Рассказы. Повести. Записные книжки / Предисл. С.Р.Федякина. - М.: Изд-во Эскимо, 2004. - 672 с.
196. Шукшин, В.М. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 1.: Любавины: Роман / Вступ. ст. В. Вербицкого [Текст]. - М: Литература; Престиж книга; РИПОЛ классик, 2005. - 544 с.
197. Шукшин, В.М. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 2.: Я пришел дать вам волю: Роман; Повести [Текст]. - М: Литература; Престиж книга; РИПОЛ классик, 2005. - 544 с.
198. Шукшин, В.М. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 3.: Повести; Рассказы [Текст]. - М: Литература; Престиж книга; РИПОЛ классик, 2005. - 560 с.
199. Шукшин В.М. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 4.: Рассказы [Текст]. -М: Литература; Престиж книга; РИПОЛ классик, 2005. - 544 с.
200. Darvin Ch. The Expression of the Emotions in Man and Animals. New York: Philosophical Library, 1872 [3rd edition - 1965].
201. Ekman P. An argument for basic emotions // Cognition and emotion, 6, № 2, 1992, p. 169-200.
202. Ekman P., Friesen W.V. Constants cultures in face and emotion // Journal of personality and social psuchologu, 1971. Vol. 17, № 2. p. 124-129.
203. Hooff J. A. R. van. The comparison of facial expression in man and higher primates // Cranach N. (ed.) Methods of inference from animal to human behavior. Chicago, 1976, p. 165-196.
204. Merleay-Ponty M. Phenomenology of Perception. L., 1968, p. 171.
СЛОВАРИ
205. Акишина, A.A. Жесты и мимика в русской речи: Лингвострановедческий словарь [Текст] / A.A. Акишина, X. Кано, Т.Е. Акишина. - М.: Русский язык, 1991. - 144 с.
206. Баранов, О.С. Идеографический словарь русского языка [Текст] / О.С. Баранов. - М.: Издательство ЭТС, 1995. - 820 с.
207. Богуславский, В.М. Словарь оценок внешности человека [Текст] / В.М. Богуславский. - М.: Космополис, 1994. - 336 с.
208. Васильев, Л.М. Системный семантический словарь русского языка. Предикатная лексика [Текст] / Л.М. Васильев. - Уфа: Тилем, 2005. - 466 с.
209. Горбачевич, К.С. Словарь эпитетов русского литературного языка [Текст] / К.С. Горбачевич. - СПб.: Норинт, 2000. - 221 с.
210. Григорьева, С.А. Словарь русских жестов [Текст] / С. А. Григорьева, Н.В. Григорьев, Г.Е. Крейдлин. - Москва - Вена: Языки русской культуры; Венский славистический альманах, 2001. - 255 с.
211. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: Репринтное воспроизведение издания 1993-1999гг.: в 4 т. [Текст] / В.И. Даль. -М.: Прогресс: Универс, 1994.
212. Елистратов, B.C. Словарь языка Василия Шукшина: Около 1500 слов, 700 фразеологических единиц [Текст] / B.C. Елистратов. - М.: «Азбуковик», «Русские словари», 2001. - 432 с.
213. Жуков, В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка [Текст] / В.П. Жуков, A.B. Жуков. - М.: Просвещение, 1994. - 431 с.
214. Культурология. 20 век: Словарь [Текст]. - СПб: Универс. книга, 1997.-С. 464.
215. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: АЗЪ, 1993. -960 с.
216. Саяхова, Л.Г. Тематический словарь русского языка [Текст] / Л.Г. Саяхова, Д.М. Хасанова, В.В. Морковкин / Под ред. проф. В.В. Морковкина. -М.: Рус. яз., 2000.-560 с.
217. Соловьева, А.Д. Словарь фразеологизмов в произведениях В.М. Шукшина [Текст] / А. Д. Соловьева // Творчество В.М. Шукшина: Энциклопедический словарь-справочник. - Барнаул, 2004. - Т. 1. - С. 213 - 231.
218. Словарь языка жестов: Более 1300 словарных статей [Текст] / Л.И. Дмитриева, Л.Н. Клокова, В.В. Павлов. - М: ООО «Издательство ACT»: ООО «Издательство Астрель»: ООО Издательство «Русские словари», 2003. - 320 с.
219. Словарь русского языка в 4 томах [Текст] / Изд-во 3-е под. ред. А.П. Евгеньевой. - М.: Русский язык, 1985-1988.
220. Словарь русского языка [Текст]. - Т. 1 - 4. - М.: Русский язык, 1984 (MAC).
221. Словарь современного русского литературного языка [Текст]. - Т. 117. - М., Л.: Издательство АН СССР, 1950-1965 (БАС).
222. Словарь русских народных говоров [Текст] / Гл. ред. Ф.П. Сороколетов. - Вып. 1-41. - СПб.: Наука, 1965-2007 (СРНГ).
223. Славянские древности: этнолингвистический словарь: В 5 т. Т. 1: А -Г [Текст] / Под ред. Н.И. Толстого; Институт славяноведения РАН. - 1995. -584 с.
224. Толковый словарь русского языка [Текст] / Под ред. Д.Н. Ушакова. -Т. 1-4. - М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1937-1940 (ТСРЯУ).
225. Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка: В 4-х т. [Текст] / Пер. с нем. и доп. О.Н. Трубачева; Под ред. и предисл. Б.А. Ларина. -2-е изд., стер. - М.: Прогресс, 1986.
226. Частотный словарь русского языка [Текст] / Под ред. Л.Н. Засориной. - М.: Русский язык, 1977. - 93 5 с. (ЧСРЯ).
227. Частотный словарь С.А. Шарова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.artmt.ш/proiects/frqlist.asp // www.gramota.ru
228. Черных, П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: В 2 т. - 3-е изд., стереотип. Т 2: А Панцирь - Ящур [Текст]. -М.: Рус. яз., 1999.-560 с.
229. Шанский, Н.М. Краткий этимологический словарь русского языка: Пособие для учителя. - Изд. 2-ое, исп. и доп. [Текст] / Н.М. Шанский, В.В. Иванов, Т.В. Шанская / Под ред. С.Г. Бархударова. - М.: Просвещение, 1971. -С. 146.
230. Шанский, Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка: Значение и происхождение слов. - 2-е изд. [Текст] / Н.М. Шанский. - М.: Дрофа; Русский язык, 1997. - 400 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.